Что такое культурно массовая работа. Культурно-массовая деятельность как один из важных способов адаптации иностранных студентов в томском политехническом университете

Соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады и шествия заключают в себе определённую содержательную составляющую и, вместе с тем, это массовые мероприятия, при проведении которых нужно придерживаться определённых требований.

Что такое массовое мероприятие

Массовое мероприятие - это сбор значительного числа людей с целью участия в каком-либо событии, которое носит характер патриотического призыва, праздника, рекламы, зрелища, деловой встречи либо досугового времяпрепровождения.
Места проведения массовых мероприятий различны:

  • скверы и парки;
  • площади и городские улицы;
  • общественные корпуса;
  • театральные залы;
  • концертные площадки;
  • спортивные залы.

Организация культурно-массовых мероприятий способствует реализации потребностей жителей политического, культурного, экономического и религиозного характера.

Формы массовых мероприятий

Существуют различные группы и формы массовых мероприятий:

  • Государственные и политические: заседания акционеров, научно-практические конференции, конгрессы, парады, шествия.
  • Культурно-массовые: общегородской вечер для выпускников, театрализованные постановки, народные праздники, ярмарки и выставки, карнавальные шествия, фестивальные выступления, концертные программы, шоу-программы.
  • Спортивно-зрелищные: спортивные матчи, спартакиады, автогонки и ралли, легкоатлетические кроссы, олимпийские игры.
  • Мероприятия религиозного характера: праздники, церемониальные процессии.
  • Частные: банкеты, свадьбы, юбилейные торжества.

Все мероприятия могут проходить на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне. Способ возникновения подобных действ делится на две большие группы:

  • Спонтанные.
  • Организованные.

Они могут проводиться одноразово или периодически, обеспечивая возможность участия ограниченного количества людей или общедоступность.

Как провести массовое мероприятие

Подготовкой и проведением мероприятий занимается целый ряд структур:

  • Органы местного самоуправления.
  • Учреждения, относящиеся к различным ведомствам и формам собственности.
  • Руководители учреждений, на территории которых оно осуществляется.

Массовое мероприятие - это чёткое соблюдение главных условий, порядка и требований к его проведению, сохранение личной безопасности каждого присутствующего.
Проведение культурно-массовых мероприятий предусматривает неоспоримую роль здравоохранения, автотранспортных и торговых предприятий, учреждений бытового обслуживания, информационных и интернет-ресурсов.

Если проводится подготовка широкомасштабных событий, администрация муниципалитета может сформировать координационные советы и штабы, координирующие и контролирующие всех участников. На такие комитеты возлагается обязанность по разработке соответствующих планов, сохранению правопорядка, срочной эвакуации зрителей и участников, если возникнет угроза для их жизни и здоровья.

Что нужно учитывать

Когда обсуждается порядок проведения массового мероприятия, то нужно взять во внимание условия его проведения:

  • График движения общественного муниципального транспорта (все присутствующие должны иметь возможность в конце воспользоваться общественным транспортом).
  • Погодно-климатические условия.
  • Стоянки для автомобильного транспорта.
  • Удобство подхода к основному месту с учётом ограничения доступа автотранспортных средств.
  • Наличие камер хранения.
  • Возможность оказания первичной медицинской помощи.
  • Работа точек питания и реализации безалкогольных напитков (в жаркую погоду - освежающих, в холодную - согревающих).
  • Наличие санузлов.

Инструкция по организации и проведению

  • Советы добровольных спортивных организаций и спорткомитет обязаны согласовать проведение необходимых обследований с администрацией муниципалитета, инженерными структурами, санитарной эпидемиологической станцией, правоохранительными органами, отделами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Итогом обследований должны стать соответствующие акты.
  • Организаторы обеспечивают процесс проведения мероприятия (соблюдение персоналом правил пожарной и назначение ответственных лиц), должным образом уведомляют администрацию муниципалитета о том, где, когда и в какое время будет проводиться мероприятие, указывают название, формат, данные о количестве участников, контактные данные.
  • Руководители, в чьём ведомстве находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить надёжность используемых трибун и иных конструкций, возможность всеобщей эвакуации, если возникнет опасность для жизни и здоровья окружающих.

Характерные черты массового мероприятия

Формат общественного мероприятия определяет его характерные черты. Условно любое общественно массовое мероприятие можно отнести к одному из основных видов по месту проведения:

  • Закрытые. В этом случае узкий круг конкретных приглашённых собирается в отдельном помещении, доступ гостей ограничен пригласительными билетами, социальный уровень и интересы собравшихся приблизительно одинаковы.
  • Открытые. Такой формат предоставляет любому желающему возможность принять участие в планируемых событиях. Тем самым значительно увеличивается риск создания опасных ситуаций.

Наиболее ярко неоднородность состава присутствующих проявляется при проведении спортивно-зрелищных мероприятий:

  • Болельщики принадлежат к соперничающим спортклубам, их контингент чётко обозначен.
  • Яркие, фанатичные пристрастия к своему клубу либо команде проявляются в выкриках, лозунгах, скандировании определённых фраз.
  • Возрастной и социальный состав, уровень образованности и культуры, ценностные ориентиры присутствующих могут сильно разниться, это может приводить к конфликтным ситуациям.

Потенциальные угрозы

Массовое мероприятие - это наиболее доступная возможность удовлетворения потребностей большой группы людей. Вместе с тем, это и потенциальная угроза жизни и здоровью всех участников, болельщиков, зрителей. Связано это с несколькими факторами:

  • Замкнутое пространство повышает опасность нарушения правопорядка со стороны группы людей, сформированной спонтанно либо организованно.
  • Изменение привычного ритма, динамика событий могут спровоцировать случаи конфликтов между отдельными гражданами либо определёнными их группами. Особенно способствуют этому специфические форматы неформальных мероприятий.
  • При значительном скоплении людей появляется возможность совершения краж, порчи имущества.
  • Коллективный сбор определённого контингента лиц (радикально настроенные болельщики, соперничающие партии, рок-фанаты) может аккумулировать проявление негативных эмоций.
  • Даже кратковременная нестандартная ситуация может способствовать проявлению паники, приводящей к большому числу жертв.
  • Появляется реальная угроза осуществления террористического акта в результате воплощения преступных либо антиобщественных планов.

Меры безопасности со стороны организаторов

За безопасность присутствующих в первую очередь отвечает организатор. Если система безопасности не будет сформирована должным образом, то даже самое яркое, зрелищное, интересное и важное по содержанию мероприятие потеряет свою значимость и может привести к печальным последствиям.

Обеспечение безопасности массовых мероприятий проводится за счёт оборудования пунктов, где будут размещаться участники, зрители, служба охраны, а также средства для тушения пожара.

В надлежащем состоянии необходимо содержать соблюдать санитарно-гигиенический режим на всей территории. Для служебного автотранспорта должен быть организован свободный проезд к сооружениям и источникам водоснабжения на случай опасности возникновения пожара. На центральных местах должны быть размещены эвакуационные планы и указатели эвакуационных выходов.

Обеспечение безопасности сотрудниками правоохранительных органов

Общественно-массовые мероприятия предусматривают соблюдение общественной безопасности, которую осуществляют правоохранительные органы. На что именно должны они обращать внимание?

  • Сотрудники органов внутренних дел обязаны не допускать граждан в состоянии наркотического, токсического либо алкогольного опьянения.
  • Особое внимание должно уделяться лицам, желающим пронести с собой любые виды оружия.
  • Если нормы наполняемости помещения становятся предельно допустимыми, то сотрудники правоохранительных органов должны предъявить к организаторам требование прекратить пропуск посетителей (зрителей, болельщиков) на территорию, где будет проходить мероприятие.
  • Если появится предполагаемая угроза, все присутствующие должны быть эвакуированы из зрительного зала, с трибун.
  • В процессе пресечения случаев нарушения правопорядка необходимо исключить возможность появления паники.

Правила поведения присутствующих

Правила поведения во время спортивно-зрелищных и культурно-массовых мероприятий определяются типовыми правилами и запрещают:

  1. Приносить с собою оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства, алкогольные напитки, большие сумки.
  2. Выбегать на поле либо сцену, находиться в проходах или на лестницах.
  3. Нарушать порядок: распивать алкоголь, оскорблять и унижать присутствующих, проявлять признаки экстремизма.

Массовое мероприятие - это та уникальная ситуация, когда человек может почувствовать себя в кругу единомышленников, оказаться причастным к важным государственным, религиозным либо иным событиям, с интересом и пользой провести свой досуг.

Культурно-массовая работа
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).
Целью деятельности КДЦ является:
развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.
Задачи КДЦ:
. удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
. организация досуга;
. создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;
. создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;
. реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.
В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.
Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:
. Организация праздничных мероприятий.
. Организация соревнований.
. Организация творческих конкурсов.
. Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.
Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:
1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.
2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.
3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.
4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.
5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.
6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.
7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.
8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).

Целью деятельности КДЦ является:

Развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т. д.

Задачи КДЦ:

Удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

Организация досуга;

Создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;

Создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;

Реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.

В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.

Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:

Организация праздничных мероприятий.

Организация соревнований.

Организация творческих конкурсов.

Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.

Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:

1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.

2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.

3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.

4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.

5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.

6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.

7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.

8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей.

Практическое решение многообразных и сложных задач учреждения культуры осуществляют преимущественно в массовых формах культурно-досуговых программ, на кото­рых, как правило, присутствует смешанная аудитория. Смешанная аудитория отличается, как правило, пестрым

спектром довольно противоречивых личностно-ценностных установок, уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных интересов, сложившейся системой взглядов и убеждений.

Следовательно, специалисту учреждения культуры не­обходимо обладать универсальными знаниями и навыками, как этого требует от него специфика работы со смешанной массовой аудиторией.

Овладение методикой подготовки и проведения массо­вых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей спе­циалистов учреждений культуры, позволяет определить и уровень научной организации труда, проверить правиль­ность технологического процесса самых трудоемких и мас­штабных культурно-досуговых программ.

Многофункциональный, комплексный характер техно­логического процесса подготовки массовых форм культур­но-досуговой деятельности характеризуется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества объектив­ных и субъективных факторов. Это объясняется тем, что они видоизменяются от происходящих перемен в общест­венной жизни и психологии, что оказывает непосредствен­ное влияние на их подготовку и проведение. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.

Сложность и многоплановость массовых форм культур­но-досуговой деятельности требуют от специалистов глубо­кого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, ра­ди чего создается та или иная форма культурно-досуговой деятельности.

Цель, поставленная перед организаторами массовой формы культурно-досуговой деятельности, включает в себя изучение состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отно­шений, объективных и субъективных условий и факторов.

Введение в структуру массовых форм культурно-досуговой деятельности различных видов искусства и ху­дожественно-образных элементов способствует повышению эффективности их воздействия.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности по возможности использования выразительных средств и мас­штабам вовлекаемых людей стали эффективным способом организационно-творческой деятельности людей.

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности предполагает систему знаний как об отборе содержания, так и о характере, специ­фике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в соответствии с задачей единства содержания и формы. И здесь существуют два критерия: правда и выра­зительность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если нет выразительности в передаче содержа­ния. «Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму» 1 .


В каждой массовой форме культурно-досуговой дея­тельности имеются четыре основных компонента: а) содер­жание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория и ее расположение в пространст­ве.

Среди массовых форм наиболее популярны праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, яр­марка, шоу-программы и т.д. - каждая из этих форм в от­дельности, тем более цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких,

1 Гегель. Соч. - М.; Л., 1930. - Т. 1. - С. 224.

например, как праздники, поднимаются темы истинно на­родные. В них конкретные, местные факты подаются мак­симально обобщенно. В силу этого они выдвигают свои, только им присущие формы сценической выразительности, особые методы, средства и способы сценического отобра­жения. В основе крупномасштабных форм - торжественно-патетическая тема, свободное оперирование пространствен­ными и временными представлениями, логика построения действия, трактуемого в условно-обобщенных категориях.

Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направ­лять, на основе регулирования межличностного общения и социально-психологического механизма воздействия.

Процесс общения является исходной предпосылкой по­строения технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление социальной активности людей вы­зывает к жизни всю совокупность человеческих связей, ос­нову которых составляют производственные отношения.

Общение людей различных интересов - сложный и мно­гогранный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и взаимопониманию людей. Высокий эмо­циональный подъем в процессе общения усиливает степень мобилизации выразительных средств. Поэтому общение яв­ляется важнейшим инструментом создания условий, кото­рые способствуют в массовых формах культурно-досуговой программы нарастанию эмоциональных переживаний и со­переживаний, настроений и чувств людей. Общение, как и все остальные элементы, должно быть в общих чертах за­программировано в сценарии массовой формы культурно-досуговой программы, т.е. возможности учреждений куль­туры и их спонсоров в материальном обеспечении, привле­чении художественных сил для решения конкретных задач.

Эта работа позволяет определить, во-первых, форму бу­дущей массовой культурно-досуговой программы (театра­лизованное представление, массово-зрелищное, тематиче­ский вечер, обряд и т.п.), что очень важно знать при состав­лении сценария, а во-вторых, методику его подготовки и проведения с учетом ориентации на определенную аудито­рию, для которой она будет осуществлена. Затем происхо­дит написание режиссерского сценария, утверждение и уточнение программы на художественном совете и распре­деление функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации технологического процесса подготовки и проведения программы в учреждении культуры.

Составление и утверждение сметы расходов на подго­товку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы контролируются членами совета учреждения культуры.

Успех здесь во многом зависит от того, насколько в тех­нологическом процессе точно учитывались социально-психологические механизмы объединения людей, имеющие интенсивную эмоциональную окраску и активный характер.

Важное значение в подготовке массовой формы куль­турно-досуговой программы имеет умелый подбор творче­ских работников, прежде всего, сценариста-режиссера.

Однако немногочисленность кадров, способных квали­фицированно подготовить и провести культурно-досуговую программу, тормозит поиск новых творческих решений.

Все большую роль в подготовке массовых форм куль­турно-досуговой деятельности стала играть группа техниче­ского обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето­вое оформление, радиофикацию, отвечает за транспорт, и группа материально-хозяйственного обеспечения, которая организует обеспечение питания и торгового обслуживания сувенирами, охрану порядка и медобслуживание.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и дра­матургической организации материала.

Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популяр­ными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс (интеллекту­альный, спортивный), традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, ве­чера вопросов и ответов: «Что нового, господин дирек­тор?»;, «Формула рабочего дня» и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.

У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребля­ется в привычном, буквальном значении, то его опреде­ляющей характеристикой является вторая часть термина -«митинг», «смотр», «отчет» и т.п. Это, по сути дела, и обу­словливает отбор содержания, указывает на приемы и спо­собы достижения цели.

Для методики и проведения вечера, кроме точного опре­деления типа вечера, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.

Игнорирование жанрового определения в подготовке и проведении вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все.жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, может исказить смысл содержания. При этом никакая кон­центрация выразительных средств сама по себе не гаранти­рует качества. Дело не столько в обилии разнообразных ху­дожественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании.

Несмотря на развитие средств массовой информации не утратила своей значимости и такая форма культурно-досуговой деятельности, как устный журнал.

Возникнув как оперативная, информационная форма клубной работы, устный журнал не только сохранил эту специфику до наших дней, но и получил дальнейшее разви­тие. Следует уметь различать общую и конкретную инфор­мацию, которую несет устный журнал, акцентировать вни­мание на необходимости использования новых материалов.

При организации работы редколлегии журнала учиты­вают следующие моменты: планирование работы редколле­гии, распределение обязанностей между ее членами, работа по отбору материала, с выступающими, ведущими, подго­товка связок между страницами и их организация в единое целое, художественное оформление устного журнала. За­конченность каждой страницы, обзорно-комментаторский способ освещения событий, введение методов иллюстриро­вания и театрализации позволяют специалистам эффектив­но использовать устный журнал в культурно-досуговой дея­тельности и в современных условиях.

Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:

Четкое осмысление и понимание цели всеми участни­ками;

Анализ вида, типа и жанра массовой формы;

Определение содержания, соответствующего цели программы;

Органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих творческий процесс (познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный);

Создание условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

Выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.

Таким образом, массовая форма культурно-досуговой программы - это и способ организации содержания и его донесения до зрителей, и методика организации восприятия материала на основе культурного общения.


В современных условиях коммерциализации культуры и удорожания сферы досуга библиотеки остались практически единственными общедоступными учреждениями, где можно бесплатно провести свободное время, приобщиться к шедеврам мировой и национальной культуры.

Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции. Библиотека, собирая и распространяя информацию, накопленную человечеством за все время своего существования, способствует реализации функций культуры. Первой функцией является защитная, которая предполагает создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Вторая фундаментальная функция культуры – преобразование и освоение мира. Третья функция культуры – коммуникабельная. Она подразумевает передачу информации во времени и в пространстве различными способами, как индивидуальными, так и массовыми. Четвертая функция – нормативная. Каждый народ на протяжении веков вырабатывал нормы и правила поведения, формировал ценности, которые служили ориентирами в жизни человека. Библиотечные мероприятия ориентированы на пропаганду общечеловеческих ценностей, а также ценностей национальных. Пятая – релаксационная функция отдыха. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность.

Массовая работа – система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).

Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Эти мероприятия должны стать побуждением, превратиться в мотив чтения, познавательной деятельности.

Задачи массовой работы библиотек вытекают из основных функций библиотеки, зафиксированных в Федеральном законе «О библиотечном деле», а именно: информационной, образовательной и культурной. Для публичных, массовых, общедоступных библиотек актуализируются дополнительные функции – социализирующая, коммуникативная, рекреационная (досуговая).

Информационная функция реализуется в решении задач по организации массового, группового, индивидуального информирования пользователей библиотек.

По мнению российских ученых-библиотековедов, в библиотеке необходимо создать такую среду, чтобы читатель с помощью устных, наглядных и печатных методов находился в курсе событий культурной, политической жизни, мог получить информацию по всем интересующим его вопросам.

Задачи по реализации образовательной функции предполагают проведение мероприятий в помощь существующей в стране системе непрерывного образования – дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного и т. д.

Функции культурная и культурно-просветительская раскрываются в организации массовых мероприятий по приобщению читателей, пользователей библиотек к достижениям мировой культуры, что также прочно вошло в практику библиотечного обслуживания.

В последние годы немало пишут о расширении функций библиотек, называя, среди прочих, воспитательную функцию и функцию социализации. Однако в последнее время термин «воспитание» употребляется в связи с понятием «социализация», которая понимается как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и предаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств».

Социализация личности в библиотеке происходит через документы, выдаваемые библиотекой, а также через то влияние, которое оказывает она сама, начиная от интерьера и заканчивая всей системой библиотечно-информационных ресурсов, куда включён и сам библиотекарь, а также те мероприятия, которые предлагаются читателю. Таким образом, можно говорить, что библиотечные мероприятия оказывают воспитательное, социализирующее влияние на читателей.

Коммуникативная функция реализуется в организации мероприятий, способствующих общению читателей между собой; между ними и библиотекарями; между читателями, сотрудниками и приглашёнными на мероприятие. Задача библиотеки – организовать оптимальное общение, дать людям возможность реализовать свою потребность в нём.

Досуговая функция ставит перед библиотеками задачи по организации полноценного использования свободного времени.

Среди функций библиотеки в последние годы, особенно в условиях социального и материального расслоения общества, чётко вырисовывается компенсаторная. Библиотеки должны предоставить читателям, пользователям услуги, которые компенсировали бы им отсутствие у них определённых, зачастую не только материальных, благ. Например, отсутствие у человека компьютера нередко является мотивом его прихода в библиотеку, дефицит общения, друзей побуждает к посещению массовых мероприятий и участию в работе клубов по интересам.

Задачами массовой работы также являются содействие увеличению объёма и качества чтения через пропаганду высокохудожественных произведений, что особенно актуально в условиях засилья массовой культуры и низкопробной литературы, а также приобщение читателей к достижениям мировой культуры.

МАССОВАЯ РАБОТА - это, в первую очередь, публичная деятельность, поэтому от того, как эта деятельность в библиотеке организована, во многом зависит ее имидж. Очень важна и роль личности библиотекаря, который непосредственно в эту деятельность вовлечен. Этот фактор при равных остальных условиях может определять успех или неуспех мероприятия. Поэтому так важен дифференцированный подход к распределению обязанностей среди библиотекарей.

Перед тем, как поручить сотруднику подготовку какого-либо мероприятия, необходимо учесть, насколько он способен к такого рода общению, умеет ли убедительно говорить, ясно, грамотно выражать свои мысли, обладает ли определенными артистическими способностями, умеет ли установить контакт с аудиторией. Далеко не каждый человек отвечает всем этим требованиям, поэтому далеко не каждый может и хочет проводить эту работу.

Если необходимость активной массовой работы во взрослой библиотеке сомнению, то в детской библиотеке таких вопросов не возникает. Массовая работа в детской библиотеке имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребенка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребенку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации.

Традиционные формы массовой работы

День информации, день специалиста, библиографический обзор, обзор библиотечной выставки, обзор библиографических пособий, тематические обзоры - об этих формах массовых мероприятий мы с вами уже говорили в прошедшем году на семинаре, посвященном справочно-библиографическому обслуживанию, поэтому сегодня лишь упоминаем о них.

Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

Виды читательских конференций:

1. По произведениям художественной литературы: по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов.

2. Конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах).

5. Читательско-зрительские конференции – обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря, в данном случае. требуется и знание специфики кино.

4. Заочные читательские конференции – через средства массовой информации. В данном случае, шире охват аудитории, больше возможности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное время и т. д.

Этапы подготовки и проведения читательских конференций:

— выбор книги – учитывается проблемность произведения, неоднозначная оценка критиков и читателей, актуальность; позиция библиотекаря – пропаганда лучшей литературы. Удачный выбор произведения определяет успех конференции;

— определение читательского назначения, выбор аудитории – желательно, чтобы она была однородная: участники чувствуют себя более раскованно, охотнее высказывают свое мнение;

— пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора: подбирается материал с целью ознакомления читателей. Также оформляются книжные выставки;

— разработка вопросов к конференции – один из наиболее сложных интеллектуальных этапов подготовки, требующий специальных знаний, творческого подхода. Эффективный метод – постановка вопроса, проблемы; акцентировать позицию автора; освещение художественных особенностей произведения;

— подготовка аудитории к мероприятию – важно создать атмосферу непринужденного общения, где нет конкретно ведущего и отвечающего, а есть диалог, общение на равных.

Большое значение имеет оформление мероприятия: книжные выставки, иллюстрации, фотографии, музыка и др.

— фиксация читательской конференции – в современных условиях ведут аудио- или видеозапись мероприятия, что позволяет лучше проанализировать его, сохранить историю библиотеки.

Несмотря на спад интереса к читательским конференциям, все же библиотеки должны осваивать и развивать данную форму деятельности, т. к. это один их основных методов пропаганды книги.

Литературный вечер – одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий Часто — это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.

Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Реализовать цели мероприятия, определить содержание, логику дискуссии помогает вопросник, предварительно составленный библиотекарем. Его вывешивают рядом с объявлением о конференции, диспуте, публикуют в пригласительном билете и он выполняет функцию своеобразной программы мероприятия. Вопросы не должны допускать однозначные ответы.

Устный журнал – традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.

Этапы подготовки:

— Выбор названия: определяется целевым и читательским назначением и служит визитной карточкой, или – брендом журнала.

— Определение состава редакционной коллегии. Кроме библиотекаря обычно туда входят специалисты в различных областях, авторитетные лица, краеведы, представители СМИ – все, кто могут содействовать работе.

— Разработка основных рубрик. Аналогично периодическим изданиям должны быть рубрики, разделы: «Проза», «Поэзия», «Встречи с интересными людьми» и т. д.

— Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – составляющие успеха журнала.

Инновационные формы массовых мероприятий

Литературное ревю. Ревю - представление, обозрение.

Это краткий рассказ основной сюжетной линии художественного произведения, опубликованного в последних номерах литературных журналов или новой книге.

Проводится в течение 20-30 минут. Количество представленных произведений для информационного обозрения не ограничено.

Цель- - оперативная информация о последних публикациях (новинках литературы), представление о том, что печатается в прессе.

Час интересных сообщений. Рассчитан на широкий круг читателей. Разрабатывается и проводится на одну определенную тему, требующую длительной подготовки и сбора материала (например, «НЛО», «Тайны древних цивилизаций» и т. д.). Содержание часа должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать читателя, заставить обратиться к источнику информации и прочитать самостоятельно рекомендуемую литературу. Материал «часа» группируется по принципу беседы, лекции. Завершается мероприятие кратким информационным обзором источников, на основе которых построен весь текст. Проводится не более 45-60 минут.

Литературный этюд

Мероприятие посвящается поэзии и, как правило, проводится к юбилейной дате поэта. Ведущие рассказывают о его жизни и творчестве.

Хорошо включить в программу художественное чтение стихов. Если имеются стихи, на которые положена музыка, то они должны прозвучать.

В подготовленных выступлениях ведущие этюда наряду с повествованием дают краткую критическую оценку творчества поэта, отзывы современников.

На мероприятии желательно использовать иллюстративный материал: фотографии, слайды, портреты и т.д., сопроводив их комментарием о периоде жизни юбиляра, который они запечатлели.

Проведение мероприятия должна сопровождать тихая мелодия, музыкальные паузы.

Исторический калейдоскоп

Посвящается историческому событию, знаменательной дате календаря.

Мероприятие строится с учётом рассматриваемой темы. Состоит из небольших блоков, связанных общностью тематики. Разделяют блоки музыкальные паузы исторической направленности.

Форма каждого блока различна, но каждая по времени не превышает 10 минут проведения.

Разновидностью являются экологические, литературные, краеведческие и т.д. калейдоскопы.

Мероприятие рассчитано на детскую аудиторию.

Литературная мозаика

Мероприятие строится из небольших, быстро сменяющих одна другую, форм подачи материала о книгах. Каждая отдельная форма мероприятия не превышает 5 минут проведения.

С целью усиления внимания к теме в программу следует включить музыкальные заставки между формами.

Соединенные воедино маленькие кусочки - формы дают общее представление о теме мероприятия в целом.

Краеведческие посиделки

Камерное мероприятие. На него обычно приглашаются 20-25 человек.

Главное действующее лицо посиделок - рассказчик в образе радушной хозяйки, сердечно принимающей у себя в доме - «светелке» своих гостей, пользователей библиотеки.

Помещение, где проходят посиделки, следует украсить домоткаными половиками, вышитыми полотенцами, домашней утварью времен старины данной местности. Неплохо использовать прием оформления спектакля: декорации с нарисованной печкой, кроватью с горой подушек и одеял.

Основное содержание таких встреч - увлекательный рассказ хозяйки, посвященный какой - либо теме из истории города или краеведческому событию.

В него органически вплетаются пословицы, поговорки, легенды и преданья, загадки.

Оживят посиделки забавные и веселые истории, пересказанные участниками встречи, воспроизведенные из книг краеведческие события, задушевная песня.

Мероприятие будет содержательным, если играя и развлекаясь, слушатели смогут узнавать новое, неизвестное из исторического прошлого своей малой родины.

А завершаются посиделки литературными подарками (благодарностью хозяйке) и чаепитием с вареньем и пирогами, выпекаемыми в данной местности издавна.

Без угощения из «светелки» не уходит ни один гость.

Возможно проведение фольклорных, литературных посиделок и т.д..

Фитобар

Мероприятие требует значительной подготовки, большого просмотра и подбора материала по лекарственным растениям и целебным травам.

Для этого вечера следует подобрать «памятники» литературного творчества о растениях: стихи, песни, мудрые мысли, афоризмы, загадки, выдержки из текста поэм и т.д..

В основе мероприятия лежит выставка. На ней могут быть представлены букеты из лекарственных растений, сухие сборы, интересные рецепты приготовления настоев и отваров из трав. Рядом выставляется литература и самые значимые периодические публикации, рядом с ними - экологический дайджест по травам.

Полезным вкладом в программу вечера будет консультация фитотерапевта «как правильно собирать травы», особенности приготовления лекарственных настоев, применение и использование в обиходе отваров из трав.

Можно организовать работу импровизированного «аптечного киоска» с приглашением фармацевта, в котором каждый желающий приобретет лекарственные сборы. К сборам желательно составить рецепты, оформленные в виде рябиновых, березовых листочков и т.д..

Библиотекарь знакомит участников мероприятия с наиболее интересными материалами по теме «фитобара», раздает каждому гостю как «памятку» экодайджест и рецепты красочно оформленных сборов.

Чайный вечер

Разновидностью вечера отдыха является «чайный вечер». Мероприятие включает в себя рассказ об истории чая, возникновении чайной церемонии, традициях русского чаепития.

Викторина сможет сделать вечер более интересным, заинтересовать участников, вызвать желание дать правильный ответ или услышать правильный ответ на незнакомый вопрос, познакомиться с литературой по теме вечера.

В программу вечера можно включить «дегустационный конкурс», требующий определить: каким чаем заварен кипяток в стакане, с какой травкой заварен этот чай, какое варенье представлено на конкурс, какие ягоды можно предлагать к чаю, чтобы сохранить его изысканный вкус и т.д..

Проводится на вечере и другое конкурсное задание. Его участники должны быстро приготовить вкусный чай по собственному рецепту, затем ответить на вопросы ведущего и продемонстрировать умение так составить «чайный букет», чтобы при заварке сохранился его аромат.

Организуется праздничное чаепитие, библиотекарь вручает гостям «литературные советы» в виде листочков смородины или рябиновых кисточек с секретами приготовления чая.

Праздник именинника

Популярная досуговая форма детского утренника. Мероприятие необходимо тщательно подготовить, оформить красочно помещение, где состоится торжество. Зал украшается листочками, снежинками, веточками, цветами в зависимости от времени года. Не лишними будут разноцветные шары, гирлянды.

Заранее изготавливается медаль с пожеланиями для именинника, неплохо оформить к этой дате «берестяную грамоту». Составляется поздравительная открытка, на которую наносится расшифровка имени.

В центре внимания участников «Именинное дерево», на котором висят фанты с заданиями.