Сообщение о морских обитателях. Морские обитатели: фото с названиями и интересные факты о них Классификация морских организмов по условиям обитания и их роль в породообразовании

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3) ______ достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2. Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3. Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4. Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - растительный планктон.

5. Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Несмотря на это,

2. Поэтому

3. Вопреки этому,

4. Может быть,

5. Наоборот,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, -и, ж.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Ж. растения. Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж.

3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.

4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром - значит разрушить эффект декора, который они создают.

2. На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

3. Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.

4. Правильный ВЫБОР автомобиля - залог вашей безопасности.

5. Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ночные ВЫЗОВА

ДВУХТЫСЯЧНЫМ годом

ВЫСОЧАЙШИЙ подъём

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Готовясь к походу, многое зависит от организаторов. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик

забл.. ставший

изб..рательный

пер. .одический

предпол..гать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..ходящий, ра..бил

пр..старелый, пр..ник

пр..коснулся, пр..зыв

на..писать, о..дал

10

затм..вать

оранж..вый

плюш..вый

удоста..вая

дешёв..нький

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

узнава..мый

прокле..нный

увер..нный

ненавид..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ржи.

2. В доме, (НЕ)СМОТРЯ на вечернюю прохладу, было душно.

3. Уходя, отец (НЕ)ЗАКРЫЛ окна, и в доме стало прохладно.

4. Соня выбежала на улицу с (НЕ)ПОКРЫТОЙ платком головой.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (ПО)ВИДИМОМУ, никто, кроме Серёжи, не мог её взять!

3. (В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

4. (В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и они казались розовыми, ПОТОМУ(ЧТО) их освещало заходящее солнце.

5. Многие древние произведения, которые были переписаны (В)ТЕЧЕНИЕ VIII-IXвеков, сохранялись (В)ПЛОТЬ до последних лет.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Термин «гербарий» появился в XVI веке для обозначения засуше(1)ых растений, собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флористике, селекции.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.

2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3. Ночью ветер злится да стучит в окно.

4. В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

5. Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зелёных мотыльков.

16

Солнце (1) обойдя дом (2) заглядывало под сосны и пихты (3) своими ветвями (4) затенявшие балкон.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как известно (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Литературная пародия (1) главной задачей (2) которой (3) является ирония (4) служила средством полемики ещё со времён Ломоносова и Сумарокова.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Герои фильма не похожи друг на друга, что же их объединяет вместе?

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Деньги - это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности.

(2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (3)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?

(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», - неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек.

(9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (10)Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».

(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты - доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.

(17)Алёниной жадности решено было объявить войну - войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.

(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула - и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.

Вариант № 8546551

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

5) Основой пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов является растительный планктон, располагающийся только в верхнем слое воды, поэтому если загрязнить хотя бы часть верхнего слоя, то вся жизнь в океане погибнет.


Ответ:

Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

Прежде всего

Кроме того,

Как видим,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ , -а (-у), муж.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды (перен.). Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворённым).

2. Тот или иной источник освещения. Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу). Подойти поближе к свету. Стать против света. Посмотреть что-н. на с. (так, чтобы просвечивало). При дневном свете.

3. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с.

4. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До свету и до свету (перед рассветом). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).

5. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный!


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

красИвейший

дозвонЯтся

осведомИшься

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Чтобы приготовить маринад для рыбы, запечённой в углях, нужно СТРЯХНУТЬ семена из четырёх-пяти стручков кардамона, добавить щепотку шафрана и растереть их в ступке с солью.

Девочка резким движением откинула чёлку со лба и неожиданно спокойно и ДОВЕРЧИВО посмотрела Алексею в глаза.

ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.

Аналитики утверждают, что в наступившем году на рынке ценных бумаг можно ОЖИДАТЬ значительных изменений.

ВЫБИРАЯ то или иное направление, ориентируйтесь строго по компасу.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

любимые ПРОФЕССОРА

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

2) Рука гравёра с инструментом, как правило, двигается мало: лежащая на специальной подушке, перемещается пластина.

3) Благодаря антибиотиков многие заболевания перестали быть смертельно опасными для человека.

4) Имея много свободного времени, девочки посвящали его чтению книг.

5) Спортсмены познакомились и подружились с жителями Ванкувера.

6) Болельщики, приехавшие из многих стран мира, радостно приветствовали олимпийских чемпионов.

7) Хочется поздравить всех, кто победил на олимпиаде в Канаде.

8) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.

9) Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будет восполнять пробелы других.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

огр...ждение

г...рбарий

в...негрет

выж...гать

дог...рание

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

без..скусный, транс..ранский;

пр..ободрился, пр..вратить;

из..ян, интер...ер;

и..черпать, бе..ценный;

ант..монопольный, пр..искусный.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

кумач..вый,

отапл..вать

овлад..вать

вкусн..нький

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расплат..шься

прикле..вший

раска..шься

пристро..шь

погон..шься

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Эти далеко (не)радостные события застали нас врасплох.

Какое-то странное чувство, доселе (не)испытанное, вдруг захватило меня.

В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и (не)скончаемых распрях.

Комната была совсем (не)освещена.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ЗА)ТО часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

Работу свою Сергеев знал и любил её (ЗА)ТО, что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

(ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека - по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо - и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

Утром мы пошли (В)ДОЛЬ села, а к вечеру двинулись (В)ГЛУБЬ рощи.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и выронила золочё(3)ую пудре(4)ицу из рук.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Володя подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

2) Всё шумнее и шумнее раздавались по улицам песни да крики.

3) Я испугался и стал просить Ивана Игнатьича ничего не сказывать коменданту.

4) Микроволны раскачивают молекулы воды в продуктах и энергия их колебаний преобразуется в тепло.

5) Около Стасова всегда можно было встретить каких-то новых людей и он постоянно с некой таинственностью в голосе рекомендовал их как великих в будущем.

Ответ:

Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Маргарита (1) к сожалению (2) не смогла приехать на вечер встречи выпускников (3) однако (4) обещала навестить своих учителей сразу после летней сессии.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

Ответ:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь кораблю.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

1) Константин Николаевич и Анастасия Петровна состоят в браке уже 35 лет.

2) С годами Анастасия Петровна стала высокомерно относиться к своему мужу.

3) Константин Николаевич раздражён тем, что его жена плохо следит за домом.

4) Константину Николаевичу стало неловко из-за своей раздраженности.

5) Анастасия Петровна не убирала в доме потому, что была неряшлива.


(21) В углах паутина.

(22)− Где паутина?

высматривать в углах паутину.

(29)− Да ты ослепла, что ли?

(По С. А. Воронину*)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.

2) В предложениях 12−14 представлено повествование.

3) В предложениях 32−33 представлено рассуждение.

4) В предложениях 18−21 представлено описание.

5) В предложениях 43-44 нет элементов описания.


(1)Нет, не сразу, а как-то время от вре­ме­ни он стал за­ме­чать в самых затаённых ме­стах паутину, на полу в углах серые хол­ми­ки пыли, при­став­шую твёрдую крош­ку на краю вы­мы­той чашки или тарелки. (2)«Только ещё этого не хватало, − раздражённо думал он, − не­уже­ли так всю жизнь было, толь­ко не замечал, а теперь, сидя на пенсии, от не­че­го де­лать всё вижу...»

(4)Она сидела, низко скло­нив го­ло­ву над шитьём. (5)За по­след­нее время у неё по­яви­лась какая-то стран­ная по­треб­ность чи­нить рва­ные носки, ста­вить за­пла­ты на за­сти­ран­ные полотенца. (6)Нет, со­всем она стала не такой, какою он знал её все трид­цать пять лет после свадьбы. (7)Совсем не такой.

(8)Когда она вышла за него замуж, то по­друж­ки го­во­ри­ли ей, что он, Костя, ей не пара. (9)Почему-то счи­та­ли его менее зна­чи­тель­ным по срав­не­нию с нею. (10)Но вот в итоге − квартира, машина, дача, и всё это он, а те­перь ещё по­мо­га­ет дочери, у ко­то­рой муж ока­зал­ся лег­ко­мыс­лен­ным человеком, да и сыну при­хо­дит­ся помогать. (11)Так что если го­во­рить о доброте, то вот она − не порывом, а из ме­ся­ца в месяц, когда себе от­ка­зы­ва­ешь ради детей.

(12)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (13)Она по-прежнему сидела, низко скло­нив голову. (14)Ставила оче­ред­ную заплату. (15)В по­след­нее время у неё по­яви­лось не­ма­ло странностей. (16)Хотя бы вот эти заплаты, причём яркие. (17) Затем − щу­рить глаза, как бы свы­со­ка гля­деть на того, с кем говорит.

(18)− Следи лучше за домом. (19)Кругом грязь. (20)Ты стала неряшлива.

(21) В углах паутина.

(22)− Где паутина?

(23)И опять этот мерз­кий прищур.

(24)− Вот тут, тут, тут! (25)− Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич стал ты­кать паль­цем по

(26)− Не может быть... (27)− Ана­ста­сия Пет­ров­на со­щу­ри­лась и стала

высматривать в углах паутину.

(28)− Там ни­че­го нет, ты про­сто придираешься, − ска­за­ла она обыч­ным усталым

(29)− Да ты ослепла, что ли?

(30)Константин Ни­ко­ла­е­вич дёрнул в раз­дра­же­нии го­ло­вой и ушёл в свою комнату. (31)Встал у окна, без­дум­но глядя на улицу. (32)«Чёрт знает что, − ки­пе­ло у него на сердце, − и она ещё иронизирует. (33)Нет, надо вер­нуть­ся и за­ста­вить её снять паутину, по­ты­кать носом, а то «придираешься»... (34)И он пошёл к жене. (35) Но то, что он увидал, за­ста­ви­ло его замереть.

(36)Анастасия Пет­ров­на сто­я­ла в углу и напряжённо, как это бы­ва­ет у плохо ви­дя­ще­го человека, всмат­ри­ва­лась в стены, ви­ди­мо отыс­ки­вая паутину. (37)В её лице и во всей фи­гу­ре было что-то жалкое, беспомощное.

(38)− Настя! − встре­во­жен­но по­звал Кон­стан­тин Николаевич.

(39)Она вздрогнула, обернулась, и он уви­дал её рас­те­рян­ные глаза. (40)Они были ши­ро­ко раскрыты, затем сощурились, как бы сде­лав взгляд высокомерным.

(41)− Я... я не вижу паутины, − ска­за­ла она.

(42)«Как не видишь?» − хотел он сказать. (43)Он видел даже от двери эту чёрную нить, вздра­ги­ва­ю­щую при ма­лей­шем дви­же­нии воздуха. (44)Но смолчал, вдруг поняв, что его жена стала плохо ви­деть и что она давно уже не та ловкая, весёлая, молодая, а пожилая, если не старая, женщина, и ви­но­ва­то сказал:

(45)− Ты права, там дей­стви­тель­но нет паутины... (46)Прости...

(По С. А. Воронину*)

*Сергей Алек­се­е­вич Во­ро­нин (1913–2002) − рус­ский со­вет­ский прозаик.

Ответ:

Из предложения 37 выпишите синонимы.


(1)Нет, не сразу, а как-то время от вре­ме­ни он стал за­ме­чать в самых затаённых ме­стах паутину, на полу в углах серые хол­ми­ки пыли, при­став­шую твёрдую крош­ку на краю вы­мы­той чашки или тарелки. (2)«Только ещё этого не хватало, − раздражённо думал он, − не­уже­ли так всю жизнь было, толь­ко не замечал, а теперь, сидя на пенсии, от не­че­го де­лать всё вижу...»

(3)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (4)Она сидела, низко скло­нив го­ло­ву над шитьём. (5)За по­след­нее время у неё по­яви­лась какая-то стран­ная по­треб­ность чи­нить рва­ные носки, ста­вить за­пла­ты на за­сти­ран­ные полотенца. (6)Нет, со­всем она стала не такой, какою он знал её все трид­цать пять лет после свадьбы. (7)Совсем не такой.

(8)Когда она вышла за него замуж, то по­друж­ки го­во­ри­ли ей, что он, Костя, ей не пара. (9)Почему-то счи­та­ли его менее зна­чи­тель­ным по срав­не­нию с нею. (10)Но вот в итоге − квартира, машина, дача, и всё это он, а те­перь ещё по­мо­га­ет дочери, у ко­то­рой муж ока­зал­ся лег­ко­мыс­лен­ным человеком, да и сыну при­хо­дит­ся помогать. (11)Так что если го­во­рить о доброте, то вот она − не порывом, а из ме­ся­ца в месяц, когда себе от­ка­зы­ва­ешь ради детей.

(12)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (13)Она по-прежнему сидела, низко скло­нив голову. (14)Ставила оче­ред­ную заплату. (15)В по­след­нее время у неё по­яви­лось не­ма­ло странностей. (16)Хотя бы вот эти заплаты, причём яркие. (17) Затем − щу­рить глаза, как бы свы­со­ка гля­деть на того, с кем говорит.

(18)− Следи лучше за домом. (19)Кругом грязь. (20)Ты стала неряшлива.

(21) В углах паутина.

(22)− Где паутина?

(23)И опять этот мерз­кий прищур.

(24)− Вот тут, тут, тут! (25)− Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич стал ты­кать паль­цем по

(26)− Не может быть... (27)− Ана­ста­сия Пет­ров­на со­щу­ри­лась и стала

высматривать в углах паутину.

(28)− Там ни­че­го нет, ты про­сто придираешься, − ска­за­ла она обыч­ным усталым

(29)− Да ты ослепла, что ли?

(30)Константин Ни­ко­ла­е­вич дёрнул в раз­дра­же­нии го­ло­вой и ушёл в свою комнату. (31)Встал у окна, без­дум­но глядя на улицу. (32)«Чёрт знает что, − ки­пе­ло у него на сердце, − и она ещё иронизирует. (33)Нет, надо вер­нуть­ся и за­ста­вить её снять паутину, по­ты­кать носом, а то «придираешься»... (34)И он пошёл к жене. (35) Но то, что он увидал, за­ста­ви­ло его замереть.

(36)Анастасия Пет­ров­на сто­я­ла в углу и напряжённо, как это бы­ва­ет у плохо ви­дя­ще­го человека, всмат­ри­ва­лась в стены, ви­ди­мо отыс­ки­вая паутину. (37)В её лице и во всей фи­гу­ре было что-то жалкое, беспомощное.

(38)− Настя! − встре­во­жен­но по­звал Кон­стан­тин Николаевич.

(39)Она вздрогнула, обернулась, и он уви­дал её рас­те­рян­ные глаза. (40)Они были ши­ро­ко раскрыты, затем сощурились, как бы сде­лав взгляд высокомерным.

(41)− Я... я не вижу паутины, − ска­за­ла она.

(42)«Как не видишь?» − хотел он сказать. (43)Он видел даже от двери эту чёрную нить, вздра­ги­ва­ю­щую при ма­лей­шем дви­же­нии воздуха. (44)Но смолчал, вдруг поняв, что его жена стала плохо ви­деть и что она давно уже не та ловкая, весёлая, молодая, а пожилая, если не старая, женщина, и ви­но­ва­то сказал:

(45)− Ты права, там дей­стви­тель­но нет паутины... (46)Прости...

(По С. А. Воронину*)

*Сергей Алек­се­е­вич Во­ро­нин (1913–2002) − рус­ский со­вет­ский прозаик.

(3)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену.


Ответ:

Среди предложений 30−38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Нет, не сразу, а как-то время от вре­ме­ни он стал за­ме­чать в самых затаённых ме­стах паутину, на полу в углах серые хол­ми­ки пыли, при­став­шую твёрдую крош­ку на краю вы­мы­той чашки или тарелки. (2)«Только ещё этого не хватало, − раздражённо думал он, − не­уже­ли так всю жизнь было, толь­ко не замечал, а теперь, сидя на пенсии, от не­че­го де­лать всё вижу...»

(3)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (4)Она сидела, низко скло­нив го­ло­ву над шитьём. (5)За по­след­нее время у неё по­яви­лась какая-то стран­ная по­треб­ность чи­нить рва­ные носки, ста­вить за­пла­ты на за­сти­ран­ные полотенца. (6)Нет, со­всем она стала не такой, какою он знал её все трид­цать пять лет после свадьбы. (7)Совсем не такой.

(8)Когда она вышла за него замуж, то по­друж­ки го­во­ри­ли ей, что он, Костя, ей не пара. (9)Почему-то счи­та­ли его менее зна­чи­тель­ным по срав­не­нию с нею. (10)Но вот в итоге − квартира, машина, дача, и всё это он, а те­перь ещё по­мо­га­ет дочери, у ко­то­рой муж ока­зал­ся лег­ко­мыс­лен­ным человеком, да и сыну при­хо­дит­ся помогать. (11)Так что если го­во­рить о доброте, то вот она − не порывом, а из ме­ся­ца в месяц, когда себе от­ка­зы­ва­ешь ради детей.

(12)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (13)Она по-прежнему сидела, низко скло­нив голову. (14)Ставила оче­ред­ную заплату. (15)В по­след­нее время у неё по­яви­лось не­ма­ло странностей. (16)Хотя бы вот эти заплаты, причём яркие. (17) Затем − щу­рить глаза, как бы свы­со­ка гля­деть на того, с кем говорит.

(18)− Следи лучше за домом. (19)Кругом грязь. (20)Ты стала неряшлива.

(21) В углах паутина.

(22)− Где паутина?

(23)И опять этот мерз­кий прищур.

(24)− Вот тут, тут, тут! (25)− Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич стал ты­кать паль­цем по

(26)− Не может быть... (27)− Ана­ста­сия Пет­ров­на со­щу­ри­лась и стала

высматривать в углах паутину.

(28)− Там ни­че­го нет, ты про­сто придираешься, − ска­за­ла она обыч­ным усталым

(29)− Да ты ослепла, что ли?

(30)Константин Ни­ко­ла­е­вич дёрнул в раз­дра­же­нии го­ло­вой и ушёл в свою комнату. (31)Встал у окна, без­дум­но глядя на улицу. (32)«Чёрт знает что, − ки­пе­ло у него на сердце, − и она ещё иронизирует. (33)Нет, надо вер­нуть­ся и за­ста­вить её снять паутину, по­ты­кать носом, а то «придираешься»... (34)И он пошёл к жене. (35) Но то, что он увидал, за­ста­ви­ло его замереть.

(36)Анастасия Пет­ров­на сто­я­ла в углу и напряжённо, как это бы­ва­ет у плохо ви­дя­ще­го человека, всмат­ри­ва­лась в стены, ви­ди­мо отыс­ки­вая паутину. (37)В её лице и во всей фи­гу­ре было что-то жалкое, беспомощное.

(38)− Настя! − встре­во­жен­но по­звал Кон­стан­тин Николаевич.

(39)Она вздрогнула, обернулась, и он уви­дал её рас­те­рян­ные глаза. (40)Они были ши­ро­ко раскрыты, затем сощурились, как бы сде­лав взгляд высокомерным.

(41)− Я... я не вижу паутины, − ска­за­ла она.

(42)«Как не видишь?» − хотел он сказать. (43)Он видел даже от двери эту чёрную нить, вздра­ги­ва­ю­щую при ма­лей­шем дви­же­нии воздуха. (44)Но смолчал, вдруг поняв, что его жена стала плохо ви­деть и что она давно уже не та ловкая, весёлая, молодая, а пожилая, если не старая, женщина, и ви­но­ва­то сказал:

(45)− Ты права, там дей­стви­тель­но нет паутины... (46)Прости...

(По С. А. Воронину*)

*Сергей Алек­се­е­вич Во­ро­нин (1913–2002) − рус­ский со­вет­ский прозаик.

(3)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В центре внимания автора сложные отношения героев, которые раскрываются с помощью (А)_____ (предложения 18–29). Чувства Константина Николаевича автор передаёт с помощью (Б)_____ («кипело…на сердце» в предложении 32, «потыкать носом» в предложении 33). Образ Анастасии Петровны создан при помощи таких лексических средств, как (В)_____ («что-то жалкое» в предложении 37, растерянные глаза» в предложении 39), а также (Г)_____ (предложение 44).

Список терминов:

1) метонимия

2) эпитеты

4) метафора

5) обращение(-я)

6) антитеза

7) сравнение

8) вводные слова

9) фразеологизмы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Нет, не сразу, а как-то время от вре­ме­ни он стал за­ме­чать в самых затаённых ме­стах паутину, на полу в углах серые хол­ми­ки пыли, при­став­шую твёрдую крош­ку на краю вы­мы­той чашки или тарелки. (2)«Только ещё этого не хватало, − раздражённо думал он, − не­уже­ли так всю жизнь было, толь­ко не замечал, а теперь, сидя на пенсии, от не­че­го де­лать всё вижу...»

(3)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (4)Она сидела, низко скло­нив го­ло­ву над шитьём. (5)За по­след­нее время у неё по­яви­лась какая-то стран­ная по­треб­ность чи­нить рва­ные носки, ста­вить за­пла­ты на за­сти­ран­ные полотенца. (6)Нет, со­всем она стала не такой, какою он знал её все трид­цать пять лет после свадьбы. (7)Совсем не такой.

(8)Когда она вышла за него замуж, то по­друж­ки го­во­ри­ли ей, что он, Костя, ей не пара. (9)Почему-то счи­та­ли его менее зна­чи­тель­ным по срав­не­нию с нею. (10)Но вот в итоге − квартира, машина, дача, и всё это он, а те­перь ещё по­мо­га­ет дочери, у ко­то­рой муж ока­зал­ся лег­ко­мыс­лен­ным человеком, да и сыну при­хо­дит­ся помогать. (11)Так что если го­во­рить о доброте, то вот она − не порывом, а из ме­ся­ца в месяц, когда себе от­ка­зы­ва­ешь ради детей.

(12)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (13)Она по-прежнему сидела, низко скло­нив голову. (14)Ставила оче­ред­ную заплату. (15)В по­след­нее время у неё по­яви­лось не­ма­ло странностей. (16)Хотя бы вот эти заплаты, причём яркие. (17) Затем − щу­рить глаза, как бы свы­со­ка гля­деть на того, с кем говорит.

(18)− Следи лучше за домом. (19)Кругом грязь. (20)Ты стала неряшлива.

(21) В углах паутина.

(22)− Где паутина?

(23)И опять этот мерз­кий прищур.

(24)− Вот тут, тут, тут! (25)− Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич стал ты­кать паль­цем по

(26)− Не может быть... (27)− Ана­ста­сия Пет­ров­на со­щу­ри­лась и стала

высматривать в углах паутину.

(28)− Там ни­че­го нет, ты про­сто придираешься, − ска­за­ла она обыч­ным усталым

(29)− Да ты ослепла, что ли?

(30)Константин Ни­ко­ла­е­вич дёрнул в раз­дра­же­нии го­ло­вой и ушёл в свою комнату. (31)Встал у окна, без­дум­но глядя на улицу. (32)«Чёрт знает что, − ки­пе­ло у него на сердце, − и она ещё иронизирует. (33)Нет, надо вер­нуть­ся и за­ста­вить её снять паутину, по­ты­кать носом, а то «придираешься»... (34)И он пошёл к жене. (35) Но то, что он увидал, за­ста­ви­ло его замереть.

(36)Анастасия Пет­ров­на сто­я­ла в углу и напряжённо, как это бы­ва­ет у плохо ви­дя­ще­го человека, всмат­ри­ва­лась в стены, ви­ди­мо отыс­ки­вая паутину. (37)В её лице и во всей фи­гу­ре было что-то жалкое, беспомощное.

(38)− Настя! − встре­во­жен­но по­звал Кон­стан­тин Николаевич.

(39)Она вздрогнула, обернулась, и он уви­дал её рас­те­рян­ные глаза. (40)Они были ши­ро­ко раскрыты, затем сощурились, как бы сде­лав взгляд высокомерным.

(41)− Я... я не вижу паутины, − ска­за­ла она.

(42)«Как не видишь?» − хотел он сказать. (43)Он видел даже от двери эту чёрную нить, вздра­ги­ва­ю­щую при ма­лей­шем дви­же­нии воздуха. (44)Но смолчал, вдруг поняв, что его жена стала плохо ви­деть и что она давно уже не та ловкая, весёлая, молодая, а пожилая, если не старая, женщина, и ви­но­ва­то сказал:

(45)− Ты права, там дей­стви­тель­но нет паутины... (46)Прости...

(По С. А. Воронину*)

*Сергей Алек­се­е­вич Во­ро­нин (1913–2002) − рус­ский со­вет­ский прозаик.

(18)− Следи лучше за домом. (19)Кругом грязь. (20)Ты стала неряшлива.

(21) В углах паутина.

(22)− Где паутина?

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Нет, не сразу, а как-то время от вре­ме­ни он стал за­ме­чать в самых затаённых ме­стах паутину, на полу в углах серые хол­ми­ки пыли, при­став­шую твёрдую крош­ку на краю вы­мы­той чашки или тарелки. (2)«Только ещё этого не хватало, − раздражённо думал он, − не­уже­ли так всю жизнь было, толь­ко не замечал, а теперь, сидя на пенсии, от не­че­го де­лать всё вижу...»

(3)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (4)Она сидела, низко скло­нив го­ло­ву над шитьём. (5)За по­след­нее время у неё по­яви­лась какая-то стран­ная по­треб­ность чи­нить рва­ные носки, ста­вить за­пла­ты на за­сти­ран­ные полотенца. (6)Нет, со­всем она стала не такой, какою он знал её все трид­цать пять лет после свадьбы. (7)Совсем не такой.

(8)Когда она вышла за него замуж, то по­друж­ки го­во­ри­ли ей, что он, Костя, ей не пара. (9)Почему-то счи­та­ли его менее зна­чи­тель­ным по срав­не­нию с нею. (10)Но вот в итоге − квартира, машина, дача, и всё это он, а те­перь ещё по­мо­га­ет дочери, у ко­то­рой муж ока­зал­ся лег­ко­мыс­лен­ным человеком, да и сыну при­хо­дит­ся помогать. (11)Так что если го­во­рить о доброте, то вот она − не порывом, а из ме­ся­ца в месяц, когда себе от­ка­зы­ва­ешь ради детей.

(12)Константин Ни­ко­ла­е­вич по­гля­дел на жену. (13)Она по-прежнему сидела, низко скло­нив голову. (14)Ставила оче­ред­ную заплату. (15)В по­след­нее время у неё по­яви­лось не­ма­ло странностей. (16)Хотя бы вот эти заплаты, причём яркие. (17) Затем − щу­рить глаза, как бы свы­со­ка гля­деть на того, с кем говорит.

(18)− Следи лучше за домом. (19)Кругом грязь. (20)Ты стала неряшлива.

(21) В углах паутина.

(22)− Где паутина?

(23)И опять этот мерз­кий прищур.

(24)− Вот тут, тут, тут! (25)− Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич стал ты­кать паль­цем по

(26)− Не может быть... (27)− Ана­ста­сия Пет­ров­на со­щу­ри­лась и стала

высматривать в углах паутину.

(28)− Там ни­че­го нет, ты про­сто придираешься, − ска­за­ла она обыч­ным усталым

(29)− Да ты ослепла, что ли?

(30)Константин Ни­ко­ла­е­вич дёрнул в раз­дра­же­нии го­ло­вой и ушёл в свою комнату. (31)Встал у окна, без­дум­но глядя на улицу. (32)«Чёрт знает что, − ки­пе­ло у него на сердце, − и она ещё иронизирует. (33)Нет, надо вер­нуть­ся и за­ста­вить её снять паутину, по­ты­кать носом, а то «придираешься»... (34)И он пошёл к жене. (35) Но то, что он увидал, за­ста­ви­ло его замереть.

(36)Анастасия Пет­ров­на сто­я­ла в углу и напряжённо, как это бы­ва­ет у плохо ви­дя­ще­го человека, всмат­ри­ва­лась в стены, ви­ди­мо отыс­ки­вая паутину. (37)В её лице и во всей фи­гу­ре было что-то жалкое, беспомощное.

(38)− Настя! − встре­во­жен­но по­звал Кон­стан­тин Николаевич.

(39)Она вздрогнула, обернулась, и он уви­дал её рас­те­рян­ные глаза. (40)Они были ши­ро­ко раскрыты, затем сощурились, как бы сде­лав взгляд высокомерным.

(41)− Я... я не вижу паутины, − ска­за­ла она.

(42)«Как не видишь?» − хотел он сказать. (43)Он видел даже от двери эту чёрную нить, вздра­ги­ва­ю­щую при ма­лей­шем дви­же­нии воздуха. (44)Но смолчал, вдруг поняв, что его жена стала плохо ви­деть и что она давно уже не та ловкая, весёлая, молодая, а пожилая, если не старая, женщина, и ви­но­ва­то сказал:

(45)− Ты права, там дей­стви­тель­но нет паутины... (46)Прости...

(По С. А. Воронину*)

*Сергей Алек­се­е­вич Во­ро­нин (1913–2002) − рус­ский со­вет­ский прозаик.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Моря и океаны – колыбель жизни на Земле. Согласно некоторым теориям, всё живое на планете зародилось именно в воде. Море напоминает огромный мегаполис, где всё живет по своим законам, каждый занимает своё место и выполняет очень важную функцию. Если нарушить этот порядок, который сложился в гармоничную мозаику, то этот город перестанет существовать. Поэтому важно знать о богатствах животного мира. Узнать, кто такие морские обитатели, фото с названиями самых распространенных видов и интересные факты об их жизни можно далее.

Все живые существа, населяющие море, условно делятся на несколько категорий:

  • животные (млекопитающие);
  • рыбы;
  • водоросли и планктон;
  • глубоководная фауна;
  • змеи и черепахи.

Существуют такие животных, которых трудно отнести к определенной группе. Например, губчатые или губки.

Морские млекопитающие

Учёные открыли более 125 видов млекопитающих – обитателей моря. Их можно разделить на три основные группы:

  1. Моржи, морские котики и тюлени (отряд ластоногих).
  2. Дельфины и киты (отряд китообразных).
  3. Ламантины и дюгони (отряд травоядных).
  4. Каланы (или выдры).

Первая группа – одна из самых многочисленных (более 600 миллионов особей). Все они хищники и питаются рыбой. Моржи – очень крупные животные. Некоторые особи достигают в весе 1,5 тонны и в длину вырастают до 4 м. Удивительны при таких размерах ловкость и гибкость моржей, они легко передвигаются на суше и в воде. Благодаря особому строению глотки могут долгое время проводить в море и не утонут, даже если заснут. Толстая кожа коричневого цвета с возрастом моржа светлеет, и если удастся увидеть розового, даже почти белого, моржа, знайте – ему около 35 лет. Для этих особей это уже старость. Моржа не путают с тюленем только благодаря их отличительному признаку – бивням. Измерение одних из самых больших бивней показало почти 80 см в длину, а вес - около 5 кг. Передние плавники моржа заканчиваются пальцами – по пять на каждой лапе.

Тюлени живут в Арктике и Антарктике, поэтому могут выдержать экстремально низкие температуры (до - 80˚С). У большинства из них внешние ушные раковины отсутствуют, но слышат они очень хорошо. Тюлений мех короткий, но густой, что помогает животному передвигаться под водой. Кажется, что тюлени на суше неуклюжи и беззащитны. Перемещаются с помощью передних конечностей и живота, задние ноги у них слабо развиты. Однако резво двигаются в воде и превосходно плавают.

Морские котики очень прожорливы. В день они съедают 4 - 5 кг рыб. Морской леопард – подвид котиков – может поймать и съесть других мелких тюленей или пингвинов. Внешний вид типичен для большинства ластоногих. Котики гораздо меньше своих собратьев по отряду, поэтому они ползают по суше с помощью всех четырех конечностей. Глаза этих обитателей моря прекрасны, но известно, что видят они плохо – близорукость.

Дельфины и киты – родственники между собой. Дельфины – одни из самых необычных существ на планете. Их отличительные особенности:

  • Отсутствие ушей, носа, маленькие глаза и при этом уникальная эхолокация, позволяющая точно определять местоположение объектов в воде.
  • Голое обтекаемое туловище, без признаков шерсти или чешуи, поверхность которого постоянно обновляется.
  • Голос и зачатки речи, позволяющие дельфинам общаться между собой в стае.

Киты – гиганты среди млекопитающих. Питаются планктоном или мелкой рыбой, дышат с помощью специального отверстия, которое называется «дыхало». Во время выдоха через него проходит фонтан влажного воздуха из лёгких. Передвигаются киты в воде с помощью плавников, размер которых отличается у разных видов. Голубой кит – самое большое животное, когда-либо жившее на Земле.

Самые популярные виды морской рыбы

Вторая по многочисленности группа морских жителей включает в себя следующие виды:

  • Тресковые (путассу, треска, навага, хек, минтай, сайда и другие).
  • Скумбриевые (макрель, тунец, скумбрия и другие рыбы).
  • Камбаловые (камбала, палтус, дексист, эмбассихт и т.д.).
  • Сельдевые (менхэден атлантический, атлантическая сельдь, сельдь балтийская, тихоокеанская сельдь, европейская сардина, европейский шпрот).
  • Сарганообразные (сарган, медака, сайра и др.).
  • Морские акулы.

Первый вид обитает в морях Атлантического океана, комфортные условия для них - 0 ˚ С. Его главное внешнее отличие – усы на подбородке. Обитают, в основном, на дне, питаются планктоном, но встречаются и хищные виды. Треска – самый многочисленный представитель этого подвида. Размножается в большом количестве – около 9 миллионов икринок за один нерест. Имеет большое промысловое значение, поскольку мясо и печень обладают высокой жирностью. Минтай – долгожитель в семействе тресковых (живет 16 - 20 лет). Обитает в холодных водах, является полуглубоководной рыбой. Минтай повсеместно вылавливают.

Скумбриевые не ведут донный образ жизни. Их мясо ценится за высокую питательную ценность, жирность и большое количество витаминов.

У камбаловых глаза расположены с какой-то одной стороны головы: правой или левой. Имеют симметричные плавники и приплюснутое тело.

Сельдевые рыбы – пионер среди промысловых рыб. Отличительные особенности – нет или совсем маленькие зубы, и почти у всех отсутствует чешуя.

Сарганообразные рыбы вытянутой формы с длинными, иногда ассиметричными челюстями.

Акула – один из самых крупных морских хищников. Китовая акула - единственная, которая питается планктоном. Уникальные способности акул – обоняние и слух. Запах они могут учуять за несколько сот километров, а внутреннее ухо способно улавливать ультразвуки. Мощное оружие акулы – острые зубы, которыми она разрывает тело жертвы на куски. Одно из основных заблуждений – мнение, что все акулы опасны для человека. Только 4 вида представляют опасность для людей – акула-бык, белая, тигровая, длиннокрылая.

Мурены – морские хищники из семейства угрей, тело которых покрыто ядовитой слизью. Внешне очень похожи на змей. Практически не видят, ориентируются в пространстве по запаху.

Водоросли и планктон

Это самая многочисленная форма жизни. Есть два типа планктона:

  • Фитопланктон. Питается путем фотосинтеза. В основном, это водоросли.
  • Зоопланктон (крошечные животные и личинки рыб). Поедает фитопланктон.

К планктону относятся водоросли, бактерии, простейшие, личинки ракообразных, медузы.

Медузы – одно из самых старейших существ на Земле. Их точный видовой состав неизвестен. Один из самых крупных представителей – медуза «Львиная грива» (длина щупалец 30 м). Особенно опасна «австралийская оса». Небольшие размеры имеет вид прозрачных медуз – около 2,5 см. Когда медуза умирает, то её щупальца могут жалить еще несколько дней.

Глубоководная фауна

Жителей морского дна – великое множество, но их размеры микроскопические. Это, в основном, простейшие одноклеточные организмы, кишечнополостные, черви, ракообразные и моллюски. Однако на глубоководье встречаются и рыбы, и медузы, у которых появляются способности к свечению. Поэтому можно сказать, что под толщей воды не абсолютная темнота. Рыбы, живущие там, хищные, они используют свет для привлечения добычи. Один из самых необычных и ужасающий, на первый взгляд, – хаулиод. Это черная рыба небольших размеров с длинным усом на нижней губе, с помощью которого она передвигается, и со страшными длинными зубами.

Один из самых узнаваемых представителей отряда моллюсков – кальмар. Обитает он как в теплых, так и в холодных морях. Чем холоднее вода, тем бледнее цвет кальмара. Изменение насыщенности цвета также зависит и от электрического импульса. У некоторых особей три сердца, поэтому они обладают способностью к регенерации. Кальмары – хищники, они питаются мелкими рачками и планктоном.

К моллюскам также относятся устрицы, мидии, гребешки. Эти представители имеют мягкое тело, закрытое в раковину из двух створок. Они практически не двигаются, закапываются в ил или живут большими колониями, располагаясь по скалам и подводным рифам.

Змеи и черепахи

Морские черепахи – животные крупные. Они достигают 1,5 м в длину и могут весить до 300 кг. Ридли – самая маленькая среди всех черепах, весит не больше 50 кг. Передние лапы у черепах развиты лучше задних. Это помогает им преодолевать вплавь большие расстояния. Известно, что на суше морские черепахи появляются только для продолжения рода. Панцирь представляет собой костное образование с толстыми щитками. Его цвет – от светло-коричневого до темно-зеленого.

Добывая себе пищу, черепахи заплывают на глубину от 10 метров. В основном, они кормятся моллюсками, водорослями и иногда небольшими медузами.

Морские змеи существуют в 56 видах, объединенных в 16 родов. Встречаются у берегов Африки и Центральной Америки, в Красном море и недалеко от побережья Японии. Большая популяция обитает в Южно-Китайском море.

Глубже 200 метров змеи не погружаются, но без воздуха могут пробыть 2 часа. Поэтому дальше, чем на 5 - 6 км от суши, эти подводные жители не заплывают. Пищей для них стали ракообразные, креветки, угри. Самые известные представители морских змей:

  • Кольчатый эмидоцефал – змея с ядовитыми зубами.

Морские обитатели, их фото с названиями, ареалами обитания и необычными фактами жизни представляют большой интерес как для ученых, так и для любителей. Море – это целая Вселенная, узнавать тайны которой людям предстоит ещё не одно тысячелетие.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3) ______ достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2. Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3. Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4. Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - растительный планктон.

5. Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Несмотря на это,

2. Поэтому

3. Вопреки этому,

4. Может быть,

5. Наоборот,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, -и, ж.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Ж. растения. Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж.

3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.

4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром - значит разрушить эффект декора, который они создают.

2. На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

3. Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.

4. Правильный ВЫБОР автомобиля - залог вашей безопасности.

5. Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ночные ВЫЗОВА

ДВУХТЫСЯЧНЫМ годом

ВЫСОЧАЙШИЙ подъём

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Готовясь к походу, многое зависит от организаторов. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик

забл.. ставший

изб..рательный

пер. .одический

предпол..гать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..ходящий, ра..бил

пр..старелый, пр..ник

пр..коснулся, пр..зыв

на..писать, о..дал

10

затм..вать

оранж..вый

плюш..вый

удоста..вая

дешёв..нький

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

узнава..мый

прокле..нный

увер..нный

ненавид..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ржи.

2. В доме, (НЕ)СМОТРЯ на вечернюю прохладу, было душно.

3. Уходя, отец (НЕ)ЗАКРЫЛ окна, и в доме стало прохладно.

4. Соня выбежала на улицу с (НЕ)ПОКРЫТОЙ платком головой.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (ПО)ВИДИМОМУ, никто, кроме Серёжи, не мог её взять!

3. (В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

4. (В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и они казались розовыми, ПОТОМУ(ЧТО) их освещало заходящее солнце.

5. Многие древние произведения, которые были переписаны (В)ТЕЧЕНИЕ VIII-IXвеков, сохранялись (В)ПЛОТЬ до последних лет.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Термин «гербарий» появился в XVI веке для обозначения засуше(1)ых растений, собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флористике, селекции.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.

2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3. Ночью ветер злится да стучит в окно.

4. В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

5. Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зелёных мотыльков.

16

Солнце (1) обойдя дом (2) заглядывало под сосны и пихты (3) своими ветвями (4) затенявшие балкон.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как известно (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Литературная пародия (1) главной задачей (2) которой (3) является ирония (4) служила средством полемики ещё со времён Ломоносова и Сумарокова.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Герои фильма не похожи друг на друга, что же их объединяет вместе?

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Деньги - это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности.

(2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (3)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?

(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», - неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек.

(9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (10)Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».

(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты - доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.

(17)Алёниной жадности решено было объявить войну - войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.

(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула - и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.

УРОК 15
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона , лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3)<...> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация , содержащаяся в тексте?
1) Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.
2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.
3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.
4) Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - растительный планктон.
5) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных , живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Несмотря на это, Поэтому, Вопреки этому, Может быть, Наоборот,

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖИЗНЬ, -и, ж.
1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.
2) Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Ж. растения. Рисковать жизнью. Спасти кому н. ж.
3) Время такого существования от его возникновения до конца , а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.
4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная
ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
клАла тОрты Отрочество поднЯв сИроты

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром - значит разрушить эффект декора, который они создают.
На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа , к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.
Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.
Правильный ВЫБОР автомобиля - залог вашей безопасности.
Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Готовясь к походу, многое зависит от организаторов.
Б) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых».
В) Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.
Г) Андрюшин долго оставался на террасе , любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.
Д) После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью соответствующими буквами.