Музыкальные инструменты народов Кавказа. Дудук

Национальный армянский духовой инструмент, получивший мировое признание. В Армении его называют также и циранапох (дословно - «абрикосовая труба»). Дудук одновременно и очень простой и сложный инструмент. Он представляет собой трубку с восьмью отверстиями на передней стороне и одной на задней

Казалось бы, что может быть проще. Однако стоит мастеру заиграть, и этот маленький кусочек абрикосового дерева наполняет пространство невероятно прекрасной мелодией, полностью захватывая внимание слушателей.

Когда именно в Армении впервые появился этот инструмент точно сказать невозможно. О нем упоминал еще в V веке армянский историк Мовсес Хоренаци. Ясно одно, мелодии дудука были неотъемлемой частью армянской национальной культуры еще с давних времен. Под его звуки отмечали свадьбы и торжества и провожали в вечный путь людей покинувших этот мир. Дудук, лучше всех других инструментов, выражал чувства и эмоции армянского народа.

Приготовьтесь слушать дудук

Слышали ли вы когда-либо пение птиц на поляне, или тихое журчание горного ручья? А может вам больше по душе тихий шелест листвы, напевающей нежную мелодию леса? Всю глубину этой природной “музыки” способен передать армянский дудук. Инструмент передает теплый и мягкий звук. Он выразителен, эмоционален и лиричен.

Зачастую, при прослушивании мелодий дудука, возникает ощущение духовного умиротворения и отречения от всего земного. Мелодии дудука чисты и естественны, в них сокрыта сущность мироздания. Неудивительно, что даже после тяжелого дня эта музыка способна подарить покой и умиротворение любому слушателю.

Но как же столь простой инструмент может таить в себе такое количество очаровательных и неповторимых звуков?

Один из главных секретов дудука - материал его изготовления. Абрикосовое дерево наделяет инструмент способностью резонирования. Благодаря этому звучание дудука очень похоже на голос. А разве может какой-либо звук сравнится по силе воздействия с человеческим голосом!

Чувственность, эмоции, надежды - ни один инструмент не в силах передать сущие человеческой душе переживания с той силой и страстью как это делает дудук. И если вложить этот мощный инструмент в руки опытного мастера, то сила его возрастет в разы. Возможно, именно поэтому музыка, исполняемая на дудуке Дживаном Гаспоряном, покорила весь мир, став одним из уже признанных шедевров Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Забудьте на миг обо всех заботах, закройте дверь перед всеми тяготами и окунитесь в чувственный и потрясающий мир дудука. Он откроет перед вами самые сокровенные уголки человеческой души.

DUDUK - Djivan Gasparyan-Kapuit Manushak (Blue Violet)


«Живая» музыка дудука

Инструмент, появившийся еще тысячелетия назад, все еще продолжает покорять своим незабываемым и прекрасным звучанием. Дудук может воспроизводить музыку в самых различных тональностях, но чаще всего из него звучат печальные мелодии. Они рассказывают слушателю историю целого народа, прошедшего великий путь. В этой истории есть и радость, и грусть, в ней сама жизнь, воплощенная в музыке. Вот почему мотивы дудука никогда не устареют и не угаснут, ведь в них сокрыта душа народа.

Но музыка дудука - это не только достояние самой Армении. Теперь она звучит по всему миру. В исполнении самых известных современных мастеров (Дживан Гаспарян, Людвиг Гарибян, Геворг Дабагян, Ованес Касьян) ее можно услышать как на мировых концертных сценах, так и в современных кинофильмах.

Так дудук прозвучал в нашумевшем на весь мир фильме «Последнее искушение Христа», а затем и в таких известных экранизациях как «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Код да Винчи», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Страсти Христовы», «Онегин» и многих других.

И это лишь начало новой истории инструмента.

Дживан Гаспарян (дудук) саундрек из фильма Гладиатор

Армянский дудук - язычковая флейта.

Дудук - древний армянский язычковый духовой инструмент, который вырезают из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластинок. На лицевой стороне армянского дудука семь (бывает и иное количество) звуковых отверстий и ещё одно - на обратной стороне.

Обычно на дудуке играют два музыканта. Один солирует, другой (дамкаш) сопровождает мелодию.

Самые известные исполнители музыки на дудуке: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Бархатный, дрожащий голос дудука сопровождает сегодня голливудские фильмы. Для дудука пишут музыку серьезные композиторы. Все это заслуга замечательного армянского дудукиста Дживана Гаспаряна. Он живет в Ереване и ездит по всему миру с концертами. Благодаря ему угасший было интерес к дудуку вспыхнул в республике с новой силой. Каждый армянский мальчик мечтает стать таким, как дядя Дживан.

Все свои инструменты дядя Дживан заказывает у Овсепа Григоряна. Это известный в Армении мастер. Сын Артур работает с отцом - тоже делает дудуки. Гаспарян просит обязательно показывать ему заготовки. Артур принес несколько. Из них дядя Дживан выберет лучшую. У маэстро в коллекции около сотни дудуков. Гаспарян: "Они разные. Любой дудук, как человек. Имеешь пять сыновей - они все разные люди. И так вот эти дудуки. Один человек делал, но звучит разный звук, тембр другой".

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов. Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна, который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии.

Музыка армянского духового инструмента дудук признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. В пресс-релизе ЮНЕСКО говорится, что в последние десятилетия дудук все реже используется в народных празднованиях, постепенно переходя в категорию концертного инструмента, сообщает радио "Культура". Таким образом, он становится принадлежностью высокой культуры.

Дудук – древний армянский инструмент .

Дудук – древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластин. На лицевой стороне инструмента имеется 7-8 звуковых отверстий и ещё одно или два – на обратной стороне. В процессе эволюции инструмента мастера перепробовали десятки пород древесины. Однако подлинное звучание инструменту давал только абрикос, растущий в Армении. Недаром в своем латинском названии "фруктус Аргденика" он считается действительно армянским фруктом. Фильм Ридли Скотта "Гладиатор" по сути открыл миру дудук. После церемонии присуждения "Оскара" картине, "Нью-Йорк таймс" заметила: "как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть сокровенные звуки". Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник.

Армянский дудук делается исключительно из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос . Язычок делается из двух кусков тростника. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Дудук у других народов

Когда был создан дудук, на счет этого сколько специалистов, столько и мнений. Одни доказывают, что аж в VIII веке до Рождества Христова, другие - что на семьсот лет позже, в правление царя Тиграна II. Негромкий голос этого инструмента сопровождает почти всякое армянское застолье - неважно по веселому или грустному поводу собрались люди. В последнее время мы все чаще слышим дудук в кино, по радио и телевидению.

Дудук (от тур. düdük) - духовой музыкальный язычковой инструмент, представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты имеются также у многих народов:

  • в Армении - дудук (арм.), реже циранапо х (арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».
  • в Азербайджане - тютэк (азерб. tüt k). В Азербайджане также употребляется название балабан .
  • в Грузии - дудуки (груз.).
  • в Турции - дуду’к (тур. düdük). Также употребляется название мей .

Музыка на дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Так как все дудуки изготавливаются вручную, они требуют настройки. Настройка производится путем изменения диаметра отверстий. По трудоемкости процедура настройки сопоставима с изготовлением инструмента. Этим объясняется то, что дудуки прошедшие настройку – дороже других инструментов.

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала. На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях.

Мы попросили наших друзей из dudukist.ru подготовить для нас серию материалов про самый национальный музыкальный инструмент – дудук. В этой статье читайте про 10 лучших композиций на дудуке по версии Дудукиста.

DLE YAMAN

(Музыка и слова Комитаса)

«Dle Yaman» – крик Великого Горя, который родился 24 апреля 1915 года на пропитанной кровью и горем армянской земле. Название «Dle Yaman» не переводится. Эту песню исполняли и исполняют многие современные армянские музыканты. В том числе эта песня стала композицией, которую исполняют и на армянском дудуке. Самое непревзойдённое исполнение было у Ваче Овсепяна. Но мировую известность композиции принёс всемирно известный армянский музыкант-дудукист Дживан Гаспарян (Djivan Gasparyan). Эта Великая Песня дошла до нас в неизменном первоначальном виде – так, как она была написана Согомоном, более известным как архимандрит Комитас. Эта песня – память. Но иногда память бывает безжалостной к человеческому сознанию. Такова сложившаяся история народа, который чтит память всех братьев, сестёр, отцов и матерей. Память, что увековечена в песне.

OV, SIRUN, SIRUN («О, моя краса»)

(Музыка народная, слова: Левона Мириджаняна)

В этой песне поётся о безответной любви молодого человека к очень красивой девушке, не сумевшей оценить всю глубину обращённого к ней чувства. Песня может показаться знакомой людям старшего поколения – в советское время Арташес Аветян сделал ей эстрадную обработку. Также есть вариация этой песни, переложенная для дудука.

AKH, INCH LAV E («Эх, как хорошо!»)

Композиция повествует о человеке, который стоит на вершине высокой горы весенним солнечным днём и созерцает расцветающий мир вокруг себя. Его родина просыпается от долгого зимнего сна, вокруг щебечут птицы, распускаются цветы, журчит оттаявшая река, переливающаяся в лучах весеннего солнца. К слову сказать это очень простая и не замысловатая композиция для дудука, входит во вступительную и выпускную программы при обучении по классу «дудук» в Ереванской Государственной Консерватории. Возможно лучшее исполнение этой композиции было у дудукиста Левона Минассяна в его альбоме «Songs from a World Apart», 2005-го года.

KRUNK («Журавль»)

(Музыка Комитаса)

Эта песня повествует о времени геноцида армян. В ней рассказывается о маленьком выжившем мальчике, всю его семью убили, но он не знает об этом. И вот он ходит и спрашивает у всех не видел ли кто его маму или папу, сестёр и братьев. Когда он подходит к журавлю и задаёт ему тот же самый вопрос, журавль взмахивает крыльями и улетает, не дав ответа. Произведение «Krunk» написано Комитасом и исполнялось многими именитыми музыкантами. Позже песня была переписана для партитуры дудука.

YERAZ («Сон»)

(Слова Оганеса Шираза, играет на дудуке Левон Минассян)

В песне рассказывается о пронзительной тоске по давно умершей матери, которая явилась сыну во сне и этот сон был так ярок, что сын почувствовал теплоту маминых рук и её поцелуй, а это мелодия напомнила ему беззаботные дни детства. В конце сна мама прижимает сына к груди, утирая ему глаза от слёз. Он просыпается, а слёзы всё бегут из его глаз. И сын сожалеет, что это быль лишь только сон.

Самые красивые исполнения этой композиции принадлежат Вардуи Хачатрян и Левону Минассяну, который исполнил её в своём альбоме «The Doudouk: Beyond Borders», 2000-го года, трек № 3.

SIRECI YARIS TARAN («Полюбил – любимую увели»)

(Слова Аветика Исаакяна, играет на дудуке Ваче Овсепян)

В этой песне рассказывается о том, как молодой человек полюбил прекрасную девушку, но любимую увел другой. Теперь эта мало кому известная песня, прозвучавшая как композиция, в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» получила мировую известность. В фильме композиция называется «To Zucchabar», аранжировка была написана Хансом Циммером, а исполнена дудукистом с мировым именем – Дживаном Гаспаряном.

INDZ MI KHNDRI («Меня не спрося»)

(Композитор А. Маилян, играет на дудуке Ваче Овсепян)

Эта композиция повествует о Первой Любви.

Этот случай произошёл в Армении, много веков назад. Молодая девушка росла в небольшом деревенском селении и пела в церковном хоре. Однажды на Литургию к ним в поселение приехал молодой парень, и увидев прекрасную незнакомку, влюбился в неё. После окончания литургии они познакомились, но девушка не воспринимала любовь и ухаживания молодого человека всерьёз и посмеивалась над его чувствами. Ей казалось это ни к чему не обязывающей детской забавой. И вот однажды молодой человек решается сделать девушке предложение выйти за него замуж. В один воскресный день, после литургии, он сделал своей любимой предложение прилюдно, но она презрительно сказала: «Я за зурначи не выйду и не проси!» После того случая больше молодого парня в деревне не видели. Этот парень оказался начинающим, ещё никому неизвестным музыкантом, который играл на удивительном музыкальном инструменте – дудуке. В те времена к дудукисту и его инструменту относились несерьезно. Такого музыканта призрительно называли «зурначи» и за такого человека ни одна семья не выдавала свою дочь в жёны.Шли годы и тот случай, о котором долго говорила вся деревня, постепенно забылся. Девушка вышла замуж. Но однажды они снова встретились спустя 15 лет и послушав его игру на дудуке, девушка влюбилась в дудукиста. Когда они остались наедине, девушка, переступив через свою гордость, призналась ему в своих чувствах. На что музыкант ответил девушке: «Я когда-то любил тебя, но ты отказала мне. А теперь ты хочешь всё вернуть, но меня не спрося? Ты меня об этом не проси, ибо время ушло...»

MI LACACNI («Не делай так, чтобы я плакал»)

(Композитор Ваче Овсепян)

(В альбоме Дживана Гаспаряна «The Art Of Armenian Duduk» (1995) композиция именуется как «Evening Hour»)

Это история о молодом парне, который страдал много лет, любя одну красивую, но надменную девушку, не замечавшую его любви к ней. Она не оценила глубину его чувств и красоту его сердца. Прошли годы и множественные раны превратились в шрамы, а сердце молодого человека закалилось, как сталь.

MACHKAL («Пахарь»)

(Слова Аветика Исаакяна, исполняет на дудуке Ваче Овсепян)

Слово Մաճկալ («мачкал») с армянского языка переводится как «пахарь». Machkal образовалось из двух армянских слов «мачи» – «рукоятка плуга» и «хели» – «рука». Эта композиция повествует о нелёгком труде землепашца (пахаря), который очень рано встаёт и уходит возделывать землю, в поте лица зарабатывая свой кусок хлеба. Земля Армении, горная и каменистая, предопределила судьбу крестьянина. Хорошей, податливой для возделывания, почвы в древности было мало, а если и была, то как правило была безводной. Кормильцем крестьянской семьи и героем народных песен был конечно же вол. В Средневековой Армении, в XIII веке, существовал закон, согласно которому у крестьянина запрещалось забирать вол, так как они были необходимым условием для труда и жизни.

Произведение «Machkal» считалось коронным произведением мастера Ваче Овсепяна.

HOVERN INKAN («Наступающие Сумерки»)

(Играет на дудуке Ваче Овсепян)

Композиция повествует о мальчике-сироте, который лежит в больнице парализованный. Днями напролёт он наблюдает как других детей навещают семьи, но к нему никто не приходит, он – сирота. Ночью, когда все спят, в открытое окно дует легкий ветер после жаркого дня. Мальчик, чувствуя запах мокрой земли и весенних полевых цветов, вспоминает себя бегущим по полю, среди разлетающихся кузнечиков с разноцветными крыльями на встречу папе. Тихо капает дождь, который медленно погружает мальчика в его чудесный сон.

Утверждают, что, данный инструмент выражает все тонкости и переживания армянского народа, боль их душ и сердец. С развитием данного музыкального инструмента и с момента ознакомления с ним за пределами Армении, стали синонимами дудук и музыка для души.

Многие знают, что армяне являются древним народом, который пережил не только множество невзгод за всю свою историю, при этом всеми силами старался сохранить свою самобытную культуру – армянский дудук и танец Кочари дают самое полное представление об армянской культуре.

История создания и развития дудука. Иные названия музыкального инструмента.

В самой Армении дудук имеет множество названий, которые происходят либо из особенностей его изготовления, либо же эти названия являются дословным переводом.

Абрикосовая трубка.

Армяне называют дудук «циранапох», что в переводе означает «абрикосовая трубка». Данное название происходит из специфики технологии изготовления. Считается, что для чистоты звучания, для особой тонкости и легкости, необходимо изготавливать дудук только из абрикосового дерева. Данный факт с трудом укладывается в голове у русского человека, но абрикосовое дерево является визитной карточкой Армении из-за своих сочных и особенных плодов-абрикосов. Те, кто пробовал настоящие армянские абрикосы никогда больше не смогут есть другие сорта – в этом уверены не только сами армяне, но и те, кому довелось попробовать этот необыкновенный своей сочностью, сладостью и зрелостью фрукт.

В древние века, дудук изготавливал сам музыкант, и считалось, что именно поэтому дудук и душа музыканта сливались в одно целое во время игры и выдавали невообразимые мелодии. Виртуозы игры не передавали своим сыновьям и потомкам свой инструмент, но делились особенностями и тонкостями изготовления, помогали не только изготовить правильный инструмент, но и вложить в него душу. Со временем данная традиция утратила свою силу. В настоящее время изготовлением дудука занимаются мастера, знающие все тонкости и премудрости этого ремесла. Для того чтобы стать дудукистом необязательно играть на инструменте собственного изготовления. При этом самый популярный дудукист нынешнего времени – рассказывает, что первый свой дудук он изготовил сам, как дань традиции и в знак того, что свой путь он выбрал осознанно.

Душа абрикосового дерева.

Иным названием армянского национального достояния считается «душа абрикосового дерева» и это не просто так. Во времена изобретения дудука не было огромного разнообразия материалов и все, что производилось ручным трудом было изготовлено из подручных материалов. Хачкары производились из туфа – природа камня, часто встречающегося на террит ории Армении, а дудук из готавливался из абрикосового дерева. Первой версией историков, считается обилие абрикосовых деревьев на территории Армении и близлежащих районов, а потому предкам армян было попросту не жалко использовать данное дерево для изготовления музыкального инструмента.

Вторая версия историков находит отражение в многовековой истории армян. Суть данной версии тонко переплетается с первой, но эта более лаконична и объемна. В результате огромного количества гонений и паломничеств, армяне искали не только отдушину, но и то, что докажет всем – они развитый народ, со своей культурой, своей историей, своими особенностями. По пути из одной местности в другую, в течение походов армяне изготавливали дудуки из «подручных средств». Этими подручными средствами как раз и являлись абрикосовые деревья.

Дудук.

Во времена эпохи власти Османской империи, потомки турок называли так данный инструмент из-за схожести звука. Несмотря на вражду турок и армян (последствия геноцида 1915 года и многолетнего отрицания), армяне оставили данное название, так как оно короче, удобнее для произношения многим, нежели «циранапох».

Игра на дудуке – врожденный дар армян.

В XX веке, благодаря музыканту Дживану Гаспаряну, о дудуке узнал весь мир. Армяне всего мира ликовали – их соотечественник не только становится знаменитым сам, но и прославляет национальный инструмент! Молва о Гаспаряне, его таланте разлетелась по всему Советскому союзу, а после и за его пределами. Диаспоры многих стран желали видеть его с концертами, чтобы «закрыть глаза и окунуться у себя на Родине». Именно такими впечатлениями делились армяне, побывав на концертах Гаспаряна. Дживан не только познакомил мир с армянским национальным инструментом, он смог сделать невероятное – поднять дудук на новый уровень. Музыка дудука стала заглавной мелодией популярного голливудского фильма «Гладиатор».


Это была новая ступень в истории развития дудука. Огромное количество музыкантов захотели познать тонкости игры на «абрикосовой трубке», но их претерпевали неудачи. Гаспарян комментировал данное фиаско профессионалов так: «Не хочу никого обидеть, но для того чтобы хорошо играть на дудуке, нужно быть армянином. У нас какая-то генетическая программа, которая позволяет передать все через дудук – переживания, боль, радость, ликования. Если я доживу до момента, когда на дудуке отлично сыграет не армянин, я буду аплодировать ему стоя».

Также армяне невероятно горды тем фактом, что в 2005 году музыка дудука стала шедевром культурного наследия ЮНЕСКО. Это означало, что национальный армянский инструмент стал близок людям всего мира, а не только жителям Армении и армянскому народу.

Особенностью игры на дудуке также является тот факт, что для полноты звучания невозможно играть сольно. Игра на дудуке – парное выступление, где один дудукист солирует, а второй играет фон. При этом оба музыканта одинаково важны для любого произведения. В некоторых мелодиях к дудукистам присоединяются барабанные и духовые инструменты.

Слушая армянский дудук , невозможно не «заразиться» теми эмоциями, которые передают музыканты и совсем не важно, что это – грустная, мелодичная композиция или же зажигательная, слушатель моментально оказывается в плену дудука, в плену инструмента, играющего музыку для души.

Тот, кто ни разу не слышал его звуки, не может представить себе, что это такое. Армянский дудук – инструмент древний, но не может устареть, пока его пение продолжает радовать людей. Недаром он известен далеко за пределами Армении и постоянно находит все больше новых своих поклонников. В 2005 году музыка этого духового инструмента была признана шедевром Всемирного нематериально культурного наследия ЮНЕСКО.

Секреты изготовления армянского дудука

Дудук – духовой музыкальный инструмент. Устройство его достаточно простое – это трубка и двойной язычок, который может сниматься. Интересно, что язычок всегда изготавливается из двух пластин, для создания которых используется исключительно тростник, собираемый на берегах Аракса.

Длина как трубки, так и язычка строго определена. Так, язычок равняется 9-14 см, сама трубка может быть 40, 33, 28 см. Кроме того, на верхней его поверхности предусмотрено 7 (иногда 8, в зависимости от строя) отверстий для прохода воздуха и звука, а на нижней – 1-2 отверстия, которые закрываются большим пальцем руки.

Во время игры на инструменте человек перебирает пальцами по отверстиям, перекрывая их в нужные моменты. Одновременно на язычок оказывается воздействие воздухом, вследствие чего пластины вибрируют.

На трубке обычно имеется специальный регулятор, позволяющий настраивать нужный тон инструмента. Если на этот регулятор нажать, тональность будет повышена. И, наоборот, при небольшом ослаблении регулятора начинает снижаться и тон.

У армян имеется собственное название инструмента – циранапох. На русский язык это слово переводится как «душа абрикосового дерева». Почему именно абрикосовая? Потому что мастера, создающие его уверены, что только из абрикосового дерева можно создать настоящий волшебный инструмент.

История происхождения инструмента

Когда именно и кем был создан армянский дудук, точных сведений не имеется. Известно лишь, что он появился в невероятно древние времена и с тех пор практически не изменил своей конструкции. Если верить некоторым историкам, он известен не менее 3 000 лет, поскольку духовой инструмент, очень похожий на него, существовал в Урарту.

Эти утверждения вполне обоснованны, так как государство Урарту располагалось в свое время на Армянском нагорье – то есть, той территории, которая сегодня занята Арменией, а также частично такими странами, как Иран, Турция и . Во всяком случае, в урартских письменных источниках не один раз упоминается инструмент, напоминающий современный дудук.

Существуют и другие мнения относительно времени его происхождения. Некоторые ученые утверждают, что он был создан в I веке до нашей эры, во времена правления Тиграна II Великого. Кое-кто из исследователей опирается на записи исторических хроник V века, когда жил летописец и историк Мовсес Хоренаци. Он в своих сочинениях упоминает о циранапохе.

Зато есть бесспорные свидетельства того, что в Средние века этот музыкальный инструмент был уже широко распространен – об этом свидетельствуют иллюстрации старинных рукописей. Вполне велика вероятность и того, что, благодаря развитым торговым связям и других государств того времени, дудук получил широкое распространение не только на армянской территории. Судя по всему, им пользовались и в Крыму, и в ближневосточных странах, и даже на Балканах.

Нельзя утверждать, что этот духовой инструмент изначально имел современный вид и изготавливался сразу из абрикосовой древесины. Так, его прообразы создавались из тростника или кости. Но со временем люди начали использовать древесину. Было замечено, что различные деревья при условии одной и той же технологии изготовления дудука способны издавать различные звуки. Так и выбран был абрикос, потому что именно эта древесина умеет резонировать так, как не способна ни одна другая.

В соседних странах для создания инструментов, подобных циранапоху, выбирали орех или сливу. Тем не менее, его аналоги, созданные из древесины этих деревьев, издавали не мягкий чарующий, а резкий и не слишком приятный для уха звук.

Армяне очень трепетно относятся и к своему национальному инструменту, и к его истории. Существует целая легенда, посвященная дудуку. В ней говорится о том, как Молодой Ветер влюбился в удивительное дерево, растущее в горах. Но Старый Вихрь, услышав об этом, решил уничтожить не только деревце, но и всю растительность в округе.

После того, как Молодой Ветер попросил не делать этого, Вихрь согласился, но с условием – что Ветер никогда больше не сможет передвигаться, иначе его любимое деревце погибнет. Ветерок держался долго, до самой осени, пока с дерева не опали последние листочки. Тогда Молодой Ветер на мгновение забыл о своем обещании и взлетел.

Но как только он это сделал, дерево сразу же засохло и исчезло. От него осталась лишь небольшая ветка – и то лишь потому, что Молодой Ветер краем одежды запутался в ней. Некоторое время спустя какой-то бедняк поднял ее и решил сделать из ветки дудочку. И новый инструмент запел волшебную песню о любви и верности. Так и был изобретен дудук.

Настройка строя и особенности звучания

Возможно, именно приведенная легенда явилась причиной возникновения одного старинного обычая, который сегодня, к сожалению, уходит в прошлое. В старину этот инструмент на заказ не изготавливали. Если музыканту требовался дудук, он должен был создать его самостоятельно. Считалось, что таким образом он передает часть своей души – благодаря этому звук получался таким бархатным и живым.

Существовали и настоящие виртуозы, которые умели завораживать игрой любого слушателя. У каждого из них был собственный дудук, который находился с музыкантом на протяжении всей жизни. Своим сыновьям и ученикам такой мастер свой инструмент не передавал, однако всегда помогал советами по изготовлению их личных музыкального изделия. Все это свидетельствует о том, насколько важным в жизни любого музыканта был этот незамысловатый инструмент.

Сегодня дудукист не занимается изготовлением самостоятельно. Армянский музыкальный инструмент дудук создается руками специалистов, которым известны все тонкости подбора материала и технологии. Однако легендарный , который считается самым востребованным на сегодняшний день дудукистом, известен тем, что своими руками изготовил свой первый инструмент, решив подчеркнуть, что он по доброй воле выбрал путь музыканта и следует армянским традициям.

Вероятно, обычай создавать дудук самостоятельно имеет под собой некоторые основания ментального плана. Этот духовой инструмент способен издавать необычайно выразительные звуки. Эксперты подчеркивают, что ни один аналог не обладает таким тембром. Вслушиваясь в звучание, человек открывает себе свою же душу.

Он неким волшебным образом может всколыхнуть в сердце все самое возвышенное. Как тут не вспомнить слова композитора Арама Хачатуряна, который утверждал, что единственный в мире музыкальный инструмент, способный вызывать у него слезы, – это как раз дудук.

Исследователи в области музыки отнесли его к однооктавным диатоническим. Да, октава здесь одна, но, тем не менее, из инструмента можно извлекать и хроматические ноты. Для этого должно присутствовать определенное умение. Давно замечено, что армяне могут создавать те самые волшебные мелодии, которые составили славу инструменту. По словам того же Гаспаряна, в свое время японцы и американцы делали попытки воспроизвести звуки этого инструмента с помощью синтезатора. Однако у них ничего не получилось.

Звучание во многом зависит и от того, от строя и длины изделия. Например, в Азербайджане играют на дудуке строя си, и называют его «балабан», а в Армении, чаще всего, строй ля. На коротком инструменте в основном играют танцевальные мелодии. А вот максимально длинный – в 40 см длиной идеально подходит для того, чтобы исполнять любовные и лирические композиции.

Звук у этого удивительного инструмента является немного приглушенным, отчего кажется бархатистым. Звучит он в тональности сопрано и альта, при этом очень эмоционален. Чаще всего на нем играют парно, где выступают дудук ведущий и дам-дудук. При этом дам производит только общий фон, а мелодию играет ведущий дудукист.

Особенностью дам-дудука является игра при непрерывном дыхании. Подобной технике приходится обучаться долгое время. К тому же, сыграть соло на нем невозможно – он изумительно звучит только парно.

Значение в мировой культуре и кинематографе

Циранапох – это важная часть традиционной армянской культуры. В на этом инструменте играли в честь самых разных событий. Дудукисты сопровождали церемонии похорон, играли на свадьбах. Обязательным было их присутствие на общих народных праздниках, там, где требовались и музыка.

Сегодня его можно услышать в саундтреках Голливудских фильмов, в ансамблях и национальных оркестрах. Нередко инструмент включают в состав аккомпанемента музыкальных композиций. Нельзя еще раз не вспомнить Дживана Гаспаряна – этот композитор сотрудничал со многими известнейшими российскими и зарубежными музыкантами.

Настоящим прорывом в популяризации инструмента стал саундтрек к американскому фильму «Гладиатор». Имен после того как фильм вышел на экраны, у дудука появились тысячи поклонников. Людей заинтересовала необычная звучность и напевность национального духового инструмента.

К числу самых известных дудукистов относятся:

  • Дживан Гаспарян;
  • Ованес Касьян;
  • Мкртич Малхасян;
  • Людвиг Гарибян;
  • Ваче Овсепян;
  • Сергей Карапетян;
  • Геворг Дабагян.

Многих интересует, где можно достать такой инструмент. Купить настоящий мастеровой армянский дудук не так-то легко, поскольку это товар штучный. Самыми известными мастерами на являются Армен и Аркадий Каграманяны – отец и сын. За 40 лет они изготовили несколько сотен дудуков. Вы можете заказать духовые инструменты семьи Каграманян в магазине КавказСувенир.ру .