События способствовавшие созданию коллективной безопасности. Политика ссср по созданию системы коллективной безопасности (1930 годы)

Международное положение СССР в начале 1930-х годов

Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей.

Этих целей СССР смог в значительной степени достичь к середине 1930-х годов; однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции.

В обстановке мирового экономического кризиса (1929−1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930—1932 годах резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Одновременно Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия.

Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. состоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследования религии и христиан в СССР.

Укрепление международного положения СССР

Коррективы советской внешнеторговой политики и приход к власти летом 1932 г. во Франции леворадикального правительства во главе с Э. Эррио положили начало укреплению международного положения СССР. В 1932 г. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношения с Китайской республикой. Осенью 1933 г. США признали СССР, установив с нашей страной дипломатические отношения. Нормализация советско-американских отношений стала главным успехом внешней полигики СССР 1930-х годов. В 1933—1935 гг. дипломатические отношения были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами. К середине 30-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения с большинством стран мира.

В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию. Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельством его возросшего влияния и авторитета. Не мировая революция, а всемирное разоружение -- такова была первая крупная внешнеполитическая инициатива сталинского руководства на международной арене.

На международной конференции по сокращению и ограничению вооружений (Женева, 1932 г.) делегация СССР во главе с наркомом иностранных дел М. М, Литвиновым выдвинула три предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения, предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных типов вооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию мира». Ни одно из этих предложений не было поддержано женевской конференцией. Она закончила свою работу в июне-1934 г., имея в своем активе два основных решения -- признание права Германии на «равноправие» в вооружениях и план «качественного разоружения» («план Макдональда»), предусматривавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходе конференции два будущих инициатора новой мировой войны -- Япония и Германия -- вышли из Лиги Наций.

В свою очередь, СССР на международной экономической конференции (Лондон, июль 1933 г.) подписал с десятью государствами Конвенцию об определении агрессора. Агрессором признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду (20, www.сайт).

Захват Японией составной части Китая -- Маньчжурии (1931 г.), приход к власти в Германии фашистов (1933 г.), с их откровенными планами «похода на Восток», создали явную угрозу миру. В этих условиях СССР был явно заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии.

Проблема коллективной безопасности в 1930-е годы

В 1933 г. он начал переговоры по этому вопросу с Францией и США.

Переговоры о Восточном пакте (1933−1935 гг.), которые вел СССР, предусматривали заключение регионального соглашения ряда европейских государств (Польши, Чехословакии, прибалтийских государств) о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция настояла, чтобы участниками пакта стали не только СССР, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства и Финляндия, но и Германия; сама же она стремилась стать гарантом Восточного пакта. СССР согласился с этим. Однако переговоры зашли в тупик и фактически были свернуты из-за решительного возражения против пакта Германии и Польши. Косвенным результатом переговоров явились два договора о взаимопомощи, заключенные СССР с Францией и Чехословакией в 1935 г. При этом договор с Чехословакией содержал существенную оговорку, согласно которой обязательства о взаимопомощи действовали лишь при оказании одновременной помощи стороне-жертве нападения со стороны Франции. Этой оговоркой Чехословакия ограничила возможность СССР по оказанию ей помощи в случае нападения агрессора.

Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933−1937 гг.), которые СССР вел с США, преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т. е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф. Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США.

международный политика советский японская агрессия

Борьба с японской агрессией

В июле 1937 г. Япония напала на Китай. В Азии началась затяжная война. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о ненападении. Одновременно он стал оказывать Китаю помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снаряжением. В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, которые защищали китайские города от налетов японской авиации.

В 1938—1939 гг. японское правительство предприняло 2 попытки сорвать помощь СССР Китаю и захватить дальневосточные территории СССР. 29 июля 1938 г японские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. В качестве повода Япония выдвинула претензии на ряд высот в этом районе. Войска Дальневосточного фронта (командующий Маршал Советского Союза В.К.Блюхер) к 11 августа 1938 г. отбросили противника и восстановили государственную границу. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Агрессия «оправдывалась» претензиями на часть территории Монгольской Народной Республики в районе реки Хал-хин-Гол СССР оказал соседу военную помощь. Бои шли с переменным успехом, достигнув наибольшего ожесточения во второй половине августа 1939 г. Советские войска были объединены в 1-ю армейскую группу под командованием Г. К. Жукова. К концу августа японские войска были отброшены в Маньчжурию; 15 сентября 1939 г. в Москве СССР, МНР и Япония подписали соглашение о ликвидации конфликта у реки Халхин-Гол.

В сентябре 1940 г. в Токио был подписан германо-японо-итальянский военный пакт. Согласно ему, Япония признала право Германии и Италии на создание «нового порядка» в Европе, а Германия и Италия -- право Японии на создание «нового порядка» в Восточной Азии. В то же время советские дипломаты смогли добиться заключения с Японией пакта о нейтралитете (13 апреля 1941 г.).

http :// www . allbest . ru /

29. Внешняя политика СССР в 1930-х гг.: международная обстановка, крах политики коллективной безопасности, изменения во внешнеполитической ориентации СССР в конце 1930-х гг., внешнеполитические акции СССР в 1939-1941 гг.

Внешняя политика СССР в 30-е годы

В 30-е гг. и особенно накануне Великой отечественной войны советская внешняя политика носила сложный и противоречивый характер.

Существуют три основных этапа внешней политики:

до 1933 г. – хорошие отношения с Германией, но нестабильность отношений с «демократическими» странами;

1933–1939 гг.: сближение СССР с Англией, Францией и США против Германии и Японии; 1939 г.– июнь 1941 г.: сближение с Германией и Японией.

В конце 30-х годов усилилась международная напряженность. Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, пытаясь направить ее агрессию против СССР. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией, оформившее расчленение Чехословакии.

На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к границам СССР. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1938 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г. К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и СССР. Западные державы затягивали переговоры. Поэтому советское руководство пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет (пакт Риббентропа-Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы СССР были признаны Германией в Прибалтике и Бессарабии.

Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держав на «умиротворение» фашистских агрессоров, удовлетворив притязания Германии на отторжение от Чехословакии Судетской области. Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 1938 г. англо-германской, а в декабре того же года франко-германской деклараций, являвшихся, по существу, пактами о ненападении. В этих документах договаривающиеся стороны заявляли о своем стремлении «никогда более не вести войну друг против друга». Советский Союз, стремясь обезопасить себя от возможного военного конфликта, начал поиски новой внешнеполитической линии.

Это обстоятельство заставило Сталина пересмотреть отношения с Англией и Францией, начать постепенное сближение с Германией. Ни Сталин, ни Гитлер не считали начавшееся сближение стратегическим и долгосрочным. Наряду с общими политическими интересами их объединяло неприятие «западных демократий».

Заключение советско-германских соглашений летом 1939 г. сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и, наоборот, позволило переключить направление германской агрессии прежде всего на Запад. Советско-германское сближение внесло определенный разлад в отношения между Германией и Японией, ликвидировало для СССР угрозу войны на два фронта

1 сентября Германия напала на Польшу. В этих условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде на ее быстрый разгром, с целью отодвинуть от Ленинграда советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила СССР Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на 2 года отсрочили нападение на СССР.

    На формирование военно-политической обстановки в мире, приведшей в конечном счете к войне, решающее влияние оказывали агрессивность фашистской Германии и милитаристской Японии.

    Этому способствовала соглашательская политика Англии и Франции (политика «умиротворения» агрессора) и изоляционизм США.

    После прихода к власти Гитлера усилия Советского Союза были направлены на создание системы коллективной безопасности в Европе. Однако создать такую систему не удалось из-за взаимного недоверия будущих союзников по антигитлеровской коалиции.

    Руководствуясь интересами безопасности своей страны, советское руководство пошло на нормализацию отношений с Германией, подписав 23 августа 1939 г. «пакт Риббентропа–Молотова».

    Провал политики коллективной безопасности сделал неизбежным развязывание второй мировой войны.

Политика коллективной безопасности.

Итог:

Дополнительно

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров .

Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Ответы: Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два противоположных направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

А) Политика умиротворения. Активным сторонником этой политики был премьер-министр Великобритании в 1937-1940 годах Невилл Чемберлен. По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии. Подобная политика требовала жертв и территориальных уступок со стороны третьих стран, т.е. тех, к кому Германия предъявляла претензии.

Б) Политика коллективной безопасности.

Политика коллективной безопасности предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    в 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    в 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи;

    в 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    в 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Почему другие государства не поддержали политику коллективной безопасности?

    СССР не имел общей границы с Германией. Чтобы выполнить свои обещания по договору, его войска должны быть пропущены через территорию Польши или Румынии, но правительства той и другой стороны боялись СССР больше Германии и категорически отказывались давать обещания относительно возможного пропуска советских войск через свою территорию.

    Военный потенциал СССР оценивался чрезвычайно низко после массовых репрессий среди командного состава Красной Армии.

Итог: Франция в 1938 году отказывается от политики коллективной безопасности и плетется за британской политикой умиротворения.

В) Реализация политики умиротворения.

1. Вспомните, в чем состояла, по мнению Гитлера, историческая миссия германского фашизма?

Ответ: Завоевание мирового господства. А для этого необходимо: ликвидировать условия Версальского договора, создать мощную армию, объединить всех немцев в едином государстве, завоевание необходимого «жизненного пространства» на Востоке.

2. Какие пункты этого плана уже были реализованы Гитлером?

Ответ: Ликвидированы частично условия Версальского договора относительно ограничений Германии, создана мощная армия. Можно было приступать к реализации следующего этапа – объединение всех немцев в едином государстве.

3. Немецкий генерал-фельдмаршал В. Кейтель заявил после окончания войны: «В период Мюнхена Германия не была подготовлена к вооруженному конфликту. Если бы в марте 1938 года союзники позволили Чехословацкой республике провести мобилизацию, Гитлер не смог бы оккупировать даже Австрию…» Была ли уступка Гитлеру со стороны западных держав в Мюнхене вызвана явным военным превосходством Германии или иными обстоятельствами?

Содержание презентации : В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия- родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

4. Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Г) Крах политики умиротворения.

Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Ответ: Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

А) Причины сближения СССР И Германии..

1. Какие выводы сделало для себя советское руководство после подписания Мюнхенского соглашения?

Ответ: СССР пытаются отодвинуть от активного участия в европейских делах. Попытка направить агрессию Германии на Восток, против СССР.

2. Как развивались советско-японские отношения в 1938 – 1939 годах?

Ответ: Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта.

3. Почему Германия начинает искать пути сближения с СССР в 1939 году?

Ответ: Главным объектом притязаний для Гитлера теперь была Польша. Но Англия и Франция предоставили Польше гарантии военной помощи. Напав на нее, Германия рисковала оказаться в состоянии войны с Англией, Францией. Захват Польши выводил германию на границу с СССР, и если СССР будет продолжать антигерманскую политику, то германия окажется в состоянии войны на два фронта. Узнав о гарантиях Польше и твердом намерении Англии и Франции их соблюдать, он стучал кулаками по мрамору своего письменного стола, пообещав сварить «чертово зелье» Англии. Эти зельем и стало сближение с СССР.

Почему Англия и Франция, осознавая военную опасность со стороны фашистской Германии, тем не менее уходили от того, чтобы заключить союз с СССР?

Почему СССР начал отходить от политики коллективной безопасности в августе 1939 года?

Ответ: СССР настаивал на предоставлении ему права ввести свои войска на территорию Польши и Румынии для отражения агрессии Германии, установив свой контроль над Восточной Европой. Советская сторона видела в позиции Польши и Румынии предлог для затягивания переговоров и доказательство того, что Англия и Франция не желают по-настоящему сотрудничать с СССР, а используют переговоры как средство давления на Гитлера в попытке договориться с ним.

В середине августа 1939 года СССР оказался в центре мировой политики. Его благосклонности активно добивались как Германия, так и ее военные противники. Перед Советским Союзом встала проблема выбора между противоборствующими противниками. От этого выбора зависела судьба мира. Поворот произошел 21 августа 1939 года. Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа был подписан пакт о ненападении.

Г) Пакт о ненападении. Секретные протоколы.

Подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота не может быть оценен однозначно – попытка обеспечить безопасность страны путем прямой договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики, что в исторической перспективе намного перевешивало те временные преимущества, которые обеспечивались пактом.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ И ПРАКТИКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (1814-1945)

Басова Валерия Леонидовна

магистрант, кафедра истории, ЮУрГУ (НИУ),г. Челябинск

Кривоногова Светлана Анатольевна

научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры истории, ЮУрГУ(НИУ), г. Челябинск

Проблема создания устойчивой системы международных отношений, условий мирного взаимодействия европейских держав издавна волновала великих философов, ученых, деятелей культуры и политиков. Такая заинтересованность проявилась в работах французского мыслителя Ж.Ж. Руссо, чешского короля Подебрада, герцога де Сюлли.

Коллективная безопасность - проблема глобального масштаба, специфика которой заключается в том, что она затрагивает интересы всего сообщества и требует совместных усилий для ее решения. Трансформация идей создания системы коллективной безопасности процесс исторически сложный. Именно этим объясняется наличие в современной исторической науке различных точек зрения по данному вопросу. Феномен «коллективная безопасность» появился сравнительно недавно. Впервые он был введен в 1922 году в рамках работы Лиги Наций и означал сотрудничество государств по поддержанию международного мира и подавлению актов агрессии . Со временем сущность понятия трансформировалась и дополнялась по мере развития международных отношений и международного права. В современном понимании термин «коллективная безопасность» трактуется как система поддержания безопасности, как в мировом, так и в региональном масштабе, обеспечиваемая совместными согласованными усилиями всех государств . Таким образом, понятие «коллективная безопасность» является ведущим в системе международных отношений и требует к себе соответствующего внимания.

1. 1899-1919 гг. рассматриваются как период формирования предпосылок создания системы коллективной безопасности, появления первых локальных проектов, содержащих в себе некоторые принципы коллективных действий. Начало данному процессу было положено первой Гаагской конференцией (1899), на которой обсуждались вопросы мирного решения международных столкновений, а завершение - образованием Лиги Наций, как международной организации в рамках системы нового миропорядка;

2. 1919-1922 - период разработки и введения в научный оборот понятия коллективная безопасность, юридическое закрепление ее основных принципов;

3. 1922-1933 - появление принципа противодействия агрессору, определение понятия «агрессор»;

4. 1933-1945 - проявление несостоятельности принципов коллективной безопасности в рамках Лиги Наций, выработка новых и совершенствование имеющихся и их юридическое закрепление в условиях образования и деятельности ООН.

Данная периодизация показывает постепенное внедрение принципов коллективной безопасности в практику международных отношений, их усовершенствование и активное использование в рамках существующей системы международных отношений.

Первый опыт реализации идей мирного регулирования, показавший необходимость выработки принципов коллективной безопасности, является объектом споров историков и политиков. Однако не вызывает сомнения тот факт, что международные отношения периода до начала первой мировой войны нуждались в реорганизации. Локальные объединения были действенны лишь в условиях региональных столкновений государств и не претендовали на регулирование ситуации в мире. Они не содержали принципов коллективной безопасности в чистом виде, а лишь отдельные их аспекты. Однако следует учитывать, что полученный в рамках этих локальных образований опыт был заложен в фундамент Лиги Наций.

Рассмотрение проектов создания Лиги Наций является важнейшим аспектом данного исследования, поскольку проблемы, возникшие в период образования, впоследствии станут причинами несостоятельности Лиги. Многообразие предложений по устройству и деятельности первой в своем роде международной организации, безусловно, демонстрирует заинтересованность стран в дальнейшем развитии принципов коллективной безопасности в международных отношениях. Однако при детальном изучении каждого проекта мы приходим к выводу, что все они содержали те аспекты, которые в той или иной степени приносили большую выгоду одному или небольшой группе государств. Кроме того, Лига Наций, при всем многообразии ее участников включала в себя максимальное количество на 1934 год лишь 58 стран . Таким образом, не все государства мира участвовали в регулировании конфликтов и имели право высказываться на Совете Лиги. Следует учитывать, что Лига Наций, согласно Уставу, делила страны на группы, часть из которых были абсолютно из механизма регулирования и принятия решений.

Однако вклад Лиги Наций в обеспечение безопасности в рамках Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, безусловно, не может быть недооценен. В первую очередь, следует отметить, что она являлась первой в своем роде организацией построенной на принципах коллективной безопасности, а значит ее опыт работы - бесценен в дальнейшем формировании систем международных отношений.

Безусловно, Лига Наций предпринимала меры к урегулированию ситуации в мире, однако практически с первых лет ее существования проявились недоработки в структуре. Часть аспектов в Уставе практически игнорировались, другая не была конкретизирована, что давало возможность обходить принципы коллективной безопасности и вести политику приоритета своих интересов над чужими. Прежде всего, это касалось стран получивших право голосования и решения вопросов. Фактически механизмы регулирования международных отношений сосредоточились в руках Совета Лиги Наций. Колониальная система уничтожалась лишь на словах, а на практике система Мандатариев явилась прямым ее последователем.

Межвоенный период показал всю несостоятельность Версальско-Вашингтонской системы в целом и Лиги Наций в частности. Ограничения, закрепленные Уставом Лиги, использовались странами в качестве защиты своих интересов. Так, Германия в 1933 году вышла из Лиги Наций, предъявив ущемление ее прав в вопросе разоружения . Несогласованность действий и отсутствие конкретизации важнейших аспектов коллективной безопасности привели к очередному переделу мира. Назревание реваншистских настроений в Германии и Италии, зародившихся еще в 1920-е годы на почве Версальского мирного договора, привело к росту противоречий в рамках Лиги Наций и неизбежному повороту международных отношений в сторону развертывания боевых действий.

Ввод Советским Союзом в международное право понятия «агрессор» не смог стабилизировать ситуацию. Нарастание международных противоречий в рамках Лиги Наций привело к выходу или исключению некоторых стран из ее состава. Фактически, выход из Лиги развязывал странам-агрессорам руки и предоставлял полную свободу действий. Именно это становится одной из причин формирования очагов войны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Лига Наций с самого начала своей работы была обречена на провал, потому что не содержала конкретизированных принципов коллективной безопасности, а также не оговаривала меры пресечения деятельности стран, не выполняющих условия Устава. Следовательно, причины Второй мировой войны таятся в Версальском договоре, не отражающем все стороны и аспекты международных отношений, а также в деятельности Лиги Наций, не способной регулировать процессы, происходящие с 1920 по 1938 год.

Однако не следует забывать, что в состав Лиги Наций не вошли Соединенные штаты Америки, хотя она и создавалась по проекту Вудро Вильсона. Такая позиция США оставила их за пределами системы, но не исключило совсем. Американцы не стали сторонними наблюдателями, а скорее наоборот - руководили системой, не участвуя в ней. Поэтому следует говорить о параллельно развивающихся направлениях международных отношений данного периода: государства входящие в Лигу Наций и не входящие в ее состав.

В данном направлении международные отношения развивались весьма интенсивно, ничуть не уступая Лиге Наций. Страны активно развивали идеи коллективной безопасности, стараясь обеспечить максимально возможную положительную ситуацию в Европе. Пакт Бриана-Келога, затронув вопросы отказа от войны, дал гарантии на регулирование конфликтных ситуаций дипломатическим путем. Дополнением к нему стала конференция по разоружению, проведенная по инициативе СССР, на которой Литвиновым был предложен проект коллективной безопасности. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет. Однако нарастание реваншистских настроений в Германии и Италии помешало стабилизации ситуации в Европе. Отсутствие возможности остановить агрессию привело к возникновению очагов войны. Принципы коллективной безопасности не нашли отражения в планах участников Антикоминтерновского пакта.

Однако война послужила стимулом развития новой теории международных отношений. Учет ошибок прошлого давал возможность разработки более прочных принципов коллективной безопасности. Антигитлеровская коалиция попыталась совместить в себе эти принципы и практику ведения согласованных военных действий. Однако, не смотря на успешность совместных усилий, страны коалиции преследовали свои цели в условиях войны. Именно поэтому основы, сформулированные в рамках этого межгосударственного объединения, могли действовать лишь в условиях существования внешнего врага. Не следует также забывать, о наличии противоречий внутри коалиции, которые порождали споры, например, по открытию Второго фронта. Таким образом, Антигитлеровская коалиция могла существовать лишь во время войны и не имела никакого продолжения после окончания боевых действий.

Развивающаяся параллельно с Антигитлеровской коалицией идея создания новой международной организации дала возможность странам выработать основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций. Большую роль сыграл имеющийся опыт построения системы международных отношений, полученный в межвоенный период. Пересмотр сущности понятия «коллективная безопасность», расширение ее основных принципов и учет ошибок прошлого заложили прочный фундамент новой организации. Детальное рассмотрение всех аспектов международных отношений в ряде документов череды международных конференций, посвященных устройству мира после окончания Второй мировой войны. Происходит отделение войны от дальнейшего развития международных отношений, чтобы исключить проявление реваншистских настроений. Большое внимание уделяется проблеме разоружения на равных условиях независимо от статуса страны.

Устав ООН регламентирует широкий спектр вопросов, а структура управленческого аппарата исключает наличие в мире колониальной системы. Равноправие стран, вошедших в состав Организации Объединенных Наций, является основополагающим принципом существования организации. Таким образом, сложившаяся в период 1939-1945 гг. Ялтинско-Постдамская система международных отношений вобрала в себя элементы как положительного, так и отрицательного опыта предыдущих попыток создания системы, основанной на принципах коллективной безопасности. Не смотря на противоречивость в направлении политики, страны сумели прийти к консенсусу и построить новую модель международного сотрудничества. Создание и в большинстве своем успешная деятельность ООН является в настоящий момент гарантом стабильности международного содружества.

Основа складывающихся в наше время международных отношений была заложена еще в период с 1814 по 1945 гг. Следовательно, изучив эволюцию идеи и практики коллективной безопасности, мы пришли к выводу о том, что современная система коллективной безопасности базируется на основных ее принципах:

·сокращение вооружений, обсуждавшееся еще в Гаагской конвенции и получившее дальнейшее развитие в Версальском мирном договоре;

·мирное регулирования конфликтов, берущее свое начало в работе Венского конгресса и закрепленное на Вашингтонской конференции;

·значение личного присутствия глав государств на переговорах, которое стало обязательным еще в XIX веке.

Таким образом, изучение опыта прошлого, учет ошибок и беспрекословное следование принципам коллективной безопасности являются важнейшими аспектами успешного развития международных отношений.

Список литературы:

1.Захарова Н.В. Правовые вопросы обеспечения коллективной безопасности в Европе: монография. М., 1959. - 110 с.

2.Илюхина Р.М. Лига Наций. 1919-1934: монография. М., 1982. - 357 с.

3.Собакин В.К. Коллективная безопасность - гарантия мирного сосуществования: монография. М.: изд. ИМО, 1962 - 518 с.

4.Цыганков П.А. Международные отношения: учебное пособие. М.: Новая школа, 1996. - 590 с.

После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки.

После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.

Попытки найти определение нападающей стороны начались почти с момента создания Лиги Наций. В Уставе Лиги Наций применяется понятие агрессии и агрессора, однако, само понятие не расшифровывается. Так, например, ст. 16 Устава Лиги говорит о международных санкциях против нападающей стороны, но не дает самого определения нападающей стороны. В течение ряда лет существования Лиги работали различные комиссии, которые безуспешно пытались определить понятие нападающей стороны. Ввиду отсутствия общепризнанного определения право установления нападающей стороны в каждом отдельном конфликте принадлежало Совету Лиги Наций.

В начале 1930-х гг. СССР не состоял членом Лиги и не имел никаких оснований доверять объективности Совета Лиги в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Исходя из этих соображений, уже в этот период Советский Союз выдвигает ряду европейских государств предложения заключения договоров о ненападении, с целью «укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса». Советские предложения о заключении пакта о ненападении и мирном улаживании конфликтов принимаются и осуществляются в этом время далеко не всеми странами (среди стран, принявших это предложение были Германия, Франция, Финляндия, Турция, Прибалтийские государства, Румыния, Персия и Афганистан). Все эти договоры были идентичны и гарантировали взаимную неприкосновенность границ и территории обоих государств; обязательство не участвовать ни в каких договорах, соглашениях и конвенциях, явно враждебных другой стороне и т.д.

Со временем, учитывая усиление агрессивных тенденций в международной политике, возникает вопрос о необходимости определения понятий агрессии и нападающей стороны. Впервые советская делегация подняла вопрос о необходимости заключения специальной конвенции по определению нападающей стороны на конференции по разоружению в декабре 1932 года. Советский проект определения нападающей стороны предусматривал признание таковой в международном конфликте государство, которое «первым объявит войну другому государству; вооруженные силы которого, хотя бы и без объявления войны вторгнутся на территорию другого государства; сухопутные, морские или воздушные силы которого будут высажены или введены в пределы другого государства или сознательно атакуют суда или воздушные суда последнего без разрешения его правительства или нарушат условия такого разрешения; которое установит морскую блокаду берегов или портов другого государства», при этом «никакое соображение политического, стратегического или экономического порядка, так же как и ссылка на значительные размеры вложенного капитала или на другие особые интересы, могущие иметься на этой территории, ни отрицание за ней отличительных признаков государства, не могут служить оправданием нападения».

6 февраля 1933 г. советский проект конвенции был формально внесен в Бюро конференции. По постановлению генеральной комиссии конференции была образована под председательством греческого делегата известного юриста Политиса специальная подкомиссия, которая работала в мае 1933 г. Советский проект с некоторыми, сравнительно небольшими поправками, был принят этой подкомиссией 24 мая 1933 года. Советской правительство решило использовать пребывание в Лондоне во время Экономической конференции ряда министров иностранных дел и предложило подписать указанную конвенцию. 3 и 4 июля 1933 г. была подписана идентичная конвенция между СССР и Литвой. Позже Финляндия присоединилась к конвенции от 3 июля 1933 года. Таким образом, одиннадцать государств приняли определение агрессии, предложенное Советским Союзом. Участие Турции и Румынии в двух конвенциях идентичного содержания объясняется желанием стран, входивших в состав Балканской Антанты (Турция, Румыния, Югославия, Греция) и Малой Антанты (Румыния, Югославия и Чехословакия), подписать особую конвенцию в качестве единого комплекса государств. Это было очередным шагом в попытке создать эффективную систему безопасности в Европе.

Однако в это время происходит все большее дестабилизация обстановки и рост агрессивных тенденций в международных отношениях. Совсем немного времени требуется, чтобы в Италии и Германии установились тоталитарные фашистские режимы. В этих условиях особую актуальность приобретает тема создания новой системы международной безопасности, которая смогла бы предотвратить уже довольно реальную угрозу войны.

Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года. 29 декабря 1933 г. в речи на IV сессии ЦИК СССР нарком иностранных дел СССР М. Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на ближайшие годы, суть которых заключалась в следующем:

ненападении и соблюдение нейтралитета в любом конфликте. Для Советского Союза 1933 г., надломленного страшным голодом, пассивным сопротивлением десятков миллионов крестьян (призывной контингент в случае войны), чистками партии, перспектива оказаться втянутым в войну означала бы, как дал понять Литвинов, подлинную катастрофу;

политике умиротворения в отношении Германии и Японии, несмотря на агрессивный и антисоветский курс их внешней политики в предшествующие годы. Эту политику следовало проводить до тех пор, пока она не станет доказательством слабости; в любом случае государственные интересы должны были превалировать над идеологической солидарностью: «Мы, конечно, имеем свое мнение о германском режиме, мы, конечно, чувствительны к страданиям наших германских товарищей, но меньше всего можно нас, марксистов, упрекать в том, что мы позволяем чувству господствовать над нашей политикой»

свободном от иллюзий участии в усилиях по созданию системы коллективной безопасности с надеждой на то, что Лига Наций «сможет более эффективно, чем в предыдущие годы, играть свою роль в предотвращении либо локализации конфликтов»;

открытости в отношении западных демократий – также без особых иллюзий, учитывая то, что в этих странах, ввиду частой смены правительств, отсутствует какая-либо преемственность в сфере внешней политики; к тому же наличие сильных пацифистских и пораженческих течений, отражавших недоверие трудящихся этих стран правящим классам и политикам, было чревато тем, что эти страны могли «пожертвовать своими национальными интересами в угоду частным интересам господствующих классов».

Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.

Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в ненарушении мира вообще и в частности в Европе». Восточный пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали, военную помощь. Франция, не подписывая Восточного пакта, брала на себя гарантию его выполнения. Это означало, что в случае, если бы кто-либо из участников пакта оказался выполнить постановление о помощи стороне, на которую напали, Франция обязана была бы сама выступить. Одновременно СССР брал на себя обязательство гарантии Локарнского пакта, в котором он не участвовал. Это означало, что в случае его нарушения (имелось в виду нарушение со стороны Германии) и отказа кого-либо из гарантов Локарнского пакта (Великобритании и Италии) выступить на помощь сторону, подвергшейся нападению, СССР должен был выступить со своей стороны. Тем самым «были исправлены» недостатки и односторонность Локарнских договоров. При наличии такой системы для Германии была бы затруднительной попытка нарушить свои как западные, так и восточные границы.

Советские предложения предусматривали также проведение взаимных консультаций участников пакта при возникновении угрозы нападения на кого-либо из участников.

Политическая атмосфера в начале 1934 года, в связи с непрерывным ростом гитлеровской агрессии, давала значительное количество поводов опасаться, что независимость прибалтийских государств может оказаться под угрозой со стороны Германии. Советское предложение от 27 апреля об обязательствах «неизменно учитывать в своей внешней политике обязательность сохранения независимости и неприкосновенности прибалтийских республик и воздерживаться от каких бы то ни было действий, которые могли бы нанести ущерб этой независимости» было, таким образом, направлено к созданию более спокойной атмосферы в Восточной Европе и одновременно к выявлению действительных намерений гитлеровской Германии. Эти намерения, в частности, были раскрыты в меморандуме Гугенберга, оглашенном на мировой экономической конференции в Лондоне в 1933 году. Отказ германского правительства принять предложение СССР на основании отсутствия необходимости защиты этих государств за неимением подобной угрозы раскрывал подлинные цели Гитлера в отношении стран Прибалтики.

К проекту Восточного регионального пакта имеет отношение также и заявления Советского правительства о согласии гарантировать границы Германии, сделанное в Лондоне и Берлине. Предложение, сделанное Германии еще весной 1934 года получило ответ лишь 12 сентября 1934 года. Германия категорически отказывалась принять участие в проектируемом пакте, ссылаясь на свое неравноправное положение в вопросе о вооружениях. Через два дня после германского отказа последовал отказ Польши. Из участников проектируемого пакта лишь Чехословакия безоговорочно присоединилась к этому проекту. Что касается Латвии, Литвы и Эстонии, то они заняли колеблющуюся позицию, а Финляндия вообще уклонилась от какого бы то ни было ответа на франко-советское предложение. Отрицательная позиция Германии и Польши сорвала подписание Восточного пакта. В этом срыве активную роль сыграл и Лаваль, наследовавший после убийства Барту портфель министра иностранных дел Франции.

Внешняя политика Лаваля весьма отличалась от внешней политики его предшественника. По вопросу о Восточном пакте тактика Лаваля заключалась в следующем: учитывая настроение французского общественного мнения, которое в тот момент в значительном большинстве своем высказывалось за доведение переговоров о Восточном пакте до конца, Лаваль продолжал делать успокоительные публичные заверения в этом направлении. Одновременно он давал понять Германии, что готов пойти на непосредственное соглашение с нею и одновременно с Польшей. Одним из вариантов такого соглашения являлся проект Лаваля о тройственном гарантийном пакте (Франция, Польша, Германия). Само собой разумеется, что подобный гарантийный пакт был бы направлен против СССР. Намерения французского министра иностранных дел были понятны Советскому Союзу, который ставил своей целью нейтрализовать подобные интриги: 11 декабря 1934 года к франко-советскому соглашению от 5 декабря 1934 года присоединилась Чехословакия. Это соглашение предполагало информирование других участников соглашения о всяких предложениях иных государств о проведении переговоров «могущих нанести ущерб подготовке и заключению Восточного регионального пакта, или соглашении, противных духу, которым руководствуются оба правительства».

Согласно плану о Восточном пакте, система безопасности, создаваемая им, должна была быть также дополнена вступлением СССР в Лигу Наций. Позиция СССР в этом вопросе была определена в беседе И.В. Сталина с американским корреспондентом Дюранти, происходившей 25 декабря 1933 года. Несмотря на колоссальные недостатки Лиги Наций, СССР в принципе не возражал против ее поддержки, ибо, как сказал в указанной беседе Сталин, «Лига сможет оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя несколько затруднить дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира».

Вступление СССР в Лигу Наций приобретало особый характер, вследствие того, что в 1933 году из состава Лиги вышли два агрессивных государства – Германия и Япония.

Обычный порядок вступления отдельных государств в Лигу, а именно просьба соответствующего правительства о допущении в Лигу, был естественно неприемлем для Советского Союза как великой державы. Вот почему с самого начала в соответствующих переговорах было условленно, что СССР может войти в Лигу Наций лишь в результате просьбы Ассамблеи, обращенной к Советскому Союзу. Для того чтобы быть уверенным в результате последующего голосования, необходимо было, чтобы это приглашение было подписано, по крайней мере, двумя третями членов Лиги Наций, ибо для принятия в Лигу требуется большинство в две трети голосов. Ввиду того, что в Лиге в это время состояло 51 государство, необходимо было, таким образом, чтобы приглашение было подписано 34 государствами. В результате переговоров, которые велись министром иностранные дел Франции Барту и министром иностранных дел Чехословакии Бенешем, приглашение, подписанное представителями 30 государств, было послано.

Правительства Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии, ссылаясь на свою позицию нейтралитета, уклонились от подписания общего приглашения, направленного СССР, и ограничились лишь заявлением, что их делегаты в Лиге будут голосовать за принятие СССР в Лигу, и отдельными извещениями, выражающими их благожелательное отношении к вступлению СССР в Лигу Наций. В данном случает ссылка на позицию нейтралитета прикрывала боязнь этих стран Германии, которая могла бы счесть приглашение СССР вступить в Лигу Наций после того, как сама Германия вышла из Лиги, в качестве недружелюбного по отношению к ней шага. В сентябре 1934 года СССР был официально принят в Лигу Наций. Одновременно при переговорах был решен не вызывавший, впрочем, сомнения вопрос о предоставлении СССР постоянного места в Совете Лиги.

Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая «полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом государств. 16 ноября 1933 года устанавливаются нормальные дипломатические отношения с США, в 1934 году – с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами.

Это явилось непосредственным результатом как общей международной обстановки 1934 года, так и увеличения роли и значения Советского Союза в качестве фактора мира. Одной из непосредственных причин, повлиявших, например, на решение Румынии и Чехословакии установить нормальные отношения с СССР, было франко-советское сближение 1933-1934 годов. В течение ряда лет Франция не только не способствовала нормализации отношений между СССР и странами Малой Антанты, но, наоборот, всячески препятствовала каким-либо попытками добиться этой нормализации. В 1934 году же Франция была заинтересована не только в собственном сближении с Советским Союзом, но и в создании целой системы безопасности, системы, которая включала бы в себя как союзников Франции в лице Малой Антанты, так и СССР. В этих условиях французская дипломатия не только не препятствует нормализации отношений между странами Малой Антанты и СССР, но, наоборот, всячески активизирует эти отношения. Под непосредственным влиянием французской дипломатии конференция министров иностранных дел стран Малой Антанты, происходившая в Загребе (Югославия) 22 января 1934 года, вынесла решение «о своевременности возобновления государствами – членами Малой Антанты нормальных дипломатических отношений с Союзом Советских Социалистических Республик, как только будут налицо необходимые дипломатические и политические условия».

Несмотря на то, что было получено согласие некоторых стран-участниц на заключение Восточного регионального пакта, в результате открытого противодействия Германии, возражений Польши и маневров Англии, продолжавшей политику германских устремлений на Восток, эту идею в 1933-1935 гг. реализовать не удалось.

Тем временем, убедившись в нежелании ряда западных стран пойти на заключение Восточного пакта, Советский Союз в дополнение к идее многостороннего регионального соглашения предпринял попытку подписать с рядом государств двусторонние соглашения о взаимопомощи. Значение этих договоров в плане борьбы против угрозы войны в Европе было велико.

В 1933 году параллельно с переговорами о Восточном пакте и о вопросе вступления СССР в Лигу Наций начались переговоры о заключении франко-советского договора о взаимопомощи. В сообщении ТАСС о беседах советских руководителей с французским министром иностранных дел указывалось, что усилия обеих стран направлены «к одной существенной цели – к поддержанию мира путем организации коллективной безопасности».

В отличие от Барту, его преемник, новый министр иностранных дел Франции, вступивший в должность в октябре 1934, Лаваль отнюдь не стремился к обеспечению коллективной безопасности и на франко-советский пакт смотрел лишь как на орудие в своей политике сделки с агрессором. После своего визита в Москву во время проезда Варшавы, Лаваль разъяснил польскому министру иностранных дел Беку, что «Франко-советский пакт имеет целью не столько привлечь помощь Советского Союза или помогать ему против возможной агрессии, сколько предупредить сближение между Германией и Советским Союзом». Это нужно было Лавалю для того, чтобы, пугая Гитлера сближением с СССР, вынудить его на соглашение с Францией.

Во время переговоров, которые вел Лаваль (октябрь 1934 – май 1935) последний всячески стремился устранить автоматизм взаимной помощи (в случае агрессии), на чем настаивал СССР, и подчинить эту помощь сложной и запутанной процедуре Лиги Наций. Итогом столь продолжительных переговоров явилось таки подписание Договора о взаимной помощи 2 мая 1935 года. Текст договора предусматривал необходимость «приступить к немедленной консультации в целях принятия мер в случае, если СССР или Франция явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства; взаимно оказать друг другу помощь и поддержку в случае, если СССР или Франция явились бы предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства».

Однако подлинная политика Лаваля обнаружилась и в систематическом уклонении от заключения военной конвенции, без наличия который пакт о взаимной помощи лишался конкретного содержания и наткнулся бы при своем применении на ряд существенных препятствий. Такая конвенция не была подписана ни в момент заключения пакта, ни в течение всего периода его действия. Наконец, важно отметить, что, подписав пакт о взаимной помощи, Лаваль отнюдь не торопился его ратифицировать. Саму ратификацию франко-советского пакта он сделал новым средством шантажа в попытках добиться соглашения с гитлеровской Германией. Пакт был ратифицирован уже после отставки Лаваля кабинетом Сарро (палата депутатов ратифицировала франко-советский пакт 27 февраля 1936 года, а сенат – 12 марта 1936 года).

В связи с заключение советско-чехословацкого договора советский нарком иностранных дел говорил в июне 1935 г., что «мы можем не без чувства гордости поздравить себя, что мы с вами первыми полностью осуществили и довели до конца одну из тех мер коллективной безопасности, без которых в настоящее время не может быть обеспечен мир в Европе.

Советско-чехословацкий договор о взаимопомощи от 16 мая 1935 года был совершенно идентичен советско-французскому пакту от 2 мая 1935 года за исключением ст. 2, введенной по требованию чехословацкой стороны, которая гласила, что участники договора придут на помощь друг другу только в том случае, если Франция придет на помощь государству, ставшему жертвой агрессии. Таким образом, действие советско-чехословацкого договора ставилось в зависимость от поведения Франции. Тогдашний министр иностранных дел Чехословакии Бенеш искренне стремился к сближению с СССР и считал, что такое сближение целиком отвечает коренным интересам безопасности Чехословакии. Вот почему в отличие от франко-советского пакта, советско-чехословацкий договор был почти немедленно ратифицирован и обмен ратификационными грамотами имел место в Москве 9 июня 1935 г., во время визита Бенеша в столицу СССР.

Договоры о взаимопомощи представляли собой дальнейший этап (по сравнению с договорами о ненападении) в реализации политики мирного сосуществования государств в различным социальным строем и могли стать важными элементами в создании системы коллективной безопасности, имеющей целью сохранение европейского мира. Однако, к сожалению, эти договоры не смогли сыграть свою роль в предотвращении войны. Советско-французский договор не был дополнен соответствующей военной конвенцией, которая позволила бы обеспечить военное сотрудничество между двумя странами. Договор не предусматривал также автоматизма действий, что значительно снижало его возможности и эффективность.

Что касается советско-чехословацкого договора, то его осуществление затруднял пункт, ставивший вступление в силу взаимных обязательств обеих сторон в зависимость от действий Франции. Во Франции же в конце 30-х гг. все больше закреплялась тенденция стремления не к организации коллективного отпора агрессору, а к соглашательству с ним, к попустительству действиям германского фашизма.

Столь же безуспешными оказались попытки Советского Союза достигнуть договоренности с Англией и мобилизовать Лигу Наций. Уже в начале 1935 года Германией был нарушен Версальский договор (пункт о запрете вооружения), что не привело к каким-либо серьезным последствиям для нее. По вопросу нападения Италии на Абиссинию в конце 1934-1935, хотя и была созвана срочная конференция Лиги Наций, но она так же ничего не решила. Принятые позднее, по настоянию нескольких стран, санкции против агрессии Италии, предусмотренные ст. 16 Устава Лиги были слишком мягкими, а в июле 1936 г. были отменены. Так же практически без внимания остался еще ряд инцидентов.

Вследствие этих противоправных действий стран-агрессоров и отсутствия соответствующей на них реакции фактически разрушалась вся Версальско-вашингтонская система международных отношений. Все попытки СССР каким бы то ни было образом повлиять на ход событий ни к чему не приводили. Так, Литвинов произнес ряд обвинительных речей на конференциях Лиги Наций, в которых говорилось о том, что «хотя Советский союз формально не заинтересован в случаях нарушения Германией и Италией международных соглашений вследствие своего неучастия в нарушенных договорах, эти обстоятельства не мешают ему найти свое место в числе тех членов Совета, которые наиболее решительным образом протоколируют свое возмущение нарушением международных обязательств, осуждают его и присоединяются к наиболее эффективным средствам предотвращения подобных нарушений в дальнейшем». СССР, таким образом, выражал свое несогласие с попытками «бороться за мир, не отстаивая в то же время ненарушимость международных обязательств; бороться за коллективную организацию безопасности, не принимая коллективных мер против нарушения этих обязательств» и несогласие с возможностью сохранить Лигу Наций, «если она не будет выполнять своих собственных постановлений, а приучит агрессоров не считаться ни с какими ее рекомендациями, ни с какими ее предостережениями, ни с какими ее угрозами» и «проходя мимо нарушений этих договоров или отделываясь словесными протестами и не принимая более действительных мер». Но и это не возымело какого-либо действия. Было очевидно, что Лига Наций уже закончила свое существование в качестве сколько-либо действенного инструмента международной политики.

Венцом политики попустительства агрессии явился Мюнхенский пакт руководителей Англии и Франции с лидерами гитлеровской Германии и фашистской Италии.

Текст Мюнхенского соглашения от 29 сентября 1938 г. устанавливал определенные способы и условия отторжения Судетской области от Чехословакии в пользу Германии «согласно достигнутому принципиальному соглашению» глав четырех государств: Германии, Великобритании, Франции и Италии. Каждая из сторон «объявляла себя ответственной за проведение необходимых мероприятий» для выполнения договора. Список этих мероприятий включал в себя немедленную эвакуацию Судетской области в период с 1 по 10 октября, освобождение от несения военной и полицейской обязанности всех судетских немцев в течение четырех недель и др.

В сентябре 1938 г., пользуясь тяжелым положением Чехословакии, во время так называемого судетского кризиса, польское правительство решило захватить некоторые районы Чехословакии. 21 сентября 1938 г. польский посланник в Праге предъявил чехословацкому правительству требования об отторжении от Чехословакии и присоединении к Польше районов, которые польское правительство считало польскими. 23 сентября польский посланник потребовал немедленного ответа чехословацкого правительства на это требование. 24 сентября между Польшей и Чехословакией было полностью прекращено железнодорожное сообщение.

Выступление Советского правительства имело своей целью оказание дипломатической поддержки чешскому правительству. Несмотря на вызывающий тон ответа польского правительства на представления правительства СССР, Польша не решилась на немедленное выступление против Чехословакии. Только после Мюнхенской конференции, а именно 2 октября, Польша захватила Тешенский район. Это было сделано вследствие того, что на Мюнхенской конференции Чемберлен и Даладье полностью «капитулировали» перед Гитлером.

Неизбежным непосредственным результатом Мюнхенского соглашения был захват Гитлером Чехословакии в марте 1939 года. 14 марта при помощи Гитлера создалось «самостоятельное» Словацкое государство. Чешские войска были удалены с территории Словакии. В тот же день венгерское правительство заявило, что оно настаивает на присоединении Карпатской Украины к Венгрии (к началу 1939 года Венгрия целиком вошла в фарватер внешней политики Германии и Италии, полностью утратив самостоятельность своей политики). Германия потребовала от чехословацкого правительства признания отделения Словакии и Карпатской Украины, роспуска чехословацкой армии, упразднения должности президента республики и учреждения вместо нее регента-правителя.

15 марта президент Чехословакии Гаха (заменивший ушедшего в отставку Бенеша) и министр иностранных дел Хвалковский были вызваны в Берлин к Гитлеру. Пока они туда ехали, германские войска перешли границу Чехословакии начали занимать один город за другим. Когда Гаха и Хвалковский явились к Гитлеру, последний в присутствии Риббентропа предложил им подписать договор о присоединении Чехии к Германии.

16 марта 1939 г. словацкий премьер-министр Тиссо обратился к Гитлеру с телеграммой, в которой просил его взять Словакию под свою защиту. Кроме СССР и США все страны признали присоединение Чехословакии к Германии.

Захват Гитлером Чехословакии 15 марта 1939 г., резкое обострение польско-германских отношений и навязанное Румынии экономическое соглашение, превратившее Румынию фактически в вассала Германии, привели к некоторому изменению позиции Чемберлена, а вслед за ним и Даладье. Упорно отказываясь в предшествовавший период от неоднократно предлагавшихся Советским правительством переговоров по вопросу об укреплении системы коллективной безопасности, правительства Чемберлена и Даладье в середине апреля 1939 г. сами сделали СССР предложение начать переговоры о создании тройственного фронта мира. Советское правительство приняло это предложение. В мае 1939 г. в Москве начались переговоры между представителями СССР, Великобритании и Франции. Эти переговоры продолжались до 23 августа 1939 года и не дали никаких результатов. Неудача этих переговоров была вызвана позицией правительств Чемберлена и Даладье, которые в действительности вовсе не стремились к созданию фронта мира, направленного против германского агрессора. При помощи московских переговоров Чемберлен и Даладье предполагали произвести политическое давление не Гитлера и заставить его пойти на компромисс с Англией и Францией. Поэтому переговоры, начатые в Москве в мае 1939, тянулись так долго и в конечном результате закончились неудачно. Конкретно, переговоры натолкнулись на определенные затруднения, а именно Великобритания и Франция требовали от СССР участия в договорах, предусматривавших немедленное вступление в войну Советского союза в случае агрессии против этих двух стран и совершенно не предполагавших их обязательную помощь в случае нападения на союзников СССР – прибалтийские государства. И это при том, что Чемберлен в своем выступлении 8 июня признал, что «требования русских, чтобы эти государства были включены в тройственную гарантию хорошо обоснованны». Далее, странным было то обстоятельство, что Польша, которая могла явиться непосредственным объектом германской агрессии и о гарантии безопасности которой шла речь во время переговоров, сама упорно отказывалась от участия в этих переговорах, а правительства Чемберлена и Даладье ничего не сделали, чтобы ее к ним привлечь.

Позиция СССР во время переговоров в Москве была определена и зафиксирована в выступлении В.М. Молотова на Сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939 года. Эти условия оставались неизменными в течение всего процесса ведения переговоров и заключались в следующем: «Заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии, имеющего исключительно оборонительный характер; гарантирование со стороны Англии, Франции и СССР государств Центральной и Восточной Европы, включая в их число все без исключения пограничные с СССР европейские страны, от нападения агрессора; заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах немедленной и эффективной помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам в случае нападения агрессора».

Во второй стадии переговоров Чемберлен и Даладье вынуждены были пойти на уступки и согласиться на гарантию против возможной агрессии Гитлера по отношению к прибалтийским странам. Однако, делая эту уступку, они дали согласие лишь на гарантию против прямой агрессии, т.е. непосредственного вооруженного нападения Германии на страны Прибалтики, отказываясь в то же время от каких-либо гарантий на случай так называемой «косвенной агрессии», то есть прогитлеровского переворота, в результате которого мог бы произойти фактический захват стран Прибалтики «мирным» путем.

Следует отметить, что в то время как при переговорах с Гитлером в 1938 г. Чемберлен трижды ездил в Германию, переговоры в Москве со стороны Англии и Франции были поручены лишь соответствующим послам. Это не могло не отразиться на характере переговоров, равно как и на их темпе. Это говорит о том, что англичане и французы не хотели договора с СССР, основанного на принципе равенства и взаимности, то есть на СССР складывалась фактически вся тяжесть обязательств.

Когда же в течение последней стадии переговоров, по предложению советской стороны, были начаты параллельно специальные переговоры по вопросу о военной конвенции между тремя государствами, то со стороны Англии и Франции они были поручены малоавторитетным военным представителям, которые либо вообще не имели мандатов на подписание военной конвенции, либо их мандаты носили явно недостаточный характер.

Все эти и ряд других обстоятельств и привели к тому, что переговоры в Москве весной-летом 1939 года - последняя попытка создания системы, гарантирующей европейские страны от агрессии гитлеровской Германии и фашистской Италии - закончились неудачей.

Таким образом, период 1933–1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.

Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.

Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.

Приход нацистов к власти заставил Москву серьезно пересмотреть оба "направления" советской внешней политики - как кировскую, так и коминтерновскую. С одной стороны, полным крахом закончилась политика сближения с Германией, с другой - еще большим провалом завершилась политика борьбы с европейской социал-демократией как с "социал-фашистами" и главными врагами коммунистического движения. В Москве слишком поздно поняли, что именно нацизм выступает главным врагом.

В этих условиях Москва была вынуждена озаботиться поиском новых союзников - как по партийной, так и по государственной линиям. Мы уже писали, что в 1932 г. был заключен советско-французский договор о ненападении - но только о ненападении. Поэтому, когда весной 1934 г. новый французский министр иностранных дел Франции Ж.-Л. Барту предложил Москве заключить так называемый Восточный пакт, там колебались недолго.

Уже в мае 1934 г. проект пакта, который предусматривал создание многосторонней системы взаимопомощи в составе Германии, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и СССР, был согласован советскими и французскими представителями. При этом Франция не должна была становиться участницей пакта: между ней и СССР должен был быть заключен отдельный двусторонний договор о взаимопомощи. Таким образом, достигались разом три цели:

  • 1) Германия глубже интегрировалась в систему международных отношений;
  • 2) СССР становился фактическим участником Локарнского пакта, гарантируя его соблюдение на Востоке;
  • 3) всей системе европейских отношений придавалась большая устойчивость за счет того, что Германия, Франция и СССР взаимно уравновешивали друг друга (Ж.-Л. Барту не исключал присоединение к этой системе и Италии). Для Советского Союза идея Ж.-Л. Барту означала окончательную ликвидацию "санитарного кордона"; вот почему Советы так за нее ухватились.

Советско-французское сближение ускорило прием СССР в Лигу Наций, который состоялся 18 сентября 1934 г. Москве было предоставлено место постоянного члена Совета Лиги.

А вот что касается "Восточного пакта", то эта идея рухнула также в сентябре 1934 г., когда Германия отклонила это предложение. Нацистская верхушка не хотела брать на себя международные обязательства, которые могли бы затруднить впоследствии развязывание агрессивных войн. Вслед за тем Польша, у которой были территориальные претензии и к Литве, и к Чехословакии, также отклонила предложение о присоединении к Восточному пакту.

В итоге выяснилось, что за региональный блок выступают три страны - Франция, Чехословакия и СССР. 2 мая 1935 г. был заключен советско- французский Договор о взаимной помощи, две недели спустя был заключен и советско-чехословацкий Договор о взаимной помощи, в соответствии с которым Чехословакия и СССР оказывали помощь друг другу, если кто-то из них подвергнется неспровоцированному нападению и если такая же помощь будет оказана жертве агрессии со стороны Франции. Вторая статья обоих договоров предусматривала немедленное оказание обеими сторонами помощи той из них, которая подвергнется неспровоцированному нападению третьей державы.

Эти договоры означали фактическое подключение Советского Союза к Локарнским гарантиям. Однако отсутствие военной конвенции, которая конкретизировала бы и переводила на четкий военный язык взаимные политические обязательства, обесценивало оба договора, превращая их в политическую декларацию. Преемник Ж.-Л. Барту на посту министра иностранных дел Франции - Пьер Лаваль - не собирался наполнять Договор о взаимной помощи с СССР конкретным содержанием; этот договор он собирался использовать для дипломатического маневрирования и оказания нажима на Германию.

При этом Москва была вынуждена решительно пересмотреть и свою партийную внешнюю политику. По итогам работы VII конгресса Коминтерна (июль - август 1935 г.) было одобрено решение о едином народном фронте в борьбе с фашистской опасностью. Это решение имело огромное значение с точки зрения тактики коммунистических партий: вместо ожесточенной борьбы со всеми инакомыслящими коммунисты брали на вооружение политику "народного фронта", куда могли бы входить все левые и даже центристские силы. Эта тактика была в наиболее полном виде реализована во Франции и в Испании, где коммунистам даже удалось войти в правительство.

Советско-французское сближение и решения VII конгресса Коминтерна, казалось, создают благоприятные возможности для повышения международного авторитета Советского Союза как раз тогда, когда это было ему крайне необходимо. Однако в специфических условиях развития внутриполитической ситуации в СССР во второй половине 1930-х гг. эти возможности не были использованы. Колоссальный ущерб международному авторитету Советского Союза был нанесен в результате большого террора 1937 1938 гг. Что касается левых сил, то они были дезориентированы и деморализованы, особенно когда в ижевскую мясорубку попали руководители компартий Австрии, Венгрии, Германии, Латвии, Польши, Румынии, Финляндии, Эстонии, Югославии. Кроме того, такие вожди Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП (б)) как Лев Борисович Каменев, Григорий Евсеевич Зиновьев, Николай Иванович Бухарин, Лев Давидович Троцкий, были лично хорошо известны на Западе; расправа над ними (под совершенно фантастическими с точки зрения любого нормального человека обвинениями) произвела крайне тяжелое впечатление даже на самых преданных Советскому Союзу "попутчиков".

В то же время консервативные круги на Западе (в том числе и нацистские руководители) были уверены в том, что после избиения высших командных кадров Красной Армии СССР утратил положение великой военной державы, и поэтому не имеет смысла ни стремиться к союзу с Москвой, ни опасаться ее мощи. Все эти соображения, безусловно, сказались на политике западных лидеров в конце 1930-х гг.