Архитектура барселоны гауди. Творение Гауди: Дом Бальо в Барселоне (30 фото)

Самым выдающимся испанским архитектором XIX-XX веков по праву можно назвать Антонио Гауди. Мастер является создателем своего неповторимого стиля, основанного на модерне. За свою жизнь Гауди реализовал 18 архитектурных проектов, семь из которых на сегодняшний день включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее знаменитые его постройки находятся в Барселоне. Дворец Гуэля, Парк Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила и работа всей жизни испанца - Искупительный храм Святого Семейства - вот неполный список шедевров Гауди. Кстати, последний не достроен до сих пор! При жизни архитектор потратил на него 40 лет, и по плану строительство храма завершится только в 2026 году.

6 место. Дом Висенс

1. Дом Висенс - частный жилой дом, который был построен в 1883-1885 годах по заказу дона Мануэля Висенс-и-Монтанера. Здание является первой самостоятельной работой Гауди. Объект расположен в районе Грациа в Барселоне. С 1899 года и по сегодняшний день особняк принадлежит семейству Ховер. Вход внутрь запрещен; полюбоваться зданием можно только снаружи. (Victor Wong)

2. Дом выполнен в мавританском стиле мудехар. Его фасад декорирован плитками, расписанными вручную. (Ian Gampon)

3. На плитках изображены желтые бархатцы. (Ian Gampon)

5 место. Дворец Гуэля

4. Дворец Гуэля - жилой дом, который был построен в 1885-1890 годах по заказу Эусеби Гуэля. Здание выполнено в стиле каталонского модернизма. Объект расположен в районе Раваль в Барселоне. Посетителям стоит обратить особое внимание на террасу на крыше и центральный зал с потолком в виде звездного неба. (Pirotek)

5. Дворец состоит из четырех этажей, подвала и крыши с террасой. (Pepe Manteca)

6. Фасад дома весьма строг и практически лишен скульптурного декора. Но внутри Гауди создал неповторимый интерьер. (josep salvia i boté)

4 место. Парк Гуэля

7. Парк Гуэля - парк, который был построен в 1900-1914 годах по заказу Эусеби Гуэля. На территории в 17,18 га расположены три дома. Посетителям стоит обратить особое внимание на фонтан в виде мозаичной Саламандры, «Зал ста колонн», скамью в форме морского змея. (Amy Goodman)

8. Парк Гуэля входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Ajuntament Barcelona)

9. (YoungDoo Moon)

10. (YoungDoo Moon)

12. (Jaime Pérez)

13. (Paul Blair)

3 место. Дом Бальо

14. Дом Бальо - жилой дом, который был перестроен Гауди в 1904-1906 годах по заказу Жозепа Бальо-и-Касановаса. Объект расположен в районе Эшампле в Барселоне. Сам особняк напоминает изогнутую спину дракона, где балконы - черепа, а колонны - кости. (Luc Mercelis)

15. Дом Бальо включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Torsten Huckert)

16. (Mstyslav Chernov)

18. (YoungDoo Moon)

19. (Victor Wong)

20. (YoungDoo Moon)

2 место. Дом Мила

21. Дом Мила - жилой дом, который был построен в 1906-1910 годах по заказу семьи Мила. Объект расположен на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса в Барселоне. Здание имеет три внутренних дворика, террасу на крыше и мансарду. (paula soler-moya)

22. Дом Мила включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (YoungDoo Moon)

23. (Sebastian Niedlich)

24. (Victor Wong)

Испанский архитектор Гауди и его дома, ставшие знаковыми в мировой архитектуре, превратили столицу Испании, Барселону, в арихитектурную жемчужину. В каком стиле работал уникальный, одарённый человек, соединявший в себе дополнительно художника, скульптора и строителя? В чём скрыта тайна его творчества? Какова судьба гения?

Гауди — стиль на службе у традиций

Основоположник собственного архитектурного стиля Антонио Гауди-и-Корнет

Каталонский зодчий, родившийся 25 июня 1852 года, своим творчеством выражал особенности культуры своей родины через слияние архитектурных стилей и традиций. Он не вписывается ни в одно архитектурное течение. Его творчество неповторимо и полностью отличается от общепринятых концепций. А сила эстетического переживания творений Гауди со временем становится только больше.

В его структурах нет ни одной прямой линии. Архитектурные формы перетекают из одной в другую. Он скромно строил по законам Природы и не стремился её превзойти.

В чём заключена оригинальность стиля Гауди?

В 1878 году директор Барселонской Архитектурной Школы Elies Rogent на церемонии выпуска сказал об Антонио: «Мы дали этот академический титул либо болвану, либо гению. Время покажет». Поначалу Гауди без успеха участвовал в конкурсах, изучал ремёсла, проектировал ограды, фонари, мебель.

«Нет ничего придуманного, все изначально существует в природе. Оригинальность - это возвращение к истокам,» - говорил о своих работах мастер. Визитной карточкой стиля Гауди стала выражение природных форм в архитектуре.

Стиль Гауди — это

  • мир неровных поверхностей, какие мы наблюдаем в природе;
  • конструкторские решения, предложенные природой;
  • декоративность, существующая в природе;
  • продолжение пространства, созданного природой.

Через пять лет после окончания Архитектурной школы в Барселоне он получил свой первый важный заказ от владельца керамической фабрики Мануэля Висенса.

Лиха беда — начало: дом магната-керамиста Висенс

Casa Vicens (1883-1888 гг.) — жилой дом для владельца керамической фабрики, что четко отражено в фасаде «trencadis» (т.е. использование керамических отходов). Гауди украсил фасад дома мозаикой из кусочков плитки, что было совершенно необычным в использовании строительных материалов.

В это время в Европе наблюдался интерес к неоготическому стилю с девизом «Декоративность - начало архитектуры». Гауди в своих работах тоже придерживался этого правила. Его работа в то время напоминала мавританский (или мудехарский) стиль архитектуры, представляющий собой уникальную смесь мусульманского и христианского дизайна в Испании.


Частный дом один раз в году, 22 мая, открывает двери для посетителей. Каждый может оценить детально проработанный дизайн здания, начиная с мозаики внешней отделки, и заканчивая витражами и росписью стен.

Невероятная удача и единственная безответная любовь Гауди

В 1878 году Антонио Гауди решил продемонстрировать свои работы на Парижской всемирной выставке. Его творчество произвело впечатление на самого богатого человека Каталонии, эстета и мецената, Эйсеби Гуэлья. Он предоставил Антонио то, о чём мечтает каждый творец: полную свободу самовыражения с неограниченным бюджетом!

Гауди выполняет для семейства проекты

  • павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны;
  • винных погребов в Гаррафе,
  • часовни и крипту колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо);
  • фантастического парка Гуэлья и его дворца в Барселоне.

Это был лучший и одновременно печальный период в личной жизни архитектора. Единственная девушка, оказавшаяся достойной его внимания, Жозефа Мореу, не ответила ему взаимностью. Приняв судьбу, Гауди полностью посвятил себя творчеству и религии.

Королевский сад в стиле Гауди

Первым крупномасштабным проектом Гауди, выполненным для своего великого покровителя, Эйсеби Гуэля, были павильоны усадьбы. Строительство велось между 1883 и 1887 годами. Ландшафтный дизайн парка летней резиденции графа, ставший сегодня парком Королевского дворца, входные ворота, павильоны, конюшни несут характерные особенности раннего периода творчества.

Самой интересной работой в комплексе оказались северные чугунные ворота. Они украшены растительными мотивами в стиле , и медальоном с буквой «G». Впечатляющая особенность — большой кованый железный дракон со стеклянными глазами.

Это тот самый Ладон, который превращается за кражу золотых яблок в созвездие Серпенов. Его фигура соответствует расположению звёзд в созвездии.

Дворец Гуэлья (Palau Güell) (1885-1890 гг)

Резиденция семьи мецената стала первым зданием архитектора, в котором структурные элементы выполняют и декоративную функцию. Антонио использует в качестве декора стальные несущие конструкции.

На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.

Душа творца ищет новые формы. Снаружи дом имеет спокойный фасад, напоминающий веницианский палаццо. Но интерьер и крыша компенсируют недостаток элементов стиля Гауди в экстерьере.


Гостиная дворца Гуэлья со звёздным потолком в стиле Гауди

В центральной гостиной необычный параболический купол усеян круглыми отверстиями, которые днём делают потолок звёздным.

Силуэты дымоходов и вентиляционных шахт, выходящих на крышу, принимают различные фантастические формы. Крыша напоминает парк Гуэль.

Богатые внутренние интерьеры дворца сочетают в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии (инкрустации по дереву) и мебель, изготовленную по специальному заказу.

Своеобразно оформление стен и плоских сводов дворца. В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья

В 1900 - 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.

Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.

Преданный своим принципам, Гауди использовал только местные материалы. Он разработал систему улиц и виадуков таким образом, что их строительство оказывало минимальное воздействие на окружающую среду. Они были максимально адаптированы к пейзажу.

Этот принцип делает его архитектуру и некоторые исследователи его творчества называют стиль Гауди экомодерном.

Гауди и его дома «Из костей» и «Каменоломня»

Благодаря неподражаемому стилю, Гауди становится самым модным архитектором в Барселоне. Он превращается в «непозволительную роскошь», создаёт дома один необычнее другого. Испанские буржуа тратят свои состояния на реализацию гениальных идей художника.


Дом Бальо или дом из Костей. Барселонцы ещё называют его «Зевающий» и «дом-Дракон», такой многообразный у него фасад.

Стиль Гауди — это благоговейно почтительные отношения с Творцом, которые установились в детстве. Ревматизм ограничивал мальчика в играх со сверстниками, но не мешал длительным одиночным прогулкам верхом на ослике.

Наблюдая окружающий мир, архитектор черпал вдохновение для решения конструктивных или декоративных задач архитектуры для заказчиков. В своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, трансформируя их в особое направление, именуемое испанский (modernismo ).

За что городские власти критиковали дом «Из костей»?

Живым трепещущим существом стал плод причудливой фантазии архитектора — жилой дом текстильного магната Жозепа Бальо (Casa Batlló). Гауди реконструировал уже существующее здание в 1904-1906 годах, ожидающее сноса. Он использовал типичные конструктивные элементы каталонской архитектуры: керамику, камень и кованое железо.

Несмотря на то, что работа была подвергнута критике со стороны города, в 1906 году городской совет Барселоны признал его одним из трех лучших зданий года .

Из-за радикального дизайна во время строительства Гауди нарушил все подзаконные акты города. И не потому что он «озорник», а потому что авторский стиль выходил за ограничивающие рамки традиционной архитектуры и градостроительства. Пришлось власть имущим менять законы.

Какое здание стало последней светской работой Гауди?

Дом Каменоломня в Барселоне в стиле Гауди

В 1906 году в жизни архитектора случается очередная большая потеря: умер отец, кузнечных и котельных дел мастер, Франсеск Гауди-и-Съерра. По словам Антонио, именно в отцовской мастерской он ощутил пространство как живую материю. Отец научил его понимать красоту предметного мира и привил любовь к архитектуре и рисованию.

Это далеко не первая утрата в жизни мастера. Родившись пятым ребёнком в семье, в этом году он остался совсем один с племянницей на попечении, которую похоронил через 6 лет.

Именно в этот период новые идеи Антонио воплощаются в доме для семьи Мила (casa Mila, 1906 - 1910). Его новаторство заключалось в следующем.

  • Он продумывает систему естественной вентиляции, что позволяет отказаться от кондиционеров.
  • Строит здание без несущих и опорных стен (железо-бетонную конструкцию с несущими колоннами). Это даёт возможность перемещать межкомнатные перегородки в каждой квартире по своему усмотрению. Сегодня эта технология популярна у строителей монолитно-каркасных домов.
  • Устраивает подземный гараж.
  • Каждое помещение в доме получает окно, что тоже необычно для начала ХХ века. Для этого предусмотрены три внутренних дворика.

Волнообразный фасад представляет собой гармоничную массу всевозможного камня, который, наряду с коваными железными балконами, у барселонцев получил прозвище «каменоломня» или Ла Педрера.

Одно из самых интересных конструктивных решений Гауди представляет мансарда дома. Зал, некогда предусмотренный для стирки и сушки белья, сегодня стал местом постоянной экспозиции творчества и жизни Гауди.

Это здание стало первым сооружением ХХ века, включённым в наследие ЮНЕСКО (1984 год). А во время строительства заказчик и строители заплатили не один штраф за нарушение общепринятых нормативов.

Дом Мила стал последней светской работой перед тем, как архитектор посвятил себя полностью творчеству над Искупительным Храмом Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Новые заказы он больше не брал, но работал над окончанием текущих объектов.

Крипта колонии Гуэлья

Слово «колония» вовсе не несёт нагрузку «исправительно-трудовой». Что это такое можно прочитать на канале Дзен Архитектура .

Крипта, в данном случае, означает нижний этаж церкви, строительство которой Гауди начал в 1908 году и завершил ее в 1914 году по заказу своего друга и мецената Эусеби Гуэлья. Архитектору было поручено обеспечить культурную и религиозную основу жизни городка рабочих, занятых на производстве промышленника.


Интерьер крипты церкви в колонии Гуэлья. Колонны сделаны из базальта, кирпича и известянка в зависимости от нагрузки.

Следуя своим принципам, Гауди органично вписал церковь в ландшафт местности. Для интерьера он спроектировал удивительные скамейки из дерева и железа, отразив свои корни потомственного кузнеца.

Более подробно о шедевральной крипте колонии Гуэль , если интересно, читайте на канале Дзен Архитектура.

Блеск и нищета архитектора Гауди

Денди в молодости, гурман и театрал, разъезжающий в собственном экипаже, в зрелом возрасте стал вести аскетичный образ жизни. 7 июня 1926 года его, 73-летнего старика, одетого в поношенный костюм и без документов, сбил трамвай. Не зная, что это великий архитектор, пострадавшего отвезли в больницу для нищих. На следующий день капеллан (главное творение Гауди, которому он посвятил более 40 лет) нашёл его и перевёз в другую больницу. Но лучшие доктора оказались безсильны.

Архитектуру Антонио Гауди, его дома в Барселоне, ставшие всемирным наследием человечества, Вы узнаете даже, если совсем не знакомы с его творчеством. продолжают строить и к 2026 году надеются завершить.

Гауди также был довольно необычным человеком. Фактрум рассказывает о великом архитекторе в подборке увлекательных фактов из его биографии.

Антонио Гауди

1. Любовь к ботанике создала архитектора

Слабый, страдающий ревматизмом ребёнок, Антонио Гауди рано открыл для себя мир фантазий, научился внимательно наблюдать и понимать язык природы. Это послужило основой для многих образов и идей молодого архитектора и дало ему чувство родины (он на всю жизнь сохранил верность друзьям детства, да и помощники его в основном происходили из Реуса, Таррагоныи окрестностей; это служило для Гауди более чем достаточной рекомендацией).

Ещё в детстве Гауди всерьез увлекся ботаникой. Он искренне интересовался растениями и насекомыми, их опыляющими. Своё финальное школьное сочинение испанский архитектор посвятил пчёлам. Позже его первым учебным проектом в Барселонской школе архитектуры стали ворота кладбища, которые должны былы отделить мир мёртвых от мира живых.

2. Ненависть к прямым линиям и обыденности

Гауди просто ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его до сумасшествия. Он избегал прямых линий, считал их порождением человека, а круги для него были порождением Бога. Эти жизненные принципы помогли оставить ему после смерти восемнадцать прекрасных архитектурных творений, каждое из которых привлекает огромное внимание туристов.



У Гауди были разные глаза: один - близорукий, другой - дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили». Может быть поэтому привычные для всех архитекторов чертежи у Гауди выглядели несколько иначе. Все свои проекты, от плитки на мостовой, скамейки и ворот и до собора Святого Семейства (Саграда Фамилия) Антонио проектировал в виде своеобразных макетов, которые с помощью зеркал превращались в трёхмерные модели.

3. Любовь всей жизни

Гауди никогда не был женат. За всю жизнь Гауди известна только одна женщина, которой архитектор оказывал знаки внимания - Жозефина Моро, работавшая учительницей в рабочем поселке. Она не ответила взаимностью и Гауди с головой ушел в католичество.

В молодости архитектор был рьяным антиклерикалом, носил дорогую одежду, следил за внешним видом. Последние годы зодчий провёл как отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры. К слову, свои последние годы жизни он проживал именно в нём, оставив своё привычное жилище, разместившись на стройке в спартанских условиях.

4. Талант во всём

Гауди был не только архитектором, он также был художником в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Своё поразительное умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях объяснял наследственностью: отец и дед - кузнецы, один дед матери - бондарь, другой моряк - «люди пространства и расположения». Его отец был медником, и этот факт, несомненно, оказал влияние на пристрастие Гауди к художественному литью. Многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из кованого железа, зачастую его собственными руками.



Например, руками Гауди совместно со столяром-краснодеревщиком Жуаном Мунне была сделана садовая скамья из искусственного камня. Она была предназначена для парка Гуэль. В оригинальном дизайне этой уникальной скамьи сочетается всё, что вкладывал Гауди в каждый свой труд: тут вам и необычные пропорции, и плавный рисунок линий, навеянных органическими формами. А главное, в соответствии с принципами искусства модерна, все эти эстетически изыски сочетаются со строгим выполнением чисто функциональных требований к эргономичности.

5. Строительство сроком в 140 лет

После нелепой смерти в 1926 году 73-летнего Гауди под колесами трамвая, его похоронили в крипте Саграда Фамилия. Строительство собора не оборвалось, однако темпы заметно снизились. А в 1936 году в Испании разгорелась война и строительство ненадолго прервалось.

Анархисты уничтожили почти все чертежи и макеты, оставленные Гауди для последователей строительства его детища, устроив пожар в мастерских. Но строительство храма продолжилось через 20 лет и длится до сих пор на средства и пожертвования людей. В настоящее время строительство возглавляет каталонский архитектор и живописец Жузеп Мария Субиракс.


Интересно что знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к тому акту вандализма вполне положительно. Собор, по его мнению, вообще следовало взорвать. Оруэлл считал творения архитектора самыми уродливыми сооружениями в мире, а торчащие шпили злорадно называл бутылками портвейна. К счастью, с этим мнением согласны были далеко не все.


Lloretmar.ru

Сальвадор Дали, наоборот, восхищавшийся работами архитектора и даже организовал в 1956 году в парке Гуэля чествование Гауди. Это позволило собрать дополнительные средства на продолжение строительства Саграда Фамилия. Любовь всей жизни Гауди продолжает жить.

Какой фильм был признан худшим за всю историю историю кинематографа?

У какой диснеевской принцессы был ребёнок?

Почему Ринго Старр ушёл из Битлз?

Почему женщины стали носить бюстгальтеры?

Какая фамилия была у Леонардо Да Винчи?

Дом-музей Гауди, величайшего из каталонцев, располагается в - начиная с далекого 1906 года и вплоть до окончания своих дней в доме этом жил сам архитектор Испании Гауди, сразу после провалившейся в городе-парке идеи реализации 40 домов по экономическим причинам.

Как жил великий Гауди?

Величайший испанский архитектор Антонио Гауди, будучи создателем красоты в архитектуре, в жизни являлся непритязательным человеком. Он на протяжении нескольких лет мог ходить в одной и той же одежде, и, наверное, не менял бы их вовсе, если бы не пожилая экономка, которая время от времени уносила что-то из одежды в стирку или чистку. В своей комнате великий мастер только ночевал, да и то тогда, когда он не оставался на ночлег на какой-нибудь из своих строек.

К сожалению, он был очень одинок – одинок настолько, что даже не завел себе домашнее животное, а тем более семью и детей. Его интересовало только лишь одно искусство, которое архитектор Гауди воплощал в величественных и прекраснейших сооружениях, созданных из металла или камня. Его любимым композитором являлся Вагнер, летящие мотивы музыки которого прослеживаются в архитектуре этого величайшего мастера.

Что можно увидеть в музее?

Музей Гауди представляет на обозрение современной публике некоторые из его личных вещей, а также действительно богатейшую коллекцию уникальной мебели, которая была создана мастером когда-то для других. Кроме этого, в доме-музее Гауди представлено собрание полотен известных живописцев Пикассо и Миро.

Здесь находится еще одна уникальная вещь, созданная испанским архитектором, которую сегодня можно рассмотреть и бережно потрогать в этом музее - металлическая ограда, которая окружала в свое время сад, расположенный возле дома. Эта конструкция состоит из витых металлических арок, которые являются такими характерными для всего творчества этого великого мастера.



Кто были первыми почитателями искусства мастера?

В эпоху, когда жил Гауди, многие эстеты Каталонии и всей Испании во всеуслышание называли его стиль вздором и полной чушью. Они буквально на каждом углу кричали о том, что работы величайшего архитектора не имеют абсолютно никакого смысла. Прежде всего, его искусство полюбилось купцам, представителям богатой знати, предпринимателям тех времен, которые хотели выставлять свое богатство на показ. Поэтому именно они заказывали у Антонио Гауди строительство своих величественных домов, не жалея, на это, никаких денег. Главным их условием было только одно: чтобы работы мастера не повторялись. Абсолютно каждая работа этого архитектора поэтому и является настоящим неповторимым шедевром искусства, позволившим Гауди раскрыть себя абсолютно по-новому.


Величайшие творения Гауди в Барселоне:
– Грандиозный памятник испанской архитектуры –
– Удивительный
– И, конечно, легендарная – Собор Святого Семейства

Это далеко не полный перечень работ великого архитектурного гения! Наслаждайтесь восхитительной красотой Барселоны, ознакомьтесь со всеми на нашем сайте благодаря ярким и красочным фото и отправляйтесь в незабываемое путешествие по великой стране!

Всемирно известный каталонский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) успел создать 18 шедевров, которые многие десятилетия считаются верхом новаторского и уникального стиля. До сих пор его фантастические сооружения кто-то считает гениальными, а кто-то просто сумасшедшими. Основная часть этих произведений находится в родной мастеру Барселоне, которая стала не только его домом, но и своего рода странной лабораторией, в которой Гауди проводил потрясающие архитектурные опыты.


Хоть и принято считать, что испанский зодчий творил в стиле модерн, но вместить его проекты в рамки вообще какого-либо течения не получается. Он жил и творил по понятным только ему правилам, придерживаясь непостижимых законов, поэтому все творчество мастера лучше классифицировать как «стиль Гауди».

С несколькими его шедеврами, которые по-праву считаются вершиной архитектурного искусства, мы сегодня и познакомимся. Справедливости ради надо отметить, что из 18 его проектов, семь было включено ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия!

1. Дом Висенс (1883-1885), первый проект Антонио Гауди


Резиденция Висенс (Casa Vicens), первое самостоятельное творение зодчего, была создана по заказу богатого промышленника Мануэля Висенса (Manuel Vicens). Дом до сих является главным украшением улицы Каролинес (Carrer de les Carolines), считаясь самой яркой и нестандартной достопримечательностью Барселоны, который ЮНЕСКО включен в список объектов всемирного наследия.


Этот дом построен в стиле модерн и составляет четырехуровневый архитектурный ансамбль, в котором даже самые мелкие детали играют важную роль.


Поскольку Гауди являлся приверженцем природных мотивов и в них черпал источник вдохновения, то каждый элемент этого необычного дома был отражением его предпочтений.


Цветочные мотивы присутствуют везде, начиная от кованой ограждающей решетки, а также самого фасада и заканчивая внутренним интерьером. Самым излюбленным изображением создателя стали желтые бархатцы и пальмовые листья.


Структура самого дома Висенса, включая элементы его отделки, говорит о влиянии восточной архитектуры. Декор всего необычного комплекса выполнен в мавританском стиле мудехар. Он явно проявляется в оформлении мусульманских башенок на крыше и в некоторых деталях роскошного внутреннего убранства.


2. Павильоны и усадьба Гуэля (Pavellons Guell)


Для графа Эусеби Гуэля, который после этого грандиозного проекта стал не только покровителем великого мастера, но и другом, Антонио Гауди создал необыкновенную усадьбу, которая больше известна под названием павильоны Гуэля (1885-1886).


Выполняя заказ графа, неординарный зодчий не просто провел полную реконструкцию летнего загородного поместья с облагораживанием парка и созданием конюшен и закрытым манежем, а объединил весь эти обычные постройки так, что они превратились в сказочный комплекс.


При создании этих павильонов Антонио впервые применил особую технологию – тренкадис, которая заключается в том, что при облицовке фасада используются кусочки керамики или стекла неправильной формы. Облицевав поверхности всех помещений одинаковым узором особым образом, он добился изумляющей схожести с чешуей дракона.

3. Городская резиденция Гуэль (Palau Guell)


Этот фантастический проект для своего друга Антонио Гауди в 1886-1888 годах и представляет собой необычный дворец, который мастер умудрился создать на площади менее 400 квадратных метров!


Зная главное стремление владельца поразить элиту города роскошью своего жилища, архитектор виртуозно разработал весьма необычный проект, который и позволил создать действительно неординарный и сказочно богатый замок. В стиле которого смешались многовековые традиции, новаторские техники и идеи, которые он с таким же успехом применял в последующих комплексах.


Главная изюминка этого интересного с точки зрения архитектуры дворца – печные трубы, которые имеют образ ярких диковинных скульптур. Такое великолепие достигнуто благодаря облицовке осколками керамики и натурального камня.


Фронтоны и терраса на крыше, которая предназначена для впечатляющих прогулок, приводит посетителей в невероятный восторг своим открывающимся видом на город и «волшебный сад», созданных и изумительных печных туб.

4. Парк Гуэля (Parc Guell)


Проект необычного парка Гуэль (1903-1910) был задуман в стремлении создать город-сад, в противовес набирающей оборотов индустриализации страны и защитой от ее ужасных последствий.



Огромный участок был куплен графом для этих целей, но горожане так и не поддержали идею автора и вместо 60 домов было выстроено всего три выставочных экземпляра. Со временем город выкупил эти земли и превратил их в парк отдыха, где красуются восхитительные пряничные домики архитектора Антонио Гауди.



Поскольку здесь планировался элитный поселок, Гауди создал не только все необходимые коммуникации, но и распланировал живописные улочки и площади. Самым поразительным сооружением оказался зал «100 колонн», к которому ведет особенная лестница, а на крыше расположилась потрясающе яркая скамья, полностью огибающая контуры комплекса.


Этот город-сад до сих пор радует своих посетителей необыкновенной архитектурой и убранством, он также включен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.

5. Дом Бальо (Casa Batllо)


Дом Бальо (1904-1906) напоминает зловещую фигуру дракона, которая облицована мозаикой-чешуей и способна менять свой цвет в зависимости от времени суток. Как только его не называют – «дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом».



И действительно глядя на его странные балконы, решетки для окон, фронтоны и крышу, напоминающую спину дракона, избавится от впечатления, что это останки огромного монстра!


Создавая фантастический внутренний дворик, для улучшения и равномерности освещенности он добился игры светотени, выложив керамическую плитку особым образом – постепенно переходя от белого до голубого и синего.


Крышу дома, по традиции, украсил своими диковинными башнями-дымоходами.

6. Дом Мила - Педрера (Casa Milа)


Это последний жилой дом, который создал великий архитектор. Он более известен как «Ла Педрера», что в переводе означает – «каменоломня». Он считается самым невероятным проектом жилого дома не только всей Барселоны, но и мира.


Изначально, это творение мастера не приняли и считали его полным сумасшествием. Невероятно, но Антонио и владельца этого здания даже штрафовали за несоблюдение существующих норм градостроительства.



Со временем к нему привыкли и даже стали считать гениальным творением, ведь при строительстве безо всяких расчетов и проектов зодчий сумел внедрить технологии, которые на несколько десятилетий опередили время.
Только через сто лет подобную технологию разработали проектные институты и стали активно применять при сверхсовременном строительстве.

7. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori De La Sagrada Familia)


Последние сорок лет своей жизни гениальный архитектор посвятил воплощению в жизнь самой нереальной своей фантазии – заключая в камень персонажей притч и основные заповеди Нового завета.


В его оформлении преобладает сюрреалистическая готика, стены украшены образами святых и всякими тварями божьими начиная с черепах, саламандр, улиток и заканчивая лесом, звездным небом и всей Вселенной.


Высочайшие колонны и необычная роспись украшают интерьер храма (Temple Expiatori De La Sagrada Familia).

Однако воздвижение столь масштабного собора продолжается до сих пор. Поскольку зодчий все чертежи и планы держал в голове, для продолжения строительства понадобились годы, чтобы произвести столь сложные расчеты. Невероятно, но с этой задачей смогла справиться лишь программа НАСА, которая рассчитывает траекторию космических проектов!

Благодаря неординарным архитекторам и в наше время создаются уникальные здания, которые можно считать и вычурностью форм.