Переправа через горные реки. Переправа через горные реки Способы переправы через реку

В Прокопьевском районе полицейские и сотрудники МЧС эвакуировали девять человек, застрявших на автомобиле во время переправы через реку

В дежурную часть ОМВД России по Прокопьевскому району позвонил мужчина. Он сообщил, что направлялся в компании друзей на отдых в село Тереш Прокопьевского района. В качестве транспортного средства они использовали старый автомобиль ГАЗ. Во время переправы через реку машина заглохла и застряла. Завести транспортное средство самостоятельно водитель не смог, поэтому вместе с пассажирами выбрался на крышу авто. В ожидании помощи компания провела несколько часов.

Непроходимая болотистая местность оказалась непреодолимым препятствием для служебных автомобилей.
На подмогу замерзающим туристам, среди которых оказались двое малолетних детей 2 и 13 лет, полицейские вызвали представителей МЧС со спецтехникой. В результате было эвакуировано 9 человек . У одной из женщин 25 лет медики диагностировали поверхностное обморожение кисти .

Инспекторы ПДН ОМВД России по Прокопьевскому району составили в отношении родителей детей административные протоколы по ст. 5.35 КоАП РФ "Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних". Собранные материалы направлены в комиссию по делам несовершеннолетних.

Ответ оставил Гость

Трудно изобразить величественную картину, которую представляло 60-тысячное войско, расположившееся у подошвы холма, на котором Наполеон приказал разбить свои палатки. С этой возвышенности он обозревал всю армию, Неман и мосты, приготовленные для нашей переправы. Мне удалось случайно полюбоваться этим зрелищем. Дивизия Фриана (убит при Бородино), которая должна была находиться в авангарде, сбилась с пути и достигла возвышенности в то время, когда вся армия была уже в сборе. Император, увидев, что мы наконец появились, подозвал Фриана и стал давать ему приказания. В это время дивизия остановилась в ожидании своего начальника перед императорской палаткой; я подошел к группе генералов, составлявших свиту Наполеона. Среди них царствовало зловещее молчание, чуть не уныние.

Когда я позволил себе пошутить, генерал Огюст Коленкур, с которым я был в дружественных отношениях, сделал мне знак и сказал тихонько: «Здесь не смеются. Это великий день». Он указал при этом на противоположный берег реки, как будто хотел присовокупить: «Вот наша могила».

Когда император прекратил разговор с генералом Фрианом, дивизия прошла мимо всех армейских корпусов, направляясь к мостам; вскоре она очутилась на противоположном берегу. Тогда солдаты испустили громкие крики радости, которые привели меня в ужас; они как будто хотели сказать: «Теперь мы на неприятельской земле! Наши офицеры не будут более наказывать нас, когда мы будем кормиться за счет жителей!» До тех пор, согласно строгому предписанию императора, начальству удавалось поддерживать строгую дисциплину. Прокламации напоминали войску, что, проходя по владениям короля прусского, мы находились на территории союзника и что к нему следовало относиться так, как будто мы находились на французской земле. Мы видели, к сожалению, что это приказание нередко было забыто или пренебрежено; но, по крайней мере, войско поступало в таких случаях вопреки приказанию начальства, которое удерживало солдат, говоря: «Когда мы будем на русской земле, вы будете брать все, что захотите...»

Авангард обошел лес, росший у берега, но мы нашли в нем только кое-где следы людей; мы были уже в стране пустынной. Император, принц Невшательский, король Неаполитанский и принц Экмюльский проехались по сосновому бору и были удивлены или, быть может, испуганы тем, что они не видели нигде ни жителей, ни русских солдат. Поляки, посланные на высокие, поросшие лесом холмы, чтобы обозреть местность, донесли, что издали виден арьергард неприятеля, двигавшийся по направлению к Вильне...

В два часа мы вошли в Ковно... Уже в Ковно армейские полки убедились в том, что им придется все уступать гвардии, чем они были весьма недовольны. Мы нашли в городе много всяких съестных припасов, но вскоре было получено приказание поставить у городских ворот караул и не впускать ни солдат, ни офицеров, ни даже генералов, так как все должно быть предоставлено в распоряжение императорской гвардии, которая одна вступит в город; остальные корпуса, не исключая авангарда, должны были стать по другую сторону города. Таким образом мы стали биваком по дороге в Вильну в двух верстах от города, в сосновом лесу, на берегу Вилии, между тем как император остановился в Ковно, а гвардия грабила магазины и частные дома. Жители разбежались и разнесли ужас и уныние по окрестностям. Этот пример, конечно, не мог побудить население прочих городов встречать нас с удовольствием и доставлять нам все необходимое. Однако энтузиазм поляков и их желание вернуть самостоятельность были столь велики, что многие из них все же встречали нас как желанных гостей...

(С. Н. Болдырев)

Общие правила. Горные и таежные реки представляют едва ли не самую большую опасность похода. Жизнь учит, что все правила переправ необходимо выполнять абсолютно точно.

Прежде чем искать место переправы, туристы справляются у жителей последнего перед рекой населенного пункта о всех мостах, кладках, бродах, и, если они пригодны, пользуются ими для переправы.

Прежде всего принимаются во внимание количественный состав группы, опытность и физическая подготовленность туристов. Там, где не смогут перебраться через реку 3-4 человека, 20-30 человек легко наведут безопасную переправу. Конечно, каждый участник должен уметь плавать. Если появятся сомнения в том, преодолима ли река, надо поискать другое место. Для этого реку осматривают вниз и вверх по течению на 2-3 км, а если нужно, то на 10 км и более.

Трудно сразу по внешнему виду определить размеры опасности горных и таежных рек. Чтобы выяснить истинные размеры опасности при переправе, необходимо учитывать скорость течения, наличие катящихся по дну камней, ширину и глубину реки, силу напора воды, расположение камней в русле и т. п.

Сила удара водяной струи зависит от наклона (падения) русла и мощности потока. Опытный турист может «на глаз» определить, преодолима ли струя воды вплавь или вброд. Но все равно надо проверить возможность переправы. Для этого наиболее сильные участники похода должны попытаться перейти или переплыть реку, страхуясь веревкой.

Катящиеся по дну камни могут нанести человеку повреждение, сбить с ног. Обычно с берега можно услышать глухие удары камней о дно и вычислить с помощью часов частоту их движения.

Более или менее точно определить ширину реки «на глаз» можно, надев головной убор с козырьком или приставив козырьком руку ко лбу. Повернуть голову в сторону противоположного берега так, чтобы его кромка совместилась с краем козырька (руки). Не меняя наклона головы, повернуть ее и на своем берегу заметить какой-либо предмет, также совмещающийся с краем козырька (руки). Расстояние до предмета будет равно ширине реки. К нему для гарантии надо прибавить 2-3 м. Промер надо повторить нескольким членам группы и взять среднее расстояние.

Для переправы ширина реки должна быть меньше длины страхующей веревки или длины бревна (если переправляться предполагается по кладке).

Сильно влияют на ход переправы время суток и погода. В горных реках воды меньше всего в 4-6 часов утра и больше - к вечеру. Теплые ветры с гор и дожди в течение нескольких часов, а иногда десятков минут могут резко поднять уровень воды и увеличить ширину русла реки и мощность потока.

Большую роль для переправы играют наличие и расположение камней в реке. По торчащим из воды камням можно перейти иногда, казалось бы, непреодолимый поток. В белых бурунах за камнями можно отдыхать, так как из-за встречных потоков (завихрений) напор воды здесь минимальный (рис.). Но если за торчащие из воды камни зацепится страхующая веревка, может произойти авария. Переправа-серьезное мероприятие, поэтому подготовительные работы к ней нельзя ограничивать временем. На переправу вместе с подготовкой может уйти 2-3 часа, а иногда - 1-3 дня. В подготовке участвует вся группа, при этом используется все снаряжение, обеспечивающее безопасность.

Успех переправы определяется не только механической прочностью страхующих средств, но и видом страховки. Во время переправы через опасные реки организуется не менее двух видов страховки. Например, если прикрепленного карабином к перилам, но сорвавшегося с кладки туриста затянет водой под бревно, его может выручить второй вид страховки - веревка, завязанная на спине. С помощью такой веревки сорвавшегося легко подтянуть к берегу.

При переправах больших групп выставляется спасательный пост не менее чем из 3 человек. Спасательный пост ставится в 15-20 м по течению, в месте, куда река может понести сорвавшегося. Надо обязательно проверить, насколько реальна помощь спасательного поста в данных условиях. Для этого один из спасателей на страхующей веревке плывет к месту, где предполагается помочь сорвавшемуся с переправы. Если спасателя от этого места сносит течением, пост надо снять и переправляться с исключительной осмотрительностью, создающей гарантию от срывов.

Очень ответственна страховка идущего первым. Она применяется при перепразах вброд, при организации навесной переправы, во время разведки реки. Первого страхуют с помощью основной капроновой веревки, конец которой привязывают узлом «булинь» на спине туриста. В таком положении удобнее идти. Кроме того, узел на спине помогает вытаскивать сбитого течением в положении лежа на спине: ему легче дышать, так как вода образует над его головой как бы колпак. Если узел завязан на груди, вытаскиваемого человека переворачивает на грудь, и вода бьет ему прямо в лицо; ни дышать, ни смотреть, а следовательно, и предпринять что-либо для своего спасения потерпевший не сможет.

На грудной обвязке делается одно плечико (а не два, как обычно), чтобы узел от плечика оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи быстро отвязать плечико, передвинуть узел на грудь и развязать его. Но прежде он должен закрепить веревку (например, обойдя вокруг ствола дерева), а потом отвязаться.

К грудной обвязке страхуемого прикрепляется карабином 30-метровая вспомогательная веревка, отходящая к берегу под некоторым углом к основной веревке - ниже нее по течению (рис. 78). Вес всех веревок на идущем впереди должен быть минимальным. Поэтому страхующие выдают веревку не больше необходимого, стараясь поднимать ее над водой.

Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, так как веревку приходится в зависимости от обстоятельств то очень быстро выдавать, то так же быстро выбирать. Вот почему страхующую веревку 2-3 человека просто держат в руках. В случаях, когда надо быстро выдать веревку вслед идущему (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей веревки выбрасывают против течения.

Рис. 78. Правильная страховка при переправе

Чтобы вытащить идущего, сбитого течением, необходимо удержать его на основной веревке. Одновременно надо подтягивать его к берегу вспомогательной веревкой, протянутой перпендикулярно течению или несколько против него ниже основной веревки. Но, если натяжение основной веревки мешает страхуемому держаться над водой или дышать, следует немедленно вытравить веревку, чтобы дать возможность туристу спокойно сплывать по течению или встать. Этого можно достигнуть, перебежав с веревкой в руках по берегу ниже по течению.

Надо всегда помнить, что наиболее опасно, когда основная страхующая веревка, вытягиваясь втугую, удерживает сорвавшегося. При этом течением тянет его вниз, а веревка не позволяет ему ни встать, ни плыть. Вот почему надо так организовать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить веревку и дать туристу возможность плыть вниз по течению и одновременно подтягивать его к берегу.

Идущему первым иногда приходится делать не одну попытку, прежде чем удастся достигнуть другого берега. Но смущаться этим не следует: с каждой попыткой приобретается опыт преодоления данного участка реки.

Веревочные перила наводятся с помощью основной веревки для переправы вброд, по камням, по кладке, по снежному мосту. Чтобы перила были прочные, веревку надо вытянуть втугую и привязать к опорам. Опорами обычно служат стволы деревьев.

Если один ствол недостаточно надежен (например, дерево тонковато или непрочно сидит в почве), конец веревки дополнительно привязывают ко второму, более прочному, дереву (рис. 79, а). Перила могут быть привязаны к кусту. Веревку обертывают сразу вокруг нескольких веток куста ближе к его корням (рис. 79, б). Иногда конец ее дополнительно привязывают к вбитому в землю колу, чтобы предупредить соскальзывание ее через верхушки ветвей.

Опорами для перил могут служить прочно лежащие камни (рис. 79, в) или скалы. Надо следить, чтобы камни при натяжении перил не сорвались в воду. Особенно осторожно выбирают камни, лежащие на краю подмываемого водой берега или на снежном мосту через реку.

Для перехода через снежный мост перила укрепляются на древках ледорубов, вогнанных в снег по крайней мере на половину своей длины и слегка наклоненных в стороны, противоположные натяжению веревки. Веревка несколько раз обкручивается вокруг древка около самого снега.

Надо тщательно выбрать место установки опор - ледорубов, чтобы в случае обвала моста не был увлечен в реку и тот снег, на котором держатся ледорубы.

Перила можно привязать к кольям, вбитым в грунт берега (рис. 79, г). Для безопасности страховки надо забить 2-3 кола на глубину примерно 0,5 м на расстоянии 1 м друг от друга.

На берегу реки, где нет ни деревьев, ни подходящих камней и где нельзя вбить кол, опоры строят из альпенштоков или палок, высотой примерно 1,5 м. Для этого связывают концы 3-4 палок и, раздвигая их шалашиком, ставят на землю. К их основаниям привязывают две поперечные перекрещенные палки. Шалашик до самого верха засыпают камнями любого размера (рис. 79, д). Получается надежная опора, которую при натяжении перил не в состоянии поколебать даже 10-15 человек. Устанавливается такая опора примерно в 2 м от воды.

Однако, чтобы сделать переправу безопасной, простого натяжения перил между прочными опорами, как правило, недостаточно. Такие перила при опоре на них могут прогнуться сверх меры. А веревка, которая неожиданно проваливается под рукой, уходит под напором руки в сторону или наваливается на туриста, часто становится причиной аварии.

Вид сверлу

Рис. 80. Увеличение жесткости перил

Чтобы увеличить прочность перил, к обоим концам их на расстоянии 1-2 м от берега (над водой) надо привязать «схватывающими» узлами два репшнура, затем репшнуры сильно оттянуть в сторону и привязать к дополнительным опорам. Таким образом, каждый конец перил закрепляется на берегах двумя веревками, расходящимися под углом 60-90°. При таком закреплении веревка во время переправы сохраняет свое положение над рекой почти так же прочно, как деревянные хорошо устроенные перила (рис. 80).

Для натяжения временных перил на безопасных переправах туристы держат веревку, как при обычной страховке через плечо во время скалолазания.

Виды переправ . В зависимости от условий местности и возможностей группы выбирают вид переправы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом, по кладке, по снежному мосту.

Переправа по камням обычно проводится на сравнительно узких горных потоках. Очень важно, чтобы камни находились на расстоянии шага или прыжка друг от друга, лежали в русле устойчиво и не были слишком скользкими.

Перешагивая с камня на камень, надо пробовать, насколько прочно лежит каждая опора, и только тогда переносить на нее всю тяжесть тела. Если расстояние между камнями велико, следует не прыгать, а сделать более широкий, растянутый, или дополнительный шаг по мелководью и для равновесия несколько отклониться назад. Когда до камня остается 20-30 см, нужно медленно выпрямиться и, перенеся центр тяжести вперед, опереться о камень ногой. Если шаг окажется настолько широким, что будет невозможно сразу встать на камень обеими ногами, тогда легким толчком стоящей сзади ноги перенести центр тяжести тела несколько вперед, одновременно отрывая сзади стоящую ногу от камня и ставя ее рядом с впереди стоящей. Если прыжок неизбежен, его совершают резким толчком с небольшим предварительным приседанием вперед одной ногой, как бы одним широким шагом. В ботинках, подбитых триконями, или в обуви с резиновой подошвой, не скользящей на камнях, прыгать безопаснее.

Для самостраховки в руках прыгающего должен быть альпеншток или ледоруб. Если поток не особенно глубокий, альпеншток (ледоруб) упирается в дно (камень). Если расстояние между камнями слишком велико или вода глубока, альпеншток берется в обе руки (левая - в 15-20 см от штычка, правая - недалеко от верхней части древка).

В момент прыжка делается резкий взмах руками вверх. Достигнув камня или берега, турист с силой ударяет штычком альпенштока (ледоруба) о камень или в грунт берега, создав таким образом третью точку опоры.

При переправе по камням через опасные реки необходима страховка веревкой. Надо высчитать, хватит ли веревки на всю ширину реки: короткая веревка при последнем прыжке с камня на берег может дернуть прыгающего назад и сбросить его в воду.

Перед каждым прыжком с камня на камень прыгающий проверяет, не зацепилась ли веревка за камни сзади, хватит ли ее для очередного прыжка. Веревку могут выдать в начале прыжка страхующие. Но иногда прыгающему удобнее самому выбрать нужную длину веревки, сложив ее крупными витками около ног на камне или взяв в руки, но так, чтобы в момент прыжка можно было легко освободить их.

Правильное расположение Неправильное расположение

страхующей веревки по страхующей веревки по

отношению к камням

Рис. 81. Переправа по камням

Особенно важно правильно расположить всю страхующую веревку. Нельзя допустить, чтобы при срыве туриста в воду веревка зацепилась за камень: вытянутая втугую веревка и сильная струя воды не дадут упавшему ни плыть, ни встать, ни даже поднять голову над водой. Выбрать зацепившуюся веревку с берега часто невозможно. В таком положении турист может утонуть на глазах у товарищей.

Веревка от страхуемого должна идти на берег всегда ниже по течению, чем лежат камни, по которым переправляется турист (рис. 81). Только в этом случае она не помешает сорвавшемуся некоторое время плыть вниз по течению.

Страхующие должны дать возможность сорвавшемуся проплыть место, откуда нельзя его подтянуть к берегу или к камням. Но сразу после этого надо, не теряя ни секунды, энергично и быстро подтянуть его к берегу.

Страхующую веревку ни в коем случае нельзя закреплять на берегу намертво. Ее держат в руках 2-3 человека и, если надо, быстро выдают или выбирают либо бегут с ней вдоль берега. Один человек иногда не только не в состоянии вытащить на берег сорвавшегося в бурную реку, но даже просто удержать его на месте.

Переправа вброд требует большой осмотрительности, опыта и физической силы переправляющегося и страхующих. Главная опасность при таких переправах-скорость течения воды, поэтому для перехода вброд выбираются наиболее широкие места, с мелкокаменистым дном, лучше там, где речка разбита на несколько рукавов: течение там значительно тише и переходить гораздо легче.

Когда место переправы выбрано, с берега намечают маршрут - обычно от камня к камню через белые буруны и по местам, где вода течет медленнее. Затем выясняют, куда и с какой быстротой начнет сносить туриста, если он будет сбит течением на наиболее трудном и опасном участке переправы. Для этого в место возможного срыва бросают сухие сучья или щепки и следят за направлением и быстротой их движения. Если щепку несет на острый камень, в водоворот или под корягу, надо предусмотреть соответствующую безотказную страховку. Если ее организовать нельзя, следует искать новое место переправы.

Переправляющийся первым надевает ботинки (можно без носков) и штормовые брюки, плотно подвязанные к ногам, чтобы умень-шить-сопротивление воде. Идет он несколько против течения, сильно упираясь в дно палкой (со стороны течения), и, ставя ногу, ощупывает дно, ища прочную точку опоры. Если в реке есть торчащие из воды камни, надо идти ближе к ним: в бурунах ниже камней слабее ударная сила воды.

Переправившись, турист закрепляет веревку за дерево или камень, отвязывается и разогревается. По веревке ему переправляют теплую одежду.

Веревку вытягивают втугую все участники группы и привязывают на такой высоте, чтобы она оказалась на уровне груди человека, стоящего в реке.

Участники переправы поочередно обвязываются грудной обвязкой и прикрепляются карабином к перилам. Веревка от груди до перил должна быть короче длины рук, иначе человек, сорванный водой, на сильном течении не встанет.

От спины переправляющегося идет вспомогательная веревка, которую страхующие (не менее 2 человек) держат в руке, стоя по течению выше, чем натянуты перила. Благодаря такому положению при срыве переправляющегося карабин, которым он скреплен с перилами, будет скользить легче, когда страхуемого начнут подтягивать к берегу.

Переправляющийся держится за перила двумя руками лицом на встречу течению и передвигается боком. Он откидывается назад, упираясь ногами в дно, чтобы упругие силы веревки не повалили его вперед (рис. 82).

Рис. 82. Переправа вброд с помощью перил

Последний снимает перила, обвязывается основной веревкой (узлом «булинь» на спине) и переходит реку с альпенштоком на страховке.

Если перила натянуты из сдвоенной веревки и ее можно выдернуть после переправы всех, тогда и последний пользуется перилами.

Вброд таджикским способом , без страховки, переправляются через неопасные реки. Взявшись за плечи, поставив наиболее сильных по краям, туристы идут несколько против течения, помогая друг другу, осторожно делая каждый шаг.

Успех такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся: когда один делает шаг, другой его поддерживает. Прежде чем перенести тяжесть тела с одной твердо стоящей ноги на другую, нужно ощупать ногой дно, найти удобное место, где она не скользит и где камни лежат прочно, и только тогда сделать шаг вперед, согласовав его с движениями товарищей.

На опасной реке все идущие (3-4 человека) предварительно обвязываются основными страхующими веревками с узлами на спине. Конец каждой веревки держат на берегу страхующие. Согласованность движения приобретает в этом случае исключительное значение.

Переплава вплавь допустима лишь для туристов, умеющих хорошо плавать, и в местах, доступных для плавания. Выбирается участок реки с наименьшей скоростью течения. Для умеющего плавать глубокая, свободная от посторонних предметов река может облегчить переправу. Торчащие из воды камни, коряги, таежные завалы, ниже по течению, плывущие по воде бревна или поленья делают переправу опасной. На таких участках переправляться запрещается.

Для переправы вплавь через горную реку надо выбрать такое место, где большую часть русле занимает спокойная вода. Страхующая веревка необходима (узел «булинь» на спине). Важно, чтобы на всю длину веревки ниже по течению не было опасных камней, коряг, порогов.

Во время преодоления вплавь участка с быстрой водой страхующую веревку лучше поддержать некоторое время на весу, непрерывно выдавая ее, чтобы не тормозить движения пловца, а затем выбросить выше по течению несколько витков. Это надо проделать умело, чтобы веревку не нанесло на пловца.

При бурной воде очень важно найти такое место, где можно было бы пройти часть русла по камням, по лежащему или выдвинутому над водой бревну. С последней прочной опоры надо как можно дальше прыгнуть и оставшийся участок реки преодолеть с максимальной быстротой. В момент прыжка пловца следует выбросить несколько витков веревки вверх по течению.

Таежную реку переплывают, придерживаясь за бревно, за вязанку сухих веток и т. п. Когда первый турист переправился, можно страхующей веревкой подтягивать очередного. Рюкзаки переправляются на небольшом плоту, сделанном в виде рамы из 4 бревен с легким настилом сверху, плотно обернутые палаткой. Плот буксируется с берега на берег с помощью веревки.

Переправа по кладке наиболее безопасна даже при сильном течении и большой глубине реки. При реальной опасности ударов катящимися по дну камнями она незаменима. Самостоятельно положить кладку малоопытным туристам сложно, поэтому здесь даются советы о переправе по бревну, уже положенному.

Если бревно заливает водой, следует сложить на берегу груду камней и поднять на нее конец бревна. Первым должен идти турист, у которого лучше всех в группе развито чувство равновесия. Его задача - привязать на той стороне конец веревочных перил. Он должен идти на страховке основной веревкой. Достигнув противоположного берега, идущий первым натягивает перила с таким расчетом, чтобы после оттяжки основной веревки вспомогательной она заняла необходимое по отношению к бревну положение. Перила располагаются на высоте плеча на 0,5 м вправо или влево от бревна или над головами идущих по нему.

При переправе через опасную реку каждый участник обвязывается грудной обвязкой и прикрепляется к перилам с помощью карабина. В особо опасных случаях добавляется вспомогательная веревка, середина которой с помощью карабина прикрепляется к грудной обвязке переправляющегося, а концы держат страхующие на обоих берегах. Бежать по кладке воспрещается.

Если бревно мокрое и скользкое, его следует обмотать основной веревкой или сделать на нем крупные поперечные зарубки.

Последний снимает перила и переходит по бревну (или передвигается по нему верхом) со страхующей веревкой.

Переправа по непрочному снежному мосту опасна. В случае обвала переправляющиеся, даже при страховке, теряются и могут попасть в тяжелое положение. Переправляться следует только по прочным снежным мостам.

Прежде всего обследуется состояние снежного моста. Для этого осторожно спускаются к воде и осматривают снежный тоннель, в котором скрывается река. Обычно у входа в него свод тонок и непрочен, в глубине толщина свода возрастает, и можно установить, в каком месте лучше всего вести переправу.

Первым по мосту идет турист без рюкзака на страховке основной веревкой (узел на груди). Он осторожно двигается, зондируя ледорубом снег. Снежный мост переходят по одному. Если прочность его вызывает опасения, то при переходе каждого страхуют с помощью основной веревки через ледоруб или через большой камень, лежащий на берегу.

На поверхности снежного моста, круто наклоненной в сторону воды, необходимо сделать перила.

Электронный билет на паром, как оказалось, очень удобная вещь, правда, когда точно знаешь какого числа и во сколько будешь на месте в порту Кавказ или если ехать с другой стороны, то в порту Крым. В конце июля 2015 года мы поехали в Крым через данный пролив, где нас ждал месяц прекрасного отдыха. Заранее зарегистрировались на официальном сайте госпарома, чтобы можно было купить электронный билет на паром не выходя из дома. О том как приобрести билет и как вести себя в порту читайте далее, с актуальными изменениями от апреля 2017 года.

Для спокойной дороги и дабы не стоять в пробках среди других любителей отдыха на Черном море, особенно если вы предпочитаете поездки в Крым на собственном автомобиле, советую приобрести электронный билет на паром через керченский пролив. Так и время ожидания в очереди на переправу в Крым или из него можно значительно сократить, и нервы сэкономить. Для примера, в августе 2015 года с ЭБ время ожидания в порту Кавказ не превышало 5 часов (как раз достаточно чтобы вздремнуть после выматывающей дороги). Те кто не озаботился покупкой электронного билета на паром заранее были вынуждены простаивать 7-12 часов в зависимости от времени и даты. И это я ещё не беру в расчет форс-мажоры с непогодой, которые временами случаются в Керчи. В 2016 году время ожидания в электронной очереди сократилось до 1-2 часов. Весной 2017 люди с электронными билетами, чаще всего проезжают сразу на паром.

Самое забавное, что для оформления электронного билета через Керченский пролив, необходимо приложить минимум усилий. Спустя всего два года, государственные разрабочики смогли, наконец, справиться с этой задачей. С тех пор качество работы сайта только растет. Итак, что необходимо сделать перейдя на сайт госпарома:

На этом с покупкой электронных билетов через керченскую переправу покончено, можно садиться за руль и мчать на встречу долгожданному отдыху в Крыму.

Что сделать до приезда в порт Кавказ и в самом порту

  • В первую очередь, следуйте рекомендациям сайта Госпаром и распечатайте электронные билеты на паром . Дело в порту пойдет гораздо быстрее, если у вас на руках будут бумажные копии.
  • Обратите внимание, что вместе с билетом на автомобиль распечатается схема подъезда к порту Кавказ. Если вы на переправе в первый раз, то она может оказаться полезной
  • Следуя схеме, подъезжайте к работнику переправы и не пытайтесь объехать очередь, первичное распределение проходит быстро и в общем порядке, за тем лишь исключением, что вы получите посадочный талон и отправитесь в электронную очередь (которая намного короче) или сразу на паром.

Как вести себя в порту, очень наглядно демонтирует схема, которую вы получаете при печати билета на автомобиль, подробнее о переправе, советую прочитать в статье: « » — где я описал наиболее яркие плюсы и минусы летнего отдыха на полуострове

Время ожидания посадки на Керченской переправе.

С распечатками электронных билетов на паром, мы приехали в 4:30 утра на Керченскую переправу и проскочили без задержек. Лучше приехать за 1 час до начала временного слота или за 2-3 часа до его окончания, т.к. точно ко времени прибывает основная масса автомобилей, мы в принципе, как и говорил подъехали в порт Кавказ в 4:30, а слот был с 3:00 до 9:00 (повторюсь, оптимальный, на мой взгляд), в порту Крым были уже в 6-ть утра, т.е все вместе с поездкой на пароме заняло полтора часа. И то потому что догружали паром остальными машинами, когда мы заезжали он был практически пуст. Если опоздаете на какое-то время, то отправят стоять в общей очереди с безбилетниками, поэтому лучше не опаздывать.

Ещё очень полезный совет с выбором дня недели поездки на пароме. Обычно люди берут отпуска начиная с выходных и выезжают в на отдых в Крым в пятницу, субботу, воскресенье, понедельник. Поэтому в дневное время в эти дни недели отпускного лета на пароме оказывается много народу. Мы приехали к парому в ночь со среды на четверг и проскочили, как ветер в поле.

Действия на месте связанные с электронным билетом в порту Кавказ.

Еще раз о действиях на переправе. Необходимо обязательно заехать в первый отстойник, где выдают талон на паром. Т.е встать за подъехавшими до вас людьми, не зависимо от того есть у них электронный билет или нет, и дождаться встречи с сотрудником переправы в будке, который распечатает вам нужные талоны на паром и отправит в нужный ручеек для дальнейшего ожидания. Если очереди с электронными билетами нет, то вас сразу направят во второй отстойник, уже непосредственно перед посадкой на паромом никаких ожиданий в общих очередях. Если вы решите сразу проехать на паром без посадочных билетов, то вас не пропустят сотрудники полиции на посту, расположенном по пути к парому, да и на сам паром не впустят, что будет очень обидно

Повторюсь, желательно, распечатанные электронные билеты, т.к. с них считываются штрих коды и распечатываются посадочные билеты .

Во втором и последнем отстойнике нужно будет постоять если есть очередь из машин или сразу, как и нам, могут предложить проехать на паром, т.к. никого уже не было в отстойнике, все заехали.

Если проедите сразу во второй отстойник, минуя первый, и минуя работников переправы, то вас развернут и отправят назад, поэтому не нужно торопиться, ведь талоны на паром распечатывают именно в первом отстойнике.

Поведение на пароме

После того, как припарковали своё авто на пароме и видите, что парковщик потерял к вам интерес, то смело закрывайте автомобиль и поднимайтесь на верх, где можно передохнуть, перекусить (если этот паром с кафе), или просто поболтаться по парому разглядывая и фотографируя всё вокруг. На пароме как правило есть закрытая зона, где прохладный утренний бриз вас не достанет, там же можно не плохо прикорнуть, особенно если на паром вы заехали первым и вынуждены ждать полной погрузки. Кстати быть первым тоже плюс — без вас никуда паром не тронется, вас не объедут, так что можно смело спать пока не надоест. Шучу, конечно, ведь спящего человека быстро вычислят и разбудят, причем довольно грубо, ведь паром должен строго по графику ходить.

На пароме нельзя курить, согласно законодательству РФ, а также согласно указателям на палубе, однако умники всё равно находятся. В принципе штрафов никаких не выписывают, потому если вам лень потратить некоторое время , вполне можно тихонько и незаметно покурить. Тоже самое относится и к алкоголю, хотя в нашей стране к нему даже более лояльное отношение, и, хотя официально нельзя, но глаза на рюмку другую закроют, как члены команды, так и другие пассажиры. Главное не соблазнять водителей.

Минут 20 идёт паром через пролив, приближаясь к порту Крыма, на пароме объявят, что нужно приготовится к съезду с него, поэтому попросят вернуться в машину. В этот момент тоже внимательно, не спешите:

Не торопитесь заводить машину, т.к. некоторые уровни бывают совсем закрыты и вы сами себя и окружающих будете травить угарным газом от авто. Поэтому ждём, когда тронуться впереди стоящие автомобили, и только тогда заводим свой и уезжаем с парома.Не хватало ещё пары десятков трупов.

Всем счастливого пути и отдыха в Крыму, надеюсь вы уже подобрали подходящую гостиницу, если нет, то легко может сделать это прямо сейчас:

Обязательно расскажите о нас друзьям

40 комментария

    Оказалась очень интересной и полезной статья. Собрались все семьей отдохнуть и решили поехать на пароме, что бы посмотреть окрестности и почувствовать как волны бьет о борт парома.Заказали электронные билеты и сохранили массу времени.

  1. Сервис, конечно, неплохой, но есть неприятные нюансы. При Украине было спокойнее на Керченской переправе и очередей меньше, и не было некой «озлобленности». Нужно смотреть на все объективно…

    1. При Украине, а точнее в 2013 году, мы с супругой отстояли 15 часов в пробке на паром из Керчи в Краснодар. При этом человек пять в разное время предлагали продать свои места за 100$. Один товарищ пытался развести нас на помощь «на заправку». Ну а сколько войн было в этой очереди и сколько попыток влезть перед спящим…

      Озлобленность при России была лишь в первый год, когда очередь встала на 40 часов — это настоящий кошмар! Но с 2015 года включили программу электронного билета, построили отстойники и хамства на паромной переправе не стало. Единственный раз когда после этого была приличная очередь (около 11 часов) это в конце 2015 года после двух дней шторма, в самом конце августа. Сейчас паромная переправа работает несравнимо лучше, чем при Украине. Проверяю по несколько раз в год личными поездками, а отслеживаю информацию о переправе в течение сезона, так как постоянно в Крым и из Крыма ездят мои друзья и знакомые.

  2. Спасибо за информацию, очень пригодилась. Как раз разбираемся как всё правильно сделать и оформить, чтоб не возникло потом казусов с этими билетами. Всё же не так просто с этими электронными билетами, есть какой-то страх что-то неправильно указать.

    1. Добрый день.
      На государственных ресурсах, к сожалению такие проблемы встречаются часто — где-то, что-то недоработали и т.п. Однако попробуйте проделать следующее:

      1. Заново укажите все данные для регистрации на сайте
      2. Тщательно проверьте вводимый e-mail адресс (вводить надо все, в том числе и буквы после знака «@», т.е. пример [email protected])
      3. У себя на почте проверьте, что сообщения от госпарома не попадают в спам (возможно стоит указать другую почту), убедитесь, что почта вообще приходит на ваш почтовый ящик
      4. Можно попробовать создать новую почту, в моем случае не было проблем с доменами: mail.ry, yandex.ru, gmail.com

      Возможно сбой в работе регистрации носит временный характер

        1. такое тоже случается. Это как на сайте госуслуг, вроде полезный и хороший, но часто проблемы возникают. Просто штатные государственные программисты не очень стараются, знаю не по наслышке))))
          Удачной поездки.

    1. По идее можно. Но:
      — как правило просят распечатанные билеты
      — слоты могут забиться и вам не хватит места, в этом и смысл приобретать заранее
      — Сам временной слот — это не точное время, а интервал в 6 часов. Поэтому его не сложно спланировать даже при дальней дороге. Я обычно смотрю по Яндекс-карте с пробками время в пути, накидываю часовые остановки на каждые 10-12 часов дороги и 15 минутные остановки каждые два-три часа (заправка, туалет, поразмяться). Например из Москвы Яндекс говорит 19 часов, значит на дорого закладываю +1 часа (длительных остановок) + 2 часа (коротких) итого рассчитываю, что ехать мне 22 часа. Выезжаю за 22 часа до своего слота и прекрасно попадаю по времени. Тут и непредвиденные события в виде пробок и аварий (чужих) учитываются.

      Бронируют заранее, чтобы распределить нагрузку на паромную переправу, что позволяет значительно сокращать время ожидания

    1. Очень странно. Может вы что-то не так делаете?

      Только что забронировал поездку на себя и свой автомобиль, предварительно сняв галку о страховке. Итого сумма к оплате 1875 рублей, без страховки и время на оплату несколько часов. Может дело не в страховке, а в незаполненном поле (например, марка или модель автомобиля)

      Вот выдержка из правил:
      «Заключение договора страхования не является обязательным условием для заключения договора перевозки (приобретения билета).» Если проблема сохраняется попробуйте связаться с администрацией паромной переправы

  3. Прочитал на сайте, что при покупке ЭБ должны прислать билет со штрихкодом. Но мне прислали в обычном смс номера заказа 6 штук- так как 2 человека на седане и проезд туда-обратно. Подскажите, есть ли здесь ошибка и что делать с этими номерами заказов

  4. Прочитал на сайте, что должны прислать билеты со штрихкодом. Мне прислали в смс посто номера заказов (6 штук) едет 2 человека на седане. Оплачивал сразу туда и обратно паром. Подскажите, есть ли какая то ошибка в этом или мне просто предоставить на пароме надо эти номера?

    1. Добрый день.
      В смс приходят номера билетов — все верно.

      А в личном кабинете на сайте госпарома вы сможете увидеть и распечатать билеты. И если не путаю, то на электронную почту еще уведомление приходит. В общем все верно — ш/к ищите на сайте «госпарома»

  5. Добрый вечер, внимательно прочитала все выше перечисленное, действительно ездила в Крым в июне 15 и собираюсь в августе 16, неужели очереди до сих пор есть? А количество паромов же увеличили, или все равно недостаточно?

    1. Добрый день, Елена.
      Да очереди, есть, хотя не столь катастрофичные. Есть неплохое приложения для андроид «Крым Паром», там всегда видна актуальная информация по очередям. На сегодня время ожидания 3-5 часов. Как правило — это время для проезда без электронного билета. Количество паром увеличено, за последние два года. Так же сильно вырос уровень работников портовой службы и загрузка паромов стала действительно быстрой. Признаться 3-5 часов, это куда меньше времени, которое раньше проводили на границе. Вообще виной всему огромный поток туристов. Юг России переполнен и Крым не исключение, сейчас на полуострове пробки из-за узких дорог. Правда в Краснодарском крае все гораздо печальнее. Сейчас как раз путешествуем по нему.

    Добрый день
    А сколько билетов вам было нужно?
    От лишних билетов можно отказаться, подав заявку заранее до начала временного слота, тогда потери будут минимальными. Вам вернут 100% стоимости билетов минус комиссию.

    Обратите внимание, что на каждого туриста создается отдельный билет, так же и на авто. Т.е. если вы едите на машине в четвером, то у вас должно быть 5 электронных билетов

    1. Добрый день, если прибудите в порт с опозданием не больше суток, то пройдете по билету, но уже в общей очереди. Где-то у них это в правилах читал. Но лучше постараться приехать хотя бы за час два до окончания слота, это сильно сократит время ожидания в порту

  6. Вроде все внимательно прочитал, но не нашел отвтеа на мой вопрос, подскажите, пожалуйста:
    если я купил билеты на машинуц и на трех человек, но в итоге поездка срывается, можно ли отказаться от билетов и вернуть деньги? Буду очень признателен за ответ, так как вопрос достаточно срочный

    1. Сам я не занимался возвратом, поэтому не стал писать про него. Тем более, что покупать билет на паром сильно заранее я не вижу смысла. Всегда есть шанс купить за два три дня до поездки. Однако, если почитать правила перевозки, то легко можно увидеть следующее:
      1. Если возврат оформляется за 24 часа до начала слота то возвращается полная сумма
      Если менее чем за 24 час, то 75%
      если после начала нижней границы то лишь 50%
      2. Взимается комиссия за возврат в сумме:
      30 рублей при цене билета менее 300 рублей
      10% от стоимости билета при цене от 300 до 20 000 рублей
      2000 рублей при цене билета выше 20 000 рублей
      3. Возврат можно оформить в электронном кабинете на официальном сайте

    Ну что же, как я и думал, всё ещё лучше — электронный билет приносит свои плоды. Я честно, опсался того,что ехать придётся долго. Как на границе рашьше часами куковать, ожидая пока ленивые таможенники осмотрять машину. И наплевать на детей в машине и на стариков, им прсото хочется получить свои 500 рублей. Хорошо, что на пароме не придется сталкиваться нима, еду по своей стране, никого не трогаю. Это то, о чем мои родители мечтали ещё с моего рождения — езздить в Крым без гривен. Спасибо Путину за это, и я говорю это на полном серьезё

    1. Николай, увы не каждый готов понять, что раньше на границе мы простаивали по 9-12 часов, поэтому 5 часов в отстойнике вздремнуть, дожидаясь своей очереди — это очень даже хороший вариант. К тому же дешевле мотеля и безопасней любой обочины.

    2. Николай, я просто ни раз ездил на этих паромах и знаю какаво это стоять в пробке на 10-20 часов. А мост, пока вместо того чтобы строиться, только дорожает. А цены в Крыму, вы их видели? Бытыдка пива была 6 гривен, а сейчас сколько? А помидоры 10 гривен за килограм? В столовой на 30гривен полноценный обед. А сейчас, еды нет, а то что продают так глаза на лоб лезут

Добрый день, подскажите пожалуйста, хотели поехать с детьми в Крым в субботу 2 июля, как раз со следующей недели начинается отпуск, но на сайте госпарома на эту дату (на вторую половину дня) показана 100% загрузка и не получается купить билет. Имеет ли смысл ехать без него?

  1. Дарья, добрый день.
    Извините, что только заметил комментарий. Я бы не советовал ехать без электронного билета, особенно с детьми (за исключением случая, что дети подпадают под льготный проезд), т.к. обычная очередь — очень долгая. Лучше выбрать другую дату, где билеты ещё есть. По практики прошлого года могу сказать, что при полном заполнении слота, электронная очередь не бывает дольше 5-6 часов. Кстати, специально посмотрел. почему бы вам не взять билеты на утро 2 июля?

    1. Сейчас проверил работоспособность сайта — я смог зайти в личный кабинет и посмотреть старые бронирования. Попробуйте зайти через другой браузер (например FairFox, только убедитесь, что у вас установлена последняя версия). Кстати, после подтверждения оплаты, должно прийти смс на номер телефона, под которым вы проходили регистрацию. В СМС должен быть номер электронного билета. Количество смс соответствует количеству приобретенных электронных билетов.

  • Реки - серьезные препятствия на пути любого человека, туриста, охотника, рыбака, геолога. Сложность тем более возрастает, когда надо пройти по маршруту, а брода нет и мост на карте не обозначен. Хорошо, когда туристская группа экипирована специальным снаряжением для наведения переправ и умеет грамотно и безопасно им пользоваться. Любые реки имеют глубину, которую никто не знает, течение, низкую температуру воды, что представляет собой совокупность серьезных препятствий на любом маршруте.

    Место переправы определяется в соответствии с шириной, глубиной, скоростью течения, геометрией дна, рельефом береговой линии, расположением реки на открытом месте, либо в лесной зоне. Большую роль при определении места переправы играет крутизна береговой линии, расположение основного русла реки, радиус поворота основного потока. Нельзя пренебрегать метеорологическими условиями: естественно, во время дождя переправу устраивать ни в коем случае нельзя. Необходимо обратить внимание на наличие мест для организации страховки, для наблюдения за безопасностью переправы.

    Вид переправы через реки: вброд, над водой, или по воде - выбирается в соответствии с характером реки и опытом группы. Место для организации переправы выбирается в соответствии с количеством опытных туристов в группе.

    Если определен способ переправы, то необходимо обследовать место возможной переправы. Руководитель перед маршрутом должен четко представить себе, где проходит маршрут, по какой местности, и заранее определяет возможные переправы. Все это должно быть четко отмечено на карте маршрута. Придя на место или находясь в ближайшем населенном пункте, необходимо проконсультироваться, есть ли на вашем маршруте брод, переправа или мост. Местные жители знают характер реки (особенно это важно в весенний период или в сильное половодье и паводки), и могут указать точные места бродов, которыми они пользуются. Однако надо каждый раз надо уточнять место расположения брода, так как под влиянием паводков и разливов весной русло рек может сильно измениться.

    Наиболее безопасным местом переправы является участок реки, где сила действия потока минимальна: русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Наличие отдельных островов позволяет организовать не эффективную разведку дальнейшего движения через реку. Не следует искать переправу в местах поворота русла реки, потому что быстрое течение размывает внешний от центра поворота берег, делает его крутым и трудно доступным, а главное - поток углубляет дно реки вблизи крутого берега, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды.

    Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из следующих этапов:

    Осмотр местности с целью определения типа возможной переправы;

    Определение участка русла и берега реки, удовлетворяющих требованиям безопасности при организации выбранного типа переправы;

    Определение конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом, парами, шеренгой, на усах и другие виды переправ);

    Характер подготовительных работ: заброс веревки, укладка промежуточных камней, закрепление бревна, подготовка опор для натяжения перил при переправе над водой;

    Выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.

    После этого предварительного этапа начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее распространенными способами переправ являются:

    Переход реки поодиночке с опорой на шест, которым упираются в дно против течения;

    Шеренгой - лицом вперед по направлению переправы, обнявшись, за плечи или за талии, причем первым идет самый сильный участник, либо руководитель. Слабых участников и девушек ставят либо в конце шеренги, либо между крепкими ребятами для удержания строя и поддержки слабых членов группы;

    По двое - лицом друг к другу, положив руки на плечи и передвигаясь приставным шагом, боком к течению;

    Кругом, взявшись за плечи друг друга и вращаясь по кругу, входят в речку и, удерживая напарника, перемещаются к противоположному берегу. Вращение круга желательно делать по ходу течения реки, а не против течения.

    Здесь нелишне сказать о воздействии силы потока на переправляющегося. Какую величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна превышать силу трения ног переправляющегося о дно реки, которая зависит от силы сцепления подошв его обуви с дном реки и от рельефа дна реки. К уменьшению силы трения, начиная с глубины воды порядка 0,8-1 метра, приводит уменьшение веса тела человека, определяемое действием закона Архимеда. Так, при погружении человека средней плотности до пояса его вес уменьшается примерно на 4 кг.

    Когда брод без страховки представляет определенную опасность, переправа осуществляется с помощью двух веревочных перил или растяжек с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. При этом первым переходит реку наиболее опытный и физически сильный участник на страховке из основной веревки, закрепленной к карабину и к его грудной обвязке в районе спины в свободном скольжении. Под углом около 90 градусов к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстро подтянуть переправляющего к берегу. Страховку лучше всего организовать через выступ дерева, надежный камень или просто держать руками (2-3 человека). Основная веревка выдается идущему на переправу так, чтобы петля не задевала водную поверхность, не стягивала участника вниз и не затрудняла движения вперед.

    Особое внимание необходимо уделить длине веревки, к которой будет, пристегнут участник: длина веревки должна быть больше, чем ширина реки.

    На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная веревка должна быть свободна. В противном случае она жестко удерживает сорвавшегося и не позволяет ему ни встать, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы в любой момент веревку можно было ослабить и дать переправляющемуся возможность самому плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу дополнительной или вспомогательной веревкой как маятник.

    При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению, палку держать широко расставленными руками. При движении необходимо постоянно находиться на двух точках опоры, ноги и шест нельзя поднимать в воде высоко. Ступая ногами на дно, предварительно нужно ощупать дно в поисках прочной опоры. Надо стараться избегать попадания в подводные ямы или крутые спуски на дне реки.

    После переправы на другой берег первый участник закрепляет основную веревку за дерево или за крепкий куст. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Движение по перилам также желательно осуществлять против течения. Сам переправляющий держится руками с двух сторон от карабина, которым он пристегнут к перильной веревке. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти, откинувшись на прямых руках. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил. К карабину на грудной обвязке также закрепляются страховочные концы. По возможности страховочную веревку делят пополам, но с условием, что ее хватит на переправу, и в середине вяжут узел проводника. Середину веревки при помощи карабина соединяют к беседке или к грудной обвязке. Таким образом, получаются два конца, две страховочные веревки, чтобы можно было помочь при падении участника в воду или обеспечить перетаскивание рюкзаков с одного берега на другой.

    Когда группа при помощи веревочных перил переправится на противоположный берег, последний участник пристегивает к себе страховочный конец веревки и снимает все перила. На основной веревке, которая пристегнута к грудной обвязке, его страхуют другие участники, стоя на противоположном берегу реки. Последний участник переходит так же, как и первый участник с шестом, соблюдая все правила страховки.

    Переходить по натянутым перилам следует только по одному человеку, чтобы не создавать аварийной ситуации на переправе.

    Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел, так как последний может сильно затянуться и в этом случае освободиться, стоя по пояс в холодной воде, будет проблематично. Кроме того, сильным потоком может сорвать участника и затянуть схватывающий узел и тогда освободить попавшего в воду будет очень сложно.

    В летний период возможен переход вброд через небольшие речки с песчаным дном, но только после предварительной разведки дна.

    Чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию. В ряде случаев в поисках участка с безопасной переправой группа вынуждена пройти 10-15 км вдоль реки.

    В горных районах часто приходится обходить сложные скальные прижимы, уступы и выбрать место переправы очень сложно. Тогда применяют все возможные меры безопасности при преодолении водных преград. При планировании любого маршрута, нужно избегать ненужных переправ, если ниже по течению есть мост или брод. Но когда приходится идти по сложному маршруту и путь пролегает через горную реку, где невозможно найти хорошее и удобное место для переправы, то необходимо использовать все свои навыки, опыт, знания для организации переправы. Переправа над водой - это технически одно из самых сложных препятствий на маршрутах. В сложных категорийных походах встречается большое количество трудно проходимых вброд водных преград.

    Преодоление боковых ручьев в скальных ущельях, в верховьях рек обычно не представляют большой сложности. Часто такие преграды можно преодолевать одним прыжком, или прыгая через поток по камням, выступающим высоко из воды. Однако перед тем как начать прыгать по камням, следует внимательно просмотреть путь движения, наметить каждый очередной прыжок, стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями.

    Особенно внимательным нужно быть при переходе таким способом в том случае, если надо резко менять направление движения от одного камня к другому. Это требует хорошей физической подготовки каждого участника, так как прыгать приходится с тяжелым рюкзаком за плечами почти всем членам группы. При переправах по камням требуется хорошая сноровка и четкая ориентация в пространстве.

    При переправе по выступающим из воды камням или бревнам часто требуется страховка, так как поток воды очень сильный и при попадании человека с рюкзаком в поток он может сильно травмироваться.

    Самой надежной является страховка с помощью натянутой над водой перильной веревкой, к которой пристегиваются карабином или блоком со страховочными концами, которые в свою очередь привязаны к беседке или обвязке. Таким образом, переправа проходит уже по навесной переправе, натянутой от одного берега к другому сдвоенной основной веревкой. Надо внимательно смотреть, чтобы страховочный конец не был слишком малым или чересчур длинным, чтобы можно было свободно перемещаться вдоль натянутой веревки. Надо иметь в виду, что при этом переправа по камням не идет прямо по натянутой веревке, но приходится перемещаться в разные стороны.

    В лесной зоне при наличии высоких берегов возможна переправа по поваленному дереву или приготовленному бревну. Не всегда готовые бревна лежат, так как нужно группе при переходе на другую сторону реки. Но воспользоваться этим «мостом» стоит, необходимо только, осмотрев поваленное дерево, убедиться в его хорошем состоянии, целостности ствола, в его полной надежности при прохождении по нему группы. Если мешают сучья, надо срубить их, чтобы ветки не цеплялись за одежду или рюкзаки.

    Руководитель должен убедиться в надежности и безопасности при преодолении данной переправы. Если возникают сомнения, необходимо натянуть веревку вдоль поваленного дерева, соблюдая правила страховки.

    Укладка любого бревна через поток требует точного расчета и опыта. Чем длиннее и толще бревно, тем сложней его устанавливать. Сам процесс установки или укладки бревна очень трудоемок, и прежде чем браться за это мероприятие, надо хорошо подумать и взвесить все за и против: сможет ли группа правильно уложить большое дерево, не травмируя участников операции подъема. Если это мероприятие представляется затруднительным, то лучше будет отказаться от этого и найти другую возможность для переправы.

    Сначала выбирают не слишком длинное дерево (желательно чуть больше ширины реки), обрубают все сучья, чтобы они не мешали во время транспортировки к месту его укладки. Необходимо подготовить место для крепления комля, то есть выкопать ямку или вбить колья для упора, чтобы оно не отошло в сторону во время подъема. Верхнюю часть обвязывают тремя веревками, образуя три конца длиной в 2-2,5 раза больше длины дерева, тем самым получается три растяжки. Когда все готово, самый опытный участник или руководитель берет все командование на укладку переправы на себя, а все участники выполняют все его указания. Команды выполняются четко, без лишней суеты и проволочек.

    Самый сложный этап - это подъем бревна в вертикальное положение, удержание его в течение некоторого времени в вертикальном положении, а затем плавная без рывков и срывов укладка его на противоположный берег. Работа всех должна быть четко согласованной как при подъеме, так и при укладке. Во время укладки необходимо следить за натяжением левой или правой веревки, так как основная нагрузка лежит на центральной растяжке, и ее должны удерживать несколько крепких ребят. Особую осторожность надо проявить, когда угол наклона бревна при опускании становится минимальным, так как возможно отклонение бревна в сторону от линии его будущего положения на противоположном берегу. Бросать его не рекомендуется, так как оно может подпрыгнуть и тяжело травмировать участников подъема.

    При наличии крутых берегов, скальных глыб на берегу или близко растущих деревьев можно организовать подвесную канатную переправу на карабинах или блоках путем натяжения с помощью системы полиспаст. При выборе места, где будет натянута основная веревка, надо обратить внимание на рельеф береговой линии, ее высоту, так как при натяжении веревки на большом расстоянии возможен провис на 50-60 сантиметров. При переправе это чревато тем, что на середине переправы человек может оказаться в воде.

    Переправа с веревкой на другую сторону осуществляется вброд или вплавь, с соблюдением всех мер безопасности. Для закрепления веревки на противоположном берегу можно перебросить ее, предварительно привязав к ней камень или другой крепкий предмет, в крепкие кусты или в ветки деревьев, так чтобы она зацепилась. Проверив надежность крепления и натянув переброшенную веревку, со страховкой переправляют самого маленького и легкого участника на другую сторону реки, для того чтобы он мог правильно перевязать переброшенный конец веревки к основному дереву или другому надежному предмету.

    После того как веревка будет перевязана, перед прохождением всей группы ее нужно заново натянуть при помощи полиспаста. Чтобы облегчить вытаскивание веревки после переправы всех участников, ее закрепляют карабинным узлом. Когда все участники перейдут на другую сторону и веревочная система ослабнет, один конец освобождают от узлов, а другой начинают тянуть на себя, тем самым вся веревка протягивается через карабинный узел и освобождается от крепления на дереве, а весь «хвост» вытягивается на берег.

    Во время переправы, используют блок-ролик, который не рвет веревку и облегчает передвижение по натянутым «перилам». Сам участник в страховочной системе «обвязка + беседка» закрепляется карабином за блок-ролик. Передвижение по веревке желательно осуществлять в страховочных рукавицах во избежание травмы веревкой или блоком, так как руки могут попасть под блок. К карабину дополнительно пристегивается на «усах» (короткие 70-80-см концы страховочной веревки или репшнура, закрепленные на карабине узлом проводника к обвязке или страховочной системе) страховочная 6-8-миллиметровая веревка, для того, чтобы помогать при прохождении натянутых перил, особенно в случаях большого провиса на середине реки. Участника подтягивают на «усах», тем самым помогают ему преодолеть трудный участок прогиба веревки, за счет большого веса и слабого натяжения. Если веревочные перила натянуты под уклоном, то при помощи веревочных растяжек придерживают участника, находящегося на переправе, во избежание набора большой скорости и удара его об дерево или камень, за который привязана веревка. Переправляться по веревочным перилам следует вперед головой, чтобы видеть конечный пункт.

    Если группа большая, то следует установить две переправы для быстрого преодоления водной стихии. На сложной горной реке, где есть опасность жизни переправляющихся, следует выставить спасательный пост ниже по течению реки для визуального наблюдения или возможного перехвата из воды туриста, сбитого потоком в воду. Есть и другие, более сложные способы переправ, но они требуют специальной техники и снаряжения.

    При преодолении рек можно также использовать простые или сложные плоты из пустых пластиковых бутылок, автомобильных камер, одиноких деревьев и многого другого. Надо помнить только, что часто несчастные случаи происходят там, где нет дисциплины и достаточного опыта по преодолению водных преград. Руководитель должен контролировать все действия по организации наведения водной переправы. Халатное отношение к организации переправ приводит к беде.