Секреты S.T.A.L.K.E.R. Shadow Of Chernobyl (Stalker: Тень Чернобыля)

По мнению многих геймеров, шутер от первого лица "S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля" является одной из лучших игр в своем жанре. Великолепное музыкальное сопровождение, хороший сюжет, огромный открытый мир, множество второстепенных квестов - все это сделало игру даже культовой. Но для тех, кто впервые хочет пройти игру, будет полезно узнать, как чинить оружие в "Сталкере: Тень Чернобыля". Это позволит избежать определенных трудностей.

Зачем чинить оружие?

В отличие от большинства шутеров, в этой игре оружие имеет свойство изнашиваться. Одно является более долговечным, а вот другое выходит из строя сравнительно быстро. Изношенное оружие чаще дает осечку, что в разгар боя может привести к самым нежелательным последствиям. Конечно, можно использовать коды на оружие, полностью решив эту проблему.

Зайдя в папку с установленной игрой, нужно найти файл setup-bp.exe. Запустив его, нужно ввести на выбор код pseudodog или snork. Это позволит получить приятные бонусы. Других кодов на "Сталкер: Тень Чернобыля" не существует, хотя на множестве форумов иногда выкладываются различные версии, но проверку практикой они не проходят.

Но все-таки большинство игроков считают неприемлемым столь откровенное читерство, стараясь придерживаться в рамках, определенных создателями игры. К тому же коды на оружие портят удовольствие от игры, нарушая баланс. В последующих частях серии разработчики предусмотрели возможность по ремонту и модификации оружия. Обратившись к техникам, можно за определенное вознаграждение не только обновить любимый пистолет, винтовку или автомат, но и улучшить их характеристики: урон, размер магазина, дальнобойность и прочее. К сожалению, в первой части такой опции нет. А оружие довольно быстро изнашивается. Поэтому у игроков возникает вполне ожидаемый вопрос: как чинить оружие в "Сталкере: Тень Чернобыля"?

Используем особенности Зоны

Раз техников нет (точнее, они есть, но ремонтировать что-либо напрочь отказываются), приходится идти на различные хитрости. Что и понятно - жалко выбрасывать редкое оружие или добытый с огромным риском для жизни костюм только из-за того, что разработчики не захотели добавить опцию по их ремонту. К тому же эти хитрости не имеют ничего общего с читерством - просто грамотное использование особенностей игры и небольших недоработок.

Иногда на локациях можно находить "сюжетные" трупы. То есть это тела персонажей, не убитых Меченым и потому не исчезающих при переходе с одной локации на другую. Они-то и помогут решить проблему того, как чинить оружие в "Сталкере: Тень Чернобыля". Найдите такой труп, обшарьте его и оставьте сильно поврежденное оружие в инвентаре покойного. Теперь уйдите с локации, а потом сразу же вернитесь и поспешите к "знакомому" покойнику, пока его не обыскал кто-то другой. Заберите оставленное ранее оружие - обычно его ресурс существенно увеличивается (чаще всего до 70-90 %), что позволяет продолжительное время использовать его.

К сожалению, это единственный способ отремонтировать оружие, не портя свою репутацию. Да, есть немало мест в игре "Сталкер: Тень Чернобыля", где найти оружие можно. А вот с ремонтом все значительно хуже.

А может вас интересует ремонт брони? Ведь она от попаданий пуль, схваток с мутантами и воздействия аномалий изнашивается еще быстрее, а менять ее сложнее и дороже.

Для начала нужно найти пять одинаковых артефактов, которые защищают от аномалий. Это:

  • "Пустышки" для огненных аномалий.
  • "Батарейки" для электрических.
  • "Пленки" для химических.

Надев все пять артефактов на пояс, необходимо встать в соответствующую аномалию (или в огонь, если используете "Пустышки"). Защита в этом случае будет составлять 150 %. Как результат - кислота, огонь или электричество вместо того, чтобы портить костюм, довольно быстро его восстанавливают.

Конечно, найти пять столь ценных артефактов довольно сложно. Но вполне возможно к концу игры, когда появляются костюмы, которые не хочется менять на другие, менее подходящие.

Используем "нечистый" прием

Есть и иной способ того, как чинить оружие в "Сталкере: Тень Чернобыля". Правда, он весьма "нечистый". Для этого нужно найти новичка (обычно на Кордоне или Свалке) и выбросить возле него поврежденное оружие. Он наверняка пожадничает и подберет его, убрав в инвентарь.

Теперь можно исподтишка прикончить доверчивого сталкера и порыться в его вещах. Практически полностью убитое оружие оказывается отремонтированным до 90, а то и до 95 %. Но будьте осторожны - таким образом можно испортить отношения со многими сталкерами в Зоне.

Заключение

Статья подходит к концу. Теперь вы знаете, как осуществлять ремонт оружия и брони в "Сталкер: Тень Чернобыля" и наверняка сможете с пользой применить эти знания. Так что оружие и снаряжение всегда будут в прекрасном состоянии и точно не подведут в ответственный момент.

Игра «Сталкер: Зов Припяти» была, есть и будет одной из лучших. Ведь здесь есть все, что требуется геймеру: отличный сюжет, множество интересных квестов, непередаваемая атмосфера, огромное количество противников и оружия для их уничтожения. Так что неудивительно, что уже почти десять лет эта игра занимает топовую позицию в рейтинге. О прохождении приключения написано немало, но в этом обзоре мы раскроем все секреты «Сталкера: Зов Припяти»: о тайниках, редком оружии и многом другом.

Не отмеченные места на Затоне

Довольно часто при прохождении игры геймеры получают задания отыскать тот или иной предмет без отметки на карте. И начинается путешествие от одной границы карты к другой в поисках квестового артефакта или нужного человека. Мы же собрали все секреты «Сталкера: Зов Припяти», для того чтобы вы избежали подобных проблем.

Первая тайна, с которой вы встретитесь при прохождении игры, - это поиски товарищей Кардана. Этот талантливый техник, обитающий на «Скадовске», после пары бутылок водки расскажет о пропавших друзьях: Барже и Шутнике. И конечно, вам понадобится их отыскать. Первого пропавшего, Баржу, вы обнаружите в пещере под сгоревшей деревней. Отыскать труп Шутника можно в районе аномалии «Соснодуб», в северо-западной ее части. За прохождение этого квеста вас ждет не такая уж стоящая награда в игре «Сталкер: Зов Припяти»: броня и улучшенный детектор. Но если вы хотите хорошей концовки, в которой Кардан выживет, то обязательно возьмитесь за выполнение этого квеста.

Затон. Где найти инструменты в «Сталкер: Зов Припяти»

Конечно, Кардан - гениальный техник, способный отремонтировать или улучшить ваше оружие или броню. Но и его возможности не безграничные, и для работы ему потребуется добыть несколько наборов инструментов для грубой и тонкой работы. Для поиска первого предмета необходимо посетить «Лесопилку», расположенную на северо-западе карты игры «Сталкер: Зов Припяти». Затон - не самое безопасное место, так что будьте осторожны. Эта локация кишит зомби и хотя они не особо «умные» противники, их количество (более 20) может быть серьезной проблемой, особенно для новичков. Если хотите облегчить задачу - наймите группу сталкеров, которая ошивается неподалеку. Набор инструментов вы найдете на чердаке одного из домов локации. Для этого ищете здание с лестницей - такое тут только одно.

Затон. Инструменты для тонкой работы

Продолжаем изучать тайные места игры «Сталкер: Зов Припяти». Инструменты для тонкой работы вы найдете в локации «Цеха подстанции». Но попасть в этот район будет не так уж легко - эти развалины облюбовала небольшая группа наемников. И пробраться сюда вы сможете двумя способами:

  • Прорыв с боем . В этом случае вам придется перестрелять всю группу наемников, но учтите, что противники хорошо вооружены и опасны.
  • Выполнение задания. Командир бойцов расскажет о нехватке еды, и если вы принесете ему шесть единиц любого пропитания, например консервов, то сможете беспроблемно зайти на территорию цехов.

Квестовые предметы на Юпитере

Следующим техником, которому понадобятся инструменты для тонкой и грубой работы, является Азот. Этого персонажа вы обнаружите на половине станции Янов, принадлежащей группе «Долга». Где найти инструменты в «Сталкер: Зов Припяти» для этого персонажа? Прежде всего, вам следует отправиться на юго-запад по железной дороге. Возле моста стоит заброшенный поезд, внутри которого и спрятан первый набор. Попасть туда будет несложно - спрыгните с моста на крышу состава и пройдите в крайний вагон. Но добраться до предмета будет куда трудней, ведь внутри бушует электрическая аномалия, встреча с которой не принесет радости. Так что перебегайте от одного прохода к другому и скрывайтесь в тамбурах, чтобы переждать «бурю».

Где найти инструменты в «Сталкер: Зов Припяти» для тонкой работы? Чтобы их обнаружить, вам необходимо отправиться на юго-восток локации, к заводу «Юпитер». Но вам нужно не само здание, а хозяйственные пристройки. Чтобы добраться до них, пройдите мимо аномалии «Бетонная ванна» прямо к южным воротам. Далее вас интересует левое здание, обойдя которое, вы найдете лестницу. Поднимайтесь вверх - внутри небольшое помещение с большим количеством электрических аномалий, и это место является одним из опаснейших в проекте «Сталкер: Зона Припяти». Инструменты лежат возле противоположного окна, так что пользуйтесь детектором, чтобы добраться до них.

Наборы в Припяти

Следующие подобные секреты игры «Сталкер: Зов Припяти» спрятаны в финальной локации приключения. Первый набор инструментов вы обнаружите в здании центрального универмага. Будьте предельно внимательны: внутри обосновалась довольно многочисленная стая тушканов, так что прежде чем отправиться на поиск, хорошенько пополните боезапас. Нужный вам предмет лежит перед входом в подвал на столе. Забрав его, можно приступить к поиску следующего квестового набора в игре «Сталкер: Зов Припяти».

Инструменты для калибровки спрятаны на территории старого комбината (локация КБО). Первый этаж довольно безопасный, конечно, если вы будете избегать электрических аномалий, которых здесь предостаточно. На втором этаже не стоит расслабляться, ведь здесь обитает бюрер. А это, как известно, самый опасный противник в игре «Сталкер: Зов Припяти». Версии о том, как с ним справиться, разделяются. Кто-то предпочитает убивать такого противника ножом, другие же ждут, пока монстр сбросит кинетический барьер, и расстреливают его из огнестрельного оружия. И чтобы открыть следующие секреты «Сталкера: Зов Припяти» вам придется одолеть этого противника.

После расправы проходите в небольшую комнату, расположенную позади центрального зала. Здесь вы и обнаружите последний доступный набор инструментов. Но это далеко не все тайны игры «Сталкер: Зов Припяти», прохождение, секреты которой мы разбираем.

Как уничтожить логово кровососов

Прохождение этого квеста принесет вам немало положительной репутации в среде сталкеров. Кроме того, за избавление от кровососов каждый день вам будут добавляться патроны, которые можно менять на деньги. В общем, довольно полезный и интересный квест, пройти который можно двумя способами. Первый - отправиться в логово и постараться перестрелять всех мутантов. Для такого прохождения квеста вам потребуется немало патронов и дробовик помощней. Сначала уничтожьте парочку, обитающую неподалеку от входа в логово. После этого аккуратно входите внутрь, и тихо пройдите в первый левый угол. Это место станет точкой вашей обороны. После этого дождитесь, когда Глухарь покинет помещение, и начинайте отстрел монстров. Кровососы будут метаться из стороны в сторону, но добраться до вас не смогут. После зачистки местности можно возвращаться к Бороде за наградой.

Второй способ уничтожения логова более длительный, но намного интересней. Прежде всего, отправляйтесь к Сычу и купите у него информацию о военном газе. Эта покупка обойдется в две тысячи, но благодаря находкам вы ее окупите. После этого ваш путь лежит к разрушенному мосту имени Преображенского. Найти эту локацию можно на юге карты. Вот здесь-то и стоит брошенная автоколонна. В кузове одного из грузовиков вы обнаружите запертый ящик с газом, и чтобы открыть его, потребуется найти два ключа.

Для их поиска необходимо зайти на мост со стороны «Лесничества», но это будет не так легко сделать - в этом районе немало гравитационных аномалий. Вооружитесь детектором и болтами и аккуратно пройдите опасную зону, не забывая сохраняться. В первой отдельно стоящей машине вы найдете ключ и пару документов, которые можно продать Сычу и тем самым отбить затраты на «наводку». Аккуратно продвигайтесь по правой стороне моста до разлома. Внизу вы увидите перевернутый автомобиль, и вам необходимо осторожно к нему спуститься. Внутри, в тайнике, вы найдете второй ключ и документы.

Теперь можно забрать газ и отправиться с ним к логову кровососов. С правой стороны здания вы найдете вентиляционное оборудование, к которому необходимо прикрутить полученный баллон. После этого из здания выбежит парочка монстров. После их убийства можно отправляться к Бороде за наградой - квест пройден.

Записки Стрелка

Этот квест является одним из самых интересных в игре «Сталкер: Зов Припяти». Тайники Стрелка не только хорошо спрятаны, но и содержат в себе немало полезных вещей: оружие, броню, патроны и артефакты. Кроме того, каждый схрон имеет одну из записок, которые необходимо собрать и передать этому персонажу в Припяти. Это не только принесет вам достижение «Хранитель Тайн», но и значительно облегчит последующую эвакуацию из этого опасного места.

Всего в игре существует три тайника Стрелка, и все эти секреты игры «Сталкер: Зов Припяти» расположены в пределах локации «Окрестности Юпитера». Так что, прежде чем отправиться в Припять, лучше обыскать эти тайные места. Первый тайник вы найдете в экскаваторе, стоящем возле песчаного карьера. Забраться внутрь можно лишь по веткам дерева, растущего возле него. Внутри ждут несколько кислотных аномалий и заветный рюкзак, а в нем записка Клыку, оружие и патроны - все это пригодится в дальнейшем приключении в игре «Сталкер: Зов Припяти», прохождение (секреты) которой мы изучаем.

Следующие тайники Стрелка

Для разгадки следующей тайны вам необходимо отправиться к Цементному заводу. Обойдя здание с левой стороны и спустившись к воде, вы обнаружите небольшую нишу с тремя вентиляционными проходами. Внутрь открытого проема вы сможете попасть, лишь полностью пригнувшись. Там вы найдете сундук, в котором Стрелок и оставил свой второй тайник.

Третий схрон расположен на территории завода «Юпитер». На северо-западе от прохода к упавшему вертолету стоит здание с тремя цистернами на крыше. Идите к нему и спуститесь по лестнице в нижнее помещение. В центральной части комнаты на правой стене торчит небольшой обрезок трубы - именно это место и стало схроном для знакового персонажа игры «Сталкер: Зов Припяти». Тайники найдены, но в этой локации открыты еще не все секреты, так что продолжим их изучение.

Поиск Оазиса

Большинство игроков испытывают некоторые трудности с прохождением этого задания. Найти вход в Оазис не так уж сложно, но что делать внутри? Ведь неправильное прохождение отрезков с порталами будет бесконечно гонять вас по кругу. Все не так сложно, как кажется, и с нашими советами вы сможете открыть эти секреты «Сталкера: Зов Припяти». Добравшись до комнаты с колоннами, пробегите по помещению несколько раз, стараясь не попадать под уже активные порталы. Это позволит активировать недостающие проходы. После того как засветятся четыре арки, пробегите между ними - и вам откроется вход в Оазис, в котором и находится нужный артефакт. После чего останется доставить его Озерскому и получить свою награду.

Как добыть экзоскелет

Такой тип усиленной брони в официальной версии игры можно лишь купить. Так что не надейтесь отыскать экзоскелет в тайниках и схронах игры «Сталкер: Зов Припяти». Броня только покупается и будет доступна лишь после того, как ваш персонаж заработает больше 100 тысяч рублей и получит достижение «Состоятельный клиент». До этого момента вы не найдете экзоскелет ни у одного продавца. Учитывая, что это довольно дорогостоящая покупка, также требующая и затратного ремонта, на содержание этого костюма вам потребуется немало денег.

Есть один довольно интересный способ, позволяющий вам быстро разбогатеть. Для этого вам необходимо, прежде всего, выполнить задание «Заманчивый бизнес». Этот квест вы возьмете у Сыча на «Скадовске». После этого нужно пройти задания от Бороды «Компас» и «Темный бизнес». При этом вне зависимости от того, выступили вы на стороне бандитов или сталкеров, каждый день на ваш счет будет поступать приблизительно тысяча рублей. После этого отправляйтесь на второй этаж корабля и спите, пока не накопится нужная вам сумма. Кроме того, выполнение квеста по зачистке логова кровососов будет приносить вам ежедневно несколько упаковок патронов, которые можно выгодно продать любому торговцу и таким образом насобирать недостающую сумму.

Лучшие моды на «Сталкер: Зов Припяти»

Не секрет, что игры серии S.T.A.L.K.E.R давно стали культовыми, и многие игроки, знакомые с азами программирования, создали немало аддонов и модов, привносящих новизну в прохождение. Не стала исключением и заключительная часть серии игр под названием «Сталкер: Зов Припяти». Моды на оружие, например, Weapon Pack 2.0 позволят использовать вам огромное количество разнообразных вооружений, недоступных в официальной версии игры. Здесь вы сможете найти:

  • 15 видов пистолетов;
  • 33 разнообразные штурмовые винтовки;
  • 3 вида ручного пулемета;
  • несколько новых улучшений стандартного оружия.

В этой модификации ничего не изменено, кроме арсенала игры «Сталкер: Зов Припяти». Моды на оружие чаще всего позволяют вам исследовать зону отчуждения с новыми убойными «пушками», не меняя окружение или сюжет приключения. Но есть и такие аддоны, которые в корне меняют все вокруг. И о них мы расскажем далее.

«Черный Сталкер»

Лучшие моды на «Сталкер: Зов Припяти» равняются на этот аддон, вышедший в 2011 году. Не секрет, что первые игры серии S.T.A.L.K.E.R были куда сложней и опасней, чем последняя часть. И многие хардкорщики считали «Зов Припяти» простым и безопасным «детским садом». Но с выходом этой модификации все изменилось, ведь теперь на каждом шагу вас ждут опасные мутанты и смертельные аномалии. Кроме того, модификация увеличивает и количество «двуногих» противников, так что теперь Затон, Янов и Припять - довольно опасное место. Хотя сюжет игры практически не изменился, приключение в «Черном Сталкере» заиграло новыми красками. Особую трудность вызывает игра в ночное время, ведь с приходом темноты видимость снижается практически до нуля. В общем, если вам надоело играть в обычную версию и вы хотите чего-нибудь посложней, но без изменения квестов, то эта модификация добавит вам «острых ощущений».

Визуальные модификации

Игра «Зов Припяти» вышла еще в 2009 году, и конечно, ее графика сильно отстает от нынешних реалий. Но интерес к приключениям в Чернобыльской зоне не угасает, и создается немало модификаций, улучшающих внешний вид игры без затрагивания основного сюжета. Одним из таких аддонов является «Сталкер: Зов Припяти - Спецназ». В этой модификации вы практически не узнаете игру, ведь теперь в нее включены лучшие графические и геймплейные паки, благодаря чему картинка перестала быть «квадратной» и стала куда реалистичней. Кроме того, в этой модификации немало дополнительных усовершенствований в виде нового оружия и брони. Также впечатление производит реалистичность использования детектора. Эти приборы обзавелись анимацией, что, несомненно, пошло на пользу всей игре.

Моды-спавнеры

Если вы хотите попробовать себя в роли разработчика игры «Сталкер: Зов Припяти» - мод «Повелитель Зоны» предоставит вам такую возможность. Этот аддон нельзя воспринимать как полноценную версию приключения, но он крайне полезен тем, кто хочет привнести что-то новое в прохождение или протестировать на «прочность» созданную модификацию. Возможности «Повелителя»:

  • ускорение или замедление игрового времени;
  • добавление любого количества денег;
  • вызов Выброса;
  • изменение погоды;
  • перемещение в любую точку или локацию на карте;
  • получение главным героем любого вида оружия, патронов, квестовых предметов;
  • добавление аномалий;
  • постройка складов или зданий.

В общем, благодаря этому читерскому аддону, вы сможете создать новый мод и проверить его функциональность.

Новая история

На сегодняшний день есть немало различных модификаций, кардинально меняющих всю сюжетную линию игры «Сталкер: Зов Припяти». «Зима - Дезертир» - один из таких. В этом атмосферном аддоне вашему герою придется испытать немало новых приключений. Более того, как понятно из названия, все действия будут проходить в зимний период, а это сделает неузнаваемыми даже самые изученные места и локации. Основные изменения аддона:

  • изменение основной сюжетной линии;
  • новая погода: бураны, метели, снегопады;
  • 46 дополнительных квестов;
  • огромное количество новых персонажей;
  • видимость в темноте равна нулю;
  • новый HUD;
  • новые виды оружия, брони, медикаментов, приборов и т. п.;
  • возможность устанавливать глушитель на любое оружие;
  • изменение описаний всех предметов;
  • нвое природное явление - затмение;
  • новые секреты и тайники;
  • модернизация артефактов.

И это далеко не полный список всех обновлений и улучшений, которые вы сможете испробовать в модификации «Зима». В общем, если вы фанат игры «Зов Припяти», но хотите чего-нибудь нового, то обязательно попробуйте этот аддон - удовольствие вам гарантировано.

При этом помните, что устанавливать подобный контент следует лишь из проверенных источников, ведь посторонние программы нередко содержат в себе вирусы и могут нанести непоправимый вред всей системе. Так что если хотите избежать ненужных проблем, то изучите информацию о модификации, а также прочитайте отзывы других геймеров, скачавших этот аддон. Это значительно уменьшит риск. Кроме того, если вы устанавливаете модификацию на оружие или броню, посмотрите, совместима ли она с вашей версией игры.

Секреты игры сталкер тень чернобыля и получил лучший ответ

Ответ от -M-E-D-V-E-D-[эксперт]
Секреты S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl
1. В самом начале игры, когда идете на встречу с группой Волка, с которыми впоследствии будете мочить бандитов, слева от дороги есть раненый сталкер и убитый, около которого валяется аптечка. Загляните в вагончик и разбейте ящики - обычно на протяжении игры ничего особо ценного в них нет, но глушак, да к тому же еще и более меткий, будет кстати. Куча пистолетных патронов есть на трупе, который ближе к военным лежит (вокруг него вроде еще кабаны шляются) .
2. Еще в начале игры неплохо бы разжиться Гадюкой, которая хавает пистолетные пули. Лежит таковая на Свалке, в конце заваленного железнодорожного туннеля, полного аномалий, на трупе загнувшегося там сталкера (там Очень сильная радиация, так что запаситесь антирадами и аптечками, так как выбратся будет сложнее, чем забраться) . Это место недалеко от фабрики, где в начале игры полно гопников.
3. В подземном туннеле с электрическими аномалиями на Дикой Территории валяется мертвый Гордон Фриман. Очень забавно читать записи в его КПК. Например, он пишет о том, что ему пришлось отдать свой знаменитый ломик в обмен на банку консерв. Затем он, видимо, нашел где - то мощную пушку, которую при смерти можно найти при нем, и решил в туннеле переждать непогоду.
4. Один из самых ценных и самых легких в нахождении секретов. Идем на базу Свободы, проходим через мост до первого перекреста и идем налево до конца базы. В домике, в дальнем углу лежит Винтарь.
5. Еще один Винтарь можно найти, если вы нашли ученого, который в КПК указал, что на базе Х16 в электрическом щитке он припрятал хабар. Щиток нахаодится в шахте лифта, найдете без труда.
6. На базе Долга, справа от дороги к Выжигателю Мозгов и Армейским Складам есть крест с оражевым костюмом ученого.
7. На Дикой Территории есть дом с заколоченными ставнями, около которого счетчик Гейгера начинает пиликать. Если вы посещаете Территорию не в первый раз, то около этой избушки будет ошиваться кровосос. Так вот, одно окно в доме не заколочено. Подтащите к нему ящик или бочку и запрыгивайте внутрь. Внутри сильня радиация, поэтому возьмите несколько антирадов и после нахождения костюма сразу надевайте его. Он очень хорошо от радиации защищает. Только вот весит 9 кг.
8. В Диких Землях в кабине одного из подъемных кранов лежит подствольник к АК и пара гранат.
9. В здании над входом в Х18 лежит гранатомет, но он слишком тяжел и громоздок, так что решайте сами, жертвовать ли драгоценными килограммами носимого веса ради него?
10. В Припяти в кинотеатре можно увидеть сталкеров из Свободы, которые молятся.
11. У сталкера - одиночки, шляющегося около базы Свободы, можно купить губную гармошку. Практической пользы она не несет никакой, да к тому же еще и весит 350 гр. Кроме того, побродив по Зоне, можно стать счастливым обладателем гитары, мобильника и очков ночного видения. Кстати, сии предметы не интересны даже торговцам вроде Сидоровича или бармена, и они их покупать не будут. Им самое место в сундуке.
12. Если после нахождения документов в Х18 вернуться в Темную Долину, есть возможность того, что вы встретитесь с... тушканчиками!
13. На Янтаре есть тайник с хабаром возле комплекса с выжигателем. Если он отмечен на вашей карте, то внутри можно найти весьма ценный артефакт Пленка - плюс 30 защиты от хим. ожогов и никаких минусов.
14. Вы видели, что показывают почти все телевизоры в Зоне?
15. Артефакты, на которых написано "уменьшают кровотечение", на самом деле только увеличивают его, НЕ НОСИТЕ НА ПОЯСЕ! Причем иногда после снятия эффект не пропадает до тех пор, пока он нахоидтся в рюкзаке.
16. Можно также найти карикатуру, на которой изображена зеленая бутылка водки (зеленый цвет - туманный намек на то, что водка - это яд?) , которая тащит за собой упирающихся людей и подпись: Водка влечет за собой.. .

Shadow of Chernobyl:

1) Гордон Фримен на Дикой Территории, в туннеле с электрами около упавшего вертолета.

2) Надпись "Заходи не бойся, выходи-не плачь", в Лаборатории X-16. В архивах игры можно найти альфа-каналы надписей - ""Жаба - жадный осел нах " "Все вояки-тупые уроды".

3) Многочисленные фотографии людей и постеры на стенках.

4) Чучело чернобыльского кота на базе Долга (локация Бар).Так же можно найти чучела других вырезанных из игры мутантов.

5) Маслины "Iberika" и зеленый горошек "Бондюэль" на стойке в Баре.

6) Множественные отсылки к Half Life 2 и по мнениям некоторых, к F.E.A.R. (даже название похоже), и компании Monolith заодно.

7) Культовая цитата "Свободу всем даром". (Кто не в курсах - читайте книгу братьев Стругацких: "Пикник на обочине")

8) Профессор Сахаров. (А.Д. Сахаров)

9) Газета "Факты" ("... надо прыгать из окна").

10) Фонарик - смайл.

11) Всякие смешные и неуместные текстуры в каталоге с игрой, также в папке звуков автомобилей - песня Crazy Frog"а, и другие неуместные файлы.

12) Могила Клыка с датой 1971-2018, которая состоит из досок от разных могил (сюжет идёт в 2012 году).

13) Оружие в тисках. ("Гроза" за Сидоровичем и "АК-74" на базе Свободы.

14) Телевизоры с превьюшкой С.Т.А.Л.К.Е.Р.а от 3-го лыца. (Типа как у Сидоровича, в Баре и ещё во многих местах.)

15) Многочисленные сообщения от жителей Зоны о том, что они видели НЛО на небе. Видимо, второе Посещение.

16) Упоминание Кругловым Буратино (Antropomorphus Dendromutantus Vulgaris).

17) Несколько не пасхалка, но при должном рассмотрении эмблемы группировок, если их объединить, напоминают эмблему банка "Русский Стандарт".

18) Рядом с выходом с Дикой Территории есть две большие трубы. Если присмотреться, можно увидеть чье-то лицо.

19) Водка "Казаки". В описании сказано, что производитель водки - некая компания "GSC" (Для тех кто в танке: "Казаки" - предыдущая игра от GSC)

20) Гитара и радиоприемник. Это классика пасхалок, расположена в контейнере на Дикой Территории вместе с артефактами Мамиными бусами и Пружиной (версия 1.0004 и 1.0005).

21) В Рыжем Лесу, на локации Радар, есть тайник "Посылка Долгу". Так вот: там бутылка водки (1шт.) пистолет Компакт (1шт.) и один патрон. Типа, выпей и застрелись.

22) Если подойти к тому участку забора, что хотели взорвать Череповцы (долговцы под командованием Черепа) и ударить по нему ножом, то откроется новый удобный путь на базу Свободы.

23) Скряга с базы свободы - просто копия Максима Попенкера.

24) На ЧАЭС нашел странный портал. Он находится на задании недалеко от огромных круглых антенн, из которых вырывается энергия. В процессе прохождения мы его никак не захватываем. Но вот попасть на здание оказалось делом не из легких. Разработчики явно не хотели, чтобы кто-то добрался до этого телепорта. Оно и понятно - его как бы отрезали от общей системы телепортов - он не работает. Только вспышка идет как перед перемещением, но никуда не перемещаешься.

(Хотя в ЧН это здание и этот портал уже используются)

25) Давненько было предположение, о том, что охраняемый аппендикс на Радаре - один из выходов из ж/д тонеля, который соединяет лаборатории-X. Кто-то рассказал, что однажды ему удалось "открыть" дверь в этом месте. Он выстрелил в нее из РПГ-7у, и дверь на время просто исчезла. Счастливый, случайный гон игры... А за дверью находится точка загрузки на другую локацию. Когда он прошел за дверь, произошла загрузка, и он появился в лаборатории X-18, на нижнем уровне, в комнате, с псевдогигантом. А теперь еще и вспоминаем, где на карте находится X-18... Версия игры у него тогда была 1.000. Неизвестно, правда это или нет, но звучит весьма правдоподобно.

26) Снорки умеют забираться по лестницам. Проверить это можно, выбираясь из лаборатории X-16 на Янтаре по подземным тоннелям, заканчивающимися лестницей. Если аккуратно бежать от снорков, не убивая их, и выбраться на поверхность, они заберутся следом.

27) При наведении прицела на выкинутый болт, ящик с динамитом, бочку, высветится название предметов и предложение подобрать его. Но взять этот предмет у нас не получится. Это можно объяснить тем, что разработчики убрали возможность добавлять в инвентарь эти предметы, но моды могут легко исправить ситуацию.

28) В игре присутствует одно небольшое противоречие: сталкеры часто говорят у костра, цитата: "А колбасу и батоны нынче хреновые делать стали". Однако, в описании к продуктам сказано об их хорошем качестве, и что, как минимум, "никто не жаловался".

29) Многих интересовало, что же находится в помещениях Бара, в которые нас не хочет пускать угрюмый охранник. Эти помещения и правда хорошо проработаны, но пустоваты. Дело в том, что разработчики вырезали момент, где Бармен зовёт нас к себе для важного разговора.

В игре очень много интересных секретов и запоминающихся моментов, давайте пройдемся по многим из них!

Улыбка из фонарика

Если вы включите фонарик в каком-нибудь темном помещение, то при направлении луча света на стену увидите диавольский смайлик. А при дневном свете такого явления не заметить.

Получить по роже

Подойдите к дружелюбному или нейтральному NPC, который не хочет с вами разговаривать при поднятом оружии. Жмите долго клавишу F (разговор). Ваш собеседник всячески будет уговаривать вас опустить оружие, но вы этого не делайте. И через некоторое время ему надоест предлагать беседу по-хорошему, и он ударит вас по лицу так, что вы даже оружие потеряете. При повторении данного трюка наш персонаж уже не теряет средства уничтожения. Быстро привыкает, однако.

Портрет разработчиков

Вот это и есть самая настоящая Пасхалка. В лаборатории X-18 на втором этаже есть маленькая темная комнатка, где на стене висит портрет разработчиков из GSC Game World . Фотография сделана на фоне большой трубы, чтобы подстать атмосфере игры. Возможно, запечатленное место – это не что иное, как Чернобыльская АЭС. Обязательно воспользуйтесь фонариком, чтобы увидеть Пасхалку.

Двойник Гордона Фримена

На уровне Янтарь можно встретить двойника Гордона Фримена. Внешне очень сложно отличить, даже костюм такой же, разве что очки выдают копию. Но факт остается фактом - по зоне разгуливают двойники Фримена. Будьте внимательны, они вооружены и опасны!

КПК Гордона

Как оказалось, можно встретить не только двойника Гордона, но и самого настоящего Фримена. Труп можно найти в локации «Дикая территория» (миссия «Спасение ученого») в тоннеле. При обыске в качестве бонуса вам достанется КПК Гордона Фримена. Советую почитать записи, узнаете много интересеного про ученого из «Мессы».

Делаем вид от 3-го лица

В игре можно добавить несколько позиций камер. Для этого найдите папку Documents and Settings/All Users/Общие документы/STALKER-SHOC , а в ней - файл user.ltx . Откройте найденный файл «Блокнотом» и в самом конце добавьте следующие строки:
bind cam_1 kF1
bind cam_2 kF2
bind cam_3 kF3
bind cam_4 kF4

После этих простых манипуляций вы можете клавишами F1 , F2 , F3 , F4 менять позицию камеры на вид от третьего лица.