Ногайская степь на карте. Степь, где ногайские татары кочуют

По поводу их происхождения существуют различные точки зрения. Убедительнее всего - гипотеза, в основе которой концепция сложного этногенеза, подразумевающего процесс длительного исторического развития.

Как отмечалось, кочевая жизнь степняков - это постоянное перемещение и межплеменное общение, это не только военные и культурные отношения, но и брачные связи, постоянное взаимовлияние на «соседей», что порождало формирование нового антропологического типа человека, новой культуры и языка.

Как свидетельствуют древние источники, ногайцы были связаны с историей многих народов, входящих в Тюркский Каганат. Наиболее вероятна их связь с кипчаками (половцы), которые входили в состав Золотой Орды и имели свои корни в древних объединениях булгар, хазар и печенегов.

В XV–XVIII вв. Восточный Ногай, или пустыня Огула (Мелитопольщина - авт.) (Огул - целое, совокупность), стал своеобразным «заводом» по разведению и откорму коней и местом сбора татаро-ногайских войск для походов на Русь, Польшу и Литву, оставаясь при этом «безлюдным». Так, в период Казанского переворота в 1521 году Крымский хан Магмед-Гирей «вышел из Перекопа со всею силою и стал на Молочной воде» и, перегруппировав силы, двинулся в сторону Москвы. Долина реки Молочной, где издревле начинались известные «шляхи», служила своеобразным трамплином для осуществления походов татар на Русское государство. В книге Крымских посольств Великого князя Василия Ивановича сохранилась за 1524 год запись, где сказано, что

Царь Ислам-Гирей... не хотел пропускать... случая к нажитку и для того отрядил против каравана, из русских и армян состоящего, 3 000 человек под начальством Бахтыяр мурзы. Безопасно шествующие купцы захвачены были на Молочных водах, и, лишенные своих имуществ, приведены были пред Ислама, который россиян разослал по улусам.

Крымское ханство дома Гиреев представляло грозную силу не только для Руси, но и для Польши и Литвы. Татарское войско в разные годы составляло до 100 000 человек. Естественно, что такое количество военной силы можно было собрать лишь в степи; обычно войско сосредотачивалось в долинах рек Молочной, Малого и Большого Утлюков...

Московское правительство после освобождения в 1480 году от татаро-монгольского ига постоянно заботилось об укреплении своих границ. Особенную тревогу вызвала «Крымска украйна», откуда время от времени татары и ногайцы делали набеги на Русское государство.

Форпостом сдерживания татаро-ногаев стало создание крепости на Днепре, на острове Хортица. Летопись сообщает, что в сентябре 1566 года «приехал к царю и великому князю от князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого бить челом Михаило Ескович, чтобы его государь пожаловал, а велел себе служить. А от короля из Литвы отъехал и на Днепре на Хортицком острове город поставил против Конских Вод у крымских кочевищ».

Борьба Русского государства с Крымским ханством постоянно вовлекала в военные действия огромные количества разноэтнических народов как с одной, так и с другой стороны. Приазовская степь видела немало военных баталий. Немало крови пролилось на её бескрайних просторах.

Русское правительство приложило много усилий, ведя дипломатические переговоры с ногайскими мурзами, стараясь склонить их на свою сторону или «узнать» секретные данные о намерениях Крымского ханства. Так, Иван IV (Русскому царю Ивану IV в это время было всего 7 лет, однако от его имени правила государством мать Елена Глинская) в письме к мурзе Кошулу в 1537 году от 27 ноября уверял степняка, что «...мы к тебе дружбу твою и добро и впредь хотим делати...». Взамен ногайские мурзы за дружбу и за сведения о Крыме требовали от русского царя «десять кречетов, да десять ястребов, да десять соколов».

В XVI и XVII веках Приазовская степь была для всех путешествующих, как отмечалось, «небезопасным местом». Иван IV неоднократно обращается с посланиями к ногайским мурзам. В письме от 21 июля 1538 года к мурзе Келмагмеду он писал:

И Вам гораздо ведомо, лихих где нет. На поле ходят многие казаки, многие казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни. А и наших Украин с нимиж смешався ходят, и те люди как вам тати... и разбойники, и на лихо их никто не учит, а учинив которые лихо (беду - авт.), разъезжаются по своим землям...

После распада Золотой Орды в XV веке ногайцы разделились на обособленные этнические группы и расселились от Аральского моря до гор Кавказа и в степях Северного Причерноморья. В северо-таврической степи с 1549 года кочевала Малая Орда, впоследствии подчинившаяся Крымскому ханству.

В 1556 году, как сообщает Андрей Лызнов, автор «Скифской истории», крымский хан Девлет-Гирей «ис Перекопи тех нагайских татар изгоняху». Первая орда ушла на свои «древние» территории в междуречье Волги и Яика, а другая в Кубанские степи. Далее А. Лызнов о нашей степи повествует:

Идущи ис Перекопи ко Азову недалеко древняго потока, его же татарове называют Агарлиберт, и при реках названных Беин, то есть Большой Кал, и Мал Кал, и Муз, - суть поля тако жизненны и обильны травою, яко едва верить тому мощно (можно - авт.). Ибо тамо трава в высоту яко тростие морское и мягка зело. В те места татарове крымская верблюдов своих, и лошадей, и всякий скот пасти выгоняют, а иные тамо и зимуют, ибо татарове сен косить не обыкли.., лошади и скот в полях будущи, снег сверху разгребши, довольно могут сыты быти. Такожеде и зверей в тех полях велие множество, яко сарн (серн - авт.), то есть коз диких, еленей, лосей, лошадей диких, сайгаков, кабанов, ланей, их же всех великия стада збираются.

Польский посланник в Крыму М. Броневский в 1570 году описал быт северотаврических ногайцев, которые имели

Хижины из тонких деревьев, обмазанные тиной, грязью или навозом, и покрыты камышом... Однако летом и осенью татары (ногайцы - авт.) в хижинах не остаются, ибо в апреле месяце откочевывают... с кибитками.

По свидетельству того же М. Броневского, ногайцы, кочевавшие в XVI веке по северотаврической степи, весной отправлялись

За Перекоп в самую Таврику, иногда насупротив Перекопа в город Оссов, или Азов... лежащий при устье Танаиса, или Дона... Далее они переходят к Истму на обширные равнины и наиболее на те, которые лежат между Борисфеном (Днепр - авт.), Меотийским озером и Черным морем, продвигаясь все далее и далее, для отыскания лучших пастбищ. Но в октябре, когда свирепствуют там холодные ветры, идут беспрерывные дожди, они опять возвращаются к своим кибиткам.

В статейном списке московского посланника в Крым Семёна Безобразова сказано, что в 1593 году

Мая в 8 день приехал Семён в улусы на Еланберт и пришли к Семёну Ян-Паша мурза да Исмаил и сказывали, что приехал к ним из отар татарин, а сказал, что царь и царевичи со всем собранием на Молочных Водах», где откармливали лошадей для похода на Москву.

В «Описаниях перекопских и ногайских татар...» Жана де Люка (монаха Доминиканского ордена) за 1625 год также отмечалось, что

Ногайские татары живут вне полуострова и граничат с Россией... кочуют между Доном и Днепром, останавливаясь на берегах этих рек, где делают изгороди, боясь, чтобы стадо не подвергалось какому-нибудь несчастью: не было расхищения дикими зверями или черкесами.

Согласно «Книге Большому Чертежу» (1627 г.) на территории нашего края «проживала Джамбулуцкая Орда», которая кочевала по бескрайним просторам южной степи, хотя и имела зимние поселения (аулы).

Многочисленные «шляхи» проходили, как правило, по водоразделам множества рек. Например, чтобы добраться с Мелитопольщины и Крыма до Тульского края, нужно было объехать 27 истоков малых и больших рек. Выгода таких «шляхов» была налицо: не нужно было переправляться через водную преграду, особенно если требовалось наводить мосты, которые могли быть сожжены неприятелем, и путь огромной армии при возвращении или отступлении был бы блокирован.

Главной дорогой был Муравский шлях, который вел в северные земли от Бахчисарая через Перекоп к верховьям р. Молочной и далее на север; и второй путь - «Кальмиусская сакма» от р. Молочной у «Овечьего брода» (ныне село Мордвиновка близ Мелитополя - авт.) к р. Кальмиусу и далее на северо-восток...

Татарское войско формировалось из многочисленных подвластных крымскому хану этнических родов степи и Крыма.

Так, в 1541 году крымский хан, «стоя в поле», в рядах своей армии уже имел много ногайцев, о которых современники сообщали, что они были хорошими воинами: прекрасно держались в седле, были выносливы и храбры в бою.

В «Описании Украины» французского военного инженера и картографа Г. Левассера де Боплана, совершившего путешествие в 1630-1634 годах в Украину, рассказывается не только о быте и культуре украинского народа, но и отдельная глава посвящена крымским татаро-ногайцам.

Г. Боплан пишет:

Вот как одеваются татары. Одеждой этому народу служит короткая рубаха... которая спадает... ниже пояса, шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды из сукна или чаще из шерстяной ткани... Более зажиточные из них носят кафтан... а сверху суконный халат, подбитый лисьим или благородным куничьим мехом, шапка из такого же меха и сапоги из красного сафьяна... Простолюдины имеют на плечах только бараньи кожухи, вывертывая их шерстью наружу во время жары или в дождь... вооружены саблей, луком... с 18-20 стрелами, за поясом у них нож... Лишь богатые носят кольчугу... Татары перемещаются по 100 коней в ряд, фактически по 300, поскольку каждый татарин... ведет за уздечку ещё двух коней, которые служат в запас... Для того, кто... не видел... дивное зрелище, поскольку 80 тыс. татар ведут более 200 тыс. коней; не так густо деревьев в лесу, как их коней тогда в степи. Когда видишь издали, то кажется, что на небосводе поднимается какая-то туча.

Во время русско-турецкой войны (1768–1774 гг.) крымские татары в 1769 г. вновь «пошли» на украинско-русские земли.

Военные события «разыгрывались» не в пользу Крыма и Оттоманской Турции. Русская дипломатия умело повела политику С местными тюркскими народами. В сентябре 1770 года граф П. Панин из Бендер Войкову сообщал:

При ныне продолжающейся с Оттоманскою Портою войне, Её Императорское Величество... обращая всегдашнее свое попечение, о распространении совершенно истинного блага и пользы на будущие времена империи, от Бога ей вверенной... что случаем сей войны Россия лучшим приобретением иметь может, если найдет способ Крым с принадлежащими всеми к нему Ордами, отторгнуть из подданства и скипетра Оттоманской Порты... Татары, по единодушному между собою согласию, от подданства и власти Оттоманской Порты, совсем отторгнулись, а с Российскою Империей в вечную дружбу и союз вступили... Да, и самый Крым, так равномерно Джамбуйлуцкая и Едишульская Орды, уже преподали мне довольно вероятные знаки наклонности...

Между ногайцами, с одной стороны, татарами и турками - с другой, возникли противоречия, что было незамедлительно использовано русским правительством. Благодаря русской агитации ногайцы откололись от Оттоманской Порты и Крыма и в 1768- 1774 гг. вновь переселились на земли между Доном и Кубанью.

Летом 1771 года русская армия штурмом овладела Перекопом. Крымский хан бежал в Турцию, в городах и степи появились военные гарнизоны. Повсюду вдоль почтовых трактов были расставлены посты казаков и солдат.

Так, на реке Молочные Воды в 1778 году, по указанию А. В. Суворова, на Овечьем броде, вблизи Каменной Могилы, «вершине» р. Молочной и на реке Карачекраке были поставлены казаки с лошадьми, которые несли охрану почтового тракта.

По Кучук-Кайнарджийскому миру (1774 г.) Крымское ханство оставалось самостоятельным государством, но фактически судьба Крыма была предрешена. В 1783 году Екатерина II своим Указом включила полуостров в состав Российской империи, что обеспечило «выход к морю» и создание опорного экономического и военного плацдарма на юге страны.

Однако степь оказалась безлюдной, т. к. ногайская орда откочевала в Кизлярскую степь за Кубань, а первые поселенцы из числа отставных солдат, бедных крестьян, беглых каторжан только-только стали обустраиваться в степи.

Перед русским правительством встала первостепенная задача: быстрейшее освоение степи, переселение всех желающих людей, способных превратить безлюдную степь в цветущий край.

В 1795 году (31 октября) Екатерина II подписывает Указ «О дозволении перехода татарам (ногайцам) с Кизлярской степи в Таврическую область на Молочные Воды».

Вновь первые ногайские орды на Молочных Водах появились к весне 1796 года. Однако на доверие русского правительства и его надежду на благонравное поведение степных кочевников они ответили грабежами и насилием против первых поселенцев, которые к этому времени уже осваивали степные просторы вокруг р. Молочной.

Следует вспомнить жалобу от 15 апреля 1796 года петербургского купца Михаила Калугина Таврическому губернатору, в которой говорилось, что

Наипаче обитающим и при Молочных Водах ногайцами, которые причиняют сим фурщикам крайнее притеснение даже грабежом пар по десяти волов, о чем хотя и приносили обиженные жалобу начальнику тех ногайцев...

Русское правительство ногайцам выделило обширную территорию в 353 тыс. десятин от р. Молочной до р. Берды, т. е. восточную часть Мелитопольского уезда. По сообщениям академика П. С. Палласа, ногайцев насчитывалось 5 тыс. человек, состоящих из едисанцев, едичкульцев и джамбуйлуков.

В ногайской среде были ярко выражены социально-родовые отношения. Среди князей-мурз главенствующее положение занимали две семьи: Субан-казы и Эдей-оглу, присвоившие себе высокие титулы «беев». Над всеми ногайцами стоял Баязет-бей - начальник, утвержденный русским правительством, ставка-экспедиция которого находилась в ауле Единохте (с. Константиновка - авт.).

Русское правительство возлагало большие надежды на ногайцев. На них распространялись льготы и преимущества как на иностранных поселенцев. Правительство рассчитывало сделать из ногайских племён надёжных защитников южных рубежей Российской империи. Ногайцы были хорошими воинами, а их конница имела давние и славные традиции.

В 1801 году была предпринята попытка создать из ногайцев регулярные казачьи войска. Вскоре от этой затеи отказались, так как ногайцы, возможно, симулируя, при обучении создавали видимость неумения понимать приказы армейского начальства и действовали толпами, лавиной, как во времена татарских набегов на соседние государства.

Однако русское правительство не отказалось от плана «посадить на земли» кочевников. Им выдавалось зерно для посева: пшеница, ячмень, просо, - а также строились за государственный счет колодцы, дома, покупались земледельческие орудия.

В 1805 году начальник ногайских татар в рапорте в губернию сообщал, что в Мелитопольском уезде, где

Считалось 8 504 мужского, 6 981 женского (пола), следовательно, 15 485 обоего пола душ..., посеяли 1 310 четвертей ярового хлеба, а собрали 18 350 четвертей... Причина небольших успехов земледелия... состоит в кочевом характере их предков, от которого они все ещё не могли освободиться.

В основе ногайского хозяйства оставалось кочевое скотоводство, а ведущие отрасли - крупный рогатый скот, овцеводство и коневодство. В 1805 году у ногайцев насчитывалось в Мелитопольском уезде следующее количество скота: 1) крупный рогатый скот - 9 552; 2) овцы - 29 628, 3) кони - 2 097. Поощрительные меры со стороны русского правительства к ногайцам оправдали себя. Поток переселенцев усилился к 1796 г., когда на Молочные Воды из окрестностей Анапы (Кизляр) прибыло 7 925 человек. Вскоре оттуда же прибыло ещё 1 000 семей, что составляло 4 000 человек. В итоге между Бердой и Молочной поселилось более 17 тыс. человек (мужчин - 9 422, женщин - 7 780, всего 17 202 человека). После русско-турецкой войны 1806 года из буджакской степи (район северо-западного Причерноморья) в район Молочных Вод переселилось ещё 6 404 человека (часть из них осела в Херсонской и Екатеринославской губерниях - авт.). В феврале 1808 года в Мелитопольском уезде всего насчитывалось 21 237 ногайцев.

Но и позднее переселение ногайцев на Молочные Воды продолжалось. Так, в 1810 году из-за Кубани прибыло ещё 368 семей, или 1 275 человек, которые поселились в районе урочища Кизлияра. Число ногайцев на Молочных Водах продолжало расти и к 1823 году составило 29 717 человек.

Ногайцы, приходя на бескрайние степные просторы, не чувствовали себя здесь «чужими», а наоборот, они попадали на исконные земли своих предков. Сохраняя основу своего хозяйства - кочевое скотоводство, - они никак не поддавались «перевоспитанию» для «цивилизованной жизни». Если они сеяли зерновые, то лишь просо, и то для скота, «для отчета» перед администрацией. Естественно, между ногайцами и местной администрацией возникали разногласия.

Достаточно вспомнить графа де Мезона, который был начальником над ногайцами и пытался принудить их к оседлой жизни. В 1808 году он сжег кочевые жилища-кибитки. Подобная акция вызвала недовольство среди кочевников (в 1812 году три тысячи ногайцев - мужчин, женщин, детей и стариков - откочевали в Турцию).

Однако, благодаря усилиям местной администрации, в 1808-1810 гг. основная масса ногайцев была переведена на оседлость. В Мелитопольском уезде образовалось 4 043 хозяйства, составляющие 67 аулов, а в 1842 году насчитывалось 70 постоянных аулов с 5 479 жилищами. Аулы стали для ногайцев своеобразными центрами, где сосредотачивалась родовая и культурная жизнь. Исходя из географических и климатических условий, место для поселений выбиралось вблизи хороших пастбищ, а р. Молочная как раз была таким районом. Если не было воды, то рыли колодцы, так как вода была крайне необходима как людям, так и животным.

В жизни края и государства Российского ногайский народ принимал самое активное участие. В казну уплачивались не только налоги - подати всех видов, но и за счет кочевников впоследствии обустраивались аулы. В 1821 году на р. Обиточной у Азовского моря возник город Ногайск. В Правительственном указе (январь 1821 года) об этом городе говорилось:

Для споспешествования прочному водворению ногайцев в устроенных ими селениях и развития между ними торговли и промышленности, учредить для них город Ногайск на том месте, где существует ныне поселение Обиточное, при реке сего имени.

Вскоре в Ногайске появились не только административные учреждения, но и торговля, ремесленные мастерские, первая школа.

В период Крымской войны 1853-1856 годов ногайцы Мелитопольского уезда оказывали помощь русским войскам, идущим на позиции в Крым. Так, в 1854 году, как говорилось в документах того времени,

Необыкновенное усердие и даже самоотвержение, выказали при переправе № 4 и 5 лёгких батарей у Мелитополя (с. Единохта) государственные крестьяне-ногайцы... которые в продолжение целого дня, в свирепый ветер и холод, не выходили из воды, служа проводниками при следовании этих батарей по глубокой воде на протяжении полуверсты.

После окончания Крымской войны (1856 г.), с 1860 по 1862 годы ногайцы по неизвестным причинам покинули Мелитопольский край и эмигрировали (50 тыс. человек) в Турцию, а на месте их аулов появились новые поселенцы, которым предстояло внести свою лепту в развитие края.

Ногайская степь
44°40′ с. ш. 45°39′ в. д.  /  44.667° с. ш. 45.650° в. д.  / 44.667; 45.650 Координаты :
Страна Россия 22x20px Россия
Регионы Дагестан , Ставропольский край , Чеченская республика
Расположение Прикаспийская низменность
Тип песчаная
Высота над уровнем моря от 150 до -28 м
Реки Кума
Климат
Годовой уровень осадков менее 300 мм
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Нога́йская степь - засушливая безлесая равнина на востоке Северного Кавказа в междуречье Терека и Кумы . Регион расположен на территориях Ставропольского края , северного Дагестана и Чеченской республики . Название происходит от этнонима ногайцы .

Растительность ксерофитная и галофитная, часто - на песчаных грунтах.

Климат

Климат Ногайской степи континентальный, засушливый, с количеством годовых осадков менее 300 мм. Средняя температура тёплого периода (апрель - октябрь) +18-19 °C , холодного периода (ноябрь - март) от 0 до 2 °C . Абсолютный минимум −33 °C (январь, февраль), максимум +42 °C (август). Лето знойное, зима отличается минимальной суммой осадков (в среднем около 40 мм), из-за чего снежный покров слабо выражен .

Почвы

Для степи характерны лугово-каштановые и светло-каштановые почвы той или иной степени засоленности. В результате дефляционных процессов часто встречаются преимущественно блюдцеобразные западины, занятые озерами и солончаками . Отдельные участки занимают слабозакрепленные пески .

Гидрография

Постоянная речная сеть отсутствует. Грунтовые воды, хотя и лежат на небольшой глубине, засолены и для питья непригодны. На территории имеются источники геотермальных вод. Земледелие здесь возможно лишь при искусственном орошении . Для орошения используется вода из двух речных систем, относящихся к бассейну внутреннего стока.

Опустынивание

Ногайская степь - зона отгонного животноводства. В советское время в Ногайскую степь и соседние степные просторы на зимовку ежегодно перегоняли или завозили на транспорте свыше одного миллиона голов мелкого и крупного скота из горных районов Дагестана , а также из Чечни , Ингушетии , Северной Осетии , Южной Осетии и восточной части Грузии .

В период «развитого социализма» началось широкое освоение степей под их круглогодичное использование. В результате неразумной хозяйственной практики оказались сбитыми в средней, сильной и очень сильной степени около 70% всех пастбищ региона, а 25% земель оказались засоренными вредными и ядовитыми для животных травами .

Интенсивно использовавшиеся под пастбища южные и юго-восточные участки Ногайской степи превратились в песчаные пустыни. В прошлом для укрепления песков здесь проводились посевы трав (песчаный овес и др.), создавались сосновые, можжевельниковые и тисовые насаждения, которые в очень небольшом количестве сохранились в южной части степи. Сейчас эти работы заброшены . Вследствие опустынивания и хозяйственной деятельности человека потерянной оказалась одна из визитных карточек Ногайской степи - сайгаки .

Напишите отзыв о статье "Ногайская степь"

Примечания

Литература

  • Добролюбский А. О. Кочевники на западе причерноморских степей в Х-ХVIII веках (историко-археологическое исследование). - Автореферат дисс. … доктора исторических наук. - Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 1991. - 34 с.

Отрывок, характеризующий Ногайская степь

– Я?!.. – воскликнул незнакомец. – Но это не может быть правдой! Я никогда никого не убивал!..
Мы чувствовали, что он говорит чистую правду, и знали, что не имеем права перекладывать на него чужую вину. Поэтому, даже не сговариваясь, мы дружно заулыбались и тут же постарались быстренько объяснить, что же здесь такое по-настоящему произошло.
Человек долгое время находился в состоянии абсолютного шока... Видимо, всё услышанное звучало для него дико, и уж никак не совпадало с тем, каким он по-настоящему был, и как относился к такому жуткому, не помещающемуся в нормальные человеческие рамки, злу...
– Как же я смогу возместить всё это?!.. Ведь никак не смогу? И как же с этим жить?!.. – он схватился за голову... – Скольких я убил, скажите!.. Кто-нибудь может это сказать? А ваши друзья? Почему они пошли на такое? Ну, почему?!!!..
– Чтобы вы смогли жить, как должны... Как хотели... А не так, как хотелось кому-то... Чтобы убить Зло, которое убивало других. Потому, наверное... – грустно сказала Стелла.
– Простите меня, милые... Простите... Если сможете... – человек выглядел совершенно убитым, и меня вдруг «укололо» очень нехорошее предчувствие...
– Ну, уж нет! – возмущённо воскликнула я. – Теперь уж вы должны жить! Вы что, хотите всю их жертву свести на «нет»?! Даже и думать не смейте! Вы теперь вместо них будете делать добро! Так будет правильно. А «уходить» – это самое лёгкое. И у вас теперь нет больше такого права.
Незнакомец ошалело на меня уставился, видимо никак не ожидая такого бурного всплеска «праведного» возмущения. А потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Как же ты любила их!.. Кто ты, девочка?
У меня сильно запершило в горле и какое-то время я не могла выдавить ни слова. Было очень больно из-за такой тяжёлой потери, и, в то же время, было грустно за этого «неприкаянного» человека, которому будет ох как непросто с эдакой ношей существовать...
– Я – Светлана. А это – Стелла. Мы просто гуляем здесь. Навещаем друзей или помогаем кому-то, когда можем. Правда, друзей-то теперь уже не осталось...
– Прости меня, Светлана. Хотя наверняка это ничего не изменит, если я каждый раз буду у вас просить прощения... Случилось то, что случилось, и я не могу ничего изменить. Но я могу изменить то, что будет, правда ведь? – человек впился в меня своими синими, как небо, глазами и, улыбнувшись, горестной улыбкой, произнёс: – И ещё... Ты говоришь, я свободен в своём выборе?.. Но получается – не так уж и свободен, милая... Скорее уж это похоже на искупление вины... С чем я согласен, конечно же. Но это ведь ваш выбор, что я обязан жить за ваших друзей. Из-за того, что они отдали за меня жизнь.... Но я об этом не просил, правда ведь?.. Поэтому – это не мой выбор...
Я смотрела на него, совершенно ошарашенная, и вместо «гордого возмущения», готового тут же сорваться с моих уст, у меня понемножечку начало появляться понимание того, о чём он говорил... Как бы странно или обидно оно не звучало – но всё это было искренней правдой! Даже если мне это совсем не нравилось...
Да, мне было очень больно за моих друзей, за то, что я никогда их уже не увижу... что не буду больше вести наших дивных, «вечных» бесед с моим другом Светило, в его странной пещере, наполненной светом и душевным теплом... что не покажет нам более, найденных Дином, забавных мест хохотушка Мария, и не зазвучит весёлым колокольчиком её смех... И особенно больно было за то, что вместо них будет теперь жить этот совершенно незнакомый нам человек...
Но, опять же, с другой стороны – он не просил нас вмешиваться... Не просил за него погибать. Не хотел забирать чью-то жизнь. И ему же теперь придётся жить с этой тяжелейшей ношей, стараясь «выплачивать» своими будущими поступками вину, которая по настоящему-то и не была его виной... Скорее уж, это было виной того жуткого, неземного существа, которое, захватив сущность нашего незнакомца, убивало «направо и налево».
Но уж точно это было не его виной...
Как же можно было решать – кто прав, а кто виноват, если та же самая правда была на обеих сторонах?.. И, без сомнения, мне – растерянной десятилетней девочке – жизнь казалась в тот миг слишком сложной и слишком многосторонней, чтобы можно было как-то решать только лишь между «да» и «нет»... Так как в каждом нашем поступке слишком много было разных сторон и мнений, и казалось невероятно сложным найти правильный ответ, который был бы правильным для всех... 23376 0

Распад единого народа оставил глубокий отпечаток в культуре казахов. «Знаменитый в степях плач о разделении ногаев и казахов играют до сих пор степные музыканты и исторгают слезы у старых аксакалов»

Об этом есть печальный кюй, который обычно начинается словами: «Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку казахи и ногайцы».

Рузбихан, подчеркивая, что государство Шибанидов, Казахское ханство и Ногайская Орда образовались на единой этнической основе, писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] шибаниты... Второе племя – казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангыты».

Интерес казахстанский историков к истории ногайского народа не случаен, а закономерен. История казахов и ногаев в XV–XVI вв. фактически является историей единого народа. Общее происхождение, единый язык, идентичная экономика, отсутствие естественных географических границ и культурных барьеров способствовали не изоляции, а тесному взаимодействию и неограниченным связям между степным населением. А современная ситуация, возникшая после распада СССР, заставляет ученых обратиться к поиску своих корней, к проблеме самоидентификации.

Ногаи известны также и как мангыты – жители Ногайской Орды, называли свое государство Мангытским юртом. Самые ранние упоминания ногаев и Ногайской Орды встречаются в турецких, русских, западноевропейских источниках. Ногайская Орда располагась на территории левобережья Нижней Волги, Южного Урала, Западного и Центрального Казахстана, в конце XV–XVI в. была одной из ведущих политических сил Евразии.

Родоначальником правящей династии в Ногайской Орде считается выдающийся деятель Золотой Орды Едиге, фактический правитель улуса. После гибели Едигея в 1420 г. преемником на правление в Мангытском юрте стал его сын Гази, отличившийся жестокостью. В 1428 г. эмиры убили его и покинули Орду. С уходом эмиров и вождей племени в Сибирь Мангытский юрт пришел в упадок. Сыновья и внуки Едиге разбрелись. Население перекочевало к узбекам, затем в Центральную Азию.

В Мангытском юрте вместе с младшим сыном Едиге Нураддином, осталась лишь небольшая часть кочевников. Главенство Нураддина на над Мангытским юртом вызвали резкое недовольство со стороны представителей других именитых родов.

Окончательное формирование Ногайской Орды произошло при сыне Нураддина Воккасе. Воккас был одним из главных лиц при Абулхаир хане и даже стал его старшим эмиром. Однако, предчувствуя ослабление узбеков, в 1447 г. он отделился от Абулхаира и вернулся в Мангкытский юрт.

Ногайская Орда (столица Сарайчик) заявила о себе как о самостоятельном государстве к началу XVI в., усилившись в связи с расколом узбекского союза. Тогда многие из племен, ранее входивших в состав узбекского союза, присоединились к ногайцам. «В Ногайскую Орду входили племена: мангкыты, нойманы, кунгарты, кыпчаки, мины, тогучаны, колачи, алчины, чублаки, конклыки, кераиты, кияты и другие».

При распаде ханства Абулхаира Аббас, сын Воккаса, вместе с сыновьями Хаджи-Мухаммеда, играл активную роль в захвате восточных владений Абулхаира в устье Сырдарьи, Амударьи и верховьях Иртыша. В XVI в. владения мангытских беков граничили на северо-западе с Казанским ханством по рекам Самаре, Кинели и Кинельчеку. На северо-востоке Ногайская Орда граничила с Сибирским ханством. На юге Алтайские горы были пограничной линией, отделяющей Казахское ханство от Ногайской Орды. Восточными соседями Ногайской Орды были Казахское ханство и ханства Средней Азии.

Отношения ногаев с казахскими династиями тоже развивались сложно, между ними случались жестокие войны. В первой четверти XVI века Касым хан завоевал все степи за Волгой. Узбекские же государства служили главным образом приютом для беженцев из Ногайской державы – беков и мурз, потерпевших неудачу в междоусобной борьбе.

В конце 40-х гг. XVI века ногайским беком стал Юсуп. Его отношение к России было отрицательным. Юсуп планировал поход на русские земли, но каждый раз эти замыслы срывались, зачастую по вине брат Юсупа Исмаила, который стремился к положительным отношениям с Россией. В конце 1554 года Юсуп погиб, видимо, не без участия брата, и беком стал Исмаил.

Смерть Юсупа была лишь началом бедствий, которые обрушились на Ногайскую Орду. Война между Исмаилом и его племянниками (детьми Юсупа) продолжалась несколько лет и характеризовалась небывалым ожесточением и гибелью большого числа кочевников. Лишь в 1557 г. Исмаилу удалось окончательно утвердиться на престоле. В довершение всех бедствий на Орду обрушились страшный голод и эпидемии. В результате Ногайская Орда никогда больше не смогла добиться того могущества, какое у нее было до смуты 50-х гг. XVI в. Началось повальное бегство подданных бека на правую – крымскую – сторону Волги. Раскол Ногайской Орды повлек переселение части ногайцев в ареал Крымского ханства.

Карта Московии путешественника Герберштейна, 1549 год

20–30-е гг. XVII в. стали периодом последней волны миграции населения из Ногайской Орды в Казахское ханство. «В результате нескольких волн переселений XVI–XVII веков ногайский элемент прочно закрепился в составе казахского этноса. Присутствие этого элемента было особенно заметно на западе Казахстана, где до начала XX века сохранялись группы ногай и мангытай. Несомненным стимулом для ассимиляции послужило и то, что младший жуз целиком расположился на бывшей территории Ногайской Орды». Тынышпаев писал, что «в то время как киргизы Старшей Орды совсем не знают Золотой Орды, а в Средней о ней кое-что помнят только кыпчаки и аргыны, все предания и былины алчынов говорят только о былой жизни Золотой Орды и ногаев. Что Младшая Орда входила в состав ногаев, это не подлежит никакому сомнению».

Распад Ногайской Орды на несколько частей практически разорвал прежние социальные узы, связывающие население двух государств. Началась культурная дифференциация. Ногайские улусы, преимущественно кочевавшие на равнинах Северного Причерноморья, то есть на значительной части территории современной Румынии, Молдавии, Украины и юга России, оказались в орбите влияния Крымского ханства и крымских татар.

В 1783 году после ликвидации Крымского ханства российские власти планировали переселить ногаев в междуречье Волги и Урала. Но ногайская знать решив, что таким образом их хотят истребить, отказалась покидать Кубань и подняло восстание, которое было жестоко подавлено. Вся степь между Доном и Кубанью опустела.

В 50-х гг. XIX в. большинство российских ногаев переселилось в Османскую империю. С 60-х годов ХIХ века шел процесс включения ногайцев в правовое и социально-экономическое поле Российского государства. В 1897 году в Российской империи насчитывалось всего около 64 тысяч ногаев, преимущественно проживавших на территории Кубанской, Терской, Дагестанской областей и Ставропольской губернии и всюду составлявших небольшой процент населения. Для сравнения, казахов по той же переписи было учтено свыше четырех миллионов, и они являлись большинством на территории Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Сырдарьинской, Семиреченской областей, а также Мангышлакского уезда Закаспийской области и Букеевской Орды, относящейся к Астраханской губернии.

К середине ХХ века ногаи оказались разделены между Карачаево-Черкесской, Чеченской, Дагестанской республиками и Ставропольским краем.

Кидирниязов Даниял Сайдахмедович, профессор Дагестанского научного центра РАН

Известным ученым, специалистом по средневековой истории ногаев является Кидирниязов Даниял Сайдахмедович, профессор Дагестанского научного центра РАН (Махачкала, Российская Федерация). Д.С. Кидирниязов – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, известный на Северном Кавказе специалист в области средневековой истории Ногайской орды, Северного Кавказа и Дагестана. Он прошел в науке путь от аспиранта Отдела досоветского периода Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР до ведущего научного сотрудника Отдела древней и средневековой истории Института ИАЭ Дагестанского научного центра РАН, профессора по специальности «Отечественная история».

Родился Даниял 5 октября 1952 года в станице Курдюковская Шелковского района Чечено-Ингушской АССР и вырос в чечено-ингушской среде. После окончания школы связал свой жизненный путь с исторической наукой. Будучи сыном ногайского народа, Даниял Сайдахмедович посвятил свою жизнь, свои научные труды истории своего народа, кочевавшего в средневековье на евразийских просторах, оставившего заметный след в истории Казахстана, России и Дагестана. Труд над этой темой позволил Даниялу Сайдахмедовичу в 2001 году защитить докторскую диссертацию «Ногайцы в XV–XVIII вв. (Политические, экономические и культурные аспекты взаимоотношений с сопредельными странами и народами)».

Среди научных интересов Данияла Сайдахмедовича не только проблемы исторического прошлого ногайского народа, но и широкий спектр вопросов, среди которых особый интерес представляет актуальная и злободневная сегодня проблема кавказоведения – место, роль и значение Дагестана в кавказской политике трех соперничавших держав: Османской империи, шахского Ирана, затем и Российской империи в сложный и судьбоносный для народов Дагестана период истории.

Д.С. Кидирниязов с директором Института истории государства Б.Г. Аяганом (Астана)

Ученый активно участвует в международных научных конференциях, проводимых как в России, так и в постсоветских республиках. Д.С. Кидирниязов активно сотрудничает с зарубежными коллегами. Благодаря тесным связям с казахстанским историком Б.Г. Аяганом (Астана) состоялась встреча с коллективом ученых Института истории государства. Историки подняли острые вопросы по ногайской истории: почему распалась Ногайская орда, каковы были взаимоотношения ногайских мурз и казахских ханов и другие вопросы. На вопрос о том, какие трудности испытывают ногайцы в изучении родного языка, профессор отметил, что ногайский язык преподается в школе в двух вариантах: есть ногайский язык в начальной школе и есть факультативное изучение ногайского языка.

Ученых интересовала общая численность ногайцев. По мнению профессора, согласно официальной переписи ногайцы составляют 105 тысяч человек. Хотя фактически их численность гораздо больше. Например, в Крыму их записывают как крымских татар и в этом есть меркантильная причина: крымские татары получают определенные субсидии от государства.

В настоящее время ногайцы живут компактно на территории шести субъектов Российской Федерации: Астраханская область, Ставропольский край, Дагестан, Чеченская республика, Карачаево-Черкессия, Крым.

Встреча с ученым оставило тяжелое впечатление. Ногайская орда в средневековье была могущественным государством, с которым считались все соседи. Ногайские мурзы играли важную роль при королевских дворах. Но за несколько веков от нее остались лишь воспоминания и топонимика. Некогда единый народ распался. Братья убивали друг друга. Племена покидали родную землю, откочевывали в поисках лучшей доли. Избегая российского подчинения были вынуждены уйти под протекторат Османской империи. Сопротивляясь давлению со стороны российских властей подняли восстание 1783 года, которое было потоплено в крови. Можно было всего этого избежать? Не знаю, история не терпит сослагательного наклонения. Но она учит на примере других народов, что может произойти с нацией, если в ней не будет единства. Надо стремиться к сохранению нашей социальной стабильности и национального единства.

ногайская степь да, ногайская степь фото
Ногайская степь
44°40′ с. ш. 45°39′ в. д. / 44.667° с. ш. 45.650° в. д. / 44.667; 45.650 (G) (O) (Я)Координаты: 44°40′ с. ш. 45°39′ в. д. / 44.667° с. ш. 45.650° в. д. / 44.667; 45.650 (G) (O) (Я) (T)
Страна Россия Россия
Регионы Дагестан, Ставропольский край, Чеченская республика
Расположение Прикаспийская низменность
Тип песчаная
Высота над уровнем моря от 150 до -28 м
Реки Кума
Климат
Годовой уровень осадков менее 300 мм
Ногайская степь

Нога́йская степь - засушливая безлесая равнина на востоке Северного Кавказа в междуречье Терека и Кумы. Регион расположен на территориях Ставропольского края, северного Дагестана и Чеченской республики. Название происходит от этнонима ногайцы.

Растительность ксерофитная и галофитная, часто - на песчаных грунтах.

  • 1 Климат
  • 2 Почвы
  • 3 Гидрография
  • 4 Опустынивание
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Климат

Климат Ногайской степи континентальный, засушливый, с количеством годовых осадков менее 300 мм. Средняя температура тёплого периода (апрель - октябрь) +18-19 °C , холодного периода (ноябрь - март) от 0 до 2 °C . Абсолютный минимум −33 °C (январь, февраль), максимум +42 °C (август). Лето знойное, зима отличается минимальной суммой осадков (в среднем около 40 мм), из-за чего снежный покров слабо выражен.

Почвы

Для степи характерны лугово-каштановые и светло-каштановые почвы той или иной степени засоленности. результате дефляционных процессов часто встречаются преимущественно блюдцеобразные западины, занятые озерами и солончаками. Отдельные участки занимают слабозакрепленные пески.

Гидрография

Постоянная речная сеть отсутствует. Грунтовые воды, хотя и лежат на небольшой глубине, засолены и для питья непригодны. На территории имеются источники геотермальных вод. Земледелие здесь возможно лишь при искусственном орошении. Для орошения используется вода из двух речных систем, относящихся к бассейну внутреннего стока.

Опустынивание

Ногайская степь – зона отгонного животноводства. советское время в Ногайскую степь и соседние степные просторы на зимовку ежегодно перегоняли или завозили на транспорте свыше одного миллиона голов мелкого и крупного скота из горных районов Дагестана, а также Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и Грузии.

В период «развитого социализма» началось широкое освоение степей под их круглогодичное использование. результате неразумной хозяйственной практики оказались сбитыми в средней, сильной и очень сильной степени около 70% всех пастбищ региона, а 25% земель оказались засоренными вредными и ядовитыми для животных травами.

Интенсивно использовавшиеся под пастбища южные и юго-восточные участки Ногайской степи превратились в песчаные пустыни. прошлом для укрепления песков здесь проводились посевы трав (песчаный овес и др.), создавались сосновые, можжевельниковые и тисовые насаждения, которые в очень небольшом количестве сохранились в южной части степи. Сейчас эти работы заброшены. Вследствие опустынивания и хозяйственной деятельности человека потерянной оказалась одна из визитных карточек Ногайской степи - сайгаки.

Примечания

  1. БСЭ: Ногайская степь
  2. 1 2 Эльдар Эльдаров. Ногайская степь на сайте РГО
  3. 1 2 3 4 Ногайская степь: Дагестанское республиканское отделение РГО
  4. mprdag.ru/attachments/045_econogay.doc
  5. Ногайской степи сайгаки больше не живут

Литература

  • Добролюбский А. О. Кочевники на западе причерноморских степей в Х-ХVIII веках (историко-археологическое исследование). - Автореферат дисс. … доктора исторических наук. - Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 1991. - 34 с.

ногайская степь да, ногайская степь казахстана, ногайская степь картинки, ногайская степь фото

На севере Дагестана расположена Ногайская степь, она занимает чуть ли не четвертую часть республики. С давних пор Ногайская степь имела большое хозяйственное значение не только для Дагестана. Крестьянские хозяйства из Грузии, Чечни, Ингушетии, Осетии приводили сюда на зимовку скот. Теплая степь позволяла найти пристанище в холодное время года и уникальным видам животных. После начала чеченской войны Ногайская степь приобрела и стратегическое значение - через нее пролегла единственная дорога, связывающая Дагестан с территориями соседних российских субъектов. Проживающие на севере современного Дагестана народы берегли степь, поскольку она оставалась для них источником жизни. В последние годы дагестанские ученые обратили внимание на существенные природные изменения на территории Ногайской степи.

Магомед Мусаев: Судя по данным, предоставленных нам Прикаспийским институтом биологических ресурсов дагестанского Научного центра Российской Академии наук, согласно экспертным оценкам и исследованиям, территория аридной зоны юга России, куда входят засушливые земли республики Дагестан, Калмыкии, Чечни, Ставрополья, Волгоградской, Астраханской областей, охватывающих более 25 миллионов га, являются регионами экологического бедствия. В последние десятилетия здесь в результате нерационального использования земель резко ухудшился экологический фон, образовались обширные массивы развиваемых песков и злостных солончаков, появились новые очаги опустынивания. По этой причине многократно уменьшилась емкость пастбищ и продуктивность сельхозугодий. Разработанные и предлагаемые различными НИИ и проектными организациями программы по борьбе с опустыниванием земель, не дают ощутимых результатов. Что же касается специальных постановлений Совета министров Российской Федерации и Совета министров республики Дагестан по борьбе с опустыниванием черных земель и кизлярских пастбищ, то они остались не до конца выполненными из-за отсутствия финансирования.

Олег Кусов: Об экологическом кризисе на севере Дагестана Магомед Мусаев беседует с директором Прикаспийского института геологических ресурсов Российской Академии наук Залибеком Залибековым.

Магомед Мусаев: Залибек Гаджиевич, в Дагестане немало экологических проблем, но, по-моему, ногайская проблема, проблема опустынивания Ногайской степи является самой запущенной, самой тяжелой. Или это не так?

Залибек Залибеков: Это именно так. Ногайская степь, которая охватывает более одного миллиона гектаров, сейчас находится в стадии экологического кризиса. Идет увеличение засушливости климата, уменьшение количества осадков, следовательно, нагрузка на единицу площади растет. По данным нашего института, увеличение плотности скота, численности населения, промышленных объектов, дорожных объектов ежегодно увеличивается на 5-10%. Без предела это не может быть. Поэтому в настоящее время проблемой Ногайской степи является отрицательное влияние на процесс опустынивания земель. Процессы опустынивания земель имеют такую сущность: не любая деградация считается опустыниванием, опустынивание идет одновременно с деградацией всех биологических ресурсов, животного мира, растительности, почвенного покрова, который влечет за собой потерю биологически активного слоя земли. Какие процессы здесь происходят? Во-первых, теряется органическое вещество почвы - гумус, во-вторых, уменьшается биомасса растений, в-третьих, проникновение корневой системы растительности, сосредоточенной в полутораметровой толще в естественных условиях, уменьшается до глубины одного метра. Эти все процессы в совокупности представляют проблему опустынивания.

Произошло объединение видового разнообразия растительности, полностью исчезли отдельные виды представителей промысловой фауны животных. И, что самое главное, ветровая эрозия, которая раньше проявлялась в отдельные годы, сейчас она проявляется повсеместно, и идет усиление активности передвижения песков. Поэтому в настоящее время настолько сильно увеличились процессы опустынивания, началась засыпка населенных пунктов в Ногайском районе. Половина домов практически засыпана песком, чтобы их открыть, людям дать возможность жить, нужны более кардинальные меры, нежели агротехнические или зоотехнические которые были раньше. Сейчас эта проблема опустынивания из отраслевых проблем перешла в категорию проблемы общего народнохозяйственного значения. Если десять лет тому назад очаги опустынивания были в зоне Тереклинских песков, сейчас она передвигается к югу, ближе к Кизляру, к Кочубею. Это приморские пески, терские, они тоже начинают засыпать населенные пункты, расположенные в приморской полосе. Поэтому сейчас борьба с опустыниванием приобрела народно-хозяйственную значимость.

Раз о равнинном Дагестане мы говорим, тоже немалое значение имеют процессы затопления, иссушения береговой полосы в результаты изменения уровневого режима Каспийского моря. В 92-94-м году затопленные территории постепенно высвобождаются от воды, но эти территории усилили процессы засоления, оболачивания. Здесь я хочу подчеркнуть, чтобы все поняли: затопление и иссушение не является трагедией для Дагестана. Потому что исторические и геологические процессы поднятия и опускания уровня Каспийского моря повторялись в течение многих столетий, и они и дальше продлятся. Это не трагедия. Трагедия в том, что мы не учитываем эту особенность. Эту зону мы должны объявить природоохранной, заповедной и там выпасать или скот или поселить людей или построить фермы или какие-то другие. Рыболовецкие хозяйства, рыболовецкие комплексы надо запретить. Потому что в любое время, Каспий - это внутренний водоем, по своим закономерностям который развивается, он может всплеск дать подъему или дать всплеск понижению.

Олег Кусов: Опустынивание северных территорий Дагестана оказывает отрицательное воздействие и на животный мир региона.

Залибек Залибеков: Когда идет опустынивание, оголяются верхние горизонты, на поверхность выходят соленосные слои породы. Когда это разносится ветром, соленосные породы на прилегающих территориях вызывет поверхностное засоление. Сейчас этот процесс диффлируемого материала, если раньше было просто передвижение песков, сейчас этот материал способствует и засорению. Я, как представитель биологической науки, хочу отметить: немаловажное значение для равнинной зоны имеет то, что мы практически теряем промысловые виды животных, особенно сайгаков, косуль и других видов, которые являются редкими животными и занесенными в Красную книгу федерации и в международном масштабе. На территории Дагестана раньше обитало больше 10 тысяч голов сайгаков, в настоящее время они перекочевывают в Калмыкию и Астраханскую область, и в Дагестане, если полторы-две тысячи осталось - это в лучшем случае.

Олег Кусов: Медики установили, что в Ногайской степи довольно благоприятный климат для человека.

Магомед Мусаев: В Ногайской степи есть такие ресурсы рекреационные, то есть человек чувствует себя хорошо, щеки у него розовеют, здоровье улучшается. Есть такое явление?

Залибек Залибеков: Есть. Это связано с песчаными накоплениями, аккумуляцией песчаного материала в виде бугорков, песчаных гор, дюн и так далее. В этих местах, где обычно в санаториях принимают солярий, когда человек лежит на песке, то песок аккумулирует очень большое количество влаги, вернее, конденсирует, она находится в аккумулируемом состоянии. Эта влага постепенно передается, когда человек лежит. Поэтому на песчаных отложениях, песчаных буграх, песчаных горках, песчаных дюнах всегда отдаваемое количество теплого воздуха, влаги в течение суток отличается от тех участков, где территория представлена глиной или другими видами отложений.

Олег Кусов: Опустынивание территорий стало проблемой для многих стран, которые объединяют усилия в борьбе с этим природным бедствием. Поскольку Россия не спешит включиться в этот процесс, дагестанские ученые предлагают властям республики самостоятельно установить контакты с участниками международного соглашения о совместной борьбе с опустыниванием.

Залибек Залибеков: В международном плане очень большое значение придается борьбе с опустыниванием. 115 стран подписали конвенцию по борьбе с опустыниванием, ежегодно они отчисляют определенную сумму для этой цели. Россия не подписала, но Россия может присоединиться - это уже равносильно подписанию. Руководители правительства и финансовых органов обосновывают тем, что Россия переживает период переходной экономики, поэтому мы подписывать воздерживаемся. Но, учитывая это обстоятельство, народному собранию республики, правительству и другим республиканским организациям необходимо поднять вопрос о подписании международной конвенции по борьбе с опустыниванием. Тогда мы уходим в общую систему организации, которая это финансирует, и мы планомерно можем провести борьбу с опустыниванием.

Сейчас никаких средств не выделяется, выделяются отдельные средства по частным фермерам или хозяйств есть несколько, лесхозу, но это погоды не делает. Поэтому сейчас основная организационная задача - бороться за то, чтобы проблема опустынивания, Россия подписала конвенцию по инициативе Дагестана, Астраханской области, Калмыкии и других республик, расположенных в Южном федеральном округе. Отдельные участки островные, например, наша база, лесхоз, есть отдельные участки, где можно показать пример, как улучшить пустынные земли. Таким образом, мы вооружены, у нас есть методы, способы, при вложении определенных средств мы можем приостановить движение этого процесса.

Магомед Мусаев: Как я понял, говоря простым языком, проблема Ногайской степи в основном прямо связана с хищническим поведением человека, с огромной нагрузкой, которую делает человек, а не какие-то природные явления.

Залибек Залибеков: Я слово "хищнический" не использовал, я сказал бы сиюминутные интересы. Когда фермерские хозяйства увеличивают численность поголовья овец, они радуются, что у них увеличивается. Они не знают, что этим создают именно такую предпосылку, такой фактор лишения продуктивности, устойчивости растительного почвенного покрова. Экстенсивное хозяйство, причем без учета специфики растительного покрова, почвенного покрова и частично животного мира.

Олег Кусов: Экологическая катастрофа способна принести много бедствий не только нынешнему поколению, но и нашим потомкам.

Магомед Мусаев: Уместно было бы привести мнение дагестанского журналиста Гасана Гасанова: "Дагестан, а, тем более, Ногайский район - маленькое пятно на обширной карте России. Однако не стоит забывать, что и самая большая лодка может затонуть, увы, даже от маленькой пробоины". Говорят, что на месте нынешней Сахары некогда была цветущая земля, в те далекие времена люди понятия не имели, что такое деградация и эрозия почвы, они пахали, сеяли, разрушая хрупкий плодородный слой земли. В конце концов, обширная часть африканского континента превратилась в бесконечную пустыню, теперь только спасительные оазисы напоминают людям о том, что и там когда-то была жизнь. К сожалению, человечество так до сих пор не научилось не повторять роковых ошибок.

Олег Кусов: В Ставропольском крае ученые не на шутку встревожены состоянием археологических памятников, представляющих большую ценность для мировой и отечественной истории. По данным специалистов, в крае зафиксировано около 30 тысяч памятников археологии, но их третья часть навсегда утрачена.

Лада Леденева: За всю многовековую историю существования человечества именно территория Северного Кавказа сохранила наибольшее количество памятников истории, археологии и культуры. Со времен каменного века до эпохи позднего средневековья здесь жили самые разные племена, они оставили после себя богатое культурное наследие - это памятники архитектуры, ландшафтные памятники, памятники археологии, некрополи, великолепные образцы садово-парковой культуры. Однако, если памятники архитектуры или, к примеру, воинские захоронения, как правило, имеют пользователя, который заключает с Министерством культуры охранное обязательство и проводит реставрационные работы, памятники археологии хоть и находятся под охраной государства, по сути не принадлежат никому. Многие из них до сих пор не нанесены на карту и об их существовании узнают только с началом строительных работ, когда оказывается полностью или частично разоренным древнескифский курган. Рассказывает начальник отдела охраны объектов исторического и культурного наследия Министерства культуры Ставропольского края Алла Богданова.

Алла Богданова: Ставропольский край расположен на таком месте, что он очень насыщен памятниками археологии. Выявлено из них, можно сказать, только несколько процентов. Потому что выявление памятников - это дорогостоящая работа и, как правило, эти деньги лет десять не финансируются. За последние годы выявлено 530 объектов, в основном это памятники археологии. Их состояние как раз и тревожит нас больше всего в настоящее время. Не всегда легко бывает уследить, когда начинают вестись несанкционированные работы по разработке этих памятников, то есть при прокладке дорог, трубопровода, нефтепровода. У нас за последний год было более десяти случаев обращения в прокуратуру Ставропольского края по фактам разрушения курганов, заведены уголовные дела. Именно памятники археологии у нас страдают больше всего, и больше всего примеров разрушения памятников археологии. Курганы, могильники, поселения, тоже много подвидов.

Лада Леденева: В последнее время все чаще древние захоронения становятся объектом разорения и легкой наживы для так называемых "черных археологов". Только за последний месяц Министерство культуры Ставропольского края направило в прокуратуру материалы по фактам разрушения двух скифских курганов. Один из них - Горячеводский - был снесен при строительстве рыночной площади, другой Воросколесский, что в Андроповском районе, стал объектом разорения и вандализма со стороны местных жителей. Рассказывает археолог, директор ставропольского предприятия по охране памятников "Наследие" Андрей Белинский.

Андрей Белинский: Это один из самых больших курганов на территории, он высотой до десяти метров, мы его знаем прекрасно, он стоял на учете. Грабители буквально за несколько недель прошли шахты на глубину до десяти метров. Это один из курганов большой группы Воросколесской. Сейчас мы знаем его датировку, потому что после того, как мы эту шахту инспектировали, то взяли анализы угля, который был найден на дне, и сейчас он датируется около третьего тысячелетия до нашей эры. То есть ему более пяти тысячи лет этому кургану. Грабители, вероятно, надеялись что-то найти. В итоге они разрушили конструкции кургана, по дороге были выграблены погребения сарматского времени, это где-то первый век нашей эры. Пока предварительно датировка может быть такая, потому что там остались фрагменты костей и нескольких черепков сосудов. Естественно, ничего не нашли, потому что такие памятники богатые попадаются крайне редко. Научная значимость и значимость его как памятника, довольно сильно памятник был разрушен. Нам пришлось выезжать несколькими отрядами экспедиции, которые работают в крае, для того, чтобы засыпать этот шурф. В данный момент оформляется уголовное дело по розыску преступников, которые это совершили. Такие факты есть не только в районе Андроповской, такие факты есть в районе Светлограда, в Буденовском районе было подобное несколько лет назад.

Лада Леденева: Буквально семь лет назад в Ставропольском крае были известны около трехсот памятников археологии. Сегодня в базе данных предприятия "Наследие" их около 30 тысяч, при том, что около трети из них безвозвратно утрачены для потомков.

Андрей Белинский: Примерно за последние три поколения, даже два поколения, когда появилась мощная техника, когда человек получил возможность использовать технологию для изменения ландшафта, в том числе уничтожая и памятники археологии, все то, что накоплено поколениями в течение нескольких десятков тысяч лет, уничтожено сейчас, я думаю, процентов на 20-30. Если такие темпы сохранятся, то мы останемся без прошлого, я думаю, уже через три-четыре поколения. То есть это будут крохи, по которым можно восстановить, как раньше жили люди, чем жили. И, самое главное, мы потеряем ту научную информацию, которая не восстановима. Мы можем восстановить экологию, которая была тогда, по составу споры и пыльцы, которые сохранились в древних погребениях. Мы можем восстановить по химическому составу костей рацион питания древнего человека, его болезни, в том числе и познать себя.

Лада Леденева: Похожая ситуация сложилась и в соседней Карачаево-Черкесии.

Андрей Белинский: В Карачаево-Черкесии за последние 7-8 лет выграблено до 30% памятников археологии курганных. Это страшная на самом деле ситуация, на нее уже обратили внимание многие, в том числе академик Пиотровский на федеральном совете говорил об этом и президенту Российской Федерации.

Лада Леденева: На сегодняшний день в России сложился антикварный рынок, который требует постоянного насыщения. Многие экспонаты, добытые "черными археологами" на территории республик Северного Кавказа, уходят за границу.

Андрей Белинский: Я вернулся с международной конференции в городе Кракове. В городе Кракове на центральной улице продаются помимо всего прочего обихода военного, времен войны и так далее, продаются скифские стрелы и монеты. Я, просто зная, спрашиваю: это скифские наконечники 4 века. К нему обращаюсь по-русски, зная, что они могут привезти или от нас или из Крыма. И тут же монеты стоят, продают монеты по 15 злотых. Это все вывезено из Крыма чрез границу, вполне возможно, что это вывезено, такие же есть вещи и на Тамани. Это как-то проходит и через границу, идет торг. Нужно понимать, что это явление есть и к этому нужно очень серьезно относиться.

Лада Леденева: Как пояснили мне в Министерстве культуры Ставропольского края, бороться с варварским уничтожением памятников очень сложно. Во-первых, из-за недостаточного финансирования на всех уровнях, во-вторых, из-за практической неуязвимости черных археологов, в-третьих, эти обязанности сегодня возложены не на общественные организации, как раньше, а на правоохранительные органы, которым эта задача пока что дается с трудом.

Алла Богданова: Для правоохранительных органов работа по охране памятников - это сравнительно новое направление в культурной деятельности. Вы знаете, что долгие годы этим занималось общество охраны памятников. Трудно наказать "черных археологов". Во-первых, помимо того, что их трудно поймать, во-вторых, правовая база достаточно слабая. Что можно говорить, когда у нас официально в стране регистрируется Общество кладоискателей?

Андрей Белинский: Практически с 95-го года федеральный бюджет ни копейки не выделяет на создание такой системы по паспортизации памятников археологии. Я думаю, что должна ситуация как-то измениться. Мы не должны стать страной третьего мира, где на протяжении многих лет, как в латиноамериканских странах, вывозится безумное количество памятников археологии. Мы не должны докатиться до этого. Потому что это признак цивилизации, когда народ, государство, охраняет свое прошлое. Если этого не будет, значит мы просто не та страна, которая может претендовать на свой статус цивилизованного государства.