Рогозин: компании России получат преференции в Сирии . Рогозин: компании России получат преференции в Сирии Отношения России и Ирака

Отказался от приглашения США вступить в направленный против СССР Багдадский пакт и заключил военный союз с Египтом , а в 1956 году во время Суэцкого кризиса Сирия разорвала дипломатические отношения с Францией и Великобританией . Под явным влиянием политики египетского президента Гамаля Абдель Насера Сирия всё более отдалялась от Запада и приближалась к СССР . С середины 1950-х годов в Сирии находился многочисленный аппарат советских военных советников и специалистов. Советский Союз оказывал Сирии дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Турцией, а с 1960-х годов - Израилем . Сирия наряду с Ираком являлись стратегическими партнёрами СССР на Ближнем Востоке. В 1980 году СССР и Сирия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве. При участии советских специалистов в Сирии были сооружены десятки важных экономических объектов. СССР принимал активное участие в повышении обороноспособности страны .

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус был создан пункт материально-технического обеспечения ВМФ .

До 1991 года Сирия была одним из основных покупателей советского оружия. За период с 1956 года, когда был подписан первый военный контракт между Советским Союзом и Сирией , до распада СССР в 1991 году Сирии было поставлено вооружений на общую сумму более 26 млрд долларов, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1200 боевых самолётов, 4200 артиллерийских орудий и миномётов, зенитно-ракетные комплексы, около 70 боевых кораблей и катеров. К концу XX века сирийская армия более чем на 90 % была оснащена советским вооружением. В СССР также проводилось обучение сирийских офицерских кадров .

Сирийское руководство, со своей стороны, оказывало серьёзную поддержку внешнеполитическим инициативам СССР. В частности, Сирия была одной из немногих стран, поддержавшей ввод советских войск в Афганистан при обсуждении на Генеральной Ассамблее ООН, и по ключевым вопросам Сирия голосовала солидарно со странами Организации Варшавского договора .

С распадом СССР Россия во многом утратила свои позиции в Сирии и на Ближнем Востоке в целом и по существу была вынуждена заново выстраивать отношения со странами региона. Переориентация российских внешнеполитических приоритетов на Запад, а также нежелание сирийской стороны выплачивать советский долг России (несмотря на признание России официальным правопреемником СССР) привели к тому, что товарооборот между двумя странами с одного миллиарда долларов в 1991 году упал ниже 100 млн долл. в 1993 году .

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Сирией было практически заморожено в 1991 году после распада СССР. Задолженность Сирии за поставленные технику и вооружения на тот период составляла около 14,5 млрд долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долларов долга в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Оставшаяся часть задолженности была реструктуризирована .

Отношения в сфере ВТС возобновились в середине 1994 года, когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение.

В 1996 году объём поставок Сирии военной техники и запчастей составил 1,3 млн долларов, в 1997 году - 1 млн долларов .

После официального визита в Дамаск министра обороны РФ Игоря Сергеева в ноябре 1998 года стороны подписали несколько новых соглашений в сфере ВТС. Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, гранатомётов и боеприпасов. В 1999 году началось выполнение контракта от 1996 года на поставку Сирии российских ПТРК «Метис-М» и «Корнет-Э» .

В ходе визита министра обороны САР Мустафы Тласа в РФ в мае 2001 года сирийской стороной было заявлено о желании модернизировать поставленные в советское время зенитно-ракетные комплексы дальнего действия С-200Э, танки Т-55 и Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, самолёты Су-24, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Миг-29 .

В 2006 году Россия поставила Сирии зенитные ракетные комплексы «Стрелец». В том же году был заключён контракт на поставку Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» (к 2014 г. было поставлено одиннадцать из 36 заказанных) и модернизацию 1 тыс. танков Т-72 (контракт был выполнен в 2011 году) .

В 2007 году были подписаны контракты на продажу Сирии береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» с ракетами «Яхонт» (поставки осуществлялись в 2010-2011 годах), ЗРК «Бук» (было поставлено не менее 6 из 8 заказанных дивизионов) и истребителей МиГ-31Э. В том же году был подписан контракт на ремонт 25 вертолётов Ми-25 (выполнен в 2012 году) и поставку тренажёров для обучения пилотов вертолётов Ми-17Ми-35 (выполнен в 2011 году) .

В докладах западных аналитиков сообщалось, что к июню 2008 года в Сирии находилось большое количество российских военнослужащих, советников и специалистов по эксплуатации и ремонту - таким образом Москва нарастила свои возможности в Сирии и вернула статус кво, существовавший при СССР :370 :367

В августе 2008 года президент Башар Асад поддержал действия российских войск в Южной Осетии . Сирийский лидер заверил, что Дамаск готов сотрудничать с Россией во всём, что может укрепить её безопасность .

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырёх (по другим данным, шести дивизионов) ЗРК С-300. В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере ВТС с иностранными государствами сообщила, что вместо поставки С-300 в счёт выплаченного аванса по обоюдной договорённости была поставлена партия бронетранспортёров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатомётов и другого вооружения .

12.10.2017 Транспортная политика

10-е заседание постоянной российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству состоялось в Сочи. Российскую сторону возглавил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, сирийскую делегацию - заместитель председателя Совета министров, министр иностранных дел и по делам эмигрантов САР Валид Муаллем. Участие в заседании принял заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.

В ходе заседания комиссии, в работе которой также участвовали представители деловых кругов России и Сирии, состоялся обмен мнениями по ключевым вопросам двустороннего сотрудничества, в том числе, в области транспорта.

Как сообщил Д.Рогозин, в январе - июле 2017 года товарооборот России и Сирии увеличился почти на 42 процента относительно аналогичного периода прошлого года и составил 192,8 миллиона долларов, в том числе экспорт из РФ вырос более чем на 50 процентов, до 191 миллиона долларов. При этом объем сирийского импорта невелик, порядка 2 миллионов долларов, что, по оценке Рогозина, прежде всего, связано с отсутствием необходимой инфраструктуры для экспорта и подготовки местной сельхозпродукции.

Создание эффективной действующей нормативно-правовой базы в сфере таможенного регулирования поможет избежать проблем и проволочек, а также увеличить объем товарооборота, отметил вице-премьер, добавив, что параллельно формируется прямая судоходная линия между российскими и сирийскими портами. «В настоящее время транспортировка подобного рода [сельскохозяйственных] грузов выполняется по линии компании «Оборонлогистика», которая заинтересована в расширении предоставляемых услуг»,- уточнил он.

Москва, 10 октября - "Вести.Экономика". Представители российского бизнеса примут активное участие в восстановлении экономики Сирии и получат преференции в заключаемых контрактах.

Об этом заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем заявлении на заседании российско-сирийской межправительственной комиссии, которая прошла 10 октября в Сочи. В работе комиссии с сирийской стороны принял участие глава МИД Сирии Валид Муаллем.

В своем выступлении Дмитрий Рогозин отметил, что работа по организации послевоенного восстановления в Сирии началась задолго до текущей ситуации, когда война в стране приближается к завершению.

По словам вице-премьера, если до этого основное экономическое сотрудничество между РФ и САР заключалось в поставках сельскохозяйственной продукции, то теперь речь идет о "всех возможных проектах работы в Сирии". По итогам заседания между Россией и Сирией был подписан протокол об организации обмена таможенной информацией о товарах и транспортных средствах.

Дмитрий Рогозин также сообщил о создании прямой судоходной линии между российскими и сирийскими портами.

"Мы понимаем, что война подходит к концу, бандиты будут уничтожены, и к моменту восстановления сирийской гражданской экономики Россия подошла с глубоким пониманием того, что необходимо будет сделать по линии как государственных компаний, так и российского бизнеса. Установлены прямые экономические взаимоотношения, мы уже приступили к подготовке сирийских специалистов. Работа здесь, на Красной Поляне, шла днем и ночью.

Работа нашей межправительственной комиссии была активизирована в тот самый момент, когда была очень сложная военно-политическая ситуация в Сирии и вокруг нее. Уже тогда мы верили в то, что будет успех, понимали, что совместные действия России и Сирии и та помощь, которая была оказана нашими ВКС, приведут к определенному успеху и надо готовиться к еще более сложной задаче – послевоенному восстановлению Сирийской Арабской Республики. Поэтому сегодня мы обсуждаем вопросы, когда мы понимаем, что война подходит к своему логическому завершению, бандиты будут уничтожены, и к моменту восстановления сирийской гражданской экономики Россия подошла с глубоким пониманием того, что необходимо будет сделать по линии как государственных компаний, так и российского бизнеса.

Сирия – очень богатая страна, и по мере освобождения районов на ее территории возникают новые экономические возможности. Пример России становится очень важным и для других государств, в том числе для стран Запада, которые теперь тоже стали интересоваться сирийской экономикой. Но для нас, для России, для страны, которая взяла на себя основную ответственность в оказании помощи сирийскому руководству, крайне важно не терять темп сотрудничества и быть с сирийскими друзьями вместе.

В январе-июле 2017 г. товарооборот России и Сирии увеличился почти на 42% относительно аналогичного периода прошлого года и составил $192,8 млн, в том числе экспорт [из РФ] вырос более чем на 50% до $191 млн.

Мы понимаем, почему это происходит. Это прежде всего связано с отсутствием необходимой инфраструктуры для экспорта и подготовки местной сельхозпродукции, что делает экономически невыгодными поставки сирийских овощей и фруктов.

Формируется параллельно прямая судоходная линия между российскими и сирийскими портами. В настоящее время транспортировка подобного рода грузов выполняется по линии "Оборонлогистика", которая заинтересована в расширении предоставляемых услуг.

Между Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением Сирийской Арабской Республики подписан протокол об организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, которые перемещаются между Россией и Сирией, а также протокол об обмене данными о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между нашими странами. Создание эффективной нормативной базы таможенного регулирования нам позволит устранить административные барьеры в торговле и значительно увеличить ее объем.

Все это время проходили встречи в Дамаске и Москве, на разных уровнях. Прошли заседания рабочих групп по разным направлениям. Протокол, который мы подписали сегодня, – глубокий, продуманный, технически основательный документ, за которым должны последовать контракты. После того как затихнут пушки, совместными усилиями нам удастся обеспечить минимально достаточный уровень для населения Сирии, чтобы наши друзья почувствовали реальную пользу от сотрудничества.

Мы сейчас переживаем этот момент, связанный с восстановлением экономики Сирии и переходом ее в мирное русло. Самое яркое свидетельство – проведение после длительного перерыва 59-й международной дамасской ярмарки. С российской стороны в этой ярмарке приняло участие около 20 компаний.

Сейчас мы констатируем, что наступает время экономического восстановления, и рассчитываем на то, что российский бизнес примет в этом процессе самое деятельное участие. Сначала эти экономические возможности в основном сводились к тому, чтобы поставлять хотя бы то, что можно, в России зарабатывать хоть какие-то деньги – речь шла о поставках сельхозпродукции. Сегодня этот спектр велик и охватывает все возможные проекты работы в Сирии.

Мы сейчас говорим прежде всего о конкретных контрактах, и все вопросы, связанные с преференциями, будут заключены именно в этих контрактах. Главная преференция состоит в том, что россияне в Сирии – это самый желаемый гость".

Портал "Вести.Экономика" ранее о том, что в сентябре в Москве прошла встреча представителей российско-сирийского делового совета.

В своем выступлении на данной встрече посол Сирии в России Рияд Хаддад заявил о том, что президент Сирии Башар Асад распорядился оказывать "всяческие преференции" российским бизнесменам при ведении бизнеса в Сирии, и подчеркнул, что приезд крупнейших бизнесменов Сирии в Москву является "серьезным подтверждением наших больших побед".

Российско -сирийские дипломатические отношения были установлены в январе 1944 года, одновременно с провозглашением Сирией независимости. В настоящее время они основаны на базовом советско-сирийским договоре от 1980 года.

Стратегическое сотрудничество

Практически с момента основания Сирийской Арабской Республики Советский Союз оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. После прихода к власти в Сирии в 1963 партии «Баас» в средиземноморском порту Тартус была основана материально-техническая часть ВМФ СССР. В Сирию в огромных количествах поставлялись советское огнестрельное оружие, автомобили, танки, самолеты, ракеты. Таким образом Сирия стала наиболее лояльным Советскому Союзу государством на Ближнем востоке.

Сирия не имела возможности расплачиваться с Советским Союзом за поставляемое оружие, поэтому к 1992 году её долг перед Россией превысил 13 миллиардов долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долл. в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Так, после длительного застоя в 90-х военно-техническое сотрудничество между двумя странами возобновилось.

Поставки российского вооружения в Сирию осложняются непростыми отношениями этой страны с США и Израилем. В частности, Израиль неоднократно высказывал протест против поставок в Сирию противоракетного комплекса С-300 и перехватчиков МиГ-31, а также - после начала переговоров о возможном строительстве в Тартусе полноценной базы российских ВМФ.



Генерал армии Валентин Варенников спустя полгода после Мюнхенской речи Путина (2007) призывал "обращать больше внимания на те страны, которые к нам сейчас тянутся, на те страны, в которые мы вложили столько сил, труда и материальных средств в советское время", указав на Сирию .

Экономические связи

В 2005 товарооборот составил 459,8 млн долларов.

В 1994 был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).

Российские компании и организации проявляют интерес к сотрудничеству с Сирией в основном в нефтегазовой сфере. По итогам проведенных тендеров контракты подписали роскомпании: «Татнефть» (март 2005), ЗАО «Союзнефтегаз» (2005), ОАО «Стройтрансгаз» (декабрь 2005).

В сентябре 2004 в Дамаске под эгидой Российско-арабского делового Совета был создан двусторонний Российско-сирийский деловой Совет (РСДС). С российской стороны Совет возглавляет Генеральный директор «Трубной Металлургической Компании» Д. А. Пумпянский, с сирийской - вице-президент Федерации торговых палат Сирии, президент торговой палаты Алеппо, депутат парламента С. Маллях.

В 1994 г. был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, создана Постоянная Российско-Сирийская Межправительственная Комиссия (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В феврале 1998 г. в Дамаске состоялось Первое заседание Комиссии, на котором были определены основные направления сотрудничества - энергетика, транспорт, нефть и газ, ирригация, мирное использование атомной энергии. В мае 2001 г. в Москве во время Второго заседания МПК стороны согласовали совместные действия по развитию сотрудничества как в традиционных областях, так и в сфере промышленности, геологии и природных ресурсов, использования атомной энергии в мирных целях, научно-технического сотрудничества, здравоохранения, межбанковских отношений.

В 2005 г. в Дамаске по итогам Третьего заседания МПК был согласован протокол, в котором, наряду с намерением сторон по углублению сотрудничества, был обозначен ряд проектов, представляющих приоритетный интерес для российских субъектов внешнеэкономической деятельности. В рамках заседания подписано Соглашение о сотрудничестве между Внешторгбанком и Центральным банком Сирии, открывающее возможности приема сирийской стороной гарантий российского банка для обеспечения участия наших организаций в реализации проектов развития на территории САР.

На Четвертом заседании МПК, которое состоялось в марте 2006 г. в Москве, стороны дали позитивную оценку достигнутым между руководством двух стран договоренностям и подписанному Межправительственному соглашению об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам, что создает новые благоприятные возможности для развития сотрудничества.

Участники Пятого заседания МПК, прошедшего в Дамаске в апреле 2007 г., констатировали, что российско-сирийские отношения переживают этап уверенного позитивного развития.

В 2010 году активизировались контакты по интенграции Сирии в Таможенный союз ЕврАзЭС. В мае 2012 года министр финансов Сирии Мухаммед аль Джлейлати подтвердил намерение Сирии продолжать договоры о создании зоны свободной торговли с Белоруссией, Казахстаном и Россией. 3 августа 2012 Россия обещала рассмотреть вопрос о предоставлении кредита Сирии, заявил в пятницу на пресс-конференции в РИА Новости министр финансов Сирии Мухаммед Жлейляти. . Кредит связан с Гражданской войной в Сирии, которая длится около года.

«Оружейный скандал» 2007

В середине июня 2007 в Сирии резко возросла военная активность: регулярно проводились масштабные военные учения, укреплялись пограничные с Израилем районы. В прилегающих к Голанским высотам территориях были размещены пусковые установки тактических ракет. В Израиле всё это было воспринято как подготовка к войне. В августе ЦАХА Лвыступил с обвинением, согласно которому Россия якобы поставляла Сирии искаженные данные о готовящейся военной операции Израиля против Сирии, вынуждая сирийцев покупать больше российского оружия.

МИД России назвал это заявление «бредом» [источник не указан 1309 дней ] . От Сирии комментариев не последовало.

Отношения России и Ирака

Дипломатические отношения России с Ираком установлены 9 сентября 1944 года . В 1955 года они были прерваны иракским монархическим режимом и восстановлены в июле 1958 года после его свержения.

В августе 1990 года СССР осудил иракскую аннексию Кувейта, присоединился к международным санкциям против Ирака и принял участие в выработке резолюций СБ ООН по урегулированию последствий кризиса в Персидском заливе. В период резкого обострения ситуации вокруг Ирака в конце 2002 – начале 2003 года Россия вместе с другими государствами «лагеря мира» прилагала усилия по предотвращению силовой развязки затянувшегося конфликта.

После свержения режима Саддама Хусейна в мае 2003 года Москва проводила линию на необходимость всеобъемлющего решения иракской проблемы при обеспечении центральной роли ООН, выступала за сохранение территориальной целостности страны и восстановление ее суверенитета.

В декабре 2003 года Россию с кратким рабочим визитом посетила делегация Временного управляющего совета во главе с его действующим председателем, лидером Высшего совета исламской революции в Ираке Абдель Азизом аль-Хакимом. Она была принята президентом России Владимиром Путиным.

В июле 2004 года в Москве находился министр иностранных дел Временного правительства Ирака Хошияр Зибари, который провел переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и встретился с секретарем Совета Безопасности Игорем Ивановым.

В декабре 2004 года в Москве с рабочим визитом побывал премьер-министр Ирака Айяд Аляви. Главу Временного правительства и сопровождавших его министров приняли президент России Владимир Путин и председатель правительства Михаил Фрадков.

В сентябре 2005 года в Нью-Йорке состоялась встреча президента России Владимира Путина с президентом Ирака Джалялем Талабани.

Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари был еще трижды принят в Москве 19‑21 ноября 2005 года, 18‑21 сентября 2007 года и 11‑13 февраля 2008 года.

Трагическая гибель от рук террористов в июне 2006 года пятерых сотрудников российского посольства в Багдаде в принципиальном плане не повлияла на подходы России к проблематике двусторонних отношений и настрой на всемерное укрепление и углубление взаимовыгодного сотрудничества с Ираком в различных сферах.

В ноябре 2007 года в Эрбиле (иракский Курдистан) было открыто генконсульство России.

Также Россия планирует восстановить консульство на юге Ирака – в городе Басра.

Россия, а до этого Советский Союз, на протяжении нескольких десятилетий была одним из главных экономических партнеров Ирака. В 2001 году Россия вышла на первое место по товарообороту с Ираком. С помощью российских специалистов в Ираке был реализован ряд крупных проектов в области электроэнергетики, нефтегазовой сфере, ирригации и сельском хозяйстве. В период действия экономических санкций (1991-2003) российские компании пользовались в Ираке особым приоритетом. Советский Союз был и основным поставщиком оружия для иракской армии.

С 1996 по 2003 год Россия участвовала в гуманитарной программе СБ ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие». В программе приняли участие российские компании «Зарубежнефть» (координация закупок иракской нефти), «Альфа-Эко», «Зарубежнетегазстрой», РАО «МЭС», «Машиноимпорт», ЛУКОЙЛ, ОНАКО, СИДАНКО, Татнефть, ТНК, Нафта-Москва, «Роснефть» и «Сибнефть».

За время действия программы российскими компаниями было закуплено более 1 млрд баррелей иракской нефти, что составляло (варьируясь в зависимости от фазы гуманитарной программы) порядка 30‑40% нефтяного экспорта Ирака. В рамках программы российские компании участвовали в поставках в Ирак гуманитарных грузов, продовольствия, медикаментов, оборудования, а также оказывали сервисные услуги.

По данным Минэнерго России, на момент начала военных действий российскими компаниями, представившими отчет в Минэнерго, было заключено с различными иракскими министерствами и ведомствами контрактов на сумму 2,2 млрд евро, из них одобрено СБ ООН – на 846,8 млн евро, находилось на одобрении – на 536,9 млн евро. Кроме того, эти компании уже исполнили контрактов на 763,5 млн евро. По некоторым оценкам, прямой ущерб этих компаний (без учета упущенной выгоды) в результате военных действий (офисы, машины, оборудование и т.п.) составил около 150 млн евро.

После прихода в Ирак американских войск и резкого ухудшения обстановки в стране в 2004 году российские фирмы и специалисты были выведены из страны, а все работы практически свернуты.

В первое послевоенное время усилия России были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. Российские компании объявили о готовности в случае подтверждения иракской стороной подписанных в предвоенный период крупных контрактов и коммерческих соглашений, инвестировать в нефтяные проекты в Ираке более 4 млрд долларов.

На сессии Парижского клуба 17‑21 ноября 2004 года Россия присоединилась к общему решению о списании большей части иракского долга. Соглашение об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам было подписано в Москве 11 февраля 2008 года министром иностранных дел Ирака Хошияром Зибари и министром финансов России Алексеем Кудриным. Соглашение предусматривает списание 93% иракского долга, который составляет 12,9 млрд долларов. Списание будет проходить в несколько этапов. Первоначально будет списано 65% долга. Оставшиеся 4,5 млрд долларов будут погашены в два этапа в рамках последующих переговоров.

В ходе визита Хошияра Зибари в Москву в феврале 2008 года состоялось пятое (и первое за послевоенный период) заседание Российско-Иракской Комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Был подписан Меморандум о намерениях по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Проекты России в Ираке

На нынешнем этапе двусторонних экономических отношений между Россией и Ираком практическая работа ведется главным образом в области электроэнергетики. В августе 2003 года в Ираке возобновили работы «Технопромэкспорт» (ТЭС в г.Юсифия) и «Интерэнергосервис» (ТЭС в г.Насирии и пригороде Багдада). Однако в связи с резким ухудшением военно-политической обстановки в Ираке российское правительство в апреле 2004 года приняло решение об эвакуации из страны специалистов (около 900 чел).

Летом 2005 года ряд российских компаний («Интерэнергосервис» и «Энерго Инжиниринг Энтерпразиз») вновь возобновил работу в Ираке. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанции в пригороде Багдада («Южная ТЭС»). В стране находится несколько десятков российских специалистов.

Россия особенно заинтересована в развитии сотрудничества с Ираком в области ТЭК. Российские компании участвовали в проектах по геологоразведке и обустройству месторождений Субба, Лухейс, Северная Румейла (суммарные запасы нефти – 2,1 млрд тонн). На момент начала военных действий в марте 2003 года в Ираке российскими компаниями был заключен ряд контрактов на геологоразведку и обустройство еще целого ряда нефтяных месторождений – таких, как Нахр-Бен-Умар (6 млрд. баррелей), Рафидейн (100 млн тонн), Гараф (80‑100 млн тонн). Самый крупный среди них – контракт на обустройство и разработку месторождения Западная Курна – вторая очередь.

В настоящее время приоритетной задачей здесь является возобновление реализации соглашения консорциума российских компаний с Министерством нефти Ирака о разработке второй очереди крупнейшего нефтяного месторождения Западная Курна. Консорциум в составе ЛУКОЙЛа (68,5%), «Зарубежнефти» (3,25%), «Машиноимпорта» (3,25%) и министерство нефти Ирака (25%) в марте 1997 года подписали соглашение о разработке месторождения Западная Курна‑2 на условиях СРП. Срок действия СРП был установлен до 2020 года.

Для ЛУКОЙЛа этот контракт был стратегическим: он предполагал, что российская компания будет оператором разработки месторождения с запасами 8‑10 млрд баррелей нефти и при этом получит контрольную долю в проекте. Необходимые инвестиции в проект оценивались в объеме 3,7 млрд долларов.

Данный контракт в декабре 2002 года министерство нефти Ирака в одностороннем порядке объявило расторгнутым, ссылаясь на то, что ЛУКОЙЛ его не выполнял. Российская сторона не признает правомочности этого шага. После свержения режима Саддама Хусейна велись переговоры о необходимости признания прав российской компании на проект.

В ходе своего визита в Москву в августе 2007 года министр нефти Ирака Хусейн Аш-Шахристани заявил, что все действующие нефтяные месторождения страны, включая Западную Курну, будут переданы государственной нефтяной компании, которая сама решит, каких партнеров выбрать. Министр обозначил условия, которые иностранные компании должны соблюсти, чтобы победить в планируемых тендерах. По его словам, нефтяные контракты должны представлять наибольшую выгоду для иракского народа, признавать суверенитет Ирака и его права на владение недрами, обеспечивать охрану окружающей среды, способствовать подготовке иракских национальных кадров для работы в нефтегазовой сфере, а также предусматривать участие нефтяных компаний в развитии тех районов, в которых они действуют.

ЛУКОЙЛ имеет уже практически готовый проект разработки месторождения Западная Курна-2.

По просьбе иракского правительства и в надежде на новые контракты ЛУКОЙЛ подготовил на безвозмездной основе проект документации по реконструкции систем обводненности скважин на месторождении «Южная Румейла», в процессе работа над проектной документацией по оценке запасов месторождения «Северная Румейла».

На предприятиях ЛУКОЙЛа ежегодно проходят подготовку сотрудники структурных подразделений Министерства нефти Ирака. Стажировка специалистов и обучение студентов из Ирака осуществляются в соответствии с меморандумом о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанным ЛУКОЙЛом и Министерством нефти Ирака в Багдаде в марте 2004 года. Также ЛУКОЙЛ неоднократно оказывал гуманитарную помощь народу Ирака.

В аналогичной ситуации находятся и другие российские компании. Хотя не у всех дело дошло до подписания контракта, а ограничилось лишь меморандумами о намерениях, однако многие успели вложить деньги в разработку проекта. Среди них и возглавляемая председателем Делового совета по сотрудничеству с Ираком Юрием Шафраником компания «Союзнефтегаз».

«Союзнефтегаз» подписал с министерством нефти Ирака меморандум о намерении разрабатывать месторождение «Рафидейн» на юге страны с запасами около 100 млн тонн нефти. До начала войны компания успела составить ТЭО по освоению месторождения.

В апреле 2008 года ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" получили доступ к участию в тендерах на разработку недр Ирака. Всего в тендере участвовали 120 компаний. Из этого списка были выбраны 35, в том числе почти все крупнейшие мировые энергоконцерны. Российских компаний в нем только две.

Отношения России и Ливии.

Дипломатические отношения между СССР и Ливией были установлены 4 сентября 1955 года. В конце декабря 1991 года Ливия официально заявила о признании России.

На протяжении нескольких десятилетий две страны весьма активно развивали двухсторонние связи. Муамар Каддафи трижды (1976, 1981 и 1985 годы) посещал Москву с официальными визитами.

16-17 апреля 2008 года состоялся первый за всю историю двусторонних отношений визит президента РФ Владимира Путина в Ливию по приглашению руководителя ливийской революции Муамара Каддафи.

По итогам визита подписано десять документов. Среди них Декларация об укреплении дружбы и развития сотрудничества между двумя странами, декларация о намерениях по развитию многоотраслевого сотрудничества, межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, документ о защите секретной информации.

В Декларации об укреплении дружбы и развитии сотрудничества стороны заявили о намерении "углублять сотрудничество в вопросах национальной безопасности и обороны, в частности, путем активизации консультаций между компетентными ведомствами двух стран, укреплять военные и военно-технические связи". Стороны также заявили о намерении "углублять и расширять политический диалог на различных уровнях" и "содействовать развитию диалога между организациями обеих стран, действующими в сфере энергетики, с учетом баланса интересов как потребителей, так и производителей энергоресурсов, с целью создания необходимых условий для повышения стабильности мирового энергетического рынка".

    Дипломатические отношения России - Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:… … Википедия

    Гражданская война в Сирии - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия

    Внешняя политика России - Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    Внешняя торговля России - Динамика объёмов экспорта и импорта России в 1994 2009 годах, млрд долларов США Внешняя торговля России торговля России со странами мира. Внешнеторговый оборот России вырос в 2008 году на 33,2 % до $735 млрд (по данным… … Википедия

    Дипломатия России - Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

    Посольство Сирии в Москве - Координаты: 55°44′23.6″ с. ш. 37°35′43″ в. д. / 55.739889° с. ш. 37.595278° в. д. … Википедия

    Внешняя политика Сирии - Сирия и Ливан Сирийские войска были введены в Ливан в 1976 году для «наведения порядка» в стране, охваченной гражданской войной. Для этого, однако, потребовалось целых 14 лет. И даже после прекращения вооружённого противостояния 17 тысячный… … Википедия

    Список послов СССР и России в Сирии - В статье представлен список послов СССР и России в Сирии. Содержание 1 Хронология дипломатических отношений 2 Список послов … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Сирии - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Сирия - (Syria) История древней Сирии и новейшая история Сирии, государственное устройство и внешняя политика Сирии Географическое положение Сирии, климат Сириии, административное деление и экономика Сирии, внешняя торговля Сирии, религия Сирии, языки и… … Энциклопедия инвестора