Расчет и оценка пожарного риска. Аудит пожарной безопасности


Д.В. Блинов, генеральный директор ООО «Пожарный Эксперт», г. Воронеж

А.М. Ненуженко, технический директор ООО «Пожарный Эксперт», г. Воронеж

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, что установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» . По сути – это альтернатива Федеральному государственному пожарному надзору.

Что дает собственнику проведение на его объекте независимой оценки пожарного риска?

Прежде всего – это отсутствие плановых проверок органами ГПН в течение срока действия заключения. В соответствии с п. 31 Административного регламента МЧС России органами Госпожнадзора при планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом проверки в отношении этих объектов надзора планируются не ранее чем через три года.

Второе, не менее значимое по важности, – это возможность обоснования допустимости отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Обоснование это выполняется путём проведения расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений, при этом подтверждение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности выполняется на основании п. 1 ч. 1. ст. 6 ТРоТПБ . Актуальность этого преимущества чаще всего обусловлена отсутствием технической возможности выполнения требований НД по ПБ (в отдельных случаях проще снести здание и построить новое).

Расчет пожарного риска позволяет оценить степень влияния отдельных отступлений от требований пожарной безопасности на безопасность людей и их допустимость. Методики РПР утверждены МЧС России . В основе расчёта лежит моделирование пожара, в т.ч. распространения ОФП в здании, и эвакуации людей при пожаре.

Моделирование пожара и эвакуации выполняется с применением программного обеспечения, прошедшего процедуру подтверждения достоверности реализуемых моделей требованиям Методик .

Проблемы системы независимой оценки пожарного риска:

    Неопределённость термина «Объект защиты» в части целей и объекта применения НОР.

Поясню на примере. Возможны 2 варианта:

Первый – это одно или несколько зданий, принадлежащих одному собственнику. Здесь никаких проблем не возникает: НОР проводится в отношении всех зданий, и в целом весь объект может быть освобождён от плановых проверок.

Второй вариант: собственнику принадлежит часть помещений в здании, которые не выделены в отдельный пожарный отсек. Проведение НОР в отношении только этих помещений противоречит Методикам , а проведение оценки всего здания без заключения договоров с другими собственниками противоречит требованиям Правил , кроме того, в этом случае нет возможности получения необходимых исходных данных. В этом случае инициатор пожарного аудита должен договариваться со всеми остальными собственниками, и все они должны заключить договоры на проведение НОР с одной экспертной организацией. Если этого ему не удастся, воспользоваться возможностью проведения пожарного аудита не получится, т.е. собственник лишается права выбора условия подтверждения соответствия объекта, предоставленного ему Законом.

    Отсутствие возможности невключения в план проверок для отдельных объектов при наличии положительного заключения НОР.

Согласно п. 31 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности .

Эти виды деятельности определены Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

К видам деятельности, для которых установлена периодичность проверок «не чаще 1 раза в год» отнесены:

    дошкольное и начальное общее образование;

    основное общее и среднее (полное) общее образование;

    предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;

    деятельность детских лагерей на время каникул.

С учётом особенностей планирования, установленным п. 31 Административного регламента , а именно, составления плана проверок до 20 августа предыдущего года, наличие в органе ГПН положительного заключения НОР на такой объект защиты никак не может повлиять на включение или невключение объекта в план проверок: проверка объекта может быть запланирована ровно через 1 год после регистрации заключения НОР, т.е. если заключение было зарегистрировано 20 августа 2016 года, такой объект может подвергнуться плановой проверке 21 августа 2017 года.

Таким образом, заинтересованность объекта в выборе такого вида оценки соответствия, как НОР, в данном случае будет весьма низкой.

    Несовершенство Методик. Остановлюсь только на одном моменте. Методики содержат положения, позволяющие учитывать влияние отдельных отступлений от требований НД по ПБ на величину пожарного риска.

Это нарушения, связанные с геометрическими параметрами путей эвакуации (протяжённость путей эвакуации, высота и ширина путей эвакуации и выходов, уклоны лестничных маршей и т.д.), и отсутствием или несоответствием нормам систем пожарной автоматики.

Влияние на пожарные риски других нарушений учесть невозможно. Отсюда получается, что все остальные нарушения нельзя обосновать расчётом пожарного риска, и единственный способ обеспечения соответствия объекта требованиям ПБ – это устранение таких нарушений. В пользу этой точки зрения выступают положения п. 48.1 Административного регламента : «В случае проведения аккредитованной в установленном порядке экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, расчета по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчет подлежит проверке… Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчетные величины пожарного риска , считается исполненным при выполнении одного из следующих условий ». Далее перечисляются эти условия. Т.е. при наличии положительного заключения НОР на стадии внеплановой проверки инспектор может отметить как выполненные только те мероприятия, которые учитываются в РПР (указаны выше). Другие невыполненные мероприятия не могут быть отмечены как исполненные, с соответствующими последствиями в виде административной ответственности. И это – при наличии положительного заключения.

Получается парадоксальная ситуация: имеется заключение с выводом о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности, который признаётся государством в лице представителя ГПН и не оспаривается им, при этом объект подвергается санкциям за нарушение требований пожарной безопасности. И всё по закону.

Для ясности приведу пример. При плановой проверке было выдано предписание об устранении нарушения п. 7.16 СП 4.13130.2013 – отсутствует ограждение на кровле здания высотой до карниза кровли более 10 метров. При внеплановой проверке было предъявлено положительное заключение НОР. Заключение инспектором не оспорено, но в связи с тем, что отсутствие ограждения на кровле не влияет на расчётную величину пожарного риска, данный пункт предписания не был отмечен как выполненный. В результате составлен протокол по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор (санкция данной статьи предусматривает штраф на юридическое лицо до 80 000 руб.).

Вместе с тем, на эту ситуацию в экспертном сообществе есть иная точка зрения: если с учётом учтённых при расчёте нарушений риск не превысил допустимого значения, и при этом выполнены требования ТРоТПБ , то есть основания признать объект защиты соответствующим требованиям ПБ – это п. 1 ч. 1 ст. 6 . Причём, независимо от количества и серьёзности других нарушений нормативных документов.

    Качество проведения НОР. Очевидно, что аудит пожарной безопасности, являясь альтернативой государственному пожарному надзору, – весьма ответственный вид деятельности, и допущенные здесь ошибки могут привести к тяжёлым последствиям. Поэтому данная работа должна проводиться экспертными организациями, которые способны выполнить её с высоким качеством, обладают необходимым количеством квалифицированных экспертов и имеют в своём распоряжении испытательное оборудование.

Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности , установлено, что независимая оценка проводится экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. При этом порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России. Этот порядок определён приказом МЧС России от 25.11.2009 № 660 и устанавливает ряд требований к экспертным организациям, направленных на достижение цели аккредитации – обеспечение качественного выполнения работ по независимой оценке пожарного риска.

Одним из таких требований является наличие не менее 5 экспертов, имеющих необходимое образование, стаж работы и квалификацию. Вместе с тем, допускается аккредитация организаций, привлекающих экспертов по совместительству, а количество экспертов по основному месту работы в экспертной организации не регламентировано. То есть все 5 экспертов могут быть «совместителями». Таким образом, успешно пройти аккредитацию могут организации, в которых нет ни одного эксперта, работающего по основному месту работы, а эксперты, в свою очередь, могут одновременно работать по совместительству в неограниченном количестве экспертных организаций. Данное положение на наш взгляд противоречит вышеуказанной цели аккредитации.

Для обеспечения должного НОР было бы правильно требования, предъявляемые к претендующим на аккредитацию организациям в части наличия экспертов, изложить по аналогии с требованиями к организациям, проходящим аккредитацию на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (ч. 2 ст. 50 Градостроительного кодекса РФ), а именно: наличие не менее чем пяти должностных по месту основной работы.

Ещё одно важное требование установлено подпунктом «а» пункта 5 Порядка, в котором предусмотрено, что экспертные организации должны иметь приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности. Однако перечень необходимого для этого оборудования при этом не определён.

Для обеспечения качественного обследования объекта необходимо регламентировать минимально необходимый для этого перечень приборов и оборудования, без которых невозможно провести качественное обследование объекта (дальномер, шумомер, анемометр, дифференциальный манометр, люксметр, яркомер, толщиномер покрытий, и т.п.).

Решение обозначенных в докладе вопросов на наш взгляд позволит повысить качество и объективность НОР, а также значительно увеличить количество объектов, выбравших такой вид подтверждения своей безопасности.

Список использованной литературы

    Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённая приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 (с изменениями на 2 декабря 2015 года).

    Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утверждённая приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404 (в ред. Приказа МЧС РФ от 14.12.2010 № 649).

    Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304.

    Приказ МЧС России от 25.11.2009 № 660 «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

    Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утверждённый приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 (в ред. от 21.04.2014).

В Российской Федерации разработана и одобрена правительством Российской Федерации концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.

Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Российской Федерации.

Независимая оценка пожарного риска (Пожарный аудит) - это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений.

С принятием Федерального Закона о пожарной безопасности (123-ФЗ от 22 июля 2008 г. - "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 144 п.1) и выходом Постановления Правительства РФ N 304 от 07.04.09 г.

("Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска") собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться, на договорной основе аудиторской организацией, имеющей соответствующую аккредитацию МЧС РФ (На данные организации частично переложены функции Госпожнадзора в плане проверки противопожарного состояния объекта защиты и выдачи соответствующего заключения).

Как показывает практика при проведении проверки объекта Госпожнадзором, практически в каждом случае за нарушение требований пожарной безопасности следует наложение административного взыскания на должностных лиц предприятия и на само юридическое лицо.

В связи с вступлением 17.06.2011 г. в законную силу Федерального закона РФ № 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности", штрафы за нарушение правил пожарной безопасности составят на:

Граждан - в размере от 1500 до 5000 рублей (вместо от 500 до 1500);

Должностных лиц - от 6000 до 40000 рублей (вместо от 1000 до 2000);

Лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность - от 20 000 до 40 000 рублей.

или приостановление деятельности на срок до 90 суток (вместо от 500 до 1500);

На юридических лиц - от 150 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (вместо от 10 000 до 20 000).

При административном приостановлении деятельности приостанавливается функционирование помещений, где выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а иногда и предприятие в целом.

В дальнейшем, помещения, функционирование которых было запрещено, могут быть открыты для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, только по истечении срока приостановки.

Далее, по истечении срока устранения недостатков указанного в предписании (обычно 1 год), последует контрольная проверка, в результате которой проверяется исполнение ранее выданного предписания, а так же, попутно, выявляются новые нарушения требований пожарной безопасности, за которые накладываются вышеуказанные санкции.

В дальнейшем может последовать внеплановая проверка соответственно со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Получается что объект проверяется практически каждый год.

Получив ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, вы освобождаетесь от проверок со стороны органов государственного пожарного надзора сроком на три года (Даже если Ваша организация была в утвержденном ГПН годовом плане по проверке объектов).

Соответственно чтобы получить положительное заключение необходимо выполнить перечень предложенных мероприятий по приведению объекта в пожаробезопасное состояние.

По истечении срока действия заключения (3 года) процедура пожарного аудита повторяется и при соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности выдается новое заключение сроком на три года.

Хочется отметить, что если собственник объекта по каким- либо соображениям не желает или не может выполнить предложенные мероприятия, например: Монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения; увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д., он может с помощью расчетов пожарного риска доказать что его объект находится в пожаробезопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого.

Важно! В текущем году планируется принятие Федерального закона "Об обязательном страховании ответственности перед третьими лицами в результате возникновения пожара".

Данный Федеральный Закон предусматривает, что каждое юридическое лицо должно застраховать свою ответственность перед третьими лицами в результате возможного возникновения пожара. Деятельность организаций не имеющих страхового полиса будет прекращена. Таким образом государство снимает с себя ответственность за компенсацию ущерба пострадавшим в результате пожара, перекладывая эту обязанность на плечи страховых организаций. Последние, оценивая свои риски при страховании юридического лица, будут требовать проведения на объекте страхования "Независимой оценки пожарного риска" (Аудит пожарной безопасности) с выдачей заключения о противопожарном состоянии объекта защиты.

От данного заключения будет зависеть страховой коэффициент, который будет варьироваться в пределах 0,1% - 3% от балансовой стоимости объекта страхования.

Другими словами, для получения заключения о противопожарном состоянии объекта организации необходимо провести Аудит пожарной безопасности.

Чтобы заключение аудиторской проверки было положительным необходимо устранить все замечания выявленные в ходе проверки.

Соответственно при положительном заключении страховой коэффициент будет равен 0,1%.

Таким образом, государство приводит в действие механизм, при котором собственник, непосредственно заинтересован в приведении своего объекта в пожаробезопасное состояние и поддержании должного противопожарного режима.

Независимую оценку пожарного риска (Аудит пожарной безопасности) имеют право выполнять экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство.

Процесс независимой оценки рисков включает в себя:

анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, установленным требованиям;

проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению пожаров;

анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в области пожарной безопасности;

проверку наличия средств пожаротушения.

По результатам проведения независимой оценки рисков оформляется заключение о противопожарном состоянии объекта.

Административный регламент Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

п.25. Органы ГПН не планируют мероприятия по контролю (надзору) объекта защиты на все время действия заключения по независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности)., а именно 3(три) года.

п.29. В перспективные, ежегодные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется результатами проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, выполненной аккредитованными в установленном порядке организациями (т.е. если предприятие находилось в плане провок ГПН и до наступления даты проверки провело у себя Пожарный аудит и имеет положительное заключение, то оно исключается из текущего плана проверок);

п.47. В случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, выполненного аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства не проводится.

п.74. Наличие в органе ГПН или представление заявителем заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с датой выдачи не позднее трех лет со дня подачи заявления и с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности является достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

Стоимость - от 20000 рублей!

Срок - от 3 дней!

Скидка 10% при заключении договора в течении 3 дней!

Основная суть расчетов

Основная суть оказания услуги по независимой оценке пожарного риска или - это единственный способ законно обосновать существующие на объекте нарушения требований пожарной безопасности, которые являются трудно устранимыми, неустранимыми вовсе или же требуют больших материальных затрат.

В случае, если на Вашем объекте имеются такие нарушения ПБ или предписание МЧС с перечнем выявленных нарушений, то достаточно в большинстве случаев провести работу по подготовке отчета по , с учетом имеющихся нарушений. Если же Вы хотите еще не видеть на своем объекте инспектора МЧС, то проведите Независимую оценку пожарного риска , которая освободит Вас , согласно Приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".

Порядок проведения

Проведение аудита пожарной безопасности на объекте, выявление всех имеющихся нарушений пожарной безопасности.

Сбор необходимой информации на объекте для выполнения расчета пожарного риска (описание объекта, поэтажные планировки, количество людей на объекте, наличие систем безопасности и их характеристики и т.д.).

Подготовка экспертного заключения по независимой оценке пожарного риска на объект.

Регистрация заключений в Главном Управлении МЧС. Получение ответа из МЧС о регистрации данного заключения.

Освобождение объекта от плановых проверок органов МЧС от 3 до 10 лет.

Расчет
пожарного риска

Сбор необходимой информации на объекте для выполнения расчета пожарного риска (описание объекта, поэтажные планировки, количество людей на объекте, наличие систем безопасности и их характеристики и т.д.)

Подготовка отчета по расчету величины пожарного риска на объекте с указанием отступлений от норм пожарной безопасности, которые учитывались в расчетах. Подготовка необходимых компенсирующих мероприятий для получения значения пожарного риска не превышающего нормативное значение (при необходимости).

Согласование готовых заключений с заказчиком. Исправление замечаний при их выявлении.

Причины проведения проверки МЧС

В свою очередь оформленное заключение по независимой оценке пожарного риска не поможет освободить Ваш объект от внеплановых проверок работниками МЧС. Они могут быть назначены в следующих случаях:

1) если подошел конец срока выполнения выявленных ранее нарушений в предписании МЧС;

2) если поступила информация от кого-либо на нарушения или несоблюдение требований пожарной безопасности на Вашем объекте.

В случае, если все-таки внеплановая проверка будет назначена, но к этому времени на объекте будет проведена независимая оценка пожарного риска, то проверяющий инспектор МЧС будет проверять только мероприятия режимного характера (документация, выполнение пунктов правил противопожарного режима - ППР). В некоторых случая инспектор и вовсе не проверяет объект.

Какие нарушения можно обосновать расчетом пожарного риска

Отсутствие автоматической системы пожаротушения

Отсутствие автоматической системы дымоудаления при пожаре

Отсутствие второго эвакуационного выхода из здания или помещения

Несоответствие ширины лестничного марша или площадки

Несоответствие ширины путей эвакуации (коридоров, дверных проемов)

Несоответствие или отсутствие естественного освещения в коридорах или подвалах

Принятые объемно-планировочные решения при разработке СТУ или иных проектов

Наши цены конкурентноспособны, убедитесь сами

Стоимость независимой оценки пожарного риска и зависит от различных параметров объекта, для которого необходимо выполнить расчет (класс функциональной пожарной опасности, этажность, площадь, наличие маломобильных групп населения).

Срок выполнения услуг не будет превышать 25 рабочих дней , большинство расчетов выполняется от 3 до 7 рабочих дней . При необходимости срочного расчета - не менее 1-2 суток с момента заказа (стоимость в данном случае будет на 20% выше , чем обычно).

Ориентировочную стоимость расчета можете определить по калькулятору стоимости , расположенному чуть ниже.

Минимальная стоимость проведения независимой оценки пожарного риска 20 тысяч рублей.

Минимальная стоимость выполнения 15 тысяч рублей.

Для бюджетных организаций - стоимость услуги рассчитывается по калькулятору, но не более 100 тысяч рублей.

Выезд на объект будет осуществлен при необходимости на следующий день после оставленной заявки. Выезд по г. Москве в пределах МКАД бесплатный, по Московской области - 1000 рублей.

В существующей реальности, согласно Приказа от 12.09.2016 № 492 "О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства", большинство мелких предприятий освобождены от плановых проверок МЧС на ближайшие несколько лет, однако злоупотреблять этим не стоит!

Мы уже выполнили услуги по оказанию независимой оценке пожарного риска для следующих объектов:

Наша компания оказывает услуги по и независимой оценке пожарного риска в г. Москве и городам Москвоской области, таких как: Подольск, Мытищи, Люберцы, Балашиха, Коломна, Электросталь, Химки, Королёв, Одинцово, Серпухов, Орехово-Зуево, Ногинск, Щёлково, Сергиев Посад, Железнодорожный, Жуковский, Красногорск, Раменское, Клин, Реутов, Воскресенск, Чехов, Наро-Фоминск, Пушкино, Долгопрудный, Егорьевск, Лобня, Дмитров, Дубна, Ступино, Павловский Посад, Солнечногорск, Климовск, Домодедово, Фрязино, Видное, Ивантеевка, Лыткарино.