Эпизоды из повести детство горького. Характеристики главных героев повести «Пожар


Эпизод «Пожар» является одним из главных эпизодов в рассказе. Он играет большую роль в развитии сюжета и композиции.

В этом эпизоде главным героем является бабушка Акулина Ивановна. Второстепенными героями являются Алёша и дед. Акулина Ивановна во время пожара не растерялась и оперативно предприняла меры для сохранения имущества и животного хозяйство: «Евгения снимай иконы! Наталья, одевай ребят! Строго, крепким голосом командовала бабушка», «Купорос, дураки! Взорвёт купорос», «Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала перед ним крестом». Дед же не был готов к этому: «А дед тихонько выл: И-и-ы…». А Алёша следил за происходящим: «Я выбежал на кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили желтые пятна…».

И даже в этом эпизоде чувствуется вражда в семье: «Это Мишка поджёг, поджёг да ушел, ага!» кричал Яков на Мишку, обвиняя его в поджоге, хотя пожар был вызван из-за оплошности Григорья.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Они нам помогают лучше воссоздать картину, которая происходит в рассказе.

Тема. Подготовка к сочинению по повести

А.М. Горького «Детство»

по теме

«Бабушка Акулина Ивановна».

Цель: развитие письменной речи, формирование умения писать сочинение-рассуждение на литературную тему.

Задачи:

учить составлять план к сочинению;

учить собирать материал к сочинению (находить эпизоды, цитаты в художественном тексте).

Целеполагание.

Беседа:

Как вы считаете, нужно ли учиться писать сочинения? Где это может пригодиться?

Что нужно, чтобы написать хорошее сочинение?

// знать тему, по которой пишешь сочинение,

продумать содержание, с чего начать, чем закончить, т.е. составить план;

подобрать материал: выбрать эпизоды, подобрать цитаты.

Основная часть урока.

Поиск основного содержания, формулирование главной мысли сочинения.

Беседа:

Давайте продумаем содержание. Для этого попробуем «в черновике» сформулировать главную мысль нашего сочинения. Какую мысль о бабушке Акулине Ивановне мы будем доказывать?

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Учащиеся формулируют главную мысль сочинения.

Обсуждение результатов, комментирование каждого варианта, запись в тетрадь некоторых из них.

Выбор варианта.

Слайд 2.

Составление плана к сочинению, подбор материала.

Беседа:

Что мы знаем о бабушке, о чём говорили на уроках? Слайд 3.

(уч-ся называют, учитель записывает на доске)

Давайте наведём порядок в наших записях. Что-то можно объединить, а что нужно или можно исключить? Что поставить на первое место, а что на последнее?

(идет обсуждение в парах, затем уч-ся предлагают свои варианты, идет обсуждение, учитель ранжирует записанные на доске пункты плана, попутно делается корректировка формулировок)

Подбор материала.

Тезис:

Словесный портрет бабушки - отражает её характер. Слайд 4.

Какая бабушка?

Когда бабушка преображалась особенно?

«доброе лицо», «зажигая тёмные глаза», «платье шевелится, струится», «говорит просто, убедительно»

Добрая, энергичная и мягкая.

Когда говорила о Боге:

Написание тезиса и 1 аргумента сочинения в черновике. Слайды 5, 6.

Бабушка Алёши - один из самых запоминающихся персонажей повести А.М. Горького «Детство».

Описывая бабушку, автор старается рассказать о её характере. «Доброе лицо», «зажигая тёмные глаза», «платье шевелится, струится», «говорит просто, убедительно» - все эти детали показывают, что Акулина Ивановна была добрая, энергичная и мягкая. Особенно она преображалась, когда говорила о Боге: «Становилась маленькой и кроткой, лицо её молодело, влажные глаза её струили особенно тёплый свет».

Подбор материала (продолжение).

Отношение Акулины Ивановны к своей семье. Слайд 7.

Как называют женщин, которые для своей семьи становятся настоящими жёнами и матерями?

В чём проявились эти качества Акулины Ивановны?

К кому она относилась с большей нежностью? Почему?

В чём это проявлялось?

Подберите синонимичное словосочетание к слову «трудности», «испытания в жизни».

Благодаря чему, кому Акулине Ивановне удаётся переносить трудности, жизненные невзгоды ?

Хранительница очага

Заботилась

Успевала сделать всю работу по дому

Найти для каждого доброе слово

С большей нежностью относилась к Алёше за его доброе сердце

Заступалась за него всегда

Пересказ : попросила Цыганка не рассказывать деду об испорченной скатерти, а Саше дала семишник.

Жизненные невзгоды

Благодаря вере в Бога и силе духа

Анализ эпизода «Пожар». Слайды 8, 9.

Чем стал пожар для Акулины Ивановны и её семьи?

Как вела себя бабушка, во время пожара? А дедушка?

О ком или о чём НЕ думает и думает Акулина Ивановна во время пожара?

Какие поступки совершает бабушка (перескажите)?

Чего НЕ делает бабушка?

Самое страшное испытание

Взяла на себя всю инициативу

«дед тихонько выл», «она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя»

Не думает о себе, о своей жизни и безопасности

Думает обо всех: о родных, об имуществе, о соседних домах и даже о коте Шарапе

Пересказ: Акулина Ивановна бросается прямо в огонь за бутылью купоросного масла, потому что, если бы бутыль взорвалась, загорелись бы соседние дома.

Бабушка кидается под ноги коня и успокаивает его.

Никому не рассказывает о своих ожогах

Когда все легли спать, она «тихо, по-детски жалобно, сказала: «Рученьки мои, рученьки больно…»

Вывод-заключение. Слайд 10.

Чем запомнится вам Акулина Ивановна?

Что «на память унесёте» с собой об Акулине Ивановне? Чего хотите для себя?

Очень добрый и сильный духом человек

Знакомство с вариантами сочинений. Сравнение двух образцов. Выявление достоинств и недостатков каждого.

Прочитайте варианты сочинений. Оцените их с точки зрения соответствия нашей теме.

См. раздаточный материал в приложении.

Рефлексия.

Чему учились на уроке?

Что оказалось для вас особенно трудным, сложным? Почему? (учитель задает это вопрос лично ученику (выбирает 5 - 7 чел.))

Домашнее задание.

Используя материалы урока, написать сочинение

Приложение.

Раздаточный материал к уроку.

Варианты сочинений.

Портрет бабушки в повести М. Горького "Детство" 1 вариант

В повести «Детство» М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.

Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.

При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи.

У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым.

Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.

Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.

М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни.

Сочинение

Центральный персонаж повести - шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка, и бестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку, и самого Егорова как неотъемлемую часть этого посёлка, этой земли - тоже страдающего, сомневающегося, ищущего ответ. Он устал от неверия, он понял вдруг, что ничего не сможет изменить: видит, что все идёт не так, что рушатся основы, и не может спасти, поддержать. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как приехал Егоров сюда, в Сосновку, из родной своей затопленной Егоровки которую вспоминает теперь каждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развивалось пьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно чужими друг другу, озлобились.

Пытался Иван Петрович противостоять этому - сам едва жизни не лишился. И вот подал заявление об уходе с работы, решил уехать из этих мест, чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы. Огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок; об этом в первую очередь подумал Егоров, бросившись к складам. Но в других головах были и другие мысли. Скажи кто о них Ивану Петровичу полтора десятка лет назад - не поверил бы. Не уложилось бы в его сознании, что люди на беде могут нажиться, не боясь потерять себя, своё лицо. Он и сейчас не хотел в это верить. Но уже - мог. Потому что всё к этому шло. Сама Сосновка, ничем уже не похожая на старую Егоровку, располагала к тому.

Продовольственный склад горел вовсю, «сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твёрдую силу, способную остановить огонь». Словно бы и впрямь совсем никому ничего не надо. Иван Петрович, да его приятель ещё по Егоровке Афоня Бронников, да тракторист Семён Кольцов - вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные - как бы тушить, а больше помогали именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом свое удовольствие и свою корысть. Внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады. Одежду, продукты, драгоценности, прочие товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнут вновь плодоносить с такой же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости. Иван Петрович чувствует в себе страшное разорение потому, что не смог реализовать данную ему созидательную энергию, - в ней, вопреки логике, не было потребности, она наталкивалась на глухую стену, оказывавшуюся её принимать. Поэтому и одолевает его разрушительный раздор с самим собой, что душа возжаждала определённости, а он не смог ей ответить, что для него теперь - правда, что - совесть, ибо и сам он, помимо своей воли выдернутый, вырванный с корнем из микромира Егоровки. Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы первым делом набросились на водку. Кто-то пробежал в новых валенках, взятых на складе, кто-то натягивал на себя новую одежду; Клавка Стригунова ворует драгоценности. «Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Всё тащат!» - в испуге восклицает жена Егорова, Алёна, не понимающая, как вместе с пожаром могут дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность.

И если б только архаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но ведь и свои, сосновские, тоже: «Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки - и, уж конечно не пустые»; однорукий Савелий таскал мешки с мукой прямиком в собственную баню. Что ж это делается? Мы почему такие-то? - вслед за Алёной мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Он словно перешёл в «Пожар» из «Прощания с Матёрой», - там его звали Богодулом. Не зря автор подчёркивает это, называя старика «духом егоровским». Он так же, как и Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирождённым сторожем - не потому, что любил работу, а просто «так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь». Увы, даже дяде Мише, который как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. В поединке с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой. Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, - она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей самых красивых речей. Образ Алёны - один из второстепенных образов «Пожара», и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины - главные героини (Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»).

Но и в «Пожаре» героине отводится целая глава, содержащая своего рода мини-свод философских воззрений прозаика на предмет исследования. В «Пожаре» ландшафт не играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотя и здесь чувствуется стремление писателя ввести его в мир героев, а героев показать через природу. Но в том-то и дело, что природа на глазах исчезает: леса вырубаются под корень, - и в душах героев происходит такое же опустошение. Эта повесть, как никакая другая у Распутина, публицистична, и это объяснимо тревогой писателя не только за судьбу природных богатств Сибири, но и, прежде всего, за судьбу человека, здесь живущего, утрачивающего свой корни. Валентин Распутин говорит о «Пожаре» так: «Повесть по размеру небольшая, а вместить хотелось много… Но я не считал себя вправе растягивать повествование, его должно было хватить на столько, сколько горя склады. Для меня это имеет значение - соотносимость длительности рассказа с длительностью события». Тем самым писатель признаёт следование определённым законам именно публицистических жанров. Но формальный подход в данном случае ничего не даёт, ибо перед нами прежде всего художественно завершённое произведение, и лишь потом - с элементами публицистичности, в свою очередь продиктованной временем, авторской болью, которая должна была немедленно, именно в то время, вылиться в предупреждение, предостережение.

В «Пожаре» Распутин впервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения, придавая им тем особое внимание. В это же время тема современной семьи, воспитания детей, ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Однако уже самим фактом единственности Алёны как положительного женского образа в повести Распутин говорит о затухании в современных хранительницах очага женских начал, без которых жизнь теряет гармонию, в душе убывает крепость. Крепкая связь, теснейшее переплетение биографии и творчества, конкретных реалий и художественных образов. Это характерно для Распутина, точно так же как и то, что художественная ткань, настолько плотна, ситуация настолько драматична и психологична, что кажется - возьми он просто факт из жизни, всё было бы тусклее. Распутин от главы к главе будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного пожара (в душе Егорова) на другой (на складах) и до последней страницы, до завершающей строки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо всё важно.

В повести «Пожар» в образе Ивана Петровича Егорова В. Рас­путин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде раз­рушения веками складывающейся деревенской общинной нрав­ственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Рас­путиным характеров, типологически объединенных понимани­ем ответственности каждого перед обществом за прошлое и бу­дущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матёрой». Он стоит в одном ряду с шукшинскими «болеющим за жизнь» героями. Событийная основа повести предельно про­ста: в леспромхозовском поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, слу­жит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова.

Иван Петрович мучительно, напряженно ищет ответы на во­просы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему все «перевернулось с ног на голову, и то, за что держа­лись еще недавно всем миром, что было общим неписаным за­коном, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность, и чуть ли не в предательство?» «…Было не по­ложено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитает­ся за ловкость и доблесть».

Иван Петрович видит причины многих бед в том, что разру­шены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне пере­стали землю пахать, перестали ее и любить. Они способны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставлявшее их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики.

В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные про­блемы в форме раздумий Ивана Петровича.

С гражданской прямотой и бескомпромиссностью он подни­мает самые насущные и животрепещущие вопросы предперестроечного времени, затрагивает такие болевые точки, которые определяют дальнейшее духовное развитие человека. Открытым публицистическим пафосом характеризуются размышления пи­сателя о нравственных основах и законах человеческого бытия. В «Пожаре» наряду с событийным движением и, пожалуй, более значимым является движение авторской публицистической мыс­ли. Голос героя слит с голосом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия. Они иногда слишком прямолинейны, сконструированны, откровенно патетичны, что не может не нарушать художественную гармонию. В. Распутин создал народный харак­тер, ищущий некую конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный выбор личности, природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души.

в какой главе повести М. Горького Детство рассказывается про пожар. Горького Детство рассказывается про пожар

  1. В 4 главе
  2. в 4 главе
  3. В четвертой главе рассказывается про пожар.
    "Однажды, когда она стояла на коленях, сердечно беседуя с богом, дед, распахнув дверь в комнату, сиплым голосом сказал: Ну, мать, посетил нас господь, горим! Да что ты! крикнула бабушка, вскинувшись с пола, и оба, тяжко топая, бросились в темноту большой парадной комнаты. Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл: И-и-ы…Я выбежал в кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили желтые пятна; босой дядя Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: Это Мишка поджег, поджег да ушел, ага! Цыц, пес, сказала бабушка, толкнув его к двери так, что он едва не упал.Сквозь иней на стеклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью ее вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскаленными кривыми гвоздями. По темным доскам сухой крыши, быстро опутывая ее, извивались золотые, красные ленты; среди них крикливо торчала и курилась дымом гончарная тонкая труба; тихий треск, шлковый шелест бился в стекла окна; огонь вс разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе.Накинув на голову тяжелый полушубок, сунув ноги в чьи-то сапоги, я выволокся в сени, на крыльцо и обомлел, ослепленный яркой игрою огня, оглушенный криками деда, Григория, дяди, треском пожара, испуганный поведением бабушки: накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь и сунулась в него, вскрикивая: Купорос, дураки! Взорвет купорос… Григорий, держи ее! выл дедушка. Ой, пропала…Но бабушка уже вынырнула, вся дымясь, мотая головой, согнувшись, неся на вытянутых руках ведерную бутыль купоросного масла. Отец, лошадь выведи! хрипя, кашляя, кричала она. Снимите с плеч-то, горю, али не видно!..Григорий сорвал с плеч ее тлевшую попону и, переламываясь пополам, стал метать лопатою в дверь мастерской большие комья снега; дядя прыгал около него с топором в руках; дед бежал около бабушки, бросая в нее снегом; она сунула бутыль в сугроб, бросилась к воротам, отворила их и, кланяясь вбежавшим людям, говорила: Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, наше вс дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, бог вам на помочь.Она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, вс видя.На двор выбежал Шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, уперлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув: Мать, держи!Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя. А ты не бойся! басом сказала бабушка, похлопывая его по шее и взяв повод. Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох ты, мышонок…Мышонок, втрое больший ее, покорно шел за нею к воротам и фыркал, оглядывая красное ее лицо.Нянька Евгенья вывела из дома закутанных, глухо мычавших детей и закричала: Василий Васильич, Лексея нет… Пошла, пошла! ответил дедушка, махая рукой, а я спрятался под ступени крыльца, чтобы нянька не увела и меня.Крыша мастерской уже провалилась; торчали в небо тонкие жерди стропил, курясь дымом, сверкая золотом углей; внутри постройки с воем и треском взрывались зеленые, синие, красные вихри, пламя снопами выкидывалось на двор, на людей,…"
  4. В 4 главе при описании пожара и всех действующих лиц отразилось мастерство владения Горьким русским языком. Он ярко показывает все краски пожара, ужасные и завораживающие, постоянно меняющиеся. Эпитеты и описания таковы, что картина этой драмы кажется нарисованной на холсте. Пожар самостоятельное живое действующее грозное лицо, перед которым, кажется, невозможно устоять. В его свете видна решительность и собранность бабушки, а также растерянность всех остальных персонажей. Во время пожара дед растерялся, пришел в отчаяние. Он начинал то тихо выть, то оглушительно кричать, давал бессмысленные приказания. Увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он Григорию Ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни одного шага не делает в сторону бабушки. При спасении коня он выпускает повод из рук и бросается в сторону, приказывая бабушке остановить обезумевшее от страха животное. На двор выбежал Шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, уперлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув: Мать, держи! Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя. Когда нянька пожаловалась, что не смогла отыскать Алешу, он прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика.
    Анализ эпизода "пожар" из повести Горького "Детство подробнее: