1917 с октября по февраль. От февраля к октябрю

Период с февраля по октябрь 1917 – это время важных перемен в истории России. Прекратила своё существование правящая более 300 лет династия Романовых, произошли Февральская буржуазно-демократическая революция, Октябрьский переворот в 1917 году, Корниловский мятеж, началась гражданская война.

2 марта 1917 года произошло отречение от престола императора Николая II. Причиной этого события стало то, что в стране сложилась острая политическая ситуация, народ был недоволен военными поражениями армии на фронтах Первой мировой войны. Император был лишён возможности адекватно оценить ситуацию в Петрограде после 23 февраля 2017 года, он не мог также проанализировать политический риск и последствия принимаемых им решений. Кроме того, Николай II доверился совету командующего Фронтом, который считал, что отречение – единственный способ ликвидировать волнения в столице.

Следствием этого события стало то, что 3 марта от престола отрёкся брат императора, Михаил, что привело к уничтожению легитимной власти в стране, созыву Временного правительства и созданию Петроградского совета солдатских и рабочих депутатов, сложилось так называемое «двоевластие». Учредительное собрание, призванное утвердить новое государственное устройство, проблем не решило; началась Гражданская война, продлившая вплоть до 1921 года и унёсшая множество жизней.

В августе 1917 года главнокомандующий фронтом Л.Г. Корнилов начал наступление на Петроград с целью установления военной диктатуры, это событие в дальнейшем получило название «Корниловский мятеж». Причиной выступления стало то, что Корнилов стремился навести в стране порядок, подавить революционное движение, довести Первую мировую войну до победного конца и установить твёрдую власть в стране взамен Временного правительства.

Авторитет Корнилова в среде военных, казачества, общественных организаций, буржуазии был достаточно высок, поэтому он представлял реальную угрозу власти Временного правительства. Временное правительство и все революционные силы объединились и ликвидировали мятеж при помощи агитационных мер и частичных военных действий. Мятежные войска были остановлены, Л.Г. Корнилов арестован. Следствием Корниловского мятежа стало усугубление социально – экономического и политического кризисов в стране, усиление позиций большевиков.

Таким образом, время с февраля по октябрь 1917 года стало периодом больших потрясений во всех сферах жизни общества. Власть переходила из рук в руки, были предприняты разные попытки установления нового политического курса, обороты набирало революционное движение, не существовало единого мнения о дальнейшем развитии страны. Все эти проблемы привели к начавшейся в 1917 году Гражданской войне, которая оставила огромный след в истории России, унесла тысячи жизней людей, разделила страну на враждующие идейные течения (белые, красные, зелёные) и оттянула её назад в экономике на несколько десятков лет.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Введение

В данной работе рассмотрен период развития и изменения Российского государства и права с февраля по сентябрь 1917г., который получил неоднозначную оценку историков, современников и политиков.

В работе использовалась учебно-методическая литература (список литературы приведен в конце работы).

1. Государственно-политический кризис 1916-1917гг.

Небывалые миллионные потери, многомесячные отступления и уроганный огонь германской артелерии, на который нечем было ответить, деморализовал солдат на фронтах. Кадровая армия была практически выведена из строя: офицерами становились наскоро обученные гимназисты, студенты, учителя, врачи.

В этой ситуации очень многое зависело от согласия между властью и обществом. Начало войны знаменовалось национальным единением: резко пошло на спад число стачек и волнений в деревне.

Но мир между властями и либерально-буржуазными кругами был недолгим. После поражения и отступления русских войск общественность заговорила о неспособности царской бюрократии управлять страной. В августе 1915г. большинство депутатов Думы – кадеты, октябристы, прочие либералы, часть правой партии националистов объединилась в прогрессивный блок во главе с лидером кадетов П.Н. Милюковым. Блок потребовал укрепить начала законности, реформировать земство и местную администрацию, а главное – создать «министерство общественного доверия» (правительство из деятелей, близких у либерально-буржуазным кругам).

Царь же был убежден, что лишь монархия пользуется доверием народа и может решить великие задачи мировой войны. Почувствовав покушение на свои права, Николай II стал назначать правительство сановников охранительного тока и смещать министров, склонным к уступкам Думе. Возникла «министерская чехорда»: за 1915-1916гг. сменились четыре председателя Совета министров, четыре военных министра, шесть министров внутренних дел, четыре министра юстиции.

Все меньше доверия ближнему окружению, царь, находившись на фронте, стал поручать важные государственные дела императрице Александре Федоровне.

Все большее влияние приобретал в это время Распутин.

В обществе поползли темные слухи о германских симпатиях императрицы – урожденной немецкой принцессы, о том, что правительство и командование целиком попали под власть Распутина и других фаворитов. Милюков выступил в думе с громовой критикой правительства, завершая ее риторическим вопросами: «Что это – глупость или измена?»(2)

Либерально-буржуазные круги были глубоко уверены, что царское окружение и бюрократия своим неумелым управление толкают страну к революции. Однако они сами невольно приближали эту революцию, выступая с гласной критикой правительства. Стремясь образумить власть, общественные деятели начали прибегать к внепарламентским, нелегальным методам: в декабре 1916г. великосветские заговорщики во главе с видным правовым деятелем В.М. Пушкаревым убили Распутина. В это же время Гучков и близкие к нему генералы разрабатывали план военного переворота: захватить царский поезд и принудить Николая IIподписать отречение в пользу наследника Алексея при регенстве брата царя Михаила Александровича. А тем временем за стенами думы и великосветских салонов нарастало массовое движение. Все чаще происходили стачки и волнения в деревне, были случаи неповиновения войск, антивоенная пропаганда большевиков привлекала все больше сторонников(3).

2. Свержение монархии и провозглашение республики

27 февраля 1917г. 2-ая буржуазная революция в России победила. Петроградский гарнизон, перейдя на сторону восставших рабочих, сверг царское правительство.

28 февраля в Петрограде начался процесс формирования Совета рабочих и солдатских депутатов. В совет вошли представители различных политических партий.

Указом царя Дума была распущена, но в условиях начавшейся революции она не разошлась. Во время революции по инициативе кадетов и октябристов был создан думский комитет во главе с председателем IV государственной Думы Родзянко. Этот комитет в ночь с 27 на 28 февраля 1917г. начал формировать Временное правительство. Предлагалось включить в состав правительства ряд представителей Совета.(5)

Николай II пошёл на компромисс с думским комитетом и указом разрешил формировать правительство. Попытки Николая II заглушить революционные выступления в Петрограде провалились. Карательные части, посланные на Петроград, были задержаны по дороге. Николай II так же застрял по дороге (в Пскове в ставке командующего Северным фронтом генерала Рузского).

2 марта 1917г. в 15.05 Николай II подписал манифест об отречении себя и своего сына от престола и передал власть брату- Михаилу Александровичу.

3 марта Михаил отрёкся от престола и сделал заявление, что возглавит страну лишь в том случае, если Учредительное собрание возведёт его на престол.

Отречение Николая II от престола создало вакуум политической власти, в который хлынуло множество политических партий и движений. Борьба за власть стала одной из главных особенностей политического развития России в 1917 г.

Вместе с тем быстрый распад старой политической системы и неспособность новых политических сил установить эффективное государственное управление предопределили распад единого централизованного государства. Эти две тенденции были ведущими в политическом развитии страны в 1917 году.

3. Временное правительство .

2 марта 1917 г. Временный комитет членов Государственной Думы во главе с М.В.Родзянко объявил о создании Временного правительства. Возглавил правительство близкий к кадетам князь Г.Е.Львов.

В состав Временного правительства вошли министры - иностранных дел П.Н.Милюков (кадет), военный и морской А.И.Гучков (октябрист), путей сообщения Н.В.Некрасов (кадет), торговли и промышленности А.И.Коновалов (прогрессист), финансов М.И.Терещенко (внепартийный), просвещения А.А.Мануйлов (кадет, бывший ректор Московского университета), земледелия А.И.Шингарев (кадет), юстиции А.Ф.Керенский (трудовик, с марта эсер) и др. Резиденцией Временного правительства стал Мариинский дворец, а с июля - Зимний дворец.(5)

Соперником правительства в борьбе за политическое влияние выступил Петроградский Совет рабочих депутатов. Формируемый из числа рабочих он быстро терял работоспособность из-за огромного количества депутатов (2 тысячи человек). Поэтому решающую роль в определении политики Петросовета играл Исполком (ИК). Он создавался как путем выборов, так и путем представительства от центральных комитетов социалистических партий. Возглавили Исполком А.Ф.Керенский и меньшевики М.И.Скобелев и Н.С.Чхеидзе. Последний в конце марта был избран председателем ИК. В июне 1917 г. возник Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (председатель Чхеидзе), созданный Первым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов (3-24 июня 1917 г.). Наряду с ними сущест­вовал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) крестьянских депутатов. Его председателем стал эсер Н.Д.Авксентьев. Резиденцией Петросовета, а затем и ВЦИК стал Таврический дворец, а с 4 августа - Смольный институт. Первым и главным документом Февральской революции стал «Приказ № 1» Петросовета по Петроградскому военному округу от 1 марта 1917 г. Согласно приказу, в армии и на флоте из представителей «нижних чинов» создавались выборные комитеты, подчиненные непосредственно Совету. Боевое оружие находилось в непосредственном распоряжении этих комитетов и «ни в коем случае» не выдавалось офицерам. Солдатам и матросам «вне службы и строя» предоставлялись политические и гражданские права, запрещалось грубое к ним обращение, в т.ч. обращение на «ты»; наконец, отменя­лось титулование офицеров «ваше превосходительство», «благородие» и т.п., вводилось единое обращение «господин». Положения «Приказа» вскоре распространились на все вооружен­ные силы страны.(5)

Поддержав солдатские массы, Советы стали с их помощью реальными, а затем и единственными органами государственной власти. В то же время двоевластие в вооруженных силах подрывало их боеспособность, сеяло семена раздора, который перерос рамки борьбы за власть и вылился в кровавую гражданскую вой­ну. «Человек с ружьем» был втянут в активную общественно-политическую жизнь, и остался в ней на долгие годы.

В февральские дни Советы взяли власть фактически. Они смогли пустить заводы, транспорт, наладить выпуск газет, бороться с бандитизмом и спекуляцией, установить порядок в городе. Однако формально, юридически государственная власть была в руках Временного правительства. Оно ведало назначениями, издавало декреты и воззвания, которые обретали силу закона при поддержке Совета. В противном случае правительство теряло опору. Эсеро-меньшевистское руководство Петросовета стреми­лось не допустить этого и обеспечить правительству полную под­держку. Возникшее двоевластие составило главную особенность Февральской буржуазно-демократической революции.

За неполные восемь месяцев существования Временного правительства произошло четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего. Первое, однородное правительство князя Г.Е.Львова просуществовало ровно два месяца. Апрельский кризис, вызванный нотой Милюкова, привел к его отставке. 5 мая было создано первое коалиционное правительство из министров «капиталистов» и министров-социалистов.

В его состав вошли: министр-председатель и министр внутренних дел Г.Е.Львов, министры - военный и морской Керенский, юстиции П.Н.Переверзев (трудовик), иностранных дел Терещенко, путей сообщения Некрасов, торговли и промышленности Коновалов, просвещения Мануйлов, финансов Шингарсв, земледелия В.М.Чернов (эсер), почт и телеграфов И ГЦеретели (меньшевик), труда М.И.Скобелев (меньшевик), продовольст­вия А.В.Пешехонов (народный социалист), государственного призрения князь Д.И.Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода В.Н.Львов и юс. контролер Годнее. В правительстве 10 мест было у буржуазных партий, 6 - у социалистов (3).

Первое коалиционное правительство просуществовало около двух месяцев (5 мая - 2 июля). В июне оно пережило политический кризис, который был связан с забастовкой рабочих 29 заво­дов Петрограда. Большевики пытались использовать недовольство трудового Питера для организации 10 июня антиправительственной демонстрации. I Всероссийский съезд Советов (2-24 ию­ня) запретил ее проведение, одновременно решив провести 18 июня свою демонстрацию на Марсовом поле для возложения венков на могилы жертв Февральской революции. Она состоялась (участвовало около 500 тыс. человек), но под антиправительственными лозунгами - «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Под такими же лозунгами прошли демонстрации в Москве, Твери, Иваново-Вознесенске, Харькове, Минске и др. городах. Развернув в тот же день наступление на фронте, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну. Однако вскоре третий, июльский кризис оно не пережило.

А) Июльский кризис. Конец двоевластия

Кризис разразился 2 июля выходом из правительства кадетов в знак протеста против уступок украинским «сепаратистам». Чрезвычайную остроту он приобрел 3-4 июля, когда в столице прошла многотысячная вооруженная демонстрация солдат, матросов, рабочих с целью давления на ВЦИК для создания советского правительства. Однако ВЦИК объявил демонстрацию «большевистским заговором» и отклонил требования масс. Главнокомандующий Петроградским военным округом приказал юнкерам и казакам разогнать демонстрантов. С этой же целью с Северного фронта прибыли войска численностью 15-16тыс. человек. Командующему Балтийским флотом было приказано прислать в столицу боевые корабли, но тот не подчинился приказу. Члены контрреволюционных организаций («Военной лиги», Комитета борьбы с большевизмом и анархизмом и др.) обстреляли демонстрантов. Было убито 56 и ранено 650 человек. Петроград был объявлен на военном положении. Начались аресты большевиков, разоружение рабочих, расформирования «мятежных» воинских частей. 6 июля Керенский отдал приказ об аресте В.И.Ленина, который успел скрыться. Его обвинили как в организации «вооруженного мятежа», так и в шпионаже в пользу Германии. Одновременно лидеры ВЦИК признали за Временным правительством «неограниченные полномочия и неограниченную власть».

Двоевластие закончилось поражением Советов, но правительственный кризис не был разрешен. Он усугубился после полученного 7 июля сообщения о поражении на фронте и отступлении русских войск. Это привело к отставке премьер-министра Г.Е.Львова. Главой правительства стал А.Ф.Керенский. Правительственный кризис завершился созданием второй коалиции, в которой восемь мест было у капиталистов, семь - у социалистов. Вторая коалиция просуществовала немногим более месяца (24июля - 26 августа). Ситуация развивалась в сторону военной диктатуры. Военному министру и министру внутренних дел были предоставлены исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Новый Верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов настаивал на введении смертной казни в тылу (на фронте она была введена 12 июля, чтобы сдержать отступление).

Б) Корниловский мятеж.

Чтобы упрочить положение правительства, по инициативе Керенского в Москве было проведено Государственное совещание (12-15 авгу­ста 1917 г.). На нем присутствовало около 2500 человек: депутаты Государственной Думы всех созывов, делегаты от кооперации, торгово-промышленных кругов и банков, профсоюзов, городских дум, земств, армии и флота, Советов, научных организаций, интеллигенции, национально-патриотических организаций, духовенства, а также комиссары и члены Временного правительства (5).

В выступлениях Л.Г.Корнилова, П.Н.Милюкова и др. была сформулирована программа правых сил: ликвидация Советов, полновластие командного состава, отмена «Приказа № 1», уп­разднение общественных организаций в армии, война до победного конца, восстановление смертной казни не только на фронте, но и в тылу, военная дисциплина на фабриках и заводах и т.п.(5)

Государственное совещание убедило правых, что слова останутся словами, если не прибегнуть к «сильной руке» военных для наведения порядка в стране. На роль такой «руки» был намечен генерал Корнилов.

25 августа Корнилов двинул войска на Петроград, потребовав отставки Временного правительства и выезда в Ставку Керенского. Главной боевой силой был 3-й конный корпус генерала А.М.Крымова. Его намечалось ввести в столицу для подавления вооруженных рабочих отрядов, разгона Советов, установления открытой военной диктатуры (5).

Корнилова" поддержали все командующие фронтами. Только главнокомандующий Кавказским фронтом генерал А.М.Пржевальский и командующий Московским военным округом А.И.Верховский заявили, что находятся на стороне правительства.

В критический час Керенский шатнулся влево, объявил Корнилова мятежником и отстранил от должности Верховного главнокомандующего. В свою очередь, министры-кадеты, выражая свою солидарность с Корниловым, 27 августа подали в отставку. Разразился новый, затянувшийся почти на месяц правительственный кризис. Вместе с ним возник кризис политический, переросший в общенациональный и завершившийся пере­воротом слева.

По призыву Керенского, ВЦИК и Петросовета на, защиту столицы выступили солдаты революционных частей Петроградского гарнизона, моряки Балтфлота, Красной гвардии. На вооружение трудового Петрограда было передано из арсенала более 20 тыс. винтовок, что позднее сыграло решающую роль в организации Октябрьского вооруженного восстания. К 30 августа корниловские части были остановлены, в них началось разложение. В тот же день Главнокомандующим был назначен Керенский. Убедив­шись в поражении, генерал Крымов застрелился, Корнилов был арестован. Попытка правого государственного переворота оказалась неудачной. В результате еще более окрепли левые силы, составив новую реальную опасность для Временного правительства (5).

В) кризис в сентябре-октябре 1917 года

До создания нового правительства власть перешла к «Совету пяти» (Директории): министр-председатель Керенский, министр иностранных дел Терещенко, военный министр генерал А.И.Верховский (назначен 30 августа, меньшевик), морской министр контр-адмирал Д.Н.Вердеровский (назначен 30 августа), министр почт и телеграфов Никитин.

Для решения вопроса об организации государственной власти в новых условиях было созвано Всероссийское демократическое совещание (Петроград, 14-22 сентября 1917 г.). На нем присутствовали 1582 делегата (от Советов всех уровней, профсоюзов, армейских и флотских организаций, кооперации, национальных организаций и т.д.). Делегаты решили, что будущее правительст­во должно быть ответственным перед представительным органом демократии - Предпарламентом, формируемым из числа депута­тов Демократического совещания.

Параллельно лидеры Советов договорились с кадетами о создании новой правительственной коалиции.

25 сентября было сформировано третье коалиционное прави­тельство - десять мест у социалистов, шесть у «капиталистов» (министр-председатель и Главковерх Керенский). В декларации от 26 сентября Временное правительство заявило о намерении стать «твердой властью» и силой остановить «волны- анархии».

2 октября Временное правительство утвердило положение о Предпарламенте, получившем наименование Временного Совета Российской Республики. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской республики, но был превращен в совещательный орган при правительстве. Председателем Временного Совета республики стал Н.Д.Авксентьев, заместителем - В.Д.Набоков (кадет).

7 октября, в первый день работы Предпарламента, большевики во главе с Троцким по требованию Ленина демонстративно покинули его.

Третья коалиция просуществовала всего месяц в чрезвычайных условиях фактического двоевластия. Реальная власть в городе все более концентрировалась в руках большевистского Петросовета.

24 октября Керенский заявил, что Петроград находится в «состоянии восстания». Предпарламент выступил с требованием подавить восстание. Но было поздно. Вскоре министры Временного правительства были препровождены в камеры Петропавловской крепости, куда весной 1917 г. были отправлены министры царского правительства.

4. Законодательная политика временного правительства .

Депутаты Думы подчинились царскому Указу о роспуске Думы, но собрались 27 февраля на неофициальное заседание, на котором создан Временный комитет Государственной думы «для водворения поряд­ка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». Председателем комитета был избран октябрист М.В. Родзянко, в состав членов вошли бюро «прогрессивного блока» (П.Н. Милюков, Н.В, Некрасов, В.В. Шульгин и др.), меньшевик Н.С. Чхеидзе и «трудовик» А.Ф. Керенский.

Временный комитет взял под свой контроль деятельность военной комиссии, образованной Петроградским советом. В Сенат, министерства и градоначальство были направлены комиссары. Командующим войсками Петроградского военного округа был назначен генерал Л.Г. Корнилов, объявивший о принятии им верховной военной власти всеми фронта и флотами.

Председатели губернских и земских управ были предупреждены о «падании в ближайшее время Временного правительства.

Городская дума Петрограда (по поручению Временного комитета) начала формировать отряды милиции.

Временный комитет начал переговоры с исполкомом Петроградского совета о создании правительства, которое было сформировано в ночь на 2 марта.

2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол и Манифестом от 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

Были упразднены жандармерия, полиция и управление печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.

В составе Сената упразднялись Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

8 марта Совет министров был переименован во Временное правительство (и здесь подчеркивались правопреемственность и легитимность).

В составе Министерства внутренних дел были упразднены штаб отдельного Корпуса жандармов, Департамент полиции и Главное управление по делам печати. Было создано Главное управление по делам милиции. Функции уголовного розыска передавались Министерству юстиции. Политический розыск был передан Осведомительному отделу Главного управления.

После упразднения Главного управления по делам печати регистра-дня изданий стала осуществляться Всероссийской книжной палатой.

В составе Министерства внутренних дел был образован отдел по делам местного управления, руководивший деятельностью комиссаров Временного правительства. В тесном сотрудничестве с отделом находилось Особое совещание по местной реформе, готовившее законопроекты о комиссарах, милиции, административной юстиции, земствах и т.п.

3 июля большевики предприняли попытку вооруженного восстания в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями. Во втором коалиционной правительстве социалисты оказались в большинстве.(1)

Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. Верховным главнокомандующим был назначен генерал Л. Г. Корнилов, популярный в патриотических кругах.

Осенью Временное правительство (социалистическое по составу) осуществило более важные преобразования в системе органов власти и управления.

В мае была упразднена назначаемая часть членов Государственного совета. В октябре распущены выборные члены Государственного совета, тогда же распущена и сама Государственная дума (ее «частные совещания»), пытавшаяся оказывать влияние на правительство. Остатки высшихорганов старой власти исчезли окончательно.

Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. Однако кризисы в правительстве привели к переформированию его состава: первое коалиционное правительство было образовано 5мая, второе - 24 июля, третье - 25 сентября 1917 г. За время своей деятельности Временное правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств: Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования); Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия; Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.

В августе 1917 г. вместо Синода создано Министерство по делам вероисповеданий, действовавшее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного в августе на церковном Соборе).

Для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер порегулированию хозяйственной жизни» созданы Экономический совет и Главный экономический комитет под председательством Львова (из 36 мест 9 в нем отводилось профсоюзам). Положение об этих органа было принято в июне 1917 г.

В состав Совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета. Функции Комитета: руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.

Совет создавался «для выработки общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни».

Главный экономический комитет учреждался «для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны».(1)

Для координации законотворческой деятельности министерств Временного правительства сформировало Юридическое совещание.

При Юридическом совещании действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов (под председательством Н.И. Лазаревского и В.М. Гессена), работавшая над проектом конституции.

В России предполагалось учредить президентскую республикус двухпалатным парламентом. Комиссия работала во второй половине октября. (После октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект Конституции Российского государства уже в Париже в 1919 г.)

В мае 1917 г. принято новое Временное положение о земских учреждениях. Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств стала милиция. Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.

Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены охрана труда, создание бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, устранение дороговизны.

После ликвидации на местах дореволюционных органов управления (губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, земских начальников я др.) основными органами местного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства и их канцелярии. В начале марта обязанности комиссаров временно были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов.

В марте Особое совещание по местным реформам при Министерстве внутренних дел разработало проект положения о комиссарах, обнародованное только в конце сентября. Назначение комиссаров осуществлялось по согласованию с «комитетами общественных организаций», в состав которых входили представители земств, городских органов самоуправления, общественных организаций и союзов.

Комиссары Временного правительствабыли представителями власти на местах, под их контролем действовали волостные комитеты.

Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создавал фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права по приобретению имущества, вступлению в договоры права предъявлять иски и вступать в обязательства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза.

Его органы: собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.

В мае 1917 г. был принят Закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и старшинах. В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных и санитарных мероприятий, устройство бирж труда.(1)

Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности.

Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные им сборы, договоры и займы.

В ходе революции была расширена компетенция мировых судов(судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых ликвидировался институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае и июне 1917 г. приняты акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых - среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных - высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.(1)

В самом начале революции (в марте) постановлением правительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены.

В мае принят Закон «О временном устройстве местного суда», включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, их список утверждался мировым съездом.

В мае 1917 г. в стране возродилась система административной юстиции:в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.

В апреле 1917 г. вместо полиции была создана милиция, на которую возлагались функции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействия органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные функции по содействию органам судебного ведомства и военным органам. Милиция отчитывалась перед уездными земскими и городскими управами, а через них - перед думами.

В Петрограде в июле создано Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания осуществлялось в рамках систем общего суда и местного самоуправления с целью усилить за ними контроль общественности и представительных органов.

В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.

Земельные комитетына губернском, Земельные органы уездном и волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Цель, поставленная перед ними, подготовить земельную реформу для ее окончательного утверждения на Учредительном собрании. В задачи земельных комитетов входил сбор сведений поземельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.

К компетенции Главного земельного комитета относились: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. Функции губернских и уездных комитетов - подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы; ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением; разрешение споров о владении.

Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия. Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты - из представителей уезд­ных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.

В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Всероссийского совета кооперативов, представители политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917г. были созданы полевые земельные суды, призванные решать дела о земельных спорах и беспорядках.

В начале апреля создана сеть губернских, уездных, городских и военных продовольственных комитетов (в составе Министерства земледелия), призванных бороться со спекуляцией, монополией хлебной торговли, спекулятивним ростом цен.

Заключение

Период событий февраля-октября 1917г. получил неоднозначную оценку истории. В официальных советских историографических источниках они значились как переход от двоевластия к Великой Октябрьской социалистической революции, а эмигрантская и западная наука трактовала их как государственный переворот, насильственное свержение законной власти.

Литература:

1. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1999 г.

2. История государства и права СССР. Под редакцией Титова Ю.П. Часть 1. - М.: Юридическая литература, 1988 г.

3. Титов Ю.П., Чистяков О.И. Хрестоматия по ИГП СССР. - М.: Юридическая литература, 1990 г.

4. Краснов Ю.К. История государства и права России. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997 г.

5. Хрестоматия по курсу «История России» Под редакцией Орлова А.С. Георгиева В.А. и др. М. «Простор» 1996г.

В результате Февральской революции коренным образом изменилась расстановка политических сил в России. Правые монархические партии ушли с политической сцены. Власть в России взял центристский блок кадетов и умеренных социалистов. Обозначился союз кадетов с умеренными социалистами.

Важным элементом центристского блока выступали партии умеренных социалистов. Наиболее многочисленной являлась партия эсеров. По некоторым оценкам, к середине 1917 г. ее численность достигала 700 тыс. человек, а по другим оценкам, около миллиона. В тесном блоке с эсерами выступали меньшевики. Эсеры и меньшевики тесно координировали свою деятельность.

В целом позиция правых социалистов сводилась к формуле условной поддержки Временного правительства: ему следует помогать постольку, поскольку оно в своей деятельности будет проводить демократические реформы.

Левый фланг политического спектра революционной России занимали большевики. После свержения царизма большевики оставались плохо организованной, немногочисленной группой. Общая их численность в феврале 1917 г. составляла 20–25 тыс. человек, из которых около половины находилась в эмиграции, ссылке или в заключении. Внутри большевистской партии весной 1917 г. имели место расхождения по вопросу отношения к Временному правительству.

Февральская революция 1917 г. породила новую политическую ситуацию в стране, вошедшую в историю России иод названием двоевластие : 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, куда вошли представители социалистических партий: меньшевики, эсеры, большевики. Практически одновременно был создан Временный комитет Государственной думы из представителей буржуазных партий кадетов и октябристов. В ходе переговоров между Временным комитетом Государственной думы и исполкомом Петроградского Совета была достигнута договоренность об образовании Временного правительства во главе с князем Г. Львовым.

  • 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила Александровича, который в свою очередь отказался от престола. Вопрос о власти должен был решаться на Учредительном собрании, до созыва которого Временное правительство взяло на себя всю полноту законодательной и исполнительной власти. Наиболее влиятельные посты заняли Π. Н. Милюков, А. И. Гучков, Н. В. Некрасов, М. И. Терещенко, А. А. Мануйлов, А. И. Шингарев, А. И. Коновалов.
  • 3 марта 1917 г. была обнародована Декларация Временного правительства. В пей объявлялось о полной политической амнистии, установлении свободы слова, собраний, печати, подготовке к всеобщим выборам в Учредительное собрание для решения вопроса о политическом устройстве России, замене полиции милицией. Одновременно Петроградским Советом был издан Приказ № 1, который ставил армию в подчинение Советам.

Двоевластие стало результатом двух совпавших по времени процессов: революционного подъема низов и политической активизации верхов, стремившихся перехватить выпадавшую из рук самодержавия власть. Крушение царизма позволило обоим потокам революции институционально оформиться и предложить обществу свою модель организации новой государственности.

Советы, состоявшие из представителей партий социалистического выбора, в которых большинство имели меньшевики и эсеры, стали органами нового типа политической власти. Советы опирались на поддержку рабочих, крестьян, армии, подавляющего большинства населения России. Советы стали выразителями антизападных настроений в обществе и альтернативного Западу и ассоциированному с ним капитализму пути развития России.

Временное правительство, включавшее представителей буржуазных партий кадетов и октябристов, выражало интересы буржуазии, исповедовало западные, либеральные ценности и выступало за западный парламентский путь развития России. Современники так оценивали соотношение сил: "Советы – сила без власти", "Временное правительство – власть без силы".

Возможность такой ситуации была обусловлена тем, что меньшевики и эсеры, имея большинство в Советах, поддержали Временное правительство исходя из тезиса "после победы буржуазной революции власть должна перейти буржуазии". Тем самым меньшевики и эсеры лишили себя политической инициативы, а в перспективе и поддержки со стороны народа. Во многих городах России, как и в столице, возникает ситуация двоевластия. Что же касается деревни, то в ней идет возрождение пережившей реформу П. А. Столыпина крестьянской общины.

Вернувшись из эмиграции, лидер большевистской партии В. И. Ленин сформулировал в "Апрельских тезисах" в условиях 1917 г. особую линию большевиков в период двоевластия, суть которой выражалась в лозунгах "Вся власть Советам", "Никакой поддержки Временному правительству!" . Смысл этих лозунгов, по мнению В. И. Ленина, заключался в возможности в условиях двоевластия мирного перехода власти от Временного правительства к Советам, для чего Советы должны были лишь прекратить поддерживать Временное правительство. Таким образом, В. И. Ленин видел возможность мирного перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической и установлению диктатуры пролетариата.

VII апрельская Всероссийская конференция большевиков утвердила "Апрельские тезисы" В. И. Ленина, в которых он призывал ликвидировать помещичье землевладение, передать землю под контроль Советов. Ленинские предложения предусматривали введение рабочего контроля над производством . Предлагалось слияние всех банков в единый общенациональный банк, который находился бы под полным контролем народа.

За период своего существования (март – октябрь 1917 г.) Временное правительство сделало много по демократизации политической жизни страны. Была объявлена полная политическая амнистия, провозглашены демократические права и свободы, ликвидированы репрессивные органы старой власти. Среди наиболее важных шагов Временного правительства весной 1917 г. следует назвать введение должности комиссаров Временного правительства, всеобщего избирательного права, принятие закона о волостном земстве.

По рабочему вопросу принимается закон о свободе собраний и союзов, положение о фабрично-заводских комитетах. В сфере продовольственной политики вводится положение о хлебной монополии и твердых ценах на хлеб. В аграрном вопросе политика Временного правительства носила противоречивый характер. С одной стороны, было принято решение о национализации земли, принадлежавшей царской семье.

С другой стороны, вышло распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках и закон об охране посевов, по которому помещикам гарантировалось возмещение ущерба в случае народных волнений. Противоречивым было постановление о создании земельных комитетов, на которые возлагалась лишь подготовка реформы, а не ее проведение. В целом решение таких принципиальных вопросов, как рабочий вопрос, аграрный вопрос, заключение мира и выход из мировой войны, будущее государственное устройство России, непозволительно затягивалось и откладывалось до созыва Учредительного собрания. Временное правительство шло по пути утверждения собственной власти.

В условиях 1917 г., когда испытывался острейший дефицит времени для решения всех этих вопросов, в условиях крайней радикализации сознания масс, глотнувших неограниченную свободу, действия Временного правительства рассматривались как нежелание заключения мира, передачи земли крестьянам, установления восьмичасового рабочего дня. Это вызывало массовое недовольство населения.

В политической истории 1917 г. и деятельности Временного правительства можно выделить несколько периодов.

  • 1. Март – апрель 1917 г. – деятельность Временного правительства первого состава.
  • 2. Апрель 1917 г. – первый кризис Временного правительства.
  • 3. Май – июнь 1917 г. – первое коалиционное правительство с участием меньшевиков и эсеров.
  • 4. Июль 1917 г. – кризис первого коалиционного правительства.
  • 5. Июль – август 1917 г. – второе коалиционное правительство.
  • 6. Сентябрь 1917 г. – кризис второго коалиционного правительства.
  • 7. 25 сентября – 25 октября 1917 г. – третье коалиционное правительство.

Практически весь период с марта по октябрь 1917 г. был периодом политического кризиса власти, у руля которой стояло Временное правительство. В апреле 1917 г. нота министра иностранных дел Временного правительства Π. Н. Милюкова о продолжении участия России в войне спровоцировала первый кризис Временного правительства. Итогом стала отставка Π. Н. Милюкова и А. И. Гучкова.

Выход из кризиса был найден на пути создания коалиционного правительства с участием меньшевиков и эсеров (10 министров от буржуазных партий и 6 министров-социалистов: А. Ф. Керенский, В. М. Чернов, Μ. М. Скобелев, И. Г. Церетели, А. В. Пешехонов, Π. Н. Переверзев). Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г. одобрил создание коалиционного правительства.

Неудачное наступление русской армии на юго-западном фронте в июне 1917 г. и выход из правительства министров-кадетов в знак протеста против признания автономии Украины привели ко второму кризису правительства. 4 июля 1917 г. в Петрограде прошла массовая демонстрация под лозунгом "Вся власть Советам". Демонстрация была расстреляна верными правительству войсками, что означало конец двоевластия и мирного развития революции.

24 июля 1917 г. было создано второе коалиционное правительство во главе с А. Ф. Керенским (8 министров-кадетов, 7 министров-социалистов). Попытки консолидации либеральных сил путем созыва Государственного совещания (август 1917 г.) не увенчались успехом.

Призывы к национальному единению и попытки объединения оказались бессильны из-за взаимного недоверия между правым и левым крылом правящей коалиции. Влиятельные круги буржуазии сделали свой выбор в пользу военной диктатуры.

Установление военного режима связывалось в правых кругах с фигурами А. Ф. Керенского и генерала Л. Г. Корнилова. С начала августа к столице начинают стягиваться верные Корнилову войска. Чтобы скрыть настоящую причину переброски к Петрограду крупных соединений, 21 августа 1917 г. немцам была сдана Рига. В самом Петрограде активизировалась деятельность правых и офицерских союзов.

Первоначально между Керенским и Корниловым серьезных трений не отмечалось. Керенский в целом поддерживал проведение таких мероприятий, как восстановление на фронте смертной казни, ограничение прав Советов и солдатских комитетов, милитаризация труда на транспорте и в промышленности.

Сторонники Корнилова разрабатывали планы изменения государственного устройства страны. Во главе государства предполагалось поставить Совет народной обороны во главе с самим Корниловым, в который также вошли бы генерал М. В. Алексеев, адмирал А. В. Колчак, Б. В. Савинков, Μ. М. Филоненко. Керенскому отводилась роль заместителя председателя Совета. При Совете должно было быть создано новое правительство.

Корниловский мятеж в августе 1917 г. привел к третьему кризису Временного правительства. После провала выступления Корнилова произошла большевизация столичных Советов. В условиях кризиса Временного правительства была создана Директория из пяти человек с чрезвычайно широкими полномочиями (А. Ф. Керенский, А. И. Верховский, Д. Н. Вердеревский, М. И. Терещенко, А. М. Никитин). 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой.

14 сентября 1917 г. в Петрограде открылось Демократическое совещание с участием эсеров, меньшевиков и большевиков. На нем прозвучала идея отказа от коалиции с кадетами (либеральной буржуазией) и создание социалистического однородного правительства. Был основан Предпарламент – Временный Совет республики. 25 сентября 1917 г. А. Ф. Керенский создал третье коалиционное правительство с участием кадетов, что положило конец возможности реализации широкой коалиции социалистических партий.

Осень 1917 г. ознаменовалась дальнейшим углублением общенационального кризиса в стране, проявлением которого стало закрытие предприятий, рост безработицы, инфляция, рост цен, нарастание угрозы голода. Массовое недовольство деятельностью Временного правительства нашло проявление в росте рабочего и крестьянского движения. В забастовках приняло участие 2,4 млн человек, произошло более 3,5 тысяч крестьянских выступлений. Рост национальных движений создавал угрозу распада России.

В условиях большевизации Советов и роста популярности партии большевиков в массах (ряды партии выросли с 24 тыс. человек в марте 1917 г. до 300 тыс. человек) под лозунгом "Вся власть Советам" большевики взяли курс на вооруженный захват власти. Осенью 1917 г. В. И. Ленин в статьях "Кризис назрел", "Марксизм и восстание", "Большевики должны взять власть", "Советы постороннего" разрабатывает план вооруженного восстания .

При Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов создается Военно-революционный комитет (ВРК), а при ЦК партии большевиков – Военно-революционный центр (ВРЦ) для подготовки и проведения вооруженного восстания в Петрограде. Создается Красная гвардия, которая насчитывала в своем составе свыше 30 тыс. человек. 10 и 16 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принимает решение о немедленном проведении вооруженного восстания до открытия II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.

25 октября 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и II Всероссийский съезд Советов объявил о переходе власти в руки Советов. В знак протеста меньшевики и эсеры ушли со съезда, отдав инициативу большевикам. В течение двух дней II Всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, Декрет о земле и создал новые органы государственной власти. (Был избран новый состав ВЦИК и создано Советское правительство (СНК) во главе с В. И. Лениным.) Таким образом, демократическая альтернатива развития России по западному пути и формирование парламентской республики потерпела крах.

По мнению историка Б. Н. Миронова, "народ свергнул либеральную демократию, разрушил основы правового государства, позволил большевикам, захватившим власть, расправиться со своими политическими противниками и установить диктатуру. Главные причины в равнодушии народа к судьбе русского парламента, в непонимании им необходимости существования парламента как гаранта против возвращения старого режима в новой форме, в слабости демократических традиций западного типа и неразвитости институтов гражданского общества. Декреты о мире, земле, рабочем контроле удовлетворили основные требования солдат, крестьян и рабочих. Поэтому, с точки зрения масс, второй съезд Советов, принявший эти декреты, выполнил функцию Учредительного собрания и сделал его ненужным" .

  • Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.,1969. Т. 31. С. 113–118.
  • Там же.
  • Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М„ 1969. Т. 34. С. 239–272.
  • Миронов Б. Н. Социальная история России. Спб., 1999. Т. 2. С. 181.

Февральская революция победила. Старая государственная система рухнула. Сложилась новая политическая ситуация. Однако победа революции не предотвратила дальнейшего углубления кризисного состояния страны. Экономическая разруха усиливалась. К прежним социально-политическим проблемам: война и мир, рабочий, аграрный и национальный вопросы - добавились новые: о власти, будущем государственном устройстве и путях выхода из кризиса. Все это обусловило своеобразие расстановки общественных сил в 1917 г.

Время от Февраля к Октябрю - особый период в истории России. В нем выделяются два этапа. На первом (март-начало июля 1917 г.) существовало двоевластие, при котором Временное правительство было вынуждено согласовывать все свои действия с Петроградским Советом, занимавшим более радикальные позиции и обладавшим поддержкой широких народных масс.

На втором этапе (июль - 25 октября 1917 г.) с двоевластием было покончено. Установилось единовластие Временного правительства в форме коалиции либеральной буржуазии (кадеты) с «умеренными» социалистами (эсеры, меньшевики). Однако и этому политическому альянсу не удалось добиться консолидации общества. В стране усилилась социальная напряженность. С одной стороны, росло возмущение масс проволочками правительства в проведении самых насущных экономических, социальных и политических преобразований. С другой стороны, правые были недовольны слабостью правительства, недостаточно решительными мерами по обузданию «революционной стихии». Монархисты и правые буржуазные партии готовы были поддержать установление военной диктатуры. Крайние левые - большевики - взяли курс на захват политической власти под лозунгом «Вся власть Советам!» Временное правительство не осознало глубину экономического и политического кризиса, не сумело его преодолеть, а потому и не смогло удержать власть.

Буржуазия, обуржуазившиеся помещики, значительная часть состоятельной интеллигенции (около 4 млн. человек) опирались на экономическую мощь, образованность, опыт участия в политической жизни и управлении государственными учреждениями. Они стремились, предотвратить дальнейшее развитие революции, стабилизировать общественно-политическую обстановку и упрочить свою собственность.

Рабочий класс (18 млн. человек) состоял из городских и сельских пролетариев. Они успели почувствовать свою политическую силу, были предрасположены к революционной агитации и готовы с оружием защищать свои права. Они боролись за введение 8-часового рабочего дня, гарантию занятости, повышение заработной платы. В городах стихийно возникли фабрично-заводские комитеты (фабзав-комы) для установления рабочего контроля над производством и решения спорных вопросов с предпринимателями.

Крестьянство (130 млн. человек) требовало уничтожения крупной частновладельческой земельной собственности и передачи земли тем, кто ее обрабатывает. В деревне создавались местные земельные комитеты и сельские сходы, которые принимали решения о переделе земли. Отношения между крестьянами и помещиками были крайне напряженными.

Особой политической силой стала армия (15 млн. человек). Солдаты выступали за окончание войны и широкую демократизацию всех военных институтов. Они активно поддерживали основные требования рабочих и крестьян, являлись главной вооруженной силой революции.

Крайне правые (монархисты, черносотенцы) после Февральской революции потерпели полный крах. Исторической перспективы не имели октябристы, безоговорочно поддерживавшие промышленников в рабочем вопросе и выступавшие за сохранение помещичьего землевладения. Все они ориентировались на подавление революции, служили опорой контрреволюционных заговоров.

Кадеты из оппозиционной партии стали правящей, первоначально заняв во Временном правительстве ключевые посты. Они стояли за превращение России в парламентскую республику. В аграрном вопросе они по-прежнему выступали за выкуп государством и крестьянами помещичьих земель. Кадеты выдвинули лозунг сохранения верности союзникам и ведения войны «до победного конца».

Эсеры, наиболее массовая партия после революции, предлагали превратить Россию в федеративную республику свободных наций, ликвидировать помещичье землевладение и распределить землю между крестьянами «по уравнительной норме». Они стремились прекратить войну путем заключения демократического мира без аннексий и контрибуций, но в то же время считали необходимым защищать революцию от германского милитаризма. Летом 1917 г. в партии эсеров выделилось левое крыло, которое протестовало против сотрудничества с Временным правительством и настаивало на немедленном решении аграрного вопроса. Осенью левые эсеры оформились в самостоятельную политическую организацию.

Меньшевики - вторая по численности и влиянию партия - выступали за создание демократической республики, право наций на самоопределение, конфискацию помещичьих земель и передачу их в распоряжение органов местного самоуправления. Во внешней политике они, как и эсеры, заняли позицию «революционного оборончества».

Кадеты, эсеры и меньшевики откладывали реализацию своих программных положений до окончания войны и созыва Учредительною собрания. Эсеры и меньшевики, действовавшие в едином политическом блоке, пользовались большим авторитетом в Советах, профсоюзах, аграрных комитетах и других общественных организациях.

Большевики заняли крайне левые позиции. В марте руководство партии было готово сотрудничать с другими социалистическими силами, оказать условную поддержку Временному правительству. Оно восприняло идею «революционного оборончества».

Однако после возвращения В. И. Ленина из эмиграции была принята его программа («Апрельские тезисы»). Она предусматривала переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. Политическим стержнем программы была идея установления республики Советов рабочих и беднейших крестьян и в связи с этим отказ от поддержки Временного правительства. В экономической сфере предлагалась конфискация помещичьей и национализация всей земли: переход к контролю Советов за производством и распределением продуктов; национализация банковской системы. Большевики выступали за немедленный выход России из империалистической войны.

Их программа исключала сотрудничество с «умеренными» социалистами и в принципе была нацелена на захват политической власти.

Политика Временного правительства

В своей декларации 3 марта правительство обещало ввести политические свободы и широкую амнистию, подготовить выборы в Учредительное собрание, отменить смертную казнь, запретить всякую сословную, национальную и религиозную дискриминацию. Однако внутриполитический курс Временного правительства оказался противоречивым, непоследовательным. Сохранялись все основные органы центрального и местного управления (министерства, городские думы, земства). В то же время губернаторы заменялись комиссарами Временного правительства, упразднялась царская полиция, создавались новые органы охраны правопорядка (милиция). Под напором масс были арестованы Николай II и члены его семьи. 31 июля Николая с женой и детьми отправили в ссылку в Сибирь (первоначально в Тобольск). Была создана Чрезвычайная комиссия для расследования деятельности высших чиновников старого режима. Принятие закона о введении 8-часового рабочего дня откладывалось до окончания войны. В аграрной сфере началась подготовка реформы, однако ее проведение затягивалось. Более того, правительство активно выступало против захвата крестьянами помещичьей земли, использовало войска для подавления их выступлений.

В апреле 1917 г. разразился первый правительственный кризис. Он был вызван общей социальной напряженностью в стране. Катализатором стала нота П. Н. Милюкова от 18 апреля. В ней он обратился к союзным державам с заверением о решимости России довести войну до победного конца. Это привело к крайнему возмущению народа, массовым митингам и демонстрациям с требованиями немедленного прекращения войны, передачи власти Советам, отставки П. Н. Милюкова и А. И. Гучкова. Они были вынуждены выйти из правительства. 5 мая между Временным правительством и Исполкомом Петроградского Совета было достигнуто соглашение о создании коалиции. В новое правительство вошли 6 меньшевиков и эсеров. Оно выступило с декларацией, в которой обещало начать переговоры о заключении мира, ускорить разработку аграрной реформы, установить государственный контроль над производством.

Внутренняя и внешняя политика 1-го коалиционного правительства (6 мая - 2 июля) вызвали новый взрыв недовольства. Оно достигло значительного размаха в июне 1917 г. в связи с подготовкой наступления на фронте.

Однако на I съезде Советов рабочих я солдатских депутатов (3-24 июня) под влиянием меньшевиков и эсеров была принята резолюция о сотрудничестве с Временным правительством. В ответ 18 июня в Петрограде состоялись массовые демонстрации с требованиями немедленно прекратить войну и передать власть Советам. Июньские события показали рост влияния большевиков в массах и крайнюю непопулярность 1-го коалиционного правительства.

Провал наступления на фронте и угроза кадетов развалить коалицию вызвали новый общеполитический кризис. 3-4 июля состоялись массовые вооруженные демонстрации рабочих и солдат в Петрограде. Вновь был выдвинут лозунг «Вся власть Советам!» Произошли столкновения между демонстрантами и частями, верными правительству. Демонстрация была разогнана.

Начались репрессии против большевиков и левых эсеров, которых обвиняли в подготовке вооруженного захвата власти. Правительство объявило Петроград на военном положении, разоружило солдат и рабочих, участвовавших в демонстрации, издало приказ об аресте В. И. Ленина и других большевистских лидеров, обвинив их в шпионаже в пользу Германии. Были приняты меры по укреплению дисциплины в армии, на фронте восстановлена смертная казнь. Временно уменьшилось влияние Петроградского и других Советов. С двоевластием было покончено. С этого момента, по мнению В. И. Ленина, завершился этап революции, когда власть могла перейти к Советам мирным путем.

24 июля образовалось 2-е коалиционное правительство, во главе которого встал эсер А. Ф. Керенский. С поста главнокомандующего был смещен либеральный А. А. Брусилов и назначен Л. Г. Корнилов. Началась консолидация контрреволюционных сил, ратовавших за прекращение «революционной анархии» и наведение в стране порядка. Они сплотились вокруг генерала Л. Г. Корнилова, который собирал в Могилеве верные ему части.

Новая попытка правительства добиться консолидации общества была предпринята 12-15 августа. В Москве было собрано Государственное совещание, в котором участвовали промышленники, банкиры, офицеры, бывшие депутаты Государственной думы, представители Советов, партий, профсоюзов и других общественных организаций. Однако примирить политические силы не удалось. Правительство критиковали и справа, и слева.

Корниловский мятеж

25 августа Л. Г. Корнилов начал наступление на Петроград с целью установления военной диктатуры. Эта угроза заставила А. Ф. Керенского обратиться за поддержкой к народу и даже пойти на сотрудничество с большевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии, Советы и подчинявшиеся им Отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августа мятежные войска были остановлены, Л. Г. Корнилов арестован.

Провал корниловского мятежа вновь решительно изменил политическую ситуацию и соотношение сил. Правые были разгромлены, престиж А. Ф. Керенского и кадетов упал. Влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла (до 350 тыс. членов). Началась большевизация Советов. В конце августа - начале сентября Петроградский и Московский Советы приняли резолюции о взятии всей полноты государственной власти.

В ответ была предпринята попытка усиления высшей центральной власти и стабилизации обстановки. 30 августа создано новое правительство - Директория в составе 5 человек во главе с министром-председателем А. Ф. Керенским. Не дожидаясь Учредительного собрания, чтобы успокоить общественное мнение, 1 сентября Россия была провозглашена республикой. 14 сентября в Петрограде было созвано Всероссийское демократическое совещание. В нем участвовали представители всех политических партий, земств и городских дум. Цель совещания - подорвать влияние большевизированных Советов. На совещании был создан Демократический Совет Республики (Предпарламент). От его имени А. Ф. Керенский 25 сентября сформировал 3-е коалиционное правительство на основе компромисса «умеренных социалистов» с кадетами. Однако его власть становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в пособничестве «революционной анархии», развале армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали А. Ф. Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с Б. И. Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 года

ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 года

Причины революции. 1. Кризис «верхов», который выразился в падении авторитета самодержавия, неудачном ведении войны, неспособности верховной власти справиться с назревшими проблемами. 2. Кризис «низов» - усиление стачечного и антивоенного движения, продовольственный кризис зимой 1917 г.

Основные события. Непосредственным поводом к началу беспорядков в Петрограде стало увольнение с Путиловского завода рабочих. 23 февраля 1917 г. (по старому стилю) состоялась крупная демонстрация под лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Николай II 25 февраля прислал телеграмму с требованием «прекратить беспорядки». Однако солдаты Петроградского гарнизона не выполнили приказ разогнать толпу. 27 февраля начались бунты в казармах и братание солдат с демонстрантами, пали Петропавловская крепость и Зимний дворец, министры царского правительства были арестованы. В этот же день было объявлено о переходе власти к Временному комитету Государственной думы, который 2 марта образовал Временное правительство во главе с князем Г.Е.Львовым. Параллельно представителями рабочих и солдат был создан Совет рабочих и солдатских депутатов , избравший свой Исполком. В ночь со 2 на 3 марта Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, который, в свою очередь, также подписал манифест об отречении. Самодержавие в России пало – это основной итог Февральской революции.

Причины победы. 1. Либералы и революционеры, имея в лице самодержавия общего противника, в феврале 1917 г. действовали совместно. 2. Главной причиной победы революции стала позиция армии – солдаты отказались выполнить приказ о подавлении бунта, а командующие фронтами рекомендовали Николаю отречься от власти, сославшись на отсутствие в 15-миллионной армии верных царскому правительству частей.

Двоевластие. После Февральской революции в стране сложилось так называемое двоевластие, то есть одновременное существование двух властей: власть Временного правительства (власть либеральной буржуазии, представленная партиями кадетов, октябристов, эсеров, меньшевиков) и власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (революционная диктатура пролетариата и крестьянства, представленная в основном эсерами и меньшевиками). Официальная власть принадлежала Временному правительству, но реальная сила была на стороне Советов, так как их поддерживали армия и народ. Мелкобуржуазные партии, имевшие большинство в Советах, считали, что условий для перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую в России нет, поэтому необходимо закрепить демократические завоевания. Это - задача Временного правительства, а Советы должны были оказывать ему поддержку. По сути это был отказ социалистов от захвата власти в стране, хотя они обладали реальными для этого возможностями.



Кризисы правительства – стали следствием двоевластия.Первый, апрельский кризис был вызван заявление министра иностранных дел Милюкова о продолжении войны до победного конца. Это вызвало массовые протесты, результатом которых явилось создание коалиционного правительства, в состав которого вошли социалисты из Петроградского Совета. Второй, июньский кризис правительства был вызван неудачным наступлением на германском фронте. Массовые выступления народа содержали требования прекращения войны и взятия власти Советами. Министры-кадеты подают в отставку. Третий, июльский кризис. Решив воспользоваться ситуацией, часть большевиков призвали к немедленному захвату власти. 3-4 июля были организованы демонстрации, захвачен Таврический дворец. По приказу правительства демонстранты были расстреляны. Начинаются репрессии против большевиков. Формируется новое правительство во главе с А.Ф.Керенским. Корниловский мятеж. В августе 1917 г. Верховный главнокомандующий Корнилов пытался захватить власть с целью введения военной диктатуры до созыва Учредительного собрания. Главным следствием корниловского мятежа стало резкое усиление большевиков, рост их авторитета в народе.

Октябрьская революция. К осени 1917 г. сложилась ситуация, когда «власть валялась на улице». После провала корниловского мятежа резко упала популярность Временного правительства. Обстановка в тылу и на фронте становилась все более критической. Большевики, в первую очередь Ленин, сочли момент весьма удачным для захвата власти. После нелегального возвращения Ленина из Финляндии в Петроград было проведено два совещания ЦК по подготовке к вооруженному восстанию. Во второй половине октября события начинают развиваться по нарастающей. Уже 21 октября Петроградский гарнизон, который правительство собиралось отправить на фронт, переходит на сторону ВРК (Военно-революционный комитет). 24 октября Красная Гвардия и несколько военных частей захватили мосты, почту, телеграф, вокзалы. Утром 25 октября ВРК объявил Временное правительство низложенным. Второй Всероссийский съезд советов, на котором большевикам принадлежало большинство, принял декрет о мире, о земле, образовал правительство – Совет Народных Комиссаров, состоящий из большевиков во главе с Лениным. Съезд проголосовал за резолюцию, передававшую «всю власть советам». Данная резолюция фактически узаконила результаты восстания, позволяя большевикам править от имени народа. Началась новая эпоха в развитии российского общества.

На вопрос, были ли события Октября случайностью или закономерностью, нельзя дать однозначного ответа. Октябрьский этап революции вырос на почве нерешенности задач февральской буржуазно-демократической революции, отягощенной внешнеполитическими проблемами.