Действия, которые не нарушают омовение. Нарушает ли прикосновение к женщине омовение? (разбор по мазхабам)


Совершение мавлида является похвальным действием, если при этом соблюдаются шариатские требования касающиеся порядка совершения и участия в мавлидах. Высказывания ученых о мавлиде приведены в разделе "Каталог статей".
Приведем слова великого ученого, которого признает весь исламский мир, Хафиза Джалалуддина ас-Суюти.

Имам Суюти отвечает на слова: «Я не знаю основы для мавлида ни в Коране, ни в Сунне…»: «Отсутствие знаний не значит, что основы нет, ведь имам хафиз ибн Хаджар Аскаляни, рахимахуллах, сказал, что мавлид основан на Сунне. А я нашел ещё одно основание, о котором и пойдёт речь».

«Празднование мавлида ввёл Музаффар – правитель местности Ирбиль. Он был богобоязненным и религиозно образованным человеком, который стремился приблизиться к Всевышнему Аллаху. На этом празднике вместе с ним присутствовало много учёных и праведников, и никто из них не выступил против этого. Говорится, что ибн Дихья одобрил его и написал об этом книгу. Все учёные, одобрившие мавлид, были очень набожными».

Имам Суюти, рахимахуллах, комментирует слова шейха аль-Факихани, рахимахуллах: «…(мавлид) не является желательным (мандуб)»:

«Иногда желательное действие (мандуб) основано на прямом (открытом) тексте, а иногда на аналогии (кыяс). В Сунне нет прямого доказательства, однако мы можем найти его через аналогию (кыяс), используя два основания, о которых мы поговорим чуть позже».

Я нашёл достоверный источник-доказательство (основу) для проведения мавлида, а именно хадис, приводимый в двух сахихах (Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает о том, что, когда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу, алейхи ссалям. Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Этот факт свидетельствует о том, что можно выражать благодарность за оказанные Аллахом милости и отведенные Им беды. А что может быть величественнее дня, в котором появился на свет Пророк милости, солляллаху алейхи ва саллям?»

Имам Суюти, рахимахуллах, продолжает: «Я нашёл ещё одно доказательство мавлиду. Это хадис, который приводит имам аль-Байхаки, рахимахуллах, от Анаса, разы Аллаху анху, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершил жертвоприношение за себя после ниспосланного ему Пророчества, хотя его дедушка Абдуль Мутталиб совершил его на седьмой день жизни Пророка, солляллаху алейхи ва

саллям, а акыка не повторяется. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, повторил его, потому что хотел выразить благодарность Аллаху за то, что был ниспослан как милость мирам, и за почёт к его общине.

Также я прочёл слова имама хафиза Шамсуддина ибн Джазари, рахимахуллах, в книге «’Араф ат-та’риф фи мавлид аш-шариф»:

«После смерти Абу Ляхаба его видели во сне и спросили, где он. Он ответил: «В Аду, но мне облегчается наказание каждый понедельник за то, что я обрадовался, услышав о рождении Мухаммада»».

Хафиз Шамсуддин ибн Насыруддин ад-Димашки, рахимахуллах, сказал:

«Если этому неверному, который опорочен в Коране и которому обещаны вечные муки, наказание облегчается каждый понедельник только из-за того, что он обрадовался рождению Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, то, что ждёт мусульманина, который верует в Единого Бога (муваххида) и всю свою жизнь радуется рождению Пророка, солляллаху алейхи ва саллям?!»


Ибн Касир в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (полное имя – Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых и славных правителей. Он выделяет такие его качества, как храбрость, справедливость, религиозная образованность. Каждый год в месяце Раби уль-Авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, то есть мавлид.Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвирфиль мавлиди аль-башир ван-назир», и подарил её Музаффару, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупил из плена мусульман, общее количество которых достигло шестидесяти тысяч. Его жена -Рабиа Хатун бинт Айюб - рассказывала, что Музаффар раздавал свое имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила 5 дирхамов. Замуж за него её выдал Салахуддин аль-Аюби (её брат).


Вопрос:
Нарушается, все же, омовение из-за прикосновения к посторонней женщине или нет, принимая во внимание разногласие среди ученых в этом вопросе?

Хвала Аллаху.
Ученые разошлись относительно этого вопроса на три мнения:

Первое мнение: Прикосновение к женщине портит омовение при любых обстоятельствах, независимо от того было это сделано со страстью и вожделением или же нет, намеренно или случайно. Таков мазхаб имама аш-Шафи’и, да помилует его Аллах.
Свое мнение имам аш-Шафи’и аргументирует следующим аятом:
«А если вы больны или в путешествии, или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места, или вы прикасались к женщинам и не нашли воды, то омывайтесь чистым песком и обтирайте ваши лица и руки». (Ан-Ниса, 43)
Поскольку в основе своей слово «лямс» (прикосновение), использованное в аяте, подразумевает под собой прикосновение руки.
Так в некоторых хадисах слово «лямс» (прикосновение) используется как физическое прикосновение.
Как, например, в словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанных сподвижнику, по имени Ма’из, решившему что, он совершил прелюбодеяние и признавшемуся в этом пророку, который сказал: «Может быть, ты просто поцеловал ее или прикоснулся (лямаса) к ней». См. «Муснад имам Ахмад»/2130.
Или словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Прелюбодеянием руки является прикосновение (лямс)». См. «Муснад имам Ахмад»/8392. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Силисиля ас-Сахиха»/8204.
Однако эти хадисы лишь указывают на то, что в данных конкретных примерах под словами «лямс» (прикосновение) или «масс» (касание) имеется ввиду лишь физическое прикосновение, а не половая близость и относительно этого нет никаких возражений. Споры возникают лишь относительно прикосновения, упоминаемого в вышеприведенном аяте, что конкретно имеется ввиду, простое физическое прикосновение или же совокупление и половая близость? Данные хадисы же не дают на это абсолютно никакого ответа. Поэтому это является наиболее слабым мнением из всех имеющихся по этому вопросу.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, писал: «Если человек коснется женщины без вожделения и страсти, то совершенно очевидно, что Шариат не обязывает его возобновлять омовение и это, также, не является желательным предписанием». См. «Аль-Ихътиярат»/18.

Второе мнение: Прикосновение к женщине не нарушает малого омовения, в принципе, независимо от того, сопровождалось ли это страстью или нет. И это мазхаб имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах.
На правильность этого мнения указывает целый ряд доказательств:
а) Основой в омовении (ат-тахара) является его наличие, и оно не считается нарушенным, пока этому не будет веского достоверного довода, указывающего на то, что нечто его действительно нарушает. Однако такого указания, в обсуждаемом нами вопросе, не существует, а под прикосновением в приведенном аяте, подразумевается именно совокупление, а не простое касание, о чем мы упомянем далее.
б) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я всегда спала перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мои ноги были обращены в его сторону, когда он совершал молитву. Так, когда он выполнял земной поклон, то он касался их, и я подтягивала их к себе, когда же он вставал, я снова вытягивала их». См. «Сахих аль-Бухъари»/382.
А в версии этого хадиса, переданного Ан-Насаи говорится: «…и когда он хотел совершить уитр, он притрагивался ко мне своей ногой». См. «Сунан ан-Насаи»/166. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих ан-Насаи».
в) Также от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается: «Однажды ночью я не нашла посланника Аллаха, да благословит его Аллах его и приветствует, в постели и (принявшись искать его) я прикоснулась к подошвам его стоп, поскольку тогда они были подняты. При этом он находился в мечети и говорил: «О Аллах! Прибегаю к Твоему довольству от Твоего гнева! И прибегаю к Твоему избавлению от Твоего наказания!» См. «Сахих Муслим»/486.
Примечание: слова «были подняты» (мансубатан), здесь, означают были установлены вертикально. Это достигается, когда человек находится в земном поклоне. Комната ‘Аиши вплотную примыкала к мечети, и именно поэтому она без труда нащупала ноги пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В достоверной версии этого хадиса, переданной аль-Байхакъи говорится: «..и я начала рыскать своими руками, ища его, и мои руки оказались на подошвах его стоп, поскольку они были подняты, а он совершал земной поклон…» Эта версия также приводится у Ан-Насаи/166.
Из очевидного смысла этих хадисов выясняется, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикасался к ‘Аише, находясь при этом в молитве, и если бы прикосновение нарушало омовение, то его молитва была бы недействительна.
Шафи’итские ученые попытались возразить им, сказав, что возможно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился выше ширмы, отгораживавшей комнату ‘Аиши от мечети и поэтому она смогла прикоснуться к его ступням. Однако как сказал Аш-Шаукани: «В этом толковании содержится усложнение и несогласие с очевидным».
г) Также от Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поцеловал одну из своих жен, а затем, не совершив после этого омовение, вышел для совершения молитвы». См. «Сунан Аби Дауд»/179. Достоверность данного хадиса подтвердили Ибн Джарир, Ибн ‘Абдуль-Барр, Аз-Зайля’и и шейх Альбани.
Однако справедливости ради, нужно отметить, что многие мухаддисы сочли его слабым. Из них: Суфьян ас-Саури, Йахья ибн Са’ид аль-Къаттан, Ахмад ибн Ханбаль, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и ан-Науауи.

Если этот хадис достоверен, то это является самым прямым доводом на верность этого мнения. Если нет, то достаточно достоверных хадисов приведенных выше, наряду с основой о том, что омовение не нарушается ничем иным, кроме того, на что есть указание в Шариате, однако указание на то, что прикосновение к женщине его нарушает отсутствует.

Третье мнение: Проведение разницы между обычным прикосновением и прикосновением со страстью и вожделением.
Если прикосновение сопровождалось страстью, то оно нарушает омовение, если нет, то не нарушает. Это мазхаб маликитов и ханбалитов.
Так они попытались совместить доводы обоих сторон. Поскольку, по их мнению, приведенный аят свидетельствует о нарушении омовения при прикосновении к женщине, а хадисы свидетельствуют об обратном.
Этот прием был бы верным, если бы данный аят указывал на то, что простое прикосновение нарушает омовение, как они утверждают, однако правильным пониманием этого аята является, что под «прикосновением» здесь имеется в виду половая близость. Так разъяснил этот аят Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, и это же толкование выбрал Ибн Джарир ат-Табари. А тафсиру Ибн ‘Аббаса отдается предпочтение перед тафсиром кого-либо другого, ибо сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался с мольбой к Аллаху за него говоря: «О Аллах, дай ему понимание в религии, и научи его толкованию» Данный хадис приводится у Ахмада, и его основа содержится у Аль-Бухъари. Шейх Альбани подтвердил достоверность этого хадиса в своем исследовании «Шарха ‘акъыды ат-Тахауийя». См. также «Махасину ат-та’уиль» шейхъа аль-Къасими (5/172).

В Священном Къуране половая близость часто выражается словом «прикосновение»:
«На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)». (Аль-Бакъара, 236)

«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения…» (Аль-Бакъара, 237)

«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво». (Аль-Ахзаб, 49)

Также детально поразмыслив об этом аяте, мы находим, что он сам по себе указывает на верность такого толкования.
Так Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» - и это является малым омовением водой. Далее Аллах говорит: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» - и это является большим омовением. Далее Аллах говорит: «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикасались к женщинам, и вы не нашли воды, то оботритесь чистой землей». Его слова: «Оботритесь чистой землей» - указывают на замену воды землей как средством очищения. Его слова: «…если кто-либо из вас пришел из уборной…» - являются разъяснением причины нарушения малого омовения, а слова: «…или если вы прикасались к женщинам…» - являются разъяснением причины нарушения большого омовения.
Если же мы предположим, что под прикосновением в этом аяте имеется ввиду простое физическое прикосновение, то получится что в этом аяте Аллах разъяснил две причины нарушения малого омовения, умолчав о причине нарушающей большое, несмотря на то, что прежде Он сказал: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь», а это уже будет противоречить красноречию Къурана». См. «Шарх аль-Мумти’» (1/240), «Бадаи’ ас-Санаи’» (1/132), «Аль-фикъх аль-Малики» (1/89), «Аль-Маджму’» (2/21).
Наиболее сильным мнением из перечисленных является второе, а именно что прикосновение к женщине не нарушает малого омовения, в принципе, независимо от того, сопровождалось ли это страстью или нет.
Это мнение выбрал Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя, а из современных ученых - шейх Ибн Баз, шейх ‘Усаймин и ученые постоянного комитета по изданию фетв в Саудовской Аравии, да помилует их всех Аллах.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О том, что не нарушает омовение

Нет сомнения в том, что о том, что тот или иной обряд поклонения нарушен, можно утверждать лишь при наличии Священных текстов Корана и достоверной Сунны, или же единогласного мнения! И это касается также и того, что нарушает омовение. См. “аль-Ишраф” 1/100, «аль-Маджму’» 1/55.
Среди поступков и вещей, которые многие считают нарушением омовения, но что таковым не является, следующее:

1. Прикосновение к женщине
Нарушает ли прикосновение к женщине омовение или нет? Относительно этого вопроса существует три мнения среди ученых:
Первое мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение в любом случае. Этого мнения придерживались такие сподвижники, как Ибн Умар и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах). Также этому мнению отдал предпочтение имам аш-Шафи’и и к этому склонился также Ибн Хазм. См. “аль-Умм” 1/15, “аль-Мухалля” 1/244.
Их доводом был аят Корана: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).
Ибн Умар и Ибн Мас’уд говорили: “Под «прикосновением» речь идет не о половом акте”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/502.
Второе мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение, если прикосновение было с вожделением, т.е. со страстью. Этого мнения придерживались имам Малик, а также это известное мнение имама Ахмада. См. “аль-Мудаввана” 1/13, “аль-Мугъни” 1/192.
И третье мнение состоит в том, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, и нет разницы в прикосновении к женщине, будь это осознанно или случайно, со страстью или нет, близкая женщина или посторонняя, в любом случае это не нарушает омовения. Это мнение Ибн Аббаса, а также имама Абу Ханифы, Хасана аль-Басри, Ата, Тауса, аш-Шайбани и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа. См. “аль-Мабсут” 1/68, “аль-Аусат” 1/126, “Маджму’уль-фатава” 21/410.
И это мнение является самым верным и трех существующих.
Что касается тафсира Ибн ‘Умара и Ибн Мас’уда о том, что в аяте идет речь о простом прикосновении, то это было бы сильным доводом, если бы не было известно, что кто-то из сподвижников противоречил им в этом понимании. Однако достоверно известно, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Аллаха: «соприкоснулись» , сказал: “Речь идет о половой близости”. Ибн Аби Шейба 1/166. Иснад достоверный.
Более того, толкование Ибн Умара и Ибн Мас’уда противоречит тому, на чем был посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Обычно я спала перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их” . аль-Бухари 382, Муслим 272.
Если бы простое прикосновение к женщине нарушало бы омовение, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не продолжал бы совершать молитву, после того как он коснулся Аиши. И со слов Аиши видно, что это случилось не один раз, а имело постоянный характер.
Также ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения”. Ахмад 1/68, ан-Насаи 1/104. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани называли этот хадис достоверным. См. «Файдуль-Къадир» 5/129, «Сахих аль-джами’» 4997.
Также сообщается: «‘Умар однажды поцеловал свою жену и помолился, не совершив омовения». Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/44. Иснад достоверный.
Таким образом, то мнение, что прикосновение не нарушает омовения, является самым аргументированным. И даже передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Если хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал перед молитвой своих жен и не совершал омовение, достоверный, то я не считаю, что прикосновение к женщинам нарушает омовение!” См. “ат-Тальхыс” (1/44) Ибн Хаджара.
Мусульмане всегда прикасались к женщинам, будь то случайно или сознательно, что относится к родным. И не передается от кого-либо, кто бы повелевал после этого совершать омовение, и не передается ни от кого-либо из сподвижников, кто бы совершал после этого омовение или же велел совершать омовение. И как сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа: “Не передается ничего и от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал омовение после прикосновения к своим женам!” См. “Маджму’уль-фатава” 21/410.
И несмотря на то, что прикосновение даже к посторонней женщине не нарушает омовения, сознательное прикосновение к ним запрещено! А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 226 и «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5045.

2. Сомнение
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас почувствует у себя в животе беспокойство и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах» . Муслим 1/99.
Это величайший хадис, который содержит в себе важнейшее правило религии: «Сомнение не нарушают убежденность», насколько бы они не были сильными. Если человек уверен в том, что он совершил омовение, но не помнит, что его нарушил, тогда у него есть омовение. И также, если человек знает, что он нарушил омовение, но не помнит, что он его совершил, тогда у него нет омовения. Ученые в этом вопросе единогласны.
Однако если человек не почувствовал запах и не услышал звука, но он уверен, что произошло выделение газа, то его омовение нарушено. Имам аль-Багъави сказал: “Смысл хадиса заключается в том, чтобы человек не прерывал молитву, пока не будет убежден в том, что он нарушил омовение. А два этих признака в хадисе упоминается по той причине, что чаще всего выделение газов сопровождаются звуком и запахом”. См. “Шарху-с-Сунна” 1/353.
Также если человек завершил омовение или же любой вид поклонения, а затем его постигают какие-то сомнения относительно этого, упустил ли он что-то или нет и т.п., то не следует обращать на это внимание. Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: “Сомнение, постигаемое после завершения поклонения, не берется в расчет”.См. “Фатава аль-ляджна” 7/143.

3. Болезненные выделения
Если у человека есть болезненные выделения, будь то простатит, недержание мочи, постоянный выход газов, хронические кровотечения и т.п., то эти вещи уже перестают быть причиной нарушения омовения. Доказательством этому является хадис от Фатимы бинт Аби Хубайш, которая пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: “О посланник Аллаха! У меня хронические кровотечения (истихада), от которых я не могу очиститься. Так следует ли мне оставить молитву?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет! Поистине, это не менструация, а кровотечения из сосуда. Когда у тебя начнутся месячные, то воздержись от молитвы, а когда они прекратятся, то отчистись от крови (соверши полное омовение), и совершай молитву, совершая перед каждой молитвой малое омовение» . аль-Бухари 320, Муслим 1/62.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: “Тот, кто не в состоянии сохранить омовение на протяжении времени совершения молитвы, тот просто совершает омовение и молится, а выделения, которые произойдут во время молитвы, не причинят ему вреда! И это не нарушает его омовение по единогласному мнению факъихов. Максимум что полагается такому человеку (у которого болезненные выделения) – это совершение омовения перед каждой молитвой”. См. “Маджму’уль-фатава” 21/221.
Таким образом, человек, у которого по болезни есть постоянные выделения, может совершить только одну обязательную молитву и все связанные с ней добровольные молитвы, а при наступлении следующей молитвы это омовение становится недействительным и его необходимо возобновить.

4. Прикосновение к анальному отверстию или к чужому половому органу
Прикосновение к анальному отверстию или прикосновение жены к половому органу мужа или наоборот, не нарушают омовение, поскольку нет на это никаких указаний. Сторонники того мнения, что упомянутое нарушает омовение, провели аналогию с известным хадисом: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» . Однако данный хадис не содержит в себе указаний на это, поскольку в хадисе сказано: «к своему половому органу», а не к половому органу вообще.
Однако сторонники обратного мнения опирались на хадис, в котором говорится: «Кто прикоснулся к половому органу, пусть совершит омовение» . ан-Насаи 446.
Сторонники этого мнения говорили, что в данном хадисе речь идет о половом органе обобщенно.
Тогда возникает вопрос: Относится ли это также и к умершим, животным, или отдельной от тела части? Ведь все это также именуется половым органом.
Во-первых, можно сказать, что остальные хадисы, в которых говорится: «к своему половому органу» конкретизируют эту обобщенную добавку.
Во-вторых, шейх Мухаммад ибн Дыбьян в своей известной книге «Ахкаму-т-тахара» 10/772 говорил, что эта версия хадиса является отклоненной (шазз). Дело в том, что именно этот же хадис все имамы передавали в версии: «к своему половому органу», как это передает Суфьян ибн ‘Уяйна, что приводит от него аль-Хумайди 352; Исма’иль ибн ‘Улеййа, что приводит Ахмад 6/406; Шу’ба, что приводит ат-Таялиси 1657; Малик в «аль-Муватта» 1/42, и др. Все они передают этот же хадис в иной версии, и только имам Ибн Шихаб аз-Зухри передал его в такой обобщенной форме: «Кто прикоснулся к половому органу».
Поэтому в этой версии нет однозначного аргумента, так как сам этот хадис приводится от всех имамов в версии: «к своему половому органу», плюс и другие хадисы этой темы указывают на такой же смысл. И это указывает на то, что имам аз-Зухри ошибся в этой своей версии, пойдя в противоречие остальным имамам. И правильнее остановиться на том мнении, что указывается во всех хадисах данной главы, где местоимение возвращается к самому человеку. См. “Ахкаму-т-тахара” 10/771-774.
То же самое обстоит и с вопросом прикосновения к анальному отверстию. Некоторые имамы считали, что прикосновение к анальному отверстию нарушает омовение, так как в некоторых хадисах: «Пусть тот, кто прикоснулся к своему половому органу» употребляется слово «фардж», что также несет значение и анальное отверстие.
Однако с таким определением не было согласны другие имамы, так как они считали, что анальное отверстие (дубур), не называется половым органом. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие… которые оберегают свои половые органы (фурудж) от всех, кроме своих жен или невольниц» (аль-Муъминун 23: 1, 5-6).
Никто из толкователей Корана не толковал слово «половой орган» (фардж), как анальное отверстие.
И Аллах Всевышний сказал: «оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц» . Нет никаких сомнений в том, что половой акт с женщиной совершается половым органом, а не анальным отверстием!
Имам Ибн Хазм говорил: “Называть анальное отверстие (дубур) половым органом (фардж) не является правильным”. См. “аль-Мухалля” 1/241.
Также в известных словарях по арабскому языку, как «Лисануль-‘араб» и «ан-Нихая» не сказано, что слово «закар», «фардж» (половой орган), также имеет значение: «дубур» (анальное отверстие).
Поэтому языковое понимание некоторых имамов, не является доводом, ведь слова одного имама над словами другого, не имеют никакой силы.
Однако ясно одно, что омовение (аль-вудуъ) – это поклонение, о нарушении которого не следует говорить кроме как при явном, ясном доводе из Корана и Сунны или единогласного мнения (иджма’)! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, разъяснив, что омовение нарушает прикосновение только к своему половому органу, сказал: “Основа состоит в том, что омовение, в действительности которого единогласны, не нарушается кроме как при наличии единогласного мнения или же установленной Сунны, которая не подлежит истолковыванию!” См. “ат-Тамхид” 3/342.
Так вот, на то, что прикосновение к анальному отверстию нарушает омовение, нет ни единогласного мнения, ни прямого хадиса!
Таким образом, прикосновение к анальному отверстию или половому органу мужа и жены, а также и детей при подмывании, не нарушает омовения. Также омовение не нарушает прикосновение к лобку, к ягодицам, к яичкам, к месту между анальным отверстием и половым органом, верхней части бедра с внутренней стороны. Все это не нарушает омовения, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’). См. “аль-Мухалля” 1/241, “аль-Аусат” 1/210, «аль-Маджму’» 2/45.

5. Купание умершего или сопровождение носилок
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто искупал умершего, то пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение» . Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Хадис достоверный. См. «Ирвауль-гъалиль» 1/184.
Однако это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями. От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки» . аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его» . ад-Даракъутни 191, аль-Хатыб 5/424. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.
Имам аль-Хаттаби говорил: «Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль (полное омовение) тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному». См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.

6. Прикосновение к нечистотам
Прикосновение к нечистотам не нарушают омовение, ибо на это нет никаких указаний, и в этом вопросе вообще нет разногласия среди ученых. См. “аль-Аусат” 1/203.
Однако нет сомнения в том, что наджасу необходимо удалять с тела или одежды.

7. Выход воздуха из полового органа
Выход воздуха из полового органа, что в основном бывает у женщин, не нарушает омовение. См. “аль-Мабсут” 1/83.
Шейх Ибн Усаймин сказал: “Что касается воздуха, выходящего из полового органа женщины, то он не нарушает омовение, поскольку это не воздух, выходящий из анального отверстия”. См. “Фатава маратиль-муслима” 1/14.

8. Смех в молитве
Те, кто считает, что смех в молитве нарушает ее, опираются на хадис от Абуль-Алии: «Однажды один слепой человек проходил мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, когда они совершали молитву, и упал. Некоторые сподвижники засмеялись, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел тем, кто засмеялся возобновить омовение и молитву» .
Этот хадис приводят ад-Даракъутни и Ибн ‘Ади с очень слабым иснадом, и в том, что данный хадис слабый не было среди мухаддисов разногласий. См. “Сыфа аль-вудуъ” 52, “Сахих фикъху-с-Сунна” 1/142.
Сообщается, что когда Джабира (да будет доволен им Аллах) спросили о смехе в молитве, он сказал: “Следует повторить молитву, и не повторять омовение” . аль-Байхакъи 1/144, ад-Даракъутни 1172. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
И если смех в молитве не нарушает омовение, то смех вне молитвы не нарушает его тем более.

9. Кровопускание и выход крови не из полового органа
Что же касается кровотечения, то оно также не нарушает омовения. Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью . Абу Дауд 198, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 192.
Имам аш-Шаукани писал: “Нет сомнения в том, что пророку (мир ему и благословение Аллаха) сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе”. См. “Сайлюль-джаррар” 1/99.
То же самое говорил и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/606.
Также в этом хадисе указание на то, что кровь не является нечистотой (наджас).
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершал молитву в то время, когда у него выделялась кровь. Малик 1/39, Ибн Са’д 3/350. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
Также Хасан аль-Басри сказал: «Мусульмане не переставали совершать молитву, истекая кровью от ранений». аль-Бухари 1/280.
Что же касается кровопускания, то оно также имеет отношение к обсуждаемому и Ибн ‘Умар говорил: “Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания” . аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.

10. Рвота и отрыжка
Утверждения о том, что рвота или отрыжка нарушают омовение, нуждаются в доказательствах, которых не существует, о чем говорили имамы аш-Шаукани и ас-Сан’ани. См. “Субулю-с-Салям” 1/100 и “Нейлюль-аутар” 1/180.
Что же касается хадиса, в котором сказано: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение» (Ахмад, Ибн Маджах), то этот хадис не является достоверным.
Но есть достоверное сообщение от Ма’дана, что Абу ад-Дарда рассказывал о том, что после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) вырвал, он совершил омовение. После этого Ма’дан встретил Саубана и рассказал ему об этом, и Саубан сказал: “Он сказал правду, я сам поливал воду пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он совершал омовение” . ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.
Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения омовения после рвоты, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел этого, а совершил омовение сам, что указывает только на желательность такого поступка, ибо поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) сам по себе не указывает на обязательность какого-либо положения.См. «аль-Мугъни» 1/247, «Ирвауль-гъалиль» 1/148.

11. Сквернословие, сплетни и т.п.
Хадис, в котором сказано, что сквернословие и сплетни (гъиба, намима) нарушают омовение, не является достоверным. См. “аль-‘Иляль” 1/365 имама Ибн аль-Джаузи.
Однако сквернословие и сплетни являются большими грехами.

12. Бритье или стрижка волос и ногтей
От Абу Миджляза сообщается, что “он видел, как Ибн ‘Умар подстриг ногти и не совершил омовения”. Ибн Аби Шейба 1/55. Иснад достоверный.
Хасан аль-Басри говорил: “Тот, кто подстриг волосы или ногти, или же снял носки, тот не должен совершать омовения!” Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 1/482.
Все ученые считали, что человек не обязан ничего совершать после того, как подстриг ногти или же волосы, и только от Муджахида и ат-Табари передается, что они считали необходимым совершения омовения после этого. См. “аль-Мусаннаф” 1/56, “аль-Мабсут” 1/65.
А аз-Зухри, ‘Атаъ, Ибрахим ан-Наха’и и Хаммад считали желательным просто протереть водой эти места после стрижки. См. “аль-Мабсут” 1/65, “Шарх аль-Муватта” 1/39.
Однако нет на желательность этого никакого довода ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах сподвижников! И нам неизвестно на что они опирались при этом.
Ведь желательность – это тоже шариатское положение (хукм), на который необходимо иметь довод! Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: “Не дозволено быть какой-либо вещи обязательной или же желательной, кроме как на основании шариатского довода, указывающего на обязательность или желательность!” См. “Маджму’уль-фатава” 1/265.
Имам аш-Шаукани сказал: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.
Шейх Дибьян ибн Мухаммад ад-Дибьян, приведя все мнения относительно омовения или протирания водой после стрижки ногтей или волос, сказал: “Верным является то, что не узаконено ни совершение омовения, ни протирание мест после стрижки ногтей или волос. Ведь обязательность или же желательность этого нуждается в доказательстве, а его нет!” См. “Ахкаму-т-тахара” 3/279.

13. Снятие носков после их протирания (масх)
Среди ученых существуют разногласия относительно вопроса: нарушается ли малое омовение, если человек снял носки и т.п. после того, как он совершил малое омовение и протер их?
По это поводу существуют три мнения:
Первое: малое омовение такого человека не нарушается, и он ничего не должен делать;
Второе: малое омовение такого человека не нарушается, но ему следует помыть ноги;
Третье: малое омовение такого человека нарушается, и он обязан заново совершить его.
В пользу каждого из этих мнений высказалась саляфы, как об этом приводят сообщения ‘Абду-р-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» 1/210 и Ибн Аби Шейба 1/187-188.
Несомненно, самым правильным мнением из вышеупомянутых мнений является первое, ибо оно согласуется с самой сутью обтирания, которое является дозволением и облегчением, дарованным Аллахом. Что же касается других мнений, то они противоречат этому шариатскому облегчению, о чем сказал имам ар-Рафи’и. См. «Шарх аль-Ваджиз» 2/370.
Доводом в пользу этого мнения является то, что нет никаких указаний на то, что снятие носков нарушает омовение. А также достоверно известно, как “праведный халиф ‘Али ибн Аби Талиб однажды совершил малое омовение и протер свои сандалии, после чего снял их и совершил молитву”. См. “Тамаму-н-насх фи ахкам аль-масх” 91.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: “Малое омовение человека, который обтер носки и чалму, не нарушается, если он снял их. Оно также не нарушается, если истек срок их обтирания. И от человека не требуется обтирать голову или мыть стопы (после снятия этого). Таково мнение аль-Хасана аль-Басри. И согласно достоверному мнению ханбалитского мазхаба и высказыванию большинства ученых, это можно сравнить с удалением волос, которые были обтерты”. См. “аль-Ихтиярат” 15.
Этого мнения также придерживался Къатада и Ибн Аби Лейля и его выбрали имам Ибн аль-Мунзир, имам Ибн Хазм, шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, а также шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин. См. “аль-Мухалля” 2/105-109, «аль-Маджму’» 1/557, “Фатава Ибн Баз” 10/113, “Фатава Ибн ‘Усаймин” 11/193.
Что же касается сообщения, что когда одного из сподвижников спросили о человеке, который обтер свои носки, а затем снял их, он ответил: «Он должен помыть свои стопы» , то это сообщение слабое!
Его приводят Ибн Аби Шейба 1/187 и аль-Байхакъи 1/289, и в его иснаде есть передатчик по имени Язид ибн ‘Абду-р-Рахман ад-Даляни, о котором хафиз Ибн Хаджар сказал: “Он правдив, но часто ошибался и прибегал к подтасовке хадисов (тадлис)”.

14. Взгляд на аурат человека
Это также не нарушает омовение, однако является грехом, если смотреть на аурат постороннего человека.
Я упомянул об этом, так как подобное бытует среди несведущих мусульман преклонного возраста на Кавказе.

Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении и прочих физиологических процессах.

2. Кровотечение или выделение гноя.

В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения . Приведу аргументацию сторон.

Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты) , обосновывают его следующим :

Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые.

Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике.

Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты) , приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью» . В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью . Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся» .

Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:

3. Рвота, заполняющая ротовую полость .

4. Потеря сознания.

5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы .

7. Соприкосновение мужчины и женщины.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается .

Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…»

Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.

В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)».

Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей:

- «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве» ;

- «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой» . Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения;

- «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего...» . Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины.

Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным . Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента .

8. Прикосновение рукой (ладонью) к половым органам.

Это требование лишь шафиитского мазхаба .

Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение.

Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.

Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль).

Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики.

Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268.

См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162.

Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки.

Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.

Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.

См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.

Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.

Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270.

Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».

Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.

Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).

Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214.

Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Нет сомнения в том, что о том, что тот или иной обряд поклонения нарушен, можно утверждать лишь при наличии Священных текстов Корана и достоверной Сунны, или же единогласного мнения! И это касается также и того, что нарушает омовение. См. “аль-Ишраф” 1/100, «аль-Маджму’» 1/55.

Среди поступков и вещей, которые многие считают нарушением омовения, но что таковым не является, следующее:

1. Прикосновение к женщине

Нарушает ли прикосновение к женщине омовение или нет?

Относительно этого вопроса существует три мнения среди ученых:

Первое мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение в любом случае. Это мнение было мнением таких сподвижников, как Ибн Умар и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), а также этому мнению отдал предпочтение имам аш-Шафи’и и к этому склонился также Ибн Хазм. См. “аль-Умм” 1/15, “аль-Мухалля” 1/244.

Их доводом был аят Корана: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).

Ибн Умар и Ибн Мас’уд говорили: “Под «прикосновением» речь идет не о половом акте”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/502.

Второе мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение, если прикосновение было с вожделением, т.е. со страстью. Этого мнения придерживались имам Малик, а также это известное мнение имама Ахмада. См. “аль-Мудаууана” 1/13, “аль-Мугъни” 1/192.

И третье мнение состоит в том, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, и нет разницы в прикосновении к женщине, будь это осознанно или случайно, со страстью или нет, близкая женщина или посторонняя, в любом случае это не нарушает омовения. Это мнение Ибн Аббаса, а также имама Абу Ханифы, Хасана аль-Басри, Ата, Тауса, аш-Шайбани и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Мабсут” 1/68, “аль-Аусат” 1/126, “Маджму’уль-фатауа” 21/410.

И это мнение является самым верным из трех существующих.

Что касается тафсира Ибн ‘Умара и Ибн Мас’уда, что в аяте идет речь о простом прикосновении, то это было бы сильным доводом, если бы не было известно, что кто-то из сподвижников противоречил им в этом понимании. Однако достоверно известно, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Аллаха: «соприкоснулись» , сказал: “Речь идет о половой близости”. Ибн Аби Шайба 1/166. Иснад достоверный.

Более того, толкование Ибн Умара и Ибн Мас’уда противоречит тому, на чем был посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Обычно я спала перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их”. аль-Бухари 382, Муслим 272.

Если бы простое прикосновение к женщине нарушало бы омовение, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не продолжал бы совершать молитву, после того как он коснулся Аишу. И со слов Аишы видно, что это случилось не один раз, а имело постоянный характер.

Также ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения”. Ахмад 1/68, ан-Насаи 1/104. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани называли этот хадис достоверным. См. «Файдуль-Къадир» 5/129, «Сахих аль-джами’» 4997.

Также сообщается: “Умар однажды поцеловал свою жену и помолился, не совершив омовения”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/44. Иснад достоверный.

Таким образом, то мнение, что прикосновение не нарушает омовения, является самым аргументированным. И даже передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Если хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал перед молитвой своих жен и не совершал омовение достоверный, то я не считаю, что прикосновение к женщинам нарушает омовение!” См. “ат-Тальхыс” 1/44, Ибн Хаджара.

Мусульмане всегда прикасались к женщинам, будь то случайно или сознательно, что относится к родным. И не передается от кого-либо, кто бы повелевал после этого совершать омовение, и не передается ни от кого-либо из сподвижников, кто бы совершал после этого омовение или же велел совершать омовение. И как сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал омовение после прикосновения к своим женам!” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/410.

И несмотря на то, что прикосновение даже к посторонней женщине не нарушает омовения, сознательное прикосновение к ним запрещено! А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 226 и «Сахих аль-джами’» 5045.

2. Сомнение

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас почувствует у себя в животе беспокойство и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Муслим 1/99.

Это величайший хадис, который содержит в себе важнейшее правило религии: «Сомнение не нарушают убежденность» , насколько бы они не были сильными. Если человек уверен в том, что он совершил омовение, но не помнит, что его нарушил, тогда у него есть омовение. И также, если человек знает, что он нарушил омовение, но не помнит, что он его взял, тогда у него нет омовения. Ученые в этом вопросе единодушны.

Однако если человек не чувствовал запах и не слышал звука, но он уверен, что произошло выделение газа, то его омовение нарушено. Имам аль-Багъауи сказал: “Смысл хадиса заключается в том, чтобы человек не прерывал молитву, пока не будет убежден в том, что он нарушил омовение. А два этих признака в хадисе упоминается по той причине, что чаще всего выделение газов сопровождаются звуком и запахом”. См. “Шарху-Ссунна” 1/353.

Также если человек завершил омовение или же любой вид поклонения, а затем его постигают какие-то сомнения относительно этого, упустил ли он что-то или нет и т.п., то не следует обращать на это внимание. Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: “Сомнение, постигаемое после завершения поклонения, не берется в расчет”. См. “Фатауа аль-ляджна” 7/143.

3. Болезненные выделения

Если у человека есть болезненные выделения, будь то простатит, недержание мочи, хронические кровотечения и т.п., то эти вещи уже перестают быть причиной нарушения омовения. Доказательством этому является хадис от Фатимы бинт Аби Хубайш, которая пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: “О посланник Аллаха! У меня хронические кровотечения (истихада), от которых я не могу очиститься. Так следует ли мне оставить молитву?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет! Поистине, это не менструация, а кровотечения из сосуда. Когда у тебя начнутся месячные, то воздержись от молитвы, а когда они прекратятся, то отчистись от крови (соверши полное омовение), и совершай молитву, совершая перед каждой молитвой малое омовение». аль-Бухари 320, Муслим 1/62.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто не в состоянии сохранить омовение на протяжении времени совершения молитвы, тот просто совершает омовение и молится, а выделения, которые произойдут во время молитвы, не причинят ему вреда! И это не нарушает его омовения по единогласному мнению факъихов! Максимум, что полагается такому человеку (у которого болезненные выделения) – это совершения омовения перед каждой молитвой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/221.

Таким образом, человек, у которого по болезни есть постоянные выделения, может совершить только одну обязательную молитву и все связанные с ней добровольные молитвы, а при наступлении следующей молитвы это омовение становится недействительным и его необходимо возобновить.

4. Прикосновение к анальному отверстию или к чужому половому органу

Прикосновение к анальному отверстию или прикосновение жены к половому органу мужа или наоборот, не нарушают омовения, поскольку нет на это никаких указаний. Сторонники того мнения, что упомянутое нарушает омовение, провели аналогию с известным хадисом: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение». Однако данный хадис не содержит в себе указаний на это, поскольку в хадисе сказано: «к своему половому органу» , а не к половому органу вообще. И анальное отверстие (дубур) не называется половым органом.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие… которые оберегают свои половые органы (фурудж) от всех, кроме своих жен или невольниц» (аль-Муминун 23: 1, 5-6).

Никто из толкователей Корана не истолковал слова «половой орган» (фардж), как анальное отверстие.

И Аллах Всевышний сказал: «оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц». Нет никаких сомнений в том, что половой акт с женщиной совершается половым органом, а не анальным отверстием!

Имам Ибн Хазм сказал: “Называть анальное отверстие (дубур) половым органом (фардж) не является правильным!” См. “аль-Мухалля” 1/241.

Также в известных словарях по арабскому языку, как «Лисануль-‘араб» или «ан-Нихая» не сказано, что слово «закар», «фардж» (половой орган), также имеет значение: «дубур» (анальное отверстие).

Таким образом, прикосновение к анальному отверстию или половому органу мужа и жены, а также и детей при подмывании и т.п. не нарушает омовения, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’). См. “аль-Мухалля” 1/241, “аль-Аусат” 1/210, “аль-Кафи” 1/149.

5. Купание умершего или сопровождение носилок

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто искупал умершего, то пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Хадис достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 1/184.

Однако это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями. От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки». аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его». ад-Даракъутни 191, аль-Хатыб 5/424. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.

Имам аль-Хаттаби говорил: «Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному». См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.

6. Прикосновение к нечистотам

Прикосновение к нечистотам не нарушают омовения, ибо на это нет никаких указаний, и в этом вопросе вообще нет разногласия среди ученых! См. “аль-Аусат” 1/203.

Однако нет сомнения в том, что наджасу необходимо удалять с тела или одежды!

7. Выход воздуха из полового органа

Выход воздуха из полового органа, что в основном бывает у женщин, не нарушает омовение. См. “аль-Мабсут” 1/83.

Шейх Ибн Усаймин сказал: “Что касается воздуха, выходящего из полового органа женщины, то он не нарушает омовение, поскольку это не воздух, выходящий из анального отверстия”. См. “Фатауа маратиль-муслима” 1/14.

8. Смех в молитве

Те, кто считает, что смех в молитве нарушает ее, опираются на хадис от Абуль-Алии: «Однажды один слепой человек проходил мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, когда они совершали молитву, и упал. Некоторые сподвижники засмеялись, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел тем, кто засмеялся возобновить омовение и молитву».

Этот хадис приводят ад-Даракъутни и Ибн ‘Ади с очень слабым иснадом, и в том, что данный хадис слабый не было среди мухаддисов разногласий. См. “Сыфа аль-уду” 52, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/142.

Сообщается, что когда Джабира (да будет доволен им Аллах) спросили о смехе в молитве, он сказал: “Следует повторить молитву, и не повторять омовение”. аль-Байхакъи 1/144, ад-Даракъутни 1172. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

И если смех в молитве не нарушает омовение, то смех вне молитвы не нарушает его тем более!

9. Кровопускание и выход крови не из полового органа

Что же касается кровотечения, то оно также не нарушает омовения. Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью. Абу Дауд 198, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 192.

Имам аш-Шаукани писал: “Нет сомнения в том, что пророку (мир ему и благословение Аллаха) сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе”. См. “Сайлюль-джаррар” 1/99.

То же самое говорил и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/606.

Также в этом хадисе указание на то, что кровь не является нечистотой (наджас).

Сообщается, что “’Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершал молитву в то время, когда у него выделялась кровь”. Малик 1/39, Ибн Са’д 3/350. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

Также Хасан аль-Басри сказал: «Мусульмане не переставали совершать молитву, истекая кровью от ранений». аль-Бухари 1/280.

Что же касается кровопускания, то оно также имеет отношение к обсуждаемому и Ибн ‘Умар говорил: “Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания”. аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.

10. Рвота и отрыжка

Утверждения о том, что рвота или отрыжка нарушают омовение, нуждаются в доказательствах, которых не существует, о чем говорили имамы аш-Шаукани и ас-Сан’ани. См. “Субулю-Ссалям” 1/100 и “Найлюль-аутар” 1/180.

Что же касается хадиса, в котором сказано: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение» Ахмад, Ибн Маджах, то этот хадис не является достоверным.

Но есть достоверное сообщение от Ма’дана, что Абу ад-Дарда рассказывал о том, что после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) вырвал, он совершил омовение. После этого Ма’дан встретил Саубана и рассказал ему об этом, и Саубан сказал: “Он сказал правду, я сам поливал воду пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он совершал омовение”. ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения омовения после рвоты, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел этого, а совершил омовение сам, что указывает только на желательность такого поступка, ибо поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) сам по себе не указывает на обязательность какого-либо положения. См. «аль-Мугъни» 1/247, «Ируауль-гъалиль» 1/148.

11. Сквернословие, сплетни и т.п

Хадис, в котором сказано, что сквернословие и сплетни (гъиба, намима) нарушают омовение, не является достоверным. См. “аль-‘Иляль” 1/365 имама Ибн аль-Джаузи.

Однако сквернословие и сплетни являются большими грехами!

12. Бритье или стрижка волос и ногтей

От Абу Миджляза сообщается, что “он видел, как Ибн ‘Умар подстриг ногти и не совершил омовения”. Ибн Аби Шайба 1/55. Иснад достоверный.

Хасан аль-Басри говорил: “Тот, кто подстриг волосы или ногти, или же снял носки, тот не должен совершать омовения!” Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 1/482.

Все ученые считали, что человек не обязан ничего совершать после того, как подстриг ногти или же волосы, и только от Муджахида и ат-Табари передается, что они считали необходимым совершения омовения после этого. См. “аль-Мусаннаф” 1/56, “аль-Мабсут” 1/65.

А аз-Зухри, ‘Ата, Ибрахим ан-Наха’и и Хаммад считали желательным просто протереть водой эти места после стрижки. См. “аль-Мабсут” 1/65, “Шарх аль-Мууатта” 1/39.

Однако нет на желательность этого никакого довода ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах сподвижников! И нам неизвестно на что они опирались при этом.

Ведь желательность – это тоже шариатское положение (хукм), на который необходимо иметь довод! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Не дозволено быть какой-либо вещи обязательной или же желательной, кроме как на основании шариатского довода, указывающего на обязательность или желательность!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/265.

Имам аш-Шаукани сказал: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.

Шейх Дибьян ибн Мухаммад ад-Дибьян, приведя все мнения относительно омовения или протирания водой ногти или волосы после стрижки, сказал: “Верным является то, что не узаконено ни совершения омовения, ни протирание мест после стрижки ногтей или волос! Ведь обязательность или же желательность этого нуждается в доказательстве, а его нет!” См. “Ахкаму-ттахара” 3/279.

13. Снятие носков после их протирания (масх)

Среди ученых существуют разногласия относительно вопроса: нарушается ли малое омовение, если человек снял носки и т.п. после того, как он совершил малое омовение и протер их?

По этому поводу существуют три мнения:

Первое: малое омовение такого человека не нарушается, и он ничего не должен делать;

Второе: малое омовение такого человека не нарушается, но ему следует помыть ноги;

Третье: малое омовение такого человека нарушается, и он обязан заново совершить его.

В пользу каждого из этих мнений высказались саляфы, что приводят ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» 1/210 и Ибн Аби Шейба 1/187-188.

Несомненно, самым правильным мнением из вышеупомянутых мнений является первое, ибо оно согласуется с самой сутью обтирания, которое является дозволением и облегчением, дарованным Аллахом. Что же касается других мнений, то они противоречат этому шариатскому облегчению, о чем сказал имам ар-Рафи’и. См. «Шарх аль-Уаджиз» 2/370.

Доводом в пользу этого мнения является то, что нет никаких указаний на то, что снятие носков нарушает омовение! А также достоверно известно, как “праведный халиф ‘Али ибн Аби Талиб однажды совершил малое омовение и протер свои сандалии, после чего снял их и прочитал намаз”. См. “Тамаму-ннасх фи ахкам аль-масх” 91.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Малое омовение человека, который обтер носки и чалму, не нарушается, если он снял их. Оно также не нарушается, если истек срок их обтирания. И от человека не требуется обтирать голову или мыть стопы (после снятия этого). Таково мнение аль-Хасана аль-Басри. И согласно достоверному мнению ханбалитского мазхаба и высказыванию большинства ученых, это можно сравнить с удалением волос, которые были обтерты”. См. “аль-Ихтиярат” 15.

Этого мнения также придерживался Къатада и Ибн Аби Лейля. И его выбрал имам Ибн аль-Мунзир, имам Ибн Хазм, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, а также шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин. См. “аль-Мухалля” 2/105-109, «аль-Маджму’» 1/557, “Фатауа Ибн Баз” 10/113, “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 11/193.

Что же касается сообщения, что когда одного из сподвижников спросили о человеке, который обтер свои носки, а затем снял их, он ответил: «Он должен помыть свои стопы» , то это сообщение слабое!

Его приводят Ибн Аби Шейба 1/187 и аль-Байхакъи 1/289, и в его иснаде есть передатчик по имени Язид ибн ‘Абдуррахман ад-Даляни, о котором хафиз Ибн Хаджар сказал: “Он правдив, но часто ошибался и прибегал к подтасовке хадисов (тадлис)”.

14. Взгляд на аурат человека

Это также не нарушает омовение, однако является грехом, если смотреть на аурат постороннего человека.

Я упомянул об этом, так как подобное бытует среди несведущих мусульман преклонного возраста на Кавказе.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!