Презентация на тему "атмосферное давление". Атмосферное давление Модель внешнего дыхания

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по физике Учитель: Васылык М.В. Атмосфера Земли Атмосферное давление

« Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – всё живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живём на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые… Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадное, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам её впоследствии.» Камилл Фламмарион (французский астроном XIX века)

Атмосфера - воздушная оболочка, окружающая Землю. (от греческого атмос - пар, воздух и сфера – шар)

По своему строению воздушный океан напоминает дом, в котором есть свои этажи.

Первый «этаж» - тропосфера. Он получил своё название от греческого слова « тропос »- поворот. Этот слой простирается в среднем до 11 км над уровнем моря, и температура в нем падает с высотой. В тропосфере сосредоточено около 4/5 всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера – родина облаков. Большинство наблюдаемых нами явлений погоды образуются в этом слое.

Северное сияние

Метеоритный дождь

Второй «этаж» - стратосфера. Его название происходит от латинского слова « стратум » - настил, слой. Он располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Стратосфера по массе составляет 1/5 часть атмосферы. Здесь – царство стужи, с приблизительно постоянной температурой -40 ˚С. Тут лишь иногда появляются так называемые перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлажденной воды. Небо стратосферы черного или темно-фиолетового цвета.

Третий «этаж» - мезосфера. Его название – от греческого « мезо »- средний, промежуточный. Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от Земли. Воздух здесь сильно разряжен. Давление его составляет примерно 1/25000 долю нормального атмосферного давления. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает все живое на Земле от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца. Иногда в мезосфере появляются туманообразные серебристые облака, которые видны только в сумерках.

Четвертый «этаж» - термосфера. Воздух в термосфере ещё сильнее разряжен. Здесь невиданная жара: 1000-2000 ˚С.Не зря этот слой так назван: по-гречески «термо»- тепло. Однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха в этом слое исключительно мала.

Пятый «этаж» - экзосфера, т. е. внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500-600 км. Воздух здесь разряжен ещё сильнее, чем в термосфере. Этот «этаж» называют также «слоем рассеяния», потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство.

Выходит, наша атмосфера как бы испаряется? Не выкипит ли она вовсе? Да, атмосфера земли постепенно улетучивается, но опасаться нечего: воздуха хватит ещё на многие миллиарды лет!

Советским космонавтам удалось посмотреть, как выглядит атмосфера земли со стороны. Вот как поэтично описывал увиденное сквозь иллюминаторы корабля «Восток-2» лётчик-космонавт Герман Степанович Титов: «Горизонт Земли окружён ореолом нежно-голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в чёрный цвет…»

Атмосфера Земли состоит из смеси газов: Азот – 78,09% Кислород – 20,95% Аргон – 0,93% Углекислый газ – 0,03% Количество остальных газов в воздухе ничтожно мало: это водород, неон, гелий, криптон, радон, ксенон и другие.

Исследования показали, что до высоты около 100 км состав атмосферы существенно не меняется.

Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров.

Опытами установлено, что при температуре 0 ˚ и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м 3 равна 1,29 кг. P = gm, P = 9,8 H /кг × 1,29 кг ≈ 13 Н

Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают атмосферное давление.

Существованием атмосферного давления объясняются многие явления, встречающиеся в жизни: 1.Действие шприца. 2.Автоматическая поилка для птиц. 3.Прибор ливер.

4.Опыт «перевёрнутый стакан»

Воздух может быть лекарем. Врач вносит в банку горящую вату, смоченную в спирте, воздух в банке нагревается, расширяется и частично выходит наружу. Банку прижимают к телу, атмосферное давление вдавливает внутрь банки часть кожи.

Доклады: 1.Как мы пьём?

2.Атмосферное давление в живой природе: Мухи Древесные лягушки

Рыбы-прилипалы

Животные болота

Вопросы: 1.Предполагают,что Луна когда- то была окружена атмосферой, но постепенно потеряла её. Чем это можно объяснить? 2.Чтобы вдохнуть воздух, человек, при помощи мышц расширяет грудную клетку. Почему воздух входит при этом в лёгкие? Как происходит выдох?


Хотите лучше владеть компьютером?

Если книга Excel содержит такое количество листов, что их названия не помещаются внизу листа, сложно переключаться между листами. Конечно, можно использовать кнопки перехода между листами или список листов, который появляется при нажатии правой кнопкой мыши на кнопки перехода (активный лист при этом отмечен галочкой). Но мы можно использовать и другой способ переключения между листами — добавление в книгу оглавления.

Читайте новые статьи

Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

Как завладеть вниманием ученикав век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.




Атмосферное давление - давление атмосферного воздуха на находящиеся в нем предметы и на земную поверхность. В каждой точке атмосферы атмосферное давление равно весу вышележащего столба воздуха с основанием, равным единице площади. С высотой атмосферное давление убывает.



КАК МЫ ПЬЕМ? Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление « вгоняет » туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление.


Человек не может легко ходить по болоту? Почему? Дело в том, что при поднятии ноги под ней образуется разряженное пространство. Перевес атмосферного давления в этом случае может достигать Н на площадь ноги взрослого человека.


КОМУ ЛЕГЧЕ ХОДИТЬ ПО ГРЯЗИ? Парнокопытные животные вытаскивают свои копыта из трясины без труда. В чем же дело? Дело в строении копыта. Оно не сплошное, а состоит из двух частей. При вытаскивании из болота ноги пропускается воздух в образовавшееся разряженное пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.




Как пьёт слон? Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.


Выводы. Атмосферное давление оказывает огромное влияние на всё, что находится на Земле. Если бы атмосфера исчезла, то: на Земле установилась бы температура приблизительно -170 ° С, замерзли бы все водные пространства, а суша покрылась бы ледяной корой. - наступила бы полная тишина, так как звук в пустоте не распространяется; небо стало бы черным, поскольку окраска небесного свода зависит от воздуха; не стало бы сумерек, зорь, белых ночей. - прекратилось бы мерцание звезд, а сами звезды были бы видны не только ночью, но и днем (днем мы их не видим из - за рассеивания частичками воздуха солнечного света). - погибли бы животные и растения.

МБОУ «Троицкая СОШ» Урок физики в 7 классе на тему: «Атмосфера и атмосферное давление» Учитель физики: Руднева Н.А. 2012год

«Удивительное дело жить в воздушном океане,

Голубом, огромном, чистом, «пить» его и не тонуть,

Без него, без океана, жизнь была бы очень странной, впрочем, даже и не странной: просто б не было её!»

Тема урока: Атмосфера Земли. Атмосферное давление

Цель урока: Рассмотреть строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений.

« Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – всё живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живём на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые… Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадное, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам её впоследствии»

Камилл Фламмарион (французский астроном XIX века)

Древние греки думали, что окружающий нас воздух – это испарившаяся вода и назвали оболочку, окружающую планету АТМОСФЕРОЙ Атмос -пар Сфера – шар Состав атмосферы Атмосфера Земли состоит из смеси газов: азота, кислорода, аргона. Количество остальных газов в воздухе ничтожно мало. К этим газам относятся углекислый газ, водород, неон, гелий, криптон, радон, и другие. А также переменные составные части атмосферы, такие как оксиды азота, серы, угарный газ, аммиак, сера, сероводород, вода и пыль.

По своему строению воздушный океан напоминает дом, в котором есть свои этажи.

Содержит более 80 % всей массы атмосферного воздуха и около 90 % всего имеющегося в атмосфере водяного пара.

Первый «этаж» - тропосфера.

Этот слой простирается в среднем до 11 км над уровнем моря, и температура в нем падает с высотой. Тропосфера – родина облаков. Большинство наблюдаемых нами явлений погоды образуются в этом слое.

Второй «этаж» - стратосфера.

Он располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Стратосфера по массе составляет 1/5 часть атмосферы. Здесь – царство стужи, с приблизительно постоянной температурой -40˚С.

Тут лишь иногда появляются так называемые перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлажденной воды. Небо стратосферы черного или темно-фиолетового цвета.

Третий «этаж» - мезосфера.

Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от Земли. Воздух здесь сильно разряжен. Давление его составляет примерно 1/25000 долю нормального атмосферного давления. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает все живое на Земле от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

Иногда в мезосфере появляются туманообразные серебристые облака, которые видны только в сумерках.

Четвертый этаж - ионосфера

На высотах более 100 км растет доля легких газов, и на очень больших высотах преобладают гелий и водород; многие молекулы диссоциируют на отдельные атомы, которые, ионизуясь под действием жесткого излучения Солнца, образуют ионосферу. Здесь возникают молнии, полярные сияния.

Пятый «этаж» - термосфера.

Воздух в термосфере ещё сильнее разряжен. Здесь невиданная жара: 1000-2000˚С. Однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха в этом слое исключительно мала. В термосфере возникают жемчужные облака, полярные сияния, образуются мощные электрические токи, которые вызывают нарушения магнитного поля Земли.

Термосфера

Термос фера

Шестой «этаж» - экзосфера,

т. е. внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500-600 км. Воздух здесь разряжен ещё сильнее, чем в термосфере. Этот «этаж» называют также «слоем рассеяния», потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство.

Воздушная оболочка Земли выполняет различные функции

Рассветы

Полярное сияние

Имеет 6 слоев:

Тропосфера

Стратосфера

Мезосфера

Ионосфера

Термосфера

экзосфера

Состав воздуха:

кислород

Защита от радиации

Защита от метеоритов

Защита от УФ лучей

Рассеивает свет

Передает звук

Трассы авиалиний

Защита от перепадов температуры

Дальняя радиосвязь

Необходима для дыхания

Энергия ветра

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них,

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

… Но у меня есть милый друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг, -

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему!

Р. Киплинг

Опытами установлено, что при нормальных условиях масса воздуха объёмом 1 м³ равна 1,29 кг.

Вычислите вес воздуха?

P=mg=9,8Н/кг∙1,29кг≈13Н

Почему мы не чувствуем, что на нас давит вертикальный столб воздуха?

Тела не разрушаются под действием атмосферного давления. Это объясняется тем, что они внутри наполнены воздухом. Воздух изнутри и снаружи давит одинаково.

Наше тело устроено так, что мы не ощущаем атмосферного давления, так как давление внутри нас равно давлению атмосферы.


3 Цель урока: Объяснить учащимся причины возникновения атмосферного давления. Раскрыть физическую сущность опыта Торричелли.Задачи: Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность урока при изучении нового материала. Тип урока: Тип урока: лекция – диалог.


4 Ход урока 1.Изучение нового теоретического материала по плану. Понятие атмосферы. Подтверждение существования атмосферного давления. Весовое давление газа. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Единицы измерения атмосферного давления. 2.Объяснение учителя с элементами беседы с учащимися.


5 Атмосфера (греч. «атмос»- пар, воздух и «сфера»- шар) – воздушная оболочка, окружающая Землю. Атмосфера простирается на высоту несколько тысяч километров от поверхности Земли. Поверхность Земли – дно воздушного океана. Поверхность Земли и все тела на ней испытывают давление всей толщи воздуха. Это давление называется атмосферным.


6 Подтверждение существования атмосферного давления. Существование атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Рассмотрим некоторые из них. На рисунке изображена стеклянная трубка, в нутрии которой находится поршень, плотно прилегающий к стенкам трубки. Конец трубки опущен в воду. Если поднимать поршень, то за ним будет подниматься вода, Происходит это по тому, что при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.


7 В 1654 г. Отто Герике в городе Магдебурге, чтобы доказать существование атмосферного давления, произвел такой опыт. Он выкачал воздух из полости между двумя металлическими полушариями, сложенными вместе. Давление атмосферы так сильно прижало полушария друг к другу, что их не могли разорвать восемь пар лошадей.


8 Весовое давление газа Давление в атмосфере действует по такому же принципу, что и в воде. Вес воздуха, находящегося в верхних слоях, давит на нижние слои. Это называется атмосферным давлением. Чем ближе к поверхности Земли вы находитесь, тем выше атмосферное давление. «Весовое» давление газа вызвано действием на его слои силы тяжести.






11 Торричелли заметил, что высота столба ртути в трубке меняется, и эти изменения атмосферного давления как-то связаны с погодой. Если прикрепить к трубке с ртутью вертикальную шкалу, то получиться простейший ртутный барометр (греч. «барос» - тяжесть, «метрео» - измеряю) – прибор для измерения атмосферного давления. Вывод:


12 Учащиеся записывают в тетрадь: Единица атмосферного давления – 1 мм рт. ст. Соотношение между Па и мм. рт.ст. P= ρgh = кг/м3 9,8Н/кг 0,001 м = 133,3 Па 1 кПа = 1000 Па 1 гПа = 100 Па 760 мм.рт.ст Па 1013 гПа Единицы измерения атмосферного давления.


13 Закрепление материала Как объясняется сохранение воздушной оболочки Земли (ее атмосферы)? Притяжением планеты и движением молекул газов, составляющих атмосферу. Может ли молекула покинуть Землю, как космический корабль? Может, если будет иметь очень большую скорость, такую же, как ракета – носитель. Как объяснить «парение» молекул воздушной оболочки в пространстве около Земли? Молекулы беспорядочно движутся, на них действует сила тяжести. Измерения показывают уменьшение плотности воздуха с высотой (5.5 км – в 2 раза, 11 км – в 4 раза и т.д.). Отсутствие четкой границы атмосферы. Вопросы:


14 Почему нельзя рассчитать давление воздуха так же, как рассчитывают давление жидкости на дно или стенки сосуда? Плотность воздуха уменьшается с высотой, различие в плотности атмосферного не даёт возможность определять давление в газе как в жидкости. Что означает запись: «Атмосферное давление равно 780 мм рт.ст.»? Это означает что воздух производит такое же давление, какое производит вертикальный столб ртути высотой 780 мм. Как устроен ртутный барометр? Если к трубке с ртутью прикрепить вертикальную шкалу, то получится – ртутный барометр. Он служит для измерения атмосферного давления. Скольким гПа равно давление ртутного столба высотой 760 мм? 760 мм.рт.ст =1013 гПа. Вопросы: (продолжение)


15 Атмосферное давление в живой природе Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благо­даря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосфер­ное давление удерживает присоску на стекле. Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благо­даря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосфер­ное давление удерживает присоску на стекле. Рыбы-прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующих глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов уве­личивается, давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску. Рыбы-прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующих глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов уве­личивается, давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску. Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот. Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот. Засасывающее действие болота объясняется тем, что при поднятии ноги под ней образуется разреженное пространство. Перевес атмосферного дав­ления в этом случае может достигать 1000 Н / на площадь ноги взрослого человека. Однако копыта парнокопытных животных при вытаскивании из трясины пропускают воздух через свой разрез в образовавшееся разрежен­ное пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда. Засасывающее действие болота объясняется тем, что при поднятии ноги под ней образуется разреженное пространство. Перевес атмосферного дав­ления в этом случае может достигать 1000 Н / на площадь ноги взрослого человека. Однако копыта парнокопытных животных при вытаскивании из трясины пропускают воздух через свой разрез в образовавшееся разрежен­ное пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.


16 1.Тела не разрушаются под воздействием атмосферного давления. Чем это объясняется? Подведение итогов: 2.Объясните, как с помощью трубки Торричелли можно измерить атмосферное давление? Это объясняется тем, что внутри тела наполнены воздухом, противодействующим наружному давлению и имеющим одинаковое с ним давление Если прикрепить к трубке с ртутью вертикальную шкалу, то получиться простейший ртутный барометр – прибор для измерения атмосферного давления.


17 1. "Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7кл", Е.М.Гутник и др. "Дрофа" М.2002г. 2. "Тематические тесты по физике 7-8кл.", В.А.Орлов, Издат. АТС 2000г. 3. "Сборник задач по физике 7-9кл", В.И.Лукашик, М. Просв.2000г. 4. Учебник "Физика 7 класс", А.В. Перышкин, "Дрофа", М.2003г. Источники информации: