Сенат Российской империи: история создания и функции. Комментарии Сенат при петре 1 выполнял законодательные функции

В начале правления Петра верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда по-прежнему оставалась Боярская дума. Но после создания в октябре 1704 г. Кабинета его величества роль Боярской думы значительно снизилась - перестают созываться ее заседания. Еще в 1699г. из состава Боярской думы была выделена Ближняя канцелярия, переименованная в 1708г. в Консилию министров, которая постепенно почти полностью заменила Боярскую думу.

Во время Северной войны, требовавшей частых отъездов царя, Петр Великий решается создавать новой высший орган для управления государством во время его отлучек. Отправляясь в Прутский поход в феврале 1711 года, Петр 1 обнародовал указ: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат, для управления...», в этот же день был объявлен манифест о начале войны с Турцией.

Первоначально Сенат был учрежден временно, но вскоре превратился в постоянно действующий государственный орган. 2 марта этого же года всем «местам и лицам» было приказано повиноваться Сенату, как самому государю. Тогда же Сенат получил и первую должностную инструкцию, из которой видно, что Петр 1 наделял новый орган широкими полномочиями. В этом Указе говорится и о «суд нелицемерном», и о «расходах во всем Государстве», и о собрании дворян в войско, о деньгах, векселях и товарах, о соли и других хозяйственных делах. Круг ведомства Сената быстро расширялся, отчасти по прямым указаниям государя, отчасти по его собственной инициативе. В его руках сосредоточилось все управление, верховный надзор за правосудием, высшая распорядительная и законодательная власть.

Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. Поначалу он состоял из девяти сенаторов, обладавших равными голосами: князья П.А. Голицын, М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, граф И.А. Мусин-Пушкин, Т.Н. Стрешнев, Г.А. Племянников. М.В. Самарин, В.Г. Апухтин, Н.П. Мельницкий. Они заседали в одном общем присутствии и решали все дела вместе. При нем для делопроизводства состояла канцелярия под управлением обер-секретаря, который вероятно был начальником всего письмоводства.

Первоначально Сенат имел непосредственное отношение к центральному и местному управлению, между ним и губерниями не было каких-либо связующих инстанций. Все документы из губерний поступали прямо в Сенат по губернскому и секретному столу. При Сенате для правильных взаимоотношений стояли особые комиссары из губерний (по 2 из каждой).

По указу «Об учреждении Правительствующего Сената» устанавливалось также «вместо приказа Розряднаго быть столу розрядному при вышеописанном Сенате». Сенат унаследовал много прав от разряда, который ведал служилыми людьми разных чинов и сосредотачивал все правительственные распоряжения по служебной части. После уничтожения разрядного приказа Сенат стал средоточием таких распоряжений, к нему перешла и специальная задача «писать в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неуклонением от службы. В 1721--1722 гг. разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 г. назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.

Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711 года была создана должность фискалов, в обязанности которых лежало «над всеми делами надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе». В указе от 17 марта 1714 года «О должности фискалов» уже более четко определена структура фискальной службы и обязанности фискалов. Сенату было приказано избрать обер-фискала с четырьмя помощниками (два от купечества и два от дворянства), в обязанности которого было «наблюдать за течением и справедливым отправлением дел во всех губернских присутственных местах и преследовать судом злоупотреблениями лиц, какой бы высокой степени они не были, иметь внимание за казенными сборами, быть ходатаем притесненных». При губернских правлениях был также провинциал-фискал с тремя помощниками, в городах -- 1-2 городовых фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а потом треть конфискованного имущества.

Когда прекратились постоянные отлучки Петра 1, вопрос о роспуске Сената даже не возникает. При все более теряющих свое значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. 11 декабря 1717 года подписан указ «О штате коллегий и о времени открытия оных», по которому было упразднено большинство приказов и учреждены 12 коллегий. Их открытие началось в 1718 г.

После этого устройство Сената претерпело некоторые изменения. Во-первых, между Сенатом, как органом верховной власти, и местными учреждениями появились посредствующие инстанции, особенно выделились для местного управления камер-коллегия и юстиц-коллегия. Тогда же некоторые коллегии (иностранных дел, военная и адмиралтейская) получают независимое положение, но это не уменьшает власть Сената. Затем с учреждением других коллегий временно изменяется и состав Сената. По Указу 1718 г. он должен был состоять из президентов коллегий. Предполагалось, что так он соединит в одно целое различные ведомства и направит их деятельность к одной цели. Но такой порядок существовал до 1722 г. В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» говорится, что "сие сначала не смотря учинено, что ныне исправить надлежит". Мотивом возвращения к прежнему устройству Сената стала медленность сенатского делопроизводства, которая объяснялась нехваткой времени у президентов коллегий работать еще и сенаторами. Но не эта причина заставила Петра 1 изменить структуру Сената, а скорее всего «желание доставить государству независимое, строгое и контролирующее учреждение». Сенаторами назначены другие сановники государства, а из президентов оставлены только президенты военной и коллегии иностранных дел. А чтобы усилить надзирающую власть Сената, государь повелел: «ревзион-коллегии быть в сенате, понеже дело едино есть, что Сенат делает».

Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 г. Прокуратура контролировала деятельность Сената и коллегий. Учреждение должности генерал-прокурора было вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, нужен был связующий орган между Сенатом и Императором; во-вторых, был необходим надзор за деятельностью Сената, который порой не оправдывал возложенных на него надеж.

Недовольство Сенатом сказалось на учреждение еще в 1715 году должности генерал-ревизора или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения указов. В 1718 г. он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний, таким наблюдателем был назначен обер-секретарь, который также оказался непригодным для этого. Незадолго до учреждения должности генерал-прокурора надзор за благочинием сенатских заседаний был поручен помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии.

Наконец, перед отъездом Петра Великого в Персидский поход 12 января 1722 года была создана прокуратура в виде сложной и стройной системы надзора не только над Сенатом, но и над всеми центральными и местными административными и судебными учреждениями. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Первым генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский. Через несколько дней был назначен помощник генерал-прокурора - обер-прокурор - Скорняков-Писарев. А 27 апреля 1722 года была дана инструкция генерал-прокурору. Главной его обязанностью было наблюдать, «дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которыя к Сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по Регламентам и указам отправлял…». Также генерал-прокурор руководил сенатскими прениями, не допуская сенаторов до излишних разговоров и брани, для чего он был вооружен теми же средствами, какие были прежде даны сенатскому обер-секретарю и офицеру гвардии, присутствовавшим при Сенате. Именно он назначал по песочным часам срок для обсуждения вопроса, останавливал чересчур пылкие мнения, брал с бранившихся сенаторов штраф, в нужных случаях доносил государю. Он останавливает неправильные, по его мнению, определения сената, по выбору своему дает или новый срок для пересмотра дела, или докладывает его императорскому величеству. В его управлении находится канцелярия сената, под его начальством она приобретает новое значение и вместе с ним резко выделяется, как совершенно особый элемент, из учреждения Сената. Все рапорты и доношения губернаторов и других подчиненных установлений идут через канцелярию, следовательно, все дела проходят через руки генерал-прокурора.

Наконец, генерал-прокурор являлся посредствующим звеном между государем и сенатом, через него государь удостоверялся, верно ли сенаторы понимают его предначертания и исполняют свои обязанности. "Чин сей яко око наше и стряпчий о делах государственных». Учреждение генерал-прокурора умалило власть сенатского присутствия, но не ограничило власти сената, в состав которого он входил.

В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывается главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного Уложения 1649 г., в области административного права пользовался весьма широко законодательною властью. 19 ноября 1721 г. Петр предписывает Сенату не чинить без подписания руки его никакого определения генерального.

Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны.

Был учреждён Правительствующий Сенат - высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Постоянные отлучки Петра I из страны мешали ему заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 22 февраля (5 марта) 1711 г. эти полномочия были возложены на новое учреждение, названное Правительствующим Сенатом.

Сенат осуществлял всю полноту власти в стране в отсутствие государя и координировал работу других государственных учреждений.

В состав нового учреждения вошли девять человек: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Петр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгорукий, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.

В первые годы существования Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом. Через несколько дней после учреждения Сената 5 (16) марта 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Указом императора от 28 марта 1714 г. «О должности фискалов» эта служба получила окончательное оформление.

В 1718-1722 гг. в состав Сената входили все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора , который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления было невелико.

5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственного управления. Это государственный орган был создан Петром из-за постоянных отлучек, которые часто мешали ему заниматься текущими делами управления. Он и раньше неоднократно, в 1706, 1707 и 1710 гг. вручал дела нескольким избранным соратникам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, решали текущие вопросы. Непосредственной предпосылкой Сената стала подготовка к Прутскому походу (лето 1711 года), когда глава государства был занят проблемой русско-турецкой войны и не мог с полной отдачей решать «текучку». Поэтому, Сенат получил весьма широкие функции, он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие государя. Он должен был продублировать власть царя. В указе 2 марта 1711 года Пётр Алексеевич говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». В то же время Сенат нёс ответственность перед царем, который обещал жестокое наказание за неправедные дела.

В 1711 - 1714 гг. местом постоянного пребывания Правительствующего Сената была Москва. Только иногда на время, целиком или в лице нескольких сенаторов, Сенат переезжал в Петербург. Новая столица России стала постоянным местопребыванием Сената с 1714 года. В Москву с этого времени Сенат переезжал только по временам, в случае поездок туда царя на значительное время. Однако в Москве осталась часть сенатской канцелярии - «канцелярия сенатского правления». Первыми сенаторами были граф Иван Мусин-Пушкин, 1-й московский губернатор, боярин Тихон Стрешнев, бывший архангелогородский губернатор, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Должность обер-секретаря получил Анисим Щукин.

При назначении сенатором, как и на другие должности, Пётр руководствовал не происхождением человека, а служебной годностью. Если в 17 столетии представитель боярского рода с привычной последовательностью преодолевал ступени служебной лестницы и в конечном счёте достигал высшего чина, приходя на смену отцу, то при Петре Алексеевиче право стать сенатором получали лица, которые обладали личным достоинством. Заслуги предков не имели определяющего значения. Ценились ум, служебные умения, образование и пр. Этот новый критерий позволял появиться новым людям в верхнем правящем слое. Они целиком были обязаны своей карьерой царю. Кроме того, сенаторы отличались от бояр тем, что боярин – это чин, а сенатор – должность. Лицо, которое выбывало из Сената, утрачивало звание сенатора. Сенаторы в большей мере зависели от верховной власти. Это должно было увеличить служебное рвение сенаторов.

В 1718 году в Сенат были включены президенты коллегий. Сенат должен был выносить постановления по запросам коллегий, которые они не могли решить самостоятельно из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: неожиданном нападении вражеских войск, начале эпидемии и т. д.

В конце правления Петра Алексеевича – в 1721-1722 гг. – Сенат был реорганизован, и деятельность его упорядочена. Прежде всего был изменён принцип его комплектования. Если раньше в него входили все президенты коллегий, то потом Пётр признал, что это было «неосмотрительно». Президенты коллегий не могли хорошо работать сразу во главе коллегий и в Сенате. К тому же Сенат, состоявший из президентов коллегий, не мог хорошо контролировать деятельность органов центрального управления. По указу от 22 апреля 1722 года Сенату надлежало состоять из тайных действительных и тайных советников. В порядке исключения Пётр позволял назначение в сенаторы президентов только трёх важнейших коллегий – Воинской, Адмиралтейства и Иностранных дел. Правда, этот указ не был толком выполнен из-за кадрового голода. Уже в мае вышел указ отменявший действие прежнего, президенты коллегий из-за «малолюдства в Сенате» были возвращены в этот орган. В итоге Пётр стал модернизировать Сенат не изменением его состава, а путём учреждения новых должностных лиц и структурных подразделений.

До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. Кроме того, одновременно с учреждением Сената государь приказал вместо Разрядного приказа учредить «стол разрядный при Сенате. Таким образом, в ведение Сената отошло назначение на все военные и гражданские должности («писание в чины»), заведование всем служилым сословием России, ведение списков, произведение смотров и наблюдение за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы. В 1721-1722 гг. разрядный стол был преобразован в разборную канцелярию, также состоявшую при Правительствующем Сенате.

5 февраля 1722 года при Сенате назначили герольдмейстера, который ведал при посредстве герольдмейстерской конторы служилым сословием. Первый герольдмейстером стал стольник Степан Колычев. Герольдмейстерская контора вела учёт дворян, выявляла среди них годных и негодных к службе, проводила регистрацию чинов и перемещений служилых как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстеров были дворяне, уклоняющиеся от службы, а также дети, которым предстояло нести службу в будущем. Контора должна была собирать сведения, где они получали образование - дома или в учебных заведениях. В обязанности Герольдмейстерской конторы также входило создание учебных заведений для детей «знатных и средних дворянских фамилий», где их должны были обучать «экономии и гражданству», то есть гражданским специальностям. Однако эта обязанность так и не была реализована, как и многие другие начинания Петра.

Инструкция также поручала Герольдмейстерской конторе создавать гербы. Для этих целей был приглашен итальянец граф Франциск Санти, который получил задачу «малевать» императорский герб, гербы всех его царств, провинций, городов и дворянских фамилий. Санти и его помощники при жизни Петра Алексеевича изготовили изображение герба для государственной печати, а также гербы губерний и 97 гербов провинций.

Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала в сфере учёта служилого сословия. Это было обусловлено первоочередной необходимостью реализации этой функции и наличием предшествующих структур – Разрядного приказа и созданного на его основе в 1711 году разрядного стола.

Связь между Сенатом и губерниями осуществляли комиссары (они назначались губернаторами), по два от каждой области. По мере развитий коллегий (органов центрального управления), они стали выполнять функцию посреднического звена между Сенатом и губерниями.

Одновременно с созданием Сената, была учреждена должность фискалов, которые должны были «над всеми делами тайно надсматривать», бороться с коррупционными явлениями, вроде взяток, расхищения казны, нарушений в сфере сбора налогов и т. д. О нарушениях докладывалось в Сенат. Если действительно уличали виновного, то половину штрафа получал фискал, другая часть шла в пользу казны. Также было дано повеление учредить должность обер-фискала (позднее генерал-фискал), который был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами, у него было четыре помощника. В губерниях были провинциал-фискалы, по одному для каждой отрасли управления; им подчинялись городские фискалы. С созданием коллегий появилась должность коллежских фискалов, по одному для каждой коллегии.

Чтобы пресечь постоянные распри между сенаторами, Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний, а также функцию соответствия сенатских решений Уложению и указам, генерал-прокурору (12 января 1722 года была учреждена прокуратура). До этого надзор за благочинием сенатских заседаний осуществлял обер-секретарь Анисим Щукин, а затем помесячно менявшиеся штаб-офицеры гвардии. Помощником генерал-прокурора в Сенате стал обер-прокурор. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Генерал-прокурор находился в непосредственных отношениях с государем, поэтому сблизил Сенат с высшей властью и одновременно упорядочил производство дел. Тогда же в 1722 году были учреждены сенатские конторы – сенатская, ревизионная и раскольничья.

В феврале 1722 года были определены полномочия рекетмейстера (генерал-рекетмейстера), это слово было образовано от немецкого, сочетавшего французское requête - «жалоба, прошение», и немецкое Meister. Он стал надзирать за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия, принимал жалобы-челобитные на волокиту, противозаконные решения коллегий и канцелярий. Учреждение этой должности преследовало две основные цели: освободить императора от разбирательства лично ему подаваемых челобитных и повести решительное наступление на волокиту, противозаконные действия коллегий и канцелярий. Правда, учреждение этой должности не решило поставленных задач. Традиция была сильной и челобитную старались подать через голову генерал-рекетмейстера лично царю. Пётр сам писал, что «дерзают во многих местах его величеству бить челом и челобитные подавать паки, не давая нигде покою». Ещё меньших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в борьбе с волокитой и несправедливыми решениями. Рекетмейстер имел только бюрократические способы борьбы с бюрократией: получив жалобу, он должен был разбираться не в существе принятого решения, а в своевременности прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений. Поэтому, рекетмейстер не мог решить проблему потока жалоб, как справедливых, так и сутяжнических.

После смерти Петра I значение Сената уменьшилось, а его функции стали меняться. Первоначально его власть ограничил Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. Сенат вместо Правительствующего стал называть Высоким. Императрица Елизавета Петровна, которая в своей политике старалась следовать курсу отца, в 1741 году издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел». Однако это не восстановило реальное значение Сената в делах внутреннего управления России. После того, как в 1802 году в Российской империи были учреждены министерства, Сенат сохранил только функции высшего судебного органа и органа надзора. В таком виде, почти без изменений, Сенат просуществовал до 22 ноября (5 декабря) 1917 г, когда был издан декрет Совета Народных комиссаров «О суде», который постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».

"За исправление дел благодарствую, в чем и впредь надлежит трудиться и все заранее современем (своевременно) изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно".

(Из письма Петра I Сенату)

Паспорт исследовательской работы

Название исследовательской работы: 300 лет Правительствующему Сенату

Разработчик исследовательской работы: Романенко Валерия Андреевна, ученица 10 А класса МБОУ СОШ №18 им. В.Я.Алексеева

Руководитель: Трофимова Нина Николаевна

Объект исследования: Правительствующий Сенат

Гипотеза: создание Сената, как совещательного органа в России, явилось средством укрепления самодержавной власти, а не ее ослабления.

Цели исследования:

  • познакомиться с историей образования Правительствующего сената;
  • исследовать его место в системе государственного управления Российской империи.

Актуальность:

Исследование данного вопроса может помочь в правильном понимании роли и места народного представительства, в том числе, и в политической системе современной России. Актуальной является необходимость изучения различных форм народовластия, существовавших в нашей истории. Материал данной исследовательской работы может быть использован в образовательном процессе.

Задачи:

  • изучить историю создания и последующего развития Сената;
  • выявить функции Сената, его структуру;
  • проанализировать изменения, происходящие в сенате при смене правителя в России;
  • рассмотреть деятельность сената в различные хронологические отрезки;
  • сделать вывод о значении Правительствующего сената в Российском империи.

Введение

В 1711 году, а именно 22 февраля, указом Петра I был учрежден Правительствующий Сенат – высшее государственное учреждение Российской империи, ставшее символом российской государственности. Наименование «Правительствующий» было присвоено Сенату в знак особо широких полномочий. Значение, роль и функции Сената видоизменялись с течением времени, но Сенат всегда оставался главным государственным органом России.

2011 год - год 300-летия со дня основания Правительствующего Сената.

Общественно-политическая ситуация в России. Предпосылки к созданию Сената

С середины 17 века сословно-представительская монархия в Российском государстве постепенно переходит в монархию абсолютную. Сущность этого перехода в основе своей заключалась в том, что созыв Земских Соборов прекратился. Так, последний Земской Собор в полном составе был собран в 1653 году. Состав соборов, созывавшихся позже, был строго ограничен – уездных дворян и посадских более не приглашали на соборы.

В конце 17 - начале 18 веков государственный аппарат был плохо слажен, громоздок и неэффективен. Практически все важнейшие сферы жизни государства не имели единого органа управления, за исключением внешних сношений, которыми ведал Польский приказ. Отсутствие единого органа управления тормозило процесс европеизации России, к которой так сильно стремился Петр I.

Высшим совещательным органом была существовавшая с древних времен Боярская дума. Петр I не доверял боярам (многие из которых были сторонниками Софьи Алексеевны), потому и заседания Боярской думы при нем стали проводиться все реже и реже, пока в 1704 году они не прекратились вовсе. К тому же в это время усиливалось дворянство, которое в свою очередь видело укрепление своих позиций в усилении самодержавия. Таким образом, сложившаяся система, а именно Боярская дума и руководящая аристократия, оказались не приспособленными к решению проблем, стоявших перед страной. Это обстоятельство и явилось одной из главных причин реформы государственного аппарата.

На смену Думе, в 1701г., пришло временное учреждение - "Консилия министров" - совет руководителей важнейших приказов и канцелярий. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем. В Консилии были установлены строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов, отчётности. Каждый министр отвечал за свой круг обязанностей. Так происходила бюрократизация управления.

Учреждение Сената

император Петр I

В 1711 году Консилию министров сменил Правительствующий Сенат. Формальным поводом для создания Сената стал предстоящий отъезд Петра на войну с Турцией (как раз перед Прутским походом). Он был учрежден Указом от 22 февраля 1711 года , и первоначально создавался как временный, чрезвычайный высший орган государственного управления с широкими полномочиями на время отсутствия царя (вплоть до законодательных). Однако уже из первых указов о Сенате видно, что это учреждение создавалось не на короткое время, а надолго.

Многие исследователи этого вопроса считают, что Прутский поход был лишь мотивом для учреждения Сената. С момента учреждения до начала Прутского похода было издано четыре указа (регулирующих деятельность Сената), в том числе: «Об учреждении Правительствующего Сената», «О поручении правительствующему Сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства» , «О власти и ответственности Сената» , «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате» .

Учреждение Петром 1 Сената на время (Прутского похода) не предполагало бы такого тщательного нормативного регулирования. Наоборот, такой основательный подход говорит о том, что Петр 1 учредил Сенат как постоянно действующий орган. Другой важной причиной, по которой Петр 1 учредил Сенат, является попытка всеобъемлющей централизации власти или, говоря современным языком, укрепление вертикали власти. Сенат, имея широкие полномочия, полностью подчинялся монарху.

Состав Сената

22 февраля 1711 года Петр 1 издает указ «Об учреждении Правительствующего Сената» . Этим документом был определен персональный состав Сената: господин князь Михайло Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорий Волконской, господин Самарин, господин Мельницкой, обер-секретарь Сената Онисим Щукин.

В первоначальном составе Сената не было представителей политической элиты, скорее это были крупнейшие политические деятели того времени.

Указанные выше три князя - выходцы из старинной титулованной знати. Остальные - из малознатных родов. Три сенатора в прошлом были членами боярской Думы (Мусин-Пушкин, Стрешнев, Племянников). Петр I при назначении сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами. Возможно, именно поэтому, должность сенатора не была включена в Табель о рангах и не была отнесена к классам.

Иными словами можно сказать, что в основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.

Как уже было сказано, первоначально Сенат состоял из девяти сенаторов, назначаемых государем. Пунктом 1-м указа от декабря месяца 1718 года «О должности Сената» состав Сената был существенно изменен. «Сенату надлежит состоять из президентов коллегий…» -установлено указом. Однако данный указ был отменен другим указом от 27 апреля 1722 года. Из него следует: «Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам…». Сам Петр 1 признал, что «сие сначала не осмотря учинено, что ныне исправить надлежит» . Данный указ не касался президентов трех главных коллегий (иностранных дел, военной, морской), а также временно Берг-коллегии, оставленных в Сенате указом от16 мая 1722 года. Оставшиеся в Сенате президенты коллегий были самые доверенные и приближенные к царю лица, которых император хотел видеть и в Сенате, и в коллегиях.Главной причиной, по которой был принят указ от декабря месяца 1722 года, было то обстоятельство, что, состоя в коллегиях, сенаторы не могли быть объективными в принятии решений по вопросам, находящимся в их ведении, - «не могут сами себя судить» .Назначение и увольнение сенаторов происходило по именным указам. Каждый вновь избранный сенатор должен был приносить присягу. Петр 1 сам лично сочинял текст присяги для сенаторов .

Структура и функции Сената

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

О компетенции Сената можно судить по двум Указам Петра, принятым 2 марта 1711 г.: «О послушании всех Сенату и его указам» , где царь угрожал ослушникам смертной казнью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря» , а также Указ «О функциях Правительствующего Сената» . Из документа видно, что Сенат был наделен широкими полномочиями: с момента создания Сенат занимался вопросами законодательства, комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.

Сенат, обладая в сравнение с Боярской Думой меньшими полномочиями, выгодно отличался от неё большей централизацией в ведении дел, выражавшейся в учреждении Канцелярии, отвечающей за учёт и обработку входящей документации, контроль над исходящей документацией и правильностью их исполнения. В Сенате существовали и особые книги регистрации инструкций, книги указов и регламентов. Указы делились на два вида - носящие временный характер и имевшие вид постоянных законов. Также указы подразделялись на сенатские указы и на царские, данные Сенату. Сенат участвовал в организации управления страной наряду с царём, внося предложения по устройству коллегий.

Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возникает. Значения Сената не подорвало и учреждение (1718--1720 гг.) коллегий, несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату.

Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создать специальные контрольные органы. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы - прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей.

В указе царя, выпущенном 27 апреля 1722 года “О должности Сената” подробно устанавливался порядок организации ведения дел в этом учреждении. Дело вначале внимательно слушалось, затем обсуждалось. Вопрос решался с помощью голосования. Те дела, “…которые вершатся,…” было приказано” …записав в протокол, отмечать в реестре” . Секретарь записывал высказывания членов Сената по каждому из обсуждаемых вопросов, а члены Сената закрепляли их своими подписями.

Сенат подчинялся строгим принципам коллегиальности. “Без согласия всего Сената, ничто делать не подобает…” Строго наказывалось, что “…в Сенате никакое дело не вести словесно, а всё письменно…” Итак, Сенат являлся более совершенным, чем Боярская Дума органом, имеющим строгую регламентацию своей работы.

Руководство Сенатом осуществлялось генерал-прокурором Сената. Его должность была введена Петром I в 1722 году и регламентировалась указом “О должности генерал-прокурора” от 27 апреля того же года. В нём определялись главные функции и обязанности генерал-прокурора: “Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил во всех делах, которые Сенатскому расследованию подлежат, истинно, ревностно и порядочно” , исполнял свою должность по регламентам и указам, записывал даты указов и их содержание в специальный журнал, а также указывал в нём было ли дело исполнено или нет. Также генерал-прокурор ”осуществлял надзор за деятельностью всех правительствующих мест в империи. Его орудиями были подчинённые ему фискалы с обер-фискалами во главе”. Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер-секретарями, приданными ему в помощники. При Сенате имелись следующие учреждения: Расправная палата, Сенатская контора в Москве, Герольд-мейстер, Рекет-мейстер, Губернские комиссары, коллегии и другие органы.

В основу принятия решений Сената был положен принцип единогласия. Если хотя бы один сенатор не был согласен с решением большинства, дело переносилось на новый срок. Если и при новом рассмотрении вопрос не удавалось решить, он переносился на окончательное рассмотрение к царю. Естественно, что такая процедура существенно замедляла решение вопросов, и Именным указом от 1714 года царь отменил принцип единогласия. С тех пор дела решались большинством, а мнение меньшинства заносилось в протокол.

Таким образом, Сенат являлся центральным судебным, военным и финансовым учреждением, имеющим верховный надзор в этих сферах и был учрежден как постояннодействующий орган государства, призванный помогать монарху в управлении страной.

Изменения Сената в XVIII веке

После возвращения Петра из похода на Прут роль Сената не изменилась, напротив, штат служащих был увеличен, создана большая канцелярия В Сенате сосредоточилось управление делами как губерний, так и различных приказов и канцелярий.

Реформе Сената Петр I уделял огромное внимание. Только «Должность Сената» -инструкцию, определявшую полномочия, структуру и делопроизводство учреждения он переписывал шесть раз! Смысл идеи Петра I был предельно прост и вытекал из идеализации им коллегиального начала в управлении. Он намеревался создать своеобразную суперколлегию – коллегию коллегий. Сенаторами должны были стать президенты коллегий, которые сами бы составили в сенатском присутствии коллегию.

По его мысли, такое устройство Сената гарантировало государство от всевозможных злоупотребления, позволило заменять его, самодержца, у руля власти на время отсутствия. Высокое положение Сената не снимало с него ответственности, он был полностью подконтролен и подотчетен государю. Петр I отменил старую практику подчинения губерний Сенату. Теперь, после коллежской реформы, губернаторы должны были подчиняться коллегиям, то есть с децентрализацией военных времен было покончено. Новая схема государственного устройства выглядела таким образом: Сенат-коллегии-губернии-уезды. Сенат был высшим правительствующим органом, облеченным доверием государя и одновременно сохранявшим за собой функцию высшего апелляционного судебного органа.

Сенаторы правительствующего сената Российской империи, групповая фотография 1914

Однако план Петра I создать высший доверенный орган власти коллежского типа, состоящий из президентов коллегий, не удался. Довольно скоро оказалось, что президенты не были в состоянии заниматься и делами своих коллегий, и делами Сената. Поэтому в 1722 году царь был вынужден отказаться от своей идеи, хотя сам принцип коллегиальности при обсуждении дел в Сенате он сохранил. В существовании Сената Петр I видел тот смысл, что он должен был получать из местного и центрального аппарата дела спорные, требующие высшего арбитража, согласования между ведомствами и – это самое главное – дела, не имевшие для своего решения точной юридической нормы. И только если Сенат не мог решить дело, оно поступало на стол государя, высшего законодателя, главного судьи, верховного правителя.

При этом Петр I понимал, что вся государственная система только на иерархичности структуры и принципе коллегиальности не продержится. Опыт научил царя не доверять своим чиновникам. Поэтому в систему коллегий и Сената он закладывал контрольную, независимую службу – генерал-прокуратуру. Залог ее успешной работы Петр I видел в строгой регламентации ее деятельности и в независимости от Сената. Генерал-прокурор являлся вершиной пирамиды прокураторы: у него был заместитель – обер-прокурор, а также подчиненные ему прокуроры во всех коллегиях и судебных органах. Все компрометирующие государственных чиновников материалы через систему прокураторы должны были, не останавливаясь на промежуточных звеньях, подниматься наверх. Генерал-прокурору также подчинялись официальные тайные доносчики -фискалы, сидевшие на всех уровнях управления, благодаря чему генерал-прокурор был в курсе тайных махинаций чиновников. Генерал-прокурор мог опротестовать и приостановить решение любого правительственного органа, включая и Сенат. Он же имел право непосредственного доклада Петру, что резко повышало значение самого института надзора.

Систему контроля за судопроизводством Петр придумал в 1722 году. Тогда он утвердил при Сенате должность генерал-рекетмейстера, который собирал как жалобы подданных на волокиту в разборе их дел, так и жалобы «в неправом решении», то есть в нарушении законов в Юстиц-коллегии. Наконец, еще одним «уровнем» защиты государственных учреждений от должностных преступлений, наряду с прокуратурой и рекетмейстерством, стал институт фискальства, то есть состоящих на службе государства доносчиков. Он существовал с 1711 года, но лишь в 1723 году Петр перестроил весь институт государственных доносчиков, установив иерархию фискалитета: провинциал-фискалы---фискалы центральных учреждений и судов---обер-фискал---генерал-фискал со своей Фискальной конторой и прямым подчинением генерал-прокурору.

Учрежденный 8 февраля 1726 Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета (указ 7 марта 1726), формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет.

После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра (1727–1728), губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.

Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна вновь «восприяла» самодержавие, указом 4 марта 1730 Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве. Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление.

В 1731 году (6 ноября) официально появляется новое учреждение – кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената.

Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до 1735 г.), когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когда кабинет начал простирать свое влияние и на дела внутреннего управления, подобные изменения довели Сенат до небывалого падения. После указа 9 июня 1735 г. фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу. После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 г.) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом.

12 ноября 1740 г. была учреждена должность придворного рекетмейстера, сначала для рассмотрения всеподданнейших жалоб на коллегии и низшие места, а с 27 ноября того же года – и на Сенат. В марте 1741 г. эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.

Сенат при Елизавете Петровне

Елизавета Петровна

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, но и являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии. Нередко совершенно бесконтрольно Сенат осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Однако, Иностранная коллегия осталась не подчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти все время занимал князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице (даже по Св. Синоду). Учреждение конференции при высочайшем дворе (5 октября 1756 г.) сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757–1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять ее требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами.

Сенат при Петре III

Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» (1762).

Сенат при Екатерине II

Екатерина II

По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве, а лишь от 3 - 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них (учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. д.) вырабатываются помимо Сената; инициатива их принадлежит самой императрице, а не Сенату. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения. Значению Сената и степени его власти был нанесен далее тяжелый удар учреждением губерний (1775 и 1780). Несогласованность учреждений Сената и губерний повела, во-первых, к тому, что дела наибольшей важности всегда могли быть докладываемы императрице наместником или генерал-губернатором непосредственно, помимо Сената, а во-вторых, к тому, что Сенат оказался подавленным мелкими административными делами. Наименьший относительно урон значение Сената понесло в области суда. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией; и здесь, однако, значение его умалялось, во-первых, тем небывалым дотоле влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената.

Сенат при Павле I

В царствование Павла Петровича, несмотря на его нелюбовь к екатерининской системе, положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упраздненных при Екатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом: эти коллегии были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора. Генерал-прокурор (князь Куракин, затем Обольянинов), сосредоточив в своей канцелярии небывалое до того времени количество дел, пользовался в этих делах властью почти самодержавною. Давление его на Сенат ещё более увеличилось. Сенат остался по преимуществу судебным местом, но и тут подвергся новым ограничениям: по делам о казённом имуществе он перестал быть высшею инстанцией (1799), дела эти могли быть разрешены лишь именными указами. Всякие ограничения права обжаловать решения департаментов и общего собрания Сената были отменены (1797), вследствие чего жалобы начинают приноситься чуть ли не по каждому делу. Это вызвало, несмотря на самые решительные меры к ускорению сенатского производства, страшное обременение Сената судебными делами, которые в это время рассматривались всеми его департаментами.

Сенат от царствования Александра I до конца XIX века

Александр I

К коронации Александра I (1801г.) было подготовлено три проекта. Одним из них был проект реорганизации сената.

Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к идее придания Сенату статуса парламента. Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции. Александр I такие намерения поддерживал. Однако, проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. "Молодые друзья" императора, объединившись с прибывшим в России Лагарпом (учителем Александра), доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия. Поэтому Александру I пришлось отказаться от мысли преобразовать Сенат в парламент.

Но несмотря на это, реформы в Сенате все же были проведены. 5 июня 1801 г. был издан именной указ, в котором он предписал сенаторам сочинить проект надлежащего устройства Сената, с показанием всех его прав и обязанностей. Результатом этих совещаний явился именной указ от 8 сентября 1802 г. о правах и обязанностях Сената.

В этом документе Сенат определялся как "верховное место империи", чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев был причиной конфликта царя с Сенатом, когда была попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей раз чисто в судебное учреждение с некоторыми административными функциями. Главным же органом управления стал, по сути, Комитет министров. Хоть указ 8 сентября 1802 г. и явился результатом серьезного стремления императора и приближенных к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената.

В начале 1811 г. Сперанский представил новый проект реорганизации Сената. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться государем, а частично избираться от дворянства Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хоть царь все равно утвердил его, реализован он так и не был.

Заключение

Все мероприятия Петра 1 были направлены на европеизацию государства, и органы, которые он учредил, должны были служить этой идее. Главным же органом управления, как известно, был Сенат. «Идея, воплотившаяся в Сенате, была велика и плодотворна, но, нужно признаться, эта идея доныне осталась нереализованной».Таким образом, Сенат Петра 1 , как он сам и задумывал, стал сильным и послушным инструментом самодержавия . По своей природе он не был органом, представлявшим по настоящему интересы народа, и никак не ограничивал власть царя.

Деятельность Сената была малоэффективной, прежде всего из-за чрезмерной широты полномочий. Такой спектр полномочий определил увеличение аппарата Сената. Коллегиальный принцип, который был положен в основу учреждения Сената, был лишь формальностью. Среди государственных чиновников процветала коррупция, и они часто злоупотребляли своим служебным положением.

Недостаток полномочий Сената в области законодательной деятельности компенсировался наделением его исполнительными, судебными и контрольными функциями. На наш взгляд, сосредоточение таких полномочий в компетенции Сената было не оправдано, так как Сенат не справлялся в должной мере ни с одной функцией. Сенат при всей широте своих полномочий не был законодательным органом, а лишь обладал законосовещательной функцией.

Положительным явлением в деятельности Сената было то обстоятельство, что он мог, в случае необходимости, управлять страной в отсутствие Петра или, например, в случае гибели монарха в многочисленных войнах, в которых он участвовал.

Также можно сказать, что развитие Сената было обусловлено внутренними потребностями страны, ее международным положением и имело исторически прогрессивный характер. Значение, роль и функции Сената менялись в зависимости от правителя государства, отношений отдельных лиц в правительствующих кругах, общей ситуации в государстве и т.д. Наибольшую власть и расцвет Сенат приобрел при Петре Великом. Затем он снова занимает лидирующие позиции в политической жизни страны при императрице Елизавете. Окончательные позитивные изменения Сенат приобрел при Александре II и остается почти таким вплоть до октябрьской революции. Деятельность по реформированию Сената в некоторое время замедлялась, но не прекращалась. Так реформирование Сената продолжается и в современное время – наши дни.

Список используемой литературы и интернет-источников

1. Е.В.Анисимов, А.Б.Каменский - Россия в XVIII - первой половине XIX века.-М.:МИРОС, 1994г.

2. Е.Анисимов -Императорская Россия. -СПб.:Питер, 2008г.

3. В Ключевский - Русская история. Полный курс лекций. (лекция 66)

4. С.М.Соловьев - История России с древнейших времен. Том 16.

5. Журнал Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы 2005 - Выпуск № 6 (66)

6. материал сайта Википедия

В стране произошло множество радикальных преобразований: менялся жизненный уклад народа, отстраивался флот, вооружалась армия, но основные его реформы касались государственного управления. Именно ему принадлежит инициатива учреждения высшего административного органа, который получил название Правительствующий сенат.

История основания

При всем абсолютизме власти, которая была присуща тому периоду, император принял решение о передачи части своих полномочий в руки избранных и приближенных людей. Вначале эта практика носила непостоянные характер, и заседания проходили лишь во время частых отлучек императора.

Официальным указом Петра Великого Правительствующий сенат был учрежден в 1711 году. Возник он не на пустом месте, предшественником была исторически уже давно изжившая себя боярская дума. Новое и смелое государство требовало порядка в законотворческой и управленческой структуре, «правды и правого суда между народом и в делах государственных». Эти обязанности и возложил император на новый орган власти.

Вопрос об иностранном заимствовании

Многие историки связывают создание Правительствующего сената (дата события - 19 февраля 1711 года) с практикой императора перенимать все западное. Однако, помимо иностранного слова, в новом органе власти не было ничего чужого, все его устройство и функции исходили только из русской действительности. Это было сразу видно из системы подчинения: если, например, в Швеции сенат мог диктовать монарху свое мнение и волю, то при Петре такое положение было просто невозможно.

Император взял за основу лишь идею европейских государств о включении в систему правления особых учреждений и распределение обязанностей между разными структурами. Центральный орган власти теперь руководствовался не древним правом или обычаями предков, а общим для всех законом. Правительствующий сенат при Петре 1 представлял собой еще формирующееся учреждение, основной целью которого было объединение областей под управлением одного центра. Император сам ведал и руководил всей деятельностью своего детища, даже находясь в отъездах.

Роль Правительствующего сената до 1741 года

После смерти Петра центральный орган власти просуществовал в первоначальном виде меньше одного года. В 1727 году императрица Екатерина I издала указ об учреждении над ним специального надзора, коим стал Тайный Верховный Совет. А сам Правительствующий сенат в России был переименован в Высокий.

Причину создания наблюдательного органа историки связывают с личными качествами приемников Петра, которые не умели, как он, руководить железной рукой. Практически сенат потерял свое первоначальное значение, в его обязанности теперь входили судебные разбирательства и мелкая правительственная работа. Все это происходило под пристальным взором Верховного тайного совета, членами которого были А. Д. Меньшиков и Ф. М. Апраксин.

Положение изменилось с приходом Анны Иоанновны, которая упразднила контролирующий орган, и вся власть вновь сосредоточилась в руках императрицы и Правительствующего сената. Была проведена реформа, ведомство разделилось на 5 департаментов, появляется кабинет министров, за руководство которым боролись Бирон, Остерман и Миних.

Период с 1741 по 1917 год

При Елизавете правительствующий сенат вновь получил большие полномочия, вплоть до законодательной деятельности и влиянию на иностранную политику. Однако все введения императрицы отменил Петр III. При Екатерине II активно продолжалось формирование государственного строя Российской империи. Великая властительница не особо доверяла членам Сената и по возможности старалась изъять из учреждения те или иные ведомства и передавала их под контроль доверенным людям, таким как князь Вяземский, Шувалов и Чернышев.

Окончательно сформировалось положение о высшем органе власти в период правления Александра I. Сразу же после воцарения он всерьез взялся за восстановление высокой роли Правительствующего сената в государственном управлении. Итогом его стараний стал указ от 8 сентября 1802 года, ставший последним законодательным актом, полностью разъясняющим права и обязанности этой организации. В таком виде учреждение просуществовало вплоть до 1917 года, когда было упразднено.

Устройство Правительствующего сената

Первоначально уклад центрального органа власти имел очень простую структуру, указы Петра в основном касались его обязанностей и порядка действий. Но с ростом значения сената в жизни страны постепенно осложнялись его задачи, требовалась четкая иерархия управления. В общем виде Правительствующий сенат имел следующую организацию:

  1. Основную работу осуществляли сенаторы, их назначал император из числа гражданских и военных чинов, только члены кассационного департамента должны были иметь опыт работы не менее трех лет в должности обер-прокурора.
  2. Учреждение включало несколько департаментов (их количество постоянно менялось), объединенных присутствий и общих собраний.
  3. В разных составах и видах существовала своя канцелярия, обычно она состояла из секретного, приказного, губернского и разрядного стола.
  4. Еще при Петре выделяется «расправная плата», рассматривающая челобитные и фискальные доношения.
  5. Сенатские конторы, в обязанности которых входило осуществление управления коллегиями со всей страны.

При каждом последующем императоре устройство правительствующего сената постоянно менялось, в зависимости от эпохи упразднялись или добавлялись новые ведомства и структуры, устанавливался иной порядок избрания и ведения делопроизводства.

Основные функции

За двухсотлетнюю историю центрального органа государственной власти оно претерпело множество изменений. Постепенные преобразования привели к тому, что Правительствующий сенат, функции которого были прописаны в специальном императорском указе, имел уникальные права, включающие в себя как толкование законов, так и надзор за деятельностью подконтрольных учреждений.

  1. Одна из важнейших его функций - это возможность обнародовать законы либо отказывать в их официальном опубликовании. Члены совета осуществляли контроль за нормативностью государственных актов, выполнял толкование законов, именно их решение являлось окончательным.
  2. Правительствующий сенат осуществлял надзор за правомерностью действий министров, министерств, губернских начальств. При обнаружении нарушений, организация была вправе потребовать объяснений и при необходимости наказать.
  3. Он производил наблюдение за выборами в земские собрания, Государственную думу, городские думы, купеческих, мещанских, ремесленных учреждений, рассматривал жалобы дворян.
  4. Сенат имел право в случае выявления грубых ошибок в службе губернских руководителей, выносить им замечание и издавать соответствующие указы.
  5. Кассационный департамент правительствующего сената осуществлял руководство судебной системой в России, выносимые им решения уже не подвергались обжалованию.

Уникальность полномочий правительствующего органа заключалась еще и в том, что члены совета имел право возбуждать уголовное преследование высших административных лиц, уездных представителей дворянства и других чиновников.

Особенности в назначение сенаторов

При Петре I члены совета, помимо службы в этой центральной организации, осуществляли и другие государственные поручения. Потому в источниках того времени часто можно встретить упоминание о прохождении заседания не в полном составе. Кто-то был назначен послом в Европу, кто-то отправлялся по специальным поручениям в уездные города Империи, так и получалось, что все обязанности исполняли 5-6 человек.

Основную функцию управления несли на себе сенаторы в департаментах, причем первоначально в их составе не было замечено выдающихся людей своего времени, тех, кто способен руководить сильной рукой. Дело в том, что, согласно существующей дифференциации государственных чинов, на должность в совете назначались лица, имеющие III и IV ранг, и служба в правительстве для них была верхом карьеры. Таким образом, общественное положение членов, которые входили в правительствующий сенат, абсолютно не соответствовало его высокому статусу.

Назначения осуществлялось именными указами, сенаторы произносили присягу, установленную еще при Петре I.

Государственные лица, состоящие при органе центральной власти

Еще при основании Правительствующего сената установился порядок, по которому от каждой губернии назначались два комиссара для «спроса и принимания указов». Именно они должны быть посредниками между региональной властью и сенатом. В их обязанности входило не только издание указов, но и осуществление контроля над исполнением. Позднее эти функции перешли к коллегиям.

Институт фискалов был учрежден еще в 1711 году, они являлись надзорным органом за действиями судов, чиновников всех категорий и иных государственных лиц. В их руках была сосредоточена очень большая власть, по существу из-за одного доноса любого человека могли обвинить в преступлении. В подчинении обер-фискала находились несколько приближенных помощников, а также служивые люди в каждой губернии и даже городе.

Еще Петр I хотел установить над Правительствующим сенатом контроль, но проблема состояла в поиске такого человека, который мог бы осуществлять надзор за высшим органом. Впоследствии здесь утвердилась должность генерал-прокурора. А также следует упомянуть о ретмейстере и его конторе, именно они принимали челобитные со всей страны и следили за сроками и качеством их исполнения.

Круг ведомств

Учреждение Правительствующего сената далеко не сразу разрешило все проблемы управления государством. Перечень подконтрольных ведомств формировался постепенно, первый указ обязывал учреждение осуществлять следующие функции:

  • следить за судом и проверять правомерность их решений;
  • контролировать расходы в государстве;
  • следить за сбором дворян и грамотных молодых бояр в офицеры, розыск уклоняющихся;
  • освидетельствование товаров;
  • вести торг с Китаем и Персией;
  • контроль за вымороченными деревнями.

Учреждение можно было назвать центральным судебным, военным и финансовым ведомством, которое осуществляло надзор над некоторыми областями государственного управления.

Порядок делопроизводства

Еще Петр I отмечал непростительную медлительность работы всей системы созданного им органа. Учреждение требовало четкого порядка действий, так постепенно организовывался институт делопроизводства в правительствующем сенате. В XVIII были уже введены в обиход понятия протокол и отчетный журнал, но только уставами Александра II был окончательно установлен порядок ведения дел в департаментах.

  1. Прошение, жалоба или другие документы поступают в канцелярию, сотрудники собирали необходимые сведения, справки и готовили записку с кратким изложением сути прошения с указанием законных оснований.
  2. В устной форме доклад произносится перед членами того или иного департамента.
  3. Производится голосование, а решение, за некоторым исключением, должно было приниматься единогласно.
  4. Принятая резолюция заносится канцелярией в журнал и по итогам собрания составляется окончательное определение.

Перед тем как делу попасть на рассмотрение в департаменты, все бумаги прочитывались и контролировались обер-прокурором, который имел право вносить изменения или влиять на ход голосования.

Законотворческая деятельность

Правительствующий сенат никогда не был до конца ведомством, разрабатывающим и выносящим государственные указы. Только при Петре и Елизавете членам совета была дана полная свобода действий. За двести лет существования оформилась его основная функция - регулирование и контроль административного управления.

В редких случаях центральный орган власти мог вынести на рассмотрение императора и министров проект закона, правда, этим правом члены совета пользовались редко, так как ведомство не имело достаточно средств и возможностей для ведения законотворческой деятельности. Так, указы правительствующего сената, касающиеся сроков службы офицеров из дворян, были раскритикованы и отклонены Александром I.

Упразднение

С начала XIX века и до 1917 года роль Сената в государственном управлении была такой же, как и при Александре I. Неразрешенной оставалась проблема сношения с высшей властью в лице императора, все общение происходило через обер-прокурора, и первоначального своего большого значения как при Петре I это ведомство так и не смогло достигнуть. После Октябрьской революции совет был распущен, правда, временные присутствия возобновлялись в период Гражданской войны в Омске и Ялте.

Учреждение Правительствующего сената положило начало четкой организации управления в нашей стране, опыт работы департаментов в Российской империи был учтен при формировании современной политической системы.