Всеволожский игорь евгеньевич. "ударный" - речной монитор, погибший в море Модернизации и переоборудования

Монитор - (англ. «увещеватель») низкобортный бронированный артиллерийский корабль.

История монитора «Железняков»

Монитор «Железняков» был построен на киевской судоверфи «Ленинская кузня» в 1936 году. Все металлические конструкции корабля соединялись по старинке, посредством клепки. Назван корабль был в честь балтийского матроса, участника Октябрьской революции 1917 года Анатолия Железнякова.

В 1940 «Железняков» вошел в Дунайскую военную флотилию, которая патрулировала государственную границу вдоль берегов реки. Корабль оказался под артиллерийским огнем в первый же день Второй мировой войны и вступил в бой. Силы противника оказались превосходящими, и «Железняков» с несколькими другими мониторами оказался в тылу врага. Несмотря на то, что берега реки были заняты, а боеприпасы подходили к концу «Железнякову» удалось прорвать плотный заградительный огонь береговых батарей, и уйти в открытое море. Позже монитор защищал украинские города Николаев, Очаков, Керчь и Херсон.

К осени 1941 из шести мониторов Дунайской флотилии уцелел только один - «Железняков». Позже корабль вошел в состав Азовской военной флотилии и его отправили к побережью Азовского моря на оборону Таганрога и Темрюка. В 1943 «Железняков» вошел в Керченский пролив занятый немцами, командование решилось на отчаянный маневр - свернуть с фарватера, подойти вплотную к вражескому берегу, под самые батареи и пройти по минным полям. Монитору удалось прорваться и добраться до Поти.

40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морям. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии и Югославии. На боевом счету моряков 13 уничтоженных вражеских артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое другое. В каких бы жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда возвращался с победой за что получил в народе название «неуловимого».

В 1965 году корпус и боевое вооружение «Железнякова» передали заводу. Монитор восстановили и поставили на пьедестал у Днепра, на Рыбальском острове, с тех пор «Железняков» стал кораблем-памятником.

А. Харченко. Проливом «Тысяча смертей»

А. ХАРЧЕНКО,
капитан 1 ранга, командир монитора «Железняков» в годы войны

Летом 1942 года советские войска вели ожесточенные бои с гитлеровскими полчищами на Кубани. В ходе этих боев героический подвиг совершил экипаж монитора «Железняков». Он провел свой корабль проливом, который тогда называли «Тысяча смертей», и вышел победителем. Ныне «Железняков» находится на вечной стоянке на Днепре, вблизи ордена Ленина завода «Ленинская кузница», на котором он был построен около сорока лет тому назад.

Экипаж монитора «Железняков» состоял из 72 человек. У тех из них, кто еще жив, никогда не изгладятся в памяти события героического прошлого, особенно бои на реке Кубани и прорыв в Азовское и Черное моря после того, как противник завладел городом Темрюком. «Железняков» оказался отрезанным от своих баз. Командование флота предложило взорвать корабль. Но его экипаж сумел избежать этой крайней меры, сохранить «Железнякова» и пробиться к своим.

Я вспоминаю заключительный эпизод этого прорыва. Корабль с огромными трудностями вышел, как нам казалось, в спасительное Азовское море. Это было 20 августа 1942 года.

Вечерело, когда мы подошли к мысу Пекли, что рядом с проливом.

В ожидании темноты стали на якорь вблизи затопленной землечерпалки.

В искусстве маскировки экипаж «Железнякова» достиг настоящего совершенства.

Чтобы не дать себя обнаружить, экипаж монитора подготовил для своего корабля вдоль берега несколько замаскированных стоянок. Ночью лопатами рыли в береге гнезда по длине судна для дневных скрытых огневых позиций. На палубе устанавливали целый сквер из деревьев и кустарника, причем следили, чтобы по «густоте насаждений» он не отличался от прибрежных зарослей. Палубу засыпали свежей травой. Таких, стоянок было много - основных и запасных.

Остановившись вблизи затопленной землечерпалки, мы чувствовали себя в относительной безопасности. Но вскоре задул сильный порывистый ветер. Пошли первые накатистые волны. Они стали бить в носовую часть, якорные цепи лопнули. «Самый полный вперед» не помог, корабль начало прибивать к берегу. Огромная волна, подняв судно, поставила его правым бортом к песчаной отмели. Казалось - это конец.

К исходу третьих суток нечеловеческого труда под бомбежкой авиации противника экипажу удалось снять монитор с мели. Он потерял ход более чем на 60 процентов и теперь едва мог обогнать пешехода. А на берегу Керченского пролива - фашистские батареи, в воде множество мин.

Мое решение и мнение всего экипажа были едины: нужно испытать судьбу до конца. Связавшись по радио с командованием флотилии и флота, я получил разрешение идти на прорыв, В помощь нам выслали два быстроходных катера МО. Они должны были прикрыть нас дымовой завесой от вражеского артиллерийского огня.

Около 23 часов 29 августа «Железняков» входил в Керченский пролив. С берега, занятого фашистами, скользнул луч прожектора. Через минуту вспыхнули еще два. Они скрестились на мониторе. Загремели первые залпы.. . Наши катера выбросили дымовые шашки и на полном ходу ушли из пролива. Поступили они правильно: своей гибелью не могли нам помочь. За ними потянулись лучи прожектора. Но вот шашки перестали дымить, прожекторы снова поймали нас. И тут началось такое, что, как говорится, ни в сказке рассказать, ни пером описать. Сплошные смерчи от разрывов снарядов засыпали корабль то песком, то илом с водой. А ответить у нас нечем. Что может быть обиднее?..

Когда подошли ближе, с нашего, таманского берега блеснули вспышки. Береговая артиллерия стала бить по батареям противника. Это была обещанная нам поддержка. Огонь противника немного ослаб, прицельность его уменьшилась.

А до выхода из пролива при нашей скорости оставалось еще не менее двух часов!

Принимаю решение: право на борт, ближе к противнику, держать курс вдоль берега, по минным полям, где суда не ходят - эту полосу противник не простреливал.

Теперь смерчи от разрывов больше не накрывают корабль. Рулевой, стиснув зубы, смотрит на звезду, указанную ему как ориентир - компас вышел из строя.

Так прошли страшные два часа. И, наконец, перед нами Черное море. Последний поворот влево, и мы, кажется, спасены. Но корабль закрывает своим корпусом светящийся буй. Это замечает враг. Шквал огня снова рушится на «Железнякова».

Выручило нас то, что поблизости оказался корпус затопленного морского судна. Скрывшись за него, мы сманеврировали и легли на свой курс. Огонь береговых батарей, как мы и предполагали, сосредоточился на этих обломках...

Итак, мы в Черном море! Корабль получил два тяжелых, но излечимых повреждения. «Железняков» жив и еще повоюет!

В боевых действиях мониторы участвовали как специальный класс кораблей, предназначенный для действия в прибрежных водах морей или на реках для поддержки своих войск, а также для подавления вражеской береговой обороны и для обеспечения высадки десантов.

Проект «СБ-37», который существовал в СССР, был призван создать новую серию советских кораблей повышенной маневренности. Также они должны быть покрыты броней и вооружены оружием, которое имело бы малое время необходимое на реагирование. Всего по этому проекту было построено 6 кораблей и лишь 2 из них, дожили до нашего времени — «Железняков» и «Ростовцев». Первый стоит как памятник, а второй во время ВОВ был взорван командой, поднят, восстановлен и до недавнего времени использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Остальные мониторы были взорваны своими командами во время военных действий и затонули.

27 октября 1936 года монитор «Железняков» вступил в строй. Его постройка осуществлялась под личным контролем товарища Сталина и стала всенародной стройкой, потому что все материалы и оборудование, а также вооружение принципиально изготавливалось на заводах СССР без помощи и консультации зарубежных специалистов, причем под «неусыпным оком» производилось и доставлялось в Киев в немыслимо короткие сроки. Все металлические конструкции корабля соединялись по старинке, посредством клепки, требования к которой при работе с броней были особенными. К тому же клепать броню намного тяжелее, чем обычную металлоконструкцию.

1 из 6






Война застала «Железнякова» на Дунае, у города Рени. В день нападения СССР он находился в состоянии повышенной боевой готовности. В 4 часа 15 минут 22 июня он произвел первый орудийный залп по фашистам, обстрелявшим корабль. В том первом жестоком бою, длившемся почти весь день, артиллерией монитора была уничтожена одна из батарей и сбит неприятельский самолет. Кораблю неслыханно везло в боях и его стали называть «неуловимым», но в конце августа 1942 года попал в казалось бы безвыходное положение. Отбиваясь от наседавших фашистов, монитор оказался запертым в кубанском плесе. Оставался единственный путь - по Казачьему Ерику в Ахтанизовский лиман, откуда - через мелководную речку Пересыпь - в Азовское море. Уже на подходе стало известно, что гитлеровцы установили в ее устье мощные батареи. Что делать: взорвать корабль, а самим уходить через бескрайние кубанские степи на Кавказ? Но моряки не воспользовались этой крайней мерой и решили на своем корабле пробиваться к морю. И вот когда до спасительного моря оставалось совсем немного, монитор вдруг остановился, натолкнувшись на намытый в устье песчаный барьер. Но тут произошло еще более неожиданное: низко пролетевшие над «Железняковым» самолеты с черными крестами вдруг ударили по своим же солдатам на берегу; очевидно, фашистские летчики решили, что корабль высадил десант.

Интересные факты:
— максимальная скорость корабля не превышала 15 километров в час,
— без дозаправки он мог пройти 6000 километров,
— на судне могло одновременно находиться около 70 человек.

Воспользовавшись замешательством врага, моряки завели носовой якорь; несколько попыток - и корабль, подхваченный пенистыми волнами с моря, перескочил через отмель. В хмурый сентябрьский день 1942 года израненный в непрерывных боях, истрепанный жестокими штормами и нуждающийся в основательном ремонте «Железняков» входил в Потийскую гавань: удивлению находившихся там моряков не было предела - его давно считали погибшим (фашистское командование не раз сообщало по радио о потоплении монитора).

До сентября 1944 года монитор простоял на ремонте в Поти. Затем он снова взял курс к устью Дуная, где его ждали новые бои. До победного мая 1945 года «Железняков» участвовал в боевых действиях в составе возрожденной Дунайской флотилии, а затем был «демобилизован» и попросту списан. Некоторое время он был плавскладом «ПСКЛ-4». Его вооружение пополнило Центральный военно-морской музей СССР в Ленинграде. Броневую башню с артиллерийским орудием установили у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус монитора служил причалом для речных судов и катеров. Предавалась забвению и бывшая команда монитора.

В 1965 году корпус и боевое вооружение корабля собрали с их прежних мест обитания и передали «родителю» - заводу «Ленинская кузница». Мастера получили все то, что было необходимо для полного восстановления корабля, в том числе утраченное вооружение и оборудование. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал некогда ратные подвиги и стоит по сей день рядом с заводом в парке моряков. К сожалению за ним плохо ухаживают и большинство внешних деталей украдены, разбиты или попросту сломаны до неузнаваемого состояния.

Где находится монитор железняков?
Адрес: улица Электриков, 31

Технические характеристики монитора «Железняков»: полное водоизмещение 263 тонны,
нормальное водоизмещение - 230 тонн; длина 51,2 метра, ширина 8,2 метра,
осадка 0,9 метра; мощность дизельных двигателей 140 лошадиных сил; скорость хода 8,3 узла;
дальность плавания 3700 миль. Вооружение: два 102-мм,три 45-мм и два 37-мм орудия
и три пулемета 12,7мм. Экипаж 72 человека.

Постройка "Железнякова" осуществлялась под личным контролем Сталина и стала всенародной

Стройкой, потому что все материалы и оборудование, а также вооружение, принципиально

Изготавливалось на заводах СССР без помощи и консультации зарубежных специалистов,

Все металлические конструкции монитора соединялись по старинке, посредством клепки,

Требования к которой при работе с броней были особенными.

В 1940 году создается Дунайская военная флотилия. В ее задачи входит охрана

Государственной границы, патрулирование вдоль берегов реки. В этом же году она принимает

Участие в освобождении Бессарабии. С первых дней создания флотилии в ее состав вошел и

«Железняков»

Начало Великой Отечественной войны монитор "Железняков" встретил в полной боевой

Фашистских батарей,ведущих по нему прицельный артиллерийский огонь,в 4 часа 15 минут

Корабль произвёл первый орудийный залп по позициям фашистов.Используя маневренность и

Выучку экипажа "Железняков" уходил от прямых попаданий снарядов и вёл ответный огонь по

Батареям и самолётам противника.В результате этого ожесточенного боя,закончившегося поздно

Вечером, одна из вражеских батарей была уничтожена и сбит один бомбивший самолёт.

Так началась война для речного монитора "Железняков",так,благодаря отваге и мастерству

Экипажа,была одержана первая победа,так,усилиями матросов и командиров,начиналась легенда.

Пограничникам на этом рубеже долго удержаться не удалось. Под натиском врага они медленно

Отступали. В ходе сражений случилось так, что «Железняков» с несколькими мониторами и

Катерами флотилии оказался в тылу противника. Оба берега реки были уже заняты,боеприпасы

Кончались и оставаться на Дунае не имело смысла. Прорывая с боем огневые завесы фашистов

Корабли флотилии ушли в Измаил.

Десятки жарких схваток с вражескими танками, авиацией и артиллерией выдержал корабль

Действуя на Дунае, и из всех выходил победителем. Когда же противник занял левый берег

Реки и поступил приказ флотилии с боем прорываться в Одессу, "Железняков" вместе с другими

Кораблями покинул Измаил и сквозь завесу огня направился в Черное море, громя скопления

Сил противника.

Весть о героических делах «Железнякова» в первые дни войны дошла сюда раньше, чем он сам.

Находившиеся в порту военные моряки с уважением встретили этот небольшой, но крепкий

Корабль.

В августе монитор бороздил уже воды Южного Буга, защищал Николаев, отстаивал Очаков,

Херсон. Отлично вооруженный речной бронированный корабль неоднократно появлялся в тылу

Противника,совершал глубокие рейды,и своим появлением, срывая вражеские операции, громил

Немецкие переправы, батареи, пехоту, танки,подавлял огневые точки,и всегда возвращался на

Базу, хотя гитлеровцы пускали за ним в погоню десятки бомбардировщиков.

За "Железняковым",не безосновательно,закрепилось название "неуловимый монитор",в каких бы

Жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда возвращался с победой.

Однажды под Очаковом над монитором в течение шести часов висели бомбардировщики сбрасывая

Десятки фугасных бомб, с оглушительным воем пикировали самолеты и выли сирены,все новые и

Новые волны «юнкерсов» обрушивались на корабль.У "Железнякова" были разбиты дальномер,

Рация, заклинило башню,он весь был объят тяжелым дымом и пламенем,но матросы продолжали

Отражать налеты из зениток и орудий главного калибра. Отбиваясь на всем пути от наседавших

Самолетов монитор вышел в Черное море где бушевал шторм,грозивший гибелью речному кораблю.

Но преодолев и стихию он благополучно прибыл к своим.

Азовской военной флотилии. "Железняков" вошел в состав Отдельного Донского отряда этой

Флотилии.

Жаркие бои выпали на долю экипажа «Железнякова» летом 1942 года. Он наводил страх на

Врага в устье Дона, Кубани, на Ахтанизовском лимане, по побережью Азовского моря, при

Обороне Таганрога и Темрюка. Немеркнущей страницей в историю Великой Отечественной войны

Вошла оборона Темрюкской военно-морской базы. Защищая Темрюк азовцы оттянули на себя с

Новороссийского направления крупные силы врага, которые несли здесь огромные потери.

И все же Темрюк был оставлен. Последним отсюда в Черное море прорывался «Железняков» в

Сопровождении тральщика ТЩ-581. Корабли шли ведя непрерывные бои с авиацией и береговой

Артиллерией противника, преодолевая сильный шторм. Захватив Пересыпь гитлеровцы перекрыли

Единственный для монитора проход через узкую протоку соединяющую Ахтанизовский лиман с

Азовским морем. Решено было прорываться с боем. Корабль шел вплотную к берегу, обстреливая

Из орудий и пулеметов огневые точки врага, пытавшегося в упор расстрелять монитор.

Протока осталась позади. Но Азовское море встретило плоскодонный «Железняков» жестоким

Штормом. Вскоре тральщик ТЩ-581 был выброшен волной на прибрежную отмель. Усилия команды

Сняться с мели под огнем противника ни к чему не привели. Взорвав тральщик, его личный

Состав сошел на берег и влился в ряды морской пехоты.

Монитор «Железняков», у которого во время обстрела и шторма были серьезно повреждены оба

Руля и корпус, также выбросило на мель в районе Кучугур. Двое суток по пояс в колодной

Воде боролись люди за спасение корабля. На третьи сутки монитор был снят с мели. Заделав

Пробоины, откачав воду и навесив деревянный руль, железняковцы ушли в последний прорыв.

Впереди был Керченский пролив, занятый немцами. Вот как писал об этом прорыве в 1943 году

Игорь Всеволожский: «...Монитор входил в Керченский пролив. Узкий фарватер, пристрелянный

Противником, минные поля да затопленные корабли. Все ближе и ближе подходил монитор к

Самому узкому месту пролива. Вдруг ослепительный свет залил катер. Несколько вражеских

Прожекторов нащупали «Железнякова».

Самый полный вперед!

Сразу же ударило несколько орудий. Нет, не несколько орудий - по монитору било несколько

Батарей. Корабль встряхнуло раз, другой, третий. Один снаряд попал под башню главного

Калибра, другие два - в носовую часть. Поранило людей...

Противник бил бешено, ожесточенно, в течение нескольких минут он выпустил по кораблю около

Трехсот снарядов.Оставался один выход - свернуть с фарватера к вражескому берегу, подойдя

Под самые батареи. Ведь такой маневр помог однажды кораблям на Дунае! Правда, там не было

Минных полей. Ну что же! Корабль сидит мелко,он,может быть,пройдет над минами не задев их.

Это был единственный шанс на спасение. И рулевой по приказу командира свернул с фарватера

На минное поле. Два краснофлотца шестами щупали дно. Их ранило.Вместо них тотчас же встали

Другие. Монитор уже подошел почти к самому берегу. Прожекторы заметались и вдруг погасли.

Они потеряли корабль. Потом снова стали лихорадочно щупать фарватер. Наткнувшись на

Какой-то затонувший корабль,они ярко осветили его,и вдруг обрушился на него огонь

Предназначенный для «Железнякова». А «Железняков» тем временем пробирался вперед, рискуя

Взорваться на минах. И люди стояли на своих постах - у машин, у орудий, у пулеметов,

В радиорубке, твердо веря в то, что корабль и на этот раз прорвется...»

Вот эпизод из его боевой жизни. По заданию командования "Железняков" спешил на Дон, чтобы

Корабль во взаимодействии с авиацией и наземной артиллерией дал гитлеровцам бой в районе

Станции Елизаветинская, успешно поддержав высадку десанта с канонерских лодок. Вскоре,

Однако, стало известно, что враг перерезал устье Дона. Тем не менее "железняковцы"

Направились вверх по реке - они решили подобрать раненых, оказавшихся в окружении и

Попрятавшихся в плавнях. За несколько часов утомительного поиска удалось спасти не только

Бойцов и офицеров,но и пассажиров с горевшего парохода. До предела перегруженный шел ночью

Монитор к морю. Вдруг послышались щемящие звуки налетевших воздушных стервятников и

Сбрасываемых с них бомб, фарватер, казалось, побелел от яркого света вражеских "люстр".

Не спас бы и густой плотный туман, если бы не удачное маневрирование корабля. Только перед

Самым рассветом удалось уйти от преследования, затерявшись в просторах моря. В Ейске

Пассажиры распрощались со своими спасителями, которых ждали новые боевые дела. Десять дней

Непрерывно сражались "железняковцы" на Кубани, молва о неуловимом мониторе разнеслась по

Всем частям. Командование Темрюкского сектора обороны отметило отличные действия моряков и

Представило 52 из них к высоким правительственным наградам.

И вот,изрядно потрепанный, полуразбитый монитор,прорвавшись, пришвартовался в Поти.

Командующий Черноморским флотом адмирал Ф.Октябрьский вспоминал:"Как сейчас вижу Потийскую

Гавань,и в дальнем углу ее, ставший живой легендой Черноморского флота, корабль-герой..."

Там залечивал он свои многочисленные раны. А в сентябре 1944 года прибыл на Дунай для

Прикрытия войск, переправлявшихся через реку. «Железняков» участвовал в освобождении

Болгарии, Румынии, Югославии.
40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону,

Кубани, Черному и Азовскому морям. На боевом счету моряков: 13 уничтоженных вражеских

Артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое

Другое. В каких бы жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда

Возвращался с победой за что получил в народе название «неуловимого».

После окончания войны «Железняков» еще некоторое время находился на вооружении флота.

Он,как и в первые предвоенные годы,охранял мирный труд страны.Боевая подготовка

Продолжалась своим чередом. Выходили в море, ходили в Килийское гирло через бар, на котором

Однажды перевернулась шлюпка с монитора “Железняков”, и утонул мичман, – герой-ветеран

Андрющенко Пётр Ульянович, и два матроса. Трагедия для семей погибших и экипажа. Они шли

На шлюпке заводить буксирный конец на терпящий бедствие плавучий кран. Крутая волна на

Мелководье. Излишняя уверенность в своих силах призовых гребцов флотилии, а так же не

Надутые спасательные жилеты, сделали своё чёрное дело.

А затем монитор «демобилизовали».

Вооружение корабля пополнило Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Броневая башня

С пушкой была установлена у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус стал пристанью для

Речных судов и катеров.

В 1965 году по просьбе общественных организаций корпус и боевое вооружение «Железнякова»

Передали заводу. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал он свои

Ратные подвиги. На нем снова подняли флаг Военно-Морского Флота. В этот день «Железняков»

Пережил второе рождение. Теперь он стал кораблем-памятником.

Летят годы. Но слава героического корабля жива в памяти народа. Из уст в уста передаются

Легенды,пишутся книги,слагаются песни о подвигах "железняковцев". О нем помнят.

Помнят рабочие завода «Ленинская кузница»,помнят,оставшиеся в живых,члены экипажа,

Воевавшие на мониторе "Железняков",и те,кто принял у них вахту после Великой Победы.

Ветер колышет тяжелое полотнище Военно-морского флага, развевает черные ленточки бескозырок. Тысячи черноморских матросов, стоя в строю, провожают глазами уходящий в дальний поход монитор.

«Железняков» срезает корму неуклюжего серого транспорта и выходит за ворота порта.

Еще несколько минут на блестящей поверхности моря виден его темно-голубой силуэт. Потом «Железняков» - корабль, ставший живой легендой флота, - растворяется в яркой солнечной дымке, плывущей над морем…

Часть 6

СНОВА ДУНАЙ

Осенью 1945 года я получил бандероль - несколько тетрадей, исписанных знакомым почерком Алексея Емельяновича Харченко.

«Дружище Травкин! - писал он. - Выполняю свое обещание. Говорят - лучше поздно, чем никогда. Ну, что ж? Лучше - поздно! Посылаю тебе свои корявые записи. Может, и пригодятся. Все хлопцы шлют тебе пламенный железняковский привет! Корабль наш, как видишь, жив и здоров и на Дунае встретил день великой победы».

Я раскрыл первую тетрадь.

«…Сколько радости, - писал Алексей Емельянович, - было на душе у каждого из нас: мы шли помогать нашим войскам освободить Дунай от фашистских захватчиков! Советская Армия подходила все ближе к гитлеровскому логову.

Мы идем морем на Дунай. Справа медленно проплывают необычайно красивые берега Кавказа. Над вершинами гор клубится туман. Море, спокойное, ласковое, слегка покачивает монитор. Я стою на мостике рядом с рулевым, а на палубе матросы, собравшиеся возле башни, поют под баян песню. Это наша - «железняковская песня». Слова к ней сочинил капитан-лейтенант Кононенко, а музыку написал большой друг нашего корабля композитор-черноморец Юрий Слонов. Матросские голоса дружно выводят песню, и мелодия ее, подхваченная утренним бризом, летит над кораблем, словно птица.

От прохладных волн Дуная

До азовских берегов

Шел, атаки отбивая,

Монитор «Железняков».

В штормовую непогоду

Вдоль знакомых Крымских гор,

Тяжело взрывая воду,

Шел отважный монитор.

Разрывая цепь блокады

У кубанских берегов.

Не считая, без пощады

Бил врага «Железняков».

Не забудет враг и ныне

Как, ведя огонь в упор,

Узким Керченским проливом

Шел бесстрашный монитор…

Мы атаки отразили

И средь тысячи смертей

Вместе с флагом проносили

Гордость Родины своей!

На Тамани, на Кубани

Славу русских моряков

Отстоял в боях с врагами

Монитор «Железняков».

Эх, море любимое,

Широкое, синее,

Дунаю привет передай!

Эх, горы далекие,

Эх, степи широкие,

Любимый, приветливый край!

За кормой монитора на буксире идет зенитная плавучая батарея. Она предназначена для противовоздушной обороны освобожденных от противника баз. «Железнякову» прежде никогда не приходилось буксировать большие суда на длительном морском переходе. Буксировка уменьшает наш ход, снижает маневренность. А ведь война еще не закончена. Гитлеровские подводные лодки нередко нападают не только на боевые корабли, но даже и на рыболовецкие сейнеры.

Нас, правда, сопровождают катера противолодочной обороны - «морские охотники».

Не доходя до Сочи, попали в сильный шторм. Где от него укрыться? Сочи мало пригоден для этого. Порт открыт для всех ветров и штормовой волны. Но нужно было спасать корабль и людей. Плавбатарею поставили во внутреннем ковше порта, а «Железняков» укрылся за молом.

Шторм бушевал целые сутки. Волны гуляли в порту. Опасная для корабля зыбь бросала монитор из стороны в сторону, грозила сорвать его с якорей и выбросить на прибрежные камни. Никто не спал - все были на ногах.

Наконец шторм утих. Погода улучшилась. Мы взяли курс на Туапсе и Новороссийск.

«Железняков» шел под самым берегом, а «морские охотники» охраняли его от фашистских подводных лодок с моря. Наблюдение велось усиленное.

Вдруг сигнальщик «Железнякова» доложил: «Левый борт, курсовой 50, вижу перископ подлодки».

«Лево на борт, полный ход! Держать прямо на перископ!» - скомандовал я рулевому.

Не успели мы повернуть, как «морские охотники» обнаружили перископ внутри охранения и начали стремительную атаку.

Одна за другой оглушительно рвутся серии глубинных бомб. То там, то тут из моря встают водяные столбы. После одного из взрывов море забурлило пузырями, будто кипящая вода на плите. По волнам растекается радужно переливающееся на солнце масляное пятно. Оно быстро увеличивается в размерах. Вместе с пузырями на поверхность всплывают какие-то бумажки, обломок доски, мятая фуражка с гитлеровской эмблемой. С флагманского «охотника», стоящего над местом взрыва, получен флажный семафор: «Подводная лодка противника уничтожена. Продолжайте следовать своим курсом»…

И снова мерно зарокотали машины «Железнякова».

Мы продолжаем путь на Дунай…

На рассвете прямо перед нами открылась огромная горища. Это гора Дооб - «страж Новороссийска», как называют ее. Вошли в Цемесскую бухту. Слева «Малая земля» - мыс Хако. Сюда был высажен десант Черноморского флота. Здесь дрались храбрые воины Цезаря Куникова.

Железняковцы замерли в молчании, отдавая честь героям, павшим в боях.

В Новороссийске меня вызвал к себе командующий флотом адмирал Октябрьский. Он сказал:

«Фашистское командование на весь мир раззвонило, что Дунайская флотилия уничтожена. Врут! Живет и здравствует флагман флотилии «Железняков». Впереди у вас, Харченко, много опасностей. Но корабль должен войти в Дунай и снова стать на нем флагманом».

Адмирал пожелал нам счастливого плавания.

И вот - мы проходим мимо Керченского пролива, навсегда переставшего быть «проливом ста смертей».

Здесь наш Громов - он из Поти ушел добровольцем на малые корабли - перевозил десантников с Тамани в Керчь. Громов приезжал навестить нас. У него на груди было уже четыре боевых ордена. Как-то у десантников в Керчи вышли боеприпасы и не стало продуктов. Авиация противника висела над проливом, уничтожая всякое суденышко, каждую лодку, появлявшуюся у берегов. Противник хотел задушить наш десант. На призыв командира: «Кто из вас, рискуя жизнью, поведет катера на ту сторону и доставит запасы десантникам?» - наш Громов первым ответил: «Я».

Командуя мотоботом, Громов десятки раз доставлял боеприпасы и продовольствие в Керчь. Он был ранен, но не покинул поста. Когда ему предложили отправиться в госпиталь, он ответил: «Я с «Железнякова». И этим все было сказано…

Я снял фуражку и долго смотрел на уходящий вдаль берег.

Зашли и в родной Севастополь… Тяжело смотреть на руины. С вершины Малахова кургана видна вся бухта. В ней уже стоит эскадра Черноморского флота.

На мысе Тарканхут до войны стоял высокий маяк, указывая путь кораблям. Теперь он - разрушен. Определили точно свое место, и «Железняков» взял курс на Одессу. Шли по узкому фарватеру, среди минных заграждений.

Тройка отчаянных «фокке-вульфов» устремилась было на корабль, но их встретили дружными залпами. «Вульфы» поспешно отвернули и ушли в море. За ними на большой скорости помчалась девятка наших истребителей.