Как написать путевые заметки? Путевые заметки. Примере путевых заметок (Школьные сочинения) Правила публикации материалов

В июньском номере Cosmopolitan вышла моя статья "Путевые заметные". Собственно, я пишу об этом здесь для того, чтобы подкинуть вам мысль привезти из летних поездок не только вдохновение, но и готовые к публикации записи . Неважно, где вы опубликуете свои наблюдения: в ЖЖ, альманахе или сборнике, главное - осознание, что лето прошло не зря! А путевые заметки - отличный старт для чего-то большего!

Раньше из дальних стран привозили широкие, как душа советского человека, джинсы-клеш и видеотехнику. Теперь туристическая мода требует от нас умения писать путевые записки или, говоря современным языком, травелоги.


На самом деле, травелоги существуют с давних пор . Традицию начали греки и арабы, когда принялись подробно, в малейших деталях, описывать свои путешествия. Чуть позже веяние докатилось и до Европы. К восемнадцатому веку «книги странствий» обрели такую популярность, что почти каждый известный писатель обязательно прибегал к этому жанру. Например, Александр Радищев , анонимно издавший в 1790 году «Путешествие из Петербурга в Москву», написал самый настоящий травелог, даже не подозревая об этом.

«Когда я прожила в Малайзии два года, друзья вдруг предложили мне описать свои наблюдения в виде путевых заметок. Предложение мне понравилось, и я начала думать, что интересного я могла бы рассказать о стране. Не хотелось просто излагать общеизвестные факты. Тогда у меня возникла идея сделать серию интервью с местными жителями, благо язык я хорошо знаю. С кем я за тот год только не познакомилась: от таксистов-индусов до сурового, но невероятно привлекательного нефтяного магната. К каждому интервью я приложила набросанный карандашом портрет и свои впечатления от встречи. Так родился проект, который в ближайшее время будет запущен одним известным издательством. А я сейчас переселилась во Вьетнам и уже начала знакомиться с вьетнамцами».
Лика, 29 лет

В травелогах автор не просто описывает свое путешествие, но пропускает национальный колорит через призму своего восприятия. Это штучная работа в индивидуальном стиле . Ведь одно дело - скопировать слова гида, который рассказал, почему некоторые храмы древнего комплекса Ангкор закрыты от туристов. И совсем другое - обследовать тайком эти храмы и описать в заметках свои советы, перемежая их веселыми историями о том, как вас чуть было не арестовали стражи порядка, от которых удалось откупиться двумя долларами.

В травелоге события часто излагаются в определенной хронологии, но тему можно выбрать любую . Можно сконцентрироваться на серьезных размышлениях о стране и судьбе нации, как это сделала Ребекка Уэст в книге о Югославии «Черный ягненок и серый сокол». Можно поселиться в одном из уютных уголков планеты и передать в записках атмосферу места, подобно Питеру Мейлу с его бестселлером «Год в Провансе». Если ты находишься в стране «по долгу службы», опиши свои впечатления от работы, соединив профессиональные байки с местными легендами. Именно на этом сыграл Денис Цепов в своей книге «Держите ножки крестиком, или русские байки английского акушера», в которой рассказал, как рожают британские леди.

Посмотри по поисковым системам, сколько человек за последнее время интересовались страной, о которой ты хочешь поведать . Но, если, например, спроса на Джибутти нет, это не значит, что о ней не нужно писать. Ищи уникальные способы подачи, подумай, как заинтересовать читателя. Возможно, стоит вставить страшные легенды или разбавить описание выдержками из старинных писем и дневников. Например, про кладоискателей уже написано столько, что, если сложить книги стопками, можно построить Великую Китайскую Стену. При этом тема алмазоискателей остается почти неохваченной. Записывай все, что может пригодиться, знакомься с местными жителями, но не увлекайся «шутками, легендами, тостами». Иначе можно докатиться до кражи девушек и общения с очаровательными джигитами. Впрочем, из этого тоже может выйти отличный рассказ!

Советы начинающим травелогерам:

1. Устрой мозговой штурм, самостоятельно или в компании с друзьями . Собери все факты, записи в блокнотах, ценники и использованные билеты, путеводители, карты, фотографии. Подумай, каких фактов тебе не хватает и где их можно найти. Набросай на бумаге план.

2. Реши, что именно будешь описывать: разговоры с местными жителями, впечатления от национальной кухни, проживание в частном секторе или веселые приключения в дороге. Сделай акцент на чем-то одном!

3. Продумай сюжет . Если ты собираешься просто описать свой быт в духе «проснулась-поела-заснула», читатели заснут вместе с тобой. Добавь яркие детали, диалоги, интересные случаи из твоей заграничной жизни.

4. Представь своего потенциального читателя и подумай, что он сможет почерпнуть из твоего травелога: описание удобных маршрутов, мастер-класс по торговле с местными продавцами, сведения о «секретных местах», где можно почти бесплатно купить ювелирные украшения.

5. Составь для читателя список «do’s and don’t’s» - того, что можно делать и что нельзя делать в этой стране. Если ты знаешь, что в Таиланде нельзя гладить детей по голове и протягивать деньги левой рукой, напиши об этом!

6. Используй свои сильные стороны, сделай травелог уникальным, укрась его рисунками или фото. Здорово, если ты разбираешься в кулинарии и можешь не только сделать обзор лучших парижских ресторанов, но и написать, как приготовить «соус бедного парижанина» в домашних условиях. Или опровергни привычное: кто сказал, что леди не ругаются, ха, держите ноги крестиком!

Путевые заметки - одна из разновидностей путево­го очерка - жанра художественной публицистики. Это

зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. В них автор рассказывает обо всём, что привлекло его внима­ние во время путешествия, что поразило его воображе­ние, обо всём новом, необычном, интересном, о том, что запомнилось и расширило его кругозор, обогатило зна­ниями и представлениями об окружающем мире. Опи­сания природы, местности, достопримечательностей городов и сёл; рассказы о людях, с которыми повстре­чался в пути, о местных обычаях - всё то, что показа­лось заслуживающим внимания, составляет содержа­ние путевых заметок.

Путевые заметки всегда субъективны: в них рас­крывается и сам автор, и содержится его оценка уви­денного - позитивная или негативная. Они всегда эмо­ционально окрашены.

Ведущим типом речи в путевых заметках обычно бывает повествование, в котором отражается переме-


щение автора во времени и в пространстве; преоблада­ют же в тексте различные описательные фрагменты, «фотографирующие» местность, природные объекты, людей, животных; возможны и рассуждения с обосно­ванием оценки или рассуждения-объяснения.

©> 187. Прочитайте текст.

РЕКА И ЖИЗНЬ

Осень - пора подведения итогов походов и экспеди­ций. Была и у нас в августе экспедиция: на лодках мы прошли реку Воронеж.

«Она всё ещё хороша...» - сказал о реке, беседуя с нами, житель села Кузьминки Савелий Васильевич.

Наш первый лагерь - у Дальнего. Проснулись - над водой молочный туман. Два пастуха, один с лодки, дру­гой с берега, ловят плотву; чуть в стороне в воде стоит цапля, караулит лягушек. В деревеньке поют петухи. Старуха ведёт на берег телёнка. А над палатками воз­душный бой: сокол подстерёг ласточку, но не сбил с пер­вого раза, повторяет атаки - взмывает и падает вниз...

Вверх от Дальнего река показалась нам райским местом, непочатым, не тронутым человеком. Над во­дой, над цветами кувшинок висели стрекозы. Изумруд­ными челночками проносились над гладью плёсов ры­баки-зимородки. Дубовый лес плотной и страшноватой стеной обступал реку.



Правый высокий берег почти везде покрыт дубня­ком. Это тот самый дорогой корабельный лес, на кото­ром царь Пётр остановил взгляд, выбирая место для первой российской верфи.

Выбираясь из леса, река повсюду тощает. Обшир­ные, полноводные и бездонные, кажется, плёсы пре­вращаются вдруг в неширокий и неглубокий поток, вьющийся по лугам. Река и тут хороша. Камыш, осока, рогоз ресницами обрамляют прихотливую ленту воды. Тут видишь: река обжита. Копёнки сена на берегу. Брод-переезд. Коровы. Гуси. Мальчишки с удочками. На буграх цепочки приземистых изб.


В этих местах особо чувствуешь живительную необ­ходимость воды на земле. Видишь, как всё живое укрепляется возле воды. Река, петляя, отдавала свою благодать рассыпанным по равнине домам, рощицам, водопоям, гусиным затонам, мокрым лужкам, синев­шей в пойме капусте. Радуясь этим извивам воды, мы вспоминали ретивых любителей «выпрямлять реки». Почти всегда спрямить реку - это значит обворовать землю... Левый берег, как правило, низок. Растут тут чёрный ольшаник, осина, ивы, черёмуха, а на песча­ных сухих возвышениях - сосны.

Где-то после Рамони чувствуешь набухание реки. Течение становится еле заметным и потом совсем про­падает. Вода подёрнута ряской, как в старом озере. У села Чертовицкого река покидает привычные берега, реки уже нет - разлив воды, похожий на половодье. Летают чайки. Пучки травы выдают мелководья. Для лодок обозначен фарватер. Это место рекой уже не зо­вут. Это «море», образованное плотиной. Считать ли благом эти «моря» - дело спорное. Бесспорно одно: это была неизбежность. Отощавшая река не могла уже на­поить огромный индустриальный Воронеж.



Селения на реке... Они почти все стоят на буграх правого берега. Селения тут зарождались сторожевыми постами. По реке проходила граница Русского государ­ства с «дикой степью». С весны, «как только молодая трава могла прокормить татарских коней», ожидали набегов. День и ночь на вышках дежурили сторожа. Конское ржание, топот копыт, огни костров - и поды­малась тревога. Рядом с вышкой всегда стоял осёдлан­ный конь. И если опасность была особенно велика, спешно оповещалась вся «сторожевая черта» - наблю­датель пускал стрелу с горящей паклей в бочку смолы, стоявшую тоже на вышке. Сейчас же соседний пост поджигал свою бочку, за ним ещё... Так работал огнен­ный «телеграф». Звонили колокола, палили пушки. Люди с полей и из леса спешили укрыться в городках-


крепостях, а войско вовремя выступало навстречу на­лётчикам.

Вышка в Вертячьем удивительно напоминала древ­ний сторожевой пост. Сбитая из дубовых стволов, при­земистая, прочная, она стояла на самой высокой точке бугра. Мы поднялись к вышке, спросили у сидевшего на ней человека, можно ли влезть.

На многие километры открывалась земля с этой вышки. Река внизу, а далее лес, блёстки озёр, поляны, равнина лугов, опять размытый синевой лес. И опять река...

(В. Песков, В. Дёжкин)

Подготовьте анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения. Ответьте в нём на следующие вопросы.

План анализа текста определённого жанра

1. К какому стилю и жанру относится текст?

2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказыва­ния.

3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?

4. Составьте план текста.

5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?

7. Какой тип речи, может быть, явно не выражен­ный, объединяет все фрагменты в единый текст?

8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1-2 при­мерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

9. Выясните, как связываются абзацы друг с дру­гом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих про­странство (где? к у д а?). Другими словами, выясни­те, как развёртывается текст: во временной или в про­странственной перспективе.


©>188. 1. Спишите часть текста упр. 187 (от слов Вверх от Дальнего... до слов...обступал реку).

2. Определите тип речи.

3. Найдите в предложениях «данное» и «новое», подчеркни­те их прямой и волнистой чертой, скажите, чем они выражены.

4. Какие синтаксические средства создают изобразитель­ность речи? Укажите сравнения, слова с переносным значени­ем; расскажите об особенностях порядка слов в этом фрагменте.

5. Укажите, какой частью речи являются выделенные сло­ва, объясните их правописание.

©> 189. Внимательно прочитайте текст; составьте его план и ти­пологическую схему.

Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путе­шественники и что они там делали).

Сопоставьте получившийся сокращённый вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассужде­ний, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. До­стигает ли высказывание цели, если оно выполнено только по­средством повествования?

Всё началось ещё ранней весной, в апреле, а может быть, даже в марте. Из газеты «Известия» мы узнали, что возобновил работу туристский теплоходный марш­рут к «Северным островам». Нам очень хотелось побы­вать на Соловках и в Кйжах. Мы купили путёвки и ста­ли ждать, когда же наступит август.

Как мы и предполагали, поездка оказалась очень интересной. Всего 16 дней, а впечатлений - будто пу­тешествовали год!

Кемь... Самый северный пункт нашего маршрута. Полярный день был уже на изломе. Солнце садилось в 10, а в июле, говорят, там и в час ночи светло, как днём. Было сухо, жарко, совсем как в Крыму. Мы купа­лись в Белом море, совсем как в Чёрном.

Из Кеми съездили в Беломорск посмотреть петрог­лифы, «бесовы следки» - наскальные рисунки доисто­рического человека. Пешком ходили на реку Охту, зна­менитую своими порогами - 100 с лишним порогов на протяжении 70 километров. Провели ночь в лесу -


в палатках, у костра. Затем вернулись на турбазу. Хо­дили по реке Кеми по бонам (так здесь говорят). Боны - это дорога-мост из сбитых плотов, через всю реку, ширина которой в этом месте (у города Кемь) не менее двух километров. Очень сильное впечатление, до головокружения: идёшь по плотам, они, естественно, без перил, неширокие, брёвна мокрые, скользкие, под ногами шевелятся, «дышат», а под ними вода несётся со страшной силой.

На пятый день отправились на Соловецкие острова. С ними связаны самые острые ощущения, очень разные по характеру.

Уже в пути нас застал шестибалльный шторм. А речной теплоход «Лермонтов» - единственная связь с островами - к нему не приспособлен. Нас трясло, ка­чало, заливало водой. Плохо было...

Затем нас полоснула казематным сервисом соловец­кая турбаза - она расположена в бывшем монастыре, где в недавние годы была тюрьма. Чтобы выдержать промозглую сырость и холод 59-го номера, приходи­лось на ночь натягивать на себя всю шерстяную налич­ность.

Остальное же было чудесно: монастырская кре­пость, мощь её стен и башен, сделанных из крупных ва­лунов; суровая архитектура соборов и служб (одна тра­пезная чего стоит!); двухкилометровая дамба из тех же валунов, ведущая прямо по морю на соседний остров Большую Муксалму; система каналов, соединивших цепь озёр, и кругом леса, леса, леса...

Потом был Петрозаводск и поездка в Кйжи. О Кй- жах говорить почти невозможно, их надо видеть, и не на фотографиях, а в натуре, потому что в том сильном впечатлении, которое они производят на месте, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен» в нём боль­ше - то ли древнерусские зодчие, то ли щемяще скром­ная природа острова.


1. Рассмотрите, как связываются между собой абзацы в ос­новной части путевых заметок; в какой перспективе развёрты­вается текст - в пространственной, временной или пространст­венно-временной.

2. Найдите в тексте конструкции, в которых раскрывает­ся значение названий отдельных местных достопримечатель­ностей. Как вводится другая информация поясняющего ха­рактера?

3. Какие изобразительно-выразительные средства языка ис­пользованы в тексте? Назовите их.

4. Выпишите предпоследний абзац. Дайте синтаксическую характеристику предложения. Объясните знаки препинания.

190. Продолжите текст упр. 189. Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает почти невозможным, - рас­сказать о Кйжах по фотографиям.

Рассмотрите цветные вклейки в учебнике и расскажите о де­ревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мель­ницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера.

191. Может быть, и вы куда-то ездили этим летом или в ка­никулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые уви­дели.

Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Подумайте, в какой перспективе вы будете развёртывать текст; какие син­таксические конструкции, слова и выражения помогут вам свя­зать абзацы; какие типовые фрагменты вы включите в повест­вовательную основу текста; какие изобразительные и эмоцио- нально-оценочные средства языка вы используете в своём сочинении.

Как сделать так, чтобы путевые заметки получились яркими и запоминающимися, как само путешествие. И чтобы читатель смог представить и почувствовать то же самое, что и ты?

Как я и , расскажу о некоторых тонкостях.

Итак, характерные признаки путевых заметок:

  • указание места (и возможно времени );

Например: В любом городе, даже самом маленьком как , есть парк. Или городской сквер, сад, куда все жители ходят гулять.

  • пейзажные зарисовки (описание местности, архитектуры );

В городском парке нашего небольшого городка (каких наверное, тысячи по всей России) есть большой круг – заасфальтированная дорожка, длиной около полутора километров. Она, как кольцо, окружает парк. И есть много маленьких, практически лесных тропинок, пересекающих парк вдоль и поперек.

  • портретные зарисовки (описание животных и людей, их поведение, одежды, манеры );

Вот зрелый строгий мужчина с “боксером” на поводке, таким же зрелым и строгим. Вот две дамы почтенного возраста, их лица слегка напряжены, видимо, говорят о проблемах…

  • комментарии и ощущения автора (авторское “я”, личность автора ).

Я часто бываю в нашем парке. Выгуливаю собаку. А сейчас и младшего сына. Аллеи парка вызывают у меня умиротворение…

Вообще для путевых заметок очень важны детали (необычные факты, необычные здания, места, необычные люди, животные ). Именно детали помогают воссоздать эффект присутствия.

И здесь не обойтись без такого приема письма, как описание . Напоминаю, что это перечисление характерных признаков и свойств предметов (цвет, объем, ширина, длина и т.п.).

Например: Эстрада окружена двухметровым металлическим забором и напоминает загон (ну, для коров, например). Молодежь так и величает это место.

И конечно же, можно использовать в путевых заметках повествование , которое воссоздает картину событий в целом, а именно: из пункта А я отправилась в пункт Б и по пути со мной приключилась вот такая история…

По форме организации материала путевой очерк может быть:

  • хронологическим (последовательно воспроизводится цепь событий во времени );
  • эссеистским или свободным (строится на ассоциативных связях, образных обобщениях, рассуждениях автора ).

Можно вполне потренироваться и на достопримечательностях собственного города или села, к которым вы давно привыкли и не замечаете их красоты. Предлагаю взглянуть на родной город глазами туриста и открыть его для себя заново!

Сегодня в примерах поста я использовала фрагменты своих путевых заметок . Пройдя по ссылке, вы можете прочитать пост полностью!

Лето – любимое время года каждого школьника, потому что наступают долгожданные каникулы. Все вокруг становится теплым и солнечным, поляны покрываются морем цветов, над прекрасными цветами порхают стайки бабочек. Все вокруг кажется сказочным и волшебным. Каждый чувствует себя свободным и старается провести время с друзьями. Вот и наш класс решил пойти в поход.

После сдачи переводного экзамена 29 мая, каждый из нас побежал домой собирать рюкзак. В поход на несколько дней мы шли впервые, но даже в такой первый серьезный поход нам дали огромные рюкзаки вместимостью по тридцать килограмм и список продуктов, которые нужно взять. Когда я собрала рюкзак, мне даже было сложно его поднять, а предстояло мне пройти с ним не один километр.

И вот долгожданный день 30 мая все те, кто собирался идти в поход, собрались в школе. У всех были огромные рюкзаки и в руках палатки. Наш поход начинался с озера Морской глаз, до него мы доехали на автобусе. Еле-еле мы спустились по горе и очутились возле озера, нас поразила его красота, оно действительно напоминало глаз, когда мы смотрели на него сверху, оно казалось голубого цвета, а когда спустились, оно стало зеленым. Кто-то из наших ребят даже искупался в нем, хотя вода была холодной. Здесь мы расставили палатки, разожгли костер, приготовили обед. На свежем воздухе еда казалось особо ароматной и вкусной. Ночь на 31 мая мы, конечно же, не спали. Все мы 15 человек уселись в одной палатке и долго разговаривали.

Утром 31 мая мы еле проснулись, позавтракали и пошли в путь. С непривычки нести тяжелые рюкзаки и терпеть рои обозленных комаров было сложно, но мы справлялись, на данный момент у нас было много репеллентов. Мы прошли 10 км и отдыхали, мы очень сильно устали, подняться дальше идти было сложно. Но мы перебороли себя и двинулись в путь. Придя на новую стоянку, мы расставили палатки и сразу же легли спать, проспали мы до самого утра. Мы узнали, что наш поход составляет 30 км, нам было тяжело осознавать, что мы не прошли еще и половины пути. Но даже за этот один день мы увидели столько красивых мест одновременно, это очень нас поразило.

31 мая весь день мы шли, только к 10 часам вечера мы пришли, мы были счастливы, что мы сумели преодолеть такой тяжелый путь. Мы поняли, что у нс осталась последняя ночь вместе, конечно же, мы не спали, всю ночь мы сидели у костра и пели песни, нас даже не смущало то, что все репелленты закончились и нас просто съедали комары. Потом мы сидели в одной палатке и рассказывали много историй.

Утром 1 июня мы пришли к Кленовой горе и ждали автобус. Он приехал и забрал нас, с одной стороны мы были рады, что, наконец-то, мы больше не идти, а с другой стороны, было, грустно, потому что нам приходится расставаться с друзьями. Все-таки поход это очень здорово, лучше, чем всякая поездка за границу и сидение за компьютером. Желаю каждому сходить в поход в школьные годы!