Александр гезалов биография. Александр гезалов - соленое детство

Откуда взялся «международный эксперт по социальному сиротству»?

Скандально известный общественник Александр Гезалов, которого СМИ уличили в бизнесе на детях – сиротах, спешно перенес свою активность из Москвы в регионы. Гезалов проводит «мероприятия» то в Забайкалье, то в Волгограде: соответствующие проекты по «детской теме» насквозь коммерциализированы, так что из регионального турне этот общественник планирует вернуться домой не с пустыми руками. Судя по всему, Александра Гезалова встревожили попытки СМИ докопаться до скрытых деталей его бизнеса и так называемой общественной деятельности, и именно эти разоблачения и стали поводом для поспешного отъезда «международного эксперта» подальше от столиц. Примечательно, что во время региональных мероприятий Гезалов взялся под телекамеры местных телевизионщиков в подробностях рассказывать о своей тяжелой доле, явно пытаясь вызвать сочувствие к себе со стороны общественности . Однако наиболее дотошные слушатели не могли обойти вниманием некоторые неувязки в биографии детдомовца Александра Гезалова. Так, судя по фамилии, да и внешности «международного эксперта», его отцом был азербайджанец, а матерью – русская. Однако известно, что восточные народы, включая азербайджанцев, не отказываются от детей своих ушедших родственников, а отдают на воспитание тетям, дядям и прочей родне. С учетом того, что у каждого жителя Кавказа и Закавказья имеется многочисленная как близкая, так и дальняя родня, у маленького Александра Гезалова также должны были обязательно найтись опекуны по линии отца. Но почему-то не нашлись, в результате чего Александр оказался в суздальском детдоме. Возможно, конечно, что родственники отца не решились взять его к себе на воспитание по причине того, что Александр был рожден полукровкой, то есть лишь наполовину азербайджанцем. Но вряд ли это могло стать аргументом в пользу отказа от ребенка, принявшего отцовскую фамилию и перенявшего отцовские черты. Известны многочисленные схожие случаи, когда азербайджанцы и жители других стран кавказского и закавказского регионов, не раздумывая, усыновляли малолетних детей, рожденных от их сородичей и женщин иной национальности. Для кавказцев вообще важнее, чтобы отцом ребенка был их соотечественник, а что касается матери, то это вопрос вторичный. Но в случае с Александром Гезаловым это правило не сработало. Возможно, родственникам по линии отца показалось, что с мальчиком что-то не так. Вероятно, старейшины рода Гезаловых определили, что сироте на роду написано стать нехорошим человеком и пойти не тем путем, который предписан национальными и общечеловеческими правилами. В том, что такие провидцы имеются у всех народов, сомневаться не приходится. Можно предположить, что вердикт, вынесенный в отношении младенца Гезалова, и стал решающим фактором в его дальнейшей судьбе. Ребенка в итоге отправили не в одну из азербайджанских семей, а в захудалый детдом во Владимирской области.

Собственно говоря, дальнейшее развитие событий показало, что прогноз отцовских родственников относительно Гезалова оказался верным. Ведь выяснилось, что Александр Самедович только прикидывается поборником прав обездоленных сирот. А на самом деле он давно уже освоил бизнес на детях этой незащищенной категории. При этом такая деталь биографии, как пребывание в детдоме, стала хорошим подспорьем в налаживании сомнительного бизнеса. Ведь как только Гезалов начинает рассказывать душещипательные истории про свою детдомовское прошлое, у собеседников появляется сочувствие к этому человеку, а то и чувство вины перед ним. Такая психологическая обработка окружающих, которой пользуется Гезалов, позволила ему расчистить для себя «место под солнцем» и добиться того, чтобы на его бизнес- проекты смотрели сквозь пальцы. В общем, бизнес и карьера «международного эксперта» целиком построены на детских обидах и желании отомстить. А в таком состоянии человек не имеет никаких моральных преград и готов к любой подлости и жестокости.

Альбина Панина

Александр Самедович Гезалов - русский православный общественный деятель, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ, публицист, председатель Карельской общественно-молодёжной организации «Равновесие», автор книги «Солёное детство».

Александр Гезалов родился посёлке Тума Рязанской области и с момента рождения был отдан в детский дом. Он прошёл суровую школу воспитания советских детских домов Владимирской области. После выпуска из детского дома в 1984 г учился в ПТУ, потом был призван на флот, где служил на атомной подводной лодке торпедистом.
С 1990 г по 1994 г учился в Петрозаводском училище культуры по специальности актёр и режиссёр народных театров. В 2007 г закончил Петрозаводский государственный университет по специальности "социальная работа".

Поворотным событием в жизни Александра Гезалова стала встреча в 1995 г с народной артисткой СССР Кларой Лучко. По настоянию Клары Степановны Александр создал в общественную организацию «Равновесие», которая по сей день оказывает помощь детям-сиротам, бездомным, осуждённым, многодетным.
В 2000 г он начал строительство в Петрозаводске храма Иоанна Богослова для духовного окормления детей с нарушением речи школы-интерната No 22.
Также, принимал участие в строительстве храма Серафима Саровского в деревне Машезеро, часовни свв. Иулии и Анны на кладбище в посёлке Сулажгора, часовни Всех Скорбящих Радость в СИЗО No 1, часовни Георгия Победоносца в деревне Педасельга.
За свою деятельность по строительству храмов Александр был награждён патриархом Алексием II в 2006 г орденом Сергия Радонежского III степени.

С 2000 по 2009 годы Александр Гезалов возглавлял попечительский совет исправительных учреждений Карелии. Под его руководством попечительский совет был признан одним из лучших в России и отмечен несколькими ведомственными наградами. За деятельную поддержку осуждённых, подследственных и сотрудников исправительных учреждений Александр был награждён несколькими ведомственными наградами в том числе серебряной медалью за укрепление уголовно-исполнительной системы России.

Под руководством Александра Гезалова были воплощены сотни замыслов поддержки детей-сирот, бездомных, заключённых, в их числе: общественная столовая для бездомных Москвы и Петрозаводска, проект по усыновлению детей-сирот «Ищу маму», проекты по адаптации воспитанников и выпускников детских домов, ремонт камер в исправительных учреждениях, открытие учебных классов для подследственных подростков.
В 2008 г за деятельное участие в жизни социально незащищённых слоев населения России Александр награждён указом президента Российской Федерации Д. А. Медведева медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

К последним проектам Александра Гезалова в рамках студии социального проектирования «2ГА» относятся: проведение тренингов и семинаров по социальной работе в регионах России, издание образовательных адаптационных комиксов для детей-сирот, детский адаптационный лагерь «Жёлтая подводная лодка», издание методической литературы по острым социальным проблемам.

Личность Александра Гезалова уникальна тем, что он не только смог выжить, пройдя бесчеловечную систему воспитания советского детского дома (из 13-ти выпускников его года на настоящий момент в живых остался он один), но и состояться как видный общественный деятель. Его опыт неоценим для выпускников детских домов, покидающих порог сиротских заведений в наше время.

Мне кажется, я всегда мысленно что-то пишу. Или смотрю фильм - прокручиваю перед мысленным взором невидимую пленку, на которой события, лица, судьбы разных людей. И большое желание - достать все это "изнутри" и показать всем.

Люблю наблюдать за людьми. Например, в автобусе разглядываю кого-то и замечаю на руке наколку "Валя". Вглядываюсь в лица состарившихся людей, тех, кто уже начал ветшать. Смотрю на детей, идущих рядом с родителями. Всматриваюсь в ночные окна, пытаясь представить, что там, за шторами… Зачем мне это, почему?.. Не знаю.

Зачем я, уступив своему невнятному желанию взялся за перо, чтобы рассказать о своем "соленом" детстве?.. Тоже не знаю.

Мне бы очень не хотелось, чтобы, читая эти строки, вам показалось, что я хочу разжалобить кого-то, чтобы меня кто-нибудь пожалел. Нет. А хотелось бы, чтобы, прочитав воспоминания о "соленом" детстве, у кого-то дрогнуло сердце. Может, этот кто-то вспомнит о своих детях. Где они, что с ними? Или, встретив ребенка из детского дома, вы будете готовы не только "жалеть", а искренне помочь такому ребенку. Всего-то и надо - поучаствовать в его судьбе. Часто до этого не доходит, "дядина-тетина" конфета уже считается участием… И где та золотая середина, когда, оказав помощь и содействие си-роте, нужно вовремя отойти, дать ему самому шанс и возможность сделать первый самостоятельный шаг в жизни. Он-то чаще всего не понимает, что ваша помощь не может длиться вечно и только он сам может помочь себе…

О себе и товарищах моих, их судьбах я старался писать максимально правдиво, так как считаю, что важно написать именно правду. Может, правда расставит все на свои места спустя годы, хоть как-то облегчит нынешние сиротские страдания (хотел убрать эту фразу, но это тоже правда). Многих из моих друзей уже нет в живых.

Детство бывает разное, и зависит оно только от родителей. Только они ответственны за детство своих детей.

Мне не хотелось бы, чтобы эта книга звучала обвинением родителям, не о них речь, для них скорее - "не суди да не судим будешь". Но детские дома есть и будут существовать еще очень долго, и надо суметь помочь детям-сиротам обрести себя, понять мироустройство и найти в себе мотивы Надежды, Веры и Любви. Все это как "живая вода" их раненым душам. Любите этих и всех детей, и они будут счастливы. Хотел бы, чтобы мои воспоминания прочли педагоги, работающие с детьми-сиротами в детских домах. У меня не будет советов и предложений, как быть. В этих воспоминаниях просто рассказывается, как было, было у меня и моих друзей, лишенных родительской любви, семьи и получивших взамен "системное воспитание". Спустя годы могу назвать детский дом одним этим словом - "система". Может, кому-то из педагогов эти воспоминания помогут понять эту систему, разобраться в хитросплетениях взаимоотношений всех участников "процесса".

Детские дома отстают от быстро меняющегося зремени "внешнего мира" из-за их закрытости от об-щества, внутреннего "порядка". Маневрировать "во времени" сиротам значительно тяжелее, чем детям домашним. Суметь оценить детей, их старания и желание жить максимально счастливо, как это только возможно в детском доме, содействовать им в этом и помогать в дальнейшем - это так важно. Дети, любые дети хотят радости и тепла… Надо постараться помочь им обрести это тепло.

Все вспомнить!

Петрозаводск. Вечер.

Прогулял собаку (о ее судьбе напишу чуть ниже), подышал воздухом, будто перед погружением. Посетил собор Александра Невского, пошептал молитву. Готовлюсь. Знаю, что именно сегодня писать о детдомовском детстве.

Долго выбирал музыку, под которую будет л работать, выбрал песни из кинофильмов Рязанова-под них жил, значит, и вспоминать под них… Потом поставлю Марка Бернеса, он мне близок, очень… Жизни, как песни, разные.

Не думал, что так нелегко вспоминать прожитое, пережитое… А что в жизни просто? Важно начать…. Нет, поставлю Бернеса раньше, предсмертный диск, очень уж голос печальный…

Да, именно Петрозаводск и никак иначе. А ведь могла быть, например, Москва. Или Суздаль, Владимир, Судогда, Собинка - в общем, вся Владимирская область. Именно там прошло мое странное дет-ство. Там меня кидало, мотало из одного детского дома в другой…

В 1990, после трехлетней службы на флоте, мне было все равно, куда ехать. Меня не ждали - везде. Можно было выйти на любом полустанке. Я вышел в Петрозаводске. О чем не жалею. Эдакая странная свобода, свобода выбора свободы…

Отказник

Фраза "все мы родом из детства" и про меня и не про меня. Не было у меня детства, того, что бывает у всех. Сладкого, веселого, беззаботного, с Мамой и Папой. Я знаю лишь того, кто меня создал. Он там, наверху… Так легче. Представить тех, кто меня родил и оставил, трудно, мучительно трудно… За что?

Кажется, что помню себя совсем маленьким, как ни странно, - только что родившимся, понимающим, что меня оставляют в роддоме. Я спрашиваю глазами: как мои дела? Что-то белое, которому неловко смотреть мне в глаза. А "оно" все причитает: "Мама придет, мама придет…"

Эта странная фраза врезалась в меня, как в пароход торпеда. Куда и зачем от меня уходить моей маме? "Белое" уже знает, что мать не придет. Знаю и я. Но "их" так научили говорить "правду", чтобы ребенок не ерзал, не плакал - молчал, как перед расстрелом.

Потом я очень долго не слышал эти четыре буквы, очень долго: М, А, П, А. И нелепо потом звучал вопрос в детских домах: ты любишь свою маму? Какую маму? Чью маму? Покажите мне ее, может, я и дам ответ… К чему эти иллюзии о маме, которой нет рядом? Иллюзии мешают жить… Уже потом, выпуска-ясь из детского дома, ковыряясь в "отпускных документах, я встретил мятые строки корявой записки: "Отказываюсь от сына, потому что не могу…" Жалею, что бросил на ветер этот желтый бумажный листок, как когда-то был брошен сам. Видимо, гены - все бросать… Наверное, я тогда пожалел мать… Но по незнанию я много чего выкинул в жизни. Теперь на руках лишь одна ламинированная справка: жил в детском доме, печать. И ничего более…

Печать на всю жизнь.

Поискав в наших головах насекомых и поставив диагноз - педикулез, меня и сотоварищей отправили в Гусь-Хрустальный - красивый русский старинный город - город подпольного хрусталя.

В каждом новом детском учреждении всех и всегда почему-то интересовала моя фамилия. Меня спрашивали, знаю ли я азербайджанский. Это было нелепо, ведь известно, что я родом из роддома. Я и русского- то толком еще не знал. Но спрашивали, не задумываясь. Порой просто из праздного любопытства. Так заглядывают иногда в аквариум, чтобы спросить, как зовут рыбку. Но я же не рыбка, хотя… Одно время я даже хотел сменить фамилию - на Колокольцева, например…

Сад-огород

Наш "сад-огород" находился возле рынка. Мы занимались тем, что стояли около забора и жалобно смотрели на прохожих - уже тогда мы начинали "сиротствовать", зная, что ждать участия нам больше неоткуда. Иногда нам кое-что подавали. Больше всех перепадало мне, видно, "красиво" делал глаза. Прохожие пихали нам в кармашки семечки, конфеты, соленые огурцы… И в дальнейшем "сиротство" часто спасало, помогало выжить. И можно ли винить детей, которым самим приходится искать страну радостного, "сладкого" детства?

Воспитатели, они же "воспы", частенько собирались в беседке, курили "Беломор" и говорили о том о сем. Я, притаившись поблизости, подслушивал, за что мне иногда доставалось. А мне было интересно, о чем говорят взрослые тети, у которых столько личных проблем на работе и дома. Чтобы меня не поймали в очередной раз, я заползал под беседку и, лежа на земле, подложив под голову руки, слушал "кинорадио".

Соленое детство


Мне кажется, я всегда мысленно что-то пишу. Или смотрю фильм - прокручиваю перед мысленным взором невидимую пленку, на которой события, лица, судьбы разных людей. И большое желание - достать все это "изнутри" и показать всем.

Люблю наблюдать за людьми. Например, в автобусе разглядываю кого-то и замечаю на руке наколку "Валя". Вглядываюсь в лица состарившихся людей, тех, кто уже начал ветшать. Смотрю на детей, идущих рядом с родителями. Всматриваюсь в ночные окна, пытаясь представить, что там, за шторами… Зачем мне это, почему?.. Не знаю.

Зачем я, уступив своему невнятному желанию взялся за перо, чтобы рассказать о своем "соленом" детстве?.. Тоже не знаю.

Мне бы очень не хотелось, чтобы, читая эти строки, вам показалось, что я хочу разжалобить кого-то, чтобы меня кто-нибудь пожалел. Нет. А хотелось бы, чтобы, прочитав воспоминания о "соленом" детстве, у кого-то дрогнуло сердце. Может, этот кто-то вспомнит о своих детях. Где они, что с ними? Или, встретив ребенка из детского дома, вы будете готовы не только "жалеть", а искренне помочь такому ребенку. Всего-то и надо - поучаствовать в его судьбе. Часто до этого не доходит, "дядина-тетина" конфета уже считается участием… И где та золотая середина, когда, оказав помощь и содействие си-роте, нужно вовремя отойти, дать ему самому шанс и возможность сделать первый самостоятельный шаг в жизни. Он-то чаще всего не понимает, что ваша помощь не может длиться вечно и только он сам может помочь себе…

О себе и товарищах моих, их судьбах я старался писать максимально правдиво, так как считаю, что важно написать именно правду. Может, правда расставит все на свои места спустя годы, хоть как-то облегчит нынешние сиротские страдания (хотел убрать эту фразу, но это тоже правда). Многих из моих друзей уже нет в живых.

Детство бывает разное, и зависит оно только от родителей. Только они ответственны за детство своих детей.

Мне не хотелось бы, чтобы эта книга звучала обвинением родителям, не о них речь, для них скорее - "не суди да не судим будешь". Но детские дома есть и будут существовать еще очень долго, и надо суметь помочь детям-сиротам обрести себя, понять мироустройство и найти в себе мотивы Надежды, Веры и Любви. Все это как "живая вода" их раненым душам. Любите этих и всех детей, и они будут счастливы. Хотел бы, чтобы мои воспоминания прочли педагоги, работающие с детьми-сиротами в детских домах. У меня не будет советов и предложений, как быть. В этих воспоминаниях просто рассказывается, как было, было у меня и моих друзей, лишенных родительской любви, семьи и получивших взамен "системное воспитание". Спустя годы могу назвать детский дом одним этим словом - "система". Может, кому-то из педагогов эти воспоминания помогут понять эту систему, разобраться в хитросплетениях взаимоотношений всех участников "процесса".

Детские дома отстают от быстро меняющегося зремени "внешнего мира" из-за их закрытости от об-щества, внутреннего "порядка". Маневрировать "во зремени" сиротам значительно тяжелее, чем детям юмашним. Суметь оценить детей, их старания и желание жить максимально счастливо, как это только возможно в детском доме, содействовать им в этом и помогать в дальнейшем - это так важно. Дети, любые дети хотят радости и тепла… Надо постараться помочь им обрести это тепло.

Все вспомнить!

Петрозаводск. Вечер.

Прогулял собаку (о ее судьбе напишу чуть ниже), подышал воздухом, будто перед погружением. Посетил собор Александра Невского, пошептал молитву. Готовлюсь. Знаю, что именно сегодня писать о детдомовском детстве.

Долго выбирал музыку, под которую будет л работать, выбрал песни из кинофильмов Рязанова-под них жил, значит, и вспоминать под них… Потом поставлю Марка Бернеса, он мне близок, очень… Жизни, как песни, разные.

Не думал, что так нелегко вспоминать прожитое, пережитое… А что в жизни просто? Важно начать…. Нет, поставлю Бернеса раньше, предсмертный диск, очень уж голос печальный…

Да, именно Петрозаводск и никак иначе. А ведь могла быть, например, Москва. Или Суздаль, Владимир, Судогда, Собинка - в общем, вся Владимирская область. Именно там прошло мое странное дет-ство. Там меня кидало, мотало из одного детского дома в другой…

В 1990, после трехлетней службы на флоте, мне было все равно, куда ехать. Меня не ждали - везде. Можно было выйти на любом полустанке. Я вышел в Петрозаводске. О чем не жалею. Эдакая странная свобода, свобода выбора свободы…

Отказник

Фраза "все мы родом из детства" и про меня и не про меня. Не было у меня детства, того, что бывает у всех. Сладкого, веселого, беззаботного, с Мамой и Папой. Я знаю лишь того, кто меня создал. Он там, наверху… Так легче. Представить тех, кто меня родил и оставил, трудно, мучительно трудно… За что?

Кажется, что помню себя совсем маленьким, как ни странно, - только что родившимся, понимающим, что меня оставляют в роддоме. Я спрашиваю глазами: как мои дела? Что-то белое, которому неловко смотреть мне в глаза. А "оно" все причитает: "Мама придет, мама придет…"

Эта странная фраза врезалась в меня, как в пароход торпеда. Куда и зачем от меня уходить моей маме? "Белое" уже знает, что мать не придет. Знаю и я. Но "их" так научили говорить "правду", чтобы ребенок не ерзал, не плакал - молчал, как перед расстрелом.

Потом я очень долго не слышал эти четыре буквы, очень долго: М, А, П, А. И нелепо потом звучал вопрос в детских домах: ты любишь свою маму? Какую маму? Чью маму? Покажите мне ее, может, я и дам ответ… К чему эти иллюзии о маме, которой нет рядом? Иллюзии мешают жить… Уже потом, выпуска-ясь из детского дома, ковыряясь в "отпускных документах, я встретил мятые строки корявой записки: "Отказываюсь от сына, потому что не могу…" Жалею, что бросил на ветер этот желтый бумажный листок, как когда-то был брошен сам. Видимо, гены - все бросать… Наверное, я тогда пожалел мать… Но по незнанию я много чего выкинул в жизни. Теперь на руках лишь одна ламинированная справка: жил в детском доме, печать. И ничего более…

Печать на всю жизнь.

Начало

Поискав в наших головах насекомых и поставив диагноз - педикулез, меня и сотоварищей отправили в Гусь-Хрустальный - красивый русский старинный город - город подпольного хрусталя.

В каждом новом детском учреждении всех и всегда почему-то интересовала моя фамилия. Меня спрашивали, знаю ли я азербайджанский. Это было нелепо, ведь известно, что я родом из роддома. Я и русского- то толком еще не знал. Но спрашивали, не задумываясь. Порой просто из праздного любопытства. Так заглядывают иногда в аквариум, чтобы спросить, как зовут рыбку. Но я же не рыбка, хотя… Одно время я даже хотел сменить фамилию - на Колокольцева, например…

Эксперт по социальному сиротству и отец четверых детей Александр Гезалов ответил на частый вопрос – почему он не собирается брать в свою семью ребенка-сироту.

Александр Гезалов отвечает на вопрос

Есть люди, которые считают, что если ты занимаешься общественной работой, сам из детдома, то ты просто обязан взять ребенка-сироту.

Я так не считаю.

Я считаю, что если есть для этого все необходимые условия – в семье, в голове – то это вопрос уместен. А так как это становится моментом хамского поведения в мой адрес, то я решил ответить.

Мне говорят: «Вот вы занимаетесь сиротами, а сами сироту не берете». Я – сапожник без сапог – это раз. Во-вторых, мне самому надо поднять своих четверых детей, у меня жена, родителей у нас фактически нет. Мы располагаем только своими личными возможностями. Для меня это вопрос разума. Я разумный человек, я понимаю, что одной жалости к ребенку недостаточно, нужны многие возможности, ключи. В нашей семье для сироты места нет, и это объективно.

Поэтому я считаю, что об этом надо честно говорить. У нас принято так: если ты говоришь «нет», значит ты мерзавец. Я не считаю, что я мерзавец, я ценю свою жену и хочу, чтобы она дольше жила. Я понимаю, что у меня новорожденный младенец, маленькие дети.

Бесплодные пары должны повернуться к сиротам

Количество возвратов по Москве возросло в несколько раз. Связано это с тем, что люди берут ребенка-сироту либо из жалости, либо флагом помахать. Но флаг быстро истрепывается на тех проблемах, которые возникают. Поэтому я считаю, что все же больше трезвости и ответственности должно быть в этих вопросах. Надо, чтобы человек понимал ресурсы семьи, нужна помощь специалистов.

Важный момент: в России 8 млн. бесплодных пар, которые лечатся, отдают огромные деньги, чтобы зачать ребенка. У многих это не получается – Господь не дает. И есть 128 тысяч детей, которые нуждаются в родителях. Поэтому я считаю, что надо этим людям повернуться к детям. Да, они рождены другими людьми, но они дети Божьи.

Я считаю, что в таком контексте надо рассматривать сегодня идеи усыновления. Чтобы у нас не было транспарантов, кампаний, при которых берут детей и потом возвращают. Пусть это будет неспешное размышление, пересмотр личного белья, но чтобы ребенок, пришедший в семью, получил то, что ему необходимо.

Главное жилье для ребенка – родительское сердце

Многие терпят, чтобы ребенок дожил в семье до 18 лет. Чтобы не сдавать, не показывать свою слабость. Но кем вырастет этот ребенок – вопрос. И таких детей достаточно.

Сейчас я много консультирую по этим вопросам и собираюсь создать консультационный центр, предвосхищающий само усыновление. С человеком нужно поговорить, чтобы иллюзии его отбросились, чтобы у него не было фантазий на эту тему. Чтобы он осознал, что на его территорию, в его дом придет ребенок, который не умеет жить в семье, не знает семейных ценностей, и главный вопрос – как жить с этим дальше.

У меня была на консультации женщина, которая написала, что готова взять сироту, потому что у нее 400 метров жилья. Я сказал: «Главное жилье, которое вы сможете ребенку предложить – ваше сердце. Пока оно слишком маленькое». И она не взяла.

В Самарской области есть девочка, которую 7 раз брали в семью. Она сейчас уже выпустилась – так ее никто и не взял. Потому что брали вот так: поиграть, в кафе сводить, в кино.

Многие у нас заканчивают школу приемных родителей и даже после этого бросают детей. Это говорит о том, что игра закончилась, наступила реальность.

Для своего ребенка я хочу быть отцом, а не общественником

Хотя моя жена не против. Она просматривает фотографии и видео детей – конечно, ей жалко. Но у меня-то жалости нет. У меня трезвый и профессиональный взгляд. Я могу по картинке, по видео рассказать о ребенке много чего, потому что сам в этой системе был и наблюдал этот процесс. Поэтому и жене я объясняю, что для этого действительно многое требуется, это действительно большие ресурсы. Это не просто наше желание дать кровать. Это отношения, общение, переобучение, подтягивание по учебе. Это и возврат к родовым корням. Ведь сегодня все хотят, чтобы ребенок отринул прошлое и называл нас папой и мамой. Никогда! Только уважая своих родителей, он будет уважать вас.

Когда Аграфена родилась, участились драки между пацанами – ну, такие разборки. Они сестру любят, целуют, соску суют, накрывают одеялом. Но иногда вопрос распределения родительской любви возникает. Раньше она была одному-двум, а теперь трем. Значит, возникает дефицит. То есть требуется какое-то родительское понимание.

Мы вечером читаем сказки. В основном, мама, а я рассказываю какие-то придуманные истории. Сначала читаем Тихону, потом Феде, потом все вместе. Потом все ложатся спать. Понятно, что у всех разный возраст, разное восприятие. Тихону надо с картинками, Феде больше со словами, он ребенок фантазирующий, рисует, знает сказки Пушкина и т.д.

Поэтому, конечно, ребенку, который прошел систему детского дома, требуется особое внимание, особенно если в семье разновозрастная история. Поэтому я ощущаю, что наших ресурсов недостаточно, при всей моей харизматичности и умении выстроить отношения, я понимаю, что это будет очень индивидуальная работа. А мои дети тоже хотят отца.

Не должно быть так, что я буду для них отцом, а для этого ребенка – общественником. Я хотел бы, чтобы он чувствовал себя равным.

Беседовала Ирина Якушева