Лесной прадедушка (рассказы). Лесной прадедушка (рассказы) Подготовка к чтению

Открытый урок по чтению 2 класс «Живое слово» Романовская

Г. Скребицкий «Передышка»

Цель: 1. Формировать навык осознанного, выразительного чтения

2. Развивать умение мыслить, выражать свою мысль, выделять главное.

Нравственная проблема

3. Воспитывать любовь к природе

4. Развивать речь через словарную работу, обогащать ее синонимами.

I подготов п\в

Каких известных писателей, описывающих природу, вы знаете?

Бианки, Пришвин, Чарушин, Мамин- Сибиряк, Паустовский…

Какие это люди?

Наблюдательные, внимательные, любящие природу…

Сегодня мы пополним список этих людей. Г.Скребицкий «Передышка»

II подготов п\в

В тексте вам встретятся слова:

ВЯЗАНКА ХВОРОСТА

ДРОГИ
ПРОТАЛИНЫ
СТОРОЖКА

Послушайте произведение и скажите о чем оно?

Чтение учителем текста

III Снятие п\в

Так о чем это произведение?

О березе, о плохом поступке детей

Давайте это обсудим, но сначала определим жанр этого произведения?

Это рассказ- небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность событий, малое число действующих детей.

IV Анализ

Прочитаем комбинированно I часть

О чем прочитали?

Как выглядела береза, где она росла, что сделали ребята

Перечитайте отрывок на с.94

(1,2 абзац).

Где она росла?

Какие слова усиливают представление о жаре, заставляют почувствовать жару, пекло?

Солнце печет, жара, конца- краю нет

Как назвали место, где росла береза? С. 94

Посидели ребята…

А здесь какие слова усиливают состояние сырости, холода? С.96

Кругом неуютно…

На сколько логических частей можно разделить эту часть?

2 части: 1 часть-описание дерева, 2 – поступок ребят

Давайте озаглавим эти отрывки

  1. Береза- спасительница
  2. Костер под деревом

Комбинированное чтение II части

О чем узнали из этой части?

Как погибла береза

Но вот и зима…

Как озаглавим?

Гибель березы.

Комбинированное чтение III части

О чем эта часть рассказывает?

Перечитайте, как ребята осознали свою ошибку?

С. 98 III часть 1 абзац, 3 абзац

Как озаглавим?

Ошибка исправлена

Итак, что у нас получилось? (читаем план)

Перед нами кратко изложена вся жизнь березы. Попробуем это понять.

Найдите описание березы ЛЕТОМ с.94

ВЕСНОЙ С.96

ОСЕНЬЮ С.96

ЗИМОЙ С.97

РИСУНКИ

Зеленая, развесистая

Нарядная, клейкие листы

Желтая, золотые листья

Нежно- розовая на синем фоне

Найдите описание березы в конце истории. С.97

(И только Передышка…) Сухая, спиленная на дрова

Почему так трагически закончилась жизнь дерева?

Безжалостное, необдуманное отношение людей

Посмотрите, как противопоставлены картины друг другу.

Какой была береза в начале этой истории?

Развесистая…

А какой она стала?

Сухой, спиленной на дрова

С.98 остался только пень…

В чьей-то печи она отдаст последнее тепло людям, которые с ней жестоко обошлись, хотя сами того не предполагали.

С какой целью ребята разжигали костер?

Погреться, поесть картошки

Перескажите, почему место назвали «Передышкой»? С.94

Это имя. Он рассказывает о ней, как о живой.

На этом история заканчивается? Все, березка погибла?

Нет

Ребята осознали всю трагедию, признались и попытались исправить

Можно ли сказать, что ребята исправили ошибку?

Нет. Жизнь Передышке уже не вернуть

Почему же место по-прежнему назвали Передышкой?

По привычке, в память о березе

Объясните мне глубокий смысл названия «Передышка». От какого слова образовалось?

Отдых, дыхание

Передышка- это не только место отдыха, это история одного дерева, имя которому Передышка. Дерева, которое давало людям надежду, спасало от жары.

А что бы вы хотели мне сказать, что говорит ваше сердце?

Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет ее смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью. Порой жестокость, глупость и невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Какой отрывок вам хотелось бы мне пересказать? Почему?

Итог

Зачем в нашем учебнике поместили этот рассказ? Что мы должны понять?

Мы- часть природы и должны заботиться о ней, любить и беречь. Достаточно обойти школу и увидеть жестокое обращение с березой и сиренью (качаются, ломают, царапают). Деревья кричат от боли и медленно погибают, а мы не слышим, лишь потом удивляемся, почему они погибают. А к березе у русского человека особое отношение. Береза- символ России. Ни в одной стране мира не растет столько берез, как в России.

Я хочу закончить урок стихами Вс. Рождественнского «Березка»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

Так аисты целые дни по очереди кормили птенцов. А когда те подросли и стали ещё прожорливее, тут уж оба родителя начали вместе летать и добывать детям корм.

Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез. Что с ним случилось, неизвестно: может, его убили, а может, и сам от чего-нибудь погиб.

Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Птенцы стали уже совсем большими. Их было трое, и они требовали очень много еды.

Как только начинало светать, аист уже спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту.

Так он трудился до позднего вечера.

Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.

Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и видим, что все три аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть. А аиста около гнезда нет. Значит, на болоте лягушек ловит.

Что, если попробовать их рыбой покормить? - предложил мой товарищ.

В тот же миг мы залезли на дерево. Увидев нас, аистята заволновались, засуетились, чуть из гнезда не попадали.

Но вот один из них заметил в руках у меня рыбёшку. Аистёнок потянулся к ней, схватил клювом и проглотил. Другие сейчас же последовали его примеру.

Мы отдали аистятам всю нашу рыбу, слезли с дерева и тут только увидели старого аиста. Он поспешно подлетел к гнезду и стал беспокойно осматривать, всё ли там в порядке.

С этих пор мы каждый день начали кормить аистят: ловили специально для них рыбок и лягушек.

Аистята очень быстро смекнули, в чём дело. Как только мы влезали на дерево, они все разом тянули к нам из гнезда свои длинные шеи и раскрывали рты, прося, чтобы мы их накормили.

Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. И тут нам от них просто житья не стало - аистята не давали нам проходу. Стоило только показаться на дворе, как они слетали с гнезда и опрометью бросались к нам, требуя еды.

А взрослый аист как будто понял, что и без него дело обойдётся: все реже и реже приносил детям корм. Большую часть дня он или бродил по болоту, поедая лягушек, или дремал на дереве возле гнезда. Аист дремал на дереве, а в это время аистята гонялись за нами по двору, требуя еды.

Однажды они увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами и вовсе забыли про нас. С этого дня они каждое утро стали летать на болото - охотиться за лягушатами и другой добычей.

Лето кончалось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда - наверное, примкнули к какой-нибудь стае, и мы уже начали забывать о своих питомцах.

Но вот как-то раз идём мы с рыбной ловли домой. Смотрим - по лугу разгуливает стая аистов. Заметили нас, насторожились - сейчас полетят. Вдруг видим - от стаи отделяются три аиста и направляются прямо к нам.

Да это же наши аистята! - обрадовались мы и начали манить их рыбой.

И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам, захлопали крыльями, засуетились - так и хватают рыбу из рук! Схватит рыбёшку клювом, подбросит вверх, перехватит поудобнее и проглотит, а потом от удовольствия даже голову на спину закинет и клювом защёлкает.

Наши аисты рыбу из рук едят, а вся стая издали смотрит. Шеи вытянули, глядят - ничего, видно, понять не могут.

Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись. А мы домой пошли.

Больше мы их не видели.

Холодно стало. Улетели они на тёплый юг.

БЕЛАЯ ШУБКА

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.

Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим - посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны - одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Подошли мы к кусту, смотрим что-то под ним белеет, а что - сквозь частые ветки и не разберём.

Раздвинул я ветки, гляжу - заяц, белый-белый, как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся.

Кругом всё серое и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.

Вот почему он воронам на глаза попался - оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!

Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цоп его за уши - и вытащил из-под куста!

Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим - одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.

Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу не скоро его заметишь.

Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, - сказал нам однажды папа.

Так мы и сделали - отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.

Вот когда ему белая шубка пригодилась!

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я - к ней на голос. А она замолчит и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!» - но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла - может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день — солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути, у самой дороги, росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы ни шёл из леса в деревню или обратно, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж бывало заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит — для всех берёза посреди поля служит местом отдыха.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанкой хвороста. Дошли они до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил; «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Наломали сухих палочек из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит: ветром огонь задувает.

— Постойте! — кричит один мальчуган. — Тащите- ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору с дерева пообдирали. А между корнями выжгли большую чёрную дырку — настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом: и поля, и леса — засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И когда утром солнце вставало, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по- прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна — снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи. Запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер обломал у неё сухие ветки и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

«Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки», — говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилой, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним — чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже пошли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

— У кого же это, — говорит, — хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали...

Стыдно стало ребятам. Вот ведь что они наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику. Тот покачал головой.

— Ну, — говорит, — что было, того не воротишь, а теперь надо вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

— А вот как, — сказал старик. — Осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

В рассказе несколько главных героев. Это дети, лесник. Отнесём к основным «персонажам» рассказа и березку, растущую в поле. По сюжету рассказа, от деревни до ближайшего леса было не близко, и дорога к лесу шла через поле. В жаркий день тяжело было бы путникам идти под палящим солнцем по этой дороге, и если бы не березка, растущая на середине пути к лесу, то людям пришлось бы совсем тяжко. Все идущие в лес и обратно останавливались отдохнуть в тени березы. Со временем березка получила свое имя – «Передышка».

По осени шли мимо Передышки ребята и остановились отдохнуть. Было холодно, и они попытались разжечь костер, но ветер мешал им это сделать. Тогда дети разожгли костер прямо у корней березы, где было углубление, защитившее огонь от ветра. Понравилось им так делать и всю осень они жгли костер у корней березы. А по весне выяснилось, что береза не выдержала огня и засохла. Со временем и засохшую березу мужики спилили на дрова, только широкий пень остался. Негде было теперь путникам укрыться от жары.

Но однажды мимо пня вместе с ребятами проходил лесник и ребята ему рассказали, что случилось с березой. Лесник быстро придумал решение – посадить осенью вдоль дороги кусты и молодые березки. Это ребята по осени и сделали под руководством лесника. И теперь вдоль дороги стало расти много кустов и деревьев, укрывающих путников от палящего солнца. А широкий пень от погибшей березы использовали для отдыха. А у места этого осталось прежнее название — «Передышка».

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа в том, что к природе надо относиться бережно и тогда природа отплатит людям добром. Дети погубили березу, но сделали они это не с целью погубить, а по незнанию. И здесь большая доля вины лежит на взрослых, которые не объяснили ребятам, что нельзя жечь костер вблизи корней деревьев.

В рассказе мне понравился лесник — человек деятельный. Никто, кроме него не позаботился о том, чтобы разрешить ситуацию и сделать путь от деревни до леса комфортным для путников.

Какие пословицы подходят к рассказу Скребицкого «Передышка»?

Не мудрено дерево сгубить, а мудрено лес вырастить.
И у березы слезы бегут, когда с нее бересту дерут.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Кто дерева не сажал, тому в тени не отдыхать.
Погубить легко — а вырастить трудно.

Цель:

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения; выборочное чтение, словесное рисование картин; расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы:

  • словесный – беседа;
  • наглядный – картины, схемы;
  • практический – наблюдение, анализ, чтение;
  • частично-поисковый, проблемный;
  • стимулирующий – загадка живого дерева.

Оборудование: учебник; рисунки; картина “ Березовая роща”; береза с листьями (заданиями); схема – признаки рассказа; дополнительные тексты; запись “ Звуки леса” , “Во поле береза стояла”.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об отношении человека к тому, что нас окружает. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, прочитав анограммы:

Природа и человек – единое целое.

Красотой природы восхищались поэты, художники. Посмотрите картину Левитана “ Березовая роща”. Представите, что мы в этой роще, вслушайтесь в голоса леса. (Звучит музыка.)

Исаак Ильич Левитан сказал о природе:

“ Природа не терпит ничего безобразного и его в ней нет. Посмотрите рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. ”

“ Входить в лес и гладить ладонью древесные насаждения, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое. А лиственный покров лопочет зелеными листьями.” (Сладков)

Если верить сказке, то в каждой роще среди других деревьев растет особенное живое дерево. Если кому повезет увидеть сказочное дерево, да еще услышать какое волшебное слово произнесут его листочки, тот завладеет великой тайной.

Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя эту тайну живого дерева.

2. Работа с текстом.

Всегда ли человек относится к природе с любовью и вниманием?

Георгий Алексеевич Скребицкий посвятил свою жизнь изучению природы, работая биологом – исследователем в заповедниках.

(Биология – наука о живой природе. Заповедники – участки земли охраняемые государством.)

О наблюдениях Скребицкий рассказывает в своих произведениях. С одним произведением Георгия Алексеевича мы познакомились на прошлом уроке. Оно называется Передышка”. Дома вы должны были прочитать это произведение, ответить на вопросы к тексту.

– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ.) – Докажите.

Признаки рассказа:

  • повествовательность,
  • (схема) небольшой объем,
  • небольшое число героев, описание одного эпизода.

– Почему рассказ называется “ Передышка”? (Прочитайте.)

Скребицкий к многим своим рассказам сам сочинял стихи.

Послушайте стихотворение к рассказу “ Передышка”.

Она стоит от всех в сторонке
Здесь на высоком бугорке
Зеленых веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя от леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть
Ее прозвали “ Передышкой”
Передохнул – и дальше в путь.

(Береза – это дерево с мелкими листочками и белой корой. Ствол березы даже в самый жаркий день остается прохладным. Это объясняется тем, что белый цвет хорошо отражает жаркие солнечные лучи.)

– Какие еще слова вы бы использовали для описания березы? (Белоствольная, в белом платьице, веселая.)

Ребята решили отдохнуть у березы. Как описывает автор, что вокруг было по-осеннему неприютно? (Прочитайте.)

Знакомство со значением слов:

Жнивье – нижняя часть стеблей зерновых культур, оставшаяся на корню после уборки урожая.

Ботва – наземная растительная масса овощных корнеплодов.

– Чем закончился отдых ребят у березы? (Решили развести костер между корнями березы, картошку испечь в золе.) Зола – остаток образующийся при сгорании.

Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза в это время года? (Ветви обледенели, покрылись инеем; береза казалась нежно-розовой.)

– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, сухие ветви, крючковатые сучья.)

– Какие картины противопоставлены в рассказе? (Все кругом зацвело; только передышка не покрылась листвой.)

– Почему? (Березка засохла; у корней чернела обугленная дыра.)

(На дрогах – длинная телега без кузова.)

– “ У кого это хватило совести Передышку сгубить? ” – спросил лесник

– Когда говорят “ хватило совести” ? (Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. У кого хватило совести / не постыдились, не постеснялись/.)

– Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

– Как они решили исправить ошибку?

– Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? Что горько напоминает о старой Передышке?

Художник Яровой нарисовал иллюстрации к рассказу “ Передышка”.

– Сравните – какой была береза, какой стала.

– Могла ли эта березка оказаться тем самым живым деревом из сказки?

Она погибла, а ребята так и не узнали заветного слова.

3. Физминутка. Давайте вспомним нашего доброго знакомого деревянного человечка – Буратино, он тоже искал заветное дерево, искал свой золотой ключик. Он предлагает нам намного отдохнуть.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, здесь он ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать на носочки надо встать.

Буратино отправляется искать свой золотой ключик, а мы продолжаем искать ключ к живому дереву.

4. Березу, которую погубили ребята возвратить к жизни невозможно. Чтобы защищать природу – надо ее знать. Что мы знаем о березе?

Береза – название свое получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “Бер” означающий светлый, ясный, белый. Именно от “Бер” и образовалось сначала берза, а потом береза.

Береза – это лиственное дерево. В нашей стране насчитывается около 40 видов березы. Кора их обычно белая, но есть виды с различной окраской коры. Береза растет очень быстро, светлолюбива, морозостойка.

Белоствольная с развивающими по ветру зелеными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали березу. Ее березоньку кудрявую украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы. Сколько песен сложено о березе, сколько посвящено ей белоствольной красавице стихов, сколько написано картин.

(Исполняется песня “ Во поле береза стояла”, хоровод.)

Прокофьев. Стихи.

Люблю березу русскую, то светлую, то грустную
В белом сарафанчике с платочками в карманчиках
С красивыми застежками, с зелеными сережками
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую
Люблю березку русскую; она всегда с подружками
Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится.

Береза, которую назвали “ Передышкой” погибла. Давайте попробуем представить, что может ждать человека, если погибнет природа?

Что чувствовала береза, погибая от руки человека, что может чувствовать дерево?

(Послушайте разговор рябины и дуба.) Сценка “ Дуб и рябина” Сладков.

– Ой рябина – рябинушка, что взгрустнула ты?

– Была я, дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.

– Что ты, рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали, камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

Природа давно сдалась на милость человеку. А мы губим красоту, которая нам нужна и необходима. (Чтение дополнительного текста.)

Миллионы лет потребовалось природе, чтобы создать самое крошечное и простенькое живое существо. Человеку потребовалось всего 200 лет, чтобы навсегда стереть с лица земли 140 видов птиц, 106 видов зверей и еще 600 видов поставить на грань полного истребления.

Георгий Алексеевич Скребицкий, говоря о судьбе “ Передышки”, обращает внимание на судьбу природы, на наше отношение к ней.

Родная природа. Вглядитесь в нее поглубже, вслушайтесь, поймите ее язык, в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручейков. Что может быть прекраснее всего этого.

Чтение высказываний о природе.

– Говорят у природы нет цели. А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.

– Солнце, чистый воздух и вода – счастье. Зелень лесов и полей – счастье.

– Природу и красоту нужно беречь. Нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.

– Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясен красотой своей планеты. Такой создала ее для нас природа. И мы такой должны ее сохранить.

5. Итог урока.

Подводя итог урока, скажите:

– С каким произведением мы познакомились?

– Что нового узнали?

– Какой вывод мы могли бы сделать?

Посмотрите на ваши рисунки, в них ваше отношение к природе.

Перед вами выставка книг Скребицкого о природе. Прочитав их, вы можете узнать много интересного.

На календаре поздняя осень, а в наших краях уже зима. Давно прошло время листопадов. О чем могли рассказать листочки? Давайте обратимся к нашей березке, может она поможет открыть нам тайну живого дерева.

(На листочках.) :

Лес – украшает нашу землю.
Лес – хранит влагу.
Лес – останавливает жаркие ветры.
Лес – очищает воздух от пыли.
Лес – это дом для зверей и птиц.

Давайте, каждый мысленно прикоснемся к живому дереву. Оно обнимет вас своими ветвями, дохнет своим зеленым духом и пока будут светиться прекрасным светом листочки дерева, все будет замечательно, потому что это дерево – сама жизнь.

Скажи мне, как правильней землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, сказать ей – Родная.
Земля – наша милая, добрая мать.
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все, что мы любим, все создано ею
И горы, и реки, и лес, и цветы
И осень, и лето, и дождик, и ты!