Турецкий парламент одобрил переход страны на президентскую модель. Государственное устройство

Турецкие парламентарии одобрили пакет поправок к конституции, согласно которому Турция переходит на президентскую форму правления. За соответствующие изменения в основном законе страны проголосовали 339 депутатов при 330 необходимых.

Проект конституционной реформы был внесен правящей Партией справедливости и развития (ПСР), лидером которой является действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

«Благодарю депутатов за проделанную работу, теперь слово за народом», — заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в обращении к парламентариям.

После подписания проекта реформ и его публикации в официальной прессе вопрос об изменении конституции будет вынесен на референдум, который, предположительно, состоится через 60 дней после того, как Эрдоган поставит свою подпись под документом.

Обсуждение с потасовками

Сам Эрдоган рассчитывал на большее количество голосов турецких депутатов. Как ожидалось, за поправки должны были проголосовать депутаты ПСР и дружественной Партии национального движения (ПНД), которые в общей сложности занимают 355 мест в парламенте. То есть не все представители этих политических объединений поддержали реформирование конституции страны.

Кроме того, категорически против данных поправок выступали Народно-республиканская партия и прокурдская Партия демократии народов, которые придерживались традиционного взгляда на политический процесс в Турции.

В настоящее время в стране действует политическая модель, установившаяся в 1923 году при Кемале Ататюрке и предполагающая большее разделение полномочий различных ветвей власти.

Теперь же оппозиционные политики Турции опасаются, что вся власть в результате будет сосредоточена в руках Эрдогана.

Да и само обсуждение конституционной реформы проходило отнюдь не гладко. За день до принятия поправок, 20 января, между депутатами различных политических сил в турецком парламенте завязалась потасовка, в ходе которой два депутата получили серьезные травмы. Стартом парламентских разборок послужило то, что независимый депутат Айлин Назлыяка приковала себя наручниками к трибуне, протестуя против принятия соответствующих изменений. Депутаты от ПСР пытались оттащить ее от трибуны, а на ее защиту встали оппозиционные депутаты.

Вся власть — Эрдогану

Кроме того, из 21 поправки, которые предлагались Партией справедливости и развития, в финальный проект вошли только 18, однако эти пункты существенно изменят политическую систему Турецкой Республики.

Во-первых, в стране будет упразднен пост премьер-министра, что сосредоточит всю полноту исполнительной власти в руках президента, который будет избираться сроком на пять лет.

Если поправки будут утверждены, то Эрдоган сможет избраться президентом в 2019 году и оставаться у власти до 2029 года.

Во-вторых, президент получает полномочия назначать и освобождать от должностей вице-президентов, ключевых министров и других высокопоставленных чиновников. Кроме того, в руках главы государства сосредоточатся функции составления и представления бюджета в парламент страны. То есть именно президент фактически будет контролировать основные статьи расхода бюджетных средств. Другие законодательные функции сохранятся за парламентариями.

Вместе с тем депутаты получат определенные рычаги контроля над президентом. Так, парламент получит возможность созывать специальные комиссии для расследования противоправных действий президента и даже инициировать процедуру импичмента. Однако для совершения подобных действий устанавливается достаточно сложная процедура: простое большинство голосов для создания комиссии и 2/3 голосов — для инициирования отставки президента.

С другой стороны, президенту предоставляется возможность не прерывать свое членство в партии на период исполнения президентских полномочий.

Оппоненты реформы утверждают, что если Эрдоган в 2019 году станет президентом, а ПСР сохранит большинство в парламенте, то оппозиция не сможет полноправно осуществлять функции контроля над деятельностью главы государства.

«Турция будет только отставать в демократическом развитии»

«Главное в этом процессе — даже не президентская республика как таковая, а желание Эрдогана создать исламскую республику.

Сам по себе этот факт приведет к большим сдвигам в вопросе, кто будет в авангарде исламского мира — Турция, Иран или Саудовская Аравия», — рассказал «Газете.Ru» ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик.

При этом кемалистам вряд ли удастся собрать какие-нибудь значительные акции протеста, поскольку в Турции сегодня сложились такие условия, которые не дают возможности для сопротивления, утверждает эксперт.

Эта реформа приведет к существенным изменениям в конституции Турции, а сама республика превратится даже не в президентскую, а в суперпрезидентскую, считает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. «Такой термин в юридической практике используют в основном для стран Латинской Америки, где полномочия президента преобладают над полномочиями парламента и любых других органов власти», — пояснил он.

Вместе с тем поправки, скорее всего, найдут поддержку у большинства населения Турции, после чего страна «начнет дрейфовать к авторитарному режиму», уверен эксперт. По словам собеседника «Газеты.Ru», такие изменения идут вразрез с принципами светского государства, которые были заложены Кемалем Ататюрком.

«Безусловно, с принятием этой реформы начнется закручивание гаек: будут упрощаться демократические порядки, начнется давление на оппозицию — у нее станет меньше возможностей проводить свою политику, будут закрыты некоторые СМИ, которые хоть как-то поддерживали оппозицию», — полагает Николай Топорнин.

Столь жесткий вариант реформирования политической системы в стране эксперт объясняет провалившейся попыткой государственного переворота летом 2016 года. Эти события оказали существенное влияние на Эрдогана и будут иметь последствия во всех существенных решениях, которые будет принимать турецкий лидер в будущем.

Кроме того, продолжает эксперт, осложняет положение Эрдогана и то обстоятельство, что он фактически оказался без союзников: он одинаково критикует и США, и Россию, и Иран.

При этом его действия достаточно сложно спрогнозировать, поскольку он преследует одну цель — продвижение турецких интересов на Ближнем Востоке.

Также эта реформа может осложнить отношения Турции и Евросоюза, поскольку вряд ли Брюссель пойдет на сближение с Анкарой в случае установления авторитарного режима в стране. «Уже не будет речи о вступлении Турции в Европейский союз, а также о безвизовом режиме», — добавил Топорнин.

Кроме того, не стоит ожидать и существенных изменений в отношениях Турции с Россией, так как Москва выстраивает систему отношений как некое «локальное сотрудничество, поскольку стратегическое партнерство с Анкарой часто оказывается очень шатким».

«Турция только больше будет отставать от демократического развития. Конечно, в мусульманской стране, в принципе, смешно говорить о демократии. В таких странах скорее можно говорить о теократическом укладе, например, как в Саудовской Аравии или Иране. У них свой путь развития. И сейчас у Турции есть выбор: идти по пути развития светского государства, принципы которого были заложена Ататюрком, или же идти по мусульманскому пути. И на данный момент заветы Ататюрка укладывают в сейф», — комментирует эксперт.


конституция

президент и Совет министров

Судебная ветвь власти

Турция является республикой смешанного типа. Её политическое устройство сочетает элементы президентской и парламентской республик. Действующая конституция страны была принята в 1982 году. Однако дважды, в 2007 и в 2010 годах путём всенародного референдума в Конституцию страны были внесены некоторые изменения. Так, первый референдум изменил сроки полномочия парламента и президента, равно как и порядок их избрания. Второй референдум ограничил влияние на общественную и политическую жизнь армии, отменив неприкосновенность участников военного переворота, произошедшего в 1980 году, и значительно уменьшив полномочия военных трибуналов. Также был расширен состав Конституционного суда (до 17 человек вместо прежних 11).

На сегодняшний день законодательная власть в Турции представлена меджлисом - однопалатным парламентом , в состав которого входят 550 депутатов. Его также называют Великим национальным собранием Турции. Депутаты избираются на четырёхлетний срок прямым тайным всеобщим голосованием. При этом существует дополнительный барьер прохождения в парламент: партия, не набравшая 10% голосов по стране, не может быть представлена в меджлисе, даже в том случае, если в одном из округов или даже в нескольких она одержала убедительную победу. Интересно отметить, что в Турции солдаты и унтер-офицеры не имеют право голоса.

Исполнительную власть обеспечивают президент и Совет министров . При этом президент обладает весьма широкими полномочиями, как в области исполнительной власти, так и в судебной и законодательной ветвях власти. Стоит также отметить наличие в стране таких не подконтрольных исполнительной и законодательной власти структур, как Совет государственного контроля и Совет национальной безопасности.

Президента избирают на один срок, на пять лет, с возможностью повторного избрания, тайным голосованием депутатовмеджлиса, причём для победы необходимо набрать не менее двух третей голосов. Обязательными требованиями к кандидату в президенты являются наличие высшего образования и возраст не менее сорока лет. Также, согласно конституции страны, кандидат в президенты не должен являться членом какой-либо партии.

Президент назначает премьер-министра (согласно традиции им становится лидер партии, одержавшей победу на выборах) и, как правило, по рекомендации последнего, министров.

Судебная ветвь власти включает в себя трёхступенчатую систему судов: мировые суды, основные суды и суды высшей инстанции. К последним относятся Конституционный, Кассационный, Высший военно-административный и прочие суды. Судебные процессы, как правило, открыты. Судебная система Турции опирается на презумпцию невиновности.

До начала восьмидесятых годов прошлого века, когда к власти в Турции пришли военные, лидерами политической жизни страны были Партия справедливости и Народно-республиканская партия, основанная ещё Мустафой Кемалем. После запрета их деятельности на ведущие роли выдвинулись Народническая и Национал-демократическая партии, а также Партия Отечества. Последняя была объединением консервативно настроенных политиков, защищавших интересы предпринимательства. Она пробыла политическим лидером страны в течение последующих двенадцати лет, после чего уступила пальму первенства происламской Партии благоденствия. Однако исламистам удалось удержаться у власти лишь до 1999 года, и то лишь благодаря коалиции с другими партиями и движениями.

По результатам выборов 1999 года власть перешла к умеренной Демократической левой партии, выступавшей за национальное единство и осуждавшей поляризацию общества по социальному признаку.

На сегодняшний день ведущие позиции в стране занимает Партия справедливости и развития, ядро которой составляют умеренные исламисты, выступающие за «объединение демократии и ислама» и экономическое развитие страны.

В Турции выходит большое количество газет и журналов (около 3,5 тысяч), примерно половина которых - еженедельные. Самые крупные медиа-холдинги на турецком рынке - национальные Сабах и Доган.

Государственное устройство Турции, конституция, президент, парламент менджлис

Экономика >>

Конституционализм (Мешрутиет ) , Конституция (Канун-и Эсаси ), Генеральная Ассамблея (Меджли с-и Умуми )

Инаугурированный 1 сентября 1876 года Султан Абдулхамид II создал совет из 28 членов, который был назван Меджлис-и Махсуса. Перед Меджлис-и махсусабыла поставлена цель создать конституцию. Во главе с Митхат Паша Меджлис-и Махсуса изготовил проект конституции к 20 ноября 1876 г., а 23 декабря 1876 г. конституция (Канун-и Эсаси) была провозглашена Султаном Абдулхамидом II.

Первый парламент Османской империи — Меджлис-и Умуми был открыт 30 сентября 1876 года с выступлением Султана Абдулхамида II. Первый парламент состоял из двухпалатной системы: Меджлис-и Мебусан и Меджлис-и Аян. Члены Меджлис-и Мебусан были избраны, а члены Меджлис-и Аян назначены Султаном Османской Империи.

По Канун-и эсаси Меджлис-и мебусан имел право увольнять министров, а также отправлять их на высший суд. Используя свои полномочия, Меджлис-и мебусан большое количество министров подверг высшему суду, вызвав этим явное недовольство Султана. 28 июня 1877 года Султан Абдулхамид II закрывает Меджлис-и мебусан. После проведения выборов образуется второй Меджлис, который работает с 13 сентября 1877 г. до 14 февраля 1878 года. Второй Меджлис, не имея на то никаких полномочий, увольняет Премьер-министра (Садразам), после чего Султан Абдулхамид II закрывает Меджлис бессрочно.

II. Мешрутиет (Конституционализм )

Организовав восстание, Иттихад и Теракки выдвинули Султану Абдулхамиду II требование о возобновлении деийствия Конституции (Канун-и эсаси), и 23 июля 1908 года по приказу Султана Конституция снова начала действовать.

В результате выборов 17 декабря 1908 года открылся Меджлис-и умуми. Большинство кресел в парламенте взяли Иттихад и Теракки. В этот период в стране произошли социальные политические беспорядки, из-за которых началось восстание против Иттихад и Теракки. Восстание было подавлено Армией Движения, прибывшей в Стамбул из Македонии. 27 апреля 1909 года Меджлис, свергнув Султана Абдулхамида II, способствовал приходу на это место его брата Мехмета Решада.

10 июля 1909 года Меджлис-и мебусан снова собрался и 8 августа 1909 г. были внесены изменения в Канун-и эсаси. В соответствии с поправками, правительство и министры стали ответственны перед парламентом, а также были ограничены полномочия Султана о закрытии Меджлиса.

Несмотря на то, что Канун-и эсаси 1876 года в период между 1908—1918 годами изменяли 7 раз, в государственной системе так и не удалось добиться стабилизации, вследствие чего парламент был распущен.

М он дросское перемирие, Принятие Националь ного пакт а (Мисак-ы Милли) и подготовка к новому парламенту

В конце Первой Мировой Войны считавшяся побежденной Османская империя вместе со своими союзниками 30 октября 1918 года подписали Мондроское перемирие, предполагаюшее разделение Османских земель между победителями. В это время патриоты Анатолии и Тракьи создали организацию ‘Ассоциация Правой Защиты" (Мюдафа-и Хукук Джемиети) с целью ведения активной борьбы за освобождение государства от неприятеля.

15 мая 1919 года, спустя 1 день после захвата Измира Грецией, Мустафа Кемаль и его друзья, направившись из Стамбула в Анатолию, 19 мая 1919 года прибыли в город Самсун, и таким образом в Турецкой истории начался процесс перехода к власти народа. В городах Самсун и Хавза с мыслями о том, что только объединение всего народа в борьбе за освобождение может спасти страну, всем военным и оборонным постам Анатолии были отправлены приказы об организации протестных митингов. Патриоты с целью спасения своей родины начали участвовать в конгрессах. 21−22 июня 1919 года в городе Амасья собрался Конгресс, где было конкретно заявлено, что независимость государства может спасти только объеденение всего народа, и с этой целью народные представители должны собраться на конгрессах, которые планируется провести в городах Сивас и Эрзурум.

23 июля 1919 года был проведен Эрзурумский конгресс, где было подчеркнуто, что восточная часть страны является ее неотъемлемой частью, поэтому народ востока должен рука об руку бороться против неприятеля, а также очень важно, чтобы в Стамбуле собирался Меджлис-и мебусан (парламент) и принимал необходимые решения. Кроме того, в конгрессе был создан Исполнительный орган, называемый «Хеети темсилие», и Мустафа Кемаль стал главой этого органа. В это время во многих городах западной части страны создано большое количество конгрессов, а также организовано народное ополчение, называемое Кува-и Миллие (Национальные силы).

4 сентября 1919 года был собран новый конгресс в городе Сивас, на котором были приняты решения: о целостности и неразделимости страны, о необходимости объединения народных ополчений под названием ""Общество по защите прав Анатолии и Румелии "", о выборе Мустафы Кемаля главой Ассоциации. В результате Конгресса был создан Хеет-и темсилие (парламент), также было принято решение об отправлении письма к Султану, о необходимости собрания Меджлис-и мебусан с целью спасения родины.

С учетом требований Конгресса, Меджлис-и мебусан был собран 12 янвря 1920 года, и 20 января 1920 года принял очень важные решения, называемые ""Национальный пакт" "(Мисак-и Милли).

Государства, поделившие территорию Османской империи, были очень обеспокоены решениями Мисак-ы милли, принятыми Меджлиси-и мебусан, и 16 марта 1920 года они захватили Стамбул. Меджлис-и мебусан 2 апреля 1920 года решил сделать перерыв, и Султан, используя ситуацию, 11 апреля 1920 года полностью закрыл парламент. Мустафа Кемаль 19 марта 1920 года сообщил депутатам Меджлис-и мебусан, что в Анкаре создается новый парламент и пригласил их участвовать в его работе. Именно этот парламент будет впоследствии руководить освободительной войной.

Открытие Великого Национального Собрания и принятие названия «Великое Национальное Собрание Турции»

Мустафа Кемаль, находящийся в Анкаре с 27 декабря 1919 года, 21 апреля 1920 года сообщил, что заседание Парламента (Меджлис) состоится в пятницу 23 апреля 1920 года.

23 апреля 1920 года было открыто первое парламентское здание. Число членов первого парламента: от разных филиалов Движения Защита прав (Мюдафа-и хукук) — 232, от Меджлис-и Мебусан- 92. Однако в день открытия заседания собрались только 115 членов.

Первой речью в Парламенте стало выступление самого старшего члена Меджлиса депутата города Синоп Шериф Бея:‘.. Я объявляю на весь мир, что наш народ во внутренней и внешней независимости контроль своей судьбы взял на себя. Я открываю Великое Национальное Собрание" . Слова Шериф Бея ‘Великое Национальное Собрание" были приняты всеми членами парламента, и 23.04.1920 г. соответственно решению Меджлиса ‘о создании Великого Национального Собрания Турции" парламент стал называться «Великое Националное Собрание Турции».

Великое Национальное Собрание (ВНС) имело чрезвычайные полномочия, оно работало не только как законодательный, но и как исполнительный орган. На второй день открытия Парламента Мустафа Кемаль стал первым избранным председателем парламента, а депутат из города Эрзурума Джелалеттин Ариф Бей стал его заместителем. 25 апреля 1920 года был создан временный исполнительный орган во главе с Мустафой Кемалем, куда входило 7 членов. Парламент 29 апреля 1920 года принял закон ‘o государственной измене", согласно которому, первая цель парламента- освободить страну от неприятеля. Противники этого закона автоматически становились врагами государства. 2 мая 1920 года с принятием закона ‘о процедуре выбора членов исполнительного органа", была создана парламентарная система с объединенной законодательной и исполнительной властью.

Конституция 1921 г.

Великое Национальное Собрание Турции, открытое 23 апреля 1920 года, начало работать над созданием новой конституции, которая соответствовала бы нуждам того времени. Дебаты о предложении главного закона (Тешкилат-ы эсасие) были закончены 20 января 1921 года, и главный закон 1921 года был принят Парламентом.

Конституция 1921 года полностью не отменяла Конституцию 1876 года. Она состояла из 24 пунктов, первые 9 из которых были об общих принципах государства. Конституция утверждала, что суверенитет полностью и безусловно принадлежит нации, законодательная и исполнительная власть принадлежат Парламенту, председатель, избранный парламентом, и есть глава исполнительной власти.

Наряду с подготовкой конституции ВНСТ после военных побед подписал международные соглашения с другими странами. Первое международное соглашение подписано ВНСТ с Арменией 3 декабря 1920 года, и в результате этого соглашения закрылся восточный фронт. Подписанный с Советским Союзом 16 марта 1922 года Московский договор был первым признанием нового Турецкого государства и Национального пакта (Мисак-и Милли) со стороны иностранного государства. После победы Сакарья подписанное в Анкаре 20 октября 1921 года соглашение с Фрацией обеспечило выход этой страны из войны.

После победы Турецкой армии 30 августа 1922 годас Англией и Францией11 октября 1922 года было подписано Мудросское перемирие, после чего и правительство Анкары, и правительство Стамбула были приглашены в город Лозану в Швейцарии с целью подписания договора. 1 ноября 1922 года было принято решение об отмене султаната, таким образом ВНСТ стало единственным правительством в стране. Договор, подписанный правительством Анкары в Швецарии 24 июля 1923 года, был утвержден ВНСТ 24 августа 1923 года. Таким образом, полномочия ВНСТ и независимость Турецкого государства были признаны мировыми государствами.

Провозглашение республики

По желанию Мустафы Кемаля в апреле 1923 г. были проведены досрочные выборы. Сформированное в результате этих выборов правительство по причине недоверия Парламента было отправлено в отставку. Чтобы разрешить ситуацию, Мустафа Кемаль внесь предложение о создании республики, и с согласием большинства Ассамблеи 29 октября 1923 года республика была провозглашена. С созданием республики Мустафа Кемаль стал её первым президентом, а Исмет Инону — премьер-министром.

После провозглашения республики между сторонниками парвительства и халифа начались серьезные противоречия. В центре полемики — будущая судьба халифа. Споры о положении халифа продолжались до 3 марта 1924 года, после чего был принят закон ‘об уничтожении титула халиф", согласно которому семья султана была изгнана из страны.

Конституция 1924 г.

После провозглашения республики военные годы остались позади, появилась необходимость создать конституцию для мирного времени. Новая конституция была создана в начале 1924 года, и принята ВНСТ 20 апреля 1924 года.

Конституция 1924 года состояла из 105 пунктов и продолжала действовать в течение 36 лет. В Конституции 1924 года были заимствованы некоторые пункты Конституции 1921 года: суверенитет принадлежит нации, Турецкое государство-республика и т. д. Законодательная и исполнительная власти, согласно конституции, принадлежали Великому Национальному Собранию Турции. Парламент имел право отправить правительство в отставку. Исполнительная власть принадлежала президенту и совету министров.

Основные права и свободы были гарантированы: каждый обладает присущими ему основными правами и свободами, которые являются неприкосновенными и неотчуждаемыми; никто не должен быть подвергнут пытке или недостойному обращению; никто не должен быть подвергнут наказанию или обращению, несовместимому с человеческим достоинством; никто не должен быть принужден к труду; неоплачиваемый принудительный труд запрещен и т. д. Но социальные и экономические права и обязанностине были отрегулированы.

Первая поправка в конституцию 1924 года была внесена 10 апреля 1928 года. В связи с поправкой удален пункт о религии государства. Эта поправка стала первым шагом в процессе создания светского государства. 5 декабря 1934 года женшины получили п раво избирать, быть избраннымии заниматься политической деятельностью. 5 февраля 1937 года были озвучены характеристики республики — демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека, верное национализму Ататюрка и основанное на главных принципах.

Первые оппозиционные партии и переход в многопартийную систему

Некоторые члены Республиканской народной партии (Партии власти): Али Фуат Паша, Рауф Паша, Рефет Паша, Казым Паша и др. намеревались создать новую политическую партию. Таким образом, 18 ноября 1924 года была представлена программа первой оппозиционной партии (Республиканская Партия Развития). Республиканская Партия Развития жестко критиковала политику Партии власти. В связи с объвинениями о нарушении своими деийствиями Респупликанской Партией Развития некоторых пунктов закона об измене Родине 5 июня 1925 года эта партия была закрыта.

По предложению Мустафы Кемаля 12 августа 1930 года создана новая политическая партия (Независимая Республиканская Партия) во главе с Премьер-министром Фетхи Беем. Однако, из-за различных обвинений 17 ноября 1930 года Фетхи Бей был вынужден закрыть свою партию. С закрытием второй оппозиционной политической партии до 1945 года в политической жизни Турцци существовала только одна политическая партия — Республиканская Народная Партия.

В 1945 году была создана Парития Национального Развития, после чего сразу были организованы более 20 политических партий. Этот период был назван переходом к многопартийной системе. Демократическая Партия (ДП) во главе с Джелалем Баяр была создана 7 января 1946 года. Демократическая Партия на выборах 1946 года получила 62 кресла из 465. На выборах 14 мая 1950 года (тайное голосование, открытый подсчет голосов) Демократическая Партия получила 415, а Республиканская Народная Партия — 69 голосов.

Конституция 1961 г.

27 мая 1960 года вооруженные силы Турции совершили военный переворот. Это был первый переворот в истории существования ВНСТ. В результате переворота были арестованы Президент Джелал Баяр, Премьер-министр Аднан Мендерес, министры и депутаты Демократжческой Партии; закрыто ВНСТ. Страной начал управлять Комитет национального единства (КНЕ). КНЕ создал временную конституцию, согласно которой все полномочия Парламента Комитет брал на себя, а также назначил новых министров по своему усмотрению.

Члены КНЕ планировали создать новую конституцию. Стамбульский комитет подготовил предложение новой конституции, но она не была принята. Таким образом, 6 января 1961 года Учредительный парламент начал заниматься подготовкой новой конституции. Учредительный парламент был организован из членов КНЕ и членов Парламента представителей (Темсилджилер Меджлиси). Парламент представителей состоял из персонала, назначенного КНЕ, преставителей, определенных Республиканской Народной Партией, Республиканской Деревенской и Национальной Партией, а также представителей из разных организаций.

В референдуме 9 июля 1961 года конституция, поготовленная Учредительным парламентом, получила 61,17%голосов. Впервые конституция была подготовлена Учредительным парламентом и впервые для ее принятия был проведен референдум.

Конституция 1961 года создала типичную парламентарную систему правления. Двухпалатная Парламентская система состояла из Республиканского сената и Национального Собрания. Законодательную власть разделяли Республиканский Сенат и Национальное Собрание; исполнительную власть разделяли Президент и Правительство, которые были выбраны из членов парламента. Конституция 1961 года впервые обеспечила создание Конституционного суда, а также широко регулировала о сновные права и обязанности граждан. Экономиче ские права впервые были отрегулированы Конституцией 1961 года. После армейского переворота 12 марта 1971 года Конституция 1961 года была радикально изменена. Она действовала до армейского переворота 1980 года.

Конституция 1982 г.

12 сентября 1980 года армия совершила еще один военный переворот, в результате которого была отменена конституция, закрыты политические партии, свергнуто правительство, закрыто ВНСТ, а также стал распространяться политический запрет на многих политиков. После переворота армия создала учредительное собрание, которое состояло из Совета национальной безопасностии Консультативной Ассамблеи. В течение двух лет учредительное собрание создавало новую конституцию. В референдуме 7 ноября 1982 года новая конституция получила 91.37% голосов.

Характеристики конституции 1982 года: однопалатная структура парламента, сильное правительство, ограничения основных прав и свобод. В остальном конституция 1982 года была очень похожа на конституцию 1961 года.

По трём пунктам конституции 1982 года: Турецкое государство — республика. Республика Турция — демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека, верное национализму Ататюрка и основанное на главных принципах, изложенных в преамбуле. Турецкое государство, его территория и нация — единое неделимое целое. Официальный язык — турецкий. Флаг, форма которого определена специальным законом, представляет собой белыеполумесяц и звезду на красном фоне. Государственный гимн — «Марш независимости». Столица — Анкара. Четвертый пункт Конституции гарантирует первый, второй и тертий пункты, а также запрещает их изменение.

После принятия Конституции 1982 г. 6 ноября 1983 года были проведены выборы депутатов с участием Национальной Демократической Партии, Народной Партии и Партии Отечества. Одновременно с выборами снова начался демократичский процесс. С референдумом 6 сентября 1987 года были сняты политические запреты об участии бывших политиков на выборах, благодаря чему на выборах 20 октября 1991 года приняли участие все политики.

Со дня принятия в Конституцию 1982 года было внесено множество поправок. Наибилее радикальные поправки были внесены именно по поводу членства Турции в ЕС. Внесение поправок в конституцию продолжается и сегодня.

Наверно, противникам вступления Турции в Европейский союз, упрекающим ее в «недемократичности» удивительно будет узнать, что парламент в этой стране появился намного раньше, чем в некоторых других, которые нынче считаются «оплотом демократии».

Избрание лидера из числа наиболее достойных кандидатур среди мусульман издавна считалось наилучшим способом наделения властью. Первый халиф ислама – Абу Бакр были избран ансарами как наиболее достойный.

Самые первые выборы в Османской империи состоялись в 1840 году. Тогда избирали депутатов местных советов, которые должны были осуществлять самоуправление и контроль за общественным порядком в провинциях (вилаетах).

Их деятельность проходила под надзором губернаторов провинций. В них выбирали наиболее достойных представителей местного населения. Половина из них являлись мусульманами, а другая половина представляла интересы немусульманских общин.

Стоит отметить, что такой подход в корне отличался от подхода к иноверцам и представителям национальных меньшинств в других странах Европы в то время.

В 1876 году в Османской империи была принята Конституция, которая учреждала в стране парламент. Однако в 1877 году султан Абдулхамид II разогнал его и отменил выборы депутатов, так как связывал поражение в русско-турецкой вой не 1877–78 годов именно с попыткой ввести конституционную монархию и парламентаризм, что, по его мнению лишь ослабляло государство.

Конституционная монархия второй раз была объявлена 23 мая 1908 года после того как в качестве мощной оппозиционной силы против султана выступила партия «Объединение и прогресс», спровоцировавшая волнения в Македонии.

Новый парламент собрался в декабре 1908 года после 32-летнего перерыва. Среди депутатов было 147 турок, 60 арабов, 27 албанцев, 26 греков, 14 армян, 10 славян и 4 еврея.

От 50 тысяч человек избирался один депутат. Выборы проводились в два этапа: на первом этапе каждые 500 избирателей выбирали одного выборщика, а на втором этапе выборщики выбирали уже непосредственно депутатов.

Получалось что-то похожее на выборы президента США. Кстати выборный ценз (наличие собственности, уплата налогов, отсутствие избирательных прав у женщин) в то время присутствовал во всех избирательных системах европейских государств.
Впоследствии парламент проголосовал за свержение султана Абдулхамида II, правившего к тому времени уже 30 лет.

Впрочем, молодая османская демократия не была лишена и иных издержек.

Так, на выборах 1912 года терявшая популярность среди избирателей партия «Объединение и прогресс» развязала фактически террор против настроенных оппозиционно к ней избирателей. Сами выборы получили название «выборов с дубинками». Результатом такой избирательной кампании стала фактически диктатура одной партии.

В 1918 году после отстранения партии «Объединение и прогресс» от власти на части территории бывшей Османской империи был образован новый парламент (меджлис) из представителей различных партий, который вошел в конфронтацию с оккупационными властями Антанты и был ими разогнан 16 марта 1920 года.

Депутаты, которым удалось избежать ареста, направились в Анкару, где в то время собирались националисты, намеревавшиеся бороться за создания Турецкой республики.

23 апреля 1920 года там было создано Великое национальное собрание, которое приняло новую конституцию, провозглашавшую республиканскую форму правления.

Однако это был далеко не конец трансформации турецкого парламентаризма.

В 1923 году, Ататюрк, поняв, что относительно демократический парламент лишь мешает ему реализовывать планы по проведению той политики модернизации Турции, которую он считал единственной верной, он разогнал парламент и назначил новый, депутатов для которого выбрал лично сам. Все они принадлежали к Республиканской народной партии, которую возглавлял сам Ататюрк. Оппозиционные партии были запрещены, а избиратели голосовали за кандидатов, назначенных правительством. (Очень похоже на советскую избирательную систему)

Турецкие женщины были наделены избирательными правами в 1935 году.

Первые демократические выборы на альтернативной основе прошли в Турции в 1946 году. Тогдашний президент страны Исмет Иненю с целью получения помощи от США согласился изменить законодательство о выборах. Как результат была немедленно образована оппозиционная Демократическая партия. Выборы 1946 года стали первыми одноактными выборами в истории страны, когда избиратели выбирали депутатов парламента напрямую.

Народно-республиканская партия, использовав свой административный ресурс (все губернаторы провинций были ее членами) победила в них и, пользуясь принципом большинства, сформировала правительство.

Впрочем, это ей мало помогло. Уже в 1950 году она проиграла выборы и уже никогда больше не приходила к власти.

В 1961 году в Турции была введена система пропорционального представительства, когда партии получали места в парламенте в соответствии с количеством голосов, отданных за них на выборах.

В настоящее время из более чем 50 разрешенных турецким законодательством партий в парламенте после прошедших 1 ноября парламентских выборов представлены лишь четыре.

Ильдар Мухамеджанов

Будем признательны за репост на Фейсбуке!