Новый советский тяжелый танк – КВ–85. Новый советский тяжелый танк – КВ–85 Тяжелый танк кв 1с 85

8 августа 1943 года на вооружение Красной армии был принят танк КВ-85. Он стал ответом советских конструкторов на тяжелый немецкий танк «Тигр». КВ-85 воевал чуть больше года. Но он позволил сократить отставание в сегменте тяжелой бронетехники до появления более совершенного ИС-1.

1. Клим Ворошилов сражается с «Тиграми»

КВ-85 разрабатывался в КБ опытного завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина в рекордно короткие сроки. В начале мая было принято решение о создании новой машины, а в начале августа танк начал поступать в воинские части.

Армия в нем остро нуждалась. Стоявшие на вооружении тяжелые танки КВ-1 («Клим Ворошилов») к началу 1943 года безнадежно устарели. Их 76-мм пушка была способна пробить лишь боковую и кормовую броню «Тигра». Да и то с дистанции, не превышающей 200 метров. В то же время они становились легкой добычей немецкого танка, вооруженного 88-мм пушкой.

КВ-1 отставал от «немца» не только по бронезащите и калибру главного орудия, но и уступал в скорости, как на шоссе, так и на пересеченной местности более 10 км/ч.

2. Тяжелый расходный материал

При проектировании танка основное внимание было уделено усилению его ударной силы. При этом живучесть машины практически не изменилась. Что было предопределено суровыми законами военного времени. КВ-85 стал, по сути, «пушечным мясом». Было выпущено 148 машин, которые должны были продержаться до момента поступления на вооружение тяжелого танка ИС-1. Эту задачу они перевыполнили.

При выборе танкового орудия, которое смогло бы поражать «Тигры», был использован трофейный немецкий танк. При его обстреле из различных типов пушек — по нарастающей, чтобы сразу же не разнести «подопытный» экземпляр — выбор остановили на зенитной пушке 52-к образца 1939 года. С дистанции 1000 метров она пробивала 100-миллиметровую лобовую броню «Тигра».

Вначале предполагалось пойти путем наименьшего сопротивления. То есть устанавливать вновь разработанную 85-мм пушку в башню танка КВ-1с (с — скоростной).

Созданием пушки параллельно занялись Центральное артиллерийское конструкторское бюро и Бюро артиллерийского завода № 9. Заводская пушка Д5-Т оказалась лучше. И ее установили на первый опытный образец КВ-85 с минимальными переделками по отношению к КВ-1с.

Однако второй образец, разработанный по инициативе Котина, получился лучше. Поскольку он стал гибридом новой пушки, танка КВ-1с и орудийной башни от разрабатывавшегося прототипа ИС-1 («Иосиф Сталин»). Естественно, пришлось существенно доработать корпус старого КВ, чтобы установить на нем башню больших размеров.

3. С конвейера — в бой

В связи с острой потребностью фронта в новом танке его заводские испытания были совмещены с государственными. Более того, не дожидаясь их окончания, КВ-85 был принят на вооружение Красной армии, началось его серийное производство на Челябинском тракторном заводе. Произошло это 8 августа 1943 года.

До середины ноября 1943 года были выпущены 148 танков, которые прямо с конвейера уходили на фронт. А затем КВ-85 был снят с производства в связи с полной загрузкой заводских мощностей новым более совершенным ИС-1.

Танки КВ-85 принимали участие в боевых действиях, по сути, до осени 1944 года, и их количество постоянно сокращалось. Большая часть погибла в боях, определенный процент был списан в связи с невозможностью ремонта в полевых условиях.

К концу 1944 года не осталось ни одного боеспособного КВ-85.

4. Характеристики танка

46-тонный танк имел дину 6900 мм, ширину 3250 мм и высоту 2830 мм. Длина с пушкой составляла 8490 мм. Клириенс (дорожный просвет) равнялся 450 мм.

Броневой корпус сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Башня была литой с толщиной бортов 100 мм и крыши — 40 мм. Лоб корпуса защищали 75-мм бронепластины, борта — 60-мм, корму — 40-мм, днище и крышу корпуса — 20-мм и 30-мм.

Использовался 500-сильный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель. 600-литровые топливные баки размещались как в боевом, так и моторно-трансмиссионном отделениях. Также были 4 наружных бака общей емкостью 360 литров, не связанные с топливной системой.

Танк был вооружен 85-мм пушкой с боекомплектом в 70 снарядов четырех типов: 3 бронебойные различного вида и 1 осколочный. Бронебойные снаряды с дистанции 500 метров пробивали 140-мм бронеплиту. Лоб корпуса «Тигра» был защищен 100-мм плитами.

Были установлены три 7,62-мм пулемета с боекомплектом 3276 патронов.

КВ-85 преодолевал 40-градусный подъем, 80-сантиметровую стену, ров глубиной 2,7 метра и брод глубиной 1,6 метра. 4 члена экипажа также имели ручные гранаты Ф-1.

5. Ответ получился несимметричным

КВ-85 все-таки не дотягивали по своим возможностям до «Тигров». Они проигрывали, хоть и незначительно, по бронезащите. И по вооружению — у «немца» была 88-мм пушка с большим на 20 снарядов боекомплектом. Также он был лучше защищен от попыток пехоты к нему приблизиться. Для чего использовалась противопехотная мортира, которая выстреливала на высоту 5−7 метров мину, поражающую осколками живую силу.

КВ-85 стремились не вступать в прямое столкновение с немецкими тяжелыми танками. Главной задачей, которая ставилась перед ними, был прорыв укрепленных оборонительных полос неприятеля. В связи с чем он воевал против самоходных пушек, разрушал инженерные сооружения и «пропахивал» минные заграждения.

Однако нередки были и прямые боестолкновения советского тяжелого танка с «немцами» той же самой весовой категории. До появления КВ-85 их результат был предрешен. КВ-85 же был по сравнению с «Тигром» отнюдь не беспомощен. Очень многое зависело от подготовки и боевого опыта экипажа. Так, например, известен случай, когда три КВ-85 уничтожили 5 «Тигров», 7 легких танков, 7 БТР и 6 противотанковых пушек.

Снимок в открытие статьи: танк КВ-85.

Один 7,62-мм пулемёт . Толщина брони – лоб, борт корпуса и башня – 13 мм. Двигатель – авиационный М-5, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах. Тираж – 1884 шт.

Боевая масса – 3,2 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – 1 пулемёт. Толщина брони – 9 мм лоб и борт корпуса. Двигатель – ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе – 36, на плаву 6 км/ч.

Боевая масса – 50 т. Экипаж – 11 человек. Длина корпуса – 9720 мм, Ширина – 3200 мм, Высота – 3430 мм, Клиренс – 530 мм. Вооружение – одна 76,2-мм КТ-28, две , 6 пулемётов . Бронирование: лоб корпуса – 50 мм, борт – 20 мм, башня – 20 мм. Двигатель – М17, 500 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Тираж – 61 шт.


Боевая масса – 3,3 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – один 7,62-мм пулемё т. Бронирование: лоб, борт корпуса и башня – 9 мм, днище – 4 мм. Двигатель – карбюраторный ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе – 40 км/ч, по воде – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 200 км.

Боевая масса – 28,5 т. Экипаж – 5 чел. Бронирование – 30–10 мм. Длина – 6530 мм. Ширина – 3055 мм. Высота – 2850 мм. Клиренс – 450 мм. Вооружение: 1×76,2-мм КТ-28, 4×7,62-мм пулемёта . Мощность двигателя – 500 л.с. Скорость по шоссе – 56 км/ч на гусеницах, 81 км/ч на колесах. Тираж – 8 шт.

Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками).


Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 76-мм пушка КТ-26, два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 50-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Тираж – 154 шт.


Боевая масса – 14,65 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – дизельный В2, 500 л. с. Скорость по шоссе – – 62 км/ч на гусеницах, 86 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Тираж – 706 шт.

Боевая масса – 5,5 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: один 12,7-мм пулемёт ДШК, один 7,62-мм пулемёт . Бронирование: лоб и борт корпуса – 13 мм, башня – 10 мм. Двигатель ГАЗ-11, 85 л. с. Скорость по шоссе – 44 км/ч, (на плаву 5 км/ч.). Запас хода по шоссе – 220 км.

Боевая масса – 43,1 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Л-11, три 7,62-мм пулемёта . Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 60 мм, башня – 82 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Скорость по шоссе – 36 км/ч. Запас хода по шоссе – 230 км.

Боевая масса – 52 т. Экипаж – 6 чел. Вооружение – одно 152-мм орудие М-10, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня – 75 мм. Двигатель – В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 250 км. Тираж – 434 шт.


Боевая масса – 26,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Л-11 (с 1941 – Ф-34), два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, башня – 45 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 370 км.

19 41

Боевая масса – 13,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: корпус и башня – 37 мм. Двигатель – дизель В-6, 300 л. с. Скорость по шоссе – 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 340 км. Тираж – 75 шт.


Боевая масса – 26 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 57-мм пушка ЗиС-4 (с 1943 – ЗиС-4М), два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, лоб башни – 52 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 300 км.

Боевая масса ~ 7 т. Экипаж – 2-3 чел. Вооружение – лёгкое орудие калибра 37-45 мм, 2 × 7,62-мм . Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 10 мм, башня – 20 мм. Двигатель – многотопливный четырехцилиндровый карбюраторный 1МА, 52-56 л. с. Скорость по шоссе – 20 км/ч. Запас хода по шоссе – 140 км. Тираж – 62 шт.

Боевая масса – 5,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб корпуса – 35 мм, борт – 15 мм, башня – 15 мм. Двигатель – ГАЗ 202. 70 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км. Тираж – 5920 шт.


Боевая масса – 9 ,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб 35-45 мм, башня – 35 мм, маска пушки – 65 мм, борт – 15 мм, корма – 25 мм, крыша, днище –10 мм. Двигатель – 2×ГАЗ 202. 140 л. с. Скорость по шоссе – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 350 км. Тираж – 8231 шт.

Боевая масса – 42,5 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Ф-34 , три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 40 мм, башня – 82 мм. Двигатель – дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 250 км. Тираж – 2769 шт.

Боевая масса – 11,6 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб корпуса – 45 мм, борт – 25 мм, башня – 35 мм. Двигатель – два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 360 км. Тираж – 85 шт.

Боевая масса – 46 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка Д5, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 60 мм, башня – 100 мм. Двигатель – дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 330 км. Тираж – 148 шт.

Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д5 и 3 пулемета . Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км. Тираж – 107 шт.

Боевая масса – 32 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета . Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, башня – 90 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 420 км.


Боевая масса – 46 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 122-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 120 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Двигатель – дизель В-2ИС, 520 л. с. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода – 220 км. Тираж – 3385 шт.


19 45

Боевая масса – 31,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 120 мм. Двигатель – В-44, 520 л. с. Максимальная скорость – 51 км/ч. Тираж – 1823 шт.

Боевая масса – 9,9 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 37-мм пушка, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса – 17 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – дизель Заурер VBLD 110 л. с. Скорость по шоссе 32 км/ч. Запас хода по шоссе – 160 км.

Бельгийские танки

Т-13

Т-15

Американские танки

Боевая масса – 32,5 т, экипаж – 5 человек, вооружение – 76-мм танковая пушка, 2 пулемета, один крупнокалиберный зенитный пулемет, бронирование – 38-63 мм, скорость по шоссе – 48 км/час. Тираж – 48071 штука.

Английские танки

Crusader

Боевая масса – 19,7 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 57-мм пушка, один 7,92-мм пулемет, один 7,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса и башня – 52 мм, борт – 45 мм. Двигатель – "Либерти III", 345 л. с. Скорость по шоссе – 48 км/ч. Запас хода по шоссе – 160 км.

Боевая масса – 7,62 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение: одна 40 мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб – корпуса – 16 мм, борт – 14 мм, башня – 4-16 мм. Двигатель – Meadows МАТ, 12-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, карбюраторный; мощность 165 л.с. Скорость по шоссе – 64 км/ч. Запас хода по шоссе – 224 км.

Матильда I

Боевая масса – 11,2 т. Экипаж – 2 чел. Бронирование: лоб и борт корпуса – 60 мм. Днище и корма 20 мм, крыша – 12 мм.. Борт корпуса – 60 мм. Вооружение: 1 × 7,7-мм или 12,7-мм пулемёт «Виккерс». Двигатель – V-образный 8-цилиндровый карбюраторный «Форд» 70 л. с. Скорость по шоссе – 13 км/ч. Запас хода по шоссе – 128 км. Тираж – 139 шт.

Матильда II

Боевая масса – 26,5 т, экипаж – 4 человека, вооружение – 40-мм пушка и 1 пулемет, броня – 40-78 мм, скорость по шоссе – 24 км/час. Тираж – 2987 штук.

Боевая масса - 16 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 40 мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет и один 7,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса – 60 мм, борт - 30-60 мм, башня - 65 мм. Двигатель - дизель AEC A190, 131 л. с. Скорость по шоссе - 24 км/ч. Запас хода по шоссе – 145 км.

Боевая масса – 68 т. Экипаж – 13 человек. Вооружение – одно 75-мм орудие, четыре пулемета. Бронирование: лоб корпуса – 30 мм, борт – 22 мм, башня – 37 мм. Два двигателя « Майбах» по 250 л. с. Скорость по шоссе – 13 км/ч. Запас хода по шоссе – 100 км.

Боевая масса – 5 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: 1 × 7,5-мм «Рейбель» m1931. Толщина брони: лоб корпуса – 13 мм, борт и корма – 5 мм. Двигатель – карбюраторный Reinstella 82 л. с. Скорость по шоссе – 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 200 км. Тираж – 123 шт.

D-2. Боевая масса – 20 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 47-мм пушка, два 7,5-мм пулемета. Толщина брони – 20-40 мм. Двигатель "Рено", 150 л. с. Скорость по шоссе – 23 км/ч. Запас хода по шоссе – 155 км.

Н-35 Боевая масса - 11,4 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 37-м м пушка, один 7,5-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 34 мм, борт - 34 мм, башня - 45 мм. Двигатель - "Гочкис", 75 л. с. Скорость по шоссе - 28 км/ч. Запас хода - 129 км

и R-35. Боевая масса - 9,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 37-м м пушка, один 7,5-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 32 мм, борт - 40 мм, башня - 45 мм. Двигатель - "Рено", 82 л. с. Скорость по шоссе - 19 км/ч, запас хода - 138 км.

Советский тяжелый танк КВ-85

Конструкторское бюро Н.Л. Духова, которого по праву можно считать основным автором могучего KB, продолжало напряженную работу по совершенствованию противоснарядного танка. В сжатые сроки КБ разработало ряд принципиальных решений, облегчивших массовый выпуск машин. Широко внедрялось броневое литье, упрощались стыковые соединения, технология изготовления отдельных узлов. Весной 1942 г, в Народный коммисариат вооружения с проектами установки 85-мм танковой пушки обратились ЦАКБ (В. Грабин), ОКБ № 8 им. Калинина и КБ завода № 92 под руководством В. Савина.


Советский тяжелый танк КВ-85


Советский тяжелый танк КВ-85

Все проекты были отклонены. Считалось, что переход на калибр 85 мм экономически неоправдан. Но после появления на фронте новых немецких
танков -Тигр» и «Пантера» интерес к орудиям калибра 85 мм проявился с новой силой. Осенью 1943 г. на базе танка KB-1 начинают выпускаться тяжелые танки с 85-мм пушкой улучшенной баллистики. Мощь огня это го орудия уравнивала новый танк с появившимися германскими танками - "Пантерами- и «Тиграми-. Машина получает индекс КВ-85. Первые КВ-85 собирались из задела корпусов танка КВ-1С. При установке новой башни на танк была расширена подбашенная коробка, а которой с трудом расположили увеличенный в диаметре погон танковой башни улучшенной формы.


Советский тяжелый танк КВ-85

Она была литая, имела больший диаметр опоры к увеличенную толщину брони. на крыше башни располагалась командирская башенка со смотровым прибором на откидной крышке. На крыше башенки имелся перископ, закрытый бронеколпаком, что значительно улучшало возможность наблюдения за полем боя и управление огнем L- Справа от башенки находился пюк для входа и выхода членов экипажа, слева от нее - ввод антенны. По оси крыши башни, в передней части, над пушкой, имелся колпак вентилятора. В задней части башни приварены поручни для десанта. В кормовой части башни установлен пулемет, в передней части корпуса - курсовой пулемет.

При этом гнездо для шаровой установки было заварено. Из-за нового размещения боеукладки и расширенного погона башни количество членов экипажа сократилось до четырех.


Советский тяжелый танк КВ-85

На надгусеничных полках задней части корпуса закреплены дополнительные топливные баки круглого сечения - по два бака на каждой полке. В передней части полок крепились запасные траки.


Советский тяжелый танк КВ-85

Производство новых пушек Д-5Т осуществлялось с большим трудом. Пушка оказалась достаточно сложной, и заводу не хватало его мощностей дли выпуска орудия сразу к трем типам танков - ИС-85. КВ-85. Т-34-85. Это не позволило наладить массовый выпуск КВ-85. Всего было выпущено 148 танков этого типа.


Советский тяжелый танк КВ-85

С первых дней Великой Отечественной войны тяжелые танки KB показали свою сипу и мощь в схватках с врагом. Они могли противостоять противнику, в несколько раз превосходящему их по численности. Генерал-лейтенант танковых войск, дважды Герой Советского Союза З.К. Слюсаренко вспоминал, что в батальоне тяжелых танков, которым он командовал, командир машины старший лейтенант А. Кожемячко за один день боя уничтожил 8 немецких танков, 10 вездеходов с автоматчиками и привел на буксире исправную вражескую машину. На броне KB танкисты насчитали около 30 вмятин от снарядов. Бывали случаи, когда танк получал до 200 попаданий и ни одной пробоины. Успехи боевого применения KB настолько встревожили гитлеровское командование, что осенью 1941 г. войска получили указанно не вступать в бой с советскими тяжелыми машинами. Против KB немцам приходилось применять 88-мм зенитные орудия и пушки больших калибров.


Советский тяжелый танк КВ-85

Немецкие конструкторы были вынуждены приступить к разработке для вермахта таких новых тяжелых танков, как T-VI - -Тигр- и T-VIB - -Королевский тигр-. Стремясь превзойти советские танки по бронированию и огневой мощи, они оснастили их 88-мм орудием и одели «Тигр- в броню толщиной 80-120 мм и «Королевский тигр" в броню толщиной 150- 100 мм в лобовой и 80 мм в бортовой части. Но и эти немецкие танки не смогли стать хозяевами полей сражений. Советские конструкторы, предвидя создание более мощных немецких танков еще в 1942 г.. наметили программу развития тяжелых боевых машин.


Советский тяжелый танк КВ-85

Одна из первых партий изготовленных танков была направлена для участия в боях на Курской дуге, где поля сражений были буквально покрыты сгоревшими фашистскими машинами. КВ-85 по праву считался лучшим танком начального периода Отечественной войны. Правда, выпускался он недолго. Недостаточная надежность трансмиссии, а также необходимость усиления броневой защиты обусловливали поиск новых решений.

Большая часть КВ-85 в составе гвардейских танковых полков прорыва попала на Южный фронт (2-го формирования), позже на 4-й Украинский фронт, где участвовала в освобождении Украины и Крыма.


Советский тяжелый танк КВ-85

Так как наша машина в целом не превосходила немецкие тяжелые танки, бои шли с переменным успехом. Результаты зависели преимущественно от подготовки экипажей противоборствующих сторон и от выбранной ими тактики действий. В 1942 г. над новой более тяжелой машиной в инициативном порядке работали два конструкторских коллектива - Н.Л. Духова и Ж.Я. Котина - это вариант танка КВ-13.

Задачей было разместить в малом заброневом пространстве тяжелого танка 122-мм пушку и снаряды более крупного калибра, при этом без увеличения массы и габаритов машины. Сведений о KB-13 в литературе имеется немного, он остался подвижной лабораторией, но решение этих сложных задач было найдено, что позвонило приступить в дальнейшем к разработке серии танков ИС.

__________________________________________________________________________________


Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"

Советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940-1943 гг. Индекс 85 означает калибр главного вооружения машины.

Данная боевая машина была создана конструкторским бюро опытного завода № 100 в мае-июле 1943 года в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». КВ-85 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 8 августа 1943 года и серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) до октября того же года включительно. Причиной снятия с производства послужил переход ЧКЗ на выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-1. Всего ЧКЗ построил 148 танков КВ-85, которые активно использовались в боевых действиях 1944 года. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944-1945 гг. До настоящего времени сохранились только один аутентичный КВ-85 и один более ранний опытный танк «Объект 238» (КВ-85Г).

История

Появление в конце 1942 - начале 1943 года нового немецкого тяжёлого танка «Тигр» сразу же сделало советский тяжёлый танк КВ-1 и его «скоростную» модификацию КВ-1с устаревшими. Непробиваемая немецкими танковыми и противотанковыми пушками в 1941 и начале 1942 года броня танка КВ не представляла для пушки «Тигра» особой трудности, а 76-мм пушка ЗИС-5, установленная на КВ, могла пробить только бортовую и кормовую броню «Тигра» с дистанций, не превышающих 200 м. В этих условиях были форсированы работы по созданию нового тяжёлого танка ИС для Красной Армии и образцов артиллерийского вооружения, которые могли поразить броню «Тигра». По итогам обстрела трофейного «Тигра» было выяснено, что на дистанции до 1000 м его лобовая броня пробивается снарядами 85-мм зенитной пушки образца 1939 года (52-К). Поэтому 5 мая 1943 года на заседании Государственного комитета обороны (ГКО) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед танковыми и артиллерийскими конструкторами были поставлены задачи о создании танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

За выполнение этого задания были ответственными Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина и Конструкторское Бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова. Каждый из этих коллективов старался провести свою конструкцию на вооружение, и их главы не раз посылали письма в вышестоящие инстанции с обвинениями в адрес «конкурентов» и ответами на них по тем или иным техническим или организационным вопросам. Тем не менее к 14 июня 1943 года оба коллектива представили для монтажа в опытные танки свои орудия. ЦАКБ создал 85-мм пушку С-31 на основе серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5 путём наложения на её люльку 85-мм ствольной группы. КБ завода № 9 применило свой проект самоходной 85-мм пушки Д-5С, затвор и подъёмный механизм к которой были позаимствованы от серийной 76-мм танковой пушки Ф-34.

К 20 июля 1943 года опытный завод № 100 построил два опытных танка КВ, оснащённых данными орудиями. Первым из них был «Объект 238», иногда называемый КВ-85Г. Эта машина полностью соответствовала техническому заданию - у танка КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 мм заменили 76-мм пушку ЗИС-5 на 85-мм орудие С-31 конструкции ЦАКБ. Вторым опытным танком был «Объект 239» или КВ-85, собранный в инициативном порядке конструкторами ЧКЗ и завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Поскольку в наличии имелась лишняя башня от нового танка ИС (корпус для неё ещё не был готов), то её поставили на шасси КВ-1с, увеличив диаметр нижнего погона на крыше боевого отделения со штатного 1535 мм до 1800 мм. Эта операция была довольно сложна технически, так как диаметр погона вообще превышал ширину крыши боевого отделения. Решение нашли в расширении подбашенной коробки за счёт приваривания цилиндрических броневых вставок под выступающие части погона. Поскольку второй пушки С-31 для вооружения «Объекта 239» не было, то его вооружили 85-мм пушкой Д-5Т конструкции КБ завода № 9. Вместе с двумя прототипами танка ИС, КВ-85 участвовал в заводских испытаниях, в которых КВ-85Г не принимал участие - всем было понятно, что последний их не пройдёт из-за крайней тесноты боевого отделения. Всего КВ-85 прошёл на испытаниях 284,5 км, средняя скорость движения составила 16,4 км/ч. Ввиду большой необходимости Красной Армии в новых танках эти испытания шли в зачёт как государственные и, не дожидаясь их итогов, ГКО 8 августа принял постановление № 3891 о принятии на вооружение КВ-85 и начале серийного выпуска данных танков на ЧКЗ. Спустя несколько дней первые серийные КВ-85 уже покинули сборочные линии ЧКЗ.

Пушка Д-5Т также продемонстрировало своё преимущество над С-31 на испытаниях с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском полигоне. В данных испытаниях принимали участие все четыре опытные машины - два прототипа ИС, КВ-85 и КВ-85Г. Д-5Т меньше вибрировала после выстрела, не имела громоздких уравновешивающих грузов, обладала меньшими габаритами, прочностью и лёгкостью в обслуживании. Однако платой за это стало применение в её конструкции многих мелких деталей с высокими требованиями к их допускам и механической обработке. Как следствие, Д-5Т выпускалась небольшими сериями. Изначально пушка Д-5Т монтировалась на танки Т-34-85 постройки только завода № 112 «Красное Сормово». Однако в башне танка Т-34-85 она занимала много места, довольно сильно затрудняя работу заряжающего, не позволяла расположить в башне дополнительного 3-го члена экипажа, была дороже, чем пушка С-53, что не позволило впоследствии монтировать её на все новые средние танки Т-34-85, для которых пришлось создать более технологичную и компактную 85-мм пушку С-53, а впоследствии её доработанный вариант ЗИС-С-53 с идентичной баллистикой.

Производство

Первый серийный танк типа КВ-85 был собран на опытном заводе № 100, остальные 147 танков построил ЧКЗ. При постройке первых машин применялся задел бронекорпусов для КВ-1с, поэтому отверстия для шаровой установки курсового пулемёта пришлось заваривать, а в подбашенной коробке делать вырезы под расширенный погон башни. У машин последующих серий в конструкцию бронекорпуса были внесены необходимые изменения. КВ-85 находился в производстве на ЧКЗ три месяца, с августа по октябрь 1943 года. В августе было сделано 22 танка, в сентябре - 63 танка, в октябре - 63 танка. Малый объём поставок 85-мм пушки Д-5Т и большая потребность в ней для вооружения новых танков ИС-1 и Т-34-85 привели к тому, что в августе выпуск КВ-85 вёлся параллельно с КВ-1с, а в ноябре 1943 года наивысший приоритет был присвоен выпуску танка ИС, и КВ-85 был совсем снят с производства.

Описание конструкции

КВ-85 по своей сути являлся переходной моделью между танками типов КВ-1с и ИС-1. От первого КВ-85 полностью взял ходовую часть и большое количество деталей бронекорпуса, а от второго - башню с орудием. Изменения касались только бронедеталей подбашенной коробки - у КВ-85 они были сделаны заново для размещения новой и более габаритной по сравнению с КВ-1с башни с погоном 1800 мм. Танк имел классическую компоновку, как и все другие серийные советские тяжёлые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель раполагался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое совмещало среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм размещались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность соприкосновения нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало её заклинивание при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка. Поскольку установка более крупной по сравнению с КВ-1с башни не позволила расположить в отделении управления стрелка-радиста, то он был вообще удалён из состава экипажа. Отверстие в лобовой части под шаровую установку курсового пулемёта заваривалось, а сам пулемёт монтировался справа от механика-водителя в неподвижной установке. Неприцельный огонь из него вёл механик-водитель путём нажатия на гашетку электроспускового механизма расположенным на одном из рычагов управления. Такое конструктивное решение перешло на последующие советские тяжёлые танки ИС, а впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вынуждены были вовсе отказаться. Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа происходили через люки в башне: круглый двустворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также был оборудован днищевым люком для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Главным вооружением КВ-85 являлась 85-мм танковая пушка образца 1943 года (Д-5) . Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс размещалась на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от -5 до +25 град., при фиксированном положении башни она была способна наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел происходил посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 70 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На КВ-85 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3276 патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и применять вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда вооружался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Двигатель

КВ-85 оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л. с.) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-85 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л размещались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оборудовался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

Танк КВ-85 оборудовался механической трансмиссией, в состав которой входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
-два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
-два бортовых планетарных редуктора.
Все приводы управления трансмиссией - механические.

Ходовая часть

Ходовая часть танка КВ-85 полностью идентична аналогичному узлу танка КВ-1с. Подвеска машины - индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (600 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы - винтовой, каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 608 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-85 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

Электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-электроспуск пушки;
-средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы - стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Для ведения огня из танковой пушки и спаренного с ней 7,62 мм пулемета наводчик-оператор КВ-85 располагал двумя прицелами. Телескопический прицел 10Т-15 имел увеличение х2,5 и поле зрения 16 градусов. Перископический прицел ПТ4-15 так же обладал увеличением х2,5. Телескопический прицел 10Т-15 мог быть заменен на шарнирный телескопический прицел ТШ-16 с увеличением х4. Для ведения огня с закрытых позиций в танке был боковой уровень. Для прицеливания наводчик применял электропривод поворота башни и ручной механизм вертикального наведения. Для производства выстрела у пушки был электроспуск. Дальность эффективного огня по целям типа «танк» - 1-1,5 км. Дальность прицельной стрельбы по характеристикам прицелов - 5 км. Командир для поиска цели и наблюдения за местностью применял поворотный перископический наблюдательный прибор МК-4, дающий сектор обзора 360 градусов. Дальность распознавания цели типа «танк» - 1-1,5 км. В качестве запасного средства командир имел 6 визирных щелей по периметру командирской башенки. Кормовой пулемёт ДТ из которого вел огонь командир мог комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с увеличением х4. Заряжающий танка КВ-85 имел в своем распоряжении поворотный перископический наблюдательный прибор МК-4, который давал практически круговой обзор. Из за низкого его размещения сектор его обзора закрывала командирская башенка и головка прицела ПТ4-15. Помимо этого в правом и левом бортах башни были визирные щели - по одной на борт. Механик водитель вел наблюдение через один (на некоторых танках два) перископический наблюдательный прибор МК-4 и визирную щель в люк-пробке размещённой в центре верхней лобовой плиты корпуса. При вождении танка в походных условиях люк-пробка выдвигался наружу и механик вел наблюдение непосредственно через проем люка. Для освещения местности в темное время суток рядом с люк-пробкой справа установлена фара.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 9Р (или 10Р, 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты производилась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах, для их смены применялся другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис разрешало вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

ТТХ

Размеры

Длина корпуса, мм: 6900
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8490
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 2830
-Клиренс, мм: 450

Бронирование

Тип брони: гомогенная катаная средней твёрдости, литая башня
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 40/65 град. и 75/30 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 75/?30 град.
-Борт корпуса, мм/град.: 60
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/35 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 75/цил.
-Днище, мм: 20-30
-Крыша корпуса, мм: 30
-Маска орудия, мм/град.: 100
-Борт башни, мм/град.: 100/15 град.
-Крыша башни, мм: 40

Вооружение

Калибр и марка пушки: 85-мм Д-5Т
-Длина ствола, калибров: 52
-Боекомплект пушки: 70
-Углы ВН, град.: -3…+23 град.
-Углы ГН, град.: 360 град.
-Прицелы: СТ-10, панорама Герца
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя: V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель
-Мощность двигателя, л. с.: 600
-Скорость по шоссе, км/ч: 42
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
-Запас хода по шоссе, км: 330
-Запас хода по пересечённой местности, км: 180
-Удельная мощность, л. с./т: 13,0
-Тип подвески: торсионная индивидуальная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,79-0,80
-Преодолеваемый подъём, град.: 40 град.
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,7
-Преодолеваемый брод, м: 1,6

Танк создан на базе КВ-1С в связи с задержкой отработки ИС-1. На нем установлена, разработанная для ИС-1 башня с увеличенным погоном, усиленным бронированием и 85-мм пушкой Д-5. Пушка была установлена на цапфах в лобовой части башни и прикрыта броневой маской. Новая машина стала очередным шагом на пути создания тяжелого танка, резко отличающегося от среднего не только более мощным бронированием, но и вооружением.

Установка новой пушки потребовала изменить боеукладку, боекомплект уменьшился до 70 снарядов. Вместо лобового пулемета в шаровой установке справа от водителя был установлен неподвижный курсовой пулемет, неприцельный огонь из которого вел механик-водитель. Это позволило исключить из состава экипажа стрелка-радиста. Рядом с местом командира устанавливалась радиостанция. В связи с тем, что танк являлся своего рода "переходной моделью", выпуск его продолжался сравнительно недолго. Всего было выпущено 130 единиц КВ-85.

К 1943 г. 76-мм орудие, являющееся основным оружием советских боевых машин, уже не в полной мере отвечало предъявляемым требованиям. К тому же у противника появились тяжелые машины, оснащенные мощными орудиями крупного калибра. Вопрос о перевооружении КВ требовал срочного решения. Постановление ГКО предписывало представить новые танки на испытания к июлю 1943 г.

К этому времени были созданы и новые танковые артсистемы: Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под руководством В.Г. Грабина спроектировало 85-мм пушку С-31, КБ Артиллерийского завода №9 в Свердловске, возглавляемое Ф.Ф. Петровым создало 85-мм орудие Д-5Т. В июле на базе КВ-8С изготовили два танка, вооруженных новыми артиллерийскими системами.

На первом из них в штатной башне КВ-1С установили орудие С-31 (иногда называют КВ-85Г). На втором, на расширенном погоне установили башню опытного "объекта 237" (прототип танка ИС). В августе обе машины прошли сравнительные испытания. Следует отметить, что вместе с КВ на испытания вышли две машины "объект 237", также вооруженные этими двумя системами. По результатам был принят на вооружение и пошел в серию КВ-85. У КВ-85Г боевое отделение оказалось слишком тесным для такой пушки, а танки ИС (237-е) требовали времени для доводки и постановки в производство.

Между тем, потребность в новых машинах была огромной. 8 августа 1943 г., еще до окончания цикла испытаний, было принято решение о начале серийного производства КВ-85. В середине августа из ворот завода вышли первые серийные танки. Но их выпуск продолжался недолго. Уже в октябре того же года Челябинский завод переключился на танки ИС, практически по всем параметрам превосходящие КВ. Всего за недолгое время выпуска было изготовлено 148 КВ-85.

Танк представлял фактически модернизированный КВ-1С. Была установлена новая башня с комплексом вооружения. Погон башни пришлось значительно увеличить, что "съело" место стрелка-радиста. Экипаж уменьшился на одного человека. Курсовой пулемет был установлен справа от механика-водителя в неподвижной бронировке. Кнопка спуска находилась на рычаге управления, огонь из пулемета вел механик-водитель. Радиостанцию перенесли в башню. На месте стрелка-радиста разместили часть боекомплекта и дополнительный топливный бак.Основным вооружением танка была 85-мм Д-5Т-85 со скорострельностью до 8 выстр/мин. К пушке подходили стандартные боеприпасы для 85-мм зенитной пушки образца 1939 г.

Танки КВ-85 поступали на вооружение гвардейских танковых полков прорыва.

В основном из-за небольшого количества выпущенных машин танк особо не прославился в боях. Наряду с другими машинами, КВ-85 решал задачи прорыва позиций противника, боролся с бронетехникой (при грамотном использовании - даже с новейшими немецкими тяжелыми танками, которым к тому времени формально уступал по основным боевым параметрам). Первый полк, оснащенный КВ-85, попал на фронт уже в первых числах сентября 1943 г. в ходе боев по освобождению левобережном Украины.

Всего, согласно приказу НКТП № 530 от 7 сентября 1943 г., промышленностью должно было быть отгружено 63 КВ-85 в сентябре и 63 в октябре, после чего их выпуск планировалось прекратить в пользу танка ИС. Но по отчету наркомата заказчику было сдано 148 танков КВ-85, выпускавшихся параллельно с KB-1С. Лишь в декабре выпуск последних машин семейства KB был прекращен.

КВ-85 явился своеобразным переходным звеном от тяжелых танков довоенной разработки к мощным машинам ИС, пришедшим им на смену.

Тактико-технические характеристики

КВ-85 КВ-2 с
"большой башней"
КВ-2 с
"пониженной башней"
Боевая масса, т
Экипаж,чел.
Длина корпуса, мм
С пушкой вперед, мм
Ширина, мм
Высота по крышу башни, мм
Клиренс

Вооружение

Пулемет

Зх7,62-ммДТ

4 х 7,62-мм ДТ

Пушка

85-мм Д-5Т-85 Обр.43 г.

152,4-мм М-10 обр. 1938/40 г.

152,4-мм М-10 обр. 1938/40 г.

Боекомплект:

снарядов
патронов

Бронирование, мм:

лоб корпуса
борт корпуса
крыша
башня
Двигатель
мощность, л. с.
Макс.скорость по шоссе, км/ч
Запас хода по шоссе, км

За неполных четыре года пока танки KB находились в производстве, конструкторы КБ Ж. Я. Котина разработали более 20 моделей этих машин. Из них серийно выпускались: КВ-1, КВ-2, КВ-8, КВ-1С, КВ-85 и KB-14 (СУ-152) В боях на фронтах Великои Отечественной воины участвовали более 4000 танков КВ.

Производство танков КВ в Челябинске в 1941 - 1943 годах
(на основе годовых отчетов Челябинского Кировского завода)

Тип
танка

КВ-1*
КВ-1
КВ-8
КВ-1С
КВ-8С
Итого
за месяц
КВ-1 С
КВ-8С
КВ-85
Итого
за месяц
* До середины октября 1941 года выпускались танки с 76-мм пушкой Ф-32.
** Часть танков с бензиновыми двигателями М-17.
Из них 10 танков с бензиновыми двигателями М-17.
*** Огнеметные танки с корпусом КВ- 1С и башней от КВ-8.

Основные модификации тяжелого танка КВ и машин на его базе

  • КВ - опытный тяжелый танк (1939 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-11 и 2 пулемета ДТ, выпущена 1 машина;
  • КВ-2 - опытный танк (1940 г.). Вооружение: 152.4-мм гаубица М-10 образца 1938 года и 2 пулемета ДТ, выпущено 3 машины;
  • КВ-1 - тяжелый танк (1940-1941 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-11 и 4 пулемета ДТ (в 1941 году выпускались модификации танка с карбюраторным двигателем М-17Т);
  • КВ-2 - тяжелый танк (1940-1941 гг.). Вооружение: 152,4-мм гаубица М-10 образца 1938-1940 гг. и 4 пулемета ДТ, выпущено около 100 машин;
  • КВ-3 (объект 150) - тяжелый танк с усиленным бронированием (1940 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-32 и 3 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • КВ-1 - тяжелый танк (1941-1942 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-32 (или ЗИС-5) и 4 пулемета ДТ (выпускались модификации танка с экранированной броней корпуса и башни);
  • КВ-3 (объект 220) - тяжелый танк (1940-1941 гг). Вооружение: 85-мм танковая пушка Ф-30 или 76.2-мм пушка Ф-32 и 3 пулемета ДТ3 выпущено 2 опытных образца;
  • ЭКВ - тяжелый танк с электромеханической трансмиссией (1941-1944 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-32 и 4 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • КВ-222 (объект 222) - тяжелый танк с усиленным бронированием (1941 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 4 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • КВ-6 - тяжелый танк (1941 г.). Вооружение: танковая пушка Ф-32 калибра 76,2-мм, 3 пулемета ДТ и огнемет на 15 огневых выстрелов;
  • КВ-7 - тяжелый танк (1941-1942 гг.). Выпущено два варианта танка, отличавшихся установкой вооружения.
    Первый вариант - две 45-мм танковые пушки образца 1932-1938 гг. и одна 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5, размещенные в неподвижной бронированной рубке в одной маске, и 3 пулемета ДТ.
    Второй вариант - две танковые пушки ЗИС-5 калибра 76,2 мм, размещенные в неподвижной бронированной рубке в одной маске, и 3 пулемета ДТ;
  • КВ 1с - тяжелый танк (1942-1943 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5 и 3 пулемета ДТ;
  • КВ-8 - тяжелый огнеметный танк (1941-1942 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934-1938 гг., огнемет АТО-41 и 4 пулемета ДТ;
  • КВ-8с - тяжелый огнеметный танк (1942-1943 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934-1938 гг., огнемет АТО-42 и 3 пулемета ДТ;
  • КВ-9 - тяжелый танк (1941 -1942 гг.). Вооружение: 122-мм гаубица М-30 (У-11) и 4 пулемета ДТ, выпущено 10 машин;
  • КВ-1к - тяжелый ракетный танк (1942 г) Вооружение: 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5, три пулемета ДТ и четыре 82-мм реактивных снаряда в бронированных коробах на надгусеничных полках, выпущены опытные образцы;
  • КВ-12 - тяжелый химический танк (1942 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5, два пулемета ДТ и установка с резервуарами для боевых отравляющих веществ, выпущен опытный образец;
  • КВ-13 - универсальный средний танк с параметрами тяжелого танка (1942 г.). Вооружение 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5 и пулемет ДТ. выпущено 2 образца, которые отличались конструкцией башни и ходовой части;
  • КВ-85Г - тяжелый танк (1942 г.). Вооружение 85-мм зенитная пушка С-18 и 3 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • КВ-14 (СУ-152) - тяжелая самоходно-артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 152.4-мм пушка-гаубица МЛ-20, выпущена 671 машина;
  • КВ-85 - тяжелый танк (1943 г.). Вооружение: 85-мм танковая пушка Д5 и 3 пулемета ДТ, выпущено 143 машины.