Сьюзен из нарнии. Все, что вы не знали об анне попплуэлл

Британский писатель, богослов, ученый и поэт Клайв Стейплз Льюис стал известен всему миру благодаря написанному в 1950-1956 гг. циклу романов «Хроники Нарнии». Серия книг популярна и сейчас, но при этом часто подвергается критике. Одним из самых спорных персонажей фэнтезийных книг является Сьюзен Певенси. Ее история, пожалуй, самая непонятная и обсуждаемая как читателями, так и критиками.

Описание персонажа

Итак, Сьюзен является одним из вымышленных персонажей и принадлежит к семье Певенси. По старшинству она вторая после брата Питера, затем идет Эдмунд и малышка Люси. Она родилась в 1928 г. Если обратиться к первоисточнику, то можно в общих чертах узнать о внешности девушки. Сьюзен имеет зеленые с оттенком голубого глаза, длинные каштановые волосы и средний рост. Девушка не обладает какими-либо выдающимися характеристиками и мало чем выделяется среди своих сверстниц.

Характер Сьюзен Певенси противоречив. Она умна, хорошо воспитана, но при этом кажется всем окружающим этакой зазнайкой, самовлюбленной гордячкой. Отчасти эти утверждения находят подтверждение в дальнейшем. В Нарнии Сьюзен прозвали Великодушной. Что касается волшебной атрибутики, то девушка обладает Волшебным Рогом, луком и стрелами. Они были преподнесены ей в дар Отцом Рождества.

Персонаж Сьюзен Певенси в книгах

Сьюзен фигурирует в трех романах К. С. Льюиса, посвященных волшебной стране Нарнии, из семи. Впервые она вместе со своей сестрой и братьями появляется в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф», опубликованной в 1950 г. По версии журнала Time она входит в сотню лучших романов, изданных на английском языке. По сюжету всех четверых детей отправляют в глубинку к давнему другу семьи профессору Керку. В один из дней малышка Люси прячется в шкафу и таинственным образом попадает в сказочную страну.

Сьюзен, как и братья, по началу не верит рассказам младшей сестры. После того как дети попадают в Нарнию все вместе девушка пытается образумить остальных и уговаривает их пока не поздно вернуться в Англию. Она скептически относится к происходящему, но при этом готова отдать все, чтобы помочь близким. Спустя 15 лет после церемонии коронации все Певенси возвращаются домой и вновь становятся детьми.

Вторая книга с участием персонажа Сьюзен Певенси - это «Конь и его мальчик». События в ней разворачиваются в момент правления всех четверых повзрослевших детей в Нарнии. В ней девушка отправляется в страну Тархистан. Принц предлагает ей замужество, но Сьюзен отказывается, и он берет ее в плен.

Третья книга - «Принц Каспиан». В ней речь идет о втором путешествии семьи Певенси в Нарнию. Именно в этой книге автор окончательно лишает Сьюзен веры в волшебную страну. Она легко смирилась с тем, что уже целый год жизнь идет своим чередом, не видит Аслана, когда он призывает их. Однако пока девушка еще скрывает свое неверие.

Книга «Последняя битва»

Последняя книга цикла была выпущена в 1956 г. Она описывает конец Нарнии. Дети семьи Певенси уже не являются главными персонажами, а лишь упоминаются в ней. Вся идея книги сводится к противостоянию двух сторон: тех, кто еще верит в Аслана, и тех, кто на стороне самозванца, объявившего себя им. В ней упоминается о том, что Сьюзен предала воспоминания детства. Теперь она изменилась, отказалась надеется и верить и интересуется лишь помадой, чулками и приглашениями в гости. По словам одного из персонажей, Сьюзен всегда выглядит так, будто хочет, как можно скорее стать взрослой. Согласно тексту последней книги серии «Хроники Нарнии» Сьюзен Певенси остается в реальном мире одна, потеряв в железнодорожной катастрофе родителей, братьев и сестренку.

Экранизации книги «Лев, колдунья и платяной шкаф» («Хроники Нарнии»)

Книгу экранизировали дважды. В первый раз это в 1988 г. сделал режиссер Мэрлин Фокс. «Хроники Нарнии: лев колдунья и платяной шкаф» он превратил в мини-сериал, включающий 6 эпизодов. Роль Сьюзен в проекте исполнила английская актриса Софи Кук (на фото выше). Критики встретили сериал прохладно, даже для конца 1980-х - начала 1990-х годов он был сделан топорно.

Вторая и наиболее успешная экранизация принадлежит режиссеру Эндрю Адамсону. В 2005 г. его фильм «Хроники Нарнии: лев, колдунья и платяной шкаф» стал третьим в списке самых кассовых. Англичанка Анна Попплуэлл была утверждена на роль Сьюзен Певенси. Актриса (фото можно увидеть в статье) подобрана более чем удачно. Зритель видит описанные в книге сияющие зеленые глаза и каштановые волосы, а также веснушки, по поводу которых Сью всегда переживала. Анна снималась с 13 до 17 лет, что вполне соответствует экранному и книжному возрасту ее персонажа.

Экранизация книги «Принц Каспиан»

Первая экранизация под названием «Принц Каспиан и плавание на «Покорителе зари» была снята компанией BBC. Мини-сериал выходил на экраны в 1989 -1990 гг. По-прежнему в роли Сьюзен Певенси - актриса Софи Кук.

После успеха первого фильма по книгам Льюиса Эндрю Адамсон решил снят продолжение. В результате в 2008 г. на большие экраны вышел фильм «Хроники Нарнии: Принц Каспиан». В 2008 г. он стал десятым в списке самых кассовых. Актеры главных ролей остались прежними, в том числе и Анна Попплуэлл вновь вернулась к образу Сьюзен.

Мнение критиков

В цикле романов Льюиса прослеживается интересная особенность. Так, младший из братьев Певенси, Эдмунд, развивается снизу вверх, становясь более самоотверженным, честным и храбрым, обретая положительные черты характера. Одновременно автор сверху вниз спускает в глазах читателей образ Сьюзен. О том, что с ней стало в итоге, в книгах ничего не говорится.

«Сьюзен осталась живой в мире людей, но при этом превратилась в довольно самовлюбленную и глупую девушку. Однако у нее еще есть время, чтобы исправиться и, возможно, когда-то она вернется в Нарнию. Хотя даже после всего, что Сьюзен видела, она вполне могла себя убедить, что это «чепуха», - писал в одном из своих писем Льюис. Согласитесь, довольно резкая перемена настроения по отношению к персонажу.

Именно на описании Сьюзен Певенси основываются утверждения о гендерной дискриминации, свойственной книгам Льюиса.

«Наступил момент, когда героиня стала взрослой, теперь она потеряна для Нарнии, потому что ее стала интересовать помада. Она превратилась в неверующую, так как открыла для себя вопросы отношения полов, и это мне абсолютно не нравится», - высказалась о романе писательница Джоан Роулинг (автор книг о Гарри Поттере).

Защитники Льюиса говорят о том, что критика его произведений исходит главным образом от тех, кто не принимает христианство. Сьюзен перестала верить в Нарнию и быть ее другом не из-за помады и чулок. Причина более глубока и основывается на вопросах христианской веры, мировоззрении К. С. Льюиса в этой области.

Анна Попплуэлл родилась 16 декабря 1988 года в Лондоне. Ее отец – Эндрю Попплуэлл – королевский юрист, а мать – Дебра Ломас – врач-иммунолог. Анна – старший ребенок в семье, у нее есть сестра Лулу (р.1991) и брат Фредди (р.1994).

Полное имя актрисы – Анна Кэтрин Попплуэлл (Anna Katherine Popplewell).

Анна начала посещать драматический кружок уже в 4 года – по ее словам, это был единственный летний кружок, куда брали настолько маленьких детей. Уже с 6 лет занималась в Лондонской школе драматических искусств, и практически сразу начала сниматься в рекламе. Свою первую роль на телевидении Анна Попплуэлл получила в 10 лет – в 1998 году ее пригласили сниматься в сериале компании BBC «Берег головорезов » (Frenchman"s Creek ).

Дебют актрисы в большом кино состоялся годом позже, когда на экраны вышел фильм «Мэнсфилд парк ». В 2000 году одиннадцатилетнюю Анну выбрали среди других претендентов на роль в фильме «Вампиреныш ». После этого она получила несколько предложений и в последующие годы приняла участие в ряде проектов. В основном это были британские сериалы, такие как «Любовь в холодном климате » (2001) и «Дэниел Деронда » (2002).

В 2003 году Анна Попплуэлл снялась в небольшой роли в фильме «Девушка с жемчужной сережкой ». Ее партнерами были Скарлетт Йохансен и Колин Ферт .

Анна Попплуэлл пробовалась на роль Гермионы Грейнджер (в фильмах о Гарри Потере) и Венди (в «Питере Пэне»)

Большой успех приходит к актрисе в 2005 году, когда на экраны выходит фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф », в котором Анна исполнила одну из главных ролей. Кастинг был очень нелегким – режиссеру картины Эндрю Адамсу пришлось просмотреть записи 2500 детей, чтобы выбрать четверых лучших. Процесс подбора актеров растянулся на 18 месяцев, и в результате были утверждены Уильям Моусли , Анна Попплуэлл, Скандар Кейнс и Джорджи Хенли . Съемки фильма проходили в Новой Зеландии и длились около 8 месяцев.

Познакомившись уже перед началом съемок, Анна Попплуэлл и Скандар Кейнс выяснили что живут на соседних улицах.

Роль Сьюзен Певенси в фильме «Лев, колдунья и платяной шкаф » принесла Анне Попплуэлл мировую славу. Она была номинирована на премию Teen Choice Awards и Camie Awards . Спустя три года вышла вторая экранизация произведения Клайва Льюиса - «Хроники Нарнии: Принц Каспиан », где Анна вновь исполнила одну из главных ролей.

Во время съемок фильма «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» Анна отпросилась у режиссера Эндрю Адамса на один день, чтобы посетить свой школьный выпускной бал. Между рейсами ей хватило времени только на то, чтобы переодеться в вечернее платье и 20 минут потанцевать с бывшими одноклассниками.

После окончания средней школы, в 2007 году, актриса поступила в Колледж Магдалены в Оксфорде, где изучает литературу. В декабре того же года она сыграла леди Макбет в Оксфордской студенческой постановке пьесы Шекспира. Примечательно, что этот колледж также посещал создатель книг «Хроники Нарнии» Клайв Льюис , но Анна утверждает, что не знала этого на момент поступления.

Актриса планирует вернуться в кино после окончания учебы. Свободное время она посвящает своим хобби, а именно виолончели и игре в лакросс.

В настоящее время Анна Попплуэлл живет в районе Хайбери в Северном Лондоне.

Сестра и брат Анны – тоже актеры. Лулу исполнила небольшую роль в фильме «Реальная любовь» (2003), а Фредди снялся в фильме «Питер Пэн» (2003).

Фильмография:

2008 - Хроники Нарнии: Принц Каспиан / The Chronicles of Narnia: Prince Caspian

2005 - Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe

2003 - Девушка с жемчужной сережкой (2003) Girl with a Pearl Earring

2002 - Дэниэл Деронда (ТВ) / Daniel Deronda

2002 - Гром в штанах / Thunderpants

2001 - С тобой и без тебя / Me Without You

2001 - Любовь в холодном климате (сериал) / Love in a Cold Climate

2000 - Dirty Tricks (ТВ) / Dirty Tricks

2000 - Вампиреныш / The Little Vampire

1999 - Мэнсфилд Парк / Mansfield Park

1998 - Берег головорезов (ТВ) / Frenchman"s Creek

Роль в фильме Анна Попплуэлл Первое появление Лев, колдунья и Платяной шкаф

Лев, Колдунья и Платяной шкаф

Вначале, как и Питер с Эдмундом, не верит Люси. Когда Эдмунд говорит, что он и Люси играли в эту страну, возмущена его поступком и вместе с Питером посещает профессора. По фильму, когда ребята Певенси попадают в Нарнию все вместе, Сьюзен узнав о аресте Тумнуса, пытается вернуть всех в Англию. После побега Эдмунда винит во всем Питера, но когда тот спасает ее и Люси от Волка, прощает брата. Сьюзен помогла Люси находить статуи для Аслана, также она участвовала в концовке Битвы при Берунах. Через 15 лет после коронации, 27 летняя Сьюзен вместе с братьями и сестрой возвращается В Англию, в дом профессора. Нарнийский народ прозвал ее Великодушной.

Конь и его мальчик

Посещает страну Тархистан , принц которой предлагает ей выйти за него замуж, однако отклоняет предложение как и предложения многих других.

Принц Каспиан

По зову Волшебного рога (Рога Сьюзен) Сьюзен вместе со своими братьями и сестрой попадает в Нарнию, где помогает восстановить порядок.

Экранизация («Принц Каспиан») Девушка замечает, что юный тельмарин неравнодушен к ней. Но будучи древней Королевой и простой английской школьницей, она старается скрыть симпатию к Принцу, что довольно плохо получается. Сьюзен понимает, что не может остаться с ним, ей придется вернуться в свой мир. Подарив Каспиану первый и последний поцелуй в их жизни, она возвращается в Англию. Хотя в книге нет такого эпизода.

Именно в этой книге она окончательно перестает верить в Нарнию. Легко смиряется с тем, что они уже целый год живут в Англии. Не видит Аслана, когда он их зовет, впрочем, как и все, кроме Люси. Но продолжает свое неверие. В одном из ее разговоров с Люси, когда они ночуют у костра перед встречей с Каспианом, произносит фразу, которая почти окончательно решает ее судьбу:

Люси: Но ты ведь рада что мы здесь? Сьюзен: Сейчас мы здесь.

В итоге, она больше туда не возвращается, так как больше не хочет быть там и не верит в то, что когда-нибудь туда вернётся.

Последняя битва

Сьюзен упоминается в книге «Последняя битва». Сьюзен мечтала о дорогих, по тем послевоенным временам, вещах, девушка отказалась верить и надеяться , что когда-нибудь попадет в Нарнию. Также Сьюзен, пытаясь стать «взрослой», предает воспоминания о единственном в жизни детстве.

Моя сестра Сьюзен, - ответил Питер коротко и сурово, - больше не друг Нарнии.
- Да, - кивнул Юстэс, - когда вы пытаетесь поговорить с ней о Нарнии, она отвечает: «Что за чудесная у вас память. Удивительно, что вы ещё думаете об этих смешных играх, в которые играли детьми».
- О, Сьюзен! - вздохнула Джил. - Она теперь не интересуется ничем, кроме нейлоновых чулок, губной помады и приглашений в гости. Она всегда выглядит так, будто ей хочется поскорее стать взрослой.
- Взрослой, - хмыкнула леди Полли, - я бы хотела, чтобы она действительно стала взрослой. Пока она была школьницей, она ждала своего теперешнего возраста, и проведёт всю жизнь, пытаясь в нём остаться. Основная её идея - как можно быстрее мчаться к самому глупому возрасту в жизни, а потом оставаться в нём как можно дольше.

Во время железнодорожной катастрофы Сьюзен теряет братьев, сестру и родителей. Её дальнейшая судьба не известна. В письме мальчику Мартину Льюис пишет: "В книге не говорится, что будет со Сьюзен. Она осталась живой в нашем мире, успев превратиться в довольно глупую, самовлюбленную девушку. Однако у нее достаточно времени, чтобы исправиться, и, может быть, она в конце концов попадет-таки в страну Аслана - своим путем. Думаю, даже после всего, что она видела и слышала в Нарнии, она вполне могла с возрастом уверить себя, что все это «чепуха»."

Отражение в кинематографе

  • Софи Кук (экранизация BBC)
  • Анна Попплвелл (экранизация Walden Media)
  • Фаун Чэмберс (пародийный персонаж, «Очень эпическое кино »).

Литература

  • Gaiman, Neil (2004), «The Problem of Susan (in Flights Vol. II edited by Al Sarrantonio» , New York: New American Library, ISBN 0-451-46099-5
  • Ford, Paul (2005), «Susan Pevensie (in The Companion to Narnia: A Complete Guide to the Magical World of C.S. Lewis" The Chronicles of Narnia» , HarperSanFrancisco, ISBN 0-06-079127-6
Племянник чародея
(1955)
Лев, колдунья и платяной шкаф
(1950)
Конь и его мальчик
(1954)
Принц Каспиан
(1951)
Покоритель зари, или Плавание на край света (1952) Серебряное кресло
(1953)
Последняя битва
(1956)
Персонажи

Вы наверняка помните эту девушку - храбрую Сьюзен Певенси из экранизации серии приключенческих книг "Хроники Нарнии" .
Британскую актрису Анну Попплуэлл всегда тянуло к фантастическим фильмам: в 2000 году она пробовалась на роль волшебницы Гермионы Грейнджер , однако здесь ее обошла Эмма Уотсон . Но юная Анна не отчаивалась и в 2005 году обошла более 2500 детей, чтобы получить роль Сьюзен - средней сестры из семейства Певенси , оказавшейся в Нарнии . Несмотря на этот яркий образ, до сих пор об актрисе известно немного. В день ее двадцатипятилетия мы расскажем наиболее интересные детали из ее жизни.

За плечами у Анны богатое театральное прошлое: уже с четырех лет она занималась в в детском сценическом кружке. По ее признанию, будущая звезда "Хроник Нарнии" оказалась там потому, что только он работал летом и подходил для ее возраста. В шесть лет актриса начала учиться в лондонской школе драматических искусств.

«Сьюзан - моя любимая роль. Я очень люблю книгу „Хроники Нарнии“, а
потому сняться в экранизации - это все, о чем я могла мечтать
», - признается Анна . Многолетние съемки в кино стали очень важной частью жизни актрисы: она дважды заводила на съемочной площадке романтические отношения (вначале с Ульиямом Моусли , а позже - с Скандаром Кейнсом ), а однажды из-за маленького по размеру костюма даже сидела на диете.

Выпускной бал актрисы пришелся на 2007 год - как раз в разгар съемок картины «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» . Анна отпросилась у режиссера фильма Эндрю Эдамсона на один день, чтобы слетать со съёмочной площадки на это важное торжество. Между рейсами из Праги в Лондон и обратно у неё было время
только на то, чтобы приехать в школу, переодеться в бальное платье и двадцать минут потанцевать с одноклассниками.

Анна дружит с британским дизайнером Эллиотом Джеймсом Фризом - видным представителем английской индустрии моды. В сентябре 2010 года актриса приняла участие в показе весенней коллекции его одноименного бренда на London Fashion Week.

В 2007 году, после окончания школы актриса поступила в колледж Магдалены в Оксфорде, где начала изучать литературу. Примечательно, что автор всей серии книг "Хроники Нарнии" Клайв Льюис сам когда-то учился здесь. Проявить свои актерские способности Анне удалось даже во время учебы - она сыграла леди Макбет на сцене оксфордского студенческого театра в одноименной пьесе.

В интервью изданию "Cosmopolitan" Анна призналась, что старомодна в плане Интернета - у нее нет ни одной страницы в социальных сетях, и гораздо большее удовольствие она получает, когда отправляет настоящие открытки по почте. По словам актрисы, она не хочет оставлять в Twitter"е "кусочки души".

Сейчас актриса работает в Голливуде на съемках набирающего популярность исторического сериала "Царство" , который посвящен жизни легендарной шотландской королевы Марии Стюарт . Пожелаем актрисе удачи как в этом проекте, так и во всех последующих!

Глава 1

Сьюзен Певенси восемнадцать лет.

Она изменилась, и это несложно заметить. Она говорит, что всего лишь решила повзрослеть и немножко повеселиться. Ее братья и сестра ей не верят, а мать довольна, что старшая дочь начала проявлять интерес к окружающему миру, и втайне надеется, что Сьюзен завела себе ухажера.

По утрам Сьюзен всегда просыпается рано, чтобы первой успеть в душ. Она незаметно берет у матери из сумочки косметику и подводит глаза и губы, пудрит нос и красит ресницы. Завивка волос занимает у нее кучу времени, а ведь нужно еще сколоть локоны в соответствующую прическу и надеть школьную форму. Она торопится, чтобы не опоздать на поезд, и молчит, не заговаривая ни с братьями, ни с сестрой. На станции Сьюзен становится одной из тех хихикающих и щебечущих школьниц, что ловят взгляды симпатичных парней перед началом уроков.

По выходным дням в доме Певенси царит тишина. Сьюзен никогда не бывает дома, и Люси потерянно бродит по пустым комнатам. Питер и Эдмунд играют в шахматы или читают, но Люси не испытывает интереса ни к книжкам, ни к игре. Она проскальзывает в комнату сестры, чихает от запаха духов и лака для волос, и трогает вечерние платья и другие наряды, разложенные на кровати.

Сьюзен закуривает свою первую сигарету на вечеринке. Она кашляет, но затягивается еще раз, показывая своим подругам, что она уже не ребенок. В ее понимании сигареты – признак дурной женщины. Но сейчас курят почти все, и она выгребла монетки из кармана и тоже купила себе пачку. Ее ярко-алая помада оставляет след на сигаретном фильтре.

Алой помадой перепачканы и губы темноволосого мальчика, с которым она танцует. Он пахнет зубной пастой, совершенно не так, как другой темноволосый мальчик, которого она когда-то целовала.

Тот пах грубой кожей доспеха и еще яблоками. Но с другой стороны, он ведь был суровым смелым Принцем. Воспоминания заставляют ее поджать губы, и она наносит еще один слой помады, прежде чем покинуть дамскую комнату.

Юноша ждет ее. Сьюзен позволяет ему взять себя за руку. Она позволяет ему увести себя с танцплощадки. Она позволяет ему шептать ей на ухо. Она даже позволяет ему увлечь себя в укромный угол. Он касается ее кожи и целует ее, и это все совершенно некстати. Румянец на ее щеках густо красный, как и его руки, неловко шарящие по ее груди и бедрам.

Сьюзен неприятно, что он тискает ее и прижимается к ней. Его поцелуи мокрые. Он неопытен и перевозбужден. Но она позволяет ему немножко удовольствия, а по пути домой рассказывает своим подругам пикантные подробности. В их глазах она видит зависть. Иметь такой успех, так смело вести себя с симпатичным незнакомцем – это восхитительно. Тихая вежливая Сьюзен заткнула их всех за пояс.

Сьюзен Певенси двадцать лет.

За ней ухаживает привлекательный мужчина, Гарри Холлэйс, сын преуспевающего банкира. Их отцы почти невредимыми вернулись с войны, и ведут вместе какие-то важные дела. Гарри высок, хорошо сложен, у него волосы цвета солнца и изумрудные глаза. У Гарри есть три неоспоримых достоинства: он остроумен, галантен и по уши в нее влюблен.

Теперь в ее комнате нет никаких девчачьих штучек. Сьюзен хочет быть милой молодой леди, и чтоб был свой собственный туалетный столик и кружевные занавески. Она прогоняет Люси всякий раз, когда та заглядывает в дверь. У нее нет времени ни для игр с младшей сестренкой и братом, ни для болтовни о всяких пустяках, о глупых сказках и дурацких мечтах. Люси протестует. Они страшно, безобразно ссорятся, и только Питеру не без помощи Эдмунда удается их утихомирить. Теперь Сьюзен ненавидит дом, в котором живет, и не упускает случая напомнить всем, что переедет, как только Гарри сделает ей предложение.

Она говорит Люси, что не пригласит ее к себе в гости, пока та не вырастет.

Сьюзен наводит порядок в шкафу, освобождая место для новых платьев. Она намеревается покупать новые наряды, чтобы всегда выглядеть свежо и ново - пока Гарри, наконец, не решится. На дне шкафа она находит пыльную тетрадку. Это ее дневник. Точнее, это когда-то был ее дневник. Она берет его в руки неуверенно, как вещь, однажды виденную во сне. Какой у нее был ужасный почерк, замечает она с улыбкой. Улыбка медленно гаснет, когда Сьюзен читает то, что записала когда-то.

Там говорится о стране, где животные разговаривают, где в вихре снежинок правят колдуньи с золотыми жезлами, а львиный рык наполняет сердце весельем или страхом. О прекрасной Королеве с темными волосами почти до пят, влюбившейся в Принца, и сбежавшей от него, обнаружив, как он жесток на самом деле. О девушке, вернувшейся обратно, чтобы повстречать другого Принца. Принца, которого ей суждено было полюбить.

Сьюзен удивляется одинокой слезе, скатившейся по ее гладкой бледной щеке, и беспокоится за макияж. Спустя минуту она сидит за своим туалетным столиком, прижав тетрадь к груди, и плачет навзрыд.

Сьюзен Певенси двадцать один год.

Она сидит рядом с Гарри в больничном морге. Он сжимает ее влажную ледяную руку. В другое время ей был бы неловко, но только не этим вечером. Не в этой облезлой, дурно пахнущей комнате. Каталки и носилки проплывают мимо нескончаемой чередой, и Сьюзен уже готова закричать, когда перед ней появляется врач в белом халате. Он называет ее по имени, она кивает. Она не может вымолвить ни слова. Она судорожно стискивает ладонь Гарри, когда врач опускает голову, выражая свое соболезнование.

У Сьюзен строгое застывшее лицо. Она стоит у дверей похоронного бюро и встречает своих родственников. Гарри стоит рядом, не прикасаясь к ней. Она не желает, чтобы к ней прикасались.
Они гладят ее по плечу и жмут руку. Некоторые, кто знает ее чуть ближе, обнимают ее. Женщины плачут, утирая глаза платками, а мужчины мрачнеют при виде пяти гробов. Внутри у Сьюзен все кричит о том, что их должно быть шесть. Священник начинает панихиду и упоминает ее имя. Она качает головой. Она не может говорить.

На кладбище она застывает у гроба своей младшей, единственной сестры. Рукой, затянутой в перчатку, касается чудесного букета цветов и гладкой поверхности закрытой крышки. Перед глазами встает лицо Люси, и горечь поднимается к ее горлу, и жгучие слезы потоком льются из глаз, и Сьюзен ничего не может с этим поделать. Она бьется в конвульсиях возле могилы. Она судорожно обнимает гроб, ее отчаянный вопль нарушает сумрачный покой надгробных плит.

В Нарнии поезда не сходят с рельс, горько думает она, когда рыдания начинают стихать. Люди не умирают таким ужасным, жестоким образом. Тогда бы рыкнули львы, и дохнули бы теплым воздухом, и деревья согнулись бы и затрепетали. И люди бы ожили. Капли целебного бальзама вылечили бы любую рану, любую хворь. Он отослал их прочь, и с ними стряслось страшное.

Сьюзен думает о том, что носила бы шубу из шкуры льва.

Сьюзен Певенси тридцать лет.

Ее муж молча стоит у окна и смотрит на улицу, руки скрещены на груди, лицо ничего не выражает. Гарри все еще красив, но постарел, щетина на подбородке и виски седые. Она наблюдает за ним с дивана. Она сидит, стиснув руки на коленях, и мнет подол нежно-желтого платья.
Гарри вздыхает и поворачивается к ней. Он смущен. К сожалению, в университете не учат словам, что муж должен сказать жене, узнав, что их первый ребенок не родится. Так и не произнеся ни слова, он отворачивается обратно к окну. Что-то обрывается у Сьюзен внутри, и ее захлестывает удушливая волна стыда. Ее муж разочарован в ней.

А почему бы и нет?

И все же Сьюзен хочется, чтобы он обнял ее и успокоил. Она хочет, чтобы Гарри уговорил ее не печалиться, что они будут пытаться еще и еще. Больше всего ей хочется, чтобы он сказал, что это не ее вина.

Гарри молчит.

И Сьюзен остается в их гостиной одна. Одиночество, вдруг охватившее ее, гораздо больше и сильнее того, что она может вытерпеть. Когда растешь в большой семье, привыкаешь к компании. Ее братьев и сестры больше нет, они бросили ее, и Сьюзен не в силах вынести это чувство. Она размышляет о том, что если бы все было иначе, осталась бы она там, и стала бы Королевой во второй раз?

Сьюзен ругает себя за детские мысли. Вытирая слезы, она идет на кухню заваривать чай.

Сьюзен Певенси тридцать пять лет.

Она лежит в постели в объятиях мужа, счастливо вздыхая, когда он целует ее. Гарри говорит ей, как сильно любит ее. Его сильные руки гладят ее округлый живот. Она на восьмом месяце беременности. Чувство потери давно ушло. Ее успех растет в ней, и она улыбается, засыпая.

Ей снятся жуткие твари и рыдающие дети. Кровавые реки затопили лес, и огромные следы большой кошки видны в грязи возле мертвых тел. Ее пугают эти следы, и ей кажется, что вот-вот она узнает, чьи это тела. Сьюзен просыпается в ужасе, но пытается снова заснуть. Внезапно ей хочется в туалет, но когда она встает с кровати на пол, жуткая боль пронзает спину, и она падает.

Гарри немедленно везет ее в больницу, но уже ничего нельзя сделать.

Ее успех кровью стекает по ногам и собирается лужицей вокруг ступней.

Сьюзен Певенси пятьдесят лет.

Она вдова.

Гарри лежит под скромным гранитным надгробием в тенистом уголке красивого кладбища. Она навещает его через день, принося букеты полевых цветов, что растут за их домом. Его смерть не причинила ей такой боли, как смерть ее родных. Иногда ей ужасно стыдно из-за этого. Иногда – нет. Это было довольно тяжело и неприятно – заботиться о нем в последние дни его болезни, и Сьюзен уверена, что он бы с ней согласился. Он всегда был достаточно гордым человеком.

Ее волосы начинают седеть. Она коротко стрижется. Она больше не носит милые коротенькие платья и юбки, ведь они слишком легкомысленны и слишком коротки. Теперь в ее гардеробе лишь трикотажные брюки и джинсовые пиджаки. В нарядах нет нужды, ведь больше не будет ни поклонников, ни вечеринок.

Поздним вечером Сьюзен сидит в гостиной перед истошно орущим телевизором. Она читает и перечитывает свой старый дневник с улыбкой, той улыбкой, с которой вспоминают давно минувшее. Теперь уже можно подумать о том, что раньше казалось таким неразумным. Она уже не девушка на выданье, которой нужно производить впечатление, да и гостей, которых надо развлекать, нет, и не будет.

Жизнь дает Сьюзен Певенси передышку.
И она использует ее.

Вот и настало время признать, какой дурочкой она была. Настало время сожалеть о прошлом и время горевать по братьям, а особенно по своей милой сестренке. По Люси она тоскует больше всего, хотя, конечно, она по всем ним скучает. Ничто не сравнится с сестринской любовью, и ничем ее не заменить.

Когда Сьюзен закрывает замусоленную тетрадь, уже очень поздно. Она укладывается спать. Она забирается под одеяло, ощущая себя старой и больной, и внезапно думает о том, когда же настанет ее черед. Слишком многие ушли раньше нее. В конце концов, она хотела бы присоединиться к ним: в этом она уверена. Она больше не хочет шубы из львиного меха, хотя, думает она с улыбкой, с удовольствием зарылась бы пальцами в его роскошную гриву еще один единственный раз. Ее глаза закрываются, и она проваливается в сон.

***
Сьюзен Певенси семьдесят пять лет.

Она не знает, как попала в больницу, придя в себя в ярко освещенной белой комнате, пахнущей странно и неестественно. Она не помнит ни этих трубочек в носу, ни игл в венах, но, тем не менее, они есть. Заходит врач, молодая скромная женщина в прямоугольных очках. Она улыбается и объясняет, что делают приборы. Они поддерживают в ней жизнь.

Сьюзен качает головой и прикасается трясущимися пальцами к руке врача. Она не может произнести ни слова, но знает, что способна говорить глазами красноречивее всех слов. Ее взгляд усмирял гнев старшего брата, успокаивал безутешную младшую сестру и заставлял мужчин становиться на колени. Она может повелевать одним лишь взглядом. Врач понимает ее немую просьбу, но отвечает отказом. Отведя глаза, врач покидает палату.

Сьюзен закрывает глаза. Приборы – они, в конце концов, всего лишь приборы.

Сьюзен Певенси семьдесят пять, когда она уходит.

Но ей вновь восемнадцать, когда она оказывается в очень знакомом месте.

Стрельчатые арки задрапированы шелком и бархатом глубокого красного и золотисто-желтого цвета. Ткань спадает на пол подобно водопаду. На возвышении стоят четыре трона, и лишь один из них свободен.

Питер приветствует ее первым. Он ничуть не изменился с того дня, когда она видела его в последний раз, хотя выглядит немного усталым. Он целует ее в обе щеки и лоб как старший брат, которым он всегда был. Ни один из них не произносит ни слова. Она крепко обнимает его. Так много времени прошло, но это уже не имеет значения.

Эдмунд - следующий. Он неуверенно улыбается, и затем бросается к ней. Она гладит его по голове, которая теперь намного выше ее собственной. Сьюзен усмехается и говорит ему, что он вытянулся, и предупреждает Питера, что Эд собирается его перерасти. Они смеются.

Теперь к ней приближается Люси, и Сьюзен обнаруживает, что плачет, глядя на сестру. Она хочет попросить прощения за то, что была такой глупой, но знает, что слова не нужны. Люси Отважная поняла все задолго до нее самой, и сестры счастливо всхлипывают в объятиях друг друга.

Он появляется последним, словно неожиданный гость на одной из ее вечеринок. Плащ развевается за спиной, и корона мерцает в золотом свете. Она смотрит на него поверх плеча сестры, и его глаза вспыхивают радостью.

Она сразу узнает Принца. Конечно, она прекрасно знает его имя, но для нее он всегда будет Принцем. В изумлении она выпрямляется.

Каспиан берет ее за руку и целует костяшки пальцев. Поцелуй почти невесомый, но она удивленно замирает. Сильное, не испытанное ни разу в жизни чувство пронзает ее с головы до пят.

Все было так, как должно было быть.

Лев смотрит и улыбается из угла.

Сьюзен Певенси восемнадцать лет.