Занятие «Прогулка в весенний лес» в старшей логопедической группе с ОНР III уровня. Занятие «Прогулка в лес» (старшая группа) Прогулка по лесу план конспект старшая группа

Предварительная работа .

  1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и.т.д.)
  2. Работа с календарем природы.
  3. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.
  4. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
  5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
  6. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.
  7. Беседы о перелетных и зимующих птицах.
  8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр: «Детки на ветки», «Угадай дерево по описанию».
  9. Составление гербария.
  10. Чтение художественной литературы:

Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;

И. Поленов «Синичкины кладовки»;

В. Бианки «Купание медвежат»;

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Материалы и оборудование

  1. Кленовые листья (веточки).
  2. Карточки с изображением листьев и семян деревьев.
  3. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).
  4. Картинки с изображением признаков осени.
  5. Картинки с изображением птиц, зверей.
  6. Запись «Времена года» П.И. Чайковского.
  7. Угощение от белочки (корзина с «грибочками»).

Литература:

1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5–6 лет - Воронеж ТЦ «Учитель» 2002 год.

2. Н.Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» - М:ООО ТИД «Русское слово» - Р.С.

3. Л. Бобылева «Береги природу!» - журнал Дошкольное воспитание № 7 – 2002 г.

4. С.Н. Николаева «Юный эколог». Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М: МОЗАИКА – Синтез.2010 год.

Развивающие:

Развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

Развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;

Закреплять знания детей о связях между природными явлениями

(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);

Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение, активизировать и пополнять словарный запас новыми словами (брусника, голубика).

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные;

Расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;

Дать детям представление о птицах, их разнообразии;

Научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания);

Активизировать и пополнить словарный запас: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, брусника, голубика.

Воспитательные:

Формировать умение видеть красоту природы,

· воспитывать любовь к природе;

Продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;

Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

А мы с вами сегодня тоже пойдем в гости. А вот к кому, попробуйте догадаться.

(Воспитатель загадывает загадку.)

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку - брусникой,

Костю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Полину – земляникой».

Воспитатель: – Так кто этот богатырь?

Дети: (Конечно лес.)

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

Воспитатель - какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень.)

Значит, в какой лес мы с вами пойдем? (В осенний.)

Кто из вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.

2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.

3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.

4. В лесу нужно ходить по тропинкам.

5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.

Пусть красивое останется в природе.

Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.

Основная часть занятия.

Звучит музыка «Времена года».

Воспитатель: Вот и лес.

(Ребенок читает стихотворение с. Погореловского про лес.)

«Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе как в сентябре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво!

Ребята, что вы видите?

(Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)

Воспитатель: – Давайте поприветствуем осенний лес, прочитать ему стихотворение.

(Читает ребенок.)

В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен!

Сколько спелых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке!

И среди брусники,

На зеленой кочке

Вылез гриб – грибочек

В красненьком платочке!»

(Е. Трутнева.)

Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пение птиц.

Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.

На, что похожа земля, укрытая листьями?

Дети: На ковер.

Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?

Дети: Листопад.

Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

(Воспитатель предлагает потанцевать с листочками.)

Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.

А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.

Кому нужна вода в лесу?

Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам

Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?

Дети : Деревья

Воспитатель: – Почему вы так думаете?

Дети : Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?

Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина)

Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажут деревья о себе.

Дуб: я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.

«Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры, - не боюсь –

Дубом, как – никак зовусь!

Липа: «Выросла я липка, тоненькой и гибкой не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом, береги меня»

Меня очень любят пчелы. Летом, когда я покрываюсь желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар из которого потом получается целебный липовый мед. Мои цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.

Ель: Меня, молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг меня хороводы. Я вырастаю большим деревом, а вместо листьев у меня множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.

Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.

Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?

Дети: шиповник, малина, боярышник.

Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?»

Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо?

Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях?

(Перелетные.)

А почему они улетают?

(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)

Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.

В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?

Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?

Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?

Дети: Вешают кормушки.

Звучит музыка.

Воспитатель: К нам в гости пришли лесные жители (медведь, заяц, ежик, белка). Мы их сказать попросим, как они встречают осень.

В берлогу скоро лягу спать

За осенью зима пришла опять.

Пусть мне во сне приснится мед!

Проснусь, когда весна придет!

Воспитатель: Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду?

Дети возражают.

Воспитатель: правильно, у него под кожей накапливается жир, так как он осенью много ест.

- Чем он питается?

Дети: спелыми ягодами, орехами, желудями, рыбой.

Я тоже буду спать как мишка

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Пора мне, зайчику линять

Пора мне шубку поменять

Зимой быть серым не могу

Меня заметят на снегу.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Осенью я линяю, рыжая шерсть выпадает, и на её месте вырастает новая, теплая, серого цвета.

Воспитатель: Дети, а какие звери ещё обитают зимой в лесу?

Кабан – питается желудями,

Лось – ест мох, ягоды, грибы,

Волк – хищник

Лиса – хищник

Воспитатель: Кто же заботится о лесе?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.

Воспитатель: для чего нужен лес людям?

Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.

Воспитатель: какие пословицы о лесе вы знаете?

  1. Невысок лесок, а от ветра защита.
  2. Зеленое царство – лучшее лекарство.
  3. Лес – наше богатство.
  4. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе и его обитателях.

(Дети под «Шум леса» уходят в группу.)

«Прогулка в лес»

Никонова Ольга Александровна.

Цель:

Формировать чувства ответственности за всё живое.

Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Закрепить знания об обитателях леса.

Предварительная работа : чтение рассказов о лесе; беседы о безопасном поведении в лесу, загадывание загадок о животных; рассматривание иллюстраций диких животных.

Материал: картинки с иллюстрациями диких животных; аудиозапись «Звуки природы», шишки еловые, листочки, угощение: печеные орехи и грибы

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель

Ребята, а хотели бы вы совершить прогулку в лес?

Дети : Да!

Воспитатель: Но, прежде чем, совершить эту удивительную прогулку, нам необходимо вспомнить, как надо себя вести в лесу.

Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя» . Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя.

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Собирать грибы, ягоды? (Можно)

*Кричать в лесу? (Нельзя)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)

Воспитатель: Правильно, ребята.

Ведь дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…

Ну что ж, пора нам отправляться в путь, но только правила ты эти не забудь!

Воспитатель: Ребята, дорога предстоит нам длинная, поэтому придется нам воспользоваться ковром-самолетом. Усаживайтесь поудобнее. А пока мы будем лететь, я вам почитаю сказку В. Антонова «Поющий лес». Вот послушайте: (во время чтения звучит фонограмма «Звуки леса»)

"Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зелёный Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни берёз, дубы - стародавние песни дубов, ивы - задумчивые песни ив. Все вокруг пели. Пела речка, пел лесной родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, малиновки - малиновые, а щеглы - щёгольские.

А знаете ли вы, отчего у него получалась такая необыкновенно прекрасная мелодия? Отчего каждая липка, каждая стрекоза и каждый лопушок находили свою верную нотку, которая благозвучно вплеталась в общий огромный оркестр? Это происходило оттого, что каждое утро в лесу начиналось пожеланием всему миру, всем живым существам - любви, добра и счастья. Вместе со стройными звуками пения тонкий свет любви и покоя разливался во все стороны от этого волшебного места. Давайте присоединимся к нему, усилим его своими светлыми, ласковыми лучиками из сердца и отправим его далеко вперёд: "Пусть будут все существа миролюбивы. Пусть будут все существа спокойны!

Каждое утро лес умывался чистой, свежей, прозрачной росой. Сверкающие бусинки прохладной росы скатывались, сбегали по ложбинкам длинных листьев осоки, трепетали, дрожали от восторга в синей чашечке колокольчика, бриллиантами сверкали, вплетённые в ажурную паутину. Промочив капелькой росы горлышко, весёлые птички начинали звенеть серебряными бубенчиками на островерхих зелёных елях.

… Так и жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни - и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу".

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Вы поняли, почему она так называется?

(Ответы детей).

Воспитатель: Вот и оказались мы в лесу. Только как-то тихо здесь, деревья стоят словно заколдованные, не шелестят своими листочками, птицы не поют песен, да и никто не стрекочет в траве. Ребята, вы что-нибудь слышите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я тоже ничего не слышу. Наверное, что-то произошло. Как вы думаете, что же случилось?

В зал входит старичок Лесовичок.

Воспитатель: Вы кто?

Лесовичок:

Я старичок Лесовичок –

Справедливый старичок.

Я и днём и в час ночной
Охраняю лес родной,
Чтоб деревья не ломали
И зверей не обижали.
В своём царствии лесном
Я владею волшебством -
Тех, кто навредит в лесу
В пень тот час же превращу.

Воспитатель: Здравствуй, старичок Лесовичок. Не надо нас в пенечки превращать. Мы знаем правила поведения в лесу. Мы лес любим!

Лесовичок: А для тех, кто любит лес
Много у меня чудес.

Я наполню вам лукошко
И грибами и морошкой,
напою вас в летний зной
Родниковою водой,
Мои милые зверятки
Поиграют с вами в прятки,
Паучки венок сплетут,
Птички песенку споют.

Воспитатель: Очень хорошо, но это потом, потом. А сейчас

ты лучше скажи, почему в лесу так тихо, почему птицы не поют?

Лесовичок: Ребята, у меня в лесу стряслась беда. Баба Яга заколдовала

жителей леса, и чтобы расколдовать их, и чтобы они опять появились в лесу, мне нужно выполнить сложные задания. Но я не могу один с ними справиться. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель : Ребята, поможем старичку Лесовичку? Выполним сложные задания?

Дети: Да!

Воспитатель : Ну, старичок Лесовичок, показывай задания, которые нужно выполнить.

Лесовичок зачитывает каждую карточку с заданиями.

  1. Д/игра «Угадай, чей домик?» (назвать, где живут животные: берлога, гнездо, нора, дупло, муравейник).
  2. Вспомнить поговорки и пословицы о лесе (ответы детей).

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Много леса - не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.

Лес – наше богатство.

Рощи да леса – всему свету краса.

Растение – земли украшение.

  1. Д/игра «Кто живет в лесу» (выбрать из представленного множества животных только лесных жителей).
  2. Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

  1. Д/игра «От какого дерева листик?» (подбор картинок).
  2. « Отгадай лесные загадки»
  • Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

  • Догадайтесь, кто же это? В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица. Это - хитрая... (лисица)

  • Он в лесу дремучем рос, серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк злой голодный серый... (волк)

  • У него иголочки, как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь! Он колючий. Это... (еж)

  • Что за зверь такой лесной? В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка. Как зовут его? (Зайчишка)

  • Кто по зарослям идет, на ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь. Этот зверь - рогатый... (лось)

  • Догадайтесь, что за птица. Ночью ей совсем не спится,

Не поможет сон-трава, только днем заснет... (сова)

  • Прилетели стайкой гулкой птицы с ярко-красной грудкой.

За окошко посмотри - там на ветках... (снегири)

  • Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

  • На припеке у пеньков много-много стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника)

  • Всех весной в лесу высоком на опушках и в глуши

Я превкусным, сладким соком угощаю от души. (Береза)

  • Хоть неплохо я одета, бьет озноб меня всегда:

И весной, и жарким летом вся дрожу, как в холода. (Осина)

  • Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

Лесовичок: (звучит фонограмма «Звуки леса»).

Вы ребята, чудо право!

Постарались вы на славу!

Вы мне очень помогли,

Лес от колдуньи сберегли.

Снова песни лес запел,

Листьями зашелестел.

Рады звери, рады птицы,

Как теперь не веселиться!

Исполняется песня «Пляска лесных зверей».

Лесовичок: Я хочу вас наградить,

Дары лесы подарить:

Шишки еловые,

Орехи ядреные,

Вкусные грибочки,

Красивые листочки (дарит корзины с подарками).

А на прощание поиграем в игру

«У медведя во бору».

Воспитатель :

Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой,

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой с лесом дорожить!

Нам теперь пора домой

По тропинке по лесной.

Воспитатель : Ребята, вам понравилась наша прогулка в лес?

Оксана Кадыкова
Занятие в старшей группе «Прогулка по лесу»

Занятие-игра .

цель занятия : закрепить с детьми название деревьев, грибов, ягод; учить бережно относится к окружающей природе; прививать детям культуру поведения в лесу .

Логопед : Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по лесу . Как вы думаете что растёт в лесу ?

Дети : деревья, ягоды, грибы.

Логопед : Правильно ребята, я сейчас вам буду загадывать загадки а вы попробуйте их отгадать.

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки (берёза.)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем (дуб)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют (рябина.)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками. Сосна

Логопед : берёза, осина, дуб, сосна, как мы это называем всё одним словом?

Дети :Деревья.

Логопед : а вот вам ещё загадки.

Ягодка нежная

Прячется в валежнике,

Сине-черная сладкая,

Смотрит украдкою.

Рви да знай -

Руки не замарай! (Черника)

Словно мелкий виноград,

Гроздья красные висят.

В сентябре их соберешь,

Витамины запасешь.

Средь валежника - смотри-ка! -

Что за ягодка? (Брусника)

Похожа на малину,

Живу в низине,

Люблю болото!

Коль сорвать охота -

Не ленись, наклонись,

Желтой ягодкой насладись.

Подумай немножко :

Как меня зовут? (Морошка)

Сладких ягод соберите,

Для варенья припасите,

От простуды, от ангины

С чем поможет чай? - С. (малиной) .Ребята а про что были эти загадки?

Дети : про ягоды.

Логопед : сейчас я проверю а знаете ли вы название грибов.

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это - белый. (боровик)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются. (опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна. (сыроежка)

Если их найдут в лесу ,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются. (лисички)

Логопед : Молодцы, ребята! А знаете ли вы что в лесу мы может так же повстречать зверей и птиц. Лес для них это дом, поэтому лес нужно беречь : не ломать кустарники и деревья , не пугать зверей и птиц, не разорять их гнёзда. Лес щедрый друг для человека и если мы бережно будим к нему относится, он обязательно одарит нас своими дарами : ягодами, грибами, подарит нам красоту!

В лесу

Мы пошли по ягоды в дальний лес.

Видимо-невидимо там чудес!

Мы видали рыжего муравья,

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну, а спелой ягоды и не счесть!

Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра ,

Да уж вечер близится – спать пора.

Цель : формирование представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.
Материалы: песок, камешки, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого); банка с водой, палочка, клубок ниток, листья, скелетированные листья, таз, игрушка-птичка, коробки от сока для создания кормушек, ключ в тарелке с водой, стакан, спички, тарелка, витаминизированные напитки (ромашка, мята, шиповник) для угощения.

Ход занятия

В: Стали дни короче,
Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Д: Осенью…
В: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только сначала побудем немного на опушке и рассмотрим песок.
Опыт № 1:
В : Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Д: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Песок лепится. По цвету он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
В: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей). Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. Алена пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Из сухого пека мы можем лепить? (Ответы детей). Давайте представим, что пошел осенний дождь. Егор, ты будешь дождиком: возьми леечку и полей песок. (Мальчик выполняет пользу). Куда ушла вода?
Д: Вода впиталась в песок.
В: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей). А ходить по нему удобно? Милана, пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, Милана ушла, а что осталось на песке?
Д: Следы.
В: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто здесь прогуливался. (Ответы детей). Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Д: Песок остаётся на подошве.
Наблюдение № 1
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
В: Из чего состоит песок?
Д: Песок состоит из очень мелких песчинок.
Наблюдение № 2
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать, слушают стук при падении камня, шуршание струйки песка.
В: Назовите свойства камней.
Д: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
В: Песчинки- это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни труться, ударяются друг о друга.
Опыт № 2
В: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни и перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материал оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.

Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы-свои! (С. Погореловский)
Игра «Продолжи слово»
В: Ребята, а давайте мы с вами немного поиграем?
Давайте, докажем лесу, что мы свои. Я буду кидать мяч и говорить начало слова, а вы будете возвращать мяч и заканчивать слово.. .
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я, бел-ка, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.д.
«Правила леса друзей»
В : Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
(Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот же называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.)
Д: Нельзя разводить костры в лесу. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После отдыха нужно убрать за собой весь мусор. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и птиц. Нельзя разорять муравейники- они санитары леса. Нельзя ловить насекомых- они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, цветов. Если мы найдем нору животного- нельзя близко подходить к ней. Нельзя далеко отходить от взрослых. Если увидели чужой мусор- нужно помочь убрать его. Нельзя глубоко заходить в водоем. Нельзя руками трогать птичьи яйца в гнезде.
В: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей)
Аня: Лес- это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
В: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Д: Когда выпадет снег- мы можем укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и подкармливать птиц..
В: Вот сейчас мы говорили нельзя то, нельзя это… А что можно делать в лесу?
Д: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями, цветами. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
В : Правильно, молодцы!
Игра «Признаки поздней осени» (с клубком ниток)
В: Дни корокие, а ночи длинные, темные.
Д: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, стали коричневыми, опали. Птицы улетели на юг, потому что нет насекомых. Солнце светит все реже, поднимается невысоко. Небо часто бывает темное, серое. Иногда идет дождь со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки, лужи покрываются тонким льдом. Очень часто идет дожди. Земля замерзает. Животные запасают на зиму припасы. Многие животные готовятся к спячке.
В: Физминутка
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
В: Ребята, расскажите мне пожалуйста, как деревья к зима готовятся.
Д: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы их не кормить и не кормить,- им самим нужны силы, чтобы пережить холодную зиму. Листики они сбрасывают на землю, под свои корни чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает много снега и ветки сломаются под его тяжестью.
Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям, кустам осенью и зимой для утепления. А скоро ещё и снежок прикроет их.
Опыт № 3 с листьями
В: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Д: Да, пахнет листьями.
В: А что вы слышите?
Д: Мы слышим как листья шелестят, шуршат.
В : Почему листья завяли, засохли? (Предположения детей). Возьмите по одному листочку. Посмотрите на внутреннюю сторону листочка - она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья- это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу- листочек охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. (Показать каждому скелетированные листья).
Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется перегородка- пробка. Она отделяет лист от ветки и он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз и Максим польет их из лейки, как будто это дождик. В конце занятия мы посмотрим, что произойдет с ними. (Листья станут мягкими и не будут шуршать).
В: Это кто тут сидит у нас на веточке? Да это же малюсенькая птичка.. Ребята, она наверное проголодалась. Как вы думаете, чем мы можем помочь птичке?
Д: Покормить её.
В : Правильно! А для того, чтобы мы могли покормить её, нам нужно сделать для неё кормушку. Давайте смастерим для наших птиц кормушки.
Дети с воспитателем делают кормушки.
Опыт № 4 «Сухим из воды»
В: Ребята, посмотрите: в нашем лесу лужица ещё не замерзла. (в тарелке- ключ)
Подумайте и скажите, как можно достать ключ не замочив пальцы. (Дети предлагают разные способы и проверяют их)
В: Предлагаю провести ещё один опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Объясняя, демонстрирует опыт). Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется в стакан, обнажив дно тарелки. Теперь ключ можно достать пальцами. Ребята, расскажите мне, как всё произошло? (Предположения детей). Ещё раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха вода втянулась в стакан.
Экологическое кафе
В : Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе….. Проходите, занимайте места на стульчиках. Не случайно такое кафе открылось именно в лесу: здесь чистый воздух, тихо и красиво. Лес- это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю и вы ребята хорошо знаете обитателей леса. Давайте немного поиграем.
Отгадайте загадки:
Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)

Косолапый, маленький, в белой шубке, валенках. (Заяц)

В: А теперь след. задание: изобразите зверя так, чтобы все догадались, кто это. (Дети играют)
В: След. задание- «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы- выбирать только тех, которые живут в наших лесах и хлопать в ладоши. Слушайте внимательно: белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот, волк, верблюд, морж, тюлень, медведь, слон, обезьяна.
В: Вот наша прогулка и подошла к концу. Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).. А теперь я всех приглашаю попробовать витаминные напитки!

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

/открытое занятие/

«Прогулка в лес»

Образовательная область «Познание».

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Художественная литература

Художественное творчество

Задачи:

Закрепление знаний о многообразииродной природы, формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Развитие связной эмоциональной речи

Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения

Использование ранее заученных стихотворений

Закрепление знаний русских народных сказок

Развитие детского творчества; закрепление умения рисовать деревья, формирование навыков сюжетного рисования

1. Дети получаютписьмо от старичка Лесовичка с приглашением в сказочный лес.

2. Воспитатель предлагает закрыть глаза и послушать звуки леса / фонограмма/. Что услышали?/птицы, сова, кукушка, дятел, волк, ручей, лягушка/

В.Давайте откроем глаза и посмотрим вокруг. Мы очутились на лесной опушке. Что мы видим?

Деревья /какие?/

Птицы /какие?/ответы детей

Грибы, ягоды /какие?/

В. Предлагает детям вспомнить стихотворение Погореловского о лесе.

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной грозовою?

Что там шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь, мы свои!

Отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат, угощает всех подряд:

Ваню – земляникой,

Аню – костяникой,

Машу – орешками,

Мишу – сыроежками.

Катю – малиной,

Васю – хворостиной./ответы/

В. Вот сколько всего можно найти в лесу. Почему мы говорим, что лес – наше богатство ?/Ответы детей/

В. Предлагает вспомнить стихи «Дуб» и «Ели» Токмаковой.

Берем корзинки, отправляемся за грибами. Д/и «Найди съедобный гриб»

Несколько грибов оказались волшебными. Под ними спрятаны задания от старичка Лесовичка

1 гриб

Каких животных средней полосы вы знаете?

/Ответы детей/

Знаете ли вы, что:

Волки собираются в стаю для охоты

Лисица охотится одна

-ёжики днем обычно спят, а ночью идут на охоту

Кукушка подкидывает своё яйцо в чужое гнездо

Заучивание новой скороговорки : кукушка кукушонку купила капюшон.

С какого звука начинаются все слова в этой фразе? К. Это гласный или согласный звук?

2 гриб

Отгадайте, кто живет

В норе

В дупле

Вхатке

В берлоге

Влогове

3 гриб

Загадки о животных

Зубовато, серовато,

по полю рыщет,

телят, овец ищет.

Ответ (Волк)

Длинное хвостище,

рыжее волосище,

сама хитрище.

Ответ (Лиса)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

Ответ (Волк)

Летом, в болоте, вы её найдёте.

Зелёная квакушка. Кто это?

Ответ (Лягушка)

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква".

Ответ (Лягушка)

Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.

Ответ (Лягушка)

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки; боится кошки.

Ответ (Мышь)

Под полом таится, кошки боится.

Ответ (Мышка)

4 гриб

Какие животные часто встречаются в сказках?

/Ответы детей/

5 гриб

Закончить фразу:

Была у меня избушка лубяная…

Несет меня лиса…

Ловись, рыбка…

Ярче, ярче на небе звезды…

Сяду напенек…

6 гриб

В. Делит группу на 3 команды. Кто быстрее соберет картинку пазл.

По лесу погуляли. Корзинка полна грибов.Вам понравилась прогулка? Нужно отблагодарить старичка Лесовичка за приглашение. Давайте нарисуем лесную поляну, чтобы старичок Лесовичок знал, как нам запомнилась эта прогулка.

Рисование. Лесная поляна. Акварель.

Итог.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением леса / лиственный, хвойный, смешанный/

Животные средней полосы

Птицы

Деревья

Грибы

Ягоды

Пазлы по сказкам