Почему ребёнок путает буквы при чтении или письме. Ффнр в логопедии: что делать если ребенок путает звуки? Ребенок путает звуки м н д гтк

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

В статье, которую, вы читаете, я хочу рассказать о фонематическом слухе и о том, как важно своевременно обратить внимание на его недоразвитие.

Давайте сразу разберёмся, что такое этот фонематический слух и для чего он нужен?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -это способность правильно слышать и узнавать звуки. фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.

Фонематический слух и речевой слух -это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которму один звук отличается от другого.Вследствии этого при восприятииречи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов(изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук")

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо подготовился к школе, для этого он приводит ребенка на занятия по подготовке к школе.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ? Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные(твердые-мягкие, глухие-звонкие) ,путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там трудности ждут малыша.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова.Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии(нарушение процессов чтения) и дисграфии(нарушении процессов письма), если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера, я имею ввиду, что делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет:"я не пойду в школу !" Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители проконсультировались с логопедом.

Поэтому, я считаю, очень важно до начала обучения грамоте,чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение .

Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно:са-за,су-зу, со-зо и т.д.Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком(из дифференцируемых),например: миШка-миСка, Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук(напримерС) поймай его, хлопни в ладоши:а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования(по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки : с-ш, з-ж,сь-щ,ц-ч,с-ц,з-с; соноры:р-л; твёрдые и мягкие : б-бь, з-зь,с-сь,и т.д.;звонкие и глухие:д-т, в-ф и т.д., в последние годы многие дети путают далекие между собой звуки:к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным(наиболее чувствительным)периодом является возраст до двух лет. В это время родители , которые много и правильно (без сюсюкания) разговаривают , читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух.Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать,значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом(при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом(который он слышит от окружающих).

По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Часто вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия "фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". Считаю необходимым кратко объяснить и эти понятия. фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем(звуков) и установление звуковой структуры слова.То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово(например, возьмём слово"кот"-оно состоит из звуков:"к", "о","т").Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

Фонематический анализ и синтез -умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова(которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении:паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития , им не стоит пренебрегать, если вы хотите чтобы ребёнку было легко учиться в школе , чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит у него есть незначительное нарушение фонематического слуха и вы сможете справиться сами с этой прблемой. В случае если ребёнок
смешивает далёкие между собой звуки, значит у него более серьёзное нарушение фонематического слуха и лучше всего хотя бы проконсультироваться с логопедом , еще лучше, если вы сможете посещать логопедические занятия.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте , а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

Зрительный, который подбирает соответствующую графему;

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи . Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей .

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

Формирование той части мозга, которая отвечает за восприятие и воспроизведение речи, наиболее активно происходит в первые три года жизни ребенка. Если на этом этапе произойдет сбой, его нужно как можно быстрее откорректировать.

Но определить нарушение речи достаточно сложно, поэтому нужно внимательно наблюдать за малюткой. Заметив какие-либо отклонения, обязательно проконсультируйтесь у врача. Возможно, доктор действительно выявит нарушение. В таком случае несколько занятий с логопедом помогут наладить речевое развитие.

Чтобы не беспокоится самим и не волновать кроху, нужно знать в каких случаях проблема возрастная, а в каких понадобится вмешательство специалиста. Вот несколько основных нарушений:

Ребенок путает звуки.

В два года кроха неправильно произносит слова: меняет местами слоги, заменяет одни звуки другими. Не спешите сразу бежать к логопеду, для начала проведите небольшой тест. Сделайте так, чтобы малыш не видел ваших губ, и предложите ему повторять за вами уже знакомые слова. Не выбирайте те, которые начинаются с двух согласных, выберите что-нибудь полегче, например: кошка, собака…. Если ребенок с легкостью повторит их, вам не о чем беспокоиться.

Систематические ошибки могут свидетельствовать о нарушении фонематического восприятия. Это значит, что кроха не различает похожие звуки и не может запомнить слова, которые трудно произносить. В таком случае логопед поможет решить эту проблему.

Говорит в нос.

Такое нарушение речи у ребенка должно насторожить родителей. Причина может быть в аденоидах. Но если ЛОР не выявил нарушений, значит, не согласована работа артикулярного аппарата и носоглотки. Выявить это легко. Такой звук получается, когда ребенок говорит и не дышит носом. Поднесите к его лицу зеркало и попросите что-нибудь сказать. Если поверхность зеркала помутнела только около рта, вам следует обратиться к специалисту.

Растягивает гласную.

Малыш нормально произносит первый звук слова, а гласную начинает тянуть. Это чем-то похоже на заикание. Если такое произношение появилось после стресса, немедленно обратитесь к врачу. Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов избавиться от него навсегда.

У малыша все в порядке, никаких стрессов и потрясений, а он говорит “нараспев”? Это может быть просто игрой, например, в садике кто-то из деток заикается, и кроха просто копирует его.

Плохо произносит слова.

При разговоре создается впечатление, что ребенок набрал в рот каши. Врачи называют это общим недоразвитием речи. Здесь главное вовремя заметить такое нарушение и начать лечение. Логопед поможет разработать артикулярные мышцы и скорректировать речь.

Ребенок молчит.

Когда малыш расстроен, он тихо плачет, радость проявляется простой улыбкой. Говорит очень редко и плохо повторяет за вами слова. Это может быть вызвано тем, что вы мало разговариваете с ребенком. Если это так, сейчас самое время исправиться.

Начните комментировать все свои действия, рассказывать, куда вы пойдете, что увидите, с кем встретитесь. И следите, будут ли изменения. Лучше начать занятия с логопедом, в том случае, когда кроха продолжает молчать.

Учтите, что занятия с логопедом проводятся без родителей. Если малыш уже ходит в садик, никакой проблемы нет, но если он воспитывается дома, ему будет непросто остаться наедине с незнакомым человеком. Поэтому подготовьте его заранее. Объясните ребенку, зачем это нужно, что сразу после занятия вы его заберете. Не запрещайте брать с собой любимую игрушку – это добавит малышу уверенности в себе и разрядит напряженную обстановку.

Дети часто путают в речи звуки Т - К, например, "тот" вместо "кот" или "татает" вместо "катает". Это делает речь детей мало понятной. Данный речевой материал поможет ребенку с помощью взрослого научиться слышать и различать эти звуки. Материал расположен по принципу "от простого к сложному": сначала звуки отрабатываются на материале слогов, затем слов, предложений и связных текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различаем звуки Т – К.

  1. Повтори слоги.

ка – ка – та

ка – та – ка

та – та – ка

та – ка – та

ко– ко – то

ко – то – ко

то – то – ко

то – ко – то

ту – ку – ту

ку – ту – ку

ту – ту – ку

ку – ку – ту

ак – ак – ат

ак – ат – ак

ат – ат – ак

ат – ак – ат

ок – ок – от

ок – от – ок

от – от – ок

от – ок – от

ук – ук – ут

ук – ут – ук

ут – ут – ук

ут – ук – ут

  1. Повтори слова парами.

ком – том

куб – тулуп

кулон – талон

тачка – качка

комар – Тамара

тумба – клумба

кара – тара

тонет – колос

Коля – Толя

копка – топка

кочка – точка

кучка – тучка

качать – тачать

так – как

крюк – трюк

тройка – кройка

сад(т) – бак

бук – пруд(т)

совок – сонет

самолет – бережок

зонт – гонг(к)

чайник – тонет

пинцет – Бишкек

фата – мука

потоп – покос

петух – пекут

бетон – бекон

вата – рука

манка – манты

окоп – утоп

винтик – винтит

валит – валик

  1. Повтори слова.

т – к

тапки, тачка, такси, тарелка, тыкать, точка, Тузик, молоток, моток, платок, веточка, сеточка, цветок, потолок, бутылка, монетка, тыква, толокно, таблетка, табак, танк, тачанка, ток, стакан, ступенька, ветка, нитка, плитка, пятак, напиток.

к – т

каток, ракета, кофта, капитан, Никита, конфеты, катание, катушка, комета, копыто, кроты, кипяток, карта, картон, каста, кусты, котлы, коты, картошка, котенок, Костик, короткий, каталась, кот, котёл, который, щекотали, коротышка, скот.

  1. Слова со стечением.

Кто, ткань, ткач, ткачиха, нитка, кто-то, кто-нибудь, откинул, под(т)катил, под(т)кинул, чёткий, меткий, бесед(т)ка, коктейль, конфетка.

  1. Повтори предложения.

Тоня пьёт молоко. Кот спит на кушетке. На столе лежат конфеты. Собака несет тапки. Катя каталась на санках. Тося каталась на самокате. На тарелке лежат конфетки. Никита надел кофту и кепку. Коты спрятались в кусты. На гряд(т)ке выросла тыква и картошка. Таня и Катя идут на каток. Ткач разрезал ткань. В кустах кто-то пискнул. Кто у кота котёнка отнял? Костик прыгнул через мостик. Марта на конверт наклеила марку. Ветер гудит, дождик дождит.

  1. Повтори чистоговорки.

Та – ка – та – есть усищи у кота.

Кан – тан – кан – на столе стоит стакан.

Ток – кок – ток – у Ивана молоток.

Ат – ак – ат – берём с собой самокат.

Ты – кы – ты – сметану съели всю коты.

  1. Повтори скороговорки.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Костя ходит в гости. В гости ходит Костя.

Катает кот моток. Паук паутинку ткёт.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок,

Укатил в уголок,

Котик ниток клубок.

  1. Повтори стихотворение – диалог.

– Ты ходил куда?

– Туда.

– Видел ты кого?

– Того.

– Сметаны дал кому?

– Тому.

– Поиграл ты с кем?

– С тем.

– Говоришь о ком?

– О том.

– Кто же этот «тот»?

– Кот, кот, кот!

  1. Повтори загадки и отгадай их.

Кто у постели больного сидит?

И как лечится, он всем говорит,

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, – разрешит погулять.

(доктор)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные?

(повар)

Куда мне угодно,

Туда полечу,

Там и заговорю.

(эхо)

Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

(капуста)

Топили, сушили,

Колотили, рвали,

Крутили, ткали,

На стол клали.

(лён)

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

(земляника)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

(ромашка)

Падают с ветки

Золотые монетки

(осенние листья)

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут.

(желуди)

Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает.

(баран)

Стучат, стучат –

Не велят скучать.

Идут, идут,

А все тут как тут.

(часы)

На ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.

(почки)

Одежды не шью,

А ткань всегда тку.

(паук)

  1. Проговаривай стихотворения. Выучи их наизусть.

Молоток.

Тук, тук,

Молоток,

Забей гвоздиков пяток.

Тук, тук,

Тук, тук, тук,

И в подмётку

И в каблук.

В. Лифшиц

Утята и котята.

Возле речки пять утят

В ряд на камешке сидят.

В воду пять утят глядят,

А купаться не хотят.

Из-за камня пять котят

За утятами следят.

Видно, пять котят хотят

Научить нырять утят.

Р. Боробулин.

11. Проговаривай за взрослым рассказ. Ответь на вопросы.

Тётя Катя позвала в гости Тёму, Толика и Никиту. Это её племянники. Тётя Катя с утра готовит угощения. Она испекла вкусный торт, оладьи из тыквы и приготовила напиток из клубники. На стену тётя повесила красивую картину. Там нарисован закат. Кот Тошка тоже рад гостям. Он развалился на тахте и ждет угощений. Тёма, Толик и Никита будут играть с Тошкой в прятки.

  • Как звали тётю?
  • Как звали ее племянников?
  • Какие угощения приготовила тетя своим племянникам?
  • Что было нарисовано на картине?
  • С кем племянники будут играть в прятки?