Мировоззрение как социально-культурный феномен. Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека

Раздел I. ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ФОРМ. Рязанова С. В., Рязанов И. В. Об архетипической природе мифа. Егоров В. В. Наглядный образ - архетип - мировоззрение. Ольховикова С. В. Мифы актуальной культуры: мировоззренческий смысл архетипов. Чернов Л. С. Ритуальные черты современного мировоззрения. Красавин И. В. Существование как основа современного мифа. Давыденко А. Д. Мировоззренческий потенциал региональных мифов. Пискунова Л. П., Янков И. В. Ритуальные процессы и поиск методологии. Бровцева H. Л. Генезис социально-исторического мировоззрения: феноменологический анализ. Шуталева А. В. Миры Текста: правовая традиция в культуре Средних веков. Кайгородов А. Г. Мистика и религия, философия и наука: гносеологический аспект. Коркунова О. В. Мировоззренческая сущность эзотеризма. Пивоваров Д. В. Р. Нибур о христианском пацифизме. Шляпугина Р. Я. О соотношении философии и религии в отечественной истории и культуре. Попова Е. В. Проблема суицида в контексте религиозных норм. Денисова Л. В. Догматические принципы в структуре религиозного и правового сознания. Баранец Н. Г. Философская вера: гносеологический и исторический аспекты. Гайсина А. В. Православие и дух экономических реформ. Голубев Н. П., Родионов Б. А. Мировоззрение и культура коммуникативно-информационных процессов. Сокол В. Б. «Слушание» как способ совершенствования сознания и расширения мировоззрения. Асадченко С. В. Максимы культуры как условия мировоззрения. Вернадская Ю. С. Трансцендентные ценности в культуре и искусстве. Пескова А. А. Художественная культура как форма репрезентации доминант мировоззрения. Теребенина О. Н. Мировоззрение и музыкальная культура. Викторова О. В. Часть и целое в музыкальном мировоззрении. Квятковский Г. Ю. Рок-культура как сложное социальное явление. Сухов А. А. О связи музыкальной культуры, современного массового музыкального радиовещания и мировоззренческих установок. Костерина А. Б., Комлева Н. А. Театр как средство экспансии в ментальном пространстве. Берлянд Е. Г. Театральность и проблема индивидуальности. Созыкина З. В. Пространство и время в творчестве драматургов-абсурдистов С. Беккета и С. Мрожека. Быстрова Т. Ю. Прошлое и настоящее китча в дизайне. Пономарева И. В. Мир человека и вещь: судьба вещи в искусстве второй половины XX века. Крутова О. В. Мода как мировоззрение в постсоветской России. Воробец Л. B. Развлечения и поучения на российском ТВ. Панпурин В. А. Искусство - арт-игра - акционизм: мировоззренческие основания. Федорова К. Е. Идентичность читателя и зрителя в пространстве культуры постмодерна. Балашова Е. А. «Мировоззренческая пародия» в творчестве А. Вельтмана. Балина Л. Ф. Смех очеловеченной природы. Фархитдинова О. М. Понятие «иронии» как мировоззренческая максима культуры. Белоусова Е. В. Символика болезни и магия исцеления. Никитина Н. Н. Ближе к Богу: «перспективное» понимание старости. Эппель Ю. А. «Обескультуривание» смерти как новая мировоззренческая парадигма. Апухтина Н. Г. Проблема обудуществления жизни человека и человечества. Мамаева Н. Н. Тема смерти в английской литературной сказке. Иванова Е. В. Архетипы женского поведения в русской культуре на примере Бабы-Яги. Ершова Н. М. Гендерные идеалы и современность. Ерофеева В. А. Техники тела современного человека. Пятилетова Л. B. Мировоззренческий потенциал любви. Раздел II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИ-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Цветкова И. В. Методологические принципы анализа кризиса мировоззрения в концепциях В. Дильтея и М. Хайдеггера. Ускова Е. В. Культурный релятивизм и философия Р. Рорти. Комаров С. В. Гуссерлианский проект рационального мировоззрения. Николаенко Н. М. Мировоззренческий смысл философии космизма. Жукоцкая З. Р. Мировоззрение Ницше: рождение философа из духа античности. Конашкова А. М. Постмодернистский «проект» мировоззрения: власть как тайна. Синицын А. С. Единство универсума и онтология плюралистического мировоззрения. Финогентов В. Н. О современном мировоззрении. Туркулец А. В. Рациональное и внерациональное в структуре мировоззрения. Чернышов Д. Б. Системное и хаотическое в миропонимании. Ольховиков К. М. Нравственная аксиоматика мировоззрения. Глушкова С. И. Специфика идеала в русской культуре. Москвина P. P . Ценностные ориентации личности и подсознание. Кузнецов Н. С. Система ценностей как условие выживания. Логинов А. В. Идеология: онтологический аспект. Прохоренко Ю. И. Идеология в структурах социальности. Готнога А. В. Идеология современной глобализации: видимость и сущностьм. Комлева Н. А. Контроль идеологического пространства как форма геополитической борьбы. Карлыханова Е. Е. Форма государства в свете постиндустриального мировоззрения. Фоминых И. В. Общественная идеология и мировоззрение личности. Мякинников С. П. Пространство, психика и экологизация мировоззрения. Некрасов С. Н. Мировоззрение постсовременности: экологический антигуманизм и идеологии зеленого интернационала против научной картины мира. Некрасов B. C. Кризис рыночного фундаментализма и формирование научной картины «открытого общества» (О взглядах Д. Сороса). Захарова С. В. Россия и ценности постиндустриального общества. Галюк А. Д. Мировоззрение как фактор формирования ориентации на жизненный успех. Григорьев И. В. Мировоззренческий кризис в России: проблема невменяемости социальных групп. Петалова Л. B. Опыт формирования мировоззрения у детей девиантного поведения. Ермолаева С. Г., Дубровская Е. А. Мировоззрение и ценности современного студенчества. Халин С. М. Социальные эксперименты в истории России. Фурман Ф. П. Народническая доминанта русской интеллигенции и культуры: тайные пути марксистско-ленинских дискурсов. Додонова Л. А. , Жукоцкий В. Д. Мировоззренческие проблемы советологии. Токмянина С. В. Сталинский тоталитаризм и феномен насилия. Просекова М. Н. «Общественный идеал» обновленной России: к постановке проблемы. Сигнаевская О. Р. Философия организации: поиски, проблемы, перспективы. Кирзюк А. А. Политическая корректность, мультикультурализм и перспективы изменения глубинных мировоззренческих установок. Ган Ю. В., Фокин Н. П. Разумный эгоизм и проблемы обоснования профессиональной этики. Бузунова Л. Г. Духовность и картина мира человека. Голикова Л. B. Свобода как базовая смыслообразующая ценность в современном мировоззрении. Гидлевский А. В. Онтология культуры: обмен и служение. Хрубилов А. В. Культура, язык, социум: от симуляции к диалогу. Эйнгорн Н. К. Homo шешог (человек помнящий) в контексте культуры, мировоззрения, образования. Лысенко Г. В. Проблема культуры «исторической памяти». Попова Е. А. Экономическая деятельность и экономическое сознание. Пашнова Ф. Р. Деловая культура в контексте социальной практики. Раздел III. НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФСКОМ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Епина Л. В. Преемственность в философском и культурологическом образовании. Толкачев Ю. А. Место культурологии в университетском образовании. Кошкарова Н. И. Культура как форма человеческого существования: к постановке проблемы в культурной антропологии. Едалина Н. А. Мировоззренческое и стилевое самоопределение личности. Мирошников Ю. И. Русская классическая литература и философия: неизбежность нового взгляда на их единство. Теплых Д. А. Мировоззрение психолога: к постановке основного вопроса психологии. Нагорных Е. К. Интегративный подход в педагогическом процессе в системе дополнительного образования. Блажевич Н. В. , Букаринов Д. Н. Синергетический принцип в методологии научного познания. Пендиков Н. В. Феномен «цельного знания» как мировоззренческая проблема. Савенков А. И. Парадигмы образования. Амбарова П. А. Мировоззренческие основания профессиональной культуры российских офицеров. Бурдина Т. Г. Химические знания и НКМ. Тимонина И. В. К вопросу о потенциале риторики в формировании диалогического мировоззрения субъекта культуры. Постоляко Л. C. О мировоззренческих основаниях неклассической методологии исследования политико-правовых явлений. Анисимова И. В. Определение понятия компьютерной культуры. Данилова Е. И. Императивы культуры постмодернизма и профессиональное образование. Струкчинская Е. М. Проблема мировоззрения в советской педологии: взгляды М. Я. Басова и B. C. Мерлина. Кудряшев А. Ф. О конструктивной функции мысленного отрицания. Нагорных Е. Е. Метод ретроспекции и его объяснительные возможности.

Я.С. Яскевич

ФИЛОСОФИЯ. Краткий курс

Учебное пособие

Минск


Введение ……………………………………………………………………………………...7

…...……8

Тема 1. Философия как социокультурный феномен…………………………………..……8

1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения……..……………….…..8

1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания…………………………………………………...9

Тема 2. Исторические типы классической философии …………………………………..10

2.1. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока………….………10

2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции………………………………………………………………………………………...122.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре………………14

2.4. Философия эпохи Ренессанса……………………………………………………………..15

2.5. Особенности философии в новоевропейской культуре………………………………...16

2.6. Философская мысль эпохи Просвещения………………………………………………..17

2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции………………………………………………………………………………………...18

Тема 3. Становление и основные стратегии развития неклассической философии …19

3.1. Классика и неклассика: две эпохи развития европейской философии…………….…..19

3.2. Критика философской классики и иррационализация философии……………………19

3.3. Классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………………………….20

3.4. Религиозная философия в контексте современной культуры…………………………..21

3.5. Становление и основные черты марксистской философии. Философия неомарксизма. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века…………….22

3.6. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления………...23

3.7. Аналитическая стратегия развития философии…………………………………………24

3.8. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного

познания…………………………………………………………………………………………25

3.9. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постмодернизме………………………………………………………………………………...26

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Русская философия. Философская мысль Беларуси ………………………………………………………………………………...27

4.1. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии………………………………………………………………………………………27

4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси……………………………...28

Раздел II. Философия бытия ……………………………………………………….30

Тема 5. Метафизика и онтология …………………………………………………………...30

5.1. Метафизика как философское учение о всеобщих основаниях и принципах бытия…30

5.2. Онтология как философское учение о бытии. Категория материи…………………….30

5.3. Основные структурные уровни организации материального бытия…………………..30

5.4. Динамическая организация бытия. Формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма…………………………………………………………………………………31

5.5. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории….33

5.6. Пространственно-временная организация бытия……………………………………….35

Тема 6. Философия природы ………………………………………………………………….36

6.1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы……36

6.2. Исторические типы взаимодействия человека, природы и общества. Коэволюционный императив в современной цивилизации…………………………………37

6.3. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего………………………………………………………………………….37

Раздел iii. Философская антропология ……………………………………..39

Тема 7. Проблема человека в философии и науке ………………………………………….39

7.1. Образ человека в классической и неклассической философии, в восточной и западной традициях. Программа синтеза философского и научного знания в философской антропологии……………………………………………….…………………………….……..39

7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке: криационистская, трудовая, игровая концепции……………………………………………………………………………………….40

7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке……41

7.4. Деятельность в жизни человека. Праксеология как философское учение о человеческой деятельности……………………………………………………………………41

7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Модусы человеческого бытия. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества…….42

Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа ………………………...43

8.1. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической и неклассической философии………………………………………………………………………………………43

8.2. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение.…………………………………..43

8.3. Сознание и мозг. Понятие идеального…………………………………………………...44

8.4. Структура сознания. Сознание и бессознательное ……………………………………..44

Раздел IV. Теория познания и философия науки ………………………..46

Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа …………46

9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. ……………………………………………………………………………………….46

9.2. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм…………………………………………………………………………………….46

9.3. Субъект и объект познания. ……………………………………………………………..47

9.4. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания………………………………………………………………………………47

9.5. Познание как постижение истины. Роль практики в процессе познания……………..48

Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус ….………………………..49

10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический…………………..………………………………………………………...49

10.2. Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания…………………………………………………………………………………………50

10.3. Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания……………...52

10.4. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы науки, философские принципы………………………………………………………………………..54

10.5. Традиции и инновации в динамике науки и феномен научной революции…………55

10.6. Гуманитарные параметры современной науки. Этос науки и проблема социальной ответственности ученого………………………………………………………………………56

Раздел V. Социальная философия ……………………………………………...57

Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии ……………………………………………………………………………………...57

11.1. Место социальной философии в системе философского знания.

Понятие общества………………………………………………………………………………57

11.2. Основные исследовательские программы в обществознании………………………...57

11.3. Типы социальных структур общества. Современные концепции социальной стратификации………………………………………………………………………………….58

Тема 12. Основные проблемы политической философии ………………………………...59

12.1. Политика и власть. Философия политики. ……………………………………………59

12.2. Философия права. Государство и гражданское общество. Феномен идеологии в политической жизни общества……………………………………………………………….60

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики …………………………………60

13.1. Общество как саморазвивающаяся система……………………………………………60

13.2. Природа социальных противоречий, конфликтов и революций. Социальные реформы, насилие и ненасилие в современных технологиях социодинамики…………..61

13.3. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Философия истории. Понятие социального прогресса ………………………………………………………………………..62

13.4. Современный этап цивилизационного развития в контексте глобализации и проблема сохранения социокультурной идентичности в современном мире. Восточно-славянская цивилизация: между Востоком и Западом……………………………………………………65

13.5. Техника и ее роль в развитии цивилизации……………………………………………66

13.6. Человек в системе социально-экономических отношений. Этика бизнеса………….66

Тема 14. Философия культуры ………………………………………………………………67

14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Динамика культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства………………………..67

14.2. Духовная культура, философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций………………………………………………………………………………………...68

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ИГРЫ, СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ ………..…..70

раздел i. Философия в исторической динамике культуры ……….70

Тема 1. Философия как социокультурный феномен…………………………………70

Тема 2. Исторические типы классической философии ……………………………...72

Раздел II. Философия бытия ………………………………………………………80

Тема 3 Метафизика и онтология………………………………………………………80

Тема 4. Философия природы…………………………………………………………..81

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ……………………………………..83

Тема 5. Проблема человека в философии и науке……………………………………83

Тема 6. Сознание человека как предмет философского анализа………..…………..83

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ …………………...…….85

Тема 7. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа……...85

РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНАЯ Философия ……………………………………………...88

Тема 8. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии………………………………………………………...…………………………….88

Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХ века ……………………………………………………………………………………….94

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………97

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: ТЕСТЫ ……………...……………………98


Введение

В условиях радикальной трансформации современного общества возникает насущная необходимость переосмысления многих вопросов философии, обращения к истокам и динамике мировой философской мысли, проблемам философии человека, истории, природы, политики, морали, права, науки, поиску стратегических приоритетов цивилизационного развития человечества в XXI веке. Эти проблемы и обусловили интерес автора к подготовке данного пособия в виде краткого курса философии как системы теоретических и практико-ориентированных вопросов и материалов. Вопрошание является одной из специфических характеристик философского знания. Само зарождение философии, как отмечали еще древние мыслители, связано с непреодолимым стремлением человека ответить на вечные вопросы и тем самым дать объяснение многим «удивительным» феноменам бытия. До сих пор продолжается это вопрошание, погружая человека уже XXI столетия в открытый для бесконечного поиска мир надежд и потрясений, порядка и хаоса, гармонии и абсурда, мир, где осуществляется «прояснение сознания», где всегда по-новому актуализируется задача «дойти до сути», «до конца», разобраться в многообразии философских концепциях и найти свой ракурс мировосприятия. Заметим, что предлагаемые ответы на поставленные вопросы не являются единственно возможными, они лишь один из вариантов «размышления на тему».

Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом приведены теоретические материалы по курсу «Философия» в виде конспекта лекций, соответствующие действующей учебной программе и построенные с учетом рекомендованной тематики лекций. Освещаются проблемы определения философии, ее генезиса, взаимоотношения философии и мировоззрения, динамики предмета философского знания. Особое внимание уделяется историческим типам классической и неклассической философии. Излагаются философские проблемы онтологии, антропологии, теории познания, философии науки, социальной философии.

Второй раздел представляет собой философские материалы к размышлению, схемы, таблицы, игры, направленные на углубление и дополнение философских знаний, рассмотренных в первом разделе.

В третьем разделе содержатся материалы для итогового контроля знаний студентов в форме тестов. Имеются также глоссарий и список литературы, позволяющие углубить и расширить полученные знания.

Сложность и многогранность проблем, рассматриваемых в учебном пособии, позволяет надеяться на то, что книга вызовет интерес не только у студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, но и у всех тех, кто всерьез интересуется разнообразными философскими проблемами.

Профессор Я.С. Яскевич


раздел i. Философия в исторической динамике культуры

Тема 1. Философия как социокультурный феномен

1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения

К VI в. до н. э. в разнообразных культурах происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии и возникают исторические и социокультурные условия для формирования философии.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора (2-я пол. VI – нач. V до н.э.) , а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном (427 – 347 до н.э.). Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая - прерогатива богов, а достояние человека - любовь к мудрости, влечение к ней.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.

Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда недооценивают мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.

Философия является особым типом мировоззрения. Мировоззрение - это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения : мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское.

Мифологическому мировоззрению присущ антропоморфизм - наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами и социоморфизм - т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе.

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:

1) Обобщающую . Причем обобщение здесь имеет специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер. Оно базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований.

2) Объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания.

3) Моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения.

4) Регулирующую . В мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

В первобытном обществе тесная связь существовала между мифологическим и религиозным мировоззрением . Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ) , которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного .

1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум управляет всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI – нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, стремления к рациональному объяснению мира, его происхождения и сущности.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии , которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания.

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».

В структуру философского знания входят следующие разделы:

§ онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

§ гносеология - учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности;

§ аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

§ праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

§ антропология - философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения. Мировоззрение это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путемсложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения.

1. Знания –совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности –отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства –личные переживания человека, вызванные внутреннимии внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Воля –способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.

5. Убеждения –взгляды, принимаемые в качестве истины, соответс­твующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.

Исторические типы мировоззрения.

Мифология (от греч. mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззре­ние, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.

Религия (от лат.religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.

Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

Особенности философского мировоззрения:

1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.

2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений . Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.

3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли . Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.

4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий . Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.

5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.

Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслительПифагор вVIв. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов. В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии . Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения(в центре – сам человек);

4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

Основные разделы философии и их проблематика. Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология , то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии . Он имеет две стороны. Во-первых:что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя ?Материалисты считают, что первична мате­рия, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично.Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а)субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б)объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальное первоначало получило названиесубстанция .В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направлениямонизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций).В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии:познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позициягносеологического оптимизма .Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – этоскептики .

3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы –праксиологию (учение о деятельности людей) иаксиологию (учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество . В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия в системе культуры. Социальные функции философии. Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты.Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном.Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле.Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощьюлогических рассужденийо его всеобщих основах.

Философия и мораль , закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

Функции философии:

1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);

2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).

Методические материалы по философии
Содержание дисциплины

ТЕМА 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Предмет философии. Основные характеристики философского знания, его структура. Основной вопрос философии. Философия как форма духовной культуры. Место философии в общей системе научных знаний и ее взаимосвязь с другими науками. Функции философии. Значение философских размышлений для самопознания и совершенствования личности, формирования у нее гуманистических идеалов и ценностей. Философия и экономика.

ТЕМА 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии. Философия Древнего мира. Первые контуры философских проблем в Древней Индии и Китае. Переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Античная философия. Материалистические и диалектические идеи в учениях ранней античности. Проблема первоначала. Афинская школа философии: Сократ, Платон, Аристотель. Эллинистическо-римская философия: стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.

Средневековая философия. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм. Патристика и схоластика. Спор об универсалиях: реализм и номинализм в средневековой европейской философии. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Философия XVII - XIX веков. Процесс секуляризации и автономизации философского знания в Новое время. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские направления XVII в.: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббса и Д. Локка. Социальная направленность философии французского Просвещения (XVIII в.). Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах). Диалектика и материалистическое понимание истории в марксизме. Философский позитивизм. Постклассическая философия XIX –начала XX вв.

Традиции отечественной философии. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления. Основные проблемы и направления в русской философии. Взаимопроникновение философии, культуры, художественной литературы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) и западниками (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г.Белинский). Теория «культурно-исторических типов» Н. Данилевского. Проблема человека в творчестве Ф.М. Достоевского.

Социокультурные предпосылки русского религиозного ренессанса конца XIX – начала XX вв. Философские и социально-экономические взгляды В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. Марксистская философия в России, этапы развития, основные идеи и представители: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов.

Современная философия. Главные направления, проблемы и тенденции философии XX в. Неопозитивизм и постпозитивизм. Психоаналитическая концепция З. Фрейда и неофрейдизм. Экзистенциальная философия. Становление и сущность постмодернизма. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

ТЕМА 3. Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Современная наука о структурной и системной организации материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Движение – способ существования материи. Пространственно-временные характеристики бытия. Представления современного естествознания о пространстве и времени.

Специфика человеческого бытия. Специфика социального времени и пространства. Пространство и время как важнейшие характеристики самоопределения человека. Индивидуальное (биологическое) и социальное время.

Идея развития в философии. Понятие «диалектика» и его эволюция в истории философской мысли. Диалектика и метафизика. Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы, законы и категории диалектики. Противоречия экономических интересов различных социальных субъектов, проблема нахождения оптимальных способов и форм их сочетания и гармонизации. Объективная необходимость систематического количественного и качественного анализа хозяйственно-экономической деятельности и социальных процессов. Социально-экономические последствия нарушения меры при повышении цен, эмиссии денег, налогообложения, утверждении бюджета, финансировании производства, образования, культуры и т.д. Методологическое значение закона отрицания отрицания в понимании общественной жизни, в осознании причинно-следственных факторов, способствующих ускорению или замедлению социально-экономического развития общества. Синергетика как метод анализа сложных самоорганизующихся систем, ее эвристические возможности, соотношение с диалектикой. Качественное многообразие процессов развития. Прогресс и регресс в развитии.

Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, многообразие подходов к ее решению в истории развития философской мысли. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Вульгарный материализм. Знание, сознание, самосознание. Проблема бессознательного в философии. Психоаналитическая модель личности З. Фрейда. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры. Природа мышления. Язык и мышление. Проблемы создания искусственного интеллекта.

ТЕМА 4. Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и отражение. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Односторонность и гносеологическая ограниченность сенсуализма, эмпиризма и рационализма. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание и творчество. Проблема истины в философии и науке. Многообразие трактовок истины. Объективная истина. Истина, оценка, ценность. Истина в системе научного знания. Логическая и практическая формы доказательства истины. Познание и практика.

ТЕМА 5. Философия и методология науки.

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Критерии научности знания. Закономерности и формы развития теоретических знаний. Гипотеза как форма развития научного знания. Построение, проверка и способы доказательства гипотезы. Вероятность и достоверность гипотетических знаний. Специфика социально-гуманитарного знания. Проблема практической реализации социально-политических гипотез и учений. Значение гипотетического метода в экономическом планировании. Научная теория, ее структура и функции. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Формы и методы научного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

ТЕМА 6. Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Эволюция представлений об обществе в истории философии. Природа и общество, диалектика их взаимосвязи. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Современная экологическая ситуация, ее содержание и сущность. Критерии, классификация, происхождение и содержание глобальных проблем. Роль экономических факторов в обострении и решении глобальных проблем. Пути оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой. Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского.

Общество как саморазвивающася система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы общества. Объективный и субъективный факторы экономической сферы общества и их взаимодействие. Экономическое сознание и проблема мотивации экономической деятельности людей. Творческий характер экономического сознания и его роль в осуществлении экономических преобразований.

Социальная сфера общества. Социальная деятельность, социальные отношения, социальные ценности, нормы. Человек в системе социальных связей. Понятие социальной структуры общества, ее типы, виды и элементы. Семья в социальной структуре общества. Классы как социальные общности. Теория социальной стратификации и проблемы социальной мобильности. Пограничные, маргинальные, малые социальные группы.

Политическая сфера жизни общества. Сущность государства, его генезис. Правовое государство и его сущность. Гражданское общество, нация, государство. Общественные организации и их роль в жизни общества. Расширение функций и повышение роли общественных организаций как путь демократизации общества. Роль церкви в общественной жизни. Светское и религиозное государство. Секуляризация общественной жизни как глобальная тенденция мирового развития.

Понятие духовной сферы общества, проблема ее целостности. Понятие духовной культуры и ее исторические формы. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Роль средств массовой информации в создании ценностей в информационном и глобальном мире. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества, «открытое общество» К. Поппера, «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

ТЕМА 7. Философская антропология

Человек как проблема для себя самого. Социокультурный смысл проблемы человека в философии. Проблема человека и ее эволюция в истории философской мысли. Человек и мир в современной философии. Проблема природы и сущности человека. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Понятие индивида, индивидуальности и личности. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек в мире деятельности. Смысл человеческого бытия. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Свобода и ответственность. Человек в зеркале саморефлексии. Концепция Фрейда и неофрейдизм. Человек в философии персонализма, экзистенциализма и философской антропологии. Нравственное измерение человека и его эстетическое отношение к миру. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Человек в современном мире. «Массовый» и «одномерный» человек. Антиномия индивидуализма и коллективизма. Проблема идеала. Человек в мире повседневности. Идентификация, проблема «Я».

ТЕМА 8. Философия экономики

Экономика как объект философского анализа. Проблемы философии экономики в истории общественной мысли. Карл Маркс о созидательной, предметной деятельности общественного человека. Анализ социально-экономических проблем в русской философии. Хозяйство как ценность, хозяйствующий субъект как творец культуры. Философия экономики как мировоззренческая, теоретико-методологическая и аксиологическая основа моделей современной экономической деятельности. Экономика и информационное общество. Экономика и глобализация. Правовые, политические и социологические проблемы глобального мира. Роль философии экономики в современном социально-экономическом и духовном развитии России.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная:

1. Философия: Учебник /Под ред. проф. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

2. Философия: учебник для студентов вузов. /под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. (ЭБС Book.ru)

3. Островский Э.В. Философия: учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. (ЭБС znanium.com)

б) дополнительная:

4. Философия / В.В. Миронов. отв.ред. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. (ЭБС znanium.com)

5.Орехов А.М. Философия экономики в России: рождение традиции: Монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. (ЭБС znanium.com)

6. Тяпин И.Н. Философия экономики: Учебное пособие/И.Н.Тяпин - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (ЭБС znanium.com)

7. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

8.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

9. История русской философии: Учебник / Под общ.ред. М.А. Маслина. - 3-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. (ЭБС znanium.com)

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ – URL: http://repository.vzfei.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом» ИНФРА-М». – URL: http://repository.vzfei.ru

Федеральное ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru

Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: «Книги», «Статьи», Диссертации», «Учебно-методическая литература», «Авторефераты», «Депозитарный фонд». – URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm

Библиотека сайта philosophy.ru – URL: http://www.philosophy.ru

Библиотека философского факультета МГУ – URL: http://philos.msu.ru

Библиотека философии и религии – URL: http://filosofia.ru/articles

Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН – URL: http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Librare.htm

Новая философская энциклопедия – URL: http://iph.ras/ru/enc.htm

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Философская библиотека Новосибирского государственного университета – URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
Перечень тем эссе по философии

1.Философия – это наука или она отличается от науки как особенное знание?

2. Диалектика и метафизика как философские методы исключают или дополняют друг друга?

3. Материализм или идеализм? А может быть существует третье направление в философии?

4. Нужна ли философия для решения проблем современного мира?

6. Что наиболее характерно для античной философии?

7. Является ли критика представителей элейской школы воззрений милетской школы в чем-то правомерной?

8. В чем величие Демокрита и его философии?

9. В чем величие Сократа и его философии?

10. Философия Платона: ее сильные и слабые стороны.

11. Философия Аристотеля: ее сильные и слабые стороны.

12. Можно ли согласиться с мыслью эллинистической философии, что никто не может господствовать над душой другого человека?

13. В чем различие методологических подходов Августина Блаженного и Фомы Аквинского к обоснованию содержания христианской религии?

14. Является ли философия эпохи Возрождения простым возвратом к античной философии?

15.В чем величие философии эпохи Возрождения?

16. Правомерно ли говорить о философии эпохи Возрождения как методологической предпосылке классической науки?

17. В чем величие философии Бэкона?

18. Является ли в философии Нового времени критика эмпиризма представителями рационализма в чем-то правомерной?

19. Является ли в философии Нового времени критика рационализма представителями эмпиризма в чем-то правомерной?

20. В чем величие философии Спинозы?

21. В чем величие философии Лейбница?

22. В чем величие социальной философии Просвещения?

23. Выражает ли априоризм в философии И.Канта реальную проблему?

24. В чем состояла новизна этики И.Канта?

25. В чем заключается «рациональное зерно» философии Гегеля?

26. Согласны ли Вы с тезисом Л.Фейербаха «Бог – это отчуждение человеческой сущности»?

27. Содержит ли философия К.Маркса положительные идеи или от нее надо полностью отказаться?

28. В чем величие философии экзистенциализма?

29. Правы ли неокантианцы, резко разграничив естественные и гуманитарные науки?

31. Можно ли противопоставлять неопозитивизм и постпозитивизм, в чем их сходство, а в чем различие?

32. Славянофильство и западничество, в чем их сходство, а в чем различие?

33. В чем величие религиозно-идеалистической философии В.С. Соловьева?

34. Является ли основная идея философии общего дела Н. Федорова утопичной?

35. Чем отличается философский подход к пониманию материи от естественнонаучного ее понимания?

36. Субстанциальное и реляционное понимание пространства и времени, в чем сходство и различие?

37. В чем различие философского понимания сознания от его естественнонаучного понимания?

38. Является ли биосоциальная природа человека философской проблемой?

39. Возможна ли единая наука о человеке?

40. Имеет ли человеческая жизнь какой-либо смысл?

41. Человек – это «волк или овца» (Э. Фромм)?


Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения: мифология; религия; философия.

1. Мифология - форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

2. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

3. Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (Др. Индии, Др. Китаю, Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

^ 15. Специфика теории познания Дж. Локка

1. все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. 2. признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Гносеология. Развивал учение о первичных (присущим вещам самим по себе) и вторичных качествах (появляющихся в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей). Учение о бытии . Признает сущ-е двух универсальных субстанций – материи, трактуемой механистически, и Бога, который может сообщить ей движение и способность к ощущению. Политика . Ему принадлежит идея разделения властей. Теория общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии.

Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт; сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека - спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.