Первые цивилизации считал л и мечников формируются. Географический детерминизм ш

2 Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995. С. 273.

В данном случае мысли Л.И. Мечникова созвучны с мыслями К. Маркса, писавшего, что не области тропического климата, а умеренный пояс был родиной капитала, что не абсолютное плодородие почвы, а ее дифференцированность, разнообразие ее естественных продуктов составляет естественную основу общественного разделения труда. Вместе с тем Маркс подчеркивал, что естественные условия представляют лишь возможность получения прибавочного продукта, но не создают его сами по себе. На прибавочный труд они влияют лишь как естественные границы, которые отодвигаются назад в той мере, в какой развивается промышленность. Таким образом, Маркс связывал естественные условия с материальным производством и выяснял их влияние через производство.

Великие реки Л.И. Мечников считал основным фактором, детерминировавшим зарождение и развитие цивилизации. "Четыре древнейшие великие культуры все зародились и развились на берегах великих рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата - двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, "даром" или "созданием" Нила" . Поскольку эти цивилизации возникли на берегах рек, русский ученый их называет речными цивилизациями.

3 Там же. С. 328-329.

Речные цивилизации, продолжает Л.И. Мечников, были изолированы друг от друга и поэтому сильно различались. По мере их распространения на побережья морей и тем более океанов они стали охватывать более широкий круг народов. Освоение океанов, по утверждению Л.И. Мечникова, приводит к возникновению океанской цивилизации, которая начинается с открытия Америки. Русский ученый считает, что демаркационной линией между Средними веками и Новым временем является открытие Нового Света Колумбом. "Результатом этого открытия явилось быстрое падение средиземноморских наций и государств и соответственный быстрый рост стран, расположенных на побережье Атлантического океана, то есть Португалии, Испании, Франции, Англии и Нидерландов. Народы этих стран не замедлили воспользоваться географическими выгодами своих стран, и центры цивилизации переместились с берегов Средиземного моря на берега Атлантического океана. Константинополь, Венеция и Генуя потеряли свое значение, и во главе культурного движения стали Лиссабон, Париж, Лондон и Амстердам" .

При сравнении Древнего Запада и Древнего Востока Л.И. Мечников делает вывод, что Запад превосходит Восток по всем параметрам, но это превосходство он тоже объясняет географическими преимуществами Запада. Инертность Индии, считает он, обусловливается ее неблагоприятным географическим положением. "Достигнув предела развития речного периода цивилизации, индусская нация, запертая в изолированной стране, примирилась со своей судьбой и безропотно покорилась; индусский народ замер в бездействии, в бесстрастном покое и в созерцательном экстазе..." . В отличие от восточных стран западные государства вели очень активный образ жизни, постоянно искали новые территории и новые возможности усиления своего влияния. Л.И. Мечников делал ту же ошибку, что и другие исследователи, объявлявшие восточные народы инертной массой. Так же он объяснял и политические формы правления, в частности деспотию. По его мнению, деспотизм тоже детерминируется географическими факторами. Деспотизм египетских фараонов, например, Л.И. Мечников выводил из климатических условий долины Нила.

4 Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. С. 334-335.

5 Там же. С. 423-424.

Следует подчеркнуть, что сторонники географического детерминизма сыграли известную положительную роль. Во-первых, признавая определяющую роль географической среды в историческом процессе, они тем самым показали, что движущие силы общественного развития следует искать на земле, а не на небе, как это делали и делают теологи. Во-вторых, многие их идеи очень актуальны в наше время, когда, как уже выше отмечалось, мир переживает глубокий экологический кризис и когда необходимо беречь природную среду, от которой в конечном счете зависит жизнь и дальнейшее существование человечества. Вместе с тем нельзя не отметить, что сторонники данного подхода не учитывали качественного своеобразия общества и все объясняли лишь географическими условиями.

Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII века объясняли все социальные процессы из идей, из принципа: "Мнения правят миром". Но этот принцип не мог дать цельного научного представления о социальных феноменах, потому что в действительной жизни оказывается, что мнений существует неограниченное количество, что каждый человек имеет свое собственное мнение. Правда, эти мыслители говорили, что речь идет не о мнениях и идеях всех людей, а только о мнениях критически мыслящих личностей, создающих идеальные модели общества и предлагающих их народу. Но ведь и критически мыслящих личностей тоже может оказаться огромное множество.

Основоположник позитивизма О. Конт прямо заявлял, что социальной детерминантой являются идеи: "Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях" .

Гегель тоже исходил из духовного фактора, но он поставил этот вопрос несколько иначе. Он считал, что творцом истории является мировой разум. Понятие разума немецкий философ употребляет в разных смыслах. Во-первых, разум - это разум индивида; во-вторых, разум - это закономерное развитие истории; в-третьих, разум - это основа истории. "Разум, - пишет Гегель, - есть субстанция, а именно - то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь... Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина..." .

Всю историю Гегель превращает в историю мысли, которую нужно излагать и исследовать. "Гегелевское понимание истории предполагает существование абстрактного, или абсолютного, духа, который развивается таким образом, что человечество представляет собой лишь массу, являющуюся бессознательной или сознательной носительницей этого духа" . Правда, при анализе конкретной истории Гегель дает замечательное изложение фактологического материала. Но тем не менее для немецкого философа главной движущей силой истории выступает идея. Поэтому философия истории Гегеля - это спекулятивная философия, в которой в мистифицированной форме просматриваются гениальные идеи о закономерностях исторического развития, о социальном прогрессе, о необходимости и свободе и т.д.

6 Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1900. Т.1. С. 21.

7 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. М., 1993. С. 64.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 93.

Маркс тоже искал движущие силы общественного развития, его детерминанты, но к изучению истории он подошел с диаметрально противоположных, а именно с материалистических позиций. Он считал, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных предпосылок. "Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они - не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это - действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем" . Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей - политическую, духовную, социальную и т.д. Идеи, даже туманные образования в мозгу людей, являются испарением их материальной жизни. Мораль, религия, философия и другие формы общественного сознания отражают материальную жизнь общества.

Сущность материалистического понимания истории Маркс в предисловии к "К критике политической экономии" выразил следующим образом: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" .

1 Следующий раздел в культурологической концепции Л. Мечникова связан с обоснованием роли географической среды в истории цивилизаций. Данная область исследований стала развиваться сравнительно недавно. Среди наиболее известных в этой сфере ученых Л. Мечников отмечает К. Риттера, А. Гумбольдта, А. Гюйо, Н. Миклухо-Маклая, Ж. Мишле, Г. Бокля, Ф. Ратцеля. Определяя свою позицию, Л. Мечников подчеркивает, что он далек от географического фатализма, в котором нередко упрекает теорию о влиянии среды. «По моему мнению, - пишет он, - причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности»1. Он выделяет несколько направлений анализа географического фактора в истории: астрономические, физико-географические, ант-рополого-расовые, а также влияние растительного и животного мира на историю цивилизации. Уделяя должное внимание анализу каждого из них, он особенно резко относится к расовым теориям, считая их роль в объяснении истоков цивилизации мало аргументированными и ошибочными. Зарождение человеческого общества и начало цивилизации уходят корнями в глубину тысячелетий. Ученые до сих пор высказывают различные предположения относительно первичного очага цивилизации, послужившего фундаментом всемирной истории человеческого рода. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 262. Л. Мечникову, само собой, не были известны последующие находки и теоретические концепции, но он и не претендует на окончательное суждение. Кроме того, он вполне справедливо отмечает возможность существования более древних, чем уже известные, цивилизаций, памятники которых бесследно исчезли в силу неблагоприятных обстоятельств, таких как непрочность строительных материалов, изменение климатических и иных географических условий, разрушавших поселение, отсутствие традиций сооружать какие-либо величественные постройки. Поэтому вопрос о «первоначалах» цивилизации остается открытым. Не менее остро обсуждается и другая проблема - о множестве очагов цивилизации: «Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном общем очаге, или же различные культуры и возникали и зародились независимо и отдельно друг от друга? А если было несколько первоначальных цивилизаций, то как хронологически последовательно они возникали, существовали ли между ними контакты и культурные связи? Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных», - заключает Л. Мечников1. Он предлагает как одну из возможных гипотез свою теорию о зарождении цивилизации. Оставив в стороне вопрос о происхождении цивилизации, Л. Мечников разделяет историю на три последовательных периода, или три фазиса развития цивилизации, которые протекали в собственной географической среде. Общим объединяющим признаком такой классификации мировых цивилизаций является водное пространство. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатства, контактов и торговых путей становится центральной категорией. Л. Мечников называет исторические реки «великими воспитателями человечества», ибо они отличались не только мощностью объема своих вод, способствующих выживанию, но главным образом тем, что река-кормилица заставляла население объединять свои усилия в общей работе, учила солидарности, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы, внушала чувство глубокого уважения к объекту общей заботы. С нею были связаны легенды и мифы, обычаи и обряды, ее населяли различные божества и темные силы, открывающие свои тайны только избранным. Река Там же. С. 326. была воплощением исторического прошлого и с ней связывалась надежда на будущее. Вся история человечества разделяется на три периода: речной, морской и океанический1. I. Древние века, речной период. Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек: Египет в долине Нила; ассиро-вавилонская цивилизация на берегах Тигра и Евфрата, двух жизненных артерий Месопотамской долины; индийская, или ведийская, культура в бассейнах Инда и Ганга; китайская цивилизация в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В периоде речных цивилизаций различаются две эпохи: 1) эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII в. до и. э.; 2) эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Ва-вилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций около 800 г. до н. э. II. Средние века, средиземноморский период. Он охватывает 25 веков, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется на две эпохи: 1) эпоха Средиземного моря, в которую возникли и развились культуры Финикии, Карфагена, Греции и Рима вплоть до Константина Великого; 2) эпоха морская, охватывающая весь период Средних веков, начиная со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черное море, а затем Балтийское. III. Новое время, или период океанический. Он характерен вначале для западноевропейских стран на побережье Атлантики. Делится на две эпохи: 1) атлантическая эпоха - от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии; 2) всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни. Такова схема развития цивилизаций, разработанная Л. Мечниковым. Ее отличают широта географического, территориального и исторического диапазона, логическая стройность, оригинальность. Ко- Мечпиков Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 337-338. нечно, возможны и другие подходы, и Л. Мечников их не только не исключает, но даже и подталкивает к поиску иной периодизации. Но сам как ученый отдает предпочтение данному методу анализа, и это вполне оправданно. К сожалению, общий замысел не был доведен до конца, рукопись осталась незаконченной. Ее очень бережно подготовил к печати известный географ Элизе Реклю, близкий друг Л. Мечникова. Достаточно подробно в книге освещена история четырех речных цивилизаций. Египет представляет собой оазис в долине Нила, могучей реки протяженностью более 6 тыс. км, глубина ее посреди фарватера 5- 12 м. Берега Нила весьма живописны, плавучие острова и островки, словно букеты папируса, поднимаются из волн и иногда перегораживают реку. Протекая по равнине с небольшим уклоном, Нил разветвляется на множество рукавов. В своем истоке река питается тропическими дождями и поэтому достаточно могуча, чтобы не затеряться в болотистых зарослях и сыпучих песках. Плодородная почва Египта создается периодическими разливами, намывающими ил. Физико-географические особенности среды требовали от обитателей совместной и очень четкой организации. Было необходимо поддерживать в реке постоянное русло, при помощи ирригационных каналов распределять ил на обширные пространства, устраивать поперечные плотины для задержания воды, укреплять берега дамбами и защищать поселения от наводнений, облегчать регулярный спад воды, предотвращая образование болот, изобретать устройства для поливов. Современные феллахи до сих пор пользуются особыми приспособлениями - шадуфами - для переноса воды на поля. Во главе всей организации стояла династия фараонов, которая вместе со жрецами и многочисленными чиновниками управляла жизнью страны. Резиденция фараонов, Мемфис, носила также название «жилище божества», от которого благодаря древнегреческим писателям и появилось слово «Египет» (Aegiptos). Два определяющих начала - среда и способность населения к организованной совместной работе - являются основными в развитии цивилизации. Эволюция египетской культуры на протяжении четырех тысячелетий дала миру памятники пирамидального зодчества, великолепные скульптуры и фрески, летописи на папирусе, символику чисел, мастерство орнамента, религиозные воззрения и ремесла. Второй очаг цивилизации образовался в Междуречье. Месопотамию называют «Страной двух рек», расположенной в долине Тигра и Евфрата, на севере и востоке ассиро-вавилонской равнины, отделенной цепью гор от прикавказской области и плоскогорий Ирана. У этой древней цивилизации есть несколько названий: «Месопотамия», «Ассиро-Вавилония», «Халдея». Часто ими пользуются, не устанавливая особых различий. Но в Библии их местоположение определяется более точно. Халдеей называют южную часть области от Вавилона, а Ассирией, или «Сирией двух рек», - северную часть страны, где главным городом была Ниневия. В этих местах теплый климат, плодородные почвы, здесь сажали виноградники и делали вино; хлебные злаки, произраставшие в диком состоянии, впоследствии были использованы в хозяйстве; настоящие леса образовывали персиковые, абрикосовые, гранатовые, фиговые деревья; плодоносили миндаль, апельсины, вишня, груша. Их изображения можно встретить на древних миниатюрах и фре-" сках. Эта страна была родиной многих видов животных, прирученных человеком. Нередко ее называли Эдемом, или земным Раем. Область Вавилона была несколько иной. Здесь Тигр и Евфрат не только сближались друг с другом, но и смешивали свои воды при помощи многочисленных каналов и рукавов, холмистая местность сменялась равнинной, низменной вплоть до Персидского залива. Именно здесь проходила граница библейской страны Халдеи. Ассирия начинается за этими пределами. Вся эта область была населена многочисленными племенами и народами, упоминаемыми в Библии и других источниках. На севере Месопотамии обнаружены развалины дворцов царей Салманасара и Сеннахерима, в Халдее - многоэтажные обсерватории, в которых астрологи вычисляли периоды разлива рек и предсказывали будущее. Согласно библейскому преданию, именно в Нижней Халдее произошло «сотворение мира». Наиболее известным центром халдейской цивилизации был Вавилон. К сожалению, строительные материалы, которыми пользовались в древности, не были достаточно прочны, чтобы выдержать испытание временем, как это произошло в Египте. Но обнаруженные археологами реликты говорят о высоком уровне цивилизации. На глиняных цилиндрах знаменитой библиотеки Сарданапала (или Аш-шурбанапала) в Ниневии удалось найти образцы клинообразной письменности. Древним астрологам Халдеи были известны десятичное счисление, зодиакальный круг и его деление на 360°, измерение пространства, представления о солнечном и лунном годах, вычисление разливов рек и предсказание наводнений. В Нижней Халдее находилось особое государство, называемое в Библии Элам. В отличие от мирной земледельческой цивилизации Нижней Халдеи Эламская страна (другое название - Сузиана) была необычайно воинственной, известной грабежами, набегами и разрушениями. Различные глиняные таблички содержат сообщения о кровавых расправах, а барельефы, найденные в Месопотамии, представляют сцены жестоких пыток, распятия на кресте, сжигания в печи и других мучений, наводивших ужас и страх. История Элама и соседних с ним стран еще недостаточно известна, чтобы судить о ней только по фактам жестокости и завоеваний. Но эта кровавая оргия научила народы необходимости соединять свои силы в борьбе с угнетателями. «Среди всех неевропейских цивилизаций только одна древняя халдейская культура под владычеством македонцев и селсвкидов пережила средиземноморский период цивилизации, с тем чтобы вступить в лице Арабского халифата в великий океанический период истории», - заключает Л. Мечников1. В долинах Инда и Ганга расположена загадочная и таинственная древняя цивилизация - Индия. Она внесла в мировую культуру древнейшие ведийские гимны, эпические поэмы «Рамаяна» и «Ма-хабхарата», законы Ману - принципы социальной справедливости и мудрости, кастовое устройство общества, буддийскую религию. Л. Мечников сравнивает Индию со спящей красавицей, подчиняющейся своей судьбе с пассивностью и безразличием, словно загипнотизированная. В священных гимнах Ригведы говорится о высокой культуре древних индусов. Они были знакомы с земледелием и ремеслами, среди них было немало кузнецов, каменщиков, горшечников, ткачей и ювелиров, известных своим мастерством. Они были богаты и горды, умели делать колесницы, вооружаться мечами и стрелами. В древне-индусском семейном праве жена главы дома всегда была равноправной, женщина и мужчина вместе могли выполнять священные обязанности, а семья основывалась на любви. В течение долгих веков арийцы Пенджаба поклонялись только Агни - богу домашнего очага и Соме - опьяняющему напитку, а в гимнах Ригведы прославляется Любовь как источник мудрости. Цивилизация Индии была результатом коллективных усилий многих племен и народов, обитавших в долинах Инда и Ганга. Необходи- 1 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 405. мость сотрудничества усиливалась неблагоприятными природными условиями: губительными ветрами и циклонами, проливными дождями и засухами, ядовитыми испарениями и свирепыми животными. «Пожалуй, - пишет Л. Мечников, - ни в одной стране человек не чувствует себя так во власти природы, как в Индии. Никакая другая страна не в состоянии дать такое ясное понятие, что жизнь и смерть, добро и зло - это два цветка на одном и том же стебле»1. Китай, или Небесная империя, принадлежит к числу великих речных очагов цивилизации на берегах Хуанхэ и Янцзы. Философские системы Конфуция и Лао-цзы, иероглифическое письмо и фарфор, чай и шелк, земледелие и рыболовство, «десять тысяч церемоний», регламентирующих общественную и личную жизнь, идея божественного происхождения власти - таковы лишь некоторые черты этой культуры. Эпитет «отец народа», применяемый к императору, упо-. добляет устройство государства большой семье, где глава мудро заботится о подчиненных, их благополучии и здоровье. Лабиринт каналов, множество плотин и дамб, плодородный желтозем способствовали развитию высокой культуры земледелия. Но содержание всех водных сооружений требовало семейной и общинной солидарности, дисциплины и трудолюбия. Завершая краткий обзор культурных особенностей четырех великих речных цивилизаций, Л. Мечников отмечает, что он далек от утверждения идеи «речного фатализма», но исследование истории цивилизации убеждает в том, что солидарность и коллективный труд являются залогом успешного развития человечества.

Лев Ильич Мечников прожил всего 50 лет. Фото из архива автора

Отечественная история до сих пор не вполне оценила Льва Ильича Мечникова, уникального русского мыслителя, географа, этнографа, социолога, путешественника, художника, писателя, дипломата, офицера, политика… Человек же он, безусловно, выдающийся, и след в истории нашей страны, да и не только ее, оставил заметный.
Фантастическая жизнь
Мечников был чрезвычайно одаренным ребенком. Он учился в Петербурге, в Училище правоведения, которое в 1852 году оставил по болезни - коксит. (На всю жизнь правая его нога осталась короче, он постоянно пользовался тростью или костылем, шил специальную обувь.) Детство провел на Харьковщине, образование получил главным образом домашнее, учился самостоятельно и, с перерывами, в Харькове и Петербурге. В 1858 году служил переводчиком в дипломатической миссии по святым местам. В 1859 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета и отправился служить торговым агентом на Ближний Восток.
С 1860 года – в Италии и в Россию уже не вернулся. В рядах гарибальдийцев участвовал в военных действиях, был ранен. До 1864 года участвовал в работе по объединению Италии, путешествовал по стране, издавал газету Flegello («Бич»). Занимался живописью (круг художника Н.Н. Ге во Флоренции), участвовал в революционном движении (знакомства с А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, М.А. Бакуниным и др.), много писал для русских журналов на темы политики, истории Италии, литературы, живописи, географии.
За республиканскую деятельность был выслан из Италии, с 1865 года – в Женеве, активный деятель русской «молодой эмиграции». Анархист, член бакунинского Альянса социалистической демократии, помогал участникам Парижской коммуны в 1871 году, вел подготовку к Гаагскому конгрессу Интернационала в Испании и во Франции.
Широта интересов его была поразительной. Он полемизировал с П.Ж. Прудоном, совместно с Н.П. Огаревым издал «Землеведение для народа», написал историю противников государственности в России, знакомил русского читателя с европейской литературой, публиковал литературные произведения и очерки о своих путешествиях по Европе, освоил фотодело, организовал канал доставки нелегальной литературы в Россию, переводил с разных языков.
Их Мечников знал девять: французский, английский, немецкий, итальянский, испанский, польский, арабский, турецкий, японский. Писал на русском и французском, но, возможно, и на других языках. Благодаря знанию языков и чрезвычайной активности имел широкий круг знакомств: А. Дюма, Дж. Гарибальди, Дж. Гверацци, П.А. Кропоткин, С.М. Степняк-Кравчинский, К.С. Станюкович, И. Ояма, Г.В. Плеханов, Ж.Э. Реклю, М.И. Венюков, В.И. Засулич и др. «Много струн на вашей лире, милый Лев Ильич, только ни на одной вы не играете как виртуоз» – так шутливо определял деятельность Мечникова Бакунин в конце 1860-х годов.
Переломные годы
Виртуозное, универсальное мастерство Мечникова проявилось позже – в 1870-е годы. Он самостоятельно освоил японский язык и в 1874 году уехал преподавать русский язык, математику и историю в Токийской школе иностранных языков. Занимаясь преподаванием, знакомясь с географией, историей и культурой Японии, он пробыл в этой стране полтора года.
Обогнув земной шар, в 1876 году вернулся в Женеву, где стал активно разрабатывать естественно-научные, этнографические и социальные темы. В частности, он занимался историей развития речи и письменности народов, происхождения индейского племени колошей, пения якутов, баллад айнов, создал японско-корейско-айнский словарь. Успехом пользовались его публичные лекции в Женеве и Лозанне – строгую подачу в них естественно-научного материала он, один из первых в Европе, сопровождал демонстрацией собственных диапозитивов при помощи «волшебного фонаря» (сейчас это легко и называется «презентация», а тогда?). Стал членом Парижского и Женевского географических обществ, Парижского этнографического общества.
Мечников окончательно оформился в крупного ученого и определил свой главный познавательный интерес: народы живут на Земле, отчего и происходит история.
В 1881 году пришло признание – в Женеве вышла его книга-явление L"Empire Japonais («Японская империя»): почти 700 страниц текста, штриховые и цветные рисунки в японском стиле, фотографии, географические карты, таблицы – все выполнено его руками. Тогда же по приглашению великого французского географа Реклю Мечников переехал в Монтрё и приступил к работе секретаря многотомного издания Nouvelle Geographie Universelle («Новая всемирная география»). Одновременно сотрудничал во многих русских и европейских изданиях, в 1870-х – начале 1880-х годов – самый активный автор журнала «Дело». С 1884 года – профессор Невшательской академии, где преподавал географию и статистику.
Последний, в материальном плане относительно благополучный период жизни, 1884–1888 годы, Мечников посвятил главному труду, который предполагал назвать «Цель жизни». В нем он задумал объяснить жизнь как феномен планеты Земля. Однако успел написать только первую часть – книгу La civilisation et les Grands Fleuves historiques («Цивилизация и великие исторические реки»).
30 июня 1888 года Лев Ильич Мечников скончался от эмфиземы легких. Похоронен в Швейцарии на Кларанском кладбище. Могила утрачена.
Стараниями Ж.Э. Реклю книга La civilisation et les Grands Fleuves historiques была издана в Париже в 1889 году и получила высокую оценку современников. На ее издание откликнулись Ф. Ратцель, П.Г. Виноградов, В.С. Соловьев, М.М. Ковалевский, Г.В. Плеханов, В.Ф. Эрн и др. Первый, подцензурный, перевод ее на русский язык появился в журнале «Жизнь» в 1897 году и до революции трижды издавался отдельной книгой. Второй, полный, был издан в СССР в 1924 году.
Цивилизация и великие исторические реки
Книга небольшая по объему, но очень насыщена. По Мечникову, развитие цивилизации происходит не само по себе, а в географической среде, при ее освоении. Мечников, однако, выступил против географического фатализма и аргументированно «закрыл» целое направление философии – географический детерминизм.
Все дело в обществе – чем более оно свободно, тем более сложную географическую среду может освоить: подневольные союзы могут освоить реки, подчиненные – средиземные моря, а свободные – океаны. А «историческая ценность той или другой географической среды, предполагая даже, что она в физическом отношении при всех обстоятельствах остается неизменяемой, тем не менее бывает различна в разные исторические эпохи, смотря по степени способностей обитателей к добровольному солидарно-кооперативному труду».
В качестве примера подневольных обществ Мечников рассмотрел цивилизации на великих исторических реках: Египет на Ниле, Месопотамию на Тигре и Евфрате, Индию на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ. Исторические реки он определил как реки, дающие возможность сытно кормиться круглый год, но регулярно превращающиеся в смертельно опасную для человека среду: «Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы населения ненавидели друг друга».
Та географическая среда, в которой развиваются цивилизации, постоянно ставит перед ними выбор: «…Смерть или солидарность, других путей у человечества нет. Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды. В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации».
Только в 1995 году книга Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» была издана вновь. Труд Мечникова фактически вернулся в обиход отечественной науки, с ним активно работают ученые и публицисты, его читают – это самая оптимистическая книга русского автора XIX века.

В качестве примера подневольных обществ
Мечников рассмотрел цивилизации на
великих исторических реках: Египет на Ниле,
Месопотамию на Тигре и Евфрате, Индию на
Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ.
Фото Reuters
Мечников
и современность
Отстоявшиеся во времени идеи Мечникова актуальны и сейчас.
Геополитика. Европейская геополитика, продолжая традиции органической теории Ф. Ратцеля, отождествляет организм и общество. Отсюда перенесение законов развития животного мира на общество: борьба за жизненное пространство, оправдание расизма и войн, ограничение свободы человека.
Мечников утверждает иное: «Общества – не механизмы и не организмы, а так же относятся к организмам, как эти последние относятся к механизмам». Он заложил иные основы в геополитические представления и с полным на то основанием считается «отцом» русской геополитики.
География. В 1881 году книгой «Японская империя» Мечников открыл новую эру в страноведении. В ней заложен алгоритм описания любой страны: страна – народ – история. Страна – это физико-географическая характеристика территории, народ – это люди и то, каким образом они промысливают свое существование, история – это результат – в том числе материальный – жизни народа на данной территории. Итог – всеохватный образ территории. Дальнейшее развитие этих идей привело к работам евразийцев (П.Н. Савицкий и др.) и позже – к трудам Л.Н. Гумилева.
Экология. Исходя из Мечниковской концепции мирового развития, общая схема современной экологии и ее главных направлений представляется сейчас следующим образом: экология – наука, объясняющая взаимодействие объекта исследования с географической средой; геоэкология – научная дисциплина, изучающая взаимодействие инженерных объектов и географической среды; биоэкология – научная дисциплина, изучающая взаимодействие организмов и среды их обитания; социоэкология – научная дисциплина, изучающая взаимодействие человеческого общества и окружающей среды.
Психология. Громадное внимание Мечников уделил взаимодействиям между личностью и окружающим миром. Он полагал, что если физическое здоровье человек сохраняет с помощью физической гигиены, то о душевном здоровье должен заботиться с помощью гигиены душевной. Воображение, воля, мысль, страх, удовольствие и т.д. – также контролируются человеком. Ныне, при тотальной манипуляции сознанием, эта идея весьма своевременна.
«Нравственная гигиена, – писал Мечников, – не требует от нас, чтобы мы постоянно занимались только тем, что нам нравится; но она возводит в безусловный закон положение, что человек должен посвящать себя только такому делу, которое способно давать здоровую пищу его способностям. Природа беспощадна в своих приговорах: и если вы свели себя на роль автомата, она мало-помалу отберет у вас все, что было бы ненужной роскошью чисто механического существования».
Социология. Факт коллективирования единичных клеточек, по Мечникову, проявляется в любой природе, но – по-разному. В неорганической среде – через закон всемирного тяготения (Ньютон), в органической – через закон борьбы за существование (Дарвин), в социальной – через закон кооперации (Л.И. Мечников). Эта простая идея является продуктивной для твердого самоопределения человеческой личности: она принадлежит не организмам, а обществу и должна руководствоваться не только механическими и органическими потребностями, но и социальными устремлениями.
Теория формирования земных цивилизаций. «Цивилизация и великие исторические реки» предлагает вполне современную схему определения состояния общества через его возможность осваивать все более сложную географическую среду. Осваивая среду, общество совершенствуется и развивается. И всегда – сначала общественная организация, потом – освоение среды, а не наоборот.
Мечников ясно показал, что развитие земных цивилизаций происходит при постепенном развитии личности, при ее стремлении к свободе, анархии и солидарности. Чем свободнее общество, тем более трудную для жизни среду оно может освоить. Если же общество теряет способность осваивать окружающее пространство, то тем самым оно демонстрирует уменьшение внутренней свободы и деградирует как в целом, так и на личностном уровне.
Наследие
Нельзя сказать, что в советское время идеи Мечникова не изучались, а личность его была предана забвению: даже в школьных учебниках был зафиксирован тот факт, что Мечников воевал в армии Дж. Гарибальди. Есть литературные произведения, упоминающие о нем, известно, что он написал замечательную книгу. Но мало кто ее читал. Семьдесят лет названные четыре издания «Цивилизации…» оставались доступными лишь узким специалистам, проявлявшим настойчивость в ее поиске в лучших библиотеках страны. Даже сам факт наличия двух переводов редким читателем просто не узнавался.
Русский ученый и революционер, итальянский офицер, японский и швейцарский профессор – Мечников слишком широк, что долго мешало признанию его величия. Есть и более прозаические причины этого: отсутствие ученой степени, деятельность вне ученых структур, работа «в тени» великого географа Ж.Э. Реклю, великий брат – нобелевский лауреат Илья Ильич Мечников, жизнь за границей, анархические убеждения и, наконец, несовпадение идей с господствующей доктриной.
В дореволюционной России Мечников с его республиканскими, а тем более анархическими, идеями рассматривался только как географ и социолог. В СССР – только как географ: если цивилизация, по Мечникову (так же как и по Марксу), начинается с труда, то осуществляется труд не в условиях первобытно-общинного коммунизма, а в условиях жесточайшей деспотии. Общество развивается по мере увеличения свободы в нем, по мере развития солидарности и в результате такого развития становится способным осваивать все более трудную для жизни среду. В СССР такая концепция была неприемлема.
Литературное наследие Мечникова составляет более 400 наименований книг, брошюр, статей, фельетонов, повестей, воспоминаний общим объемом около 1000 печатных листов. Местонахождение многих его трудов неизвестно, так как часть из них осталась в рукописи. Практически неизвестно его живописное и фотографическое наследие. А ведь Мечников, в особенности своими трудами и деятельностью, начал создавать научную школу – ему просто не хватило лет жизни на возможно более полное оформление своих взглядов, на их пропаганду, на подготовку учеников.
Лев Ильич Мечников прожил всего 50 лет – в исканиях, борьбе, конспирациях, путешествиях, в тяжких трудах и постоянной заботе о хлебе насущном. Иные прославленные умы того времени прочно забыты, а с ним получилось наоборот. Идеи правят миром – идеи Мечникова, обоснованные им в конце XIX века, в начале XXI века востребованы и плодотворны.

Лев Ильич Мечников (1838–1888) – русский этнограф, географ, историк, математик. Его видение культуры изложено в труде "Цивилизация и великие исторические реки" (опубликована после смерти автора, 1889 г.). При советской власти книга была запрещена за несовпадение с марксистским видением истории, широкому читателя стала известна лишь в 1995 г. Концепция Мечникова основана на идеях эволюционизма, прогресса в истории, культурного диффузионизма и роли культурных контактов.

Понимание цивилизации у Мечникова сводится к следующим позициям: 1) совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком; 2) сумма идей и технических приемов, находящихся в обращении; 3) степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; 4) состояние семейного и социального строя и всех существующих учреждений. То есть в это понятие автор вкладывает состояния частной и общественной жизни, взятые в совокупности, а также обоснование идеи прогресса. "Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения".

Обоснование критериев прогресса – дискуссионная задача. Если с техническим прогрессом более или менее ясно, то обнаружить критерии общественного развития значительно труднее. Мечников полагает, что несомненным доказательством прогресса в истории является непрерывная эволюция социальной связи между людьми, нарастание общечеловеческой солидарности. Высшим типом объединения автор считал союзы на основе свободы, самосознания и взаимного договора.

Исходя из определения понятия цивилизации, которое мы уже приводили, Мечников полагает цивилизованным любой народ, как обладающий соответствующими технологиями, языком, семейным и социальным строем. "Все это скромное культурное "имущество" является наследием многих поколений, оно составляет сумму приобретенных благ; народ, обладающий этими благами, уже имеет свою историю, правда неписаную, а, следовательно, имеет право на причисление себя к семье цивилизованных народов".

Л. И. Мечников определяет три стадии исторической эволюции народов:

1) Низший период характеризуется преобладанием подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных с внешней силой;

2) Переходный период отличается преобладанием подчиненных союзов и группировок, объединенных между собой благодаря социальной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации;

3) Высший период , основанный на преобладании свободных союзов и групп, возникающих в результате свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности. Этот период только начинается и принадлежит будущему. В его основе три принципа: свободы – уничтожение всякого принуждения; равенства – ликвидации несправедливых делений и привилегий; братства – солидарной согласованности индивидуальных сил,

История мировых цивилизаций иллюстрирует каждый из трех актов этой величественной драмы и кровавого шествия человечества по пути прогресса. В первом периоде пребывали четыре великие культуры: египетская, ассирийская, индийская и китайская. Эти культуры характеризовались беспримерным развитием деспотизма и обожествлением угнетателей. Абсолютная "власть была главной основой этих древних цивилизаций, среди которых с большим трудом можно заметить зачатки позднейшей социальной дифференциации, утопающие в волнах рабства", – отмечает Мечников.

Второй период в истории мировых цивилизаций начинается с появления финикийцев, характеризуется упадком восточных деспотий и формированием основ федеративно-республиканского строя. Господствующим фактором политической истории становится олигархия. Наиболее чистая форма классической демократии – афинская республика, а также более поздняя – народная флорентийская коммуна – были разновидностью олигархии. Для первого и второго периодов характерны возможность принуждения и вознаграждения, ограничения прав и свобод.

Третий период начинается с принятия знаменитой "Декларации прав человека и гражданина", документа Великой французской революции 1789 г. Однако, отмечает Мечников, пока принципы Декларации не стали социальными реалиями, а без этого дальнейший прогресс невозможен. Надо отметить, что такие взгляды на развитие цивилизации характерны для представителей анархизма, к которому тяготел Мечников.

Особый интерес в культурологической теории Л. И. Мечникова представляет раздел, связанный с обоснованием роли географической среды в истории цивилизаций. Определяя свою позицию, Мечников подчеркивает, что он далек от географического фатализма, в котором нередко упрекают теорию о влиянии среды. "По моему мнению, причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности" .

Он выделяет несколько направлений анализа географического фактора в истории: астрономические, физико-географические, антрополого-расовые, а также влияние растительного и животного мира на историю цивилизаций. Уделяя должное внимание каждому из них, он особенно резко относится к расовым теориям, считая их роль в объяснение истоков цивилизации мало аргументированными.

Рассуждая о зарождении цивилизации, Мечников, отмечает: "Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном общем очаге, или же различные культуры возникали независимо друг от друга? А если было несколько первоначальных цивилизаций, то как хронологически последовательно они возникали, существовали ли между ними контакты и культурные связи? Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных".

Автор разделяет историю на три последовательных периода или три фазиса развития цивилизации, каждый из которой протекал в соответствующей географической среде. Общим соединяющим признаком такой классификации мировых цивилизаций является водное пространство. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатства, контактов и торговых путей становится центральной категорией. Мечников называет исторические реки "великими воспитателями человечества" , ибо они отличались не только мощностью объема своих вод, способствующих выживанию, но главным образом тем, что река–кормилица заставляла население объединять свои усилия в общей работе, учила солидарности, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы. С нею были связаны легенды и мифы, обычаи и обряды, ее населяли различные божества и темные силы. Река воплощала историческое время: прошлое, настоящее и будущее.

Всю историю человечества Мечников подразделяет на три периода: речной, морской и океанический.

1) Речной период, древние века. Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек: Египет в долине Нила; ассиро-вавилонская цивилизация на берегах Тигра и Ефрата; индийская или ведийская культура в бассейнах Инда и Ганга; китайская цивилизация в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В периоде речных цивилизаций различаются две эпохи: эпоха изолированных народов , завершающаяся к XVIII веку до н. э., и эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов , начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену финикийский федераций около 800 г. до н. э.

2) Средиземноморский период, средние века . Он охватывает 25 веков, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется на две эпохи: эпоху Средиземного моря , в которую возникли и развились культуры Финикии, Карфагена, Греции и Рима вплоть до Константина Великого; морскую эпоху , охватывающую период Средних веков, начиная со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черной море, а затем и Балтийское.

3) Океанический период или Новое время. Делится на две эпохи: атлантическую эпоху – от открытия Америки до момента "золотой лихорадки" в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии; всемирную эпоху, зарождающуюся в наши дни.

Концепцию развития цивилизаций Мечникова отличают широта географического и исторического диапазона, оригинальность.

П О Р Т Р Е Т Ы

ЛЕВ МЕЧНИКОВ

Г. Гловели

"Цивилизация" - едва ли не "кодовое" слово в сегодняшней России. Но для большинства оно означает либо перечеркивание исто­рии страны после 1917 года и забег по дорожке "радикальных рыноч­ных реформ" к финишной ленточке капитализма, либо, наполняясь "самобытным" почвенническим смыслом, подразумевает включение со­ветского прошлого в "тысячелетний опыт" российской "великой дер­жавности" и "православной соборности". В обоих случаях "цивилиза­ция" не оставляет места для российской революционной традиции, идейного наследия нескольких поколений демократических и социа­листических мыслителей. А это наследие содержит богатые результа­ты серьезных исканий, полезные как раз для осмысления того, что можно назвать "цивилизационным опытом" - как России, так и мира в целом.

К несомненным достижениям российской революционной мысли я отношу книгу Льва Ильича Мечникова (1838-1888) "Цивилизация и ве­ликие исторические реки. Географическая теория прогресса и соци­ального развития". Она вышла впервые в Париже на французском язы­ке в 1889 г., а ее русский перевод без цензурных купюр - лишь в 1924 г., в кооперативном анархистском издательстве "Голос труда". В дни, когда в общественно-научном и общественно-политическом лексиконе укоренились такие понятия, как "геополитика", "тихооке­анский регион", "атлантизм", эта книга особенно интересна. Заме­чательна и биография ее автора - бунтаря, полиглота, социолога, географа, публициста.

Он был вторым из сыновей родовитого харьковского помещика - потомка молдавских господарей. Старший брат Мечникова Иван стал прототипом рассказа Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", младший - Илья - знаменитым микробиологом и врачом, лауреатом Нобелевской премии. А сам Лев, несмотря на слабое здоровье, отличался "непо­корным нравом", жаждой знаний и странствий. Он убегал "сражаться с турками" в Крымскую кампанию, был исключен из Харьковского уни­верситета. Не мешкая, переехал в Петербург, где слушал лекции на физико-математическом факультете университета и в военно-морской академии, посещал курсы Академии художеств и погрузился в изуче­ние иностранных языков.

Овладев 10 европейскими, а также турецким, персидским и арабским языками, Мечников в 1858 году, бросив обе академии и университет, отбывает в качестве переводчика с русской духовной миссией в Палестину, а затем становится торговым агентом одесско­го "Русского общества пароходства и торговли". Близко познав раз­ноязыкий мир Леванта - Восточного Средиземноморья - прихрамываю­щий с детства, он, легкий на подъем юноша, в 1860 году бросает службу и уезжает в Венецию, "определенно" решив, что "создан быть только художником". На родине великого Тициана Мечников встретил свою любовь - молодую почитательницу Герцена О.Скарятину, но и здесь не задержался: как раз в это время Джузеппе Гарибальди на­чал поход со своей легендарной "тысячей", и в ее ряды вступает пылкий Мечников. Он показывает себя храбрым волонтером, командует артбатареей в битве при Вольтурно 1 октября 186о года. В этом сражении, имевшем решающее значение в борьбе за объединение Ита­лии, лейтенант Мечников был тяжело ранен и контужен и выжил лишь благодаря заботливому уходу товарищей, прежде всего - подруживше­гося с Гарибальди Александра Дюма-отца.

Мечников остался инвалидом и передвигался на костылях, но не утратил революционного энтузиазма. Следующие 4 года он живет во Флоренции, вступает в переписку с Чернышевским, встречается с Герценом, знакомится с Бакуниным и увлекается идеей революционно­го панславизма. Перебравшись в 1865 году в Швейцарию, вступает в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1868 году устремляется в Испанию, где началась революция республиканцев. В 1871 году участвует в оказании помощи парижским коммунарам.

Мечников много писал, но часто - на скорую руку, ради зара­ботка. Здоровье подрывалось последствиями ранений и контузии, чрезмерной работой и бытовой неустроенностью. Подкрадывалось чувство разочарования: "Жить в Европе становилось тяжело. На каж­дом шагу приходилось убеждаться, что надежды на исполнение завет­ных помыслов своих следует отложить в долгий ящик; а если некото­рые из них и начинали сбываться порою, то с какой-то посторонней примесью, от которой веяло чужим, безотрадным и холодным" (1).

Весть о "революции Мей-Дзи" в Японии стала для усталого бун­таря "светом, забрезжившим с Востока. Найдя в Женеве японского генерала, присматривавшегося к армейским порядкам на Западе, Меч­ников предложил взаимное "франко-японское обучение" и за год по­полнил свой незаурядный лингвистический багаж знанием еще одного языка. В 1873 году генерал представил Мечникова посетившей Женеву японской миссии во главе с министром иностранных дел Ивакура. В миссию, изучавшую западный опыт конституционного устройства, пре­подавания "высших наук", здравоохранения и т.д., входил Кидо Та­кёси, ставший по возвращении в Японию министром просвещения. Он пригласил Мечникова возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, и в начале 1874 г. русский революционер при­был в столицу Японии, застав Страну Восходящего Солнца на чрезвы­чайно интересном, переломном этапе ее развития.

Мечников отметил вдохновляющий пример царя "Петера Берики" - Петра Великого - для японских лидеров-реформаторов и вообще боль­шой интерес к России. Но в самой Японии почва для усвоения начал западной цивилизации оказалась гораздо более плодоносной (см.: Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения // Вопросы экономики. 1993. # 8, с.114-118). Приглашая военных из Франции, моряков из Англии, врачей из Германии, педагогов из США, японские преобразователи не отказывались от требований самобыт­ности, а народ охотно учился и заимствовал. Если в России правос­лавная церковь не смогла, по словам историка и кадетского лидера Милюкова, "устроить школу не только для распространения знаний в обществе, но и для поддержания знаний в собственной среде" (3), то в жизнь и быт японского народа проникло, как увидел Мечников, "задушевное отношение к культурности", и в этом была заслуга мо­нахов-буддистов. Благодаря их слоговым азбукам почти каждый япо­нец владел навыками чтения и письма - несмотря на головоломную сложность иероглифов (4).

Мечников считал вероятным для Японии стать во главе возрож­дения остального Востока, подчеркивая, что "цивилизованные нации не могут и не должны пренебрегать ее настоящим и будущим значени­ем". Дальновидность этого вывода контрастирует с мнениями тогдаш­них русских панславистов, считавших, что японцы наряду с китайца­ми, турками, иранцами обречены на 200-300 лет быть лишь послушны­ми учениками Запада, и "мир собственно азиатский лишен почти всех видов на самостоятельное, независимое будущее" (5).

Мечников с энтузиазмом работал над приобщением 40-миллионной нации к европейской цивилизации "не при помощи оружия и насильст­венных мер, но при помощи книг и грифельной доски" (6), пропаган­дировал в Японии русскую литературу, но лишь два года довелось ему прожить в Стране Восходящего Солнца. Вынужденный из-за малок­ровия и туберкулеза вернуться в Европу, ученый выбрал новый длин­ный путь - через Тихий океан с перевалом на Гавайских островах (где четверть века спустя станет сенатором и заступником туземцев другой русский революционер-странник - Николай Судзиловский (7)) до побережья Северной Америки, затем вдоль США по железной дороге Сан-Франциско - Нью-Йорк и снова пароходом через Атлантику до Лондона, а потом уж в Париж и Женеву. За три месяца пути Мечников закончил капитальный 700-страничный труд "Японская империя" с собственными иллюстрациями, стилизованными в японской манере. Вы­ход это книги принес Мечникову известность в научных кругах: Па­рижское географическое и Женевское этнографическое общества изб­рали его своим членом, а Лозаннский университет предоставил ка­федру сравнительной географии.

Мечников сблизился с Элизе Реклю (1830-1905) - выдающимся французским географом и не менее крупным анархистом, другом Жюля Верна и Кропоткина, ссыльным парижским коммунаром. С 1872 года Реклю работал над монументальной 19-томной "Всеобщей географией", и Мечников предоставил ему ценные материалы по Японии и Китаю, а также помогал как переводчик и редактор. ОБ обоих ученых можно сказать, что они пережили географию прежде, чем начали ее писать. Сотрудничая с Реклю и преподавая, Мечников одновременно работал над своей итоговой книгой "Цивилизация и великие исторические ре­ки", рукопись которой передал французскому другу незадолго до своей смерти.

Главную задачу этой книги Мечников видел в том, чтобы "выяс­нить и отыскать естественные, но часто таинственные пути, при по­мощи которых различная физико-географическая среда оказывает вли­яние на судьбы народов, предоставляя некоторым из них главенство над другими народами" (8). Будучи близок к анархизму, Мечников не противополагал свой "географический синтез истории" политэкономи­ческому анализу Марксом общественных формаций, но акцентировал влияние изменчивой природы на ход развития человечества: "История представляет собою социологическую эволюцию, подчиненную косми­ческому влиянию среды" (9).

Среда - количество солнечного тепла, климат, рельеф, почвы, флора и фауна и, в особенности, проточная вода - это вызов, на который люди отвечают различными типами сотрудничества. Главным творцом исторических формаций Мечников, как и Маркс, считал неза­метный труд многочисленных поколений, во взаимодействии с измен­чивой средой приспособляющий ее к человеческим потребностям.

Отметим, что выход книги Мечникова совпал с формированием различных школ в социологии как особой науки об обществе. Разные теоретики искали определяющие факторы общественного развития ли­бо, как и Мечников, в географической среде (Ж.Мишле, Т.Г.Бокль), либо в аналогиях между обществом и биологическим организмом, либо в борьбе за существование, которую часто сводили к борьбе рас. Социал-дарвинистские и расово-антропологические течения в запад­ной социологии, впитывая в себя концепции мальтузианства. расово­го неравенства и превосходства "арийского духа", приобрели к на­чалу ХХ века явно реакционный характер.

Реакционные, империалистически-экспансионистские влияния ох­ватили и географическую школу в социологии. Авторитетный берлинс­кий профессор Ф.Ратцель в своей "Политической географии" (1897) конструировал "законы пространственного роста государств", делая вывод, что "высшее призвание народа - в том, чтобы улучшить свое географическое положение". Швед Челлен в книге "Государство как форма жизни" (1917) ввел под влиянием идей Ратцеля и Ницше термин "геополитика", подхваченный в Германии для "обоснования" борьбы за "жизненное пространство для нации" и вошедший позднее в офици­альную доктрину нацизма. Первым американским геополитиком был ис­торик-экономист Б.Адамс, характеризовавший свою страну как "новую империю". В 1901 г. он предсказал отход Европы на второй план и противостояние во всемирном масштабе США и России. Эту грядущую схватку Адамс видел как "войну до смерти" - "борьба не против от­дельных наций, но против континента. В мировом хозяйстве нет пространства для двух центров богатства и империи. Один организм, в конце концов, разрушит другой. Слабейший должен быть принесен в жертву" (10).

На фоне таких "приложений" географического и организмическо­го подходов к "цивилизации" взгляды Льва Мечникова выделяются своей гуманностью, сочувствием "слабым", ориентацией на итоговую общечеловеческую солидарность в борьбе с неблагоприятными воз­действиями среды. Мечников много и горячо критиковал мальтузианс­тво и расизм, опровергал влиятельную концепцию Ломброзо о врож­денном "преступном человеке", приветствовал труды своего сооте­чественника, "одного из наиболее симпатичных современных дон-ки­хотов" Николая Миклухо-Маклая. "Социологический прогресс" Мечни­ков трактовал как длительный и сбивчивый переход от восточного деспотизма через уменьшение власти и насилия в обществе к увели­чению "анархии" - свободы и самостоятельности отдельных личностей и их сознательной кооперации .

Мечников повторил тезис, известный еще со времен "первого социолога", арабского историка ХIV в. Ибн-Хальдуна, о возникнове­нии цивилизации в странах умеренного пояса. История поначалу от­ворачивается как от суровых околополярных областей, так и от жар­ких стран, где излишняя щедрость среды не стимулирует перехода к сложным формам координации трудовых усилий людей. Такие формы, а вместе с ними очаги цивилизации - Египет, Ассиро-Вавилония, Индия и Китай - возникают впервые в районах "великих исторических рек" - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Секрет ис­торической роли этих великих воспитателей человечества в том, что орошаемые ими области обращались либо в плодородные житницы, кор­мящие миллионы людей, либо в заразные болота, уносящие множество жизней. Разливы этих рек могли быть регулируемы лишь коллектив­ным, жестко дисциплинированным трудом больших народных масс, при­чем в план исполнения работ оказывались посвященными лишь немно­гие избранные - жрецы, астрономы, правители. Принуждая простой люд к сотрудничеству, река-кормилица создавала фаталистическую покорность грозным силам природы и деспотической власти; с нача­лом цивилизации в областях великих рек установился неограниченный абсолютизм, а народные массы насильственно запрягались в "ярмо истории" (11).

Запершись в бассейнах своих великих рек, индийская цивилиза­ция с ее кастовой системой и китайская с ее мелочной конфуцианс­кой регламентацией, оказались во власти традиционализма и вне развивавшегося процесса международного обмена и взаимовлияния на­родов, в котором ключевую роль сыграли великие мореплаватели древности - финикияне, зачинатели второго периода в истории циви­лизации, когда ее поток перелился из бассейнов рек на побережья морей, прежде всего - Средиземного.

Финикияне, раскинувшие к 800 г. до н.э. сеть своих торговых колоний по побережью Средиземного моря - от Малой Азии до Марокко и Пиренейского полуострова - восприняли светоч цивилизации из Египта и Ассиро-Вавилонии, чтобы, в свою очередь, передать его грекам и италийцам. Рост коммерческих и культурных контактов (фи­никийские купцы изобрели алфавитное письмо, заимствованное грека­ми, перенявшими также у финикиян "элементы всех видов знания - земледелия, прядильного искусства, металлургии и кораблестроения" (12)) принес возникновение более гибких социальных структур и на­чало самосознания личности, но также и новые страницы в истории войн и грабежа (пиратство). "Господствующим фактором политической истории становится олигархия, т.е. опять-таки форма деспотизма, связанная со случайностью завоевания и захвата" (13); история идет скачками, в нее периодически врываются хищные кочевники с плоскогорий Центральной Азии (на территории которой был свой очаг цивилизации, в долинах рек Оксус (Амударья) и Яксарт (Сыр­дарья), но следы его во времена Мечникова считались полностью за­терянными (14).

В западном Средиземноморье образуется финикийская Карфагенс­кая держава, в восточном - расцветает цивилизация прибрежной , бо­гатой удобными бухтами Греции. Затем и карфагеняне, и греки поко­ряются народу, чья родина - полуостров в самом центре Средиземно­морья, и вокруг Средиземного моря складывается Римская Империя. Она падает под ударами варваров, но наследство греко-римской ци­вилизации переходит к Европе, опосредованное влиянием другой ве­ликой средиземноморской державы - арабского халифата. Мавританс­кое государство арабов-мусульман на Иберийском (Пиренейском) по­луострове было единственным на средневековом Западе убежищем фи­лософской мысли и науки (15).

Вслед за классиками географии К.Риттером и А.Гумбольдтом Мечников называет целый ряд физико-географических преимуществ Ев­ропы - удачный рельеф, теплое течение Гольфстрима и др. (16). Особенно он выделяет "внутренние моря " с большими притоками - кроме Средиземного. на берегах которого родились античная филосо­фия, гражданское право и христианская религия - это Черное (в не­го впадают крупнейшие после Волги реки Европы - Дунай и Днепр), Балтийское (Даугава, Неман, Висла, Одра) и Северное (Эльба, Ве­зер, Рейн, Шельда), соединенное проливом Ла-Манш (Сена) с Атлан­тическим океаном.

Втягивание этих "других средиземных" морей в орбиту цивили­зации знаменует для Мечникова вторую фазу морского периода все­мирной истории. Она начинается с основания Константинополя, лежа­щего по обе стороны пролива Босфор и ставшего после падения Рима средоточием торговой и культурной жизни Европы, и продолжается соединением Балтийского и Черного морей речным путем "из варяг в греки". На этом пути возникают центры русской цивилизации - Вели­кий Новгород на севере и "стольный град" Киев на юге, в Причерно­морье, куда из Византийской империи распространяется православная вера.

Значение "пути из варяг в греки" упало после разгрома Конс­тантинополя крестоносцами и подготовило гибель Киевской Руси, ра­зоренной нашествием монголов. Выдвинулись города, связанные с но­выми торговыми путями и мореплаванием - Генуя и Венеция, захва­тившие в свои руки торговлю с Левантом (Восточным Средиземноморь­ем); города Германии - Любек и Гамбург на Эльбе, Бремен на Везе­ре, Кёльн на Рейне и др. Последние стали во главе Ганзейского со­юза, верховодившего торговлей по Северному и Батийскому морям. Столицами наиболее влиятельных держав континентальной Европы ста­ли Париж на Сене, Вена на Дунае, Краков на Висле.

Если обогащение итальянских городов от левантийской торговли создало предпосылки блистательного Ренессанса, то с северными "внутренними морями" Европы Мечников связывал все, что ее средние века "знают свежего, самобытного, свободного" (17). Он имел в ви­ду опыт средневековых городских коммун, ставший предметом особого внимания крупнейшего теоретика анархокоммунизма - Кропоткина. В России к вольным средневековым городам Европы, и поныне считающи­мися колыбелью западной демократии, был близок уцелевший от мон­гольского нашествия вечевой Новгород, входивший (хотя и на нерав­ных условиях) в торговый круг Ганзы.

Но города Ганзы, также как и Константинополь, Генуя и Вене­ция лишились своего значения с открытием Нового Света и морского пути в Индию, когда возвысились страны, лежащие на берегах Атлан­тического океана - Португалия, Испания, Англия, Франция, Нидер­ланды. Началась новая эпоха всемирной истории - океаническая .

Она характеризуется "стремлением европейской цивилизации стать универсальной, проникнуть во все даже глухие уголки земного шара" (18). Ее можно было также назвать атлантической до середины ХIХ в., когда началось "присоединение к области цивилизации" Ти­хого океана - стимулированный открытием золотых приисков экономи­ческий прогресс Калифорнии и Австралии, динамизм Японии, открытие портов Китая для международного обмена, китайская эмиграция, русская колонизация Приамурья (19).

Мечников не считал, что победа Тихого океана над Антлантикой будет столь же бесспорной, как победа Атлантики над Средиземным морем. (Замечу в скобках, что 60 лет спустя после выхода книги Мечникова французский историк Ф.Бродель из знаменитой школы "Ан­налов" прославился книгой "Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II", в которой подробно исследовал борьбу двух транзитных путей - средиземноморского и океанического (20). Он предпочитал говорить о сближении всего мирового океана с прев­ращением Индийского океана "как бы в большое внутреннее море" (21). (Более категоричен был А.И.Герцен, назвавший Тихий океан "Средиземным морем будущего" (22)). Дописывая свою книгу тяжело­больным, Мечников знал, что ему не отпущено времени детализиро­вать социально-политическую картину морского и океанического пе­риодов цивилизации - отсюда и заглавие. Но он и не считал, что поставленная задача широкого географо-социолого-исторического синтеза может быть решена одним человеком. Мечников наметил вехи и не ошибся в том, что другие ученые и сама история дополнят и доработают его концепцию. А себе позволил немного помечать о том, что океаническая эпоха всемирной цивилизации увенчается повсе­местным распространением принципов Декларации прав человека и гражданина и развязкой "величественной драмы кровавого шествия человечества по пути прогресса" станет "периодом преобладания свободных союзов и групп, возникающих в силу свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности" (23).

Наивысшая дань уважения ученому - углубление русла его исс­ледований. Попробуем же углубить "дорогу Льва Мечникова" в пони­мании всемирной истории.

В том же 1924 году, как и полное русское издание книги Л.И.Мечникова, в Москве вышел перевод "Очерков историко-экономи­ческой географии мира" англичанина Дж.Ф.Хоррабина (1884-1962) - деятеля левого просветительного движения, близкого к марксизму. Его книга была обработкой лекций, читанных рабочим. Хоррабин, как и Мечников, выделил речную, морскую и океаническую "главы" миро­вой истории как роста экономических взаимоотношений, обобщив большой материал в пользу "водно-цивилизационного" подхода. Из этого материала следует особо выделить анализ возвышения Англии, а затем США на атлантической и всемирно-океанической фазах циви­лизации (24).

Владычество над океанскими путями и необычайное усиление морской торговли, близость залежей угля и железной руды к портам - вот факторы превращения Англии в "мастерскую мира". Но процесс становления ее промышленной гегемонии был отнюдь не идилличес­ким...

В последние годы "независимые газеты" и "научные журналы", возрождая угодливую апологетику капитализма, охотно тиражируют пасквили, инкриминирующие Марксу "поклеп" на первоначальное на­копление капитала. Что ж, рассмотрим этот вопрос подробнее на ос­нове исследований буржуазных историков (25).

С начала ХVI в., после открытия морской торговли с Новым Светом и Индией поток золота и серебра хлынул в Испанию и Порту­галию, между которыми папа римский особой буллой разделил земной шар. Другие католические страны могли получить свою долю богатств "Индий", лишь нарушив волю папы. И здесь кстати оказалась Рефор­мация. В Англии во главе ее стали король Генрих VIII Тюдор, а за­тем его дочь Елизавета, инспирировавшие со своими придворными также аграрный переворот - массовое создание в стране частных крупных угодий, огороженных изгородями из боярышника.

Огораживания сопровождались сгоном с пашни массы мелких фер­меров, издавна возделывавших свои участки, на которых теперь ста­ли разводить овец. Протестантизм позволил государству конфиско­вать земли у монастырей; церкви и места для христианского погре­бения превращались в овчарни и скотные дворы. На массовый паупе­ризм власть ответила сотнями тысяч казней за бродяжничество. Вы­ходом для лишенных земли крестьян были либо дешевый найм на руд­ники или суконные мануфактуры, либо уход на палубы пиратских ко­раблей, с королевского благословения разбойничавших в "националь­но-религиозном" духе в Атлантическом океане. Выгоды для английс­кой промышленности дало не столько ограбление испанских судов, сколько удешевление добычи каменного угля благодаря "революции цен", вызванной притоком золота и серебра в Европу.

Занимая выгодное положение на атлантических путях, Англия отрезала от них свою злосчастную соседку - Ирландию, в раннем средневековье славную своими христианскими миссионерами, а после британских завоеваний ставшею поставщиком рабов для плантаций Но­вого Света и рабочих для первых фабрик.

Подавив свою неосмотрительно великодушную соперницу Голлан­дию и удалившись от распрей в континентальной Европе, Англия ста­ла "мировым извозчиком", а затем пароходной империей.

Другие державы Европы, прежде всего - Германия, бросили вы­зов "пароходной" Британской империи, и соперничество разразилось империалистической войной 1914-1918 гг., принесшей наибольшие вы­годы новой державе-гегемону - США. В анализе причин их возвышения знаменитый русский экономист Н.Кондратьев выделил прежде всего чрезвычайно благоприятное географическое положение - континен­тальный массив от Атлантического до Тихого океана с извилистыми берегами и выходом к основным торговым путям мира (26). К этому надо добавить богатство водной силы Великих Озер, гигантской реч­ной системы Миссисипи-Миссури и т.д.

Хотя "золотая лихорадка" в Калифорнии побудила американцев к усиленному строительству трансконтинентальных железных дорог, связавших все пространство страны в компактное хозяйственное це­лое, все же провоз грузов по железной дороге Нью-Йорк - Сан-Фран­циско (по ней, напомню, ехал через Северную Америку Л.И.Мечников) был на порядок дороже, чем морское сообщение между этими крупней­шими портами с транзитом через Панамский перешеек. И США добились контроля над зоной Панамского канала, а до этого подчинили себе "Американское Средиземное море" - Карибское с Мексиканским зали­вом - отвоевав у Испании господство над Кубой и Пуэрто-Рико. Од­новременно США заняли в Тихом океане Филиппинские и Гавайские о-ва, обеспечив в век быстрого морского транспорта свое преиму­щество над Старым Светом в использовании "водной арены истории" (27).

В 1900-е годы геополитики США писали об "основных географи­ческих факторах истории Америки": прежней - атлантическое положе­ние напротив Европы, и будущей - тихоокеанское положение напротив Азии (28). Но утверждение у азиатских берегов ставило проблему взаимоотношений США с продвигавшейся на Дальний Восток Россией. А американские идеологи (вышеупомянутый Адамс, теоретики "влияния морской силы на историю" контр-адмирал Мэхэн, известный социолог Гиддингс, влиятельнейший историк Тернер и др.) трактовали эту проблему с позиций "русской угрозы" для западной цивилизации, из­вечного противоборства последней с "византийско-славянским" миром и т.п. (29). Л.И.Мечников связывал с тихоокеанской фазой цивили­зации чаяния свободы и кооперации народов, ревнители "системы свободного предпринимательства" - борьбу конкурирующих империй.

Империалистическими притязаниями увенчалась и "эра Мей-дзи" в Японии, включившейся в борьбу за "тихоокеанские интересы". Если в начале ХХ в. английские и американские гегемонисты поставили на Японию как на защитницу идеалов западной цивилизации в противос­тоянии самодержавной России, то после Октябрьской революции японский экспансионизм на Дальнем Востоке замкнул цепь борьбы ми­рового капитализма с Советским государством. После капитуляции во второй мировой войне Япония лишилась своих азиатских и тихоокеан­ских владений, но как плацдарм антикоммунизма получила от США (как позже и Южная Корея) инъекции в несколько миллиардов долла­ров, и это вспрыскивание способствовало началу быстрого экономи­ческого роста, столь стремительного, что страна за четверть века выросла в главного соперника США на мировом рынке. А вслед за этим возник феномен новых индустриальных стран - Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга, позволивший говорить о тихоокеанс­ком регионе как о наиболее динамичном и претендующем на централь­ную роль в мировой экономике.

Воздавая должное Л.И.Мечникову за проницательность в отноше­нии перспектив Японии "стать во главе возрождения Востока", обра­тим внимание на такую деталь японского "экономического чуда", как компенсация бедности минеральных ресурсов за счет богатства побе­режьем и новых возможностей морского транспорта в условиях его удешевления, создания крупнотоннажных судов и механизации погру­зочно-разгрузочных работ. Судостроение стало не случайно первой отраслью, в которой Япония завоевала мировое первенство, а изви­листая береговая линия страны создала благоприятные условия для того, чтобы каждое промышленное предприятие, перерабатывающее им­портное сырьё, имело собственный порт. Старые металлургические заводы строились вблизи шахт, новые - "на воде". "Став продолже­нием цехов, порты до минимума сократили нужду в железнодорожных перевозках. Япония почти не знает товарных поездов. А доставить тонну коксующегося угля морем из Австралии в Японию дешевле, чем по железной дороге из Рура в Лотарингию"(30).

Поговорив об Англии, США, Японии, атлантизме и тихоокеанском регионе, мы не можем не остановиться на России. Роль речного, морского и океанического факторов в ее истории своеобразна и не раз отмечалась учеными.

Роль рек в становлении русской цивилизации красочно описана еще "Повестью временных лет". В.О.Ключевский, показавший "гидрог­рафические основания" русской истории, выделил в качестве ее ос­новных периодов: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) велико­русский и 4) всероссийский, имперский. О первом из этих периодов мы уже вкратце говорили. Сдвиг - под давлением степных кочевников - главной массы русского населения от Приднепровья в область Верхней Волги на алаунский суглинок означал удаление от приморс­ких районов с их оживленной торгово-городской жизнью и превраще­ние хлебопашества в основу народного хозяйства. Возвысившаяся вследствие ордынского нашествия Москва возникла в самом центре своеобразной окружности, описывающей "треугольник" с "вершинами" в трех главных речных узлах Европейской России - Киевском, Новго­родском и Булгарском (связанном с Новгородом и Москвой по средней Волге, а по нижней Волге - со столицами Золотой Орды, Кавказом и Ираном). Став благодаря лавирующей политике своих князей столицей Русского государства, Москва закрепила свою "центральность" разг­ромом Новгорода, сохранявшего связь с североевропейской областью "внутренних морей", и Казани, возникшей недалеко от разрушенного Тамерланом Булгара (31).

Собранные Москвой в Великороссию земли развивались как сель­скохозяйственные, с весьма ограниченной торговлей и промышлен­ностью. Природно-климатические условия исторического центра Рос­сии таковы, что почвы худородны, зима сурова и долга, погода кап­ризна и цикл земледельческих работ много короче, чем в Западной Европе. И крестьянину не хватало времени на тщательную обработку пашни, заготовку кормов для скота. Были обычны неурожаи, и при суровой экономии не было условий - почти 400 лет! - для товарного земледелия и животноводства. Вялая континентальная торговля озна­чала отсутствие шедших на Западе интенсивных процессов городооб­разования, закрепление архаичных звеньев государственной структу­ры, необычный рост казенного вмешательства в сферу экономики (32).

Лишь к концу ХVIII в. с приобретением и усиленной колониза­цией черноземных земель на юге и юго-западе в России развилась хлебная, причем экспортная торговля (не будем сейчас выяснять, насколько универсален был принцип "недоедим, но вывезем"). Но это - уже имперский период, характеризуемый стремлением державы к вы­ходу к морям Атлантического и Тихого океанов.

Громадная территория России лежит, по словам знаменитого хи­мика Менделеева, на берегу Ледовитого океана, и уходит в конти­нентальную глубь Евразии, удаленную от морских сообщений. И от­нюдь не случайно, что истязание страны "коронованным революционе­ром", "гением-палачом" Петром I, равно как и судьбоносные потря­сения середины ХIХ и начала ХХ вв. связаны с войнами - Северной, Крымской, русско-японской, первой мировой, за которыми - проблема России как морской державы с незамерзающими портами .

Особый взгляд на эту проблему, на "океанически-понтическую" политику изложил один из главных теоретиков евразийства, экономи­ко-географ П.Савицкий. Возражая на трехчастное деление всемирной истории Мечниковым, он считал, что " в лице степи, используемой под кочевье, водной соединительной стихии противостоит соразмер­ная ей сухопутная соединительная стихия". Кочевой мир для Савиц­кого знаменует принцип "континентальных соседств", и этот же принцип Савицкий считал определяющим для хозяйственного бытия России - " континента-океана".

Подчеркивая, что весьма значимые для международной торговли издержки транспорта на порядок больше у областей, отдаленных от океана, Савицкий указывал на особо невыгодное в этом отношении положение России. Интенсивное вхождение в мировой океанический обмен обрекло бы ее "стать задворками мирового хозяйства". Савиц­кий выступал за "расторжение в пределах континентального мира полноты господства принципа океанического хозяйства", за "хозяйс­твенное самодовление России-Евразии" (33).

Я не буду дальше углубляться в экономическую концепцию евра­зийцев - как известно, антизападников, великодержавников, правос­лавных "идеократов" и сторонников исторической переоценки мон­гольских и тюркских завоевателей-кочевников, чей след на песках времени Лев Мечников однозначно считал "печальным". Но думаю, что евразийство не ошибалось в ущербности для континентальной России безоглядной открытости мировому рынку. Возвращаясь же к главному герою своего очерка - революционному демократу, анархисту, интер­националисту и атеисту - отмечу, что как темпераментный поборник свободной союзности и сознательной солидарности Лев Мечников был бы, наверное, разочарован теми формами, в которых протекала в ХХ в. океаническая фаза всемирной цивилизации. Но как ученый он был прав в своих оценках значимости "водных факторов" истории, и для ее материалистического понимания труды Мечникова сегодня, пожа­луй, еще более актуальны, чем столетие назад. Свою статью я расс­матриваю не только как дань памяти замечательному человеку, но и как опыт диалога с мыслителями революционного прошлого - диалога, обещающего быть плодотворным.

Примечания

1. Цит. по: Карташева К. Дороги Льва Мечникова. М.: 1981, с. 18.

2. Мечников Л.И. Мей-Дзи. Эра просвещения в Японии. Казань: 1905, с. 22.

3. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.: 1992, с. 137.

4. Мечников Л.И. Воспоминания о двухлетней службе в Японии // Русские ведомости, 1884, № 204.

5. Ламанский В.И., академик. Три мира Азийско-Европейского материка. Спб.: 1892, с.

6. Реклю Э. Предисловие // Мечников Л.И. Цивилизация и вели­кие исторические реки. М.: 1924, с. 25.

7. О фантастической жизни Н.К.Судзиловского (1850-1930) см.: Карташев Б., Муравьев В. Каука Лукини // На суше и на море. 1960.

8. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки, с. 143.

9. Там же, с. 61.

10. Adams B. The New Industrial Revolution // Atlantic Mont­hly, 1901, No. 87, p. 165.

11. Мечников Л.И. Цивилизация..., с. 158.

12. Кеннингем В. Западная цивилизация с экономической точки зрения. Т.1. М.: 1902, с. 69.

13. Мечников Л.И. Цивилизация..., с. 72.

14. Там же, с. 154-155.

15. Там же, с. 136.

16. Там же, с. 79.

17. Там же, с. 137.

18. Там же, с. 90-91.

19. Там же, с. 140.

20. На русский язык переведен капитальный труд Ф.Броделя "Материальная цивилизация, экономика и капитализм". Тт.1-3. М.: 1986-1992.

21. Мечников Л.И. Цивилизация..., с. 141.

22. См.: Герцен И Запад. М.: 1986, с. 672.

23. Мечников Л.И. Цивилизация..., с. 63.

24. Хоррабин Дж.Ф. Очерки историко-экономической географии мира. 6 изд. М.-Л.: 1930, с. 41-42, 59-62.

25. Ченей Э. Аграрный переворот в Англии в ХVI веке. Спб.: 1899; Савин А.Н. Английская деревня в эпоху Тюдоров. М.: 1903; Adams B. The Law of Civilization and Decline. N.-Y.: 1943, p. 216.

26. Энциклопедический словарь Гранат. Т.41-VI, стб.194-196.

27. Хоррабин Дж.Ф. Очерк..., с. 59-60.

28. См. там же, с. 57-58.

29. См.: Носков В.В. Образ России в идеологии американской империи // Проблемы социально-экономической истории России. Спб.: 1991.

30. Овчинников В.В. Горячий пепел. М., 1986: с. 213-214.

31. См.: Ширгазин О. Как Москва стала крупнейшим городом России // Природа, 1993, № 9.

32. См.: Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особен­ности российского исторического процесса // Вопросы истории, 1992, № 4/5.

33. Савицкий П.Н. Россия - особый географический мир. Прага: 1928, с.3, 13; Его же. О задачах кочевниковедения. Прага: 1928, с. 92.