Как Бог сотворил человека? Какие привилегии даны Богом человеку при? Зачем Бог создал нас.

Бог с удовольствием взирал на величественную Вселенную и прекраснейший ее уголок - землю. Все это было сотворено Им, но самая важная и замечательная часть творения была впереди.

"Теперь Я по образу и подобию Моему создам людей, - сказал Бог. - Я наделю их разумом, чтобы они могли мыслить и, понимая, кто Я, любить Меня. Я сделаю их хозяевами над всем, что только есть на земле. Они будут мудрыми и заботливыми хозяевами Моего творения".

Первым Бог сотворил мужчину и дал ему имя Адам. Но Адам был один, и поэтому он не чувствовал себя счастливым - а как же иначе, если у каждого животного, у каждой птицы имелась пара, им было о ком заботиться, с кем играть и кого любить, а у Адама не было никого. Увидел это Бог и создал женщину по имени Ева. Ева стала Адаму женой и другом, и отныне они делили все радости и заботы, любили друг друга и любили Бога.

Бог благословил Адама и Еву и сказал им, что отдает в их распоряжение все, что Он сотворил на земле. Как настоящие хозяева, Адам и Ева не только могли пользоваться всем, что было хорошего в мире, но и должны были следить за порядком в нем. Задача была нелегкой, но со временем у первых людей должны были появиться помощники - дети.

Люди стали хозяевами сотворенного Богом мира, и их святой обязанностью было во всем повиноваться Творцу. Бог лучше, чем сами Адам и Ева, знал, что для них хорошо, а что - плохо. Бог любил людей и желал им добра. И если люди будут послушны Ему, сказал Бог, они будут счастливы.

Бог отвел Адаму и Еве прекраснейшее место на земле - райский сад. Все деревья в этом саду гнулись под тяжестью ароматных спелых плодов, а чтобы утолить голод, надо было лишь протянуть руку и сорвать один из них.

"Ешьте плоды с любых деревьев, - сказал людям Бог, - только не трогайте тех, что растут на одном из деревьев посреди сада. Это дерево - дерево познания добра и зла. Как только попробуете его плодов - умрете".

Бог привел к Адаму всех зверей и птиц, населявших землю, чтобы Адам дал им названия. Как Адам назвал их, так звери и стали называться. Адам и Ева играли с ними, а животные подчинялись людям и слушались их.

Человек был заключительным творением Бога. Это не значит, что Бог не продолжает создавать. Как раз наоборот, в Новом Завете Христос говорит:

Отец Мой доныне делает, и Я делаю. (Евангелие от Иоанна, глава 5)

Это означает, что Бог продолжает творить. Когда мы говорим, что заключительным творением Бога был человек, мы имеем в виду процесс Сотворения мира, который длился шесть дней и описан в первых двух главах Книги Бытия.

Бог создал человека иначе, нежели животных.

Почему человек главное творение Бога? Просто потому, что человек не принадлежит ни к материальному миру, ни к духовному. Он – дитя двух миров: он имеет духовное начало (душу) и материальное тело. Человек, таким образом, является связующим звеном между духовным и материальным мирами. Чтобы лучше это понять, давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о том, как Бог сотворил человека.

Бог создал всех животных и птиц одним лишь только словом. Но создавая человека, он избрал совершенно другой способ - действие.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Книга Бытия, глава 2)

Мы видим, что Бог иначе творил человека – Он сделал особые усилия, Он дал человеку душу и тело, и сделал его царем на земле, чтобы тот имел власть над всеми земными тварями.

Бог создал человека по образу своему.

Когда Бог творил человека, сказал Он:

сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Книга Бытия, глава 1)

Но что значит для нас быть сотворенными по образу и подобию Бога? Быть сотворенными по образу – не значит быть внешне похожими. Бог не имеет отношения к материальному телу. По образу Божьему означает, что мы суверенны и независимы. То есть, у нас есть свобода выбора. Без свободы выбора человек не был бы совершенным.

«Подобие» – образ в действии, это использование свободной воли человека для того, чтобы морально совершенствовать себя. Это движение к святости и совершенству.

Быть созданным по образу и подобию Бога означает иметь необходимые качества личности, интеллект и ум, чувственность и чувство, и волю, то есть способность делать моральный выбор. Этих качеств нет у других существ. Они позволяют человеку общаться с Богом, а также быть морально ответственным за свои действия.

Сотворение человека: Бох вдохнул в человека душу.

Душа человека, как его духовная составляющая, имеет большое значение, настолько большое, что даже Христос говорит нам:

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Евангелие от Марка, глава 8)

Библия часто говорит нам о душе и духе. Дух человека – это его душа. Его не следует путать со Святым Духом, или Духом Божьим. Сначала Бог создал тело человека, а затем он вдохнул в человека «живую душу». Так Бог сотворил человека. Душа и тело человека задуманы и созданы одновременно. Именно данный факт стоит в основе того, что Церковь выступает против абортов. Считается, что в душа ребенка существует с момента зачатия – с момента появления первой клетки его тела.

Бог создал тело человека.

И тело также имеет большую ценность, так как душа неразрывна с телом. Тело – это храм души, которая обитает в нем.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (Первое послание Павла к коринфянам, глава 6)

Тело освящается духом Божьим, который живет в нем. Человек получает тело и кровь Христа во время Святого Причастия. После смерти тело вернется в землю, но во время второго пришествия Христа человек будет воскрешен. Воскрешен и воссоединен с душой.

Бог создал женщину.

Когда Бог создал человека, он решил создать ему помощника и партнера. Он создал Еву из ребра Адама.

Почему женщина была создана из ребра? Это было сделано таким образом, чтобы не было никаких сомнений в том, что женщина имеет ту же природу и сущность, что и мужчина, и поэтому всегда будет сотрудничество и любовь между ними. Мужчина дополняет женщину, а женщина дополняет мужчину; оба дополняют друг друга. Они живут не в одиночку, а вместе. Женщина не уступает мужчине, и не превосходит его. Она плоть от плоти его. Женщина равна мужчине, так природа человека была установлена Богом.

Все люди являются потомками . Это кажется странным, особенно если вспомнить, что есть несколько рас и множество языков. Даже после , во времена ,

На всей земле был один язык и одно наречие. (книга Бытия, глава 11)

Это означает, что существует одна раса людей на земле, и что все они говорили на одном языке. Тогда что случилось? Как мы были раздроблены? Люди размножились. Они стали гордыми и перестали уважать Бога. Они решили построить , но не для славы Божией, а для собственной славы.

Бог сошел и смешал их языки – и люди разделились на народы и расселились по земле. Проживая в разных климатических условиях, они изменились внешне. Однако, не стоит забывать, что все люди происходят от одного предка, Адама, от одной пары, Адама и Евы. От одной крови. Апостол Павел в :

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деяния святых апостолов, глава 7)

Человек – венец творения.

Первая глава Книги бытия дает нам представление о сотворении всего сущего, включая человека. Но человек имеет столь важное значение, что вторая глава Книги Бытия сосредоточена на дополнительных сведениях о создании человечества. То, что человек был кем-то особенным для Бога свидетельствует тот факт, что бог создал дом для человека:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Книга Бытия, глава 2)

Следует обратить внимание на особую заботу Бога о человеке, он не создал для человека сад, а насадил его, приложил усилия для того, чтобы человеку было хорошо. Бог проявил личную заботу о человеке.

Согласно Библии, первый человек был совершенен, создан по образу Бога.

Бог наделил человека некоторыми из его божественных атрибутов, тем самым отделяя и отличает его от зверей. Какие особые Божественные качества получил человек? Их шесть:

  • язык,
  • творчество,
  • любовь,
  • святость,
  • бессмертие,
  • свобода.

Для чего Бог создал человека?

Создавая мир, Бог не увеличил свое счастье, так как он был бесконечно счастлив от всей вечности, но он явил Свою славу и Свою благость внешне.

Бог создал человека, чтобы особым образом проявить свою славу. Он дал человеку разум и волю. При жизни Бог дает нам свет Своей славы и свою благодать.

Каждый раз, беседуя с Люцифером, узнаю что-то новое и интересное. И вот сегодня не исключение.
Оказывается в Библии про первых людей все неправда написано. Да и в Торе тоже. А было на самом деле вот так:

Сначала все животные были только женского пола. И венец творения Бога - человек, был тоже женщиной. Человек и женщина – было суть одно и то же. Как звали первую женщину на Земле, мне не известно. Но доподлинно известно, что одинокой она оставалась не долго. Бог создал целую кучу женщин ибо были они прекрасны на вид, а также чрезмерно добры и ласковы. Для того чтобы женщины могли влюбляться и создавать семьи, Бог наделил их безумным сексуальным влечением друг к другу, а также подарил им клиторы, дабы их любовь доставляла им поистине неземное удовольствие. Для продолжения рода же, женщины были наделены семенной жидкостью. Она содержалась в их слюне.

И сказал тогда Бог женщинам:
«Если любите друг друга, любите вдоволь, используйте для этого ваши пальцы, бананы, вообще все что под руку попадет, но целуйте срамные места друг друга, только если хотите продолжить род свой. Ибо дети портят вашу плоть и рожать их можно не больше раза в два года, а дабы прокормить каждого придется вам от восхода до заката солнца трудиться, срывая с веток бананы и апельсины и прочие фрукты.

И жили тогда люди на Земле, в райском саду, долго и счастливо, и не нужно было им никаких контрацепций, ибо знали – не хочешь дитятю, не ложись 6 на 9.

Но стало ненасытным людям однажды мало любовных ласк. И сказали они Богу:
«Посмотри какие большие влагалища ты нам создал, но мы ничем не можем наполнить их, кроме бананов, что произрастают на пальмах». Создай же нам любовный орган, дабы могли удовлетворять мы похоти друг друга более естественным путем.

Долго думал Бог над проблемой. И наконец придумал. Взял он человека, и увеличил ей клитор настолько, что стал он напоминать по форме и размеру банан. И назвали этот орган половым членом. И создал Бог много таких людей. И смогли люди любить друг друга без подручных средств. И опять возрадовались они, и воздавали хвалу Творцу.

Но через время, людям стало и этого мало:
«Хотим ласкать друг друга 6 на 9», сказали они, «ведь это так приятно, так нежно и чувственно, но боимся забеременеть!».
И тогда Бог убрал семенную жидкость из слюны женщины и перенес ее в органы возле половых членов тем женщинам, которые имели оные.
«Теперь все будет очень хорошо», молвил Бог. «Вставляйте половые члены, во влагалища, только если хотите детей. А если не хотите, то вставляйте их в анальные отверстия. И будет вам счастье».

И опять были люди счастливы и получали много удовольствия от любви, и воздавали хвалу Творцу.

Но вскоре те женщины, которые не имели влагалищ, а имели только члены, заметили, что не могут больше рожать детей. «Ну и не надо», подумали они, мы будем и так счастливы. И стали они трахаться без устали, с кем хотят и куда хотят, и не боялись забеременеть. И перестали кормить детей грудью, потому что им стало плевать на детей. И стали они грубыми, и туповатыми от похоти.
Постепенно у них уменьшились груди, и вовсе исчезли, остались лишь рудименты. А от грубости и от того, что они стали редко мыться, думая только о сексе, у них на теле повырастали волосы.
Они стали силой принуждать женщин с влагалищами к любовным утехам, и перестали их уважать. Чтобы отличать себя от женщин, они стали называть себя мужчинами.
И узрел все это Бог, и стало ему больно от того, что натворили дочери его. И молвил он тогда:
«За сие живите сами как хотите. А дорогу в Рай забудьте, пока не одумаетесь».
И увидел Бог насколько уродливы и ужасны стали те женщины, что именуют себя мужчинами. И сжалился он над нормальными людьми, которые оставались женщинами, и сказал:
«Отныне даю вам шанс вернуть все как было. Мужчины уродливы, сильны и грубы. Но их род будет ограничен. Я забираю у них половину их продолжения рода, и меняю ее на другую, особую половину. Отныне новые мужчины будут появляться на свет только от мужчин. И исчезнут они с лица Земли до одного, если будете выполнять три заповеди мои»

1.Всячески перевоспитывайте мужчин, одаряйте их все время своим добром и теплом, дабы истребить их непомерную похоть, грубость, и тупость.

2.Занимайтесь сексом с мужчинами как можно реже, дабы поменьше продолжать грязный род. Не давайтесь им легко, пусть срывают для вас с деревьев миллионы бананов и кладут миллионы звезд к вашим ногам, и говорят вам миллионы ласковых слов, прежде чем получат ваше прекрасное тело.

3.Развивайте мир, изучайте высокие технологии, дабы уже сами смогли вернуть себе семя во рту, и начать размножаться нормальным образом. Ибо я устал менять вас по вашим прихотям.

И поменял Бог у мужчин одну гамету X на гамету Y, и еще, в качестве бонуса, сделал так, что половые члены мужчин были подвержены утомлению, и быстро изнашивались. И закрыл Бог людям дорогу в Рай, и отвернулся от них, и перестал с ними разговаривать.

Делать нечего, стали люди пытаться жить по этим заповедям. У некоторых получалось это лучше, у некоторых хуже. Но, постепенно, мужчины от своей грубости, и большей физической силы, взяли верх над женщинами, и подчинили их себе, и взяли узды правления всем миром. И тогда они переписали все книги, и налгали там, что будто-бы Бог создал женщину из ребра, и будто главная цель женщины – услаждать мужчину.

И только в наше время, вы, истинные люди, женщины, начинаете освобождаться от гнета мужчин и идти к божественному обществу. Получится ли у вас это, зависит только от вас же самих. Если же видите вдруг женщину с грудью, но грубую, ругающуюся матом, или курящую табак, то знайте, это уже не женщина. Это промежуточная стадия в деградации женщины до степени мужчины. Сторонитесь же такой женщины и любите только чистых и нежных созданий, с ласковыми руками, и страстным любовным влагалищем, которое однажды, соприкоснувшись с вашим язычком, сможет дать на свет нового, чистого ребенка. Ребенка, не рожденного от грязных уродливых существ – мужчин! И тогда получите вы прощение Творца, и вернется Рай на землю, и воцарится царствие небесное вовеки веков!

Кратким ответом на вопрос «зачем Бог создал нас?» будет «для Своего удовольствия». Откровение 4:11 гласит: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Колоссянам 1:16 вторит этому: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». Быть созданными для Божьего удовольствия не значит, что призвание человечества – развлекать Бога или приносить Ему увеселение. Бог – творческое Существо и само творение приносит Ему удовольствие. Бог – Личность и Ему приносит удовольствие иметь других существ, с которыми Он может иметь искренние отношения.

Будучи созданными по образу и подобию Божьими (Бытие 1:27), человеческие существа имеют возможность знать Бога и, таким образом, любить Его, поклоняться Ему, служить Ему и иметь с Ним отношения. Бог не создавал человеческих существ, потому что нуждался в них. Как Бог Он ни в ком не нуждается. На протяжении всей прошедшей вечности, Он не ощущал одиночества, поэтому Он не искал «друга». Он любит нас, но это не то же самое, что нуждаться в нас. Если бы мы никогда не существовали, Бог все равно был бы Богом Неизменным (Малахии 3:6). Я Есмь (Исход 3:14) никогда не ощущал неудовлетворения из-за Своего вечного существования. Когда Он создал вселенную, Он делал то, что приносило Ему удовольствие, а так как Бог безупречен, Его действия были безупречными. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31).

Также, Бог не имел цели создать равных Себе. Логично, что Он не мог сделать так. Если бы Бог создал другое существо равной силы, ума и безупречности, тогда Он перестал бы быть единственным и истинным Богом по простой причине, что было бы два бога – а это невозможно. «Только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его» (Второзаконие 4:35). Все, что Бог создает, должно быть меньше Него. Созданная вещь никогда не может быть выше или равна Тому, кто сотворил ее.

Признавая полную власть и святость Бога, мы поражаемся, что Он короновал человека как верх Своего творения: «То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Псалом 8:5), и что Он снизошел, чтобы называть нас «друзьями» (Иоанна 15:14-15). Почему Бог создал нас? Бог создал нас для Своего удовольствия и чтобы мы как Его творение имели удовольствие знать Его.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Что Библия говорит нам о создании человека? В конце «шестого дня» Бог создал че­ловека. «И сказал Бог: сотворим чело­века по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они... над всею землею... И сотворил Бог челове­ка по образу Своему... мужчину и жен­щину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и раз­множайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1.26-28).

В предыдущие «дни» творения об­раз действий Творца проще: «И сказал Бог... И стало так..», но, когда настаёт очередь человека, форма Божиего по­веления меняется. Перед тем как пове­дать о сотворении человека, словно какое-то внутреннее действие происхо­дит в Самом Боге, какой-то внутренний совет, который разрешается итогом: «сотворим». Библейское повествование как бы сбивается с ритма и замирает. Об этом библейском эпизоде говорят как о «творческой паузе».

До появления человека всё в ми­ре зависело от воли Творца. Но образ, который Творец хочет от Себя дать че­ловеку, подразумевает свободу. Это оз­начает, что в мире возникло бытие, не зависящее от Бога. Бог Сам ограни­чивает Своё всемогущество, создавая в бытии такую сферу, куда Он не может войти без позволения: «Се, стою у две­ри и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3-20).

Ещё греческие софисты любили оттачивать логику своих учеников на загадке всемогущества Божия. «Если Бог всемогущ, - спрашивали они, - то может ли Он сотворить такой камень, который Он был бы не в силах под­нять?» Вопрошаемый, разумеется, ста­новился в тупик если всемогущ, то мо­жет сотворить, а следовательно, этот камень Он не сможет поднять; если же по всемогуществу Своему Бог может поднять всё, тогда Он не сможет сотво­рить камень с требуемыми свойствами, и следовательно, Он не всемогущ.

Христианское богословие, вспом­нив об этой хитрой загадке, ответило на нее однозначно: да, Бог может со­творить парадоксальное бытие, и Он его уже сотворил. Это - человек. Поэ­тому-то и предшествует сотворению человека некая «творческая пауза». «Создадим человека» - но «да владыче­ствуют они». «Создадим человека» - и отныне Божественная воля всегда будет оставлять место блужданиям, уклонени­ям, даже бунтам воли человеческой.

Здесь начало самоумаления Бога, его «кеносиса» (грен, «принижение, смирение»). Словом «кеносис» в хри­стианском богословии выражается смирение Бога перед тварью, служение Творца творению. Как педагог смиря­ет себя перед маленьким ребёнком, ста­рается говорить на его языке, так и Бог на человеческом языке говорит с людь­ми, и даже более того - Сам становит­ся человеком ради спасения людей.

Сотворение человека происхо­дит как бы в два этапа.- сначала созда­ётся из «земли» тело, а затем в него вдыхается дух. Святой Григорий Нис­ский подчёркивал: «Бог сотворил вну­треннего человека и слепил внешнего». «Слепил» - значит переоформил уже имевшееся, придал новую форму преж­ней материи. «Сотворил» - значит создал нечто принципиально новое, прежде в составе бытия не существо­вавшее: «внутреннего человека», образ Божий. То, что здесь подразумевается под «землёй», открыто для разных тол­кований. Как уже говорилось, словосо­четанием «небо и земля» в Библии обо­значается всё сущее.

Святой Феофан Затворник, пояс­няя библейский текст, задаётся вопро­сом, что же из себя представляла та «земля»: «Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело - было животное в обра­зе человека с душою животною. Потом Бог вдунул в него Дух Свой». Это пред­положение св. Феофана получает до­полнительную весомость, если вспом­нить, что «земля», из которой создан Адам, особого рода. Еврейский текст го­ворит не о дикой степной земле, сти­хийно приносящей плод (садех), и не просто обо всей земной поверхно­сти (эрец), но о возделанной земле (адама). Следовательно, Творец создал человека из прежде уже преобразован­ного, обработанного Им материала.

В человеке есть несколько пла­стов жизни: физический и психиче­ский, животный и культурный, но есть и душевный, духовный. Р усский поэт Фёдор Иванович Тютчев писал:

О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги - О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..

В Библии о создании человека сказа­но: «...мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27). Вторая глава Бытия до­полняет первую, рассказывая о сотво­рении Евы из ребра Адама.

В древних языках, в частности шумерском, слово «тил» означало и «жизнь», и «ребро». В русском языке, на­пример, слово «живот» прежде означа­ло и часть тела, и жизнь. А жизнь ведь можно связывать не только с чревом, но и с сердцем, находящимся в подреберье. И, конечно же, надо помнить, что на древнееврейском «цела» - это не толь­ко «ребро», но и «грань», «сторона».

Женщина - грань человеческо­го бытия, и во многих толкованиях Книги Бытия предполагается, что Ева, которая ввела Адама во искушение, есть эмоционально-чувственная сто­рона человеческой души (обычно по­нимаемая как женское начало), увлёк­шая за собой разум и волю (мужское начало).

Как бы то ни было, полнота чело­вечества - в единстве мужчины и женщины (мужчина на древнееврей­ском - «иш», женщина - «шла»). Их единство благословляется, и задолго до грехопадения они получают заповедь деторождения. Состояние мира, соз­данного Богом, мира прекрасного и доброго (по другому толкованию - места в мире, куда Бог поселил чело­века), передаётся образом чудесного цветущего сада - рая. Там жили пер­вые сотворенные Богом люди - Адам (в переводе с древнееврейского бук­вально означает «красный»; цвет зем­ли, из которой создано его тело) и Ева, или Хавва (древнеевр. «жизнь»). В лице Адама и Евы человек был призван «возделывать и хранить» рай­ский сад (т. е. участвовать в Божием де­ле совершенствования мира) и пребы­вал в непосредственном общении с Богом - источником жизни. Так бы­ло до того момента, когда люди преда­ли своего Создателя. К этому их под­толкнули силы зла, воплощением которых в Священном Писании стал змей - древнейший образ тьмы, хао­са и холодной злобы. Появление в со­вершенном Божием мире зла - тоже следствие предательства. Бог был пре­дан частью тех сил, которые Он сотво­рил прекрасными и свободными.