Представители гуманистического направления в психологии. Гуманистическая психология

Гуманистический подход в психологии не теряет актуальности уже больше пятидесяти лет. Вероятно, главная причина этого - особенное восприятие каждой личности как уникальной системы, предоставляющей прекрасные возможности для самореализации. Но обо всем по порядку.

Общая характеристика гуманистической психологии, краткая история ее возникновения и основные представители, а также метод психотерапии, родившийся благодаря этому направлению, - вот главные аспекты нашего сегодняшнего разговора.

Общие сведения

Личность в гуманистической психологии - не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него - самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения - в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: и (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений - необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии - поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул - реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» - основные понятия бихевиоризма. Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять. Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки - подкрепление.

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного. Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление. Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории. Как известно, в классическом движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии. Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей ; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:

  • Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
  • Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
  • Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
  • Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.

Клиент-центрированная терапия

Гуманистическое направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами популярности направления у большого числа людей.

Действительно, специалисты, представители гуманистического направления, в своей работе руководствуются принципом безусловного принятия каждого клиента и сопереживания ему. Если поместить личность в определенные условия, она сможет самостоятельно реализовать заложенный в ней природой потенциал и достигнуть полного выздоровления. Создать эти условия - и есть задача гуманистического психолога.

Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс - вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.

Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек - сам для себя.

Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им .

Что предполагает такая терапия? Как уже отмечалось, гуманистическая психология исходит из того, что человек - существо по природе доброе, а не злое. Однако все его положительные качества становятся видны в особенной атмосфере поддержки и внимания, которая помогает ему раскрыть свою позитивную сущность. Психотерапевт и должен обеспечить такую атмосферу, но помогает клиент себе сам, сам находит ответы и сам принимает решения.

Как проходит сеанс

Сеанс гуманистической психотерапии строится как диалог, и понимающий, не осуждающий и не критикующий собеседник становится главным условием реабилитации человека, которому потребовалась психологическая помощь. Клиент понимает, что может свободно и открыто выражать свои чувства, в результате чего обретает более ясное понимание и самого себя, и окружающего мира, видит пути выхода из личностного кризиса. В идеале у клиента должна сформироваться и закрепиться положительная самооценка, развиться более объективное отношение к окружающим.

Какие принципы, в соответствии с идеями Роджерса, должны лечь в основу работы психотерапевта?

  • Важнее всего безоценочное принятие, при котором терапевт позволяет человеку быть самим собой, эмоционально откликается на то, что говорит клиент, но не дает ему никаких оценок.
  • , то есть способность распознать то, что чувствует клиент, поставить себя на его место.
  • Психотерапевт и клиент - равные участники диалога, и между ними устанавливается прочный психологический контакт.
  • - открытость и непосредственность, честность и искренность, самовыражение без опасений. Такая манера поведения должна быть свойственна как консультанту, так и (спустя некоторое время) консультируемому.

Психотерапия, возникшая на основе гуманистического направления в психологии, до сих пор остается одним из самых популярных и востребованных направлений психологического консультирования. Особенно она показана людям, страдающим от одиночества, ощущающим острую нехватку понимания и сочувствия.

Клиент-центрированный подход помогает при решении как внутренних, так и межличностных проблем. Важная его особенность - человек сам делает вывод о том, достиг ли он желаемой цели, и, соответственно, сам определяет продолжительность лечения. Автор: Евгения Бессонова

Гуманистическая психология

В 1964 ᴦ. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент ʼʼпсихологические силыʼʼ) не видели в человеке того, что составляет его сущность именно как человека. Гуманистическая психология обозначила себя как ʼʼтретья силаʼʼ в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму.

Возникновение названия и формулирование базовых принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908 – 1970). В центре гуманистической психологии – понятие становления личности, представление о крайне важно сти максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Прежде всœего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определœенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его ʼʼвысшие взлетыʼʼ, высшие творческие достижения.

Индивидуальность в гуманистической психологии воспринимается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелœевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; данный тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, то есть творческая направленность, которая свойственна всœем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, ʼʼдетскийʼʼ взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики; пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и ʼʼличностнаяʼʼ ориентация в практике – психотерапии и педагогике.

Центральное место в концепции Маслоу занимает его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что так называемые ʼʼбазальныеʼʼ потребности человеку ʼʼзаданыʼʼ и иерархически организованы по уровням. В случае если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением и самоуважением.

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижелœежащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может ʼʼподнятьсяʼʼ по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На ʼʼвершинœеʼʼ пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию А. Маслоу определял как стремление стать всœем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому, Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в том числе среди практиков – терапевтов и педагогов) – Карла Роджерса (1902 – 1987), теоретические взгляды которого формировались по мере совершенствования практической работы. Стоит сказать, что для него, в отличие от Маслоу, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинœены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает, несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всœех.

Тенденция актуализации (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально всœе переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний организм старается избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура ʼʼЯʼʼ, то есть самосознание. Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием ʼʼЯʼʼ у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок будет руководствоваться теперь не тем, что способствует актуализации, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют ʼʼпришедшим извнеʼʼ идеалам. ʼʼЯ-концепцияʼʼ (то есть представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом делœе.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином ʼʼнеконгруэнтностьʼʼ; это означает – на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью ʼʼвнешних ориентировʼʼ – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в данном отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., так как неконгруэнтность в какой-либо степени свойственна человеку любого возраста и социального положения. При этом конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс – безусловное позитивное отношение к ребенку, ʼʼбезусловное принятиеʼʼ; ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, ʼʼполностью функционирующимʼʼ.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла (1905 – 1997), основателя 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название логотерапия, то есть терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл.) В основу своего подхода Франкл ставит три базовых понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм по сути отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) или воле к власти (ранний Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд в свое время полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

По Франклу, данный вопрос естествен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти ʼʼза пределы себяʼʼ – к другому человеку или к смыслу; смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в т.ч. самых трагических; психотерапевт не может дать человеку данный смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. ʼʼВыход за свои пределыʼʼ Франкл обозначает понятием ʼʼсамотрансценденцияʼʼ и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Для того чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два базовых принципа (они же – методы терапии): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют ʼʼсамокопаниемʼʼ.

Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора – Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Гуманистическая психология - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гуманистическая психология" 2017, 2018.

Гуманистическая психология – общепризнанное направление, которое позиционирует главным своим объектом не просто личность, а автономную и неповторимую систему в целом. Она (эта личность, человек в широком смысле понимания) не представляет данность, а лишь предпосылки для развития и самоактуализации. И как пройдёт это развитие зависит только от воли самого индивида и его окружения.

Как отдельное течение, гуманистический подход в психологии заявил о себе в середине двадцатого века, как альтернатива бихевиаризму и психоанализу. К основателям гуманистической психологии относят Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, а к метрам — Гордона Олпорна, Ролло Мэй и ещё многих знаменитых деятелей. Кстати, под редакцией последнего вышла знаменитая книга-манифест «Экзестенциальная психология» (1959 году), которая является основополагающим сборником течения.

Предметами анализа, при этом, признаются не только упомянутая самоактуализация, творчество, ответственность, автономия, но и высшие ценности, любовь, нравственность, мораль. Психология и психика человека и его переживания, по мнению сторонников направления, не может быть оценено по принципу, которые используют естественные науки.

Поэтому было сформулировано пять основных идей гуманистической психологии:

  • человек как целостность намного более значим, чем сумма его частей; таким образом, человек разумный не может быть объяснён путем объяснения частей его деятельности и функционирования;
  • бытие личности всегда связано со взаимодействиями с другими личностями, то есть человек не может быть объяснён без учёта межличностного опыта;
  • человек осознаёт, объясняет и анализирует себя всегда, поэтому не может быть истолкован психологией без учёта своего многоступенчатого осознания;
  • у человека всегда есть выбор, поэтому нельзя рассматривать его вне собственного процесса: активного или умышленно пассивного, ибо он творит личный опыт;
  • личность всегда обращена в будущее (она интенциальна), то есть имеет цель или мечту, ценностные ориентиры и смысл существования.

Также одной из самых популярных и актуальных разработок в сфере гуманистической психологии до сих пор является модель иерархии мотивации, изобретённая Абрахамом Маслоу. Он утверждал, что личность, подобно треугольнику приобретает с развитием семь уровней потребностей:

  • первый (базовый) – физиологические: утолить жажду и голод, иметь возможность поспать и размножиться;
  • второй – потребность в безопасности, как возможность выживания не только в физиологическом, но и психологическом смысле;
  • третья – потребность в принятии (любви, дружбе, принадлежности к клану, общности);
  • четвёртая – потребность в уважении (признании заслуг и умения, признание значимости человека);
  • пятая – потребности познавательные (исследовать, понимать, знать);
  • шестая – потребности эстетические (в гармонии, порядке, красоте);
  • седьмая – потребность в самоактуализации: постановке и достижении целей, установлении приоритетов, личностном развитии.

Маслоу утверждал, что без удовлетворения низших потребностей, тяжело развиваются (или не развиваются вообще) более высокие потребности. Например, нехватка благ приводит к тому, что человек тратит все силы на нахождение пропитания. Если потребность в безопасности нарушается, то человек может не помышлять о потребности в гармонии. Существует так же «невроз существования».

Это когда основные потребности удовлетворяются без особого напряжения человека, а следующий уровень не является актуальным, как у избалованного ребёнка. Или же человек находится в активном поиске смысла жизни.

В зависимости от наиболее значимых и актуальных потребностей, можно выделить уровень личностного развития. А это важно для понимания и принятия личности такой, как она есть.

Гуманистическая психология, то есть уманистическая теория личности Роджерса гласит, что любой организм стремиться заботится о своём существовании для того, чтобы сберечь и улучшить его. У человека существует представления о себе, которые он составляет на основании отношения других людей. И это «реальное Я». Так же есть представления о том, каким бы он хотел быть – «идеальное Я». Но, чем более человек хочет приблизится к идеалу, тем более он стремиться скрыть свои стороны, которые являются противовесом этому.

Это и есть проявление потребности в уважении. Но, таким образом накапливается разлад между реальными желаниями и внешними проявлениями. Это и приводит к неврозам. Чем более «реальное Я» находится в согласии с чувствами, мыслями и проявлениями, тем более оно гармонично, и тем более приближено к «идеальному Я».

Максимальный личностный рост происходит тогда, когда человеку н приходится притворяться и лгать; когда он может свободно выражать свои мысли, рассуждать. А в ответ получать принятие, без страха быть грубо осуждённым и подавленным. На этом и строится основа самого сеанса в рамках гуманистического направления.

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс ввёл понятие клиент-центрированной терапии. В основе её лежит убеждение, что клиент сам способен найти способ решения своих проблем. Причём тот, который подходит именно ему. Но, потенциал любой человек может открыть лишь в атмосфере безоценочного принятия. Как будто мы имеем дело с материнским (всеобъемлющим) принятием человека, не раздавая при этом оценки действиям.

Эмпатия – это способность воспринимать и понимать чувства других, даже если бы сам поступил совсем иначе. И это лежит в основе самой терапии. Так же для клиента создают все условия, для проявления конгруэнтности – то есть открытого и честного выражения своих ощущений, чувств и эмоций по поводу чего-либо.

Как проходит сеанс

Отличие клиент-центрированной терапии в стремлении к минимальному вмешательству терапевта в процесс руководства сеансом. Клиент сам решает какие темы и проблемы для него актуальны в данный момент. Однако, это вовсе не означает, что психолог полностью устраняется. Наоборот, он внимательно слушает и полностью сосредоточен на переживаниях и чувствах клиента, его выводах и чаяниях. Он – самый безоценочный и уважительный слушатель и собеседник.

Получая возможность спокойно выражать свои чувства, эмоции, рассказывать не только свои проблемы, но мечты и проекты, человек внутренне раскрепощается, у него поднимается самооценка, он начинает больше доверять окружающему его миру и видеть большее количество перспектив. Карл Роджер вообще считал, что в этом случае клиент большей частью помогает сам себе, поскольку гораздо лучше разбирается в своей ситуации.

В итоге, пришедший за помощью человек, становится менее ранимым, более реалистичным. Если переосмыслить подход, то можно сказать, что психотерапевт позволяет ему почувствовать некий «безоценочный и принимающий тыл», который и делает клиента более уверенным.

Основные сторонники гуманистической психологии

С точки зрения психологов, которые работали в таком направлении, как гуманистическая психология основными сторонниками данной психологии, конечно, являются упомянутые А. Маслоу, К, Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фром.

Если же рассматривать вопрос со стороны клиента, то можно сказать, что основными сторонниками гуманистической психологии являются те люди, которые испытывают дефицит сочувствия, человеческого тепла и доверительных отношений. Кроме того, отлично зарекомендовал себя для развития потенциала, решения проблем личностного роста. Бесконфликтная основа метода для некоторых людей является более приемлемым методом разрешения семейных конфликтов.

Также гуманистический подход, как понимающий и не давящий, часто выбирают подростки и дети при необходимости психологических консультаций.

Интересной особенностью является тот факт, что, в классическом варианте, клиент сам выбирает количество посещений и их частоту. Поэтому такие приёмы всегда для него удобны.

Критика такой психологии

Одним из наиболее известных критиков гуманистической психологии является К. Бенсон. Он показывает, что понятие самоактуализации во многих культурах, отличных от западных, может быть расценена как неуместный и непозволительный эгоизм. Кроме того, принятие любых высказываний и идей клиента может привести, в этом случае, к развитию аморальности. Кроме того, он считает, что гуманистический подход зациклен на личностной самости, как высшей ценности. Тогда как именно взаимодействие с другими личностями зачастую является смыслообразующим фактором.

Многие же другие авторы обращали внимание, что гуманистический сеанс не подходит авторитарным личностям, а также клиентам, которые и так испытывают проблемы со своим эгоизмом и бездеятельностью.

В настоящее время Джеймс Хиллман в своей критике современной гуманистической психологии предупреждает об опасности внушить неуверенному в себе человеку момент его всезначимости. Поскольку эти установки слишком хорошо ложатся на всевозможные религиозные современные концепции.

В итоге, человек не получает поддержку, чтобы самостоятельно развиваться и действовать. А получает установку фактически своего приравнивания к Богу, и он начинает выбирать себе весьма удобное положение: мне все должны. Таким образом, эгоистические наклонности могут существенно отразиться на дальнейшей жизни личности, приводя к не совсем адекватным результатам с точки зрения закона и социума.

Кроме того, результаты наблюдений не поддаются строгим критериям оценивания; сложно оценить насколько действительно развивается или не развивается что-то во время работы.

Гуманистическая психология сегодня

В настоящий момент активно используются различные выводы и понятия гуманистической психологии, причём не только при непосредственной работе с клиентами, но и в других отраслях и дисциплинах.

Например, знаменитая иерархия потребностей была пересмотрена в рамках весьма практических приложений организации рабочего места: без удовлетворения более низших потребностей, невозможно требовать от работников реализации более высших. То есть, без хорошо организованной возможности принять пищу, сходить в туалет и без уважительного отношения и признания заслуг, работнику будет сложно осуществлять свои познавательные процессы и обучаться. Поэтому во многих офисах и супермаркетах существуют специальные и хорошо организованные комнаты приёма пищи, тёплые туалеты, а управленческий персонал проходит обучение для организации правильного подхода к людям.

Морин О`Хара, популярный автор гуманистического направления утверждает, что на самом деле все люди всей планеты стремятся к свободе и самоопределению, просто понимают это по-своему. А упомянутый подход признаёт и эти права, и возможность иметь личную трактовку понятий. Ну а эмпатийный подход к клиенту стал у многих практикующих психологов и психотерапевтов абсолютной догмой.

Гуманистическая психология - это подход в психологии, возникший в 1950-х годах как альтернатива бихевиоризму и психоанализу Зигмунда Фрейда. Данная статья расскажет об этом интересном психологическом направлении, его истории и особенностях.

Задача гуманистической психологии

Этот тип психологии стремится понять людей как уникальных среди других живых существ, с сознанием, со свободной волей и ответственностью за собственный выбор. Цель гуманистической психологии - понять человека и помочь каждому человеку в полной мере развить свой потенциал и, таким образом, иметь возможность наиболее эффективно содействовать более широким общественным слоям. Этот тип психологии считает природу человека качественно отличающейся от природы других живых организмов. Однако гуманистической психологии не хватает понимания фундаментальной важности социальных отношений в здоровом психологическом развитии личности.

Постулаты учения

Следующие пять постулатов составляют основу гуманистической психологии кратко:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Люди не могут быть сведены к компонентам (поделены на отдельные психические части).
  • Человеческая жизнь происходит в контексте отношений.
  • Человеческое сознание включает осознание себя в контексте других людей.
  • У людей есть выбор и ответственность.
  • Люди целенаправленны, они ищут смысл, ценности, творчество.

Гуманистическая психология подчеркивает изучение всей психической структуры человека. Это учение затрагивает поведения человека, непосредственно связанное с его внутренними чувствами и самооценкой. Данный вид психологии исследует, как на людей влияет их самовосприятие и самоценность, связанные с их жизненным опытом. Она рассматривает сознательный выбор, ответы на внутренние потребности и текущие обстоятельства, которые важны для формирования человеческого поведения.

Качественные или описательные методы исследования обычно предпочтительнее количественных методов, поскольку последние теряют уникальные человеческие аспекты, которые нелегко определить количественно. Это отражается на акценте гуманистической психологии - уклон делается на реальную жизнь людей.

Влияние философов

Данное течение имеет корни в экзистенциалистской мысли различных философов, таких как Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Оно отражает многие ценности, выраженные евреями, греками и европейцами эпохи Возрождения. Они пытались изучить те качества, которые уникальны для человека. Это такие человеческие феномены, как любовь, личная свобода, жажда власти, мораль, искусство, философии, религия, литература и наука. Многие считают, что послание теория гуманистической психологии является ответом на оскорбление человеческого духа, который так часто подразумевается в образе человека, нарисованного поведенческими и социальными науками.

Разработка учения

В 1950-е годы в психологии существовали две противоположные силы: бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология стала совершенно новым течением.

Бихевиоризм вырос из работ великого русского врача Ивана Павлова, особенно из работ по теории условного рефлекса, и заложил основы для этого направления в психологии в Соединенных Штатах. Бихевиоризм связан с именами Кларка Халла, Джеймса Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Авраам Маслоу позже дал бихевиоризму название «первая сила». «Вторая сила» вышла из работы Зигмунда Фрейда по психоанализу и психологии Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других. Эти теоретики сосредоточились на «глубине» или бессознательном царстве человеческой психики, которое, как они подчеркивали, должно сочетаться с сознательным умом, чтобы создать здоровую человеческую личность. "Третьей силой" стала гуманистическая теория. Одним из ранних источников этого направления была работа Карла Роджерса, на которую сильно повлиял Отто Ранк. Он в середине 1920-х годов порвал с Фрейдом. Роджерс сосредоточил внимание на том, чтобы привели к более здоровому, к более творческому, функционированию личности. Термин «актуализирующая тенденция» также был разработан Роджерсом, и являлся концепцией, которая в конечном итоге привела Аврааму Маслоу к изучению понятия самоактуализации как одной из потребностей людей. Роджерс и Маслоу, как главные представители гуманистической психологии, разработали эту теорию в ответ на психоанализ, который они считали слишком пессимистичным.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Мнение Роджерса о личности

Как представитель гуманистической психологии, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и стремление к личному саморазвитию. Являясь существом, у которого есть сознание, он сам для себя определяет смысл существования, его задачи и ценности, является главным экспертом для себя. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые личность определяет самого себя и создает перспективы своего развития. Его вклад в развитие гуманистической психологии невозможно не оценить.

Движение среди психологов

В конце 1950-х годов в Детройте были проведены несколько собраний среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению в психологии: тому, что имело отношение к самосознанию, самоактуализации, здоровью, творчеству, природе, бытию, саморазвитию, индивидуальности и осознанности. Они также стремились создать полное описание того, каким должен быть человек, и исследовали уникальные человеческие феномены такие, как любовь и надежда. Эти психологи, в том числе Маслоу, полагали, что именно эти понятия, вероятно, станут основой психологического движения, известного как «третья сила».

Эти собрания в конечном итоге привели к другим событиям, в том числе к запуску «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году. Данное издание было очень популярно в психоаналитической среде. За этим вскоре была сформирована Ассоциация психологии гуманистического направления в 1963 году.

В 1971 году было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистическому течению в Американской психологической ассоциации, которое публикует собственный академический журнал под названием «Гуманистический психолог». Одной из основных преимуществ гуманистической теории является то, что она подчеркивает роль человека. Эта школа психологии дает людям больше возможностей контролировать и определять состояние психического здоровья. Личность в гуманистической психологии рассматривается как целостное явление.

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях. В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать. Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений. Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента. Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Работа психолога в этом направлении

Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик.

Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния. При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал. Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.

Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами. Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента. Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием - это основа данного психологического направления.

Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии. Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом. По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.

Цель гуманистической терапии

Общая цель гуманистической терапии - дать целостное описание человека. Используя определенные приемы, психолог пытается увидеть всего человека, а не только фрагментированные части личности.

Такая терапия также требует интеграции всего человека. Это называется самоактуализацией по Маслоу. Гуманистическая психология заявляет, что у каждого человека есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могли бы помочь создать более сильную личность и поднять самооценку. Миссия психолога - направить человека в сторону этих ресурсов. Однако для реализации скрытых возможностей ему, возможно, придется отказаться от безопасности определенного этапа личности, чтобы охватить новый и более интегрированный этап. Это непростой процесс, поскольку он может включать в себя рассмотрение новых жизненных решений или пересмотр взглядов на жизнь. Этот тип психологии рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные аспекты человеческой жизни и развития, которые можно проработать в терапии.

Гуманистический подход в психологии уникален, потому что его термины и его понятия исходят из предположения, что все люди имеют свой собственный взгляд на мир и уникальный жизненный опыт.

Гуманистическая психология стала результатом серьезных размышлений американского общества, оказавшегося перед вопросом, что все-таки представляет собой человек, каков его потенциал и пути развития. Эти вопросы, конечно, поднимались и раньше и рассматривались представителями разных школ. Однако две мировые войны привели к глобальным изменениям в обществе, что повлекло за собой важность новых представлений и пониманий.

Что изучает гуманистическая психология?

Основной предмет изучения гуманистического направления в психологии - здоровые, зрелые, творчески активные личности, стремящиеся к постоянному развитию и занимающие активную жизненную позицию. Психологи гуманистического течения не противопоставляли человека и общество. В отличие от других направлений, они считали, что не существует конфликта между обществом и личностью. Наоборот, по их представлению именно социальные дарят человеку ощущение полноты человеческой жизни.

Личность в гуманистической психологии

Основы гуманистической психологии берут свое начало в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, Просвещения, немецкого романтизма, учениях Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Достоевского, Толстого, учении экзистенциализма и восточных философско-религиозных системах.

Методология гуманистической психологии раскрыта в работах таких авторов:

  • А. Маслоу, К. Роджерса, С. Джурарда, Ф. Бэррона, которые высказывали свой взгляд на психически здоровую, полноценно функционирующую личность;
  • о развитии личности в гуманистической психологии, проблеме движущих сил в становлении и развитии личности, о потребностях и ценностях писали А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер;
  • проблема межличностных отношений и раскрытие себя в отношениях описаны К. Роджерсом, С. Джурардом, Р. Мэем;
  • о проблемах свободы и ответственности писали Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл.

В целом личность человека рассматривается в таких аспектах:

  • человек – это не набор составляющих, а целостная личность;
  • каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности. Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
  • человеческая жизнь – это единый процесс бытия и становления человека;
  • человек – активное существо, которому необходимо развитие;
  • главная психологическая реальность – это переживания человека;
  • человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.

Методы гуманистической психологии

Гуманистическая психология получила широкое распространение, что привело к расширению набора подходящих этому направлению методов. Среди наиболее известных методов можно назвать такие:

Было бы неточным называть гуманистическую психологию научной теорией. На момент появления она заняла важную нишу в понимании, что есть человек, и довольно быстро стала общекультурным явлением.