Расположение ак 74 в брдм 2. Бронированная разведывательно-дозорная машина


На видео ведущие канала “Review Machines” рассказали о БРДМ-2, приобретенной по цене 500 тысяч рублей, с консервации, протестируем состояние и попробуем испытать военную технику.

Сегодня немало компаний, которые наладили своеобразный бизнес – выкуп списанной военной техники с целью дальнейшей перепродажи. Машины приводят к более гражданскому виду – убирают броню, вырезают окна и двери, переделывают салон, иногда можно встретить версии, претендующие на лакшери.

Цены на такие машины кусаются, например, брдм-2 может стоить от миллиона рублей. Но есть и другой вариант – покупка техники напрямую в войсковых частях или же на официальных аукционах, минуя посредников. Цены могут быть гораздо доступнее, ту же брдм, практически новую, с консервации можно купить тысяч за 500, а иногда даже и дешевле! К слову сказать, из вездеходной техники за 500 тысяч сейчас можно купить если только квадроцикл, да и тот сильно б/у, если не китаец.

Идеей этого ролика послужило то, что было интересно, что же все таки из себя представляют военная техника прямо с консервации в родном ее виде, какие у нее технические характеристики. Нашли такую машину у ребят, которые поставили ее на ход и впервые начали на ней катать.

Машина практически новая, пробег менее 1000 км, год выпуска довольно бородатый – 1984, и почти все это время машина провела в консервации. Техника полностью в родном исполнении, демонтировано оружие и другое военное оборудование, все остальное в стоке, включая башню и броню.



Для начала, заглянем внутрь. Попасть туда можно через один из двух люков на крыше. Компоновка в машине следующая: экипаж четыре человека, спереди два места для механика-водителя и командира, в середине место стрелка наводчика, в задней части машины расположен двигатель. Безусловно, если раньше не приходилось иметь дело с машиной, количество приборов, лампочек, рычажков и крутилок вводит в ступор, но на самом деле управление довольно простое, если приходилось ездить хотя бы на уазе, то можно освоиться за считанные минуты.

Слева блок управления давлением колес – незаменимая вещь в любом серьезном вездеходе, все на кондовых вентилях, грубо, зато надежно. Под люками в полу есть доступ к раздатке и редукторам, тут же расположена вращающаяся турель с башней стрелка. В задней части место для еще одного члена экипажа, хотя с непривычки тут кажется довольно тесно, а также отсюда осуществляется доступ к двигателю. Как видите, доступ к основным узлам прямо изнутри, так что можно чиниться не покидая броню, а в некоторых случаях и вообще не останавливая движение.

Глянем в каком состоянии основные механизмы машины, рассмотрим технические характеристики. За броней спрятаны четыре доп. колеса, которые опускаются вниз с помощью гидравлики. Сделано, чтобы повысить геометрическую проходимость техники, в таком виде легко можно преодолевать валы, траншеи и прочие турбулентности рельефа. Каждое из доп. колес оборудовано собственным цепным приводом! Протектора тут правда особо не наблюдается, но в случае чего четыре ведущих колеса добавят к проходимости вездехода! Как видите, несмотря на годы простоя – все исправно работает. Также отлично функционирует система подкачки колес – давление сбрасывается, когда это нужно и соответственно нагнетается.

Сзади за специальной шторкой расположен водометный движитель, с помощью него машина развивает до 10 км/ч при движении по воде, тут даже есть рули, при помощи которых можно маневрировать в водоеме. Это волнорез, который отсекает волну, чтобы она не заливала открытые люки при спуске на воду! Ну и от внешнего мира можно полностью закрыться с помощью броневых щитков на лобовых стеклах. Отдельного внимания заслуживает мотор этого вездехода, к которому можно добраться в основном только изнутри через герметичные дверцы.

Газ-41, V-образный 8 цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 140 л.с., такие агрегаты ставились на легендарные чайки, с той лишь разницей, что в нашем случае мотор дефорсирован в угоду увеличения надежности, ресурса и крутящего момента.

Самое время попробовать завести машину! Самое интересное, что вездеход способен был самостоятельно передвигаться, сразу из консервации! Двигатель дымил, троил, пыхтел, но ехал!

Изрядно пришлось пошаманить с двигателем, настраивая его на нормальную работу, и проделано еще бесчисленное множество мелочей. Ну, а в итоге сейчас вездеход работает в штатном режиме в состоянии практически новой техники! Каковы же впечатления от покатушек на машине. Как видите, по весеннему полю она идет без малейших проблем, огромная масса продавливает снег до материка обеспечивая надежный зацеп. Полный привод на 8 колес, центральный контроль давления, блокировки – все это делает свое дело и как вездеход, брдм отменная машина, подвести может только большой вес. В сложных случаях делу помочь должна лебедка с приводом от двигателя и мощным 50-ти метровым тросом. Интересные ощущения испытываешь, когда едешь внутри брони. Изоляция от внешнего мира полная, совершенно отсутствует понимание, что происходит снаружи, в общем, машина идеальна для тех, кто хочет максимально отгородиться от внешних раздражителей. Правда водитель чувствует себя не комфортно, т.к. обзор – только через два лобовых маленьких окошка, ну и через несколько специальных визоров из триплекса по периметру, так что для частой езды по городу, в любом случае придется колхозить дополнительные окна. Да и настоятельно рекомендуется одевать защиту на голову, т.к. на бездорожье иногда прилично потряхивает, а внутри огромное количество железяк, о которые можно хорошенько приложиться, что собственно с нами и произошло.

Восемь дефорсированных котлов старого советского движка – это те еще пожиратели бензина. Только по паспорту расход на 100 км по шоссе заявлен около 40 литров, соответственно, сколько топлива уходит на бездорожье лучше не думать. Например, на совершенно лайтовые покатушки по полю сожгли литров 20, так что огромные баки в 280 литров как нельзя с ними запас хода составляет 750 км. Кстати неожиданно хорошо машина идет по трассе, развивая вполне комфортную крейсерскую скорость в 90 км/ч, а максималка составляет 100 км/ч. Кстати управление не сильно сложное после того, как к нему привыкнешь, гидроусилитель выручает. Правда нужно внимательно за ним следить, если вдруг он выйдет из строя – провернуть огромные колеса вручную нереально. Если когда-нибудь решитесь на покупку техники – будьте готовы просто к лютому эффекту айстоппера! Все будут проважать вас вглядом, приставать с вопросами, просить сфотографироваться, покатать детей, покататься самим, звонить в полицию, ну и всячески оказывать разнообразные знаки внимания.

Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина

БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) - является дальнейшим развитиемБРДМ-1. Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательныхподразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище “Бардак”. В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания и производства

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

  • БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) - базовая модель. Выпускалась с 1963 года
  • БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10) - базовая модель. Выпускалась с 1967 года. С автоматической ПАЗ и дополнительными приборами ночного видения
  • БРДМ-2А - модернизированная

Описание конструкции

БРДМ-2 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, боевого отделения - в средней, а моторного отделения - в кормовой части машины. Экипаж БРДМ состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

Броневой корпус и башня

Отделение управления

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной, а также следующее оборудование:

  1. Сиденья командира и механика-водителя;
  2. Контрольно-измерительные приборы;
  3. Радиостанция;
  4. Приборы наблюдения.

Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе .

Боевое отделение

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка, в которой установлены специальные люки.

В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух, под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

Отделение силовой установки

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются:

  1. Привод ручного пуска двигателя;
  2. Двигатель;
  3. Топливный бачок пускового подогревателя;
  4. Генераторная установка;
  5. Фильтровентиляционная установка;
  6. Коробка передач;
  7. Воздушные баллоны;
  8. Водяные и масляные радиаторы;
  9. Аккумуляторная батарея;
  10. Водяные и масляные теплообменники;
  11. Карданный привод водомётного движителя;
  12. Компрессор;
  13. Клапан откачки;
  14. Пусковой подогреватель;
  15. Водооткачивающий электронасос.

Вооружение

Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −5…+30°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ , имеющих увеличение 2,6× при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров. КПВТпредназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённыхбронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 итрассирующей БСТ , а также зажигательной ЗП . Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Средства наблюдения и связи

Как средство разведки, БРДМ-2 обладает развитым комплексом средств наблюдения. Командир машины располагает бинокулярной перископическойтанковой панорамой ТПКУ-2Б , обеспечивавшей увеличение 5× при поле зрения в 7,5°, что позволяло осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров, и дававшей круговой обзор. В ночное время на месте ТПКУ-2Б устанавливался монокулярный прибор ночного видения ТКН-1С , имевший увеличение 2,75× и поле зрения в 10° и обеспечивавший наблюдение на дальности до 250-300 метров при подсветке инфракрасным осветителем ОУ-3 . Помимо них, командир имеет четыре неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б , обеспечивающие обзор лобового и правого бортового сектора. Механик-водитель располагает шестью перископическими смотровыми приборами: двумя ТНПО-115 и четырьмя ТПН-Б , обеспечивающими обзор лобового и левого бортового сектора. В ночное время центральный прибор ТНПО-115 заменяется бинокулярным неподвижным прибором ночного видения ТВНО-2Б , обеспечивавшим наблюдение в секторе 30° на дальности 50-60 метров. В небоевых условиях командир и механик-водитель могли вести наблюдение через смотровые люки в лобовом листе корпуса. Наблюдатель на каждом из своих мест имел по три перископическихприбора ТПН-Б , обеспечивавших обзор соответствующего бортового сектора. ТПН-Б и ТНПО-115 имели однократное увеличение и отличались наличием у последних электроподогрева, улучшавшего видимость через них при низких температурах. Башенный стрелок, помимо прицела пулемётной установки, использовавшегося им в качестве основного средства наблюдения, имел перископический прибор ТНПТ-1 , устанавливавшийся в крыше башни и обеспечивавший наблюдение кормового сектора в 52°.

Двигатель и трансмиссия

Подвеска рессорная с продольными полуэллиптическими рессорами.

На БРДМ-2 установлен четырёхтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41. Мощность двигателя составляет 140 л.с. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров.

Трансмиссия механическая. Имеет 4 передних и одну заднюю передачу. Сцепление однодисковое, демпферное с наружным диаметром ведомого диска 300 мм.

Ходовая часть

Ходовая часть колёсная. Угол развала колёс составляет 0°45′. На колёсах применяются шины с регулируемым давлением. Подвескарессорная с продольными полуэллиптическими рессорами. Концы рессор установлены в резиновые подушки. На каждом мосту имеется по два гидравлических амортизатора телескопического типа с двусторонним действием.

Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колёс составляет 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления - поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников с шариковым замком. Колёса также как и основные являются ведущими. В движение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи..

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс.Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

Модификации

  • БРДМ-2-23М – армянский вариант модернизации. Установлен дизельный двигатель СМД-21-08. Пулемёты КПВТ и ПКТ заменены на 23-мм автоматическую пушку 2А14, для отвода пороховых газов на башне установлен вентиляционный клапан.
  • БРДМ-2М(А) - модернизированный вариант БРДМ-2. Производитель - Арзамасский машиностроительный завод. Машина облегчена - сняты бортовые колесные механизмы повышения проходимости, вместо них появились трапециевидные двери от БТР-70. Подвеска унифицирована с БТР-80. Вместо бензинового двигателя установлен турбодизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136 л.с.. БРДМ оснащён башней БПУ-1, вооруженной 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ (причем угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173.
  • БРДМ-2ЛД - украинская модернизация БРДМ-2 (с дизельным двигателем СМД-21-08 украинского производства), разработана по программе ОКР “Бульб” в 1999 году ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». 10 шт. использовались украинским контингентом в Косово. Выпуск прекращён в связи с банкротством завода “Серп и молот” (изготовителя двигателей серии СМД)
  • БРДМ-2ДИ «Хазар» - украинская модернизация БРДМ-2, разработана в 2005 году на ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», установлены дизельный двигатель FPT IVECO Tector с предпусковым подогревателем, тепловизор и новый комплекс вооружения.
  • БРДМ-2ДП - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная ОАО «Завод „Маяк“» (г.Киев). Облегчённая модификация (снята башня и бортовые колесные механизмы повышения проходимости), оборудована боковая дверь для десанта, установлены дизельный двигатель и устройство для преодоления траншей и окопов, изменено вооружение (поставлены носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ). Также машина может быть оборудована съёмными противокумулятивными сетками.
  • БРДМ-2Т - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная в 2013 году компанией ООО НПК «Техимпекс» (Киев). Демонтированы дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, как у БТР-70, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л.с., передние и задние габаритные фонари БТР-70, новые колёса с бескамерными шинами. Башня демонтирована, установлены 12,7-мм пулемёт НСВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ. Также возможна установка боевых модулей.
  • БРДМ-2МБ1 - белорусская модернизация БРДМ-2, производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л.с., боевой модуль Адунок и система видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.
  • ZKDM «Зубастик» – модернизированный вариант, разработанный в Азербайджане. Оснащена усиленной противоминной защитой, новой башней (в которой установлены 23-мм двухствольная пушка ГШ-23, 7,62-мм пулемёт, 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 и четыре 81-мм дымовых гранатомета – по два на каждой стороне башни), новым дизельным двигателем Д-245.30E2 мощностью 150 л.с. Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта Один демонстрационный образец был разработан в сентябре 2013 года, в декабре 2013 он был направлен на испытания
  • BRDM-2 – вариант модернизации, предложенный НТЦ “Дельта”. Водомётные движители и дополнительные колёса демонтированы, на машину установлены боевой модуль (с 23-мм автоматической пушкой 2А14 и 7,62-мм пулемётом ПКТ) и два четырёхствольных дымовых гранатомёта. Одна машина представлена 24 мая 2014 на военном параде в Тбилиси в честь дня независимости Грузии.
  • БРДМ-КЗ – модернизированный вариант, разработанный в 2013-2014 гг. казахстанскими компаниями “Semey Engineering” и “Kazakhstan Aselsan Engineering”. Колея расширена за счёт установки мостов от БТР-80, установлен дизельный двигатель Iveco. В мае 2014 на выставке KADEX-2014 был представлен один демонстрационный образец [
  • BRDM-2M-96i - модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигательIveco Aifo 8040 , новые тормоза
  • BRDM-2M-96ik «Szakal» - модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигательIveco Aifo 8040SRC , новая радиостанция RRC-9500 , кондиционер и решётчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.
  • BRDM-2M-97 «Żbik-B» - дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена четырёхцилиндровым дизельным двигателем Iveco Aifo 8040 SRC-21.11 , новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.
  • Курјак - модернизированный вариант производства Сербии.
  • LOT-B - чешская модернизированная версия.
  • LOT-V - командирская версия LOT-B.

Машины на базе БРДМ-2

Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХ

ЗС-82 в Афганистане в конце 1980-х гг.

  • 9П19 - боевая машина ПТРК «Глаз»
  • 9П122 - боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М»
  • 9П124 - боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»
  • 9П133 - боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П»
  • 9П137 - боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»
  • 9П148 - боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс»
  • БРДМ-2РХБ «Дельфин» - машин химической разведки, с автоматическим газосигнализатором ГСА-12, ВПХР, измерителем ДП-5В, рентгенометром ДП-3Б
  • БРДМ-2У - машина управления командира батальона. С дополнительной радиостанцией Р-123. Без башни
  • 9А31 - боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»
  • ЗС-72Б
  • ЗС-82 - звуковещательная станция средней мощности
  • Алеся-1 - белорусская аварийно-транспортная машина, экипаж 8-10 человек
  • АТМ-1 - универсальная аварийно-транспортная машина
  • ТМ-1П - российская плавающая транспортная машина
  • БИ-1 - российская бронированная инкассаторская машина
  • ПСМ-8 - поисково-спасательная машина
  • УДДС-БРДМ - учебно-действующий стенд
  • ГАЗ-41Д - опытная, 1962-64 гг. Десантная, с башней БМП-1. Экипаж – 2 чел. Двигатель ЯМЗ, дизель
  • БРДМ-2Д - вариант модернизации (1999 г.), с двигателем мощностью 195 л.с., без дополнительных катков
  • БРДМ-2М - вариант модернизации (2001 г.), с дизельным двигателем ЯМЗ-3460 мощностью 160 л.с.
  • БРДМ-2М - вариант модернизации (АО «Муромтепловоз», 2005 г.), с четырёхцилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. Без дополнительных колес
  • БРДМ-2М - вариант модернизации. С башенной пулеметной установкой МА7 (12,7 мм «Корд»; 7,62 мм ПКТ)

Операторы

Современные

БРДМ-2 стоит на вооружении следующих стран:

  • Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - некоторое количество БРДМ-2
  • Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Египет - 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард), по состоянию на 2010 год
  • Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
  • Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на2010 год
  • Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
  • Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Палестинская национальная администрация - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из Россиив 2007 году
  • Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Приднестровье - некоторое количество в т.ч. в приданные МВД
  • Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • США - 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году
  • Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Хорватия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год
  • ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.

Бывшие

  • СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Босния и Герцеговина - сняты с вооружения
  • Венгрия - 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
  • ГДР - 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2 , перешли к Германии
  • Германия - сняты с вооружения
  • Израиль - трофейные египетские, сняты с вооружения
  • Латвия - 2 БРДМ-2, списаны
  • Ирак - 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
  • Румыния - 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
  • Северный Йемен - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
  • Уганда - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
  • Чехословакия - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
  • Эстония - сняты с вооружения
  • Югославия - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
  • НДР Йемен - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году

Более полвека в строю бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, продолжающая свою боевую службу и сегодня.

Проектирование БРДМ-2 началось в 1959 г. в СКБ конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода. К этому времени здесь уже накопили значительный опыт создания бронеобъектов лёгкого класса: в начале 1950-х гг. был разработан БТР-40 (заводской индекс ГАЗ-40), а через несколько лет - бронированная разведывательная дозорная машина БРДМ (заводской индекс ГАЗ-40П, литера «П» обозначает - плавающий). Последняя, в соответствии с новыми оперативно-тактическими взглядами на способы ведения боевых действий, могла без подготовки преодолевать водные преграды и траншеи, канавы и окопы на поле боя. Этому способствовали герметичный водоизмещаю-щий корпус и дополнительные выдвижные катки.

С начала серийного производства в 1957г. БРДМ активно использовалась подразделениями войсковой разведки, выгодно отличаясь от БТР-40 своей оперативной подвижностью. Однако в ходе эксплуатации выявились и её слабые стороны. В первую очередь - недостаточная тяговооружён-ность, составлявшая всего 16 л.c./т., тогда как военным хотелось иметь 20 л.с./т. Но в то время в распоряжении конструкторов имелся лишь 90-сильный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-40, полученный форсированием по оборотам двигателя ГАЗ-63, который, в свою очередь, вёл родословную от ещё довоенного двигателя ГАЗ-11 (76 л.с.). Выжать из этого устаревшего мотора большую мощность уже не представлялось возможным. Не совсем удачной была и конструктивная схема БРДМ, унаследованная от БТР-40, прямым потомком которого она и являлась (первоначально машина задумывалась как плавающий вариант БТР-40, на что указывает её заводской индекс - БТР-40П). Компоновка с передним расположением пожароопасного карбюраторного двигателя делала машину легко уязвимой от лобового огня. К тому же, для обеспечения необходимого распределения водоизмещения по длине машины её переднюю часть пришлось выполнить увеличенного размера, что существенно ухудшило обзор впереди - как механику-водителю, так и всему экипажу. Слабым было признано и вооружение - один 7,62-мм пулемёт СГМБ; огонь из него стрелку приходилось вести, наполовину высунувшись из броневой рубки.

Попытки модернизировать БРДМ за счёт установки пулемётной башенки от транспортёра-тягача МТ-ЛБ или крупнокалиберного пулемёта ПКВ на открытой турели особым успехом не увенчались - возможности дальнейшего совершенствования машины, как уже говорилось, были ограничены слабым двигателем и выбранной компоновкой.

Новые возможности для создания более совершенной БРДМ появились, когда на ГАЗе развернулись работы над новой моделью грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66, знаменитой впоследствии «шишиге» с двигателем мощностью 120 л.с. Изначально этот V-образный двигатель предназначался для правительственной «Чайки» (ГАЗ-13) путём «сращения» двух 4-цилиндровых блоков «волговского» двигателя ГАЗ-21, а затем на его основе создали упрощённую версию для ГАЗ-66. Так, у конструкторов Горьковского автозавода появилась основа - «сердце» - для создания новой БРДМ. В дело пошли и другие узлы «шишиги» - мосты, трансмиссия и пр. Использование в конструкции колёсных броневых машин узлов, унифицированных с серийными автомобилями, являлось обычной практикой и позволяло существенно снизить стоимость производства.

10 февраля 1959 г. Главное бронетанковое управление армии (ГБТУ) выдало тактикотехнические требования на разработку БРДМ-2, способной действовать совместно с новыми бронетранспортёрами БТР-60, перспективными танками и боевыми машинами пехоты (БМП). По сравнению с предшественницей, она должна была обладать большей огневой мощью, лучшими ходовыми качествами и повышенным уровнем защищённости; кроме того, оснащаться системой противоатомной защиты и радиосвязной системой для передачи и получения по радио команд и разведывательной информации.

Проект получил заводское обозначение - «изделие 41», или «ГАЗ-41». Команда разработчиков была та же, что создавала и БРДМ. Руководство проектом осуществлял главный конструктор ГАЗа В.А. Дедков, ведущим машины был А.Н. Лебедев, вопросы по обеспечению водоходности курировал -В.Г. Лазарев.

Естественно, что проектировщики использовали в новой машине ряд конструктивных решений, уже опробованных на БРДМ. Однако «ГАЗ-41» получил совершенно другую схему общей компоновки - с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая схема позволила улучшить обзор местности и водителю, и командиру. Боевое отделение сместили вперёд, оно стало более просторным. Повысились водоходные качества машины: установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. Для самообороны машина вооружалась пулемётом КПВТ, установленным на открытой турели, аналогичной использовавшейся на тяжёлом танке Т-10. Экипаж «ГАЗ-41» насчитывал пять человек - два члена экипажа и три десантника.

Бронекорпуса для двух первых опытных образцов изготовили к июлю 1960 г., чего нельзя было сказать об остальных агрегатах. Если новый двигатель ГАЗ-66 имелся в наличии, то трансмиссия для него ещё только проходила испытания. В стремлении уложиться в заданные сроки первый прототип пришлось оснащать трансмиссией и ходовой частью старой БРДМ. Это не преминуло сказаться во время ходовых испытаний. Старая трансмиссия откровенно не выдерживала возросшей мощности двигателя - не раз горело сцепление, крошились зубья коробки передач.

После доработок в ноябре того же года прототип передали военным для проведения полигонных испытаний, проходивших на НИИБТПолигоне в Кубине. Замечаний у военных оказалось много. Прежде всего, отмечалась неудовлетворительная работа трансмиссии, которая не обеспечивала передачу полного крутящего момента, развиваемого двигателем. Критиковалось применение мостов и узлов подвески от ГАЗ-66. С одной стороны, военные были заинтересованы в унификации ходовой части «ГАЗ-41» с уже выпускавшимся горьковским заводом бронетранспортёром БТР-60, с другой - узкая колея, унаследованная от «шишиги», затрудняла движение по танковой колее и создавала неустойчивость на поворотах и склонах. Размещение вооружения на открытой турели не обеспечивало достаточной защиты стрелка при ведении огня, к тому же нарушало герметизацию корпуса и сводило на нет работу системы противоатомной защиты, наличие которой прямо предписывалось техническим заданием. На этом фоне уже мелкими выглядели замечания о том, что командир машины не имел кругового обзора (обзор вправо закрывал водитель, а назад - корпус машины) и то, что экипажу приходилось работать в очень стеснённых условиях.

После очередных доводок и частичного устранения выявленных недостатков разведывательную машину всё же приказом Министра обороны СССР от 22 мая 1962 г. приняли на вооружение Советской Армии под обозначением БРДМ-2. Но в серийное производство, как это обычно происходило после принятия подобного решения, БРДМ-2 не запустили. Причиной тому был не до конца решённый вопрос о её вооружении. Военных категорически не устраивало размещение пулемёта КП ВТ на открытой турели, поэтому БРДМ-2 попытались оснастить башней со спаркой КП ВТ и ПКТ, которая разрабатывалась для установки на очередную модификацию горьковского бронетранспортёра - БТР-60ПБ.

Прототип перевооружённого варианта подготовили к началу 1963 г. Довольно тяжёлую башенную установку разместили практически посередине корпуса машины. Это не нарушало её водоходных качеств и вместе с тем благотворно сказалось на точности ведения огня. Теперь стрелок мог вести круговой обстрел, находясь внутри корпуса, не нарушая работу системы противоатомной защиты. Правда, из-за сокращения внутреннего объёма экипаж пришлось уменьшить до четырёх человек.

В общем, машина заказчика устраивала - благодаря более мощному двигателю она продемонстрировала параметры проходимости и водоходности, превосходящие БРДМ, возросшие скорость и запас хода. К недостаткам относили то, что конструкторы не обеспечили условий для скрытного от противника выхода экипажа из машины. Высадка-посадка предусматривалась только через два люка в передней части крыши корпуса, а это вынуждало экипаж взбираться на машину через её борта.

В апреле 1963 г. опытный БТР-60ПБ и БРДМ-2 с башенной установкой вооружения продемонстрировали Министру Обороны СССР маршалу Р.Я. Малиновскому. По результатам показа провели доработки по улучшению обзорности БРДМ-2 - для разведчиков на бортах установили дополнительные смотровые приборы.

Однако доводка БРДМ-2 шла медленно и тяжело: в указанный период все силы завода были брошены на подготовку к серийному выпуску бронетранспортера БТР-60ПБ, и окончательно довести БРДМ-2 удалось лишь к концу 1964 г.

Первые пять предсерийных машин покинули сборочный цех в декабре 1964-го, но маховик производства раскручивался неспешно - за весь 1965 г. было построено только 80 БРДМ-2, а в следующем году вместо запланированных 600 машин - всего 440. Несмотря на такой затянувшийся старт, БРДМ-2, проявив чудеса долголетия, продержалась в производстве целых 25 лет - до 1989 г.

До 1967 г. ГАЗу приходилось выпускать параллельно и старые БРДМ (в качестве шасси для спецмашин), а с 1982-го производство БРДМ-2 началось на Арзамасском машиностроительном заводе. За эти годы было построено около 9400 единиц, правда, почти половина из них послужила в качестве шасси для специализированных машин.

Первая публичная демонстрация БРДМ-2 состоялась в 1966 г. во время военного парада на Красной площади в Москве.

В процессе производства в конструкцию БРДМ-2 вносились различные изменения. Наиболее заметным внешним отличием, по которому БРДМ-2 можно условно разделить на машины ранних, средних и поздних производственных серий, стало устройство воз-духопритоков на крыше двигательного отсека. Ранее два их лючка имели трапециевидную форму и прикрывались крышками, открывавшимися назад (по типу БТР-60). На машинах средних серий воздухопритоки имели прямоугольную форму и прикрывались жалюзи. Поздний вариант, запущенный в производство в 1970-х гг., имел над воздухопритоками шесть выпуклых грибовидных крышек-колпаков, аналогичных по конструкции устанавливавшимся на БТР-70. Они препятствовали попаданию в моторное отделение рикошетирующих пуль, осколков, а также затеканию напалма. Кроме того, эти машины оснащались башней с прибором наблюдения в крыше. Этот вариант БРДМ-2 даже получил на Западе отдельное обозначение - БРДМ-3, но в СССР он особым индексом не выделялся.

БРДМ-2 поступали в разведывательные и штабные армейские подразделения, в войска связи и химические войска. Они использовались во внутренних войсках МВД, пограничных войсках и морской пехоте ВМФ. По штату, каждой советской мотострелковой или танковой дивизии полагалось 28 БРДМ-2: 12 - в разведывательном батальоне и по 4 -в каждом полку.

Эта техника широко поставлялась и в страны Варшавского Договора, туда было отправлено около 6 тыс. машин. В некоторых странах для них вводились собственные обозначения. Так, например, в Германской Демократической Республике БРДМ-2 именовался как SPW-40P2, а БРДМ - SPW-40P.

Конструкция БРДМ-2

Хотя БРДМ-2 считается дальнейшим развитием БРДМ, что отражено в её обозначении, но общим узлом у них является, пожалуй, только оригинальные, выдвигающиеся при преодолении препятствий, приводные катки. БРДМ-2 выполнена по компоновочной схеме с задним расположением отделения силовой установки, соответственно её отделение управления находится в передней части корпуса, а боевое отделение -в средней.
В отделении управления размещены органы управления машиной, приборы наблюдения, радиостанция, навигационная аппаратура, отопитель, который обеспечивает обдув тёплым воздухом лобовых стёкол, сиденья командира и водителя, а также лебёдка и её привод.
В боевом отделении находятся башенная пулемётная установка, боекомплект, гидроподъёмники дополнительных колёс, два одноместных сиденья для экипажа. В его средней части, на днище, размещена раздаточная коробка в сборе с редуктором и коробками отбора мощности на дополнительные колёса и лебёдку.
В отделении силовой установки располагаются двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач и коробкой отбора мощности на водомёт, водяные и масляные радиаторы и теплообменники, предпусковой подогреватель, водооткачивающий насос, компрессор, водомётный движитель с редуктором и карданным валом отбора мощности, бензиновые баки, аккумуляторная батарея и воздушный баллон. Оно изолировано от остальной части корпуса герметичной перегородкой, на которой с левой стороны смонтирована фильтро-вентиляционная установка. Для доступа к двигателю в перегородке имеются откидные дверцы.

Полностью закрытый герметизированный корпус машины имеет сварную конструкцию и изготовлен из стальных катаных броневых листов. Толщина брони в лобовой части составляет 6-10 мм, передняя часть сварной конической башни изготовлена из броневых листов толщиной 6 мм. Броня защищает только от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В экипаж БРДМ-2 входят командир, механик-водитель и два разведчика: один из них выполняет обязанности стрелка пулемётной установки. Рабочие места механика-водителя и командира машины (его место находится у правого борта) оборудованы в отделении управления. Их сиденья одинаковые по конструкции и установлены на кронштейнах, приваренных к днищу. По высоте сиденье подъёмным механизмом может быть установлено и застопорено в трёх положениях: наклон спинки регулируется при помощи резьбовых муфт.

Вне поля боя экипаж ведёт наблюдение через большие смотровые окна, закрывающиеся в случае необходимости броневыми крышками. Командир пользуется перископическим прибором наблюдения ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением и четырьмя призменными приборами (тремя ТНП-Б и одним ТИПО-115). В распоряжении механика-водителя имеется шесть призменных приборов (четыре ТНП-Б и два ТНПО-115), которые расположены таким образом, чтобы увеличить угол обзора вперёд и влево. В ночное время у него может устанавливаться прибор ночного видения ТВН-2Б (ТВНО-2Б), а у командира - ночной ТКН-1С. В комплект приборов ночного видения входят инфракрасная фара-осветитель ОУ-ЗГА-2М, которая крепится на щитке прибора наблюдения командира, и две фары ФГ-125, установленные на наклонных лобовых листах корпуса.

В крыше корпуса смонтировано два больших полукруглых люка - через них осуществляются вход и выход экипажа из машины. Для облегчения открывания крышки люков установлены на торсионных валиках. В закрытом положении крышки запираются специальными замками, а в открытом - удерживаются стопорами.

Благодаря гидроусилителю рулевого управления и вакуумному усилителю тормозной системы, водителю БРДМ-2 обеспечены более комфортные условия работы, чем на БРДМ. Слева от его сиденья у борта корпуса расположены блок шинных кранов и воздушный редуктор системы регулирования давления воздуха в шинах, а на надколёсной нише - рукоятки крана гидросистемы, заслонки водомёта и волноотражателя, а также кран гидросистемы выпуска дополнительных колёс. Справа и слева от сиденья находятся рычаги управления коробкой передач, коробкой отбора мощности на водомёт, включения переднего моста, стояночного тормоза и лебёдки. Перед водителем на лобовом листе корпуса укреплён щиток контрольно-измерительных приборов.

В боевом отделении установлена бронированная башня кругового вращения с весьма мощным вооружением: 14,5-мм пулемётом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом ПКТ. Оба смонтированы в жёсткой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Пулемётная установка имеет перископический прицел ПП-61А.

Башня вращается на погоне, приводы поворота башни и наведения оружия - механические. Углы обстрела: вертикальный - от -5° до +30°, горизонтальный - 180°. Во время стрельбы пулемётчик размещается на специальном подвесном сиденье, вращающемся вместе с башней. Из-за небольших размеров в крыше башни нет эвакуационного люка, и стрелок-разведчик покидает машину через люки в крыше корпуса, расположенные над местами механика-водителя и командира.

Пулемёт КПВТ, разработанный С.В. Владимировым ещё в годы Великой Отечественной войны в качестве противотанкового, имеет прицельную дальность 2000 м, скорострельность - 600 выстр./мин. На дальности 500 м бронебойная пуля пробивает вертикально установленную броню толщиной 32 мм. 7,62-мм пулемёт ПКТ предназначен для поражения живой силы противника. Его прицельная дальность - 1500 м, скорострельность - 650 - 700 выстр./мин. Оба пулемёта -ленточного питания, ёмкость патронной ленты для КПВТ - 50 патронов, для ПКТ - 500. Боекомплект составляет 500 и 2000 патронов соответственно.

В походном положении два разведчика из экипажа занимают места на одноместных полужёстких сиденьях, спинки которых могут откидываться вперёд. Сиденья расположены у бортов боевого отделения. Здесь для улучшения условий наблюдения на каждом борту приварены ниши наблюдения, в них установлено по три призменных прибора ТНП-Б. Это существенно увеличивает обзорность по горизонту. Рядом в наклонных бортовых броневых листах выполнены лючки для ведения огня из личного оружия (по одному на каждой стороне), закрываемые броневыми крышками.

В отделении силовой установки размещён V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-41. При 3200 об/мин он развивает максимальную мощность 140 л.с. Для питания двигателя применяется бензин с октановым числом 76 (А-76), допускается также использование бензина с более низким октановым числом -марки А-72. Топливо хранится в двух баках вместимостью по 140 л каждый, что обеспечивает машине запас хода по суше, равный 750 км.

Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Для доступа воздуха, засасываемого вентилятором в корпус, и удаления его из машины после обдува радиаторов и нагретых агрегатов в крыше корпуса предусмотрены специальные люки. Два жидкостных радиатора размещены в силовом отделении за двигателем. К левому из них крепятся три радиатора для охлаждения масла. Для создания потока воздуха в системе охлаждения за каждым радиатором в специальных кожухах установлено по шестилопастному осевому вентилятору, которые приводятся во вращение от вала двигателя через ременную передачу. Для обеспечения охлаждения двигателя на плаву в систему введены трубчатые теплообменники. Они имеют одинаковую конструкцию как для охлаждающей жидкости, так и для масла.

Система подогрева - термосифонного типа, предназначена для повышения температуры охлаждающей жидкости, масла и основных деталей двигателя с целью облегчения его пуска при низких температурах. Жидкость в системе циркулирует под влиянием разной плотности нагретой и охлаждённой жидкости. Масло в поддоне двигателя подогревается газами подогревателя П-100, состоящего из котла и воздушного вентилятора. Горячие газы, проходя по газоходам котла повышают температуру жидкости в рубашках и через газоотводящий патрубок направляются к поддону двигателя, нагревая в нём масло.

Трансмиссия БРДМ-2 - механическая, по составу узлов и агрегатов принципиально не отличается от трансмиссии БРДМ. Крутящий момент от двигателя передаётся через коробку передач и раздаточную коробку к заднему и переднему ведущим мостам, а также к приводам водомёта, лебёдки и дополнительных ведущих колёс. Водомёт и привод на ведущие колёса при необходимости могут работать одновременно. Привод управления сцеплением - гидравлический. Коробка передач - механическая, четырёхступенчатая; третья и четвёртая передачи снабжены синхронизаторами. Привод управления коробкой передач сблокирован с приводом сцепления на первой, второй и передаче заднего хода -это в значительной мере облегчает водителю управление машиной. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству аналогичны таким же узлам грузового автомобиля ГАЗ-66.

Ходовая часть БРДМ-2 в принципе одинакова с ходовой частью БРДМ. Здесь также использованы два ведущих моста, к которым при движении на пересечённой местности могут подключаться две пары колёс, опускаемых с помощью гидропривода. Таким образом обеспечивается весьма высокая проходимость машины. На каждом мосту установлены телескопические амортизаторы.

На машине имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Изменять давление можно как на стоянке, так и при движении. Нормальное давление в шинах - 2,7 атм. На грунтах с низкой несущей способностью или при движении по снежному покрову глубиной более 0,3 м давление снижается, в результате чего увеличивается площадь опорной поверхности. В других условиях, например при движении по песку, когда требуется держаться следа идущей впереди машины, давление в шинах можно увеличивать. По снежному покрову глубиной до 0,3 м БРДМ-2 может передвигаться, не снижая давления в шинах, - колёса продавливают снег до мёрзлого грунта и хорошо сцепляются с ним.

Для самовытаскивания в передней части корпуса установлена лебёдка с тяговым усилием 3,9 т и тросом длиной 50 м.

БРДМ-2 имеет высокие скоростные характеристики. Максимальная скорость по шоссе - до 95 - 100 км/ч, удельная мощность составляет 14,7 кВт/т. Машина преодолевает вертикальную стенку высотой до 0,4 м и ров шириной 1,22 м.

Движение БРДМ-2 на воде осуществляется с помощью водомётного движителя с гидравлическими приводами управления, заслонкой и волноотражательным щитком, установленным в корме. Четырёхлопастный винт засасывает воду через приёмный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывается специальной бронированной заслонкой.

Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служат водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водомётного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колёсами. Максимальная скорость на плаву - 10 км/ч.

В состав оборудования БРДМ-2 входит радиостанция Р-123 (позже Р-123М) с дальностью устойчивой радиосвязи в микротелефон-ном режиме до 20 км, а также навигационная аппаратура ТНА-2, включающая датчики Но в основном БРДМ-2 использовались для несения патрульной службы, охранения и сопровождения колонн. К сожалению, в случае грамотно организованного нападения на колонну машины оказывались наиболее уязвимыми из всей советской бронетехники. Конструкция БРДМ-2 хотя и была рассчитана на боевое применение, однако на практике броня мало спасала и от различного рода придорожных фугасов, и противобортовых мин. Очень большой проблемой стали и РПГ, кумулятивные гранаты которых прошивали броню БРДМ-2 насквозь. «Душманы» сначала обездвиживали боевую машину, а потом расстреливали её из всех видов стрелкового оружия.

Многочисленные случаи поражения легкобронированной техники, сопровождающиеся большими лотерями личного состава, вызывали отрицательную психологическую реакцию у солдат. Десантники даже на марше старались находиться не внутри, а снаружи бронемашины. Считалось, что при взрыве мин или обстреле гранатомётами вероятность гибели внутри БРДМ-2 гораздо выше, чем при размещении на крыше, даже несмотря на то, что в этом случае была высока вероятность потерь от обычного стрелкового огня противника.

Во второй половине 1980-х гг. бронетехника, в том числе и БРДМ-2, всё чаще начала появляться на улицах советских городов. По мере возникновения новых межнациональных и иных конфликтов бронетехнику пытались использовать для стабилизации ситуации, что, правда, не всегда приводило к желаемому результату. Зачастую появившиеся в зоне конфликта боевые машины накаляли страсти ещё больше и использовались противоборствующими сторонами для различных провокаций. Первым острым межнациональным столкновением, возникшим на территории СССР в 1980-х гг., стал конфликт вокруг Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаном; затем в 1992 г. - между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской республикой.

В ходе первой и второй чеченских войн БРДМ-2 применялись обеими сторонами - как Российской армией, так и чеченскими боевиками.

Общеизвестно, что на вооружении регулярных частей армии Дудаева имелось большое количество бронетехники. Только в Грозном, когда в июне 1992 г. российские войска покинули территорию Ичкерии, было оставлено 108 единиц бронетанковой техники, в том числе 30 БРДМ-2 и БТР-70.

В составе иностранных вооружённых сил БРДМ-2 и боевые машины на их базе наиболее широко использовались в ходе арабо-израильских конфликтов на Ближнем Востоке. В Египет и Сирию БРДМ-2 стали поступать после третьей арабо-израильской войны 1967 г., и в «Войне Судного дня», начавшейся 6 октября 1973-го, участвовали уже с первых часов. В 15.00 египетские войска форсировали Суэцкий канал, в первой штурмовой волне шли батальоны «коммандос», посаженные на БРДМ. Они захватили и удерживали плацдармы до подхода основных сил, а затем, имея на вооружении большое количество противотанковых средств, прорывались через оборонительные рубежи и устраивали на танкоопасных направлениях засады, уничтожая израильские танки и препятствуя подходу подкреплений.

Хотя израильтяне поначалу и были ошеломлены, но как только египетская пехота стала продвигаться от канала, её контратаковали танки 252-й дивизии. Однако израильские танкисты вели наступление в «лучших» традициях войны 1967 г. - без предварительной разведки, без поддержки пехоты, что называется «на ура». За что и поплатились. Вовремя подтянутые сюда вместе с пехотой БРДМ-2, вооружённые ПТУР «Малютка», до конца дня уничтожили от 100 до 200 израильских танков.

Советские противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Малютка» на базе БРДМ-2 активно применялись египетскими и сирийскими войсками в течение всей «Войны Судного дня». По некоторым данным, свыше половины израильских танков были выведены из строя с их помощью; по другой информации, на долю ракет «Малютка» пришлось 800 поражённых израильских танков (всего, по западным данным, в войне 1973 г. Израиль потерял их 2500 единиц). Песчаные равнины Ближнего Востока оказались идеальным местом для применения ПТУР, даже несмотря на то, что задымлённость и запылённость существенно осложняли и наведение. После окончания «Войны Судного дня» поставка советского вооружения в Сирию продолжалась; по некоторым данным, Сирия получила 600 БРДМ-2 и боевых машин на их базе.

В разыгравшихся в Ливане в 1982 г. военных действиях опять существенную роль сыграли ПТУР, особенно в ходе боёв в долине Бекаа и на Дамасском направлении. Здесь в Южном Ливане, в долине Бекаа, в. 1982 г. впервые применили в боевых действиях зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Стрела-1» на базе БРДМ-2. В декабре 1983 г. ими были сбиты самолёты американского производства А-6Е и А-7Е.

«Отметились» БРДМ и в джунглях Южного Вьетнама, где, как нельзя кстати, пришлась их высокая проходимость. Довольно широко применялись БРДМ-2 в ходе длившейся более десяти лет войны в Анголе. В Африке они стали популярны благодаря своей дешевизне и простоте технического обслуживания.

В 1983 г. Народная революционная армия (НРА) Гренады противостояла американским десантникам. Из бронетехники она имела на вооружении только БТР-60ПБ и несколько БРДМ-2 (по всей вероятности, переданные Кубой).

Значительное количество БРДМ-2 и ЗРК «Стрела-1» было поставлено в Ирак. Эти машины использовались в ходе Ирано-иракской войны 1980 - 1988 гг., а также во время первой (1991 г.) и второй (2003 г.) «Войны в заливе».

Довольно часто БРДМ-2 используются в различных миротворческих миссиях ООН, как это было, например, на территории бывшей Югославии. В 1999 г. 20 модернизированных БРДМ-2М96 получил польский 18-й десантно-штурмовой батальон под командованием подполковника Романа Полко, который был направлен для участия в миротворческой миссия ООН в Косово. Батальон базировался в американском секторе в юго-восточной части провинции. Все машины имели специальные обозначения с элементами быстрого распознавания войск НАТО в Косове, чтобы их легко можно было отличить от идентичной техники, используемой конфликтующими сторонами.

В рамках международной миротворческой миссии в Ираке БРДМ-2 эксплуатировались польским и украинским контингентами, находившимися здесь в 2003 - 2005 гг. Украинцы использовали стандартные БРДМ-2, а поляки - специально модернизированные BRDM-2 M96IK Szakal с дизельным двигателем и кондиционером.

Во всех военных акциях БРДМ-2 оказались необходимыми и востребованными для решения насущных боевых задач.

Модернизация БРДМ-2

Производство БРДМ-2 прекратили много лет назад, однако большое количество их остаётся на вооружении не только Российской армии, но и армий различных стран мира. За десятилетия службы эти машины продемонстрировали высокую надёжность и эффективность. Тем не менее, нужно признать, что к настоящему времени большинство оригинальных агрегатов и оборудования БРДМ-2 морально устарели и уже не соответствуют современным требованиям. Однако при соответствующих модернизационных усилиях БРДМ-2 ещё вполне могут в течение определённого времени выполнять как свои основные функции - разведывательнодозорные, так и служить базой для различных специализированных боевых машин.

Так, один из первых российских вариантов модернизации БРДМ-2 был показан на IV Международной выставке военной техники «Омск-2001». Основное отличие продемонстрированного прототипа от оригинальной машины состояло в установке нового дизельного двигателя - 4-цилиндрового Д-245.9 мощностью 136 л.с. с усовершенствованной трансмиссией, благодаря чему повысилась максимальная скорость, увеличился запас хода.

К настоящему времени российская фирма «Муромтепловоз» предлагает несколько вариантов модернизации машины, значительно улучшающей её основные характеристики, включая усиление огневой мощи. В силовой установке БРДМ-2М используется более эффективный дизельный двигатель ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. При несущественном снижении максимальной скорости удалось получить запас хода машины, равный 1000 км, значительно повысить её динамические характеристики. Правда, для установки нового двигателя и его агрегатов пришлось несколько приподнять крышу моторного отделения относительно прежнего положения.

От системы дополнительных опускающихся колёс отказались. В результате высвободились внутренние объёмы и появилась возможность увеличить число десантников. Для них в бортах сделали две посадочные дверцы, открывающиеся наружу. Теперь шесть человек экипажа (на оригинальной машине это были четыре человека) могут покидать машину не только через люки механика-водителя и командира, размещённые в передней части крыши корпуса, но и через бортовые дверцы.

Модернизированную БРДМ-2М предлагается оснащать новой башней МА1, вооружённой 14,5-мм пулемётом КПВБ и 7,62-мм пулемётом ПКТМ. Максимальный угол возвышения вооружения увеличен до +60° (в старой башенной установке он составлял лишь +30°). Дополнительно на внешней стороне левого борта башни устанавливается 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17: он позволяет вести прицельный огонь на дальности до 1700 м и весьма эффективен против легкобронированных машин и мотопехоты, действующей в пешем порядке.

Предлагаются также к установке: башня МА2, оснащённая 23-мм пушкой и спаренным пулемётом калибра 7,62-мм; башня МА4 с 23-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и 30-мм автоматическим гранатомётом.

В состав стандартного оборудования БРДМ-2М входят: система защиты от оружия массового поражения, централизованная система подкачки шин, которая позволяет механику-водителю регулировать давление в шинах при движении с учётом характера местности, лебёдка с максимальной мощностью 4400 кг, смонтированная в передней части машины.

БРДМ-2М сохранила свои амфибийные характеристики - максимальная скорость движения по воде составляет 8-10 км/ч.

Свой пакет предложений по модернизации предложил и Арзамасский машиностроительный завод - производитель бронетранспортёров БТР-80. Его идеология - максимальная унификация с выпускаемой сегодня продукцией, применение узлов и агрегатов от хорошо себя зарекомендовавшего БТР-80. Модернизированная машина завода - БРДМ-2А - получает новые башню и дизельный двигатель, ходовую часть от БТР-80, усиленную броневую защиту.

Базовая машина облегчается за счёт ликвидации дополнительных выдвигающихся колёс. Вместо рессорной подвески на базе узлов и агрегатов ГАЗ-66 устанавливается подвеска от БТР-80. Получив более широкую колею, машина стала устойчивее; если раньше на поворотах с высокими скоростями БРДМ-2 могла опрокинуться - это был её «врождённый» недостаток, то теперь она имеет возможность передвигаться и по дорогам, и по пересечённой местности с гораздо большими скоростями.

Бензиновый двигатель ГАЗ-41 заменён дизелем ЯМЗ-236 («обрезанный» вариант штатного ЯМЗ-238 от БТР-80), что существенно увеличивает запас хода, а также снижает пожароопасность.

В бортах устанавливаются трапециевидные (от БТР-70) двери-люки для посадки-высадки экипажа.

Изменения коснулись и вооружения. БРДМ-2А получил новую башню, аналогичную башне БТР-80, с углом возвышения вооружения до +60° и современным прицельным оборудованием. На ней могут также размещаться дымовые гранатомёты.

Кроме того, на машине установлено дополнительное пассивное бронирование, а также навигационное оборудование «Гамма 1» или «Гамма 2», радиостанция Р-168-35У или Р-173, новые пуленепробиваемые шины, эффективная система пожаротушения, новый водомётный движитель от бронетранспортёра БТР-80.

В последние несколько лет арзамасские машиностроители модернизирует по 30 -40 единиц БРДМ в год.

Марка машины

(базовое

изделие)

БРДМ-2МБ1

Полная масса с экипажем, кг

Экипаж, чел.

Габаритные размеры, мм:

Высота по башне при полной массе, мм:

Колея, мм:

передних колёс

задних колёс

Клиренс, мм

Максимальная скорость, км/ч:

Преодолеваемые препятствия:

наибольший подъём на твёрдом грунте, град.

наибольший угол крена, град.

ширина рва, мм

Угол въезда на берег, град.:

передний

Запас хода при движении по шоссе, км

Запас хода на плаву, ч

Марка двигателя

Тип двигателя

Карбюраторный

Дизельный

Дизельный

Дизельный

Мощность, л.с.

Применяемое топливо

Бензин А-76

Дизтопливо

Дизтопливо

Дизтопливо

Расход топлива.на 100 км при движении по шоссе, л

Вооружение

14,5-мм КПВТ, 7,62-мм ПКТ

7,62-мм ПКТ, 30-мм грана­томёт АГ-17

Водомётный движитель

Имеется (от БТР-80)

Дополнительные колёса

Демонтированы

Демонтированы

Демонтированы

1 - волноотражательный щит; 2 - передний крюк для буксировки на плаву; 3 - фара; 4 - зеркало заднего вида, 5 - осветитель прибора ночного видения; 6 - пулемёт КПВТ; 7 - прибор наблюдения командира; 8 - ниша наблюдения; 9 - багор; 10 - башня; 11 - пила; 12 - фильтро-вентиляционная установка; 13 - катушка буксирного троса; 14 - глушитель; 15 - задний крюк для буксировки на плаву; 16 - заслонка водомётного движителя; 17-задний крюк для буксировки по суше; ^-дополнительное выдвижное колесо; 19 - балансир дополнительного колеса; 20 - крышка тормозного барабана колеса; 21 - кронштейн рессоры переднего колеса; 22 - передний крюк для буксировки по суше

Размещение приборов наблюдения командира машины:
1 - рукоятка для открывания и закрывания броневой крышки смотрового люка; 2, 6 - приборы ТНП-Б; 3 - ветровое стекло; 4 - прибор ТПКУ-2Б; 5 - прибор ТНПО-115; 7 - блок БТ-6-26 питания прибора ТВНО-2Б

Размещение приборов наблюдения водителя:
1 - приборы ТНП-Б (3 шт.); 2 - прибор ТНПО-115; 3 - центральный прибор ТНПО-115, вместо которого устанавливается прибор ТВНО-2Б; 4 - правый прибор ТНП-Б; 5 - рукоятка для открывания и закрывания броневой крышки смотрового люка; 6 - ветровое стекло в смотровом люке; 7 - высоковольтный кабель с разъёмом в укладке

Башенная пулемётная установка:
1 - стопор башни;
2 - электрощиток башни;
3 - планка стопора люльки;
4 - защёлка коробкодержателя;
5 - гильзолентосборник;
6 - штифт планки стопоралюльки;
7 - кнопка электроспуска ПКТ;
8 - рукоятка маховика механизма поворота башни;
9 - кнопка электроспуска КПВТ;
10 - прицел ПП-61 AM;
11 - рукоятка тормоза подъёмного механизма;
12-рукоятка перезарядки КПВТ;
13 - рукоятка маховика подъёмного механизма;
14 - рукоятка стеклоочистителя;
15 - рукоятка тормоза башни

С. ШУМИЛИН

БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) – результат модификации БРДМ-1. Серийное производство длилось в период с 1963 по 1989 год на Арзамасском машиностроительном заводе. Также на правах лицензии машина производилась в ЧССР, ПНР и СФРЮ. Броня машины обеспечивает невысокий уровень безопасности, но защищает ее от осколков и пуль стрелкового оружия. Основным преимуществом БРДМ-2 является высочайшая проходимость. Кроме полноприводного шасси, давление в шинах которого можно регулировать, имеются дополнительные выдвижные колеса, располагающиеся в середине корпуса и дающие возможность переезжать через значительные траншеи и рвы.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания и производства

Разработка БРДМ-2 выполнена в конструкторском бюро ГАЗа. На вооружение она принята весной 1962 года. Серийно начала производиться в 1963 году, сначала на этом заводе, а спустя два года, и на Арзамасском машиностроительном.

4. Конструкция

Компоновка машины следующая – в корме располагается моторное отделение, в лобовой части – отделение управления, а в средней – боевое. В экипаж входят стрелок, командир, наблюдатель и механик-водитель.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 5750
  • Ширина корпуса, мм: 2350
  • Высота, мм: 2395
  • База, мм: 3100
  • Колея, мм: 1840 спереди; 1790 сзади
  • Клиренс, мм: 330.

5.2 Бронирование

  • Тип брони: катаная стальная
  • Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5
  • Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14
  • Борт корпуса, мм/град.: 7
  • Корма корпуса, мм/град.: 7
  • Днище, мм: 2..3
  • Крыша корпуса, мм: 7
  • Лоб башни, мм/град.: 10
  • Борт башни, мм/град.: 7
  • Корма башни, мм/град.: 7
  • Крыша башни, мм: 7.

5.3 Вооружение

  • Углы ВН, град.: -5..+30
  • Углы ГН, град.: 360
  • Дальность стрельбы, км: 1,5 (ПКТ); 1..2 (КПВТ)
  • Прицелы: ПП-61АМ
  • Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ; 1 х 14,5-мм КПВТ.

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: ГАЗ-41
  • Мощность двигателя, л. с.: 140
  • Скорость по шоссе, км/ч: 95..100
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву
  • Запас хода по шоссе, км: до 750
  • Удельная мощность, л. с./т: 20,0
  • Колёсная формула: 4×4 (8×8)
  • Тип подвески: на полуэллиптических рессорах
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,5..2,7
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,4
  • Преодолеваемый ров, м: 1,22.

5.5 Остальные параметры

  • Классификация: бронеавтомобиль/боевая разведывательная машина
  • Боевая масса, т: 7,0
  • Экипаж, чел.: 4.

6. Модификации

  • БРДМ-2М(А) – модернизация БРДМ-2, произведенная на Арзамасском машиностроительном заводе. Машина приобрела меньшую массу за счет замены колесных бортовых механизмов повышения проходимости на трапециевидные двери от БТР-70. Произошла унификация подвески с БТР-80. Бензиновый двигатель был заменен на турбодизельный Д-245.9 с мощностью 136 л.с. Установлена башня БПУ-1, оснащенная пулеметами ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм и углом обстрела, увеличенным до +60. Также модификацию оснастили радиостанциями Р-173 либо Р-163
  • БРДМ-2ЛД — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Николаеве в 1999 году. Установлен дизель СМД-21-08. Эксплуатировалась в Косово
  • БРДМ-2ДИ «Хазар» — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Николаеве в 2005 году. Установлены тепловизор, дизель FPT IVECO Tector, оснащенный предпусковым подогревателем и новый комплекс вооружения
  • БРДМ-2ДП — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Киеве. Уменьшена масса за счет снятия колесных бортовых механизмов повышения проходимости и башни. Установлено устройство для преодоления окопов и траншей, дизель и боковая дверь для десантников. Произошли изменения в составе вооружения (появились два бортовых пулемета СГМБ калибра 7,62 мм, и носовой пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм). Существует способность дополнить эту модификацию съёмными противокумулятивными сетками
  • БРДМ-2Т – модернизированная БРДМ-2, произведенная в Украине, в Киеве в 2013 году. Сняты дополнительные колеса. Произведена установка радиостанции Р-173, задних и передних габаритных фонарей БТР-70, колёс с бескамерными шинами, боковых люков десанта, аналогичные люкам БТР-70 и дизеля Д245.30Е2 мощностью 155 л.с. Заменен пулемет КПВТ на НСВТ, калибра 12,7 мм. Существует способность дополнить эту модификацию другими боевыми модулями
  • БРДМ-2МБ1 – модернизированная БРДМ-2, произведенная в Белоруссии. Сняты дополнительные колеса и водометные движители. Произведена установка радиостанции Р-173, системы видеонаблюдения, боковых люков десанта, боевого модуля «Адунок», дизеля Д245.30Е2 мощностью 155 л.с. и пулемёта НСВТ, калибра 12,7-мм. Увеличено количество экипажа до семи человек.
  • ZKDM «Зубастик» — модернизация, произведенная в Азербайджане в 2013 году. Произведена установка боковых люков десанта, пулемета, калибра 7,62 мм, башней (с 30-мм автоматическим гранатометом АГС-30 калибра 30 мм, четырьмя дымовыми гранатометами 81-мм и двухствольной пушкой ГШ-23 23-мм), дизеля Д-245.30E2 мощностью 150 л.с. и усовершенствованной противоминной защиты. Сняты дополнительные колеса и водометные движители
  • БРДМ-КЗ – модернизация, произведенная в Казахстане в 2013-2014 гг. Произведена установка дизеля Iveco. Расширена колея благодаря мостам от БТР-80
  • BRDM-2M-96i – модернизация, произведенная в Польше в 1997 году. Произведена установка новых тормозов и 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040
  • BRDM-2M-96ik «Szakal» — модификация, произведенная в Польше в 2003 году. Произведена установка кондиционера, 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040SRC, противокумулятивных решётчатых экранов и радиостанции RRC-9500. Пулемет калибра 14,5 мм заменен WKM-B калибра 12,7 мм
  • BRDM-2M-97 «Żbik-B» — модернизированная BRDM-2M-96i. Произведена установка новой трансмиссии, 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040 SRC-21.11 и дополнительного оборудования.
  • Курјак – модернизация, произведенная в Сербии
  • LOT-B – модернизация, произведенная в Чехии
  • LOT-V – командирский вариант LOT-B.

7. Машины на базе БРДМ-2

  • 9П19 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Глаз»
  • 9П122 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 9К11М «Малютка-М»
  • 9П124 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 2К8М «Фаланга-М»
  • 9П133 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 9К11П «Малютка-П»
  • 9П137 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 2К8П «Фаланга-П»
  • 9П148 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса 9К113 «Конкурс»
  • БРДМ-2РХБ — машина химической разведки, имеющая приборы войсковой радиационной и химической разведки
  • БРДМ-2У — КШМ
  • 9А31 — боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»
  • ЗС-72Б — звуковещательная станция с мощностью среднего уровня
  • ЗС-82 — звуковещательная станция с мощностью среднего уровня
  • Алеся-1 — аварийно-транспортная машина производства Белоруссии
  • АТМ-1 — аварийно-транспортная машина с универсальным функционалом
  • ТМ-1П — транспортная плавающая машина производства России
  • БИ-1 — инкассаторская бронированная машина производства России
  • УДДС-БРДМ — учебно-действующий стенд.

8. Боевое применение

  • Операция «Дунай»
  • Война Судного дня. Одно из самых крупнейших сражений, где принимали участие БРДМ-2, имело место осенью 1973 года. Причиной его стало форсирование египетской армией (в ее вооружении и находились машины) Суэцкого канала. Ее атаковали свыше 160 танков, но в итоге они оказались разгромлены. Впоследствии та же участь постигла израильскую технику при наступлении в Сирию
  • Афганская война (1979-1989)
  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии – по независимым оценкам ВС РФ утратили три БРДМ-2.

БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-2 (ГАЗ-41)
ARMORED RECONNAISSANCE AND PATROL VEHICLE BRDM-2 (GAZ-41)

06.01.2016


3 января руководство Николаевского бронетанкового завода с помпой заявило о том, что к новогодним и рождественским праздникам предприятие дарит бойцам «АТО» 50 боевых разведывательно-дозорных машин.
Заказ украинского Минобороны был выполнен с опережением в месяц.
Техника не новая - она много лет простояла в хранилищах Минобороны, поэтому почти все механизмы вышли из строя. Сотрудники завода установили на машины новые двигатели, полностью переделали корпус, добавили кондиционеры и навигаторы.
Однако депутат Николаевского областного совета Олег Мудрак выяснил, что 35 БРДМ предназначены для продажи в ОАЭ. Об этом Мудрак написал на своей странице в Facebook.
«За 2 месяца никаких 50 БРДМ для ВСУ отремонтировано не было. Информированные люди говорили, о том, что: 1) 12 штук БРДМ-2 должны были передать ВСУ к 1 декабря, да так и не «разродились», поэтому, может быть, днями и, как обычно, с приличным отставанием и штрафными санкциями; 2) 35 штук БРДМ-2 ремонтируют для заказчика из ОАЭ - по всей видимости, посредник, который работает на неспокойных рынках ближнего Востока. Вот на эти БРДМки и ставятся навигаторы и кондиционеры, как Вы сами понимаете, наше МО такие «навороты» не заказывает. Плюс к этому резина «Мишелин», а не обычная «Россава», которая для ВСУ и устанавливается. 20 из 35 штук, назовем это так - «для арабов» - сделали, но никто и никуда их еще не отправил. Еще раз повторюсь - заказчик из ОАЭ, и вовсе не из ВСУ, которое, как мне кажется, скоро «мастерские» десятой дорогой станет обходить», - сообщает депутат Олег Мудрак.
ПолитНавигатор