Грибоедов писал моей комедии 25 глупцов. Согласны ли вы с утверждением Грибоедова, что в комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? (Грибоедов А

  • Прав ли был А.С.Грибоедов, утверждая, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

  • А.С.Пушкин в письме А.Бестужеву писал о Чацком: «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми и тому подоб.». Прав ли А.С.Пушкин?

  • Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Докажите свою точку зрения.

  • Почему А.С.Грибоедов первоначальное название комедии «Горе уму» заменил на «Горе от ума»? В чём разница? Отразилось ли это на основной мысли произведения?


Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии?

    Во времена А.С.Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» - «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» (что, кстати, нашло полное отражение в комедии)… С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т.е. фамусовых, скалозубов, молчалиных и др. Уделом Чацкого стало горе от ума, но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим»


Обобщающее повторение

  • А.И.Герцен считал : «Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста – это в Чацком.

  • В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьёт в каменную стену общественных предрассудков… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться. »

  • - Прокомментируйте высказывание.

  • Прав ли А.Блок, утверждавший, что «Горе от ума» - «произведение, непревзойдённое, единственное в русской литературе, не разгаданное до конца»?

  • Почему автор определил жанр своего произведения как комедия?


Язык комедии

  • А.С.Пушкин – А.А.Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу».

  • Какую особенность языка комедии А.С.Грибоедова отмечал А.А.Пушкин? Докажите его правоту.

  • Какие языковые особенности комедии вы отметили?


Закончите афоризм

  • Минуй нас пуще всех печалей…

  • Грех не беда…

  • А впрочем, он дойдёт до степеней известных…

  • Хотел объехать целый свет…

  • Служить бы рад…

  • Упал он больно…

  • Свежо предание…

  • Дома новы…

  • Да, чтоб чины добыть…

  • Ах, злые языки…

  • Чины людьми даются…

  • В мои лета не должно сметь


  • Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении.

  • Идея сочинения – его главная мысль.

  • Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает.

  • Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.


Предупреждение орфографических ошибок

  • Литературный диктант

  • Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы, идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.


Предупреждение ошибок в управлении

  • Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, намёк (на кого?) на Чацкого, надежда (на что?) на успех, мысль (о ком?) о Фамусове, мнение (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе.


Запомни!

  • играть роль

  • иметь значение

  • уделять внимание


Как работать над сочинением на литературную тему

  • Внимательно прочитай тему сочинения.

  • Выдели в ней ключевые слова.

  • Прокомментируй их.

  • Сформулируй тему в виде проблемного вопроса.

  • Определи основную мысль.

  • Подбери эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения.

  • Составь план сочинения.

  • Подбери цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное.

  • Напиши черновой вариант сочинения.

  • Отредактируй написанное, исправь ошибки.

  • Перепиши работу в чистовик.


Темы сочинений

  • Чацкий и Молчалин.

  • Кто Чацкий: победитель или побеждённый?

  • Чем опасны Молчалины?

  • Жизненные идеалы фамусовского общества.

  • Современное звучание комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


Чацкий и Молчалин

  • В чём особенность этой темы сочинения?

  • Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление?

  • Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса?

  • Как определите идею сочинения?

  • Определите объём темы и её содержание.


Развёрнутый план сочинения

  • I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а). зарождение прогрессивных декабристских идей; б). назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в). Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей.

  • II. Основная часть.

  • Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций:

  • 1. Общие черты : а). молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б). образованны, умны; в). Принадлежность к фамусовскому обществу (Чацкий – дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – секретарь, живёт в доме Фамусова)


Развёрнутый план сочинения

    2. Различия : а). положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б). цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); в). достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г). жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); д). отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство); е).отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»);



    ж). личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности»); з). отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества).

  • III. Вывод.

  • Создание А.С.Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.


Домашнее задание:

  • Напишите черновой вариант сочинения на одну из заданных тем.


Использованные материалы:

  • А.С.Грибоедов. «Горе от ума». 9 класс.

    1.К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

    1. просветительский реализм 2. романтизм

    3. критический реализм 4. классицизм

    2. А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

    1. Скалозуб 2. Молчалин 3. Чацкий 4. Софья

    3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

    1. «Ну бал!.. Какие-то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать», «Подписано, так с плеч долой», «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый», «Во вторник зван я на форели»

    2. «Трёх сажен удалец», «…Чтобы чины давать - есть многие каналы», «Я князь – Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам…», «Он слова умного не выговорил сроду»

    3. «А наши старички?? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и … разойдутся»

    4. «А? хм? И – хм?»

    5. «Что мне молва?», «Вы знаете, что я собой не дорожу»

    6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед», «Отрезвился… сполна»

    1. Чацкий 2. Репетилов 3. Скалозуб

    4. Софья 5. князь Тугоуховский 6. Фамусов

    4. Афоризм – это:

    1. Художественное обоснование поступков персонажей.

    2. Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

    3. Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

    5. Кому из героев принадлежат следующие выражения, ставшие афоризмами:

    1. «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «А судьи кто?»

    2. «Я вам советовать не смею», «Я вас перепугал, простите, ради Бога»

    3. «Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Не человек, змея», «Герой не моего романа»

    1. Чацкий 2. Софья 3. Молчалин

    6. Определите, какие слова и словечки соответствуют персонажам комедии:

    1. «Раболепство», «предрассудки», «к свободной жизни», «чай», «колит», «дым отечества»

    2. «Треснулся», «опрометью», «обморочить», «дал маху», «федьфебель», «ушибена».

    3. «Два-с», «по-прежнему-с», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик».

    4. «Минула», «покудова», «кличут», «започивала», «доложусь», «мне-с».

    5. «Тащиться», «час битый», «за уши дирала», «пора перебеситься».

    1. Скалозуб 2. Чацкий 3. Лиза 4. Хлестова 5. Молчалин

    7. Композиция – это:

    1. Эпизод литературного произведения.

    2. Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

    3. Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

    4. Столкновение, противоборство персонажей.

    8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова выражено в орпеделении жанра:

    1. Комедия 2. Трагедия 3. Трагикомедия

    9. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

    1. Д.И.Писарев 2. В.Г.Белинский

    3. И.А.Гончаров 4. Н.А.Добролюбов

    А.С.Грибоедов «Горе от ума». Ключ.

      1 – Фамусов, 2 – Скалозуб, 3 – Репетилов, 4 – Князь Тугоуховский, 5 – Софья, 6 – Чацкий.

      1 – Чацкий, 2 – Молчалин, 3 – Софья.

      1 – Чацкий, 2 – Скалозуб, 3 – Молчалин, 4 – Лиза, 5 – Хлёстова.

    Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    1.А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим» . Кого имел в виду писатель: а). Скалозуба б).Молчалина в).Чацкого г).Софью

    2. «Подписано, так с плеч долой» а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г). Фамусов д). Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

    3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «…Чтобы чины давать - есть многие каналы ».

    а).

    4. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».

    а).

    5. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Он слова умного не выговорил сроду».

    а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г). Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

    6. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед» . а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

    7. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же ».

    а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

    8. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Да умный человек не может быть не плутом».

    а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

    9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи: «Что мне молва?» а). Софья б).Чацкий в).Молчалин г) .Фамусов д).Горич ж).Скалозуб з).Репетилов

    10. Афоризм – это: а).художественное обоснование поступков героев. б). краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.в) часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

    11. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова : раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества а).

    12. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: треснулся, опрометью, обморочить, дал маху, фельдфебель, ушибена. а). Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб

    13. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик.

    14. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: минула, покудова, кличут, започивала, доложусь, мне-с.

    а).Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб

    15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.

    а).Лиза б)Чацкий в)Молчалин г).Хлестова д).Скалозуб Ответы:

    1.в; 2.г; 3.д; 4.г; 5.а; 6.б; 7.д; 8.з; 9.а; 10.б; 11.б; 12.д; 13.в; 14.а; 15.г;

    СТОЛКНОВЕНИЕ УМОВ


    ...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека;
    и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим,
    его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих.

    А. Грибоедов, «Письмо к П. А. Катенину»


    Термин «антитеза» произошел от греческого antithesis - противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей XIX века был существен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя сама смысловая контрастность не устраняется: «К добру и злу постыдно равнодушны»; «И ненавидим мы, и любим мы случайно» («Дума», М. Лермонтов).

    Уже в названии: «Горе от ума», возникает намек на антитезу’ так как здравое мышление не допускает, чтоб ум, умность приносили горе. В художественных образах «Горя от ума» Грибоедов и отразил объективную правду жизни, создал типический образ «нового человека» - общественного протестанта и борца, в типических обстоятельствах его противоречивого исторического времени. Успех «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.

    По словам Пушкина, комедия «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно «Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) собственными оригинальными, не заемными средствами.

    Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших На путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел, возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, он художественным произведением решал одновременно и политические, и социальные, и чисто человеческие проблемы, типичные для того времени. После Отечественной войны 1812 г., в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося, со старым - отжившим и тормозящим движение вперед, острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, которые изображены в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу «Горя от ума»: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

    И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом; как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на «законный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. «Сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!» - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не терпит подлости: «ах! боже мой, он карбонарий». Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох - «века нынешнего» и «века минувшего».

    Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных». Вся лакейская «философия жизни» этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании: Мне завещал отец:

    Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и клубные друзья Репети-лова, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания «Горя от ума», - и это составляет одну из новаторских черт комедии. Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решил стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести. Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.

    Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе от ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не как ученыйисследователь и не как мыслитель, хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.

    Д. И. Писарев утверждал, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя». И в этой связи Писарев совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов».

    Каждый, кто прочитал произведение А.С Грибоедова, должен понять его и провести небольшой анализ, потому что мало кто, способен ответить однозначно на поставленный вопрос…

    Что такое глупость? Глупость – это поступок, а поступок рождается от цели, так и в произведении А.С Грибоедова. Каждым героем движет своя цель, своя мечта и у всех есть своё назначение, но этих «25 глупцов», что-то должно объединять, а объединяют их любовь к деньгам, стремлению к чину и круговая порука. И разве могу я назвать этих людей глупыми? Нет, они коррупционеры, карьеристы, жадные до ужаса люди, но они не глупцы.

    Возможно, что в них нету души и там, в душе, они совершенно пусты и необразованны нежели, как главный герой – Чацкий, который умён и постоянно «алчущий познаний». Все они хоть и не построили эту ужасную систему, где все держится на поддакивание и деньгах, но они прекрасно там обустроились, а это что-то значит.

    Авторская позиция однозначно понятна. Автор считает, что человеком должны руководить нематериальные блага, и он не должен стремиться к чину или почёту, как это делал лишь единственный персонаж стихотворной комедии – Чацкий. Он шёл против этого общества и именно поэтому стал первым «лишним человеком» в русской литературе. Автор так и указывает на то, что все вокруг него глупцы. Я полностью согласен с позиций автора в отношении того, что истинные цели не должны быть материальны, но так не считает ровно «25 глупцов», Фамусов говорит: «Дай Бог здоровья вам и генеральский чин», каждый из персонажей так сильно помешан на деньгах и чинах, что пожалуй их можно назвать глупцами, но глупость слово многогранное. Я не побоюсь назвать и Чацкого глупым, он мог был догадаться, что переучивать фамусовское общество совершенно бессмысленно. Он лишь мечет бисер перед свиньями, но все равно пытается, говорит Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Его можно назвать наивным или глупым, граней больше нет. Эмоции, цели, мечты, деньги, любовь…всё смешалось в этом произведение. Кто-то глуп душой, кто-то головой, а кто-то просто наивен, как Чацкий.

    В том маленьком мире Грибоедова. Все ополчились на Чацкого и пристыжают его за то, что он не такой как все. Он не верит во все эти богатства и чины, он верит в любовь. Мы привыкли судить людей по поступкам, по результату, хоть он и не добился своей любви – Софьи, он достойно ушёл, он ушёл с фразой, которую запомнили будущие поколения, воскликнул Чацкий: «Карету мне, карету!». В заключении хочу сказать, что

    Чацкий единственный персонаж, который был умен, но как парадокс действительно не понимал, что происходит и как обходиться со всем этим.