Самые крупные катастрофы 20 века. Самые страшные трагедии XX века

Кораблекрушением века ошибочно считается гибель «Титаника». Причина этого заблуждения понятна. Данное океанское судно было выстроено с невиданным шиком, предназначавшимся для пассажиров первого класса. Бассейн, променады, турецкие бани, теннисный корт… Каюты были оформлены в различных художественных стилях — от антика до модерна. Самые шикарные включали в себя гостиную, две спальни, гардеробную, ванную, туалет, персональную прогулочную палубу длиной 15 метров.

В этом классе плыли миллионеры, актеры, дипломаты, банкиры и прочие сливки высшего общества. Благодаря этим обстоятельствам крушение лайнера было представлено как вселенская трагедия, страшнее которой ничего не было и быть не могло. В этой катастрофе, напомним, погибли 1495 пассажиров и членов экипажа.

Подробности этой катастрофы приводить нет смысла. Благодаря фильму и нескончаемому уже более века потоку публикаций на эту тему, их знают лучше, чем Третий закон Ньютона.

Однако существуют куда более ужасающие по количеству жертв кораблекрушения. Так, на германском судне «Гойя» погибли около 7 тысяч человек. Судно было торпедировано в годы Второй мировой войны. И наиболее кровопролитные морские трагедии также связаны с военными действиями. Но рассматривать их мы не будем, поскольку в данном случае речь идет не о произволе стихии или ошибках навигации, а о намеренном уничтожении судов противника.

Помощь пришла слишком поздно

Второе по количеству жертв кораблекрушение в мирное время произошло 26 сентября 2002 года, когда сенегальский государственный паром Joola опрокинулся у берегов Гамбии. Погибли 1863 человека. В общей сложности было найдено 551 тело. Из них опознаны 93. Остальные были погребены в специально организованном кладбище на побережье Гамбии.

Спастись удалось лишь 64 пассажирам. Но это не заслуга спасательных служб, которые не шли на помощь тонущим людям преступно долго. Перевернувшийся паром уходил под воду 4 часа, затонув в 15.00. И все это время люди, борясь за жизнь, цеплялись за корпус судна. Немногочисленных счастливчиков спасли рыбаки, чьи лодки находились неподалеку. Спасатели появились лишь на следующее утро.

26 сентября 2002 года сенегальский государственный паром Joola опрокинулся у берегов Гамбии (Фото: youtube.com)

Паром, построенный в Германии в 1990 году, был предназначен для плавания в прибрежных водах, но никак не в открытом море. В результате интенсивной эксплуатации и плохого технического обслуживания судно было сильно изношено.

И, наконец, главной причиной катастрофы стала более чем трехкратная перегруженность парома, рассчитанного на 550 пассажиров и 30 членов экипажа. На Joola же было больше 1800 только легальных пассажиров, имевших билеты. Еще около сотни безбилетников тайно подсадили члены команды.

Поскольку на нижних уровнях парома из-за его перегруженности было жарко и душно, пассажиры стремились перебраться на верхнюю палубу. Это привело к тому, что центр тяжести судна поднялся значительно выше ватерлинии. В совокупности с сильным волнением моря это привело к опрокидыванию судна.

Правительство всеми правдами и неправдами дезориентировало сенегальцев относительно реальных причин гибели соотечественников. Сознательно занижалось и количество жертв, и число пассажиров, которых было якобы лишь 612. Никакие выводы относительно бездействия спасателей из ВМФ Сенегала не делались. Это привело к массовому проявлению недовольства. К тому же на президента страны оказывало давление правительство Франции, требовавшее объективного расследования, поскольку среди жертв были 10 французов.

В стране разразился правительственный кризис. Президент Абдулай Вад отправил в отставку премьер-министра Мамэ Бойе. Также было отправлено в отставку большинство министров, прежде всего силовиков, обвиненных в бездеятельности. Однако Париж это не успокоило, апелляционный суд Франции в 2008 году выписал ордер на арест Бойе. Впрочем, через год ордер был аннулирован.

Новый премьер-министр Идрисса Сек провел новое расследование. Именно оно указало на гибель в кораблекрушении 1863 человек.

Пассажиры прыгали в горящее море

Самое крупное кораблекрушение произошло 20 декабря 1987 года. Филиппинский паром «Донья пас», следовавший из Таклобана в Манилу, столкнулся в проливе Таблас с танкером «Вектор», перевозившем более тысячи кубометров бензина. Погибли 4386 человек, спаслись 26.

Стояла ясная погода, но на море было волнение. В 22:30, когда большинство пассажиров уже уснули, произошло столкновение. В тот момент на мостике парома находился лишь один член экипажа. Остальные 65 человек в каютах смотрели телевизор и пили пиво.

Выжившие рассказывали, что сразу же после столкновения на пароме начался пожар. На большом водном пространстве полыхали разлившиеся нефтепродукты. Команда, пребывавшая в панике, металась по судну наравне с пассажирами, не пытаясь навести хотя бы какой-то порядок. Спасательных жилетов не было, они находились под замком.

Судно было обречено, через два часа оно ушло под воду. И все это время отчаявшиеся люди прыгали за борт, хоть шансы спастись были призрачными. Во-первых, вокруг судна горел вылившийся из танкера бензин. Во-вторых, пролив кишел акулами. В-третьих, как было сказано, на море было приличное волнение.

Во время расследования причин кораблекрушения выяснилось, что экипаж был набран в основном из непрофессионалов, у которых к тому же хромала дисциплина. Громадное количество жертв следует отнести на счет жадности судовладельцев. «Донья пас», построенный в Японии в 1963 году и за месяц до столкновения отремонтированный в доках, был рассчитан на 1518 пассажиров. Судовладельцы долго пытались скрыть истину, утверждая, что было продано 1525 билетов. Выжившие же свидетельствовали о том, что паром был забит до отказа — люди размещались на всех свободных пространствах, в коридорах и на палубе. В результате тщательного расследования было установлено, что пассажиров было 4341.

Большинство из 26 выживших (24 пассажира парома и 2 члена экипажа танкера) получили ожоги от горевшего топлива. Тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были частично объедены акулами.

Фото: Vasily Maximov / AFP / East News

Александр Гольц, военный обозреватель:

Претензии Министерства обороны РФ к Израилю не кажутся мне убедительными и основательными. Насколько я могу понять из слов самого Конашенкова, российский Ил-20 находился гораздо выше израильских истребителей. В этом случае слова о том, что они «прикрывались» нашим Илом, скорее, художественный образ. Скорее всего, сирийские ракетчики выстрелили по израильским самолетам, промахнулись, ракета ушла выше и нашла новую цель. Почему сирийцы не уничтожили ракету, хотя имели такую возможность, — загадка. Не очень я верю и в то, что израильтяне, собираясь наносить удары в Латакии, предупредили россиян всего за минуту. Там действуют российские С-400. И входить в зону их действия без предупреждения для израильских самолетов просто опасно. О том, что самолет сбили сирийцы, наши военные должны были узнать через секунду после инцидента. Но при этом официальная версия появилась через 10 часов. Все это время в Минобороны придумывали версию — как объяснить, что сирийские ПВО сбили наш самолет и 15 человек погибли. Если объяснять это «в лоб», то вопросы появятся даже у самого наивного человека. Поэтому вспомнили об «израильской военщине».

Григорий Косач, профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ:

Могу заметить, что еще утром крупнейшее арабоязычное издание «Аш-Шарк Аль Аусат» писало лишь о том, что российский самолет сбит силами сирийских ПВО, поставив на этом точку и не углубляясь в проблему Израиля. Я не могу исключить трагической ошибки, такое случается всегда, но, даже если это так, заявления российского Министерства обороны выглядят странно в силу того, что на протяжении длительного времени Израиль делал все возможное, чтобы не быть втянутым во внутрисирийский конфликт, а его официальные лица наперегонки заявляли о тесном сотрудничестве с российскими военными и спецслужбами по вопросу Сирии и исключали возможный инцидент.

Мне трудно говорить о том, в каких отношениях российское оборонное ведомство находится с кремлевской администрацией, но думаю, что такое резкое заявление со стороны Минобороны свидетельствует о наличии внутри ведомства сил, не заинтересованных в нынешнем уровне отношений с Израилем. Мне кажется, российское Министерство обороны набирает силы и пытается вести самостоятельную внешнюю политику. Что, вообще говоря, несколько тревожно. Скорее всего, между мнением Минобороны и Кремля в целом существует некоторый зазор — назовем его пока минимальным.

Большой вопрос, как российские военные в Сирии относятся к Израилю. Не секрет, что Израиль пытался оказывать помощь сирийской оппозиции, когда существовала так называемая «Южная зона безопасности», примыкающая к Голанским высотам. Сейчас она занята правительственными войсками. Израиль наносит удары по иранским объектам в Сирии, он был активен на сирийском направлении в силу присутствия там Ирана. Возможно, кому-то в Минобороны кажется, что требования Израиля по отводу проиранских формирований от Голанских высот — о чем не так давно договорились Путин и Нетаньяху — не должны быть удовлетворены.

Мы помним, что еще вчера Владимир Путин и президент Турции Эрдоган договорились о дальнейшей судьбе провинции Идлиб, где еще недавно планировалась военная операция. Теперь этой операции не будет, но мы видим, что такое соглашение достигнуто фактически без участия Ирана и самого Асада. А российское Министерство обороны, которое действует «на земле» в непосредственной связи с иранскими и асадовскими структурами, похоже, должно делать заявления, отвечающие их интересам. И для Ирана, и для официального Дамаска Израиль — воплощение дьявола, и оба недовольны ударами Израиля по объектам Ирана в Латакии — вотчине асадовского режима.

Я крайне сомневаюсь, что у израильтян была сознательная провокативная цель «прикрыться» нашим самолетом. Думаю, сейчас Министерство обороны просто «раздувает щеки». Ему нужно объяснить гибель 15 человек. Но обратите внимание, что сам факт нанесения Израилем ударов по иранским целям в Латакии в заявлении Конашенкова не обсуждался. То есть Россия не возражает против самого факта обстрелов. Притом что Израиль сейчас наращивает такие удары. России эти действия Израиля косвенно выгодны — они направлены против Ирана, а чрезмерное усиление Ирана в Сирии невыгодно самой России. К тому же иранская активность мешает некоторым переговорным усилиям России в отношении Сирии. Но, возможно, некоторые из таких ударов с Россией не согласованы. Так что, возможно, что какие-то разногласия по этому вопросу накопились.

Тем не менее идти на обострение, скорее всего, никто не захочет. Никому это не нужно. Возможно, странам придется договориться о том, чтобы Израиль раньше предупреждал о своих ударах. Также может быть поставлен вопрос о том, чтобы удары не наносились по объектам, где есть российские военнослужащие. Ведь надо понимать, что такие объекты не сводятся к базе Хмеймим.

В ночь с 17 на 18 сентября российский самолет-разведчик Ил-20 с 14 военнослужащими пропал над Средиземным морем.

Наблюдатели выдвигают разные версии происшедшего: самолет исчез во время удара Израиля и, предположительно, также Франции по Сирии. Кроме того, в Вашингтоне допускают, что российский самолет могли сбить сирийские силы ПВО, спутав его с израильским. Чуть позже эта версия признана основной.

Напряжение в районе Сирии становится все заметнее, как было принято говорить во время 2 Мировой войны – «Напряжение на фронте достигло состояния до предела натянутой струны». И исчезновение российского самолета в этом районе может стать роковым для дальнейшего развития событий во всем мире. В 1914 г. хватило одного выстрела в Сараево, чтобы началась 1 мировая война, приведшая к исчезновению 4-х империй. Сейчас, при наличии ядерного оружия у стран-соперников в этом конфликте, последствия могут быть еще хуже.

Рассмотрим имеющиеся факты. То, что Израиль предупредил Россию о начале своей атаки в определенном районе Сирии, за минуту до самой атаки, возможно потому, что Израиль мог посчитать, что Россия предупредит сирийские ПВО, и внезапность атаки будет смазана. Но то, что в результате этого израильского налета получилась провокация, жертвой которой стал самолет России – неопровержимый факт.

После такого отношения к России, российская армия может так же игнорировать безопасность Израиля, когда ей станет что-либо известно об угрозе для самого Израиля со стороны, или предупреждать его об опасности за несколько минут до возникновения такой опасности, когда сделать что-нибудь будет уже поздно.

В данном случае Израиль похож на упрямого ребенка со спичками на бочке с бензином. Если начнется приличная война между Россией и НАТО в Сирии, то соседним с Сирией странам не светит ничего хорошего. Эта война вполне может дойти до ограниченного ядерного конфликта с применением тактического ядерного оружия, которое еще ни разу не участвовало в боевых действиях, и любому военному будет интересно посмотреть на последствия таких ударов. Только вряд ли Израилю, Иордании или Турции будут интересны последствия таких экспериментов, тем не менее, своими действиями Израиль вполне может приблизить такую развязку. И тогда оставшиеся в живых граждане Израиля могут потянуться в Еврейскую автономную область на Дальний Восток. Других еврейских земель на планете Земля больше не будет. В этом случае уже пора учить русский язык.

Согласно многочисленным конспирологическим данным, известной болгарской прорицательнице Ванге приписывают следующие слова – «Когда падет Сирия, начнется 3 мировая война, будет апокалипсис, Европа опустеет, а Россия спасется».

Здесь ничего не говорится о США, может быть, поэтому там тоже надеются спастись?

Но если принимать эту версию развития дальнейших событий, то ядерный конфликт в этом регионе мира вполне возможен и тогда и в Европе, и, тем более, в Израиле жить станет совсем некомфортно! А Россия – она большая. В России решили усиленно развивать Дальний Восток, который весьма далек от этого театра военных действий. Так что все вполне логично и данное предсказание вполне укладывается в возможную схему развития военного конфликта в Сирии.

Если рассматривать версию, о поражении российского самолета «дружественным огнем» сирийской системы ПВО, подтвержденную последними публикациями в СМИ, то остается неясным, почему не сработала система радиолокационного опознавания защиты «свой-чужой»? Ведь вполне логично, что все системы ПВО в Сирии российского производства и должны иметь такую систему защиты. Или эта система не так надежна? В любом случае «разбор полетов» следует провести и в МО РФ. Иначе что может случиться, если свою фронтовую авиацию во время неразберихи боя начнут сбивать свои же ПВО?

В этом случае можно предположить лишь то, что ПВО Сирии была применена еще советская ракета комплекса С-200. Подобная ракета, примененная в ходе учений украинских ПВО 4 октября 2001 г., как известно, сбила российский пассажирский самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь» над Черным морем.

И еще остается вопрос, - что там делал французский корабль, и что за ракету, как видно из сообщения, одиночную, он выпустил, и какого класса была эта ракета?

26 апреля мир вспоминает одну из самых крупных техногенных катастроф 20-го века - взрыв на Чернобыльской АЭС. ФБА «Экономика сегодня» подготовило обзор самых известных катастроф последнего столетия.

Почему происходят катастрофы? Чаще всего это нелепое совпадение череды событий и пресловутый человеческий фактор.

Галифакс

6 декабря 1917 года. 3000 тонн взрывчатых веществ в трюме французского военного транспорта “Монблан», вошедшего в канадский порт Галифакс, стали причиной мощнейшей техногенной катастрофы начала 20-го века. Взрыв обнажил дно залива, а детали корабля разметало в радиусе 20 километров. Погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. Город был охвачен пожарами и засыпан обломками. На следующий день здесь ударили морозы, началась буря, а еще через день на Галифакс обрушился шторм. Причина аварии – человеческий фактор: капитан корабля, перевозившего опасный груз, допустил ошибку при маневрировании и столкнулся с другим судном.

«Маяк»

29 сентябрь 1957 года. Закрытый город Челябинск-40 (ныне Озерск). Сильнейший взрыв на предприятии «Маяк», занимавшемся производством оружейного плутония. Из-за выхода из строя системы охлаждения в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ (для сравнения: во время Чернобыльской аварии – 50 млн кюри). Облако радиоактивных веществ накрыло территорию площадью 23 000 км² с населением 270 000 человек в 217 населенных пунктах трех областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Причина – ошибки при эксплуатации хранилища отходов.

Бхопальский химзавод Union Carbide

3 декабря 1984 года. Авария на крупном химическом заводе, производившем средства для уничтожения насекомых-вредителей, в индийском городе Бхопал. За один час, в результате утечки смертоносного газа, отравились более 500 000 человек. Около 4000 человек погибли в день аварии, 8000 в течение двух недель. В округе пожелтела трава, опала листва с деревьев, массово умирали животные. Позднее скончались еще более 16000 местных жителей. Тысячи потеряли зрение. Авария получила название – химическая Хиросима. Последствия катастрофы ощущаются до сих пор. Точная причина аварии не установлена. Однако есть предположение, что тому послужило грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия.

Чернобыль

26 апреля 1986 год. Взрыв на четвертом реакторе. В атмосферу выброшено более ста тонн горящего урана. Эвакуированы более 135 тысяч человек из 30 километровой зоны вокруг станции. На ликвидации последствий аварии были заняты тысячи человек. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! Многие ликвидаторы умерли в течение нескольких дней. Радиоактивное облако накрыло не только многие районы СССР, но и распространилось над рядом европейских стран. Работы по ликвидации последствий этой аварии не завершены даже спустя 30 лет после трагедии. Причина аварии – человеческий фактор. Цена катастрофы - 200 млрд долларов.

Piper Alpha

6 июля 1988. Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha. Жертвами аварии стали 167 человек персонала и 226 работников. Выжить в этом аду удалось лишь 59. Взрыв спровоцировала утечка газа, а непродуманные и нерешительные действия персонала лишь усугубили ситуацию. Трубопроводы платформы Piper Alpha были подключены к общей сети с другими платформами, которые продолжали работать и перекачивать нефть и газ. И очень долго эту работу не останавливали, что лишь подпитывало огонь. Цена аварии - 3,4 млрд долларов.

Химический комбинат AZF (Тулуза, Франция )

21 сентября 2001 года. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония, находившиеся на складе готовой продукции. Это повлекло гибель 30 человек, ранения 3,5 тысячи. Также были разрушены и повреждены тысячи жилых домов, более 300 образовательных учреждений. Без крыши над головой остались 40 тысяч человек. Причина – несоблюдение правил безопасности хранения взрывоопасного вещества. Цена – 3 млрд евро.

АЭС «Фукусима-1»

11 марта 2011 года. Сильнейшее землетрясение в Японии (подземные толчки достигали магнитуды в 9 баллов) спровоцировало огромную волну цунами, которая выплеснулась на северо-восточное побережье и повредила 4 из 6 реакторов атомной станции. Тогда была выведена из строя система охлаждения, произошло несколько взрывов. В воздух выброшены йод-131 и цезий-137. Их количество составило 20 % от выбросов после аварии на Чернобыльской АЭС. На ликвидацию аварии уйдет около 40 лет. Цена катастрофы - 74 млрд долларов.

Помните фильм «Тревожное воскресенье», в котором пожарные спасали портовый город от угрозы взрыва горящего танкера? Своя «тревожная», правда суббота, была и у Алматы, но более трагичная. 5 фото.

27 лет назад, 20 мая на железнодорожной стрелке подъездных путей станции Алма-Ата2, находящейся почти в центре города, столкнулись два состава – один толкал впереди себя 6 цистерн со сжиженным газом, а встречный тепловоз тянул за собой три вагона с бытовым барахлом. От удара получила пробоину вторая по ходу цистерна с газом, газ под давлением рванул вперед, дошел до раскаленного коллектора тепловоза и вспыхнул.

Локомотив загорелся, в огне погиб его машинист. Столб черного дыма вознесся над городом, была объявлена тревога по повышенному номеру, на происшествие понеслись пожарные расчеты. В тот момент, когда пожарные ближайшей части уже прибыли и стали разворачиваться, взорвалась первая по ходу цистерна. Сразу погиб командир отделения пятой части Еркин Искаков, тяжелейшие ожоги получили более десятка пожарных, пострадали и гражданские люди. Всего в больницах города с ожогами оказалось 99 человек. Вслед за этим загорелись все вагоны, заполыхали 13 одноэтажных домов, располагавшихся вдоль ж/д путей и несколько складских зданий и цехов.

Перед пожарными встала задача любыми способами предотвратить взрывы остальных цистерн. В противном случае ущерб от такой катастрофы был бы жутким.

На место прибыли практически все пожарные расчеты города, начали прибывать и областные отделения. Пылающие вагоны расцепили, оттянули, начали охлаждать и тушить. Шесть часов более двухсот пожарных бились со страшной стихией, смогли предотвратить взрывы оставшихся цистерн, спасли очень много жизней.

Но и потери были страшными – всего погибло 36 человек. Из них девятеро – пожарные: Е. Искаков, И.Абдранов, К.Аккулов, С.Алимтаев, Р.Касымов, М.Маликов, В.Никуленко, И.Сафаргалиев, Ф.Шарипов – они умирали еще несколько дней после катастрофы. Тогда услышал формулу от врачей – если площадь ожогов тела плюс возраст больше 100, то шансов выжить нет.

Рассказ мой, все видел своими глазами. Вспоминали ребят, решил написать.