Правомерное цитирование по российскому законодательству. Правильное оформление цитат

Интервью, фильмов, сериалов, даже из компьютерных игр - пользователи с удовольствие размещают их у себя на стенах, репостят и лайкают. В связи с этим неплохо было бы вспомнить, как правильно оформлять цитаты. Конечно, правил цитирования и оформления цитат довольно много, однако, для рядового пользователя достаточно знать основные

Выделение цитаты в тексте

Есть три способа обозначить, что данный текст является цитатой. Первый - выделение кавычками.

"Куда легче умереть, чем стойко сносить мученическую жизнь" (Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания юного Вертера).

Второй - выделение курсовом или меньшим шрифтом (например, обычный текст набран 14-м, а цитата 12-м).

"Человек боится смерти тем больше, чем меньше он по-насто­ящему проживает свою жизнь и чем больше его нереализованный потенциал" (Ирвин Ялом).

И третий способ - так называемый "набор со втяжкой". То есть цитата набирается с отступами по отношению к основному тексту.

В этом случае кавычки ставить не обязательно.

Указание автора и источника цитирования

Не будем о том, как оформлять библиографическую сноску - это нам не очень нужно. А вот правильно указать имя автора и цитируемой произведение требуется часто. Итак, если указание на автора или источник идет непосредственно после цитаты, то оно заключается в скобки. Точка после кавычек не ставится, а ставится после закрывающей скобки.

"Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом" (Козьма Прутков).

При этом, если первое слово указания на источник или автора не является именем собственным, то пишется с маленькой буквы.

"Слова - наименее эффективное средство общения. Они наиболее открыты для неверных интерпретаций и чаще всего бывают поняты неверно" (из книги «Беседы с Богом» Нила Доналда Уолша).

Если же имя автора и источник указываются ниже цитаты, на следующей строке, то они пишутся без скобок и каких-либо других знаков препинания. После цитаты в таком случае ставится точка (или другой знак, как в оригинале).

Кто так часто обманывал тебя, как ты сам?

Бенджамин Франклин

Это же правило действует и по отношению к эпиграфам.

Выделения внутри цитаты

Авторские выделения, как правило, сохраняют в той форме, как они есть в источнике. Если это по каким-то причинам невозможно, то заменяют на другой тип выделения. Обычно специально не оговаривают, что это выделение автора. А вот если выделение принадлежит цитируемому, то это обязательно указывать. Для этого в скобках пишут "выделено мной" или "курсив мой" и ставят свои инициалы.

Знаки препинания при цитировании

Здесь буду предельно краток, так как эти правила оформления цитат можно найти в учебнике. Если перед цитатой идут слова цитирующего, предупреждающие, что далее будет цитата, то ставится двоеточие.

Верно заметил Э. Хемингуэй: "Мы становимся крепче там, где ломаемся".

Однако, если после цитаты (или внутри) есть слова цитирующего, вводящие цитату в текст, то ставится точка.

Точно сказал об этом Мария фон Эбнер-Эшенбах. "Неподражаемое как раз и вызывает большинство подражателей", - писал он.

Если цитата является дополнением или частью придаточного предложения, то не ставят никаких знаков.

Брюс Ли как-то сказал, что "правда жива, следовательно, изменчива".

Если в конце фразы есть многоточие, восклицательный или вопросительный знак, то их ставят перед кавычками. Точка не ставится.

Станислав Ежи Лец остроумно заметил: "Вот ты и пробил головой стену. Что будешь делать в соседней камере?"

Если перед кавычками никаких знаков нет, то ставят точку. Но уже после кавычек (или после указания на автора/источник).

Джордж Бернард Шоу говорил: "Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный - упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей".

Если цитата является не самостоятельным предложением, а частью придаточного, то точка после кавычек ставится даже если перед кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак.

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что "самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье...".

С какой буквы начинать цитату?

Если цитируется предложение с самого начала, то цитата, естественно, начинается с большой буквы. Если начало предложение опущено, то цитата начинается с маленькой буквы.

Дейл Карнеги отмечает: "... человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве".

Однако, если цитатой мы начинаем новое предложение, то она пишется с большой буквы независимо от того, полностью мы цитируем предложение или вырезаем есть часть.

"... Человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве", - отмечает Дейл Карнеги.

Неимущественное право автора на имя. Ответственность за неуказание имени автора

Согласно законодательству об авторском праве (ст.ст. 1251, 1255, 1265 Гражданского кодекса и ст. 15 ранее действовавшего Закона об авторском праве и смежных права) автор при использовании его объектов авторских прав имеет право на указание его имени. Это в теории, на практике же неимущественное право автора на указание его имени чаще нарушается, чем соблюдается, что особенно ярко проявляется при использовании рекламы, передаче в эфир телевидения и радио объектов авторского права и т.д. Будет ли пользователь нести ответственность за нарушение неимущественного права на имя в случае судебного спора?

И хотя в законе не содержится и не содержалось прямого указания, что по умолчанию имя автора надо указывать (следуя логике закона, приходим к выводу, что автор сам определяет, как следует использовать его произведение), в науке однозначно трактуют соответствующие нормы закона так, что имя автора, если автор специально не разрешил анонимное использование, должно быть указано. Вероятно, это и правильно.

Здесь я бы хотел остановиться на музыкальных произведениях. Как правило, у музыкального произведения несколько авторов-создателей, каждый из которых имеет право на указание его имени при использовании:

  • автор музыки (композитор),
  • автор слов к музыке (поэт),
  • исполнитель музыки (музыкант),
  • исполнитель слов к музыке (певец),
  • автор переработки (аранжировщик), без которого не обходится создание почти ни одного музыкального произведения,
  • производитель фонограммы (звукозаписывающая студия).

Можно сказать, что в какой-то степени сложился обычай, что при использовании музыкального произведения указывают только певца (по радио), иногда пишут композиторов (например, по телевидению). На дисках, как правило, указывают всех или большинство создателей музыкального произведения. Практически это обоснованно тем, что при передаче музыкальных произведений в радио-эфир называть всех авторов-создателей будет по меньшей мере затруднительно.

Как же быть? Конечно, каждому пользователю объектов авторских прав нужно решать самостоятельно. Принимая во внимание, что указывать только певцов – в принципе общая практика, следует понимать, что в случае судебного спора его скорее всего выиграет «забытый» автор.

Интересно отметить, что и суды тоже психологически склонны встать на сторону пользователей, понимая общую практику и практическую сложность в упоминании всех авторов и исполнителей. Так было и в деле автора А. Горохова, судившегося против телеканала ОРТ в связи с тем, что телеканал ОРТ передал в эфир музыкальное произведение, автором слов к которому являлся А. Горохов, без указания имени автора. Автор проиграл все инстанции, и только Верховный суд отменил постановления нижестоящих судов и передал дело на новое рассмотрение, указав, что ОРТ не получило разрешение от автора на анонимное использование его произведения . Не помогла и ссылка ответчика на то, что в заключенном ОРТ с организацией по коллективному управлению авторскими правами Российским авторским обществом соглашении не было указания на то, как следует и следует ли вообще указывать имя автора (истца). Суд постановил, что в отсутствие согласия автора на анонимное использование его произведения пользователь обязан указывать имя автора , а соглашение с РАО регулирует только сферу имущественных прав.

Разумеется, в таких ситуациях целесообразно предпочесть правомерное использование произведений, поскольку это в большинстве случаев гораздо выгоднее.

Как можно в таких случаях правомерно использовать произведение?

  1. Использовать для иллюстраций произведения, срок действия исключительных прав в отношении которых истёк. Такие произведения переходят в общественное достояние и использовать их можно без согласия автора.
  2. Получать разрешения у правообладателей произведений посредством «приобретения лицензии» (заключения лицензионного договора). Либо использовать произведения, правообладатель которых разрешил использовать их на условиях «свободных лицензий».
  3. Создавать необходимые произведения самостоятельно или заказывать создание у профессионалов (договор авторского заказа в помощь).
  4. Использовать произведение в рамках разрешённого законом свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях, о котором и пойдёт речь в настоящей статье.

Материал, описанный ниже, применим как к фотографиям (фотографическим произведениям), видеороликам (аудиовизуальным произведениям), так и ко многим другим видам произведений.

Немного теории.

Право лиц на цитирование правомерно обнародованных произведений закреплено ещё в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 1886 года. Ст. 10 Конвенции гласит:

1) Допускается цитирование произведения, которое уже было доведено до всеобщего сведения на законных основаниях, при условии, что оно осуществляется добросовестно и в объеме, оправданном поставленной целью, включая цитирование статей из газет и журналов в виде обзоров печати. 2) Законодательством стран Союза и специальными соглашениями, которые заключены или будут заключены между ними, может разрешаться использование литературных или художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в качестве иллюстраций в изданиях, радио и телевизионных передачах и записях звука или изображения учебного характера при условии, что такое использование осуществляется добросовестно. 3) При использовании произведений в соответствии с предшествующими пунктами настоящей статьи указывается источник и фамилия автора, если она обозначена на этом источнике.

Под странами Союза понимаются страны - участники Бернской конвенции, т. е. страны, которые ратифицировали Конвенцию, в числе которых практически все развитые государства (168 стран на момент написания материала). Ратификация Конвенции означает, что национальное законодательство должно соответствовать её условиям.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора , произведение которого используется, и источника заимствования :1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования , включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Таким образом, законом предусмотрено 4 критерия для возможности применения этой нормы:

1. Цитируемое произведение должно быть правомерно обнародованным.

Это значит, что такое действие должно быть осуществлено автором либо лицом, уполномоченным на это (например, в случае создания автором-работником служебного произведения таким лицом может быть работодатель, если договором не предусмотрено иное). Проверить и проконтролировать соблюдение этого условия проблематично, вместе с этим, автору статьи неизвестны случаи привлечения к ответственности за цитирование неправомерно обнародованного произведения.

2. Цитирование должно производиться именно в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Суд по интеллектуальным правам (СИП) в деле А40-160673/2013, оставляя без изменения решение суда о взыскании с ответчика за нарушение исключительных прав 19 000 000 рублей , отметил:

Свободное цитирование допустимо в «научных, полемических, критических или информационных целях». Если цитирование производится в иных целях, оно должно быть основано на договоре с правообладателем. В частности, цитирование, направленное на усиление художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем, не может осуществляться свободно, поскольку не связано с названными целями.

3. Должен быть указан автор произведения и источник заимствования.

Под именем автора следует понимать, как, собственно, реальное имя, так и псевдоним, указанный на произведении. Отсутствие указания этих данных без объективных причин - однозначное условие для неприменения пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

И это легко подтвердить судебной практикой. В деле А40-67342/12 ОАО «Телекомпания «НТВ» не предоставило доказательств того, что имело место указание автора при использовании фотографии на сайте и в телепередаче, что и привело к взысканию с них компенсации за нарушение исключительного авторского права.

В качестве аналогичных примеров можно привести дела А60-38170/2013, А71-2029/2014, А40-154156/2014 и многие, многие другие.

Важно: если используется видео или фото с «водяным знаком» или иным логотипом, это не освобождает от обязанности указать автора и источник заимствования надлежащим образом.

СИП в постановлении по делу А40-160673/2013 указал, что сохранение изображения логотипа, фактически обусловленное техническими аспектами перезаписи, не свидетельствует, по мнению суда, о надлежащем исполнении обязанности об указании имени автора и источника заимствования.

4. Объём цитирования должен быть оправдан его целью.

Пожалуй, самый неоднозначный критерий, подход к оценке которого сформирован судебной практикой.

Копирование (правильный термин с точки зрения ГК РФ - «воспроизведение») материала целиком - не есть цитирование в оправданном объёме.

Так, по делу А56-46791/2010 суды пришли к выводу, что:

«Подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку спорная статья воспроизведена Профсоюзом на его сайте полностью , следовательно, такое использование не является цитированием произведения, предусмотренным в указанной норме права»

Судебные акты остались в силе и после подачи жалобы в ВАС РФ.

В деле A46-10011/2014, напротив, суды установили, что поскольку заимствовано было 1/5 от общего объёма материала, указан прямой полный URL на источник заимствования, а автор - физическое лицо не указан в связи с объективной невозможностью его установить, то имело место вполне правомерное цитирование произведения в информационных целях.

К аналогичному выводу пришли суды и по делу А40-91447/2010, установив, что ответчик «процитировал» 9 секунд из 23-секундного видеоролика, при этом указав источник заимствования и сохранив логотип истца.

Кроме того, должна быть объективно определённая обусловленность цитирования, что и отражает оправданность такого использования.

Например, совершенно нелогично и не оправданно было бы иллюстрировать статью про одежду детей для климата Аляски фотографией Сибайского карьера.

Такой же подход применил в деле А40-16149/2012 ВАС РФ, отметив, что фотографические произведения, использованные в передаче «Пусть говорят» не могут считаться процитированными в информационных и полемических целях, поскольку не являлись предметом дискуссии в телепрограмме . Следовательно, по мнению суда, такое использование не могло быть оправданным.

Выводы:

Заимствование в полном объёме, например, текста статьи, скорее всего, не будет признано правомерным цитированием по пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ.

Рассматриваемой нормой допускается использование произведений в информационных, научных, учебных, культурных (в т.ч. критических, полемических) целях. Использование произведений в иных целях не будет являться правомерным цитированием.

Действовали типовые договоры, утвержденные министерствами и ведомствами, которые определяли условия авторских договоров. Принятый в 1993 году Закон об авторском праве и смежных правах исходит из последовательных принципов, предусматривающих включение результатов творческой деятельности, охраняемых законом, в гражданский оборот на рыночных началах, впоследствии закрепленных в Гражданском кодексе. Судебная практика в значительной мере сталкивается сегодня с новыми договорными отношениями, порожденными развивающимися в России новыми экономическими условиями. В связи с этим нередко возникают споры, связанные, в частности, с нарушением как личных неимущественных, так и имущественных прав авторов.

Истец Н. обратился в суд с иском к издательствам "пресс-1" и "пресс-2" о защите нарушенных авторских прав. Дело рассматривал районный суд.

В ходе судебного заседания было установлено, что истец заключил авторский договор с издательством " пресс-1" о передаче исключительных прав на использование своего произведения "Путешествие в мир фотографии". Издательство " пресс-1" передало право на издание спорной книги издательству " пресс-2", которое и выпустило книгу в свет.

Спор возник в связи с тем, что имя автора не было указано ни на обложке, ни на титульном листе издания. Его можно было увидеть только в выходных сведениях, где оно обычно приводится наряду с другими общими сведениями о выпускаемом издании (даты сдачи в набор, подписания в печать, объем издания, формат, имена редакторов, корректоров и др.).

Истец усмотрел в этом нарушение его права на имя и просил взыскать с ответчиков в качестве компенсации 30000 рублей. В обоснование своих исковых требований он сослался на п. 4.2.1 ГОСТа 7.4-95, согласно которому издатель обязан указывать имя автора перед заглавием книги или на титульном листе.

В удовлетворении иска судом было отказано. Мотивируя свое решение, суд ссылался на то, что имя истца как автора опубликованного произведения было указано в конце книги, а из авторского договора не следовало, что имя автора должно быть указано на титульном листе. Несоблюдение же правил ГОСТа о месте указания имени автора суд не признал нарушением личных неимущественных прав автора.

Правомерность вынесенного решения вызывает определенные сомнения, связанные прежде всего с оценкой выполнения ответчиком договорных обязательств.

Право на имя - самостоятельное авторское правомочие, относящееся к неотчуждаемым личным неимущественным правам. Это право реализуется путем указания имени автора при любой форме использования произведения и не требует специальной договоренности между правообладателем и пользователем. Соответствующая обязанность пользователя следует из императивных норм Закона об авторском праве и смежных правах (см. ст. ст. 15, 19, 20), закрепляющих личные неимущественные права автора, и следовательно, является частью договорных условий.

В связи с приведенным делом возникает вопрос, подлежит ли защите право на имя, если оно было указано не надлежащим образом. ГОСТ 7.4-95 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения", на который ссылался истец, был утвержден Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 октября 1995 г. N 545 и введен в действие в качестве государственного стандарта России с 1 июля 1996 г. (взамен аналогичного ГОСТа 7.4-86). По сути он закрепляет те правила оформления художественных произведений, которые сложились в издательском деле и отражают многолетнюю (причем не только российскую, но и зарубежную) практику - обычаи делового оборота издательской продукции. Достаточно зайти в любую библиотеку, в любой книжный магазин, чтобы убедиться в том, что имя автора, как правило, помещается на обложке книги, а если речь идет о большом авторском коллективе - то на титульном листе, что соответствует требованиям ГОСТа.

В данном случае, по моему мнению, имеет место ненадлежащее исполнение договорного обязательства ответчиком, выразившееся не только в нарушении ГОСТа, но главным образом в нарушении обычая делового оборота (ст. 309 ГК РФ).

Следует также принять во внимание, что для возникновения авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей (в отличие, например, от объектов промышленной собственности). В соответствии со ст. 9 Закона об авторском праве "автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения".

С учетом изложенного, по моему мнению, с решением суда об отказе в признании исковых требований истца о нарушении ответчиком охраняемых Законом об авторском праве личных неимущественных прав автора (ст. 15) согласиться нельзя.

Попутно следовало бы заметить, что в зарубежной судебной практике, например в Великобритании, условие о надлежащем указании имени автора при опубликовании и ином использовании охраняемых произведений относится к числу существенных условий защиты авторских прав. Право на имя считается нарушенным в случаях, если при использовании произведения его автор не был надлежащим образом указан, если обстоятельства использования произведения позволяют отнести их к случаям, в которых указание имени считается обязательным, а способ использования произведения не является предусмотренным законом случаем свободного использования.

И. обратилась в районный суд с иском к издателю И.В. Иванову о взыскании компенсации за нарушение ее авторских прав. Исковые требования основывались на том, что ответчик выпустил книгу "Фаина Раневская. Случаи. Шутки. Афоризмы" (тираж 5 млн. экземпляров), в которую вошли четыре текста из ранее опубликованной книги истца "Журналисты шутят", выпущенной издательством "Известия" в 1996 году тиражом 5 тыс. экземпляров. В качестве компенсации за нарушение авторских прав истица просила взыскать с ответчика 1000 минимальных размеров оплаты труда. Решением районного суда в удовлетворении иска было отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам городского суда решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе истицы дело было передано для рассмотрения по существу в Президиум городского суда, который отменил все ранее вынесенные постановления и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.

Отмененные Президиумом городского суда судебные постановления основывались на следующем. Истица является составителем книги "Журналисты шутят", в которую ею были включены эпизоды, шутки, высказывания, услышанные от своих бывших коллег по работе в газете "Известия" и других СМИ. Исходя из этой констатации, судами был сделан вывод, что истица не является автором текстов, помещенных в книгу "Журналисты шутят", часть которых была воспроизведена в книге ответчика "Фаина Раневская. Случаи. Шутки. Афоризмы". Отказывая в удовлетворении иска, предъявленного к издателю И.В. Иванову, суды руководствовались п. 3 ст. 7 и ст. 11 Закона об авторском праве и смежных правах.

Согласно п. 3 ст. 7 Закона к объектам авторского права относятся составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда, независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, которые в них включены. А согласно ст. 11 Закона авторское право составителя сборника ограничивается правом на осуществленный им подбор или расположение материалов, представляющих результат творческого труда (составительство). Вследствие этого авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих произведений.

Таким образом, суть спора заключалась в оценке книги истицы в целом и содержащихся в ней коротких рассказов с точки зрения требований, предъявляемых Законом к охраняемым авторским правом произведениям.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческого труда, независимо от назначения и достоинства, а также способа выражения (п. 1 ст. 6 Закона). О самостоятельном творческом поиске автора свидетельствует, в частности, уникальная форма выражения, словесная образность языка и т.п.

В определении Президиума городского суда справедливо отмечается, что для разрешения вопроса о природе произведений - коротких рассказов - необходимы специальные знания, которыми суд не обладал. Для правильного разрешения дела суду следовало рассмотреть вопрос о назначении судебной литературоведческой экспертизы (ст. 79 ГПК РФ).

При этом Президиум городского обратил внимание на то, что в деле имелось заключение кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, приобщенное к надзорной жалобе. Кафедра ЮНЕСКО, проведя юридический и литературоведческий анализ спорных текстов, оценила короткие рассказы из книги "Журналисты шутят" как результат творческой деятельности автора книги, поскольку они были созданы ею "посредством облечения в литературную форму историй, участником которых она являлась".

Президиум горсуда также пришел к обоснованному выводу, что "рассказы из книги истицы "Журналисты шутят" обладают всеми признаками, присущими объектам авторского права, так как каждый из рассказов является обнародованным литературным произведением, существующим в письменной форме".

При этом подчеркивается, что "наличие художественной формы и авторского стиля изложения коротких рассказов свидетельствует о творческом характере деятельности автора в создании этих произведений, в связи с чем в соответствии со статьями 6 и 7 Закона об авторском праве и смежных правах каждый из этих рассказов представляет самостоятельный объект авторского права". Указанные обстоятельства судом выяснены не были.

Суды, рассматривавшие дело, сочли, что авторами собранных в книге коротких рассказов являются те конкретные лица, от имени которых пересказываются шутки, смешные эпизоды и различные житейские ситуации, вследствие чего истица не может быть признана их автором.

Однако это утверждение прямо противоречит нормам ст. 9 Закона и фактическим обстоятельствам.

Из материалов дела следовало, что авторство истицы на короткие рассказы в книге "Журналисты шутят" подтверждено ее фамилией на книге, указанием ее в качестве автора и знаком "копирайт". Свидетельств о том, что кто-либо претендует на авторство коротких рассказов, в материалах дела не имелось.

Президиум горсуда пришел к выводу, что истица является автором книги "Журналисты шутят" и составляющих ее частей.

При этих обстоятельствах согласно п. 1 ст. 16 Закона об авторском праве и смежных правах ей принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в случае нарушения которых могут быть применены гражданско-правовые и иные меры защиты, предусмотренные в ст. 49 Закона об авторском праве и смежных правах, в том числе присуждена выплата компенсации.

Как оформлять цитаты?

    Самый распространенный способ – выделение кавычками.

    Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего кегля, чем шрифт основного текста:

  1. Выделение при помощи набора цитаты со втяжкой. При этом возможно использование отчеркивающей линейки в отступе:

Как оформляются выделения внутри цитаты?

Выделения внутри цитаты могут принадлежать цитирующему или автору цитируемого текста. От этого зависит способ оформления выделенных фрагментов текста.

Выделения, принадлежащие цитируемому автору , рекомендуется сохранять в той форме, в какой они напечатаны в источнике, а если это невозможно или противоречит стилю оформления издания, то следует заменить авторское выделение выделением другого вида. Принадлежность авторских выделений обычно не оговаривается. Исключение составляют те случаи, когда авторских выделений немного, а выделений, принадлежащих цитирующему, наоборот, множество; в таких случаях оговаривается, что какие-то выделения принадлежат цитируемому автору (эти выделения помечаются), а остальные - цитирующему. Кроме этого, в таких случаях принадлежность выделений специально помечается в предисловии. Пример выделения:

Выделения, принадлежащие цитирующему, оговариваются. Комментарий дается в скобках, после комментария ставится точка, тире и инициалы комментирующего, например:

Какие знаки препинания используются при цитировании?

Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой:

а) ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее следует цитата:

Пастернак писал: «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

б) ставят точку, если внутри цитаты или за нею находятся слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы:

Хорошо сказал об этом Пастернак. «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», - писал он в «Охранной грамоте».

в) не ставят никаких знаков, если цитата выступает как дополнение или как часть придаточного предложения:

Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее».

В конце фразы после закрывающих цитату кавычек:

а) ставят точку, если перед закрывающими кавычками нет никаких знаков. Если непосредственно за цитатой следует ссылка на источник, то точка переносится за ссылку:

Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» (Пастернак 2000, 207).

Внимание! Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками.

б) ставят точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак):

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье...».

в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего):

Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»

Если фраза не заканчивается цитатой, то после цитаты ставят запятую (если цитата входит в состав деепричастного оборота или завершает первую часть сложного предложения) или тире (если цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, а также если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не нужно).

После стихотворной цитаты в конце стихотворной строки ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой.

Цитата всегда начинается с большой буквы?

Цитату начинают с прописной (большой) буквы в следующих случаях:

  • Когда цитирующий начинает цитатой предложение, даже если в цитате опущены начальные слова и она открывается многоточием:

    «...Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», - писал Пастернак.
  • Когда цитата стоит после слов цитирующего (после двоеточия) и в источнике начинает предложение:

    Пастернак писал: «Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».
    Пастернак писал: «...изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок». Пастернак писал, что «...о нем не приходится строить догадок».

Как можно оформить внутритекстовую библиографическую ссылку при цитировании?

Если цитируемый источник указан в библиографии или в списке литературы, в конце цитаты указывается только фамилия автора и год издания книги. Такой способ оформления позволяет экономить место. Например:

в тексте:

«Словарь революционной эпохи (историко-культурный справочник) включает в себя слова, возникшие или характерные для эпохи войны и революции» [Ожегов 2001, 411].

в списке литературы:

Ожегов 2001 - С. И. Ожегов. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). - 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. - 560 с. С. 410-412.


(По материалам книги:
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Справочник издателя и автора. М., 2003.)