«Чистая экология и современная инфраструктура — взамен «химической» угрозе. Историческая миссия генерала Капашина Капашин валерий петрович краткая биография

От первого лица

Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий КАПАШИН: «Чистая экология и современная инфраструктура — взамен «химической» угрозе»»

29 апреля 1997 года вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Подписав это международное соглашение, Российская Федерация приняла на себя ряд международных обязательств, важнейшим из которых является уничтожение накопленных запасов химического оружия. Практическая реализация указанных международных обязательств возложена на Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее в тексте — Федеральное управление. — Прим. редакции). Уже почти два десятилетия оно занимается этими важнейшими для государства задачами, несет благородную миссию очищения территории страны от смертоносного оружия. О том, что сделано за это время и что предстоит сделать рассказывает начальник Федерального управления генерал-полковник, доктор технических наук, профессор Валерий КАПАШИН.

Валерий Петрович Капашин родился 26 сентября 1950 г. в селе Руновщина Полтавской области (Украина). В Вооруженных Силах с 1968 года. Окончил Саратовское высшее военно-химическое командное училище, Военную академию химической защиты.

В войсках прошел должности от командира взвода до начальника управления ликвидации химического оружия, заместителя начальника войск РХБЗ МО РФ по ликвидации химического оружия. С 2001 года по настоящее время — начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в должности командира полка. Полк награжден вымпелом МО СССР «За мужество».

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За военные заслуги», Почета, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, более 30 знаками отличия министерств и ведомств Российской Федерации.

Доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации.

Женат, имеет дочь.

— Валерий Петрович, 22 августа 2012 г. Федеральному управлению по безопасному хранению и уничтожению химического оружия исполняется 20 лет. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось, какие проблемы пришлось решать на первоначальном этапе при создании этой принципиально новой для государства структуры?

— Федеральное управление создавалось не на пустом месте. Основой для него стал коллектив офицеров-профессионалов, пришедших в 1992 году в Управление ликвидации химического оружия, созданное в составе войск радиационной химической и биологической защиты Минобороны России. Учитывая, что в это время Россия готовилась к подписанию Конвенции о запрещении химического оружия, это было разумным и своевременным шагом. Ведь предстояло в кратчайший срок после подписания договора, в течение 10 лет уничтожить все накопленные запасы химического оружия, а это составляло ни много, ни мало — 40000 тонн.

Перед нами стояла действительно грандиозная проблема. Учтем тот факт, что еще не было опыта уничтожения химического оружия в промышленных масштабах, отсутствовали технологии детоксикации отравляющих веществ. Нужно было строить объекты, готовить специалистов, принимать необходимые законы. Ситуация осложнялась и тем, что имелся негативный опыт: в 1986 году, в городе Чапаевске Самарской области, был построен завод для уничтожения фосфорорганических отравляющих веществ, но в результате отсутствия правильного диалога с общественностью он не был введен в эксплуатацию. В итоге большие государственные деньги, вложенные в объект, как говорится, ушли в песок.

Конечно, этот неблагоприятный опыт был учтен, поэтому после подписания Конвенции проделали огромную работу по созданию правовой базы. Было принято свыше 400 нормативных актов, включая такие важные как Федеральный закон от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия» и Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Это позволило перевести проблему уничтожения химического оружия в правовое русло, сделать ее обсуждаемой в обществе и научной среде.

Началась полноценная работа по информированию общественности и прежде всего населения, проживающего вблизи объектов по хранению химического оружия. Наши объекты посетили представители общественности и средств массовой информации, в газетах и на телевидении стало появляться все больше достоверной информации. В результате негативный ореол, возникающий вокруг проблемы уничтожения химического оружия, стал уходить в небытие, пришло объективное понимание необходимости ее конструктивного решения. Ведь ни для кого не секрет, что срок хранения многих боеприпасов уже превысил допустимый, и это представляет собой на сегодняшний день актуальную угрозу. У нас имеются специальные средства и подразделения, которые занимаются своевременным выявлением и уничтожением именно аварийных боеприпасов, а их со временем становится все больше. Но окончательно и бесповоротно проблему химического разоружения можно решить, только полностью уничтожив химическое оружие, обеспечивая при этом полную безопасность для окружающей среды и людей, работающих на объектах и живущих в районах их расположения.

— Когда началась активная практическая работа по строительству специальных объектов, предназначенных для уничтожения химического оружия?

— К строительству мы приступили в 2001 году. Это было связано прежде всего с выделением необходимых денежных средств из федерального бюджета. Нашим первенцем — пилотным российским объектом, введенным в эксплуатацию, — стал завод в поселке Горный Саратовской области. За три года работы, с 2002 по 2005, там было ликвидировано свыше 1143 тонн кожно-нарывных отравляющих веществ. Затем настала очередь объекта в г. Камбарка Удмуртской Республики. За четыре года работы, с 2005 по 2009, там было ликвидировано 6349 тонн ОВ. Оба объекта с честью выполнили свое предназначение.

В настоящее время процесс уничтожения химического оружия продолжается на четырех объектах. В сентябре 2006 года введен в эксплуатацию объект по уничтожению химического оружия в поселке Мирный Кировской области, в сентябре 2008 года — в поселке Леонидовка Пензенской области, в мае 2009 года — в г. Щучье Курганской области, в ноябре 2010 года — в г. Почеп Брянской области.

Доля уничтоженного химического оружия в период с 2002 по 2012 год составляет свыше 60 %. За этими цифрами стоит колоссальная работа коллектива Федерального управления — офицеров и гражданского персонала.

— Что представляет собой Федеральное управление сегодня, какова его структура?

— Без преувеличения могу сказать, что коллектив Федерального управления уникальный. Он вобрал в себя опыт и знания многих специалистов: военных, ученых, инженеров, проектировщиков, строителей и представителей других самых разных профессий.

Организационным центром Федерального управления является штаб и управление боевой подготовки и службы войск. Это своего рода организационный центр координации всех мероприятий, направленных на поддержание высокой боевой готовности и антитеррористической защищенности воинских частей, на предупреждение чрезвычайных ситуаций, на подготовку к ликвидации их последствий в случае возникновения. В штабе также осуществляется комплектование личным составом, а у нас служат как по призыву, так и по контракту. Первостепенными задачами также являются совершенствование охраны и обороны объектов по хранению и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасных условий службы, поддержание устойчивой связи и т.д.

Стоит еще отметить, что офицеры управления боевой подготовки и службы войск принимают участие в деятельности по установлению и осуществлению режимов международной проверки процесса уничтожения химического оружия на российских объектах согласно положениям Конвенции.

Основная нагрузка по обеспечению процесса эксплуатации объектов лежит на управлении уничтожения и безопасного хранения химического оружия. Деятельность данного управления направлена на проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих безаварийное уничтожение и безопасное хранение химического оружия. Система комплексной безопасности реализуется за счет новейших научных достижений, все делается на надежном уровне.

Другим важным направлением деятельности управления является обеспечение безопасного хранения химических боеприпасов на специализированных объектах Федерального управления. Происходит постоянный мониторинг их технического состояния, проводятся регламентные работы и техническое обслуживание. Конечно же, своевременно уничтожаются аварийные химические боеприпасы.

Вопросами проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия занимается управление (организации строительства и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия). Здесь разрабатываются проектная и предпроектная документация, и здесь же она согласуется и утверждается. Но это далеко не все, чем занимается управление. В сфере его деятельности — комплектование и поставка оборудования на объекты строительства, организация контроля сроков и качества в местах строительно-монтажных и пусконаладочных работ, организация капитального и текущего ремонта. Специалисты этого управления выезжают на объекты для согласования участков строительства, сопровождения и координации строительных работ, осуществления технического надзора и т.д. На них лежит большая ответственность.

Одной из важных сфер практической деятельности Федерального управления является участие в мероприятиях, связанных с международным сотрудничеством в области химического разоружения. Решение этой задачи возложено на отдел (организации взаимодействия с государствами — участниками Конвенции). За время выполнения Конвенции 16 иностранных государств, включая ФРГ, США, Италию, Великобританию, Норвегию, Нидерланды, Финляндию, Швецию, Канаду, Швейцарию, Новую Зеландию, Польшу, Чехию, Ирландию, Бельгию, Францию, а также государственное объединение Европейский Союз и неправительственный американский фонд «Инициатива по уменьшению ядерной угрозы», оказывали практическую помощь России в виде поставок оборудования, предоставления финансовых средств и оказания различных услуг.

Реализация международных обязательств в области химического разоружения потребовала проведения широкомасштабных научных исследований. Задача сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возложена на научно-исследовательский центр Федерального управления. За более чем 10-летний период существования этого центра сформировался полноценный научный коллектив, который на высококачественном уровне осуществляет формирование научно-технической политики в области химического разоружения.

Помимо семи объектов по уничтожению химического оружия в непосредственном подчинении Федерального управления находятся полки охраны и ликвидации последствий аварий. Они предназначены для обеспечения надежной охраны и обороны объекта по уничтожению химического оружия, а также ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций. Общая численность личного состава воинских частей и подразделений достигает порядка десяти тысяч человек.

— Давайте вернемся к уже затронутому выше вопросу о том, как воспринимает население регионов, где располагаются объекты по уничтожению химического оружия, такое опасное соседство. Ведь это одна из важнейших проблем, учитывая, что объекты располагаются в глубинке России…

— Опасения людей мне понятны. Во времена СССР эта тема была секретной. Поэтому, когда в начале 90-х годов прошлого века проблема уничтожения химического оружия стала достоянием гласности, для многих людей, проживающих в Брянской, Пензенской, Курганской, Саратовской областях и Удмуртской Республике это стало настоящим шоком.

По роду деятельности я много времени провожу в этих регионах, встречаюсь с людьми, проживающими и работающими на наших объектах. Непосредственное общение с ними позволяет взглянуть на проблему не только глазами специалиста. Замечу, что отношение людей заметно меняется в лучшую сторону. На то есть очень существенные объективные причины.

Во-первых, создана и функционирует система информирования общественности, благодаря которой население получает достоверную информацию о процессе уничтожения химического оружия. На каждом нашем объекте имеются специально созданные группы по связям с общественностью, куда человек может прийти и получить всю необходимую информацию. Сотрудники группы дважды в месяц проводят выездные мероприятия, целью которых является доведение необходимой информации. Для населения ежегодно проводятся горячие телефонные линии с участием представителей администрации районов, объекта и надзорных органов. Любой гражданин может позвонить и задать вопрос ответственным лицам. Для представителей средств массовой информации организуются посещения объектов, проводятся «круглые столы» и другие мероприятия.

Во-вторых, население получает ощутимую пользу от реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в виде развития социальной инфраструктуры в своих районах. До 10% стоимости объекта выделяется на эти цели. В результате за прошедшие годы было построено значительное количество объектов социальной инфраструктуры.

Давайте обратимся к фактам, что конкретно сделано для благосостояния населения в местах возведения наших объектов. Думаю, что наглядные примеры скажут сами за себя лучше всяких слов. Начнем с Камбарского района Удмуртской Республики. Там проведен газопровод-отвод к городу Камбарка протяженностью около сорока километров, построены два 60-квартирных жилых дома и общежитие вместимостью около ста мест, административное здание отдела внутренних дел, другие объекты, проведены уличные сети газоснабжения и газораспределительной подстанции.

В Кировской области построены 5 жилых многоквартирных домов, школа вместимостью более 500 учащихся, проведена реконструкция тепловых сетей, построены водозаборные сооружения, магистральные тепловые сети.

В Пензенской области введены в эксплуатацию газопроводы высокого и низкого давления, очистные сооружения в поселке Золотаревка, проведена газификация поселка Леонидовка, осуществлено его водоснабжение, реконструирована местная автодорога, соединяющая эти два поселка, проведена их телефонизация. Также реконструирован областной центр для детей и подростков с ограниченными возможностями в селе Кичкилейка, дворец водного спорта в городе Пензе.

Аналогичная работа по строительству и реконструкции инфраструктуры для населения проведена в Курганской и Брянской областях, в Кизнерском районе Удмуртской Республики.

Самое главное, что на сегодняшний день у нас имеется опыт безаварийной эксплуатации шести объектов по уничтожению химического оружия. Это говорит о надежности российских технологий уничтожения отравляющих веществ, профессионализме персонала и эффективности системы управления.

Подводя итоги проделанной работы, еще раз хочется подчеркнуть, что благодаря федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» российские регионы не только избавляются от химического оружия, но и получают современную инфраструктуру, чистую экологию, рабочие места и надежду на будущее.

— Какие основные задачи стоят перед Федеральным управлением в ближайшем будущем?

— В настоящее время выполняется четвертый, завершающий этап Конвенции о запрещении химического оружия. В соответствии с действующей редакцией программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2010 года, окончательный срок уничтожения всех запасов химического оружия продлен до 31 декабря 2015 года.

В связи с этим продолжается строительство последнего объекта по уничтожению химического оружия в поселке Кизнер Удмуртской Республики. При условии достаточного бюджетного финансирования планируется ввести объект в эксплуатацию во втором квартале 2013 года. Там предстоит уничтожить 5744 тонны отравляющих веществ зарин, зоман, ОВ типа Ви-икс, люизит.

Два объекта — в поселке Горный и в городе Камбарка — завершили уничтожение отравляющих веществ, поэтому выполнение заключительного этапа будет осуществляться на оставшихся пяти объектах. Кроме того, продолжается строительство корпусов для уничтожения изделий сложной конструкции на объектах по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области, поселке Леонидовка Пензенской области и поселке Мирный Кировской области. До конца 2015 года остается не так уж много времени, учитывая, сколько химического оружия нам еще предстоит уничтожить. Но все идет по плану. Главное, я уверен в своем коллективе. У нас работают настоящие профессионалы, и они обязательно справятся со всеми поставленными задачами.

Пользуясь случаем, выражаю слова искренней благодарности за нелегкий труд всем ветеранам, военнослужащим и гражданскому персоналу Федерального управления, объектов по уничтожению химического оружия и полков охраны и ликвидации последствий аварий. Их работа заслуживает высокой оценки.

Интервью провела Юлия КУЗНЕЦОВА

Из источников в Саратовской областной Думе получил информацию, что туда за подписью вице-губернатора А.Г. Бабичева пришло представление о присвоении звания «Почетный гражданин Саратовской области» генерал-лейтенанту, начальнику Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия В.П. Капашину.

Это тот самый Капашин, который без единой бумаги с одной подписью «Аяцков» на чистом листе (это не шутка) с огромными нарушениями за немыслимые деньги создал завод в Горном, отравивший, по мнению экологов, всю область и, благодаря кому, от нас ушли даже тараканы. Тот самый, в результате деятельности которого, по сообщениям СМИ, несколько лет назад отравились дети в г. Кирове и потеряли способность ощущать боль. Затем их эвакуировали в Москву, а информацию засекретили.

Это тот самый Капашин, как я думаю, благодаря кому из санитарной зоны вокруг Леонидовки (хранилища химического оружия) вырубленный лес пошел на стройматериалы для жилых домов.

Это тот самый, как я считаю, благодаря кому обманули жителей поселка Горный относительно компенсации за риск. Тот самый, кто не препятствовал проведению закупок для строительства в Горном по таким ценам, что оптовая партия стандартных ноутбуков обходилась в восемьдесят шесть тысяч рублей за единицу.

Это тот самый, с молчаливого согласия которого в Саратове действовали десятки так называемых «помоек» – фирм по обналичиванию бюджетных денег, выделяемых на строительство в Горном. Тот самый, с ведомством которого прошлый созыв Областной думы судился в Верховном Суде. Я могу привести еще очень много примеров подвигов генерала – и не только в России, но и у него на родине в Полтаве.

«Почетный гражданин области Капашин». Жуть какая-то! Я не хочу жить в такой области, я не хочу жить в таком государстве!

P.S От кэгэбешного прихвостня через Интернет узнал, что Капашин уже генерал-полковник. При этой власти – почему не маршал?

В Удмуртии хранится 30 процентов всего российского химического оружия, которое должно быть уничтожено к 2012 году. Российская Федерация выполняет свои обязательства, определенные Конвенцией по уничтожению химического оружия. Второй этап этих работ связан с пуском в 2006 году двух объектов – в Камбарке и поселке Марадыковском Кировской области.

Сегодня в нашей «Гостиной» – начальник Федерального управления по уничтожению химического оружия, генерал–лейтенант Валерий Капашин, под руководством которого созданы и создаются все российские объекты по уничтожению химического оружия.

Валерий Петрович, в ближайшие месяцы начнет работу завод в Камбарке. В чем уникальность этого объекта?

Во-первых, там будет проведена только одна стадия уничтожения люизита. Образовавшиеся реакционные массы будут переведены в сухие соли и вывезены в по к Горный Саратовской области. После их переработки получится технический мышьяк - ценное сырье для электронной промышленности. Во-вторых, камбарский объект строился после того, как мы отработали технологию уничтожения люизита, иприта, двойных и тройных смесей на опытно-промышленном объекте в Горном. Еще российской программой 1996 года по уничтожению химического оружия предполагалось, что, если эта технология покажет хорошие результаты, ее используют на камбарском объекте, где хранятся большие запасы люизита. В Горном мы проработали три года, и никаких вопросов по технологии не возникало. Уничтожение отравляющих веществ идет под строгим международным контролем, и за это время не было ни одного случая выбросов в атмосферу.

На сегодня объект практически готов. Мы ожидаем приказа о создании Государственной комиссии. Есть некоторые проблемы, связанные с оборудованием, но до 25 ноября они должны решиться.

Чем отличается российская система уничтожения химического оружия от американской? Правда ли, что наша система лучше?

Американцы сжигают отравляющие вещества в высокотемпературных печах. Несмотря на высокую надежность системы сжигания и очистки, у них было зарегистрировано 50 выбросов отравляющих веществ, произошедших во время остановки печей. Это очень много. Сейчас после протестов местных экологических организаций американцы тоже переходят на технологию, которую мы используем с самого начала. Она прошла все экспертизы и была опробована еще в 1994 году. В России разработана двухстадийная технология уничтожения химического оружия. На первой стадии производится полная детоксикация отравляющих веществ. Реакция с использованием специальных химических реагентов происходит под контролем специалистов. В результате отравляющие вещества превращаются в нетоксичные продукты, пригодные для последующей утилизации. Этот процесс идет в периодическом режиме и позволяет надежно разложить отравляющее вещество, предотвратив любую аварийную ситуацию. На второй стадии реакционные массы перерабатываются для использования в народном хозяйстве. В результате создается двойной заслон, гарантирующий не только полноту детоксикации, но главное – и экологическую чистоту процесса.

Валерий Петрович, что будет с камбарским объектом после завершения уничтожения химического оружия?

По моим прикидкам, он закончит работу в апреле 2008 года. В третьей редакции российской программы уничтожения химического оружия, принятой 24 октября 2005 года, предусматривается, что за два года до окончания срока работы объекта, руководители республики и района должны представить свои предложения по перепрофилированию объекта. Насколько мне известно, сейчас у Виктора Ивановича Холстова (заместителя руководителя Федерального агентства по промышленности) уже есть предложения из Удмуртии. Не сомневаюсь, что перспективы камбарского объекта будут хорошими во многом и потому, что руководство Удмуртии согласилось с нашими предложениями и завода началось не в 12 километрах от хранилища, как предполагалось сначала, а внутри самого объекта по уничтожению химоружия. После завершения работ военными и передачи объекта в собственность республики его достаточно легко перепрофилировать в коммерческое производство, которое будет приносить прибыль. С таким объектом, если нормально им распорядиться, район не будет бедствовать.

В 2009 году должен начать работу седьмой и последний российский завод по утилизации химоружия в Кизнере…

Сроки очень жесткие. В 2006 году мы должны получить положительное заключение на технико-экономическое обоснование, и параллельно проектный институт должен сделать рабочую документацию. Миноэкономразвития РФ не выделяет деньги, если не имеет материалов ТЭО и рабочей документации. В ноябре следующего года нам уже нужно планировать средства в оборонный заказ 2007 года. Десять процентов от суммы, выделяемой на объекта, должно быть израсходовано на социальных объектов. Сегодня мы имеем акт выбора участка для будущего строительства объекта. Правда, участок расположен далеко от Кизнера, и не устраивает нас, а в перспективе, думаю, республику и район. Свои предложения мы разослали во все надзорные инстанции и предлагаем другой вариант: разместить промышленную зону в непосредственной близости от объекта хранения. Это исключит перевозки боеприпасов, не нужно будет строить терминал снаряжения контейнеров с боеприпасами, уменьшится площадь земельных участков под , а также меньше населенных пунктов и территорий попадет в зону защитных мероприятий. После окончания работ этот объект можно будет использовать для организации каких-то промышленных производств.

Валерий Петрович, в вашей работе немало зависит и от взаимопонимания с руководителем региона. Как вам работается в Удмуртии?

У нас сложились хорошие товарищеские отношения и с Александром Волковым, и с Юрием Питкевичем. Мы познакомились в 1997 году, когда я был еще только назначен на должность начальника управления по уничтожению химического оружия в составе Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты. И Президент Удмуртии, и Председатель Правительства давно и хорошо знают эту проблему, и владеют обстановкой. Мы легко находим взаимопонимание. Рабочие проблемы возникают, но они разрешимы.

У нас есть приказ, который нужно выполнить. все обязательства по конвенции выполняет благодаря труду офицеров Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. Я горжусь своими людьми!

О вас пишут как о человеке, несущем персональную ответственность за создание объектов, безопасное хранение, перевозку и уничтожение химического оружия. Какие полномочия дает вам этот статус?

Никаких особенных. Полномочия определены постановлением российского правительства № 87 от 5 февраля 2001 года. Есть еще воинский устав по отношению к каждому офицеру: я имею право наказать, поощрить, представить к ордену, с должности снять…

Вы суровый начальник?

Об этом нужно подчиненных спросить. Я очень требователен не только к себе, но и к подчиненным, но справедливый.. Могу понять все, но не могу простить неисполнительности! Примерно 40 процентов офицеров со мной служат очень давно, еще с лейтенантов. Я требую от всех, а от них еще больше, понимаете. Они со мной служили и на Дальнем Востоке, и в Москве. За плохим начальником, наверное, не поехали бы?

Тяжело попасть к вам на работу?

Все вакансии в управлении заняты.

Валерий Петрович, среди генералов есть дедовщина?

У вас есть хобби?

Я очень люблю рыбалку, но на нее пока тоже нет времени. В Удмуртии удалось дважды порыбачить по приглашению Александра Волкова. Год назад мы выехали небольшой компанией и наловили полную лодку окуней!

Мы встречаемся после празднования Дня войск радиационной и химической защиты…

Это великий день, и для нашего Федерального управления тоже - 95 процентов офицеров - выходцы из войск радиационной и химической защиты.

Какой тост произносят военные химики в свой профессиональный ?

В Федеральном управлении – за женщин, настоящих жен офицеров.

Слава Богу, что химическое оружие пока нигде не применялось. Мы сделаем все, чтобы оно было уничтожено в срок.

Валерий Капашин - человек, известный еще с тех пор, как командовал сводным полком ликвидаторов во время чернобыльской трагедии.

С того момента, как он возглавил Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химоружия, его имя не сходит со страниц газет. Но нынешним жарким летом, отмеченным зловещим заревом пожаров, ему было не до прессы. И вот теперь появилась небольшая отдушина.

Российская газета : Валерий Петрович, практически все хранилища химического оружия, накопленного в годы "холодной войны", да и объекты по их уничтожению находятся в лесной зоне. Была реальная опасность, что огненная стихия докатится и до опасных арсеналов?

Валерий Капашин : Страховки от природных катаклизмов нет, хотя мы приняли все возможные меры, чтобы обезопасить и объекты по уничтожению химического оружия, и хранилища. Но опасны не только пожары.

Я хочу как можно быстрее уничтожить смертоносные запасы, потому что знаю: их хранение намного опаснее, чем уничтожение. Знаю и другое: нет ни одного боеприпаса, у которого не вышел бы гарантированный срок хранения. Все 100 процентов перешагнули рубеж старения. Количество аварийных боеприпасов растет. А что такое аварийный химический снаряд, как он себя может повести в любое мгновение? Мы создали специальную команду из профессионалов высшей квалификации, которая ездит в регионы хранения и уничтожает такие аварийные боеприпасы. В одном только Кизнере, в Удмуртии, в этом году уничтожили более 1200 аварийных боеприпасов. Эти люди рискуют собой, чтобы и военнослужащие, работающие на объектах, и те, кто соседствует с ними - все гражданское население, жили и трудились спокойно.

РГ: Что стоит за словами "приняли все меры", которые позволили вам предотвратить угрозу пожаров?

Капашин : Могу ответить одним словом: порядок. Тот самый порядок, который сложился в этой сфере в советские годы. Не надо думать, что тогда все было плохо. Было и много хорошего. В давние годы я служил на Дальнем Востоке и знаю, что такое пожаробезопасность: однажды огонь рвался к военным складам. Но мы их отвоевали, потому что была, как и положено, сильнейшая пожарная команда - обученная, тренированная, оснащенная. Были все емкости, огнетушители, все боеготовые, порядок был. Отвечал за него я - командир. Обязанность командира - организовать дело и потребовать исполнения, а люди все сделают. Наши люди могут все. Наши предки, как известно, блоху подковать сумели, почему мы сегодня должны хуже работать? Я этого не понимаю.

РГ : Дальневосточный опыт помог вам нынешним летом?

Капашин : У меня на всех объектах сохранены боеготовые, оснащенные самой современной техникой пожарные части. Тренировки проходят еженедельно. Внезапные в том числе. В результате все стали специалистами высочайшего класса. Когда в стране случилась взрывоопасная обстановка с пожарами, мы создали еще и внештатные пожарные команды. По три человека на спецавтомобиле АРС, все емкости наполнены водой, специальное оборудование наготове. Когда вблизи объекта "Щучье" возникли два пожара на болотах, мы опахали эти участки и дежурили там - как только где-то начинало дымить, сразу опахивали и заливали водой. Не дали пожару вырваться на простор.

РГ : Объект "Почеп" на Брянщине, например, вообще стоит в густом лесу. Если бы весь лес полыхнул - как тут остановишь?

Капашин : Я ведь сказал: не придумано страховки от природных катастроф. Не зря про пожары ходят легенды. Мне рассказывал один очевидец: лес, сосны, нигде пожара нет. Взялся рукой за сосну, а она горячая. И вдруг почти взорвалась, превращаясь в факел. Откуда огонь взялся? Или другой случай: вся деревня выгорела, а один дом стоит целехонький, причем посредине. Люди наблюдали - огонь идет, сметая постройку за постройкой, вдруг поднимается, проходит над крышей, у следующего дома опускается и дальше опять сжигает все. Чудеса? Пожар - это живое существо. Как и химическое оружие - и с тем и с другим нельзя играть. Они не прощают безалаберности. Вот почему я как начальник Федерального управления сделал все зависящее от меня. Мы были готовы к встрече с огнем.

РГ : Как далеко вы продвинулись на сегодняшний день в уничтожении химоружия?

Капашин: Реальный процесс его уничтожения можно отсчитывать с 2000 года. Нам удалось полностью ликвидировать оружие так называемой категории 3: разрывные и пороховые заряды к химическим боеприпасам, специальные боеприпасы и устройства, не снаряженные отравляющими веществами. Всего было уничтожено более 85 тысяч пороховых зарядов и почти 240 тысяч разрывных зарядов. Так что в настоящий момент ни одна химическая бомба, снаряд или ракетная боеголовка не являются полноценными боеприпасами: в них отсутствуют важнейшие части - взрыватели и пороховые заряды. Новое их производство, естественно, не ведется.

В настоящее время ученые, проектировщики, строители и, конечно, Федеральное управление с честью выполнили уже три этапа, которые должна была пройти Россия. Первый этап завершили в 2003 году. Тогда казалось, что это почти немыслимое количество отравляющих веществ - 400 тонн. Сегодня их нет. Второй этап выполнили в апреле 2007 года, и тогда РФ в полную силу заявила, что способна реализовать подписанную Конвенцию.

И третий этап, чем я очень сильно горжусь, мы выполнили досрочно, за месяц до назначенного срока, уничтожив 45 процентов запасов химоружия.

РГ : Уничтожение химического оружия ведется на специальных объектах. После того как на объекте закончится уничтожение химоружия, что дальше будет с предприятиями?

Капашин : Их ждет конверсия. 2 объекта уже завершили уничтожение. В Горном уничтожили 1143 тонны, а в Камбарке - 6349 тонн отравляющих веществ. Это высокотехнологичные производства со всеми обеспечивающими службами, с системой охраны, газом, азотно-кислородными станциями. Там можно наладить выпуск современной высокотехнологичной продукции. Для этого создана специальная комиссия, она непосредственно руководит процессом конверсии. В нее входят представители ряда министерств и ведомств, этим вопросом занимаются и правительство, и министерство промышленности и торговли, и минфин. Сегодня мы уже представили документы по объектам "Горный" и "Камбарка", чтобы на их базе были созданы предприя тия для выполнения задач в интересах народного хозяйства...

РГ : Для четвертого, завершающего этапа химразоружения вся техническая база готова?

Капашин: На сегодня мы завершаем строительство предпоследнего, шестого объекта в городе Почеп Брянской области. Там хранятся авиационные боеприпасы, снаряжение фосфорорганическими отравляющими веществами. Объект практически готов, завершается монтаж оборудования, в некоторых цехах проходит пусконаладка узлов и агрегатов. Планируем 15 октября перейти на пусконаладку на инертных средах, опробуем оборудование с последующим переходом на уничтожение отравляющих веществ.

РГ : Технология уничтожения наша, отечественная, или зарубежная?

Капашин : Наша, российская, разработка ГосНИИОХТ.

РГ : В самом начале, помнится, американцы активно предлагали уничтожать химоружие по их технологии - методом сжигания в специальных печах.

Капашин : Они даже у себя приостановили этот процесс по требованию экологических организаций и общественности - при сжигании в воздух летят диоксины. У нас другая так называемая "мокрая" технология, при которой не предусмотрено выброса вредных отходов, поэтому американцы ищут возможности перейти на нашу технологию.

РГ : Как финансовый кризис сказался на выполнении программы химразоружения?

Капашин : К сожалению, в прошлом году с нашей программы были сняты 9 миллиардов рублей. В Кизнере, в Удмуртии, если бы не это обстоятельство, было бы уже завершено строительство объекта. А так стоят коробки, внутри - пусто, нет оборудования.

Но у нас достаточно денег на следующий год, нам перевели даже деньги с 2012 года. Это позволит завершить строительство в Кизнере и второго пускового комплекса в Почепе. Закончим также строительство второй очереди в Щучьем и попытаемся завершить создание сложнейших корпусов на объекте "Леонидовка" Пензенской области и на объекте "Марадыковский" Кировской области. Там будут уничтожаться боеприпасы сложной конструкции. Разные отравляющие вещества ведут себя по-разному, VX - это одно дело, зоман - другое. Это летучее вещество, есть свои технологические проблемы, надо с этим считаться. Спешить в ущерб безопасности мы не будем. Строительство на объектах успешно ведет Спецстрой России - наш очень надежный партнер. Особенно хочется отметить его руководителя - генерала армии Николая Аброськина за качественное и своевременное строительство.

РГ : Оборудование делают тоже наши заводы или покупаете за границей?

Капашин : В основном наши. Очень хороший завод - пензенский "Химмашстарт", он производит действительно уникальное оборудование.

РГ: Иностранные партнеры по уничтожению химоружия, участвующие в этой программе, выполняют взятые на себя обязательства или есть проблемы? Кого из них вы бы выделили?

Капашин : Я очень благодарен немцам. Они сыграли большую роль в строительстве и поставке оборудования для объектов в Горном и Камбарке. Были и деньги, и оборудование. Делали его у себя, это нормально, кто же упустит свои деньги в своем государстве? Затем поставляли на объект и монтировали уже на месте. Даже печное отделение - и в Камбарке, и в Почепе.

РГ : А помимо немцев?

Капашин : Канада выделила деньги, и за их счет наш московский завод "Станкоагрегат" уже поставил нам 2 поточные линии для корпусов в интересах щучанского объекта и поставит еще четыре линии и другое необходимое технологическое оборудование для объекта в Кизнере. США оказали помощь - выделили финансовые средства на строительство промышленной зоны объекта в Щучь ем, что составило порядка 46 процентов от общей стоимости объекта. За счет помощи американцев было построено большое количество зданий и сооружений. Они сначала сами пытались строить, но потом ушли, передали управление нам - большие накладные расходы и низкие темпы строительства.

РГ : Какой примерно процент иностранной помощи, если сравнивать с нашими бюджетными средствами на химуничтожение?

Капашин : Разные цифры по разным странам. В целом примерно 10 процентов.

РГ : За все время работ по уничтожению были случаи чрезвычайных ситуаций или людские потери?

Капашин : Не было и, дай Бог, чтобы не случилось. Мы к этому стремимся и не жалеем ни сил, ни здоровья, ставим во главу угла безопасность и жизнь людей. И руководители, и подчиненные - все, кто работает на объектах по уничтожению химоружия.

РГ : Когда программа только запускалась, население тех мест шумно протестовало против строительства предприятий. Потом настроения поменялись. Люди увидели, что от вас им только помощь?

Капашин : Наши предприятия - это ведь реальные рабочие места. К тому же мы строим не только объекты по уничтожению, но и объекты социнфраструктуры - дома, школы, детсады, поликлиники. За всем ведется жесточайший контроль. Сейчас вот отправляем в Кизнер группу для контрольного обмера дорог - мне очень не понравилось качество работ, выполненных подрядчиком. В программе обозначено, что мы обязаны до 10 процентов от стоимости объекта направить на развитие "социалки", построив в интересах населения то, что предлагают губернатор и местная администрация.

РГ : И что предлагают?

Капашин : Бывают иногда недоразумения - сегодня один перечень представляют, потом - другой. Нам все равно что строить, хотите - дорогу, хотите - дома. Но мы говорим: построим, например, 16 домов сельского типа. Это прекрасные дома, 16 семей порадуются. А остальной народ? Когда строится канализация, водопровод или дороги - это для жителей всего города или поселка. Когда подается вода, газ, включается освещение на улицах, есть отопление в домах - это ведь совсем другая жизнь, другое ее качество. В Горном, помню, два раза проводил совещания, приглашал туда глав администраций районов. Говорил: мужики, не надо гнаться вам за жильем в 14 - 20 домов. Вы сделайте так, чтобы всем было хорошо, чтобы город видел пользу, люди что-то получили. К сожалению, не все услышали призыв. Они имеют право - и мы сделали то, что они хотели.

РГ : Кто из региональных руководителей хорошо понимает ваши проблемы и помогает, чем может?

Капашин : Волков, президент Удмуртии, например, с ним приятно работать. Денин - брянский губернатор, Бочкарев, Ипатов. Белых - тоже, с ним полнейшее взаимопонимание. С каждым встречался не по одному разу. Я ведь практически не вылезаю из командировок.

РГ : А как относятся население и местные власти?

Капашин : В Почепе, например, меня избрали почетным гражданином города. Когда сдавали школу, присутствовало все руководство области, почепчане даже плакали, забросали нас цветами - так радовались, что с 1 сентября дети пойдут в нормальную современную школу. А сами ученики, думал, задушат - обнимали, целовали. Ради таких моментов стоит жить.

А вот в Щучьем, в Курганской области, все было по-иному. Мы там тоже построили школу. Не школа, а картинка - такой нет во всей области. На открытие никто из начальства даже не приехал, только замруководителя департамента образования. Конечно, было обидно.

РГ : Не будем о грустном... При таком вашем сверхнапряженном графике в отпуск удается сходить?

Капашин : Изредка бывает. Нынче был две недели, как положено.

РГ : Где любите проводить отпуск: на заморских курортах или дома?

Капашин : Я отдыхаю исключительно за границей - в Полтаве. Теперь ведь это зарубежье, хотя и ближнее. Точнее - в Полтавском районе, в местах, где когда-то была знаменитая Полтавская битва. Я оттуда родом, там живет любимый внук Валерка. У меня дочка Оксана, она и зять учились в Полтаве и остались там. Внук учится в школе с математическим и языковым уклоном, зубрит английский и французский.

РГ : А как вы из Полтавы попали в химики?

Капашин : Потому что я действительно люблю химию, еще со школы. Потом вызвали в военкомат: есть разнарядка в Москву, в академию химзащиты. Попал, правда, сначала в Саратовское училище химзащиты, а уж потом была академия. В школе, кстати, с восьмого класса учился с Валиком Гетей, за одной партой сидели. Но он пошел по духовной линии и сегодня уже - владыка Мурманский и Мончегорский Симон. А я пошел по военной стезе. И вот теперь нас в полтавской деревне два генерала, один армейский, другой - церковный. По "Табели о рангах" царя Петра он тоже генерал-полковник. Профессии у нас разные, а наша битва, по сути, одна - за людей.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Генерал-полковник Валерий Капашин родился 26 сентября 1950 года в селе Руновщина Полтавской области. В 1971 году с отличием окончил Саратовское военное училище химической защиты, а в 1982 году - столичную Военную академию химической защиты.

Служил на различных командных должностях, начиная от командира учебного взвода до командира полка, от начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Дальневосточного военного округа до зам. начальника войск РХБЗ Министерства обороны РФ.

С 2001 года руководит Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ.

В течение 6 месяцев принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в должности командира полка химической защиты. За мужество и героизм, большой личный вклад в ликвидацию последствий той аварии награжден орденом Красной Звезды.

Доктор технических наук, профессор, лауреат премии правительства Российской Федерации, имеет звания "Почетный химик", "Почетный работник нау ки и техники", "Почетный работник отрасли боеприпасов и спецхимии", "Заслуженный строитель Удмуртской Республики".

Член-корреспондент Российской академии естественных наук, Всемирной академии наук комплексной безопасности, член-корреспондент Российской инженерной академии. Им опубликовано более 100 научных трудов, он имеет 5 патентов на изобретения.

Награжден орденом "За военные заслуги", орденом Почета, орденом Красной Звезды, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, возведен в достоинство кавалера военного ордена Святителя Николая Чудотворца II степени, лауреат международной премии Андрея Первозванного "За веру и верность", другими орденами и медалями СССР и Российской Федерации и общественных организаций.

Досье "РГ"

Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации - организация, которая несет на своих плечах основную тяжесть практической реализации обязательств в области химического разоружения, принятых на себя Российской Федерацией в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия. Оно ведет свою историю с 22 августа 1992 года, когда директивой начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации в структуру Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России было включено Управление ликвидации химического оружия.

Федеральное управление сегодня - это единый, оптимально структурированный и отлаженно работающий организм, состоящий из ряда управлений, отделов и служб, а также специализированного научно-исследовательского центра. В непосредственном подчинении управления находится 5 объектов по хранению и уничтожению химического оружия (пос. Марадыковский Кировской области, пос. Леонидовка Пензенской области, г. Щучье Курганской области, г. Почеп Брянской области, пос. Кизнер Удмуртской Республики), 2 объекта по уничтожению химического оружия (пос. Горный Саратовской области, г. Камбарка Удмуртской Республики), подразделения охраны и ликвидации последствий аварий. Численность воинских частей и подразделений, находящихся в непосредственном подчинении Федерального управления, достигает около десяти тысяч человек. 22 августа 2010 года Федеральному управлению исполнилось 18 лет. С 2001 года начальником Федерального управления является генерал-полковник В.П. Капашин.

От редакции

Вчера Валерию Петровичу Капашину исполнилось 60 лет. Редакция "Российской газеты" от души поздравляет юбиляра!

Капашин Валерий Петрович (род. 26 сентября 1950 года, село Руновщина, Полтавский район, Полтавская область, Украинская ССР, СССР) – российский военачальник и государственный деятель, генерал-полковник (22.02.2009).

Детство

Окончил среднюю школу в 1967 году. Поступал в Харьковский государственный университет имени А.М. Горького, но не прошёл по конкурсу.

Военная служба

В Советской армии с 1967 года. В 1971 году окончил Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты с отличием. Служил в Войсках радиационной, химической и биологической защиты командиром взвода, командиром учебной роты, командир отдельного батальона химической защиты. Воинские звания «старший лейтенант» и «капитан» получил досрочно.

В 1982 году окончил Военную академию химической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. С 1982 года - начальник штаба 28-го отдельного полка химической защиты Уральского военного округа (Златоуст), с 1983 года – командир этого полка. Во главе этого полка принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выполнял боевые задачи в зоне катастрофы в течении 6 месяцев. Был награждён орденом Красной Звезды, а полк - вымпелом Министра обороны СССР «За мужество».

С 1986 года - заместитель начальника химических войск Уральского военного округа, начальник штаба химических войск Южной группы войск (Венгрия), начальник химических войск Западного стратегического направления.

С 1991 года служил в Туркестанском военном округе начальником Государственного химического научно-испытательного института-полигона, который дислоцировался в г. Нукус на территории Республики Каракалпакстан. С июня 1993 года - начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Дальневосточного военного округа. Генерал-майор (29.11.1993). С 1996 года - начальник управления ликвидации химического оружия Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) - заместитель начальника Войск радиационной, химической и биологической защиты. Отказался от предложения стать начальником войск химической защиты Министерства обороны Украины. Участвовал в ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения 1995 года.

Государственная служба

С 29 апреля 2001 года - начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Российском агентстве по боеприпасам (с 15.11.2006 года – при Федеральном агентстве по промышленности, с 23.11.2009 – при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации). Одновременно с октября 2001 по март 2004 года - член коллегии Российского агентства по боеприпасам. На этом посту возглавляет работу по безопасному уничтожению химического оружия в Российской Федерации в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами государства. В его компетенцию входят также строительство и эксплуатация объектов по уничтожению химического оружия.

Крупный учёный в области химической науки оборонного и двойного назначения. Автор более 100 научных трудов, обладатель 8 патентов на изобретения. Доктор технических наук (2001), профессор (2007). Член-корреспондент Российской академии естественных наук (2006), член Всемирной академии наук комплексной безопасности (2005), член-корреспондент Российской инженерной академии (1999).

Избирался депутатом Златоустовского городского Совета народных депутатов Челябинской области (1985-1989), депутатом Верховного Совета Республики Каракалпакстан (1993-1996).

Награды и почётные звания

  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11.03.2016, указ № 110, За заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие личные показатели в служебной деятельности, проявленные при проведении работ по химическому разоружению) ,)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (18.11.2010, за заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие личные показатели в служебной деятельности))
  • орден «За военные заслуги» (2004)
  • орден Почёта (2001)
  • орден Красной Звезды (1986)
  • орден «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени (1985)
  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996)
  • дважды лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2007, 2013)
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2010)
  • Почётная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2006)
  • «Почетный работник отрасли боеприпасов и спецхимии» (2004)
  • «Почётный химик» (2005)
  • «Почётный работник науки и техники» (2006)
  • «Почётный работник гидрометеослужбы России»
  • Знак «Отличнику здравоохранения» (2005)
  • «Почётный гражданин Удмуртской Республики» (2010)
  • «Заслуженный строитель Удмуртской Республики» (2004)
  • Почётный гражданин Кизнерского района Удмуртской республики (2015)
  • Почётный гражданин Камбарского района Удмуртской Республики (2014)
  • Почётный гражданин Почепского района Брянской области (2009)
  • «Почётный гражданин Краснопартизанского района Саратовской области».
  • «Почётный профессор Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова» (2014)
  • «Заслуженный строитель Пензенской области».
  • Почётный знак «За заслуги перед Кировской областью»
  • Медаль «За заслуги перед Пензенской областью» (2013)
  • Большое количество наград общественных и религиозных организаций, ведомственных наград