Динамический стереотип: значение, роль в процессе обучения, примеры. Динамический стереотип

Что такое динамический стереотип и его значение в воспитании, Вы узнаете из этой статьи.

Динамические стереотипы значение:

  • Динамический стереотип облегчает появление процессов торможения и возбуждения в нервной системе, так как благодаря ему нейроны находятся постоянно в полной боевой готовности.
  • Они отвечают за автоматическое выполнение разнообразных действий.
  • Такой стереотип сохраняет мышечную и нервную энергию.
  • Влияет на дисциплину человека, стиль поведения, умения, навыки и даже привычки.
  • Он улучшает скорость протекания условных рефлексов.
  • Имеет положительное влияние на деятельность головного мозга.

Что такое динамический стереотип?

Динамический стереотип являет собой выработанную строго зафиксированную систему безусловных и условных рефлексов, которые постоянно чередуются. Для того, чтобы его формирование было успешным, необходимо наличие некой последовательности действий безусловных и условных раздражителей. В Центральной Нервной системе в ответ на эту реакцию возникают источники возбуждения, обеспечивающие появление динамического стереотипа.

Иными словами, динамический стереотип – это некая последовательность действий, которые возникают в ответ на раздражители окружающей среды.

Процесс выработки стереотипа являет собой сложную синтезирующую деятельность коры. Вообще он вырабатывается очень трудно, но если стереотип уже выработался, то его «жизнь» следует поддерживать путем напряженной работы корковой деятельности и большинство действий стают автоматическими. Они сохраняются на долгое время и являются фундаментом поведения человека. Динамические стереотипы трудно переделать. Поэтому стоит обратить особое внимание на приемы обучения и воспитания деток с первого года жизни.

Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности

Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.

Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.

36. Особенности ВНД человека. Закономерности условнорефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однакоповедениечеловека настолько сильно отличается отповеденияживотных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизические механизмы, которые определяют особенности его внд. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миров, который стал возможен в результате деятельности людей и который выразился в речи.

Основа высшей нервной деятельности - условные рефлексы, возникающие в процессе жизнедеятельности организма, и позволяющих ему целесообразнореагироватьна внешниераздражителии тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Выработанные ранее УР способны затухать и исчезать благодаря торможению при изменении среды.

Раздражителями для образования условных рефлексов у человека являются не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления . Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.

Две сигнальные системы действительности

Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -этовторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепленияв течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом “вводится новый принцип нервной деятельности -отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов -принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека -науку”.

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции -коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

I СС является физиологической основой конкретного (предметного) мышления и ощущений; а II ССД – основой абстрактного (отвлеченного) мышления. Совместная деятельность сигнальных систем у человека является физиологической основой умственной деятельности, основой общественно-исторического уровня отражения как сущности психики и преобразования образов и сигналов в представления.

II СС является высшим регулятором человеческого поведения. II СС, взаимодействуя с I СС, служит физиологической основой специфически человеческих форм отражения действительности – сознательного отражения, регулирующего целенаправленную планомерную деятельность человека не просто как организма, а как субъекта общественно-исторической деятельности.

С точки зрениясигнальных систем ВНД человека имеет три уровня своего механизма:

    первый уровень – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы;

    второй уровень – подсознательный, его основу составляет I СС;

    третий уровень – сознательный, его основу составляет II СС.

Речь значительно повысила способность мозга человека отражать действительность. Она обеспечила высшие формы анализа и синтеза.

Сигнализируя о том или ином предмете, слово выделяет его из группы других. Это аналитическая функция слова. В то же время слово как раздражитель имеет для человека и обобщающее значение. Это проявление его синтетической функции.

Физиологический механизм приобретенных сложных форм обобщения заложен у человека в свойствах слова как сигнала сигналов. Слово в этом качестве формируется благодаря его участию и образованию большого количества временных связей. Степень обобщения нельзя рассматривать как постоянную, устойчивую категорию, потому что она меняется, и, что особенно важно, в зависимости от условий формирования временных связей у учащихся в процессе их обучения. В физиологическом отношении в основе обобщения и отвлечения выступают два принципа:

    образование системности в коре мозга;

    постепенное сокращение сигнального образа.

Исходя из этих представлений о сущности механизма процесса обобщения, оказывается более понятным и представление об основах формирования новых понятий. В этом случае превращение слов в интеграторы различных ступеней следует рассматривать как развитие у школьников более широких понятий. Такие изменения приводят к построению все более сложной системности и к более широкому развитию объема интеграции. Угасание условных связей, входящих в эту систему, суживает объем интеграции и, следовательно, затрудняет формирование новых понятий. Отсюда следует вывод, что формирование понятий в физиологическом смысле имеет рефлекторную природу, т.е. его основу составляет формирование временных связей на речевой условный сигнал с адекватным ему безусловно-рефлекторным подкреплением.

У ребенка младшего школьного возраста в связи с недостаточным развитием второй сигнальной системы преобладает наглядное мышление, поэтому и памятьего имеет преимущественно наглядно-образный характер. Однако вместе с развитием второй сигнальной системы у ребенка зарождается начало теоретического, отвлеченного мышления.

Взаимодействие сигнальных систем является наиболее важным фактором в формировании конкретного и абстрактного. В процессе установления взаимоотношений между сигнальными системами возможно появление помех преимущественно за счет наиболее ранимой второй сигнальной системы. Так, например, при отсутствии стимулов, способствующих развитию второй сигнальной системы, мыслительная деятельность ребенка задерживается, а преобладающей оценочной системой его взаимоотношения с окружающей средой остается первая сигнальная система (образное, конкретное мышление). Вместе с тем желание воспитателя как можно раньше заставить проявиться абстрактным способностям ребенка, не соизмеряя это с достигнутым ребенком уровнем умственного развития, тоже может привести к нарушению проявлений второй сигнальной системы. В этом случае первая сигнальная система выходит из под контроля второй сигнальной системы, что легко можно заметить по поведенческим реакциям ребенка: у него нарушается способность к обдумыванию, спор приобретает не логический, а конфликтный, эмоционально окрашенный характер. У таких детей быстро развиваются срывы в поведении, появляются обидчивость, плаксивость, агрессивность.

Нарушение взаимоотношений между сигнальными системами можно устранить педагогическими приемами. Примером этого могут быть средства и методы, применявшиеся А.С.Макаренко. Воздействуя словом (через вторую сигнальную систему) и подкрепляя действием (через первую сигнальную систему), ему удавалось нормализовать поведение даже у очень «трудных» детей. А.С.Макаренко считал, что главное в развитии ребенка – умелая организация его разнообразной активной деятельности (познавательной, трудовой, игровой и др.). Взаимодействие сигнальных систем способствует формированию такой деятельности и, очевидно, что этим обеспечивается, кроме того, и необходимое развитие нравственного воспитания.

Вторая сигнальная система легче подвергается утомлению и торможению. Поэтому в начальных классах занятия должны быть построены так, чтобы уроки, требующие преобладающей деятельности второй сигнальной системы (например, математика), чередовались с уроками, в которых преобладала бы деятельность первой сигнальной системы (например, естествознание).

Учение о сигнальных системах имеет важное значение для педагогики еще и потому, что предоставляет учителю большие возможности для установления необходимого взаимодействия между словесным объяснением и наглядностью в процессе обучения, для воспитания у учащихся умения правильно соотносить конкретное с абстрактным. «Живое слово» учителя уже является средством наглядности. Искусство владеть словом заключается, прежде всего, в умении вызвать у учащихся яркое представление, «живой образ» того, о чем рассказывает учитель. Без этого рассказ учителя всегда скучен, неинтересен и плохо сохраняется в памяти учащихся. Важно в практике учителя также и умелое сочетание слова с наглядностью. В школьной методической практике установилось прочное убеждение в несомненной пользе наглядного обучения, что относится преимущественно к обучению в начальных классах. Действительно, в учебном процессе предметная наглядность выступает и как объект изучения, и как источник знаний, усваиваемых учащимися в процессе обучения. Наглядность обучения является средством организации разнообразной деятельности учащихся и используется учителем для того, чтобы обучение было наиболее результативным, доступным и способствовало развитию детей. Совместное действие слов и средств наглядности способствует появлению внимания учащихся, поддерживает их интереск изучаемому вопросу.

Сочетание слова с наглядностью принимает одну из наиболее употребительных форм: слово выступает как условный сигнал для деятельности учащегося, например, как сигнал для начала изучения им программного вопроса, а наглядность служит средством восприятия. Причем, сущность явления воспринимается учащимися из словесного объяснения, а наглядность лишь служит средством, подтверждающим правильность объясняемого, и создает убежденность в этом. Учитель может применять каждый метод в отдельности или оба вместе, но всегда следует помнить, что в физиологическом плане они не однозначны. Если при первом способе применения наглядности у учащихся преобладающим оказывается развитие первой сигнальной системы, что выражается в формировании конкретного представления об изучаемом предмете или явлении, то во втором, напротив, преобладающее развитие получает вторая сигнальная система, что выражается в формировании абстрактного представления, которое играет здесь большую роль, т.к. наглядное только подтверждает абстрактное представление. При правильном применении каждого из этих методов можно добиться необходимого взаимоотношения между первой и второй сигнальными системами, не делая ни одну из них чрезмерно преобладающей. В противном случае у учащегося окажется более развитой или способность воспринимать только конкретное, и тогда он будет в трудном положении каждый раз, когда необходимость заставит его применить способности к абстрагированию, или, может быть, наоборот, - способность воспринимать только абстрактное будет ставить учащегося в трудное положение каждый раз, когда он должен будет обратиться к конкретному материалу. Следовательно, сочетание словесного объяснения с наглядностью может служить педагогике и оказаться эффективным только в том случае, если учитель найдет средства к установлению необходимой взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами действительности, выражающими у людей конкретное и абстрактное представления об окружающей среде.

Индивидуальные свойства нервной системы оказывают влияние на условнорефлекторную деятельность организма. Поэтому характер высшей нервной дея­тельности в значительной мере определяется совокупностью свойств, присущих индивидууму (наследственность, предыдущий жизненный опыт и тип нервной системы). От типа нервной системы но многом зависит скорость обра­зования условных рефлексов, их прочность, интенсивность внут­реннего и внешнего торможения, быстрота иррадиации и кон­центрации нервного процесса, способность к индукции и степень устойчивости к болезнетворным агентам.

Изучая комплекс индивидуальных особенностей ВНД у жи­вотных и человека, И. П. Павлов и его последователи установили три основных функциональных признака ВНД: 1). сила процессов возбуждения и торможения - способность корковых нервных клеток адекватно отвечать на сильные и чрез­вычайно сильные раздражители и в ответ на них развивать возбуждение или торможение; 2). уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т. Е. равновесие их по силе. Иногда у одних организмов возбуждение превалирует над торможением, у других - наоборот. В та­ком случае у первых сравнительно быстро образуются положи­тельные условные рефлексы, но затруднена выработка дифференцировок (особенно тонких), у вторых на те же раздражители развивается общее торможение коры; 3). подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой один процесс может смениться другим (в связи с изменением обстановки).

На основании указанных признаков И. П. Павлов выделил общие типы ВНД, встречающиеся у людей и животных, и част­ные, присущие только людям.

И. П. Павлов выделил четыре общих типа высшей нервной деятельности : I) сильный, неурав­новешенный (с преобладанием возбуждения над торможением), трудно поддающийся воспитанию (дрессировке); 2) сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов. При таком типе ВНД наблюдается быстрое привыкание к об­становке, активная реакция на новые раздражители; 3) сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов, незначительная реакция на новые раздражители (медлитель­ность во всех действиях); 4) слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения. При этом отмечается быстрая истощаемость организма, трусость, потеря работоспособности при необычных раздражителях, легкость перехода в заторможенное состояние.

По мнению И. П. Павлова, приведенные четыре типа ВНД, в чистом виде обнаруживаемые в опытах, совпадают с четырьмя видами темперамента человека, которые были известны еще Гиппократу. Так, первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй - сангвиническому, третий - флегматиче­скому, а четвертый - меланхолическому. Однако между типом нервной системы и темпераментом нет тождественности, так как в понятие «темперамент», кроме функциональных особенностей нервной системы, включается оценка положения и условий жиз­ни человека, характеристика исторической эпохи и практической общественно-трудовой деятельности. Тип высшей нервной деятельности проявляется не только во взаимоотношении организма с внешней средой, но и в характере деятельности внутренних органов.

Частные тины высшей нервной деятельности. И. П. Павлов, анализируя функциональное состояние нервной системы людей с учетом врожденных способностей, выделил три типа: художе­ственный, мыслительный и средний. Правда, в этой области ещё не все ясно: некоторые вопросы не раскрыты до конца, нет адек­ватных методов и тестов для определения этих типов, многое характеризуется чисто описательно.

Художественный тип отличается более усиленной работой первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мыш­ления широко пользуются чувственными восприятиями окру­жающего мира. Они воспринимают действительность целиком, не дробя ее на части.

Мыслительный тип характеризуется более усиленной работой второй сигнальной системы, усиленным мышлением, резко выра­женной способностью к абстрагированию от действительности, основанной на стремлении анализировать, дробить действитель­ность на части, затем соединять их в единое целое.

Средний тип характеризуется уравновешенностью двух сиг­нальных систем, наличием признаков художественного и мысли­тельного типа.

Русский физиолог Н. И. Красногорский (1918) впервые попытался установить типы ВНД у детей. В ра­боте «О нервности в детском возрасте и о мерах борьбы с ней» он пишет о двух типах - перевозбудимом и инертно-тормозном, положив в основу классификации состояние возбуждения и тор­можения, а также подвижность этих процессов в мозговой коре.

В последующем сделано несколько попыток изучения нерв­ной деятельности детей(В. Н. Осипова в 1926 г., Я. М. Лобач и Д. X. Шапиро и 1930 г., Н. Г. Сорохтин в 1936 г. и др.), однако в каждой из предлагавшихся классификаций упущены те или иные стороны нервной деятельности детей (сила, подвижность и т. д.).

А. Г. Иванов-Смоленский и сотрудники его лаборатории пред­ложили классификацию типов ВНД у детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, в которой выделены следующие типы: лабильный, инертный, возбудимый и тормоз­ной. За основу классификации они взяли два принципа: подвиж­ность и уравновешенность нервных процессов. При этом отмече­но, что дети с неуравновешенным типом ВНД (особенно возбудимые) чаще встречаются и младшем школьном, чем в сред­нем и старшем, возрасте.

В 1954 г. Н. И. Красногорский предложил новую классифика­цию типов ВНД у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкоркой. Эта классификация в настоящее время является более полной и включает четыре типа.

Первый - сильный, оптимально возбудимый, уравновешен­ный, быстрый сангвинический тип, характеризующийся быст­рым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и тормо­жение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети отличаются хорошим поведением, жи­вым темпераментом и не представляют трудности для воспита­ния. Речь у них быстрая и громкая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, с богатым запасом слов, иногда силь­ной жестикуляцией и выразительной мимикой.

Второй - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип флегматичный. Условные рефлексы у детей с таким типом ВНД образуются быстро и прочно, имеют прочные тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к силе услов­ного раздражителя, отличаются примерным поведением, успешно учатся. Речь у них правильная, с достаточным словарным запа­сом, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. При трудных заданиях дети повышают свою активность и стараются их выполнить.

Третий - сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный холерический тип, характеризующийся сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда в полной мере регулируется корой, Условные связи образуются медлен­нее, чем у детей первых двух типов. Дети учатся удовлетворитель­но, но тяжело приспосабливаются к требованиям школы. Они высокоэмоциональны, возбудимы и вспыльчины, им свойственны «взрывы» необоснованных реакций, сопровождающихся подвиж­ностью, поэтому их речь, хотя и развивается нормально, бывает неровной, с колеблющимися интонациями. Воспитание таких де­тей представляет большие трудности.

Четвертый - слабый, пониженно возбудимый, уравновешен­ный, меланхолический тип, отличающийся общей пониженной возбудимостью коры и подкорки, сравнительно низкой деятель­ностью первой и второй сигнальных систем. У таких детей мед­ленно образуются условные рефлексы. Они быстро утомляются и впадают в тормозное состояние. Речь их слабая и тихая, бедна словами. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Тип ВНД и общее поведение каж­дого человека представляют собой «сплав» из врожденных осо­бенностей, полученных по наследству (генотип), и черт, приоб­ретенных в течение жизни (фенотип). Процесс изменения типа ВНД продолжается всю жизнь, а способность к перестройке типов ВНД названа пластичностью нервной системы. Пластичность - процесс динамический.

Поведение школьника обусловлено не только прирожденными физиологическими свойствами нервной системы, но и социаль­ными условиями. Определяя тип ВНД и характер ученика любо­го возраста, надо учитывать социально-бытовые условия, ибо от­ношения в семье и общественном окружении маскируют тип, на­кладывая на него свою печать. Пластичность типов ВНД И. П. Павлов считал «важнейшим педагогическим фактом» воспитания, тренировки и переделки характера человека. А если учесть, что все окружающее влияет на организм тем сильнее, чем он моложе, то становится ясным, что формирование типа ВНД должно начинаться с рождения и продолжаться в дошкольном, школьном и послешкольном воз­расте. Тип ВНД ребенка и взрослого может измениться в связи с перенесенной болезнью, психическим потрясением и другими факторами. В таких случаях возможно «исправление» и перевос­питание мерами индивидуального и общественного воздействия, т. е. повышением «закалки характера».

38. Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но ихранит ,накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а, по словам Ивана Михайловича Сеченова, он постоянно находился бы в положении новорожденного.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом .

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работаетпо своим законам . С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой – человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, а его бы деятельность была полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память – представляет собой способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.

Таким образом, память – это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. Физиологический подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например,О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» – место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. В исследованиях советского ученогоЕ. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым «нервной моделью стимула».Биохимический подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания.Психологический подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.

Теория организации движений

Следуя современной теории физиологии, все действия осуществляются на уровне простой рефлекторной дуги : раздражение - рецептор - чувствительный нейрон - сегмент спинного мозга - двигательный нейрон - исполнительный орган - это путь прохождения нервного импульса. Рефлекторную дугу контролируют вышележащие отделы центральной нервной системы (ЦНС). Различают безусловные, врожденные рефлексы , которые «вшиты» в структуру центральной нервной системы. И условные, вновь созданные, которые основаны на «проторении» нервных связей по Павлову. Дигательный стереотип это набор взаимосвязанных безусловных и условных рефлексов, это определенная программа , которая работает, следуя четкому алгоритму . Например: перемещение центра тяжести приводит к сокращению икроножной мышцы - результат - восстановление положения тела.

Уровни организации движений

  1. Уровень «A» - уровень слепого выполнения движений (чистая физиология) обеспечивает настройку тонуса мышц (то есть способность мышц к релаксации, отношения мышц-антагонистов).
  2. Уровень «B» - уровень двигательных штампов. Он обеспечивает врожденную особенность моторики (ловкость, грациозность, пластику), а также черновую технику повторяющихся движений (осанку, позу, ходьбу, бег). Собственно на этом уровне формируется так называемая «привычная осанка», то есть осанка, характерная для конкретного человека. Уровень «В» является уровнем неосознанной осанки, уровнем рефлекторной коррекции осанки.
  3. Уровень «С» уровень пространственного поля, обеспечивает вписывание двигательных штампов в реальное пространство: Это умение расслабиться по команде, умение напрячь отдельную мышцу, повтор движений по показу, группирование тела, сохранение позы. Для этого используются дистанционные рецепторы (зрение, слух). Применительно к осанке это уровень внешней коррекции: Например, коррекция положения тела педагогом или тренером или коррекция «по показу».

    Дефекты уровня «С» хорошо видны в подростковом возрасте. Молодые люди, с плохой моторикой, отличаются неуклюжестью, неумением расслабиться, они с трудом осваивают гимнастические упражнения. Это так называемые «моторные бездари». Специфичен их внешний вид: прогиб поясницы или сутулость, приподнятые и выдвинутые вперед плечи, полусогнутые ноги. Их движения сопровождаются так называемым «двигательным мусором» (то есть ненужными мимикой, жестами, гримасами). Чаще всего такой дефект не связан с их генотипом или с заболеванием нервной системы, а обусловлен незрелостью нервной системы, плохим физическим воспитанием . Отметим, что признаком хорошей осанки является не только правильное выравнивание сегментов тела, но и отсутствие «двигательного мусора», который является признаком плохой моторики.

  4. Уровень D - уровень слияния физиологического и психологического, он обеспечивает выработку сложных автоматизмов движения. Это уровень действия, уровень формирования двигательного навыка. На этом уровне формируются профессиональные движения. Применительно к осанке этот уровень отвечает за осознанное группирование тела - т.е осмысленную коррекцию положения тела.
  5. Уровень E (смысловой уровень) - обеспечивает смысловую коррекцию всех нижележащих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется самоконтроль осанки. Воздействуя на свои мысли, мы можем менять напряжение мышц и, расслабляя мышцы, сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться. На этом уровне реализуются методы телесно-ориентированной психотерапии (психосоматической коррекции) - высший уровень контроля осанки.

Деятельность уровня «В» реализуется через уровень «А», подчиняясь вышележащему уровню С. Уровни A, B и C являются врожденными, безусловными. Однако, в результате сложного взаимодействия, граница между физиологическим и психологическим стирается. Эта граница подвижна. Таким образом,

сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, рефлекторное может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания.

Это важный закон построения движения, он используется при коррекции ходьбы и осанки .

Индивидуально двигательный стереотип формируется под влиянием разнообразных факторов, имеющих отношение к становлению моторики. Эти факторы могут быть закономерными и случайными: вспомним школьника, склонившегося над низким столом и проводящего многие часы учебы в этой позе, лишенного своевременной педагогической поправки. В последующем накопившиеся двигательные ошибки суммируются с неизменно наступающими возрастными изменениями в осанке подростка, что в итоге способствует фиксации патологической цепи ошибок в формировании осанки, пластики, ловкости. Подобных ситуаций достаточно в профессиональной деятельности, когда люди с правильно сформированной моторикой в нерациональной рабочей позе подвергают ДС проверке на устойчивость с нередкими потерями. Здесь ДС выступает как индивидуальное приобретение моторики.

Связанные понятия

Двигательный навык

Двигательный навык - это выработанное вследствие тренировки движение , компоненты которого в значительной степени автоматизированы. Двигательный навык - основа формирования двигательного стереотипа. Двигательный навык характеризуется словесными «рабочими формулами», которые произносятся мысленно про себя или в виде команд. Эти команды предполагают выполнение определенного движения или физического упражнения. Эти движения многократно повторяются и заучиваются. Так формируется двигательный навык.

Тренировка

Тренировка - многократное повторение определенных движений, которое приводит к их автоматизации, благодаря чему они становятся более точными, в необходимой степени быстрыми, размеренными по силе и амплитуде, в соответствии с задачей, которая решается при выполнении данного двигательного акта (упражнения). Лишние движения в процессе тренировок устраняются. Автоматизированными двигательными актами у человека являются ходьба , бег и многие трудовые движения (процессы, акты).

Моторика

Моторикой принято называть совокупность двигательных возможностей. Существует концепция физических качеств как качественно особых базовых сторон моторики, каждое из них измеряется свойственной ему единицей измерения. Таких параметров определено 5: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Нередко физические качества отождествляют с двигательными. Термином «двигательные качества» обозначают структурно особые максимальные базовые проявления моторности. Имеются в виду максимальные проявления прыгучести отталкиванием одной и двумя ногами, с места и с темпа, различные по структуре удары, сохранение устойчивости своего тела на одной и на двух ногах, на месте и после быстрого перемещения тела, на подвижной и неподвижной опоре и т. д. Необходимо отметить, что и в физическом воспитании, и в спорте непосредственное значение имеют именно двигательные качества, а физические либо моторные функциональные качества развивают только для того, чтобы повысить двигательные качества.

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Динамический стереотип" в других словарях:

    динамический стереотип - (от греч. dynamikos сильный, подвижный, stereos твердый, typos отпечаток) интегральная система привычных условно рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. стимул). Понятие… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Стереотип динамический … Большой Энциклопедический словарь

    См. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами… … Психологический словарь

    Физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном… … Философская энциклопедия

    ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток). Устойчивая система условно рефлекторных действий, которая вырабатывается как реакция на повторяющиеся предъявляемые стимулы. В методической литературе 50–60 х гг. XX в. этот термин употреблялся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    См. Стереотип динамический. * * * ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, см. Стереотип динамический (см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь

    динамический стереотип - dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Galvos smegenų žievėje susidariusi nuolatinė ir darni sąlyginių refleksų sistema, lemianti išmoktų veiksmų pastovumą, ekonomiškumą, įgūdžius, įpročius, mąstymo ir elgesio… … Sporto terminų žodynas

    динамический стереотип - dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Santykiškai pastovi refleksinių veiksmų, fiziologinių vyksmų grandinė. Reiškiasi sportininko gebėjimu racionaliai (pagal aplinkybes) įveikti fizinius krūvius, siekti… … Sporto terminų žodynas

    динамический стереотип - dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Įprastinės sąlyginio reflekso reakcijos, susijusios su stimulų signaliniais požymiais, stimulų eilės tvarka ir laiku. Dinaminio stereotipo sąvoką sukūrė rusų fiziologas I … Sporto terminų žodynas

Книги

  • Наброски и зарисовки. Учебное пособие для вузов. Серия: Gaudeamus , Новоселов Юрий Валентинович , 60 стр. В настоящем учебном пособии приводятся данные научных исследований в области физиологии зрения, психологии процессов зрительного восприятия и представления; отмечаются такие явления в… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Gaudeamus Издатель: АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ , Производитель:

В 1920-1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) -- слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. (Википедия) "На большие полушария как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма беспрерывно падают бесчисленные раздражения различного качества и интенсивности.

Одни из них только исследуются (ориентировочный рефлекс), другие уже имеют разнообразнейшие безусловные и условные действия. Все это встречается, сталкивается, взаимодействует и должно в конце концов систематизироваться, уравновеситься, так сказать, закончиться динамическим стереотипом" (1)

Динамический стереотип (от греч твердый и «typos» -отпечаток) - устойчивая система условных рефлексов, формируемая в центральной нервной системе в результате многократного повторения условных раздражителей самого разного порядка в заданной последовательности и через определенные промежутки времени. (Условные рефлексы приобретаются в процессе обучения, производственного опыта, и др.).

Динамический стереотип в процессе труда проявляет себя как система двигательных условных рефлексов. Поэтому его часто называют двигательным или рабочим динамическим стереотипом. Состояние его характеризует уровень работоспособности человека.

Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стереотип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе.

Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т.д.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).

В результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.

Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов.

Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций. «Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их.

Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной системностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.).

Динамический стереотип в отношении сенсорных условных рефлексов ярко проявляется при пищевых рефлексах. Например, если в опытах на собаке применять в течение длительного времени систему положительных и отрицательных условных раздражителей, чередуя их через определенные интервалы времени в строгой последовательности, то это фиксируется нервной системой. Каждому раздражителю, примененному на строго фиксированном для него в стереотипе месте, в соответствии с законом силы раздражителя, соответствует определенная величина ответной реакции (Э. А. Асратян, П С. Купалов и др.).

Стереотип может выявляться при замене всех условных раздражителей одним из них, обычно средней силы. Этот раздражитель, примененный в стереотипе вместо других условных раздражителей этого стереотипа, вызывает ответы, величина которых соответствует ответам на замененные раздражители. На месте же отрицательного раздражителя положительный сигнал вызывает очень слабую условную (в частности, слюноотделительную) реакцию.

В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется, например, в последовательности фаз сложных гимнастических, тяжелоатлетических и других стандартно выполняемых движений.

Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или двигательными функциями, но и с целостней деятельностью организма, режимом жизни человека.

Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него, - быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечатлевается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздействующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс.

Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает деятельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью.

Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по. определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации, прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда.и быта.

Изменение привычных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста.

Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) - нежелательно.

Динамический стереотип - выработанная и зафиксированная в коре большого мозга человека или животного устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов.

Для того чтобы образовался динамический стереотип, на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени (внешний стереотип). Так, например, у собаки вырабатывают условный слюноотделительный рефлекс на комплекс, состоящий из трех раздражителей: звонок, свет и механическое раздражение кожи. Если изменить порядок действия раздражителей или интервал между ними, даже на 15 с, происходит нарушение работы клеток коры большого мозга: условный рефлекс угасает или полностью исчезает, тормозится.

При выработке динамического стереотипа в центральной нервной системе происходит соответствующее распределение процессов возбуждения и торможения. В результате этого у человека или животного возникает связанная цепь условных и безусловных рефлексов (внутренний динамический стереотип). Динамическим стереотип называется потому, что он может быть разрушен и вновь образован при изменении условий существования. Его перестройка иногда происходит с большим трудом и может вызвать развитие невроза (нарушений функций высшей нервной деятельности). С большим трудом ломка динамического стереотипа и образование нового происходит у пожилых людей, у которых нервные процессы малоподвижны и ослаблены.

Перестройка динамического стереотипа наблюдается в жизни каждого человека в различные возрастные периоды в связи с изменениями условий жизни: поступление ребенка в школу, смена школы на специальное учебное заведение, переход на самостоятельную работу и т. д. Большая роль в облегчении перестройки динамического стереотипа у человека принадлежит общественному укладу жизни, а также своевременной помощи родителей, воспитателей, учителей.

При наличии динамического стереотипа условные рефлексы протекают легче и автоматичнее. Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности. Вследствие этого опытный рабочий выполняет привычную для него работу быстрее и с меньшим утомлением, чем начинающий. Динамический стереотип определяет характер поведения животных и человека в окружающей среде.

Память

Память - способность живых существ воспринимать, отбирать, хранить и использовать информацию для формирования поведенческих реакций. Память является составной частью психической деятельности. Она помогает животному и человеку использовать свой прошлый опыт (видовой и индивидуальный) и приспосабливаться к условиям существования. Одним из механизмов памяти являются условные рефлексы, главным образом, следовые.


По современным представлениям различают кратковременную и долговременную память . Кратковременное запечатление в коре большого мозга следов раздражений осуществляется за счет циркуляции нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Это может длиться от нескольких секунд до 10-20 мин. Длительное удержание временных связей (долговременная память) основывается на молекулярных и пластических изменениях, происходящих в синапсахи, возможно, в самих нервных клетках головного мозга. За счет долговременной памяти могут длительно, иногда всюжизнь, сохраняться следы прежних раздражений. Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям . При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов.

В формировании памяти участвуют нейроны КГМ, ретикулярной формации ствола мозга, гипоталамической области, лимбической системы, особенно, гиппокампа.

Типы ВНД по Павлову

Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.

В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения) .

Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.

Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения.Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип. Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.

Сильный неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. У таких животных процесс возбуждения преобладает над торможением, их поведение агрессивное (безудержный тип).

Слабый тормозной тип. Характеризуется слабыми неуравновешенными нервными процессами. У этих животных преобладает процесс торможения, они трусливы, попадая в незнакомую обстановку; поджимают хвост, забиваются в угол.

Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Это ласковые, любознательные, всем интересующиеся животные (живой тип).

Сильный уравновешенный инертный тип. Этот тип животных отличается сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Это инертные, малоподвижные животные. Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.

Основные свойства нервных процессов наследуются. Совокупность всех генов, присущих данной особи, получили название генотипа. В процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды генотип претерпевает определенные изменения, в результате которого формируется фенотип - совокупность всех свойств и признаков особи на определенной стадии развития. Следовательно, поведение животных и человека в окружающей среде определяется не только наследуемыми свойствами нервной системы, но и влияниями внешней среды (воспитание, обучение и т. д.). При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа , использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Холерик - сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.

Меланхолик - слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.

Сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.

Флегматик - сильный и уравновешенный инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.

Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.

Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.

Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.