Правила советских карточных игр. Карточные игры

Эта разновидность игры предназначается только для двух участников. Играют неполной колодой в 24 карты от Туза до девятки включительно. Старшинство карт: Туз, десятка, Король, Дама, Валет, девятка. Сдающий раздает себе и партнеру по 10 карт, 4 карты сносятся в прикуп. Карты в прикупку кладутся не в первую и не в последнюю очередь. Талон должен быть положен стопкой посреди стола, карты закрыты.

Объявляются торги, в которых игроки назначают столько очков, сколько они смогли бы взять в процессе розыгрыша своими картами. Назначения делаются от 60 до 120 очков. Назначать нужно десятками, при подсчете очков их также следует округлять до 10.

Тот, кто делает наивысшее назначение, берет прикуп. По своему желанию он может взять или две последние карты прикупа, или две первые. Оставшиеся на столе карты не имеет права смотреть никто из играющих до окончания игры. Прикупивший игрок сносит две свои ненужные карты на стол закрытыми и делает первый ход. Он также назначает козырь на игру.

В некоторых компаниях прикупку кладут двумя стопками по две карты. Прикупивший имеет право воспользоваться любым талоном. Две оставшиеся карты смотреть нельзя. Иногда в подсчет очков включают и четыре карты прикупа. Это происходит в том случае, когда выигравший торговлю заявляет о 120 очках без объявления марьяжей и берет себе все взятки до одной.

Если старшая рука пасует еще в первом круге торгов, второй имеет право не делать назначение, прикуп все равно принадлежит ему. На карту захода следует выкладывать или карту той же масти, или перебивать козырем. Взятку берет наивысшая карта. Второй и все последующие ходы принадлежат тем, кто взял предыдущую взятку.

После окончания игры подсчитываются очки. Игрок, у которого во взятках есть Король и Дама одной масти, записывает себе за марьяж: козырный — 80, некозырный — 40 очков. Очки, заявленные в процессе торгов, приписываются игроком себе в том случае, если он набрал не менее назначенного. В противном случае они списываются со счета прикупившего. При достижении игроком в своей записи 850 очков он имеет право не участвовать в торгах, его противнику не разрешается пасовать.

Если после прикупки игрок видит, что взять объявленные очки он просто не сможет, ему разрешается «уйти» — записать объявленные очки себе как штрафные, а противник приплюсовывает к своей записи 60 очков. Эту разновидность тысячи можно приспособить и для четырех игроков. В этом случае раздается уже по 5 карт, а тот игрок, который берет прикуп, сносит по одной из своих ненужных карт противникам в закрытом виде.

Позволяют зарабатывать без вложений 50 рублей за 10 минут!

Полный и подобный обзор всей интернет работы без вложений и с вложениями -

Игры в карты для двоих

Многим очень нравится играть в карточные игры, поэтому они так популярны и с каждым годом не теряют своей актуальности, а, наоборот, все больше и больше вызывают интерес со стороны любителей азартных игр. На сегодняшний день имеется возможность поиграть прямо дома, при этом необязательно, чтоб рядом были друзья, родственники или знакомые, потому что с настоящим человеком можно сыграть и с помощью интернета. На просторах сети можно найти массу игр в карты на двоих для этого достаточно посетить страницу .

Игра, в которой не всегда нужно искать реального соперника

Главные достоинства игры в карты вдвоем в режиме онлайн:

  1. Здесь не получиться сжульничать. У мошенников отсутствует возможность мухлевать, так как все ходы в игре, находятся под контролем специализированной программы, которая не позволит играть не по правилам. Поэтому в карточных играх онлайн приходиться рассчитывать только на собственные знания и умения.
  2. Процесс игры проходит в уютной и знакомой домашней обстановке, что является весьма значимым достоинством, так как все геймеры могут сосредоточить все свое внимание на игре, чего не получиться сделать в обычно встречающихся казино, в которых множество отвлекающих и нервирующих факторов, мешающих расслабиться.
  3. Помимо этого, чем удобнее человеку в окружающих его условиях, тем проще обдумать и выбрать наилучшую стратегию, благодаря которой позже получиться одержать победу, что является самой любимой частью игры всех любителей азарта.

Но, новичкам не следует переживать по этому поводу, так как опыт будет постепенно накапливаться, а с ним и понимание многих закономерностей и хитростей, с помощью которых каждый способен добиться необходимого успеха.

Помимо этого, следует помнить, что у новичков есть возможность попытать свои силы в деморежиме любой игры в карты для двоих, так как его создали специально для геймеров, только начинающих свой путь в этой сфере. Этим способом получиться хорошо набраться практики и приспособится, а также подобрать себе самую подходящую план ходов, благодаря которой в скором будущем будут сыграны первые удачные партии. В подобном режиме, человек играет против компьютера, поэтому у него получиться легко и без затруднений подобрать стратегию, подходящую, по его мнению, ему прекрасно. Позже ее уже следует тестировать в партиях с настоящими игроманами.

Теперь можно перейти к выбору игры

В нижеприведенном списке прописаны наиболее популярные и известные карточные игры на двоих.

  1. Дурак. Раздается по шесть карт каждому игроку, они ими ходят по конкретным правилам. Выиграл тот, кто быстрее избавился от карт. Это отличный способ продемонстрировать свои силы и умения, так как здесь важно уметь предугадывать шаги противника. Интересный вариант этой классической игры предложен .
  2. Карточный бой. Имеет стиль мемори, так как имеется необходимость запоминать расположение карт, при открытии двух одинаковых, у соперника отнимается определенное количество жизни. Проигрыш засчитывается тому, кто первым ее потерял.
  3. Пасьянсы на двоих. Эта игра для тех, кто хочет отдохнуть и сыграть, чтобы расслабиться. Правила такие же, как в пасьянсе для одного. Перед игроками раскладываются колоды карт, распределенные по конкретному порядку. Так появляется семь стопок карт, во всех расположено их различное количество, от одной до семи карт в одной стопке. К тому же верхние карты перевернуты. Задача игроков ходить открытыми картами так, чтобы в одном ряду они чередовались по цвету масти. Массу интересных пасьянсов можно найти

Понятно, что игра с использованием карт называется карточной, независимо от количества участников. Но не все догадываются о том, что такие развлечения очень многообразны и для них даже придумали специальную классификацию. Все игры такого типа основаны на случайности расположения карт в колоде, во всех применяется перетасовка и раздача и во всех, кроме пасьянса, задействовано несколько соперников.

Карточные игры можно разделить на:

- Игры, которые основываются на чисто математическом расчете и умении игрока логически мыслить : бридж, вист, преферанс, тысяча, мавр, кинг .
Эту группу считают самой сложной, что вполне объяснимо - просто удачей тут не обойтись, потребуется интеллект, внимательность, способность анализировать. Правила и разборы всех нюансов зачастую выпускаются отдельными справочниками, поэтому научиться играть в эти разновидности за один день явно не удастся. Кстати, бридж официально отнесен к разряду спортивных игр наравне с шахматами. В России он не особо прижился, зато издавна был популярен преферанс. Вист считают давним прародителем и бриджа, и преферанса.

- Азартные игры : очко, баккара, макао, штосс , сека, фофан, бура, блэкджек , экарте, пьяница, фараон и другие.
В этих играх исход зависит не столько от способностей игрока, сколько от случая, удачи и вероятности, поэтому и правила могут быть намного проще, чем у представителей «интеллектуальной» группы. До 1761 года в России были запрещены карточные игры, лишь Екатерина определила разницу между азартными и коммерческими, оставила первые под запретом (фаро, квинтич , банк), но сняла вето на вторые (ломбер, пикет, памфили , пикет). Тогда дворяне могли запросто проиграть в карты даже собственную жену. Такая неприятность случилась с князем Голицыным , после чего его супруга Мария Гавриловна досталась графу Разумовскому .

Именно в азартных играх распространено шулерство и мошенничество, что становится отличным поводом для выяснения отношений и драк. Впрочем, все зависит от компании и манер, ведь подобные развлечения уместны и в элитном казино, и на лавке во дворе. Интеллектуальные игры могут занимать очень много времени, такова их суть - помочь скоротать время. Азартные более стремительны, их цель поскорее выявить победителя и выиграть как можно больше.

Кроме того, виды карточных игр могут определяться их историей, т.е. существуют более давние и относительно молодые разновидности. У каждой игры есть всевозможные вариации, поэтому общий список очень обширен.

Что касается покера, его относят в равной степени и к первой (интеллектуальной), и ко второй категории (азартной). Он сочетает в себе признаки каждой из них: для покериста важна и удача, и математическая составляющая. Этот симбиоз и определяет успех игры. Кроме того, покер относится к играм, где особо важно верно вести торг. Можно сразу сбросить карты или успешно блефовать - все зависит от тактики и стратегии. В этом вся прелесть покера.

Вопрос на первый взгляд не такой уж и важный. Всем нам приходилось видеть, как наиболее активные любители игры в карты располагались где угодно, в самых разных местах в общественном транспорте или в вагоне электрички, в парке, сквере или даже на оживленной улице. Все это так, но для истинных ценителей настоящей карточной игры подобное времяпрепровождение и, собственно, и игрой-то невозможно назвать.

Почему, да потому, что настоящая карточная игра - это Игра с большой буквы, и для нее совершенно необходимы простые, но строгие правила. Несмотря на то что каждой игре соответствует особый и конкретный, можно сказать, «индивидуальный» свод предписаний, тем не менее есть целый ряд правил, общих для всех без исключения карточных игр.

Начнем, казалось бы, с самого элементарного с места и стола. Подходящим местом для игры в карты является хорошо проветриваемое и в достаточной степени освещенное помещение. Для игры лучше всего использовать стол с матовой поверхностью. Форма и размеры стола должны быть такими, чтобы любой из игроков дотягивался до середины стола, но не мог заглядывать в карты соседа.

Итак, помещение и стол у нас есть, компания собралась подходящая. Что дальше, а дальше, перед началом игры, мы должны договориться, во что именно мы будем играть и какие именно условия при этом будут действовать. Ведь многие карточные игры существуют в нескольких вариантах.

Усаживаться за стол игрокам нужно в соответствии с результатами жеребьевки. Тот, кто вытянул младшую карту, выбирает место первым. Расположение игроков принято обозначать в соответствии со сторонами света Запад - 3, Север - С, Восток - В, Юг - Ю. При этом Запад (3) всегда находится на первой руке, Север (С) - на второй, Восток (В) - на третьей, а Юг (Ю) - на четвертой.

В случае если игра будет вестись парами (двое против двоих), напротив игрока, севшего первым, садится его партнер. По левую руку от Игрока, вытянувшего младшую карту, садится игрок с третьей по старшинству картой, а напротив - тот, кто вытянул самую старшую карту. Если игра будет вестись по принципу «каждый за себя», игроки садятся по часовой стрелке по порядку старшинства вытянутых карт.

К слову сказать, при выборе места самой младшей картой является… туз. После туза при игре колодой в 52 листа, по порядку старшинства, идут двойка, тройка, четверка и т. д. Если для игры используется колода в 36 или 32 листа, то следующей после туза является шестерка или семерка.

Для обозначения масти и достоинства карт приняты условные обозначения, с которыми мы вас хотим ознакомить.

Масти карт обозначаются следующим образом пики - П, трефа - Т, бубна - Б, черва - Ч.

Достоинство карт обозначается так туз - А, король — К, дама - Д, валет - В, десятка - 10, девятка - 9, восьмерка - 8, семерка - 7, шестерка - 6, пятерка - 5, четверка - 4, тройка - 3, двойка - 2, джокер красный- ДК, джокер черный - ДЧ.

Для того чтобы обозначить конкретную карту, первым знаком указывают масть, а вторым - достоинство карты. Например, БА - туз бубен, ТД - дама треф и т. д. Для обозначения группы карт одной масти ставится знак масти П К, Д, 10 - король, дама, десятка пик; Ч 10, 9, 8, 7 - десятка, девятка, восьмерка, семерка червей и т. д.

Также допустимым является способ обозначения карт, при котором разделительное двоеточие между мастью и достоинством карты не ставится. Например, БА - туз бубен, ТД - дама треф, ПК - король пик.

Если игроки вытянули карты равного достоинства, то старшинство карт определяется по масти. Нелишне будет запомнить, что младшей мастью являются червы, затем - трефы, затем - бубны, а старшей мастью являются пики. В некоторых играх (например, в бридже) установлен иной порядок старшинства мастей.

Если вы нечаянно вытянули при определении места сразу две карты, следует тут же сбросить их в колоду и при повторной попытке вытянуть только одну карту.

Теперь, казалось бы, пора приступать к сдаче карт. Однако не торопитесь - перед первой сдачей необходимо оговорить и определить дополнительные условия игры размер ставок, стоимость взяток, вистов, очков и т. п. Также накануне сдачи необходимо установить порядок окончания игры по сумме очков, по количеству партий или по времени.

В старину, эта игра была крайне актуальна. Сегодня, она не менее популярна. В нее играют и взрослые, и дети, и даже старики. Она может занимать час, а может длиться всю ночь. Это игра в карты. Именно о ней, мы расскажем вам сегодня. Карточная игра - это игра, основанная на колоде карт, которые раскладываются в определенной последовательности. Последовательность зависит от вида игры. Есть колоды в 52 карты, а есть по 36 карт.

Историческая справка

Существует несколько версий возникновения карт. Одна из них утверждает, что карты были созданы по христианскому исчислению и появились впервые в Китае, а уже потом в Европе. По другой версии, карты были известны еще в Древнем Египте. После очередного нападения, созвали совет мудрейших, решая как защититься от врага, и после долгих заседаний, решили вложить свою мудрость в рисунки. Это был своего рода мостик между богом, вселенной и человеком. Так появились карты Таро. Они состояли из 78 карт и использовались в гадании по четырем стихиям: огонь, вода, воздух, земля.

В Росси карты начали использоваться в 17 веке. Считается, что их завезли к нам казаки с Украины. Карточные игры в 19 веке были безумно популярны. Со временем на них стали ставить запреты, якобы увидели в этом нечистую силу. Сегодня, нет каких-то явных запретов, и все-таки на любителей карт смотрят с подозрением. Виды карточных игр представляют собой, целую эпоху. Считается, что по играм можно понять, что за человек игрок и какое место занимает в социальной лестнице жизни.

Игры, в которые играют люди

Какие есть игры в карты? – от самых простых до самых сложных. От любительских и до коммерческих. Все виды игр в карты подразумевают под собой большую компанию людей, часто деньги и отличное настроение. Ну и конечно, ловкость рук. Какие есть карточные игры:

  • Коммерческие
  • Азартные
  • Интеллектуальные

Игры в карты, какие бывают:

  • тысяча
  • бридж
  • преферанс

Эта группа игр относится к коммерческим и самым сложным. По ним выпускают огромные справочники, проводят обучающие программы. Азартные делятся на:

  • Покер
  • Блэкджек
  • Трына
  • Баккара
  • Пьяница
  • Экарте
  • Макао
  • Фараон

В таких играх ваше умение мало кому пригодится. Здесь важен успех и удача. И наша последняя группа интеллектуальных игр подразделяется на:

  • Кинг (дамский преферанс)
  • Домино
  • Сундучки
  • 101 Очко

Интеллектуальные игры редко сопровождаются коммерческими сделками, потому что они легки и предсказуемы. Коммерческие игры могут длиться всю ночь, поэтому они могут скоротать вашу длинную поездку, а азартные и интеллектуальные – это игры быстрые и многократные. Они подойдут в любое время. И по сей день карты хранятся почти в каждом доме, и ждут своего заветного вечера, дабы выйти в свет. Но не стоит увлекаться, иначе вы можете попасть в плен азартных игр и потерять голову, а за ней и всю вашу жизнь. Ведь карты и по сей день хранят в себе многие тайны. И кто знает, какую шутку они могут сыграть с человеком.