Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире. Кто боится большого злого дракона? Кто боится большого злого дракона рецензии

Школьники и студенты в Китае очень хорошо учатся. Но при этом живут в страхе и стрессе.

Профессор Орегонского университета Чжао Юн родился и вырос в Китае. Он изучил все особенности национального обучения, сравнил его с западным и сделал неожиданные выводы. По его мнению, основное зло – в авторитаризме, давно и прочно сковавшем всю учебную систему.
«Дух образования в сегодняшнем Китае рождён двухтысячелетней историей имперских экзаменов», – пишет Чжао Юн в своей книге «Кто боится большого злого дракона?. Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире». Китайское образование обеспечивает превосходные итоги тестирования – краткосрочный результат, который можно достигнуть благодаря механическому запоминанию и тяжёлому труду, но, как и само китайское правление, оно не формирует самобытных и творческих граждан, новаторских дарований.
В этом же кроется разгадка того, почему китайские студенты в случае провала никогда не винят преподавателей, а ищут причины неудач в самих себе.

Система «кэцзюй»: как воспитать послушного гражданина
Китайцы – очень работоспособная нация. Чжао Юн считает, что это качество – не просто приятная характеристика, а жизненная необходимость. Двадцать веков назад единственным способом «выбиться в люди» в Китае был имперский экзамен – испытание, для которого нужно было заучивать формулировки и определённую структуру ответов. В погоне за формой у китайских студентов не было возможности сосредоточиться на содержании. И это заставляло Китай, так гордившийся своей дисциплиной, отставать в других вопросах: «…В основу изучения природных явлений могли лечь только спорадические наблюдения и китайским открытиям не было дано достигнуть уровня современной науки, которая вся построена на математике и контролируемых экспериментах».
Система «кэцзюй», требовавшая полного повиновения, полностью лишала людей творчества. Китай наполняли послушные «государственные деятели», которые, по сути, не умели ничего, кроме как только успешно сдавать экзамены в угоду правительству. Более того, Чжао Юн считает, что именно «кэцзюй» стала косвенной причиной, по которой в Китае так и не произошла промышленная революция.

Чем опасна Америка для китайского образования
В 1872 году Юн Вин, первый китаец, который получил образование на Западе, отправил корабль с тремя десятками китайских подростков в США. По программе Китайской образовательной миссии более сотни китайских юношей должны были пройти обучение в Америке. Юн Вин задумал хитрость: отправляя детей в Америку, он рассч
итывал, что они сумеют перенять западные технологии и укрепить положение Китая в мире, особенно во время войны.
Но всё пошло не по плану: подростки увлеклись (неслыханная дерзость!) «американским» спортом: бейсболом, футболом и хоккеем, начали ухаживать за девушками, а некоторые даже отрезали свои «конфуцианские» косички. Китайские студенты со временем потеряли свою национальную идентичность, что ужасно рассердило чиновников цинского двора. Американское образование превратило студентов в независимых и свободно мыслящих людей, что для Китая было неприемлемо. В 1881 году студентов вернули на родину.

Слишком много научных статей
К концу XX века Китай наконец-то признал науку и инновации «движущей производительной силой». Чтобы превратить Поднебесную в страну инноваторов, в 2005 году правительство поставило себе цель – войти в пятёрку стран по количеству зарегистрированных патентов и цитируемых статей. С этого момента все свои силы Китай вкладывал именно в эту гонку, и уже в 2012 году занимал третье место по количеству зарегистрированных патентов. Количество научных статей тоже впечатляет: с 20 тысяч в 1998 году они выросли до 116 тысяч к 2012-му.
Несмотря на официальное мировое признание, Юн Чжао не верит этой статистике. Бурный рост патентов, публикаций и докторов наукой объясняется всё той же гонкой Китая за звание «самой умной страны». Кроме того, выпускники вузов просто боятся не получить желаемые должности, для которых научные публикации – одно из обязательных условий. Поэтому в Китае ещё и много плагиата.

Почему в Китае нет нобелевских лауреатов
«Среди миллиарда людей, получивших образование на материковой части Китая, начиная с 1949 года не было ни одного Нобелевского лауреата», – пишет в своей книге профессор Пекинского университета и автор книги «Патология китайского образования» Чжэн Ефу. Одновременно с этим международное образовательное тестирование PISA назвало Китай мировым лидером по уровню знаний в математике, чтению и естественным наукам.
Чжао Юн считает иначе: результаты теста говорят лишь о том, что китайские школьники блестяще готовы к конкретной форме экзаменов, а именно – к тесту. Умение правильно отвечать на вопросы превращает их в роботов, идеально подходящих для работы в государственной системе. При этом уничтожаются ненавистные китайским правительством оригинальность мышления и нонконформизм – всё, что так необходимо для великих научных открытий и разработки проектов.
Постоянный стресс
Вузов в Китае больше двух тысяч, но котируемых государством совсем немного. Некоторые китайские компании даже не стараются скрывать, что берут на работу лишь выпускников определённых учебных заведений. Кроме того, есть система ранжирования классов и учеников. Последних, к слову, тестируют буквально каждый месяц. После каждого тестирования школьникам дают новые характеристики.
Чжао Юн считает систему регулярного тестирования несправедливой и необъективной: из-за плохих показателей китайские школьники постоянно в стрессе.

Так что не так с образованием в Китае
Пытаясь развенчать мифы о «лучшей в мире системе образования», Чжао Юн пришел к выводу, что китайское образование держится на трёх основных китах: страхе, лжи и непрерывной зубрежке.
Он приводит следующие аргументы:
– Система не предусматривает индивидуального подхода: учеников готовят к успешной сдаче тестов, а на развитие творческих способностей времени не остаётся.
– Такие экзамены, как аттестация PISA, оценивают лишь когнитивные навыки учеников, а жизненный успех зависит ещё от коммуникабельности и других социальных навыков.
– Подготовка к тестам учит школьников угадывать правильные ответы и формулировать их таким образом, чтобы экзаменаторы остались довольны. Такой подход не оставляет места для развития творческих способностей.
В своей книге Чжао Юн подробно описывает одну из лучших школ Китая – «фабрику подготовки к тестам» – среднюю школу Маотанчан. Стоимость обучения в ней около 6000 долларов в год. В 2013 году годовая плата за эту школу была приблизительно равна годовому доходу жителя Шанхая – самого богатого китайского города.
Академическая нагрузка у учеников здесь в три раза больше, чем в обычной школе. На территории поселения запрещено строить увеселительные заведения, так как школьники ни в коем случае не должны отвлекаться от учёбы. Повсюду стоят видеокамеры, а преподаватели могут в любой момент войти в класс и даже в комнату ученика. Один из учеников в своём интервью назвал школу Маотанчан «адом на пути в рай».

Чжао Юн
Пер. с англ. под науч. ред. А. Юркевича

Изд. дом Высшей школы экономики, 2017

Перевод с английского

Вид издания: Научное

Количество страниц: 304

ISBN: 978-5-7598-1521-1

Ошеломляющие успехи на международной аттестации PISA китайских школьников, из года в год превосходящих учащихся из всех других стран в знаниях по математике, литературе и естественным наукам, сделали Китай одним из мировых лидеров в области образования. Американские педагоги и эксперты считают, что для сохранения лидирующих позиций в образовании и статуса мировой сверхдержавы стране следует взять за образец китайскую систему образования. Действительно, многие реформы, осуществляемые в американских школах, представляют собой подражание китайской системе. Америка след в след идет за Китаем, но стоит ли двигаться в этом направлении? Чжао Юн, много лет проработавший учителем в Китае, предлагает увлекательный, в чем-то парадоксальный взгляд изнутри на китайскую систему школьного образования и открывает секреты того, как она стала одновременно «и лучшей и худшей» в мире. Он объясняет, как Китаю удается готовить учеников, занимающих первые места в мире по многим дисциплинам, и почему при этом китайские учителя, родители и политические лидеры ненавидят свою систему образования и стремятся отдать своих детей в западные школы. Эта насыщенная увлекательными историями и фактами книга — подробный и отрезвляющий от иллюзий экскурс по китайскому образованию.

«Коллекция Караван историй» – это самые громкие материалы из архива журнала «Караван историй» и лучшие фото. В каждом номере – романы, скандалы, загадочные катастрофы, а также эксклюзивные интервью со знаменитостями. В номере: Андрей Зибров. И в горе, и в радости Ольга Левитина. Одно абсолю…

Отсутствует Биографии и Мемуары

«Коллекция Караван историй» – это самые громкие материалы из архива журнала «Караван историй» и лучшие фото. В каждом номере – романы, скандалы, загадочные катастрофы, а также эксклюзивные интервью со знаменитостями. В номере: Мария Порошина. Цирк с оркестром Георгий Мартиросян. Cашка Юлия…

Отсутствует Биографии и Мемуары Журнал «Коллекция Караван историй» 2015

«Коллекция Караван историй» – это самые громкие материалы из архива журнала «Караван историй» и лучшие фото. В каждом номере – романы, скандалы, загадочные катастрофы, а также эксклюзивные интервью со знаменитостями. В номере: Светлана Светикова. Хочу еще троих! Ксения Качалина. Похищение …

Отсутствует Биографии и Мемуары Журнал «Коллекция Караван историй» 2015

«Коллекция Караван историй» – это самые громкие материалы из архива журнала «Караван историй» и лучшие фото. В каждом номере – романы, скандалы, загадочные катастрофы, а также эксклюзивные интервью со знаменитостями. В номере: Мария Голубкина. Все сразу Дарья Калмыкова. Развод и девичья фам…

Отсутствует Биографии и Мемуары Журнал «Коллекция Караван историй» 2013

«Коллекция Караван историй» – это самые громкие материалы из архива журнала «Караван историй» и лучшие фото. В каждом номере – романы, скандалы, загадочные катастрофы, а также эксклюзивные интервью со знаменитостями. В номере: Алина Макова. «Пропади ты пропадом», или Как я работала с Любовью…

Эндрю Дельбанко Зарубежная образовательная литература Библиотека журнала «Вопросы образования»

В своей краткой и яркой книге известный социальный критик Эндрю Дельбанко показывает происхождение идеи колледжа из пуританской идеи церкви в XVII–XVIII веках, борьбу за выживание этой идеи в XIX веке после появления новых исследовательских университетов и постепенное открытие колледжа для женщин, …

Отсутствует Биографии и Мемуары

«Коллекция Караван историй» – это самые громкие материалы из архива журнала «Караван историй» и лучшие фото. В каждом номере – романы, скандалы, загадочные катастрофы, а также эксклюзивные интервью со знаменитостями. В номере: Екатерина Климова. Страшная сила Елена Денисова-Радзинская. Прос…

Отсутствует История Библиотека проекта Б. Акунина «История Российского государства»

Библиотека проекта «История Российского Государства» – это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков. Книга, которую вы держите в руках, позволяет услышать живые голоса «домонгольской» эпохи – не далеки…

Отсутствует Биографии и Мемуары Журнал «Коллекция Караван историй» 2012

«Коллекция Караван историй» – это самые громкие материалы из архива журнала «Караван историй» и лучшие фото. В каждом номере – романы, скандалы, загадочные катастрофы, а также эксклюзивные интервью со знаменитостями. В номере: Вера Сотникова: Без любви нельзя! Николай Иванов: Время растить…

Николай Михайлович Карамзин История Иллюстрированная история Российской империи

«История государства Российского» была написана выдающимся русским писателем и историографом Н.М.Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А.Прево. Составителем текста выступил беллетрист В.М.Строев, а проиллюстрировал его художник Б.А.Чориков. Полнота освещения исторических собы…

Отсутствует Биографии и Мемуары Журнал «Коллекция Караван историй» 2016

«Коллекция Караван историй» – это самые громкие материалы из архива журнала «Караван историй» и лучшие фото. В каждом номере – романы, скандалы, загадочные катастрофы, а также эксклюзивные интервью со знаменитостями. В номере: Елена Темникова. В зоне комфорта Татьяна Запашная. О цирке, свои…

Ошеломляющие успехи на международной аттестации PISA китайских школьников, из года в год превосходящих учащихся из всех других стран в знаниях по математике, литературе и естественным наукам, сделали Китай одним из мировых лидеров в области образования. Американские педагоги и эксперты считают, что для сохранения лидирующих позиций в образовании и статуса мировой сверхдержавы стране следует взять за образец китайскую систему образования. Действительно, многие реформы, осуществляемые в американских школах, представляют собой подражание китайской системе. Америка след в след идет за Китаем, но стоит ли двигаться в этом направлении? Чжао Юн, много лет проработавший учителем в Китае, предлагает увлекательный, в чем-то парадоксальный взгляд изнутри на китайскую систему школьного образования и открывает секреты того, как она стала одновременно «и лучшей и худшей» в мире. Он объясняет, как Китаю удается готовить учеников, занимающих первые места в мире по многим дисциплинам, и почему при этом китайские учителя, родители и политические лидеры ненавидят свою систему образования и стремятся отдать своих детей в западные школы. Эта насыщенная увлекательными историями и фактами книга - подробный и отрезвляющий от иллюзий экскурс по китайскому образованию.

Дополнительные сведения:

Артикул: 2936131
ISBN: 978-5-7598-1521-1
Тип переплета: в пер.
Тираж: 1000
Название: Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире
Ю. Чжао
Дополнительные сведения: пер. с англ. И. Полонской
Место издания: Москва
Издатель: ГУ ВШЭ
Дата издания: 2017
Количество страниц: 304
Высота, см.: 21
Ширина, см: 14,5
Толщина, см: 2
Вес в граммах: 400