«шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка. Темпераментная «Шилка Шилка военная техника


Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений сухопутных войск полкового звена.

История

Одной из основных причин разработки «Шилки» и ее зарубежных аналогов стало появление в 50-х гг. зенитных ракетных комплексов, способных с высокой вероятностью поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Это вынуждало авиацию при атаке наземных объектов использовать малые (до 300 м) и предельно малые (до 100 м) высоты. Обнаружить и сбить скоростную цель, находящуюся в зоне огня в течение 15-30 с, расчеты применявшихся тогда средств ПВО просто не успевали. Нужна была новая техника - мобильная и быстродействующая, способная вести огонь с места и в движении.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. №426-211 началось параллельное создание скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Следует отметить, что этот конкурс стал основой великолепного результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не устаревшего и в наше время.

В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки. В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы.

В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса: антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.

Основными авторами и идеологами проекта были В.Э. Пиккель, В.Б. Перепеловский, В.А. Кузьмичев, А.Д. Забежинский, А. Венцов, Л.К. Ростовикова, В. Поволочко, Н.И. Кулешов, Б. Соколов и др.

Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена "Разработка и создание всепогодного комплекса "Тобол" для ЗСУ-23-4 "Шилка".

В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз». В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС.

Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой.

В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский.

В феврале 1961 г. туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии. Летом 1961 г. они были успешно проведены.

Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было.

В 1962 г. "Шилка" была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР.


Двигатель

В качестве ходового двигателя используется дизель типа 8Д6 модель В-6Р (с 1969 г., после небольших конструктивных изменений, - В-6Р-1). Шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель с жидкостной системой охлаждения размещен в кормовой части ЗСУ. Рабочий объем цилиндров 19,1 ли степень сжатия 15 создают максимальную мощность 280 л.с. при частоте 2000 об/мин. Питание дизеля - от двух сварных топливных баков (из алюминиевого сплава) емкостью 405 ли 110 л. Первый установлен в носовой части корпуса. Общий запас топлива гарантирует 330 км пробега и 2 ч работы газотурбинного двигателя. На ходовых испытаниях по грунтовой дороге дизель обеспечил движение со скоростью 50,2 км/ч.

В кормовой части боевой машины установлена силовая механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел. Для передачи усилий на движитель использован многодисковый главный фрикцион сухого трения с механическим приводом управления от педали механика-водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями. Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих и двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, а также двух гусеничных цепей и 12 опорных катков.

Подвеска машины независимая, торсионная и асимметричная. Плавность хода обеспечивается гидравлическими амортизаторами {на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках) и пружинными упорами (на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках). Правильность такого решения подтвердила эксплуатация в войсках и в ходе боевых действий.


Конструкция

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения: управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни.

Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан угол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка: один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателя системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.


Оборудование

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически; б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весогабаритными характеристиками, РЛС диапазона волн 1- 1,5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стеле». По сведениям иностранной печати, в ходе операции «Буря в пустыне» иракской «Шилкой» был сбит американский самолет F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС «Шилки» используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е., постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся целей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

По текущим координатам цели СРП вырабатывает команды управления для гидравлических приводов, которые наводят пушки в упрежденную точку. Затем прибор решает задачу встречи снарядов с целью и при входе ее в зону поражения выдает сигнал на открытие огня. В ходе государственных испытаний при своевременном целеуказании радиоприборный комплекс «Тобол» обнаруживал самолет МиГ-17, летящий со скоростью 450 м/с, на дальности около 13 км и сопровождал его в автоматическом режиме с 9 км на встречном курсе.


Вооружение

Счетверенная пушка «Амур» (четыре зенитных автомата 2А7) создана на базе автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23. Оснащение системой жидкостного охлаждения, пневматическим механизмом перезарядки, приводами наведения и электроспуском обеспечило ведение стрельбы с высоким темпом короткими и длинными (до 50 выстрелов) очередями с перерывом 10-15 с после каждых 120-150 выстрелов (на каждый ствол). Пушка отличается высокой эксплуатационной надежностью, на государственных испытаниях после 14000 выстрелов отказы и поломки не превысили 0,05% против 0,2-0,3%, определенных в тактико-техническом задании на ее разработку.

В основе действия автоматики пушки лежит принцип использования пороховых газов и частично энергии отдачи. Подача снарядов - боковая, ленточная, осуществляется из двух специальных коробов емкостью в 1000 патронов каждый. Они установлены слева и справа от пушки, причем 480 патронов предназначаются для верхнего и 520 для нижнего автомата.

Взведение подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке осуществляется пневматической системой перезарядки.
Автоматы установлены на двух качающихся люльках (верхняя и нижняя, по два на каждой), укрепленных вертикально на станине одна над другой. При горизонтальном расположении (нулевом угле возвышения) расстояние между верхними и нижними автоматами составляет 320 мм. Наведение и стабилизация пушки по азимуту и углу места осуществляется силовыми приводами с общим электродвигателем мощностью 6 кВт.

В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-за-жигательные трассирующие (БЗТ) и осколочные фу-гасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды массой 190 г и 188,5 г, соответственно, имеющие головной взрыватель МГ-25. Их начальная скорость достигает 980 м/с, табличный потолок - 1500 м, табличная дальность - 2000 м. На снарядах ОФЗТ установлен самоликвидатор, срабатывающий в течение 5- 11 с. В ленте патрон БЗТ устанавливается через каждые четыре патрона ОФЗТ.


В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах.

Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упрежденных координат. Открытие огня производится по сигналу «Есть данные» на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - полуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает так же, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по «запомненным» значениям текущих координат X, Y, Н и составляющим скорости цели Vx, Vy и Vh, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в любой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.


1-смотровой прибор; 2-щиток; 3 - люк посадки операторов; 4-антенна радиолокационной станции; 5-антенна радиостанции; 6-командирская башенка; 7-двигатель; 8-отсек башни; 9-кресло механика-водителя Вверху слева: схема ведения огня двумя установками

Система электропитания (СЭП) обеспечивает все системы ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц. В ее состав входят: газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 70 л.с; генератор постоянного тока для выработки стабилизированного напряжения 55 В и 27,5 В; блок преобразователя постоянного тока в переменный трехфазный ток; четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М для компенсации пиковых перегрузок, питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.

Для внешней связи установка оснащена коротковолновой приемопередающей радиостанцией Р-123 с частотной модуляцией. На среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех она обеспечивает связь на дальность до 23 км, при включенном - до 13 км. Внутренняя связь осуществляется по танковому переговорному устройству Р-124, рассчитанному на четыре абонента.

Для определения местоположения на местности и внесения необходимых поправок в РПК ЗСУ-23-4 имеет навигационную аппаратуру ТНА-2. Среднеарифметическая ошибка координат, вырабатываемых этой аппаратурой, не превышает 1 % от пройден-
ного пути. В движении навигационная аппаратура может работать без уточнения исходных данных в течение 3 - 3,5 ч.

Для действия в условиях заражения местности массового поражения в установке предусмотрена защита экипажа от радиоактивной пыли и вредного воздействия окружающей среды. Она осуществляется при помощи принудительной очистки воздуха и создания избыточного давления внутри башни центральным нагнетателем с инерционной сепарацией воздуха.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4: 1 - зенитные автоматы калибра 23 мм (4 шт.), 2 - поворотная башня, 3 - инфракрасный прибор, 4 - антенна радиолокационной станции (РЛС), 5 - штыревая антенна радиостанции, 6 - буксирный трос, 7 - броневой корпус, 8 - чехол, 9 - гусеница, 10 - люк экипажа, 11 - командирский люк, 12 - люк механика-водителя, 13 - опорный каток, 14 - звездочка. На виде А гусеница условно не показана.

В заключение попробуем смоделировать эпизод боя в современных условиях. Представьте, что ЗСУ-23-4 прикрывает колонну войск на марше. Но вот РЛС, непрерывно ведущая круговой поиск, обнаруживает воздушную цель. Кто это? Свой или чужой? Тотчас следует запрос о принадлежности самолета, и, если ответа на него нет, решение командира будет единственным - огонь!

Но противник хитрит, маневрирует, атакует зенитчиков. И вот в самый разгар боя осколком срезает антенну радиолокационной станции. Казалось бы, "ослепленная" зенитка полностью выведена из строя, однако конструкторами предусмотрена и эта, и даже еще более сложные ситуации. Может отказать радиолокационная станция, счетно-решающий прибор и даже система стабилизации - установка все равно будет боеспособной. Оператор поиска (наводчик) будет вести огонь, используя зенитный прицел-дублер, а упреждения вводить по ракурсным кольцам.

За рубежом всегда проявляли повышенный интерес к «Шилке». Иностранными государствами были закуплены около трех тыс. экземпляров «Шилки», в настоящее время они стоят на вооружении армий почти 30 стран Ближнего Востока, Азии и Африки. ЗСУ-23-4 широко применялась в боевых действиях и показала свою высокую эффективность при уничтожении воздушных и наземных целей.

Наиболее активно ЗСУ-23-4 использовались в арабо-израильских войнах 60-х гг., октября 1973-го и апреля-мая 1974 г. Как правило, в армиях Сирии и Египта «Шилки» применялись для непосредственного прикрытия танковых подразделений, а также зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Куб» («Квадрат»), С-75 и С-125. ЗСУ входили в состав зенитных дивизионов (здн) танковых дивизий, бригад и отдельных смешанных здн. Для своевременного открытия огня в обороне, подразделения «Шилок» развертывались на удалении 600-1000 м от прикрываемых объектов. В наступлении они располагались позади передовых подразделений на удалении 400-600 м. На марше ЗСУ распределялись по колонне войск.


Однако «Шилка» показала себя надежным средством ПВО, способным прикрывать войска от ударов внезапно появляющихся низколетящих воздушных целей. Только в течение октября 1973 г. из 98 самолетов, сбитых войсковыми средствами ПВО Сирии, на долю ЗСУ-23-4 пришлось 11 пораженных целей. В апреле и мае 1974 г. из 19 сбитых самолетов пять были уничтожены «Шилками».

Как отмечают иностранные военные специалисты, анализировавшие итоги ближневосточной войны 1973 г., за первые три дня боев сирийскими ракетчиками было уничтожено около 100 самолетов противника. По их мнению, этот показатель обусловлен успешным применением ЗСУ-23-4, плотный огонь которых заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где с большой эффективностью действовали ЗРК.

ХАРАКТЕРИСТИКИ - ЗСУ-23-4 «Шилка»

Боевая масса, т 19
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина 6535
ширина 3125
высота в походном положении 2576
высота в боевом положении 3572
клиренс 400
Бронирование, мм до 15
Вооружение 4х23-мм пушки 2А7 (артсистема АЗП-23 «Амур»)
Боекомплект 4964 выстрела
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 2500
Двигатель В-бР, 6-цилиндровый, 4-тактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, мощность 206 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1,1
ширина рва, м 2,8
глубина брода, м 1,07


    Зенитная самоходная установка - ЗСУ 23 4 «Шилка» … Википедия

    Енисей (зенитная самоходная установка) - ЗСУ 37 2 «Енисей» ЗСУ 37 2 Классификация зенитная самоходная установка Боевая масса, т 27,5 … Википедия

    23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» - 23 мм зенитная самоходная установка ЗСУ 23 4 «Шилка» 1966 Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

    Шилка (ЗСУ)

    САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА - — артиллерийское орудие на самоходной базе. ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА (ЗСУ), зенитная артиллерийская установка, боевая машина артиллерии, вооружённая одной или несколькими пушками, которые имеют общие механизмы наводки и приборы… … Военная энциклопедия

    Зенитная установка - Зенитная установка общее название военной техники, предназначенной для ведения огня по воздушным целям (обеспечения противовоздушной обороны. В зависимости от конструкции ЗУ классифицируются на: Зенитное орудие специально… … Википедия

    Самоходная техника - Военная техника техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… … Википедия

    Шилка (значения) - Шилка: Шилка река в России, левая составляющая Амура, образуется слиянием Онона и Ингоды. Шилка город в России, административный центр Шилкинского района Забайкальского края. ЗСУ 23 4 «Шилка» советская зенитная самоходная… … Википедия

    ЗСУ-23-4 «Шилка» - «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

    ЗСУ-23-4 "Шилка" - «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

Книги

  • Советская зенитная САУ "Шилка" (7419) , ЗСУ 23-4 "Шилка" принята на вооружение Советской армии в 1965 году. На тот период - это была передовая машина: радиолокационный поиск противника, скорострельность и убойная мощность заставили… Категория: Бронетехника и военные автомобили (1:100) Серия: Сборка без клея (М: 1-100) Издатель: Звезда , Купить за 592 руб
  • Военная кампания № 08/2017 , , Журнал о военной истории. Организация и тактика сухопутных войск разных стран. Бронетанковая техника, артиллерия и прочие виды вооружения. Знаменитые войны и сражения. Все это представлено на… Категория:

Нашей фирмы постепенно начинают приоткрываться. Появилась возможность говорить и писать о вещах, на которых ранее лежала печать государственной тайны. Сегодня мы хотим рассказать историю создания прицельного комплекса легендарной зенитной самоходной установки «Шилка», принятой на вооружение ровно 40 лет назад (богат нынешний год на юбилеи!). Перед вами - небольшой очерк, написанный двумя ветеранами нашей фирмы, принимавшими участие в создании всемирно известной самоходки - Лидией Ростовиковой и Елизаветой Спицыной.


С развитием воздушного флота перед специалистами встала задача создания средств защиты наземных войск от налетов вражеской авиации. В годы Первой мировой войны в ряде европейских государств, в том числе и в России, были приняты на вооружение зенитные пушки, которые по мере развития техники постоянно совершенствовались. Создавались целые зенитные артиллерийские комплексы.

Впоследствии было признано, что наиболее успешно с задачами защиты войск, находящихся на марше, от вражеских самолетов справится артиллерия на подвижных самоходных шасси. Итоги Второй мировой войны позволили сделать вывод, что традиционные зенитные орудия достаточно эффективны в борьбе с самолетами, летающими на средних и больших высотах, но непригодны для стрельбы по низколетящим целям, обладающим большой скоростью, так как в этом случае самолет мгновенно выходит за пределы сферы обстрела. Кроме того, разрывы снарядов орудий большого калибра (например, 76 мм и 85 мм) на малых высотах могут нанести значительный урон своим же войскам.

С возрастанием живучести и скорости самолетов снизилась и эффективность автоматических зенитных пушек малого калибра - 25 и 37 мм. Кроме того, из-за увеличения скорости воздушных целей в несколько раз повысился расход снарядов на один сбитый самолет.

В итоге сформировалось мнение, что для борьбы с низколетящими целями наиболее целесообразно создание установки с автоматической пушкой малого калибра и высокой скорострельностью. Это должно позволить вести огонь большой кучности при точном наведении в течение тех очень коротких промежутков времени, когда самолет находится в зоне поражения. Подобная установка должна быстро изменять наводку, чтобы следить за целью, движущейся с большими угловыми скоростями. Больше всего для этого подходила многоствольная установка, обладающая гораздо большей, чем одноствольное орудие, массой секундного залпа, установленная на самоходном шасси.

В 1955 году ОКБ предприятия п/я 825 (так назывался завод «Прогресс», вошедший впоследствии в состав ЛОМО), руководимому начальником ОКБ Виктором Эрнестовичем Пиккелем, было выдано техническое задание на проведение НИР «Топаз». По результатам этой разработки должен был решаться вопрос о возможности создания автоматической всепогодной артустановки на самоходном шасси для стрельбы по воздушным целям, которая обеспечивала бы высокую эффективность поражения низколетящих воздушных целей со скоростями до 400 м/с.

В.Э. Пиккель

В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки. В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы.

В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса: антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.

В.Б. Перепеловский

Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена "Разработка и создание всепогодного комплекса "Тобол" для ЗСУ-23-4 "Шилка".

В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз». В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС.

Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой.

В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский.

В феврале 1961 г. туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии. Летом 1961 г. они были успешно проведены.

Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было.

В 1962 г. "Шилка" была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР.

На протяжении двух лет (1963-1964 гг.) бригады специалистов ЛОМО из СКБ 17-18 и цехов выезжали на эти заводы для налаживания серийного выпуска и отработки технической документации на изделие.

Два первых серийных образца ЗСУ-23-4 «Шилка» в 1964 году проходили натурные испытания стрельбой по радиоуправляемой модели (РУМ) для определения эффективности стрельбы. Впервые в практике мировой зенитной артиллерии одной из «Шилок» РУМ была сбита - испытания закончились блестяще!

В 1967 году решением ЦК КПСС и СМ СССР за заслуги в области специального приборостроения Государственная премия СССР была присуждена Главному конструктору приборного комплекса ЗСУ-23-4 Виктору Эрнестовичу Пиккелю и его заместителю Всеволоду Борисовичу Перепеловскому, а также ряду специалистов серийных заводов и заказчиков. По их инициативе и при их активном участии была начата и выполнена работа по созданию «Шилки».

В 1985 г. в немецком журнале «Солдат и техника» была помещена заметка, в которой есть такая фраза: «В СССР прекращен серийный выпуск ЗСУ-23-4, который продолжался 20 лет. Но несмотря на это, установка ЗСУ-23-4 до настоящего времени считается лучшим средством борьбы со скоростными низколетящими целями».


Сотрудники предприятия, участвовавшие в создании "Шилки"

Л. Ростовикова, Е. Спицына
Материал предоставлен: Николай Власов, ОАО "ЛОМО"

Атакует... зенитка

Сначала вспыхивали голубые рапиры прожекторов. Прорезая кромешную тьму, лучи начинали хаотичный бег по ночному небосводу. Затем как по команде сходились вдруг в ослепительную точку, цепко удерживая в ней фашистского стервятника. Тотчас десятки огненных трасс устремлялись к обнаруженному бомбардировщику, высоко в небе вспыхивали огоньки разрывов. И вот уже вражеский самолет, оставляя за собой дымный шлейф, устремляется к земле. Следует удар, и гулкий взрыв неиспользованных бомб раскатывается окрест...

Так действовали советские зенитчики в период Великой Отечественной при обороне многих наших городов от налетов бомбардировщиков люфтваффе. Кстати, наивысшая плотность зенитной артиллерии при защите, например, Москвы, Ленинграда и Баку была в 8 - 10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. А всего за годы войны наша зенитная артиллерия - уничтожила более 23 тысяч вражеских самолетов, и это говорит не только о самоотверженных и умелых действиях огневых расчетов, их высоком воинском мастерстве, но и о прекрасных боевых качествах отечественной зенитной артиллерии.

Немало артиллерийских зенитных систем создали советские конструкторы и в послевоенные годы. Различные образцы такого рода орудий, в полной мере отвечающих современным требованиям ведения боевых действий, находятся на вооружении Советской Армии и Военно-Морского Флота и в настоящее время.

Клубится пыль над полевой дорогой. Войска совершают длительный марш - так предписано планом учения. Нескончаемым потоком движутся колонны военной техники: танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, артиллерийские тягачи, ракетные установки - все они должны прибыть в указанные места в точно рассчитанное время.

И вдруг - команда: "Воздух!"

Но колонны не останавливаются, более того, они наращивают скорость, увеличивая дистанции между машинами. У некоторых из них зашевелились массивные башни, стволы резко пошли вверх, и вот уже в сплошной грохочущий гул сливаются выстрелы... Это ведут огонь по "противнику" зенитные установки ЗСУ-23-4, прикрывая в движении колонны войск.

Прежде чем начать рассказ об этой интересной- бронированной машине, совершим экскурсию в... тир, да-да, в обычный тир. наверняка каждый мальчишка когда-то стрелял из пневматической винтовки. Многие, видимо, пытались поразить и движущиеся мишени. Но мало кто задумывался, что мозг в этой ситуации за доли секунды просчитывает сложнейшую математическую задачу. Военные инженеры говорят, что при этом решается прогностическая задача о сближении и встрече двух тел, движущихся в трехмерном пространстве. Применительно к тиру - крошечной свинцовой пульки и мишени. А казалось бы, так просто; поймал движущуюся мишень на мушку, вынес точку прицеливания и быстро, но плавно нажал на спусковой крючок.

При небольших скоростях движения мишени попасть в нее можно всего одной пулей. Но чтобы поразить, например, летящую цель (вспомните так называемую стендовую стрельбу, когда спортсмены стреляют по тарелочкам, запускаемым с большой скоростью специальным устройством), одной пули недостаточно. По такой цели стреляют сразу несколькими - зарядом дроби.

В самом деле, перемещающийся в пространстве объемный заряд состоит из десятков поражающих элементов. Стоит одному из них зацепить тарелку - и цель поражена.

Все эти, казалось бы, отвлеченные рассуждения нам понадобились, чтобы выяснить: как попасть в скоростную воздушную цель, например в современный истребитель-бомбардировщик, скорость полета которого может превышать 2000 км/ч! Действительно, задача эта трудная.

Серьезные технические условия приходится учитывать конструкторам зенитного . Однако при всей сложности проблемы инженеры решают ее, используя, если можно так выразиться, "охотничий" принцип. Зенитное орудие должно быть скорострельным и по возможности многоствольным. А управление им настолько совершенным, чтобы в очень короткий промежуток времени можно было произвести по цели наибольшее количество прицельных выстрелов. Только это позволит достичь максимальной вероятности поражения.

Следует отметить, что зенитное оружие появилось с возникновением авиации - ведь уже в начале первой мировой войны самолеты противника представляли реальную угрозу и для войск, и для тыловых объектов. Первоначально борьбу с боевыми аэропланами вели с помощью обычных орудий или пулеметов, устанавливая их в специальных устройствах так, чтобы они могли стрелять вверх. Эти меры оказались малоэффективными, вот почему впоследствии началась разработка зенитной артиллерии. Примером может служить 76-мм зенитная пушка, созданная русскими конструкторами в 1915 году на Путиловском заводе.

Одновременно с развитием средств воздушного нападения совершенствовалась и зенитная артиллерия. Больших успехов добились советские оружейники, создавшие перед Великой Отечественной войной зенитные пушки с высокой эффективностью ведения огня. Увеличилась и его плотность, а борьба с самолетами противника стала возможна не только днем, но и ночью.

В послевоенные годы зенитная артиллерия еще более усовершенствовалась за счет появления ракетного оружия. Одно время даже казалось, что с наступлением эпохи сверхскоростных и сверхвысотных самолетов ствольные установки отжили свой век. Однако ствол и ракета отнюдь не отрицали друг друга, просто потребовалось разграничить области их применения...

Теперь подробнее расскажем о ЗСУ-23-4. Это зенитная самоходная установка, цифра 23 означает калибр ее пушек в миллиметрах, 4 - количество стволов.

Предназначена установка для обеспечения противовоздушной защиты различных объектов, боевых порядков войск во встречном бою, колонн на марше от самолетов противника, летящих на высотах 1500 м. ЗСУ-23-4 может вести огонь и по наземным целям, причем столь же успешно, как и по воздушным. При этом дальность эффективного огня составляет 2500м.

Основой огневой мощи самоходной установки является учетверенная 23-мм автоматическая зенитная пушка. Темп стрельбы - 3400 выстрелов в минуту, то есть каждую секунду Навстречу врагу устремляется поток из 56 снарядов! Или, если принять массу каждого из снарядов равной 0,2 кг секундный поток этой лавины металла составляет около 11 кг.

Как правило, стрельба ведется короткими очередями - 3 - 5 или 5 - 10 выстрелов на каждый ствол, а если цель скоростная, то до 50 выстрелов на ствол. Это и дает возможность создать высокую плотность огня в районе цели для надежного ее поражения.

Боекомплект состоит из 2 тысяч выстрелов, причем снаряды применяются двух типов - осколочно-фугасные и бронебойно-зажигательные. Питание стволов ленточное. Интересно, что ленты снаряжаются в строго определенном порядке - на три осколочно-фугасных снаряда приходится один бронебойно-зажигательный.

Скорость современных самолетов настолько высока, что без надежной и быстродействующей аппаратуры прицеливания даже самым современным зенитным орудиям не обойтись. Именно такую имеет -ЗСУ-23-4. Точные приборы непрерывно решают ту самую прогностическую задачу встречи, о которой шла речь в примере о стрельбе из пневматической винтовки по движущейся мишени. У самоходной зенитной установки стволы также направляются не в ту точку, где в момент выстрела находится воздушная цель, а в другую, называемую упрежденной. Она лежит впереди - на пути движения цели. И в эту точку снаряд должен попасть одновременно с нею. Характерно, что ЗСУ стреляет без пристрелки - каждая очередь рассчитывается и ведется, как I если бы это каждый раз была новая цель. Причем сразу на поражение.

Но прежде, чем поражать цель, ее надо обнаружить. Эта задача возложена на РЛС - радиолокационную станцию. Она ведет поиск цели, обнаруживает ее и затем автоматически сопровождает воздушного противника. РЛС к тому же помогает определять координаты цели и дальность до нее.

Антенна радиолокационной станции хорошо видна на рисунках самоходной зенитки - она установлена на специальной колонке над башней. Это параболическое "зеркало", но наблюдатель видит на башне лишь плоский цилиндр ("шайбу") - кожух антенны из радиопрозрачного материала, защищающий ее от повреждений и атмосферных осадков.

Саму же задачу прицеливания решает СРП - счетно-решающий прибор, своего рода мозг зенитной установки. В сущности, это малогабаритная бортовая электронно-вычислительная машина, которая и решает прогностическую задачу. Или, как говорят военные инженеры, СРП вырабатывает углы упреждения при наведении пушки на движущуюся цель. Вот так образуется линия выстрела.

Несколько слов о группе приборов, образующих систему стабилизации линии визирования линии выстрела. Эффективность их действия такова, что, как бы ни бросало ЗСУ из стороны в сторону при движении, например, на проселочной дороге, как бы ни трясла, антенна РЛС продолжает отслеживать цель, и стволы пушки точно направлены по линии выстрела. Дело в том, что автоматика запоминает первоначальную наводку антенны РЛС и пушки" и одновременно стабилизирует их в двух плоскостях наведения - горизонтальной и вертикальной. Следовательно, "самоходка" способна вести точную прицельную стрельбу во время движения с той же эффективностью, как и с места.

Кстати, на точность ведения огня не влияют ни атмосферные условия (туман, плохая видимость), ни время суток. Благодаря радиолокационной станции зенитная установка работоспособна при любых метеорологических условиях. И передвигаться она может даже в полной темноте - инфракрасный прибор обеспечивает видимость На расстоянии 200 - 250 м.

Экипаж состоит всего из четырех человек: командир, механик-водитель, оператор поиска (наводчик) и оператор дальности. Конструкторы очень удачно скомпоновали ЗСУ, продумали условия работы экипажа. Например, чтобы перевести пушку из походного положения в боевое, покидать установку не надо. Эта операция выполняется непосредственно с места командиром или оператором поиска. Они же управляют пушкой и ведут стрельбу. Следует отметить, что многое здесь позаимствовано от танка - это и понятно: "самоходка" тоже бронированная гусеничная машина. В частности, она снабжена навигационной танковой аппаратурой чтобы командир мог постоянно контролировать местоположение и пройденный ЗСУ путь, а также, не выходя из машины, ориентироваться на местности и прокладывать курсы движения по карте,

Теперь об обеспечении безопасности членов экипажа. Люди отделены от пушки вертикальной броневой перегородкой, которая защищает от пуль и осколков, а также от пламени и пороховых газов. Особое внимание уделено функционированию и боевым действиям машины в условиях применения противником ядерного оружия: в конструкцию ЗСУ-23-4 включены аппаратура противоатомной защиты и противопожарное оборудование. О микроклимате внутри зенитки заботится ФВУ - фильтровентиляционная установка, способная очищать забортный воздух от радиоактивной пыли. Она же создает внутри боевой машины избыточное давление, что не позволяет загрязненному воздуху попасть внутрь через возможные щели.

Достаточно высоки надежность и живучесть установки. Ее узлы представляют собой весьма совершенные и надежные механизмы, она бронирована. Маневренные качества машины сравнимы с соответствующими характеристиками танков.

В заключение попробуем смоделировать эпизод боя в современных условиях. Представьте, что ЗСУ-23-4 прикрывает колонну войск на марше. Но вот РЛС, непрерывно ведущая круговой поиск, обнаруживает воздушную цель. Кто это? Свой или чужой? Тотчас следует запрос о принадлежности самолета, и, если ответа на него нет, решение командира будет единственным - огонь!

Но противник хитрит, маневрирует, атакует зенитчиков. И вот в самый разгар боя осколком срезает антенну радиолокационной станции. Казалось бы, "ослепленная" зенитка полностью выведена из строя, однако конструкторами предусмотрена и эта, и даже еще более сложные ситуации. Может отказать радиолокационная станция, счетно-решающий прибор и даже система стабилизации - установка все равно будет боеспособной. Оператор поиска (наводчик) будет вести огонь, используя зенитный прицел-дублер, а упреждения вводить по ракурсным кольцам.

Вот в основном и все о боевой машине ЗСУ-23-4. Советские воины умело управляют современной техникой, овладевая такими воинскими специальностями, которые появились в последнее время в результате научно-технической революции. Четкость и согласованность их работы позволяют им успешно противостоять практически любому воздушному противнику.

«Шилка» была разработана в начале 60-х годов, и впервые показана публично в 1965 году. Самоходная установка была предназначена для борьбы как с воздушными, так и с наземными целями. В больших количествах эти установки поставлялись на Ближний Восток. Так, в 1973 году Египет имел в своем распоряжении 150 установок, а Сирия – 100. В течение первых трех дней египетско-израильской войны «Шилки» сбили 30 израильских самолетов. Это было достаточно убедительное доказательство надежности зенитной установки, что обеспечило ей долгие годы службы во многих армиях мира. Американцам удалось захватить несколько установок, и проведя исследования, им пришлось признать, что «Шилка» является весьма эффективным средством для борьбы с вертолетами. Хотя, с другой стороны, были отмечены недостатки в системе охлаждения стволов, а также предполагалось, что бортовые системы РЭБ смогут вывести из строя радар установки.

ЗСУ-23-4 «Шилка» вооружена четырьмя синхронизированными пушками АЗП-23 калибра 23 мм. Пушки размещены во вращающейся башне и обеспечивают сектор обстрела по горизонтали 360 градусов, а по вертикали – от -4 до 85 градусов. Скорострельность составляет 3600 выстр./мин. Боекомплект составляет 2000 снарядов двух типов: для борьбы с воздушными целями используются комбинированные снаряды – осколочно-зажигательные, а для стрельбы по наземным целям бронебойно-зажигательные. Дальность стрельбы составляет 2500 м, потолок – 1600 м. Управление стрельбой может осуществляться вручную или автоматически по радару. Дальность действия радиолокатора составляет 30 км. Стрельба может осуществляться как с места, так и на ходу при скорости движения до 25 км/час.

В 1977 году была разработана новая модификация установки, отличающаяся новым радаром, системой охлаждения пушек и вентиляции машины. В 1990 году на Украине башня была установлена на шасси Т-80УД, а также в дополнение к пушкам были установлены пусковые установки ракет «Игла». Фактически, получился комплекс «Чаппарел-Вулкан» в одном флаконе. Этот гибрид получил название «Донец». В 2000 году опять же на Украине была предпринята попытка очередной модификации «Шилки» - радиолокатор предполагалось заменить оптико-электронной системой обнаружения целей, установить новый двигатель и систему электропитания, уменьшить экипаж до 3 человек и заменить «Иглу» на ракеты «Гром» или какой-нибудь западный аналог.

Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь автоматических ЗСУ-23-4 советского производства заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где как раз была зона действия зенитных ракет.

Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.

Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.

Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.

Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее…

В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.

Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.

Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.

При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.

Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру.

После всесторонних испытаний зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение. В процессе производства ее несколько раз модернизировали. В частности, значительные изменения претерпела система воздухопитания радиоприборного комплекса. Поскольку для его охлаждения (а следовательно, для надежной работы) требовался постоянный приток особо чистого воздуха, в передней части корпуса установили воздухозаборник с эффективной системой очистки. Заодно усилили производительность вентиляции боевого отделения.

Рассматривалась возможность замены счетверенной 23-мм установки 30-мм сшестеренной пушкой с вращающимся блоком стволов, что позволило бы резко увеличить плотность огня. Однако эта артсистема, созданная для флота, оказалась слишком привередливой для сухопутных условий.

Кроме того, сравнительные испытания различных зениток показали, что даже со штатным оружием «Шилка» не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в который входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 57 солдат и офицеров.