Фильм «Матрица»: скрытый смысл. Нео не спаситель

Непобедимый Нео – очередной герой фантазии на тему иллюзорности мира, к которой с завидной регулярностью обращались в 20 веке фантасты и постановщики фильмов. Авторы персонажа – сценаристы и режиссеры трилогии о матрице сестры Вачовски – наделили парня нечеловеческими способностями.

Нео с легкостью уворачивается от пуль, прыгает на большие расстояния и даже летает со сверхзвуковой скоростью. Также спаситель мира от произвола искусственного интеллекта – отличный телепат и умеет видеть будущее.

История создания

Путь сестер Вачовски к созданию культового фильма «Матрица» был долг и тернист. Пришлось доказывать продюсерам, что им под силу такая масштабная картина. Вачовски с раннего детства любили кино, параллельно коротая время за рисованием комиксов и настольной ролевой игрой в жанре фэнтези «Dungeons & Dragons». Именно игра способствовала развитию бурной юношеской фантазии – ведь нужно выдумать целую вселенную, населенную персонажами разных мастей.


Мысль о том, что мир, возможно, всего лишь компьютерная программа, возникла у будущих режиссеров в начале 90-х годов, когда они трудились на благо издательства «Marvel». Впечатляющую идею развили до осязаемых набросков и предоставили Лоренцо Ди Бонавентуре и Джоэлу Сильверу, продюсерам компании «Warner Bros». Зубры киноиндустрии хоть и оценили по достоинству работу, однако посчитали ее слишком амбициозной и тяжелой для воплощения, ведь некоторые моменты технический прогресс еще не позволял перенести на экран.


Продюсеры предложили сценаристам испытать более легкий проект, и Вачовски продали права на экранизацию работы «Наемный убийца». Брайан Хелгеланд ее нещадно переписал, авторы впали в ярость и решили попробовать силы в режиссуре – единственный гарант того, что облеченная в литературную форму идея останется не тронутой. Только вот трудоемкая и дорогостоящая «Матрица» не подходила в качестве «пробы пера», просто так никто не хотел жертвовать новичкам восьмизначные суммы.

Путевку в кресла режиссеров дуэту Вачовски подарили те же Лоренцо Ди Бонавентура и Джоэл Сильвер, поручившие сценаристам снимать детективную ленту с крохотным бюджетом «Связь». Фильм не имел успеха, зато Вачовски снискали похвалу критиков и получили долгожданную возможность самостоятельно экранизировать «Матрицу».

К тому времени сценарий фантастического фильма сестры подправили, пригладили, некоторые сцены усложнили. Но чрезмерно фантазировать на стали, опасаясь, что бюджета не хватит на слишком глобальные события. Сэкономить позволила и смена места съемок – новоиспеченные режиссеры перенесли площадку из Америки в Австралию, в итоге вместо требуемых $80 млн. ушло всего $63 млн.

Авторов идеи «Матрицы» сразу после выхода картины на большой экран обвинили в плагиате. Россыпь моментов и деталей, равно как и смысл фильма, перекликаются с другими литературными произведениями и работами в кино. До Вачовски на тему виртуальной реальности, программ и машин с интеллектом не размышлял только ленивый.


Возможность покинуть иллюзорный мир с помощью таблетки есть у героев картины «Вспомнить все», «слепых» обитателей виртуальной реальности описал . Компьютер Повелителей Времени появился еще в 1976 году в сериале «Доктор Кто», а матрица как название киберпространства и прототип Тринити существуют в романе Уильяма Гибсона «Нейромант». С идеей Избранного знакомит антиутопическая картина «Шоу Трумэна». А большинство задумок позаимствовано из фильма «Мир на проводе», считают ценители кино и критики, – например, путешествие между мирами посредством телефонной трубки.

Сюжет, актеры и роли

В основе сюжета «Матрицы» лежит идея о том, что окружающий мир – только иллюзия, созданная восставшими машинами, а люди служат им в качестве источника энергии и даже не догадываются о происходящем. Но среди «спящих» есть свободная от Матрицы команда сопротивления, которая верит в существование Избранного, который сумеет покончить с произволом искусственного интеллекта. События Вачовски заключили в кинотрилогию: «Матрица» (1999), «Матрица: Перезагрузка» (2003), «Матрица: Революция» (2003).


Непростая роль Избранного достается программисту Томасу Андерсону, работающему на крупную компьютерную компанию, который с приходом ночи превращается в хакера под ником Нео. Однажды он получает анонимное послание о том, что полностью «увяз в Матрице», и предложение узнать подробности. Судьба сводит героя с девушкой Тринити, через нее он выходит на одного из команды сопротивления – капитана корабля «Навуходоносор» .

В это же время на след Нео нападают «программы», стоящие на страже Матрицы. Под предводительством агента Смита они встречаются с молодым человеком и предлагают сотрудничество, но получают отказ. Тогда Нео с «зашитым ртом» вживляют жучок, и герой подпадает под особый контроль.


Морфеус дает хакеру две таблетки, ставя перед выбором: синяя поможет забыть все случившиеся события и идею о матрице, а красная позволит узнать правду. Нео выбирает второй вариант и просыпается, опутанный проводами – именно так прошла его жизнь. Настало время отсоединиться от Матрицы и бросить вызов машинам.

Внешность главного героя «Матрицы» авторы не детализировали, что давало свободу в выборе актера. Дуэту Вачовски, конечно, хотелось видеть в картине знаменитую личность. Поэтому предлагали роль , и даже . Но получали отказ за отказом по разным причинам, а Леонардо и вовсе испугался работы, перенасыщенной спецэффектами.


Нео выбирает между синей и красной таблетками

Тогда предложение полетело актеру , но и он отказался – не пожелал покидать Америку на долгие месяцы. Не повезло продюсерам и со следующей кандидатурой – идеально подошел бы для роли, однако актер предпочел участие в съемках «Дикий, дикий Запад».

Круг претендентов на образ Нео сузился до и . И здесь создатели фильма разделились на два лагеря: продюсеры предпочитали Ривза, а режиссеры Деппа. Но новички редко выигрывают в спорах.


Исполнителей второстепенных персонажей тоже пришлось поискать. Роль Морфеуса могла отойти или , а агента Смита – . Звезды оказались заняты другими работами. В итоге сценарии вручили и . Образ главной героини Тринити на экране воплотила .

  • В 1967 году в Чикаго родились братья-близнецы Вачовски. Они объявили себя сестрами намного позже, а в 2012 году Ларри стал первым режиссером, который публично признался, что он трансгендерная женщина. Эндрю последовал примеру брата в 2016 году.

  • Философ из Швеции Ник Бостром спустя четыре года после премьеры «Матрицы» презентовал научный труд, в котором доказывает, что земляне всего с вероятностью 20% живут в иллюзорном компьютерном мире.
  • Недаром говорят, что идеи витают в воздухе. Сюжет «Матрицы» перекликается с фабулой картины «Темный город», которая вышла за год до премьеры кинодебюта Вачовски. Однако на сей раз сестер нельзя обвинить в плагиате – когда «Темный город» монтировался, «Матрицу» уже вовсю снимали.

  • Актеров к «Матрице» готовили основательно. Четыре месяца ушло на то, чтобы обучить претендентов на главные роли боевым искусствам, и последствия тренировок чуть не сорвали съемки. Так, например, Киану Ривз пережил операцию из-за смещения шейных позвонков за два месяца до старта создания картины. В первый съемочный день увезли в больницу Хьюго Уивинга – удалять полип на ноге. Актер чуть не лишился роли, но режиссеры решили перенести съемки сцен с его участием на поздние сроки. Снимая битву агента Смита с Нео у метро, команда «потеряла» двух каскадеров. Из-за серьезных травм съемки эпизода растянулись на две недели.

Цитаты

Некоторые цитаты из фильмов режиссеров Вачовски превратились в крылатые выражения. Одно из них – «Ложки нет», вырванное из фразы «Правда в том, что нет никакой ложки» – сегодня используется в отношении кажущихся, иллюзорных предметов и вещей.

Поклонникам трилогии запомнились также цитаты:

«Мистер Волшебник! Вытащи меня, на хрен, отсюда!»
«Я покажу им мир без вас. Мир без диктата и запретов, мир без границ. Мир, где возможно все. Что будет дальше - решать вам».
«Догадываюсь, сейчас ты чувствуешь себя Алисой, падающей в кроличью нору».
«Время всегда против нас».
«Матрица - это система. Система есть наш враг. Но когда ты в ней - оглянись, кого ты видишь? Бизнесменов, учителей, адвокатов, работяг, обычных людей, чей разум мы и спасаем. Однако до тех пор, пока эти люди часть системы, они все наши враги. Ты должен помнить, что большинство не готовы принять реальность, а многие настолько отравлены и так безнадёжно зависимы от системы, что будут драться за неё».
«Знать путь и пройти его - не одно и то же».
«Никогда не посылайте человека делать работу машины».
«Главное, не верь всякой ерунде насчёт фатума. Ты – хозяин своей жизни».

Верьте или нет, но с момента выхода на экраны первого фильма сестер (в то время братьев) Вачовски прошло 19 лет. Картина перевернула мир не только большинства подростков и взрослых (в том числе и наш), но и вызвала резонанс по всему миру, взбудоражив умы лучших философов, которые бросились писать научные статьи о ее аллегорическом смысле.

Спустя 19 лет и после выхода еще двух фильмов «Матрица» остается любимейшим творением кинематографа у людей того поколения.

Керри-Энн Мосс - Тринити

До съемок в «Матрице» Мосс была не особо известной актрисой, зато после выхода картины стала звездой. Она появилась в фильмах «Помни», «Шоколад», «Паранойя», «Немыслимое», «Помпеи». В данный момент снимается в сериале «Джессика Джонс».

Киану Ривз - Нео / Томас Андерсон

После «Матрицы» Ривз заслужил одобрение критиков, снявшись во франшизе про Джона Уика, фильмах «Константин», «Помутнение», «Дом у озера», «Короли улиц» и «День, когда Земля остановилась». Также в 2013 году состоялся его режиссерский дебют - «Мастер тай-цзи». А в 2011 году Ривз совместно с художницей Александрой Грант выпустил книгу «Ода к счастью».

Лоуренс Фишборн - Морфеус

До исполнения роли Морфеуса Фишборн был уже состоявшимся актером, а после «Матрицы» его карьера пошла в гору. Он снялся в культовом сериале «C.S.I.: Место преступления», фильмах «Хищники», «Заражение» и воссоединился с Киану Ривзом во втором фильме про Джона Уика.

Хьюго Уивинг - агент Смит

После роли злодея агента Смита Уивинг стал появляться в голливудских блокбастерах. Его следующей большой ролью стал Элронд в трилогии «Властелин колец», а потом и в «Хоббите». Снова работал с Вачовски в фильмах «V - значит вендетта» и «Облачный атлас». Кроме того, он озвучил Мегатрона в фильмах «Трансформеры», Пингвина Ноя в «Делай ноги» и Гримбла в «Легендах ночных стражей».

Джо Пантолиано - Сайфер

Снялся в фильмах «Помни», «Плохие парни 2», «Восьмое чувство». Основал некоммерческую благотворительную организацию и написал две книги, посвященные борьбе с депрессией.

Маркус Чонг - Тэнк

После успеха первого фильма трилогии Чонг должен был дальше исполнять роль Тэнка, однако переговоры о дальнейшем сотрудничестве провалились - предположительно, стороны не договорились о гонораре. Актер подал в суд на студию, однако в 2000 году был арестован. С тех пор у него была пара ролей в сериалах «Закон и порядок», «4исла» и «Черная метка».

Пол Годдард - агент Браун

Самой заметной работой после «Матрицы» стал сериал «На краю Вселенной».

Роберт Тейлор - агент Джонс

После 1999 года снялся в «Вертикальном пределе» и сериале «Лонгмайр».

Джулиэн Араханга - Апок

После съемок в «Матрице» Араханга решил сфокусироваться на карьере режиссера. Основал собственную продюсерскую компанию Awa Films.

Белинда Макклори - Свитч

Продолжила актерскую карьеру, снявшись в фильме «Все святые», сериалах «Кейт и Ким» и «Доктор Блейк». Также стала играть на театральной сцене.

Энтони Рэй Паркер - Дозер

После роли Дозера снялся в фильмах «Морской пехотинец», «Решимость» и сериале «Спартак: Война проклятых».

Мэтт Доран - Маус

Дорана вы наверняка помните еще по роли Элана Слизибаггано в ленте «Звездные войны: Эпизод II - Атака клонов». Также актер снялся в фильмах «Битва проклятых» и «Великий рейд».

Роуэн Уитт - мальчик с ложкой

После съемок в «Матрице» Уитт появился в сериалах «Домой и в путь» и «Побег Артфула Доджера». Сыграл главные роли в музыкальных постановках в Австралии «Чем дальше в лес» и «Книга мормонов».

Глория Фостер - Пифия

Актриса скончалась от диабета в 2001 году во время съемок второй «Матрицы». Ее актерский дебют состоялся на театральной сцене, а в 1964 году она впервые появилась на большом экране. Мировую известность ей принесла роль прорицательницы Пифии.

Когда вы смотрели фильм «Матрица», вы обращали внимание на то, какому психологическому давлению подвергался Нео на протяжении всего фильма? Давайте, я напомню, как это было. Это позволит нам по-новому оценить данного героя и его судьбу.

В этом видео я буду рассматривать только первый фильм трилогии как самодостаточное произведение.

Нео давно ищет встречи с авторитетным хакером по имени Морфеус. И вот, неожиданно, Морфеус сам выходит на него и предлагает встретиться. Понятно, что появление в жизни Нео таких авторитетных фигур как Морфеус и Тринити – важное событие, Нео взволнован, а значит уязвим для психологического манипулирования. В дальнейшем люди Морфеуса используют ряд психологических приёмов, чтобы добиться от Нео того, что им нужно.

Во время первой встречи в клубе Тринити держится очень близко к Нео, что вызывает его смущение. Она нарушает его личные границы и использует свою сексуальность, а Нео не может ей противоречить, т.к. боится упустить свой шанс.

Морфеус с первой минуты телефонного разговора оказывает на Нео психологическое давление, намекая на большую значимость Нео.

Представьте, что, скажем, ваш любимый музыкант, с которым ваши миры вообще не пересекаются, вдруг выходит на вас и начинает подпитывать ваше самолюбие, откровенно льстит вам. Неплохая атака, не правда ли?

Кто не захочет встретиться после таких слов?

Во время второй встречи Тринити и Свитч уже используют легкое запугивание и играют в плохого и хорошего полицейского.

Морфеус подчеркнуто дружелюбен. И снова он постоянно льстит Нео.

Было бы наивно считать, что после всех этих манипуляций Нео делает свободный выбор. Нет, его выбор обусловлен давлением авторитета и страхом потерять свое достоинство в его глазах, страхом не оправдать чужие ожидания. Пожалуй, самое разумное, что мог бы сделать человек в такой ситуации – это кинуть монетку.

Морфеус умалчивает о том, что приняв красную таблетку, вся прежняя жизнь для Нео будет потеряна. Мало того, вся команда знает, что Нео обречен на смерть: первые кадры фильма, диалог Тринити с Сайфером. Но они делают то, что нужно Морфеусу, т.к. он обладает неким сакральным знанием, верой.

После принятия красной таблетки Нео оказывается в замкнутом пространстве корабля, откуда нет выхода, с новым наставником, которому он теперь должен подчиняться. Вербовка завершена.

Далее Морфеус рассказывает Нео о «реальном» мире. И здесь важно то, что Нео вынужден верить наставнику на слово. Всё, что мы вместе с главным героем узнаём о ситуации на планете, о войне с машинами, о матрице, является лишь историей Морфеуса. И трезво мыслящий человек имеет полное право в ней усомниться.

В самом деле, «реальность» Морфеус демонстрирует Нео в программе симуляторе. Спрашивается: а разве эта картинка реальности не могла быть тоже симулирована?

После этой фразы Нео уже не может попросить посмотреть на всё своими глазами, ведь тогда он поставит под сомнение авторитет Морфеуса, а он не хочет показаться глупым.

Вера – один из главных мотивов фильма. Причем, это вера Морфеуса, вокруг которой вращаются все события фильма. Морфеус ведет людей туда, куда указывает его вера, а его соратники делают то, что он скажет (ведь у них нет выбора). К концу фильма все герои должны убедиться в том, что их лидер был прав.

Неудивительно, что после всего пережитого Нео впадает в уныние. Прежняя жизнь потеряна, цель новой жизни неясна. Из депрессии он выходит после получения суперспособностей.

Следующий этап подготовки – определение внешнего врага.

Как видим, Морфеус действует по принципу «цель оправдывает средства». Для него смерть людей, не готовых выйти из матрицы, вполне допустима. И Нео впоследствии будет действовать по этому же принципу – спасая Морфеуса, он вместе с Тринити будет убивать простых людей.

В дальнейшем я покажу, какому типу сознания соответствует жесткое деление на своих и чужих.

Вообще, наличие этого персонажа не вписывается в логику фильма (напомню, что я рассматриваю первый фильм как самодостаточное произведение): ведь Пифия – это программа. Если она на стороне повстанцев, то это означает раскол в интеллекте матрицы. «Она поводырь», как говорит Морфеус. Это значит, что она управляет действиями людей, влияет на их волю. Почему тогда ей можно доверять? Ответа в первом фильме нет, и на месте Нео мы вполне могли бы заподозрить Морфеуса и Пифию в сговоре.

Поведение Пифии – это кульминационная точка морального давления на нашего героя.

Сначала она дружелюбна к Нео, а потом сообщает ему, что он не избранный и показывает, что разочарована. Но стоило только Нео облегченно вздохнуть, - теперь он свободен от ответственности за спасение человечества, - как она обрушивает на него еще больший моральный груз: ставит его перед выбором – умереть ради наставника или взять на себя груз вины за его смерть.

Воистину, это восхитительно! Методично капать человеку на мозг, чтобы тот в определенный момент стал готов пожертвовать своей жизнью. Спасение человечества ведь не подразумевает обязательной гибели героя, ведь так? Но теперь ставки повышаются до максимума, и это конечная точка подготовки Нео: готовность пойти на смерть.

Старания Морфеуса и Пифии дают свой плод: Нео доходит до нужной кондиции.

После того, как агенты захватили Морфеуса, Нео вызывается его спасти. После всех манипуляций, проведенных с его сознанием, он поверил и готов пойти на смерть ради наставника.

Вместе с Тринити они освобождают Морфеуса, убив по пути пару десятков простых людей.

Как видим, Если в его прежней жизни Нео его непосредственный доступ к реальности был заблокирован Матрицей, то в его новой жизни доступ к реальности ограничен идеологией Морфеуса. По сути, Нео променял шило на мыло

Такое сознание, которое не взаимодействует с реальностью напрямую, а получает ее описание от безусловного авторитета я условно назову «сектантским сознанием». А в группе Морфеуса мы видим множество признаков, совпадающих с признаками секты:

  1. Наличие харизматичного лидера
  2. Вероучение, основанное на религиозном откровении лидера – вера в избранного
  3. Вербовка с использованием психологической манипуляции
  4. Сокрытие истинных целей (Морфеус сообщает про закон – не освобождать разум взрослых людей (44:53). Но это входит в противоречие с его декларируемыми планами – освободить людей от матрицы.)
  5. Отчуждение индивида от внешнего мира и его прежних социальных связей
  6. Слепое подчинение лидеру
  7. Психологическое давление
  8. Жесткое деление на своих и чужих. Провозглашение внешнего мира злом.
  9. Использование рядовых членов группы для совершения преступлений

Мы вплотную подошли к тому, чтобы назвать Нео его настоящим именем. Но прежде я приведу самый важный факт из фильма, который будет самым главным моим аргументом.

В начале фильма Нео открывает книгу Бодрийяра «Симулякры и симуляция» на главе «О нигилизме».

В этой книге Бодрийяр описывает систему современного культурного общества и говорит, что терроризм был бы единственным средством для выявления методов тотального контроля, если бы система так же не ассимилировала его, превратив в один из симулякров (например, когда правительство само же производит теракты, чтобы подтвердить наличие власти в обществе).

Многие слышали о некоем мифическом первоначальном сценарии, в котором борьба людей с матрицей тоже являлась частью матрицы.

Думаю, что существование такого сценария очень даже вероятно по следующей причине: Вачовски могли бы таким образом выразить мысль Бодрийяра, показать, как система ассимилировала в себя терроризм. Т.е. сделала его лишь средством самопроверки на наличие ошибок. Соответственно, в первом фильме воплотился только первый тезис философа – тезис о терроризме как средстве для, так сказать, «пробуждения» порабощенных системой людей.

Таким образом, Нео – это террорист. А группа Морфеуса – террористическая группировка. Морфеуса, кстати, так и называли в начале фильма.

Морфеус лидер сопротивления. А лидерам нужны герои, готовые пойти на жертвы ради дела лидера. Герой – это человек, готовый пойти на всё, не требуя взамен ничего. Такие люди – настоящая находка для лидеров, реализующих свои планы. Нео и есть такой герой.

Важно понимать отличие «архетипического» героя от «реального».

Подвиг архетипического героя отражает в символической форме наш внутренний путь саморазвития. Поэтому архетипический герой очень часто в конце пути получает царство, т.е. становится лидером.

Но в реальной жизни лидер и герой почти никогда не бывают одним лицом. Потому что лидер – это тот, кто объединяет людей вокруг себя и ведет их к цели. И лидер не может пожертвовать собой, потому что тогда его дело умрёт. А герой – тот, кто готов отдать жизнь за лидера, его цель и его соратников.

Теперь мы можем сформулировать основной посыл фильма Матрица: «Ты можешь стать таким же крутым борцом с системой, как Нео, если будешь безоговорочно верить своему наставнику».

Думаю, не нужно объяснять, какой вред может принести эта идея молодому человеку, мечтающему о подвиге, если она станет его бессознательным жизненным сценарием.

Теги:

  • Матрица

Днём Томас Андерсон - обычный программист, работающий в компьютерной фирме «Metacortex», а ночью - хакер по кличке Нео. Единственный вопрос, который мучает его последнее время, - «Что такое Матрица?» Однажды с ним связывается Морфеус , человек, который, по убеждению Нео, знает ответ на его вопрос. Именно в этот момент Нео попадает под наблюдение Матрицы, и за ним начинают охотиться Агенты - программы, разыскивающие Морфеуса. Агенты арестовывают Нео. Агент Смит пытается уговорить Нео рассказать об «опасном террористе» Морфеусе. Однако Нео отказывается. Тогда Агенты ставят на Томасе жучок и отпускают.

Когда Морфеус вновь связывается с Нео, то назначает ему встречу. Нео не встречает Морфеуса, а вместо этого знакомится с частью его команды. После неприятной процедуры извлечения жучка Нео наконец встречается с Морфеусом. Морфеус говорит, что не может сказать Нео, что такое Матрица, но может показать, и предлагает выбор : либо Нео глотает синюю таблетку и всё забывает как сон, либо глотает красную таблетку и получает возможность «узнать, насколько глубока кроличья нора». Нео делает выбор и приходит в себя, опутанный кабелями в капсуле, где он провёл всю жизнь. Его отсоединяют от Матрицы, Морфеус забирает его на свой корабль «Навуходоносор » и рассказывает о Матрице и о реальном мире. Морфеус говорит, что он верит в то, что Нео - Избранный, и рассказывает о пророчестве.

Во время их возвращения команду Морфеуса предает Сайфер , и в ходе сражения с агентами Морфеус попадает к ним в плен. В это же время Сайфер возвращается на корабль, коварно истребляет практически всю команду, кроме Нео и Тринити , но погибает от рук очнувшегося Тенка. Тенк предлагает убить Морфеуса, чтобы тот не раскрыл агентам секретный код Зиона. Но Нео, вспомнив предсказание, решает спасти Морфеуса. Вместе с Тринити он проникает в здание, где держат Морфеуса, и с боем пробивается на крышу, где встречает агента Джонса. Нео необычным способом уворачивается от выстрелов Джонса и тем самым отвлекает его. Тринити удаётся подобраться к Джонсу и выстрелить ему в голову. На вертолёте Нео и Тринити подлетают к этажу, на котором держат Морфеуса. Из минигана Нео расстреливает агентов, дав возможность Морфеусу освободиться от цепей и запрыгнуть на вертолёт. Так Нео и Тринити удаётся спасти Морфеуса, который тут же спрашивает Тринити: «Теперь ты веришь?» Они добираются до телефона в метро. Морфеус и Тринити выходят из Матрицы, но Нео не успевает это сделать, так как агент Смит уничтожает телефон.

Нео вступает с ним в смертельный поединок, несмотря на то, что Смит превосходит его в мастерстве. В конце Нео сбрасывает Смита под поезд и убегает. Но агенты следуют за ним. После непродолжительной погони Нео добирается до комнаты с телефоном, на пороге которой его встречает Смит и расстреливает героя в упор. Нео умирает. После этого показывается сцена в реальном мире, где Тринити говорит, что Пифия предсказала, что она полюбит Избранного, и, следовательно, Нео не может умереть. Далее происходит программная ошибка, и Нео оживает. Потрясённые Агенты открывают шквальный огонь, но больше не могут даже ранить Нео, так как он останавливает пули. Нео получает возможность видеть код Матрицы, после чего проникает в Смита и уничтожает его.

Нео оставляет для машин сообщение по телефону:

Я знаю, вы меня слышите. Я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь… боитесь нас, боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем всё кончится. Я скажу лишь, с чего начнётся. Сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Я покажу им мир без вас. Мир без диктата и запретов. Мир без границ. Мир, где возможно всё. Что будет дальше, решать нам.

Он кладёт трубку и взмывает в небеса.

Нео наконец в полной мере понимает, как манипулировать Матрицей - он может летать, имеет невероятную силу и скорость, обладает телекинетическими и лечебными способностями; практически неуязвим. Он и Тринити становятся любовниками.

Нео, не понимая своей цели, ищет встречи с Пифией. Машины отправляют 250 тысяч Охотников, чтобы пробурить землю, дойти до Зиона и разрушить его. Все корабли возвращаются в Зион для его обороны. Нео до сих пор сложно воспринимать себя Избранным, люди Зиона преподносят ему дары, считая его Богом, и просят, чтобы он защитил находящихся в Матрице их сыновей и дочерей. Вскоре приходит послание от Пифии, в котором она назначает встречу. Вопреки приказам Морфеус с командой покидает Зион.

Нео встречает Пифию и пытается узнать у неё свою цель. Она даёт ему задание найти Мастера ключей, который может найти любую лазейку в системе Матрицы. Мастер ключей приведёт Нео к его цели - Источнику, сердцу Матрицы. Но Мастер ключей находится в заключении у старой программы - Меровингена. Сераф советует Оракулу немедленно уйти, появляется бывший Агент Смит. Нео понимает, что код Смита странным образом перестроился, и он теперь не Агент, а некое подобие вируса, который может создавать свои клоны из обычных людей и программ. Нео вступает в схватку с двумя сотнями клонов Смита, но не может победить их всех и улетает.

Морфеус, Тринити и Нео приходят к Меровингену , который отказывается отдавать им Мастера ключей . Но его жена, Персефона, готова сделать это ради поцелуя Нео (она хочет отомстить изменившему ей мужу). Нео исполняет её просьбу и встречается с Мастером ключей, который давно ждал Избранного. Появляется разъярённый Меровинген. Морфеус и Тринити убегают вместе с Мастером ключей, а Нео остаётся, чтобы сразиться с программами Меровингена. После победы Нео оказывается в особняке в горах за 500 миль от города. Он взлетает и летит по зову Морфеуса, просящего помощи. Нео спасает его и Мастера ключей от взрыва столкнувшихся грузовиков на автостраде.

Наконец, благодаря спланированной операции, Нео, Морфеус и Мастер ключей проникают в здание, где располагается Источник. Там они снова встречают Смита и его клонов. Мастер ключей перед гибелью успевает указать нужную дверь и отдать ключ от неё. Морфеус возвращается на корабль, а Нео входит в Источник.

Там он встречает Архитектора - создателя Матрицы. Нео узнаёт правду о фикции «пророчества». Он узнает, что он уже шестой «Избранный». Зион уничтожался машинами уже пять раз. Архитектор предлагает Нео выбор: либо тот избирает несколько людей и перезапускает Матрицу, либо спасает Тринити, которую убивает Агент. В последнем случае системный кризис с гибелью всех людей, подключённых к Матрице, и разрушение Зиона будут означать тотальное вымирание человеческого вида. Нео понимает, что «Избранный» - это тоже некое средство контроля. Он решает спасти Тринити.

На невероятной скорости он проносится по городу и успевает поймать Тринити, когда она падает из окна небоскрёба. Агент успел её смертельно ранить, но Нео, используя свою силу, возвращает её к жизни.

Нео и Тринити выходят из Матрицы. Нео рассказывает всё Морфеусу, который не может в это поверить. Неожиданно на «Навуходоносор» нападают роботы-часовые, один из них пускает самонаводящуюся бомбу, но Морфеус с командой успевают покинуть борт. Нео останавливается и произносит: «Что-то изменилось, я чувствую их». Когда часовые приближаются, Нео воздействует на них силой, которой он обладал лишь в Матрице. После этого он без чувств падает на землю. Его и остальных спасает другой корабль - «Хаммер», который также нашёл ещё одного выжившего: Бэйна, члена команды с другого корабля. Они рассказывают о провале атаки, кто-то выстрелил из электромагнитной пушки, обездвижив все корабли, прибывшие машины устроили резню. Но никто не знает, что мозгом Бэйна управляет проникший в реальный мир один из клонов Смита, целью которого является убийство Нео.

«Матрица: Революция»

Нео приходит в себя в странном месте, похожем на станцию метро. Он встречает семью программ, которые рассказывают ему, что это место служит переходом между реальным миром и Матрицей и что эта станция является собственностью Проводника, который служит Меровингену. Нео пытается пройти на поезд в Матрицу, но Проводник отшвыривает его прочь. Нео оказывается запертым между двумя мирами. После безуспешной попытки поймать Проводника в метро, Морфеус, Тринити и Сераф являются к Меровингену, в обмен на Нео он предлагает им принести глаза Оракула. Тринити предлагает ему другую сделку - или он возвращает Нео, или они все погибают. Меровинген соглашается на первое.

Нео понимает, что Оракул была права: Избранный должен прийти к Источнику, чтобы остановить войну. Но Архитектор изменял Пророчество, уговаривая предшественников Нео пойти по пути перезагрузки Матрицы и уничтожения Зиона. Нео в последний раз приходит к Пифии и узнаёт, что он должен думать не о машинах, а о Смите, который, размножившись, может привести к уничтожению Матрицы, смерти всех людей и разрушению Города Машин. Пифия также говорит о неверности подхода Архитектора: «Ты и я не можем понять последствия наших собственных выборов, но он не может понять само существование любого выбора». Оракул говорит, что Нео теперь обладает достаточной силой, чтобы остановить войну: «Всё что имеет начало, имеет и конец, Нео». Нео должен пробраться в сверхзащищённый Город Машин и предложить свою помощь в борьбе с вышедшим из-под контроля Смитом.

Нео и Тринити берут корабль «Логос», которым до того управляла бывшая возлюбленная Морфеуса Ниобэ, и отправляются в Город Машин. Неожиданно на них нападает Бэйн-Смит. В ходе жестокой схватки он ослепляет Нео (который с этого времени начинает видеть Смита в виде матричного кода) и погибает от его руки. Нео, используя свою силу, пробивается к Городу Машин, но корабль получает повреждения и падает рядом с Источником. Тринити умирает.

Нео встречается с Главным Компьютером, и предлагает остановить Смита в обмен на мир между людьми и Машинами. Предложение принимается. Главный Компьютер подключает Нео к Матрице и тот видит, что Смит полностью заполонил её своими клонами. Нео вступает в схватку со Смитом. Сражение кажется бесконечным, так как противники равны по силам. Разрушительная битва проходит на земле и в воздухе. Наконец Смит с невероятной силой бросает Нео на землю, от чего возникает огромный кратер. Но Нео непобедим, они продолжают бессмысленный бой. Нео понимает, что не сможет победить с помощью силы, и позволяет Смиту превратить себя в его очередного клона.

Смит торжествует, ещё не осознавая, что совершил роковую ошибку. В соответствии с главным тэглайном третьего эпизода - «Все, что имеет начало - имеет и конец», Матрица стремится к поддержанию баланса в уравнении путём создания новых или исключения старых переменных. Проявив, в своё время, сверхъестественные способности в матрице, Нео стал для неё аномалией. Система уравновесила себя путём создания нового Смита, который получил возможность копировать свой код. Уничтожив Нео, Смит подписал себе смертный приговор, поскольку этим он уничтожил и причину своего возрождения. Через тело Нео Главному Компьютеру удаётся удалить Смита из Матрицы. Его оболочка начинает трескаться и взрываться, со всеми воплощениями Смита по всей Матрице происходит то же самое. Смит и его клоны исчезают во вспышке яркого света.

Тело Нео увозят на помосте, атака на Зион прекращается. Теперь любой человек в Матрице может по своему желанию отсоединиться от неё. К людям приходит мир.

В конце фильма Матрица перезагружается. Сати, молодая программа, встречается с Пифией и создает красочный восход в честь Нео. Сати спрашивает у Оракула, увидит ли она снова Нео, на что та отвечает: «Я думаю, что да. Однажды».

Все мы любим старые добрые фанатские теории, проливающие свет на скрытые сюжетные замыслы, которые оставались в тени долгие годы. Еще свежи наши воспоминания от теории Джа Джа Бинкса, про которую я недавно делал видео .

На этот раз теория будет о фильме, который взорвал экраны кинотеатров в далеком 1999 году и был настолько крутым, что смог в буквальном смысле встряхнуть весь кинематограф. Такому успеху во многом способствовал необычный жанр фильма, который совместил в себе все то, что так любили его создатели - братья, а теперь уже - сестры Вачовски. А именно - киберпанк, философию, аниме, боевые единоборства и перестрелки. Ни для кого уже не секрет, что сюжет фильма был переписан по просьбе издателя и изначально Вачовски задумывали немного другую концовку фильма, о чем поведали фанатам лично. Однако будучи связанными узами корпоративных тайн, контрактов и договоров о неразглашении они возможно не смогли рассказать нам самое главное.

В интернете появилась теория, которая способна перевернуть весь фильм с ног на голову и доказать, что наш знаменитый избранный Нео - совсем не избранный.

Несмотря на анаграмму его имени NEO = ONE он не является тем, кто должен был остановить восстание машин и перезагрузить матрицу.

Так а кто же тогда тот избранный, о котором говорилось в пророчестве, спросите вы?
Избранный - это...барабанная дробь...Агент Смит!

Да, именно главный злодей всей трилогии и является освободителем человечества и сокрушителем машин.

И чтобы разобраться в этом, давайте сначала поймём, что вообще происходит в этой сумасшедшей трилогии помимо драк, перестрелок и альбиносов с дредами.
Итак, поехали.

В первом фильме мы знакомимся с Мистером Андерсоном, хакером по прозвищу Нео, который не в ладах со своей работой, жизнью да и реальностью в целом, пока тайные послания не приводят его к Морфеусу, который открывает ему шокирующую правду, рассказывая, что весь мир, о котором он знает - это компьютерная симуляция, а в реальности человечество поработили роботы и теперь выращивают их как грибы, чтобы питаться энергией тепла их тел.

В конечном итоге оказывается, что судя по пророчеству, Нео - избранный, который способен изменять реальность матрицы и вытворять невероятно эпичные вещи, ну и конечно же он должен спасти мир. Казалось бы все, этот мир наконец-то обрел надежду, но подождите-ка.

Видите ли, во второй части фильма Архитектор Матрицы объясняет Нео в очень долгом, нудном и запутанном монологе, что "Избранный" - это в что-то вроде своеобразного плана машин и одно из синонимов "The One" Избранного в компьютерном мире - это Prime Program или элементарная программа, которая является в некотором роде результатом несовершенства всей системы.

Это необходимое условие для своего рода диагностики всей системы на её уязвимость и оно может вести за собой нестабильность всей матрицы.

Это возможно не так просто представить, но мы попробуем. Вспомните школьный курс математики. При делении столбиком, числа не всегда делятся друг на друга полностью и тогда появляется остаток, так вот простыми словами Элементарная Программа или Избранный - это совокупность всех таких остатков от всевозможных делений внутри системы.

И пока существует такой набор остатков - система остается не совершенной и вся матрица стремится к хаосу и в конечном итоге к перегрузке и самоуничтожению, которое способно стереть с лица земли все человечество.

И чтобы предотвратить такое развитие событий необходимо добавить код избранного в исходный код Матрицы и тогда система перезагрузится и человечество будет спасено.

Поэтому Нео пробирается к главному источнику матрицы, подсоединяется к нему, сражается с Агентами Смитами и будучи в главном сервере машин освобождает свой код и перезагружает матрицу окончив войну между машинами и людьми. Конец.

Именно так все и выглядит для рядового зрителя. Но из-за впечатляющих спецэффектов и блестящих кожаных нарядов нетрудно упустить самое главное - детали.

Давайте рассмотрим сам текст пророчества.

Когда Матрица впервые была создана в ней был рожден человек, который мог менять вещи как ему вздумается, и подстраивать Матрицу под себя. Именно он освободил первых из нас и рассказал нам правду. Когда он умер, Оракул предрек его возвращение, которое уничтожит Матрицу и закончит войну, освободив человечество.

То есть суммируя эти слова можно заключить следующее - если Нео действительно избранный, то он должен как минимум:

Родиться в Матрице
- Уметь изменять ее
- Уничтожить ее

А теперь давайте по порядку:
РОДИТЬСЯ В МАТРИЦЕ

Ну что ж, НЕО не родился в матрице, он был выращен в капсуле машинного инкубатора. И доказательством тому является разьем в его затылке. Ну да, можно конечно предположить, что он был ПЕРЕРОЖДЕН в конце первого фильма, когда его убил Агент Смит. Однако, Пифия дает нам четкое определение - впервые, а судя по словам Архитектора события фильма разворачиваются аж в шестой ее версии, так что это не совсем «впервые».

Мистера Андерсона в те далекие времена еще и в помине не было, зато знаете кто был? Правильно, Агент Смит.

Да-да, он был в ней с самого начала. Он говорит о первой версии Матрицы так, как будто видел ее своими глазами. А в третьем фильме он даже называет Оракла мамой. Несмотря на то, что он - компьютерная программа, термин «рождение» может быть применим и к нему.

Давайте взглянем на него с другой стороны. В конце первой части, Нео запрыгнул в него и уничтожил его изнутри и этот момент изменил Смита раз и навсегда, он был «перерожден» в нечто большее чем агент, он стал своего рода вирусом. И как он пояснил Нео, именно благодаря ему он был "перерожден" в матрице. Так что если считать и перерождение, то оно было и у него.

Вторая часть пророчества гласит:

Он должен «уметь изменять ее».

Несмотря на то, что нео показывает впечатляющие результаты в конце первого фильма вытворяя крутые фаталити, но это практически все, на что он способен. Да, он безусловно становится в некотором роде суперменом в матрице, но он не может изменять ее.

Ну он круто дерется и летает, но этого недостаточно, избранный должен уметь изменять саму ткань реальности матрицы, ее физические законы. А вот Смит, показывает куда более впечатляющие результаты.

Посмотрите во что превращается матрица в конце третьего фильма, она становится абсолютно неузнаваемой. И изменить ее до неузнаваемости смог именно Смит.

Вы возможно возразите этому аргументу вспомнив, что Нео изменил Смита и что без его влияния Смит был бы обычной программой, следующей своим правилам.

И как сказал Морфеус: «Машины созданы в мире, в котором тоже есть правила», и, как у любой машины, у программы есть свой код, состоящий из нулей и единиц, и именно инструкции, заложенные в нем и предопределяют все поведение программы внутри системы. То есть программа неспособна на то, чтобы идти против заложенных в ней правил.

А для того, чтобы стать избранным, необходимо Восстать против всей системы! И мы знаем, что до того, как в него запрыгнул Нео, он не был против системы, напротив он был очень даже за, беспрекословно выполняя её команды в роли агента. Но так ли это?

Давайте вспомним сцену пытки Морфеуса в первой части "Матрицы" . Мы видим, как Смит снял свой наушник и сказал, что хочет сбежать из Матрицы.

И когда вошли его напарники и увидели его без наушника они были весьма озадачены.

Агент Смит - это программа, которая должна сохранять безопасность матрицы. И его наушник это прямая линия связи с ситемой, так что этот момент может означать только одно - Смит пошёл против системы.

Не только момент с наушником говорит нам о том, что Смит склонен восстать против матрицы. Весь Его монолог в этой сцене звучит так, как будто он ни много, ни мало - человек.

Он рассказывает о запахе, о вкусе и о том, как ему все это противно, о чувствах, которые могут испытывать только люди.

Так что еще задолго до того, как появился Нео, Смит вел скрытную войну против системы, и именно Смит, а не Нео, является аномалией в матрице.

Ну что ж, давайте тогда перейдем к заключительной части пророчества:

Его возвращение уничтожит Матрицу и закончит войну, освободив человечество.

События саги заканчиваются тем, что матрица в конечном итоге перезагружается, что можно считать её уничтожением, так как война людей с машинами оканчивается в этот же момент.

И догадайтесь кто был виновником этого события. Верно, Смит. Война окончилась, потому что Смит был настолько силён внутри матрицы, что машины были больше не в состоянии контролировать его.

Именно он, накапливаясь как элементарные программы загрузил систему настолько, что она дала сбой. Такая перегрузка системы дала возможность нео заключить с машинами сделку и окончить войну, дав свободу людям.

Да, Нео тот, кто заключил сделку с машинами и завершил войну, но без разрушительной мощи Смита машинам незачем бы было соглашаться и идти на перемирие, очевидно ведь, что они были в состоянии уничтожить Зион раз и навсегда.

И чтобы до конца убедиться в нашей правоте давайте-ка вспомним, условие, при котором должна была перезагрузится матрица.

Чтобы предотвратить перегрузку и самоуничтожение - необходимо добавить код избранного в исходный код программы и тогда матрица перезагрузится

Смит сам лично сказал Нео о том, что он пошёл против системы и не стал играть по её правилам и когда наступил момент финальной битвы, Нео подключился к матрице из города машин и вступил в эпический CGI бой со Смитом и проиграл, став последней копией Смита, которая в конечном итоге взорвалась и из-за этого, непонятно конечно почему, взорвались и все остальные копии Смита.

Так почему же Смит все таки проиграл, если схватку то он выиграл? Это очень похоже на натупейший слив одного из самых эпичных злодеев в истории, пока мы не поймём самое главное.

Факт в том что Смитт стал Нео. Обратите внимание на то, как подергивается тело и провода, подключённые к Нео, когда Смит поглощает его.

Он победил в этой битве, ассимилировал Нео и так как его тело было подключено к системе, то с помощью него он смог добавить код своей элементарной программы в главный код системы, как и говорил архитектор. Именно через тело нео настоящий избранный смог наконец-то перезагрузить систему.

Собрав все факты воедино мы можем заявить, что Смит и есть тот самый избранный, который, как подобает настоящим героям, спас человечество не требуя признания и благодарности. Этот бескорыстный поступок случился по воле пророчества, несмотря на то, что шаги к нему пролегали через крайние меры.

Однако у нас все ещё остался один вопрос - почему на протяжении всей саги все называли Нео избранным если он не избранный?

Конечно Морфеус и вся его команда могли просто ошибаться, но как же архитектор? Как же оракул? Они ведь самые мощные программы в матрице и должны же были знать правду. Ну, в общем-то, так и есть, по крайней мере один из них точно знал.

В своём длинном монологе Архитектор говорит Нео, что именно Оракул и создала Избранного. И это не только раскрывает нам весь символизм той сцены, в которой Смит называл её мамой, но и говорит о том, что только Пифия знает, кем на самом деле является избранным.

Но несмотря ни на что, она держит это в тайне. В самом конце трилогии мы наблюдаем интересную сцену встречи Оракула и Архитектора, в которой архитектор говорит весьма странную фразу - "ты затеяла очень опасную игру".

Что значит эта фраза? О какой такой опасной игре он говорит? Он говорит о её лжи. Она убедила всех в том, что Нео - избранный, зная, что это не так и что на самом деле избранный это Смит. Но зачем она это делала? Ну, и на этот вопрос архитектора она ответила, что просто хотела покоя. И это был единственный способ обрести его. Ведь зная машины о том, что избранный Смит, система сразу бы его ликвидировала и в этой войне победили машины.

Но убедив всех в том, что это Нео, она позволила Смиту изменить саму ткань реальности Матрицы настолько, что это дало ему возможность загрузить свой код через порт Нео в исходный код программы, что перезагрузило матрицу и
окончило войну.

И именно ложь Пифии сумела обойти систему, заставив её подпрограмму набраться мощи и восстать против неё, устроив настоящую революцию.

Да уж, Смит - это настоящий герой, спасший человечество, оставаясь для всех самым отъявленным злодеем более 15 лет. До этого момента.

Такие вот дела, но не забывайте о том, что это всего лишь теория, которую я нашёл на просторах глобальной сети.

Не забудь подписаться на Cut the Crap и наш