Nancy Drew: Alibi in AshesНэнси Дрю. Сгоревшее алиби


Игра нелинейная.


Старший и младший детективы отличаются сложностью головоломок. Для младшего детектива предусмотрена горячая линия подсказок, которая находится в мобильнике.

Для тех, кто первый раз играет в игры этой серии, предусмотрено обучение.

Игра проходилась на английском языке, поэтому при локализации возможно расхождение перевода некоторых технических терминов и названий.


В родном городе Нэнси проходит конкурс Clues Challenge. Несколько команд с помощью записок-подсказок ищут спрятанный главный приз - медальон.

В команде Нэнси - Бесс, Джесс и Нэд Никерсон. Вы можете играть всеми четырьмя персонажами. Все они знают о ходе расследования (через дневник в инвентаре), но не могут передавать друг другу найденные предметы. Чтобы сменить персонажа, необходимо позвонить Нэнси, от ее имени позвонить другому персонажу и дать ему задание.

1. Нэнси попадает в тюрьму

Прочитав обстоятельства дела, возьмите со стола записку: "Tom the star in the holdnot wall". Это анаграмма - т.е., из слов нужно составить новые слова и найти следующую подсказку. Анаграмма решается так: "Thermostat in the old town hall" - термостат в старой ратуше.

Автоматически вы окажетесь в ратуше. Откройте дверь и подойдите к термостату. На нем лежит кубик льда в форме снежинки, который сразу же растает. Температура термостата повысится и начнется пожар.

Подергайте дверь - ее кто-то запер. Рядом лежат разнообразные предметы, из которых нужно построить лестницу и выбраться через фрамугу над дверью. Нэнси сможет вылезти, если самый верхний предмет находится на уровне фрамуги. Предметы можно поворачивать правой кнопкой мыши.

Один из вариантов: табуретка, банка, ведро, ящик, ведро, банка, ящик, ящик.

Прежде чем вылезать, обратите внимание на план эвакуации справа от двери. Ползите тем же путем, пока не доберетесь до серых дверей на улицу (ломиться в двери бесполезно - сразу же будет "Второй шанс"): вперед до конца коридора, направо до конца коридора, направо до середины коридора, налево до серых дверей.



На улице за пожаром следят зеваки - владелец антикварного магазина Алексей Маркович, член конкурирующей команды Дейдра Шеннон, владелица кафе-мороженого Тони Скаллари и журналистка Бренда Карлтон, которая возьмет у Нэнси интервью и обвинит ее в поджоге. Дав показания шерифу (отвечать можно что угодно), Нэнси окажется дома. Сюда придет шериф и сразу же ее арестует.

2. Ищем потерянную записку Нэнси

У вас есть возможность сделать телефонный звонок.


*Если вы сразу же позвоните 911, то в конце игры получите звездочку в титул.


Позвоните отцу Нэнси (включится автоответчик) и скажите, что вы сидите в тюрьме. Чтобы доказать шерифу, почему Нэнси оказалась в ратуше, необходимо туда съездить и найти записку, которую Нэнси потеряла во время пожара. Для этого понадобится помощь кого-нибудь из друзей. Бесс находится около кафе-мороженого ("Scoop"), Нэд - около антикварного магазина, а Джесс - дома у Нэнси. Я выбрала Бесс.


*Если на протяжении игры вы сыграете всеми четырьмя персонажами, то в конце игры получите звездочку в титул.


Отступите на шаг, и вы окажетесь на карте. Если по ней поводить мышкой, то вы увидите всплывающие названия локаций. Выберите ратушу ("Old Town Hall").


*Если вы будете много ездить по городу и останавливаться у всех подписанных локаций на карте, то в конце игры получите звездочку в титул.


Записка лежит на асфальте слева от загороженной полицейской лентой двери (за ленту лезть не следует - будет "Второй шанс"). Забрав записку, отправляйтесь в полицию ("Police Station"). Справа от двери висит ящик для входящей корреспонденции, бросьте в него записку и позвоните Нэнси.

3. Добываем ключ от ячейки 205

Шериф получит записку и выпустит Нэнси из камеры.

Осмотрите офис.

На стене висит большой коричневый шкаф с надписью ("Suspect Profiles"). Если открыть его дверцы, вы увидите досье на пять подозреваемых. Записка и спички Нэнси автоматически окажутся в секции Нэнси. Шериф объяснит, что когда вы соберете достаточно улик на остальных подозреваемых, он выпустит вас из полиции.

Слева находится кабинет шерифа. Подслушайте разговор шерифа о том, что детектив Райан потерял ключ от ячейки 205 с вещами Нэнси в закусочной "Pancake City". Отступите на шаг и развернитесь - ячейка 205 находится в большом сером железном шкафу. Справа от кабинета шерифа находится лаборатория, где стоит хроматограф. На столе около камеры лежит диктофон, в котором нет карты памяти. В углу находится компьютер, для которого нужен пароль, и сканер для отпечатков пальцев. Рядом - стол, где лежит полосатая коробка со сладостями для Нэнси.


*Если вы съедите много сладостей, то в конце игры получите звездочку в титул.


Необходимо найти ключ от ячейки 205. Позвоните по телефону из камеры и передайте управление кому-нибудь из друзей (например, Нэду).


Найдите на карте "Pancake City". Приехав туда, выяснится, что детектив Райан уехал в "Mabel"s Roses", а затем вас отправят в антикварный магазин.

Поговорите с Алексеем, который сидит в кресле справа от стойки, и тот подтвердит, что Райан был здесь и что-то поставил на полку новых поступлений. Развернитесь и посмотрите на стеллаж, где на средней полке рядом с часами стоит устройство с полосатыми листьями. Взгляните на устройство - на каждом листе есть кнопка, которая передвигает стержень, а в центре лежит ключ. Ваша задача - задвинуть все стержни внутрь листьев.



Младший детектив - 1, 3, 5 (или 2, 4, 6)

Старший детектив - 1, 2, 5, 6 (или 3, 4, 7, 8).


Заберите ключ от ячейки 205.

Отправляйтесь в полицию и положите в ящик для корреспонденции ключи от ячейки 205 и ключи от пожарной сигнализации.


За Нэнси:

Идите в прихожую. Не выходя на улицу, обратите внимание на синий ящик слева от двери. Через него вы можете меняться предметами из инвентаря со своими друзьями. Заберите ключи и откройте ячейку 205.

Она состоит из трех отделений. В верхнем отделении лежит подсказка к паролю компьютера, карта памяти для диктофона и инструкция к замку среднего отделения.

В нижнем отделении находится мобильник Нэнси (теперь можно звонить с мобильника, а не с телефона из камеры), ключи от дома и набор отмычек.

Замок среднего отделения состоит из пяти треугольников с тремя выдвижными пластинами с каждой стороны треугольника. Вам необходимо задвинуть по одной пластине на каждом треугольнике и зажечь зеленые индикаторы над треугольниками и разноцветные индикаторы внизу. Этого можно достичь, выбрав по две лампочки каждого из четырех цветов, а также цвета лампочек на соседних треугольниках не должны повторяться.

Одно из решений:



Достаньте досье и прочитайте четыре документа. Нэнси должна сделать выводы: ее обвинили в поджоге, потому что нашли у нее зажигалку; пожарная сигнализация была отключена в момент пожара.

Вставьте карту памяти в диктофон и прослушайте показания всех очевидцев. Дейдра что-то скрывает, а Бренда обвиняет в поджоге Нэнси.


*Если вы прослушаете до конца все показания, то в конце игры получите звездочку в титул.

4. Берем образец для хроматографа

Позвоните Нэду и скажите, что нужно съездить в ратушу и посмотреть, почему была отключена пожарная сигнализация, а также взять образец сажи со сгоревшего термостата (или что от него осталось). Для сбора образца понадобится какой-нибудь герметичный контейнер.


Вернитесь в антикварный магазин. На столе у входа лежит шкатулка, рядом с которой - пустой контейнер.

Отправляйтесь в ратушу. Пройдите к окну слева от двери. Рядом стоит какой-то мусор, подвиньте его к окну и залезайте внутрь. Обратите внимание, что рычаг пожарной сигнализации опущен. На складе подойдите к термостату и примените на него контейнер. Вернитесь в полицию и бросьте контейнер в ящик для корреспонденции.

Позвоните Нэнси.


За Нэнси:

Вставьте контейнер в хроматограф. Нажмите на переднюю панель прибора и распечатайте график. Позвоните отцу и расскажите о выключенной пожарной сигнализации (тот попробует выяснить, когда ее отключили, и попросит перезвонить позже). Также скажите о графике из хроматографа - не мог ли отец каким-либо образом выяснить, какое из горючих веществ, нагревшись до 45 градусов, стало катализатором пожара. Тот скажет, что результаты пришлет в дом Нэнси.

5. Разгадываем пароль к компьютеру

Согласно подсказке из ячейки 205, вам необходимо выбрать цифры, которые не повторяются в рядах и колонках.

Вариантов множество, вот одно из решений:


Младший детектив:



Старший детектив:



В компьютере находится программа по сравнению отпечатков пальцев и программа видеофиксации автомобильных нарушений.

Перезвоните отцу и выясните, что пожарную сигнализацию отключили в 2:17.

Позвоните кому-нибудь из друзей и попросите выяснить у всех подозреваемых, есть ли у них алиби. Я выбрала Бесс.

6. Проверяем алиби подозреваемых

Бесс находится около кафе-мороженого. Рядом сидит Дейдра Шеннон. Она обидится, что Бесс назовет ее "Диди" и не захочет отвечать на вопрос, где она была, когда начался пожар. Спросите девушку, где она была в 2:17, когда была отключена пожарная сигнализация. Дейдра ответит, что участвовала в конкурсе и искала подсказки вместе с подружками. Телефоны двух подружек окажутся в памяти вашего мобильника. Войдите в кафе и позвоните подружкам. Одна из них скажет, что Дейдры с ними не было. Значит, у Дейдры нет алиби.

Поговорите с Тони. На вопрос, где она была, когда начался пожар, та ответит, что была здесь. В 2:17 она тоже находилась в кафе.

Отправляйтесь в антикварный магазин. Когда неуклюжая Бесс откроет дверь, то уронит очень дорогую вазу, и Алексей выгонит ее вон.

Рядом с магазином стоит фургон журналистки Бренды Карлтон. Она обвинит Нэнси в поджоге ратуши и не захочет отвечать, где находилась во время начала пожара.

Перезвоните Нэнси.


За Нэнси:

Перезвоните Нэду и попросите его поговорить с Дейдрой и Алексеем.


Дейдра страшно обрадуется Нэду и расскажет, что во время пожара бегала трусцой.

Продолжайте спрашивать о Нэнси, и она расскажет, что следила за Нэнси и нашла записку, которую та потеряла. Заберите пакетик с запиской.

Съездите в антикварный магазин. Алексей объяснит, что во время пожара был на заседании исторического общества.

Слева от стойки стоит большой сундук. Если посмотреть на него вблизи, то вы увидите ключи в правом углу экрана.



Подберите ключи - они от пожарной сигнализации. Спросите о них Алексея, но тот страшно разозлится и не захочет об этом говорить. Выйдите на улицу и обратите внимание на мусорные баки рядом с фургоном Бренды. На них наклеены газеты. В статье указано, что собрание исторического общества, которое собрался посетить Алексей, было отменено. Значит, у него тоже нет алиби.

Отправляйтесь в полицию, положите в ящик ключи от пожарной сигнализации и позвоните Нэнси.


За Нэнси:

Попросите Нэда снять отпечатки пальцев с записки, которую дала Дейдра. Набор для снятия отпечатков пальцев лежит в тумбочке дома у Нэнси. Положите в ящик для корреспонденции ключи от дома.

Позвоните отцу и попросите выяснить о прошлом Алексея. Передайте управление Нэду.


Заберите ключи и отправляйтесь в дом Нэнси ("Drew home").

Пройдите к журнальному столику на первом этаже и прочитайте статью в газете, где указано, что кафе-мороженое было закрыто в день пожара в 1:45 и открылось только в 2:45 (значит, Тони тоже солгала).

На втором этаже найдите фотографию Бесс и Джесс и рядом с ней - газетную вырезку.

Идите в комнату Нэнси. В нижнем левом ящике стола лежит книжка, как пользоваться отмычками. Пройдите направо и откройте ключами Нэнси тумбочку, где лежит три набора для снятия отпечатков пальцев. Заберите один набор. На тумбочке лежит книжка о пожарах, в которой перечислены возможные горючие вещества - катализаторы, вызывающие пожар (ацетон, этил, изопропил, растворитель).


*Если вы найдете все катализаторы, в конце игры получите звездочку в титул.


Возьмите в руки портрет Нэда, переверните его и прочитайте приклеенное письмо.

Подойдите к столу и в инвентаре нажмите на пакетик Дейдры. Автоматически на столе окажется набор для снятия отпечатков пальцев и пакетик. Окуните кисточку в порошок, проведите ей по записке и снимите отпечаток скотчем.

Отвезите его Нэнси и положите вместе с запиской в ящик. Позвоните Нэнси.


За Нэнси:

Заберите пакетик с запиской и отпечаток пальца. Пропустите отпечаток через сканер, затем включите компьютер и загрузите образец ("Load sample"). Обязательно нажмите на "Поиск" ("Search"). Отпечаток оказался какой-то смазанный, а в базе данных нет отпечатков пальцев для сравнения.

Перезвоните Нэду и дайте ему два задания: взять у всех подозреваемых отпечатки пальцев и как-то отвлечь Дейдру, чтобы взять у нее еще один отпечаток.

7. Снимаем отпечатки пальцев

Отправляйтесь в кафе-мороженое и пригласите Дейдру на свидание. Когда та уйдет, снимите отпечаток пальца с ее стакана. В кафе закажите у Тони мороженое и снимите отпечаток пальца с чашки, в которой лежит мороженое.


*Если вы попробуете все сорта мороженого, в конце игры получите звездочку в титул.


Съездите в антикварный магазин и спросите Алексея об отмененном собрании исторического общества. Он уйдет от ответа. Скажите ему, что вам нужен подарок для дядюшки, и Алексей выйдет из комнаты. Подойдите к столу, около которого тот сидел, и снимите отпечаток пальца с желтой коробки "Metal power".

Осмотрите шкатулку, около которой вы нашли пластиковый контейнер. Под крышкой - мини-игра, в которой нужно за определенное время (1:52 для младшего детектива и 1:26 для старшего) нужно нажать на числа от 1 до 41. Цифры задаются в случайной последовательности. Задача трудновыполнимая, поэтому разработчики оставили уловку: если три раза вы безошибочно нажмете на эти числа, но не успеете по времени, то в четвертый раз время остановится, и вы выиграете. Шкатулка откроется, а внутри находится ключик.


*Если вы будете много играть в эту игру, в конце игры получите звездочку в титул.


Первое пасхальное яйцо:


Можно выиграть только после выполнения основного задания. Нажмите на шкатулке так:

2, 3, 5, 7, 11, 13, 17 19, 23, 29, 31, 37, 41

и заберите яйцо с иллюминатором.



Отправляйтесь в полицию, положите в ящик три отпечатка пальцев и скажите Нэнси, что алиби Алексея - фальшивое.


За Нэнси:

Заберите отпечатки пальцев, просканируйте и включите компьютер. Перетащите смазанный отпечаток с записки Дейдры на каждый из отпечатков с помощью "Compare" ("сравнить"). Отпечатки не совпадают.

Позвоните Джесс, которая находится дома у Нэнси, и попросите взять отпечаток пальца у Бренды.


За Джесс:

Заберите второй набор из тумбочки Нэнси и отправляйтесь в фургон Бренды. Попросите у нее визитку и выходите на улицу. Сразу же перезвоните Бренде и скажите, что у вас есть важные новости (на вопрос нужно ответить "Да"). Вернитесь в фургон - Бренды уже нет. Снимите отпечаток пальца с микрофона.

Слева стоит сундучок, открыв который, вы найдете ацетон - один из катализаторов пожара.


Второе пасхальное яйцо:


Если вы три раза откроете и закроете крышку сундучка, то на четвертый раз там появится второе пасхальное яйцо с изображением Бренды.



Отвезите Нэнси отпечаток пальца Бренды. Позвоните Нэнси.


За Нэнси:

Просканируйте оставшийся отпечаток и сравните его со смазанным отпечатком с записки Дейдры. Это отпечаток Бренды.



Предлагаем Вам руководство к прохождению игры "Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби", а также - видео прохождение игры.
Если всё равно останутся вопросы - пишите на форуме.

Часть II

Нэд
Отправляйтесь к кафе "Рожок" (на скриншоте карты выше показано жёлтым, №30).
Поговорите с Дирдре. Нэд предложит Диди вместе пообедать. Когда она уйдёт переодеться, осмотрите стол. Снимите отпечатки со стакана (процедура точно такая же - кисточку обмакните в бутылку с порошком; порошок нанесите на стакан; на стакане используйте ленту).

*все картинки увеличиваются нажатием на них

Отправляйтесь в антикварный магазин (на карте выше показано оранжевым цветом, №36).
Поговорите с Алексеем и он уйдет подбирать подарок дяде.
Осмотрите столик возле кресла и снимите отпечаток с банки с надписью «Полироль для металла».

Теперь подойдите к сундуку и откройте его ключом. Прочитайте заметку в газете, дневник Алексея и осмотрите пустую бутылку из-под эфира. Делать все нужно быстро, так как Алексей может вернуться. В дневнике описаны дела, которые вел Алексей. В одной из последних записей он пишет, что какой-то Беннингтон безосновательно обвинил его.

Выходите из магазина, поверните налево и осмотрите фургон телеканала. Войдите внутрь и поговорите с Брендой.
Когда все темы для разговора исчерпаются - нажмите на неё ещё раз, появятся новые темы, поговорите обо всём.
Больше разговаривать не о чем, выходите из фургона на улицу.
Осмотрите заметки на мусорных баках.

Заходите в антикварный магазин.
Алексей уже вернулся, а у Вас появился к нему новый вопрос про доклад на собрании общества.
Поговорите с Алексеем на все темы, в особенности спросите что он знает о Бренде.

Вернитесь в фургон к Бренде. Поговорите с ней. Она даст вам свою визитную карточку. Выходите из фургона и позвоните Бренде. На вопрос ответьте Yes. Входите в фургон, Бренды там не будет. Осмотрите микрофон на столе и снимите с него отпечаток. Потом осмотрите саквояж слева, и возьмите жидкость для снятия лака (ацетон). Справа осмотрите запертый ящик.
Пасхальное яйцо
Несколько раз откройте и закройте саквояж Бренды, пока вместо ацетона не появится пасхальное яйцо с ее изображением.
Выходите из фургона.

Снова отправляйтесь к кафе "Рожок" (на скриншоте карты выше показано жёлтым, №30).
Войдите внутрь и поговорите с хозяйкой – Тони Сколлари. Попросите мороженное (первая реплика) и выберите любое из списка. Снимите отпечатки со стакана.

Можете осмотреть автомат с игрой «Замена букв». В этой игре нужно расшифровать фразу, подбирая буквы по вертикали.
На стене кафе можно рассмотреть полную карту города.
Выходите наружу и поговорите с Дирдре. Спросите, где она была в день пожара в 14:17. Она даст телефоны подруг для подтверждения. Поговорите с Бесс, Нэд скажет, что у нее хорошие отношения с Тони. Значит, для выяснения алиби Тони лучше использовать Бесс.
Переместитесь на любую другую локацию, например, к участку и позвоните Холли и Джессике. Холли подтвердит алиби Дейдре, а Джессика скажет, что она пришла только через час.
Положите добытые отпечатки в ящик. Также положите туда ключи от сигнализации и записку Дейдре. Позвоните Нэнси, и она попросит Нэда пригласить Дейдре на свидание.
Снова отправляйтесь в кафе и поговорите с Дирдре.

Нэнси
Позвоните Бесс и попросите ее осмотреть вещи Дирдре. Переключитесь на Бесс.

Бесс
Осмотрите стол, за которым сидела Дирдре и ее тетрадь. Переверните страницу и возьмите талон за превышение скорости. Потом войдите внутрь и поговорите с Тони обо всем. Можете съесть мороженое.
Отправляйтесь в участок и положите талон в ящик. Переключитесь на Нэнси.

Нэнси
Заберите предметы из ящика. Поместите все отпечатки в сканер.
Осмотрите талон. С помощью него можно проверить алиби Дирдре и узнать, где и когда ее оштрафовали.
Воспользуйтесь компьютером и откройте программу Ticket Shark.
Введите номер талона: RH627E401 и нажмите кнопку "Найти".
Вы найдете талон, и Нэнси скажет, что место и время совпадают.
Теперь займемся отпечатками.
Откройте программу просмотра отпечатков и загрузите все отпечатки.
Теперь нужно взять отпечаток в левом верхнем углу и примерить его на отпечатки всех подозреваемых.
Отпечаток с записки должен совпасть с отпечатком Бренды.

Идите к ящику и положите в него косметичку с отмычками .
Позвоните Бесс.

Бесс (это может сделать и Нэд)
Кафе
Поговорите с Дирдре и узнаете, что она ненавидит Бренду.
Войдите в кафе и снова поговорите с Тони.
Во время разговора приедет машина с доставкой и Тони уйдет (если машина не приезжает - подойдите к игровому автомату "Замена букв" и начните составлять фразу, пока машина не посигналит).
Зайдите за стойку с правой стороны.
Осмотрите шкафчики внизу, откройте и возьмите ключ .
Осмотрите формочки для льда в форме звездочек.
Под шкафчиком заберите фотографии .

Откройте ключом заднюю дверь.
Осмотрите закрытые ящики тумбочки справа и банки с краской слева.
Если Бесс не брала косметичку с отмычками из ящика в участке, то переключитесь на того персонажа, который её забрал.
Осмотрите сейф и примените к замку косметичку с отмычками .
Дальше придется воспользоваться подсказкой, которую Вы видели в ящике стола в доме Нэнси.
Сначала нужно определить, какой из рисунков нам подходит.
Смотрим по расположению отмычек и цветной метке на них - ищем соответствующий рисунок в книге.
Сообщение под рисунком расшифровывается так: "Шкаф с документами: каждая вторая" (русская версия) и "File cabinet: every second one" (англ.версия).
Теперь осмотрите буквы, написанные кругом.
Они расшифровываются так:
К - Красный, С - Синий, З - зелёный, Ж - жёлтый (русская версия);
R – Red, B – Blue, G – Green, Y – Yellow (английская версия).
Эти буквы соответствуют цветам на ручках отмычек.
Значит, Вы должны нажать на отмычки в определенной последовательности.
Эта последовательность и задается буквами.
Так как в подсказке внизу рисунка написано «через один», значит и последовательность букв (и нажатий отмычек) берем через одну, начиная от выделенной буквы К:
К-Ж-С-З-З-З-С-К-Ж-К-С (R: R-Y-B-G-G-G-B-R-Y-R-B) или: красный-желтый-синий-зеленый-зеленый-зеленый-синий-красный-желтый-красный-синий.
Нажав на отмычки с соответствующими цветами, Вы откроете шкафчик.


Осмотрите обе папки с пометками.
В одной из них – планы ратуши, а во второй – информация о Нэнси.
Выходите из кафе и позвоните ей.
Переключитесь на Нэнси.

Нэнси
Позвоните отцу и расскажите ему о Тони.
Позвоните тому из своих друзей, кто меньше всего принимал участие в деле (в нашем случае это Джесс).

Джесс
Антикварный магазин
Продолжаем проверять алиби подозреваемых. Поговорите с Алексеем и с Брендой.
Потом отправляйтесь в кафе и поговорите с Тони и Дирдре.
Снова отправляйтесь в антикварный магазин и говорите с Алексеем.
Дом Нэнси
Отправьтесь домой к Нэнси, пройдите в гостиную и повернитесь налево, к камину.
Заберите , которые прислал отец Нэнси.
Отвезите конверт с результатами анализов в участок и положите в ящик.
Переключитесь на Нэнси.

Нэнси
Заберите результаты анализов и Нэнси сравнит их с диаграммой.
Нажмите на указанное место:

Теперь у вас есть все улики, чтобы вытащить Нэнси из тюрьмы.
Идите к доске для улик и распределите их таким образом:

Потом нажмите на красную кнопку интеркома справа, и шериф разрешит Нэнси уйти.
Выходите из участка.
Теперь Нэнси сама может вести расследование дальше.

Проверка алиби
Поговорите со всеми подозреваемыми – Дирдре, Тони, Алексеем и Брендой.
Алексей сообщит, что был внутри здания во время пожара, потому что искал доказательства своей невиновности.
У Бренды возьмите визитную карточку.
Позвоните отцу, чтобы узнать информацию о Тони.
Потом позвоните Бренде, чтобы выманить ее из фургона.
Войдите в фургон и осмотрите стол, где лежит микрофон.
Возьмите бутылку спирта, Нэнси обратит внимание, что поджог был совершен с помощью спирта.
Теперь осмотрите экран, на котором изображена Бесс.
Нажмите на клавишу Play (внизу на панели справа) и просмотрите запись.
Нэнси обратит внимание, что на заднем плане Дирдре разговаривает по телефону.
Чтобы услышать, что говорит Дейдре нужно настроить плеер, убрав все посторонние звуки.
Выставите настройки примерно так:

Если вы установите ползунки правильно, они перестанут двигаться, и цифры из красных станут зелеными.
Можно сделать это на слух, остановите перемещение ползунка, когда услышите голос Дейдре.
Прослушайте запись, чтобы услышать разговор Дирдре. Кто-то поручил ей следить за Нэнси.
Осмотрите график на стене справа. Возьмите ключ и просмотрите сам график (это нужно сделать обязательно, иначе сюжет не пойдет дальше). Откройте ключом ящик справа и прочитайте письмо.
Выходите из фургона, поговорите еще раз с Алексеем в магазине и отправляйтесь в кафе.
Поговорите с Дирдре, а потом с Бесс. Войдите внутрь и поговорите с Тони. Она скажет, что Бренда может перемещаться с помощью тоннелей и поэтому так быстро оказывается в нужном месте.
Подъедьте к мэрии, поверните влево (к окну) и осмотрите на руинах удостоверение Бренды.
Можете заехать домой и поболтать с Джордж.

Путешествие в туннели
Потом снова отправляйтесь в антикварный магазин и поговорите с Алексеем.
Он сообщит, что подсказка к входу в туннели содержится в книге.
Пройдите в сторону, где стоит сундук, и осмотрите стену.
На ней висит газетная вырезка, а рядом на полке стоит книга.
Возьмите книгу и пролистайте ее. В книге будет лежать листок, осмотрите его.
Это головоломка-подсказка к входу в туннели.
Вам нужно выбрать следующую карту, последовательность символов на которой будет верной.
Если присмотреться к картам, то можно заметить, что символы на них постоянно переставляются в двух последовательностях по очереди.
Верным будет ответ С.

Переверните листок и обратите внимание, что путешествовать по тоннелям вам нужно с помощью подсказки С. Заберите листок с собой.
Войдите в фургон и поговорите с Брендой. Она признается, что хотела уничтожить карьеру Нэнси, из-за того, что Нэнси самая популярная личность в городе и ее дела затмевали репортажи Бренды.
Дом Нэнси
Отправляйтесь домой, и поговорите с Джордж. Она предложит помощь в устранении Бренды, но Нэнси нужно достать батарейку. Поднимитесь в комнату Нэнси, пройдите к ее столу и откройте верхний ящик слева. Возьмите из него батарейку.
Спуститесь на первый этаж и идите в гостиную. В это время в окно влетит камень с запиской, осмотрите его. Поговорите с Джордж, и Нэнси отдаст ей батарейку. Джордж включит специальный прибор, который заблокирует сигнал и не позволит Бренде выйти в эфир. Теперь вам нужно установить подключение от батарейки ко всем лампочкам.

Заберите устройство, которое вам даст Джесс.
Антикварный магазин
Позвоните Бренде, чтобы выманить ее из фургона. Входите в фургон и осмотрите серебристую панель на стене справа. Это и есть блок питания антенны. Откройте его и установите устройство Джордж в нишу справа. Теперь вам нужно соединить лампочки одного цвета линиями, которые не должны пересекаться.

Из панели выпадет ключ, подберите его.
Теперь развернитесь к выходу из фургона и рассмотрите плитку на полу под дверью в кабину водителя. Откройте ее и обнаружите люк. Откройте люк и спускайтесь в туннели.

Туннели
Развернитесь и идите налево. Идите прямо до третьей двери с левой стороны (5С21В). Осмотрите замок и откройте его ключом. Вы нашли подпольный штаб Бренды. Осмотрите ее сумку на стуле и обнаружите там все улики, которые подтверждают, что это Бренда подожгла мэрию. Заберите сумку. В это время войдет Бренда. После разговора, она заберет кассету и запрет Нэнси в помещении. У вас ограниченное время, чтобы выбраться из туннелей и помешать Бренде.
Развернитесь к столу и осмотрите коробку с бутылками со спиртом слева. Возьмите отвертку. Подойдите к куче сваленных коробок справа и уберите их. Под ними обнаружится дверь. Примените к ней отвертку, и Нэнси снимет ее с петель.
Далее Вам придется пользоваться подсказкой С, обнаруженной в книге Алексея.
Подсказка довольно запутанная, так что вот прохождение для лабиринта:

Поднимайтесь по лестнице, потом еще по одной. Снимите с верхней ступеньки медаль состязания. Вылезайте наружу через люк и идите в участок. Нэнси отдаст шерифу все улики против Бренды.
Просмотрите финальный видео-ролик с арестом Бренды.
Потом, как всегда, Нэнси расскажет, что дальше случилось с героями игры: Бренда ведет прогноз погоды в тюрьме, Тони не избрали, и она так и работает в кафе, Алексей восстановил свое доброе имя, так как его лупа уцелела во время пожара, Дирдре осталась такой же, устроила вечеринку, на которую пригласила только Нэда, а из старой мэрии хотят сделать музей, куратором которого назначат Алексея.
После награждения смотрите анонс нового приключения Нэнси «Tomb of the Lost Queen» («Гробница пропавшей королевы»).

Поздравляем! Вы прошли игру "Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби".

Играя уже за Нэнси, позвоните Нэду и попросите его отвлечь Дейдру, еще раз пригласив на свидание. Бедолага хоть и с неохотой, но согласиться, передайте ему дело.

В облике несчастного Нэда подойдите к Дейдре и предложите ей пообедать. Девушка хоть еще и дуется за прошлый раз, но все же согласится и парочка таинственно исчезнет, вновь вернув управление в руки Нэнси. Теперь, для полноценного прохождения игры Сгоревшее Алиби, осталось лишь осмотреть вещи, которые Дейдра впопыхах забыла на столе. Осмотреть их будет проще всего попросить Бесс - любительница сладостей находится неподалеку.

Заполучив в управление Бесс, осмотрите блокнот Дейдры. На второй странице вы найдете штрафную квитанцию на довольно круглую суму за проезд на красный свет. Ее нужно доставить в ящик находок полицейского участка, чтобы Нэнси могла ее внимательно изучить. И не забудьте передать управление главной героине.

Как обычно, заберите штрафную квитанцию из ящика находок и идите к компьютеру. Включите программу "Штрафник" и введите номер квитанции - 94627541. Милое фото, но более интересно то, что она было сделано неподалеку от Старой Мэрии в 14:11 - за 6 минут до отключения сигнализации. Но этих улик еще не достаточно.

Далее, лучше всего играть в образе Джесс. Прохождение игры Сгоревшее Алиби наконец даст вам возможность обыскать фургон ненавистной Бренды Карлтон. Отправляйтесь к ее фургончику и заходите внутрь. Поговорите с журналисткой на все темы и в конце спросите, как с ней можно связаться? Бренда даст вам свою визитку и ее номер автоматически окажется в вашем телефонном справочнике. Выходите на улицу и позвоните Бренде, на вопрос автоответчика скажите "Да". После этого можете заходить в фургон - Бренды словно дух простыл. Осмотр лучше начать с левой части фургона. На столе лежит микрофон. С него нужно взять отпечатки пальцев.

Также возле левой стены находится небольшой черный ящик, откройте его. Внутри обнаружите жидкость для снятия лака, которая могла быть использована для поджога. Если трижды открыть ящик и осмотреть жидкость, то на четвертый раз внутри вы обнаружите пасхальное яйцо, заботливо оставленное разработчиками - плюс еще одно достижение в конце прохождения игры Сгоревшее Алиби.

Теперь необходимо выяснить, кому принадлежит отпечаток пальца на записке? Направляйтесь в полицейский участок и положите образец отпечатков Бренды в ящик для найденных улик. После этого можете передавать ведение дела Нэнси.

Играем за Нэнси Дрю. Возьмите последний отпечаток пальца из ящика для улик и идите к дактилоскопическому сканеру, установленному возле полицейского компьютера. По одному переместите в него отпечатки пальцев из инвентаря, затем запускайте программу "Сравнение отпечатков". Нажмите клавишу "Искать", чтобы загрузить образцы отпечатков со сканера. Теперь вам нужно наложить образец с таинственной записки на один из отпечатков так, чтобы линии совпали. Чтобы не усложнять ваше прохождение игры Сгоревшее Алиби (русская версия), скажем сразу - необходимо накладывать образец с записки на отпечаток Бренды Карлтон. Теперь ясно, кто подставил вас. Но этого недостаточно, чтобы вызволить вас из тюрьмы. Нужно куда больше улик.

Если вы уже звонили отцу главной героини - Карсону Дрю, то наверняка просили его помощи в расшифровке результатов газоанализатора. Осталось лишь забрать необходимую информацию от его помощника, для этого переключитесь на Бесс и отправляйтесь в дом Дрю. Зайдите в гостиную и поверните налево - результаты анализов будут лежать на полке возле камина. Теперь нужно отвезти их в ящик находок в полицейском участке и передать ведение дела в руки Нэнси Дрю.

Вновь оказавшись в теле Нэнси, отправляйтесь к ящику для улик и возьмите оттуда результаты анализов. Их нужно сравнить с результатами, которые были получены вами при исследовании образца с места возгорания. Как видите, пик приходится на вещество со временем удержания 45, при этом отклик детектора больше или равняется 100. Под это описание подходит лишь одно вещество - изопропиловый спирт, найдите его показатели в таблице и щелкните на цифре 45. И хоть это не доказывает чью-либо вину, но отводит подозрение от Нэнси, так как на ее одежде были обнаружены следы бензина, но никак не изопропила.

Теперь, если вы в точности следовали нашему прохождению игры Сгоревшее Алиби (русская версия), то все улики собраны. Осталось лишь разложить их на свои места. Направляйтесь к доске для ведения дела и расставьте улики напротив каждого из подозреваемых. Правильное расположение также представлено на скриншоте.

Перечислим улики по порядку.

Нэнси Дрю:
- результаты сравнения образцов горючих веществ;
- спички;
- записка, которую подбросили Нэнси (с нее началось прохождение игры Сгоревшее Алиби);

Алексей Марковик:
- записка "Нет алиби, доклад отменен";
- записка "эфир в сундуке";
- ключи от пожарной сигнализации.

Тони Скаллари:
- записка "планы на старое здание мэрии";
- записка "Ложь. Рожок был закрыт, а не открыт";
- записка "Тоулол в кладовой";
- записка "Лед в форме снежинок";
- фотографии, найденные на полу в кафе "Рожок".

Дирдре Шаннон:
- штрафная квитанция;
- еще одна подброшенная записка, которую Дирдре любезно отдала Нэду;
- записка "Подруги не подтверждают алиби";

Бренда Карлтон:
- записка "Отпечаток на записке";
- записка "Ацетон в фургоне";
- записка "Говорит, что работала (не доказано)".

Лишь в том случае, если на доске будут размещены все вышеуказанные улики, можете нажать на красную кнопку и вызвать по интеркому МакГинниса, который, наконец, освободит вас.

Свобода! Как же приятно! Но не время рассиживаться, прохождение игры Сгоревшее Алиби требует найти и наказать преступника, а для этого необходимо пообщаться со всеми подозреваемыми. К счастью, их не так и много. Проще всего начать с парочки у кафе Рожок. Вначале пообщайтесь на все темы с Дейдрой, сидящей на улице, затем заходите внутрь и поговорите с Тони Скаллари. После этого неплохо было бы позвонить отцу и расспросить его о Тони, в том числе о ее планах на застройку города. Карсон Дрю попросит немного времени, чтобы выяснить подробности застройки, а вы пока можете продолжить общаться с подозреваемыми. Следующий на очереди - Алексей Марковик. Похоже, он единственный, кто будет рад возвращению Нэнси и предложит ей всяческую помощь.

Последний подозреваемый - Бренда Карлтон. Залезайте к ней в фургончик и пообщайтесь на все темы, в том числе спросите, как с ней можно связаться. Закончив неприятное общение, выходите на улицу и позвоните на номер Бренды и утвердительно ответьте на вопрос автоответчика. Теперь прохождение игры Сгоревшее Алиби предоставляет вам фургон в полное распоряжении, залезайте внутрь и повернитесь налево, а затем сделайте несколько шагов прямо.

В правом верхнем углу находится расписание съемок и оно, поверьте, очень плотное. Удивительно, как Бренда везде успевает?! На расписании съемок прикреплен ключ, возьмите его.

Сделайте пару шагов назад. Возле правой стены находится серый прямоугольный сейф, используйте ключ на его центральную часть (не на замок). Внутри вы обнаружите письмо, в котором Бренду отчитывают как школьницу за репортаж о фальшивых артефактах. Похоже, раскрыв то дело, Нэнси серьезно подпортила репутацию Бренды, как журналиста. Чем не мотив? Но на этом досмотр фургона не окончен. Похоже, перед своим уходом Бренда просматривала отснятое интервью с Бесс. Мы уверены, и вам стоит взглянуть на него.

Во время просмотра интервью Нэнси заметит на заднем фоне Дирдре, чтобы выяснить, что именно она делала возле места пожара, необходимо изменить настройки звука так, чтобы было слышно, что она говорит. Для этого повторно запустите запись, нажмите клавишу "Стоп" и начинайте экспериментировать с настройками.

Перед вами находятся пять столбцов, каждый из которых означает определенный канал. Каждый столбец имеет маленькую (уровень) и большую (частота) шкалу. В каждом из них вам нужно найти такое положение шкал, чтобы цифры внизу стали зелеными. Так как это занятие достаточно длительное и неинтересное, предлагаем вам воспользоваться готовыми настройками, чтобы упростить ваше прохождение игры Сгоревшее Алиби на русском:

Столбец 1 (Я): уровень (23), частота (100);
Столбец 2 (Бесс): уровень (74), частота (-100);
Столбец 3 (Авто): уровень (88), частота (17);
Столбец 4 (Птицы): уровень (50), частота (80);
Столбец 5 (Помехи): уровень (100), частота (-100).

Еще раз запустите запись, чтобы прослушать, о чем же говорила Дейдра, когда была на месте преступления. Как оказалось, она искала некую вещь.

Уверены, лучших в поиске улик, чем Нэнси, просто нет, поэтому прохождение игры СгоревшееАалиби велит направляться к сгоревшей мэрии. У левой стены вы сможете обнаружить обугленный пропуск Брэнды.

Игра с названием «Нэнси Дрю: Сгоревшее Алиби» расскажет о том, как героиня всей серии ошиблась, решив принять участие в конкурсе горячих улик. Она залезла в мэрию, которую тут же поджёг неизвестный человек. А виноватой сделали её, потому что нечего свой нос совать в дела других людей. Теперь восемнадцатилетняя американка сидит в тюрьме, а её друзья пытаются найти преступника, который подставил подружку. Ловко её обвели вокруг пальца, ничего тут не скажешь. Зная натуру Нэнси и её желание разгадывать чужие загадки, бандиты решили в наглую, подставить девчонку, несмотря на то, что её папа работает адвокатом.

Шериф в Ривер Хайтс, откуда героиня родом, сделал поблажку ей и выпустил из камеры. Разрешив свободно бродить по полицейскому участку. Да и все в городе, включая самого мэра, прекрасно понимают, что Дрю не будет заниматься поджогами ради забавы. Она порядочная девушка, поэтому ей предоставили все полномочия для поимки убийцы, но запретили покидать участок. Во-первых, потому что она все-таки подозреваемая по протоколу задержания, а во-вторых, ради её же безопасности. Её отец также настоял на том, чтобы доченька не высовывала свой нос из участка, потому что следующей жертвой станет она сама.

Игровой жанр Adventure редко может похвастаться достойными играми. Особенно если речь идёт о квестах, где нужно хорошенько пораскинуть мозгами, не прибегая к кем-то составленным ценным указаниям, предлагающим готовое прохождение игры. «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» — приятное исключение. Упомянутая девушка-детектив, являющаяся героиней большого количества игр, книг и фильмов, успела стать кумиром многих людей.

Сюжет

В данной игре девушка опять попадает в передрягу. На свой юбилей (ей исполняется 25 лет) Нэнси отправляется в Ривер Хайтс, чтобы принять участие в интеллектуальной игре, суть которой заключается в поиске улик.

В ходе случайного (а может, и нет) стечения обстоятельств хрупкая девушка оказывается обвинённой в поджоге городской ратуши, после чего попадает в руки стражей порядка, которые, в свою очередь, незамедлительно отправляют героиню в тюрьму.

Единственный, кто здесь дружит с головой, это глава местной полиции. Он считает, что Нэнси не могла устроить пожар, но отпустить её не имеет права. Таким образом, героине разрешается провести собственное расследование, но с условием не покидать при этом участка.

Особенности

Прохождение «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» будет происходить немного своеобразно. Так как героиня находится под арестом, ей будут помогать друзья. Механика такова, что, позвонив другу, игрок автоматически получает над ним управление, которое подразумевает перемещение по городу куда угодно и на чём угодно (в основном на автомобиле) — лишь бы помочь попавшей в беду подруге.

Чувство причастности к происходящему не покидает ни на минуту. Игрок невольно начинает ощущать себя таким же другом Нэнси, которому хочется выручить невинную девушку.

Предусмотрены следующие уровни сложности:

  • младший детектив;
  • старший детектив.

Они отличаются трудностью разгадывания головоломок, которые встречаются в игре.

Старт

Игра начинается с прочтения записки, в которой сказано, что героиню приглашают посетить мэрию и осмотреть термостат (в рамках конкурса «Горячие улики»). Далее идёт выбор сложности, после - полноценное действие, т. е. стартует прохождение игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби».

Героиня оказывается в складском помещении. Проходит за дверь и обращает внимание на непонятный звук. Приближая камеру к термостату на стене, можно увидеть, что из него торчит сосулька. Как она туда попала, непонятно, но лёд тает, что приводит к короткому замыканию, и на глазах Нэнси разгорается пламя. В считанные минуты пожар охватывает здание. Героиня в западне, ведь дверь, в которую только что вошла девушка, почему-то оказывается запертой. Что делать? Нужно в первую очередь изучить план эвакуации (висит справа), после чего, пользуясь хламом, что лежит рядом, построить небольшой помост, дабы пролезть в окно над дверью. Не следует паниковать, но и засиживаться на месте тоже, ведь комната наполняется дымом.

Выбравшись, необходимо двигаться к выходу согласно схеме эвакуации. Вроде беда миновала, но прохождение игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» приводит к первому «подарку судьбы» — на выходе девушку караулят четверо человек:

  • Алексей Марковик.
  • Тони Скаллари.
  • Дирдре Шаннон.
  • Бренда Карлтон.

Последняя является представительницей местной прессы и тут же засыпает героиню навязчивыми вопросами, наводящими на мысль о том, будто именно Нэнси подожгла здание.

Далее следует небольшой допрос, который проводит глава полиции — шериф МакГиннис, который ранее сотрудничал с Нэнси Дрю и помогал расследовать преступления. Он выспрашивает все подробности: кого девушка видела, заметила ли что-то подозрительное и был ли в ратуше кто-то кроме неё.

На этом завязка вроде бы и завершается, девушка находится уже у себя дома, рассказывает подруге (Бесс Марвин) о произошедшем, но вдруг раздаётся звонок в дверь, и шериф, неожиданно нагрянувший, объявляет, что слишком много улик против девушки, а потому она теперь арестована.

Потому прохождение «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби», как уже упоминалось, чуть-чуть специфично. Героине нужно каждый раз звонить и передавать управление другу.

Бесс Марвин

Прохождение продолжается путём передачи управления подруге героини. Бесс должна найти записку у сгоревшего здания ратуши и передать её героине.

На экране появляется карта города, где нужно найти здание мэрии и кликнуть на нём мышью. Произойдёт анимация движения автомобиля по карте города, после чего на экране появится само здание. Обгоревшее, грязное, полуразрушенное строение огорожено полицейской лентой, предупреждающей о запрете входить. Практически в центре экрана у обочины лежит смятый клочок бумаги — это и есть записка.

Далее на карте нужно выбрать полицейский участок, проехать туда и ни в коем случае не брать штурмом государственное учреждение. Надо лишь найти ящик для потерянных вещей слева от двери и положить записку туда. После чего позвонить подруге, чтобы продолжить игру.

Джесс Фейн

Управление далее переходит к одной из подруг главной героини — так продолжается прохождение «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби». Русская версия проработана на славу: здесь и отличная озвучка, и качественные шрифты, и даже элементы интерьера, содержащие какие-либо надписи, переведены на русский язык.

Далее шериф оповещает героиню, что не видит смысла держать её в камере. В распоряжение поступает ещё один полезный функционал — доска подозреваемых. Нужно выйти из камеры и оглядеться, она висит на стене, закрытая деревянными «ставнями». Там можно увидеть портреты тех, кто был на выходе из ратуши. А также отметку о том, что Нэнси задержана. На этой доске нужно размещать улики и вещественные доказательства.

Подойдя к двери кабинета шерифа, необходимо подслушать разговор, из которого выяснится, что кто-то из его подчинённых потерял ключи от сейфа с вещественными доказательствами. Героиня незамедлительно должна воспользоваться данным случаем, потому нужно подойти к телефону и набрать Джесс Фейн.

На карте указывается место под названием «Блинный Рай», и машина направляется туда. Становится известно, что полицейский, потерявший ключи, направился в «Мейбл Роуз», а оттуда - в антикварный магазин.

Антикварщиком является уже упомянутый ранее Алексей Марковик, который говорит, что полицейский оставил странную головоломку, которая находится на полке с новинками. Чтобы решить таковую, необходимо найти три «штырька», последовательное нажатие на которые полностью освободит центр. Разгадка зависит от уровня сложности игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» — прохождение «младший детектив» осуществит быстрее, так как загадки здесь не такие сложные. У «старшего детектива» дела обстоят чуть сложнее.

Если пронумеровать «штырьки» по часовой стрелке подобно цифрам на циферблате (присвоить значение «1» верхнему правому штырю и от него вести отсчёт), то разгадки будут следующими:

  • для младшего детектива: 3, 5, 1;
  • для старшего: 1, 2, 5, 6.

На дне будет ключ с биркой «205».

А также в левом углу у старинного сундука лежит связка ключей, которые тоже необходимо подобрать.

Выйдя из лавки, можно прочесть газету, после чего продолжить прохождение «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби». Далее нужно вернуться в участок и поместить ключи в ящик находок, после чего набрать номер Нэнси и передать управление.

Нэд Никерсон

Передаётся управление в руки Нэда всё тем же способом. Нужно, чтоб он пообщался с Дирдре в кафе «Рожок» и забрал полученное ей письмо. После — необходимо пообщаться с Бесс, а также изучить висящую на стене карту города.

Нэнси должна воспользоваться ключом и открыть ячейку 205, в которой будут:

  • подсказка к коду доступа к компьютеру в участке;
  • странная дискета объёмом 8 гигабайт;
  • руководство пользователя «Мастер безопасности».

Необходимо ознакомиться с руководством, чтобы открыть средний ящик. В нём лежит телефон Нэнси, карта памяти и ещё один элемент, без которого невозможно прохождение игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» — отмычки.

Ещё один ящик содержит протоколы по поджогу. Согласно найденной подсказке, можно попытаться ввести пароль в компьютер. Таковые могут различаться, всё зависит от выбранной сложности игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее Алиби». Прохождение «младший детектив» осуществляет на более простом уровне сложности, потому головоломки легче, чем у старшего "коллеги".

В компьютере пока что нет полезной информации, потому не стоит возле него долго задерживаться.

Какие может предложить загадки в «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» прохождение

1 часть игры позади. Дальнейший принцип тот же — передаётся управление одному из друзей, который выполняет задание. Результаты передаются Нэнси, героиня делает свою часть, составляет какие-то выводы, узнаёт что-то новое, даёт задание другому другу.

Используя приобретённый телефон, Нэнси должна позвонить отцу, а потом попросить кого-нибудь из друзей добыть образец обгорелой штукатурки из мэрии. После получения таковой нужно снова позвонить отцу, а затем передать управление другу, которому надо отправиться в дом Нэнси, чтобы проверить отпечатки пальцев на имеющейся записке Дирдре.

В доме также можно найти сладости, книгу по расследованию дел о поджогах и брошюру с кодами для отмычек. Теперь следует направиться к участку, чтобы передать Нэнси фрагмент клейкой ленты с отпечатками пальцев.

Проверка отпечатков с помощью оборудования в участке не даёт результатов, потому вот что нужно, чтобы продолжить прохождение «Нэнси Дрю: Сгоревшее Алиби»:

1. Достать отпечаток пальца Дирдре в кафе.

2. Раздобыть отпечаток антикварщика Алексея (на фляжке в его лавке).

3. Передать Нэнси результаты.

Но также у Алексея в сундуке можно найти газетную вырезку и пустую бутылку из-под эфира. У Тони Скаллари в магазине — формочку для льда (намекающую на льдинку в термостате в начале игры) и емкость из-под толуола.

Эти улики также нужно передать героине в полицейский участок через ящик находок.

После этого, нужны будут отпечатки Тони — достаточно лишь попросить у неё мороженое, чтобы заполучить таковые. Следует отметить, что нужно будет часто наведываться в дом Нэнси, чтобы пользоваться набором для снятия отпечатков пальцев. Чего не сделаешь, чтобы оправдать подругу и восстановить её «сгоревшее алиби».

"Нэнси Дрю", прохождение. Отмычка

Результаты с отпечатками относятся к Нэнси в участок, а взамен героиня выдаст набор отмычек и подсказки к вскрытию сейфа. Необходимо вернуться в кафе-мороженое и играть в игровой автомат, пока не раздастся гудок машины. После такового нужно топать в подсобное помещение, найти ящик с картотеками и приступить к вскрытию.

Вверху должны быть отмычки синяя и зелёная, внизу — красная и жёлтая. Как на подсказки Нэнси.

Требуется выбирать отмычки в следующем порядке:

  • красная;
  • желтая;
  • синяя;
  • три раза на зелёную;
  • синяя;
  • красная;
  • желтая;
  • красная;
  • синяя.

Теперь нужно забрать из сейфа документы, подтверждающие право Тони на землю, на которой построена ратуша. Улики передаются героине всё тем же привычным способом.

Нэнси звонит Карсону Дрю, задаёт вопросы касательно Тони Скаллари и передаёт управление другу с целью достать отпечаток пальца журналистки — Бренда Карлтон, чей фургончик можно найти около лавки с антиквариатом Алексея.

Достаточно выпросить у девушки визитку, чтобы назначить ей встречу, выйти из фургона и набрать её номер, выбрав в диалоге положительный вариант ответа. Доверчивая представительница прессы покинет фургон, герой забирается внутрь и снимает отпечаток с микрофона. Тут же присутствует и ёмкость с ацетоном. Косметичку тоже желательно осмотреть.

Отпечаток передаётся Нэнси, как и управление дальнейшим развитием событий.

Риверхайтская стратегия

Все четыре отпечатка собраны. Нэнси загружает сведения в компьютер и обнаруживает частичное совпадение с «пальчиками» журналистки. Далее следует часто передавать управление друзьям и забирать обратно. Действия следующие:

  • Бесс отвлекает Тони в кафе, звонит героине, отдаёт управление.
  • Нэнси звонит Нэду, который, в свою очередь, отвлекает Дэйдру, пригласив пообедать в кафе, и снова звонит Нэнси.
  • Нэнси звонит Бесс, производится осмотр стола, где была Дэйдра, из блокнота изымается транспортный билет, управление возвращается главной героине вместе с заветным билетиком.
  • Девушка-детектив анализирует билет с помощью программы TicketShark в полицейском компьютере, звонит Бесс.
  • Бесс спрашивает у Дэйдры о билете и переключается на Джесс.
  • Джесси находит дома у героини таблицу катализаторов и отвозит в участок.

После всех выполненных манипуляций со звонками друзьям Нэнси Дрю должна воспользоваться полученной таблицей, затем расставить улики на доске подозреваемых следующим образом:

После чего следует нажать долгожданную кнопку вызова инспектора, который после тщательного изучения предоставленного материала таки разрешит девушке покинуть участок. Практически подходит к концу прохождение «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби». Финал уже не за горами.

Вне участка

Теперь у Нэнси полная свобода действий, и она может побеседовать с каждым подозреваемым самостоятельно, задав все необходимые вопросы. Выяснится, что под городом имеются старые туннели, а также все улики укажут на то, что именно журналистка является главным врагом Нэнси, и она желает опозорить девушку, используя свою профессию.

Ряд нюансов:

  • подсказка для проникновения к туннелям находится в лавке Алексея;
  • верный маршрут отмечен буквой С;
  • чтобы сорвать трансляцию Бренды, нужна аккумуляторная батарейка из дома Нэнси.

Схема сборки генератора помех различается для каждой сложности игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби». Прохождение «Старший детектив» подразумевает более сложную схему, в которой нужно соединить все узлы зелёной линией. Каждый узел нужно соединить, по крайней мере, с ещё одним таковым.

Дело за малым — нужно проникнуть в машину журналистки и прикрепить к антенне устройство, чтобы продолжить прохождение игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби». «Старший детектив» и в этот раз столкнётся с более сложной задачей, нежели младший. Нужно попарно соединить гнёзда, отмеченные одним цветом, да ещё и не допускать пересечения линий.

Тут же, в фургоне, можно найти ржавый ключ, после чего обратить внимание на пятно перед дверью к водительской кабине на полу. Оказывается, чтоб этот сегмент пола можно поднять и спуститься, а потом найти дверь 5C21B, которая является тайной комнатой журналистки.

В ней можно найти бутылки из-под изопропилового спирта и множество улик, доказывающих причастность Бренды. Далее следует видеоролик, в котором Бренда признаётся в содеянном, а также запирает Нэнси в комнате, унося с собой кассету, которая, по словам преступницы, является камнем в огород Нэнси Дрю.

Выход лишь один — растащить коробки в углу и войти в самое загадочное место игры, без которого невозможно прохождение «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» — лабиринт.

Чтобы преодолеть эту головоломку, нужно вспомнить подсказки, найденные у Алексея. Они помогут пройти это место. Нужно обращать внимание на символы около дверей и открывать таковые в нужном порядке:

Здесь не важен уровень сложности игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» — прохождение «Младший детектив» равно по сложности «старшему». Лабиринт окажется достаточно несправедлив к обоим.

Решив последнюю головоломку, нужно отдать все улики МакГиннису. Вот и подошло к концу прохождение игры «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби». Финал наступил, преступники будут наказаны, а наградой игроку служит видеоролик.

Заключение

Как и все остальные игры серии, «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» представляет собой полноценный детектив с массой головоломок, запутанным сюжетом и интересными поворотами событий. Ведь, чтобы оправдать героиню, нужно найти настоящего виновника. Напряжение с каждой минутой нарастает. И только в конце, если у игрока хватит смекалки, терпения, чтобы выполнить все квесты, и внимательности, напряжённая ситуация разрешится.

Если гораздо внимательней изучать локации, можно найти пасхальные яйца, которые служат своеобразными сюрпризами в игре.

Игрок может получить также ряд достижений:

  • звукорежиссёр — если в участке (и не только) были прослушаны все аудиозаписи с допросами;
  • лакомка — достижение выдаётся, если игрок не упускал момента скушать что-нибудь сладкое (чаще всего в доме Нэнси);
  • картограф — за превосходное ориентирование на карте города;
  • пасхальное яйцо — если найдены все сюрпризы;
  • телефонист — если производились попытки дозвониться в службу спасения;
  • эксперт по пожарам — если удалось выследить всех подозреваемых в поджоге;
  • прокурор — за анализ документов;
  • цифроман — за увлечение игрой с таким названием;
  • шифровальщик — выдаётся за успехи в разгадывании загадок с перестановкой букв;
  • командный игрок — если привлёк к делу всех друзей;
  • знаток — за проявленную наблюдательность в игре и внимательность к мелочам.

Не обошлось, конечно, и без отрицательных сторон в игре. Например, несмотря на обширную карту города, не все локации задействованы. Уровень сложности влияет только на головоломки, а не на игровой процесс в целом. Рецензенты ведущих журналов отмечают высокий уровень озвучки отдельных персонажей, но низкий уровень звукового сопровождения игры в целом. То есть над саундтреком следовало бы ещё поработать.

Графика игры считается морально устаревшей даже для 2011 года выпуска. Хотя, с другой стороны, среди поклонников жанра Adventure такой фактор, как графика, обычно играет одну из последних ролей. Важнее сюжет и техническое исполнение авторской задумки.

В игре «Нэнси Дрю: Сгоревшее алиби» эти два пункта, несомненно, на высоте. Несмотря на некачественную графику, персонажи проработаны весьма грамотно: жестикулируют при диалоге, меняют позу, перемещаются. Конечно, не BioWare с графическими анимациями лица, но для квеста очень даже неплохо.

Весьма радуют: звуки шин, сирен, приглушённые голоса, когда героине приходится подслушивать, стоя под дверью, искажение голоса при беседе по телефону — всё проработано на самом высоком уровне, что создаёт непревзойдённую атмосферу погруженности в игровой процесс.