Электронный бюджет. Представление получателями бюджетных средств бюджетной отчетности в гиис «электронный бюджет Электронный бюджет пилотный проект

(в высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает, что соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (далее соответственно – Субсидия, Соглашение) должны быть заключены до 1 февраля 2018 г.

В целях обеспечения заключения Соглашений в установленные сроки, Минтруд России сообщает о необходимости высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации в срок до 31 декабря 2017 г. провести следующие первоочередные мероприятия:

1. Завершить работы, необходимые для подписания соглашений в интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет»), а также обеспечить своевременное подключение (получение сертификатов на электронную цифровую подпись) ответственных работников к системе «Электронный бюджет», в случае передачи полномочий иному подписывающему Соглашение лицу, утвердить документ (например доверенность), подтверждающий полномочия на подписание Соглашения.

2. Представить в Минтруд России пакет документов, необходимый для заключения Соглашения, в соответствии с Приказом Минтруда России от 23 июня 2017 г. № 513н:

а) заверенная в установленном порядке копия нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении программы субъекта Российской Федерации, разработанной на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Программа субъекта Российской Федерации);

б) финансово-экономическое обоснование к Программе субъекта Российской Федерации;

в) выписку из бюджета субъекта Российской Федерации, подтверждающую наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации в текущем году, на финансирование которого предоставляется Субсидия, в том числе с отражением планируемого к предоставлению из федерального бюджета объема Субсидии, с указанием кодов бюджетной классификации, в том числе целевой статьи расходов и вида расходов статьи расходов, в разбивке по мероприятиям Программы субъекта Российской Федерации;

г) план реализации мероприятий Программы субъекта Российской Федерации на текущий год с кратким обоснованием необходимости включения каждого мероприятия в Программу субъекта Российской Федерации и его влияния на достижение ожидаемого результата от реализации Программы субъекта Российской Федерации;

д) документ, содержащий оценку планируемой эффективности реализации Программы субъекта Российской Федерации;

е) заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего соглашение о предоставлении Субсидии;

ж) реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с указанием планируемых работ по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в отношении указанных объектов;

з) заявка о перечислении Субсидии;

3. Письменные подтверждения от Минобрнауки России и Минспорта России выполнения субъектом Российской Федерации условий предоставления Субсидии, согласно п.7 Правил предоставления Субсидии, утвержденных постановлением Правительства от 1.12.2015 № 1297 (Приложение №7).

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с требованием Федерального казначейства в системе «Электронный бюджет» необходимо подгружать к Соглашению выписку, указанную в подпункте «в» пункта 2 настоящего письма, для проведения проверки Федеральным Казначейством условий предоставления Субсидии, в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 30 сентября 2014 г. № 999.

Выписки следует подгружать в виде электронного документа в формате pdf., во вкладку «Приложения к соглашению» (в Соглашении) выбрать кнопку «Добавить» затем «Добавить приложение» → обзор/выбрать файл с выпиской → нажать кнопку «Сохранить»→ «Закрыть».

«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами, за создание которой отвечает Минфин РФ .

Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Хроника проекта

2019

«Электронный бюджет» переезжает из ЦОДа «Гознака» в дата-центр ФНС и с IBM на Intel

Это следует из техзадания завершившегося тематического тендера в формате электронного аукциона на эксплуатацию данной системы с начальной ценой контракта в 871,2 млн руб. Непосредственным заказчиком работ выступило Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России ». Казначейство входит в контур управления Минфина, на который Правительством возложена большая часть регулирующих функций в отношении «Электронного бюджета». Также Минфин управляет и деятельностью ФНС, в чей ЦОД переезжает система.

Осуществлять работы по миграции (в числе других, прописанных в ТЗ) системы станет компания «Организационно-технологические решения 2000» (ОТР 2000). Поданная ею заявка оказалась на тендере единственной, поэтому подряд достался ей без снижения цены лота. Сведения о контракте были опубликованы на сайте госзакупок 2 сентября 2019 г. В соответствии с ними, исполнение контракта рассчитано на период с 1 сентября 2019 г. по 31 октября 2020 г.

«БАРС Груп» создает цифровой инструмент для контроля за исполнением национальных проектов

Постановление было необходимо для наделения Федерального казначейства полномочиями по осуществлению координации работ в рамках создания государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

2011: Проектирование системы

В декабре 2011 г. казначейство объявило тендер на выполнение работ по комплексному проектированию государственной информационной системы «Электронный бюджет». Контракт стоимостью 119,8 млн руб. был заключен с компанией IBS , которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».

Цели создания системы

Целевыми показателями создания и развития системы «Электронный бюджет» являются:

  • достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах, составляющего не менее 70 баллов;
  • доведение доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 процентов;
  • сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 процентов;
  • сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;
  • доведение доли информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 процентов;
  • обеспечение возможности доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 процентам муниципальных образований Российской Федерации;
  • доведение количества субъектов Российской Федерации, организации сектора государственного управления которых будут иметь аналогичные с федеральными организациями сектора государственного управления показатели в отношении доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности, а также в отношении сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и сокращения сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности, не менее чем до 20.

Архитектура системы

В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:

  • бюджетное планирование;
  • управление доходами;
  • управление расходами;
  • управление долгом и финансовыми активами;
  • управление денежными средствами;
  • управление закупками;
  • управление нефинансовыми активами;
  • управление кадровыми ресурсами;
  • бухгалтерский и управленческий учет;
  • финансовый контроль.

При проектировании системы «Электронный бюджет» был проведен анализ существующих информационных систем, функционально связанных с ее подсистемами, по итогам которого информационные системы были классифицированы на подлежащие замещению подсистемами системы «Электронный бюджет» или интеграции с ней.

Архитектура системы «Электронный бюджет» включает в себя следующие элементы:

  • централизованные подсистемы, реализующие основные функции и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;
  • сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;
  • единый портал бюджетной системы РФ, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.

Управление созданием системы

С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию системы «Электронный бюджет» предлагается многоуровневая система управления таким процессом:

  • Координировать работы, утверждать планы и контролировать их исполнение будет Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления ;
  • Министерство финансов РФ - обеспечивает создание и развитие системы «Электронный бюджет», в том числе разрабатывает необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к системе;
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ - обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию системы;
  • Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их функциями и полномочиями будут формировать требования к отдельным подсистемам, реализовывать взаимодействие ведомственных информационных систем с системой «Электронный бюджет», а также внедрение сервисных подсистем;
  • Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство , обеспечивая реализацию планов по созданию и развитию системы, ее соответствие установленным требованиям;
  • Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с системой «Электронный бюджет» на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем.

План проекта

Создание и развитие системы «Электронный бюджет» предлагается реализовать в 2 этапа:

  • Разработка и внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет» (2011 - 2012 годы);
  • Развитие системы «Электронный бюджет» (2013 - 2015 годы).

В части создания аппаратно-технического обеспечения предусматривается на первом этапе:

  • организация центра обработки данных и создание на его базе, а также на базе имеющихся центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти первой очереди технической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование существующих информационных систем Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
  • организация интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие и объединяющей вычислительные мощности центра обработки данных и программно-аппаратные комплексы системы «Электронный бюджет».

На втором этапе:

Финансирование

На конец 2013 года суммарно на разработку системы «Электронного бюджета» было потрачено более 1,1 млрд руб .

В числе подрядчиков, занимавшихся разработкой системы, была компания ОТР . Она, в частности, разрабатывала подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов «Электронного бюджета». Сумма контракта Федерального Казначейства с этим разработчиком составила 410,2 млн руб.

Еще 575,2 млн руб. Федеральное Казначейство заплатило компании «Компьютел », которая в рамках заключенного контракта поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.

80 млн руб. ведомство заплатило за создание и актуализацию нормативной справочной информации, используемой в информационных системах Федерального казначейства в рамках государственной интегрированной системы «Электронный бюджет».

В 2015 году общий объем вложений в «Электронный бюджет», по подсчетам TAdviser, составил 1,17 млрд рублей, в 2016 – 1,08 млрд.

По данным ранкинга TAdviser «10 самых дорогих ИТ-систем в госсекторе России сегодня» , опубликованного в 2016 году, «Электронный бюджет» находится на 8 месте.

Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011г. №1275-р утвердило Концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", основной целью создания и развития которой является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами. В дальнейшем Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" утвердило Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".


Одним из целевыми показателей создания и развития системы "Электронный бюджет" является обеспечение возможности доступа к работе в системе "Электронный бюджет" всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 процентам муниципальных образований Российской Федерации.

Одной из подсистем информационной системы «Электронный бюджет» является «Подсистема учета и отчетности», полная эксплуатация которой в масштабах Российской федерации начнется с 01.01.2017 года. Таким образом, все государственные учреждения уровня Федерального бюджета РФ, а также бюджетов иных уровней, бюджетную и бухгалтерскую отчетность за 2016 год должны предоставить с использованием информационной системы «Электронный бюджет».

Министерства, Департаменты и Ведомства, включая подведомственные учреждения, участвующие в пилотном проекте второй волны, должны будут предоставить информацию по бюджетной и бухгалтерской отчетности в информационную систему «Электронный бюджет», начиная с отчетности за 9 месяцев 2016 года, т.е. по состоянию на 01.10.2016г.

Министерство финансов РФ , а также Федеральное казначейство РФ предоставляют большое количество информации по подключению пользователей к необходимым системам, включая обучающие ролики. После выполнения всех организационных мероприятий по подключению к подсистеме учета и отчетности информационной системы «Электронный бюджет» перед главным бухгалтером любого учреждения, ведомства и департамента встанет вечный вопрос: «Где у него кнопка????»

Рассказываем.

Для правильной интеграции данных из одной информационной системы в другую необходимы:

  1. Публикация форматов загрузки в одну информационную систему
  2. Наличие соответствующих форматов выгрузки из другой информационной системы
  3. Стабильное Интернет-подключение и поддержка работы локального пользователя
  4. Ловкость рук пользователя (корректное проведение операции экспорт/импорт)

По пунктам.

  1. На день написания информационной статьи известно, что при импорте отчетности из файлов в системе "Электронный бюджет" используются текстовые файлы в формате ФК (*.txt)
  2. Для пользователей программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» обработки выгрузки отчетности в формате ФК входят в типовую поставку форматов выгрузки в составе следующих релизов:
    • Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 2 (актуальный релиз 2.0.47.20 на 21.09.2016г .)
        • Для казенных учреждений - актуален на 21.09.2016г. формат 4.11 («Выгрузка в формате ФК 4.11» )
        • Для бюджетных и автономных учреждений - актуален на 21.09.2016г. формат 8.0 («Формат ФК для отчетности автономных и бюджетных учреждений 8.0» )
        • Для Финансовых органов/государственных внебюджетных фондов - актуален на 21.09.2016г. формат 3.0.25 («Формат ФК для отчетности ФО 3.0.25» )

Форматы выгрузки обновляются при обновлении очередного релиза. Дополнительного подключения внешних обработок выгрузки, в большей части случаев, не требуется.

Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 1 (актуальный релиз 1.0.42.5 на 21.09.2016г. ). Информация из файла ReadMe, входящего в поставку внешних обработок каталога Exterp:


Внешние обработки по выгрузке отчетности следует подключить, а в последствии обновлять на актуальные.


Для этого следует перейти в раздел «Бухгалтерская отчетность» с помощью пункта меню «Бухгалтерский учет» - «Регламентированные отчеты»


Нажать на кнопку «Выгрузка»


В окне «Выгрузка отчетов» нажать на кнопку «Формат обмена» для выбора элемента из справочника «Форматы выгрузки бухгалтерской отчетности» и нажать на кнопку «Создать»


Далее в окне создания элемента справочника нажать на кнопку «Загрузить из файла…», прописать путь к актуальному формату выгрузки в виде внешней обработки из каталога Extrp, обратив внимание на дату создания файла, и нажать кнопку «Открыть».


После чего у нового элемента автоматически заполнится наименование, версия и информация об обработке:


После нажатия на кнопку «Выбрать» созданные элемент будет выбран в поле «Формат обмена»:


3. Стабильность Интернет-подключения обеспечивает Интернет-провайдер, поддержку работы локального пользователя обеспечит системный администратор учреждения
4. Проведение операции экспорт/импорт: Экспорт из программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»


«1С:БГУ 8» Редакция 2

В разделе «Учет и отчетность» перейти по ссылке «1С:Отчетность» в список бухгалтерских и налоговых отчетов, и после создания соответствующих отчетов, содержащих корректные данные, нажать кнопку «Выгрузить», выбрав одну из команд: «Выгрузить выбранный отчет» или «Групповая выгрузка» :


На закладке «Выгрузка» выбрать соответствующее учреждение, период выгружаемых отчетов и нажать кнопку выбора в поле «Формат обмена» для выбора соответствующего формата выгрузки:


Установить формат выгрузки, соответствующий типу государственного учреждения, указать путь выгрузки отчетов. В окне настройки в поле «Архивировать отчеты» следует определить формат выгруженных файлов в части необходимости архивации («Да» - выгруженные отчеты будут иметь формат «*.zip», «Нет» - выгруженные отчеты будут иметь формат «*.txt»).



Установить флаг в соответствующие позиции для выбора отчетов к выгрузке, нажать на кнопку «Выгрузить отчеты»:


Протокол выгрузки отчетности:

" № 5/2012

До 2015 года система электронного бюджета объединит все министерства и ведомства РФ и все организации, входящие в их структуру. Единое и общее киберпространство, где ответ на запрос предоставляется быстро, а информационная система каждой организации является частью единого электронного организма, сегодня многим руководителям кажется виртуальной реальностью. Компьютеры в их учреждениях «пугаются» даже Microsoft Word, не говоря о сложном программном обеспечении. Но тем не менее средства под «электронный бюджет» выделены, законодательные нормативы разрабатываются, задания по внедрению на всех уровнях розданы. Что нас ожидает?

Переход на электронный бюджет (ЭБ) – требование времени и международных стандартов. Внедрение системы ЭБ является частью проекта «Электронное государство».

Международные стандарты – электронные

Принципы «Электронного государства» сформулированы в рамках международной инициативы «Партнерство – открытое правительство». Они заключаются в прозрачности финансово-хозяйственной деятельности каждого участника бюджетного процесса, начиная министерством или ведомством и заканчивая бюджетной организацией , а также в участии граждан, общественных институтов, бизнеса в каждом этапе формирования и утверждения аудита финансовой информации. «Все это дает возможность усиления подотчетности органов государственной власти перед обществом, а значит, повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств» .

О важности проекта говорит тот факт, что в рейтинге электронных правительств, который ежегодно с 2003 года проводит ООН, Россия в 2012 году поднялась на 27-е место с 59-го места, которое она занимала в 2010 году. Об этом на заседании Президиума Правительства РФ 15 марта сообщил В. В. Путин.

Министр связи и массовых коммуникаций И. О. Щеголев уверен, что в следующем рейтинге, который будет составляться через два года, Россия сможет войти в двадцатку.

Создатели системы ЭБ изучили опыт более десяти стран, провели встречи с разработчиками и пользователями подобных систем в Бразилии и Франции, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, консультации с ведущими специалистами Всемирного банка, изучили опыт применения корпоративных систем управления финансами и региональный опыт.

Структура системы «Электронный бюджет» включает 12 подсистем :ведение реестров, бюджетного планирования, управление доходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, расходами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, учет и отчетность, финансовый контроль, информационно-аналитическое обеспечение, а также единый портал бюджетной системы РФ. На этом портале, в частности, будут размещаться сведения о прогнозных и фактических поступлениях бюджетных доходов, финансовом состоянии публично-правовых образований, расходах на реализацию государственных и муниципальных программ. Информацию планируется использовать в федеральных органах исполнительной власти, федеральных государственных учреждениях и предоставлять как сервис субъектам РФ и муниципальным образованиям, их учреждениям.

Врезка

Принцип единства бюджетной системы РФ означает в том числе единство:

  • принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
  • форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации;
  • порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов;
  • ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов .

Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» одобрена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р . Концепция разработана в соответствии с положениями Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р .

Понятно, доступно, для всех

Внедрение системы ЭБ должно достичь три взаимосвязанные цели. «Во-первых, сделать открытым не только результат финансово-хозяйственной деятельности, но и сам процесс принятия решения. Не только открыть документы – отчетные данные, проекты, прогнозы, но и дать понять гражданам логику принятия решений .

Вторая задача – связать финансовую информацию с конечными результатами деятельности органов власти, сделать ее доступной для конкретного пользователя .

Следующая задача – переход от локальных информационных систем каждого учреждения к использованию так называемых облачных технологий, которые создают единую систему для всех участников бюджетного процесса по единым правилам . У нас сейчас в бюджетном учреждении на каждом столе стоит персональный компьютер, который, по сути, закрывает всю сеть, не дает возможности пользователям участвовать в едином пространстве, которое может быть создано при помощи облачных технологий. Более 20 000 учреждений на федеральном уровне расходуют миллиардные средства для приобретения, доработки и ежегодного сопровождения бухгалтерских программ. Система ЭБ позволит создать единый программный продукт, который может быть использован всеми участниками бюджетного процесса, и этот продукт будет доступен для его использования в системе Интернет » .

Информационные изменения в управлении финансами

Критерии

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Открытость

Бумажный отчет

Электронный документ

Открытость процессов в режиме реального времени

Информационные технологии

Отсутствие автоматизации

Локальные информационные системы

Облачные технологии, единая информационная среда

Аудитория

Профессиональное сообщество

Представительные органы

СМИ, граждане

Что написано, будет оцифровано

Для того чтобы ЭБ стал действительно эффективным инструментом, необходимо перевести в электронную форму, то есть дематериализовать все носители информации . А. Г. Силуанов отметил: «У нас до сих пор еще первичные документы составляются в бумажном виде, подшиваются в папки, которые могут храниться несколько десятков лет. Необходимо создать электронные формуляры, правила заполнения которых являются обязательными и сертифицированы по единым реестрам и единым классификаторам. Это как раз обеспечит сопоставимость информации, возможность ее использования всеми участниками процесса. Сегодня зачастую бывают проблемы найти и сопоставить нужную информацию, поскольку ведется несколько баз данных. В результате возникают трудности с классификацией объектов. Из-за того что нет сопоставимости кадастров, земельного имущества кадастра, мы имеем проблемы с введением налога на недвижимость, не говоря уже о тех классификаторах, которые существуют в различных информационных ведомствах» .

Информация без деформации

При переходе на ЭБ необходимо также обеспечить однократность ввода информации . Информация должна создаваться в системе один раз в момент совершения события, в дальнейшем только использоваться. Как раз это и будет гарантировать достоверность информации , отсутствие так называемых «грязных данных». Например, если министерство или ведомство выходит с заявкой на финансирование покупки автомобиля, марка автомобиля и другие необходимые данные будут зафиксированы в заявке. Заявка попадает на рассмотрение, по ней примут решение, осуществится закупка, постановка на учет, использование, списание автомобиля, а информация, которая была введена при составлении заявки, будет сопровождать товар на протяжении всей «жизни». И, закупая, например, «ВАЗ», организация не сможет в конечном счете приобрести «Мерседес», что зачастую бывает.

Как сделать больше и проще

При переходе на ЭБ необходимо обеспечить максимальную автоматизацию операций . Для обработки информации в режиме реального времени средствами самих информационных систем, исключением дублирующих процедур потребуетсяразработать стандарты бизнес-процессов: регламента, формирования бюджетных заявок, рассмотрения и т. п.

Проиллюстрировать эффект внедрения информационных технологий можно на примере Федерального казначейства, которое, автоматизировав операции по движению денежных средств на счетах участников бюджетного процесса, получило следующие результаты : число счетов по учету доходов сократилось с 4 400 до 83, что позволило высвободить более 8 000 сотрудников из 10 000, выполняющих эти функции. Количество операций, выполняемых одним специалистом, увеличилось в два раза. Сократились расходы на бумагу, ликвидированы транспортные и временные издержки на посещения, а скорость обмена информацией выросла до 30 раз.

Автоматизация бизнес процессов ведет к специализации функций, что, в свою очередь, обеспечивает сокращение издержек, повышение эффективности . А. Г. Силуанов сообщает: «Например, бухгалтерский отчет участников бюджетного процесса – это сотни тысяч задействованных бухгалтерских работников, все это может делать Казначейство. Такую задачу мы поставили себе в рамках ЭБ. Сегодня в крупных компаниях, например IBM, заработную плату 400 000 сотрудников в Словении начисляют всего 360 специалистов. При аналогичном подходе заработную плату 600 000 федеральных госслужащих смогут рассчитывать не более 1 000 сотрудников Казначейства. А сейчас это делают более 10 000 специалистов-расчетчиков. То есть эффект мы можем достичь десятикратный».

Эффективнее, когда сообща

Создание системы ЭБ потребует межведомственного взаимодействия , поскольку она должна стать эффективным инструментом для каждого участника бюджетного процесса. Поэтому данные системы ЭБ будут интегрированы с данными других электронных систем . Например, с данными реестра федерального имущества. Сведения о любой закупке, осуществляемой за счет средств бюджета, автоматически будут поступать в информационный ресурс госимущества и там, соответственно, учитываться как имущественный актив государства. ЭБ будет связан с сайтом госзакупок, федеральным порталом управленческих кадров и т. д., будет охватывать все системы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Создание единой системы повысит эффективность управления государственными и муниципальными финансами. Контролирующие органы в режиме реального времени смогут смотреть первичные документы, что исключит командировки. Финансисты сократят время на подготовку и сдачу бухгалтерской и налоговой статистической отчетности . Например, срок формирования финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления планируется сократить в полтора раза.

Министерствам для получения бюджетной информации со всей территории не нужно будет рассылать, собирать и обрабатывать отчеты. Достаточно будет воспользоваться данными из ЭБ. Время обработки документации федеральных организаций сектора государственного управления сократится на 30%.

Секретов нет!

Сделать доступным в режиме реального времени электронные данные всем заинтересованным пользователям являетсячетвертой задачей перехода на ЭБ. «Например, если граждане знают, что дом их должен быть капитально отремонтирован, они могут найти соответствующие ассигнования в бюджете, посмотреть, сколько выделено средств на очередной финансовый год, как они используются. Это как раз будет контроль граждан за деятельностью органов власти» .

Примером доступности и понятности может служить официальный сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru. С внедрением ЭБ эта информация будет связана и с бюджетными данными. А. Г. Силуанов отмечает: «А если мы в типовом госконтракте еще и пропишем необходимость раскрытия информации всех подрядчиков, субподрядчиков о цене закупки, сколько стоят те или иные материалы, используемые конечным потребителем при продаже товара или услуге государству, то механизм определения ценообразования на приобретаемые государством товары и услуги будет еще прозрачнее и понятнее».

К сведению

Операционная эффективность ЭБ – это :

1) скорость:

  • автоматическое генерирование управленческих и бухгалтерских документов;
  • улучшение работы с документами (сортировка, поиск…);
  • сокращение времени подготовки отчетности;
  • совместный доступ к хранимым первичным документам;

2) качество:

  • упрощение операций;
  • однократный ввод информации (меньше ошибок);
  • регистрация и отслеживание информации в реальном времени;
  • большая безопасность при обмене документами;

3) экономия:

  • экономия бумаги;
  • сокращение численности сотрудников;
  • сокращение расходов на печать, архивирование, хранение;

4) удобство:

  • автоматизация отдельных видов контроля;
  • удобство обмена данными;
  • упрощение номенклатуры первичных документов;
  • сокращение сроков обработки и производства платежей.

Электронный бюджет – план наступления

Концепция создания и развития системы «Электронный бюджет» предусматривает пятилетний срок реализации – до 2015 года .

К сведению

«Дорожная карта» системы «Электронный бюджет» :

  • 2012 год – переход на единые реестры и классификаторы, апробация первых подсистем системы ЭБ;
  • 2013 год – создание единого портала бюджетной системы – www.budget.gov.ru;
  • 2014 год – переход на ведение бухгалтерского учета в системе ЭБ;
  • 2015 год – полномасштабное внедрение проекта на федеральном уровне. Предоставление сервиса для субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Первая очередь системы ЭБ заработает в 2012 году. К этому времени будут реализованы следующие подсистемы: информационно-аналитическая, ведения реестров и формуляров, учета и отчетности, управления кадрами, закупками, нефинансовыми активами.

На втором этапе, в 2013 году, подсистемы первой очереди будут переданы в эксплуатацию в пилотные органы государственной власти РФ и ряд субъектов РФ. По отдельному графику будет проходить внедрение системы «Электронный бюджет» в федеральных органах исполнительной власти. С 2014 года планируется передача в эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами, а с 2015 года – подсистем управления доходами, долгом, финансовыми активами и финансового контроля.

До 2015 года будут созданы формуляры, реестры, классификаторы, нормативная правовая база, единый портал бюджетной системы, а также обеспечено информационное взаимодействие с внешними системами.

К сведению

Преимущества системы ЭБ :

1) для государственных (муниципальных) учреждений:

  • экономия средств на закупке и поддержке программного обеспечения для проектирования и исполнения бюджета;
  • ускорение прохождения документов за счет организации безбумажного документооборота с применением ЭЦП между учреждением и его главным распорядителем или финансовым органом;

2) для главных распорядителей бюджетных средств:

  • возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно со своими подведомственными учреждениями (ПО) в единой базе данных;
  • возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета ПО;
  • оперативный мониторинг хода исполнения бюджета ПО;
  • возможность применения электронной цифровой подписи для организации безбумажного юридически значимого документооборота;

3) для руководителей и менеджеров:

  • возможность анализа хода проектирования и исполнения бюджета с любой степенью детализации в онлайн-режиме;
  • контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений в онлайн-режиме;

4) для бюджетной системы:

  • применение единой для всех методологии проектирования и исполнения бюджета;
  • отсутствие дублирования информации;
  • экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на ИТ специалистов;

5) для населения: возможность контролировать процессы планирования исполнения бюджета.

Из выступления министра финансов А. Г. Силуанова на совещании 17.02.2012 в технопарке Новосибирского академгородка по теме «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – из выступления А. Г. Силуанова).

Статья 29 БК РФ.

Из выступления А. Г. Силуанова.

Из выступления А. Г. Силуанова. Из выступления А. Г. Силуанова. Из выступления А. Г. Силуанова.

ГИИС «Электронный бюджет»

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

ГИИС «Электронный бюджет» включает в себя ряд подсистем:

Подсистема ведение реестра участников бюджетного процесса , а также юридических лиц, являющихся неучастниками бюджетного процесса.

Подсистема ведения базовых (отраслевых), а также ведомственных перечней государственных (муниципальных) работ и услуг.

Подсистема учета и отчетности.

Подсистема управления закупками.

Подсистема управления расходами, в части ведения учета бюджетных обязательств.

По всем выше названным подсистемам, в настоящее время Федеральным казначейством ведется активная работа по их запуску в промышленную эксплуатацию.

Постараюсь вкратце остановиться на каждой из названных подсистем.

Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, являющихся неучастниками бюджетного процесса.

По состоянию на 01 декабря 2016 года в Сводный реестр включены все участники бюджетного процесса федерального уровня, субъектового и муниципальных уровней. При этом не у всех организаций, предполагающих осуществлять государственные закупки по 44-ФЗ, вне зависимости от уровня бюджета, в реестровых записях Сводного реестра проставлены полномочия в сфере закупок. Отсутствие в реестровой записи полномочий «Заказчика» не позволит формировать и размещать план – закупок, план – график в ГИИС «Электронный бюджет» на 2017 год и последующие периоды.


В ближайшее время необходимо осуществить мониторинг реестровых записей Сводного реестра на предмет выявления организаций, у которых должны быть, но отсутствуют указанные полномочия.

Также организациям, после добавления полномочий «Заказчика» в реестровой записи необходимо произвести перерегистрацию по 27Н в личном кабинете Единой информационной системе в сфере закупок. Перерегистрацию должно производить лицо, обладающее полномочиями администратора организации.

В 2016 году в автоматическом режиме происходит репликация данных Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» в справочники Автоматизированной системы Федерального казначейства в отношении участников бюджетного процесса федерального уровня.

Начиная с 01 января 2017 репликация данных Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» будет происходить в отношении организаций субъектового и муниципальных уровней.

В этой связи необходимо обеспечить 100 процентное включение в Сводный реестр информации об участниках и неучастниках бюджетного процесса уровней субъекта и муниципалитетов, обеспечить актуальное состояние реестровых записей.

Упомянутые выше мероприятия репликации данных из Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» в информационные системы Федерального казначейства должны позволить отказаться от использования прикладного программного обеспечения Системы электронного документооборота.

Ведения базовых (отраслевых), а также ведомственных перечней государственных (муниципальных) работ и услуг.

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности . Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 151 утверждены Общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями).

Формирование ведомственных перечней производится органами местного самоуправления, осуществляющими функции учредителя бюджетных или автономных учреждений, а также главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения в ГИИС «Электронный бюджет»

В этой связи, территориальным отделам необходимо как можно скорее провести работу с органами, осуществляющими полномочия учредителя, которые до настоящего времени не сформировали ведомственные перечни, не провели работу по актуализации записей ведомственного перечня в части актуальности реестровых записей базового перечня и наименований учреждений по Сводному реестру.

Из 48 ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями утверждено по данным ГИИС "Электронный бюджет" – 13. Отсутствие утвержденных ведомственных перечней не позволит учреждениям выполнять государственные задания.

В случае получения информации о критических ошибках, препятствующих формированию (актуализации) ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями необходимо постараться разобраться в проблеме, если своими силами не удается устранить ошибку, рекомендовать органам, осуществляющим полномочия учредителя заводить обращения в службу поддержки ГИИС «Электронный бюджет» и при не решении проблемы направлять информацию об ошибках каждый четверг в ОВФР в соответствии с Приложением 2 к письму Федерального казначейства -04-05/05-873.


Подсистема учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» обеспечивает централизованное составление, представление, свод и консолидацию отчетности об исполнении федерального бюджета и бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Подсистема предоставляет пользователю следующие функциональные возможности:

· создание и настройка формуляров отчетных форм;

· заполнение форм отчетности путем ручного ввода;

· предзаполнение форм отчетности данными из других отчетных форм;

· автоматическое формирование протоколов контролей;

· запуск пакета контролей над формой (-ами) отчетности;

· настройка контрольных соотношений для различных уровней;

· согласование и подписание форм отчетности;

· мониторинг процесса составления и представления отчетности;

· выгрузка форм отчетности в соответствие с Требованиями к форматам текстовых файлов;

· ведение справочников, необходимых для процесса составления и представления форм отчетности.

По состоянию на 01 декабря 2016 года к подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» подключено 34 участника бюджетного, которые вместе с Управление участвуют в пилотировании указанной подсистемы.

Управление наряду с представлением отчетности по главе 100 Федеральное казначейство в ППО «СЭД» осуществляет параллельное представление отчетности в подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» начиная с июля месяца текущего года. Подразделением, ответственным за оказание функциональной поддержки пилотных организаций определен отдел финансового обеспечения Управления. Понятно, что возникают проблемы и выявляются ошибки, которые решаются путем обращения к группе поддержки Электронного бюджета.

Предполагается, что начиная со сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2016 году все клиенты федерального уровня, включая их подведомственные филиальные сети будут сдавать отчетность с использованием ГИИС «Электронный бюджет». При этом отдел финансового обеспечения с передачей полномочий по главе 100 Федеральное казначейство в ФКУ «ЦОКР» будет обеспечивать такую возможность всем клиентам.

Подсистема управления закупками Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части формирования сведений планового реестра укрупненных закупок, предложений по закупкам, позиций плана закупок, реестра плана закупок, ведомости ЛБО, позиций плана-графика, реестра планов-графиков и ведомости плана финансово-хозяйственной деятельности предназначена для осуществления процедур формирования обоснований бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг главными распорядителями средств федерального бюджета, обеспечиваемого при взаимодействии с Подсистемой бюджетного планирования, для осуществления процедур по формированию получателями бюджетных средств - федеральными государственными заказчиками предложений по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, закупкам в части публичных обязательств Российской Федерации по приобретению товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, закупкам в части объектов капитального строительства , мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных (предлагаемых к включению) в федеральную адресную инвестиционную программу на 2016-2018 годы и последующие бюджетные циклы, для формирования сведений реестра плана закупок, реестра планов-графиков закупок, а также для взаимодействия с ЕИС.

В настоящее время идет активная работа по подключению участников бюджетного процесса к указанной подсистеме. По состоянию на 01 декабря 2016 года подключено 90 организаций из 196.

Начиная с 2017 государственные заказчики федерального уровня будут формировать свои планы – закупок, планы – графиков в ГИИС «Электронный бюджет». Более подробно по работе в подсистеме управления закупками в своем докладе расскажет.

C января 2017 года ведение учета бюджетных обязательств будет осуществляться в ГИИС «Электронный бюджет», в том числе в подсистеме управления расходами .

Для получения доступа к сервисам, реализованным в Компоненте, клиентам необходимо выполнить подготовительные мероприятия, в том числе предоставить в территориальные органы Федерального казначейства по месту обслуживания заявки на предоставление доступа к Компоненту, содержащие информацию о сотрудниках, ответственных за постановку на учет бюджетных обязательств. До конца текущего года все клиенты Управления должны быть подключены и уметь работать в подсистеме управления расходами, в части ведения учета бюджетных обязательств.

Спасибо за внимание!