Новые игровые модели в HD-качестве.

Самые последние новости из мира Танков — НОВОСТИ WoT: АП в обновлении 9.20 Советские танки ИС-7, Т-44, нерф ИСУ-152

СССР
Добавлен танк: (для тестирования супертестерами)
Т-44 облегчённый

Т-54 первый образец:

* Разброс орудия от движения ходовой Т-54 первый образец уменьшен на 9%
* Разброс орудия от поворота ходовой Т-54 первый образец уменьшен на 9%
* Разброс орудия 100 мм Д-10Т-К при повороте башни уменьшен на 25%
* Время сведения орудия 100 мм Д-10Т-К для башни Т-54 первый образец изменено с 2.4 сек. до 2.2 сек.
* Дальность обзора башни Т-54 первый образец изменена с 360 м. до 380 м.
* Усилено бронирование башни
* Бронепробиваемость снаряда УБР-412 орудия 100 мм Д-10Т-К изменена с 183 мм до 190 мм
* Бронепробиваемость снаряда УБР-412П орудия 100 мм Д-10Т-К изменена с 235 мм до 247 мм
* Угол склонения орудия 100 мм Д-10Т-К изменен с -6 градусов до -7 градусов
* Боезапас орудия 100 мм Д-10Т-К изменен с 34 до 56

Т-44-100:


* Время перезарядки орудия 100 мм ЛБ-1 изменено с 8.1 сек. до 7.5 сек.
* Время сведения орудия 100 мм ЛБ-1 изменено с 2.2 сек. до 2 сек.
* Усилено бронирование башни

Т-44-100 (Р)

* Разброс орудия 100 мм ЛБ-1 при повороте башни уменьшен на 15%
* Время перезарядки орудия 100 мм ЛБ-1 для башни Т-44-100 (Р) изменено с 8.1 сек. до 7.5 сек.
* Время сведения орудия 100 мм ЛБ-1 для башни Т-44-100 (Р) изменено с 2.2 сек. до 2 сек.
* Усилено бронирование башни
* Бронепробиваемость снаряда УБР-412 орудия 100 мм ЛБ-1 изменена с 183 мм до 190 мм
* Бронепробиваемость снаряда УБР-412П орудия 100 мм ЛБ-1 изменена с 235 мм до 247 мм
* Т-103
* Отображаемая мощность двигателя МН-1 изменена с 1000 л.с. до 900 л.с., что теперь соответствует фактической мощности двигателя.

Т-44

* Разброс орудия от движения ходовой Т-44 уменьшен на 9%
* Разброс орудия от движения ходовой Т-44М уменьшен на 10%
* Разброс орудия от поворота ходовой Т-44 уменьшен на 9%
* Разброс орудия от поворота ходовой Т-44М уменьшен на 10%
* Разброс орудия 122 мм Д-25-44 изменен с 0.43 м до 0.42 м
* Разброс орудия 100 мм ЛБ-1 при повороте башни уменьшен на 14%
* Время перезарядки орудия 122 мм Д-25-44 для башни Т-44-100 изменено с 19.2 сек. до 15.2 сек.
* Время перезарядки орудия 100 мм ЛБ-1 для башни Т-44-100 изменено с 8.1 сек. до 7.5 сек.
* Время сведения орудия 122 мм Д-25-44 для башни Т-44-100 изменено с 3.4 сек. до 3.2 сек.
* Время сведения орудия 100 мм ЛБ-1 для башни Т-44-100 изменено с 2.3 сек. до 2.1 сек.

* Бронепробиваемость снаряда УБР-412П орудия 100 мм ЛБ-1 изменена с 235 мм до 247 мм
* Бронепробиваемость снаряда УБР-412 орудия 100 мм ЛБ-1 изменена с 183 мм до 190 мм

Т-54

* Разброс орудия 100 мм Д-10Т2С изменен с 0.35 м до 0.39 м
* Разброс орудия 100 мм Д-54 изменен с 0.39 м до 0.33 м
* Время перезарядки орудия 100 мм Д-10Т2С для башни Т-54 обр. 1949 г. изменено с 7.8 сек. до 7.4 сек.
* Время перезарядки орудия 100 мм Д-54 для башни Т-54 обр. 1949 г. изменено с 8.2 сек. до 8.5 сек.
* Время сведения орудия 100 мм Д-10Т2С для башни Т-54 обр. 1949 г. изменено с 2.3 сек. до 2.5 сек.
* Время сведения орудия 100 мм Д-54 для башни Т-54 обр. 1949 г. изменено с 2.9 сек. до 2 сек.
* Усилено бронирование башен и корпуса
* Бронепробиваемость снаряда УБР-412П орудия 100 мм ЛБ-1 изменена с 235 мм до 247 мм
* Бронепробиваемость снаряда УБР-412 орудия 100 мм ЛБ-1 изменена с 183 мм до 190 мм
* Угол склонения орудия 100 мм Д-10Т2С изменен с -5 градусов до -6 градусов

ИС-7

* Добавлен двигатель М-50ТИ
* Убран двигатель М-50Т
* Разброс орудия от движения ходовой ИС-7 уменьшен на 16%
* Разброс орудия от поворота ходовой ИС-7 уменьшен на 16%
* Разброс орудия 130 мм С-70 при повороте башни уменьшен на 25%
* Время сведения орудия 130 мм С-70 для башни ИС-7 изменено с 3.1 сек. до 2.9 сек.
* Прочность изменилась с 2150 до 2400 единиц.

ИСУ-152


* Убрано орудие 122 мм А-19 обр. 1937 г.
* Убрано орудие 122 мм Д-25С обр. 1944 г.
* Убрано орудие 152 мм БЛ-10
* Удален снаряд УБР-471
* Удален снаряд БР-471Д
* Удален снаряд УОФ-471
* Удален снаряд 53-ОФ-551
* Удален снаряд УБР-551
* Удален снаряд УБР-551П
* Прочность изменилась с 1010 до 1200 единиц.
* Стоимость исследования орудия БЛ-9С изменена с 44000 на 24000
* Стоимость исследования следующей в ветке машины Объект 704 изменена с 176500 на 192500

Объект 704

* Добавлено орудие 152 мм Д-4С
* Стоимость исследования следующей в ветке машины Объект 268 изменена с 301000 на 239000

Объект 268

* УГН увеличены с 6L/6R до 11L/11R
* Изменить скорость полёта снаряда 152mm_UBR551M орудия 152mm_M64 с 760 на 950 м/с (это ББ)

Объект 140

* Усилено бронирование крыши башни

Более подробно читайте ниже.

Начнём с тяжёлого танка Х уровня - ИС-7. Одна из самых известных машин игры со временем стала терять свою былую мощь на фоне новых «топов». Мы планируем увеличить прочность старожила, существенно улучшив ему подвижность и параметры прицеливания. Изменения призваны подчеркнуть нынешнюю роль машины - штурмовика ближнего боя, и тем самым сделать параметры этого танка актуальными для нынешней игровой среды. Благодаря увеличению прочности в сочетании с отличным лобовым бронированием ИС-7 будет дольше выживать в ближнем бою и реализовывать свой огневой потенциал. А вести огонь станет комфортнее благодаря улучшению параметров прицеливания. Серьёзное улучшение подвижности (увеличение удельной мощности с 15.4 л.с./тонну до 19 л.с./тонну), в свою очередь, позволит быстрее занимать ключевые позиции на основных точках столкновения с противником.

— Прочность танка (ХП) с 2150 на 2400:
прочность корпуса с 1720 на 1920;
прочность башни с 430 на 480.
— Время сведения с 2.97 на 2.78;
— Расширение круга разброса от повор. башни с 0.077 на 0.058;
— Расширение круга разброса от движения ходовой с 0.182 на 0.153:
— Расширение круга разброса от поворота ходовой с 0.182 на 0.153:
— Расширение круга разброса от повор. башни на макс. скор. с 1.92 на 1.44;
— Расширение круга разброса от движения на макс. скорости с 10.86 на 9.14;
— Расширение круга разброса от поворота на макс. скорости с 5.1 на 4.3.

Теперь перейдём к изменениям ветки ПТ-САУ, которая ведёт к «Объекту 268».

На VIII уровне у ИСУ-152 будет заменено топовое орудие БЛ-10 на орудие 152 мм Д-4С. Фактически 152 мм Д-4С повторяет своими характеристиками 152 мм БЛ-10 во всём, кроме бронепробиваемости, которая станет меньше (260 мм на Д-4С). Действующее бронепробитие у орудия БЛ-10 на VIII уровне в сочетании с высоким разовым уроном в 750 единиц - избыточно эффективно. Кроме того, мы увеличим прочность машины, благодаря чему её выживаемость в бою немного возрастёт. ИСУ-152 также потеряет некоторые промежуточные 122-мм орудия, что сделает проще прокачку до топа.
Кстати, это же орудие будет добавлено и на «Объект 704» и сможет использоваться как достаточно комфортное орудие на пути к БЛ-10, которое останется на «Объекте».

А что же произойдёт с венцом ветки? Для «Объекта 268» мы существенно увеличим скорость полёта базового снаряда (с 760 м/с до 950 м/с), а также в 2 раза увеличим углы горизонтальной наводки орудия, что сделает стрельбу на дальние дистанции значительно комфортнее и облегчит попадание по движущимся целям.

Вот такие изменения сегодня будут тестироваться на супертесте. Следите за нашими новостями, чтобы быть в курсе всех событий!

Я не верю!!! Они апают ИС-7, Объект 268 и др. от Amway921WOT

Видео

Генеральное сражение

Правила

  • 60 игроков на карте, по 30 в каждой команде.
  • Участвует только техника Х уровня.
  • Время боя: 15 минут.
  • Условия победы: захватить базу противника или уничтожить всю его технику.

Формирование команд

  • Генеральное сражение формируется из общей очереди режима «Случайный бой».
  • Попадание в генеральное сражение происходит случайным образом, по аналогии с другими типами боя: штурмом и встречным боем.
  • Генеральное сражение будет по умолчанию выключено у игроков с недостаточно мощными компьютерами. Однако они смогут включить его вручную в настройках игры: «Настройки» > «Игра» > «Типы случайных боёв» > «Генеральное сражение».
  • Каждая команда условно разделена на 3 подгруппы, по 10 человек в каждой.
  • Игрок не может выбрать подгруппу, принадлежность к конкретной подгруппе определяется балансировщиком.
  • Состав команд в генеральном сражении регулируется общими правилами баланса 2.0.
  • Состав каждой подгруппы по типам техники будет максимально похож на состав аналогичной подгруппы из противоположной команды.
  • В каждой команде может быть не более 4 САУ.
  • Различие в количестве взводов между командами - не более чем на 2 взводных игрока.
  • Если в составе взвода хотя бы у одного игрока включён тип боя «Генеральное сражение», то такой взвод может попасть в этот тип боя вне зависимости от того, включён ли он у остальных участников взвода.

Карта

  • Генеральное сражение проходит на карте «Небельбург» размером 1,4 х 1,4 километра.
  • Появление игроков на карте регулируется их подгруппой.
  • Каждая подгруппа имеет свою стартовую позицию («начальный респ»).
  • Две базы: по одной у каждой команды (как в стандартном бою).

Интерфейс

  • Загрузочный экран, экран статистики (по Tab), экран послебоевой статистики, а также панель состава команд адаптированы под 60 игроков.
  • Вся команда разделена на 3 подгруппы.
  • Состав каждой подгруппы можно просмотреть детально, нажав на соответствующую подгруппу.
  • Изменён верхний элемент пользовательского интерфейса. Помимо общего количества уничтоженной командой техники, этот элемент также отображает процентное значение общего количества очков прочности каждой команды.

Награды, достижения и статистика

  • В каждом генеральном сражении игроки смогут получать боны. Также игроки смогут получить боны в обычных случайных боях, где участвует только техника Х уровня (т. н. «двенадцатый уровень» боёв). Боны начисляются игрокам, которые заработали по итогам боя более 400 единиц чистого опыта.
  • Количество полученных в награду бон зависит от опыта, заработанного в бою.
  • Игрок сможет выполнять боевые задачи, личные боевые задачи, а также получать все награды, доступные в случайных боях.
  • В генеральном сражении игроки смогут получать знаки классности (как и в случайных боях).
  • Бои типа «Генеральное сражение» не учитываются в сводке достижений игрока и не влияют на статистику случайных боёв.
  • Статистика по этому типу боя будет отображена отдельно: «Достижения» > «Статистика» >
  • Статистика по успехам конкретной машины в типе боя «Генеральное сражение» будет отображена отдельно: «Достижения» > «Техника» > тип боя «Генеральное сражение».

Условия получения некоторых медалей были адаптированы

«Воин»

Уничтожить машин противника:

  • 6 и более в стандартном бою / штурме / встречном бою.
  • 8 и более в генеральном сражении.
Медаль Рэдли-Уолтерса

Уничтожить машин противника:

  • 8–9 в стандартном бою / штурме / встречном бою.
  • 10–12 в генеральном сражении.
Медаль Пула

Уничтожить машин противника:

  • 10–13 в стандартном бою / штурме / встречном бою.
  • 13–20 в генеральном сражении.
Медаль героев Расейняя

Уничтожить машин противника:

  • 14+ в стандартном бою / штурме / встречном бою.
  • 21+ в генеральном сражении.

Ранговые бои

  • Добавлена возможность получать знаки классности не только в случайных боях, но и в режиме «Ранговый бой».
  • Добавлено отображение ранга машины на панели техники (в карусели) с указанием конкретного значения для каждой машины при выборе режима «Ранговый бой».
  • Доработан интерфейс отображения полученной награды в прошедшем этапе. Информация о полученной награде также отображается во всплывающей подсказке при наведении на ранг.
  • Переработан интерфейс календаря в режиме. Информация о прайм-таймах на каждом из серверов для выбранного дня теперь отображается в окне календаря (а не во всплывающей подсказке, как было раньше).
  • Изменён список карт для игры в режиме. Теперь бои проходят на следующих картах:
  • Внесены правки в работу балансировщика:
    • Максимальное количество САУ в бою сокращено до двух.
    • Доработана система баланса по типам техники (балансировщик будет стараться подобрать максимально похожие составы команд).
    • Доработана система формирования команд по рангам.
  • Пересмотрен интерфейс экрана при входе в режим: добавлена информация о серверах, доступных для игры; переработано отображение информации о прайм-таймах.
  • На экран загрузки рангового боя добавлены специальные подсказки, поясняющие основные механики и особенности режима. Также добавлена отдельная настройка, которая позволяет настраивать экран загрузки конкретно для режима и даёт игроку возможность выбрать один из трёх вариантов отображения экрана загрузки (аналогично настройке для случайных боёв, но распространяется только на режим «Ранговый бой»):
    • Только текст.
    • Текст с иллюстрацией.
    • Мини-карта.

Отображение лидеров сезона в ранговых боях

  • Добавлен архив событий: можно посмотреть статистику игроков по прошедшему сезону.
  • Добавлены фильтры «Соклановцы» и «Друзья». Вы сможете посмотреть, на какой позиции ваши друзья или соклановцы находятся в таблице лидеров сезона.

Усовершенствованное оборудование

  • Снять Усовершенствованное оборудование теперь можно только за боны.
  • Теперь оборудование «Расширенный набор ЗИП» также становится сложным, стоимость его демонтажа указывается в бонах.
  • После выхода обновления 9.20 будет Усовершенствованное оборудование будет автоматически бесплатно снято у всех игроков, чтобы вы смогли переустановить его по своему желанию.

Механика оглушения экипажа

  • В послебоевую статистику добавлено время нанесённого оглушения.
  • Доработана механика нанесения урона и оглушения сквозь препятствия. Теперь САУ не будет наносить урон сквозь препятствия толщиной более двух метров, если цель полностью скрыта за ними. При этом взрывная волна может немного огибать углы препятствий. Для этого от точки попадания до края препятствия должно быть менее двух метров. Однако при этом урон от взрыва уменьшится.

Предбоевые инструкции

  • Теперь влияние Предбоевых инструкций на ТТХ техники отображается в инфоокнах и упрощённых ТТХ.
  • В возможность просмотреть влияние Предбоевых инструкций на ТТХ также добавлена в интерфейс сравнения техники.
  • Добавлена возможность включить автопополнение Предбоевых инструкций при их приобретении.
  • Бонус от Предбоевых инструкций, влияющих на уровень владения умениями и навыками, теперь отображается в личном деле членов экипажа.

Исправления

  • Исправлена проблема, при которой камера привязывалась не к модели уничтоженного танка, а к месту его уничтожения.
  • Исправлена проблема, при которой в некоторых случаях не сохранялись настройки полноэкранного режима.
  • Исправлена ошибка в отображении рангов техники.
  • Исправлена ошибка в бронировании днища корпуса танка Maus. Бронирование снижено с 250 до 50 мм.
  • В окне «Снаряжение» исправлена ошибка в отображении максимального количества снарядов для орудия 75 mm SA49.
  • Исправлена ошибка, при которой техника, не подходящая для ЛБЗ, отображалась как доступная.
  • Исправлена ошибка, при которой несгораемый ранг отображался как сгораемый.

Улучшения

  • Улучшено расположение заметок в окне контактов.
  • Добавлена информация о заработанном ранге машины при просмотре достижений игроков.
  • Добавлен фильтр по диапазону в командных боях.

Известные проблемы (будут исправлены позднее)

  • За уничтожение техники переворотом по истечении 30 секунд, игроку, совершившему переворот, не засчитывается уничтожение.
  • Незаметность техники с уникальным камуфляжем в Ангаре указывается без бонуса от камуфляжа, но фактически эффект камуфляжа работает.
  • В «Призывном пункте» рекрутера не отображаются приглашённые им рекруты и резервисты, если аккаунт был восстановлен до состояния на дату раньше, чем рекруты приняли приглашение.
  • В некоторых случаях при быстром вращении курсора вокруг машины камера может резко менять положение при виде от траектории.
  • В некоторых случаях нарушается последовательность событий в истории полученного урона на панели повреждений.
  • Может отображаться технический текст в окне послебоевой статистики при уничтожении противника переворотом.
  • Лента события в бою о захвате базы появляется раньше, чем набирается указанное количество очков захвата.

Карты

Устранена возможность заезда в труднодоступные места на следующих картах:

Новые игровые модели в HD-качестве

  • СССР: «Черчилль III », Т-44-85 , СУ-5 , СУ-14-1 ;
  • Pz.Kpfw. 38H 735 (f) , Pz.Kpfw. IV Ausf. D , VK 30.01 (D) ; Bat.-Châtillon 25 t ;
  • Великобритания: Matilda Black Prince ;
  • Китай: M5A1 Stuart .

Изменения техники

СССР

  • Разброс орудия от движения ходовой Т-54 первый образец уменьшен на 9%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Т-54 первый образец уменьшен на 9%.
  • Разброс орудия 100 мм Д-10Т-К при повороте башни уменьшен на 25%.
  • Время сведения орудия 100 мм Д-10Т-К для башни Т-54 первый образец уменьшено с 2,4 до 2,2 с.
  • Дальность обзора увеличена с 360 до 380 м.
  • Усилено бронирование башни.
  • Бронепробиваемость снаряда УБР-412 орудия 100 мм Д-10Т-К увеличена с 183 до 190 мм.
  • Бронепробиваемость снаряда УБР-412П орудия 100 мм Д-10Т-К увеличена с 235 до 247 мм.
  • Угол склонения орудия 100 мм Д-10Т-К увеличен с −6 до −7 градусов.
  • Боезапас орудия 100 мм Д-10Т-К увеличен с 34 до 56 ед.
  • Разброс орудия 100 мм ЛБ-1 при повороте башни уменьшен на 15%.
  • Время перезарядки орудия 100 мм ЛБ-1 для башни Т-44-100 (Р) уменьшено с 8,1 до 7,5 с.
  • Время сведения орудия 100 мм ЛБ-1 для башни Т-44-100 (Р) уменьшено с 2,2 до 2 с.
  • Усилено бронирование башни.
  • Разброс орудия от движения ходовой Т-44 уменьшен на 9%.
  • Разброс орудия от движения ходовой Т-44М уменьшен на 10%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Т-44 уменьшен на 9%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Т-44М уменьшен на 10%.
  • Разброс орудия 122 мм Д-25-44 уменьшен с 0,43 до 0,42 м.
  • Разброс орудия 100 мм ЛБ-1 при повороте башни уменьшен на 14%.
  • Время перезарядки орудия 122 мм Д-25-44 для башни Т-44-100 уменьшено с 19,2 до 15,2 с.
  • Время перезарядки орудия 100 мм ЛБ-1 для башни Т-44-100 уменьшено с 8,1до 7,5 с.
  • Время сведения орудия 122 мм Д-25-44 для башни Т-44-100 уменьшено с 3,4 до 3,2 с.
  • Время сведения орудия 100 мм ЛБ-1 для башни Т-44-100 уменьшено с 2,3 до 2,1 с.
  • Бронепробиваемость снаряда УБР-412П орудия 100 мм ЛБ-1 увеличена с 235 до 247 мм.
  • Бронепробиваемость снаряда УБР-412 орудия 100 мм ЛБ-1 увеличена с 183 до 190 мм.
  • Разброс орудия 100 мм Д-10Т2С увеличен с 0,35 до 0,39 м.
  • Разброс орудия 100 мм Д-54 уменьшен с 0,39 до 0,33 м.
  • Время перезарядки орудия 100 мм Д-10Т2С для башни Т-54 обр. 1949 г. уменьшено с 7,8 до 7,4 с.
  • Время перезарядки орудия 100 мм Д-54 для башни Т-54 обр. 1949 г. увеличено с 8,2 до 8,5 с.
  • Время сведения орудия 100 мм Д-10Т2С для башни Т-54 обр. 1949 г. увеличено с 2,3 до 2,5 с.
  • Время сведения орудия 100 мм Д-54 для башни Т-54 обр. 1949 г. уменьшено с 2,9 до 2 с.
  • Усилено бронирование башен и корпуса.
  • Бронепробиваемость снаряда УБР-412П орудия 100 мм ЛБ-1 увеличена с 235 до 247 мм.
  • Бронепробиваемость снаряда УБР-412 орудия 100 мм ЛБ-1 увеличена с 183 до 190 мм.
  • Угол склонения орудия 100 мм Д-10Т2С увеличен с −5 до −6 градусов.
  • Добавлен двигатель М-50ТИ (1200 л. с.).
  • Убран двигатель М-50Т (1050 л. с.).
  • Разброс орудия от движения ходовой ИС-7 уменьшен на 16%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой ИС-7 уменьшен на 16%.
  • Разброс орудия 130 мм С-70 при повороте башни уменьшен на 25%.
  • Время сведения орудия 130 мм С-70 для башни ИС-7 уменьшено с 3,1 до 2,9 с.
  • Прочность увеличилась с 2150 до 2400 единиц.
  • Добавлено орудие 152 мм Д-4С.
  • Убрано орудие 122 мм А-19 обр. 1937 г.
  • Убрано орудие 122 мм Д-25С обр. 1944 г.
  • Убрано орудие 152 мм БЛ-10.
  • Удалён снаряд УБР-471.
  • Удалён снаряд БР-471Д.
  • Удалён снаряд УОФ-471.
  • Удалён снаряд 53-ОФ-551.
  • Удалён снаряд УБР-551.
  • Удалён снаряд УБР-551П.
  • Прочность увеличилась с 1010 до 1200 единиц.
  • Стоимость исследования орудия БЛ-9С уменьшена с 44 000 до 24 000 ед. опыта.
  • Стоимость исследования следующей в ветке машины «Объект 704» увеличена с 176 500 до 192 500 ед. опыта.
  • Добавлено орудие 152 мм Д-4С.
  • Стоимость исследования следующей в ветке машины «Объект 268» уменьшена с 301 000 до 239 000 ед. опыта.
  • Углы горизонтальной наводки увеличены до 11 градусов в каждую сторону.
  • Скорость снаряда УБР551М орудия 152 мм М-64 увеличена на 25% (с 760 до 950 м/с).
  • Усилено бронирование крыши башни.

Добавлена машина для тестирования супертестерами:

Изменение параметров боевой техники:

  • Время перезарядки орудия 12,8 cm Kw.K. 44 L/55 увеличено с 12 до 13,3 с.
  • Прочность уменьшилась с 3200 до 3000 единиц.
  • Разброс орудия от движения ходовой Jagdtiger 8,8 уменьшен на 6%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Jagdtiger 8,8 уменьшен на 6%.
  • Скорость поворота ходовой Jagdtiger 8,8 увеличена с 22 до 26 град/с.

США

Изменение параметров боевой техники

  • Усилено бронирование башен.
  • Убрано орудие 90 mm Gun M41.
  • Убрано орудие 105 mm Gun T5E1M2.
  • Удалён снаряд AP M77.
  • Удалён снаряд HE M71.
  • Удалён снаряд HVAP M304.
  • Удалён снаряд AP T32M2.
  • Удалён снаряд APCR T29E3M2.
  • Удалён снаряд HE M11A2.
  • Усилено бронирование башни.

  • Дополнительное оборудование будет выгружено на Склад.

Изменение параметров боевой техники

  • Боезапас орудия 75 mm SA49 увеличен с 42 до 44 ед.
  • Боезапас орудия 100 mm SA47 увеличен с 30 до 42 ед.

В обновлении 9.20 ребаланс затронет некоторые машины пяти наций: Францию, США, СССР, Германию и Японию.

Дерево исследований СССР

По мере развития игры некоторые советские машины утратили боевую эффективность, а расширение веток техники на более высоких уровнях не было последовательным. В обновлении 9.20 мы попытаемся восстановить последовательность развития веток ПТ-САУ, средних и тяжёлых танков.

Ребаланс средних танков должен закрепить за ними роль активных СТ с крепкой башней. Это позволит советским СТ играть «от башни», при этом корпус придётся надёжно прятать за укрытием.

T-44, T-54 обр. 1 и T-44-100 (Р)

Топовая башня танка VIII Т-44 получила 200 мм приведённой брони в передней части (где раньше было 120-140 мм) и до 300 мм по бортам. Теперь танку не нужно будет избегать дуэлей против одноклассников и даже машин более высоких уровней. VIII Т-54 первый образец и VIII Т-44-100 (Р) получили аналогичное улучшение.

Более того, выбор орудий Т-44 не обеспечивал разнообразие игрового процесса. Поэтому мы изменили параметры орудий 100 мм ЛБ-1 и 122 мм Д-25-44. 122-мм орудие получило прибавку к скорострельности и стало хорошей альтернативой с достойным разовым уроном. 100-мм орудие обеспечит эффективную стрельбу как на ходу, так и из неподвижного состояния благодаря улучшенной стабилизации и сведению. Орудие станет отличным выбором для стрельбы на средних дистанциях. И последнее: бронебойные снаряды ЛБ-1 смогут пробивать 190 мм брони, что значительно повысит эффективность стрельбы по одноклассникам.

T-54

IX Т-54 мог буквально единолично «разобрать» любой средний танк. Однако его башня со временем утратила былую эффективность, и теперь он не чувствует себя так же уверенно в боях на средней и дальней дистанциях, как это было раньше. Мы усилили бронирование башни этой машины (зону за маской орудия), чтобы вернуть былую уверенность.

Параметры топовых орудий также пересмотрены, чтобы сделать акцент на разнице при изучении T-62A и «Объекта 140». T-62A, обладающий более высокой точностью и лучшей стабилизацией, изучается через орудие 100 мм Д-54, более подходящее для стрельбы на средней и дальней дистанциях. «Объект 140» скорее подходит для среднего и ближнего боя и изучается через орудие Д-10T2С. Воспользовавшись возможностью, мы также усилили бронирование башни танка до надлежащего уровня.

«Объект 140»

Сочетание высокой скорости, отличного орудия и достойного бронирования позволяет X Объект 140 быть «универсальным солдатом» — он может эффективно делать всё: и «светить», и выполнять фланговые манёвры. Однако тонкая броня крыши башни была слабым местом. Чтобы исправить это, мы улучшили бронирование крыши башни до уровня танка T-62A. Тем не менее уязвимые башенки останутся. Будьте осторожны, выходя в бой на обновлённом «Объекте 140»: эти башенки по-прежнему могут стать причиной быстрой потери прочности.

ИС-7

Пересмотр параметров танка X ИС-7 задаст направление ребаланса для всей ветки тяжёлых танков СССР. Плохая стабилизация и точность орудия не позволяют вести прицельный огонь, особенно на ходу. Таким образом, у игроков складывается ощущение, что любой другой тяжёлый танк Х уровня гораздо лучше. Чтобы дать машине столь долгожданный «ап», мы сократили время сведения, разброс при движении и повороте башни. Это должно позволить машине полностью реализовать свою огневую мощь, а 2400 очков прочности повысят выживаемость в бою. Ещё мы заменили двигатель топового советского «тяжа» на более мощный с целью улучшения мобильности. Комбинация этих изменений подчёркивает роль ИС-7 как танка прорыва, который всегда на острие атаки.

Забежим вперёд: в будущем мы планируем значительно развести роли веток ИС и КВ. Наша цель — сделать всю ветку КВ последовательной и соответствующей роли хорошо бронированных машин с высокой огневой мощью.

Хотя в игре есть две ветки советских ПТ-САУ, большинство игроков предпочитают ту, что ведёт к «Объекту 268», а в рамках самой ветки многие останавливаются на ИСУ-152 или изучают «Объект 268», но никогда на нём не играют. Мы поняли, что необходим стимул, который позволит игрокам изучить «Объект 268» и играть на нём. Для этого нам нужно было изменить характеристики ИСУ-152, а такие вещи, как правило, делать сложно. Мы решили оставить самоходке высокий разовый урон, но снизить бронепробиваемость, компенсировав это повышением прочности. Затем можно было приступать к улучшению «Объекта 704» и «Объекта 268».

ИСУ-152

VIII ИСУ-152 — это настоящий «истребитель» танков, «Объект 704» во многом похож на ИСУ-152, но прочнее, а вот «Объект 268» слегка выпадает из этой тройки. Была необходима последовательность на пути к «Объекту 268», и мы начали с замены топового орудия БЛ-10 на 152-мм Д-4С. Оно схоже с БЛ-10 по многим параметрам, за исключением слегка сниженной бронепробиваемости (260 мм). Это орудие позволяет ИСУ-152 оставаться «истребителем» танков, однако даёт нам немного свободы для улучшения её прочности. Помимо этого некоторые 122-мм орудия были упразднены, чтобы ускорить прокачку машины до топовой конфигурации.

Если вы не изучили топовое орудие и используете 122-мм БЛ-9С, с выходом обновления 9.20 вы получите новое топовое орудие.

«Объект 704»

Наводящий страх IX Объект 704 получит альтернативное орудие 152 мм Д-4С в дополнение к могучему БЛ-10 в качестве топового, чтобы внести разнообразие в игровой процесс этой самоходки.

«Объект 268»

Чтобы сделать X Объект 268 достойной наградой за весь проделанный путь, мы повысили скорость полёта снаряда с 760 до 950 м/с, а также увеличили угол склонения орудия до уровня «Объекта 704». Всё это должно повысить эффективность при стрельбе с расстояния и по движущимся целям.

Техника СССР, конкретные цифры

  • Т-54 первый образец
  • Т-44-100 (Р)
  • Т-44
  • Т-54
  • «Объект 140»
  • ИС-7
  • ИСУ-152
  • «Объект 704»
  • «Объект 268»

Дерево исследований Франции

Сейчас машины Франции — лишь тень того, какими они были раньше: ПТ-САУ ослабли настолько, что мало кто желает их исследовать, а АМХ 30 и AMX 30 B просто дублируют роль немецкого Leopard Prototyp A и Leopard 1. В обновлении 9.20 мы попытались вернуть их роль на поле боя:

  • Мы пересмотрели характеристики средних танков IX и X уровня, чтобы они стали точными машинами поддержки со средней дистанции, обеспечивая игрокам уникальный игровой процесс.
  • Чтобы ПТ-САУ Франции снова могли блистать на поле боя, мы дали им магазинную систему заряжания. Мы также поработали над мобильностью, бронированием и уязвимыми зонами.

АМХ 30 и AMX 30 B

Выживаемость IX AMX 30 1er prototype и X AMX 30 B повысится за счёт значительного усиления брони башни и игры «от рельефа». Однако не стоит забывать, что корпус останется весьма уязвимым для снарядов противника. Эти танки также получат хорошую стабилизацию, которая в сочетании с достойной скоростью и манёвренностью позволит им быстро менять позиции и оказываться именно там, где требует ситуация. Что до орудий, АМХ 30 и AMX 30 B получат самый высокий показатель урона в минуту среди всех средних танков. Они смогут выкатиться, нанести значительный урон и снова заехать в укрытие. Чтобы эти танки играли именно на средней дистанции, мы слегка снизим их точность и пробиваемость бронебойных снарядов.

AMX 50 100

VIII AMX 50 100 обладает прекрасной мобильностью в сочетании с впечатляющей огневой мощью. Однако часто эти сильные стороны ему трудно реализовать в бою из-за высокого профиля и крайне слабой брони корпуса. В обновлении 9.20 танк получит прибавку к углам склонения орудия. Теперь он сможет вести огонь, пряча свой большой и «мягкий» корпус от противника в складках местности.

Мы хотели сделать магазинную систему заряжания визитной карточкой французских ПТ-САУ VIII-X уровней, поэтому даём «барабан» самоходкам AMX AC mle. 48 и AMX 50 Foch.

AMX AC mle. 48 и AMX 50 Foch

IX AMX 50 Foch получила 120-мм орудие с магазинной системой заряжания на 4 снаряда и средним уроном в 400 единиц за выстрел.

VIII AMX AC mle. 48 получила 120-мм орудие с магазинной системой заряжания на 3 снаряда и средним уроном в 400 единиц за выстрел. Более того, обе самоходки теперь имеют достаточное бортовое бронирование, чтобы отправлять снаряды противника в рикошет. AMX AC mle. 48 получит небольшую прибавку к мобильности, а вот AMX 50 Foch немного её утратит.

AMX 50 Foch (155)

X AMX 50 Foch (155) — настоящий старожил World of Tanks . Хотя в последние годы слабые стороны машины стали очевидными, и она существенно проигрывает по сравнению с другими ПТ-САУ десятого уровня, её всё ещё можно периодически заметить на поле боя. Но мы изменили технические характеристики машин VIII и IX уровней, поэтому возникла необходимость также изменить характеристики AMX 50 Foch (155), чтобы эта ПТ-САУ соответствовала общей концепции ветки и при том сохранила все отличительные черты, за которые её так любят игроки.

В обновлении 9.20 Foch (155) станет акционной машиной, а на десятый уровень будет добавлена новая ПТ-САУ AMX 50 Foch B . Эта машина, по сути, является изменённым вариантом самоходки AMX 50 Foch (155), на которой взамен 155-мм орудия установлено 120-мм орудие, оснащённое магазином на шесть снарядов. Каждый из них способен нанести 400 единиц урона. Кроме того, у новой машины будет усилено бронирование бортов и лба корпуса. В связи с особенностями конструкции у AMX 50 Foch (155) были плохие углы вертикальной наводки, что негативно сказывалось на её боевой эффективности. Мы улучшили эти параметры, чтобы дать игрокам возможность использовать складки местности при игре на этой машине.

AMX 50 Foch B

Некоторые технические аспекты перевода AMX 50 Foch (155):

Что будет с боевыми характеристиками AMX 50 Foch (155)?

Мы улучшили параметры машины в соответствии с характеристиками новой ПТ-САУ Х уровня (за исключением вооружения — машина по-прежнему оснащена 155-мм орудием с магазинной системой заряжания): улучшено бронирование бортов и лба корпуса, а также углы вертикальной наводки.

Как можно получить AMX 50 Foch B и AMX 50 Foch (155)?

Если вы ранее исследовали и купили AMX 50 Foch (155), машина останется в Ангаре, при этом она станет акционной. Кроме того, вам будет начислена новая ПТ-САУ AMX 50 Foch B .

Если вы уже исследовали машину, но ещё не купили её, поспешите сделать это до выхода обновления 9.20.

Если вы ещё не исследовали этот истребитель танков, вам следует поспешить, так как после выхода обновления AMX 50 Foch (155) будет выведен из продажи.

Что остаётся у игроков на AMX 50 Foch (155)?

У игроков остаётся текущая боевая статистика по машине, заработанный опыт, достижения, медали и отличительные отметки.

Что переносится на новую ПТ-САУ AMX 50 Foch B?

Все элементы внешнего вида (камуфляж, эмблемы и надписи) переносятся на AMX 50 Foch B с учётом того, на какой срок был куплен тот или иной элемент. Экипаж AMX 50 Foch (155) автоматически переобучается на AMX 50 Foch B . Поскольку AMX 50 Foch (155) является акционной машиной, вы можете пересадить на неё экипаж с любой другой французской ПТ-САУ.

Что станет с имеющимся боекомплектом и установленным оборудованием?

Имеющийся боекомплект будет списан, при этом на аккаунт будет начислена его полная стоимость в кредитах в качестве возмещения. Оборудование будет демонтировано и отправлено на Склад. Вы сможете установить его на любую другую машину.

Техника Франции, конкретные цифры

  • AMX 13 75
  • Bat.-Ch. 25 t AP
  • Bat.-Chât. 25 t
  • AMX 30
  • AMX 30 B
  • AMX 50 100
  • AMX AC mle. 48
  • AMX 50 Foch
  • Foch (155)
  • AMX 50 Foch B

Мы знаем, как трепетно многие из вас относятся к Bat.-Châtillon 25 t. Мы проанализировали результаты тестов и не нашли достаточных аргументов для ребаланса этой знаковой машины. Bat.-Châtillon 25 t останется без изменений.

Дерево исследований Германии

Mäuschen

IX Mäuschen практически не нуждался в правках, за исключением одного: в базовой конфигурации танк был откровенно слабым, поэтому мы улучшили ему мобильность, чтобы сделать его более привлекательным для игроков. Изменение также должно облегчить продвижение игроков по этой ветке немецких тяжёлых танков.

Maus

В результате последних изменений Maus вновь стал несокрушимой крепостью, способной заблокировать огромное количество урона, однако в своём стремлении улучшить этот танк мы несколько переборщили. Особенно в увеличении его огневых показателей. В обновлении 9.20 мы хотим сохранить его характерные черты, в частности, выдающиеся показатели бронирования. При этом важно подчеркнуть его отличие от другого немецкого тяжёлого танка, E 100. Мы снизили запас прочности Maus, а также увеличили время перезарядки орудия. Таким образом, урон в минуту снизится, но стиль игры останется неизменным. Maus по-прежнему будет играть роль передвижной крепости.

8.8cm Pak 43 Jagdtiger

Скорострельность и точность VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger нивелировалось её плохой мобильностью, которая не давала полностью раскрыть потенциал этой машины. Её скорость не позволяла быстро сменить фланг и помочь союзникам в случае необходимости. Мы улучшили мобильность этой ПТ-САУ, чтобы она могла присоединиться к сражению тогда, когда это необходимо. Таким образом, игроки смогут сами решать, когда вступить в бой, вместо того, чтобы дожидаться, пока противник подъедет на достаточное расстояние.

Техника Германии, конкретные цифры

  • Mäuschen
  • Maus
  • 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger

Американские средние танки

M48A1 Patton и M46 Patton

IX M46 Patton и пользуются популярностью среди опытных игроков. Ранее эти машины имели серьёзное преимущество на поле боя, однако впоследствии они стали менее популярны. Слабая броня башни не позволяла игрокам эффективно использовать неровности рельефа. А ещё противник мог легко выцелить командирскую башенку. В обновлении машины получат новую башню, которая лучше защищена от попаданий и имеет командирскую башенку меньшего размера. Таким образом эти танки станут опасным оружием в руках опытного игрока.