История русской церкви кратко. Краткая история православия и Русской Православной Церкви

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

История Русской Православной Церкви

ВВЕДЕНИЕ

История русской православной церкви насчитывает уже более тысячи лет. Земля Русская переживала тяжелые года, но духовные пастыри поддерживали народ русским словом и делом. Знала Россия и татар и шведов и немцев, да кого только она не знала, но всегда рядом с крестьянином, боярином, князем или императором был духовный наставник, который направлял его на путь истинный, освещал мятущийся ум Словом Божьим, недаром на протяжении многих веков слова `русский” и “православный” были синонимами…

В 1988г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства - Киевской Руси, произошедшего, согласно летописям, при святом князе Владимире Святославовиче. Однако, христиане жили на Руси задолго до этой даты, а в 955г. крещение приняла княгиня Ольга. Приняв ранее сам крещение по греческому обряду вместе с дружиной и ближними боярами, Владимир провел в 988г. массовое крещение жителей Киева в Днепре. Он приказал разрушить статуи языческих богов и места жертвоприношений, а на их месте построить церкви. Русские церковные деятели осознавали особую роль своего народа как самого многочисленного из всех православных народов. Константинополь – «второй Рим» – пал под натиском турок, так что великим центром всего православного мира стала Москва. В 1589 был учрежден Московский патриархат – первый новый патриархат с эпохи древней церкви.

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ: ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА

История Русской Православной Церкви начинается в 988 году, когда киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Но и до этого на Руси были христиане. Археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Об этой части истории русской церкви практически ничего не известно. В каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись - об этом также нет информации.

Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было крупнейшим событием нашей истории. Со времен св. князя Владимира русская Церковь в течение более 600 лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире.

В 988 году, вместе с крещением Руси были образованы и первые епархии - в Киеве Киевская метрополия, главенствующая над всею Русской церковью, в 990 году - Ростовская епархия, в 992 - Новгородская. В период раскола государства на удельные княжества каждое из них стремилось иметь свою епархию, чтобы не зависеть от других не только политически, но и духовно. Однако общее количество епархий не было велико - оно не превышало двух десятков, и при начале реформы Никона их было 13 (14). Зависимость их от центральной митрополии часто была условна - так, Новгородский архиепископ, являвшийся одним из важнейших должностных лиц боярской республики, избирался фактически независимо от Киева. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые присылались из Константинополя греческими патриархами. Позднее русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия постановления от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов на важнейшие русские города. С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющем свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1433 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. И только после бегства Исидора Иону признали все. Он был хиротонирован митрополитом 15 декабря 1448 года, при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, Русская Церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию. Позже автокефалия была признана и Константинополем.

При митрополите Ионе произошло отделение юго-западной русской Церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и населения их земель от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом. Так образовались две русских митрополии: одна управляла северо-восточной частью России, другая - юго-западным краем. Юго-западная церковь вскоре подпала под влияние католичества. Русская же православная Церковь с центром в Москве, Церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила чистоту православия.

В 1551г. при царе Иоанне Грозном в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название “Стоглавый”, так как сборник его постановлений состоял из ста глав. Этот собор оградил древне византийские православные традиции, сохранившиеся на Руси, от проникающих из-за рубежа новых религиозных веяний. Собор пригрозил строгими церковными наказаниями тем, кто дерзнул бы нарушить правила святых апостолов, искажать или отметать старые обряды и предания св. Церкви.

Первые русские святые были названы страстотерпцами. Они первыми на Руси повторили подвиг Христа Спасителя, добровольно и с кротостью приняли на себя мученический венец, а как известно из истории, первые святые как бы указывают, преобразуют путь своего народа. Так, в X веке был предсказан век XX, когда Русская Православная Церковь, миллионы верных ее чад добровольно и с кротостью совершили свой крестный путь на Голгофу.

Татаро-монгольское нашествие огненным смерчем пронеслось над христианской Русью. Русские княжества, молодые русские города, разбросанные на огромных пространствах, стали жертвой и добычей жестоких завоевателей. Героическое сопротивление всего русского народа не спасло его от порабощения, но именно Русь при нашествии Батыя в 1237 году приняла на себя всю сокрушительную мощь татаро-монгольского нашествия и стала заслоном на пути дальнейшего пути Орды в Европу. Русь была разгромлена, но не погибла. Что же помогло народу выжить? Терпение, вера и горячая молитва Спасителю, Богоматери и Святым. И осознание своей вины перед Богом. И всенародное покаяние принесло свои плоды. В Москве - малом городе Руси, который получил в наследство младший сын святого благоверного князя Александра Невского, князь Даниил в раскаянии и добромыслии зародилось великое дело - собирание разрозненных русских земель. Промыслительной была идея святого митрополита Петра перенести первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву. В начале XIV века глава Русской Церкви сделал малую тогда Москву церковной столицей, провидя её великое будущее. Москва становится общерусским центром при князе Дмитрии Донском. Он воплощал в себе лучшие черты Московских государей: глубокую религиозность, рьяный и сметливый ум, талант полководца, высокую христианскую нравственность и третьей провиденциальной личностью стал преподобный Сергий Радонежский. Преподобного Сергия история назвала Игуменом земли русской. Игумен - значит ведущий. Преподобный Сергий первый основал монастырь вдали от города и положил начало новой русской святости - в рассеянии и пустынножительстве. Ученики Преподобного Сергия поставили в отдаленных, глухих местах 40 монастырей. Ученики учеников еще более 60-ти. Собор Радонежских святых объял своим трудничеством многие окраины Московской Руси. Святость как бы разлилась вширь по всей русской земле. Княжеская власть продолжала подбирать под одну государственную руку новые уделы, а добровольное духовное миссионерство соединяло их внутренним единством. Народ веками шел под покровительство монастырей и святых старцев, способных защитить от неправедности. Преподобный Сава Сторожевский - основатель Сторожевского монастыря близ Звенигорода, преподобный Александр Свирский, возродивший Валаамский монастырь. В канун Куликовской битвы, перед лицом грядущих испытаний преподобный Сергий молился в созданной им Лавре у иконы Живоначальной Троицы о ниспослании помощи Божией.Он провидел победу над врагом. Благословляя князя Дмитрия на битву с ордынцами, он дал ему в помощь двух своих иноков - Пересвета и Ослябю. Битва пришлась на 8 сентября 1380 г., в день, когда Русская Православная Церковь празднует Рождество Богородицы. На поле Куликовском встретились две всемирные исторические силы: русская созидательная, исповедующая нравственные начала Православия, и разбойничья ордынская, основанная на насилии, на философии хищного зверя. Победа на Куликовом поле имела и общемировое значение. Она открывала путь к возрождению Русского народ, возвращала Православную Русь, окрепшую в своем сознании и назначении, в число великих самостоятельных держав, влиявших по произволению Божьему, на ход всемирно - исторического процесса. Свержение татаро-монгольского ига вызвало национальное и культурное возрождение Руси. Русская Православная Церковь приняла в этом самое деятельное участие. Иконописание особенно широко было распространено среди монахов. Иконописец становился как бы проповедником воли Божией, которая приобщает нас Горнему миру через красоту Святого Образа. Написание иконы есть Богослужение, которое сопровождается строгим постом и непрестанной молитвой.Когда в древнем монастыре писалась икона, молилась вся братия монастыря. Только так могли явиться миру Троица и Спас Звенигородский, преподобного Андрея Рублева.

В середине XV века над Вселенской Православной Церковью навис призрак римской унии. Собор русских епископов впервые независимо от Константинополя избрал митрополитом Московским и всея Руси епископа Рязанского и Муромского Иону. После падения Византийской империи после захвата ее турками Константинополя Русская Православная Церковь, будучи самой большой и значительной среди Православных Церквей, стала естественным оплотом Вселенского Православия. Памятником самосознания стала вся русская культура того времени, с его соборами, монастырями, палатами, соборной живописью. Символом Русской Церкви становится в это время Успенский Собор, заменивший в православном сознании вселенскую Святую Софию.Конец XV начало XVI веков ознаменовались явлением двух великих подвижников, почитаемых Русской Православной Церковью, преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нили Сорского. Преподобный Иосиф начал свой иноческий путь, приняв постриг у великого старца Пафнутия Боровского. Достигнув духовной зрелости, Иосиф основал свою монашескую обитель недалеко от древнего Волоколамска и ввел в ней строжайший общежительный устав. Этот подвижник и ревнитель Православия вместе с Новгородским епископом Геннадием решительно восстал против распространившейся тогда опасной ереси жидовствующих, породивших тогда великокняжеский двор.

На Соборе 1503 года был поднят вопрос о монастырских владениях. Преподобный Иосиф был убежденным сторонником монастырских владений. На Соборе ему противостоял преподобный Нил Сорский, Так по - разному и продолжалось дело преподобного Сергия в двух течениях монашеской жизни XVI века. В 1552 году царь Иоанн IV (Грозный) покорил Казанское ханство. Бывшие правители Казанские добровольно приняли Православие. В честь покорения Казанского ханства на Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, увенчанный мавританским, индийским, китайскими куполами. А над ними - купол русский. Русь того времени поражала величием, многообразием жизни. Глава Русской Церкви - митрополит Московский Макарий, был советником царя. В XVI веке в царствование Иоанна Грозного началось промыслительное движение России на Восток. Начал этот поход Ермак Тимофеевич со своим войском, но вслед за ними двинулись и другие герои - русские иноки, православные миссионеры, умирая и просвещая местные языческие племена. Слово Божие и Крест были единственным их оружием.

Эпоха Иоанна Грозного закончилась мученической кончиной его младшего сына - юного царевича Дмитрия. Десятилетний царевич, по свидетельству современников, был одарен острым умом и на него возлагали большие надежды. с его гибелью прервалась династия Рюриковичей на Московском престоле. Царевич - мученик был причислен к лику святых. Духовное возрастание Русской Церкви и укрепление Московского государства привели к идее зарождения патриаршества. Первым Московским Патриархом стал митрополит Иов (1589) В 1989 году Русская Православная Церковь торжественно отмечала это знаменательное событие. Зловещее убийство царевича Дмитрия. потом внезапная смерть царя Бориса Годунова оставили много неясного в той исторической драме. В тревогах начинался XVII век. Как страшные знамения прошли по всей Руси голод и мор. В это смутное время Патриархи стали единственной опорой в государстве. В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси был избран, вернувшийся из десятилетнего пленения митрополит Филарет - отец первого царя из династии Романовых Михаила, всенародно избранного на Земском Соборе в Москве. Начались притеснения а потом и гонения наиболее стойких епископов и православных людей.

История Русской Православной Церкви (РПЦ) начинается в 988 году, когда Киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Скорее всего, это были купцы, торговавшие с Византией. Однако об этой части истории русской церкви почти ничего не известно, в каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись - об этом также информации нет.

В 988 году, вместе с крещением Руси были образованы и первые епархии - в Киеве Киевская метрополия , главенствующая над всею Русской церковью, в 990 году - Ростовская епархия , в 992 - Новгородская . В период раскола государства на удельные княжества каждое из них стремилось иметь свою епархию, чтобы не зависеть от других не только политически, но и духовно. Однако общее количество епархий не было велико - оно не превышало двух десятков, и на начало реформы патриарха Никона их было 13. Зависимость их от центральной митрополии часто была условна - так Новгородский архиепископ, являвшийся одним из важнейших должностных лиц боярской республики, избирался фактически не зависимо от Киева.

Православная Церковь Руси была зависимой от Константинопольского патриарха и ее главы - митрополиты - назначались из столицы империи. Часто это были греки, не заинтересованные в развитии русских особенностей церкви. Разделение церкви началось с завоеванием части русских земель Литовским княжеством, а затем Литовско-Польским королевством. Король Польский и князь Литовский был заинтересован в образовании собственной, независимой от России, православной митрополии. Уже в 1354 году был рукоположен митрополит Волыно-Литовский Роман, однако независимая Литовская митрополия с центром в Вильне не прижилась (хотя борьба за нее велась до середины 15-го века). С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющим свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1431 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. Только после бегства митрополита Исидора, Иона был признан епархиями и рукоположен 15 декабря 1448 года, и при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, русская церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию, которая полторы сотни лет не была признана остальными православными церквями. Именно с образованием фактически автокефальной Русской церкви началось разделение церкви на Московскую и Западнорусскую (находящуюся в пределах Речи Посполитой), главой западнорусской церкви остался митрополит Киевский.

Однако католическая Речь Посполитая была заинтересована в полном подчинении православия папе Римскому . В Западнорусской церкви начались попытки перевода церкви в унию с Римом. Эти попытки были успешно завершены 25 декабря 1595 года, подписанием Брестской унии, по которой церковные иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви .. Унию приняли Киевский митрополит Михаил (Рагоза) и еще пять епархий - Луцкая, Хельмская, Брестско-Владимирская, Пинская, Полоцкая. Затем Перемышльская, Смоленская (1626) и Львовская (1700). Параллельно с принятием унии иерархами и фактически уничтожением иерархии православной, уния насильно насаждалась и в отдельных приходах. До 1622 года православная церковь в части Речи Посполитой существовала в качестве отдельных монастырей и приходов, подчиненных Константинопольской церкви . Королю Речи Посполитой было невыгодны постоянные религиозные восстания и трения на территории современных Украины и Белоруссии, и чтобы уменьшить напряжение было решено возобновить православную Киевскую митрополию. В 1622, впервые за 27 лет появился митрополит в Киеве, назначенный из Константинополя. По 1685 год Киевские митрополиты были экзархами Константинопольского престола. Наконец в 1685 году Киевская митрополия фактически епархией церкви Российской, 27 января 1688 года московские власти запрещают Киевскому митрополиту именоваться митрополитом "всея Руси", окончательно подчиняя киевскую кафедру московской.

Тем временем в самой Русской церкви произошли важные изменения. В 1589 Московская митрополия была преобразована в Патриархию, и ее автокефалия была признана остальными поместными церквями. Патриарх стал крайне важной фигурой в русском обществе. В 1652 году патриархом стал Никон. Для укрепления позиций русского православия на новых российских территориях (ныне Украина) и поднятия его международного престижа он провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, в частности написание Иисус вместо Исус, введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения богослужения (посолоснь), допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным, введение регулярной церковной проповеди). Богослужебные изменения были введены по подобию греческих (которые, в отличии от обрядов русских, менялись на протяжении всего предшествующего времени). В результате реформы произошел раскол церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666-1667 г. предал анафеме всех противников реформы, окончательно закрепив раскол в церкви. Появившееся движение старообрядцев вскоре распалось на множество течений, часто совсем не похожих друг на друга. Также у старообрядцев вызывал протест и способ проведения реформ - они были приняты не собором, а единолично патриархом.

Новый поворот в истории церкви произошел в 1721. Петр I, недовольный существованием мощного церковного деятеля, очень авторитетного в обществе - патриарха уничтожил эту должность. Сперва, после смерти патриарха Адриана в 1700 году не был избран новый патриарх, а был назначен местоблюститель, а в 1721 само патриаршество было официально отменено, и для руководства церковью был образован коллегиальный орган - Синод. Во главе Синода стоял обер-прокурор, не принадлежавший к церковной иерархии, который являлся обыкновенным царским чиновником.

Синодальное управление существовало до 1917 года, когда после Октябрьской революции на поместном соборе было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран вл.Тихон (Белавин). До февраля 1918 года Русская церковь имела статус государственной. Практически с самого начала начались жестокие преследования церкви, продолжавшиеся весь период существования Советской власти. Также церковь была потрясен рядом расколов. Во-первых от нее отделилась Украинская Автокефальная православная церковь , образовавшаяся на территории Украинской Республики. Появилось и оппозиционное движение, активно поддержанное советскими репрессивными органами, названное обновленчеством . В период наивысшего подъема оно пользовалось поддержкой почти половины правящих архиереев (37 из 73, причем почти все православные архиереи находились в заключении). С самого начала оно было не однородным и образованные обновленцами различные церкви так никогда и не объединились. После смерти патриарха Тихона в 1924 и по 1943 год церковь, против которой проводилась активная репрессивная политика, снова не имела правящего патриарха. После 1927 года, от митрополита Сергия, признавшего советскую власть, отделились церкви и группы (некоторые из них превратились в весьма закрытые секты), так и не признавшие новую власть, которые получили коллективное название Истинно-православная церковь (самыми крупными из этих групп были иосифлиане и. даниловцы), также было мощное движение "непоминающих", которые формально не порывали с РПЦ, однако и не поминали на литургии местоблюстителя м.Сергия.

Советский период церкви - это время гонений, массового уничтожения храмов и священнослужителей. За десятилетия репрессий большинство храмов и монастырей было уничтожено (к примеру, в 1912 году в Смоленской епархии было 812 церквей, 102 часовни и 16 монастырей; на январь 1985 - всего 35 храмов). Только во время Второй Мировой войны, желая мобилизовать все имеющиеся ресурсы (в том числе и духовные), руководство СССР начало выпускать из лагерей священнослужителей и разрешать легальное существование ограниченного количества церквей. Наименование Русская православная церковь было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года. Тогда же было восстановлено патриаршество. После окончания Второй Мировой войны на присоединенных территориях Западной Украины была ликвидирована УГКЦ , чьи храмы были переданы в ведение РПЦ. До падения советского режима приходы на западе Украины составляли большинство действующих приходов церкви. Во время хрущевской "оттепели" начинается новая волна закрытия церквей - если на 1949 год приходилось 14477 храмов и молитвенных домов (однако именно с 1949 начинается процесс закрытия храмов, в 1959 только набравший обороты), в 1965 году их остается только 7551.

Введение в СССР перестройки и гласности дали новый импульс развитию церкви, особенно после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году. Началось массовое крещение ранее не крещеных людей, открытие храмов, рукоположения новых священников. На 1988 год в РПЦ было 76 епархий, 6893 прихода, а общее число духовенства составляло 7397 человек. Однако на территории Украины церковь понесла значительный урон - вышла из подполья УГКЦ , была восстановлена деятельность Украинской Автокефальной Православной Церкви . В 1991 была образована автономная Украинская Православная Церковь, а в 1993 ее митрополит Филарет провел объединительный съезд с УАПЦ , образовав УПЦ КП . Но это не уничтожило РПЦ на Украине, она т по сей день является самой многочисленной конфессией в стране. Вторым болезненным ударом церкви отделение части Эстонской епархии и ее присоединение к Константинопольскому патриархату , в результате чего между двумя патриархатами некоторое время были весьма напряженные отношения. С другой стороны по всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов, а также растет и влияние церкви. 17 мая 2007года было восстановлено общение с РПЦЗ . В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей - 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек

Краткая история Русской Православной Церкви

История Русской Православной Церкви начинается в 988 году, когда киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Но и до этого на руси были христиане. Археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Об этой части истории русской церкви практически ничего не известно. В каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись - об этом также нет информации.

В 988 году, вместе с крещением Руси были образованы и первые епархии - в Киеве Киевская метрополия, главенствующая над всею Русской церковью, в 990 году - Ростовская епархия, в 992 - Новгородская. В период раскола государства на удельные княжества каждое из них стремилось иметь свою епархию, чтобы не зависеть от других не только политически, но и духовно. Однако общее количество епархий не было велико - оно не превышало двух десятков, и при начале реформы Никона их было 13 (14). Зависимость их от центральной митрополии часто была условна - так, Новгородский архиепископ, являвшийся одним из важнейших должностных лиц боярской республики, избирался фактически независимо от Киева.

Русская Православная Церковь была зависимой от Константинопольского патриарха, ее главы - митрополиты - назначались из столицы Империи. Часто это были греки, не слишком заинтересованные в развитии русской церкви.

Разделение церкви началось с завоеванием части русских земель Литовским княжеством, а затем Литовско-Польским королевством. Король Польский и князь Литовский был зантересован в образовании собственной, независимой от России православной митрополии. Уже в 1354 году Роман был хиротонирован митрополитом Волыно-Литовским, однако это не прижилось, и было повторено только один раз.

С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющем свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1433 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. И только после бегства Исидора Иону признали все. Он был хиротонирован митрополитом 15 декабря 1448 года, при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, Русская Церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию. Позже авоткефалия была признана и Константинополем.

Однако католическая Речь Посполитая была заинтересована в подчинении православия папе Римскому. На Западе начались попытки превращения Русской Церкви в униатскую. Эти попытки были успешно завершены 25 декабря 1595 года подписанием Брестской унии, по которой церковные иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви. Унию приняли Киевский митрополит Михаил (Рагоза) и еще пять епархий - Луцкая, Хельмская, Брестско-Владимирская, Пинская, Полоцкая, затем Перемышльская, Смоленская (1626) и Львовская (1700). Паралельно с принятием унии иерархами и фактически уничтожением иерархии православной уния насильно насаждалась и в отдельных приходах. Однако далеко не все принялии унию, и православие некоторое время существовало в качестве нелегального сообщества отдельных приходов, никак не объединенных иерархически.

В 1622 году король Речи Посполитой, чтобы успокоить постоянные религиозные восстания и трения на Украине и Белорусии, решил возобновить Православную Киевскую митрополию. В 1622, впервые за 27 лет появился митрополит в Киеве, назначенный из Константинополя. По 1685 год Киевские митрополиты были экзархами Константинопольского престола. Однако униаты не прекратили своей деятельности и при двух последних митрополитах Православная Церковь была в огромном расстройстве от униатов. Наконец в 1685 году раскол в Русской церкви был преодолен - Киевская митрополия стала епархией РПЦ.

Тем временем в самой РПЦ произошли важные изменения. В 1589 Московская митрополия была преобразована в Патриархию. Патриарх стал крайне важной фигурой в русском обществе. В 1652 году патриархом стал Никон. Для укрепления позиций русского православия и поднятия его престижа он провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, в частности, написание Иисус вместо Исус, введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения богослужения (посолоснь), допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным, введение регулярной церковной проповеди). В результате реформы произошел раскол Церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666-1667 г. предал анафеме всех противников реформы, окончательно закрепив раскол. Появившееся движение старообрядцев мгновенно распалось на множество течений, часто совсем не похожих друг на друга. Также у старообрядцев вызывал протест и способ проведения реформ - они были приняты не собором, а единолично патриархом.

Новый поворот в истории церкви произошел в 1721. Петр I, недовольный существованием мощного церковного деятеля, очень авторитетного в обществе - патриарха - уничтожил эту должность. Сперва, после смерти Адриана, в 1700 году не был избран новый патриарх, а был назначен местоблюститель, а в 1721 само патриаршество было официально отменено и для руководства церковью был образован коллегиальный орган - Синод, во главе с обер-прокурором, не принадлежавшим к церковной иерархии, который являлся обыкновенным царским чиновником.

Синодальное управление существовало до 1917 года, когда после Октябрьской революции на посместном соборе было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран Тихон (Белавин). Он предал анафеме Советскую власть. Начались жестокие преследования Церкви, продолжавшиеся весь период существования Советской власти.

Одновременно новый раскол потряс церковь. Во-первых, от нее отделилась Украинская Автокефальная православная церковь, образовавшаяся на территории Украинской Республики. Однако вскоре она была уничтожена и осталась только в среде украинских эмигрантов.

Появилось и оппозиционное движение в церкви, названное обновленчеством. Начало движения относится к маю 1922 года, оно ратовало за сближение церкви с Советской властью. В период наивысшего подъема оно пользовалось поддержкой почти половины правящих архиереев (37 из 73, причем почти все православные архиереи находились в заключении). С самого начала оно было неоднородным и образованные обновленцами различные церкви так никогда и не объединились. В определенный момент обновленчеству удалось приблизить церковь к гибели - в некоторых губерниях не оставалось ни одного храма, ни одного священника, но вскоре они стали исчезать (когда власти они уже перестали быть полезными) и возвращаться в состав РПЦ. В 1946 году исчезли его последние очаги.

После смерти Тихона в 1924 и по 1943 год РПЦ снова не имела правящего патриарха. В 30-х годах от РПЦ, признавшей Советскую власть, отделились группы, секты и церкви, так и не признавшие новую власть, считающие ее "властью антихриста", а Церковь - "служанкой антихриста". В небольших количествах некоторые из этих групп существуют и поныне.

Мощный расцвет церкви, сопровождавший введение в СССР перестройки и гластности, был омрачен двумя событиями - в 1990 году была восстановлена Украинская Автокефальная Православная Церковь и таким образом был положен конец единства православия на Украине. В 1991 была образована автономная Украинская Православная Церковь, а в 1993 ее митрополит Филарет перешел к Автокефалистам. Однако это не смогло уничтожить РПЦ на Украине, и она по сей день является самой многочисленной конфесией стране. Второе - это отделение Эстонской епархии и ее присоединение к Константинопольскому патриархату.

Но, несмотря на отдельные эпизоды, возрождение Православия происходит сегодня очевидно для всех. По всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов. Растет и общественное влияние церкви.

Согласно летописной традиции, основы христианской веры принёс на Русь апостол Андрей Первозванный в середине I в.н.э.. Проникновение и распространение христианства среди восточно-славянских племён было обусловлено следующими факторами:

Торгово-экономическими и духовно-религиозными связями с Византией;

Постепенной эволюцией язычества в сторону монотеизма;

Процессом формирования государства;

Необходимостью укрепления власти киевского князя:

Развитием феодальных отношений и необходимостью оправдания социального неравенства;

Необходимостью приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

В силу особенностей геополитического положения Руси между Европой и Азией у князя Владимира существовал широкий религиозно-цивилизационный выбор. Теоретически Русь могла принять одну из трёх религий, которую исповедовали соседние государства: ислам – Волжская Булгария, иудаизм – Хазарский каганат, восточное христианство - Византия, или западное – большинство европейских стран. Выбор православия объясняется следующими факторами:

Универсальным характером вероучения, приемлемым для всех людей;

Принцип господства светской власти над духовной;

Влиянием Византии и необходимостью укрепления военно-политического союза с этим государством;

Миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия, крещением княгини Ольги;

Возможностью совершать богослужение на родном языке, привлекательностью убранства храмов.

В 988 г. состоялось массовое крещение жителей Киева в Днепре. После этого священники при активной поддержке дружины крестили жителей других русских городов. Особенностью христианизации Руси стало двоеверие, т.е. сохранение ряда языческих обрядов и верований.

История Православной Церкви на Руси начинается с формирования Киевской митрополии, зависимой от Константинопольской патриархии. Константинопольский патриарх имел право:

Благословлять митрополитов на кафедру;

Правом суда над митрополитом;

Правом разрешения религиозно-обрядовых разногласий.

В истории киевской метрополии только два митрополита были русскими: Илларион, избранный в 1051 г. и Климент в 1147 г.

Русская церковь делилась на епархии, возглавляемые епископами, сначала на 6 (X в.), затем на 15 (XIII в.). Высшее духовенство Киевской церкви содержалось за счёт государственного обеспечения – десятины от княжеских доходов. Были и другие источники доходов: торговые и судные пошлины, монастырские вотчины.

Второй этап в истории Русской Православной церкви – Московский (XIII-XIY вв.). В этот период церковь была объединяющей силой в условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Русским княжествам пришлось вести борьбу и с западноевропейскими захватчиками. Новгородский князь Александр Невский отказался от союза с католической церковью в обмен на военную помощь и впоследствии был причислен к лику святых православной церкви.


В этот период происходит перенесение престола митрополита вся Руси в Москву. Значительную лепту в национально-освободительное движение внесли митрополит Алексий и игумен Сергий Радонежский.

В середине XY в. Русская Православная Церковь стала автокефальной. В 1438 г. во Флоренции состоялся собор, на котором была принята уния между Папой Римским и византийским патриархом Иосифом, признающим главенство Рима. Митрополит Исидор, возглавлявший Русскую церковь, поддержал унию, но великий князь Московский Василий II и московское духовенство обвинили Константинополь в вероотступничестве и сместили Исидора. В 1448 г был созван собор в Москве и митрополитом был поставлен рязанский епископ Иона.

В конце XY в. Русская Православная Церковь столкнулась с ересями жидовсвующих и стригольников. Еретики отвергали троичность Бога, божественность Иисуса Христа, не признавали церковных таинств и иерархии.

Большой резонанс в общественной жизни Руси имела полемика иосифлян во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателей во главе с Нилом Сорским. Первые отстаивали право церкви и монастырей на земельную собственность и признавали главенство светской власти, утверждая, что власть князя от Бога. Нестяжатели были за независимую церковь и выступали против накопления духовенством богатства.

Митрополит Макарий венчал на царство Ивана IY Грозного, утверждая идею божественности царской власти. В середине XYI в. происходит канонизация 39 русских святых, унификация обрядов и культа. Стоглавый собор 1551 г. вводил церковный чин протопопов, следивших за дисциплиной духовенства, закреплял обычаи креститься двумя перстами, совершать крестный ход по направлению солнца (посолонь) и т.п.

В результате усиления Московского централизованного государства стало возможным утверждение патриаршества в 1589 г. Первым российским патриархом стал Иов. Третий этап в истории Русской Православной Церкви – патриарший 1589-1700 гг. После смерти Бориса Годунова и его сына патриарх Иов отказался признать власть самозванца Лжедмитрия I, за что был сослан в монастырь. Другой выдающейся личностью «Смутного времени» был патриарх Гермоген, который в условиях польско-шведской интервенции отстаивал идею православного царства. С 1619 по 1633 гг. московским патриархом был отец царя Михаила Фёдоровича – Филарет. Он стал соправителем сына и получил титул «великий государь».

В середине XYII в. произошёл раскол в Русской Православной Церкви, ставший следствием церковной реформы. Главной причиной реформы стала реализация доктрины монаха Филофея «Москва – Третий Рим», устанавливавшая историческую преемственность Москвы по отношению к первому Риму, «впавшему в латинскую ересь», и второму Риму – Константинополю, захваченному турками в 1453 г. Эта концепция обеспечивала национальное единство государства и право распространения православия за пределы России. Для превращения России в центр православия необходимо было исправить богослужебные книги и унифицировать обряды по греческим образцам. Кроме этого в книгах накопилось много ошибок, разночтений. Проведению реформы способствовало и развитие книгопечатания.

Важную роль в проведении церковной реформы сыграл патриарх Никон (1652-1666 гг.). В ходе реформ двуперстное знамение было заменено трёхперстным, вместо «Иисус» стали писать «Иисус», наряду с восьмиконечным крестом признали и четырёхконечный, хождение вокруг алтаря стали совершать против движения солнца и т.д. Произошли изменения в иконописи, церковной архитектуре и музыке.

Но реформы были приняты не всеми. Многие священники и миряне выступили против греческих образцов, считая их отступлением от истинной веры. Лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум. Последователи старой веры бежали в глухие уголки России – на Север, в Сибирь. Актами протеста стали самосожжения, «запощевания», социальные волнения.

В период проведения реформы произошёл конфликт между Никоном и царём, Алексеем Михайловичем. В основе конфликта вопрос о взаимоотношении светской и духовной власти. Идея патриарха, что «священство выше царства» привела к его низложению. Церковный собор 1666-1667 гг. лишил Никона сана и окончательно утвердил реформы, обвинив старообрядцев в расколе.

Последствиями этих событий стали:

Появление старообрядческой Церкви;

Утверждение Церкви нового обряда;

Утверждение приоритета светской власти над духовной;

Утрата Церковью монополии на идеологию;

Развитие светской культуры и общественной мысли.

Официальная Церковь наложила на старообрядцев анафему, снятую только в 1971 г.

Среди старообрядцев можно выделить два основных направления – поповцев и беспоповцев. Беспоповцы считают, что послереформенное духовенство неправильное и не имеет права на существование. Они сохранили только два таинства – крещение и исповедь. Поповцы сохранили священство.

Синоидальный период в истории Русской Православной Церкви (1700-1917 гг.) начался после смерти патриарха Адриана. Нового патриарха ПётрI не позволил избрать, и Церковь возглавил местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Царь подчинил духовенство Монастырскому приказу, перевёл священнослужителей на жалованье, провёл частичную секуляризацию церковных земель.

В 1721 г. был принят Духовный регламент, согласно которому патриаршее управление заменялось синодальным. Святейший Правительствующий Синод возглавлялся обер-прокурором и состоял. Церковные реформы Петра способствовали ещё большему подчинению церкви государству.

В конце XYIII в. Церковь лишилась почти всех своих земельных владений, а её имущество попало под государственный контроль. В XYIII в. активно развивалась миссионерская деятельность Церкви, способствующая распространению православия в Сибири, на дальнем Востоке, Кавказе.

Синодальный период характеризуется возрождением монастырской жизни и старчества. Особую славу приобрели старцы Оптиной Пустыни – Серафим Саровский(1760-1833), Амвросий Оптинский (1812-1821), Иоанн Кронштадский (1829-1908).

В XIX в. появилось большое количество духовных учебных заведений. При Александре I они были объединены в одну систему. В середине 19 в. численность духовенства достигала 60 тыс. человек. До середины века духовенство представляло собой замкнутое сословие, но в 1867 г. разрешено поступление в семинарии юношам всех сословий. К 1917 г. насчитывалось 57 семинарий и 4 духовные академии.

В августе 1917 г. в Москве начал работу Всероссийский Поместный Собор РПЦ, продолжавшийся до 1918 г. 28 октября 1917 г. было принято решение о восстановлении патриаршества. Новым патриархом был избран Тихон.

При советской власти был принят ряд законодательных актов, не только отделявших церковь от государства, но и ставивших её в дискриминированное положение. В период гражданской войны церковь и священнослужители подвергались жёсткому преследованию. За 1918-1922 гг. было арестовано 27 епископов, а от более ста тысяч священников остались 40 тысяч.

В феврале 1922 г.государство конфисковало у церкви драгоценности на борьбу с голодом. Патриарх Тихон направил послание, в котором разрешил добровольное пожертвование ценностей, за исключением священных предметов. Репрессии продолжались и при конфискации церковного имущества, более восьми тысяч священнослужителей погибли.

Для установления гражданского мира и прекращения преследования духовенства патриарх Тихон в июне 1923 г. признал законность Советской власти. Главной задачей патриарха было сохранить каноническую целостность церкви, чистоту вероучения в условиях мощной антирелигиозной кампании.

После смерти Тихона в апреле 1925 г. церковь возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий. В своей декларации 1927 г. он заявил о лояльности Церкви к Советской власти в гражданском отношении, без каких-либо уступок в вопросах веры. Это заявление не остановило репрессий и к концу 30-х гг. в СССР действовали только несколько сот церквей и только четыре епископа оставались в должности. Все монастыри и богословские учебные заведения были закрыты.

В первый день Великой Отечественной войны митрополит Сергий в своём Послании призвал православных к защите священной земли Отечества от захватчиков. Русская Православная Церковь много сделала для укрепления патриотических чувств советских людей. Церковь внесла в фонд обороны более 300 млн. рублей, на её средства были построены танковая колонна «Дмитрий Донской», авиаэскадрилья «Александр Невский».

В сентябре 1943 г. было восстановлено патриаршество. В феврале 1945 г. на место умершего Сергия патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий. Послабления первых послевоенных лет привели к увеличению числа действующих церквей, открытию двух духовных академий и восьми семинарий. Но Церкви было запрещено вести какую-либо иную деятельность кроме богослужений и подготовки священников.

В 1961 г. РПЦ вступила во Всемирный Совет Церквей. В 70- е гг. патриарх Пимен вёл активную антивоенную деятельность. По его инициативе в Москве прошла Всемирная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами».

Кардинально ситуация в Церкви изменилась в середине 80- х гг. В юбилейный 1988 г. было открыто уже более тысячи приходов, увеличен приём в духовные семинарии. По всей стране прошли торжества по случаю 1000-летия крещения Руси.

В мае 1990 г. после смерти Пимена новым Патриархом стал Алексий II . В 90-е гг. произошло подлинное отделение церкви от государства. Государство больше не пропагандировало атеизм. Религиозная организация была признана юридическим лицом, имеющим право обладать собственностью, заниматься социальной, миссионерской, благотворительной деятельностью.

В августе 2000 г. на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В этом документе сформулирована и систематизирована позиция Церкви по широкому кругу вопросов – экономических, политических, нравственных.

В мае 2007 г. подписан «Акт о каноническом общении» Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Этот документ стал итогом длительной работы по устранению противоречий и объединению Церквей на взаимоприемлемых началах.

В январе 2009 г. новым Патриархом стал Кирилл.

Литература

1. Грибанов А. Православие / А. Грибанов // Наука и жизнь. – 1993. - №6.

2. Карташов, А.В. История русской церкви. В 2 т. / А. В. Карташов. – М., 1993.

3. Мень, А. Православное богослужение. Таинство. Слово. Обряд. / А. Мень. – М., 1989.

4 Православие: словарь. – М., 1989.

5. Колесникова, В.С. Русские православные праздники / В.С.Колесникова. – 2-е изд., испр.и доп. – М., 1996.

6. Регельсон, Л.Л. Трагедия русской церкви 1917-1945 / Л.Л.Регельсон. – М., 1999.

7. Никитин, В. Новый праздник – праздник церковного единства. Акт о каноническом общении Русских Православных Церквей \ В.Никитин // Наука и религия. – 2007. - №11.

8. История религий в России: учебник / под ред. И.Я.Трофимчука. – М., 1995.

9. Избран новый Патриарх Московский и всея Руси. // Наука и религия. 2009. №2.

10. Бабкин М.А. Поместный собор 1917-1918 гг.: вопрос о совести православной паствы. // Вопросы истории. 2010. №4.

11. Вяткин В.В. Церковная политика Анны Иоанновны. // Вопросы истории. 2010 №8.

12. Пашков В. Монашество на Руси в зеркале статистики. // Наука и религия. 2010. №8

13. Мяло К. Богопричастность или богоотверженность? (Русская Православная Церковь и советское наследие). // Наука и религия. 2010. №9.

14. Пётр I и патриархи // Наука и религия. – 2006 – 2006. - № 12.

15. Русская Православная и Римско-Католическая церкви: перспективы сотрудничества. // Наука и религия. – 2005. - № 6.

16 http:// www.russion-ortodoks-church.org.ru/

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона , поставленный Собором русских епископов в году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону . Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, - раскол старообрядчества .

Синодальный период

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: "Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!"

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский) . Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. "правый раскол" и создавших "катакомбную церковь ".

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. "катакомбной церкви" по призыву еп. Афанасия (Сахарова) , которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период "потепления" в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению "борьбы за мир и разоружение".

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой "хрущевской оттепели", когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В "брежневский" период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как "граждане второго сорта".

Современная история

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию , который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

См. также

  • Русская Православная Церковь

Использованные материалы

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви