Мария пален. Художник Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова - биография, личная жизнь: история любви

Карл Брюллов и Юлия Самойлова.

Карл Брюллов.
Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком.

Больше чем любовь...

В 1875 году, в обстановке бедности, близкой к нищете, в Париже умирала бездетная и капризная старуха, жившая только воспоминаниями о том, что было и что умрет вместе с нею. Ни миланским, ни петербургским родичам, казалось, не было дела до одинокой женщины, когда-то промелькнувшей на русском небосклоне "как беззаконная комета в кругу расчисленных светил". Это была графиня Ю.П.Самойлова; ее захоронили на одном из парижских кладбищ, предав забвению.

К. Д. Крюгер, автор книги «Замечательные женщины XIX столетия» писал:
«В 30-е годы XIX столетия в обществе, под влиянием идей романтизма, возник новый тип великосветской женщины, свободной, дерзкой, блестящей. Таких дам называли «львицами». Они зачитывались романами Жорж Санд, курили, пренебрегали условностями и нередко имели очень бурную личную жизнь».
Графиня Юлия Павловна полностью соответствовала этой характеристике: независимая, образованная редкостно для женщины того времени, прекрасно разбирающаяся в искусстве, музыке, литературе, она прислушивалась лишь к голосу своего сердца и делала только то, что оно, беспокойное, подсказывало ей!
Всегда непредсказуемая, Юлия Павловна слыла оригиналкой и в Италии. Атмосфера блеска окружала ее везде. У графини собирался цвет итальянского общества - композиторы, артисты, художники, дипломаты. Она покровительствовала молодым дарованиям, нередко оплачивала постановки опер в "Ла Скала". В те времена среди ее гостей были молодой Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Пачини.
Деньги текли рекой, но у нее их было без счету. Юлия Павловна все так же страстно увлекалась. Казалось, скоротечным романам не будет конца..
Со стороны могло показаться, что Юлия Павловна способна нести мужчинам одни лишь страдания и несчастья, но зато для Карла Брюллова она стала его спасительницей...

Она и забыла, с течением времени, когда и как ее « ударила молния» страстного притягательного чувства Любви к маленькому, хрупкому человеку с лицом, тонким и выразительным, как у древнегреческого бога, плохо слышащим на одно ухо, и как то трогательно - изящно склоняющим голову к тому, с кем он разговаривал.
Произошло ли это сразу, с момента их первой встречи, в Риме, у княгини Зинаиды Волконской, в несколько минут, когда они оба сказали друг другу с десяток ничего не значащих, светски любезных слов, хотя Брюллов и смотрел на нее неотрывно; или случилось много позже, уже потом, когда «бесценный друг Бришка» уже рисовал в ее присутствии эскизы к картине, отнявшей у него шесть лет жизни: «Последний день Помпеи»?!
Она никогда не могла дать точного ответа, но знала, что с самой первой их встречи стала будто «приворожена» к нему навсегда.

Кто он и кто она? Ему, труженику из семьи тружеников, пристало ли заглядываться на ее красоту?
Петербург отказывал Карлу даже в присылке пенсионных денег, а рядом с ним возникла женщина, не знавшая меры страстям и расходам, навещавшая иногда Францию, где у нее было имение Груссе, переполненное фамильными сокровищами. Наконец, как прекрасно ее палаццо в Милане, а еще лучше вилла на озере Комо, где ее посещали композиторы Россини и Доницетти...
Самойлова была умна и, кажется, сама догадалась, что угнетает бедного живописца.

Так и быть, я согласна быть униженной вами.
- Вы? - удивился Брюллов.
- Конечно! Если я считаю себя ровней императору, то почему бы вам, мой милый Бришка, не сделать из меня свою рабыню, навеки покоренную вашим талантом? Ведь талант - это тоже титул, возвышающий художника не только над аристократией, но даже над властью коронованных деспотов...

Брюллов писал с нее портреты, считая их незаконченными, ибо Юлия Павловна не любила позировать - некогда! Ей всегда было некогда. На одном из полотен она представлена возвращающейся с прогулки, она порывисто вбегает в комнату - под восхищенными взорами девочки и прислуги-арапки. Из портретов Самойловой известны два. Другие исчезли бесследно, но остались в памяти современников. Один из сохранившихся "Самойлова с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком" - в музее Калифорнии. Именно от этого портрета итальянская публика пришла в восторг, а его создателя взахлеб сравнивали с гениальными Рубенcом и Ван Дейком).

Наконец грянул "Последний день Помпеи", и он прославил живописца - сразу и на века!
Брюллов стал кумиром Италии: за ним ходили по пятам, как за чемпионом, поднявшим гирю небывалого веса, мастера зазывали в гости, жаждали узнать его мнение, высоко ценили каждый штрих брюлловского карандаша, наконец, Карла Павловича донимали заказами.
Интересно, что в "Помпеи" художник изобразил трижды.

Вот она рядом с ним (сам художник спасает атрибуты искусства) с кувшином на голове:

А здесь графиня павшая на земле:

Тут Самойлова как мать с двумя дочерьми, в тесной объятии ждущие смерти. (Скелеты трех женщин в таком положении были найдены при раскопках).


Поначалу они появлялись всюду вместе. Статная красавица и невысокий, с импозантной, но крупной головой, экспансивный Карл. Вместе странствовали по Италии. Судя по письмам, это было страстное чувство.
«Мой дружка Бришка...— писала она ему в письмах 1827 г.— Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена».
И позднее нежно подтверждала: " Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня - самая драгоценная вещь на свете. "
Карл отвечал горячей взаимностью. "Моя верная подруга", - нежно отзывался о ней Брюллов...
А в письме к Александру Брюллову - брату возлюбленного, графиня и вовсе откровенно писала о том, что они с « Карлом - Бришкою» хотели бы соединить свои судьбы. Что помешало им обоим сделать это, ведь графиня Юлия Павловна была единственною настоящей любовью художника на протяжении всей его жизни? Уж больше никогда потом, после разрыва с нею, (в 1845 - 46 годах, графиня Самойлова уехала в Италию, вышла замуж за итальянского певца Перри, и Брюллов не смог отыскать ее следов там, хотя и предпринимал тщетные усилия!) никогда не дано будет ему испытать это слитное чувство восторга и вместе верной, почти мужской дружественности, которое дарила ему графиня!

Если светская молва обвиняла Самойлову в ветрености, то Брюллов, воспевавший ее в своих картинах, тоже бывал непостоянен.
Характер отношений Самойловой и Брюллова по тем временам был беспрецедентен. На личную свободу друг друга никто из них не посягал.
Оттого о любовных шалостях близкого друга она спрашивала в пору разлуки: "Скажи мне, где живешь и кого любишь? .."
Сама она тоже не скрывала свои любовные истории. И на расстоянии их отношения приобретали, так сказать, "романический" характер.

Она знала, что они удивительно похожи душами, сердцами, восприятием мира. Они всегда понимали друг друга с полуслова, не посягали на свободу друг друга, не было между ними ни секрета, ни тайны, ни банально - пошлой ревности: все могли без ложного стеснения рассказать друг другу о мимолетных увлечениях другою или другим, и весело посмеяться, подтрунить тут же над самими собою, все прощали друг другу великодушно любящими сердцами!

Не посягала никогда гордая, свободолюбивая красавица Юлия и на тайны внутреннего мира свого «палладина» - «бесценного Бришки», зная, что, подчас, за видимым спокойствием и молчанием в душе его таится - глубокая бездна!

И только Она, несравненная Юлия, была истинным его Ангелом - Хранителем, хотя не было в ней никогда ничего небесно - воздушного, это была только прекрасная, земная женщина - грешная, вспыльчивая, с тягой к подлинно земным страстям и земному счастью. Она была, и в самом деле, настоящим, ослепляющим, обжигающим, заливающим все вокруг яркостью и жаром, «итальянским полднем, солнцем», как звал ее Брюллов, и в тени все учащающихся приступов нервной меланхолии Возлюбленного, чему способствовали тяжелейшие обстоятельства жизни художника: смерть родителей, брата Павла, и самое главное - большая и скрытая от посторонних глаз трагедия неудавшегося брака самого Брюллова с выдающейся пианисткой, ученицей Фредерика Шопена, Эмилией Тимм - ей становилось все холоднее и холоднее. Она знала горькую историю брака своего Художника, но тоже - мало кому говорила о ней. Боялась растерзать и свое и чужое сердце чересчур тягостным повествованием.

Разрыв между супругами был скоропостижен и казался необъясним, ибо никто в Петербурге ничего не понимал. А когда люди ничего не знают, тогда их фантазия не знает пределов.
Историки долгие годы не раскрывали секрет этого странного разрыва, объясняя свое молчание причинами соблюдения морали. Но при этом, оставляя читателя в неведении, историки - невольно! - не снимали вины с Брюллова; таким образом, читатель был вправе думать о живописце самое худое. Но отныне печать молчания сорвана, и нам позволено сказать сущую правду.
Эмилия Тимм была развращена своим же отцом, который, выдавая ее за Брюллова, желал оставаться на правах любовника дочери.
Мало того, когда разрыв уже состоялся, этот мерзавец (кстати, заодно с дочерью) требовал от художника "пожизненной пенсии". Брюллов страдал.

К тому времени Карлу было сорок, Юлии тридцать шесть.
По делам наследства в Петербург срочно примчалась графиня Юлия Самойлова.
Сразу оповещенная о клевете, возводимой на ее друга, Юлия Павловна - сплошной порыв, как на ее портретах! - кинулась к нему в мастерскую. Она застала его удрученным бедами. Он был несчастен, но.., уже с кистью в руке.
- Жена моя - художество! - признался Брюллов.
Юлия все перевернула вверх дном в его квартире. Она выгнала кухарку, нанятую Эмилией Тимм; она надавала хлестких пощечин пьяному лакею; она велела гнать прочь всех гостей, жаждущих похмелиться, и, наверное, она могла бы сказать Брюллову те самые слова, которые однажды отправила ему с письмом:
"Я поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более чем драгоценна, и повторяю тебе, что никто в мире не восхищается тобой и не любит тебя так, как я - твоя верная подруга".
Так может писать и говорить только любящая женщина...

Карл Павлович начал писать портрет любимой женщины, однако теперь совсем в иной манере, изобразив ее опять-таки в порыве никем не предугаданного движения - почти резкого, почти вызывающего, почти протестующего.
Так возникла знаменитая "Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника". Между Самойловой и обществом, которое она покидает, Брюллов опустил тяжелую, ярко пылающую преграду занавеса, словно отрезав ей пути возвращения в общество. Она сорвала маску, представ перед нами во всем откровении своей красоты, а за портьерой занавеса - словно в тумане - колышутся смутные очертания маскарадных фигур.

Карл Брюллов.
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини
(Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.)

Но в эти времена в его работах все ярче, все резче, определеннее, будет проглядывать одиночество, горечь отрешения от мирской суеты.. Горечь тяжелого прозрения. («Портрет Струговщикова», «Автопортрет».) Талантливейшему мастеру, прославившему Россию своими полотнами по всему миру, профессору Академии Художеств, имевшему сотни учеников и поклонников, сочувствовали многие, но плакать безутешными слезами ребенка он мог только на коленях графини Юлии. Она все понимала и утешала, но все таки, бесконечно зябла в глубинах его огромных, печальных, отрешенных глаз. Или ей казалось, что - зябла?…

Они, бросив все в России: заказы, Академию, классы, пренебрегая Высочайшим недовольством, бывало,уезжали на пару месяцев в Италию, Брюллов там писал свои этюды к большим картинам, жанровые сценки из Неаполитанской жизни, заказанные ему итальянскойм и русскою знатью портреты. От богатых клиентов не было отбоя, да и Юлия никогда бы не позволила «милому дружку» испытывать нужду в чем либо, но он часто устало ронял: « Я никогда не женюсь, моя жена - художества!» И его опять тянуло в Россию. Сперва она делала вид, будто беспечно не слышит.

Но, однажды, в 1845 году, приняла для себя мучительное решение. Сказала Брюллову, что уходит, что любит другого, и - давно! Тот ничему не возражал. Согласно кивал. Но когда на Иссакиевском прешпекте, в Санкт - Петербурге, их сани уже окончательно разъезжались в разные стороны, тихо сказал: «Ты уходишь из моей жизни.. Значит, и мне пора уходить!» Она не услышала этих слов в скрипе санных полозьев, или опять сделала вид, что не слышит..Зимнее солнце предательски слепило глаза, текли слезы, она глотала их, улыбаясь..Но все пыталась быть победным июльским, итальянским солнцем. Тем, чем всегда была для «бесценного дружка Бришки»! Ведь он смотрел ей вслед. Это она чувствовала, не оборачиваясь! Она хотела быть не сломленною голубкой, а гордым, сверкающим из - за туч Солнцем…

Портрет "Удаляющаяся с бала" оказался у Юлии в Милане намного позднее, уже после смерти Брюллова в 1852 году. Своего Карла графиня пережила на двадцать три года. Самойлова, несомненно, была: покорена творениями "дорогого и оплакиваемого Бришки", как она его называла. Она считала того, "которого так любила и которым, так восхищалась... одним из величайших когда-либо существовавших гениев". Таков ее приговор.

Умерла она в Париже, 14 марта 1875 года. Похоронена на кладбище Пер - Лашез. В годы нужды и разорения Юлия Павловна категорически отказалась продать принадлежащие ей картины кисти К. Брюллова. До поры все портреты оставались в ее доме в Италии. Но постепенно они рассеялись по миру. Судьбою их распорядились уже потомки графини - дальние родственники, живущие до сих пор в Италии, на родовой вилле Пален - Литта, Кампо, под Римом. Вероятно, некоторые из них находятся в частных западных собраниях, а главный и лучший -"Удаляющаяся с бала..."- теперь в Русском музее.

Сергей Н.

Использованы материалы:
Рассказ В. Пикуль "Удаляющаяся с бала"
Статья С.Макаренко "Графиня Юлия Павловна Самойлова"
Сайт http://www.tanais.info/



...Во всем облике, в царственной фигуре удаляющейся с бала-маскарада великолепной женщины был высокомерный вызов и резкий протест. Взвившаяся алая драпировка создавала между ней и бальной залой как бы стену огня - Юлия сжигала все мосты между собой и светским Петербургом. Она сорвала маску с лица - ей ли, привыкшей и хвалу, и хулу принимать с открытым забралом, нужна была эта маска!?
...Обратно она уже не вернется. "Санкт-Петербургские ведомости" через некоторое время сообщили - графиня Юлия Самойлова покинула Россию...

"...Презренья к мнению полна,
Над добродетелию женской
Не насмехается ль она,
Как над ужимкой деревенской?
Кого в свой дом она манит,
Не записных ли волокит,
Не новичков ли миловидных?
Не утомлен ли слух людей
Молвой побед ее бесстыдных
И соблазнительных связей?
... Но как влекла к себе всесильно
Ее живая красота!
Чьи непорочные уста
Так улыбалися умильно?!
Какая бы Людмила ей,
Смирясь, лучей благочестивых
Своих лазоревых очей
И свежести ланит стыдливых
Не отдала бы сей же час
За яркий глянец черных глаз,
Облитых влагой сладострастной,
За пламя жаркое ланит?
Какая фее самовластной
Не уступила б из харит?"

Е.Баратынский. "Бал"

Уже с рождения образ Юленьки Пален окружен некоей тайной, но тайной не романтической, а, скорее, остро-скандальной. Её бабушка, Екатерина Скавронская-Литта, была племянницей всесильного Фаворита Екатерины Второй Григория Потёмкина, и, как все его племянницы - его любовницей. Самая красивая из сестер Энгельгардт, Екатерина Васильевна пользовалась огромным успехом у мужчин и чуть было не вышла замуж за внебрачного сына императрицы Алексея Бобринского,но этого Екатерина Великая допустить не могла и сосватала красавицу за дальнего родственника императорской фамилии по линии жены Петра Первого Марты Скавронской (Екатерины Первой). В этом вполне удачном браке красавица родила двух дочерей - Екатерину и Марию, которая и стала позднее матерью нашей героини....

При этом ходили слухи, что отцом Марии был совсем не Скавронский - у его красавицы-жены во время пребывания в Италии, куда Скавронский был отправлен в качестве посланника, завязался бурный роман с неким графом Джулио-Ренато Литта-Висконти, обладателя знатнейшего имени, громадного состояния, а также эффектной и яркой мужественной красоты.
Екатерина Васильевна, ленивая и вялая с юности, вдруг влюбилась до умопомрачения; граф платил ей тем же. Он последовал за ней в Россию, и был принят на русскую службу сразу на очень высокую должность.

После того, как графиня Скавронская овдовела, Литта женился на ней. Державин писал по этому случаю в стихотворении "На брак графини Литты"(1798 год)

"...Диана с голубого трона,
В полукрасе своих лучей,
В объятия Эндимиона
Как сходит скромною стезей,
В хитон воздушный облеченна,
Чело вокруг в звездах горит, —
В безмолвной тишине вселенна
На лунный блеск ея глядит;
Иль виноградна ветвь младая,
Когда подпоры лишена,
Поблекнет, долу упадая,
Но, ветерком оживлена,
Вкруг стебля нового средь лета
Обвившись листьями, встает,
Цветет и, солнцем обогрета,
Румянцем взоры всех влечет:
Так ты, в женах, о милый ангел,
Магнит очей, заря без туч, —
Как брак твой вновь позволил Павел
И кинул на тебя свой луч, —
Подобно розе развернувшись,

Любви душою расцвела.
Ты - Красота, что, улыбнувшись,
Свой пояс Марсу отдала."


Неизв.худ. Портрет графини Е.В.Скавронской с дочерью Марией.179?

Шло время - и вот уже Катя и Маша Скавронские становятся богатейшими невестами России, что в совокупности с унаследованной от матери красотой делают их желанными для многочисленных поклонников. Но, несмотря на богатый выбор, девушки вдруг одновременно влюбляются в молодого красавца графа Павла фон дер Палена.

Он явно предпочитает младшую - Марию. Екатерина же в истории останется как жена князя Петра Багратиона, героя Отечественной войны 1812 года.
... Родня Марии категорически воспротивилась браку с Паленом - репутация и самого жениха, и его семьи была совсем не безупречной - ведь молодой граф был сыном организатора убийства Павла Первого. Но влюбленная пара. сговорившись, обвенчалась тайно. И начались скитания по дальним гарнизонам вместе с Изюмским полком, шефом которого был Пален, бывший к тому времени уже генерал-майором. Кочевая жизнь лишала избалованную красавицу Марию привычного блеска и комфорта, и между супругами начались серьёзные ссоры. В 1803 году в каком-то селе Волынской губернии, в бедной крестьянской избе Мария родила дочь Юлию, названную как бы в честь бабушки Юлианы фон Пален. Сразу после рождения девочки отношения между супругами осложнились настолько, что Мария была вынуждена вернуться к матери, а Пален потребовал развода, который, вопреки всем церковно-светским установкам, был ему дан. Причина была очень серьезна - Пален обвинил свою жену в измене с её отчимом - Юлием Литтой. И действительно - смуглая девочка с ярко выраженными южными чертами, жгучая брюнетка средиземноморского типа, никак не могла появиться на свет от белокурых, белокожих северян-родителей. Пален отказался от девочки, и никогда на протяжении всей своей жизни не пытался с ней общаться. Он женился вскоре во второй раз, затем, овдовев, в третий. Мать также вышла замуж - за графа Ожаровского; маленькая Юлия была для неё напоминанием о еле замятом скандале и неудачном браке, и Мария Павловна также старалась пореже видеть дочь.


Юлиана фон Пален - бабушка Юлии, в честь которой якобы назвали внучку.
Миниатюра неизв.худ., 2-я пол.18 в.


Мать Юлии -Графиня Мария Павловна Ожаровская, ур. Скавронская (1782—1857), в первом браке Пален.

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский


Все заботы о воспитании Юлии взяли на себя бабушка Екатерина и "дедушка-отец" Юлий Помпеевич Литта. Юлия росла в обстановке баснословной роскоши и с детства привыкла получать всё, что душе пожелается. В пятнадцатилетнем возрасте девочка была принята ко двору вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и началась бурная светская жизнь. Красивая, яркая, живая девочка очаровала светское общество и прежде всего самого императора Александра Первого. Роман с императором был ярким,но столь же бурным, сколь и кратковременным.

Тем не менее последствием этого романа и некиих хирургических сопутствующих вмешательств стало то, что детей у Юлии Павловны больше быть не могло. Но тогда её это нисколько не удручало. Наконец, в 1824 году император окончательно распростился с Юлией и сказал матушке, что судьбу «маленькой Скавронской» пора наконец устроить. И императрица взялась за своё самое любимое занятие - сватовство. Вскоре 22-хлетняя Юлия была просватана за своего дальнего родственника - графа Николая Александровича Самойлова. Один из самых красивых мужчин своего времени, граф Николай вовсе не был очарован своей наречённой невестой и не желал "объедков с высочайшего стола"; к тому же он был страстно влюблен в Сашеньку Римскую-Корсакову, которой Пушкин посвятил строчки в "Евгении Онегине" - "У ночи много звёзд прелестных..." Но Сашенька была совсем не богата, а финансовые дела Самойловых были совсем расстроены - в том числе и постоянными кутежами, а главное, великим пристрастием молодого графа к карточной игре, поэтому к прозвищу "Красавец Алкивиад" флигель-адъютант Самойлов получил ещё одно - "Мелок". Его долги накапливались и, наконец, вылились в такую чудовищную цифру, что любящая маменька, графиня Екатерина Самойлова, вынуждена была сама умолять императрицу сосватать сыну богатую невесту. В сватовстве приняла активное участие и сестра Николая - фрейлина и любимая подруга императрицы Александры Федоровны графиня Софья Алексеевна Бобринская.

...Юлия же была очарована своим красавцем-женихом. И любящие бабушка и дедушка Литта осыпали её деньгами и роскошными подарками. Приданое было громадным; цифра даримых Юлии средств вызывала у придворных ошеломленное восхищение.И вот 25 января 1825 года два потомка князя Потемкина-Таврического пошли под венец. Но счастливой пары из них не получилось. Своевольный, взбалмошный характер Юлии и её южный темперамент были прямо противоположны холодно-критичному характеру молодого мужа - и он продолжал играть, проигрывая чудовищные суммы, в то время как пылкая графиня меняла любовников как перчатки, и тратила на них ничуть не меньше денег, чем муж на карточную игру. Один управляющий делами Самойловых Мишковский обошелся любвеобильной красавице в 800 тысяч рублей - чудовищную по тем временам сумму - и даже дедушка Литта не выдержал - чуть не убил наглого конторщика, предъявившего ему этот вексель для оплаты. Дело кое-как замяли - но красавица не унималась. Очередными её пассиями стали известный по дуэли с Лермонтовым барон Эрнест де Барант, французский посол Пьер Ла-Феронне и даже сам император Николай Первый, которого Юлия упросила о помиловании мужа, неосторожно ввязавшегося. будучи членом Северного тайного общества, в "дело декабристов". Николай простил бунтовщика, и супруги нежно примирились - но ненадолго. Вскоре. после очередной измены Николай Алексеевич окончательно разъехался с женой и уехал на Кавказ под командование генерала Паскевича. А Юлия Павловна отправилась в имение Графская Славянка близ Павловска, доставшееся ей по наследству от графов Скавронских.
Скоро слухи оттуда поползли самые невероятные. Описывались кутежи на манер Клеопатриных и Мессалининых. Бассейны, мол, там наполняются шампанским, шампанским же фонтаны бьют. А графиня-де Юлия вовсе с привязи сорвалась: каждого гостя берет себе в любовники. А которые отказаться норовят, тех крепостные силком в ее постель тащат!


Виды и интерьеры Графской Славянки в изображениях 19 в.


Но всё имеет обыкновение заканчиваться...
...Однажды утром в луже крови у себя дома был найден молодой красавец, поэт и художник, любимец светских дам граф Эммануил Сен-При. Тут же поползли слухи, что застрелился он от безнадёжной любви к графине Самойловой...

"Страшись прелестницы опасной,
Не подходи: обведена
Волшебным очерком она;
Кругом ее заразы страстной
Исполнен воздух! Жалок тот,
Кто в сладкий чад его вступает:
Ладью пловца водоворот
Так на погибель увлекает!
Беги ее: нет сердца в ней!
Страшися вкрадчивых речей
Одуревающей приманки;
Влюбленных взглядов не лови:
В ней жар упившейся вакханки,
Горячки жар — не жар любви..."

(Е.А.Баратынский. "Бал")

Скандал разразился нешуточный - он был слишком громким даже для весьма скандальной репутации Юлии Павловны - и она принимает срочное решение уехать в Италию, к родне Юлия Помпеевича Литта. Побывав сначала в своём имении Грюссэ под Парижем, Юлия покупает себе красивую виллу на озере Комо и дворец в Милане.

Тут же её виллы и дворцы наполняются великолепными произведениями искусства; она покровительствует художникам и композиторам, среди которых особо выделяет Джованни Паччини. автора оперы "Последний день Помпеи" - и берёт его дочь и племянницу на воспитание. В это же время в её окружении появляется молодой русский художник с лицом Аполлона и репутацией сердцееда - и Юлия буквально теряет голову. Карл Брюллов на долгие годы становится не только её любимым человеком, но и лучшим другом.

«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - признается Юлия позже. Это было именно так - с первой минуты первой встречи. Они были равны по темпераменту - и этот сумасшедший огонь, эта экспрессия страсти мощными потоками света выливались в картинах Карла, в его многочисленных портретах Юлии.

"Уж газ на ней, струясь, блистает;
Роскошно, сладостно очам
Рисует грудь, потом к ногам
С гирляндой яркой упадает.
Алмаз мелькающих серег
Горит за черными кудрями;
Жемчуг чело ее облег,
И, меж обильными косами
Рукой искусной пропущен,
То видим, то невидим он.
Над головою перья веют;
По томной прихоти своей,
То ей лицо они лелеют,
То дремлют в локонах у ней."

(Е.А.Баратынский. "Бал")

Описывая впоследствии основные типы картин Брюллова, Гоголь найдет для них такие слова: «Его человек исполнен прекрасно-гордых движений; женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, - она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, - прекрасная как женщина».
В картине "Последний день Помпеи" облик Юлии повторяется несколько раз.


- в образе упавшей с колесницы прекрасной умирающей женщины;

В образе молодой горожанки рядом с художником, в облике которого Брюллов изобразил сам себя;

И, наконец, в образе Матери, пытающейся прикрыть своих двух дочерей от вселенской катастрофы. На шее женщины - крестик, она-христианка; она никуда не бежит, и глаза её, испуганные и покрасневшие от слёз, умоляюще подняты к небу...
Юлии был близок именно этот сюжет. Помогая одному из своих любовников, автору оперы "Гибель Помпеи"("Последний день Помпеи") Джованни Паччини, она взяла на воспитание его дочь и племянницу. Две хорошенькие девочки - блондинка Джованина и брюнетка Амацилия - заменили ей собственных детей. Брюллов неоднократно писал их портреты, самым известным из которых стала "Всадница"("Жованин на лошади"), где в антураже миланской виллы Самойловой прелестные девочки - подросток и малышка - смотрятся как два ярких цветка или сияющих драгоценных камня:

Графиня Самойлова покровительствовала Паччини всеми имеющимися у неё возможностями, и однажды - в угоду ему - чуть было не сорвала премьеру конкурента Паччини - Винченцо Беллини, наняв клакеров и устроив исполнительнице главной партии - Джудитте Паста - настоящую обструкцию. Опера Беллини называлась "Норма"...

Отношения с Брюлловым напоминали вулкан страстей - а еще они были просто друзьями, живо переживающими друг за друга и друг другу помогающими, хотя "Карла Великого" все его знакомые считали закоренелым эгоистом («За внешностью молодого эллинского бога скрывался космос, в котором враждебные начала были перемешаны и то извергались вулканом страстей, то лились сладостным блеском. Он весь был страсть, он ничего не делал спокойно, как делают обыкновенные люди. Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больше» .)
Она навсегда стала его Музой - один за другим он писал её портреты (которых сохранилось - увы! - немного); она была моделью для самых известных его картин, в частности, для "Вирсавии", сияющей всеми красками итальянского полудня.

...В 1829 году умирает бабушка Юлии - графиня Скавронская-Литта. Самойлова покидает Италию, чтобы вступить в наследство.
«Самойлова вернулась из-за границы и появилась на вокзале в Павловске с целой свитой красавцев - итальянцев и французов… ее сочные уста, вздернутый нос и выражение глаз как будто говорили: «Мне нет дела до мнения света!» - такой ее запомнил художник Петр Соколов.


Ю.П.Самойлова. Худ. А.П.Брюллов, 1830-е гг

Она поселяется в родовой усадьбе - Графской Славянке - и решает перестроить её на современный лад. Для этого она приглашает из Парижа брата Карла - архитектора Александра Брюллова - и в письме ему пишет:"В качестве друга Вашего брата я решаюсь...просить Вас быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в своём имении. Мне дорого иметь архитектором того, кто носит имя Брюллова..."
И талантливый Александр с лета 1831 года приступает к работе, делая дачу графини настоящим шедевром комфорта и уюта в смешанном стиле современности и классицизма.Любимая Самойловой эпоха античности отлично сочеталась со стилем квадраченто, а всё это - с элегантностью и роскошью богатейших аристократов 19 века.
После окончания строительства в Славянку потянулись экипажи с многочисленными гостями. Драгоценные картины, оригинальная мебель и светильники, роскошь ковров и драпировок были великолепным антуражем для музыки, поэзии, бесед, зачастую весьма острых. Самойлова привезла с собой из Италии целую "орду" музыкантов и живописцев, скульпторов и поэтов - да и просто поклонников, в большинстве своем авантюристов. Шумные компании в Славянке и вольно-фривольное поведение её хозяйки начало сильно раздражать императора Николая, и графине пришлось переехать "под присмотр" власти на Елагин остров, куда, впрочем, тут же потянулись и завсегдатаи Славянки. Старый Литта, потеряв обожаемую жену, баловал Юлию поистине царскими подарками и огромными суммами денег. Наскучив Петербургом, Юлия вместе со своей "блестящей свитой" в 1835 году снова уехала в Италию, где уже не было Брюллова - именно в это время он вернулся в Россию. Личные их отношения потеряли былую остроту - с годами Карл становился скучнее, высокомернее, холоднее; его мнительность, капризность и эгоизм начали сказываться уже и на их отношениях. Тем не менееписьма Юлии были по-прежнему теплы:"Мой дружка Бришка...Люблю тебя более, чем изъяснить сумею", "никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова".
...А у "дружки Бришки" в России начались тяжёлые времена. Он безумно влюбился в обворожительную девушку, похожую на нежный лесной ландыш - 18-летнюю Эмилию Тимм; быстро сделал ей предложение и быстро женился. Но - быстро женишься, долго каешься. Девушка еще до свадьбы состояла в связи с одним из своих ближайших родственников, и после свадьбы ничего не изменилось. Скандал и шумиха, поднятые вокруг его имени, жестоко травмировали художника. Его недоброжелатели злорадствовали, а сам он писал: «Я так сильно чувствовал свое несчастье, свой позор, разрушение моих надежд на домашнее счастье… что боялся лишиться ума» . Он не мог работать. Глубокая депрессия всё усугублялась.
В это же время в Петербурге умирает Юлий Помпеевич Литта, и Юлия возвращается в Россию, чтобы вступить в наследство. Её теплота и участие помогают "Бришке драгоценному" вернуться к жизни и творчеству, а к мнению света она всегда была очень глубоко равнодушна. «Она так переменилась, - записал в дневнике К.Я. Булгаков, - что я бы не узнал ее, если бы встретил на улице, похудела, и лицо совсем сделалось итальянское. В разговоре даже имеет итальянскую живость и приятна…»

"Меж тем (к какому разрушенью
Ведет сердечная гроза!)
Ее потухшие глаза
Окружены широкой тенью
И на щеках румянца нет!
Чуть виден в образе прекрасном
Красы бывалой слабый след!"

(Е.Баратынский. "Бал")

В этот приезд Юлии в Россию друзья решили помирить её с мужем Николаем Самойловым. Супруги не возражали, официального развода между ними не было; и тот, и другая после бурно проведённой жизни уже искали тихую заводь, и такой могла бы стать для них Графская Славянка. Но судьба распорядилась иначе - 23 июля 1842 года. за несколько дней до встречи с женой, Николай Александрович неожиданно умирает. Это стало огромным ударом для Юлии. В это же время с неё пишет портрет известный художник П.В.Басин. После потери нескольких близких людей Юлия грустна и задумчива. Бледное её лицо и покрасневшие глаза составляют разительный контраст с баснословной роскошью обстановки и наряда. Энергии, так чарующей зрителя в её портретах работы Брюллова. - нет.
...Но через какое-то время природные живость и темперамент берут своё. Для 39-летней женщины жизнь не кончена; она чувствует себя по-прежнему молодой и энергичной, чтобы начать всё сначала. Но в России ей душно. И, как прощание с Россией, она заказывает Брюллову свой портрет,ставший шедевром русского и мирового искусства 1-й половины 19 века.

"...Она явилася на бале.
Что ж возмутило душу ей?
Толпы ли ветреных гостей
В ярко блестящей, пышной зале,
Беспечный лепет, мирный смех?
Порывы ль музыки веселой,
И, словом, этот вихрь утех,
Больным душою столь тяжелый?
Или двусмысленно взглянуть
Посмел <в глаза ей> кто-нибудь?.."

(Е.Баратынский. "Бал")

И, сорвав маску вынужденного светского притворства, гордо подняв голову и не оборачиваясь, Юлия покидает "бал" русской светской жизни. Она уезжает во Францию, потом в Милан. Больше в Россию она не вернется. Больше в её жизни не будет и Карла Брюллова.Несколько лет метаний между Россией и Италией, сильнейшее нервное истощение, очень повлиявшее на характер, возрастающие с годами мнительность и эгоцентризм, постоянные жалобы на здоровье и - временами - почти истерическая капризность...

Будучи всего на шесть лет старше Юлии, он казался рядом с ней стариком - и их отношения постепенно сошли на нет. Тем более, что Юлия снова была влюблена - и КАК влюблена!

...Однажды в некоем маленьком итальянском городишке ей пришлось задержаться - в пути сломался экипаж. Вечером она посетила местный маленький театрик - там шла опера её друга Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур". В этот день дебютировал юный тенор Джованни Пери - необыкновенный красавец с грустным выражением лица. Юлия была околдована. И в 1846 году вышла за него замуж - невзирая на то, что по российским законам этот брак лишал её российских титулов и права собственности на земли. Пришлось продать даже обожаемую Графскую Славянку - но синьора Джулия Пери так любила своего мужа (который был младше её на 20 лет), что не остановилась ни перед чем - даже перед принятием католичества. Впрочем для неё - страстной вакханки-язычницы - это не было чем-то судьбоносным или трагическим...
...Но безумное счастье её не длилось и года - в конце того же 1846-го Джованни Пери умирает от скоротечной чахотки. Его отпели в соборе Св.Марка, и Юлия перевезла его в Париж, где похоронила на кладбище Пер-Лашез. На её письменном столе теперь стояли два портрета - Джованни и графа Николая Самойлова.
...А в июне 1852 года умер Брюллов - в Италии, в доме своего друга. Незадолго до этого он написал картину «Ночь над Римом». Закончив ее, с закрытыми глазами ткнул кистью в полотно и велел похоронить его в этом месте. Оказалось, что он указал на кладбище Монте Тестаччо. Там его и погребли - точно в указанном месте.


1. Ю.П.Самойлова в кругу австрийских офицеров. Худ.В.Рихтер,1850-е гг. 2.Гр.Ю.П.Самойлова. Худ.Винтерхальтер. 1840-е гг.

Потеряв всех любимых людей и отдав дань их памяти, Юлия решила восстановить свой графский титул. Для этого она в 1863 г. опять вышла замуж - за разорившегося французского графа-дипломата Шарля де Морнэ.Ей было 60 лет, ему - 66. И никакой романтики - Юлии нужен был графский титул,чтобы сохранить за собой замок Грюссе в Париже. Но фамилию Самойлова она сохранила. За эту маленькую авантюру с титулом графу была назначена солидная пожизненная рента, оказавшаяся для Юлии впоследствии весьма обременительной. Её богатства таяли. А к тому же на неё навалились и судебные тяжбы с родственниками, в том числе и с воспитанницей - Амацилией Паччини, которая после двух неудачных браков ушла в монастырь, но при этом начала тяжбу из-за какого-то дома, который принадлежал Амацилии наравне с Джованиной не то по праву наследования, не то по договору удочерения.

Это была весьма запутанная, долгая и скандальная тяжба. Чем она закончилась, неведомо. Такое ощущение, что никто ничего не получил. Амацилия осталась в монастыре. Её сестра Джованина претензий к Юлии не имела, удачно вышла замуж и спокойно жила на подаренную Юлией ренту, не прекращая общения с приемной матерью до самой смерти последней/


Умерла Юлия Самойлова в Париже 19 марта 1865 года. Похоронена по её завещанию на кладбище Пер-Лашез рядом со своим любимым мужем Джованни Пери. Остались прекрасные портреты и память о ней, как о Музе великого русского художника.

А вот от любимой ей Графской Славянки остались после военных действий 1941-1944 гг. одни руины.


http://v-murza.livejournal.com/50226.html?thread=533042

"Утром зимним тени длинны,
тянет тропка вверх да прямо,
золотится над долиной
шпиль разбуженного храма.

Растворятся в блеклой сини
мыслеформами былого
лики Юлии-графини,
и Скавронских, и Брюлловых,

Что ушли с прогресса веком
отштампованным потоком,
лишь один дворец-калека
в кирпича кровоподтеках

Нарушает перспективу
попрошайкою упрямым
в деревеньке неспортивной
под названием Динамо."


Иллюстрации поста:
1.К.Брюллов. Портрет графини Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини. Фрагмент.1839-1842 гг.
2.Э.Виже-Лебрен. Портрет графини Е.В.Скавронской.17??.
3.Неизв.худ. Портрет графини Е.В.Скавронской с дочерью Марией.179?.
4.Неизв.худ. Портрет графа Ю.П.Литта.179?.
5.Дж.Доу. Портрет Павла фон дер Палена.18??
6.Г.Кюгельхен. Портрет имп.Марии Фёдоровны в трауре.1801.
7.Ф.Жерар. Портрет имп. Александра Павловича.1816.
8.Д.Босси. Портрет гр.Ю.П.Самойловой.183?
9.И.-Б.Лампи. Портрет гр.Е.С.Самойловой.1792.
10.П.Ф.Соколов.Портрет гр.С.А.Бобринской.182?.
11.П.Ф.Соколов.Портрет гр.Н.А.Самойлова.1823(?)
12.О.Верне. Портрет имп. Николая Павловича.Цв.гравюра 19 в.
13.А.Брюллов.Проект дома Самойловой в Графской Славянке.1830.
14.К.Брюллов.Портрет графини Ю.П.Самойловой.183?
14а.Б.Митуар. Портрет графини Ю.П.Самойловой.1825
15.К.Брюллов.Автопортрет.1830.
16.К.Брюллов. Портрет графини Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком.1832-34.
17.К.Брюллов.Последний день Помпеи.Фрагмент.1830-33.
18.К.Брюллов.Последний день Помпеи.Фрагмент.1830-33.
19.К.Брюллов.Последний день Помпеи.Фрагмент.1830-33.
20.Дж.Паччини.Гравюра 19 в.
21.К.Брюллов.Всадница.1832.
22.К.Брюллов.Портрет Джудитты Паста в роли Анны Болейн.1834.
23.К.Брюллов.Вирсавия.1832.
24.Неизв.худ. Графиня Самойлова, Карл и Александр Брюлловы.198?
24а.В.Гау. Портрет Ю.В.Самойловой.1840.
25.Фото.Имение Графская Славянка.Уцелевший фрагмент.
26.К.Брюллов.Портрет Эмилии Тимм.1838.
27.П.Басин.Портрет графини Ю.П.Самойловой.184?
28.К.Брюллов. Портрет графини Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини.1839-1842.
29.К.Брюллов.Автопортрет.1848.
30.К.Брюллов. Портрет графини Ю.П.Самойловой.183?.
31.К.Брюллов.Всадница.Фрагмент.1832.
32.К.Брюллов. Портрет графини Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини.Фрагмент.1839-1842.
33.К.Брюллов.Всадница.Фрагмент.1832.
34.К.Брюллов.Портрет графини Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком.Фрагмент.1832-34.
35.К.Брюллов.Портрет Джованины Паччини.183?
36.Фото.Графская Славянка.Руины дворца.
37.Фото.Графская Славянка.Руины дворца.

Карл Брюллов был сыном скульптора и талант к рисованию проявил в раннем возрасте. Был приверженцем романтизма – но в отличие от романтизма западного, где торжествует гармония, красота и позитивное отношение к миру, поздний русский романтизм проявлялся трагическими интонациями и общим ощущением трагичности жизни. Также русскому романтизму свойственен интерес к сильным чувствам и эмоциям, проявляющимся в пиковые моменты и ситуации. В таком случае неизбежен драматизм в описании необычных тем. Все эти приметы жанра художник успешно сочетал с классически совершенными лицами и пластикой своих героев. Помимо крупных жанровых произведений, Брюллов создал большое количество портретов, как известных деятелей русской культуры, так и своих знакомых и приятелей. Помимо масляной живописи, удачно писал акварелью.

Юлия Павловна Самойлова была близкой подругой Брюллова; молва приписывала им любовную связь. Независимая, образованная и непредсказуемая, Юлия Павловна пережила много скоротечных романов; в деньгах она не нуждалась и жизнь вела поистине блестящую. Возлюбленные не посягали на личную жизнь друг друга и параллельно встречались с другими. Карл часто рисовал свою подругу, и не только на тех портретах, которые носят ее имя. К примеру, на его эпохальном полотне "Последний день Помпеи" Юлия изображена трижды – испуганно прижимающая к себе двух дочек (приемных девочек Паччини), поверженная на землю, с роскошными формами, и с глиняным кувшином рядом с самим художником, спасающим от раскаленной лавы предметы культурные ценности.

"Портрет графини Самойловой" – одна из культовых работ художника, произведшая в свое время фурор в Италии, где и была написана. На картине мы видим блестящую светскую даму, победительно красивую, гордую, одетую в роскошный маскарадный костюм. Убегая с праздника, красавица остановилась на мгновение, скинув маску. Между Самойловой и залом, из которого она только что вышла, опущен алый занавес, как бы отделяя героиню от великосветского общества, противопоставляя ему.

Фигуры гостей бала расплываются позади как будто в сигаретном дыму, кажутся блеклыми и неважными. Художник восхищается смелой, свободной женщиной, бросившей вызов устоям общества и жившей так, как ей самой хотелось. На маскарадном платье Юлии – яркие блики, по интенсивности красок колорит портрета близок к "Последнему дню Помпеи". Обилие красного цвета, во всех его оттенках – от темно-багрового и кроваво-алого до нежного розового, является характерной особенностью картины. Второй ведущий цвет – белый; голубоватый на гладком атласе платья и теплый, золотистый – в изображении мягкости горностаевого меха. Воспитанница Самойловой, Амалия Паччини, нежно прильнула к своей приемной матери, она задумчива и немного печальна. Кажется, что происходящее на балу не обрадовало и даже слегка напугало девочку.

(1875-03-14 ) Место смерти: Отец: Супруг:
  1. Николай Александрович Самойлов (1800-1842)
  2. Джованни Пери (ум.1846)
  3. Шарль, граф де Морнэ (1797-после 1863)
Дети:

Юлия Павловна Самойлова ( - 14 марта , Париж) - графиня, дочь генерала Палена и Марии Скавронской, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым .

Биография

Родословное древо

Происхождение и первые годы

По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских , князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти .

Мать Юлии, Мария Скавронская, обладала огромным состоянием, принадлежавшим роду Скавронских, родственников Екатерины I и была последней носительницей этой фамилии. Она была падчерицей знаменитого государственного деятеля Джулио (Юлия Помпеевича) Литта , с которым её связывали нежные отношения, и в свете поговаривали о спорном отцовстве Юлии (чему итальянский тип её внешности давал почву). Все свое колоссальное состояние и художественные коллекции Литта (ум. ) разделил между Юлией, де-юре внучкой его жены Екатерины , и двумя побочными детьми. Самойлова носила прозвище «последней из Скавронских», как унаследовавшая колоссальное состояние деда.

Мария Павловна Скавронская и её сестра Екатерина были обе влюблены в молодого красавца графа Павла Палена, он же отдал предпочтение Марии. Но их браку воспротивились родные, влюблённые решили настоять на своём и обвенчались без согласия её родных. Марии пришлось оставить Петербург и привычную роскошную жизнь. Следуя за мужем и Изюмским гусарским полком , шефом которого был Павел Пален, она вела кочевую жизнь.

В одном из походов, в простой крестьянской избе, в 1803 году Мария Пален родила дочь. Девочку назвали Юлией , возможно в честь бабушки по отцу Юлианы Ивановны Пален (1751-1814) , но может быть и в честь Юлия Литта. Вскоре Марии надоело жить по гарнизонам, отношения с мужем испортились и в 1804 году последовал развод.

Мария Пален с маленькой дочерью вернулась в родительский дом. Екатерина Васильевна и её муж Юлий Литта сердечно привязались к внучке. А у её отца и матери была своя жизнь. Павел Пален вскоре женился второй раз, потом, овдовев, в третий; от третьего брака он оставил сына и четырех дочерей. Мария Пален в начале 1807 года вышла замуж за генерала А. П. Ожаровского , а потом уехала в Париж, обучаться музыке и пению.

Первый брак

Николай Самойлов.
Художник Б. Ш. Митуар, 1825 год

Молодых благословил император Александр I и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна , но брак оказался несчастливым. Супруги вскоре охладели друг к другу, их бурные ссоры были предметом бесконечных пересудов. Граф Самойлов имел склонность к кутежам и игре.

Литта рекомендовал Самойловой А.Я.Мишковского для управления имениями. Мишковский вошёл в доверие графу Самойлову и сделался его сотоварищем в кутежах; в то время он приобрёл и милостивое расположение графини, что имело последствием развод супругов. Юлия Павловна дала Мишковскому заёмных писем на 800 тысяч рублей, Литта это опротестовал.

Скандал был серьёзный, графиня Е. В. Литта одно время даже не принимала у себя внучку. Граф Юлий Литта сделал всё, чтобы смягчить гнев своей жены. Юлия Павловна старалась наладить отношения с мужем, но семейная жизнь не удавалась.

Независимая жизнь и отношения с Брюлловым

К.Брюллов.«Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1832-1834. Частное собрание, США

После разрыва с мужем Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане она вошла в местное высшее общество. Она старалась окружать себя людьми искусства. Среди её гостей были В.Беллини , Г.Доницетти , Дж. Россини и Д.Пачини . Она оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны. В частности, считается, что именно она оплатила клакёрам провал оперы Беллини «Норма » и успех оперы Пачини «Корсар» .

После окончания строительства Юлия Павловна вернулась в Россию и обосновалась в Славянке. В 1835 году отец Пушкина ездил осматривать Славянку и остался в восхищении :

Это-сокровище; невозможно представить себе ничего более элегантного в смысле мебелей и всевозможных украшений. Все ходят смотреть это, точно в Эрмитаж. Ванная комната её вся розовая, и волшебством цветного стекла, заменяющего окно, все там кажутся светло-розовыми, и сад, и Небо чрез это стекло приобретает бесподобную окраску, а воздух кажется воспламененным. Говорят, это напоминает Небо Италии, - признаюсь, у меня от него заболели глаза, и когда я оттуда вышел, мне всё, в течение трёх или четырёх минут, представлялось зелёным.

В Славянке царила весёлая и непринуждённая атмосфера, звучала музыка, стихи, гости говорили и спорили на любые темы, что не нравилось Николаю I . Графиня Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество. О. С. Павлищева писала мужу в Варшаву :

В другом своем письме к мужу от сентября 1835 года О. С. Павлищева описывала праздник, устроенный на потеху кавалергардам Юлией Самойловой. Она устроила состязание между своими крестьянками, какая первой вскарабкается на высокий шест, к верхушке которого привязали подарки, той эти призы и достанутся :

Недавно она вздумала устроить деревенский праздник в своей Славянке, наподобие праздника в Белом Доме Поль де Кока; поставили шест с призами - на нем висел сарафан и повойник: представьте себе, что приз получила баба 45 лет, толстая и некрасивая! Это очень развлекло графиню, как вы можете представить, и все её общество, но муж героини поколотил её и все побросал в костёр. Тогда графиня велела дать ей другой и приказала носить его как награду за ловкость. Говорят, что офицеры, которые явились без позволения на этот праздник, назавтра были под арестом. Графиня Самойлова прекрасно себя чувствует и очень весела. У неё живет юная итальянка, которой она даёт миллион - ей всего четырнадцать лет.

Шумные собрания в Славянке стали вызывать раздражение у императора. Графине Самойловой дали это понять, Николай I разрешил ей удалиться, при условии не появляться ни в Москве, ни в Петербурге. Юлия Павловна снова уехала в Италию.

К.Брюллов. Джованина Пачини, 1831 год

Смерть графа Литта в 1839 году заставила её вернуться в Петербург на какое-то время, чтобы вступить в права наследства. Она стала хозяйкой дворцов и вилл, принадлежавших роду Висконти и Литта . В этот приезд она снова встретилась с Карлом Брюлловым. Он в конце 1835 года, когда Самойлова уже уехала в Милан, по предписанию императора возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств Санкт-Петербурга, начав преподавательскую деятельность. В 1839 году художник женился на Эмилии Тимм, но через 2 месяца развёлся. Юлия Павловна взяла под свою опеку опального Карла Брюллова , чей развод с женой вызвал неудовольствие общества.

В это же время друзья и родные Юлии Павловны пытались помирить её с супругом, но 23 июля 1842 года , за несколько дней до встречи с женой, Николай Самойлов неожиданно умер.

После смерти мужа графиня Самойлова окончательно покинула Россию и поселилась в Италии. Карл Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюбленными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.

Графиня Юлия Павловна Самойлова

«Ей нет соперниц,нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает...»

Эти строки А. С. Пушкин посвятил Ю. П. Самойловой.

Юлия Павловна Самойлова

Художник Б.Ш.Митуар, 1825 год

Во всем облике, в царственной фигуре удаляющейся с бала-маскарада великолепной женщины был высокомерный вызов и резкий протест. Взвившаяся алая драпировка создавала между ней и бальной залой как бы стену огня - Юлия сжигала все мосты между собой и светским Петербургом. Она сорвала маску с лица - ей ли, привыкшей и хвалу, и хулу принимать с открытым забралом, нужна была эта маска!?

Обратно она уже не вернется. "Санкт-Петербургские ведомости" через некоторое время сообщили - графиня Юлия Самойлова покинула Россию...

"...Презренья к мнению полна,

Над добродетелию женской

Не насмехается ль она,

Как над ужимкой деревенской?

Кого в свой дом она манит,

Не записных ли волокит,

Не новичков ли миловидных?

Не утомлен ли слух людей

Молвой побед ее бесстыдных

И соблазнительных связей?

Но как влекла к себе всесильно

Ее живая красота!

Чьи непорочные уста

Так улыбалися умильно?!

Какая бы Людмила ей,

Смирясь, лучей благочестивых

Своих лазоревых очей

И свежести ланит стыдливых

Не отдала бы сей же час

За яркий глянец черных глаз,

Облитых влагой сладострастной,

За пламя жаркое ланит?

Какая фее самовластной

Не уступила б из харит?"

Е.Баратынский. "Бал"

Уже с рождения образ Юленьки Пален окружен некоей тайной, но тайной не романтической, а, скорее, остро-скандальной. Её бабушка, Екатерина Скавронская-Литта, была племянницей всесильного Фаворита Екатерины Второй Григория Потёмкина, и, как все его племянницы - его любовницей. Самая красивая из сестер Энгельгардт, Екатерина Васильевна пользовалась огромным успехом у мужчин и чуть было не вышла замуж за внебрачного сына императрицы Алексея Бобринского,но этого Екатерина Великая допустить не могла и сосватала красавицу за дальнего родственника императорской фамилии по линии жены Петра Первого Марты Скавронской (Екатерины Первой). В этом вполне удачном браке красавица родила двух дочерей - Екатерину и Марию, которая и стала позднее матерью нашей героини....

Григорий Александрович Потёмкин-Таври́ческий

Бабушка Юлии -«Портрет графини Екатерины Скавронской»,Шарль де Шамиссо

Бабушка Юлии -«Портрет графини Екатерины Скавронской», 1790,худ. Элизабет Виже-Лебрен, музей Жакмар-Андре, Париж

Бабушка Юлии -«Портрет графини Екатерины Скавронской», 1790,худ. Элизабет Виже-Лебрен,музей Жакмар-Андре, Париж

Павел Мартынович Скавронский (1757-1793)Анге́лика (Анжели́ка) Ка́уфман

Мать Юлии -Графиня Мария Павловна Ожаровская, ур. Скавронская (1782—1857), в первом браке Пален.

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский

При этом ходили слухи, что отцом Марии был совсем не Скавронский - у его красавицы-жены во время пребывания в Италии, куда Скавронский был отправлен в качестве посланника, завязался бурный роман с неким графом Джулио-Ренато Литта-Висконти, обладателя знатнейшего имени, громадного состояния, а также эффектной и яркой мужественной красоты.

Екатерина Васильевна, ленивая и вялая с юности, вдруг влюбилась до умопомрачения; граф платил ей тем же. Он последовал за ней в Россию, и был принят на русскую службу сразу на очень высокую должность. После того, как графиня Скавронская овдовела, Литта женился на ней.

Портрет графа Юлия Литта работы неизвестного автора. 1800-е гг.

Шло время - и вот уже Катя и Маша Скавронские становятся богатейшими невестами России, что в совокупности с унаследованной от матери красотой делают их желанными для многочисленных поклонников. Но, несмотря на богатый выбор, девушки вдруг одновременно влюбляются в молодого красавца графа Павла фон дер Палена. Он явно предпочитает младшую - Марию. Екатерина же в истории останется как жена князя Петра Багратиона, героя Отечественной войны 1812 года.

Портрет Екатерины Багратион, урожденной Скавронской,Жан-Батист Изабе

Портрет П. И. Багратиона

работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Родня Марии категорически воспротивилась браку с Паленом - репутация и самого жениха, и его семьи была совсем не безупречной - ведь молодой граф был сыном организатора убийства Павла Первого. Но влюбленная пара. сговорившись, обвенчалась тайно. И начались скитания по дальним гарнизонам вместе с Изюмским полком, шефом которого был Пален, бывший к тому времени уже генерал-майором.

Портрет Павла Петровича Палена мастерской,Джорджа Доу.

Кочевая жизнь лишала избалованную красавицу Марию привычного блеска и комфорта, и между супругами начались серьёзные ссоры. В 1803 году в каком-то селе Волынской губернии, в бедной крестьянской избе Мария родила дочь Юлию, названную как бы в честь бабушки Юлианы фон Пален.

Бабушка Юлии -Юлиана Ивановна Пален, ур.фон Шеппинг (1753—1814), статс-дама, жена П.А.Пален.

Сразу после рождения девочки отношения между супругами осложнились настолько, что Мария была вынуждена вернуться к матери, а Пален потребовал развода, который, вопреки всем церковно-светским установкам, был ему дан. Причина была очень серьезна - Пален обвинил свою жену в измене с её отчимом - Юлием Литтой.

Граф Юлий Помпеевич (Джулио Ренато) Литта (1763-1839)Джованни Баттиста Лампи Старшего

И действительно - смуглая девочка с ярко выраженными южными чертами, жгучая брюнетка средиземноморского типа, никак не могла появиться на свет от белокурых, белокожих северян-родителей. Пален отказался от девочки, и никогда на протяжении всей своей жизни не пытался с ней общаться. Он женился вскоре во второй раз, затем, овдовев, в третий. Мать также вышла замуж - за графа Ожаровского; маленькая Юлия была для неё напоминанием о еле замятом скандале и неудачном браке, и Мария Павловна также старалась пореже видеть дочь.

Портрет графа Адама Петровича Ожаровского

мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург

Все заботы о воспитании Юлии взяли на себя бабушка Екатерина и "дедушка-отец" Юлий Помпеевич Литта. Юлия росла в обстановке баснословной роскоши и с детства привыкла получать всё, что душе пожелается. В пятнадцатилетнем возрасте девочка была принята ко двору вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и началась бурная светская жизнь. Красивая, яркая, живая девочка очаровала светское общество и прежде всего самого императора Александра Первого. Роман с императором был ярким,н остоль же бурным, сколь и кратковременным.

Акварельный портрет графини Ю.П.Самойловой, Карл Брюллов

Император Александр I, художник неизвестен

Тем не менее последствием этого романа и неких хирургических сопутствующих вмешательств стало то, что детей у Юлии Павловны больше быть не могло. Но тогда её это нисколько не удручало. Наконец, в 1824 году император окончательно распростился с Юлией и сказал матушке, что судьбу «маленькой Скавронской» пора наконец устроить. И императрица взялась за своё самое любимое занятие - сватовство.

Г. Кюгельхен. Портрет вдовствующей императрицы

Вскоре 22-х летняя Юлия была просватана за своего дальнего родственника - графа Николая Александровича Самойлова. Один из самых красивых мужчин своего времени, граф Николай вовсе не был очарован своей наречённой невестой и не желал "объедков с высочайшего стола"; к тому же он был страстно влюблен в Сашеньку Римскую-Корсакову, которой Пушкин посвятил строчки в "Евгении Онегине" - "У ночи много звёзд прелестных..."


Граф Николай Александрович Самойлов (1800-1842), Петр Федорович Соколов

Но Сашенька была совсем не богата, а финансовые дела Самойловых были совсем расстроены - в том числе и постоянными кутежами, а главное, великим пристрастием молодого графа к карточной игре, поэтому к прозвищу "Красавец Алкивиад" флигель-адъютант Самойлов получил ещё одно - "Мелок". Его долги накапливались и, наконец, вылились в такую чудовищную цифру, что любящая маменька, графиня Екатерина Самойлова, вынуждена была сама умолять императрицу сосватать сыну богатую невесту. В сватовстве приняла активное участие и сестра Николая - фрейлина и любимая подруга императрицы Александры Федоровны графиня Софья Алексеевна Бобринская.

Самойлова Екатерина Сергеевна (графиня, урожденная Трубецкая)

Софья Александровна Бобринская, ур. Самойлова, Петр Федорович Соколов

Юлия же была очарована своим красавцем-женихом. И любящие бабушка и дедушка Литта осыпали её деньгами и роскошными подарками. Приданое было громадным; цифра даримых Юлии средств вызывала у придворных ошеломленное восхищение.И вот 25 января 1825 года два потомка князя Потемкина-Таврического пошли под венец. Но счастливой пары из них не получилось. Своевольный, взбалмошный характер Юлии и её южный темперамент были прямо противоположны холодно-критичному характеру молодого мужа - и он продолжал играть, проигрывая чудовищные суммы, в то время как пылкая графиня меняла любовников как перчатки, и тратила на них ничуть не меньше денег, чем муж на карточную игру.

Графиня Ю.П.Самойлова,Johann Dominik Bossi

Граф Николай Александрович Самойлов.Художник Б. Ш. Митуар, 1825 год

Один управляющий делами Самойловых Мишковский обошелся любвеобильной красавице в 800 тысяч рублей - чудовищную по тем временам сумму - и даже дедушка Литта не выдержал - чуть не убил наглого конторщика, предъявившего ему этот вексель для оплаты. Дело кое-как замяли - но красавица не унималась. Очередными её пассиями стали известный по дуэли с Лермонтовым барон Эрнест де Барант, французский посол Пьер Ла-Феронне и даже сам император Николай Первый, которого Юлия упросила о помиловании мужа, неосторожно ввязавшегося. будучи членом Северного тайного общества, в "дело декабристов".

Николай простил бунтовщика, и супруги нежно примирились - но ненадолго. Вскоре. после очередной измены Николай Алексеевич окончательно разъехался с женой и уехал на Кавказ под командование генерала Паскевича. А Юлия Павловна отправилась в имение Графская Славянка близ Павловска, доставшееся ей по наследству от графов Скавронских.

Скоро слухи оттуда поползли самые невероятные. Описывались кутежи на манер Клеопатриных и Мессалининых. Бассейны, мол, там наполняются шампанским, шампанским же фонтаны бьют. А графиня-де Юлия вовсе с привязи сорвалась: каждого гостя берет себе в любовники. А которые отказаться норовят, тех крепостные силком в ее постель тащат!

Но всё имеет обыкновение заканчиваться...

Однажды утром в луже крови у себя дома был найден молодой красавец, поэт и художник, любимец светских дам граф Эммануил Сен-При. Тут же поползли слухи, что застрелился он от безнадёжной любви к графине Самойловой...

"Страшись прелестницы опасной,

Не подходи: обведена

Волшебным очерком она;

Кругом ее заразы страстной

Исполнен воздух! Жалок тот,

Кто в сладкий чад его вступает:

Ладью пловца водоворот

Так на погибель увлекает!

Беги ее: нет сердца в ней!

Страшися вкрадчивых речей

Одуревающей приманки;

Влюбленных взглядов не лови:

В ней жар упившейся вакханки,

Горячки жар — не жар любви..."

(Е.А.Баратынский. "Бал")

Скандал разразился нешуточный - он был слишком громким даже для весьма скандальной репутации Юлии Павловны - и она принимает срочное решение уехать в Италию, к родне Юлия Помпеевича Литта. Побывав сначала в своём имении Грюссэ под Парижем, Юлия покупает себе красивую виллу на озере Комо и дворец в Милане.


Луиджи Премацци,Милан

Тут же её виллы и дворцы наполняются великолепными произведениями искусства; она покровительствует художникам и композиторам, среди которых особо выделяет Джованни Паччини. автора оперы "Последний день Помпеи" - и берёт его дочь и племянницу на воспитание. В это же время в её окружении появляется молодой русский художник с лицом Аполлона и репутацией сердцееда - и Юлия буквально теряет голову. Карл Брюллов на долгие годы становится не только её любимым человеком, но и лучшим другом.

Карл Брюллов

«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - признается Юлия позже. Это было именно так - с первой минуты первой встречи. Они были равны по темпераменту - и этот сумасшедший огонь, эта экспрессия страсти мощными потоками света выливались в картинах Карла, в его многочисленных портретах Юлии.

Графиня Юлия Павловна Самойлова (1803-1875),Фрагмент картины К.Брюллова

"Уж газ на ней, струясь, блистает;

Роскошно, сладостно очам

Рисует грудь, потом к ногам

С гирляндой яркой упадает.

Алмаз мелькающих серег

Горит за черными кудрями;

Жемчуг чело ее облег,

И, меж обильными косами

Рукой искусной пропущен,

То видим, то невидим он.

Над головою перья веют;

По томной прихоти своей,

То ей лицо они лелеют,

То дремлют в локонах у ней."

(Е.А.Баратынский. "Бал")

Описывая впоследствии основные типы картин Брюллова, Гоголь найдет для них такие слова: «Его человек исполнен прекрасно-гордых движений; женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, - она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, - прекрасная как женщина».

К.Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833.

В картине "Последний день Помпеи" облик Юлии повторяется несколько раз.

В образе упавшей с колесницы прекрасной умирающей женщины;

В образе молодой горожанки рядом с художником, в облике которого Брюллов изобразил сам себя;

Фрагмент. Мать с двумя детьми.

И, наконец, в образе Матери, пытающейся прикрыть своих двух дочерей от вселенской катастрофы.

Юлии был близок именно этот сюжет. Помогая одному из своих любовников, автору оперы "Гибель Помпеи"("Последний день Помпеи") Джованни Паччини, она взяла на воспитание его дочь и племянницу. Две хорошенькие девочки - блондинка Джованина и брюнетка Амацилия - заменили ей собственных детей. Брюллов неоднократно писал их портреты, самым известным из которых стала "Всадница"("Жованин на лошади"), где в антураже миланской виллы Самойловой прелестные девочки - подросток и малышка - смотрятся как два ярких цветка или сияющих драгоценных камня:

К.Брюллов. «Всадница» — портрет приемных дочерей графини. 1832,

Графиня Самойлова покровительствовала Паччини всеми имеющимися у неё возможностями, и однажды - в угоду ему - чуть было не сорвала премьеру конкурента Паччини - Винченцо Беллини, наняв клакеров и устроив исполнительнице главной партии - Джудитте Паста - настоящую обструкцию. Опера Беллини называлась "Норма"...

Джованни Пачини

Отношения с Брюлловым напоминали вулкан страстей - а еще они были просто друзьями, живо переживающими друг за друга и друг другу помогающими, хотя "Карла Великого" все его знакомые считали закоренелым эгоистом («За внешностью молодого эллинского бога скрывался космос, в котором враждебные начала были перемешаны и то извергались вулканом страстей, то лились сладостным блеском. Он весь был страсть, он ничего не делал спокойно, как делают обыкновенные люди. Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больше».)

Завьялов Федор. Портрет художника К.П.Брюллова. 1844

Она навсегда стала его Музой - один за другим он писал её портреты (которых сохранилось - увы! - немного); она была моделью для самых известных его картин, в частности, для "Вирсавии", сияющей всеми красками итальянского полудня.

"Вирсавия" К.Брюллов

В 1929 году умирает бабушка Юлии - графиня Скавронская-Литта. Самойлова покидает Италию, чтобы вступить в наследство.

«Самойлова вернулась из-за границы и появилась на вокзале в Павловске с целой свитой красавцев - итальянцев и французов… ее сочные уста, вздернутый нос и выражение глаз как будто говорили: «Мне нет дела до мнения света!» - такой ее запомнил художник Петр Соколов.

Графиня Юлия Павловна Самойлова (1803-1875), В.И.Гау

Она поселяется в родовой усадьбе - Графской Славянке - и решает перестроить её на современный лад. Для этого она приглашает из Парижа брата Карла - архитектора Александра Брюллова - и в письме ему пишет:"В качестве друга Вашего брата я решаюсь...просить Вас быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в своём имении. Мне дорого иметь архитектором того, кто носит имя Брюллова..."

И талантливый Александр с лета 1831 года приступает к работе, делая дачу графини настоящим шедевром комфорта и уюта в смешанном стиле современности и классицизма.Любимая Самойловой эпоха античности отлично сочеталась со стилем квадраченто, а всё это - с элегантностью и роскошью богатейших аристократов 19 века.

Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. 1841, Карл Павлович Брюллов

Графская Славянка

Верхний этаж отведён под спальни двух приёмных дочерей.

Джованина Пачини

Амацилия Пачини

После окончания строительства в Славянку потянулись экипажи с многочисленными гостями. Драгоценные картины, оригинальная мебель и светильники, роскошь ковров и драпировок были великолепным антуражем для музыки, поэзии, бесед, зачастую весьма острых. Самойлова привезла с собой из Италии целую "орду" музыкантов и живописцев, скульпторов и поэтов - да и просто поклонников, в большинстве своем авантюристов. Шумные компании в Славянке и вольно-фривольное поведение её хозяйки начало сильно раздражать императора Николая, и графине пришлось переехать "под присмотр" власти на Елагин остров, куда, впрочем, тут же потянулись и завсегдатаи Славянки.

Хруцкий Вид на Елагином острове в Петербурге (1839)

Вид на Елагин остров в Петербурге. Первая пол. XIX в. ГРМ.

Старый Литта, потеряв обожаемую жену, баловал Юлию поистине царскими подарками и огромными суммами денег. Наскучив Петербургом, Юлия вместе со своей "блестящей свитой" в 1835 году снова уехала в Италию, где уже не было Брюллова - именно в это время он вернулся в Россию. Личные их отношения потеряли былую остроту - с годами Карл становился скучнее, высокомернее, холоднее; его мнительность, капризность и эгоизм начали сказываться уже и на их отношениях. Тем не менее письма Юлии были по-прежнему теплы:"Мой дружка Бришка...Люблю тебя более, чем изъяснить сумею", "никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова".

А у "дружки Бришки" в России начались тяжёлые времена.Он безумно влюбился в обворожительную девушку, похожую на нежный лесной ландыш - 18-летнюю Эмилию Тимм; быстро сделал ей предложение и быстро женился. Но - быстро женишься, долго каешься. Девушка еще до свадьбы состояла в связи с одним из своих ближайших родственников, и после свадьбы ничего не изменилось. Скандал и шумиха, поднятые вокруг его имени, жестоко травмировали художника. Его недоброжелатели злорадствовали, а сам он писал: «Я так сильно чувствовал свое несчастье, свой позор, разрушение моих надежд на домашнее счастье… что боялся лишиться ума». Он не мог работать. Глубокая депрессия всё усугублялась.

Эмилия Тимм

Карл Брюллов.Автопортрет

В это же время в Петербурге умирает Юлий Помпеевич Литта, и Юлия возвращается в Россию, чтобы вступить в наследство. Её теплота и участие помогают "Бришке драгоценному" вернуться к жизни и творчеству, а к мнению света она всегда была очень глубоко равнодушна.«Она так переменилась, - записал в дневнике К.Я. Булгаков, - что я бы не узнал ее, если бы встретил на улице, похудела, и лицо совсем сделалось итальянское. В разговоре даже имеет итальянскую живость и приятна…»

"Меж тем (к какому разрушенью

Ведет сердечная гроза!)

Ее потухшие глаза

Окружены широкой тенью

И на щеках румянца нет!

Чуть виден в образе прекрасном

Красы бывалой слабый след!"

(Е.Баратынский. "Бал")

К.Брюллов.«Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1832—1834. Частное собрание, США

В этот приезд Юлии в Россию друзья решили помирить её с мужем Николаем Самойловым. Супруги не возражали, официального развода между ними не было; и тот, и другая после бурно проведённой жизни уже искали тихую заводь, и такой могла бы стать для них Графская Славянка. Но судьба распорядилась иначе - 23 июля 1842 года. за несколько дней до встречи с женой, Николай Александрович неожиданно умирает. Это стало огромным ударом для Юлии. В это же время с неё пишет портрет известный художник П.В.Басин. После потери нескольких близких людей Юлия грустна и задумчива. Бледное её лицо и покрасневшие глаза составляют разительный контраст с баснословной роскошью обстановки и наряда. Энергии, так чарующей зрителя в её портретах работы Брюллова. - нет.