Конспект урока на тему "знаки препинания в предложениях с однородными членами". Отправить по электронной почте При однородных членах повторяются союзы ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или

Вы наверно каждый день сталкиваетесь с такой ситуацией, как нехватка времени для ваших задач и порой вам скорей всего даже кажется, что ваш просто огромный, хотя в нём может быть всего несколько задач.

Я и сам ощущал такую закономерность, что во время планирования своих дел на следующий день, я вроде бы вписывал столько дел, сколько реально мог выполнить. Но под конец рабочего дня, чаще всего оказывалось, что я не только не приближаюсь к концу своего «chek-листа», но даже не дохожу до середины. Так продолжалось довольно долго и от этих невыполненных дел, которые постоянно давили, только ухудшалось настроение и падала работоспособность.

Но недавно, я познакомился с некоторыми рабочими советами и хитростями, которые помогают и успевать на много больше. Сейчас я вас с ними и познакомлю.

1. Встаем рано

Многие просто пренебрегают этим советом, хотя нам о нём говорят всегда и все. Но на самом деле, этот пункт не зря записан под номером один в нашей статье.
Вставая рано и начиная работать, вы к обеду выполните в принципе ту же самую часть работы, что например после обеда, но в таком случае у вас будет внутренняя спокойность. Ведь на часах только 12:00, а вы уже выполнили большую часть работы и у вас будет больше сил для дальнейшего выполнения своих задач.

И не забываем о поговорке:

«Кто рано встаёт, тому бог даёт»

Все пословицы и поговорки из жизни и к ним стоит прислушиваться.

2. Составляем план работы

Это я выполнял всегда, но тем не менее, многие опускают такую вещь, как и просто из-за неспособности удержать все свои дела в голове, многие не работают эффективно и мало успевают.

Из простейших способов составления своего рабочего плана, я могу посоветовать вам , попробуйте его и вы сразу заметите улучшения.

3. Ставим цели

К чему все планы, если нет целей. Так же не забывайте о долгосрочных целях, а то многие делают упор только на малозначимые цели, вроде накопить на телевизор и.т.п.

С этим пунктом вроде бы всё ясно, переходим к следующему.

4. Возьмите ответственность

На много проще выполнять свои дела, если вы реально ощущаете ответственность и возможные негативные последствия от того, что вы их не выполните. Самый банальный способ — это рассказать о своей цели знакомым и родственникам, если вы не достигните её, то все вас будут считать «пустобрехом» и человеком не способным держать своё слово. Благодаря данной ответственности вы сможете лучше работать и мотивировать себя.

Но само лучше не зависеть от чужого мнения и брать ответственность именно перед самим собой, а не перед кем-то.

5. Самые сложные дела делаем первыми

Человеческая натура очень любит все сложные дела откладывать на потом. Всегда боритесь с этой плохой привычкой и выполняйте самое сложное сразу!

Но не забывайте о правильном планировании, всегда выбирайте главное и . Ведь иногда, самые сложные дела могут иметь низкий приоритет и не стоит выполнять сразу.

6. Оставляем время для отдыха

После хорошей работы надо всегда хорошо отдохнуть и набраться сил для новых дел и свершений. Не стоит перерабатывать и сидеть 24 часа в сутки за своими задачами.

7. Увидьте свои цели

Ваша мотивация очень быстро угаснет, если вы не видите конечной точки своей цели. У вас просто появится ощущение нескончаемой работы, которая будет длиться очень долго.

Зная конечную точку и полностью контролируя, и осознавая свою цель, вы на много быстрей будете продвигаться и успешно выполнять каждый из этапов вашего рабочего плана.

В этой статья я собрал так сказать базовые способы увеличения своей продуктивности, но на самом деле таких хитростей очень много и вы о многих можете узнать на нашем сайте, поэтому подписывайтесь на обновления и оставайтесь с нами.


ВАРИАНТ 13 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на Земле птиц и летающих насекомых. (3)Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Основную роль в появлении у человека желания летать сыграли летающие насекомые.

2) Давняя мечта человека о передвижении в воздушном пространстве казалась осуществимой только при условии овладения теми же приспособлениями для полёта, что есть у птицы.

3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.

4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.

5) Человек мечтал о возможности летать и считал это возможным, если он овладеет теми же приспособлениями для полёта, что есть у птиц.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

именно конечно во-первых, хотя даже

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОСТРАНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОСТРАНСТВО , -а, ср.

1) Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяжённостью и объёмом. Вне времени и пространства нет движения материи.

2) Протяжённость, место, не ограниченное видимыми пределами. Небесное п. Воздушное п. Степные пространства. На всём пространстве пустыни. Смотреть в п. (о невидящем, отсутствующем взгляде).

3) Промежуток между чем-н., место, где что-н. вмещается. Свободное п. между окном и дверью.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намерЕние прибЫв красИвейший мозаИчный бАнты

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.

В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.

После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.

Этот ВЕЛИКИЙ роман пришёлся по душе читателям.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОПРОБОВАЕМ СЛОЖНЕЙШИЙ килограмм ЯБЛОК

ИХ строения пара ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Прочитав пьесу А.В. Вампилова, мне захотелось посмотреть eё постановку в театре.

Б) Фёдор Михайлович Достоевский в своей книге «Дневниках писателя» писал, что высшая и самая характерная черта российского народа – это чувство справедливости.

В) Те, кто читал критическую статью Н.А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

Г) А.П. Чехов вспоминал о том, что «я и мои сёстры знали французский, немецкий и английский языки».

Д) Благодаря творчества писателя Е.В. Носова люди становятся добрее, щедрее душой.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

альм..нах распол..гаться д..ректива соприк..снувшись обог..щение

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..солнечник, о..бросить пр..обрёл, пр..морье

бе..культурье, ра..бросать пред..стория, пост..мпрессионизм

пр..вращаться, пр..городный

Ответ:_______________________________________

10. Е .

засушл..вый корн..вой солом..нка осва..вать настойч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

провоз..шься выкидыва..шь шифру..мый

подбадрива..мый приоткрыва..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Алёша был человеком тихим, деликатным: за всю жизнь (НЕ)СКАЗАЛ людям обидного слова.

Николаю (НЕ)ХВАТАЛО терпения, чтобы выполнить задуманное до конца.

(НЕ)КТО прошёл через калитку и свернул к дому брата.

Писатель размышлял над ещё (НЕ)ЗАКОНЧЕННОЙ повестью.

Явление затмения Луны отмечали (НЕ)РАЗ.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТО(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

Мы дошли до цели (ЗА)СВЕТЛО, (ПРИ)ЭТОМ потратив всего два часа.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

5) И рожь и овёс занимают в нашей стране большие площади.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания:

Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию. (3)Мы не сможем говорить на нём об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

(8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9)Да-же если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера – на трендсеттерах, сегодня – на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать). (18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «круэеры»; в репортажах о футболе – «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).

(21)Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»? (26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.

(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).

(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.

(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.

(По М.А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1058 г.) – доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Современный язык перестал выполнять свою основную функцию.

2) Восприятие высказываний на родном языке не должно быть затруднено из-за обилия заимствованных слов.

3) Важно, чтобы язык успевал осваивать иноязычные заимствования.

4) Написание и произношение ещё не освоенных языком иноязычных заимствований сегодня не всегда регулируется строгой нормой.

5) К заимствованным словам привыкнуть невозможно.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 содержится рассуждение.

2) В предложениях 8-10 представлено повествование.

3) Предложения 15-17 содержат рассуждение.

4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.

5) В предложениях 31-32 содержится повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 4-5 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений, лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Неравнодушие автора к поставленной проблеме, а также его стремление разобраться в своих чувствах, вызванных сложившейся в обществе языковой ситуацией, обнаруживают использованные в тексте синтаксические средства: (А)___________ (предложение 19) и (Б) ___________(предложения 22, 23). В то же время М. Кронгауз стремится к объективности своих оценок, используя с этой целью ещё одно синтаксическое средство – (В) ___________(предложение 25). Анализируя языковую ситуацию, сложившуюся в обществе, в качестве иллюстрации своих высказываний лингвист употребляет лексическое средство – (Г) ___________ (например, «стритрейсер», «трендсеттер», «дауншифтер» в предложении 10)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) вводные слова

3) фразеологизм

4) метафора

5) вопросительное предложение

6) противопоставление

7) заимствованные слова

8) вопросно-ответная форма изложения

9) восклицательное предложение

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 13 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

ВАРИАНТ 1

1.

2.

4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

3.

5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

ВАРИАНТ 2

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

ВАРИАНТ 3

11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

ВАРИАНТ 1

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Всю ночь читает небылицы и вот плоды от этих книг.

3) Мне жаль с тобой расстаться и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо

4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

5) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя

2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Никого из сотрудников в офисе не оказалось и студенты и родители ожидали в фойе.

2) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.

3) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

5)Жестянщики должны знать устройство станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и влиянием нового поэтического мышления.

2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.

3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.

4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.

5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в ночи.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Чибисы то кричали то молча перебегали по кочкам.

2)В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.

3)Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

4)Исследование характера «подлеца» идёт у Гоголя по линии морально-психологической и дополняется ссылками на личные качества Чичикова и обстоятельства воспитания и среды.

5)Особо отличившимся столярам и токарям вручены денежные премии и грамоты.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

4) Дела да случаи совсем замучили.

5)Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

ВАРИАНТ 2

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Керженец поразил нас своей тихой задумчивой и сумрачной красотой.

2) Девочка была смертельно больна и ее лукавые серые глаза погасли.

3) Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь и сиротливых старушек и безродных бродяг.

4) Немец-управляющий о хищениях на фабрике не знал или знать этого не желал.

5) Лишь небольшой испанский сторожевой катер да мирные рыбачьи суда сновали по морю.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.

2) Больше я ничего не слышал так как незаметно для себя уснул.

3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.

4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.

5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) На улице весь декабрь то снег то дождь...

4) Корабль имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Серые тучи облекли все небо и холодный свет осеннего дня скупо сеялся сквозь них.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

ВАРИАНТ 3

11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Настало утро и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря.

2) Старый товарищ пригласил меня к себе погостить и мне впервые довелось побывать в верховьях Волги.

3) Бережно вынул он из пазухи башмаки и снова изумился дорогой работе и чудному происшествию прошлой ночи.

4) Через несколько часов он покинет дом и хутор и поедет куда-то на юг.

5) Островки мать-и-мачехи и полыни и жидкие кустики жёлтого донника оживляли склон оврага.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.

2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.

4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.

5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.

2) Идеальный дворянин должен быть похож на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.

2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

4) Слушай тишину и тогда осень лесная покажет тебе все свои богатства.

5) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Варвара посмотрела на нас с удивлением и засмеялась и всплеснула руками.

2) Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.

3) Мы ощущали если не радость то приятное волнение.

4) Из окна были видны только серые крыши да кусочек осеннего неба.

5) Фонари были далеко расставлены один от другого и тень Миши вырастала до немыслимой величины.

Ответы

1 - 32|23

2 - 21|12

3 - 15|51

4 - 13|31

5 - 15|51

6 - 12|21

7 - 25|52

8 - 35|53

9 - 45|54

10 - 24|42

11 - 21|12

12 - 45|54

13 - 13|31

14 - 15|51

15 - 24|42

16 - 35|53

Отработка задания 15. Подготовка к ЕГЭ.

1. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5) На улице жарко и даже в доме ничего не хочется делать.

2. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
3) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

5) Маленький Людвиг имел красивый голос и отличный слух и в шесть лет его отдали в школу при соборе Святого Ромбаута.

3. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Прямо против окна на противоположной стороне высился красивый барский дом.
2) Мать крикнула на него замахнулась но не ударила.
3) Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу.

4) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
5) Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость не то совесть.

4. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу.
2) Оля положила руку и тотчас отдернула ее.

3) Среди сибирских рек есть большие и малые спокойные и буйные.
4) Покоя нет ни ясным днем ни поздней ночью.
5) Там уже прохаживались медленно взад и вперед две дамы.

5. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.
4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.

5) Светало и первые петушиные крики все уверенней и звонче раздавались в разных местах деревни.

6. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
3) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.
4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

5) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.

7. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Он подложил в костер сухой травы и раздул пламя.

2) Он или забавлял нас рассказами или играл снами или пел.

3) Снегири вылетели из лесной чащи и появились и в садах и в огородах.

4) Но эти убогие жилища озарены в нашем представлении светом молодости и таланта и кажутся нам великолепнее самых красивых и величественных дворцовых зал.

5) Художники ботаники или просто любители природы нашли бы в тайге неистощимые материалы для наблюдений

8 Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) С годами мои стихи делались менее нарядными и из них постепенно выветривалась экзотика.

2) Все спало кругом и в безмолвии ночи гулко и одиноко раздавались мои шаги по кремневой дороге.

3) Липы кончились и я прошел мимо белого дома с мезонином и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней.

4) С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актеры и художники.

5) Ни ветерка ни облака не было на небе.

9. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнем то сжималась в непроглядную тьму.

2) Я незаметно ушел и долго старался не думать ни об Анфисе ни о мальчике.

3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и героическим звучанием и выразить живописно и точно.

4) Красивые ровные зубы что крупные перлы у ней.

5) В саду росли пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.

10. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

2) Иногда старые и молодые лоси близко подходят к людным селениям и шумным городам и бродят по городским паркам.

3) Дачники или лениво прогуливаются по аллеям или сидят в тени деревьев.

4) В лесу только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы.

5) Стало сыро и холодно и в душу закралось необыкновенно противное ощущение полного одиночества.

Ответы.

    2, 5

    4, 5

    4, 5

    3, 4

    1, 5

    4, 5

    3, 5

    2, 5

    1, 2

    1, 5

Вариант № 68

Расставьте знаки препинания, объясни расстановку.

1. Здесь и прозрачное небо, и хрустально-чистый воздух, и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости. повтор союзы

2. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи. однородные члены союз или не ставится

3. Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы. не ставится однородные члены (мечами И пиками)(вооруж. И одеты)

4. Пушку нужно осмотреть, да=и хорошенько вычистить! противительный союз да

5. Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта, так и к определению философской сущности вещей. двойной союз

6. Часто именно по уровню развития автомобилестроения в той или иной стране судят о её индустрии в целом. разделит союз или, не став

7. Литературе нужны как талантливые писатели, так и талантливые читатели. двойной союз

8. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. не тсавится два соед союза и 2 пары однр

9. На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связно-го высказывания. очп запятая не став разд союз или

10. Лес??????и поле, и цветущий луг залиты солнцем. повторен союза и очп

11. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. очп не запятая не став

12. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды, так и фонари. двойной союз став


13. Ночью ветер злится, да=и стучит в окно. противительный союз да

14. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком. очп разделит союз или

15. Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями. очп соед союз и не став,

16. Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром. очп разд союз или не став

17. Мы видели несколько деревьев вдали, да=и бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. противительный союз да

18. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи, не то приглушённые крики. повт разд союз не то

19. А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания. одн чл пр не став соед союз и

20. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки. очп не став соед союз и

21. Наш поезд останавливался как на больших, так и на маленьких станциях. двойной союз

22. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком. не став очп разд союз или

23. Земляникой, да=и черникой полны наши леса! очп против союз да

24. С трудом различаю цвет и очертания и людей, и животных, и предметов.1 не став очп соед союз и,2 став повторение соед союза и при очп

25. Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом. соед союз и не став

26. По вечерам хозяин или читал, или играл в шахматы. повторение разд союза или при очп

27. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. очп 2 пары не став соед союзы и

28. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями. очп не став соед союз и

29. Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.3 пары очп не став соед союзы и

30. Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике. разд союз или при очп не став, двойной союз став