Как изменяется главный герой евгения онегина. Как меняется главный герой романа А

Роман «Пушкина «Евгений Онегин» — это произведение, которое рассказывает нам о жизни светского юноши и о том, как изменяется Евгений Онегин на протяжении своего жизненного пути.

Как изменяется Евгений Онегин

На вопрос: «Изменился ли Онегин?», будет положительный ответ. Почему изменился Онегин? Все очень просто. В своем романе автор охватил длительный промежуток времени, который касался жизни главного героя. Сначала мы видим восемнадцатилетнего парня, а по завершении романа – это двадцатишестилетний молодой человек. За этот период времени невозможно не изменится, вот и Евгений Онегин прошел свою эволюцию и эти изменения хорошо прослеживаются.

Как именно изменяется Онегин на протяжении романа? Сразу мы видим избалованного парня, типичного повесу, который все свое время посвящает развлечениям и беседам ни о чем. Он учится, не вникая в детали, как пишет Пушкин «чему-нибудь» и «как-нибудь». Онегин одевается по последней моде и постоянно находится среди высшего общества. Вот только такая однообразная, бесцельная жизнь ему надоела, и здесь мы видим, как изменяется главный герой Онегин. Жизнь франта он меняет на жизнь в поместье и даже, находит интересное для себя занятие, правда, ненадолго.

Сельская жизнь быстро надоела и «от нечего делать» он заводит себе друга в лице Ленского, который и познакомил Онегина с Лариными. Когда он повстречал Татьяну, то не сумел пройти испытания любовью, так как он не был способен на искренние чувства. Да и была не длительной. На дуэли Ленский погибает и тут Онегин понимает, насколько страшный и ужасный поступок он совершил. Это убийство перевернуло его жизнь. Не в силах пережить данный поступок, он путешествует, а вернувшись, он стал немного другим человеком. Теперь Онегин серьезный, внимательный, ему не чужды сильные чувства, о которых ранее он и не подозревал. Так, когда он вновь встретил Татьяну на балу, которая к этому моменту была уже замужем, он по-настоящему влюбился. Теперь и ему стали известны чувства ревности, страдания.

Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину? И да, и нет. Если говорить о чувствах, то любовь не прошла. А вот мнение об Онегине поменялось и, если сначала он ей казался героем из ее любимых романов, то, побывав в его доме, она поняла, что он обычный молодой человек. Для нее был утерян первичный его облик, он стал всего лишь подражанием ее мечтаний.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. Как ме­ня­ет­ся глав­ный герой ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин» под вли­я­ни­ем жиз­нен­ных обстоятельств?

А. С. Пуш­кин различными спо­со­ба­ми раскрывает ха­рак­тер главного героя, Ев­ге­ния Онегина: через внут­рен­ний монолог, портрет, поступки, от­но­ше­ние к окружающим. События, про­ис­хо­дя­щие в романе, охва­ты­ва­ют большой пе­ри­од времени (в на­ча­ле романа Оне­ги­ну восемнадцать лет, в конце - два­дцать шесть). Автор по­ка­зы­ва­ет эволюцию героя. Чи­та­тель видит изменения, про­изо­шед­шие в Онегине.

В пер­вой главе это из­ба­ло­ван­ный молодой человек, ко­то­рый «острижен по по­след­ней моде, как dandy лон­дон­ский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бес­ко­неч­ных развлечениях уби­ва­ю­щий время.

Оказавшись в деревне, Оне­гин также не в со­сто­я­нии что-либо по­лез­ное совершить. Через два дня де­рев­ня наскучила Евгению. Под­дав­шись на уго­во­ры Ленского, сво­е­го «от де­лать нечего» друга, Оне­гин знакомится с се­мьей Лариных. Про­вер­ку дружбой Оне­гин также не выдерживает: он уби­ва­ет на дуэли Ленского. Как, впрочем, и не вы­дер­жи­ва­ет испытания любовью: герой не спо­со­бен на ис­крен­ние чувства.

В вось­мой главе мы вновь встре­ча­ем­ся с нашим героем. Про­шло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя за­ня­тия по душе («Томясь в без­дей­ствии досуга Без Службы, без жены, без дел,| Ничем за­нять­ся не умел»), при­ез­жа­ет в Петербург. Уви­дев Татьяну на балу в новом качестве, в об­ра­зе «законодательницы зал», Оне­гин поражен и... влюбляется. Те­перь уже он страдает, с не­тер­пе­ни­ем ждет встре­чи с ней, мучим ревностью. Во всем осталь­ном наш герой не изменился, но автор показывает, что Оне­гин по-настоящему любит!

Онегин – один из «лишних людей». Его таким сде­ла­ло общество, со­ци­аль­ный порядок. Труд­но не со­гла­сить­ся с мне­ни­ем Белинского, что Оне­гин – «страдающий эгоист».

17.2. Ка­ко­во зна­че­ние об­ра­зов Вар­ва­ры и Куд­ря­ша в пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»?

Второстепенные пер­со­на­жи в пьесе Ост­ров­ско­го «Гроза» не толь­ко образуют фон, на ко­то­ром разворачивается лич­ная драма Катерины, глав­ной героини произведения. Они по­ка­зы­ва­ют отношения людей к своей несвободе. Си­сте­ма образов в пьесе такова, что все вто­ро­сте­пен­ные персонажи об­ра­зу­ют условные пары, и лишь Ка­те­ри­на одинока в своем ис­тин­ном стремлении вы­рвать­ся из-под гнета “самодуров”.

Постоянной спут­ни­цей Катерины яв­ля­ет­ся Варвара, сест­ра ее мужа Тихона. Она глав­ный оппонент героини. Глав­ное ее правило: «Делай что хочешь, толь­ко бы все шито да крыто было». Вар­ва­ре не от­ка­жешь в уме и хитрости, она пре­крас­но понимает суть от­но­ше­ний между лю­дь­ми в их доме, но не счи­та­ет нужным бо­роть­ся с ма­туш­ки­ной «грозой». Для неё ложь - норма жизни. В ней чув­ству­ет­ся властность, сила, же­ла­ние обманывать. Она, по сути, бу­ду­щая Кабаниха, ведь яб­ло­ко от яб­ло­ни недалеко падает.

Дру­жок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он един­ствен­ный в го­ро­де Калинове, кто может от­ве­тить Дикому. В раз­го­во­ре он ведет себя развязно, бойко, смело, хва­ста­ет своей удалью, волокитством, зна­ни­ем «купеческого заведения». Он при­спо­со­бил­ся к са­мо­дур­ству Дикого. Боль­ше того, можно даже предположить, что из Куд­ря­ша мог бы по­лу­чить­ся второй Дикой.

В конце пьесы Вар­ва­ра и Куд­ряш покидают «темное царство». Каков их даль­ней­ший путь? Они, ско­рее всего, будут сами пы­тать­ся стать хо­зя­е­ва­ми жизни.

17.3. В чём за­клю­ча­ет­ся слож­ность и не­од­но­знач­ность изоб­ра­же­ния любви в ли­ри­ке А. А. Ахматовой?

Тема любви в рус­ской литературе многогранна: лю­бовь как смысл жизни, не­счаст­ная любовь, лю­бовь как ис­пы­та­ние - лишь не­сколь­ко подходов к рас­кры­тию темы. В сти­хо­тво­ре­ни­ях Ахматовой лю­бовь - это гло­ток свежего воздуха, без ко­то­ро­го не мыс­лит­ся сама жизнь, это тра­ге­дия и разочарование, это полёт и страдание. «Великая зем­ная любовь» - имен­но так можно опре­де­лить суть ли­ри­ки Ахматовой. Поэт изоб­ра­жа­ет не ро­ман­ти­че­ские преувеличенные чув­ства - она го­во­рит о про­стом и зем­ном человеческом счастье. В ран­ней лирике Ах­ма­то­вой любовь часто пред­ста­ет трагичной и безответной.

Не любишь, не хо­чешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с дет­ства была крылатой.

Да, лю­бовь прекрасна, но, как ни странно, она, по мне­нию Ахматовой, почти все­гда обречена на несчастье:

Брошена! при­ду­ман­ное слово.

Разве я цве­ток или письмо?

Горькая иро­ния слышится в этих словах. Да, она поднимается, она пе­ре­бо­рет болезнь и через много лет будет в том же сдер­жан­ном ритме, тем же раз­ме­ром писать о тра­ге­дии неизмеримо более страшной.

У меня се­год­ня много дела:

Надо па­мять до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова на­учить­ся жить…

В одном их своих сти­хо­тво­ре­ний Ахматова на­зва­ла любовь «пятым вре­ме­нем года». И в том, что лю­бовь находится в цен­тре поэтического мира Ахматовой, нет ни­че­го удивительного: лю­бовь всегда опре­де­ля­ет судьбу женщины.

Стихотворения Анны Ах­ма­то­вой о любви под­ку­па­ют своей четкостью, ла­ко­нич­но­стью формы и муд­ро­стью содержания: «Сколько просьб у лю­би­мой всегда! У раз­люб­лен­ной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода под бес­цвет­ным ледком замирает».

Поэзия Ах­ма­то­вой - это ис­по­ведь влюбленной жен­ской души. Поэтесса, по сло­вам О. Мандельштама, «принесла в рус­скую лирику всю огром­ную сложность и пси­хо­ло­ги­че­ское богатство рус­ско­го романа XIX века».

17.4. Мотив пути в творчестве Александра Блока.

Мотив пути возникает в творчестве Блока практически с самых исто-ков: новый герой молодого Блока - путник, который заявляет о себе так: «Стою на царственном пути».

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» мотив пути, странствий, поиска убывает, хотя «пейзаж пути» сохраняется:

Я вышел. Медленно сходили

На землю сумерки зимы.

Поэт стремится каллегорическому ее выражению: не случайно в стихах «позднего Блока» так часто встречаются связанные с мотивом пути-дороги иносказательные выражения, например, «надеясь отыскать пути», «наш путь-

стрелой татарской древней воли пронзил нам груды), «и путь мой далек», «дорога долгая легка», «мы путь расчищаем» и т.д.

В поэме «Двенадцать» также присутствует мотив пути:

Идут двенадцать человек...

Россия избрала свой путь и Блоку, как верному сыну своей страны, предстоит следовать этим путём.

В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин повествует о молодом юноше – типичном представителе повесы из светского общества. Молодой не обремененный никакими заботами Онегин все свое время посвящает развлечениям – увеселительным балам, театрам, светским беседам ни о чем. С “ученым видом знатока” Евгений может легко рассуждать на любую тему.

Ведь он учился, как и многие его сверстники, особо не утруждаясь, не вникая в детали и тонкости предметов обучения “чему-нибудь” и “как-нибудь”.

Высшее общество – это та

атмосфера, в которой вырос Онегин. Бесполезное однообразное времяпрепровождение наскучило юноше, но он не ведает другой среды. Поэтому вырваться и оставить то, что знакомо и привычно с детства ему не под силу. Зависимый от мнения окружающих, он без колебаний отправляется на дуэль с Ленским, хотя понимает, что кровопролития не миновать. Только после смерти друга Онегин начинает осуждать себя и сожалеть о том, что вовремя не остановился.

Когда в его судьбе появилась Татьяна Ларина, юноша всерьез заинтересовался девушкой. Но испорченный вниманием женщин, он не может и не пытается до конца разобраться в своих чувствах. Милую умную и скромную Татьяну Онегин отвергает, опасаясь, что ей непохожей на других светских львиц он не сможет дать того счастья, на которое девушка заслуживает. Таким образом, Онегин пытается сбежать от настоящего, непривычного ему и всему его обществу чувства любви. Это чувство заставляет Онегина искренне переживать, изменив его отношение к окружающему миру.

Встреча через годы с замужней Татьяной заставляет его сердце трепетать, и он понимает, как дорога ему эта женщина. Наигранность, фальшивость, игра – все это уходит безвозвратно. Повзрослевший Онегин, претерпевший боль утраченной любви, обретает возможность чувствовать и любить по-настоящему.

На примере молодого повесы Евгения Онегина автор показывает, что истинная любовь может изменить человека и разбудить в нем самые лучшие чувства.


Другие работы по этой теме:

  1. Евгений Онегин действительно является одним из главных героев романа, так как в романе описывается именно его жизнь, его действия и поступки, переживания и чувства. Действия...
  2. Я считаю, что роль Пушкина в романе “Евгений Онегин” ничуть не меньше, чем роль сюжета. Уже в посвящении к роману Пушкин пишет, что его произведение...
  3. Евгений Онегин - главный герой одноимен­ного романа А. С. Пушкина - предстает перед нами как “молодой повеса”, который мчится унаследовать имение находящегося при смерти дядюшки....
  4. Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” воспроизводит картину русского общества конца 1810-х – второй половины 1820-х годов. Это было время подъема национального самосознания,...
  5. Пушкин воплощает в Татьяне лучшие черты русской женщины. Стремясь показать обыкновенную русскую девушку, Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных черт. Но героиня в то же...
  6. Роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – это вершина творчества поэта. Он по праву получил высокую оценку В. Г. Белинского: “Онегина” можно назвать...
  7. 1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет...
  8. Мои любимые страницы романа Пушкина “Евгений Онегин” Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – это величайшее произведение, поэтически передавшее события, происходившие в современное автору время....

по литературе. 2016 год.

Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору?

Увидев Соню, Раскольников вернулся в контору, потому что девушка была своеобразным «якорем» героя, предостерегающим его от плохих действий и направляющим к спасению.

Именно Мармеладова подтолкнула Родиона на признание. Автор изобразил данного персонажа для спасения души заблудившегося в собственной теории Раскольникова. Перед тем, как прийти в контору, Родион пообещал верующей Соне, что он признается, потому что убийство – один из самых тяжких грехов. Герою было очень сложно рассказать правду. Однако, увидев Соню, которая предстала перед ним, как напоминание об обещании, переступив через себя, «с побледневшими губами, с неподвижным взглядом» герой сделал этот решительный шаг к своему спасению.

Я считаю, что именно из-за своего зарока Раскольников собрал волю в кулак и снова вернулся в контору.

В каких произведениях русской литературы герои проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым?

Существует множество произведений, герои которых проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования.

К примеру, персонаж романа Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Герой — нигилист, он отрицает все общепринятые нормы поведения. Однако в его жизни случается переломный момент, который послужил для него своеобразным испытанием. Евгений безответно влюбился и понял, что теория его взглядов несовершенна и на свете действительно существует светлое чувство – любовь. Пережив сложное для себя время, герой разочаровался в жизни, поэтому полностью отдал себя работе. Как и у Раскольникова, жизнь Базарова после переломного момента была однообразной, наполненная переживаниями. Каждый герой пережил сильное потрясение, которое можно трактовать как наказание или избавление. Базаров умирает от заражения крови, а Раскольников был отправлен на каторгу. Эти моменты помогли героям осмыслить истинные ценности в жизни. Базаров прощается с Одинцовой и родителями, понимает, как многое эти люди значат для него. А Родиону выпал шанс раскаяться в своём грехе и начать жизнь заново, вместе с Соней.

Еще один персонаж, на чью долю выпали испытания и глубокие разочарования – Евгений, герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Жизнь персонажа была спокойной и однообразной. Он мечтал о тихом семейном счастье со своей возлюбленной Парашей. Однако все изменилось после очередного наводнения в Петербурге. «Невы державное теченье» унесло дом Параши. Для героя это был сильнейший удар, после которого он не смог оправиться. Все его планы и мечты рухнули вместе с ней. Автор изображает «маленького человека», который смог бросить вызов обществу. Чтобы найти в себе силы для такого действия, Евгению пришлось преодолеть трудности принятия действительности и пережить полнейшее разочарование в жизни. Герой так и не смог справиться с навалившимся на него грузом и сошёл с ума, а позже умер на одной из улиц Петербурга.

Я считаю, что в литературе изображено множество героев со сложной жизненной историей, а герои романа Тургенева и поэмы Пушкина — лишь немногие из них.

Почему «снисхождение» первого снега предстаёт в стихотворении «Шёл снег…» как событие значимое, поворотное в жизни человека?

«Снисхождение» первого снега в стихотворении «Шёл снег…» предстает как событие значимое, поворотное в жизни человека, потому что оно символизирует новую, чистую страничку жизни для героев, которая так и остается их своеобразной утопией.

Именно в момент серьезного разговора пары выпал первый снег. Природа создавала нужную атмосферу для героев, позволила им поверить «в светлую мечту». Автор изображает чистую землю, припудренную белым снегом, и как будто даёт им шанс на новую жизнь, начатую с такого же белоснежного листа. Однако в то же мгновение герои опомнились, вся та выдуманная сказка осталась позади, а в реальности же «восторг души сменил отчаянье…».

Я считаю, что «снисхождение» первого снега символизирует возможное начало новой жизни, нового витка отношений, поэтому оно имеет такое большое значение для пары.

В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека и в чём они схожи со стихотворением В.Н. Соколова?

Во многих произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека.

К примеру, стихотворение Есенина «Берёза». В нем лирический герой также описывает действия, происходящие зимой. Он тоже видит красоту зимнего пейзажа в особенном свете. В стихотворении Есенина снег «точно серебром» накрывает природу, он золотится на заре и покрывает окружающий мир всё новыми полотнами зимнего бархата. Автор выражает то, что благодаря этой красоте человек ощущает всю прелесть родного дома и любуется его просторами. Как и в стихотворении Соколова, герой замечает красоту окружающего его мира и отмечает неповторимость зимнего пейзажа.

В произведении Пушкина «Зимнее утро» герой тоже отмечает красоту зимнего пейзажа, также сопоставляет новый день с началом новой, свежей жизни. Вот только жизнь у Пушкина предстает чем-то образным и далеким, начинающимся с утра солнечного, морозного дня. А у Соколова шанс на «чистый лист» выпадает вместе с первым снегом. За время описания зимнего пейзажа герои каждого произведения успевают пережить целую массу чувств. У Пушкина персонаж впечатляется видами зимнего утра, природа дает ему глоток «свежего воздуха» и заставляет проявить еще большее рвение к жизни: «Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?». Тогда как у Соколова герои лишь на мгновение поддаются волшебным чарам природы и задумываются о светлом будущем.

Я считаю, что именно в этих стихотворениях благотворное влияние природы на человека показано наиболее ярко.

Как меняется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств?

А.С. Пушкин — великий писатель и поэт нашего Отечества. «Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений автора. Сам Пушкин определял его жанр как роман в стихах. И действительно, в произведении есть рифма, но в то же время в нем прослеживается большой разветвлённый сюжет. Кроме того, специально для написания данного произведения автор придумал свой стихотворный размер – онегинскую строфу. Существует целый ряд отличительных черт, которые позволяют читателю выделить для себя это произведение.

Некоторые из них заключаются в самом сюжете. Главный герой романа — Евгений Онегин. Именно за историей жизни этого персонажа читатель следит все произведение. Роман начинается с описания праздной жизни Евгения в городе. Мы видим молодого человека, который развлекает себя как всё светское общество того времени: балы, вечера, рестораны. Автор изображает «лишнего человека», который не может найти себе место среди других людей. Такая жизнь наскучила Онегину. Привычный быт Евгения нарушает весть о смерти дяди. Это событие заставляет «молодого повесу» переехать в деревню.
Там Онегин продолжает хандрить. Однако именно в деревне проявляются лучшие качества героя. К примеру, чтобы облегчить жизнь своих крестьян, он вводит оброк вместо барщины. В деревне он познакомился с новым для него человеком – Владимиром Ленским. История жизни этого человека оставила след в жизни Онегина. Евгений относился к Ленскому терпимо и снисходительно, потому что в деревне это была его единственная компания. Однако после бала у Лариных, когда герой приударил за возлюбленной Владимира, между ними состоялась дуэль, на которой Онегин убил своего товарища. Он так и не смог пойти против правил общества и не явиться на дуэль. Но благодаря этим событиям мы видим другого героя – страдальца, который искренне переживает за судьбу юного Владимира.

Также в деревне Онегин смог встретить девушку, которая полюбила его всем сердцем – Татьяну Ларину. К сожалению, Евгений слишком ценил свою свободу, поэтому не ответил девушке взаимностью. На данный момент для него её чувства всего лишь игра, детское заблуждение. Он не оценил того дара, который могла ему дать Татьяна. Тем самым Онегин разочаровал девушку и обрёк на страдания неразделённой любви.

После дуэли Евгений был вынужден уехать. В следующий раз читатель может увидеть героя спустя определённый промежуток времени. Он встречает старого друга на одном из светских вечеров. Приятель знакомит Онегина со своей женой, которой по воле случая оказалась та самая Татьяна Ларина. Евгений сразу же влюбляется в новую для него женщину, поразившую его своей красотой. В этот момент мы можем увидеть другого Онегина — по-настоящему страдающего, любящего героя. От высокомерного человека не остается и следа. Об этом говорят его способы добиться героини. Зная, что Татьяна замужем, он продолжает писать ей письма, на которые так и не получает ответа. Однажды, придя к ней домой и застав ее одну, он объясняется ей в своей любви, но Татьяна остается верна своему мужу и не поддается на слова Евгения.

Таким образом, мы можем наблюдать своеобразную эволюцию героя: от высокомерного эгоиста к чувствующему и любящему человеку. Я считаю, что жизненный путь Евгения очень сложен, поэтому требует особенного внимания читателя. Автор заканчивает своё произведение так, что мы можем сами додумать, нашел ли своё место этот страдающий «лишний человек» или так и остался за бортом всего общества.

Ирина Серёженко

В жизни, как писал Горький, всегда есть место подвигам. Многие русские мыслители справедливо говорили о том, что не среда определяет поведение человека, а он сам способен совершать над собой усилие и становиться лучше. В этом состоит свобода человека.

Большой пласт литературных произведений посвящен теме внутреннего изменения, преображения героев. Сегодня мы вспомним некоторые из них.

1) Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Конечно, в первую очередь, на память приходит известный со школьной скамьи роман Достоевского «Преступление и наказание». Некоторые утверждают, что Раскольников все-таки не изменился на каторге. Эта точка зрения видится мне весьма спорной. Обратимся к эпилогу романа.

«Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»; «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое», «…начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его…».

Так изменился ли Родион Романович на каторге? Перечитайте и сделайте выводы сами.

2) Лев Николаевич Толстой «Отец Сергий»

Повесть Льва Толстого «Отец Сергий» стала для меня в свое время большим открытием и с тех пор является одной из любимых книг. Меня поразило, насколько тонким знатоком души человеческой и духовных законов, по которым она развивается, был писатель. И хотя по многим вопросам Толстой противопоставлял себя Церкви, в этом произведении он говорит о вещах, о которых писали святые отцы.

Это повесть о монахе отце Сергии, который шел духовным путем, руководствуясь не любовью и смирением, а самолюбованием и гордыней. Для изменения такой мятущейся душе было необходимо особенное лекарство, и оно было дано. «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность» (Притчи, 16:18 ). Удивительно, как отец Сергий преобразился после своего падения, хотя первые его мысли и были отчаянные, маловерные. Он нашел в себе силы идти дальше, перестал думать о себе, и «понемногу Бог стал проявляться в нем». После прочтения повести для меня стало очевидным: если человек искренне ищет Бога, даже при ошибках и падениях Господь Сам выходит ему навстречу. И это не может не радовать.

3) Виктор Гюго «Отверженные»

Удивительный роман-эпопея. В центре повествования - фигура беглого каторжника Жана Вальжана, пережившего глубочайшее преображение. Кардинально изменился он после встречи с епископом Бьенвеню, показавшего ему замечательный пример любви, милосердия и прощения. Но путь к добру и новой жизни, конечно, непрост, и герою на пути изменений приходится пережить множество трудностей и испытаний.


4) И снова Достоевский и его рассказ «Сон смешного человека»

Рассказ, который по сюжету и символике, наверное, не имеет аналогов в мировой литературе. Главный герой мучается от бессмысленности своего существования и хочет покончить с собой. В какой-то момент он засыпает, и ему снится сон, который и является сюжетной основой рассказа. Просыпается герой уже обновленным. Что с ним произошло? Если раньше он считал центром мироздания самого себя, равнодушно относясь к страданиям других, презирая их, то теперь он видит смысл жизни в христианской любви и готов проповедовать ее, даже если его не слушают.

Важно суметь прочесть в этой повести и то, что написано между строк: в ней символически изображены некоторые моменты библейской истории: райское блаженство, грехопадение, приход пророков, распятие Христа и проповеди апостолов.

Кстати, по этому рассказу художник-мультипликатор Александр Петров снял замечательный мультфильм, который можно посмотреть и обсудить вместе с детьми.


5) Сомерсет Моэм «Разрисованная вуаль» (в другом переводе - «Узорный покров»)

Сюжет построен на классической теме супружеской измены, но развивается он несколько иначе, чем, скажем, в «Госпоже Бовари» или «Анне Карениной».

Героиня учится преодолевать эгоизм, видеть других людей, их проблемы и страдания. Нельзя сказать, что она меняется кардинально - и все же она делает шаги к осознанию своей слабости, пониманию того, насколько себялюбивой была раньше.


6) Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»

Да-да, снова школьная программа! Кто-то из исследователей назвал «Капитанскую дочку» христианнейшим произведением Пушкина. Нет смысла описывать сюжет и изменения положительных героев всем известной повести, есть смысл перечитать ее уже взрослыми глазами.

7) Антон Павлович Чехов «Студент»

Это история о том, как сочувствие преображает людей, о том, что такое настоящее счастье (как оно неразрывно связано с благом других людей), и о событиях Страстной седмицы, последней недели перед Пасхой. Построен рассказ на антитезе несчастья и счастья, одиночества и единства. Его сюжет очень прост, и акцент в нем делается на жизни и переживаниях простых людей. Но вместе с тем он очень глубок и символичен, как и многие рассказы Чехова.


8) Элинор Портер «Полианна»

Многие знают историю о неунывающей девочке Полианне, которая умела найти радость даже в самых печальных событиях. Ее открытость, искренность, доброта притягивали и преображали даже самых суровых людей. Когда Полианна попала в беду, даже враги примирились и объединились ради того, чтобы ей помочь. Роман замечательно показывает силу любви, радости и принятия.

Благодаря книге психологи даже выявили и описали «принцип Полианны», согласно которому люди склонны соглашаться, в первую очередь, с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим.


«Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением», - писал М.Е. Салтыков-Щедрин. Преображающей вам радости чтения!