Элизабет одержимая бесами. Шесть демонов аннелиз мишель

Небольшой баварский городок Клингеберг стал местом массового религиозного поклонения. Тысячи желающих стремятся посетить место захоронения Аннелиз Мишель, которая трагически умерла в возрасте 23 лет. Ее загадочная история повторяется в сценарии фильма «Шесть демонов Эмили Роуз», в котором упоминается реальный суд над священником, действия которого привели к смерти молодой девушки.

Состояние здоровья ухудшалось с каждым днем, но, несмотря на это, ежедневно Аннелиз совершала 600 поклонов, стоя на коленях. В итоге это привело к серьезной травме связок коленных суставов. Потом начались другие странности. Она залезала под стол и несколько дней лаяла, выла оттуда, ела пауков, куски угля и даже голову мертвой птицы…Небольшой баварский городок Клингеберг стал местом массового религиозного поклонения. Тысячи желающих стремятся посетить место захоронения Аннелиз Мишель, которая трагически умерла в возрасте 23 лет. Ее загадочная история повторяется в сценарии фильма «Шесть демонов Эмили Роуз», в котором упоминается реальный суд над священником, действия которого привели к смерти молодой девушки.
С самого рождения в жизни Аннелиз присутствовал страх. Ее семья была религиозной: отец хотел стать священником, но судьба распорядилась иначе, но три тети были монахинями. В семье Мишель, как и любой другой, была своя тайна.

В 1948 году мать Аннелиз родила дочь Марту, при этом она не состояла в браке. Это считалось позором до такой степени, что даже в день свадьбы невеста не сняла черную вуаль.

Спустя 4 года родилась Аннелиз. Мать активно поощряла в девочках служение Богу, которым она пыталась компенсировать грех рождения. В возрасте восьми лет Марта умерла от осложнений после удаления опухоли почек. Впечатлительная и добрая Аннелиз еще острее почувствовала необходимость искупления грехов.

Все чаще девочка замечала вокруг себя следы грехов, стараясь избавиться от них. В то время как дети 60-х пытались расширить границы свободы, Аннелиз спала на каменном полу, пытаясь искупить грехи наркоманов, что спали на полу в здании вокзала.

В 16 лет появились ужасные приступы – Аннелиз билась в конвульсиях, словно эпилептик, а прописанные врачами лекарства не оказывали должного действия. Потеря сознания и депрессии стали постоянными спутниками девушки. Родители решили, что все дело в демонах, которые нападали на Аннелиз во время молитв. С каждым днем это убеждение набирало силу.
Врачи поставили диагноз запущенной эпилепсии, а сама девушка жаловалась на дьявольские галлюцинации, что начинаются с молитвой. В 1973 году у Аннелиз началась депрессия, во время которой она всерьез задумывалась о самоубийстве. Голоса, что слышались девушке, твердили о безрезультатности ее действий. Тогда Аннелиз обратилась к местному священнику с просьбой провести ритуал изгнания бесов, но тот дважды отказал ей. Причиной стало то, что состояние девушки не было схоже с тем, когда вселяются демоны. То есть, не было сверхъестественных способностей, лая, разговоров на неизвестных языках и так далее.

Состояние здоровья ухудшалось с каждым днем, но, несмотря на это, ежедневно Аннелиз совершала 600 поклонов, стоя на коленях. В итоге это привело к серьезной травме связок коленных суставов. Потом начались другие странности. Она залезала под стол и несколько дней лаяла, выла оттуда, ела пауков, куски угля и даже голову мертвой птицы.

Спустя несколько лет Аннелиз, уже доведенная до отчаяния, начала умолять священника провести ритуал, но тот все время отказывался. Лишь когда она стала нападать на родителей, уничтожать изображение Христа и срывать распятия, священники пришли к ней домой.
Начав сеансы, на которые дали добро, Аннелиз полностью отказалась от приема медикаментов.

Позже врачи установили диагноз – шизофрения, которая поддается лечению. По слухам, на девушку мог произвести впечатление фильм «Изгоняющий дьявола» от режиссера Вильяма Фрадкина. Но, вне зависимости от того, что стало причиной заболевания, вера в то, что галлюцинации реальны только усилилась.

Обряд был проведен отцом Арнольдом Рензом и пстором Эрнстом Альтом. В течение девяти месяцев священники проводили по 1-2 четырехчасовых сессии в неделю. По их словам священники определили несколько демонов, в том числе Иуду Искариота, Люцифера, Каина и Адольфа Гитлера, а разговаривали они по-немецки с австрийской интонацией.

Сорок два часа были записаны на пленку, но по утверждения экспертов ее невероятно сложно прослушивать. Нечеловеческий рык чередуется с ругательствами и диалогами демонов об ужасах ада. Сама Аннелиз так металась во время сеансов, что ее пришлось привязывать, а иногда и приковывать цепями к стулу.
Весной 1976 года у девушки началась пневмония, как итог истощения организма. 1 июля, так и не придя в сознание, Аннелиз умерла.

Родители похоронили девушку рядом с Мартой за кладбищем, где отводили место для незаконнорожденных и самоубийц. Даже после смерти Аннелиз не избавилась от греховности, с которой упорно боролась всю свою жизнь.

Доказать правдивость одной из версий невозможно, ведь лечение не принесло должных результатов, а девушка принимала лекарства 6 лет. Вполне возможно, что она просто разуверилась в эффективности лечения.

Несмотря на то, что родители девушки утверждали, что всему виной сатанинские силы, правосудие все равно состоялось. На слушаньях были проанализированы 42-часовые записи завываний и диалогов, которые раздавались из комнаты Аннелиз. Но приговор был достаточно мягок. Родителей, а также двух священников признали виновными и осудили на 6 месяцев условно.

После смерти Аннелиз религиозное помешательство не закончилось. В 1998 году монахиня из Восточной Германии сообщила семье Мишель, что у нее было видение. Исходя из ее слов, тело девушки не разложилось в могиле, а значит, находится во власти темных сил. Анна и Иозеф добились эксгумации и в присутствии мэра и огромной толпы вскрыли гроб. Мэр, заглянувший в гроб первым, предупредил родителей, что вид останков девушки помешает сохранить образ дочери. Но они, все же, заглянули и успокоились лишь тогда, когда увидели ужасного вида скелет.

Мать Аннелиз проживает в этом же доме и до сегодняшнего дня так и не пришла в себя после этих событий. Иозеф умер, а три другие дочери уехали. Анне Мишель сегодня больше 80 лет и она сама несет бремя этих воспоминаний. Из окон ее спальни видно кладбище и могила дочери с деревянным крестом.

Анна Элизабет Михель, больше известная как Аннелиза, погибла от рук экзорциста 1 июля 1976 года. Ей было всего 23 года.

Аннелиза родилась в семье Йозефа и Анны Михель, глубоко верующих и очень религиозных католиков. Три сестры Йозефа были монахинями, и ему самому пророчили карьеру священнослужителя, но он предпочел стать плотником. У Анны была внебрачная дочь по имени Марта, которая в детском возрасте скончалась от рака. Тем не менее мать Аннелизы так стыдилась незаконнорожденной дочери, что даже на собственной свадьбе была в черной вуали.

Маленькая Аннелиза воспитывалась в строгости, несмотря на то что девочка была слабым и болезненным ребенком. Впрочем, сама Аннелиза с удовольствием принимала подобное воспитание: пока другие подростки бунтовали, она исправно посещала мессу дважды в неделю и регулярно молилась за своих заблудших ровесников. Проблемы девочки начались только в 1968 году, когда Аннелизе уже исполнилось 16 лет.

Популярное

Однажды Аннелиза прикусила язык из-за странного спазма, который вдруг сковал ее тело. Через год подобные приступы стали регулярными: девушка внезапно теряла возможность просто пошевелиться, чувствовала тяжесть в груди, у нее начались проблемы с речью и артикуляцией — порой она даже не могла позвать на помощь кого-то из близких. Родители немедленно отправили дочь в больницу, где ей сделали электроэнцефалограмму. Обследование не выявило никаких изменений в мозгу Аннелизы, но врачи тем не менее диагностировали височную эпилепсию, а в феврале 1970 года девушка была госпитализирована в клинику с диагнозом« туберкулез». Там, в больнице, и случился серьезный припадок. Врачи пытались купировать его противосудорожными препаратами, но они по какой-то причине не действовали. Сама же Аннелиза утверждала, что видит перед собой« лицо дьявола». Врачи назначили девушке препарат, использующийся в лечении шизофрении и других психических расстройств. Но он тоже не сработал: девушка впала в депрессию, во время молитв у нее начались галлюцинации, а так же она слышала голоса, которые обещали ей, что она будет« гнить в аду».

Аннелизу перевели в психиатрическое отделение, но лечение ей не помогло. Тогда девушка решила, что одержима дьяволом. Выписавшись из больницы, девушка совершила паломничество в Сан-Джорджо-Пьячентино с подругой семьи Теой Хайн. Хайн подтвердила опасения Аннелизы насчет одержимости: Аннелиза отказалась прикасаться к распятию и пить воду из святого источника, и потому Хайн убедила девушку в том, что в ней действительно« сидит дьявол». Вернувшись домой, Аннелиза рассказала об этом семье. Вместе они принялись искать священника, который провел бы обряд экзорцизма.

Несколько священников отказали семье Михель в этом, объяснив, что для такого обряда, во-первых, требуется разрешение епископа, а во-вторых, полная уверенность в одержимости больного. Аннелиза же между приступами психического расстройства вела совершенно нормальную жизнь обычной девушки — с поправкой на повышенную религиозность. Но ее состояние неуклонно ухудшалось.

В какой-то момент приступы расстройства Аннелизы стали по‑настоящему пугающими: она разрывала на себе одежду, ела насекомых, мочилась на пол и слизывала мочу, однажды откусила голову птице. В припадке девушка вдруг начинала говорить на разных языках и называть себя Люцифером, Каином, Иудой, Нероном, Адольфом Гитлером и другими именами. Периодически« демоны» внутри нее начинали ругаться между собой — на разные голоса. Врачи назначили Аннелизе другой препарат, но и он не помог. Позже исследователи этого случая пришли к выводу, что дозировка была недостаточной для такого серьезного расстройства. Тогдашняя психиатрия в принципе не могла вылечить Аннелизу, но могла ей помочь: расстройство можно было контролировать. Но Аннелиза отказалась от лечения, а ее семья не настояла на нем. Вместо этого они начали искать экзорциста.

Священник по имени Эрнст Альт был первым, кто откликнулся на просьбу Аннелизы избавить ее от одержимости. Он писал девушке, что она не похожа на больную эпилепсией и он постарается найти возможность избавить ее от одержимости. В сентябре 1975 года епископ Йозеф Штангль позволил Альту и другому священнику Вильгельму Ренцу провести обряд. 24 сентября это случилось впервые. После первого обряда Аннелиза перестала принимать лекарства и посещать врачей. Она полностью доверилась экзорцизму.

За 10 месяцев священники провели 67 обрядов изгнания дьявола. Раз или два в неделю Аннелизу ждал очередной обряд, некоторые из них длились до 4 часов. 42 обряда были запечатлены на камеру, и потом эти записи использовались в качестве доказательств в суде.

Утром 1 июля 1976 года Аннелизу обнаружили мертвой в постели. Когда Альту сообщили об этом, он сказал её родителям: «Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего».

На момент смерти Аннелиза весила около 30 килограммов при росте 166 сантиметров. Все ее тело было в синяках и незаживающих ранах, связки были разорваны, а суставы изуродованы от постоянных коленопреклонений. Аннелиза уже не могла самостоятельно передвигаться, но тем не менее даже в ночь перед смертью ее привязали к кровати. Это приходилось делать, чтобы девушка сама не наносила себе увечий. Вскрытие показало, что Аннелиза была страшно истощена и больна пневмонией, которая, по всей вероятности, ее и убила.

Формально Аннелиза скончалась не от обряда экзорцизма. Но до этого состояния ее довели именно обряды — вкупе с отсутствием медикаментозной терапии, необходимой при психическом расстройстве.


Судебный процесс по этому делу начался через 2 года, в 1978 году. Альту, Ренцу и родителям Михель были предъявлены обвинения в преступном бездействии, которое привело к причинению смерти по неосторожности. Все обвиняемые были признаны виновными. Им было назначено наказание в виде шести месяцев тюремного заключения условно с испытательным сроком в 3 года.

Александра Кошимбетова

Эта страшная история случилась совсем недавно, в 2011 году. Жители Воронежской области, супруги Елена Антонова и Сергей Кошимбетов, убили собственную 26-летнюю дочь Александру, проводя обряд« изгнания дьявола».

Мать Александры Елена страдала психическим расстройством и при этом была очень религиозна. Она не раз сообщала окружающим, что« послана на землю богом для особой миссии». В какой-то момент ей показалось, что ее дочь одержима дьяволом. При этом женщина верила, что дьявол пришел к ее дочери в образе мужа, и теперь Александра влюблена в «нечистую силу». Отец Александры Сергей сразу же поверил своей жене.

Из показаний Сергея Кошимбетова: «Я ее положил. Мне давали бокал воды. Она руками все это отбрыкивала. Лена говорит: ты чего, не можешь справиться, что ли, с ней? Воды только залей, она успокоится». Из показаний Елены Антоновой: «Я стала кусать живот, потом он мне говорит: схвати за пупок ее. Я схватила пупок и держала, я не должна была его отпустить».


Сергей и Елена заставили дочь« выпить» около пяти литров воды. Мать, все это время продолжавшая истязать дочь, голыми руками вырвала у дочери часть кишечника. И даже после этого родители не успокоились: они продолжили избивать Александру и прыгать на ее израненном теле. В результате девушка скончалась от множественных переломов ребер и массивного внутреннего кровотечения.

« Освобожденное от нечистой силы» тело родители уложили в собственную кровать. При этом в квартире, помимо них, находились бабушка Александры и их младшая тринадцатилетняя дочь. Бабушке и внучке супруги сказали, что все в полном порядке и девушка воскреснет через три дня. Только тогда бабушка решилась вызвать полицию. До этого, по ее словам, она опасалась вмешиваться, потому что жертвами сумасшедших супругов могли стать и младшая внучка, и она сама.

В суд Елена Антонова явилась с Библией и сразу же начала проповедовать. Женщина заявила, что она — богоизбранная, и попыталась найти доказательства этого в Библии. Свою вину женщина отрицала и заявляла, что поступила абсолютно правильно. Ее муж придерживался той же точки зрения. По их мнению, дочь они не убивали, а просто освободили от одержимости. Родители уверяли всех, что Александра скоро воскреснет.

Экспертиза признала обоих супругов невменяемыми. Диагноз — тяжелая форма шизофрении. Оба приговорены к принудительному лечению.

Марика Ирина Корнич

В 2005 году настоятель румынского православного монастыря, 31-летний священник Даниел Петру Корогеану убил свою душевнобольную прихожанку. Своей вины на суде священник не признал и раскаявшимся не выглядел.


23-летняя Марика Ирина Корнич выросла в детском доме, а в монастырь попала всего за три месяца до своей гибели. Девушка страдала шизофренией, и потому священник счел ее одержимой дьяволом. Чтобы спасти несчастную« жертву нечистой силы», священник решил провести обряд экзорцизма. Для этого он приковал ее к кресту, заткнул рот кляпом, чтобы она« не призывала дьявола своими криками», и запер в подвале на три дня без еды, питья и света. На исходе третьих суток какая-то монахиня не выдержала и вызвала полицию. Врачи, прибывшие в монастырь в сопровождении полицейских, обнаружили девушку уже мертвой. Юная послушница скончалась от обезвоживания и удушья.


Церковь осудила действия священника и отстранила его от должности настоятеля. Арестован отец Даниел был лишь месяц спустя после гибели девушки. На вопрос следователей о том, подозревал ли он, что послушница могла быть не одержимой, а страдающей ментальным расстройством, священник ответил: «Дьявол не может быть изгнан из человека при помощи таблеток».

Священник и монахини, которые помогали ему проводить обряд экзорцизма, отвечали на вопросы следователей в течение 11 часов. Суд признал всех виновными в убийстве с отягчающими обстоятельствами. Даниел Корогеану был приговорен к 14 годам тюремного заключения.

Джанет Мозес

22-летняя Джанет из Новой Зеландии погибла во время традиционного обряда народа маори, который провели члены ее семьи. Родственники, убежденные в том, что Джанет одержима дьяволом, решили провести« церемонию» в доме ее бабушки и дедушки. Всего в обряде участвовало около 30 человек. Несколько часов родственники жестоко истязали девушку, в частности, они пытались высосать глаза Джанет, полагая, что это избавит ее от проклятия. Во время обряда пострадала еще одна девушка, 14-летняя родственница Джанет. Но она, к счастью, выжила. А Джанет скончалась после того, как ей в горло начали заливать воду, чтобы таким образом« изгнать дьявола». Девушка захлебнулась.


Перед судом предстали девять членов семьи Мозес. Все они уверяли, что не желали убивать девушку, а, напротив, пытались ее спасти.

Жертва, имя которой не названо

Последняя известная жертва экзорцистов скончалась около полугода назад, в феврале 2017 года. Пастор из Никарагуа Хуан Грегорио Роча Ромеро вместе с тремя пособниками заживо сжег 25-летнюю женщину, объявив ее одержимой дьяволом. Когда на место преступления прибыли врачи и полицейские, несчастная была еще жива. Медики диагностировали ожоги 80% тела. Несмотря на усилия врачей, девушка скончалась.

Пастор был приговорен к 30 годам тюрьмы. Трое его пособников, среди которых была одна женщина, приговорены к такому же сроку каждый.

Экзорцизм, изгнание бесов. Об этой практике слышали многие. Сегодня веру в демонов и в их способность овладевать людскими душами встретишь разве что в книгах и фильмах ужасов. Однако раньше страх перед бесовщиной был распространён очень широко. Корни его уходят ещё в седую древность. Католическая церковь до сих пор заявляет, будто люди могут быть одержимы бесами, а библия, между прочим, приводит целых шесть примеров того, как Иисус изгонял демонов, и рекомендует от этой напасти применять обряд экзорцизма.

Вера в злых духов, вселяющихся в человека, свойственна в основном иудео-христианскому подходу. Хотя любая религия и любое вероучение в той или иной мере признают одержимость. В Соединённых Штатах в XVIII веке практика изгнания бесов пошла на спад. Обряд этот применялся редко — до второй половины XX века, когда экзорцизм получил «второе рождение». А всё потому, что эту тему вдруг стали широко освещать. Большой вклад в «воскрешение» экзорцизма внёс Голливуд — в фильмы, идущие на широком экране, часто добавляли манящую надпись: «Основано на реальных событиях». В результате в 70-е годы прошлого века число обрядов по изгнанию дьявола выросло на 50%. Но самое трагическое не это. Несколько «бесноватых» умерли прямо во время процедуры или вскоре после неё.

Представляем вам 25 фактов об экзорцизме, которых вы могли не знать. Предупреждаем: будет страшно до жути. Так что, прежде чем читать, включите везде свет.

Древнее искусство

Интересно, а жрицы-прорицательности тоже были одержимы духами?

Практика изгнания демонов зародилась в незапамятные времена. Матери двух знаменитых древних греков, Эпикура и Эсхина, зарабатывали этим ремеслом себе на жизнь. Обоих великих мужей жестоко упрекали (одного — стоики, другого — Демосфен) за помощь матерям в их «недостойном» деле.

Происхождение

Экзорцизм практиковали еще в Древней Греции

Слово «экзорцизм» происходит от греческого «exorkizo» - заклинать.

Первые законы проведения обряда

Многие художники отражали религиозные ритуалы в своих картинах. Гойя не был исключением

Широкая распространённость

Страх перед нечистыми духами свойствен любой религии

Иудаизм и экзорцизм

Иудеи широко практиковали изгнание демонов

К примеру, экзорцизм широко распространён в иудаизме. Живший в I веке Иосиф Флавий, романо-еврейский историк и военачальник, описывал один из методов изгнания нечистой силы: «больному» прописывали вытяжки из ядовитых кореньев. Намного позднее раввин Иегуда Фетайя, живший на рубеже XIX и XX веков, сочинил труд под названием «Минчат Иегуда» («Minchat Yehuda»). Автор пространно излагает идеи экзорцизма и прочие воззрения евреев, повествует о собственном опыте общения с одержимыми.

Часть исламской медицины

Даже сегодня истово верующие мусульмане верят, что болезнь — результат колдовства

В исламе изгнание нечистой силы называется рукъйа. Его используют против напастей, насланных сихр — чёрной магией. Сегодня экзорцизм является частью современной исламской нетрадиционной медицины, аль-Тибб аль-Набави («медицины Пророка»).

Индуизм

Индуистская религия тоже не чужда веры в демонов и злых духов. Это нашло отражение даже в Ведах

Важное место в истории экзорцизма и похожих верований занимает индуизм. Его Священные Писания, Веды, состоят из четырёх частей. Четвёртая, «Атхарваведа» («Веда заклинаний»), раскрывает секреты изгнания духов, магии и алхимии.

Долгая процедура

Многие бесноватые терпели не одну неделю, пока из них изгоняли демонов

По утверждению католической церкви, одержимый дьяволом человек после изгнания нечистого ощущает себя «свободным от чувства вины, очищенным от греха и возрождённым». К несчастью для пациентов, не все обряды изгнания проходят успешно с первого же раза. Порой неустанные молитвы и ритуалы требуется проводить много дней, недель, даже месяцев.

Не все священники могут проводить изгнание дьявола

Изгонять дьявола следовало по науке

Согласно церковным канонам, обряд изгнания бесов может проводить лишь посвящённый в духовный сан священник (либо высший прелат), с разрешения местного епископа и только после тщательного медицинского осмотра — дабы исключить у пациента душевное заболевание.

Самозванцы

Далеко не все специалисты, изгоняющие дьявола, получили на это разрешение Ватикана

Помимо экзорцистов, утверждённых Ватиканом, по всему миру «трудятся» сотни экзорцистов-самозванцев.

Опасная работа

Верила ли сама погибшая в свою бесноватость?

В 2005 году в Румынии во время обряда экзорцизма от руки священника умерла юная монахиня. Дабы изгнать из неё дьявола, девушку привязали к кресту, вставили ей в рот кляп, не кормили и не поили.

Психиатрия не признаёт экзорцизм

Медицина не признает демонской природы заболеваний

В медицине и психиатрии не существует диагноза «одержимость дьяволом». Не упоминается он ни в «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств», ни в «Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем».

Как это видят люди науки

Не всегда просто определить, каким именно заболеванием страдает тот, кому приписывают одержимость дьяволом

Официальный взгляд психиатров на «одержимость дьяволом» таков: симптомы одержимых (пациентов) присущи множеству физических и душевных заболеваний. Среди них называют истерический невроз, манию, психоз, синдром Туретта, эпилепсию, шизофрению, диссоциативное расстройство личности и даже единичные случаи аутизма.

Слепой фанатизм до добра не доводит

К счастью, сегодня большинство людей уже знакомо с природой аутизма и не списывает его симптомы на дьявольщину. К несчастью, большинство — это еще не весь мир

Кстати об аутизме. В 2003 году над восьмилетним аутистом из города Милуоки в штате Висконсин истовые прихожане совершили обряд изгнания демона — его считали виновником болезни мальчика. Во время ритуала ребёнок погиб.

Признаки одержимости

Неужели современные церковнослужители всерьез верят в то, что названные ими признаки свидетельствуют о бесноватости?

Американская конференция католических епископов называет следующие признаки одержимости бесами: нечеловеческая сила, отвращение к святой воде и способность говорить на неизвестных языках. Выделяют церковники и косвенные признаки: плевание, сквернословие и «чрезмерную мастурбацию».

Плацебо или …

Демономания — это реально существующее психическое расстройство

Представители различных религий вряд ли учитывают описанное в психиатрии душевное расстройство под названием демономания (или демонопатия). Страдающий такой болезнью человек считает, что он одержим демонами (иногда одним, иногда несколькими). Порой действительно создаётся впечатление, будто обряд экзорцизма помогает «изгнать бесов» из пациента, однако, подобный «успех» приписывают эффекту плацебо и силе внушения. Часто люди, якобы одержимые нечистой силой, на самом деле страдают нарциссизмом или заниженной самооценкой. Их «демоническое» поведение — лишь способ привлечь внимание окружающих.

Расправа над женой

Что толкнуло мужа на убийство жены? Душевная болезнь или одержимость дьяволом?

В 1975 году в церкви святого Томаса, расположенной в английском городке Барнсли, был проведён ритуал изгнания бесов. Успеха достичь не удалось, и «одержимый» - 31-летний Майкл Тэйлор — в прежнем состоянии отправился домой, где жестоко убил жену. Тэйлора признали виновным, но душевнобольным.

Гомосексуальные демоны? Серьёзно?

Даже в психиатрии гомосексуализм долгое время считался душевным заболеваниям. Что уж говорить о религиозных фанатах?

Вам, возможно, неизвестно, что некоторые священники совершают обряды «гей-экзорцизма». Они очень похожи на обычный «антибесовской» ритуал: экзорцист изгоняет «гомосексуальных демонов» и прочих духов из человека с нетрадиционной ориентацией.

Последнее Рождество

Для ни в чем не повинного подростка Рождество 2010 стало последним

В английской столице в Рождество 2010 года родственники избили и утопили четырнадцатилетнего Кристи Баму, пытаясь изгнать из него злого духа.

Неуравновешенные по обе стороны

По-видимому, душевными расстройствами страдают и те, кто изгоняет сатану, и те, из кого его изгоняют

Когда социолог Майкл Кунео задался целью написать книгу «Американский экзорцизм: изгнание демонов в благодатных землях», он посетил пятьдесят экзорцистских обрядов. Кунео заявил, что на этих сеансах не происходило ничего сверхъестественного или необъяснимого: никто не летал, не вращал бешено головой, ни у кого не проявлялись демонические царапины на лицах. Зато по обе стороны ритуала, по словам автора, было много неуравновешенных людей с душевными проблемами.

Фильм, который произвёл наибольшее впечатление …

Фильм вызвал бурный интерес к экзорцизму. Внушаемая часть аудитории стала видеть бесноватых повсюду

Величайшее культурное влияние экзорцизма на человеческие умы оказал классический фильм ужасов «Изгоняющий дьявола». В 1974 году, после выхода фильма на экран, Бостонский католический центр ежедневно заваливали просьбами о проведении обряда экзорцизма. Сценарий написал Уильям Питер Блэтти. Для этого он адаптировал свой нашумевший одноимённый роман, изданный в 1971 году.

… и оставил в своей плёнке нечисть

Вы демона видите? А он, говорят, там есть

Христианский проповедник Билли Грэм заявил, что в рулонах киноплёнки этого фильма обитает настоящий демон.

Гарри Поттер — это от Сатаны?

Книги, которыми зачитываются дети и взрослые всего мира, — сатанинская пропаганда? Надо бы присмотреться к Роулинг — уж не бесноватая ли она?

Отец Габриель Аморт — преуспевающий католический экзорцист. Говорят, он совершил больше ста тысяч обрядов изгнания дьявола. Впрочем, интересней другое. Отец Габриель объявил книги и фильмы о Гарри Поттере сатанинской пропагандой.

Чего мы не знаем о матери Терезе

Как в этой святой женщине углядели дьявольские происки?

По непроверенным данным, знаменитую мать Терезу на склоне лет подвергли процедуре экзорцизма. Ритуал якобы проводил архиепископ Калькутты Генри д’Суза: он заметил, что монахиня слишком беспокойна во сне, и побоялся, что «на неё напал дьявол».

Самая громкая история

Девушка пошла на истязание добровольно, под влиянием фанатично верующих родственников

Молодая католичка из Германии Аннелиза Михель считалась одержимой шестью демонами. Она с юности страдала эпилепсией, чуть позже появились признаки психического расстройства. Истово верующая семья убедила девушку тайно пройти обряд изгнания бесов. «Очищение» началось в 1975 году и продлилось десять месяцев. В 1976-м двадцатитрехлетняя Аннелиза умерла от истощения, обезвоживания и отсутствия медицинской помощи. По мотивам этой трагедии снято два художественных фильма - «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Реквием». История Аннелизы Михель — пожалуй, самое громкое дело об экзорцизме в XX веке.

Жутко? Ещё бы… И неизвестно, кто безумней — те, кто дьявола изгоняют, или те, кто им «одержим»? Если даже мать Терезу заподозрили в бесноватости, то что говорить о простых смертных? Оглянитесь — нет ли вокруг вас «демонических» личностей? Вдруг что — бегом к попу за кадилом!


История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Юность

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

Начало и конец

В 1969 г. девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулёз и в начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизу перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелиза во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки.

По свидетельству самой девушки, ей стало казаться, что она одержима лет в 13. Первой, или по-крайней мере одной из первых, кто понял, что с Аннелизой что-то не так, была Теа Хайн, сопровождавшая девушку во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелиза обошла стороной какое-то изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника. Четыре года лечения, куда входило принятие антиконвульсантов типа центропила и тегретала, ничего не дали. К слову, 15 ноября 1972 г. на генеральной аудиенции, посвящённой духовной борьбе Церкви с дьяволом, Папа Павел VI заметил: "...присутствие Лукавого иногда бывает весьма очевидным. Мы можем предположить, что его злодеяние - там, где... ложь становится сильной и лицемерной в обличии очевидной правды (...) Легко задаться... вопросом "какое средство, какую меру мы должны использовать против действий дьявола?"

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был так называемый Римский Ритуал ("Rituale Romanum"), разработанный ещё в 1614 г. и расширенный в 1954 г. Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер (спорный момент ). Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 гг., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме. С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизой было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд состоялся в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, та кричала: "Убери свою лапу, она жжёт как огонь!" Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами девушка чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: "Против дьявола нет инъекции". 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: "Мама, останься, я боюсь" ("Mutter bleib da, ich habe Angst"). Это были её последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочери. Выяснилось, что во время смерти Аннелиза весила лишь 31 кг.

Последствия

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в Аннелизе, отправил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хеффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизе протестантка Ф. Гудман («Аннелиза Михель и ее демоны»), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причем все находились в Баварии - в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

После расследования, государственный обвинитель заявил, что смерть Аннелизе наступила преждевременно и девушка могла прожить, как минимум, еще неделю. На скамью подсудимых отправились четверо обвиняемых: родители Аннелизе, пастор Эрнст Альт и отец Арнольд Ренц.

Процесс начался 30 марта 1978 года и вызвал большой интерес. Священников защищала команда адвокатов, оплаченных церковью. Сторона защиты настаивала на том, что экзорцизм является неотъемлемым правом граждан, охраняемым конституцией, как и право на религиозные убеждения. В конечном итоге подсудимым был вынесен обвинительный вердикт, и они были приговорены к 6 месяцам заключения условно.

В наше время

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

В 2005 году вышел фильм режиссера Скотта Дерриксона, в основу сюжета которого была положена история Аннелизе Михель, «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose).

В 2006 году вышел фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмида «Реквием», также посвященный Аннелизе.

Аннелиза Михель родилась в баварской коммуне лайбльфинг с населением чуть больше 3 тысяч человек. Её отец Йозеф Михель в верующей семье вырос. Три сестры его матери были монахинями, и она желала, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал священнослужителем. Йозеф карьеру плотника предпочёл. Позднее он прошёл трудовою повинность в имперской службе труда, затем в составе вермахта ушёл на западный фронт

Был военнопленным США, в 1945 году вернулся на родину и вскоре снова стал работать плотником. Мать Аннелизы Анна закончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного склепа. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё.

Аннелиза воспитывалась в строгости и была предана католической вере. Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. В 1968 году из-за спазма Михель укусила язык. Уже через год начали твориться странные ночные приступы: Аннелиза из-за дизартрии не могла шевелиться, чувствовала тяжесть в груди, иногда теряла дар речи и не могла позвать никого из близких. В 1969 году девушка проснулась из-за затруднённого дыхания и с полным параличом тела. Семейный доктор Герхард фогт посоветовал родителям обратиться в больницу. Была произведена электроэнцефалограмма, которая не показала какие-либо изменения в мозгу Михель. Тем не менее, у неё была диагностирована височная эпилепсия. Девушку госпитализировали в начале февраля 1970 года с диагнозом туберкулёз. В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт "Лицо Дьявола". В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет "Гнить в аду".

Лечение Михель в психиатрической больнице не помогало, и она все больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала жертвой одержимости. Позднее она совершила с другом семьи теой Хайн паломничество в сан - Джорджо - пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Михель одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Вместе со своей семьёй Михель обратилась к нескольким священникам с просьбой провести изгнание демонов. Все они отказались и порекомендовали продолжать лечение. Состояние Михель всё сильнее ухудшалось. Она разрывала одежду на теле, ела пауков и уголь, откусила голову мёртвой птице, слизывала собственную мочу с пола. Во время припадков она говорила на разных языках и называла себя Люцифером, каином, Иудой, Нероном и Адольфом Гитлером. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин.

Первый обряд был проведён 24 сентября. После этого Михель прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Было совершено 67 обрядов за 10 месяцев. Они проводились с периодичностью один или два раза в неделю и длились до четырёх часов. 42 обряда были запечатлены на кинокамеру и позднее продемонстрированы в суде по делу о гибели Михель. Как показало вскрытие, гибель Михель не была напрямую вызвана экзорцизмом. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. Михель считала, что её смерть будет искуплением за грехи молодого поколения и отступающих от канонов священнослужителей. Она надеялась, что люди, узнав об её судьбе, поверят в бога. На момент смерти Михель весила всего около 30 кг при росте 166 см, страдала пневмонией, её коленные суставы были разорваны от постоянных коленопреклонений, а всё тело было в синяках и открытых ранах. В последние месяцы Михель даже не могла передвигаться без посторонней помощи. Её приходилось привязывать к кровати, чтобы она не наносила себе увечья.

Судебный процесс, последовавший за этим, вызвал широкий резонанс в обществе. Двум священникам и родителям Аннелизы были предъявлены обвинения в причинении смерти по неосторожности. По версии обвинения, они воспользовались доверием девушки и побудили её к отказу от лечения, что и привело к смерти. В свою очередь защита ссылалась на конституцию Германии, гарантирующую гражданам свободу вероисповедания. В итоге все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к 3 годам условного заключения.

История Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе знаменитого фильма ужасов "Шесть Демонов Эмили Роуз".

Анна Элизабет Михель, более известная как Аннелиза, родилась в баварской деревушке в 1952 году в большой семье консервативных католиков. Девочка, воспитанная в строгой вере, с раннего детства посещала все службы и пела в церковном хоре. Она отличалась религиозным фанатизмом и даже спала на холодном полу во время зимнего поста.

С 16 лет девушка страдает нервными заболеваниями. У Аннелизы Михель случается первый припадок, сопровождаемый судорогами. По уверениям врачей, ее эпилепсия была отягощена психическим расстройством. Подросток прикусывает язык из-за сильного спазма, иногда даже случается полный паралич тела, а из-за нарушений речи девочка не может никого позвать на помощь. Одновременно происходят странные вещи: она перестает пить святую воду, отворачивается от распятия, ругается с родными. Вскоре приступы терзают ее как днем, так и ночью. В это время она не может разговаривать, чувствует себя опустошенной и усталой, а тело теряет былую гибкость. Девушку, пропускающую занятия в школе, мучает постоянное чувство тяжести в области груди. У нее начинается депрессия, а также посещают мысли о самоубийстве.

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.
Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.
16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Йозеф Михель. Память и значение

Гибель Михель вызвала широкий резонанс в Германии и подняла вопрос о границах религиозной свободы. Многие немцы были обескуражены тем, что подобный случай мог произойти в современной европейской стране. Журналист Франц Бартель, освещавший инцидент в прессе, три десятилетия спустя сказал в интервью газете The Washington Post , что он все ещё поражён гибелью Михель и суеверностью её окружения. The Washington Post в статье от 2005 года отметила, что в настоящее время экзорцизм распространён шире, чем принято считать. Так, по данным профессора Клеменса Рихтера во Франции насчитывается до 70 практикующих экзорцистов. В прошедшем в 2005 году польском конгрессе, как сообщается, приняли участие 350 экзорцистов. Германия в этом плане составляет исключение: здесь действуют лишь два или три экзорциста, и они вынуждены совершать свои действия в тайне, пусть и с согласия епископов. Как пишет в своей статье известный скептик Брайан Даннинг, в настоящее время известны множества подобных случаев смертей после изгнания демонов.

Видео Аннелиза Михель - РЕАЛЬНЫЙ ЭКЗОРЦИЗМ

Каждый сходит с ума по своему. В каждом населенном пункте обязательно должен быть городской сумасшедший. Например, в Харькове жил некий Олег Митасов.

Олег Митасов - экономист, директор магазина, впоследствии заболевший шизофренией и покрывающий надписями все попадающиеся ему поверхности, начиная от стен собственной квартиры и заканчивая улицами города. Умер Митасов в 1999 году, но его настенные послания до сих пор помнят харьковчане старше 35 лет.

Что примечательно, никогда не видя Интернета, блаженный все писал через точку. Люди воспринимали надписи по-разному, многие считали его культовой фигурой, чуть ли не пророком, и видели в его текстах нечто большее, чем просто буквы.

Биографии Митасова практически никто не знал. Родился в Чехословакии. Получил высшее экономическое образование. П роживал в коммунальной 7-комнатной квартире в центре Харькова по адресу: переулок Краснознаменный, дом № 18 (напротив Худпрома).

По одной из легенд, он сошёл с ума после того, как забыл в трамвае докторскую диссертацию по дороге в Высшую аттестационную комиссию и из-за этого не стал доктором наук. Подтверждением этого может служить многочисленное упоминание слова ВАК (высшая аттестационная комиссия) в его надписях.

В свою квартиру он никого не допускал и, тем не менее, откуда-то было известно, что все пространство коммуналки, из которой практически выехали остальные жильцы, также заполнено надписями. В городе, где в свое время жил и преподавал Григорий Сковорода, известный своими философскими высказываниями-парадоксами («Мир ловил меня, но не поймал»), фигура Митасова выглядела знаковой, продолжающей некую традицию поиска космической гармонии человека и окружающего мира. Из этой же серии представление о Митасове-шамане, кружившемся и выкрикивающим слова-символы под проливным дождем.

Заболев, покрыл все поверхности своей квартиры надписями, часто в несколько слоев.

Умер в конце 1999 года от туберкулёза в одной из психиатрических больниц Харькова. После смерти его матери в квартире был сделан ремонт, и все надписи внутри квартиры были утрачены. В настоящее время в бывшей квартире Митасова находится офис. Судьба пианино и холодильника, покрытых в несколько слоёв надписями и рисунками Митасова, неизвестна.