Киевская русь 12 13 века кратко. Киевская Русь в XI в

Вопросы № 2и 3. Восточные славяне в древности и образование Древнерусского государства

Территория и занятия славян. Славяне живут в Европе с древности. Они делятся на западных, южных и восточных. Русские, украинцы, белорусы - восточные славяне.

В I тысячелетии н. э. восточные славяне жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. (Сейчас Новгородская область) Они делились на многие племена: жили поляне, древляне и.т.д. Все эти славянские племена - общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

По свидетельству современников, славяне были рослым, сильным, красивым народом.

Главным занятием славян было земледелие. Хлеб был главной пищей славян. Славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались рыболовством и охотой. Славяне занимались бортничеством, т. е. собиранием меда диких пчел.

Общественный строй славян. В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена.

Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.

Вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. У славянских племен стали выделяться богатые предводители -князья. Около них создавались отряды воинов - княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался - полюдье.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзов явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей или Русью (образование Древнерусского государства ).



В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.

Набеги кочевников. Славянам постоянно угрожала опасность нападения внешних врагов. Враги захватывали добро: хлеб, скот, поджигали жилища славян, угоняли в рабство мужчин, женщин и детей.

Восточные славяне успешно отразили натиск кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования древних славян. Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой.

Вопрос № 4. Принятие христианства на Руси и его значение.

Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

Г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

Г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

  1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.
  2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
  3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
  4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).
  5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Вопрос № 5. Киевская Русь в 11-12 вв.

XI – XII вв.- особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и государства. Именно две великие личности, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах добились наибольшего подъема страны, признание и высокий авторитет на международной арене, распространению и укреплению христианства, роста и застройки городов.

Первая половина XI в. в истории Киевской Руси - ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом Киева как центра государства. Ярослав Мудрый наиболее важной своей задачей считал сохранение целостности государства. Этому была подчинена его внешняя и внутренняя политика. Больших успехов при княжении Ярослава Мудрого достигли культура и просвещение.

Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права - древнейшая “Русская правда”, которая была дана Новгороду в 1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди новгородского населения.

Организатором и активным участником борьбы с половцами был Владимир Мономах, заслуживший этим славу и популярность на Руси. Владимир Мономах (1113-1125), став киевским князем после Святополка, понимал, что для успокоения народа необходимы законодательные меры. В результате появился новый закон - “Устав Володимерь Всеволодичя”, или дополнение к юридическому кодексу “Русская правда”. Двенадцатилетнее княжение Мономаха в Киеве ознаменовалось укреплением государственного единства. Успехи объединительной политики Владимира Мономаха положительно отразились на экономическом развитии древнерусских земель. Летописи отмечают рост и застройку таких городов, как Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Переяславль и др. Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами. Защита государственных интересов Киевской Руси вынуждала ее прибегать и к силе оружия: отражать вторжения кочевников или же прокладывать пути к международным рынкам.

В 10 веке Киевская Русь прошла через важные периоды развития, и к приходу нового тысячелетия она стала могущественным государством с широкими дипломатическими связями. Территория государства была серьезно расширена, киевские князья захватили обширные земли, на которых проживали не только славянские племена, но и некоторые финские, прибалтийские, и прочие. Территория Киевской Руси в 11 веке раскинулась от ладожского озера до устья Роси, на востоке она доходила до Днепра и Клязьмы. Кроме того, Тмутаракань также считалась одним из русских княжеств, а Галиция то постоянно переходила из рук в руки от Киевской Руси к Польше. В начале 11 века территория, на которой некогда проживали неорганизованные племена, превратилась в могущественное государство, способное составить конкуренцию самым развитым государствам своего времени. В 1036 году Ярослав одолел в бою печенегов, а в 1043 году вступил в последнюю войну между Киевской Русью и Византией.

Однако у Киевской Руси была и своя слабость. Порядок наследования, принятый у киевских князей, предусматривал разделение государства между всеми сыновьями правителя. Уже после смерти Владимира Великого, который и сам пришел на княжение, победив своих братьев, снова началась братоубийственная война, победителем из которой вышел князь Ярослав, прозванный Мудрым. Русь в 11 веке кратко описывается историками как государство, достигшее наибольшего расцвета в своей истории. На Руси было освоено каменное строительство, стало распространяться образование, были приняты новые законы, государство активно развивалось.

Однако после смерти Ярослава снова началась борьба между княжескими сыновьями. В течение двадцати лет пять сыновей великого князя совместными усилиями защищали Русь и осуществляли совместные походы, а после смерти своего отца они начали борьбу между собой, которая существенно ослабила Киевскую Русь. В это время те проблемы, которые угрожали государству распадом в конце 10 века и в начале 11 века, усугубились, и стали более серьезными. Будущий великий князь Владимир Мономах предпринял попытку остудить пыл княжичей, и созвал Любиченский съезд. На этом собрании князья согласились с тем, что их дети могут править только на тех землях, на которых правили их отцы. Это соглашение стало началом конца, принятое в самом конце 11 века, оно привело к окончательному развалу государства через несколько десятков лет, когда князь Владимир Мономах, и его сын, последние великие киевские правители, умерли. Без мощного авторитета правителя, Киевская Русь не могла больше оставаться единым государством.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Подробнее

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием ( VI в.).

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Норманнская теория происхождения государственности Киевской Руси

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, .

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г ., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

Социально-экономическое развитие Киевской Руси X-XI вв.

Сельское хозяйство Киевской Руси X-XI вв.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие:

  • на юге - плугом, или ралом, с двойной упряжкой ;
  • на севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми.

Выращивали, главным образом, зерновые культу ры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Севообороты в Киевской Руси:

  1. двухпольный (вся масса обрабатываемой земли делилась на две части: одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под паром);
  2. трехпольный (помимо пара и озимого (засевается осенью) поля выделялось еще и яровое - засеваемое весной).

На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Ремесло Киевской Руси X-XI вв.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов:

  • оружейное,
  • ювелирное,
  • кузнечное,
  • гончарное,
  • ткацкое,
  • кожевенное.

Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Торговля Киевской Руси X-XI вв.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо. Причина - господство натурального хозяйства.

Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, которое обеспечивало безопасность торговых путей и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках.

В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями.

Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и злато кузнецов, рабов.

В Киевскую Русь ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Общественный строй Киевской Руси X-XI вв.

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках, поэтому вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Феодализм Киевской Руси характеризуется:

  • полной собственностью феодала на землю;
  • неполной собственностью феодала на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения.

Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

Подробнее

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

Категории населения Киевской Руси X-XI вв. :

  1. люди или смерды - свободные крестьяне, зависимые лишь от государства и великого князя;
  2. закупы - люди, получившие от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами;
  3. рядовичи - люди, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанные выполнить различные работы согласно этому ряду ;
  4. холопы или челядь - рабы, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь . Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ.

Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем .

Вотчина в Киевской Руси X-XI вв.

Вотчина - основная ячейка феодального хозяйства, которая включала:

  • княжескую или боярскую усадьбу и
  • зависимые от нее общины-вервеи.

В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки.

Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники , во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин .

Подробнее

Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

Расцвет Древнерусского государства

В княжение Владимира Святославича (980-1015). к Древнерусскому государству были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования.

Подробнее

Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.

Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г . было принято христианство в православном его варианте. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения.

Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский.

В результате этой усобицы в конечном итоге государство было поделено на две части:

  • область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу Тмутараканскому ,
  • территория западнее Днепра осталась за Ярославом Владимировичем, Великим князем Киевским (1019-1054) .

После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав (впоследствии - Мудрый) стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава Мудрого — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

Первые признаки раздробленности Киевской Руси X-XI вв.

В Киевской державе каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место "садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом, князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отношения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья стремились подняться выше старших родичей.

После смерти Ярослава Мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц . Однако о феодальной раздробленности в это время говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются отдельные княжества — земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой, направленной на поддержание принципа родового владения Русью.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями — Изяславом (1054-1073, 1076-1078), Святославом (1073-1076) и Всеволодом (1078-1093). Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь.

Историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на 3 этапа:

1. Вторая половина 9-10 века - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации.

2. Конец 10-11 века - расцвет Киевской Руси.

3. Конец 11 - первая половина 12 века - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, феодальная раздробленность.

Социально-экономические отношения.

С начала 10 века начался переход к феодальным отношениям. В их основе лежит собственность феодала на основное средство производства — землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смерды - люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом, основная масса населения, делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей.

Зависимое население состояло из:

- закупов (разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем);

- рядовичей (зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»));

- изгоев (обедневших выходцев из общин);

- холопов (зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине);

- всего населения , работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать (представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники).

Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика.

1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

2) язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

5) появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

В 988 г. в Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. В Новгороде жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов (Мечом и огнем Русь крещена была) На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом.

Значение :

Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

Изменение международное положение Киевской Руси, уравнение с остальными европейскими государствами, установление более тесных связей с соседними христианизированными странами;

Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

Христианство повлияло на развитие ремесла: возникли иконопись, фресковая живопись;

Церковь способствовала распространению на Руси письменности, при монастырях открывались школы, библиотеки;

Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

Ярослав Мудрый (1019—1054). Летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком. Правление Ярослава Мудрого — время расцвета Руси: на западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву, был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией, дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили половцы.

В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь стала европейской державой. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. священник Илларион был избран митрополитом Руси. Русская церковь освобождалась от влияния Византии.

«Русская Правда » Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями. В «Правде Ярослава» закон допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой.

Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. В Законе были видны черты социального неравенства. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

Владимир Мономах . В конце XI в. начинается процесс распада Руси.

Основными причинами его являются следующие:

1) утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом;

2) рост крупных городов — Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

В 1097 г. князья съехались в родовой замок Владимира Мономаха Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли. За нарушение договора грозило наказание. => Русь распалась на «отчины» — наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича », в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113-1125) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нем был создан новый летописный свод.

Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение », обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения — единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Молодым сыновьям своим он давал следующие советы: ешьте и пейте скромно; при стариках молчите; мудрых слушайте; будьте скромными; равнодушно относитесь к почестям.

Умер Владимир Мономах в 1125 г. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.

В IX в. у славян было 2 крупных объединения:

    у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;

    условен в Поволховье с центром в Ладоге.

В 862 г. в Ладогу (по летописи - в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.

Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.

В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов - Русская Правда.

По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

      1. 3. Культура Киевской Руси

Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть - от бога»).

В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. - Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях - храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском - Георгиевский собор, в Новгороде - церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище.

Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий».

В XI в. появляется первое крупное произведение литературы - «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись - «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись - цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи - Реймсское и Остромирово евангелия.

Наряду с официальной, сохранялась и народная культура - скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.