Ногайские степи история. Степь, где ногайские татары кочуют

По поводу их происхождения существуют различные точки зрения. Убедительнее всего - гипотеза, в основе которой концепция сложного этногенеза, подразумевающего процесс длительного исторического развития.

Как отмечалось, кочевая жизнь степняков - это постоянное перемещение и межплеменное общение, это не только военные и культурные отношения, но и брачные связи, постоянное взаимовлияние на «соседей», что порождало формирование нового антропологического типа человека, новой культуры и языка.

Как свидетельствуют древние источники, ногайцы были связаны с историей многих народов, входящих в Тюркский Каганат. Наиболее вероятна их связь с кипчаками (половцы), которые входили в состав Золотой Орды и имели свои корни в древних объединениях булгар, хазар и печенегов.

В XV–XVIII вв. Восточный Ногай, или пустыня Огула (Мелитопольщина - авт.) (Огул - целое, совокупность), стал своеобразным «заводом» по разведению и откорму коней и местом сбора татаро-ногайских войск для походов на Русь, Польшу и Литву, оставаясь при этом «безлюдным». Так, в период Казанского переворота в 1521 году Крымский хан Магмед-Гирей «вышел из Перекопа со всею силою и стал на Молочной воде» и, перегруппировав силы, двинулся в сторону Москвы. Долина реки Молочной, где издревле начинались известные «шляхи», служила своеобразным трамплином для осуществления походов татар на Русское государство. В книге Крымских посольств Великого князя Василия Ивановича сохранилась за 1524 год запись, где сказано, что

Царь Ислам-Гирей... не хотел пропускать... случая к нажитку и для того отрядил против каравана, из русских и армян состоящего, 3 000 человек под начальством Бахтыяр мурзы. Безопасно шествующие купцы захвачены были на Молочных водах, и, лишенные своих имуществ, приведены были пред Ислама, который россиян разослал по улусам.

Крымское ханство дома Гиреев представляло грозную силу не только для Руси, но и для Польши и Литвы. Татарское войско в разные годы составляло до 100 000 человек. Естественно, что такое количество военной силы можно было собрать лишь в степи; обычно войско сосредотачивалось в долинах рек Молочной, Малого и Большого Утлюков...

Московское правительство после освобождения в 1480 году от татаро-монгольского ига постоянно заботилось об укреплении своих границ. Особенную тревогу вызвала «Крымска украйна», откуда время от времени татары и ногайцы делали набеги на Русское государство.

Форпостом сдерживания татаро-ногаев стало создание крепости на Днепре, на острове Хортица. Летопись сообщает, что в сентябре 1566 года «приехал к царю и великому князю от князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого бить челом Михаило Ескович, чтобы его государь пожаловал, а велел себе служить. А от короля из Литвы отъехал и на Днепре на Хортицком острове город поставил против Конских Вод у крымских кочевищ».

Борьба Русского государства с Крымским ханством постоянно вовлекала в военные действия огромные количества разноэтнических народов как с одной, так и с другой стороны. Приазовская степь видела немало военных баталий. Немало крови пролилось на её бескрайних просторах.

Русское правительство приложило много усилий, ведя дипломатические переговоры с ногайскими мурзами, стараясь склонить их на свою сторону или «узнать» секретные данные о намерениях Крымского ханства. Так, Иван IV (Русскому царю Ивану IV в это время было всего 7 лет, однако от его имени правила государством мать Елена Глинская) в письме к мурзе Кошулу в 1537 году от 27 ноября уверял степняка, что «...мы к тебе дружбу твою и добро и впредь хотим делати...». Взамен ногайские мурзы за дружбу и за сведения о Крыме требовали от русского царя «десять кречетов, да десять ястребов, да десять соколов».

В XVI и XVII веках Приазовская степь была для всех путешествующих, как отмечалось, «небезопасным местом». Иван IV неоднократно обращается с посланиями к ногайским мурзам. В письме от 21 июля 1538 года к мурзе Келмагмеду он писал:

И Вам гораздо ведомо, лихих где нет. На поле ходят многие казаки, многие казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни. А и наших Украин с нимиж смешався ходят, и те люди как вам тати... и разбойники, и на лихо их никто не учит, а учинив которые лихо (беду - авт.), разъезжаются по своим землям...

После распада Золотой Орды в XV веке ногайцы разделились на обособленные этнические группы и расселились от Аральского моря до гор Кавказа и в степях Северного Причерноморья. В северо-таврической степи с 1549 года кочевала Малая Орда, впоследствии подчинившаяся Крымскому ханству.

В 1556 году, как сообщает Андрей Лызнов, автор «Скифской истории», крымский хан Девлет-Гирей «ис Перекопи тех нагайских татар изгоняху». Первая орда ушла на свои «древние» территории в междуречье Волги и Яика, а другая в Кубанские степи. Далее А. Лызнов о нашей степи повествует:

Идущи ис Перекопи ко Азову недалеко древняго потока, его же татарове называют Агарлиберт, и при реках названных Беин, то есть Большой Кал, и Мал Кал, и Муз, - суть поля тако жизненны и обильны травою, яко едва верить тому мощно (можно - авт.). Ибо тамо трава в высоту яко тростие морское и мягка зело. В те места татарове крымская верблюдов своих, и лошадей, и всякий скот пасти выгоняют, а иные тамо и зимуют, ибо татарове сен косить не обыкли.., лошади и скот в полях будущи, снег сверху разгребши, довольно могут сыты быти. Такожеде и зверей в тех полях велие множество, яко сарн (серн - авт.), то есть коз диких, еленей, лосей, лошадей диких, сайгаков, кабанов, ланей, их же всех великия стада збираются.

Польский посланник в Крыму М. Броневский в 1570 году описал быт северотаврических ногайцев, которые имели

Хижины из тонких деревьев, обмазанные тиной, грязью или навозом, и покрыты камышом... Однако летом и осенью татары (ногайцы - авт.) в хижинах не остаются, ибо в апреле месяце откочевывают... с кибитками.

По свидетельству того же М. Броневского, ногайцы, кочевавшие в XVI веке по северотаврической степи, весной отправлялись

За Перекоп в самую Таврику, иногда насупротив Перекопа в город Оссов, или Азов... лежащий при устье Танаиса, или Дона... Далее они переходят к Истму на обширные равнины и наиболее на те, которые лежат между Борисфеном (Днепр - авт.), Меотийским озером и Черным морем, продвигаясь все далее и далее, для отыскания лучших пастбищ. Но в октябре, когда свирепствуют там холодные ветры, идут беспрерывные дожди, они опять возвращаются к своим кибиткам.

В статейном списке московского посланника в Крым Семёна Безобразова сказано, что в 1593 году

Мая в 8 день приехал Семён в улусы на Еланберт и пришли к Семёну Ян-Паша мурза да Исмаил и сказывали, что приехал к ним из отар татарин, а сказал, что царь и царевичи со всем собранием на Молочных Водах», где откармливали лошадей для похода на Москву.

В «Описаниях перекопских и ногайских татар...» Жана де Люка (монаха Доминиканского ордена) за 1625 год также отмечалось, что

Ногайские татары живут вне полуострова и граничат с Россией... кочуют между Доном и Днепром, останавливаясь на берегах этих рек, где делают изгороди, боясь, чтобы стадо не подвергалось какому-нибудь несчастью: не было расхищения дикими зверями или черкесами.

Согласно «Книге Большому Чертежу» (1627 г.) на территории нашего края «проживала Джамбулуцкая Орда», которая кочевала по бескрайним просторам южной степи, хотя и имела зимние поселения (аулы).

Многочисленные «шляхи» проходили, как правило, по водоразделам множества рек. Например, чтобы добраться с Мелитопольщины и Крыма до Тульского края, нужно было объехать 27 истоков малых и больших рек. Выгода таких «шляхов» была налицо: не нужно было переправляться через водную преграду, особенно если требовалось наводить мосты, которые могли быть сожжены неприятелем, и путь огромной армии при возвращении или отступлении был бы блокирован.

Главной дорогой был Муравский шлях, который вел в северные земли от Бахчисарая через Перекоп к верховьям р. Молочной и далее на север; и второй путь - «Кальмиусская сакма» от р. Молочной у «Овечьего брода» (ныне село Мордвиновка близ Мелитополя - авт.) к р. Кальмиусу и далее на северо-восток...

Татарское войско формировалось из многочисленных подвластных крымскому хану этнических родов степи и Крыма.

Так, в 1541 году крымский хан, «стоя в поле», в рядах своей армии уже имел много ногайцев, о которых современники сообщали, что они были хорошими воинами: прекрасно держались в седле, были выносливы и храбры в бою.

В «Описании Украины» французского военного инженера и картографа Г. Левассера де Боплана, совершившего путешествие в 1630-1634 годах в Украину, рассказывается не только о быте и культуре украинского народа, но и отдельная глава посвящена крымским татаро-ногайцам.

Г. Боплан пишет:

Вот как одеваются татары. Одеждой этому народу служит короткая рубаха... которая спадает... ниже пояса, шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды из сукна или чаще из шерстяной ткани... Более зажиточные из них носят кафтан... а сверху суконный халат, подбитый лисьим или благородным куничьим мехом, шапка из такого же меха и сапоги из красного сафьяна... Простолюдины имеют на плечах только бараньи кожухи, вывертывая их шерстью наружу во время жары или в дождь... вооружены саблей, луком... с 18-20 стрелами, за поясом у них нож... Лишь богатые носят кольчугу... Татары перемещаются по 100 коней в ряд, фактически по 300, поскольку каждый татарин... ведет за уздечку ещё двух коней, которые служат в запас... Для того, кто... не видел... дивное зрелище, поскольку 80 тыс. татар ведут более 200 тыс. коней; не так густо деревьев в лесу, как их коней тогда в степи. Когда видишь издали, то кажется, что на небосводе поднимается какая-то туча.

Во время русско-турецкой войны (1768–1774 гг.) крымские татары в 1769 г. вновь «пошли» на украинско-русские земли.

Военные события «разыгрывались» не в пользу Крыма и Оттоманской Турции. Русская дипломатия умело повела политику С местными тюркскими народами. В сентябре 1770 года граф П. Панин из Бендер Войкову сообщал:

При ныне продолжающейся с Оттоманскою Портою войне, Её Императорское Величество... обращая всегдашнее свое попечение, о распространении совершенно истинного блага и пользы на будущие времена империи, от Бога ей вверенной... что случаем сей войны Россия лучшим приобретением иметь может, если найдет способ Крым с принадлежащими всеми к нему Ордами, отторгнуть из подданства и скипетра Оттоманской Порты... Татары, по единодушному между собою согласию, от подданства и власти Оттоманской Порты, совсем отторгнулись, а с Российскою Империей в вечную дружбу и союз вступили... Да, и самый Крым, так равномерно Джамбуйлуцкая и Едишульская Орды, уже преподали мне довольно вероятные знаки наклонности...

Между ногайцами, с одной стороны, татарами и турками - с другой, возникли противоречия, что было незамедлительно использовано русским правительством. Благодаря русской агитации ногайцы откололись от Оттоманской Порты и Крыма и в 1768- 1774 гг. вновь переселились на земли между Доном и Кубанью.

Летом 1771 года русская армия штурмом овладела Перекопом. Крымский хан бежал в Турцию, в городах и степи появились военные гарнизоны. Повсюду вдоль почтовых трактов были расставлены посты казаков и солдат.

Так, на реке Молочные Воды в 1778 году, по указанию А. В. Суворова, на Овечьем броде, вблизи Каменной Могилы, «вершине» р. Молочной и на реке Карачекраке были поставлены казаки с лошадьми, которые несли охрану почтового тракта.

По Кучук-Кайнарджийскому миру (1774 г.) Крымское ханство оставалось самостоятельным государством, но фактически судьба Крыма была предрешена. В 1783 году Екатерина II своим Указом включила полуостров в состав Российской империи, что обеспечило «выход к морю» и создание опорного экономического и военного плацдарма на юге страны.

Однако степь оказалась безлюдной, т. к. ногайская орда откочевала в Кизлярскую степь за Кубань, а первые поселенцы из числа отставных солдат, бедных крестьян, беглых каторжан только-только стали обустраиваться в степи.

Перед русским правительством встала первостепенная задача: быстрейшее освоение степи, переселение всех желающих людей, способных превратить безлюдную степь в цветущий край.

В 1795 году (31 октября) Екатерина II подписывает Указ «О дозволении перехода татарам (ногайцам) с Кизлярской степи в Таврическую область на Молочные Воды».

Вновь первые ногайские орды на Молочных Водах появились к весне 1796 года. Однако на доверие русского правительства и его надежду на благонравное поведение степных кочевников они ответили грабежами и насилием против первых поселенцев, которые к этому времени уже осваивали степные просторы вокруг р. Молочной.

Следует вспомнить жалобу от 15 апреля 1796 года петербургского купца Михаила Калугина Таврическому губернатору, в которой говорилось, что

Наипаче обитающим и при Молочных Водах ногайцами, которые причиняют сим фурщикам крайнее притеснение даже грабежом пар по десяти волов, о чем хотя и приносили обиженные жалобу начальнику тех ногайцев...

Русское правительство ногайцам выделило обширную территорию в 353 тыс. десятин от р. Молочной до р. Берды, т. е. восточную часть Мелитопольского уезда. По сообщениям академика П. С. Палласа, ногайцев насчитывалось 5 тыс. человек, состоящих из едисанцев, едичкульцев и джамбуйлуков.

В ногайской среде были ярко выражены социально-родовые отношения. Среди князей-мурз главенствующее положение занимали две семьи: Субан-казы и Эдей-оглу, присвоившие себе высокие титулы «беев». Над всеми ногайцами стоял Баязет-бей - начальник, утвержденный русским правительством, ставка-экспедиция которого находилась в ауле Единохте (с. Константиновка - авт.).

Русское правительство возлагало большие надежды на ногайцев. На них распространялись льготы и преимущества как на иностранных поселенцев. Правительство рассчитывало сделать из ногайских племён надёжных защитников южных рубежей Российской империи. Ногайцы были хорошими воинами, а их конница имела давние и славные традиции.

В 1801 году была предпринята попытка создать из ногайцев регулярные казачьи войска. Вскоре от этой затеи отказались, так как ногайцы, возможно, симулируя, при обучении создавали видимость неумения понимать приказы армейского начальства и действовали толпами, лавиной, как во времена татарских набегов на соседние государства.

Однако русское правительство не отказалось от плана «посадить на земли» кочевников. Им выдавалось зерно для посева: пшеница, ячмень, просо, - а также строились за государственный счет колодцы, дома, покупались земледельческие орудия.

В 1805 году начальник ногайских татар в рапорте в губернию сообщал, что в Мелитопольском уезде, где

Считалось 8 504 мужского, 6 981 женского (пола), следовательно, 15 485 обоего пола душ..., посеяли 1 310 четвертей ярового хлеба, а собрали 18 350 четвертей... Причина небольших успехов земледелия... состоит в кочевом характере их предков, от которого они все ещё не могли освободиться.

В основе ногайского хозяйства оставалось кочевое скотоводство, а ведущие отрасли - крупный рогатый скот, овцеводство и коневодство. В 1805 году у ногайцев насчитывалось в Мелитопольском уезде следующее количество скота: 1) крупный рогатый скот - 9 552; 2) овцы - 29 628, 3) кони - 2 097. Поощрительные меры со стороны русского правительства к ногайцам оправдали себя. Поток переселенцев усилился к 1796 г., когда на Молочные Воды из окрестностей Анапы (Кизляр) прибыло 7 925 человек. Вскоре оттуда же прибыло ещё 1 000 семей, что составляло 4 000 человек. В итоге между Бердой и Молочной поселилось более 17 тыс. человек (мужчин - 9 422, женщин - 7 780, всего 17 202 человека). После русско-турецкой войны 1806 года из буджакской степи (район северо-западного Причерноморья) в район Молочных Вод переселилось ещё 6 404 человека (часть из них осела в Херсонской и Екатеринославской губерниях - авт.). В феврале 1808 года в Мелитопольском уезде всего насчитывалось 21 237 ногайцев.

Но и позднее переселение ногайцев на Молочные Воды продолжалось. Так, в 1810 году из-за Кубани прибыло ещё 368 семей, или 1 275 человек, которые поселились в районе урочища Кизлияра. Число ногайцев на Молочных Водах продолжало расти и к 1823 году составило 29 717 человек.

Ногайцы, приходя на бескрайние степные просторы, не чувствовали себя здесь «чужими», а наоборот, они попадали на исконные земли своих предков. Сохраняя основу своего хозяйства - кочевое скотоводство, - они никак не поддавались «перевоспитанию» для «цивилизованной жизни». Если они сеяли зерновые, то лишь просо, и то для скота, «для отчета» перед администрацией. Естественно, между ногайцами и местной администрацией возникали разногласия.

Достаточно вспомнить графа де Мезона, который был начальником над ногайцами и пытался принудить их к оседлой жизни. В 1808 году он сжег кочевые жилища-кибитки. Подобная акция вызвала недовольство среди кочевников (в 1812 году три тысячи ногайцев - мужчин, женщин, детей и стариков - откочевали в Турцию).

Однако, благодаря усилиям местной администрации, в 1808-1810 гг. основная масса ногайцев была переведена на оседлость. В Мелитопольском уезде образовалось 4 043 хозяйства, составляющие 67 аулов, а в 1842 году насчитывалось 70 постоянных аулов с 5 479 жилищами. Аулы стали для ногайцев своеобразными центрами, где сосредотачивалась родовая и культурная жизнь. Исходя из географических и климатических условий, место для поселений выбиралось вблизи хороших пастбищ, а р. Молочная как раз была таким районом. Если не было воды, то рыли колодцы, так как вода была крайне необходима как людям, так и животным.

В жизни края и государства Российского ногайский народ принимал самое активное участие. В казну уплачивались не только налоги - подати всех видов, но и за счет кочевников впоследствии обустраивались аулы. В 1821 году на р. Обиточной у Азовского моря возник город Ногайск. В Правительственном указе (январь 1821 года) об этом городе говорилось:

Для споспешествования прочному водворению ногайцев в устроенных ими селениях и развития между ними торговли и промышленности, учредить для них город Ногайск на том месте, где существует ныне поселение Обиточное, при реке сего имени.

Вскоре в Ногайске появились не только административные учреждения, но и торговля, ремесленные мастерские, первая школа.

В период Крымской войны 1853-1856 годов ногайцы Мелитопольского уезда оказывали помощь русским войскам, идущим на позиции в Крым. Так, в 1854 году, как говорилось в документах того времени,

Необыкновенное усердие и даже самоотвержение, выказали при переправе № 4 и 5 лёгких батарей у Мелитополя (с. Единохта) государственные крестьяне-ногайцы... которые в продолжение целого дня, в свирепый ветер и холод, не выходили из воды, служа проводниками при следовании этих батарей по глубокой воде на протяжении полуверсты.

После окончания Крымской войны (1856 г.), с 1860 по 1862 годы ногайцы по неизвестным причинам покинули Мелитопольский край и эмигрировали (50 тыс. человек) в Турцию, а на месте их аулов появились новые поселенцы, которым предстояло внести свою лепту в развитие края.

Ногайская степь - это достаточно обширная полупустыня на северо-западе Дагестана площадью около 9,5 тыс. км2. Территория представляет собой плоскую песчаную равнину, большей частью лежащую ниже уровня мирового океана. Песчаный грунт здесь покрыт довольно тонким плодородным слоем, разрушение которого в прошлом столетии приобрело характер экологической катастрофы.

Климат Ногайской степи континентальный и весьма засушлив. лето знойное, с суховеями. Зима отличается минимальными осадками, из-за чего снежный покров слабо выражен. Зимой нередки туманы. Весна отличается быстрым ростом температуры и засушливостью.

Здесь характерны лугово-каштановые и светло-каштановые почвы той или иной степени засоленности. Встречаются блюдцеобразные западины, занятые озерами и солончаками. Отдельные участки занимают слабозакрепленные пески. Обрабатываемых сельскохозяйственных земель практически нет. Имеются лишь приусадебные хозяйства с небольшими садами и огородами. Вся территория традиционно используется как зимние пастбища отгонного животноводства жителями горных районов республики. В последние годы усиливается и летний выпас скота. С одной стороны - это стремление местных жителей к развитию личных подсобных хозяйств, а с другой - результат глобального изменения климата, которое здесь выразилось в заметном увлажнении почв и соответствующем повышении их фитопродуктивности.

Растительность степи небогата и, в основном, полынно-солянковая. Около артезианских скважин образуются небольшие площади с луговой и болотной растительностью. Небогат и животный мир Ногая. Наряду с типичными для сухих степей млекопитающими - сусликом, хомяком, степным хорьком, зайцем-русаком, ушастым ежиком - водятся такие представители пустынь и полупустынь Средней Азии, как разные виды тушканчиков, песчанка гребенщиковая и полуденная, земляной заяц, лисица-корсак.

Зато более богат пернатый мир. Из хищных птиц здесь можно встретить орла-могильника, степного орла, степного канюка-курганника, разных соколов и сов. Гнездятся стрепет, перепел, куропатка серая, журавль-красавка, жаворонки и многие другие виды. Здесь на крупных водоемах непременно встретишь красивых степных уток, куликов, разных чаек и крачек. Для пресмыкающихся характерны агама степная, песчаный удавчик, ящеричная змея. Сыпучие пески являются излюбленным местом для ящурок и круглоголовок.

Увы, потерянной визитной карточкой животного мира Ногайской степи можно считать сайгака. Это парнокопытное животное из группы антилоп представляет собой что-то среднее между козой и оленем. В отличие от своих сородичей, сайгак не так грациозен. Для хорошего чутья у него развита носовая полость с подвижными ноздрями. Нос сильно выдут, что хорошо защищает дыхательные пути от пыли, а зимой от морозов. Когда-то сайгаков было много в Ногайской степи. Они кочуют, переходя от одних пастбищ к другим, питаются травами, полынью и солянками. Весной, в период размножения, самки собираются крупными стадами в отдаленных от человеческих поселений и отгонных пастбищ местах, с относительно высоким и густым травостоем. Здесь-то и укрываются новорожденные сайгачата от хищников, в частности, от своих постоянных спутников - волков. В последние десятилетия самым опасным врагом для сайгаков стал человек. Главный интерес для браконьеров стали представлять сайгачьи рога, годящиеся для производства лечебного препарата типа пантокрина. Ногайская антилопа становится легкой добычей для охотников, у которых сейчас ружья с оптическими прицелами. Потому и исчезла она из Ногайской степи, лишь изредка, в суровые зимы, приходит она к нам из степей Калмыкии. Для защиты от уничтожения ногайских сайгаков надо начинать с инвентаризации поголовья существующего стада. лучше всего такая задача решается посредством фотосъемок из космоса.

В 15 км к западу от поселка Кочубей и в 45 км к северо-востоку от административного центра Ногайского района селения Терекли-Мектеб расположено водно-болотное угодье - соленые, пересыхающие порой, озера Большой и Малый Маныч. Питаются оба озера водами Сухокумского канала и стоками близлежащих артезианских скважин, дождевыми водами. При высыхании озер в засушливые годы на поверхности обнажается слой соли толщиной до 5 см. Окружающие территории представляют собой преимущественно солянково-полынную полупустыню. Вокруг озер и на заболоченных участках имеются небольшие заросли сарсазана, тамариска. Угодье и прилегающие территории служат местом гнездования и скопления разных видов птиц, 5 видов из которых занесены в Красную книгу России: стрепет, журавль-красавка, авдотка, ходулочник и шилоклювка.

Жизнь пернатых на озере нельзя назвать вольготной: земли вокруг активно используются под выпас скота, изредка водоемы посещают местные жители для купаний и отдыха. Сейчас главной бедой для Манычско-озерного природного комплекса является нерегулируемый выпас скота вокруг водоемов в разгар гнездования птиц и периодическое высыхание озер в засушливый период. Реальной становится угроза их полного высыхания в связи с ростом потребления воды из Сухокумского канала.

В Ногайской степи сосредоточено свыше половины всех зимних пастбищ республики. В советское время сюда на зимовку ежегодно перегоняли или завозили на транспорте свыше миллиона голов мелкого и крупного скота из горных районов Дагестана, а также Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и Грузии. Сейчас здесь зимует с сентября по апрель значительно меньшее стадо. Для животноводов сооружены сотни кошар, немало машиноремонтных станций. При норме выпаса «одна голова на гектар» здесь этот показатель возрос до 4 голов овец на гектар. Установлено, что в результате неразумной хозяйственной практики оказались сбитыми в разной степени около 70 процентов всех пастбищ района, а 25 процентов земель оказались засоренными вредными и ядовитыми для животных травами.

Южные и юго-восточные участки Ногайской степи превратились постепенно в песчаные пустыни. Для укрепления песков раньше здесь проводились посевы трав, сейчас эта работа заброшена. Другая причина истощения почвенных ресурсов степи - нерачительный подход к осуществлению нефтегазодобычи.В западной и северо-западной ее частях это привело в выведению из хозяйственного оборота не менее 80 тысяч га пастбищных угодий. Бесхозяйственно эксплуатируются крупные месторождения высокоминерализованных гидротермальных вод - Южно-Сухокумское, Терекли-Мектебское, Кочубеевское. В их пределах почва и подпочвенные горизонты отравляются химически активными сбросовыми водами. Очень нерационально формируется в степи и дорожно-транспортная сеть. Ее площадь ныне в 2-3 раза превосходит нормативные потребности.

Распад СССР и формирование рыночной экономики, с одной стороны, ослабили антропогенные нагрузки на степь, но, с другой стороны, лишили ее государственной поддержки. Сейчас необходимо коренное изменение всей существующей системы землепользования в Ногайской степи.

23376 0

Распад единого народа оставил глубокий отпечаток в культуре казахов. «Знаменитый в степях плач о разделении ногаев и казахов играют до сих пор степные музыканты и исторгают слезы у старых аксакалов»

Об этом есть печальный кюй, который обычно начинается словами: «Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку казахи и ногайцы».

Рузбихан, подчеркивая, что государство Шибанидов, Казахское ханство и Ногайская Орда образовались на единой этнической основе, писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] шибаниты... Второе племя – казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангыты».

Интерес казахстанский историков к истории ногайского народа не случаен, а закономерен. История казахов и ногаев в XV–XVI вв. фактически является историей единого народа. Общее происхождение, единый язык, идентичная экономика, отсутствие естественных географических границ и культурных барьеров способствовали не изоляции, а тесному взаимодействию и неограниченным связям между степным населением. А современная ситуация, возникшая после распада СССР, заставляет ученых обратиться к поиску своих корней, к проблеме самоидентификации.

Ногаи известны также и как мангыты – жители Ногайской Орды, называли свое государство Мангытским юртом. Самые ранние упоминания ногаев и Ногайской Орды встречаются в турецких, русских, западноевропейских источниках. Ногайская Орда располагась на территории левобережья Нижней Волги, Южного Урала, Западного и Центрального Казахстана, в конце XV–XVI в. была одной из ведущих политических сил Евразии.

Родоначальником правящей династии в Ногайской Орде считается выдающийся деятель Золотой Орды Едиге, фактический правитель улуса. После гибели Едигея в 1420 г. преемником на правление в Мангытском юрте стал его сын Гази, отличившийся жестокостью. В 1428 г. эмиры убили его и покинули Орду. С уходом эмиров и вождей племени в Сибирь Мангытский юрт пришел в упадок. Сыновья и внуки Едиге разбрелись. Население перекочевало к узбекам, затем в Центральную Азию.

В Мангытском юрте вместе с младшим сыном Едиге Нураддином, осталась лишь небольшая часть кочевников. Главенство Нураддина на над Мангытским юртом вызвали резкое недовольство со стороны представителей других именитых родов.

Окончательное формирование Ногайской Орды произошло при сыне Нураддина Воккасе. Воккас был одним из главных лиц при Абулхаир хане и даже стал его старшим эмиром. Однако, предчувствуя ослабление узбеков, в 1447 г. он отделился от Абулхаира и вернулся в Мангкытский юрт.

Ногайская Орда (столица Сарайчик) заявила о себе как о самостоятельном государстве к началу XVI в., усилившись в связи с расколом узбекского союза. Тогда многие из племен, ранее входивших в состав узбекского союза, присоединились к ногайцам. «В Ногайскую Орду входили племена: мангкыты, нойманы, кунгарты, кыпчаки, мины, тогучаны, колачи, алчины, чублаки, конклыки, кераиты, кияты и другие».

При распаде ханства Абулхаира Аббас, сын Воккаса, вместе с сыновьями Хаджи-Мухаммеда, играл активную роль в захвате восточных владений Абулхаира в устье Сырдарьи, Амударьи и верховьях Иртыша. В XVI в. владения мангытских беков граничили на северо-западе с Казанским ханством по рекам Самаре, Кинели и Кинельчеку. На северо-востоке Ногайская Орда граничила с Сибирским ханством. На юге Алтайские горы были пограничной линией, отделяющей Казахское ханство от Ногайской Орды. Восточными соседями Ногайской Орды были Казахское ханство и ханства Средней Азии.

Отношения ногаев с казахскими династиями тоже развивались сложно, между ними случались жестокие войны. В первой четверти XVI века Касым хан завоевал все степи за Волгой. Узбекские же государства служили главным образом приютом для беженцев из Ногайской державы – беков и мурз, потерпевших неудачу в междоусобной борьбе.

В конце 40-х гг. XVI века ногайским беком стал Юсуп. Его отношение к России было отрицательным. Юсуп планировал поход на русские земли, но каждый раз эти замыслы срывались, зачастую по вине брат Юсупа Исмаила, который стремился к положительным отношениям с Россией. В конце 1554 года Юсуп погиб, видимо, не без участия брата, и беком стал Исмаил.

Смерть Юсупа была лишь началом бедствий, которые обрушились на Ногайскую Орду. Война между Исмаилом и его племянниками (детьми Юсупа) продолжалась несколько лет и характеризовалась небывалым ожесточением и гибелью большого числа кочевников. Лишь в 1557 г. Исмаилу удалось окончательно утвердиться на престоле. В довершение всех бедствий на Орду обрушились страшный голод и эпидемии. В результате Ногайская Орда никогда больше не смогла добиться того могущества, какое у нее было до смуты 50-х гг. XVI в. Началось повальное бегство подданных бека на правую – крымскую – сторону Волги. Раскол Ногайской Орды повлек переселение части ногайцев в ареал Крымского ханства.

Карта Московии путешественника Герберштейна, 1549 год

20–30-е гг. XVII в. стали периодом последней волны миграции населения из Ногайской Орды в Казахское ханство. «В результате нескольких волн переселений XVI–XVII веков ногайский элемент прочно закрепился в составе казахского этноса. Присутствие этого элемента было особенно заметно на западе Казахстана, где до начала XX века сохранялись группы ногай и мангытай. Несомненным стимулом для ассимиляции послужило и то, что младший жуз целиком расположился на бывшей территории Ногайской Орды». Тынышпаев писал, что «в то время как киргизы Старшей Орды совсем не знают Золотой Орды, а в Средней о ней кое-что помнят только кыпчаки и аргыны, все предания и былины алчынов говорят только о былой жизни Золотой Орды и ногаев. Что Младшая Орда входила в состав ногаев, это не подлежит никакому сомнению».

Распад Ногайской Орды на несколько частей практически разорвал прежние социальные узы, связывающие население двух государств. Началась культурная дифференциация. Ногайские улусы, преимущественно кочевавшие на равнинах Северного Причерноморья, то есть на значительной части территории современной Румынии, Молдавии, Украины и юга России, оказались в орбите влияния Крымского ханства и крымских татар.

В 1783 году после ликвидации Крымского ханства российские власти планировали переселить ногаев в междуречье Волги и Урала. Но ногайская знать решив, что таким образом их хотят истребить, отказалась покидать Кубань и подняло восстание, которое было жестоко подавлено. Вся степь между Доном и Кубанью опустела.

В 50-х гг. XIX в. большинство российских ногаев переселилось в Османскую империю. С 60-х годов ХIХ века шел процесс включения ногайцев в правовое и социально-экономическое поле Российского государства. В 1897 году в Российской империи насчитывалось всего около 64 тысяч ногаев, преимущественно проживавших на территории Кубанской, Терской, Дагестанской областей и Ставропольской губернии и всюду составлявших небольшой процент населения. Для сравнения, казахов по той же переписи было учтено свыше четырех миллионов, и они являлись большинством на территории Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Сырдарьинской, Семиреченской областей, а также Мангышлакского уезда Закаспийской области и Букеевской Орды, относящейся к Астраханской губернии.

К середине ХХ века ногаи оказались разделены между Карачаево-Черкесской, Чеченской, Дагестанской республиками и Ставропольским краем.

Кидирниязов Даниял Сайдахмедович, профессор Дагестанского научного центра РАН

Известным ученым, специалистом по средневековой истории ногаев является Кидирниязов Даниял Сайдахмедович, профессор Дагестанского научного центра РАН (Махачкала, Российская Федерация). Д.С. Кидирниязов – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, известный на Северном Кавказе специалист в области средневековой истории Ногайской орды, Северного Кавказа и Дагестана. Он прошел в науке путь от аспиранта Отдела досоветского периода Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР до ведущего научного сотрудника Отдела древней и средневековой истории Института ИАЭ Дагестанского научного центра РАН, профессора по специальности «Отечественная история».

Родился Даниял 5 октября 1952 года в станице Курдюковская Шелковского района Чечено-Ингушской АССР и вырос в чечено-ингушской среде. После окончания школы связал свой жизненный путь с исторической наукой. Будучи сыном ногайского народа, Даниял Сайдахмедович посвятил свою жизнь, свои научные труды истории своего народа, кочевавшего в средневековье на евразийских просторах, оставившего заметный след в истории Казахстана, России и Дагестана. Труд над этой темой позволил Даниялу Сайдахмедовичу в 2001 году защитить докторскую диссертацию «Ногайцы в XV–XVIII вв. (Политические, экономические и культурные аспекты взаимоотношений с сопредельными странами и народами)».

Среди научных интересов Данияла Сайдахмедовича не только проблемы исторического прошлого ногайского народа, но и широкий спектр вопросов, среди которых особый интерес представляет актуальная и злободневная сегодня проблема кавказоведения – место, роль и значение Дагестана в кавказской политике трех соперничавших держав: Османской империи, шахского Ирана, затем и Российской империи в сложный и судьбоносный для народов Дагестана период истории.

Д.С. Кидирниязов с директором Института истории государства Б.Г. Аяганом (Астана)

Ученый активно участвует в международных научных конференциях, проводимых как в России, так и в постсоветских республиках. Д.С. Кидирниязов активно сотрудничает с зарубежными коллегами. Благодаря тесным связям с казахстанским историком Б.Г. Аяганом (Астана) состоялась встреча с коллективом ученых Института истории государства. Историки подняли острые вопросы по ногайской истории: почему распалась Ногайская орда, каковы были взаимоотношения ногайских мурз и казахских ханов и другие вопросы. На вопрос о том, какие трудности испытывают ногайцы в изучении родного языка, профессор отметил, что ногайский язык преподается в школе в двух вариантах: есть ногайский язык в начальной школе и есть факультативное изучение ногайского языка.

Ученых интересовала общая численность ногайцев. По мнению профессора, согласно официальной переписи ногайцы составляют 105 тысяч человек. Хотя фактически их численность гораздо больше. Например, в Крыму их записывают как крымских татар и в этом есть меркантильная причина: крымские татары получают определенные субсидии от государства.

В настоящее время ногайцы живут компактно на территории шести субъектов Российской Федерации: Астраханская область, Ставропольский край, Дагестан, Чеченская республика, Карачаево-Черкессия, Крым.

Встреча с ученым оставило тяжелое впечатление. Ногайская орда в средневековье была могущественным государством, с которым считались все соседи. Ногайские мурзы играли важную роль при королевских дворах. Но за несколько веков от нее остались лишь воспоминания и топонимика. Некогда единый народ распался. Братья убивали друг друга. Племена покидали родную землю, откочевывали в поисках лучшей доли. Избегая российского подчинения были вынуждены уйти под протекторат Османской империи. Сопротивляясь давлению со стороны российских властей подняли восстание 1783 года, которое было потоплено в крови. Можно было всего этого избежать? Не знаю, история не терпит сослагательного наклонения. Но она учит на примере других народов, что может произойти с нацией, если в ней не будет единства. Надо стремиться к сохранению нашей социальной стабильности и национального единства.

На «Генеральной карте от Киева по реке Днепру до Очакова и по степи до Азова…», составленной в 1751 году, междуречье р. Днепра и Берды означено как «степь, где ногайские татары кочуют», границы которой на севере достигали земель запорожских казаков.

Ногайцы – один из многочисленных тюрко-язычных народов и последние кочевники Приазовской степи. Первые их орды появились в нашем крае в 30-40-х годах XIII столетия, когда могущественные татаро-монгольские войска хана Батыя двинулись на Русское государство. Название своё ногайцы получили от имени золотоордынского темника Ногая из рода Джучи, сына Чингиз-хана, который погиб в 1300 году.

По поводу их происхождения существуют различные точки зрения. Убедительнее всего — гипотеза, в основе которой концепция сложного этногенеза, подразумевающего процесс длительного исторического развития.

Как отмечалось, кочевая жизнь степняков — это постоянное перемещение и межплеменное общение, это не только военные и культурные отношения, но и брачные связи, постоянное взаимовлияние на «соседей», что порождало формирование нового антропологического типа человека, новой культуры и языка.

Как свидетельствуют древние источники, ногайцы были связаны с историей многих народов, входящих в Тюркский Каганат. Наиболее вероятна их связь с кипчаками (половцы), которые входили в состав Золотой Орды и имели свои корни в древних объединениях булгар, хазар и печенегов.

В XV-XVIII вв. Восточный Ногай, или пустыня Огула (Мелитопольщина — авт.) (Огул — целое, совокупность), стал своеобразным «заводом» по разведению и откорму коней и местом сбора татаро-ногайских войск для походов на Русь, Польшу и Литву, оставаясь при этом «безлюдным». Так, в период Казанского переворота в 1521 году Крымский хан Магмед-Гирей «вышел из Перекопа со всею силою и стал на Молочной воде» и, перегруппировав силы, двинулся в сторону Москвы. Долина реки Молочной, где издревле начинались известные «шляхи», служила своеобразным трамплином для осуществления походов татар на Русское государство. В книге Крымских посольств Великого князя Василия Ивановича сохранилась за 1524 год запись, где сказано, что «царь Ислам-Гирей… не хотел пропускать… случая к нажитку и для того отрядил против каравана, из русских и армян состоящего, 3 000 человек под начальством Бахтыяр мурзы. Безопасно шествующие купцы захвачены были на Молочных водах, и, лишенные своих имуществ, приведены были пред Ислама, который россиян разослал по улусам».

Крымское ханство дома Гиреев представляло грозную силу не только для Руси, но и для Польши и Литвы. Татарское войско в разные годы составляло до 100 000 человек. Естественно, что такое количество военной силы можно было собрать лишь в степи; обычно войско сосредотачивалось в долинах рек Молочной, Малого и Большого Утлюков…

Московское правительство после освобождения в 1480 году от татаро-монгольского ига постоянно заботилось об укреплении своих границ. Особенную тревогу вызвала «Крымска украйна», откуда время от времени татары и ногайцы делали набеги на Русское государство.

Форпостом сдерживания татаро-ногаев стало создание крепости на Днепре, на острове Хортица. Летопись сообщает, что в сентябре 1566 года «приехал к царю и великому князю от князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого бить челом Михаило Ескович, чтобы его государь пожаловал, а велел себе служить. А от короля из Литвы отъехал и на Днепре на Хортицком острове город поставил против Конских Вод у крымских кочевищ».

Борьба Русского государства с Крымским ханством постоянно вовлекала в военные действия огромные количества разноэтнических народов как с одной, так и с другой стороны. Приазовская степь видела немало военных баталий. Немало крови пролилось на её бескрайних просторах.

Русское правительство приложило много усилий, ведя дипломатические переговоры с ногайскими мурзами, стараясь склонить их на свою сторону или «узнать» секретные данные о намерениях Крымского ханства. Так, Иван IV (Русскому царю Ивану IV в это время было всего 7 лет, однако от его имени правила государством мать Елена Глинская) в письме к мурзе Кошулу в 1537 году от 27 ноября уверял степняка, что «…мы к тебе дружбу твою и добро и впредь хотим делати…». Взамен ногайские мурзы за дружбу и за сведения о Крыме требовали от русского царя «десять кречетов, да десять ястребов, да десять соколов».

В XVI и XVII веках Приазовская степь была для всех путешествующих, как отмечалось, «небезопасным местом». Иван IV неоднократно обращается с посланиями к ногайским мурзам. В письме от 21 июля 1538 года к мурзе Келмагмеду он писал: «И Вам гораздо ведомо, лихих где нет. На поле ходят многие казаки, многие казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни. А и наших Украин с нимиж смешався ходят, и те люди как вам тати… и разбойники, и на лихо их никто не учит, а учинив которые лихо (беду — авт.), разъезжаются по своим землям…».

После распада Золотой Орды в XV веке ногайцы разделились на обособленные этнические группы и расселились от Аральского моря до гор Кавказа и в степях Северного Причерноморья. В северо-таврической степи с 1549 года кочевала Малая Орда, впоследствии подчинившаяся Крымскому ханству.

В 1556 году, как сообщает Андрей Лызнов, автор «Скифской истории», крымский хан Девлет-Гирей «ис Перекопи тех нагайских татар изгоняху». Первая орда ушла на свои «древние» территории в междуречье Волги и Яика, а другая в Кубанские степи. Далее А. Лызнов о нашей степи повествует: «…Идущи ис Перекопи ко Азову недалеко древняго потока, его же татарове называют Агарлиберт, и при реках названных Беин, то есть Большой Кал, и Мал Кал, и Муз, — суть поля тако жизненны и обильны травою, яко едва верить тому мощно (можно — авт.). Ибо тамо трава в высоту яко тростие морское и мягка зело. В те места татарове крымская верблюдов своих, и лошадей, и всякий скот пасти выгоняют, а иные тамо и зимуют, ибо татарове сен косить не обыкли.., лошади и скот в полях будущи, снег сверху разгребши, довольно могут сыты быти. Такожеде и зверей в тех полях велие множество, яко сарн (серн — авт.), то есть коз диких, еленей, лосей, лошадей диких, сайгаков, кабанов, ланей, их же всех великия стада збираются».

Польский посланник в Крыму М. Броневский в 1570 году описал быт северотаврических ногайцев, которые имели хижины «…из тонких деревьев, обмазанные тиной, грязью или навозом, и покрыты камышом… Однако летом и осенью татары (ногайцы — авт.) в хижинах не остаются, ибо в апреле месяце откочевывают… с кибитками».

По свидетельству того же М. Броневского, ногайцы, кочевавшие в XVI веке по северотаврической степи, весной отправлялись «за Перекоп в самую Таврику, иногда насупротив Перекопа в город Оссов, или Азов… лежащий при устье Танаиса, или Дона… Далее они переходят к Истму на обширные равнины и наиболее на те, которые лежат между Борисфеном (Днепр — авт.), Меотийским озером и Черным морем, продвигаясь все далее и далее, для отыскания лучших пастбищ. Но в октябре, когда свирепствуют там холодные ветры, идут беспрерывные дожди, они опять возвращаются к своим кибиткам».

В статейном списке московского посланника в Крым Семёна Безобразова сказано, что в 1593 году «…мая в 8 день приехал Семён в улусы на Еланберт и пришли к Семёну Ян-Паша мурза да Исмаил и сказывали, что приехал к ним из отар татарин, а сказал, что царь и царевичи со всем собранием на Молочных Водах», где откармливали лошадей для похода на Москву.

В «Описаниях перекопских и ногайских татар…» Жана де Люка (монаха Доминиканского ордена) за 1625 год также отмечалось, что «ногайские татары живут вне полуострова и граничат с Россией… кочуют между Доном и Днепром, останавливаясь на берегах этих рек, где делают изгороди, боясь, чтобы стадо не подвергалось какому-нибудь несчастью: не было расхищения дикими зверями или черкесами».

Согласно «Книге Большому Чертежу» (1627 г.) на территории нашего края «проживала Джамбулуцкая Орда», которая кочевала по бескрайним просторам южной степи, хотя и имела зимние поселения (аулы).

Многочисленные «шляхи» проходили, как правило, по водоразделам множества рек. Например, чтобы добраться с Мелитопольщины и Крыма до Тульского края, нужно было объехать 27 истоков малых и больших рек. Выгода таких «шляхов» была налицо: не нужно было переправляться через водную преграду, особенно если требовалось наводить мосты, которые могли быть сожжены неприятелем, и путь огромной армии при возвращении или отступлении был бы блокирован.

Главной дорогой был Муравский шлях, который вел в северные земли от Бахчисарая через Перекоп к верховьям р. Молочной и далее на север; и второй путь — «Кальмиусская сакма» от р. Молочной у «Овечьего брода» (ныне село Мордвиновка близ Мелитополя — авт.) к р. Кальмиусу и далее на северо-восток…

Татарское войско формировалось из многочисленных подвластных крымскому хану этнических родов степи и Крыма.

Так, в 1541 году крымский хан, «стоя в поле», в рядах своей армии уже имел много ногайцев, о которых современники сообщали, что они были хорошими воинами: прекрасно держались в седле, были выносливы и храбры в бою.

В «Описании Украины» французского военного инженера и картографа Г. Левассера де Боплана, совершившего путешествие в 1630-1634 годах в Украину, рассказывается не только о быте и культуре украинского народа, но и отдельная глава посвящена крымским татаро-ногайцам.

Г. Боплан пишет: «Вот как одеваются татары. Одеждой этому народу служит короткая рубаха… которая спадает… ниже пояса, шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды из сукна или чаще из шерстяной ткани… Более зажиточные из них носят кафтан… а сверху суконный халат, подбитый лисьим или благородным куничьим мехом, шапка из такого же меха и сапоги из красного сафьяна… Простолюдины имеют на плечах только бараньи кожухи, вывертывая их шерстью наружу во время жары или в дождь… вооружены саблей, луком… с 18-20 стрелами, за поясом у них нож… Лишь богатые носят кольчугу… Татары перемещаются по 100 коней в ряд, фактически по 300, поскольку каждый татарин … ведет за уздечку ещё двух коней, которые служат в запас… Для того, кто… не видел… дивное зрелище, поскольку 80 тыс. татар ведут более 200 тыс. коней; не так густо деревьев в лесу, как их коней тогда в степи. Когда видишь издали, то кажется, что на небосводе поднимается какая-то туча».

Во время русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) крымские татары в 1769 г. вновь «пошли» на украинско-русские земли.

Военные события «разыгрывались» не в пользу Крыма и Оттоманской Турции. Русская дипломатия умело повела политику С местными тюркскими народами. В сентябре 1770 года граф П. Панин из Бендер Войкову сообщал: «При ныне продолжающейся с Оттоманскою Портою войне, Её Императорское Величество… обращая всегдашнее свое попечение, о распространении совершенно истинного блага и пользы на будущие времена империи, от Бога ей вверенной… что случаем сей войны Россия лучшим приобретением иметь может, если найдет способ Крым с принадлежащими всеми к нему Ордами, отторгнуть из подданства и скипетра Оттоманской Порты… Татары, по единодушному между собою согласию, от подданства и власти Оттоманской Порты, совсем отторгнулись, а с Российскою Империей в вечную дружбу и союз вступили… Да, и самый Крым, так равномерно Джамбуйлуцкая и Едишульская Орды, уже преподали мне довольно вероятные знаки наклонности…»

Между ногайцами, с одной стороны, татарами и турками — с другой, возникли противоречия, что было незамедлительно использовано русским правительством. Благодаря русской агитации ногайцы откололись от Оттоманской Порты и Крыма и в 1768- 1774 гг. вновь переселились на земли между Доном и Кубанью.

Летом 1771 года русская армия штурмом овладела Перекопом. Крымский хан бежал в Турцию, в городах и степи появились военные гарнизоны. Повсюду вдоль почтовых трактов были расставлены посты казаков и солдат.

Координаты : 44°40′ с. ш. 45°39′ в. д.  /  44.667° с. ш. 45.650° в. д.  / 44.667; 45.650 (G) (Я) Страна Россия Россия Регионы Дагестан , Ставропольский край , Чеченская республика Расположение Прикаспийская низменность Тип песчаная Высота над уровнем моря от 150 до -28 м

Реки Кума

Климат

Годовой уровень осадков менее 300 мм

Нога́йская степь - засушливая безлесая равнина на востоке Северного Кавказа в междуречье Терека и Кумы . Регион расположен на территориях Ставропольского края , северного Дагестана и Чеченской республики . Название происходит от этнонима ногайцы .

Растительность ксерофитная и галофитная, часто - на песчаных грунтах.

Климат

Климат Ногайской степи континентальный, засушливый, с количеством годовых осадков менее 300 мм. Средняя температура тёплого периода (апрель - октябрь) +18-19 °C , холодного периода (ноябрь - март) от 0 до 2 °C . Абсолютный минимум −33 °C (январь, февраль), максимум +42 °C (август). Лето знойное, зима отличается минимальной суммой осадков (в среднем около 40 мм), из-за чего снежный покров слабо выражен .

Почвы

Для степи характерны лугово-каштановые и светло-каштановые почвы той или иной степени засоленности. В результате дефляционных процессов часто встречаются преимущественно блюдцеобразные западины, занятые озерами и солончаками . Отдельные участки занимают слабозакрепленные пески .

Гидрография

Постоянная речная сеть отсутствует. Грунтовые воды, хотя и лежат на небольшой глубине, засолены и для питья непригодны. На территории имеются источники геотермальных вод. Земледелие здесь возможно лишь при искусственном орошении . Для орошения используется вода из двух речных систем, относящихся к бассейну внутреннего стока.

Опустынивание

Ногайская степь - зона отгонного животноводства. В советское время в Ногайскую степь и соседние степные просторы на зимовку ежегодно перегоняли или завозили на транспорте свыше одного миллиона голов мелкого и крупного скота из горных районов Дагестана , а также из Чечни , Ингушетии , Северной Осетии , Южной Осетии и восточной части Грузии .

В период «развитого социализма» началось широкое освоение степей под их круглогодичное использование. В результате неразумной хозяйственной практики оказались сбитыми в средней, сильной и очень сильной степени около 70% всех пастбищ региона, а 25% земель оказались засоренными вредными и ядовитыми для животных травами .

Интенсивно использовавшиеся под пастбища южные и юго-восточные участки Ногайской степи превратились в песчаные пустыни. В прошлом для укрепления песков здесь проводились посевы трав (песчаный овес и др.), создавались сосновые, можжевельниковые и тисовые насаждения, которые в очень небольшом количестве сохранились в южной части степи. Сейчас эти работы заброшены . Вследствие опустынивания и хозяйственной деятельности человека потерянной оказалась одна из визитных карточек Ногайской степи - сайгаки .

Напишите отзыв о статье "Ногайская степь"

Примечания

Литература

  • Добролюбский А. О. Кочевники на западе причерноморских степей в Х-ХVIII веках (историко-археологическое исследование). - Автореферат дисс. … доктора исторических наук. - Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 1991. - 34 с.

Отрывок, характеризующий Ногайская степь

– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.
Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье.
Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во первых она стала очень богатой невестой, а во вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была 17 ти летняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней невестой, а как с знакомой, не имеющей пола.
Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.
Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла предложить, сама так много пострадав в жизни, и открыла ему свой альбом. Борис нарисовал ей в альбом два дерева и написал: Arbres rustiques, vos sombres rameaux secouent sur moi les tenebres et la melancolie. [Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию.]
В другом месте он нарисовал гробницу и написал:
«La mort est secourable et la mort est tranquille
«Ah! contre les douleurs il n"y a pas d"autre asile».
[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.