Особенности организации туристских соревнования для учеников разного возраста. Соревнования по туризму для школьников Соревнования по туризму среди школьников

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

(МКОУ СОШ № 14 )

г. Тайшета Иркутской области

План-конспект внеклассного учебно-воспитательного мероприятия

по учебным предметам

«Основы безопасности жизнедеятельности и ФК»

Тема: «Школьный туристический слет»:

Соревнования по технике туризма, спортивному ориентированию и школе безопасности среди учащихся МОУ СОШ № 14

Подготовил: учитель ОБЖ и физической культуры МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета

Вершинин Юрий Александрович

2016 год

Цели:

    Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание природы родного края.

    Продолжить развивать у учащихся умение работать в команде, давать себе самоо­ценку при выполнении работы.

    Дальнейшее развитие туризма, навыков спортивного ориентирования.

Задачи:

    Совершенствование навыков по туризму, краеведению и спортивному ориентированию, проведению спасательных работ.

    Укрепление здоровья участников и подготовка их к туристическим походам.

    Повышение навыков безопасности при проведении туристских походов.

    Обмен опытом работы в классных коллективах.

    Выявление сильнейших команд учебных классов по туризму, ориентированию.

Сроки и место проведения :

    Сентябрь.

    Спортивная база «Локомотив» г. Тайшета.

Руководство: Руководство и проведение соревнований осуществляется МО естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 14.

Председатель ЖЮРИ: Вершинин Ю.А.

Члены ЖЮРИ:

    Боротюк Т.С.

    Денисова О.В.

    Кашицин А.И.

Участники соревнований: К участию в соревнованиях допускаются команды 5-11классов:

    Состав команды: 10 человек;

    Руководство командой осуществляет: классный руководитель;

    Школьникам иметь: единую форму, эмблему, название и девиз команды, командную песню;

    Размещение класса: осуществляется в строго отведенном месте.

Время: 3 часа.

Начало соревнований: 11.00.

Убытие от школы к месту проведения соревнований: 09.00.

Определение результатов соревнований

Общекомандный результат в соревнованиях по туризму определяется по наименьшей сумме: мест-баллов, полученных на дистанциях КТП (условный контрольно-туристский поход ), ТПП (туристская полоса препятствий ), штрафных баллов в соревнованиях по туристским бытовым навыкам. В случае равенства баллов предпочтение отдается команде с лучшим результатом на дистанции КТП.

Места на дистанции КТП определяются по сумме баллов, полученных командой при прохождении дистанции. Места на дистанции ТТП определяются по сумме времени прохождения дистанции всеми участниками и штрафному времени. В случае равенства предпочтение отдается команде, прошедшей дистанции с меньшим суммарным штрафным временем.

В личном зачете места определяют отдельно среди юношей и девушек параллелей 5-6-х, 7-8-х, 9-11-х классов по времени прохождения дистанции и штрафному времени. В случае равенства предпочтение отдается участнику, прошедшему дистанцию с меньшими штрафами.

В конкурсной программе места определяются по сумме баллов, полученных командой в каждом отдельном конкурсе.

В соревнованиях по спортивному ориентированию места выводятся по суме мест - очков занятых командами на дистанциях «По выбору ».

Капитаны команд перед стартом получают зачетные «Маршрутные карты », в которых будут отражаться результаты прохождения этапов соревнований.

Программа проведения соревнований:

    Спортивное ориентирование.

    КТП включает в себя примерный перечень этапов:

    предстартовая проверка;

    туристические узлы;

    переправа по бревну;

    определение точки стояния по 3 ориентирам;

    определение азимута;

    вязка носилок;

    оказание ПМП;

    описание лесного массива;

    топография;

    определение расстояния до недоступного предмета и высоты объекта;

    подъем, траверс, спуск;

Награждение.

    Команды, занявшие 1-3 места в общем зачете награждаются грамотами.

    Команды, занявшие 1-3 места в отдельных видах соревнований награждаются грамотами.

    Команды, занявшие 1-3 места в отдельных конкурсах (незачетные виды) награждаются грамотами и призами.

    Особо отличившиеся в отдельных видах учащиеся награждаются индивидуальными призами.

Обеспечение безопасности.

    Ответственность за жизнь и здоровье участников при следовании к месту соревнований и обратно, нахождении на соревнованиях, движении по дистанции между этапами несут классные руководители команд.

    Ответственность за подготовку дистанций и оборудование этапов несут главный судья соревнований и заместитель главного судьи по безопасности.

Условия проведения «Спортивного ориентирования» :

    В спортивном ориентировании «по выбору » участник сам планирует себе дистанцию .

    На старте участники получают карту, наносят контрольные пункты с образца судейской карты.

    Задача участника - за определенное время найти как можно больше КП (контрольных пунктов ).

    Забеги мальчиков и девочек оцениваются отдельно .

    Побеждает участник, нашедший наибольшее количество КП.

    Контрольное время: 20 минут.

Условия проведения дистанции « КТП »:

    В прохождении дистанции участвует вся команда - 10 человек.

    На старте команда получает зачетную маршрутную карту (ЗМК), в которой старший судья этапа проставляет количество набранных баллов.

    При вынужденных временных отсечках на этапах делается соответствующая запись в ЗМК.

    На отдельных этапах устанавливается контрольное время KB.

    При отсутствии превышения нормального времени НВ, при условии правильного и полного выполнения задания добавляется 5 баллов.

    При превышении KB этапа команда за данный этап получает 0 баллов.

    При превышении в каждые 5 минут снимается 1 балл.

Предстартовая проверка (макс. 10 баллов).

Вязка туристских узлов (макс. 30 баллов, т.е. по 3 б – каждый).

    Каждый участник вытягивает по карточке и затягивает по 1 узлу.

    Взаимопомощь не разрешается.

    Участник вяжет следующие виды узлов:

    Шкотовый;

    Брамшкотовый;

    Академический;

    Бурлацкий;

    Проводник;

    Проводник-восьмерка;

    Схватывающий.

Кочки (макс. 40 б)

    Участник преодолевает преграду перепрыгивая по кочкам условную преграду шириной 10 метров.

    Потеря снаряжения (головной убор).

    Двое на трассе.

    Касание участником воды на переправе (заступ за ограничители).

    Падение участника «в воду» (непопадание на кочку).

Переправа по бревну (макс. 30 6)

    Расстояние между опорами до 25 метров,

    ширина водной преграды до 15 метров.

    Бревно уложено.

    Необходимо организовать самостраховку каждого участника.

    Отсечка времени по последнему участнику:

    Условия, снижающие результат на 1 балл:

    Потеря снаряжения.

    Двое на бревне.

    Падение участника.

Определение точки стояния по 3 ориентирам (макс. 15 6)

    Этап находится на обзорной точке, откуда визуально просматриваются 3 точечных ориентира.

    Команда получает карточку, где эти ориентиры обозначены.

    Необходимо определить и проколоть точку своего местонахождения.

    Компас, карандаш, иголка - штабные.

    Ошибка в радиусе 5 мм. Не штрафуется.

    Ошибка 5-10 мм. – 2 6.

    Ошибка 10-20 мм.- 6 6.

    Ошибка 9-12 мм. – 10 6.

    Более 12 мм. – 15 6.

Определение азимута и расстояния на карте (макс. 16 6)

    Команда получает карточку, где условно показывает 2 ориентира.

    Необходимо определить азимут с одного ориентира на другой (8 6.) и измерить расстояния между ними. Инструмент судейский.

    Азимуты до 3-х град. - не штрафуются

    4-8 град.,- 2 6.

    9-12 град.,-5 6.

    Более 12 град. – 8 6.

    Расстояния до 5% - не штрафуются

    более 11%-8 6.

Вязка носилок (20 6.)

    Из судейских жердей и веревок команда вяжет носилки для переноса пострадавшего.

    Ненадежное крепление поперечин (за каждое) – 2 6.

    Неправильное «плетение» - 5 6.

    Не укомплектована аптечка - 2 б.

Оказание ПМП и переноска пострадавшего (макс. 20 б.)

    По заданной травме команда оказывает медицинскую помощь условному пострадавшему (156.) (пострадавший по жеребьевке ) и транспортирует его на носилках.

Описание лесного массива (20 б)

    Участок ограничен площадкой 5х5 м.

    Определить 10 видов растений.

    КВ: 5 минут.

Расшифровка топознаков (макс. 10 6.).

    В заданном месте карты найти топографические знаки.

    Всего знаков: 10.

    КВ: 5 минут.

    Ошибка: не найдены – 2 6.

Определение расстояния до недоступного предмета 9-11 классы (макс. 10 6.)

    Участники определяют расстояние до заданного недоступного объекта (5 6.)

    Определяют высоту объекта (5 6.)

Подъем, траверс, спуск по склону (макс. 60 6.)

    Дистанция обеспечена судейскими веревками.

    Команде необходимо осуществлять подъем по вертикальным перилам и траверс с самостраховкой и спуск по веревке спортивным способом с судейской страховкой.

    выход за маркировку - 1 6.

    потеря снаряжения - 1 6.

    прекращение страховки, потеря самостраховки – 5 6.

    неправильная страховка – 5 6.

    страховка или спуск без верхонок – 1 6.

    2 на веревке, на одном интервале движения – 1 6.

    срыв с зависанием на страховке – 10 б.

    не закручена муфта карабина – 5 6.

    не правильно завязан узел – 5 6.

Определение горных пород (макс. 20 6., KB - 10 мин., НВ - 5 мин.)

    Участвует вся команда.

    Выдается 4 образца горных пород.

    Необходимо определить:

    название породы – 1 6.

    условие образования – 1 6.

    физические свойства горных пород: цвет, твердость, плотность – 1 6 (каждое).

    полнота ответа – 1 6.

Гать (макс. 15 6.)

    Протяженность этапа до 50м.,

    длина пролета до 3-х м.

    Необходимо, используя судейские жерди (6шт.), преодолеть участок болота.

    падение участников - 3 6.

    касание воды ногой - 1 б.

    потеря снаряжения – 1 6.

Общие итоги:

    Подведение итогов соревнований на основе зачетных маршрутных карт.

    Награждение победителей.

    Убытие с лыжной базы «Локомотив» в школу.

Оборудование и снаряжение

    Медицинская аптечка – 1 компл.;

    Ремнабор – у каждого класса;

    Цветные карандаши (фломастеры)-1 комплект;

    Компас – 5 шт;

    Блокнот – по 1 на класс;

    Ручка – по 1 на класс;

    Веревка основная (10-12 мм) – 40 м. – 2 шт;

    Веревка вспомогательная (5-6 мм) – 20 м. -2 шт.

    Карабины (альпинистские) -10 шт;

    Страховочная система- 10 компл;

    «Бревно » - 1 шт.;

    «Кочки» - 10 шт.

    Оборудование для «носилок »;

    Оборудование для «гати »;

    Учебная карта – 5 шт.

    Набор минералов – 2 компл.

Литература и пособия:

    Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях: учебное пособие, - М.: ЭКСМО, 2003.

    Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие, - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1997.

    Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности. Де­партамент гражданской защиты МЧС России, 2006.

    Интернет-ресурсы:

    «Спас-экстрим». Портал детской безопасности.

    «Википедия»

    «Школа безопасности». Всероссийское детско-юношеское общественное движение, и др.

    Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника, под общей редакцией А.Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2007.

    Фролов М.П., Смирнов А.Т. Основы безопас­ности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 классов, под общей редакцией Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ-Астрель, 2011.

Сюжетные фотографии

по прохождению этапов туристического слета:

Этот вид соревнований является очень зрелищным, его можно включать в программу как школьных, так и республиканских соревнований. Набор этапов следует определять, исходя из опыта участников, местных условий, подготовленности судей. Главные требования к дистанции - безопасность, динамичность, зрелищность.

  • - состав команды - обычно четыре человека (в том числе не менее одной девочки);
  • - форма участников - штормовка или куртка, брюки, обувь без металлических шипов;
  • - снаряжение команды должно обеспечивать безопасное прохождение технических этапов и оговаривается в условиях проведения соревнований.

Результат команды определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного при прохождении этапов.

На соревнованиях школьного и муниципального уровня рекомендуется вместо штрафов использовать систему трех попыток, когда на преодоление этапа каждому участнику отводится три попытки, после выполнения которых он продолжает движение (то есть идет наказание временем). Возможно введение упрощенной системы штрафов, исходя из следующих критериев: задание выполнено; задание выполнено с ошибкой; задание не выполнено. Штраф на каждом этапе участнику должен сообщать судья.

На этапах, где это возможно, разрешается взаимопомощь участников.

Команда должна пройти все этапы в той последовательности, которая определена судейской коллегией. Чаще всего в соревнованиях разрешается сквозное прохождение, когда участники команды не ждут друг друга у этапов (если это не определено судьями), а начинают выполнение задания сразу же после прихода на этап. Это дает команде большие возможности по выбору тактики.

На этапах, связанных с движением по перилам, участник, прошед-

Рис. 120.

ший перила, подает команду «Перила свободны», после чего следующий участник может начинать движение. Это помогает избежать одновременного нахождения на перилах двух участников. Рекомендуемые этапы Этап «Снятие палатки»

В снятии палатки участвует не менее двух человек, которые укладывают палатку, стойки и колышки в чехол на стартово-финишной площадке.

Этап «Преодоление заболоченного участка по кочкам»

Этап протяженностью до 15 метров выбирается на естественном заболоченном участке или оборудуется с использованием искусственных кочек, которые устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Границы этапа маркируются. Прохождение первой и последней кочки обязательно, остальные - произвольным порядком.

  • - срыв с кочки - 30 с (1 балл);

Этап «Вязка узлов »


Участник вытаскивает

карточку с наименованием узла из числа перечисленных: «прямой»,

«проводник одним концом», «булинь», «схватывающий», «стремя»,

«восьмерка», «встречный», «брамшкотовый»

И завязывает свой узел, после чего переходит к следующему этапу.

Узел считается завязанным правильно при соответствии судейскому эталону (должен быть вывешен на старте), отсутствии перекручивания веревки и наличии контрольного узла (кроме «встречного» и «восьмерки»).

По приглашению судьи представитель команды знакомится с узлами, завязанными участниками команды, и расписывается в протоколе за полученный штраф.

  • - отсутствие контрольного узла - 30 с (1 балл).

Этап «Переправа по натянутой веревке с перилами»

Этап оборудуется организаторами соревнований, длина переправы

От 15 до 20 метров. Участник, держась за перила двумя руками и продвигая между ними карабин самостраховки, передвигается по нижней веревке приставным шагом. При срыве с нижней веревки участник самостоятельно подтягивается, встает на нее и продолжает движение. Самостраховка осуществляется с помощью «уса», который карабином пристегивается к перилам и к грудному перекрестью обвязки.

Только один участник может быть прикреплен к перилам «усом» самостраховки и стоять ногами (одной ногой) на нижней веревке, нагружая ее на переправе. Возможна организация сопровождения участников.

  • - двое на этапе - 90 с (3 балла);
  • - падение с веревки с зависанием на судейской страховке, помощь судьи действием - 180 с (6 баллов).

Этап «Подъем по склону с использованием перил»

Крутизна склона 30-40 , протяженность этапа - до 40 метров. Перила наводятся судьями или командой. В случае, когда это необходимо, участник поднимается с верхней судейской страховкой. Участник страхуется к вертикальным перилам схватывающим «усом».

  • - неправильно завязанный узел - 60 с (2 балла);
  • - незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);
  • - двое на этапе - 90 с (3 балла);
  • - падение с зависанием на самостраховке - 60 с (2 балла);
  • - потеря самостраховки - 90 с (3 балла);
  • - при наведении перил командой дополнительный штраф за неправильное крепление веревки - 90 с (3 балла).

Этап «Спуск по склону с использованием перил »

Крутизна склона, протяженность этапа, оборудование и штрафы - аналогично этапу «подъем по склону».

Этап «Переправа через реку (овраг) по бревну »

Длина бревна 5-10 метров, диаметр 20-30 см. Препятствие преодолевается по одному. При необходимости применяется судейская страховка. Участник страхуется за перила рабочим «усом», пристегивает вспомогательную веревку (челнок) к грудной обвязке и преодолевает препятствие.

  • - срыв участника - 90 с (3 балла);
  • - двое на этапе - 90 с (3 балла);
  • - незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);
  • - потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Движение по горизонтальным перилам с перестежкой »

Участник двигается по склону, страхуясь за горизонтальные перила рабочим «усом». Подойдя к месту перестежки, перестегивается и продолжает движение.

  • - потеря самостраховки при перестежке - 90 с (3 балла);
  • - срыв на траверсе - 90 с (3 балла);
  • - незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);
  • - потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Переправа через водную преграду на плавсредствах»

Протяженность этапа - до 50 метров, скорость течения реки - не более 2-3 м/с. Плавсредства и жилеты предоставляются судьями. Переправа возможна на плоту, лодке.

  • - выход за ограничительную линию - 30 с (1 балл);
  • - потеря шеста - 90 с (3 балла);
  • - потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Установка палатки»

Палатка устанавливается любым числом участников. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков, вход не застегивается, стойки располагаются снаружи. По сигналу капитана «Готово» судья оценивает правильность установки палатки. Если палатка установлена правильно, судья дает команду «Принято». При неправильной установке палатки команде дается возможность исправить ошибки.

  • - складки на стенках палатки - 30 с (1 балл);
  • - общий перекос палатки - 60 с (2 балла);
  • - утеря колышка и использование судейского - 120 с (4 балла).

Этап «Разжигание костра »

Можно кипятить воду или пережигать нитку. Разрешается использовать для разжигания только природные материалы и любое количество спичек (предварительно упаковка со спичками бросается в воду), но одновременно можно зажигать только одну спичку. Количество воды в котелке - 1 литр; если вода пролита, то ее доливают до этого объема. Разрешается прикрывать костер от ветра штормовкой и регулировать пламя при помощи палки.

При пережигании нитки уровень укладки хвороста ограничивается проволокой, натянутой на высоте 30-50 см.

Финишем этапа является обрыв пережигаемой нити или, при кипячении воды, - появление в посуде «белого ключа».

За использование судейских спичек - 120 с (4 балла).

Возможны и другие этапы: укладка рюкзака, преодоление склона, переноска «пострадавшего», движение по азимуту и др.

Порядок прохождения этапов определяется судейской коллегией, однако традиционно сложилась следующая схема: стартом является снятие палатки; технически сложные этапы, требующие навыков работы с веревками, ставятся в первой половине дистанции, так как на них происходит накопление команды и пока они не пройдены, нельзя давать старт следующей команде. Для зрелищности и ускорения соревнований, если позволяет количество судей и характер местности, делают две равноценные нитки дистанции.

Надо учесть, что в правилах соревнований приводится больше штрафов, чем мы рекомендуем, однако опыт показывает, что ими в полной мере могут пользоваться только опытные судьи, потому количество штрафов должно быть небольшим. Главное требование - судья не имеет права выпускать участника на этап, если участник с точки зрения безопасности к этому не готов и не может устранить имеющиеся недочеты. Судья должен заставить выполнить правила безопасности, наказывая участника временем, а не штрафом. Так как в туризме много различных методов работы с веревками, то требование должно быть одно - допускается любой способ, гарантирующий безопасное прохождение этапа.

В последнее время все большую популярность завоевывают личнокомандные соревнования по туристской технике, позволяющие проверить туристско-техническую подготовку каждого участника. Форма одежды и снаряжение аналогичны применяемым в командных соревнованиях по туристской технике. Среди участников проводится личная жеребьевка, рекомендуется устанавливать стартовый интервал 3-5 минут. Каждый участник проходит дистанцию, преодолевая все этапы, результат его определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафов, полученных при прохождении этапов. Победитель определяется по наименьшей сумме времени, при равенстве результатов преимущество получает участник, имеющий меньшую сумму штрафного времени. Командный результат определяется по сумме времени, показанного всеми зачетными участниками.

Требования к дистанции и к этапам - динамичность, безопасность, зрелищность. Перед выходом на старт участники проходят предстартовую проверку.

  • - спуск с самостраховкой;
  • - переправа по бревну с перилами;
  • - преодоление условного болота по кочкам;
  • - переправа по веревке с перилами;
  • - подъем с самостраховкой;
  • - вязка узлов;
  • - навесная переправа;
  • - переправа вброд;
  • - «маятник».

Система штрафов аналогична применяемой в командных соревнованиях по туристской технике.

На этапе «Маятник» участник, стоя за контрольной линией и используя маятниковую вертикальную веревку, должен преодолеть ручей или овраг (контрольный участок).

  • - потеря снаряжения - 30 с (1 балл);
  • - заступ за контрольную линию - 30 с (1 балл);
  • - касание ногой земли или воды в зоне - 30 с (1 балл);
  • - падение - 60 с (2 балла).

На этапах «Навесная переправа» и «Переправа по веревке с перилами» судейская коллегия может установить контрольное время, по истечении которого участник, не преодолевший этап, снимается с него.

На соревнованиях школьного и муниципального масштаба можно проводить соревнования по туристской технике в форме эстафеты, когда участники проходят этапы, отрабатывая штрафы пробеганием штрафных кругов. Надо выбрать этапы, которые не требуют умения работать с веревками, т.е. не являются технически сложными и позволяют осуществлять судейство по упрощенной шкале - задание выполнено (нет штрафа), задание выполнено с ошибками (один штрафной круг), задание не выполнено (два штрафных круга). Здесь большое поле для инициативы судейской коллегии, так как правил по этому виду соревнований не существует и можно экспериментировать. Эстафету можно проводить, поставив условие, чтобы каждый участник команды прошел все этапы, а можно сделать так, чтобы команда (предположим, 3 участника) в общей сумме прошла все этапы, например 9. Тогда каждый участник должен проходить по три этапа, а последовательность их прохождения определяется самой командой, что значительно разнообразит тактику команд.

Туристские соревнования школьников

Туристские соревнования, как правило, проводятся в школах, где сложилось многолетняя практика туристской работы, активно действуют туристский клуб или кружок. Организуются они в виде многоборья и служат целям пропаганды туризма, обучения туристским навыкам, подводят итоги работы за определённый период.
Планировать туристские соревнования лучше всего наконец мая, когда подводятся итоги учебного года, да и погода благоприятствуют. Однако некоторых школах существует практика проведения их осенью-в этом случаи они являются своего рода стартом туристской работы в течение учебного года.
Место проведения соревнований должно быть удобным для подъезда и подхода групп, безопасным иметь условия для организации большинства видов соревнований. Необходимо также наличие воды для питья и хозяйственных нужд, дров для костра. Лучше, когда для школьных соревнований из года в год используется одна и та же поляна. При этом легче решаются такие организационные вопросы, как получение разрешение местных органов, обеспечение картографическим материалом, разработка маршрутов, доставка и отправка групп. А так как ребята постоянно сменяют возрастные группы, то можно не бояться повторения дистанций через 2-3 года.
подготовка к соревнованиям начинается заблаговременно. Создаётся штаб, в который входят учителя, представители от каждого класса, отвечающие за подготовку команды, члены комитета комсомола. Разрабатывается подробный план подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения, ответственных. План утверждается директором школы и доводится до сведения всех членов штаба. В плане отражаются вопросы материального оснащения как самих соревнований, так и команд классов комплектования судейской коллеги, подготовки места проведения и дистанции, организации занятий с командами классов.Судейская коллегия также комплектуется зарание. Члены штаба решают,какие виды соревнований можно организовать своими силами,а на судейство каких необходимо пригласить родителей или шефов.Какправило,к судейству широко привлекаются старшеклассники,имеющие опыт походов и участия в соревнованиях.

Положение о соревнованиях необходимо разработать как можно раньше,ознакомив с ним не только учителей,но и ребят.В Положении подробно освещаются условия проведения каждого вида соревнований:действия команд и участников, система штрафов, подведение итогов. Для представителей команд в каждом виде соревнований планируются консультация, практические занятия в помещении и на местности. Главные судьи по видам составляют списки необходимого снаряжения и оборудования и сдают их главному судье. Тот сводит их воедино, после чего решается вопрос, где достать недостающие снаряжение. Часть снаряжения-колышки и тенты для палаток, простейшие костровые приспособления и др.-может быть изготовленно самими ребятами в школьных мастерских в зависимости от сложившихся традицмй, наличие снаряжения комплектуется состав участников. Как правило, это команды классов, причём рекомендуется ограничить минимальное количество участников в команде. В зависимости от количества классы соревнуются между собой по паралеллям или объединяются в группы. Ненадо готовить для каждой группы отдельные трассы, можно пропускать их по одной и той же дистанции, исключая некоторые этапы и подводя результаты внутри каждой группы. Лучше всего проводить состязания в два этапа. Цель первого этапа-подготовить ребят к итоговым соревнованиям. Проходит он с 1 сентября по 1 мая. За этот период команды классов должно совершить туристский поход с обязательной здачей разработанного маршрута и выпуска стенной газеты по результатам похода. Результат команды складывается из количества очков, полученных за разработанный паспорт маршрута, выпущенную стенгазету и совершение самого похода. Для повышения массовости можно за каждого участника похода начислить классу 1 балл, а для превличения родительского актива 3 балла за каждого родителя, принявшего участие в походе. За 2-дневный поход с ночлегом количество баллов удваивается. В положении можно оговорить и такое условие: в судейскую коллегию представляется результаты двух походов, но к зачёту принимается один лучший.

Итогом этого вида соревнований может стать хорошая картотека маршрутов, включающую техническое описание, схему, варианты подъезда, рекомендации по прохождению. В программу первого этапа можно включить ряд групповых консультаций по различным элементам(установка палатки, разжигание костра с пережиганием нитки, передвижение по азимуту, оказание первой медицинской помощи, топографическая подготовка, укладка рюкзака, после которых провести мини-соревнования.

Занятия организуются следующим образом.

В один из дней для представителей всех команд (по 4 человека от класса) проводится консультация по установке палатки: показывается последовательность, обращается внимание на ошибки, предоставляется возможность поупражняться. В конце занятия каждая команда получает задания: подготовиться к мини-соревнованиям по установке палатки на скорость, которая состоятся на следующей неделе. После консультации по топографической подготовке можно провести топографическии диктант, упражнения на определения расстояния по карте. Таким образом можно отрабатывать многие элементы, необходимые в туристическом походе. В протакол вносится результаты всех мини- соревнований и места, занятые классом в каждом из них.

На первом этапе можно провести и учебное соревнования по линейному ориентированию на маркированной трассе (количество участников неограничевается). Состоят они в следующем. Участник движется по маркированной трассе, а у него на карте нанесена нитка маршрута. Встречая на своем пути котрольный пункт(КП), участник должен нанести его на карту: сделать прокол булавкой и на следующем КП перечеркнуть его крест-накрест цветным карандашом. Зачет результата – по времени прохождения дистансии плюс штраф за ошибку на КП (1 мин. за 1 мм отклонения).

Очень важно, чтобы в школе был вывешен сводный протокол результаов первого этапа соревновании, в которой бы заносились результаты каждого вида.

В программу в т о р о г о э т а п а с о р е в н о в а н и й можно включить контрольный комбинированный маршрут, ориентирование по выбору, туристскую технику(полоса препятствий)и проверку туристских навыков. Успеть провести все эти виды в течение одного дня можно при следующих условиях:ККМ организуется в виде похода к месту соревнований в течение 2-3 час.; ориентирование по выбору занимает не более 1,5час.; полоса препятствий короткая, технический несложная и динамичная; туристсткий навыки проверяются во время этих трех видов состязаний.

Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, оказанию первой медицинской помощи.

На маршруте команда преодалевает различные препятствия, самостоятельно выберая тактику и способ безопастного прохождения. При этом команда набирает баллы. Если ребята не готовы к приодалению какого-либо этапа, они могкт его пропустить, лишившись соотвествующего количество баллов. На прохожение каждого этапа устанавливается определенное время –НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества от этого она не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.

Предлагаем включать в ККМ следующие этапы:

Предстартовая проверка (максимальная оценка 20 баллов).Ответ капитана от действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов.Ответ дного из участников (по жребию) о гражданинах районов соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников(по жребию) – до 3 баллов.Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения – до 3 баллов за каждый элемент. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов в каждом списке.

Знание правил оказания первой медицинской помощи (максимальная оценка – 20 баллов, контрольное время – 15 мин.) .Двое представителей от команды получают карточки с указанием диагноза травмы и заболевания. Используя предаставленные в карточки наборы признаков травм, заболеваний и способов оказания первой медицинской помощи, команда выбирает правильный ответ (записывает шрифт). За каждый ответ дается до 5 балллов.

Оказание первой медицинской помощи по условно заданной травме (максимальная оценка 10 баллов). Список травм зараенее огаваривается. Правильное выполнение – 10 баллов, с ошибками – 5, неправильное – 0 баллов.

Транспортировка «пострадавшего» (максимальная оценка – 10 баллов). Команда изготавливает из подрчных материалов средства для транспортировки и транспортирует « пострадавшего» . Правильная транспортировка – 5 баллов, с ошибками – 2 , 5 , неправильная-0 баллов. Аналогично оценивается и правильное изготовлевание средств для транспортировки.

Определение расстояния по карте (максимальная оценка – 3 балла) . Команда использует имеющийся инструмент (линейку или компас) , определяет расстояние между пунктами на карте. При ошибке до 5% - 3 балла, до 10% - 2 , до 15%- 1 , более 15 % - 0 баллов.

Определение азимута на три ориентира (масксимальная оценка – 9 баллов). Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные оринтиры. При ошибки до 5 градусов – 3 балла, до 10 градусов -2 , до 15 градусов- 1, свыше 15 градусов -0 баллов.

Бивак (максимальная оценка -10 баллов).Команда за контрольное время (1 час) должна поставить палатки и вскипятить воду.

Маркированный маршрут. Команда двигаясь по маркировке, отслеживает по карте путь движения и наносит местопрохождения КП проколом, а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм – 6 баллов, до 4 мм- 4 , до 6 мм- 0 баллов.За выполнение задания в устоновленное НВ команда получает 10 баллов.

Обазначенный маршрут. Команда движится по обозначеному на карте маршруту, проходя через КП, устовленные на местности, но не обозначенное на карте.За посищение каждого КП дается 5 баллов, премие за НВ при посищении всех КП – 20 баллов.

Открытый маршрут.

Команда должна приодолеть при помощи карты моршрут в несколько километров, проходя в взадонном порядке через КП. Оценка-как обзначенном маршруте.

Ориентирование по «легенде»

(описание маршрута) . Команда движется без карты по « легенде» с укозанием азимутов и расстояние, проходя черезКП в том случае, если она идет правильно.За посещение каждого КП -3 балла, премия за НВ при посещении всех КП -10баллов

Азимутальный ход . Получив исходные данные (азимут и длину хода –до одного км) ,команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки.При ошибки до 5 % длины хода -15 баллов, до 10 % -10 , до 15%-5 , с выше 15% -0 баллов. Премия за НВ (только при ошибке до10%) -10баллов.

Определение расстояния до не доступного предмета. Команда любым известным ей способом определяет расстояние до не доступного предмета. При ошибке до 5 % -6 баллов, до 10 % -4 , до 15 % -2 , свыше 15 % -0 баллов.

В завсимости от уровня подготовки команд в ККМ можно включать и другие элементы – спуски и подъемы при помощи веревки, навесную переправу, а также элементы краеведения, связанные со школьной программой: определение растительности, измерение расхода воды и т.д.

Каждая команда имеет зачетную маршрутную книжку, в которой ребята делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате. Основное требование к работе судей: команда, уходя с этапа, должна узнать свой результат. Этапы с ориентированием проходятся при помощи любой имеющейся карты, однако лучше ипользовать спортивную карту, изготовленную для соревнований по ориентированию.

Туристкая полоса препятствий проводится, как правило,для старшей возростной группы и заключаетсяв последовательном прохождении этапов полосы протяженностью 300-500 м всей командой. Для ребят младшей и средней возрастной групп она заменяется туристкой эстафетой, где эстафетной палочкой служит рукзак. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Состав команды 4-6 человек. Рекомендуется сквозное прохождение этапа, т.е. участники не ждут друг друга. Там, где это возможно, разрешается взаимопомощь.

Примерные этапы туристкой полосы препятствий:

Снятие палатки (старт). Учавствуют не менее 2 человек. Команда укладывает палатку, стойки и колышки должны быть убраны в чехол.

Прохождение «болота» по «кочкам». Участнки преодолевают «заболоченный» участок местности по 10 «кочкам». Прохождение первой и последней «кочек» обязательно, остальных – произвольно. За срыв одной или обеих ног с «кочки» дается штрафное время 60 сек., причем штрафовать каждого участника можно только один раз.

Транспортировка « пострадавшего» . Члены команды любым способом, переносят « пострадавшего», не допуская его падения на землю. В случае падения этап начинается сначала. Задание можно усложнить, предложив соорудитьпри помощи шестов и двух штормовок или курток носилки.

Разжигание костра и пережигание нитки. На высоте 70 см от земли между стойками натягивается нитка, а на высоте 30 см проволока – ограничитель для хвороста. Два представителя от команды должны разжечь костер от одной спички, используя только природные материалы, и пережечь нитку.

Завал. Сооружается из бревен, высота до 150 см, ширина коридора – 4 м. Разрешается взаимопомощь. Штраф: выход за коридор – 90 сек., потеря снаряжения 30 сек.

Установка палатки (финиш). Допускается любое количество участников. Палатка ставится на 2 наружные стойки и 10 колышков. Вход не застёгивается. После построения команды по сигналу капитана секундомер выключается, судья оценивает правильность выполнения задания. Если палатка установлена правильно, судья подаёт команду. При обнаружении ошибок команде даётся ещё одна попытка. Если команда снова установит палатку с ошибками, она получает штраф 30 сек.

Сразу же после прохождения дистанции команда должна знать свой предварительный результат-не только чистое беговое время, но и штрафы на этапах. Для этого следом за командой через все этапы проходит один из судей (им может быть и школьник). Он собирает у судей на этапах информацию о штрафах и сообщает её главному секретарю. Информация оперативно обрабатывается и сообщается команде в виде предварительного результата. Это снимает много спорных вопросов, возникающих к концу соревнований.

Для предотвращения конфликтных ситуаций перед началом соревнований необходимо провести капитанов по дистанции, объясняя на каждом этапе (в присутствии судьи) порядок его прохождения, систему штрафов. Это поможет избежать различного толкования действий, а следовательно, и протестов.

Если позволяет местность, есть достаточное количество судей и снаряжения, можно сделать две нитки. что значительно сократит время прохождения туристской полосы препятствий и сделает её более динамичной.

В туристские соревнования школьников полезно включать ориентирование по выбору. На стартеучастники получают карту с нанесенными КП, имеющими оценку в очках.Задача каждого – за определенное время (от 45 до 60 минут) набрать как можно больше очков.За превышение контрольного времени из результата вычитаются штрафные очки- определенное количество за каждую просроченную минуту.Побеждает участник,набравший больше очков.

Старт в ориентирование по выбору может быть общий или групповой.Если участников много, их разбивают на забеги, так чтобы члены одной команды стартовали в разное время, причем забеги мальчиков и девочек чередуются.

Карту рекомендуется выдавать за 2-3 минуты до старта, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить путь движения.Тогда по команде «Старт» ребята не побегут, даже не заглянув в карту, за самым опытным, а будут стараться работать самостоятельно.

Дистанция должна удовлетворять следующим требованиям: 1. На местности устанавливаеться как можно большее количество КП. 2. Дистанция планируется так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения. 3. КП стоят на твердых ориентирах, исключающих поиск.

Существует несколько вариантов постановки дистанций соревнований по выбору. Один из них – когда стоимость КП определяется его трудностью.Чем дальше КП удален от старта чем сложнее его найти, тем больше очков он принесет спортсмену.В этом случае старт и финиш возмещаются в центре карты, с тем чтобы у участников было больше вариантов движения.

Для соревнований с участием новичков рекомендуется схема дистанций.Все КП имеют одинаковую стоимость, например 2 очка. Старт и финиш разносятся на расстояние не превышающее 1 км., между ними устанавливается 1 – 2 КП, основное же количество КП расположено в стороне от прямого маршрута. При такой системе слабоподготовленный участник движеться к финишу по прямому маршруту, а хорошо подготовленный – через район, где КП установленны гуще.Можно ввести обязательный минимум КП, которые участники должны посетить.Примерно за двести метров от финиша стоит КП прохождение которого обязательно, так как он находиться в начале финишного коридора.

Соревнования по ориентированию проводяться со спортивными картами масштаба 1:15000 или 1:20000.Для школьников масштаб может быть и 1:10000. В том случае, если на район соревнований нет карты, рекомендуем организовать азимутальные соревнования.Состоят они следующем.На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояние до КП, оборудованного призмой с шифром.Здесь же вешается цветной карандаш или штампик для отметки.Ребята проходят на время дистанцию не более 2-х киломметров с 5-6 КП.В карточке можно указать азимуты и протяженность всей дистанции, а можно только расстояние до первого КП, где участник получит азимут и расстояние до второго КП,и т.д.

Соревнования по ориентированию проводяться как лично-командные.Новичков лучше выпускать по 2 человека вместе, но с одной ккарты.Это придаст ребятам уверенность и обеспечит соревнованиям большую безопасность.

Проверка туристских навыков. Это наиболее сложный для судейства вид соревнований, так как невозможно разработать четкие критерии по всему комплексу вопросов, из которых складывается быт туристской группы.Здесь многое значит личный опыт судьи, выступающего в роли эксперта, его туристский и педагогический стаж.

Туристские навыки судят трое судей, каждый из которых работает самостоятельно, а оценка выводиться средняя.Судейство осуществляется в течении всего хода соревнований и складывается из следующих показателей: выход группы на маршрут, прибытие на место соревнований, оснащение снаряжением, состояние лагеря и кухни, хранение продуктов, оказание первой доврачебной помощи.При выходе группы на маршрут судьи оценивают её внешний вид, правильность укладки рюкзаков, состав походной аптечки, т.е. те элементы, которые ходят в предстартовую проверку на ККМ.При оценки оснащенности группы снаряжением проверяется наличие металлических колышков, стоек для палаток,костровых приспособлений,правильность подбора посуды для приготовления пищи.

Судейская коллегия делает 2-3 обходы всех биваков, оценивает чистоту и порядок, соблюдение группой и отдельными участниками распорядка дня, дисциплинированность, проверяется состояние кухни, групповой и личной посуды, гигиену и ее хранение,наличие дров. Особое внимание уделяется вопросам хранение продуктов, их учета и выдачи, а также оказание первой медицинской помощи.

Результаты соревнований по туристским навыкам, как правило, подводятся последними и существенно влияют на распределение мест в итоговом протоколе. Во избежание протестов со стороны команд каждый судья при обходе должен довести до группы свои замечания и оценку.За основу рекомендуем взять 5-балльную систему оценки каждой позиции как наиболее понятную для ребят.Итоги проверки туристских навыков должны вывешиватся для ознакомления в течении одного часа после обхода.

Помимо соревновательной части в программу туристских соревнований входят и различные конкурсы: эмблемы, художественный самодеятельности, поваров, боевых листков, газет и др.Отношение к участию в этих конкурсах будет намного ответственнее, если результат конкурсной программы войдёт как 1 из видов в итоговый протокол соревнований.Так, например, при проведении 5 видов конкурсов командый результат можно определять по сумме мест- очков, полученных за участие в трёх конкурсах.

Одним из главных критериев оценки конкурсов должны быть самостоятельнность и творчество самих ребят.Так, например, при проведении конкурсов боевых листков можно полностью исключить участие руководителя команды, отведя время и место для работы ребячьей редколлегии. Конкурс художественной самодеятельнности и туристской песни лучше провести в форме выступления агитбригад, заранее дав тему выступления.Хорошо, если в состав жюри, оценивающего конкурсы, войдут представители от ребят и им будет дана возможность участвовать в подведении итогов.

Важными элементами туристских соревнований являются процедуры их открытия и закрытия, награждения участников.Необходимо, чтобы был разработан сценарий открытия, назначен командующий парадом, подготовлен флагшток, решены вопросы музыкального сопровождения, хотя бы с использованием портативного магнитофона.На открытие можно пригласить почетных гостей, ветеранов войны и труда из числа родительского актива; представить главную судейскую коллегию, судей по видам, довести до всех участников условия соревнований.

Один из главных вопросов проведения туристских соревнований – обеспечение безопасности. Он включает проверку пригодности питьевой воды, ликвидацию опасных мест на дистанциях, обеспечение дежурства медицинского работника и сотрудника полиции. Очень важно предусмотреть наличия подъездных путей к месту соревнований, чтобы в случае травмы или болезни участника его можно было немедленно доставить в ближайший пункт медицинской помощи.

Необходимо заблаговременно решить санитарные вопросы: соорудить временные туалеты, подготовить ямы для мусора, места для мытья посуды и умывания. Особое внимание необходимо уделить вопросам купания ребят: установить постоянное дежурство на водоёме, запретить купаться по одиночке, без сопровождения взрослых.

Если за несколько дней до соревнований произошло резкое ухудшение погоды, их необходимо перенести или отменить совсем. Однако просто дождливая погода не должна служить препятствием ни для ребят, ни для руководителей. В этом случае можно упростить дистанции, сократить программу, но постараться всё таки провести максимум видов.

М.Г. Фальковский инструктор по туризму, учитель высшей категории, судья по спорту.