Занятие в старшей группе прогулка по лесу. Конспект НОД «Прогулка в лес» (старшая группа)

Занятие в старшей группе по безопасности в природе.

Воспитатель: Седина А.А.

«Прогула в весенний лес»

Программное содержание: Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила безопасности в лесу. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Материал: Иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», сказка «Маша и медведь», картинки о пожаре, грибы.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Работа с родителями: Чтение детям русской народной сказки «Три медведя».

Ход занятия:

Орг. момент: «Всем говорю я «Здравствуйте!»

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем вы и я!»

Воспитатель: Ребята, Сегодня пришло письмо от Незнайки «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. На улице наступила весна, стало тепло и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знай-ка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?

Воспитатель: Ребята поможем Незнайке?

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности?

Как вы думаете, что это за опасность?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасностью №1 в лесу можно заблудиться.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу?

Дети. «Маша и медведь», «Три медведя».

Воспитатель. А теперь сядьте удобнее, сейчас я дам иллюстрации к этим сказкам, а вы расскажите, чем закончились сказки. (Дети делятся на две подгруппы).

- Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?

Дети: Не ходить в лес одним, а с взрослыми.

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.

Воспитатель: ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а все равно заблудилась. Почему?

Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.

Воспитатель: Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?

Дети: Надо держаться вместе.

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 2. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.

Когда вы заблудились в темном лесу

И встретите злую сову,

Вы крикните, только громче, "АУ!"

И вам отзовется "АУ!"

Воспитатель предлагает детям попробовать позвать друг друга.

Физминутка.

Воспитатель: Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, что нужно делать? Посмотрите может вам помогут картинки и предметы.(Дети выбирают нужную картинку и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Правильно! если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят. Присядь, внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие по близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче - ты идешь правильно. Самое главное знай - тебя найдут!

Воспитатель предлагает детям игру с кружками (зеленый - можно, красный - нельзя) «Можно - Нельзя». Дети становятся в круг.

Предлагаемые детям ситуации:

- Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.

- Ходить с подружками и друзьями

- Ездить с родителями в лес.

- Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку

- Все время находиться вместе с родителями.

Какая еще опасность подстерегает нас в лесу?

Дети: Лесные пожары.

В-ль: Как вы думает, от чего может возникнуть пожар?

В: Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички.

Но причиной пожара может стать и такая линза (показываю).

Она может собрать солнечные лучи в одну точку и стать поводом для пожара. Такой линзой пользуются дети постарше, которые ходят в школу. Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки. Огонь становится все больше и больше. Запомните, дети, с такой линзой играть нельзя. Небольшое пламя приводит к большим лесным пожаром, а тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели. Используя специальную технику, самолеты, вертолеты.

Ребята, хотите послушать, что случилось однажды в лесу?

В жаркий день одна семья отдыхала в лесу, а сын Миша играл с линзой. Папа позвал его играть в мяч! Наигравшись, семья отправилась домой, а Миша в спешке забыл свою линзу. Солнечные лучи собрались в одну точку у линзы, и от их тепла стала тлеть высохшая трава. Как вы думаете, что случилось потом?

Ребята помните пословицу

В одном коробке сто пожаров’’. Почему так говорится?

Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Ребята давайте подумаем и вспомним, какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды - пожара:

1. Костер разводят только с взрослыми.

2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.

3. Не оставляй рядом с костром свою одежду.

4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.

5. Уходя надо убедиться, что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя.

6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.

7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.

Дети, кто знает, что это за знак? почему красный цвет? (Цвет опасности)

Здесь на полянке много различных насекомых. Давайте снова разобьемся на две команды, кто с кем был.

Одна группа - отбирает насекомых, которые опасны для человека, другая – которые не опасны для человека. И расскажите, почему выбрали именно этих насекомых.

Какие правила нужно знать!

1. На прогулку в лес следует одевать длинные брюки, свитер с длинным рукавом.

2.Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от комаров.

3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.

4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать руками, нужно перейти в другое место.

5. Не мешать муравьям, они тебя не укусят.

Отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы!

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть.

Ой, смотрите, сколько грибов в лесу!

Давайте вспомним, какие грибы мы соберем, а какие оставим и не возьмем с собой.

Дети собирают съедобные грибы. Затем проверяем.

А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему?

Давайте ещё раз вспомним, какие опасности нас ожидают в лесу, и сделаем для Незнайки плакат “Опасности в лесу”.

На столе картинки, нужно выбрать и наклеить на плакат все опасности.

Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.

Я думаю, он теперь с удовольствием пойдет в лес, и будет соблюдать все правила безопасности.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка по лесу»

Программное содержание:

Формировать умение составлять рассказ, с помощью схемы высказывания

Учить придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа

Учить отвечать полными предложениями на поставленный вопрос

Упражнять при подборе признаков к животному

Подбирать глаголы, обозначающие характерные признаки животных

Воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята отгадайте пожалуйста загадку: «Здесь много деревьев, кустарников, цветов. Это дом для диких зверей. Летом тут поспевает много ягод, а после осенних дождей – полным полно грибов».

О чем я рассказала?

Дети. О лесе.

Воспитатель. Совершенно верно. Скажите, как вы думаете, зачем вообще люди ходят в лес? Что они там делают?

Дети. За грибами, за ягодами, цветами, дровами, погулять, отдохнуть.

Воспитатель. Я вас сегодня приглашаю в лес. Давайте присядем на полянку и послушаем звуки леса (звучит музыка). А теперь расскажите, что вы услышали?

Дети. Пение птиц, стук дятла, шум ветра, шелест листвы на деревьях и т. д.

Воспитатель. Что может случиться с нами в лесу? В лесу можно заблудиться, можно кого-нибудь встретить, можно найти что-то. Что-то мы с вами в лесу никого еще не встретили, все звери попрятались, давайте поищем их. Игра «Найдите кто спрятался». Кого же мы нашли?

Дети. За кустом спрятался заяц.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. Потому что из-за куста торчат заячьи уши.

Воспитатель. А теперь, давайте поиграем в игру «Назовите звериную семью». Дети берут картинку и рассказывают что они видят (в лесу можно встретить лису с лисятами) .

Игра «Что делает? ». Что делает в лесу солнце? Солнце светит, греет, припекает. Что делает ветер? Ветер дует, веет, освежает. Что делает дождь? Идет, льет, накрапывает. Что делают в лесу люди? Отдыхают, слушают пение птиц, любуются природой, дышат свежим воздухом, собирают грибы, ягоды. Что делают в лесу звери? Живут, питаются, играют и т. д.

Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом,

Бабочки кругом летают, кружат, в воздухе порхают,

На полянку полетели, на цветочки тихо сели.

Дети садятся за столы. Игра «Подбери слова к картинке».

Воспитатель. Представьте себе, что Маша встретила в лесу зайца (картинка или игрушка выставляется на стол). Какой он- заяц? (пушистый, смешной, трусливый). Что умеет делать заяц? Прыгать, бегать, грызть кору. А сейчас представьте, что Маша повстречала ежа. Какой он?

Дети. Колючий, быстрый.

Воспитатель. А что умеет делать еж?

Дети. Прятаться в листве, в траве, собирать грибы.

Аналогично рассматривают лису, белку.

Воспитатель. Давайте придумаем рассказ про девочку Машу и зайца, я буду начинать рассказ, а вы его продолжите. Как-то пошла Маша в лес за…. грибами. Набрала…. (полную корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий… (заяц). Он был не один, с ним была вся заячья семья. Все они играли в прятки и Машу стали звать… («Поиграй Маша, с нами».) У старшего зайчика были самые длинные…. (уши). Он спрятался за …. (куст). Он спрятался за …. (куст). Уши выглядывали из-за куста, поэтому его сразу … (нашли). Всем было очень… (весело). Молодцы, помогли мне составить рассказ, а теперь я предлагаю вам самим составить свой рассказ о приключениях Маши в лесу. А помогут нам в этом картинки-схемы (дети выбирают картинки и составляют повествовательную схему). Молодцы, каждый из вас составил интересный рассказ.

Цель : формирование представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.
Материалы: песок, камешки, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого); банка с водой, палочка, клубок ниток, листья, скелетированные листья, таз, игрушка-птичка, коробки от сока для создания кормушек, ключ в тарелке с водой, стакан, спички, тарелка, витаминизированные напитки (ромашка, мята, шиповник) для угощения.

Ход занятия

В: Стали дни короче,
Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Д: Осенью…
В: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только сначала побудем немного на опушке и рассмотрим песок.
Опыт № 1:
В : Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Д: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Песок лепится. По цвету он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
В: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей). Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. Алена пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Из сухого пека мы можем лепить? (Ответы детей). Давайте представим, что пошел осенний дождь. Егор, ты будешь дождиком: возьми леечку и полей песок. (Мальчик выполняет пользу). Куда ушла вода?
Д: Вода впиталась в песок.
В: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей). А ходить по нему удобно? Милана, пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, Милана ушла, а что осталось на песке?
Д: Следы.
В: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто здесь прогуливался. (Ответы детей). Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Д: Песок остаётся на подошве.
Наблюдение № 1
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
В: Из чего состоит песок?
Д: Песок состоит из очень мелких песчинок.
Наблюдение № 2
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать, слушают стук при падении камня, шуршание струйки песка.
В: Назовите свойства камней.
Д: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
В: Песчинки- это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни труться, ударяются друг о друга.
Опыт № 2
В: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни и перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материал оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.

Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы-свои! (С. Погореловский)
Игра «Продолжи слово»
В: Ребята, а давайте мы с вами немного поиграем?
Давайте, докажем лесу, что мы свои. Я буду кидать мяч и говорить начало слова, а вы будете возвращать мяч и заканчивать слово.. .
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я, бел-ка, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.д.
«Правила леса друзей»
В : Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
(Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот же называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.)
Д: Нельзя разводить костры в лесу. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После отдыха нужно убрать за собой весь мусор. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и птиц. Нельзя разорять муравейники- они санитары леса. Нельзя ловить насекомых- они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, цветов. Если мы найдем нору животного- нельзя близко подходить к ней. Нельзя далеко отходить от взрослых. Если увидели чужой мусор- нужно помочь убрать его. Нельзя глубоко заходить в водоем. Нельзя руками трогать птичьи яйца в гнезде.
В: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей)
Аня: Лес- это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
В: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Д: Когда выпадет снег- мы можем укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и подкармливать птиц..
В: Вот сейчас мы говорили нельзя то, нельзя это… А что можно делать в лесу?
Д: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями, цветами. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
В : Правильно, молодцы!
Игра «Признаки поздней осени» (с клубком ниток)
В: Дни корокие, а ночи длинные, темные.
Д: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, стали коричневыми, опали. Птицы улетели на юг, потому что нет насекомых. Солнце светит все реже, поднимается невысоко. Небо часто бывает темное, серое. Иногда идет дождь со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки, лужи покрываются тонким льдом. Очень часто идет дожди. Земля замерзает. Животные запасают на зиму припасы. Многие животные готовятся к спячке.
В: Физминутка
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
В: Ребята, расскажите мне пожалуйста, как деревья к зима готовятся.
Д: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы их не кормить и не кормить,- им самим нужны силы, чтобы пережить холодную зиму. Листики они сбрасывают на землю, под свои корни чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает много снега и ветки сломаются под его тяжестью.
Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям, кустам осенью и зимой для утепления. А скоро ещё и снежок прикроет их.
Опыт № 3 с листьями
В: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Д: Да, пахнет листьями.
В: А что вы слышите?
Д: Мы слышим как листья шелестят, шуршат.
В : Почему листья завяли, засохли? (Предположения детей). Возьмите по одному листочку. Посмотрите на внутреннюю сторону листочка - она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья- это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу- листочек охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. (Показать каждому скелетированные листья).
Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется перегородка- пробка. Она отделяет лист от ветки и он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз и Максим польет их из лейки, как будто это дождик. В конце занятия мы посмотрим, что произойдет с ними. (Листья станут мягкими и не будут шуршать).
В: Это кто тут сидит у нас на веточке? Да это же малюсенькая птичка.. Ребята, она наверное проголодалась. Как вы думаете, чем мы можем помочь птичке?
Д: Покормить её.
В : Правильно! А для того, чтобы мы могли покормить её, нам нужно сделать для неё кормушку. Давайте смастерим для наших птиц кормушки.
Дети с воспитателем делают кормушки.
Опыт № 4 «Сухим из воды»
В: Ребята, посмотрите: в нашем лесу лужица ещё не замерзла. (в тарелке- ключ)
Подумайте и скажите, как можно достать ключ не замочив пальцы. (Дети предлагают разные способы и проверяют их)
В: Предлагаю провести ещё один опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Объясняя, демонстрирует опыт). Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется в стакан, обнажив дно тарелки. Теперь ключ можно достать пальцами. Ребята, расскажите мне, как всё произошло? (Предположения детей). Ещё раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха вода втянулась в стакан.
Экологическое кафе
В : Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе….. Проходите, занимайте места на стульчиках. Не случайно такое кафе открылось именно в лесу: здесь чистый воздух, тихо и красиво. Лес- это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю и вы ребята хорошо знаете обитателей леса. Давайте немного поиграем.
Отгадайте загадки:
Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)

Косолапый, маленький, в белой шубке, валенках. (Заяц)

В: А теперь след. задание: изобразите зверя так, чтобы все догадались, кто это. (Дети играют)
В: След. задание- «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы- выбирать только тех, которые живут в наших лесах и хлопать в ладоши. Слушайте внимательно: белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот, волк, верблюд, морж, тюлень, медведь, слон, обезьяна.
В: Вот наша прогулка и подошла к концу. Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).. А теперь я всех приглашаю попробовать витаминные напитки!

Предварительная работа .

  1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и.т.д.)
  2. Работа с календарем природы.
  3. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.
  4. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
  5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
  6. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.
  7. Беседы о перелетных и зимующих птицах.
  8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр: «Детки на ветки», «Угадай дерево по описанию».
  9. Составление гербария.
  10. Чтение художественной литературы:

Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;

И. Поленов «Синичкины кладовки»;

В. Бианки «Купание медвежат»;

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Материалы и оборудование

  1. Кленовые листья (веточки).
  2. Карточки с изображением листьев и семян деревьев.
  3. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).
  4. Картинки с изображением признаков осени.
  5. Картинки с изображением птиц, зверей.
  6. Запись «Времена года» П.И. Чайковского.
  7. Угощение от белочки (корзина с «грибочками»).

Литература:

1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5–6 лет - Воронеж ТЦ «Учитель» 2002 год.

2. Н.Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» - М:ООО ТИД «Русское слово» - Р.С.

3. Л. Бобылева «Береги природу!» - журнал Дошкольное воспитание № 7 – 2002 г.

4. С.Н. Николаева «Юный эколог». Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М: МОЗАИКА – Синтез.2010 год.

Развивающие:

Развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

Развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;

Закреплять знания детей о связях между природными явлениями

(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);

Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение, активизировать и пополнять словарный запас новыми словами (брусника, голубика).

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные;

Расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;

Дать детям представление о птицах, их разнообразии;

Научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания);

Активизировать и пополнить словарный запас: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, брусника, голубика.

Воспитательные:

Формировать умение видеть красоту природы,

· воспитывать любовь к природе;

Продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;

Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

А мы с вами сегодня тоже пойдем в гости. А вот к кому, попробуйте догадаться.

(Воспитатель загадывает загадку.)

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку - брусникой,

Костю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Полину – земляникой».

Воспитатель: – Так кто этот богатырь?

Дети: (Конечно лес.)

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

Воспитатель - какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень.)

Значит, в какой лес мы с вами пойдем? (В осенний.)

Кто из вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.

2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.

3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.

4. В лесу нужно ходить по тропинкам.

5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.

Пусть красивое останется в природе.

Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.

Основная часть занятия.

Звучит музыка «Времена года».

Воспитатель: Вот и лес.

(Ребенок читает стихотворение с. Погореловского про лес.)

«Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе как в сентябре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво!

Ребята, что вы видите?

(Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)

Воспитатель: – Давайте поприветствуем осенний лес, прочитать ему стихотворение.

(Читает ребенок.)

В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен!

Сколько спелых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке!

И среди брусники,

На зеленой кочке

Вылез гриб – грибочек

В красненьком платочке!»

(Е. Трутнева.)

Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пение птиц.

Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.

На, что похожа земля, укрытая листьями?

Дети: На ковер.

Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?

Дети: Листопад.

Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

(Воспитатель предлагает потанцевать с листочками.)

Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.

А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.

Кому нужна вода в лесу?

Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам

Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?

Дети : Деревья

Воспитатель: – Почему вы так думаете?

Дети : Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?

Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина)

Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажут деревья о себе.

Дуб: я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.

«Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры, - не боюсь –

Дубом, как – никак зовусь!

Липа: «Выросла я липка, тоненькой и гибкой не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом, береги меня»

Меня очень любят пчелы. Летом, когда я покрываюсь желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар из которого потом получается целебный липовый мед. Мои цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.

Ель: Меня, молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг меня хороводы. Я вырастаю большим деревом, а вместо листьев у меня множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.

Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.

Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?

Дети: шиповник, малина, боярышник.

Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?»

Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо?

Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях?

(Перелетные.)

А почему они улетают?

(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)

Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.

В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?

Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?

Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?

Дети: Вешают кормушки.

Звучит музыка.

Воспитатель: К нам в гости пришли лесные жители (медведь, заяц, ежик, белка). Мы их сказать попросим, как они встречают осень.

В берлогу скоро лягу спать

За осенью зима пришла опять.

Пусть мне во сне приснится мед!

Проснусь, когда весна придет!

Воспитатель: Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду?

Дети возражают.

Воспитатель: правильно, у него под кожей накапливается жир, так как он осенью много ест.

- Чем он питается?

Дети: спелыми ягодами, орехами, желудями, рыбой.

Я тоже буду спать как мишка

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Пора мне, зайчику линять

Пора мне шубку поменять

Зимой быть серым не могу

Меня заметят на снегу.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Осенью я линяю, рыжая шерсть выпадает, и на её месте вырастает новая, теплая, серого цвета.

Воспитатель: Дети, а какие звери ещё обитают зимой в лесу?

Кабан – питается желудями,

Лось – ест мох, ягоды, грибы,

Волк – хищник

Лиса – хищник

Воспитатель: Кто же заботится о лесе?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.

Воспитатель: для чего нужен лес людям?

Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.

Воспитатель: какие пословицы о лесе вы знаете?

  1. Невысок лесок, а от ветра защита.
  2. Зеленое царство – лучшее лекарство.
  3. Лес – наше богатство.
  4. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе и его обитателях.

(Дети под «Шум леса» уходят в группу.)

Ольга Степанюк
Презентация по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка по лесу»

Презентация по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа.

Тема "Прогулка по лесу".

Области:

Познавательное развитие:

Расширять представление детей о разнообразии растительного мира.

Дать знания о видовом разнообразии лесов: хвойный, лиственный, смешанный.

Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья.

Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.

Формировать бережное отношение к природе.

Физическое развитие:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

Социально-коммуникативное развитие:

Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Активизация словаря:

Ввод новых слов - хвойный, лиственный, смешанный.

Литература

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с. (стр. 42)

Публикации по теме:

Ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе. Развлечение «Прогулка по весеннему лесу» Развлечение во второй младшей группе «Задоринка» и «Солнышко» «Прогулка по весеннему лесу» Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях.

Презентация ОРУ «Прогулка в лесу» Презентация к занимательной разминке "Прогулка в лесу" для детей 4х лет. Наглядное пособие. Для проведения занимательной разминки "Прогулка.

Презентация по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением слуха «Весна» Словарь презентации: Какое время года? Весна. Тает снег. Появились проталины. Сосульки. Висят сосульки. Капель. Текут ручьи. Плывет кораблик.